80. Самосознание личности и её жизненный путь.: САМОСОЗНАНИЕ — высший уровень развития психики человека,

Самосознание личности

80. Самосознание личности и её жизненный путь.: САМОСОЗНАНИЕ — высший уровень развития психики человека,

Самосознание личности – это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное “Я”, а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом.

Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека.  В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно.

Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:

1 стадия (до года) – выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним.

Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал.

Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.

2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.

3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.

4 стадия (7-12 лет) – продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).

5 стадия (12-14 лет) – ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.

6 стадия (14-18 лет) – имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.

Формирование самосознания личности

В подростковом и юношеском возрасте происходит формирование основ самосознания личности.

Именно этот этап (от одиннадцати до двадцати лет) включает влияние на подростка собственного статуса среди ровесников, оценки общественной мысли, своей деятельности и соотношение реального «Я» с идеальным.

Определяющими категориями формирования самосознания личности есть мировоззрение и самоутверждение субъекта.

Мировоззрение – это система целостных суждений человека о себе самом, окружающей действительности и о жизненных позициях и действиях людей. Оно основывается на опыте и знаниях, накопленных до этого периода, и придает деятельности осознанный характер.

Самоутверждение – это поведение человека, которое обусловлено повышением самооценки и поддержания желаемого общественного статуса. Метод самоутверждения зависит от воспитания, возможностей и индивидуальных умений конкретной личности. Человек может самоутверждаться как с помощью своих достижений, также и с присваиванием себе несуществующих успехов.

Среди других значимых категорий выделяют: осознание необратимости времени и смысла жизни; формирование полноценного самоуважения к себе; понимание личного отношения к интимной сенситивности (но тут существуют гендерные различия, обусловленные тем, что девушки развиваются физиологически раньше юношей); постижение любви как социально-психологического выражения.

Наравне с этими категориями следует выделить социальную роль и социальный статус, как основные критерии формирования самосознания.

Социальная роль – это устойчивая характеристика социального поведения, выражающаяся в выполнении моделей поведения, согласующаяся с нормами и собственными ожиданиями. Она сочетает ролевые ожидания и собственно исполнение роли.

Роль оказывает сильнейшее влияние на развитие индивида, так как именно социальное взаимодействие в значительной мере помогает приспособиться индивиду к жизни.

Социальным статусом называют положение человека в определенном обществе, которое включает ряд прав и обязанностей. Некоторые социальные статусы приобретаются при рождении, а другие целенаправленно достигаются на протяжении жизни.

Особенности самосознания личности

Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру.

Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением).

Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.

К основным функциям относят: самопознание – получение информации о себе; эмоционально-целостное самоотношение и формирование «Я»;  самозащиту своей неповторимой личности;  саморегуляцию поведения.

Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание.

Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире.

Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.

Главной особенностью и самым важным компонентом самосознания является образ «Я». Это сравнительно устойчивые и не всегда осознаваемые понятия человека о себе, в результате которых он взаимодействует с людьми.

Этот образ выступает установкой непосредственно к своим действиям и включает три компонента: когнитивный, поведенческий и оценочный. Первый включает в себя понятие о своей внешности, способностях и социальной значимости.

Второй компонент охватывает желание быть понятым и вызывать уважение и симпатии друзей, учителей или коллег. А третий объединяет собственное уважение, критичность и уничижение.

Существует еще идеальное «Я», которое обозначает желаемое видение себя. Этот образ присущ не только в юношеском, но и более зрелом возрасте. Изучение самооценки помогает определить степень деструктивности или адекватности «Я».

Самосознание и самооценка личности

Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках.

В процессе социализации человека формируется способность к самооценке.

Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.

Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.

Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.

Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.

У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.

Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.

Нравственное самосознание личности

Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов.

Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств.

В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.

Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.

Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.

А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.

Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.

Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков.

Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими  нравственными нормами.  Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания.

Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие.

Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/samosoznanie-lichnosti/

Самосознание личности и ее жизненный путь

80. Самосознание личности и её жизненный путь.: САМОСОЗНАНИЕ — высший уровень развития психики человека,

Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с ок­ружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «Я», то нельзя и отрывать одно от другого.

Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознания, о личности как Я, кото­рое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя за них ответствен­ность в качестве их автора и творца.

