9. Структура индивидуального поведенческого акта: психическая и

Психическая фаза индивидуального поведенческого акта

9. Структура индивидуального поведенческого акта: психическая и

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Общая схема индивидуального поведенческого акта.

2. Охарактеризуйте психическую и эффекторную фазы индивидуального поведенческого акта.

3. Клинические проявления поведенческих ответов животных на изменение внешней и внутренней среды.

4. Место и роль сенсорных систем в организации поведенческого акта.

5. Роль внутренних побудительных мотивов в формировании индивидуального поведенческого акта.

6. Двухфазный характер индивидуального поведенческого акта.

Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________

Работа 1. Отобразите в виде схемы структуру индивидуального поведенческого акта и охарактеризуйте ее компоненты.

Работа 2. Изучение нервной фазы (скрытой) фазы индивидуального поведенческого акта крыс

Для работы необходимо: комплекс оценки кардиораспираторной системы мелких лабораторных животных (КОКС) с программным обеспечением, контактный гель, ножницы Купера, ватные тампоны, лабораторные крысы, источники раздражений: фонарик, свисток, карандаш, нашатырный спирт, светонепроницаемая ткань, сыр.

Ход работы. 1. Ознакомьтесь с устройством и принципом работы прибора «КОКС – 1» (комплекс оценки кардиораспираторной системы мелких лабораторных животных).

2. Перед началом проведения эксперимента подготовьте животное: с помощью ножниц Купера выстригите шерсть в местах наложения электродов и нанесите на эти участки контактный гель.

3. Поместите крысу в экспериментальную камеру, наложите электроды для измерения частоты сердечных сокращений и зафиксируйте на грудной клетке животных пояс с датчиками для регистрации частоты дыхательных.

4. Снимите фоновые показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхательных движений (ЧДД) у подопытного животного.

5. Поочередно с интервалом в 3 мин. воздействуйте на крысу разными видами раздражителей, снимая эмоциональные пробы (ЧСС и ЧДД) после действия каждого агента:

– звукового,

– вертикального перемещения,

– тактильного,

– светового (повышенная освещенность и отсутствие света),

– одоральнго (приятный и неприятный).

6. Для выявления субъективных эмоциональных ощущений животного при воздействии данных раздражителей, проведите аналогичную работу на нескольких крысах.

7. Результаты тестирования занесите в таблицу 3.

Таблица 3

Показатели эмоционального состояния животных

№ животного Эмоциональные пробы
ЧСС, мин ЧДД, мин
Фон Вид раздражителя Фон Вид раздражителя
Звуковой Вертикальное перемещение Тактильный Световой Одоральный Звуковой Вертикальное перемещение Тактильный Световой Одоральный
Яркий Отсутствие Приятный Неприятный Яркий Отсутствие Приятный Неприятный

Рекомендации к оформлению работы. Постройте графики, отражающие зависимость эмоциональных проб (ЧСС и ЧДД) от вида раздражителя.

Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о субъективной эмоциональной реакции крыс на действие разных раздражителей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________ ____________________

Дата выполнения Подпись преподавателя

Источник: https://sdamzavas.net/4-18063.html

Читать

9. Структура индивидуального поведенческого акта: психическая и
sh: 1: –format=html: not found

К.Э. Оксинойд

Организационное поведение учебник

Рецензенты:

В.Н. Казаков, заместитель заведующего кафедрой экономики социальной сферы МГУ им. М.В. Ломоносова, д-р экон. наук, проф., академик РАЕН,

Т.З. Козлова, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, д-р социол. наук,

А.Н. Курицын, заведующий кафедрой управления и правовой охраны предпринимательства Российского государственного института интеллектуальной собственности, д-р экон. наук, проф.

ВВЕДЕНИЕ

Знание закономерностей организационного поведения (ОП), понимаемого как поведение на работе, и умение применить это знание на практике – одна из важнейших компетенций современного руководителя. Потребность в изучении ОП диктуется необходимостью грамотного управления «человеческим капиталом» компании.

