8. Поведение. Личностное поведение.: Поведение представляет собой целенаправленную систему

37.2. Функциональная система целенаправленного поведения (п.К. Анохин), ее центральные механизмы. Мотивации и их виды

8. Поведение. Личностное поведение.:  Поведение представляет собой целенаправленную систему

Системная организация целенаправленногоповедения. Всякое действие естьобязательно  движение,  преследующееопределенную цель  (целенаправленноеповедение).  Живое существо удовлетворяетсвои насущные  потребности,взаимодействуя с окружающей средой.

 Различают два вида такого  взаимодействия- контактное и дистанционное.  Приконтактном – влияние уже началось, и цель поведения – продлить   или   ослабить   его   действие. При  дистанционном взаимодействии живая  система   оперирует с  самим  источником полезных иливредных влияний.

  Отсюда проистекает возможность и упреждающего  взаимодействия,   и   полного    предотвращения воздействия.

Дистанционное действие делят на 3категории:

1. Действие, направленное на овладениеполезным объектом.

2. Действие, направленное на избеганиеопасности.

3. Действие   по   устранению  факторов,   препятствующих удовлетворению потребности (борьба).

Поведение – особая категория,  гдесвязь объекта со  средой являетсянеобходимым   атрибутом действия.     Согласно классическим  воззрениям, поведение   обусловлено раздражением или внешним стимулом.

Поведение человека и животного всреде носит активный характер. Оноопределяется не только текущимивоздействиями среды или следами прошлыхвоздействий, прошлым опытом. Поведениеделают активным потребности организма.Именно они лежат в основе формированияцели поведения, в основе построенияпрограммы поведения человека илиживотного.

Создав соответствующие«модели будущего» на основе имеющихсяпотребностей и предшествующего опыта,человек или животное подчиняет им своеповедение. Сеченов писал: «Жизненныепотребности родят хотения, и уже этиведут за собой действия; хотение будеттогда мотивом или целью, а движение -действием  или средством достиженияцели.

Без хотения как мотива или импульсадвижение было бы вообще бессмысленным».

Подходы к классификации видовповедения разные.

Психологи связывают поведение с характером  личности, темпераментом, характером установок имотивов;  этологи делят по характерусамого поведения – оборонительное, защитное, половое,  пищедобывательное; по  характеру  направленностиповедения – тропизмы, таксисы;   поэтапам – подготовительное, завершающееи т.п. Клиницисты выделяют агнозии, апраксии – нарушения поведения, которыене могут быть объяснены с позиции рефлекторной теории.

С  точки зрения физиологии,целенаправленное поведение – это видповедения,   направленный нареализацию конкретной мотивации. Жизнь-  это  смена множества мотивированныхповеденческих проявлений.

Теория  функциональных систем берет в  качестве  элемента поведенияэлементарный поведенческий акт – квантповедения.  В связи с  этим различают3 вида поведения :

1. Целенаправленное  поведение, направленное на удовлетворение мотивации(ЦП).

2. Целенаправленное  действие (ЦД) -совокупность способов для достижения цели, этап и элемент ЦП.

3. Целенаправленный  акт (ЦА) – минимальныйквант поведения, минимальный  акт, обеспечивающий минимальный  результат,ведущий к цели.

По Судакову, жизнь = ∑ ЦП = ∑ ЦД = ∑ ЦА.

Целенаправленная деятельность  всехживых существ строится по единому принципу: потребность – мотивация -принятие решения к действию -целенаправленное поведение – удовлетворение   потребности –  оценка  результата действия.

 Психофизиология принятия решения.  Стадии целенаправленного поведения.Вся жизнь человека состоит из принятиярешений, непрерывной последовательностиопераций выбора. При этом человекпостоянно сталкивается с проблемойвыбора между несколькими способамиповедения.

Принятие решения становитсяобязательным моментом в жизни, в поведениичеловека.

С момента рождения и до самойсмерти он оказывается постоянно всостоянии необходимости принять те илииные решения, одни из которых осуществляютсяавтоматически на подсознательномуровне, другие становятся предметомдлительного мучительного раздумья,выбора одного из возможных вариантов.

Процесс принятия решения – производноенеопределенности ситуации, в которойоно совершается.

