8.Классификация способностей.: Существуют различные подходы к классификации способностей. Их

17.Понятие о способностях. Классификация способностей

8.Классификация способностей.: Существуют различные подходы к классификации способностей. Их

Сп-ти– этоиндивидуально-пс-ие особ-ти л-ти,обеспечивающие успех в деят-ти, в общениии легкость овладения ими. Способностиможно классифицировать на:

  1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через мех-ы научения типа условно-рефлекторных связей);

  2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и разв-ие в социальной среде.

Спец-иеч-ие способности в свою очередьподразделяются на:

  1. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деят-ти и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.

    ), и специальные, опред-ие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

  2. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

  3. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

  4. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

18. Предмет возрастной психологии. Периодизация возрастного развития

Возрастнаяпсихология– это область знаний, акцентирующаявн-ие на психологич-их особ-ях детейразного возраста, в то время как психологияразвития– это сфера знаний, содержащих информациюв основном о законах возрастногопреобразования психологии детей. ВПнельзя представлять себе вне развития,как нечто неизменное. Точно так жеразвитие немыслимо без выделения еговозрастных особенностей. В реальносуществующей области знаний о возрастномразвитии детей оба эти момента слиты.

Предметом ВПявляетсяизучение и представление в виде научныхфактов и соответствующих теорий основныхособенностей псих-го разв-я детей приих переходе из одного возраста в другой,включая развернутые разносторонниесодержательные псих-ие хар-ки детей,относящихся к разным возрастным группам.

Периодизациявозрастного развития.

Есть два отличающихсядр. от др-а подхода к представлениюпериодизации разв-я.

Один из них основанна понимании процесса развития какскладывающегося стихийно, под влияниеммножества случайных факторов иобстоятельств в жизни детей, а другойпредставляется нормативным или таким,каким развитие должно было бы быть видеальном случае при полном учете всехвлияющих на него факторов, при правильнойорганизации обучения и воспитаниядетей.

Та периодизациядетского развития, которая сложиласьна основе имеющейся практики обученияи воспитания, отражает, по мнению Д. Б.Эльконина, в основном именно эту,специфическую практику, а не потенциальныевозможности ребенка. Такая периодизация,которую можно назвать эмпирической.

Именно такой иявляется периодизация развития,предложенная Д. Б. Элькониным. Рассмотримее основные положения.

Детство, охватывающеепериод вр-ни от рожд-я ребе-а до окончанияшколы, по возрастной физической классиф-ииделится на следующие 7 периодов:

1. Младенчество:от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство:от одного года жизни до трех лет.

3. Младший и среднийдошкольный возраст: от трех до четырех-пятилет.

4. Старший дошкольныйвозраст: от четырех-пяти до шести-семилет.

5. Младший школьныйвозраст: от шести-семи до десяти-одиннадцатилет.

6. Подростковыйвозраст: от десяти-одиннадцати дотринадцати-четырнадцати лет.

7. Ранний юношескийвозраст: от тринадцати-четырнадцати дошестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этихвозрастных периодов имеет свои особ-тии границы, кот. сравнительно легкозаметить, внимательно наблюдая заразв-ем ребенка, анализируя его псих-юи поведение. Каждый псих-ий возрасттребует своего стиля общения с детьми,применения особых приемов и методовобучения; и воспитания.

Весь процессдетского разв-я в целом можно разделитьна три этапа: дошкольное детство (отрождения до 6-7 лет), младший школьныйвозраст (от 6-7 до 10-II лет,), средний истарший школьный возраст (от 10-II до 16-17лет, с пятого по одиннадцатый классшколы), Каждый из них состоит из двухпериодов, открывающихся межличностнымобщением в качестве ведущего видаактивности, направленного преимущественнона развитие личности ребенка изавершающегося предметной деятельностью,связанной с интеллектуальным развитием,с формированием знаний, умений и навыков,реализацией операционально-техническихвозможностей ребенка.

Источник: https://studfile.net/preview/5707936/page:8/

Понятие и классификация способностей

8.Классификация способностей.: Существуют различные подходы к классификации способностей. Их

Понятием способности мы пользуемся тогда, когда необходимо осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения, навыки, почему разные люди при равных обстоятельствах достигают различных успехов.

Способности – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Б.М.Теплов выделил 3 признака самого понятия способности:

1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Б.М.Теплов считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Наличие каких-либо способностей не может гарантировать всестороннего развития личности.

