9. Понятие и соотношение психических процессов, свойств и состояний

Взаимосвязь психических состояний человека с психическими процессами и свойствами личности

9. Понятие и соотношение психических процессов, свойств и состояний

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт 

Кафедра гуманитарного образования и социологии    

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по курсу «Педагогика и психология» 

на тему: «Взаимосвязь психических состояний человека с психическими процессами и свойствами личности»        

                                                                                  Выполнил:

        студент группы 68-71

                                                                                         Кузмина А.Г.

                                                                                           Преподаватель:

                                                                                                               Бикмухаметова Н.З   

Альметьевск 2011 г.

 

Введение……………………………………………………………………….……..3 

1. Психические состояния человека……………………….……….….……………4 

2. Психические процессы и свойства личности……………………………………7 

Заключение………………………………………………………………………….13 

Список использованной литературы………………………………………………14                          

Введение 

     Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

     Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.

Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

     Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

     Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

     Психические явления неразрывно взаимосвязаны между собой, но традиционно их подразделяют на три группы: психические процессы, психические состояния и и психические свойства личности.     

    1. Психические состояния человека

    Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д.

В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно – побудительное, эмоционально – оценочное и активационно – энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и “массовидные” состояния, то есть психические состояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний – общественное мнение и общественное настроение.

   Психические состояния человеческих общностей характеризуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или свойственных в меньшей степени состояниям индивида: массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; “заразительность”, то есть способность к быстрой иррадиации (распространению); “эффект группы”, то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность; тенденция к закреплению.

Свойства психических состояний

    Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

   Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Сложный, целостный характер психических состояний можно проиллюстрировать на примере состояния убеждения человека в чем-либо.

Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знание и объективный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

   Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

   Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания.

В то же время они выступают в качестве “строительного материала” для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека.

В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.

   Под влиянием психических состояний, возникающих в ходе жизненных отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка или даже ломка относительно устойчивых качеств личности.

   Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.). 

Классификация психических состояний

    Для изучения и диагностики психических состояний большое значение имеет их классификация.

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний – личностные и ситуативные; 2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3) в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;5) в зависимости от влияния на личность – положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; 6) в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные; 7) в зависимости от причин, их вызывающих; и 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.         

2. Психические процессы и свойства личности 

    Психические процессы – процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов – это условное разделение психики на составные элементы, появившееся по причине существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии. Кроме этого, это вычленение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX – начала XX века.

    В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования.

В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

     Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процессах.

Однако, различая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления, аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю.

Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е.

абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты, так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е.

абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального.

     Таким образом, когда мы анализируем последовательно интеллектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевые процессы, речь идет о характеристике единых и в то же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждый психический процесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них. Мы характеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по тому преобладающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свой определяющий отпечаток на процесс в целом.

     Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются.

Так, психология может и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например, от элементарного ассоциативного процесса.

Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе ученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общиезакономерности психических процессов как действительно содержательныезакономерности.

     Смысл традиционной функциональной психологии, трактующей все сложные психические процессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления, зависящие исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностей организма, духа, личности.

Принципиальными предпосылками — осознанными или неосознанными — такой функциональной психологии являются биологизаторские представления о том, что все психические функции являются продуктом имманентного созревания организма, или идеалистические теории, согласно которым различные, все более высокие проявления психики являются результатом саморазвития духа. В действительности протекание психических процессов и их специфические особенности зависят от конкретных материальных условий, в которых они протекают. Поэтому подлинное преодоление основных пороков функциональной психологии достигается не оговорками о таком или ином понимании функций, неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле не является функцией, и не разговорами о межфункциональных связях, а лишь включением в план психологического исследования деятельности, в которой реально формируется психика и специфические особенности различных психических функций и процессов.

Источник: https://student.zoomru.ru/psih/vzaimosvyaz-psihicheskih-sostoyanij-cheloveka-s/33525.252161.s1.html

Понятие психического состояния. Соотношение состояния с психическими процессами и свойствами личности

9. Понятие и соотношение психических процессов, свойств и состояний

Наряду с процессами и свойствами личностиследует выделять особый вид психическогоявления — состояния.

Несмотря на большоевнимание, какое в физиологии, невропатологиии особенно психиатрии уделяетсясостояниям, в психологии этот вопросдо самого последнего времени нерассматривался.