Реальная история развития самосознания неразрывно связа­на с реальным развитием личности и основными событиями его жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произволь­ных движений, которые вырабатываются в процессе формиро­вания первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом пути является начало ходь­бы, самостоятельного передвижения. Здесь важна не столько техника передвижения, сколько то изменение во взаимоотноше­ниях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как самостоятельного овладения предметом, посредством хватательных движений.

Одно как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я.

При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружаю­щими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осозна­ния другого человека как самостоятельного субъекта.

Са­мосознание является относительно поздним продуктом со­знания.

Существенным звеном в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играет значи­тельную роль в развитии сознания ребенка, и вместе с тем уве­личивает возможности ребенка, изменяя т.о. взаимоотношения ребенка с окружающими.

Вместо того, чтобы быть лишь объек­том, направляющихся на него действий окружающих его взрос­лых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направ­лять действия, окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир.

Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его созна­нии, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям. В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней.

В ряду вне­шних событий жизни личности сюда включается все, что реаль­но делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся спо­собность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого( начало собственной трудовой деятельности, делающей его мате­риально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и .

свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение человека взаимоотношений с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние челове­ка, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, не исчерпывается процесс становления личности и ее развития.

Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта не исчерпывается способностью выполнить задания, она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой задания, цели, определять направление своей деятельности.

Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения.

Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоя­тельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юно­шей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него есть особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию у под­ростка и юноши самосознания. Развитие самосознания прохо­дит при этом через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все большему углубленному само­познанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого раз­вития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней сто­роне, от отражения более или менее случайных черт к характе­ру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяет­ся как личность в более высоком плане.

В широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его Я, человек признает не все, что отразилось в его психике, а толь­ко то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни.

Не каждую мысль посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности.

Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только та­кое, которое определило его жизнь и деятельность.

Но все это – и мысли, и чувства, и желания – человек в большей части в луч­шем случае признает своим, в собственное Я он включает лишь свойства своей личности – свой характер и темперамент, свои способности – и к ним присоединит он разве мысль, которой отдал все свои силы и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая отражаясь в своем самосознании осознает себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отно­шения и выполняющим те или иные общественные функции.

Реальное бытие личности существенно определяются ее обще­ственной ролью, поэтому отражаясь в ее самосознании, это об­щественная роль тоже включается человеком в его Я.

Самосоз­нание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально.

Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведе­ние, даже и тогда, когда он стремиться правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие, его действия.

Самосознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осозна­ние реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооцен­ка человека существенно обусловлена мировоззрением, опреде­ляющим нормы оценки.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.

В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия, но происходит глубокое переосмысливание жизни.

Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни.

Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно вспыхнувших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по настоящему знать, куда в жизни идти и зачем – это нечто бесконечно превосходящее всякую учёность, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/14773.html

Тема 6. самосознание личности и ее жизненный путь

80. Самосознание личности и её жизненный путь.: САМОСОЗНАНИЕ — высший уровень развития психики человека,

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей эпохи

просвещения и определить свое отношение к спору. К. Гельвеции: «Bee люди с обыкновенной нормальной организацией обладаю!

одинаковыми умственными способностями». Д. Дидро: «Господин Гельвеции, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот

только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по

вашей системе. Скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными

людьми? Почему не все пятьсот?»

2. В чем отличие характера от темперамента? Какие акцентуации характера
встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?

3. Можете ли вы изменить свой темперамент?

4. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Что является
объективной предпосылкой расхождения характера и личности?

5. Связаны ли характер человека и его судьба?

6. Иногда люди, чтобы объяснить свое не вполне адекватное поведение, говорят: «Такой уж у меня характер». Должен ли человек нести

ответственность за свой характер? Можно ли изменить характер?

7. «Тот, кто хочет и верит, тот (рано или поздно) .мож-еш». Какие психические
свойства обозначают выделенные слова в данном афоризме Н. Козлова?

8. Можно ли подготовить человека «на все случаи жизни», человека с
универсальными способностями?

9. Влияет ли направленность на судьбу человека? Можете ли вы
сформулировать свои главные цели жизни?

6.1. Самосознание и образ мира.