При полной определенности,когда отсутствует возможность дляальтернативных действий, в сущности инет никакой проблемы: решение принимаетсяоднозначно, автоматически, часто дажене затрагивая сферу сознания.

Процессвыбора становится проблемой лишь тогда,когда в системе человек – среда присутствуетнеопределенность применительно косуществлению действий, направленныхна достижение определенной цели,конечного результата.

Суть процесса принятия решения сводитсяк нескольким моментам: восприятие, приеми обработка афферентной информации,формирование поля альтернатив (наборвозможных вариантов для последующеговыбора), сравнительная оценка альтернативныхдействий в целях осуществлениярационального выбора и собственно выбормодели действия.

Примером принятия решения являютсяпроцессы, происходящие в центральнойнервной системе при организациифункциональной системы любогоцеленаправленного поведения – ФСЦП(П.К. Анохин). Центральная архитектураповеденческого акта развертывается вовремени, хотя зачастую и  оченькоротком (миллисекунды).

1  стадия – афферентный  синтез. На  основе  биологической потребности возникает биологическая мотивация. Это- врожденные механизмы  мозга. Они  сами   могут  строить  поведение,   без афферентных сигналов  (инстинкты).

  Чем выше эволюционно,  тем меньше удельныйвес чисто врожденных механизмов в осуществлении целенаправленных реакций.Все же на первых этапах постнатальной жизни   есть   формы  поведения,   обусловленные  врожденными механизмами.

Биологические мотивации   при   формировании    поведенияиспользуют  генетическую память -поиск соска,  лечебной травы и т.п.Высшие животные и  человек используютеще один компонент – действие обстановки  (обстановочная афферентация).

  Показано в опытах на   обезьянах,   что  если   раздражать   латеральный гипоталамус,  то можностимулировать центр голода (навязывается мотивация голода).  Если же вся стая бежит  от  опасности,  то стимуляция  центра   голода не дает обычного эффекта.

  Значит -внешние условия оказываются более императивными.

Другой опыт.  Кролик  обучается тянуть  за  кольцо  с пищевым подкреплением,   причем  получает пищу  только   после включения на фоне обстановочного  раздражителя- зуммера.

  Потом такому кроликувживляют электрод в латеральный гипоталамус.  При раздражении внекамеры он ест, а в камере стимуляция темже током эффективна только при наличиизуммера.

  У  человека  обстановкатоже подавляет биологические мотивации(человек в президиуме).

Построение целенаправленногоповеденческого акта на стадииафферентного     синтеза  осуществляется   при  взаимодействии мотивационных  и обстановочных   возбуждений и   строится   по доминантному  принципу.   Ведущей   является более   важная  в биологическоми социальном отношении  мотивация. Для  человека более  ведущими, какправило, являются социальные воздействия.

Большое значение  вместе  с генетической  памятью  имеет и индивидуальная    память.  Она   формируется  при неоднократном удовлетворениипотребности.   Пример – динамический  стереотип, когда сама  память  является  стимулом для   целенаправленного поведения.

Реакция зависит  от значимостисигнала.  Оценка этой значимостипроисходит даже  во сне,  так какмозг  не  спит, отключено толькосознание. Однако при бессознательнойоценке мозг работает локально, нетгенерализации ответов. Таким  образом,нейрофизиологически  разница между сознательным и подсознательным- в степени генерализации возбуждения.

Сознание – это новое качество, требующееактивации всей ЦНС.  Когда мы работаем,мы не ощущаем среду, но эти возбуждениясуществуют, хотя  не доходят досознания (одежда, стул, шум в комнате).Сейчас вы их почувствовали,  т.к. наэти раздражители переключилось вниманиеи они достигли сферы сознания.

  Сознание обеспечивает сосредоточение внимания  на главной цели,  но всето, что готовит эти реакции – осуществляетсяна подсознательном уровне.

Если говорить о  центральных механизмах  целенаправленногоповедения, то   первая  стадия формирования  ФСЦП – афферентныйсинтез –  осуществляется  на   уровне   подсознания .  Сознаниеподключается позже,  на  уровне принятия  решения   или в случаерассогласования акцептора действия сего результатом.

