9.1.1.4. Организация деятельности подразделений ГПС, осуществляющих

«учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» методические материалы по подготовке к действиям

9.1.1.4. Организация деятельности подразделений ГПС, осуществляющих

Организация деятельности Государственной противопожарной службы

Организация деятельности Государственной противопожарной служ6ы (пожарно-технические обследования территорий, зданий и сооружений, помещений, административная практика дознание по пожарам, государственный статистический учет пожаров) регламентируются законодательными нормативными документами. Руководители организаций должны руководствоваться основными положениями этих документов при организации внутриобъектовой работы ответственных за пожарную безопасность объектов, а также до6ронольных противопожарных формирований.

В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (далее ГПС или Служба) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны. чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Систему Государственной противопожарной службы составляют:

Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы – Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.

Начальник ГУГПС по должности — Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.

Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:

– управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;

– центры управления силами и службы пожаротушения;

– отряды ГПС;

– пожарные части;

– подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);

– региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;

– специализированные части по тушению крупных пожаров;

– базы обеспечения мобилизационной готовности;

– учебные центры и учебные пункты;

– испытательные пожарные лаборатории;

– полигоны;

– центры противопожарной пропаганды и общественных связей.

Государственная противопожарная служба

Она является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Основные задачи Государственной противопожарной службы:

– организация разработки и осуществления государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

– осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;

– организация и осуществление в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;

– обеспечивание и осуществление тушения пожаров;

– осуществление финансового и материально-технического обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы.

– координация деятельности других видов пожарной охраны;

– разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

– осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны.

Иные задачи па Государственную противопожарную службу могут быть возложены только федеральным законом.

В систему Государственной противопожарной службы входят:

– федеральная противопожарная служба;

– противопожарная служба субъектов РФ.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

– структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

– структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;

– органы государственного пожарного надзора;

– пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

– подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяется Положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Муниципальная пожарная охрана

Общие положения

НПБ 202-96 (82) устанавливают требования пожарной безопасности в области организации муниципальной пожарной службы.

Муниципальная пожарная служба организуется органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования и финансируется за счет средств местного бюджета, а также иных предусмотренных законодательством источников.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Муниципальная пожарная служба может быть создана, если на территории субъекта РФ выполнен установленный федеральным законом «О пожарной безопасности” (ст. 10) норматив численности (1 ед. личного состава Государственной противопожарной службы на 650 чел. населения.

Муниципальная служба организуется в вале добровольной или ведомственной пожарной охраны и осуществляется подразделениями, созданными в порядке, установленном для этих видов пожарной охраны.

Подразделение муниципальной пожарной службы (далее — подразделения) входит в состав гарнизона пожарной охраны. Если привлечение к тушению пожаров осуществляется на основании соответствующих планов привлечения сил и средств, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, боевым уставом пожарной охраны и иными нормативными актами Государственной противопожарной службы.

Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций добровольной пожарной охраны, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

Предельная численность добровольных пожарных определяется органами местного самоуправления.

В приказе Министерства внутренних дел от 2.04.2001 г.

№ 390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных» регламентируется создание подразделений добровольной пожарной охраны на муниципальных образований и в организациях независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ или ведомственной охраны, а также регистрации добровольных пожарных.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые являются муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответственно муниципального образования.

Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливается руководителем местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

Тема № 3

«Организация обеспечения безопасности людей

на водных объектах»

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (человеческого сообщества «ЗЕМЛЯ»), обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Отношения по поводу водных объектов на территории Российской Федерации регулируются «Конституцией», «Водным кодексом» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.

1. Нормативное регулирование использования водных объектов

Статьей 42 «Конституции» Российской Федерации закрепляется три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду; право на получение достоверной информации о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Субъектами этих прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

Окружающая среда оказывает либо благоприятное, либо отрицательное воздействие на жизнь и деятельность людей, от ее состояния зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений. Достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды.

