8.Методы психологического воздействия на личность в юридической

Содержание
  1. Методы психологического воздействия на личность в юридической практике
  2. 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия
  3. Методы психологического воздействия на человека
  4. Методы психологического воздействия и их различия
  5. Заражение
  6. Внушение
  7. Убеждение
  8. Подражание
  9. Средства психологического воздействия на человека
  10. Цели психологического воздействия на человека
  11. Речевые формы психологического воздействия в юридической деятельности
  12. Раздел 3. психология основных элементов профессиональной деятельности сотрудника овд
  13. «Социально-психологическое воздействие на личность в юридической психологии»
  14. Социальные технологии реабилитации и механизмы социально-психологического воздействия
  15. Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии
  16. 10 Методы социально-психологического воздействия. Социально-психологический тренинг

Методы психологического воздействия на личность в юридической практике

8.Методы психологического воздействия на личность в юридической

Основными методами психологического воздействия являются – метод передачи информации, убеждение, принуждение, внушение, постанова и варьирования мыслительных задач.

Метод передачи информации. Под данным методом понимают целенаправленную передачу сообщений о фактах, событиях, знаниях. Цель передачи информации – обогащение другого человека знаниями, удовлетворение его любознательности. В процессе общения всегда происходит воздействие информацией, обмен ею.

Сущность метода заключается в том, что заранее собранная и в определенном порядке, условиях, способах передаваемая информация включает лицо, на которое оказывают воздействие, в интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, перерабатывается им и приводит к достижению запланированной цели воздействия.

Данный метод применяется для разнообразных целей: оказать помощь при воспоминании забытого, изменить направленность мыслительных процессов лица, дающего ложные показания, изменить установку, взгляды, мировоззрение, возбудить определенное эмоциональное состояние.

Во всех случаях передача информации повышает психическую активность личности, на которую воздействуют, позволяет более четко направлять, регулировать ее мыслительную деятельность. [5]

Метод передачи информации тесно связан с методом убеждения. Необходимость взаимодополнения этих методов всегда возникает в том случае, когда после передачи дополнительной информации у лица, на которое воздействовали, наступает состояние сомнения, неуверенности. Дополнительное применение метода убеждения помогает принятию необходимого решения.

Убеждение – это главный метод воздействия.

Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность и с целью формирования у нее одних качеств и избавление от других, а с другой – побуждение к определенной деятельности.

Данный метод широко применяется в оперативно-розыскной деятельности. Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

В побуждении человека к деятельности важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то сделать, должен быть убежден, что это стоит и можно сделать.

Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности.

Будучи по форме свободным от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет сотруднику в полную меру использовать все свои умения убеждать и переубеждать собеседника. [6]

Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий всегда следующие основные элементы: 1) изложение определенных доводов; 2) передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов; 3) выслушивание сомнений и возражений убеждаемого; 4) изложение новых доводов с учетом возражений; 5) повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.

Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации).

Это обеспечивается восприятием опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему возможных путей анализа и синтеза сообщенной информации, логических и этических выводов, которые можно сделать из сообщенных доводов и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам убеждаемый в противовес логическому и этическому решению, предложенному в ходе убеждения. Важно при этом уделить внимание тщательному разбору всех препятствий, которые могут возникнуть у убеждаемого в процессе принятия определенного решения.

Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы убеждающего.

Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям: 1) отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности; 2) быть последовательным, логическим и доказательным; 3) возбуждать психическую активность убеждаемого; 4) содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты и примеры; 5) содержать анализ обоюдоизвестных фактов; 6) убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает; 7) учитывать возможности личности и ее характера.[7]

Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что «голое» принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред.

Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение.

Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Отметим, что по своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается).

Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении.

Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста.

И только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться. Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. [8]

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах: а) запрещение импульсивных действий; б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения сотрудника с объектом воздействия.

Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник имеет большой авторитет у объекта1. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях сотрудника с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они приобретают окраску доминирования со стороны сотрудника.

Смысл предупреждения состоит в том, что сотрудник вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе – желание предотвратить негативные для объекта последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы.

Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения.

Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника. [9]

Угроза венчает иерархию психологического принуждения, подводя объекта к состоянию сильнейшего переживания, порождающего чувство страха. Для того чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

Метод внушения – одного из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Таким образом, деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия.

Одна из целей дознания и следствия -воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, – достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия.

Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении.

Просмотров 1495 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-30352.html

39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия

8.Методы психологического воздействия на личность в юридической

Многонаписано о воздействиях оперативногоработника или следователя1 награждан, процессуально зависящих отнего: подозреваемых, подследственных,свидетелей и потерпевших.

С развитиемв нашей стране демократических принциповобщественного устройства стали появлятьсяпубликации, касающиеся защитыправ личности привозникновении правоотношений с органамиправопорядка и их сотрудниками, носящиепреимущественно публицистическийхарактер.

Понятия «психическоговоздействия» и«психологического воздействия», имеясвои семантические оттенки, в литературеи практике иногда используются частокак взаимозаменяемые. В частности, такпоступают авторы Комментария к Уголовногокодексу РФ.

Строго говоря,любое нефизическое воздействиеодной личности на другую, признакипроцесса или конечный результат котороговозможно обнаружить, является психическим.

Психологическое воздействие—преднамеренное,целенаправленное вмешательствов процессы психического отражениядействительности другого человека вотличие от психического, которое можетпроисходить и без выраженного желаниявоздействующего субъекта и даже в егоотсутствие («его слова запали мне вдушу, хотя он даже не догадывается омоем существовании »). Оно произвольное,волевое, как правило, методическиподготовленное, часто-инструментальнооснащенное. Результаты его ожидаютсяи прогнозируются. Именнотаким и должно быть психологическиевоздействие сотрудника правоохранительногооргана. Сотруднику при целеустремленномосуществлении психологическоговоздействия надо представлять, какиеизменения в сознании человека должныпроизойти (конечный результат), каквызвать необходимые изменения, каковывозможности применяемых им воздействий,как они соотносятся с его правами иправами гражданина. Чтобы так поступать,сотруднику нужна незауряднаяпрофессионально-психологическаяподготовленность. Без этого психологическоевоздействие может оказаться не простонеэффективным, но противоправным,привести далеко не к тем результатам,на которые сотрудник рассчитывал,возможно, тяжелейшим и для него и длятого человека, на которого он воздействовал.

Типологияпсихологических воздействий. Психологическиевоздействия классифицируются поразличным основаниям. Так, по характерувоздействия различают простое воздействиеи сложное. Простое связанос реализацией детального планапоследовательных действий, реализуемыхза один сеанс общения: беседу, опрос,допрос, консультацию, экспертизу и пр.

Как правило, простое воздействиеобусловлено достижением всего однойили нескольких тактическихцелей. Сложное состоитиз ряда простых, оно является средствомили способом достижения стратегическойцели. Например, для сотрудника – эторешение профессиональной задачи:убеждение в необходимости сотрудничества,даче показаний, выдаче улик и пр.