Сегодня профессиональные знания о поведении на работе аккумулируют почти двухвековой опыт целенаправленного воздействия на трудовое поведение персонала организаций. В том числе результаты исследований данной сферы человеческой активности поведенческими науками.

Актуальная задача менеджмента организации как ведущего субъекта ОП состоит в личном стремлении и приобретении компетенций, дающих возможность грамотно воспользоваться этим интеллектуальным капиталом.

В нужный момент это позволяет найти правильный выход из сложной социально-психологической ситуации, не упуская при этом из поля зрения производственные цели и задачи возглавляемого структурно-функционального подразделения и организации в целом.

Один из надежных путей овладения накопленными знаниями о поведении на работе, представленными в системном виде, связан с изучением «ОП» – прикладной научной дисциплины, нацеленной на освоение и грамотное применение социально-психологических методов управления поведением персонала организации. Системное изложение основ данной дисциплины составляет содержание учебников «ОП».

Знакомство с содержанием учебника также рекомендуется как создание фундамента для последипломного профессионального роста путем самостоятельного творческого осмысления феномена ОП с опорой на усвоенные в процессе учебы компетенции.

Речь идет о систематическом наблюдении поведения разных категорий персонала в различных рабочих ситуациях, анализе его результатов, сравнении полученных выводов с положениями и рекомендациями учебника, обсуждении возможных сомнений с коллегами, регулярном знакомстве со специальной периодикой и другими публикациями по проблемам поведения на работе. Учебник содержит необходимую и достаточную для следования этой стратегии профессионального роста базу.

Овладение материалами, представленными в учебнике, поможет сформировать профессиональное социально-психологическое видение, позволяющее дифференцировать и успешно преодолевать препятствия человеческого свойства, мешающие достижению целей данной организации.

Движение вперед могут тормозить такие факторы, как неадекватные целям организации мотивация и установки менеджеров, внутриорганизационные конфликты, особенности локальной корпоративной культуры, традиции регионального или отечественного менеджмента, специфика текущего состояния экономики, общественных отношений, нравов, морали и т. п.

В качестве примера одного из этого ряда социальных факторов можно назвать распространенную в управленческой среде приверженность «силовым методам» руководства, никак не совместимую с целями развития организации, предполагающими поощрение творчества, инициативы и командного духа сотрудников.

Понять причины этого стереотипа – значит найти пути преодоления рутины и застоя. Предпочтение жесткого стиля управления в значительной мере коренится в широко применявшихся в прошлом способах организации производства, опиравшихся на малоквалифицированный, тяжелый, принудительный труд и репрессии.

Такого рода управленческая практика характерна для начальной эпохи индустриализации в странах Запада и периода ускоренной индустриализации, а также послевоенных лет в нашей стране.

Тогда руководители разного ранга по причине острого дефицита проверенных в деле кадров рекрутировались преимущественно из числа бывших военных, обладавших командирскими качествами и навыками жесткого управления.

С другой стороны, склонность к приемам грубого администрирования, манипулирование подчиненными сегодня связана скорее с недостатком культуры в целом и управленческой культуры в частности.

Они объясняются также скудностью набора инструментов управления, истоки и питательная почва которых – полукриминальная приватизация, создавшая широкие возможности для незаконного личного обогащения и присвоения государственной и другой собственности.

Отсюда с трудом преодолеваемая коррупция, пренебрежение интересами государства, общества, личности вообще и личности наемного работника в частности. Хрестоматийна ситуация, когда новый руководитель начинает свою деятельность с «наведения порядка» путем энергичной борьбы с мелкими нарушениями трудового распорядка, наказаний и окриков.

Тратит на это время и энергию вместо того, чтобы попытаться организовать коллективный поиск способов выхода из тяжелой ситуации, решения реальных проблем повышения эффективности и производительности на данном участке работы, создать команду профессионалов.

Обратное закономерное свойство модели «силового менеджмента», его естественное следствие – трудовая демотивация, пассивность, безропотность основной массы персонала, стремление минимизировать трудовые усилия, «не высовываться», ни в коем случае не брать на себя лишнего.