Статья 58 «Конституции» выделяет в качестве самостоятельных объектов охраны природы, окружающую среду и природные богатства.

Таким образом, праву каждого человека на благоприятную окружающую среду сопутствует его обязанность сохранить природу, окружающую среду, природные богатства.

В «Конституции» особо выделяется обязанность граждан не наносить ущерба окружающей среде при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами.

Закрепляя право каждого на благоприятную окружающую среду, государство тем самым берет на себя обязательства обеспечивать это право. В соответствии с Федеральным Законом 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы. К объектам охраны окружающей природной среды отнесены:

– земли, недра, почвы;

– поверхностные и подземные воды;

– леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

– атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, которые предъявляются, в частности, и к водным объектам.

Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов

Федеральным законом от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ «Водный кодекс» Российской Федерации определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации водное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды).

Объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

– поверхностные водные объекты;

– внутренние морские воды;

– территориальное море Российской Федерации;

– подземные водные объекты.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов физическим и юридическим лицам РФ.

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи. От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности после получения лицензии на водопользование.

Водопользователь – юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование.

Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом.

Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются федеральной собственностью.

В собственности РФ (федеральной собственности) находятся:

– поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

– подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

– водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

– трансграничные (пограничные) водные объекты;

– внутренние морские воды;

– территориальное море Российской Федерации;

– водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федер. значения или представляющие собой часть этих территорий;

– водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

– иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

https://www.youtube.com/watch?v=8_McXR98tV0

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

– право долгосрочного пользования;

– право краткосрочного пользования;

– право ограниченного пользования (водный сервитут).

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами.

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Аннулирование лицензии на водопользование является основанием для расторжения заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование, заключение договора пользования водным объектом является обязательным.

Водные объекты могут использоваться для следующих целей:

– питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

– здравоохранения;

– промышленности и энергетики;

– сельского и лесного хозяйства;

– гидроэнергетики;

– рекреации;

– транспорта и строительства;

– пожарной безопасности;

– рыбного и охотничьего хозяйства;

– лесосплава;

– добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля.

Общее водопользование осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц.

Лицензии на водопользование, договоры пользования водным объектом в установленном порядке аннулируются и признаются недействительными, если могут привести к монополизации водопользования, влекущей существенное нарушение прав и законных интересов др. водопользователей.

При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователи обязаны принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод:

– наводнения, затопления и подтопления;

– разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений;

– заболачивания и засоления земель;

– эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений.

Водопользователи в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах обязаны принимать участие в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Указанные мероприятия проводятся по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и с органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации, к ним относятся воды:

– портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

Источник: https://textarchive.ru/c-1011874-p5.html

​ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОГОВОРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

9.1.1.4. Организация деятельности подразделений ГПС, осуществляющих

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОГОВОРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

1. Общие положения

1.1.

Настоящая Инструкция по организации деятельности договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – Инструкция) определяет порядок организации деятельности договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – ДП ФПС ГПС) по профилактике и (или) тушению пожаров в целях выполнения обязательств по охране имущества организаций от пожаров на основе заключенных договоров.

1.2. Под договорным подразделением ФПС ГПС понимается подразделение ФПС ГПС, созданное в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе.

Порядок создания ДП ФПС ГПС определяется законодательством Российской Федерации, ДП ФПС ГПС создаются в качестве юридических лиц (далее – Учреждение). В составе одного юридического лица могут быть созданы несколько структурных подразделений (пожарная часть, отдельный пост пожарной части) с единым органом управления и лицевым счетом.

Подразделения, не являющиеся юридическими лицами, входят в состав Учреждения в качестве его структурных подразделений.

1.3. Вопросы организации деятельности ДП ФПС ГПС в обязательном порядке отражаются в уставе ДП ФПС ГПС или в положении о ДП ФПС ГПС.

1.4.