Понаправленности воздействия оно можетбыть индивидуальным илисоциально-психологическим.Индивидуальное направленона конкретного человека, социальное— нагруппу людей. Например,работа так называемых «пиарщиков»,пресс-секретарей правоохранительныхорганов и возглавляющих их должностныхлиц связана как раз с оказаниемсоциально-психологического воздействияна общественное мнение.

Формаосуществления психологическоговоздействия может быть открытой, закрытой(неочевидной) и комбинированной. Открытая формаподразумевает обращение непосредственнок уровню сознания.

 Закрытая- связана сиспользованием приемов, воздействующихна сферу подсознания (косвенное внушение,«косвенный допрос», НЛП идр.) Комбинированная формасочетает в себе обе предыдущие.

Комбинированная форма требует высокойпсихологической подготовленностисотрудника, тщательной методическойпроработки либо привлечения специалистаиз психологической службы.

Потехнической оснащенности различаютсубъектные воздействия и инструментальные.Субъектные — воздействия личности,слов, приемов, применяемых сотрудником,инструментальные — воздействия спомощью материальных объектов и условий(предъявление вещественного доказательства),выбора места (квартира, храм, местопроисшествия и пр.).

Существуюттакже методы психологическоговоздействия, основнымииз которых являются убеждение,принуждение, внушение, постановка иварьирование мыслительных задач идр., и приемы – конкретныетехники управления психическим состояниемпартнера по общению.

Принципывоздействия. Ониобычно связываются с допустимостьюиспользования психологическоговоздействия в уголовном процессе, ачисло их, выделяемых разными авторами,колеблется от 10 дочетырех. Фактически есть три основныхпринципа: законности, научности,целесообразности.

Принципзаконности требует,чтобы оказываемое психологическоевоздействие соответствовало КонституцииРоссийской Федерации, действующемузаконодательству, международным правовымактам и документам. Сотрудник, оказывающийвоздействие, должен осознавать, что оннесет полную ответственность за егорезультаты.

https://www.youtube.com/watch?v=c1VcChwv__w

Принципнаучности предполагает,что все применяемые в правоохранительнойдеятельности методы, приемы воздействияна личность научно обоснованы и прошлинеобходимую апробацию. Сотрудник,применяющий их, получил необходимуюподготовку, контролирует процесс ихиспользования, отслеживает обратнуюсвязь.

Принципцелесообразности указывает,что воздействие должно отвечатьнамеченной цели, быть адекватнымсостоянию человека, подвергающегосявоздействию, не быть недостаточным иличрезмерным, не превращаться в психическоедавление, принуждение, насилие.

Сферыприменения. Какуже отмечено выше, достаточно подробноописано применение психологическоговоздействия в профессиональнойдеятельности оперативного сотрудникаи следователя, меньше — судебногопсихолога-эксперта, совсем не изученоего использование прокурором, судьей,юрисконсультом и др.

Каждый из этихвидов юридического труда помимо общихтребований к осуществлению психологическоговоздействия имеет и специфические,связанные с конкретными условиямидеятельности, которые диктуют своиметоды, приемы и техники воздействия,характер и направленность, формы иоснащенность.

Общим для всех будеттолько необходимость соблюденияпринципов применения воздействия —законности, научности, целесообразности.

Рассмотримна примере, какое место занимаетпсихологическое воздействие в работепсихолога-эксперта. Здесь оно выступаетв двух аспектах: как один из способоврешения профессиональной задачи и какпредмет судебной экспертизы.

Второйаспект связан с тем, что иногда необходимопроведение экспертизы для установленияфакта психического воздействия наподозреваемого либо обвиняемого состороны следователя или третьих лиц.

Как правило, подобные экспертныеисследования проводятся в случаях,когда подэкспертный утверждает, что нанего оказывалось давление, в том числеи психологическое, и сообщенная им напредварительном следствии информацияна самом деле не соответствуетдействительности.

Первоначальнообъектом таких исследований служилипротоколы допросов, тексты которыхэксперты исследовали на предметобнаружения признаков неправомерноговоздействия.

Впоследствии, упреждаямогущие возникнуть заявления об отказеот первоначальных показаний, данныхпод давлением, следователи сталификсировать ход допросов и иныхследственных действий с помощью аудио-и видеоаппаратуры. Тем не менее иногдажалобы все же поступают.

В этом случаена разрешение экспертов ставится одинвопрос: «Имеются ли в тексте допроса(следственного эксперимента), на аудио-и/или видеозаписи признаки психического(психологического) воздействия наиспытуемого со стороны допрашивающеголибо третьих лиц?»

Задачасудебно-психологической экспертизыздесь состоит в установлении наличияили отсутствия признаков психическоговоздействия на испытуемого в процессеуказанного следственного действия.

Приэтом анализу подвергаются такие факторы,как содержание вопросов допрашивающегос точки зрения их внушающего воздействия,интонационные характеристики речевоговзаимодействия, а если анализируетсявидеозапись, то и невербальные компонентыобщения, особенности расположениязафиксированных лиц.

Особоотслеживаютсякосвенные признакивоздействия, поскольку никто незаинтересован в том, чтобы фиксироватьна пленку собственные профессиональныепогрешности и нарушения.

Конкретныйпример: задержанные У. и Ф. обвинялисьв том, что они вместе с группой лицизнасиловали и убили К. Будучи допрошеннымв качестве подозреваемого У. призналсяв причастности к убийству женщины. Своипоказания У.

подтвердил при осмотреместа происшествия, что было зафиксированона видеозапись. При допросе в суде У.

отказался от ранее данных показании,пояснив, что дал признательные показанияпод воздействием психического ифизического насилия со стороны следователяи других сотрудников.

Приизучении видеозаписи осмотра местапроисшествия с участием У. на предметопределения психического воздействияна обвиняемого со стороны следователяили третьих лиц экспертами-психологамибыли обнаружены следующие признакивозможного воздействия на него состороны лиц, присутствующих при проведенииосмотра места происшествия, а именно:

• употреблениесотрудниками следственных канцеляризмов,не характерных для уровня интеллектуальногоразвития и полученного образованияподэкспертного, типа: «режущий удар»,«проникающее ранение», «пакет старогообразца», «гражданами, известными мнеранее по совместному пребыванию в…» идр. Эти слова могли быть как навязаныследствием и заучены подэкспертным,так и восприняты им самостоятельно впроцессе предварительного следствия,либо ранее;

• использованиеследователем вопросов:

а)имеющих наводящий характер; б) ужесодержащих в себе варианты ответов; в)предписывающих, подавляющих волюподэкспертного.