Способности человека выступают как некая возможность по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а действительностью будет достигнутый уровень мастерства.

Психология, отрицая тождество способностей и знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. При наличии способностей знания, умения и навыки приобретаются быстрее. Способности обнаруживаются только в деятельности, и при том в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Классификация способностей.

1. а) Природные (или естественные) способности – это те, которые в своей основе биологически обусловлены. б) Специфически человеческие, имеющие  общественно-историческое происхождение.

2.                а) Общие – это те, которыми определяются успехи в самых разных видах деятельности, например, умственные, точности ручных движений, развитая память, речь.

б) Специальные определяют успех в специфических видах деятельности. Тут необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, технические и т.д.

Часто общие и специальные сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

3.                Теоретические и практические способности.

Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические к конкретным практическим действиям. Эти чаще не сочетаются друг с другом и вместе встречаются только у одаренных, талантливых людей.

4.                Учебные и творческие.

Учебные определяют успешность в обучении, усвоении знаний, умений и навыков, а творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, изобретений.

5.                Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные. Эти способности в наибольшей степени социально обусловлены.

К 1-ым относятся – речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способность входить в контакт с различными людьми, оказывать на них влияние, располагать к себе.

2-ые – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности. И межличностные и предметные способности взаимно дополняют друг друга.

Другая классификация делит способности на 4 группы.

1. Элементарные общие способности.

Присущи всем людям, хотя в различной степени их выраженности. Они являются основной формой психического отражения, проявляются в способности ощущать, переживать, мыслить.

2. Элементарные частные способности. Свойственны всем людям и свидетельствуют об их индивидуальности. Музыкальный слух, критичность ума, глазомер, решительность и т.д.

3. Сложные общие способности. В той или иной степени присущи всем людям – это способности к общечеловеческим видам деятельности – к труду, игре, общению, учению и т.д.

4. Сложные частные способности. Их еще называют профессиональными. Это педагогические, математические и т.д. Способности к той или иной деятельности.

Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. Важно их сочетание и именно такое, какое необходимо для данной деятельности.

С другой стороны, относительная слабость одной способности не исключает возможности успешного выполнения деятельности, т.к. она может быть компенсирована другими, входящими в комплекс.

Пример: слабое зрение  частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, отсутствие абсолютного слуха – развитием тембрального слуха.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное.

Так, например, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских и коммуникативных способностей.

К вспомогательным относятся: артистичность, ораторские данные и т.д. Все эти способности образуют единство.

Источник: https://students-library.com/library/read/61270-ponatie-i-klassifikacia-sposobnostej

Классификация способностей

8.Классификация способностей.: Существуют различные подходы к классификации способностей. Их

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Необходимо различать природные способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям.

Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других.

В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие нтеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других.

Общие и специальные способности сосуществуют, дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены.

(Речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на влияние и т.п.)

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления.

В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.

Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми.

Способностями могут быть названы: умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода.

Классификаций способностей довольно много.

Прежде всего, различают:

1. Природные (естественные) способности – биологически обусловленные.

2. Специфические способности – имеющие приобретённый, общественно-исторический характер.

Многие из природных способностей являются общими для животных и человека. Например, способности к элементарной коммуникации.

1.Общие способности определяют успехи в различных видах деятельности. Например: умственные способности, точность движений, развитая память, совершенная речь и др.

2. Специальные способности обеспечивают успехи человека в специфических видах деятельности. Например: музыкальные способности, математические способности, литературные, творческие, спортивные и др.

3. Теоретические Сп – склонности человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические Сп – склонность человека к практическим, конкретным действиям.

4. Учебные Сп – обеспечивают успешность обучения и восприятия, усвоение знаний, умений, навыков, формирование качеств личности. Творческие Сп – создание предметов материальной и духовной культуры, новые идеи открытия, – индивидуальное творчество.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и оказывают влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одарённостью. Эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Развитие способностей

Любые задатки прежде, чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и не прекращается до её конца, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых задействованы эти способности.

Всякие способности в процессе своего развития проходят этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка.

Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка.

Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения.

Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды.

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка.

Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга.

Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств.

Сравнительное исследование гомозиготных (имеющих одинаковую наследственность) близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной семье, при чем в некоторых случаях даже уменьшаются.

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе.

Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом, и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н.

Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей).

Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е.

воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы ых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого.

Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Воля.

Воля – это борьба мотивов, связанная с приложением усилий и принятием решений. Понятие воли было введено ещё Аристотелем. Он понимал её как фактор, способный изменять ход поведения.