ДП ФПС ГПС в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами МЧС России, настоящей Инструкцией, а также нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации с учетом специфики охраняемых организаций.

1.5. В Инструкции используются следующие определения:

личный состав договорного подразделения ФПС ГПС – сотрудники и лица, не имеющие специальных званий (работники) ФПС ГПС;

инженерно-инспекторский состав – личный состав ДП ФПС ГПС, занимающий должности в отделе (отделении, группе) профилактики пожаров согласно утвержденному штатному расписанию ДП ФПС ГПС;

профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

профилактическая деятельность – функция ДП ФПС ГПС, состоящая в деятельности личного состава ДП ФПС ГПС, направленная на предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения;

объекты защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;

организация тушения пожаров – совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

дислокация участков, секторов и дозоров – схема (план) расположения на территории объектов защиты участков, секторов, постов и маршрутов дозоров, а также порядок организации несения службы на них;

участок – часть территории объектов защиты, в пределах которой осуществляется пожарно-профилактическое обслуживание расположенных на ней зданий и сооружений;

сектор – часть участка;

пост – место на объекте защиты, где личный состав ДП ФПС ГПС (постовые) выполняют возложенные на них обязанности. Для поста устанавливаются границы, пост может быть выставлен в составе одного или нескольких отделений на пожарных автомобилях;

дозор – подвижной наряд, состоящий из одного или нескольких человек, из числа личного состава ДП ФПС ГПС, выполняющих возложенные на них обязанности на маршруте дозора. Дозоры могут быть пешими и (или) на пожарных автомобилях;

дозорный – сотрудник (работник) ДП ФПС ГПС, входящий в состав дозора;

требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим – требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

предложение ФПС ГПС – документ установленной формы, составленный и врученный уполномоченным должностным лицом ДП ФПС ГПС соответствующему руководителю, должностному лицу охраняемой организации и содержащий мероприятия по устранению в установленные сроки нарушений требований пожарной безопасности.

1.3. Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности ДП ФПС ГПС устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.4.

Порядок и условия заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности ДП ФПС ГПС определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.5. Необходимая численность личного состава ДП ФПС ГПС определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по определению численности личного состава пожарных подразделений, создаваемых для охраны организаций.

1.6. Планирование основных мероприятий ДП ФПС ГПС осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов МЧС России.

2. Основные функции и полномочия договорных подразделений ФПС ГПС и их органов управления

2.1.

Организация деятельности ДП ФПС ГПС по выполнению обязательств по охране имущества организаций от пожаров в соответствии с заключенными договорами осуществляется на соответствующих уровнях в центральном аппарате МЧС России, в территориальных органах МЧС России (региональных центрах МЧС России и главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации) и непосредственно в ДП ФПС ГПС.

2.2. Территориальные органы МЧС России в пределах своей компетенции:

участвуют в организации работы по заключению и расторжению договоров на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями ФПС ГПС;

направляют в МЧС России соответствующие документы по созданию, реорганизации, ликвидации ДП ФПС ГПС, а также иные материалы, в том числе по результатам проведенных региональными центрами МЧС России, главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации проверок деятельности ДП ФПС ГПС;

осуществляют руководство и организуют деятельность ДП ФПС ГПС, в том числе по выполнению договорных обязательств;

осуществляют контроль за организацией служебной деятельности ДП ФПС ГПС и анализируют ее по основным направлениям;

ведут учет показателей по основным направлениям деятельности ДП ФПС ГПС (анализы деятельности);

устанавливают формы и сроки отчетности по основным направлениям деятельности договорных подразделений ФПС ГПС;

проводят проверку организации несения службы в ДП ФПС ГПС;

по результатам проведенного анализа, учета показателей служебной деятельности и проверок организации несения службы подготавливают и направляют в ДП ФПС ГПС обобщенные итоговые материалы в виде анализов с указанием в них мероприятий по совершенствованию служебной деятельности;

организуют изучение происшедших пожаров, разработку мероприятий по их предупреждению, а также проведение семинаров и научно-практических конференций по вопросам укрепления противопожарной защиты охраняемых организаций;

организуют работу по подбору, расстановке и подготовке кадров в пределах своей компетенции;

участвуют в разработке мер экономического, правового, организационного и научно-методического характера, направленных на совершенствование противопожарной защиты охраняемых организаций, повышение эффективности деятельности ДП ФПС ГПС;

организуют в установленном порядке материально-техническое обеспечение договорных ДП ФПС ГПС;

выполняют иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России.