• демонстрацияследователем и сопровождавшими еголицами компонентов невербальногоповедения, которые могут бытьинтерпретированы, как:;

а)предписывающие действия, выполнениекоторых обеспечивалось синхронизациейвопросов следователя со знаками,подаваемыми верхней частью туловища;б) указательные жесты;

• организациянекоторых этапов следственногоэксперимента таким образом, которыйсущественно ограничивал свободу выборау подэкспертного.

• появлениепосторонних лиц, не заявленных впротоколе.

Такимобразом, анализ видеозаписи осмотраместа происшествия показал, что имелиместо некоторые признаки психическоговоздействия на подэкспертного со сторонылиц, участвовавших в указанном следственномдействии.

Врамках психологического исследованияаудиозаписей и видеозаписей обязательнопроводится экспериментально-психологическоеобследование допрашиваемого, в ходекоторого устанавливаются егоинтеллектуальные, личностные,эмоционально-волевые и иные особенности,а также склонность к фантазированию иустойчивость к внушающему воздействию.

Правомерноеи неправомерное воздействие. Однойиз важнейших характеристик психолбгическоговоздействия является его разделениена правомерное (допускаемоезаконом) и неправомерное (противозаконное).По сути это центральная проблема вбольшинстве дискуссий о нем.

Какоевоздействие может использоваться впроцессе оперативной разработки,дознания, предварительного следствия?Где его правовые и моральные границы?Может ли власть в лице своих законныхпредставителей в интересах государственнойи общественной безопасностиизбирать любые методывоздействия на личность?

Источник: https://studfile.net/preview/4048599/page:32/

Методы психологического воздействия на человека

8.Методы психологического воздействия на личность в юридической
Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая. Эти проявления изучает психология. Эта же наука исследует приемы воздействия в общении людей друг с другом на работе, дома и в любом другом месте.

Методы психологического воздействия и их различия

Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это:

  • заражение;
  • внушение;
  • убеждение;
  • подражание.

Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Заражение, внушение, убеждение и подражание это способы влияния на психологическое состояние людей. Давайте подробно разберем их, чтобы не попасть на улочку мошенников.

Заражение

Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики.

По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника. Особенно впечатлительным натурам даже рассказывать ничего не нужно, они на эмоциональном уровне способны воспринимать сигналы, идущие от людей, находящихся рядом с ними.

Еще один пример, который характеризует метод заражения и который использует психология влияния на людей – паника. Действует он, как правило, в толпе. Если много людей находятся в одинаковых критических условиях, и кто-то из них начинает паниковать, это чувство передается большинству из присутствующих.

Слышали про панику на борту самолетов или в поломавшемся лифте? Это те случаи, когда запаниковал один человек, и это чувство перешло ко многим

Но «заразиться» можно не только отрицательными эмоциями. Заразительными бывают смех, веселье, позитивный жизненный настрой.

Внушение

Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент.

Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие).

Для того, чтобы внушение стало действенным инструментом, необходимо соответствовать своим словам. Если человек пытается «научить вас жить» и диктует правила поведения в обществе или законы достижения успеха, то его репутация, внешний вид и манера говорить должны вызывать уважение и желание подражать.

Но когда перед вами измученный индивидуум в грязной одежде и со следами алкогольного опьянения, его призывы к новой жизни выглядят жалко и смешно. Поэтому, желая помочь человеку советом, старайтесь разобраться в ситуации, в которой оказался несчастный. Проникнитесь проблемой и поставьте себя на его место. Только после этого вы можете что-то подсказать тому, кто ищет от вас поддержки.

Внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом

Еще один важный нюанс – психология воздействия на человека говорит, что внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом, в котором нет и тени сомнения. Иногда от того, каким тоном произнесена фраза, зависит успех или провал идеи.

Есть еще один фактор, который определяет результат воздействия на человека — это внушаемость. Сила внушения зависит от того, насколько человек внушаем, а это показатель индивидуальный. Высоким уровнем этого показателя отличаются дети в возрасте до 13 лет и неуверенные в себе, нерешительные люди.

Особенно хорошо действует внушение в том случае, если соединить смысл слов, с помощью которых происходит внушение с внешней информацией, которая знакома и понятна внушаемому.

Если вы пытаетесь направить человека на «путь истинный» и при этом проводите параллель с теми фактами, которые ему близки, это окажет сильное психологическое воздействие на него.

Если хотите доказать человеку, что в результате внушаемых ему действий, он будет доволен, приведите пример отрицательного результата, который ждет его в обратном случае.

Используя «крылатые высказывания» или известные примеры позитивного или негативного опыта поколений, вы добьетесь значительных результатов в искусстве внушения

Убеждение

Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений.

Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента. Доказывать что-то человеку, который находится ниже вас в умственном развитии – нелепо. Ваши доводы не будут поняты и приняты.

Если вы пытаетесь убедить в чем-то того, кто умнее вас, это будет выглядеть смешно.

Когда до сознания человека достигает первая порция новой информации, его мозг ищет объяснения. И теперь от искусства того, кто убеждает, зависит, поверят ему или нет.

Хорошо, если удастся заставить человека довериться вам, но остальное зависит от методики психологического воздействия, чередовании новых данных. Самое главное, чего требуют способы психологического влияния на человека – не обманывать оппонента.

Как только человек почувствует фальшь в словах, уровень доверия упадет в разы. Если это повторится, вы можете совсем потерять доверие и внимание этого человека.

Чтобы вам действительно поверили, вы должны соответствовать тому образу жизни или высказываниям, которые пытаетесь донести до оппонента. Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека.

Итак, все совпало:

  • Уровень развития оппонента:
  • Правдивость ваших утверждений;
  • Соответствие образа и высказываний.

Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека

Теперь нужно выбрать стратегию поведения, которая поможет повлиять на человека психологически. Существует несколько стратегий.

  • Агрессивная. Строится на противоречии доказываемых фактов. Это доказывает человеку, что вы личность неординарная и сильно отличаетесь от него. У него появляется желание выслушать вас и распутать ту логическую цепочку, которую вы запутали. Поэтому он внимательно вслушивается в каждое слово. Но такая стратегия психологического воздействия на человека характерна для профессионалов слова и убеждения.
  • Пассивная. Эта стратегия работает только в том случае, если вы хорошо знаете собеседника. Осторожно приводя примеры из его и собственной жизни, сравнивая их с известными всему белому свету случаями, вы подводите оппонента к той мысли, которую хотите до него донести. Не допускайте нестыковок и расхождений в суждениях. Это отбросит проделанный труд на несколько позиций назад.

Теперь вы знаете, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Используйте метод «Убеждение», применяя законы логики и выстраивая логические цепочки.

Леонардо ДиКаприо и Мэтт Дэймон, кадр из фильма «Отступники»

Подражание

Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом. Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения.

Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления. Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным.

То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.

Средства психологического воздействия на человека

На примере одного из средств психологического воздействия на массы можно рассмотреть, ставшую обыденным явлением, рекламу. Относительно недавно реклама существовала в качестве вывесок на магазинах, кафе или предприятиях общественного питания. Это были обычные афиши, рекомендующие просмотры фильмов или концерты звезд эстрады.