Самосознание совокупность психических процессов, посредством которых индивид сознает себя в качестве субъекта жизнедеятельности. Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое осмысление себя.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе. Лишь в процессе обобщения этих самоотношений формируется самосознание, т.е. обобщенное знание своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но и изменяет отношение человека к себе.

Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания (это особенно характерно для подросткового и юношеского возраста), человек открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.

Благодаря самосознанию человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других очень часто приходит чувство одиночества. Открытие своего «Я» – зачастую процесс событийный, внезапный.

Самосознание в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.

Самопознание – нацеленность человека на изучение своих физических (телесных), душевных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается: 1) в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения; 2) при осознании отношений других к самому себе. Поэтому познать себя ничего не делая и не с кем не общаясь – невозможно.

Самооценка – компонент самосознания, включающий в себя знание человека о себе, оценку самого себя и шкалу ценностей, относительно которых определяется эта оценка. Самооценка-важный регулятор поведения, она определяет уровень притязаний человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Самопринятие – осознание себя в качестве достойной личности.

Самоконтроль проявляется в регуляции собственных действий и состояний на основе требований и норм.

Я-концепция – относительно устойчивая, целостная система представлений индивида о самом себе. Я-концепция – предпосылка и следствие социального взаимодействия. Составляющие Я-концепции: Я-реальное иЯ-идеальное.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта.

Я-концепция здесь выступает как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Люди склонны к поведению, которое согласуется с их пониманием себя.

Например, у молодых одиноких матерей, находящихся в тяжелых материальных условиях, мало шансов выбраться из бедности, если они не ценят себя.

6.2. Развитие личности и ее жизненный путь.

Основные концепции развития личности.

Бихевиоризм как науку о поведении обосновал американский психолог Дж. Уотсон. «С точки зрения бихевиоризма, – писал он, -подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти».

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул – реакция» (S – К.) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление.

Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е.

наказания, боли и пр. Поэтому можно по заказу сформировать любой тип личности – труженника или бандита, поэта или торговца. Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.

) являются результатом выработки классических условных рефлексов.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность -организованная и относительная устойчивая система навыков. Навыки – основа устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям. Изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается как реагирующее, действующее. обучающееся существо, запраграммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В сфере социального научения получили широкую известность взгляды А. Бандуры. В поведенческой модели он особо выделил блок -самоэффективность личности, которая является когнитивным конструктом «мог>- – не могу» (вера, ожидание будущего подкрепления).

Этот блок предопределяет успешность совершения определенного поведения и достижение успехов в ходе всего жизненного пути. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать.

А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1. прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог,
то и сейчас, по-видимому, смогу;

2. самоинструкция; например «Я могу это сделать!»;

3. повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка,
любовь);

4. наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов,

чтение книг и т. д.: например, «Если другие могут, то и я смогу!»),

Психоанализ. Основоположником классического психоанализа, также известного под названием «фрейдизм», является австрийский ученый 3. Фрейд (1856 – 1939). Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области, связанные с познанием человека.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, в соответствии с которой психика, личность состоит из трех компонентов, уровней: «Id», «Ego» и «Superego».

Ядро психоанализа как психологического направления составило учение о бессознательном. Человеческая психология стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами – влечениями, инстинктами. Развитие личности – это история борьбы влечений человека с запретами, диктуемыми его совестью.

По Фрейду, человек с рождения и проходит в своем развитии несколько стадий психосексуального развития: оральную (сексуальность, проявляющаяся в младенчестве, в период кормления ребенка грудью; эрогенная зона – рот); анальную (с приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная фаза), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза)) и генитальную (примерно в возрасте четырех лет начинает преобладать интерес к половым органам). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

Психоанализ дает свое истолкование важнейшей сфере человеческой жизни — сексуальной, что кардинально отличало его от других течений в психологии.

Когнитивная психология. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола «знать».

Сторонники этого подхода утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним.

Согласно концепции Брунера, наше познание носит прежде всего чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность. Поэтому сенсомоторное отображение действительности – решающее в детские годы.

К этому первому способу отображения мира добавляется следующий способ – образное отображение, когда в памяти откладываются образы воспринятых реальных объектов. В подростковом возрасте образное отображение мира дополняется символическим отображением предметов в форме понятий.