  Автоматическиереакции     осуществляются    на    уровне подсознания. Чемболее  автоматизирован поведенческий акт,  тем больше память определяетдеятельность  (подсознательноевыполнение действия, работа на конвейере,ходьба и т.п.). Любимое  место в зале, любимый путь домой,  обстановка длячтения и т.п.

– организм стремится  кстереотипии,  так как  это требует  меньше энергии.

Четвертый компонент   афферентного  синтеза   –   пусковаяафферентация, последняя  капля для  того,  чтобы  предпусковаяинтеграция  проявилась.  В качестве пусковой афферентации можетвыступать любой раздражитель и время (конец  лекции  –  и  все бегутв столовую).

В процессе  афферентного  синтеза используются   следующие механизмы:1) восходящие активирующие влиянияподкорки на кору;  2) механизмымножественной конвергенции возбужденийна  нейронах коры;  3) механизмыдоминанты. 

На стадии афферентного синтеза решается несколько  вопросов: ” что делать?”и  “когда делать?”. Стадияафферентного синтеза заканчиваетсяпринятием решения к  действию, апринятие решения уже ведет в свою очередьк формированию модели  действия и еереализации.  Стадия афферентногосинтеза это стадия сомнений,  на которой идет перебор возбуждений,формируются (по Симонову) эмоции.

2 стадия – принятие решения.  Настадии  принятия  решения мозг  направляет поведение в одном направлении, намечается жесткая линия поведения,  освобождается от лишних степенейсвободы.

  Талантливый мозг – тот,который может  быстро отброситьизбыток информации и принять точноерешение!  Для того, чтобы  это можнобыло осуществить,  на этой стадиирегуляторные аппаратыФСЦП анализируютинформацию о состоянии всех потенциальных исполнительных  механизмов,  всехорганов и мышц, которые могли бы бытьвовлечены  реализацию   ЦП. Формируется  т.н.

  “эффекторныйинтеграл”  – картина состояния исполнительных органов.  В зависимостиот результатов такого анализа формируется ответ на вопрос  “как делать?”,  в какой последовательностивключать отдельные кванты поведения.

Например, на  ветке сидит обезьяна, которая хочет достать банан, расположенный выше.  Теоретически она может этосделать, включив в  действие  любуюиз ее  четырех конечностей.  Ноесли одна из передних занята детенышем, а одной из задних она держится  за ветку, значит остается  только двестепени свободы для выбора.

  Естественно,выбор будет зависеть и от высоты,  накоторой висит вожделенный плод. Врезультате  решение “что делать?”будет на языке нервных импульсов означать  “сорвать  банан, висящий  на верхней ветке”, “когда делать? – “немедленно”, а”как делать? ” – «приподняться направой задней конечности и правойпередней сорвать  банан».

   Одновременно в мозгу будет сформированнервный образ модели будущего действия.

Все это  целенаправленное поведение, однако,  может быть разбито на составляющие его элементы (целенаправленные действия) –  1) привстать,  2) сорвать, и на отдельные еще более мелкие квантыдействия – (поведенческие акты),  изкоторых  состоит действие.  Каждыйиз этих элементов имеет свой промежуточныйрезультат,  который и контролируетсярегуляторными аппаратами на основеоценки обратной  афферентации отрабочих органов, вовлеченных в действие.

3 стадия – формирование акцепторарезультата действия.   Это оченьважный  аппарат в  целенаправленном действии.

  Опыт  30-х годов Анохина:  если  у  собаки выработать условный рефлекс на звонок+ мясной порошок,  а затем  заменить его   свежим  мясом  (“сюрприз”),  то   при   этом  собака смотрит  с  удивлением, принюхивается, бежит к экспериментатору, ищет мяснойпорошок и т.п.  –  только  потомначинает есть мясо.

  Это значит – вмозгу модель подкрепления со  всеми его   параметрами  не  совпала с результатом. Если у орла подметитьяйцо камнем той же  формы, то онзаметит  подмену только если подниметкамень (рассогласование по весу).

В основе физиологических механизмов акцептора  результата действия – конвергенция  на  одних и тех женейронах командных импульсов и обратной афферентации от результата.