Сегодня реклама превратилась в масштабные качественные ролики, которые не только информируют людей о товаре, представлении или анонсе, они заставляют сделать выбор в пользу того или иного продукта, формируют становление ценностей и направляют в нужное русло мысли и поступки человека. Важно обращать внимание на то, что смотрят ваши дети, так как есть воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность.

Многие считают, что психологическое воздействие рекламы – это двигатель торговли (фраза избитая, но это правда), другие полагают, что спрос подразумевает выпуск новых продуктов, борьба за первенство между которыми решается посредством рекламы. Это одно из самых действенных средств, которые оказывают воздействие на массу людей и заставляют действовать под диктовку.

Под воздействием рекламы многие девушки ходят на неудобных высоких каблуках

Это относится не только к какому-то товару или певцу, рекламой можно склонить общественное мнение в пользу того или иного кандидата для выборов в правительство. Этот метод еще называется «манипуляцией общественным мнением» или «темное искусство воздействия на людей».

Причем, манипуляция производится не насильственным путем, а методами правильного построения рекламной программы кандидата. Выясняется, что необходимо электорату на данном этапе становления и развития общества и подгоняются общие фразы и обещания.

Каждый человек «видит» в этих посулах выгоду для себя и голосует именно за этого избранника.

Цели психологического воздействия на человека

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.

Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.

Родители знают, как психологически воздействовать на своё чадо, например, рассмешить его

Психологическое воздействие рекламы преследует цель заставить купить тот или иной рекламируемый товар, проать за нужного кандидата или посмотреть фильм, на который затрачено много средств, и их необходимо вернуть в кратчайшие сроки.

Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных.

Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе.

Следовательно, с помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу.

Как уже было сказано, любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.

Источник: https://sunmag.me/sovety/14-01-2014-metody-psikhologicheskogo-vozdejstviya-na-cheloveka.html

Речевые формы психологического воздействия в юридической деятельности

8.Методы психологического воздействия на личность в юридической

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 33Следующая ⇒

Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает до­пустимые пределы психологического воздействия на допрашиваемо­го.

Так, чтобы оградить допрашиваемого от внушения, закон запре­щает постановку наводящих вопросов, чтобы оградить допрашивае­мого от постороннего влияния, закон предписывает проведение до­проса порознь, а производство очной ставки разрешает одновремен­но только между двумя лицами.

Но даже точное выполнение всех правил проведения следственных действий не гарантирует отсутст­вия психологического воздействия на участника процесса со стороны следователя. Любая форма речевого общения, тем более устная, уже предполагает воздействие. Более того, даже нейтральное взаимоприсутствие уже есть воздействие одного человека на другого.

Чтобы следователь мог выполнить задачи, возникающие в процессе расследования, он обязан воздействовать на лиц, прохо­дящих по делу. Ему приходится убеждать допрашиваемого в необходимости дать правдивые показания, отказаться от избран­ной им неправильной линии поведения.

В этом и заключается дозволенное законом психологическое воздействие на допраши­ваемого, подчиненное целям установления истины по делу. Важ­но правильно определить границу между действиями и приемами следователя, которые допускаются законом, моралью, и дейст­виями, представляющими собой психологическое насилие, несо­вместимое с принципами уголовного процесса.

В отличие от на­силия правомерное психологическое влияние не диктует кон­кретного действия, не вымогает того или иного содержания, а, вме­шиваясь во внутренние психологические процессы, формирует пра­вильную позицию человека, сознательное отношение к своим граж­данским обязанностям и только опосредованно приводит его к выбо­ру определенной линии поведения.

Речь идет не о том, законно ли применение психологического воздействия, а о недопустимости пси­хологического насилия, так как, по мнению белорусских ученых-правоведов, принципиальной особенностью применения всех судебно-психологических методов воздействия является полная недопус­тимость передачи следователем ложной информации4.

Психологиче­ское воздействие – «это не насильственное навязывание своей воли, а оказание помощи при решении сложных жизненных проблем»5.

4 Дулов А. В. Судебная психология М , 1970. С. 234.

Зорин Г. А., Левами В. И Психологическая защита в напряженных кри­миналистических ситуациях Гродно, 1995 С 80

Каналы воздействия
Звуковой Визуальный
Устная речь Паралингвистический Кинетический
Голос (сила, высота, тембр, тон, мелодичность Интонация Темп речи Паузы (логические и психологические) Поза Жесты Мимика Взгляд  

Рис. 3.5 Каналы психологического воздействия реципиента на адресата

Под воздействием в психологии понимается выработка у личности навыков, знаний, наконец, мировоззрения в целом (рис. 1.5). Воздействие следователя на личность имеет более предмет­ную задачу – получение от нее правдивых показаний.

Судебно-психологическое воздействие как определенная совокупность методов применяется с целью изменения психического состояния человека, хода психических процессов, с целью контроля над мышлением и изменения волевых отношений личности к фактам, попавшим в орбиту следствия.

Психологическое воздействие, применяемое органами, которые ведут борьбу с преступностью, направлено в основном на перевоспитание правонарушителей, на воспитание участников уголовного процесса.

Методы психологического воздействия в процессе расследования и судебного разбирательства используются в определенных процессуальных рамках и формах, реализуются в ограниченные сроки и применяются, как правило, в совокупности. Концентра­ция нескольких методов усиливает влияние воздействия. В каждом отдельном случае методы воздействия применяются с учетом психических качеств личности.

Восстановление эмоционального состояния допрашиваемого является предварительным условием результативности допроса и применения методов психологического воздействия. Применяе­мые методы окажутся эффективными, если будут созданы условия, при которых допрашиваемый сам желал бы, чтобы на него подействовали.

В противном случае могут наступить явления, называемые в психологии смысловым и эмоциональным барьерами. Вследствие возникновения смыслового барьера допраши­ваемый оказывается совершенно невосприимчивым к методам воздействия, и психический срыв может оказать резкое противо­действие следователю.

Причина возникновения смыслового барь­ера — разговор с процессуальным партнером на разных уровнях понимания, использование в речи (по М. В. Ломоносову) разных стилей». Эмоциональный барьер — это такое состояние, когда допрашиваемого невозможно убедить никакими логическими до­водами.

Он проявляется в отчуждении от людей, неприязни к ним, озлобленности и является результатом накопления тяжелых переживаний, незаслуженного оскорбления, упрека, подозрения, проявления со стороны следователя любой другой несправедли­вости.

Следователь должен прежде всего «снять»; преодолеть смысловой и эмоциональный барьеры, проявив доверие и чут­кость к допрашиваемому.

Любое воздействие возможно только при общении, а любое общение предполагает взаимное влияние друг на друга.

Воздей­ствие можно представить как определенную систему, включаю­щую в себя ряд элементов: а) действующий индивид; б) объект действия, в) средства или орудия действия; г) метод действия или способ использования средств; д) реакции индивида, на которого действуют, или результат действия.