Брунер также подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов.

Когнитивные теории личности исходят из того, что субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действуют.

Психолог Ф.

Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных факторов, а не особенностями характера («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей путем манипулирования отдельными характеристиками ситуации («тюремный эксперимент», эксперимент Милгрэма).

Психолог А. Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, возникающими в определенных ситуациях. В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался. и выводы, которые он из нее извлек.

В задачи психолога входит изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений и улучшению эмоционального состояния.

То есть модификация мыслей приводит к изменению поведения и переживаний. Зрелая личность – та, которая способна управлять собой, управляя своими мыслями.

Американский психолог А. Бек вычленил и описал феномен «автоматических мыслей», которые перерабатывают текущую информацию. Они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям.

Бек отмечает, что эмоциональных расстройствах (тоскливом, тревожном аффекте, повышенной раздражительности) автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей: так, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу – мысли о нарушении какого-то стандарта, тоске – мысли негативного содержания о себе, людях, будущем (депрессивная триада), страху – мысли о внешней опасности и невозможности с нею справиться. Психолог должен помочь человеку представить его идеи в виде гипотез (предположений), совместно проверить истинность этих гипотез и осуществить поиск альтернатив.

Гуманистическая психология. Подход К. Роджерса к человеку: поведение человека можно понять только на основе его субъективного восприятия и познания действительности;

люди способны сами определять свою судьбу, т.е. самоопределение является существенной частью природы человека и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют;

люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя личностный потенциал.

Роджерс признавал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой.

Когда люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими людьми.

Роджерс утверждал, что все люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования.

Роджерс доказывал, что никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности лучше или правильнее, чем у кого-то еще: никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других, необходимо с уважением и эмпатией относиться к мыслям и чл'вствам других людей, даже если они резко отличаются от наших собственных. Прошлый опыт влияет на восприятие человеком настоящих событий, но именно актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства влияют на настоящее поведение человека.

Роджерс выделяет главное условие, необходимое для развития здоровой, позитивной Я-гонцепции. Для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие – это потребность в позитивном внимании. Роджерс считал, что единственный способ не мешать актуализации и развитию личности – это дать ему безусловное позитивное внимание, т.е. человека принимают без оговорок, таким, какой он есть.

Концепция самоактуализирующейсяличности А. Маслоу направлена на изучение здоровых, гармоничных личностей, достигших вершины личностного развития, вершины самоактуализации. Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют, по мнению А. Маслоу, лишь 1 процент от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, ч10 эти потребности могут стать для человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые потребности удовлетворены, то у человека проявляются высшие потребности (потребности к развитию, к пониманию своей жизни).

Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. Самоактуализирующсйся личности присущи следующие особенности.

1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не
прятаться от жизни, а изучать, понимать ее).

2. Принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим

ожиданиям. Я есть я, ты есть ты».)

3. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация
на задачу, на решение проблемы.

4. Автономность, независимость от социальной среды,
самостоятельность суждений.

5. Способность к пониманию других людей, внимание,
доброжелательность к людям, искреннее желание помочь.

6. Постоянная новизна, свежесть открытость опыту, новым
переживаниям («детскость» восприятия).

7. Частые переживания «пиковых» чувств, экстаза.

8. Спонтанность, естественность поведения.

9. Глубокие межличностные отношения.

Вопросы для самоконтроля и повторения

\. Что такое самосознание?

2. Как самосознание определяет построение образа мира?

3. Каковы основные компоненты самосознания? Охарактеризуйтеих.

4. Как объясняет развитие личности бихевиоризм?

5 Каково понимание психики и как объясняет развитие личности 3. Фрейд?

6. Что такое когнитивная психология? Как развивается личность с точки
зрения когнитивных психологов?

7. Охарактеризуйте гуманистическую концепцию развития личности.

Источник: https://studopedia.su/15_42801_tema--samosoznanie-lichnosti-i-ee-zhiznenniy-put.html

12. Самосознание личности и ее жизненный путь

80. Самосознание личности и её жизненный путь.: САМОСОЗНАНИЕ — высший уровень развития психики человека,

Спецификасознательного способа жизни человекасостоит в его способности отделять впредставлении себя свое «Я» от своегожизненного окружения, сделать свойвнутренний мир предметом осмысления ипонимания. Этот процесс называетсяформированиемсамосознания человека.