Поэтому мы считаемзаслугой Н. Д. Левитова, что он обратилвнимание на необходимость исследованияпсихических состояний.

Н. Д. Левитов определяет состояние какотносительно устойчивое явлениепсихической деятельности, характеризующеепсихику в целом.

Он справедливо утверждает,что психические процессы протекают нафоне определенных состояний и этисостояния влияют на течение и результатпроцессов.

Психические состояния нередкостановятся типическими для даннойличности, характерными для данногочеловека. В типичных для данного человекасостояниях находят свое выражениепсихические свойства личности.

Характеризуя структуру психическихсостояний, Н. Д. Левитов находит, чтоони, будучи всегда сложными, представляютсобой единство психических процессов,являясь своего рода их итогом.

Интересную попытку рассмотреть вопросо развитии черт характера из психическихпроцессов и временных состояний человекапредпринял А. К. Перов5.А. К. Перовутверждает, что если психический процесси состояние имеют существенное значениедля человека, то они в конечном итогепревращаются в устойчивые его признаки.

Правильнее было бы говорить о значимостидля человека не состояний и процессов,а внешних воздействий. Процессы исостояния закрепляются и превращаютсяв свойства, когда они обеспечиваютдостижение значимого для человекаэффекта в теоретической и практическойдеятельности.

Интерес представляет работа П. П.Распопова, в которой дана более конкретнаякартина соотношения психическихсостояний и типологических свойствличности. П. П.

Распопов справедливоговорит о том – это отчасти отмечали идругие, – что картина поведения, темпераментчеловека и действительный тип нервнойсистемы в повседневной жизни личностинередко не совпадают.

В поведении одногои того же человека в различных условияхобнаруживаются резко различныединамические особенности. Эти различиязависят от временных состояний высшейнервной деятельности.

«Динамическаяхарактеристика поведения может бытьвесьма различной в зависимости от того,проявляются ли нервные процессы наоптимальном уровне возбудимости мозговойкоры, или имеют место тормозные иэксситаторные фазы. При этом в однихслучаях фазовые состояния могутмаскировать тип нервной системы, а вдругих – демаскировать его»6.Автор приводит ряд примеров, иллюстрирующихэто положение.

Большое внимание уделено исследованиюпредстартового состояния спортсменакак со стороны физиологов (В. В. Васильев,А. Н. Крестовников, Я. Б. Лехтман, К. М.Смирнов), так и психологов (А. Ц. Пуни, О.А. Черникова, А. С. Егоров).

А. Ц. Пуни различает три вида предстартовыхсостояний7:1) состояние боевой готовности, 2) стартовойлихорадки, 3) стартовой апатии. Этисостояния рассматриваются какэмо­циональные состояния, хотя даетсяобщая характеристика не толькоэмоциональной, но и моторно-волевойактивности.

А. С. Егоров считает, что предстартовыесостояния следует рассматривать какобщие состояния, одновременнохарактеризующие уровень активностиличности.

Они связаны с характеромотношения спортсменов к предстоящемувыступлению, с оценкой его общественнойи личной значимости, а также с оценкойситуации.

Отсюда автор приходит к выводуо возможности произвольного изменениясостояний путем перестройки отношенияспортсмена к предстоящему выступлению,переоценки значимости выступления иизменения оценки ситуации.

Опираясь на имеющиеся в литературематериалы и собственные исследованияпсихологии личности и творческойдеятельности, попытаемся осветитьнекоторые вопросы проблемы с большейполнотой.

Под состоянием нужно понимать временный«определенный функциональный уровень»(Н. А.

Костонецкая) коры больших полушарий,отражающий влияния внутренней средыорганизма или внешних условий ипроявляющийся в повышенной или пониженнойпсихической активности человека.

Состояния всегда носят временныйхарактер, и этим они отличаются отсвойств личности – относительноустойчивых, хотя и развивающихсяобразований. В отличие же от процессовсостояния менее динамичны и потомуизмеряются большими единицами времени,чем процессы.