4 стадия –  поведение. Поведение  совершается при постоянномконтроле со стороны акцептора действияи заканчивается лишь при совпадениимодели и результата. Согласно Анохину,в этом случае организм вознаграждаетсяс помощью  аппарата положительных эмоций, получая  удовольствие.

 Если есть ошибки в результате – включается ориентировочно-исследовательскаяреакция и усиливается  отрицательная эмоция.  Аппарат управления вноситкоррективы в поведение, и оно продолжаетсядо тех пор,  пока не поступит  сигналоб удовлетворении потребности.

  ТогдаФСЦП прекращает свое действие, аинформация о ходе удовлетворенияпотребности поступает в  аппаратыпамяти (научение).

 Роль потребностей и мотиваций   в формировании функциональной системы  целенаправленного поведения. Поведениечеловека и животного в среде носитактивный характер. Поведение делаютактивным потребности организма.

Потребности лежат в основе формированияцели поведения, в основе построенияпрограмм поведения человека илиживотного. Как указывает П.В.

Симонов,категория потребности может бытьобнаружена в фундаменте всех биологическихмотиваций и всех основных психическихявлений человека: в мышлении, эмоциях,воле, во внешне реализуемых произвольныхдействиях.

Потребности можно разделить на 2 группы.

Первичные потребности, обеспечивающиесохранение индивидуума и вида (потребности,нужды): потребности в пище, воде, воздухе,оптимальной температуре, в избеганииболи, в ориентировочно-исследовательскойактивности (цель – наиболее быстро иполно опознать сигнал), потребность впродолжении рода, забота о потомстве.Первичные потребности – общие длячеловека и животных.

Потребности второго рода – это потребностив получении новой информации, физическомосвоении пространства, интеллектуальномосвоении непознанного, эстетическиепотребности и т.п. Если первая группапотребностей человека может бытьотнесена к материальным, то вторая – кдуховным.

Духовные потребности человекаимеют исходно информационную природу.Стремление к прагматически неопределеннымстимулам необходимо для освоения новыхсфер деятельности, новых форм поведения.

Потребность в информации с невыясненнымзначением служит не столько самосохранению,сколько совершенствованию и усложнениюмира живых существ (потребности ростаи развития).

Потребности первого рода чаще всегоимеют энергетическую природу и поэтомупри удовлетворении они, как правило,снимаются. Потребности второго рода«неутолимы». При удовлетворении они неснимаются, а иногда даже усиливаются.

Возникновение фундаментальныхбиологических потребностей живыхсуществ связано с первоначальнымисдвигами внутреннего химизма. Измененияво внутренней среде организма вызываютцепь взаимообусловленных процессов,которые можно подразделить на внутренниеи внешние.

Внутренние процессы -перестройка жизнедеятельности различныхорганов и систем организма применительнок наличным условиям, внешние -соответствующее поведение в среде,направленное на добычу необходимыхвеществ или избавление от неблагоприятныхусловий жизни.

Мотивацией называется избирательноевозбуждение структур мозга, вызванноетой или иной внутренней потребностьюи побуждающее животное к целенаправленнойдеятельности для удовлетворенияпотребности. 

Установлено, что мотивационное возбуждениеформируется тремя различными врожденнымимеханизмами:

1) нервной сигнализацией от рецепторовсоответствующих внутренних органов,обеспечивающих ту или иную формудеятельности;

2) нервной сигнализацией  от рецепторовсосудов;

3) непосредственным действием гуморальныхфакторов на центральные нервные аппараты(ретикулярную формацию, продолговатыймозг, гипоталамус).

Сигнализация от рецепторов внутреннихорганов определяет формированиемотивационного возбуждения по принципу«предупреждения» задолго до того, каксодержание определенных веществсущественно изменится не только в тканяхорганизма, но и в кровяном русле.

Этовоздействие, как правило, нестабильнои может быть подавлено другими, болеесильными воздействиями.

Включениеимпульсации с рецепторов сосудов иособенно гуморальных факторов обеспечиваетдоминантный характер данной мотивации(пример –  мотивация голода, котораявозникает при запустевании желудка).

Центральные аппараты мотиваций ицеленаправленного поведения. Нервныеи гуморальные изменения, развивающиесяв организме при изменении внутреннейсреды, адресуются прежде всего кгипоталамусу. Мотивационные центрыгипоталамуса отличаются рядомфункциональных особенностей.