Учебная дисциплина «ОП» представляет собой важную часть комплекса учебных дисциплин, изучаемых студентами специальности «Управление персоналом». Вместе с тем освоение данной дисциплины практически важно не только для студентов профильных вузов, но любого, кто решился постигать сложную науку управления.

Знание ОП позволяет расширить представление о деловых организациях как особых социальных общностях, увидеть объемно их внутреннюю жизнь, связанную с поведением сотрудников.

Знакомство с ОП дает возможность будущим специалистам и практикам менеджмента представить в системном виде широкий спектр форм и причин поведения на работе, понять механизм взаимосвязи поведения и эффективности организации как субъекта экономической и социальной деятельности.

учебника опирается на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Управление персоналом».

Оно корреспондируется с такими учебными дисциплинами, как «Теория организаций», «Основы управления персоналом», «Экономика и социология труда», «Социология и психология управления», «Организационная культура», «Мотивация трудовой деятельности», «Конфликтология», «Этика деловых отношений».

Принципиальное отличие труда менеджеров по персоналу от работы руководителей других функциональных звеньев организации тесно связано с уникальностью их объекта управления – социальной общности сотрудников организации.

Менеджер по персоналу – это в первую очередь специалист по поведению.

Продукт его труда в широком смысле – фактический «человеческий капитал» организации, проявляющийся в качестве мотивации труда персонала, в дружественной социально-психологической среде, благоприятной для эффективной работы и личностного развития сотрудников.

Что касается менеджеров, выполняющих иные функции, то результаты их труда принадлежат преимущественно к принципиально иным, неодушевленным субстанциям вещей, денег и информации.

Разумеется, этот факт совсем не умаляет значимости данных функций и не значит, что знание и решение поведенческих проблем находятся вне функциональных рамок данной категории менеджеров.

Очевидно, что знакомство с механизмом ОП необходимо не только специалистам службы управления персоналом, но и руководителям других структурных звеньев организации независимо от их функционального профиля.

Однако в реальности степень и смысл внимания к человеку – работнику со стороны конкретного руководителя зависит скорее от его личностных ценностей и установок, а также от традиций и стиля управления, характерного для фактической корпоративной культуры организации.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=613978&p=9

10.3. Функциональная система поведенческого акта

9. Структура индивидуального поведенческого акта: психическая и

Поведенческиереакции мотивируются (побуждаются)потребностями организма. При этом длядостижения цели, т. е. полезного дляорганизма результата, формируютсяфункциональные системы. Учение офункциональных системах разработалП.К. Анохин, это учение успешно развиваетсяК.В.

Судаковым. Функциональнаясистема этодинамическая совокупность различныхорганов и систем, формирующаяся длядостижения приспособительного (полезного)для организма результата. Функциональнаясистема включает обычно органы различныханатомических систем.

Например, чтобывыполнить физическую работу необходимоактивизировать деятельность центральнойнервной системы, мышечной, сердечно-сосудистойсистемы, органов дыхания. При этомувеличивается выработка энергии,повышается температура тела, происходятдругие изменения в организме.

Общая схема стадийфункциональных систем представлена нарис. 10.1.

Рис. 10.1. Схемацентральной архитектоники поведенческогоакта (по П.К. Анохину, с изменениями)

1.Афферентный синтез заключаетсяв обработке и сопоставлении всейинформации, которая используетсяорганизмом для принятия решения иформирования наиболее адекватного дляданных условий приспособительногоповедения с учетом доминирующей мотивацииобстановочной афферентации, пусковойафферентации, взаимодействующих саппаратом памяти.

Мотивационноевозбуждение возникаетв ЦНС с появлением какой-либо потребности,оно имеет доминирующийхарактер, т.е.подавляет остальные мотивации инаправляет поведение организма надостижение полезного результата, которыйудовлетворяет имеющуюся потребность.В основе доминирующей мотивации лежитмеханизм доминанты, открытый А. А.Ухтомским.