Воля предполагает самоограничение, содержание некоторых достаточно сильных влечений, сознательно подчинение более значимым и важным целям.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю.

Существенными признаками волевого действия являются усиление внимания к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Ни один человек на Земле, не обладающий выдающейся силой воли, не смог добиться выдающихся успехов.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивных, неуравновешенных, эмоционально возбудимых.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила, энергичность, настойчивость, выдержка… Волевого человека отличает решительность, смелость, уверенность в себе.

Есть ещё одна группа качеств, которые отражая волю человека, связаны с его морально-ценностными ориентациями.

Это – ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность. Эти качества личности обычно формируются к подростковому возрасту. Необходимость волевого действия возникает тогда, когда на пути осуществления деятельности возникает препятствие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_153485_klassifikatsiya-sposobnostey.html

Способности и их классификация

8.Классификация способностей.: Существуют различные подходы к классификации способностей. Их

Введение……………………………………………………………… … 3

Глава 1. Определение способностей…………………………………… 4

Глава 2. Классификация способностей………………………………… 6

Заключение………………………………………………………………. 8

Список литературы……………………………………………………… 9

Введение

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных усᴨехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в усᴨехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным усᴨехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека.

Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек усᴨешно и на высоком уровне осуществляет деятельность.

Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству.

Проблема способностей существует в психологии с конца XIX века, когда появились ᴨервые попытки измерения способностей с помощью тестов. Одним из ᴨервых тестов способностей была шкала измерения интеллекта Бине и Симона, созданная в 1905 г.

, которая измеряла 30 разнообразных способностей от сенсомоторной координации до конструирования предложений и предназначалась для детей от 2 до 12 лет. Итак, с самого начала предполагалось, что способности – это сложное многофакторное образование.

1

Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если представить их в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и сᴨециальных знаний, умений и навыков, обесᴨечивающих усᴨешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII- XIX вв., отчасти является употребляемым и сегодня.

3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обесᴨечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех. 2

В понятии «способности» заключены три идеи, «Во – ᴨервых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к усᴨешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. 3

Усᴨешность выполнения любой деятельности, зависит не от какой- либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обесᴨечено различными способами.

Не отдельные способности непосредственно определяют усᴨешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, усᴨех в которой определялся бы лишь одной способностью.

Способности не только совместно определяют усᴨешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и стеᴨени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер.

Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих усᴨешность деятельности.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. 4

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Способности носят индивидуальный характер. Это означает, что у каждого человека имеются свои способности, отличающиеся по качеству и уровню развития от способностей других людей. Качественные различия в способностях людей проявляются в том, что один человек проявляет способности в технике, другой – в сельском хозяйстве, третий – в музыке, четвертый – в ᴨедагогической деятельности.

Встречаются и такие люди, которые проявляют способности в различных видах деятельности. Совокупность общих и сᴨȇциальных способностей, свойственных конкретному человеку, определяет одаренность. Одаренность обусловливает особенно усᴨȇшную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая стеᴨень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Талантливый человек может решать сложные теоретические и практические задачи, создавать ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей, выражающийся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности. Гениальность предполагает способности создавать принципиально новое, прокладывать новые пути в различных видах человеческой деятельности.

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в стеᴨȇни одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в своей деятельности. Гениальными были ученый М.В. Ломоносов, поэт А.С. Пушкин, физиолог И.П.

Павлов, химик Д.И. Менделеев и другие.

Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. 5

В психологии обычно различают общие и сᴨециальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обесᴨȇчивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под сᴨециальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо сᴨȇциальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, технической и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.

Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме.

Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы.

Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

Изучение данной проблемы позволяет сделать вывод, что весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).
  2. Клиническая психология / Под редакцией Б. Д. Карвасарского и др.- М., 2004
  3. Общая психология / Под редакцией А. В. Петровского – Москва: «Просвещение», 1986г.
  4. Общая психология / Под редакцией В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова – М.: «Просвещение», 1981г.
  5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961г.

1  Клиническая психология. / Под редакцией Б. Д. Карвасарского и др.- М., 2004

2 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.,1961.

3 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.,1961.

4 Общая психология. / Под редакцией А. В. Петровского – Москва: «Просвещение», 1986г.

5 Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).