С физиологической точки зрения состояния- это протекающий на одном уровне процессвозбуждения или торможения, или мозаика- в пределах одной какой-либо анализаторнойсистемы или коры в целом (разлитоеторможение – сон, разлитое возбуждение- бодрствование и т. п.). В психологическомплане состояние характеризует временный,но относительно устойчивый уровеньактивности человека.

Психические состояния имеют рефлекторнуюприроду и формируются в определеннойобстановке или под воздействиемвнутренних физиологических состоянийорганизма. Некоторые состояния имеютбезусловнорефлекторную природу. Сюдаотносятся состояния голода, жажды,сытости, тревожно-раздражительноесостояние при болезни сердца и печени.

Однако подавляющее большинство состояний- условно-рефлекторного происхождения.Так, у человека, привыкшего работать вопределенные часы, в это время возникаетоптимальная настроенность, нужный тонусдеятельности.

Определенные состояниявозникают также в процессе специфическихсоциальных воздействий (например,общественная похвала или порицание,постановка перед индивидом определеннойзадачи и т. д.).

Состояние вызывается или сильными,значимыми для личности воздействиями,или же слабыми, но длительно действующимираздражителями. Особенности состоянийзависят и от свойств личности, в первуюочередь от типологических ихарактерологических особенностейчеловека.

Так, например, в незнакомомобществе сангвиник возбуждается, растетего активность, в то время как меланхоликтеряется и может испытывать состояниеподавленности и угнетенности. Оказываютвлияние на состояние и характер человекав целом, его моральные качества. Одногоудручают общественные замечания илисознание собственной вины, а другойостается безразличным к этому.

Человекмнительный склонен к тревожно-настороженномусостоянию, уверенный в себе остаетсяспокойным даже в сложной обстановке,при решении трудных задач. Можно лиговорить о том, что состояния становятсячертами характера? По нашему мнению,они могут превратиться в типичный дляличности фон поведения.

Состояния – лишьвременный уровень активности личности,и сами по себе они характеризуют человекатолько временно. Однако, если одни и теже состояния часто повторяются, онимогут определить тенденции в развитиихарактера или окрашивать его проявленияв определенный тон.

Установившееся состояние прямосказывается на последующем возникновениии течении психических процессов. Приодних состояниях наблюдается ускорение,при других – замедление психическойдеятельности. Состояние настраиваетна определенный лад течение процессов.При той же частоте и силе раздражения,пишет А. А.

Ухтомский, реакция зависитот состояния, и отныне поэтому акцентставится на состоянии. Если состояниевозникло, оно определяет особенностипротекания процессов (тонус, темп иритм), и теперь отражение действительностизависит не только от характера внешнихвоздействий, но и от внутреннего состояниячеловека.

Вот почему одни и те жевоздействия вызывают различный эффекту одного и того же человека в зависимостиот его состояния.

Важным вопросом проблемы являетсяклассификация состояний. И. П. Павловдал классификацию основных состоянийвысшей нервной деятельности, опираясьна которую можно объяснить определенныевиды психических состояний человека.

Он писал: «На одном конце стоит возбужденноесостояние, чрезвычайное повышениетонуса раздражения, когда делаетсяневозможным или очень затрудненнымтормозной процесс. За ним идет нормальное,бодрое состояние, состояние равновесиямежду раздражительным и тормознымпроцессами.

Затем следует длинный, нотоже последовательный, ряд переходныхсостояний к тормозному состоянию.

Изних особенно характерны: уравновешенноесостояние, когда все раздражители,независимо от их интенсивности, впротивоположность бодрому состоянию,действуют совершенно одинаково;парадоксальное, когда действуют толькоодни слабые раздражители или и сильные,но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное,когда действуют положительно толькоранее выработанные тормозные агенты,—состояние, за которым следует полное«Тормозное состояние».

Возбужденное общее состояние можнорассматривать как аффективное,затрудняющее дифференцировку и темсамым нарушающее как теоретическую,так и практическую деятельность человека.

Павловское «нормальное бодрое состояние»объясняет оптимальное психическоесостояние, при котором наиболее успешнопротекает мыслительная деятельностьи волевая активность человека.

Затемидет ряд «переходных состояний», хорошообъясняющих и эмоциональную депрессию,и рассеянность, и некоторые состояния,стоящие на грани патологии психическойдеятельности.

Как известно, большое внимание философыи психологи уделяли вдохновению кактворческому состоянию личности.