Мотивацииформируют целенаправленную деятельностьи определяют ее общую стратегию.Каждыйконкретный акт является шагом кудовлетворению мотивации, т. е. решаеткакую-то промежуточную задачу или цель.Программа определяет, какое конкретноедействие будет осуществляться длядостижения данной цели, и формирует егопространственно-временные параметрыв соответствии с реальной обстановкой.

Вобщей схеме системной организациидвигательного акта существует понятиео тактике движения, котораяопределяет, как будет осуществлятьсятребуемое движение, иными словами,каковы те эфферентные залпы к двигательнымядрам спинного мозга, которые определяютактивацию различных мышечных групп.Последовательность включения той илииной конечности, записанная в программе,реализуется в виде последовательностиимпульсных залпов надсегментарныхструктур к различным мотонейроннымпулам.

Мотивационноевозбуждение извлекает необходимуюинформацию из блоков памяти,котораянередко определяет целенаправленнуюдеятельность организма на основанииприобретенного ранее опыта по достижениюданного полезного результата.

При этомв первую очередь вовлекаются в возбуждениете нейроны, которые ранее использовалисьв подобных поведенческих реакциях.Мотивационное возбуждение активируетсенсорные системы.

При голоде возрастаетвозбудимость вкусовых рецепторов исоответствующих центров, улучшаетсяразличение зрительных раздражителей,понижается порог дифференцировочныхусловных рефлексов. При половомвозбуждении повышается возбудимостьрецепторов эрогенных зон.

Возникновениемотиваций часто сопровождается появлениемотрицательных эмоций, а устранение(удовлетворение) мотивации – положительнойэмоцией. Существует особая группамотиваций (проявление любознательности,стремление к творчеству), сопровождающаясяположительными эмоциями.

Обстановочнаяафферентация вызываетвозбуждение, обусловленное действиемна организм окружающей обстановки: вЦНС создается разветвленная системавозбуждений, своего рода «нервная модельобстановки».

Обстановочная афферентацияможет способствовать либо, напротив,препятствовать реализации мотивации.Например, студенты на лекции не организуютпрослушивание любимой музыки, в то времякак в перерыве это вполне возможно.

Мотивационное возбуждение, память иобстановочное возбуждение создаютподпороговуюинтеграцию.

Пусковаяафферентация этоспециальное возбуждение, обусловленноедействием пусковых раздражителей,которые переводят подпороговую мотивациюв надпороговую. Взаимоотношения междупусковыми и обстановочными влияниямиобеспечивают лобные доли.

Общая динамикаосуществления афферентного синтезаотражает взаимодействие процессоввозбуждения в коре и подкорке, реверберациювозбуждения и ведет к принятию решения,побуждающего действие.

Пусковым сигналомможет быть условный раздражитель,например запускающий слюноотделениепо механизму условного рефлекса, звонокв школе на перемену, выстрел из пистолетана старте и т.п.

2.Принятие решения –это стадия развития афферентногосинтеза, его следствие, переводафферентного синтеза в программудействия, характеризующуюся тем, чтосодержит элементы предвидения (чтосовершится в ближайшее время).

Благодаряпринятию решения к совершению определенногоакта организм освобождается отпотенциальных степеней свободы ивыполняет только одну конкретнуюформу поведения, соответствующуюпотребности и окружающей обстановке,ведет к достижению результата.

Лобныедоли обеспечивают быстрое отбрасываниененужных степеней свободы.

3. Процесс возбуждениясогласно «принятому решению» практическивыходит одновременно на два аппарата:аппарат предсказания результата(акцептор результата действия – АРД) иаппарат программы действия (эфферентныйсинтез). Лобные доли являются основнымнервным субстратом, осуществляющимпринятие решения при реализациицелесообразных произвольных формдеятельности человека (А. Р.Лурия).

3.1.Формирование акцепторарезультата действия (АРД) происходитна основе афферентного синтеза. АРД –нервная модель будущего результата,который должен быть получен в соответствиис принятым решением, это аппаратпрогнозирования (предвидения полезногорезультата) и его оценки. Например,принято решение взять мел со стола.