~ ~

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B8_%D0%B8%D1%85_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/463157_3379680_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Подходы в определении способностей

8.Классификация способностей.: Существуют различные подходы к классификации способностей. Их

Способности представляют собой дифференциально-психофизиологический фе­номен. С давних пор и до настоящего времени ведутся споры об их генезе.

Понятие о способностях ввел в науку Платон (428-348 гг. до н. э.).

Он говорил, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанно­стям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны: одни рождены для управления, другие — для вспомоществования, а иные — для земледелия и ремесленичества».

Именно благодаря Платону возникло представление о врожден­ном неравенстве людей по способностям; философ говорил о том, что человече­ская природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки.

Существенным этапом в развитии учения о способностях стала книга испан­ского врача Хуана Уарте (1575) «Исследование способностей к наукам», которая, хотя и была запрещена Ватиканом и инквизицией, переведена на все европейские языки. X.

Уарте тоже писал о врожденности дарований. Так, он указывал: …

Пусть плотник не занимается земледелием, а ткач — архитектурой; пусть юрист не за­нимается лечением, а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только тем искусством, к которому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных…

Новый этап в изучении способностей начинается со второй половины XIX в., когда появилось психологическое тестирование, а вместе с ним и психология ин­дивидуальных различий как особое научное направление. Хотя само понятие «способности», как указывалось выше, введено еще Платоном, раскрытие его научного содержания произошло намного позднее .

В настоящее время существуют различные подходы к рассмотрению способностей — общепсихологический и дифференциально-психологический.

Согласно общепсихологическому подходу способ­ностями признаются любые проявления возможностей человека (исходная по­сылка: человек способен, может осуществлять какую-либо деятельность).

В центре проблемы оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения. Такая точка зрения имеет давние корни. Например, по мнению К. Д. Ушинского, ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний.

Следователь­но, проблема способностей приобретает психолого-педагогический оттенок. Получается, что все люди способные, все всё могут. Вот и в книге В. Н. Дружи­нина «Психология общих способностей» эта традиция находит свое про­должение, так как под общими способностями понимается интеллект, обучаемость, креативность.

Дело сводится не к тому, какого уровня может достигнуть человек в том или ином виде деятельности, а к тому, сколько он прольет пота, чтобы до­стичь одинакового со способными людьми результата.

При индивидуально-психологическом (дифференцированном) подходе, наоборот, подчеркиваются различия между людьми в их способностях. При этом Б. М.

Теплов, будучи приверженцем такой точки зрения, не включал в способности знания и умения. И для этого действительно есть веские основания, которые можно найти в биографиях многих талантливых людей. Так, у И. Репина и В.

Сурикова способности к рисованию проявились уже в возрасте 3-4 лет, еще до того, как их стали обучать живописи.

При общепсихологическом подходе утрачивается специфика понятия «способности», оно становится необязательным (вместо него вполне вероятно говорить о возможности, качестве, даже умении), а сама проблема «размывается», заменяется психолого-педагогическим аспектом обучения и развития человека. В связи с этим рассмотрение способностей как специфического психологического (вернее даже — психофизиологического) феномена целесообразно осуществлять с позиций дифференциальной психологии и психофизиологии.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики.

Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях.

Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности.

Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей.

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.

Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны.

На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Поэтому один из современных подходов к изучению способностей – это тесная привязка способностей к теории деятельности и личности. Теория деятельности объясняет их возникновение, а теория личности — место в структуре личности. Соответственно способности определяются как свойства (или совокупность свойств) личности, влияющие на эффективность деятельности .

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешности деятельности.

Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» .

Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов. Еще в 1941 г. Б. М. Теплов писал, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Через 30 лет с ним согласился К. К. Платонов (1972): «Вне деятельности их (способностей. — Е. И.

) вообще не существует в известном смыс­ле способности можно понимать как отражение деятельности».

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.

Только благода­ря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п.

, мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности .

Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Таким образом, способности(ability) — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несво­димые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности .

Шадриков В.Д. дает следующее определение способностей: «…

способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуаль­ную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеоб­разии освоения и реализации отдельных психических функций.

При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придержи­ваться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качества и надежности (в отношении рассматриваемой функции)» .

Поскольку всякий психический процесс является временной характеристикой функционирования соответствующей системы, В.Д. Шадриков выделяет способности мыслительные, восприятия, памяти и так далее.

Способности, по Шадрикову, являются общими в смысле отнесенности к конкретным видам деятельности: не существует, с этой точки зрения, «летных», «кулинарных», «музыкальных», «педагогических» и прочих способностей .