Для ниххарактерна избирательная чувствительностьк физико-химическим воздействиям(реагируют на малейшие колебанияпоказателей гомеостаза). Избирательнаячувствительность нейронов гипоталамусак изменению тех или иных физико-химическихконстант внутренней среды связна с тем,что данная константа определяетнормальное течение обмена веществ внейроне-рецепторе.

Отклонение константыот постоянного уровня вызывает непрерывнуюимпульсацию в нейроне.

Мотивационные центры гипоталамусаимеют обширные связи с ретикулярнойформацией ствола и лимбической системой,через которые в мотивационные реакциивключается целый комплекс корково-подкорковыхаппаратов. Благодаря обширности связейи особой чувствительности к изменениямгомеостаза центры гипоталамуса являютсясвоеобразными пейсмекерами для мотиваций.

Целенаправленное поведение организмадля удовлетворения возникшей потребностине может быть организовано толькогипоталамическими центрами. Они создают«побуждение к деятельности». В зависимостиот степени их возбуждения в мотивационнуюреакцию включаются лимбическиеобразования головного мозга и новаякора. Образования лимбической системымодулируют активность гипоталамическихядер.

Корковые структуры, включенные вмотивационное возбуждение, осуществляютактивный перебор информации среды дляпрогноза будущей деятельности, дляопределения степени вероятностидостижения цели и организуютцеленаправленное поведение.

Бесполушарноеживотное, будучи голодным, тем не менеене отправляется на поиски пищи ипотребляет ее только в том случае, когдаона вкладывается ему непосредственнов рот. Но такие животные отчетливопроявляют чувство голода и насыщения.

В голодном состоянии они беспокойны,кричат, а при насыщении – успокаиваются.

Первым признаком развивающегосямотивационного возбуждения всегдаявляется подчеркнутаяориентировочно-исследовательскаяреакция. Животное настораживается,прислушивается, принюхивается,присматривается к окружающим предметам.

Ориентировочная реакция обеспечиваетвключение неспецифических активирующихсистем мозга и приводит к повышениютонуса корковых нейронов, что облегчаетформирование новых нервных связей иактивный поиск определенных веществ(факторов) во внешней среде.

Согласно современным представлениям,наиболее тонкие и ответственные процессыв организации целенаправленногоповедения происходят в коре большихполушарий по схеме: лобные доли – задниеотделы – лобная кора.

Многочисленныепотребности создают в медиобазальныхотделах лобной коры состояние «напряжения»,которое служит первым толчком к поискусредств удовлетворения этих потребностей.

Аналитико-синтетическая деятельностьзадней «внутренней системы» новой коры(третичные зоны височной, теменной изатылочной областей) обеспечиваетмобилизацию ранее накопленного опыта,на базе которого формируется программадействий.

Сопоставление этой программыс реальным ходом ее осуществленияпроизводится структурами лобной коры.Таким образом, в сложном процессеформирования функциональной системыи регуляции целенаправленного поведениялобные доли несут двойную нагрузку,совмещая инициирующую и контролирующуюфункции.

Через связи с вегетативными ядрамисреднего, продолговатого и спинногомозга и связи с эндокринной системоймотивационные центры гипоталамусаосуществляют энергетическое обеспечениесоматических двигательных реакций(изменение кровообращения, дыхания,интенсивности обмена) и связь соматическихреакций с вегетативными.

После того, как будут найдены факторы,способные удовлетворить исходнуюбиологическую потребность, мотивационноевозбуждение снимается. Уменьшение ипрекращение мотивационного возбужденияможет произойти заранее, до наступленияистинного «метаболического» насыщения,т.е. до того, как произойдет полноевосстановление параметров внутреннейсреды.

Достаточно т.н. «сенсорного»насыщения – афферентной сигнализациис рецепторов организма по мереосуществления физиологических актов,направленных на удовлетворение исходнойпотребности. Но если сенсорное насыщениене подкрепляется метаболическим, оноснимает мотивацию на короткий отрезоквремен; метаболическое насыщение снимаетмотивацию надолго.