Следователь постоянно общается с лицами, совершающими преступления, поэтому он должен использовать такие методы воздействия, которые оградили бы его самого от отрицательного влияния обвиняемого.

Проверка только тех версий, которые навя­зывает подозреваемый или обвиняемый, использование следова­телем в своей речи жаргонных слов – результат отрицательного воздействия преступника на следователя. Как воздействовать на личность и как оградить себя от ее отрицательного влияния, учит социальная и юридическая психология.

Так, чтобы оказать соот­ветствующее воздействие на другого человека, важно захватить лидерство в общении с ним.

А для этого нужно обладать опреде­ленной совокупностью личных социально-психологических ка­честв, к числу которых относятся: достаточно высокий уровень инициативы и активности, опыт и навыки организаторской дея­тельности, заинтересованность в достижении поставленных це­лей, хорошая информированность, достаточная общительность и личная привлекательность, наконец, высокий уровень собственно­го престижа и авторитета С целью получения от допрашиваемого правдивых показаний в следственной практике могут применяться следующие речевые формы (методы) психологического воздействия: изобличение; убеждение; психологическое внушение; эмоциональное воздей­ствие; пример.

Метод изобличения. Заключается в активном воздей­ствии на допрашиваемого, в демонстрации несостоятельности его утверждений, противоречий между этими утверждениями и об­стоятельствами расследуемого уголовного дела.

Изобличение достигается путем предъявления доказательств, постановкой пе­ред допрашиваемым вопросов. Предъявление доказательств в процессе допроса должно быть проведено тактически правильно.

Главное состоит в том, чтобы с их помощью допрашиваемому была передана не ложная, а дейст­вительная информация, чтобы доказательства были тщательно проверены и не вызывали сомнений в своей достоверности, верно истолкованы, логически точно использованы.

Правильно предъ­явленные в ходе допроса доказательства способствуют получе­нию подробной и достоверной информации от лиц, дающих правдивые показания, побуждают дать правдивые показания тех, кто пытается утаить правду и, наконец, помогают проверить и правильно оценить показания.

Доказательства при условии их правильного предъявления могут сыграть решающую роль в изобличении виновных. Но из­вестны примеры, когда доказательства из-за неправильного предъявления теряли свою доказательственную силу и психоло­гическую воздейственность, так как были опорочены допраши­ваемым. Вот конкретный пример.

В одном из магазинов была со­вершена кража. Преступник проник в магазин, выставив стекло, на котором и был обнаружен след его руки. Стекло изъяли, но в протоколе осмотра места происшествия не отразили, с внешней или внутренней стороны оставлен этот след.

Наличие следа на стекле являлось основной уликой, изобличающей подозреваемого в краже. Следователь, не продумав тактику допроса подозревае­мого, начал допрос с предъявления заключения дактилоскопиче­ской экспертизы.

Подозреваемый, сориентировавшись, что сле­дователь не располагает больше никакими доказательствами, уличающими его, заявил, что след на стекле оставленим.

Этого факта он не отрицает, так как накануне заходил в магазин (это могут подтвердить продавцы), подходил к окну, через которое смотрел на улицу, и поэтому оставил след. И так как в протоколе осмотра места происшествия не было указано, с какой стороны стекла был оставлен след, данная улика потеряла свое доказа­тельственное значение.

Метод убеждения заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку челове­ка, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и воле­вую сферы. Юрист убеждает преимущественно содержательным словом и ясно выраженной целенаправленной речью.

Поэтому метод убеждения рассчитан на активизацию всех положительных качеств данной личности. Убедить — значит с помощью доводов доказать или опровергнуть какое-либо положение.

При убежде­нии все участки коры головного мозга находятся в деятельном состоянии, поэтому идея сразу же увязывается со всем комплек­сом представлений и понятий человека и укрепляется в его со­знании.

Метод убеждения возможен только в том случае, если лич­ность желает воспринимать доводы, заинтересована выслушать собеседника. Поэтому предварительное установление психологи­ческого контакта с допрашиваемым является обязательной пред­посылкой этого метода.

Эффективность убеждения зависит от силы аргументации (наличие достоверных фактов, примеров, цифр, данных науки, мнений авторитетов), предварительной под­готовки, психических качеств убеждающего и убеждаемого.

Применение убеждения должно отвечать ряду требований: оно должно строиться с учетом уровня развития, образования, интел­лекта допрашиваемого, его индивидуальных психических ка­честв; быть логичным, доказательным, состоять из выводов и конкретных примеров, содержать анализ взаимно известных фак­тов; оно должно быть рассчитано на обратную связь, т. е.

на вос­приятие доводов самого допрашиваемого, чтобы в зависимости от них перестраивать процесс убеждения. Убеждение усиливает­ся, если повторяются доводы, при которых используются различ­ные ассоциативные связи.

Оно должно содержать и психологиче­ские доводы, которые применяются и как самостоятельные ос­новные средства убеждения, и как дополнительные, усиливаю­щие логическую аргументацию. Следователь должен быть сам убежден в том, в чем хочет убедить допрашиваемого.

У допра­шиваемых обостренное восприятие, они хорошо распознают, насколько следователь, внутренне искренен. Любая профессия налагает на своего представителя определенные правовые и нравст­венные обязанности. Однако есть такие виды служебной деятель­ности, для осуществления которых недостаточно усвоить только определенную сумму специальных знаний и навыков. Для этого необходимо и высоконравственное поведение. К числу таких профессий относится и труд следователя.

Квалифицированный следователь, вооруженный опытом, так­том педагога и психолога, воспитанный и культурный, уже на первоначальных стадиях расследования закладывает основы ис­правления и перевоспитания лица, совершившего преступление.

Убедить может лишь тот, кто обладает большим опытом, зна­ниями, имеет педагогические способности, кто достаточно убеж­ден сам, имеет твердые идейные принципы, кто показывает лич­ный пример. Нужно самому быть таким, каким хочешь воспитать другого.

Авторитет следователя завоевывается бескорыстным служением делу, упорным трудом, глубокими знаниями.

Если применение таких методов воздействия, как изобличе­ние и убеждение, не вызывает уже особых возражений и споров в процессуальной и криминалистической литературе, то воздейст­вие на допрашиваемого методом внушения требует разъ­яснения.

Под внушением понимается восприятие одним человеком оп­ределенной идеи другого, следование ей. Чтобы внушение могло произойти, необходимо наличие сильного раздражительного процесса в узком районе коры головного мозга при одновремен­ном торможении других участков.

Это общее условие для реали­зации внушения, которое, однако, в различных формах осуществ­ляется по-разному.

В следственной практике могут применяться лишь такие виды речевого внушения, которые являются типич­ными формами волеутверждения следователя и используются им в воспитательных целях для усиления эмоционального состояния личности и осуществления контроля над ее мыслительными про­цессами. Их несколько.