Спрашивается, является ли это состояниенормально бодрствующим или состояниемповышенной возбудимости? Очевидно, нито, ни другое физиологическое состояниене может рассматриваться как лежащеев основе вдохновения.

Вдохновение, хотяи является общим состоянием, сказывающимсяна течении мыслительных, эмоциональныхи волевых процессов, очевидно, имеет иизбирательный характер возбуждениясигнальных систем действительности.

Видимо, не все известные состоянияпсихической деятельности укладываютсяв классификацию И. П. Павлова.

При классификации состояний следуетучитывать не только уровень тонусавысшей нервной деятельности, степеньшироты захвата коры возбуждением илиторможением, характеризующим уровеньактивности или пассивности, но также ито, какую сигнальную систему и в какойстепени оно затрагивает. Исходя изэтого, можно говорить об активном ипассивном, о парциальном и общем состоянии(о состоянии одной анализаторной системыи состоянии коры в целом), наконец осостояниях творческом и репродуктивном.

Исследования грузинских психологовпроблемы установки раскрывают, по нашемумнению, не общее, а парциальное состояние:установка зрительного анализатора,установка кожно-мускульного анализатораруки и т. п. Можно говорить и о парциальныхсостояниях первой или второй сигнальнойсистемы.

Бывают состояния оптимальноговозбуждения первой сигнальной системыпо преимуществу, и тогда имеет местояркость образов и большая их динамичность.Оптимальное состояние в деятельностивторой сигнальной системы приводит ктому, что логическое мышление приобретаетособую силу и продуктивность. На этифакты указывал и И. П.

Павлов при освещениивысшей нервной деятельности человекав норме и патологии.

Следует говорить и об избирательномвозбуждении и торможении в коре иподкорке соответствующих им состояний:активности подкорки и приторможенностикоры – истерическое состояние, и, наоборот,о торможении подкорки при возбуждениикоры – астеническое состояние и т.п.

И,наконец, можно построить чистопсихологическую классификацию состояний,отправляясь от классификации психическихпроцессов. В таком случае нужно выделитьинтеллектуальные, эмоциональные иволевые состояния.

Это будут: положительноеили отрицательное состояние умственнойдеятельности, различные настроения, и,наконец, настроенности воли (состояниерешительности или нерешительности).

Безусловно, что эмоциональное состояние,как и состояние ума и воли, являетсятолько до известной степени парциальным,так как каждое из них оказывает влияниена другие.

Общим психическим состоянием являетсявнимание, которое имеет столь же важноезначение как для интеллектуальной, таки волевой деятельности личности.

Н. Д. Левитов предложил такую классификациюпсихических состояний: 1) состоянияличностные и ситуативные. Первыехарактерны для личности, вторыеобусловлены ситуацией; 2) состоянияглубокие и поверхностные.

Например,страсть более глубокое состояние, чемнастроение; 3) состояния, положительноили отрицательно действующие на человека.Апатия – отрицательно действующеесостояние, а вдохновение вызывает подъемвсех сил; 4) состояния продолжительныеи краткие; 5) состояния более или менееосознанные8.

Приведенная классификация полезна, онапомогает ориентироваться в разнообразныхсостояниях человека.

Важным вопросом проблемы психическихсостояний является вопрос о механизмесостояний.

Выше мы говорили о том, что состояниевозникает под влиянием определенныхраздражителей (значимость, сила, частотаповторяемости, длительность действияи т. п.). Оно повторно возникает благодаряобразованию и укреплению условногорефлекса.

На вопрос о механизме его действияотвечает учение Ухтомского о доминанте.Всем известен классический случайдействия доминанты на поведение лягушкив период весенней течки. Любое раздражениев то время ведет к усилению обнимательногорефлекса.

Доминанта «держит» процессна определенном уровне, она регулируетэнергию, идущую от раздражений. Вниманиекак состояние А. А. Ухтомский объяснялдействием доминанты. При внимании имеютместо ясное восприятие, продуктивностьмышления и производительная деятельность.

Внимание к чему-либо ведет к повышениювозбудимости соответствующего анализатораи понижению возбудимости других.Доминанта, возникая на основе прошлыхвоздействий, запечатленных в мозгу,регулирует поведение человека внастоящем.