2.3. Учреждения в пределах своей компетенции:

заключают и расторгают договоры с организациями на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности по охране от пожаров их имущества в соответствии с установленным порядком;

осуществляют непосредственное руководство служебной деятельностью подчиненных ДП ФПС ГПС, оказывают им практическую помощь в выполнении договорных обязательств. Организуют и контролируют караульную службу;

организуют осуществление профилактики и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ на территории охраняемой организации;

анализируют состояние профессиональной и тактической подготовки, действий личного состава по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, организовывают и проводят мероприятия по их совершенствованию;

обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава ДП ФПС ГПС;

обеспечивают реализацию обязательных для исполнения мер по охране труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

планируют деятельность Учреждения, осуществляют контроль за исполнением плановых мероприятий, в том числе в подчиненных ДП ФПС ГПС, анализируют качество и состояние проводимой работы, принимают меры по ее совершенствованию, исходя из возложенных на Учреждение задач;

разрабатывают и доводят до руководства охраняемой организации анализ противопожарного состояния объектов защиты и проведенной профилактической деятельности в местах дислокации;

организуют обучение водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей на право управления транспортным средством, оборудованным специальными звуковыми и световыми сигналами;

осуществляют контроль за использованием и сохранностью имущества Учреждения;

определяют потребность в материально-технических ресурсах структурных подразделений Учреждения;

организуют ресурсное обеспечение структурных подразделений, в том числе через централизованные поставки и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

разрабатывают совместно с руководством организации дислокацию участков, секторов и дозоров и устанавливают порядок несения службы личным составом ДП ФПС ГПС на участках, в секторах, на постах и маршрутах дозоров;

организуют изучение пожаров, разработку мероприятий по их предупреждению в структурных подразделениях;

организуют работу по подбору, расстановке и подготовке кадров в пределах своей компетенции;

проводят мероприятия по организации физической подготовки личного состава ДП ФПС ГПС в соответствии с Наставлением по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы;

осуществляют разработку и реализацию мероприятий, связанных со стимулированием личного состава ДП ФПС ГПС;

ведут отчетности по показателям служебной деятельности и ресурсам подчиненных ДП ФПС ГПС;

изучают и анализируют состояние работы по основным направлениям деятельности, принимают меры по ее совершенствованию;

осуществляют контроль и оказывают методическую помощь в составлении, отработке и корректировке документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на объекты защиты организаций, охраняемых ДП ФПС ГПС;

взаимодействуют с территориальными органами федерального Государственного пожарного надзора (далее – ФГПН) и другими надзорными органами в целях обеспечения пожарной безопасности охраняемых организаций.

2.4. ДП ФПС ГПС в пределах своей компетенции:

выполняют обязательства по охране имущества организаций от пожаров на основе заключенных договоров;

организуют деятельность газодымозащитной службы в соответствии с требованиями руководящих документов;

обеспечивают поддержание в готовности пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования и средств связи;

организуют разработку и осуществление мер по охране труда и техники безопасности;

непосредственно осуществляют профилактическую деятельность и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ на территории охраняемой организации;

проводят мероприятия в области противопожарной пропаганды на территории охраняемых организаций, размещение информации по противопожарной тематике на информационных стендах и плакатах (листовках), а также в средствах массовой информации;

при проведении пожароопасных работ осуществляют контроль за обеспечением пожарной безопасности;