Существуетнесколько точек зрения относительноформирования самосознания человека.

1.Самосознание есть исходная, генетическипервичная форма человеческого сознания.

Сторонники данной концепции утверждают,что на основе первичной самочувствительности(самоощущения) происходит синтез двухразличных систем представлений о себекак «Я» и обо всем остальном как «не-Я».

Таким образом, чувство «Я» существуеткак нечто совершенно автономное отпроцессов восприятия психикой внешних(для нее) фактов.

2.Самосознание – высший вид сознания,возникающий как результат предшествующегоразвития сознания (точка зрения С. Л.Рубинштейна).

Данная концепция построенана предположении об исключительновнешней направленности нашей психикина самом первом этапе ее развития, итолько в какой-то момент у человекаобнаруживается способность ксамовосприятию.

Отражение внешнегомира – универсальный канал социализации,определяющая сторона сознания.

3.Сознание внешнего мира и самосознаниевозникли и развивались одновременно,едино и взаимообусловленно (И. М. Сеченов).Предпосылки самосознания заложены втак называемых «системных чувствованиях»,которые носят психосоматическийхарактер. Причем, первой половине«чувствований» соответствуют предметывнешнего мира, второй – собственныесостояния тела – самоощущения.

По мереобъединения «предметных ощущений»складывается представление человекао внешнем мире, а в результате синтезасамоощущений – представление о самомсебе, т.е. формирующееся сознание отражаетсвоего носителя и психические реакциикак одну из сторон указанноговзаимодействия. Аккумулирующий полюспсихики становится основой формированияиндивидуального самосознания.

Самосознание–осознанное отношение человека к своимпотребностям и способностям, влечениями мотивам поведения, переживаниям имыслям.

Самосознаниевыражается в эмоционально-смысловойоценке человеком своих субъективныхвозможностей, выступающей в качествеоснования целесообразности действийи поступков. Вовлекаясь в деятельность,индивид становится объектом социальнойоценки – как удовлетворяющий илинеудовлетворяющий ее технологическимтребованиям.

Человек превращается вусловие реализации (актуализации) самогосебя. «Я», рассматриваемое действующимлицом как условие самореализации,приобретает личностный смысл. Смысл«Я», таким образом, и является единицейсамосознания.

Как единица самосознаниясмысл «Я» содержит когнитивную,эмоциональную и отношенческую компоненты,он связан с активностью субъекта,происходящей вне сознания, т.е. егосоциальной деятельностью.

Самосознаниепозволяет личности выявлять своюсоциальную ценность и смысл своегобытия, формирует и изменяет представленияо своем будущем, прошлом и настоящем(В. В. Столин). На индивидном уровне смысл«Я» частично тождествен самооценке.

Самооценка(иногда:самоотношение, субъективное отношениек себе, Я-концепция) – устойчивоеструктурное образование, наделяемоеличностью для обозначения собственнойценности и значимости и влияющее на ееразвитие, деятельность и поведение.

Самооценкачеловека формируется на основе оценококружающими его деятельности, соотношенияреального и идеального представленияо себе. С точки зрения Т. Шибутани, каждыйчеловек помещает самого себя как объектвнутри своего символического окружения.

Представление человека о самом себе неявляется прямым отражением того, чтоон есть, или того, что он делает. Человекпостигает самого себя с помощьюлингвистических категорий и общихпредпосылок своей культуры. С. Л.Рубинштейн подчеркивал, что “моеотношение к самому себе опосредованоотношением ко мне другого”.

Эмпирическив жизни человека отношение других людейк нему определяет его отноше­ние кним.

Побудительно-конст­руктивнаяроль положительной самооценки связанас форми­рованием у личности важныхсоциально-психологи­ческих качеств,обладающих сильным мотивационнымпотенци­алом: человек начинаетпереживать себя активным субъектомдействий, создателем альтернатив,ответственным за их выбор и реали­зацию,стремиться к самосовершенствованию ивозможности самоутверждения (Р. М.Грановская).