Источник: https://studfile.net/preview/2142902/page:85/

Целенаправленное поведение. Рефлекторная модель работы мозга Принцип доминанты Теория функциональных систем Понятие мотивации Целенаправленные системы. – презентация

8. Поведение. Личностное поведение.:  Поведение представляет собой целенаправленную систему

1 Целенаправленное поведение

2 Рефлекторная модель работы мозга Принцип доминанты Теория функциональных систем Понятие мотивации Целенаправленные системы Целенаправленное поведение

3 Синапс Хебба и условный рефлекс Исходно сильная синаптическая связь УС БС БР или УР Исходно слабая синаптическая связь, которая усиливается при совпадении во времени пре- и постсинаптической активности (синапс Хебба)

4 Экспериментальная установка по выработке классических условных слюнных рефлексов (по Э.А.Асратяну, 1974). Слева внутренняя часть экспериментальной камеры, справа внешняя Классические условные рефлексы

5 1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного. 2. Действие условного раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5-2 секунды. 3. Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителя в определенном режиме нагрузки и времени. 4.

Нервные центры коры головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности и должны находиться в активном состоянии. 5. Сила возбуждения на условный раздражитель должна быть меньше, чем на безусловный. 6. Посторонние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию, должны отсутствовать.

Правила выработки условных рефлексов (по И.П. Павлову)

6 «Ящик Скиннера» – экспериментальная установка по выработке инструментальных (оперантных) условных рефлексов. Инструментальные условные рефлексы

7 Различия между классическим и оперантным рефлексами

8 Витальные – Пищевые – Питьевые – Оборонительные – Регуляция сна- бодрствования – Экономии сил Ролевые (зоосоциальные) – Половые – Родительские – Эмоциональные (резонанса, сопереживания) – Территориальные – Иерархические Саморазвития – Исследовательские – Имитационные – Игровые – Преодоления сопротивления, свободы Важнейшие безусловные рефлексы животных (по П. В. Симонову)

9 Двойные стрелки – филогенетические связи сложнейших рефлексов животных с потребностями человека, пунктирные – взаимодействие потребностей человека, сплошные – влияние потребностей на сферу сознания. Сопоставление сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов) высших животных с потребностями человека (по П.В. Симонову, 1987)

10 Доминанта (А.А. Ухтомский, 1923) – господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит переключение раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага.

Включает в себя нервные центры, имеющие корковую локализацию, и субкортикальные компоненты («констелляция нервных центров»), совместная работа которых находит свое выражение также в вегетативной и гуморальной динамике.

Доминанта характеризуется: – повышенной возбудимостью; – стойкостью возбуждения; – суммацией последовательно приходящих нервных импульсов; и является нейрофизиологической основой целенаправленного поведения.

11 В отличие от принципа рефлекса, в концепции доминанты большое внимание уделяется собственной мотивации и «внутренним детерминантам» животного или человека, которые в свою очередь зависят от всего предшествующего опыта (принцип историзма).

12 С концепцией доминанты тесно связана также идея о «функциональном органе» временном объединении («констелляции») нервных центров для выполнении какой-либо функции (с одновременным или последовательным участием), экспериментально подтверждённая только в последней трети 20-го века. Области мозга, активирующиеся при выполнении простой двигательной реакции

13 Корреляции биопотенциалов (ЭЭГ) точек коры больших полушарий головного мозга человека в состоянии покоя (А) и через 15 секунд после начала решения задачи (Б). (М.Н.

Ливанов, 1989) Намного опередила время также мысль о необходимости синхронизации ритмов активности нервных центров, как условия их участия в доминанте. Эта идея получила подтверждение только начиная с 1950-х годов в опытах М.Н.

Ливанова по изучению когерентности ЭЭГ между электродами.

14 Теория функциональных систем П.К. Анохина Основное положение: Всю деятельность системы и ее всевозможные изменения можно представить целиком в терминах результата.

Основные вопросы при описании системы: – Какой результат должен быть получен? – Когда именно должен быть получен результат? – Какими механизмами должен быть получен результат? – Как система «убеждается» в достаточности полученного результата?

15 Поведение может быть охарактеризовано как континуум результатов, а поведенческий акт рассмотрен как отрезок поведенческого континуума от одного результата до другого.