участвуют в работе по установлению причин и обстоятельств пожаров и технологических аварий на объектах защиты, разрабатывают предложения по их предупреждению и снижению потерь от них;

участвуют в проводимых администрацией организации (по согласованному графику) проверках работоспособности систем пожарной автоматики, стационарных установок пожаротушения, систем противопожарного водоснабжения и противодымной защиты, газового анализа, а также первичных средств пожаротушения с оформлением соответствующих актов;

определяют совместно с руководством охраняемой организации потребность в противопожарном оборудовании и первичных средствах пожаротушения, а также осуществляют контроль за их содержанием и использованием;

обеспечивают наблюдение за противопожарным состоянием объектов защиты, принимают меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности в охраняемых организациях;

производят осмотр пожароопасных помещений перед их закрытием по окончании работы с обязательной отметкой в журнале. Перечень помещений, подлежащих осмотру перед закрытием, определяется и согласовывается с руководством охраняемой организации;

организуют профессиональную подготовку личного состава, проведение с личным составом пожарно-тактических занятий, строевые смотры, тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на свежем воздухе, в непригодной для дыхания среде, на огневой полосе психологической подготовки личного состава;

разрабатывают совместно с администрацией охраняемых организаций и утверждают дислокацию и устанавливают порядок несения службы сотрудниками ДП ФПС ГПС на участках, в секторах, на постах и маршрутах дозоров;

участвуют в работе комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта;

участвуют в разработке, согласовывают, утверждают или представляют на утверждение в установленном порядке приказы, регламенты, инструкции, другие нормативные и организационно-распорядительные документы по пожарной безопасности охраняемых организаций;

участвуют в разработке противопожарных мероприятий и контролируют выполнение требований пожарной безопасности при подготовке и проведении пожароопасных работ;

разрабатывают документы по планированию служебной деятельности ДП ФПС ГПС;

составляют, отрабатывают и корректируют документы предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на объекты защиты охраняемых организаций, участвуют в подготовке планов ликвидации аварий и аварийных ситуаций на охраняемых объектах, определяют порядок взаимодействия с администрацией, специальными службами, аварийно-спасательными и добровольными пожарными формированиями охраняемых организаций;

осуществляют в установленном порядке взаимодействие с территориальными, объектовыми и специальными подразделениями ФПС ГПС, подразделениями противопожарной службы субъектов Российской Федерации и другими видами пожарной охраны по организации тушения пожаров на объектах охраняемых организаций и за их пределами;

оказывают помощь в обучении персонала охраняемых организаций мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;

контролируют состояние и работоспособность систем противопожарной защиты (установки пожаротушения и пожарной сигнализации, системы противопожарного водоснабжения, первичные средства пожаротушения, системы противодымной защиты и т.д.);

в соответствии с условиями договора могут участвовать в проведении осмотра помещений перед их закрытием по окончании рабочего дня, участие в деятельности пожарно-технических комиссий и добровольных пожарных дружин (команд), созданных в охраняемых организациях;

осуществляют контроль за исправным состоянием противопожарного водоснабжения, проездов на территории охраняемой организации;

в соответствии с условиями договора могут организовывать и проводить совместно с администрацией объектов охраняемых организаций общественные смотры противопожарного состояния их структурных подразделений, пожарно-технические конференции, соревнования боевых расчетов добровольных пожарных;

консультируют администрацию и персонал объектов охраняемых организаций по вопросам пожарной безопасности;

исходя из специфики и особенностей объектов защиты могут выполнять и другие функции по обеспечению пожарной безопасности охраняемых организаций, предусмотренные условиями заключенного договора;

участвуют в проведении должностными лицами органов ФГПН мероприятий по контролю за соблюдением охраняемыми организациями требований пожарной безопасности и пресечению их нарушений.