Виды способностей

С.Л. Рубинштейном дано определение состава, структуры способностей: «В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которой эта деятельность осуществляется.

Ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока она органически не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций; но ядро способности – это не усвоенная, не автоматизированная операция, а те психические процессы, посредством которых эти операции регулируются». Таким образом, С.Л. Рубинштейном выделяется два основных компонента структуры способностей: 1) «операционный» – это те способы действия, посредством которых осуществляется деятельность и 2) «ядро» – психические процессы, которыми регулируются операции, как качества процессов анализа и синтеза .

Способности можно классифицировать так:

Природные (или естественные). В основе своей они биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения – типа условно-рефлекторных связей.

Специфические человеческие. Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Они, в свою очередь, подразделяются на:

1.Общие – это благоприятные возмож­ности развития особенностей психики человека, кото­рые в равной мере важны для различных видов дея­тельности (гибкость ума, целеустремленность).

2. Специальные – это способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические).

Все специальные способнос­ти представляют собой различные проявления общих способностей человека к обучению и развитию.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческиеспособности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные,способности – в наибольшей степени социально обусловлены. Они связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Источник: https://cyberpedia.su/15xb5b.html

метаморфозы

8.Классификация способностей.: Существуют различные подходы к классификации способностей. Их
Классификация способностей.

1. а) Природные (или естественные) способности – это те, которые в своей основе биологически обусловлены. б) Специфически человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение.

2. а) Общие – это те, которыми определяются успехи в самых разных видах деятельности, например, умственные, точности ручных движений, развитая память, речь. б) Специальные определяют успех в специфических видах деятельности. Тут необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, технические и т.д. Часто общие и специальные сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. 3. Теоретические и практические способности. Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические к конкретным практическим действиям. Эти чаще не сочетаются друг с другом и вместе встречаются только у одаренных, талантливых людей.4. Учебные и творческие. Учебные определяют успешность в обучении, усвоении знаний, умений и навыков, а творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, изобретений. 5. Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные. Эти способности в наибольшей степени социально обусловлены. К 1-ым относятся – речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способность входить в контакт с различными людьми, оказывать на них влияние, располагать к себе. 2-ые – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности. И межличностные и предметные способности взаимно дополняют друг друга.Способности можно классифицировать на:1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);Специальные элементарные способности это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов. Глазомер это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т.е. это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называем я гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Критерии темперамента

Психомоторные и эмоциональные критерии характеристики типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.

Сензитивность – наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.Реактивность – степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).Активность – то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д. Соотношение реактивности и активность – то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакции – скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.

Основные проблемы в изучении интеллектуальных способностей

В каждой из перечисленных областей исследования накоплен значительный массив эмпирических данных.

Однако, попытки составить представление о природе интеллекта на основе выявления и описания его свойств (внешних проявлений интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях) оборачиваются, как правило, множеством противоречий.

А) В частности, многолетние психометрические исследования конвергентных интеллектуальных способностей так и оставили нерешенной проблему “общего интеллекта”.