Приказание. Оно основано на праве одного человека прика­зывать и на обязанности другого подчиняться ему.

Внушение в этой форме применяется в тех случаях, когда требуется резко из­менить направление психических процессов допрашиваемого, например, вывести его из возбужденного состояния.

Поэтому приказание должно быть лаконичным и неожиданным: «Сядьте приличнее, выньте руки из карманов!».

Требование. По существу, каждое слово может служить сред­ством выражения требования. Интонация доводит мысль, выска­занную в предложении, до законченности, выражает эмоциональ­но-волевые отношения людей. По сравнению с приказанием тре­бование произносится интонационно несколько мягче и элемент обязательности здесь выражен слабее.

Просьба. Она обращена к воле и разуму убеждаемого. Прось­ба к свидетелю, обвиняемому, исходящая от следователя, имеет воспитательное значение, преследует цель выработать у них са­мостоятельную волю. Просьба сопровождается вежливым обра­щением, чтобы побудить к выполнению какого-либо действия или, наоборот, воздержаться от его выполнения.

Упрек. Это деликатная, завуалированная просьба не совер­шать или прекратить какое-либо действие или отказаться от како­го-нибудь общественно нецелесообразного намерения.

Предложение. Побуждает допрашиваемого совершить какой-либо конкретный поступок, например дать правдивые показания, объяснить какой-то факт и т. д.

Совет. Как вид внушения очень близок к предложению. В за­висимости от его содержания и авторитета следователя, высказы­вающего совет, последний принимается допрашиваемым как предложение, которое необходимо исполнить.

Предостережение и предупреждение. Разновидности пред­ложения, которые в речи выделяются интонационно. Они могут применяться в зависимости от характера предложения, исходя­щего от следователя, обстановки допроса и взаимоотношений между следователем и допрашиваемым лицом.

Важными условиями эффективности внушения как метода воздействия являются неоднократность повторения доводов, уси­ливающих эмоциональное состояние допрашиваемого, и автори­тетность следователя, которая располагает к доверию и снижает сопротивление внушающему воздействию.

Психологи отмечают у некоторой категории людей повы­шенную степень внушаемости. Эти лица отличаются впечатли­тельностью, недостаточно развитой способностью к самостоя­тельному логическому мышлению, отсутствием твердых жизнен­ных принципов и убеждений. Это относится прежде всего к детям и подросткам.

Речевое воздействие на лиц, обладающих повы­шенной степенью внушения, должно проводиться с учетом этой особенности их психики.

Сущность метода эмоционального воздей­ствия – в создании таких искусственных условий, при которых происходит резкое изменение эмоционального состояния допра­шиваемого, в результате чего он обнаруживает знание или незна­ние факта, степень заинтересованности в расследуемых обстоя­тельствах.

С помощью этого метода проверяется причастность допрашиваемого к преступлению, знание им фактов, интересую­щих следователя, проверяется правильность тактических приемов допроса. Любое сообщение несет в себе два момента: рациональ­ный и эмоциональный.

Рациональное воздействует при помощи доказательств, конкретных факторов, силой логики; эмоциональ­ное – посредством чувств, вызываемых у слушающего в момент передачи ему сообщения. Путь .к сердцу человека лежит не толь­ко через разум, но и через эмоции.

Эмоциональность – важная качественная сторона речевого воздействия, и его успех во мно­гом определяется тем, насколько умело следователь применил в отношении допрашиваемого приемы эмоционального воздейст­вия. Такими приемами могут быть побуждение допрашиваемого к правдивым показаниям, разъяснение ему последствий чисто­сердечного раскаяния, использование положительных качеств допрашиваемого и фактов из его жизни, имеющих для него важ­ное значение.

Литературным примером использования приема эмоциональ­ного воздействия, приведшего к противоположному результату, может служить рассказ А. П. Чехова «Случай из судебной практики».

Следует иметь в виду, что эмоциональные реакции допраши­ваемого не имеют самостоятельного доказательственного значе­ния. Но этот метод эмоционального воздействия, правильно проведенный, побуждает к даче правдивых показаний.

Эмоциональ­ное воздействие на процессуального противника возможно лишь при строгом соблюдении законности и принципов морали.

Ис­пользование обмана в любых его формах, низменных побужде­ний, страха перед наказанием – недопустимые методы ведения следствия.

Метод примера применяется или в форме личного примера следователя или в форме сообщения допрашиваемому о положительных действиях других лиц. Корректное поведение следователя будет оказывать дисциплинирующее воздействие на допрашиваемого.

Если следователь позволил себе повысить голос, допрашиваемый сделает то же самое, если следователь нерв­ничает, эта нервозность передается допрашиваемому. Психоло­гическое воздействие на допрашиваемого начинается до допроса, с момента появления допрашиваемого в кабинете.

Поэтому внешний вид следователя, обстановка в кабинете должны соот­ветствовать своему целевому назначению.

В том случае, если следователь в процессе допроса рассказы­вает допрашиваемому о положительном поступке другого лица, желательно, чтобы пример был реальным, аналогичным тем об­стоятельствам, для подтверждения которых он приводится, а дей­ствующие лица знакомы допрашиваемому. Пример как бы при­ближает предмет допроса, вносит в изложение ясность и возбуж­дает интерес. Использование метода примера требует определен­ных педагогических способностей.

На поведение допрашиваемого большое влияние могут ока­зать члены семьи и члены производственного коллектива. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние может быть использовано при подготов­ке к допросу и в процессе его проведения. Например, известно, что муж дорожит мнением жены.

Ее приглашают к следователю, рассказывают, что случилось и какое поведение мужа на следст­вии было бы желательным. Затем на допрос приглашается муж. Соответствующее влияние, оказанное на него женой, может дать хороший результат.

Если допрашиваемый дорожит мнением ро­дителей, соседей по квартире, старших товарищей по работе и учебе, девушки, с которой дружит, это может быть использовано в целях положительного воздействия на допрашиваемого.

Рассмотренные нами методы применяются не только при до­просе. Они используются в процессе всего расследования в тес­ной взаимосвязи, образуя систему методов речевого судебно-психологического воздействия.

При использовании методов психологического воздействия нужно следить за тем, чтобы не возникло такого явления, которое называется негативным внушением, когда оратор отрицательно отзывается о каком-то явлении, а слушатели его воспринимают за положительный в буквальном смысле.

Так, например, лектор, бичуя алкоголизм, сказал, что дело дошло до того, что под самогонные аппараты стали приспосабливать холодильники «Минск-10», и в результате получил записку, в которой слуша­тель спрашивал, как приспособить для этих целей холодильник «Минск-16».

В брошюре о борьбе с наркоманией и токсикоманией автор настолько красочно описал психическое состояние после принятия этих веществ, что невольно возникало желание испро­бовать наркотик.