2.5. Начальник (руководитель) ДП ФПС ГПС при осуществлении контроля за организацией служебной деятельности подчиненного подразделения обязан в том числе:

проверять, не менее 1 раза в месяц, организацию караульной службы в ночное время;

рассматривать, не реже 1 раза в квартал, на оперативных совещаниях (собраниях с личным составом подразделения) по итогам работы за период года состояние профессиональной подготовки личного состава во взаимосвязи с показателями оперативно-служебной деятельности;

подводить итоги учебы личного состава за прошедший учебный год и определять задачи на новый учебный год;

подводить итоги с обязательным приемом экзаменов (зачетов) от личного состава дежурных смен по пройденному материалу и зачетов по выполнению обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке в подразделении ежеквартально и за год, по итогам принятых экзаменов (зачетов) определяют лучших по всем должностным категориям.

2.6. Проверки деятельности ДП ФПС ГПС осуществляются в порядке, установленном МЧС России.

2.7. Личный состав ДП ФПС ГПС за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, неполное или неправомерное использование предоставленных им прав несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России.

Источник: https://mchsnik.ru/articles/3925-instrukcija-po-organizacii-dejatelnosti-dogovornyh-podrazdelenii-federalnoi-protivopozharnoi-sl.html

Учебный центр Безопасность труда

9.1.1.4. Организация деятельности подразделений ГПС, осуществляющих

Учебные вопросы:1. Основные нормативные документы, определяющие порядок создания, функционирования, реорганизации и ликвидации объектовых подразделений ГПС МЧС России. Термины и определения;2. Основные задачи объектовых подразделений ГПС МЧС России;3. Организация и содержание пожарно-профилактического обслуживания охраняемого объекта;4.

Организация службы дежурной смены (дежурной группы) объектового подразделения ГПС МЧС России;5. Обязанности начальника дежурной смены (дежурной группы), его роль в обеспечении круглосуточного надзора за противопожарным состоянием объекта;6. Порядок деления объекта на участки и сектора, организация службы инженерно-инспекторского состава;7.

Оформление результатов контроля состояния пожарной безопасности объекта;8. Планирование, учет и анализ работы объектового подразделения ГПС МЧС России.Учебный вопрос №1. “Основные нормативные документы, определяющие порядок создания, функционирования, реорганизации и ликвидации объектовых подразделений ГПС МЧС России.

Термины и определения”     В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Положением о ФПС ГПС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г.

№ 3853, распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2005 г.

№ 477-рс, в целях упорядочения деятельности объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по организации и осуществлению профилактики пожаров и их тушению, проведению аварийно-спасательных работ, Приказом МЧС России № 424 от 11.08.2015 г.

утвержден Порядок организации деятельности объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службыИспользованные источники:Учебный вопрос №2.

“Основные задачи объектовых подразделений ГПС МЧС России”Учебный вопрос №3. “Организация и содержание пожарно-профилактического обслуживания охраняемого объекта”Учебный вопрос №4. “Организация службы дежурной смены (дежурной группы) объектового подразделения ГПС МЧС России