«Из следов протекшеговырастают доминанты и побуждениянастоящего для того, чтобы предопределитьбудущее». 9

Доминанта – это временный механизмдеятельности мозга, она составляет, поА. А. Ухтомскому, след и может быть вновьвоспроизведена под влиянием адекватногораздражителя. Учение о доминантепроливает свет на поставленный И. М.

Сеченовым вопрос о том, как возобновляетсяпсихическая деятель­ность послеперерыва. Вместе с тем оно проливаетсвет и на явление превращения состояний(временных доминант) в устойчивыепсихофизиологические образованияличности.

Образование сложных психическихструктур личности

Развитие идет от менее дифференцированныхпсихических процессов ко все большейих дифференциации. Новорождённыйиспытывает относительно небольшоеколичество ощущений, и то они характеризуютсярасплывчатостью. Ощущения взрослогочеловека разнообразны и специализированны.Немногочисленны эмоциональные процессыи их выражения у маленького ребенка,эмоции взрослого более разнообразны идифференцированны.

Развитие психической деятельности идетот динамического и неустойчивого ковсе более устойчивому. Чрезвычайнодинамичны психические процессы, менеединамичны состояния, устойчивы психическиесвойства личности. Поясним это поло­жение.

Ребенок 2—3 лет чрезвычайно подвижен идинамичен в своем поведении, у него нетпочти ничего устойчивого, все определяетсяситуацией, непосредственными воздействиямии требованиями. В связи с образованиемустойчивых свойств направленности ихарактера, поведение все более и болеестановится собранным и объединеннымжизненной позицией.

Возникаетопределенность личности. Когда имеешьдело с ребенком, то точно не можешьсказать, что его сегодня, а тем болеезавтра привлечет, чем он заинтересуется.

Другое дело взрослый, он не только самзнает, как будет себя вести завтра ичерез неделю, но и окружающие, зная егохарактер, могут точно сказать, как онпоступит в тех или иных случаях жизни.Процессы под влиянием образованныхсвойств становятся упорядоченными,согласованными и адекватными воздействиям.

Образование свойств не уничтожаетдинамичности психических процессов.Более того, психические процессыстановятся еще более подвижными,осуществляются быстрее и экономнееблагодаря регуляции со сторонысформировавшихся свойств.

Развитие идет от разрозненных свойствк сложным интегральным, объединеннымобразованиям, или структурам:направленность, способности, характер.Синтез структур характеризует целостныйдуховный облик человека.

Фундамент психической жизни индивидасоставляют психические процессы, изкоторых образуются психические свойстваи через которые они проявляются.Психические процессы формируют исостояния, а эти последние в свою очередьопределяют временный функциональныйуровень психической деятельности.

До образования устойчивых свойствсостояния характеризуют развивающуюсяличность ребенка в целом (капризный,спокойный, аффективный, уравновешенныйи т. п.); смена состояний меняет обликличности ребенка. Однако в определенныхусловиях одно из состояний можетукрепиться и определять некоторыеособенности характера (возбудимый,застенчивый, депрессивный и т. п.).

Из психических процессов на фонесостояний образуются свойства личности.Свойства характеризуют устойчивый,относительно постоянный уровеньактивности, характерный для данногочеловека. Этот уровень активностиопределяет ту или другую социальнуюценность личности и составляет внутренниесубъективные условия дальнейшегоразвития индивида.

В процессе деятельности свойстваопределенным образом связываются другс другом в соответствии с требованиямидеятельности и образуются сложныеструктуры, к которым мы относим темперамент(система природных свойств), направленность(система потребностей, интересов иидеалов), способности (ансамбльинтеллектуальных, волевых и эмоциональныхсвойств), характер (синтез отношений испособов поведения). Структуры представляютсобой высший уровень регуляциидеятельности и поведения в соответствиис требованиями ситуации и предметатруда.

Синтез структуры в свою очередь составляетобщую систему, характеризующую личностьв целом.

И. М.

Сеченов неоднократно отмечал, чтоотдельные элементы в процессе деятельностидолжны соединяться в «естественныегруппы» и что синтез свойств имеет болееважное значение для приспособления,чем отдельные компоненты структуры.Образование структур обеспечиваетотносительную независимость поведенияот случайных воздействий и измененийв ситуации; в них мы должны видетьпризнаки зрелости и определенностичеловеческой личности.