Публичное выступление юриста, индивидуальная беседа с процессуальным собеседником или противником не должны слу­жить внушению отрицательного. А опасность такого нежелатель­ного воздействия существует.

Противодействие этому заключает­ся в осознании того, что юрист – одна из самых интеллигентных профессий в мире и что без глубокой культуры, широкой эруди­ции, безупречной воспитанности, без морального стержня нельзя на должном уровне исполнить свой профессиональный долг.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Date: 2015-10-22; view: 699; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/8-120601.html

Раздел 3. психология основных элементов профессиональной деятельности сотрудника овд

8.Методы психологического воздействия на личность в юридической

Методы психологического воздействия преследуют следующие цели: предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, а также адаптацию (приспособление их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде).

Психологическое воздействие можно разделить на следующие виды:

  • вербальное и невербальное;
  • воздействие на сознание и подсознание;
  • правомерное и неправомерное.

Часто встречается разделение всех методов психологического воздействия всего на две группы: убеждения и принуждения. Такое деление не отвечает требованиям индивидуализации в практическом применении методов психологического воздействия.

Существует классификация методов психологического воздействия и по:

  • службам, где они наиболее интенсивно применяются;
  • типовым задачам, которые решают сотрудники органов внутренних дел;
  • позициям индивида, на которого оказывается воздействие;
  • психологическим явлениям, на которые обращено воздействие.

Ранее отмечалось, что в процессе психологического воздействия сотрудник милиции пытается ситуативно изменить поведение, эмоциональное состояние, установки объекта воздействия. Исходя из этого, при психологическом воздействии имеется одна цель, но она является промежуточной, т.к. основной целью будут, например, признание в содеянном, выяснение обстоятельств какого-либо происшествия.

Вместе с тем среди методов психологического воздействия наиболее целесообразно выделить следующие.

Убеждение. Под убеждением понимают используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Основу метода убеждения составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче.

Данный метод надо признать основным среди методов психологического воздействия, которые может использовать сотрудник милиции на практике.

При этом необходимо помнить, что существует ряд факторов, которые способствуют эффективному убеждению:

  • при убеждении сам субъект воздействия должен твердо верить в то, в чем сам убеждает. В противном случае убеждение будет неубедительным, неуверенным, будет восприниматься как плохо скрываемая ложь;
  • убеждение необходимо производить, затрагивая сходные проблемы. Это позволяет опереться на логическую основу и дает возможность субъекту воздействия лучше понять доводы, приводимые сотрудником милиции;
  • убеждение ведется с учетом интеллекта, способностей, характера и т.д. Если данный фактор не будет учтен, то разговор не получится, ибо партнеры будут «говорить» на языке, непонятном друг другу или одному из них;
  • убеждение должно быть логически выстроенным. При игнорировании данного фактора субъект воздействия вынужден ссылаться на разрозненные факты и обстоятельства без целостной картины, что снизит элементы понимания и восприятия;
  • убеждение необходимо строить на известных фактах. Без учета данного фактора убеждение будет искусственным и субъект воздействия почувствует, что возможно его обманывают и тогда эффект будет прямо противоположным;
  • убеждение должно быть обоснованно экспрессивным. В данном случае следует помнить, что для успешного воздействия требуется создать состояние, необходимое для волевого усилия, и соответственный эмоциональный фон.

Внушение.

Под внушением понимается процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соответствии с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность «внушенных установок». По методам реализации внушение подразделяется на прямое и косвенное, а также на преднамеренное и непреднамеренное.

Прямое преднамеренное воздействие заключается в использовании субъектом специальных словесных формул, которые внедряются в психическую сферу объекта и становятся активными элементами его сознания и поведения. внушения включено в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения.

Заражение. Под заражением в социальной психологии понимается процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции.

Различие между внушением и заражением не ограничивается только участием сферы эмоций. В то время как заражение носит спонтанный характер, внушение – акт преднамеренный, который, как правило, представляет собой речевое воздействие, а заражение немыслимо без невербальных средств, таких, как крики, музыкальные ритмы, жесты.

Подражание. Как метод психологического воздействия означает следование какому-либо образцу. Подражание встречается на разных этапах индивидуального развития человека. В младенческом возрасте – это подражание движениям и звукам голоса взрослого.

Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью. Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности, включая преступные группировки.

Сотрудник милиции должен помнить, что в процессе раскрытия и расследования преступлений необходимо развенчать авторитет главаря, если он стал объектом подражания. Это особенно целесообразно в процессе работы с несовершеннолетними.

Стимулирование. Предполагает побуждение, эффект которого обусловлен психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, стремлениями. Данный метод психологического воздействия может широко использоваться в правоприменительной практике.

Это такие приемы, как ободрение лица, совершающего волевые усилия; внушение необходимого для успешного волевого усилия состояния; консультирование, помощь в овладении методами самомобилизации. Методы стимулирования позволяют усиливать уже сложившееся у индивида, но недостаточное, с точки зрения решения стоящих перед ним и сотрудником милиции задач, волевое усилие.

Методы стимулирования применяются, если индивид уже осознал необходимость нужного поведения и имеет возможность вести себя так, как нужно. Ему мешает лишь то, что он не способен мобилизовать себя на преодоление трудностей, которые возникнут. В случае конфронтации главное – помочь индивиду осознать и преодолеть противоречивость своей воли.

Наконец, при противоборстве разрушение воли нередко оказывается первым шагом для того, чтобы обезвредить, нейтрализовать общественно опасные действия.

Основой любой классификации методов, ее важнейшим элементом является отдельный прием психологического воздействия.

Под приемом психологического воздействия, используемого сотрудником ОВД, понимают основанные на законе и правовых актах способы избирательного влияния на личность (или группу лиц) с целью достижения кратковременного или устойчивого изменения психологических характеристик, от которых зависит юридически значимый характер ее поведения.

Набор приемов психологического воздействия достаточно широк. Его полнота определяется спецификой решаемых в ходе воздействия психологических задач. В зависимости от позиции, занимаемой объектом, они предлагают как меры позитивного влияния на личность, так и меры психологического принуждения.

Различают четыре основных типа такой позиции объекта воздействия:

  • готовность к сотрудничеству;
  • нравственно-незрелая позиция;
  • устойчивая противоправная ориентация;
  • крайние формы противоправной ориентации.

Соответственно выделяют четыре группы приемов индивидуально-психологического воздействия:

  • позитивного стимулирования;
  • нейтрализации ошибочных установок;
  • психологического противоборства;
  • психологического принуждения.

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/belor/015.htm

«Социально-психологическое воздействие на личность в юридической психологии»

8.Методы психологического воздействия на личность в юридической

Введение 3

1. Понятие социально-психологического воздействия 4

2. Понятие правомерного социально-психологического воздействия в деятельности сотрудников ОВД 8

3. Классификация методов и приемов социально-психологического воздействия и их характеристика 14

Заключение 17

Литература 18

Введение

На современном этапе развития нашего общества от человека все чаще требуется овладение новыми знаниями, умениями и навыками из различных областей, выходящих за пределы его узкопрофессиональной специализации.