IV. Несение службы в объектовых и специальных подразделениях ФПС ГПС

Особенности несения службы в объектовых и специальных подразделениях ФПС ГПС

4.7. Расстановка сил и средств для осуществления наблюдения за противопожарным состоянием охраняемых объектов осуществляется в соответствии с нарядом на службу на сутки, который разрабатывается начальником объектового (специального) подразделения ФПС ГПС с учетом обстановки на охраняемом объекте и планируемых мероприятий.4.8. Наряды на службу включаются в книгу службы пожарно-спасательной части, иного структурного подразделения специального подразделения ФПС ГПС (приложение № 3 к Порядку) (далее – книга службы).
4.9. На каждый маршрут дозора составляется карточка маршрута, которая выдается сотруднику объектового (специального) подразделения ФПС ГПС на время несения службы. В карточке маршрута указываются перечень зданий, сооружений, подлежащих наблюдению, а также задачи дозорного и порядок его действий при пожаре.
4.10. Одновременно на маршруты дозоров высылается не более 30% личного состава боевого расчета караула объектового (специального) подразделения ФПС ГПС (без учета водителей).
4.11. Работу инженерно-инспекторского состава на участках и секторах организуют начальники объектовых (специальных) подразделений ФПС ГПС, а в ночное время – начальники караулов (смен), на постах (маршрутах дозоров) – начальники караулов, круглосуточно. Замена штатных начальников караулов помощниками начальников караулов не допускается.
4.12. Время несения службы на маршрутах дозоров определяется руководителем подразделения ФПС ГПС в соответствии с дислокацией.
4.13. Подготовка, инструктаж и развод сотрудников объектовых (специальных) подразделений ФПС ГПС, назначенных в наряд для несения службы в дежурном карауле, на участках, секторах, маршрутах дозоров, осуществляются в соответствии с настоящим Порядком.
4.14. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит начальник (заместитель начальника) объектового (специального) подразделения ФПС ГПС во время смены караулов (дежурных смен) в присутствии начальника заступающего караула (смены). О проведении инструктажа делается запись в наряде на службу.
4.15. Заступающие в наряд сотрудники объектовых (специальных) подразделений ФПС ГПС должны иметь опрятный внешний вид, форменную одежду по сезону, экипировку, соответствующую целям и задачам службы, средства связи и иное необходимое оборудование и снаряжение.
4.16. Сотрудники объектовых (специальных) подразделений ФПС ГПС докладывают на пункт связи о заступлении в наряд, а в период несения службы один раз в час информируют диспетчера пункта связи об обстановке на охраняемом объекте.
4.17. Сотрудники объектовых (специальных) подразделений ФПС ГПС привлекаются к несению службы на временных постах и целевых маршрутах дозоров в соответствии с планом дополнительных мероприятий при проведении пожароопасных работ, производственных авариях, создающих опасность возникновения пожара, в других случаях, осложняющих оперативную обстановку. Режим несения службы, место временного поста и целевого маршрута дозора определяются начальниками объектовых (специальных) подразделений ФПС ГПС с учетом складывающейся на охраняемом объекте оперативной обстановки. Для повышения эффективности несения службы на указанных постах (маршрутах дозоров) используется пожарная техника, находящаяся в боевом расчете караула.4.18. Порядок смены нарядов определяется начальником объектового (специального) подразделения ФПС ГПС.
4.19. В случае выезда караула на пожар сотрудники объектовых (специальных) подразделений ФПС ГПС прерывают несение службы на участках, секторах, маршрутах дозоров, следуют кратчайшим путем к месту вызова и действуют в составе караула, если иное не оговорено в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
4.20. Для осуществления контроля за противопожарным режимом начальник караула (смены) обязан не менее 4 часов работать на охраняемом объекте, из них 2 часа – в ночное время.
4.21. В объектовых и специальных подразделениях ФПС ГПС на каждый объект, включенный в дислокацию, формируется наблюдательное дело, содержащее:

– сведения о руководителях объекта (фамилия, имя, отчество (если имеется), должность, телефон, факс, адрес электронной почты);  – оперативно-тактическую характеристику объекта, сведения о его противопожарном состоянии и источниках повышенной опасности; – сведения о сторонних организациях, осуществляющих свою деятельность на объекте;
– документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности объекта;– сведения об имеющихся системах противопожарной защиты;– сведения о первичных средствах пожаротушения;
– сведения об источниках наружного противопожарного водоснабжения;– переписка по вопросам пожарной безопасности;– иные необходимые документы.

Учебный вопрос №5. “Обязанности начальника дежурной смены (дежурной группы), его роль в обеспечении круглосуточного надзора за противопожарным состоянием объекта”

Литература:

Источник: http://ucbtpnz.ru/tema-2-6-organizatsiya-deyatelnosti-ob-ektovykh-podrazdelenij-gps-mchs-rossii

Medic-studio
Добавить комментарий