Источник: https://studfile.net/preview/5129660/page:4/

1.Понятие о психических процессах, свойствах и состояниях

9. Понятие и соотношение психических процессов, свойств и состояний

1.Понятие о психических процессах,свойствах и состояниях.

Традиционно дают определение понятиюпсихики – как свойства живойвысокоорганизованной материи,заключающееся в способности отражатьсвоими состояниями окружающий объективныймир в его связях и отношениях.

Психика-это «субъективный образ объективногомира». Психика сложна и многообразнапо своим проявлениям.

Обычно выделяюттри крупные группы психических явлений,а именно: 1) психические процессы, 2)психические состояния, 3) психическиесвойства.

Психические процессы – динамическоеотражение действительности в различныхформах психических явлений. Психическийпроцесс – это течение психическогоявления, имеющего начало, развитие иконец, проявляющиеся в виде реакции.

При этом нужно иметь в виду, что конецпсихического процесса тесно связан сначалом нового процесса. Отсюданепрерывность психической деятельностив состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются каквнешними воздействиями, так и раздраженияминервной системы, идущими от внутреннейсреды организма.

Все психические процессы подразделяютсяна познавательные – к ним относятсяощущения и восприятие, представленияи память, мышление и воображение, речь,эмоциональные – активные и пассивныепереживания, волевые – решения,исполнение, волевое усилие и т. д.

Психические процессы обеспечиваютформирование знаний и первичную регуляциюповедения и деятельности человека. Всложной психической деятельностиразличные процессы связаны и составляютединый поток сознания, обеспечивающийадекватное отражение действительностии осуществление различных видовдеятельности. Психич.

процессы протекаютс различной скоростью и интенсивностьюв зависимости от особенностей внешнихвоздействий и состояний личности.

Психические состояния. Подпсих.состояниями следует пониматьопределившийся в данное время относительноустойчивый уровень психическойдеятельности, который проявляется вповышенной или пониженной активностиличности.

Психические состояния занимаютпромежуточную позицию в классификациипсихических явлений между психическимипроцессами, протекающими в конкретныймомент времени и психическими свойствамиличности, являющимися стабильными иустойчивыми характеристиками человека.

«Психические состояния достаточнопродолжительны (могут продолжатьсямесяцами), хотя при изменении условийили вследствие адаптации могут быстроизменяться. Как правило, чаще всего подсостоянием понимается некая энергетическаяхарактеристика, влияющая на активностьчеловека в процессе его деятельности— бодрость, эйфория, усталость, апатия,депрессия.

Также выделяют состояниясознания, которые в основном определяютсяуровнем бодрствования — сон, дремоту,транс, гипноз, бодрствование. Каждыйчеловек ежедневно испытывает различныепсих.состояния. При одном псих.сосоянииумственная или физическая работапротекает легко и продуктивно, придругом – трудно и неэффективно. Псих.

состоянияимеют рефлекторную природу: они возникаютпод влиянием обстановки, физиологическихфакторов, хода работы, времени и словесныхвоздействий (похвала, порицание и др.).

Наиболее изученными являются: 1) общеепсихическое состояние, например,внимание, проявляющееся на уровнеактивной сосредоточенности илирассеянности, 2) эмоциональные состояния,или настроения ( жизнерадостное,восторженное, грустное, печальное,гневное, раздраженное и др.). Интересныеисследования имеются об особом, творческомсостоянии личности, которое называютвдохновением. Психические состояниявлияют на протекание психическихпроцессов, а, повторяясь часто, приобретяустойчивость, могут включиться вструктуру личности в качестве еёспецифического свойства.

Психические свойства. Высшими иустойчивыми регуляторами психичкойдеятельности являются свойства личности.Под псих.свойствами личности следуетпонимать устойчивые образования,обеспечивающие определенныйкачественно-количественный уровеньдеятельности и поведения, типичный дляданного человека.

Каждое псих.свойствоформируется постепенно в процессеотражения и закрепляются в практике.Оно, следовательно, является результатомотражательной и практическойдеятельности.

Свойства личностимногообразны, и из нужно классифицироватьв соответствии с группировкой психическихпроцессов, на основе которых ониформируются. Отсюда можно выделитьсвойства интеллектуальной деятельностичеловека.