Результат внешнего поведения индивида – это определенное соотношение организма и внешней среды, которое прекращает действие, направленное на его достижение, и делает возможной реализацию следующего поведенческого акта.

Функциональной системой называют такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата. Теория функциональных систем П.К. Анохина

16 Модель функциональной системы (по П.К. Анохину)

17 Отражение Скорее философская концепция. Применительно к когнитивной психологии и психофизиологии её суть в том, что пространственно- временная структура объектов отражается в мозге в форме «нервной модели», в которой соотношения между элементами подобны таковым у объекта.

Эта модель является «кодом» отображаемого внешнего объекта, на основании которого строится субъективный образ. Адекватность отражения достигается постепенно, его параметры корректируются в соответствии с получаемым опытом. При этом биологическое отражение избирательно, поскольку формируется в ходе эволюции: «отражаются» только те элементы, которые важны для выживания.

Отражение может быть опережающим: в его формировании участвует долговременная память, а в неё, как правило, записываются многократно повторяющиеся события. Поэтому по первым сигнальным признакам ситуации можно относительно точно воспроизвести её всю (биологический смысл – быть готовым).

Кроме этого, «нервная модель стимула» участвует в запуске ориентировочного рефлекса – если встреченный объект (ситуация) не похож ни на какую из имеющихся в памяти моделей.

18 Все формы поведения имеют определенную причину (мотив), т.е. направлены на удовлетворение потребностей. И.М.Сеченов – потребность, это побуждение и цель поведения человека и животных, причина «хотения». И.П.

Павлов – потребность, это детерминанта поведения, «рефлекс цели», сила, побуждающая организм к определенному поведению. П.В.Симонов – потребность, форма связи организма с внешним миром и источник его активности.

19 Мотивации представляют собой древнейший механизм, направляющий поведение для обеспечения выживания особи. Мотивации могут базироваться на древних врожденных безусловнорефлекторных механизмах, не связанных с когнитивными процессами, хотя у высших животных и человека мотивации тесно переплетаются с когнитивным уровнем.

Мотивации Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма (состава крови, температуры и т.п.) Потребность – реальное или прогнозируемое нарушение гомеостаза, которое может быть предотвращено с помощью целенаправленного поведения. Пример: потребность в пище.

Мотивация – эмоционально окрашенное состояние, направляющее поведение на удовлетворение потребности. Пример: ощущение голода.

20 Три основные группы мотиваций: 1. Биологические, которые свойственны человеку и животным; 2. Социальные, свойственные человеку и частично животным; 3. Интеллектуальные и духовные – свойственные только человеку. Мотивации

21 Актуальные (имеющиеся в данный Имеющиеся в данный момент мотивации можно разделить на главные (доминирующие) и подчинённые. Например, потребность в пище – это доминирующая мотивация, а желаемые вкусовые ощущения – подчинённые мотивации (мотивы).

Доминирующие мотивации называют основными (ведущими), а подчинённые мотивы – производными (ситуативными). Доминирующая мотивация преимущественно неосознанна. например, в состоянии голода – желание еды, как таковой; подчинённый мотив обычно более осознан (возникает желание сладкого, солёного, острого и т.д.).

Физиологические механизмы доминирующей мотивации описывются в учении о доминанте (А. А. Ухтомский). Мотивационные эффекты возникают при стимуляции определённых зон мозга (область латерального гипоталамуса).

Ответная реакция (от поискового поведения – до сильных мотивационных эффектов и эффектов самораздражения) зависит от силы раздражения (Д.Олдс, 1960). Мотивации

22 Целенаправленное поведение: резюме Целенаправленность – свойство поведения живых систем. Основным стимулом, побуждающим организм к целенаправленному поведению являются потребности и возникающие на их основе мотивации.

Нейрофизиологической основой, определяющей ведущую роль той или иной мотивации является механизм доминанты. Целенаправленное поведение включает в себя оценку результатов действия в сравнении с желаемой целью, поэтому функциональная система, обеспечивающая ц.п.

работает по принципу «рефлекторного кольца», а не дуги.

23

24

Источник: http://www.myshared.ru/slide/226151/

Medic-studio
Добавить комментарий