ВАРД возникает возбуждение тех нейронов,которые ранее стимулировались привзятии мела. Они отражают его свойства:цвет, форму, т.е. параметры результата.

Возникает афферентная модель будущегорезультата действия, которая в АРДсличается с афферентной моделью реальногорезультата при поступлении в АРДафферентных импульсов от уже полученногорезультата.

3.2.Параллельно с формированием АРД идетформирование программыдействия (эфферентныйсинтез), обеспечивающей посылку импульсовк эффекторам для совершения определенногодействия, приводящего к получениюполезного результата. Начало этого пути– пирамидные клетки коры большогомозга.

Команды в виде нервных импульсоводновременно направляются и поколлатеральным путям в аппарат АРД, гдеони взаимодействуют с афферентноймоделью запрограммированного результата,вследствие чего формируется «эфферентнаямодель программы действия».

Стадияформирования программы действиясопровождается интеграцией соматическихи вегетативных возбуждений в целостныйповеденческий акт.

4.Стадия формированиярезультата характеризуетсясамовыполнением программы поведения:эфферентное возбуждение доходит доэффекторов и действие осуществляется.Стадия находится под контролем аппаратаАРД за счет информации, постояннопоступающей от проприорецепторов мышц,сенсорных потоков, т.е. обратнойафферентации.

Поскольку функциональнаясистема формируется для достиженияприспособительного результата, егосчитают системообразующимфактором.

Результатповеденческой деятельности имеет многопараметров, характеризуется физическими,химическими и биологическими проявлениями,которые обеспечивают возникновениеобратной афферентации, характеризующейполученный результат.

5.Стадия оценкидостигнутого результата осуществляетсяс помощью сопоставления обратнойафферентации о параметрах достигнутогорезультата с ранее сформировавшейсянервной моделью результата в АРД.

Еслиафферентная модель реального результатасовпадает с нервной модельюзапрограммированного результата, топроисходит удовлетворение ведущейпотребности, что сопровождаетсяположительной эмоцией. Удовлетворениепотребности ведет к прекращениюмотивационного возбуждения.

Например,захватывание и пережевывание пищи,вкусовые ощущения, глотание всегдапредшествуют поступлению питательныхвеществ в кровь. Эти явления генетическисвязаны, поэтому сенсорная информацияо пребывании пищи во рту и ее обработке,а также информация с наполненногожелудка являются адекватной формойподкрепления для пищевой мотивации ипрекращают ее.

Этот период получилназвание «сенсорного насыщения, котороевызывает торможение центра голода ивозбуждение центра насыщения вгипоталамусе. Когда пищевые веществаначнут поступать в кровь, а оттуда – вклетки организма, наступит второй этап– истинное, или обменное (метаболическое),насыщение организма.

Таким образом,значение АРД заключается в сличениипараметров полученного результата спараметрами запрограммированногорезультата, поскольку АРД представляетсобой нервную модель планируемогорезультата действия.

Работа АРД хорошоиллюстрируется результатом опыта сприменением так называемой сюрпризнойметодики. У собаки вырабатывали условныйрефлекс на сухарный порошок из хлеба.Когда рефлекс стал стабильным, вместосухарей в кормушку положили мясо, т.е.более желанную пищу.

На условный сигналсобака опускала морду в кормушку ивместо поедания мяса отворачивалась,смотрела по сторонам (рефлекс «чтотакое?»). Полагают, что в нервных центрахбыли запрограммированы параметрыбудущего результата в виде хлебныхсухарей, а реальный результат соответствовал«афферентной модели» мяса, т.е.

несовпадениереального и запрограммированногорезультатов у собаки вызвало ориентировочнуюреакцию (рефлекс «что такое?»).

В случае несовпадениявозбуждения от параметров реальногорезультата с возбуждением от параметровзапрограммированного результатавозникающая ориентировочно-исследовательскаяреакция сопровождается отрицательнойэмоцией. При этом вовлекаются всемеханизмы мозга и формируется новая,более совершенная функциональнаясистема.