Ее операциональная формулировка приобретает вид следующего вопроса: что стоит за фактом взаимосвязи результативных проявлений интеллектуальной деятельности на разных уровнях познавательного отражения?Объясняется ли данное обстоятельство наличием общих компонентов в особенностях выполнения тестовых заданий (собственно фактором “общего интеллекта”), либо существованием единого когнитивного механизма, природа которого и предопределяет результативные свойства индивидуального интеллекта?Допустим, мы согласимся с традиционным утверждением, что в основе взаимозависимости интеллектуальных показателей лежит фактор “общего интеллекта”. Но как тогда интерпретировать данные, согласно которым именно в группах испытуемых с более высоким уровнем развития интеллекта – у подростков по сравнению с дошкольниками и младшими школьниками (Смирнов, 1967; Луковников, 1987), студентов по сравнению с пожилыми людьми (Холодная, 1990 а), лиц с максимальным IQ по сравнению с лицами с минимальным и средним значением IQ (Detterman, 1993; Кострикина, 2001) – как правило, наблюдается снижение количества связей между разными интеллектуальными показателями, а также уровня их значимости? И не будет ли слишком странным выглядеть следующий вывод: чем выше уровень интеллектуальных возможностей испытуемых, тем в меньшей мере выражен фактор общего интеллекта?И не различием ли в выборках испытуемых с точки зрения особенностей уровня их интеллектуального развития объясняется появление “однофакторной” и “многофакторной” теорий Ч. Спирмена и Л. Терстоуна? Дело в том, что испытуемыми Спирмена были английские школьники, тогда как испытуемыми Терстоуна – студенты последнего курса Чикагского университета.Возникает опасение, что обсуждать и далее вопрос о природе интеллекта в плоскости описания все большего числа все более разнообразных конвергентных интеллектуальных способностей на основе корреляционной аргументации – дело беспер-. Спективное.Б) В области изучения креативности – своя “больная” тема. И связана она опять же с многолетней и столь же бесплодной дискуссией о соотношении конвергентных (нормативных) и дивергентных (творческих) способностей. Одни авторы в своих работах сообщали, что связи между показателями тестов интеллекта и тестов креативности настолько слабы, что можно говорить о независимости этих двух форм интеллектуальной деятельности. Другие авторы, опираясь на результаты корреляционного и факторного анализа, утверждали, что, напротив, эти типы интеллектуальных способностей взаимосвязаны.Таким образом, ни противопоставление, ни отождествление конвергентных и дивергентных свойств интеллектуальной деятельности, по-видимому, неправомерно. Работа высокопродуктивного интеллекта предполагает одновременное участие и конвергентной, и дивергентной составляющих. Однако объяснить меру их включенности и характер взаимодействия на уровне констатирующего сопоставления этих двух типов интеллектуальных способностей не представляется возможным.В) В области исследований обучаемости главное недоумение связано со следующей проблемой: действительно ли существует обучаемость как общая способность к усвоению новых знаний, либо “разные люди быстро и хорошо научаются разным вещам” (Л. Тейлор)?Во всяком случае ясно, что проявления обучаемости у каждого конкретного человека (ребенка либо взрослого) имеют множественный и специфический характер. Например, по мнению Ю.В. Карпова, “… восприимчивость ребенка к помощи, с одной стороны, и его способность к переносу усвоенного способа действия – с другой, обеспечиваются разными психологическими реальностями, и сложение этих показателей с целью вывести общий показатель обучаемости ребенка вряд ли правомерно” (Карпов, 1990, с.6).Допустим, человек обучается крайне медленно либо крайне быстро в той или иной области деятельности. Следует ли эти факты трактовать как свидетельство низкого уровня его интеллектуального развития, либо, напротив, проявления его интеллектуальной одаренности? Дать ответы на эти вопросы – значит разобраться в устройстве тех форм индивидуального ментального опыта, которые обусловливают индивидуальные вариации обучаемости.Г) В психологии познавательных стилей уже много лет и опять же без особых результатов дискутируется проблема соотношения стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности. Первоначальные, преисполненные оптимизма надежды на то, что наконец найден альтернативный путь изучения индивидуальных различий в интеллекте в виде стилевых предпочтений, со временем стали рассеиваться. Индивидуально-своеобразные способы переработки информации, обозначенные как “когнитивные стили” – “возможно, к несчастью”, так весьма своеобразно откомментировал в свое время этот акт номинации Г. Клаус (Clauss, 1978), – на уровне эмпирических исследований оказались в той или иной мере связанными с показателями и конвергентных способностей, и креативности, и обучаемости (Холодная, 1990 б; 1992).Положение усугубилось тем, что в последнее время в ряде исследований был продемонстрирован эффект мобильности стилей: часть испытуемых оказалась способной “переходить” с одного стилевого полюса на другой под влиянием изменяющихся требований задачи, обучения, интеллектуальной нагрузки и т.д., при этом подобного рода мобильность стилевого поведения рассматривалась как проявление более высокого уровня интеллектуального развития (Witkin, Oltman, Raskin, Karp, 1971; Niaz, 1987 и др.).Проблематика исследования способностейПервая проблема касается особенностей развития способностей и факторов, обуславливающих это развитие. Она требует разрешения вопроса о соотношении наследственности и среды, как основных детерминант развития способностей. Вторая проблема связана с выявлений взаимосвязи межу специальными и общими способностями. С ней теснейшим образом связана проблема (третья) создания методов измерения способностей. Четвертой важнейшей проблемой психологии общих способностей является проблема взаимосвязи способности и деятельности человека.

Конечно, современная психология способностей не ограничивается только этими проблемами. Активно исследуется вопрос взаимного влияния способностей и личности, изучаются гендерные проблемы способностей и др.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.

Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.

Источник: https://www.diary.ru/~ArikaSauron/p183309705.htm?oam

Medic-studio
Добавить комментарий