Для примера приведем некоторыеинтеллектуальные свойства–наблюдательность, гибкость ума, волевые– решительность, настойчивость,эмоциональные – чуткость, нежность,страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не сосуществуютвместе, они синтезируются и образуютсложные структурные образованияличности, к которым необходимо отнести:(направленность) жизненную позициюличности (систему потребностей, интересов,убеждений, идеалов, определяющуюизбирательность и уровень активностичеловека); темперамент (систему природныхсвойств личности – подвижность,уравновешенность поведения и тонусактивности- характеризующую динамическуюсторону поведения);Способности (системуинтеллектуально- волевых и эмоциональныхсвойств, определяющую творческиевозможности личности) и, наконец, характеркак систему отношений и способовповедения.

Источник: https://studfile.net/preview/2615969/

Психические процессы, свойства и состояния человека

9. Понятие и соотношение психических процессов, свойств и состояний

Психические процессы, свойства и состояния человека пронято выделять из целостной системы человеческой психики. На самом деле все эти психические явления не могут существовать и функционировать отдельно друг от друга. Выделение их в самостоятельные группы обусловлено методической необходимостью, для того что бы их можно было более подробно изучить, понять, что они собой представляют.

Психические процессы

Психические процессы — это психические явления, которые сгруппированы по определенным функциям. Психический процесс является динамическим понятием. Психические процессы могут быть:

  • познавательными (когнитивными)
  • волевые (мотивационные)
  • эмоциональными

Познавательные процессы реализуют свою функцию в виде запечатления, хранения и переработки информации об окружающей действительности. Познавательные процессы делят на две ступени.

Первая ступень представлена чувственным познанием, которое реализуют ощущения и восприятие. Они отражают реальность происходящего при воздействии раздражителей на органы чувств.

Ощущения отражают отдельные свойства окружающей реальности, восприятие формирует картину мира в целом. Те образы, которые нашли свое отражение в результате процесса восприятия называют первичными.

После переработки первичных образов появляются вторичные образы, они представляют вторую ступень познавательных процессов. Вторичные образы обеспечивают рациональное познание мира прибегая к таким процессам как память, воображение и мышление.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Волевые процессы управляют деятельностью человека, эти процессы могут побуждать индивида к действию, контролировать его деятельность и направлять ее в определенном направлении.

Основной регулирующий компонент в данном процессе представлен человеческой потребностью.

Индивид пытается найти способ удовлетворить свою потребность, на основе мотива происходит формулировка цели и последующее принятия решения.

функция эмоционального процесса — это оценка: происходит оценивание окружающей действительности, собственного я и своих действий. Эта функция проявляет себя в виде переживаний и связана с волевыми процессами.

Психические свойства

В процессе деятельности человека происходит развитие его психических свойств. Во время трудовой деятельности, обучения, игр происходит формирование и реализация всех сторон психики индивида.

Замечание 1

Психические свойства формируются в течении всей жизни человека. Под психическими свойствами понимают особенности конкретного человека.

Задатками психических свойств являются врожденные особенности, они могут обуславливать развитие психических свойств, но не определяют их полностью и однозначно.

На основе одних и тех же врождённых задатков у индивида могут развиться разные психические свойства.

Происходит это потому что на людей оказывают влияние разные жизненные факторы, которые обуславливают развитие психических свойств человека.

Психические свойства личности являются более-менее постоянными понятиями. Но несмотря на это, способности, характер, интересы человека формируются в течении всей его жизни.

Существует четыре основные психических свойства:

  • темперамент
  • характер
  • мотивация
  • способности

Психические свойства: темперамент

Определение 1

Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических характеристик индивида, которые определяют его психическую деятельность и поведение.

Темперамент может проявляться в общей активности, в моторной сфере, в эмоциональной сфере.

От типа темперамента зависит скорость действия психических процессов индивида, а также скорость условных рефлексов.