Лишь на стыке пограничных знаний удается открывать новые закономерности, новые возможности для практической реализации профессиональных задач.

Комплексный подход позволяет всесторонне изучить тот или иной объект и создать более полную и адекватную картину исследуемого объекта.

Для сотрудников правоохранительных органов знания, практические умения и навыки в области психологии чрезвычайно важны, поскольку они способствуют разрешению ряда вопросов, возникающих в процессе расследования преступлений и судебного разбирательства и для профилактики правонарушений.

Решая задачи расследования преступлений и их профилактики, сотрудники ОВД неизбежно вступают во взаимодействие с участниками уголовного процесса и иными гражданами. Даже при совпадении целей участников уголовного процесса с целями лиц, расследующих преступлений, установление истины через их субъективное восприятие и отношение к преступлению, является сложным процессом.

При этом каждая сторона, преследуя свои цели, стремится определить наилучший вариант своего поведения и достичь желаемого результата. И в этом случае необходимо оказание определенного психологического воздействия в виде приемов активизации психической деятельности этих лиц для восстановления образа воспринятого во всех его взаимоотношениях и причинно-следственных связях.

Это определило выбор темы настоящего исследования: «Социально-психологическое воздействие на личность в юридической психологии».

Социальные технологии реабилитации и механизмы социально-психологического воздействия

… значительно легче противостоять и биологическими проявлениями болезни.   Механизмы социально-психологического воздействия. Основными механизмами социально-психологического воздействия на наркологических больных являются внушение, убеждение, подражание, индуцирование. Внушение …

Цель исследования — изучить проблему социально-психологического воздействия на личность в юридической психологии.

Метод исследования — теоретический анализ научной психологической литературы по проблеме исследования.

1. Понятие социально-психологического воздействия на личность

Социально-психологическое воздействие — это влияние, оказываемое на психику и личность субъекта с целью побуждения его к определенному поведению. Структура психологического воздействия включает в себя следующие компоненты:

1. Субъект психологического воздействия — сознательно действующее лицо, осуществляющее воздействие (сотрудник ОВД: следователь, дознаватель, оперработник и т. п.).

2. Объект психологического воздействия — психика человека, испытывающего воздействие, или группы таких лиц (участники уголовного процесса, лица, представляющие оперативный интерес, преступные группы и т. п.).

3. Цель воздействия — определенные аспекты или сферы психики объекта воздействия (потребностно-мотивационная, интеллектуально- познавательная и эмоционально-волевая сферы), которые при психологическом воздействии должны измениться, перейти из наличного состоянии в желаемое.

4. Действия психологического воздействия, которые превращают возможность изменения объекта воздействия в действительность. Ими осуществляется воздействие, они приводят к изменению хода событий, изменяя объект, т. е. только в результате действий психологического воздействия возникают те процессы, которые приводят к изменению психических параметров.

5. Последствия воздействия или его результаты — изменения в психике лица, на которого оказано воздействие, проявляющиеся в его поведении и деятельности (как целенаправленные, так и побочные последствия, не входившие в намерения воздействующего).

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии

… «подшефного» в коллективе. Для социально-психологической адаптации новых сотрудников менеджером по работе с персоналом будут … позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Интенсивность воздействия стрессовых факторов существенно отражается на такой характеристике … СПб.: «Ювента», 1999. 4) Айзенк X. Психологические теории тревожности [Текст] / Х.

 Айзенк // Тревога и тревожность / …

Среди социально-психологических качеств, определяющих успешность психологического воздействия, важны социальный статус и авторитетность. Психологическое воздействие во многом определяется отношениями, складывающимися между субъектом и объектом психологического воздействия.

Само процессуальное положение подследственных и сотрудников, как и внешние обстоятельства, их взаимодействия в рамках расследования уголовных дел при разнонаправленности их интересов, предполагают либо сокрытие и маскировку истинных отношений, либо проявление конфликтных или негативных отношений.

При оказании социально-психологического воздействия необходимо руководствоваться определенными принципами.

Принцип законности: оказываемое психологическое воздействие должно соответствовать Конституции РФ, действующему законодательству, международным правовым актам. Сотрудник, оказывая воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.

Принцип научности предполагает, что все применяемые в юридической деятельности методы, приемы социально-психологического воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.

Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.

Создание необходимых предпосылок и условий для социально-психологического воздействия реализуется множеством способов, подробно описанных в соответствующей литературе, поэтому остановимся здесь лишь на нескольких.

Это касается, в первую очередь, современных психотехнологий коммуникации (эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП) и др.), элементы которых могут быть взяты на вооружение сотрудником.

Смысл этих методов заключается в том, что происходит подстройка или создание подсознательного доверия — сотрудник как бы настраивается на «волну» «объекта» и общается с ним на доступном и понятном обоим языке тела, биоритмов,…

10 Методы социально-психологического воздействия. Социально-психологический тренинг

… . Оценка эффективности СПТ. 1. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра. Весь набор методов социальной психологии Андреева подразделяет на методы исследования и …

Литература

1. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие [текст] / В.С. Агеев. — М.: Социосфера, 2000. — 396 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст]: учебник / Г. М. Андреева. — М.: Академия, 2003. — 412 с.

3. Бандурка, А. М. Юридическая психология [текст]: учебник / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. — Харьков: Изд-во Национального университета внутренних дел, 2002. — 596 с.

4. Бехтерев, В. М. Внушение и его роль в общественной жизни [текст] / В.М. Бехтерев. — М.: Просвещение, 1995. — 256 с.

5. Грачев, Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [текст] / Г. В. Грачев, И.К. Мельник. — М.: Институт философии РАН, 1999

6. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита [текст] / Е.Л. Доценко. — М., 1997.

7. Еникеев, М. И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии [текст] / М.И. Еникеев. — М.: Норма, 2005. — 428 с.

8. Кандыба, В. М. Криминальный гипноз: Примеры технологий криминального психовоздействия [текст] / В.М. Кандыба. — СПб., 1999.

9. Курбатова, Т. Н. Юридическая психология [текст]: учебник / Т.Н. Курбатова. — СПб.: Питер, 2009. — 478 с.

10. Обозов, Н. Н. Психология межличностного взаимодействия [текст] / Н.Н. Обозов. — Л., 1994.

11. Чалдини, Р. Психология влияния [текст] / Р. Чалдини. — СПб.: Питер, 1999.

12. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология [текст]: учебник / Ю.В. Чуфаровский. — М.: Эксмо, 2006. — 318 с.

13. Шейнов, В. П. Как управлять другими. Как управлять собой [текст] /

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/kontrolnaya/c-absotsialno-psihologicheskoe-vozdeystvie-na-lichnost-v-yuridicheskoy-psihologii-c-bb/

Medic-studio
Добавить комментарий