Показано,что все ситуации принуждения и давления,которые угрожают самоуважению личности,лишают ее права выбора, отрицательновлияют на актуализацию возможностейчеловека (Л. И. Анцыферова).

Негативноеотношение к себе выступает преградойна пути развивающих социальных воздействийв сфере профессио­нальной и учебнойдеятельности, общения и семейной жизни.

В поисках способов самоутверждениячеловек нередко прибега­ет кнеконструктивным формам поведения.

Самооценкасоздает основу для восприятия собственногоуспеха и неуспеха, достижения целейопределенного уровня, т.е. уровняпритязаний личности (термин введен впсихологию К. Левином и его учениками).

Уровеньпритязаний личности– стремление человека к достижениюцелей той сложности, на которую онсчитает себя способным.

Уровеньпритязаний личности формируется врезультате переживания самой личностьюсвоих достижений как успешных илинеуспешных. Уровень притязаний можетбыть адекватным возможностям личностии неадекватным (завышенным или заниженным).

Такимобразом, сущность психологическо­гомеханизма индивидуального самосознанияследует рассматривать как интегрированнуюв целост­ный персонифицирующий центрсистему самоданности основных психическихпроцессов личности, как качествоче­ловеческой природы, благодарякоторому каждый из нас из “субъектав себе ” превращается в “субъектдля себя”.

Исследуявоздействие общества на личность, можносказать, что влияние норм и предписанийобще­ства, обычаев и институтов зависитот объема и способа организации зна­ний,от убеждений и мировоззрения личности,от ее способнос­ти корректно осмысливатьсоциальные ситуации, адекватновоспринимать собеседников, усматриватьсущественные проти­воречия в проблемныхобстоятельствах. В психологии накопленымногие понятия, относящиеся к разнымсрезам мировоззрения: “когнитивнаякарта мира”, “субъективная картинамира”, “система личностныхконструктов” и другие.

Врамках гуманистической психологиисамосознание обозначают термином”внутреннее Я”. Для обозначенияданного понятия как трансперсональной(т.е. внеличностной) психической реальностиГ. И. Гурджиев и его последователи (П. Д.Успенский) используют термин “сущ­ность”(essense).

Этот термин, восходящий к латинскомуслову essere– бытие, в аналогичном значении (сущностьв себе – Ин-се) используется также вконцептуальном аппарате онтопсихологииА. Менегетти.

В аналитической психологиицентральная психическая ин­станцияобозначается термином “Я”, или”самость” (seif).В психосинтезе для обозначения данногоцентра психики, скрытого за “скорлупойличности” и составляющего “сердцепси­хики человека” (Р.

Ассаджиоли),используется термин ” высшее Я”.А. А. Радугин при анализе структурысамосознания использует понятия: текущее«Я» и личностное «Я».

Наиболеепростая в науке модельструктуры самосознанияпредложена К.Юнгом иоснована на противопоставленииосознаваемых и неосознаваемых элементовчеловеческой психики. Он выделил двауровня ее самоотображения:

1)субъект человеческой психики есть такназываемая «самость», которая содержитв большей степени бессознательныепроцессы, т.е. личность, которая мы есть;

2)форма проявления «самости» на поверхностисознания, так называемое сознательное«я», вторичный продукт сознательногои бессознательного существованиячеловека.

Отечественнаяпсихология (С.Л. Рубинштейн),рассматривая самосознание как становлениекачественно новых возможностей индивида,представляет следующую структурусамосознания:

1.Непосредственно чувственный уровень,через который в самосознании индивидаотражаются психосоматические реакциии процессы (самоощущение).

2.Целостно-личностный уровень(персонифицирующий), связанный сперцептивными механизмами личностныхцентров (восприятие, переживание иосознание себя, как деятельного начала).

3.Интеллектуально-аналитический уровень,служащий основанием и средствомтеоретической ступени самопознавательнойдеятельности (самонаблюдение, самоанализ,самоосмысление).

4.Целенаправленно-деятельностный уровень,выступающий своеобразным синтезом трехрассмотренных, через который осуществляетсяотражение и корректировка обратныхсвязей психики с предметной и собственнойсубъективной реальностью.

Сцеленаправленно-деятельностным уровнемструктуры самосознания связаны ведущиефункции самосознания: регулятивно-поведенческаяи мотивационная.