Личности по типу темперамента бывают следующие:

  • холерик (быстрый, неуравновешенный, эмоциональный, быстро истощается)
  • флегматик (медлительный, невозмутимый, устойчивое настроение, не эмоционален)
  • сангвиник (живой, подвижный, быстро реагирует на происходящие события)
  • меланхолик (пережив тельный, имеют острую болезненную реакцию на происходящее, впечатлителен, раним)

Психические свойства: характер

Определение 2

Под характером понимают группу основных личностных особенностей, эти особенности управляют поведением человека. Характер человека проявляется в отношении к себе, к другим людям, к труду, к вещам, характер так же отображает качества воли человека.

Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер подразделял характер личности на два вида:

  • циклотимический
  • шизотемичекий

Эти два вида характера имеют схожесть с характерами психически больных людей, но являются нормой.

Циклотимический характер схож с характером больных с аффективными расстройствами, шизотемический характер схож с характером больных шизофренией.

В психологии выделяют такое свойство характера как акцентуация, под этим определением понимают крайнюю степень нормы, усиление отдельных черт, может привести к расстройству личности.

Психические свойства: мотивация

Основой жизни и эволюции всей жизни на земле является мотивация. Под мотивом понимают побуждение к действию для того что бы удовлетворить актуальную потребность.

Потребности человеку весьма разнообразны. Потребности человека подразделяют на две категории:

  • материальные (пища, тепло, вода, воздух)
  • духовные (общение, деятельность, знания, творчество.

Мотивы делятся на:

  • низшие или биологические (влечения, желания, удовлетворение физических потребностей)
  • высшие или социальные (интересы, идеалы, убеждения)

Психические свойства: способности

Способность человека — это достаточно постоянная величина, она отличает одного индивида от другого, определяет достижения человека в определенных видах длительности.

Способность — это не то же самое что и навыки, знания, умения, но способность помогает освоить новые знания, навыки и умения.

Способности бывают:

  • природные (связаны с врожденными задатками)
  • специфические (имеют общественно-историческое происхождение)

Специфические способности, в свою очередь могут быть общими, специальными, теоретическими, практическими, учебными и творческими.

Психические состояния

Определение 3

Психическое состояние — это определенный режим человеческой деятельности, он имеет определенные энергетические особенности и систему психологических фильтров, которая помогает воспринимать окружающую действительность. Психические состояния являются одними из основных показателей психики человека.

Психические состояния имеют отличия от психических процессов и психических свойств, психические состояния управляют ими. В течении жизни человек в разные моменты жизни находится в разных психических состояниях.

Психические состояния могут быть эмоциональными, волевыми. Еще выделяется такое психическое состояние как состояние сознания.

На психическое состояние человека оказывают большое влияние внешние и внутренние сигналы.

Структура психического состояния является сложной и динамичной, в этой системе любой элемент психики может занять доминирующую позицию, бывают ситуации, когда несколько компонентов играют доминирующую роль.

Существует несколько видов классификаций психических состояний, одна из самых популярных это классификация Н. Д. Левитова, он выделял:

  • личностные и ситуативные состояния
  • осознанные и неосознанные состояния
  • поверхностные и глубокие состояния
  • короткие и долговременные состояния
  • состояния положительного и отрицательного действия

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_processy/psihicheskie_processy_svoystva_i_sostoyaniya_cheloveka/

Понятие о психических процессах, состояниях и свойствах личности

9. Понятие и соотношение психических процессов, свойств и состояний

Традиционно дают определение понятию психики – как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психика- это «субъективный образ объективного мира». Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы– динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции.

При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятие, представления и память, мышление и воображение, речь, эмоциональные – активные и пассивные переживания, волевые – решения, исполнение, волевое усилие и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психич.

процессы протекают с различной скоростью и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психические состояния. Под псих.состояниями следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные псих.состояния. При одном псих.сосоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Псих.состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и др.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения ( жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и др.).

Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Психические свойства. Высшими и устойчивыми регуляторами психичкой деятельности являются свойства личности. Под псих.

свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое псих.

свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляются в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и из нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека.

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства– наблюдательность, гибкость ума, волевые – решительность, настойчивость, эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1. жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  2. темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности- характеризующую динамическую сторону поведения);
  3. Способности (систему интеллектуально- волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,
  4. Характер как систему отношений и способов поведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_32404_ponyatie-o-psihicheskih-protsessah-sostoyaniyah-i-svoystvah-lichnosti.html

Medic-studio
Добавить комментарий