Это происходит до тех пор, покаполученный результат не будетсоответствовать запрограммированному.Тогда возникает положительная эмоция.Следовательно, эмоции в эволюционномплане имеют оценочное значение и занимаютключевое положение в целенаправленномповедении, включаясь в аппарат АРД вмомент сличения запрограммированногорезультата с полученным результатом.

Аппарат АРД является своеобразнымконтролером степени достижения полезногорезультата.

Источник: https://studfile.net/preview/5996904/page:61/

Матюхин И.В. Движение к психической апперцепции в структуре поведенческого акта

9. Структура индивидуального поведенческого акта: психическая и

Библиографическая ссылка на статью:
Матюхин И.В. Движение к психической апперцепции в структуре поведенческого акта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5639 (дата обращения: 08.02.2019).

Постановка проблемы:

Поведенческий акт – сложная, многогранная структура, имеющая неповторимую динамику, протекающую в характеристически – мотивационном направлении, в некоторой степени отражающем личностный путь, стратегию жизни, особенность восприятия мироздания. Чем примечателен поведенческий акт? Дело в том, что он рассматривается как объективная характеристика взаимодействия человека со средой [1].

В поведении важны многие аспекты, но учет наличия у человека волевых характеристик направляет наш интерес на личноть в ситуации поведенческого акта, делая ее “дирижером” всех событий.

Что является ведущими характеристиками в структуре личности, влияющими на качество поведения? Безусловно, очевидно, что параметров влияния очень много, но каждый из них активизируется лишь с определенной вероятностью, некоторые с большей, а некоторые структуры с меньшей.

Принято считать, что существуют относительно устойчивые параметры, так называемы поведенческие константы, запускающие стратегию жизненного акта [2].

Ввиду этого представляется целесообразным провести умозрительный анализ по феномену поведенческого акта.

Цель работы:

Провести поиск поведенческих констант, зарождающихся в недрах сознания и являющихся доминантными первопричинами объективного движения.

Задачи:

1. Что считать поведенческим актом

2. Наметить наиболее вероятностные абстрактные причинно – поведенческие константы в структуре поведенческого акта.

3. Выделить узловую причинно – поведенческую характеристику принятия стратегии поведения.

Гипотеза исследования:

Предполагается наличие в структуре личности человека психической апперцепции как узловой причинно – поведенческой константы поведенческого акта.

Форма исследования:

интеллигибельно – рефлексивная

работы:

Когда мы наблюдаем движение нейронов в коре головнрго мозга и только их, то мы видим их жизнь, их поведение, когда мы наблюдаем деление клетки, то видим жизнь как уровень биологического формирования. Это все движение, но не комплексное, а одностороннее, причинно обусловленное, живущее в одной пространственно – измерительной среде.

Но когда мы обращаемся к человеку, то здесь стоит учитывать полиморфность пространственно – измерительных сред. Наличие человека в пространстве и времени – это поведенческий акт в бытийном смысле, который можно при необходимости дифференцировать на простейшие единицы, являющихся элементным составом ограниченного интервала.

Поведение не сводится только к физическому движению и психомоторным проявлениям организма. Поведение человека – это бытие человека в пространство – времени, дифференцированое по признаку практической относительности.

Поведение человека обычно оценивается не полномасштабно, интегрируя весь его наличный жизненный путь, а калиберно, ситуативно, фрагментарно в зависимости от тематической, мысленной обработки участка реальности.

Именно поэтому вводится поправка на практическую ориентировку, так как поведение человека интересует нас не как бытие вообще, а как ситуативное бытие, помещенное в форму практическо – тематической обработки, отвечающей на интеллектуальный запрос человеческой мысли по обработки значимости определенных аспектов реальности.

https://www.youtube.com/watch?v=XTKW-wop-iI

В современной психологии и других общественых смежных науках принято рассматривать человека как биопсихосоциальное существо, то есть можно считать, что существует три уровня или три реальности, обладающие собственной спецификой. Выделим основные видовые характеристики каждого из этих пространств, актуальные для учета их в поведенческом акте.