Субъективнаякартина жизненного пути в самосознаниичеловека строится соответственноиндивидуальному и социальному развитию,соизмеряемому в биографо-историческихфактах.

Соотнести себя с формамисоциальной жизни, в которых предстоитжить и действовать, выявив своивозможности, особенности, и на этомосновании определить свое место в этихформах, структурах – такова одна изглавных задач индивидуальной жизни.

Понять жизнь личности не как цепьслучайностей, а через ее закономерныеэтапы впервые попыталась Ш. Бюллер.Индивидуальную, или личную, жизнь онаназвала жизненным путем личности.

Жизненныйпуть личности– жизнь конкретной личности, имеющаяопределенные закономерности, поддающаясяописанию и объяснению; эволюция личности,последовательность возрастных этаповразвития личности, этапов ее биографии;движение личности к высшим, болеесовершенным формам, к лучшим проявлениямчеловеческой психики.

С.Л. Рубинштейн представлял жизненныйпуть личности как целое, в котором каждыйвозрастной этап подготавливает и влияетна следующий. В качестве структур жизнии единиц анализа жизненного пути Ш.Бюллер выделяет события, С. Л.

Рубинштейн– поворотные этапы в жизни человека,которые определяются личностью. Личностьорганизует свою жизнь, регулирует ееход, выбирает и осуществляет еенаправление. С. Л.

Рубинштейн выделялособую роль самосознания в организацииличностью своей жизни.

Жизненныйпуть подлежит периодизации, не тольковозрастной (детство, юность, зрелость,старость), но и личностной, которая можетне совпадать с возрастной. Качестваличности выступают как движущая силажизненной динамики, содержательностижизни.

Побуждения к действию, притязания,способности, намерения, направленность,интересы выражаются в жизненныхпроявлениях личности.

Способностиличности к организации жизни, к решениюее противоречий, к построению ценностныхотношений называют жизненной позицией,которая является особым жизненным иличностным образованием.

Жизненнаяпозиция– способ самоопределения личности вжизни, обобщенный на основе ее жизненныхценностей и отвечающий основнымпотребностям личности, являющийсярезультатом взаимодействия личностис ее собственной жизнью, ее собственнымдостижением.

Жизненнаяпозиция характеризуется противоречиямиличности и способами их разрешения.Иллюстрацией неспособности решатьжизненные противоречия являются двафеномена – уход и возложение ответственностина другого. Негибкость жизненной позициипроявляется в стремлении сохранятьсвои взгляды на жизнь, «принципы»,привычки, круг общения и т.д. неизменными.

Жизненнаяпозиция личности может быть определеначерез ее активность как способ общественнойжизни, место в профессии, способсамовыражения, совокупность отношенийличности к жизни. Реализацию жизненнойпозиции во времени и обстоятельствахжизни, соответствующую динамическимхарактеристикам жизненного пути,называют жизненной линией.

Жизненнаялиния– это определенная последовательность(или непоследовательность) личности впроведении, реализации своей жизненнойпозиции, верность своим принципам иотношениям в изменяющихся обстоятельствах.

Основнойхарактеристикой прогрессивной жизненнойлинии является непрерывное обратноевлияние результатов предшествующегоэтапа (решений, поступков и т.д.) напоследующий.

Удовлетворенность(или неудовлетворенность) жизнью являетсяпоказателем реальной проблемности(наличии противоречий) личности.

Стратегияжизни личности заключается в раскрытиии разрешении подлинных причин возникающихпротиворечий, а не в уходе от них путемжизненных перемен.

Способность личностиразрешать противоречия является мериломее социально-психологической зрелости,мужества, стойкости и принципиальности.

Жизненнаястратегия– это способы изменения, преобразованияусловий, ситуаций жизни в соответствиис ценностями личности; построение жизниисходя из своих индивидуальныхвозможностей и возможностей, вырабатываемыхв жизни.

Принципиальноесодержание жизненной стратегии состоитне только в своеобразном структурировании,в организации жизни, но и в созиданииее духовно-ценностного, духовно-этическогоуровня и способа, что приносит подлинноеудовлетворение человеку.

Источник: https://studfile.net/preview/5270514/page:16/

Medic-studio
Добавить комментарий