Биологические аспекты:

  • · нейродинамика коры головного мозга;
  • · нейробиологические механизмы когнитивных процессов;
  • · физиология высшей нервной деятельности;

Психологические аспекты:

  • · отражение внутреней и внешней действительности по отношению к субъекту;
  • · комплексная обработка биопсихосоциальных стимулов;
  • · наличие сознания и самосознания;
  • · подсознательные фиксации неактуализированных в сознании потребностей и мотивов;
  • · формирование ценностно – ориентировочной базы;
  • · бессознательные психические ресурсы отраженной действительности;
  • · пластичность центрирования.

Социальные аспекты:

  • · объективация деятельности;
  • · объективация и актуальность коммуникации;
  • · воздействие внешне – средовых стимулов;
  • · общественная роль;
  • · культурное взаимодействие и взаимозаменяемость;
  • · общественные игры и ритуализированое поведение;
  • · учет стороннего наблюдения и участника взаимодействия;
  • · самоактуализация через социальное пространство;
  • · система Я и система Я – Другой;
  • · взгляд на разные характеристики проявлений в в идовом сходстве.

Из вышеперечисленных аспектов мы можем наблюдать то, что психическая сторона является средоточием двух других. Например, биологическая составляющая человека является базисом образования психической жизни как свойства высокоорганизованной, живой материи.

Без биологического фундамента не юудет ни психики, ни социальной жизни, поэтому функционирование психики в значительной степени зависит от функционирования головного мозга и нервной системы вцелом[3].

В сравнении с биологическим социальный аспект человека выглядит как внешняя характеристика, которая может различаться как по интенсивности воздействия, масштабу, так и целям, задачам воздействия.

то есть мы можем констатировать, что психическое в человеке является ареной средоточия биологического и социального, то есть психическое отражает бытие биологическое и бытие социальное, преломляет их в себе и формирует относительно устоцчивые связи.

Психическое – это узел отражения биосоциальной реальности, в то же время зависящий как от биологического, так и от социального. Возвращаясь к поведенческому акту мы, следовательно, отмечаем его как биопсихосоциальную производную человеческого существования.

Попробуем смоделировать поведенческий акт и выявить поле причинных констант, предшествующих акту принятия решения в выборе стратегии поведения. Стоит отметить, что данное поле может лежать как в сфере сознания, так и за его пределами, но несмотря на это нам необходимо наметить материалы, на которых будет строиться сознательная или бессознатешльная аппликация.

Представим себе следующий поведенческий акт. Человек, мужчина, 50 лет, педагог, идет по длинному коридору университета, подходит к необходимой аудитории, где ему через пять минут предстоит читать лекцию.

Педагог открывает дверь в лекционую комнату и, делая первые два шага в направлении стола, осматривает сложившийся в его восприятии фрагмент реальности вцелом и, возможно, по отдельности, который представляет собой содержание ” жизни ” внутри аудитории.

Интересно, какими будут следующие действия педагога:

  • · возможно педагог поздоровается и остановится, осматривая некоторые заинтересовавшие его детали, допустим увидил очень грустное лицо студента и задался вопросом : что случилось;
  • · возможно просто пройдет к своему рабочему месту, поздоровавшись в процессе;
  • · пройдет к столу, не поздоровавшись;
  • · задась вопрос студентам и так далее.

Мы видим, что вариантов поведения педагога здесь может быть очень много, но целесообразно разделить выше представленный поведенческий акт по принципу, предтавленному на рисунке 1.

Рис.1 Структура поведенческого акта,

Где «АТ»—автоматическое течение, «СГ»—сознательная готовность, «ВС»—воздействие стимулов, «КОС»—комплексная обработка стимулов, «ПР»—поведенческая развертка.

Итак, на схеме мы выделили 5 основных блоков поведенческого акта. Разложим наш пример с педагогом по данному пятиблочному клише.

1 – ый блок. Автоматическое течение.

Предполагает самобытийную относительно повторяющуюся череду адекватных психических состояний и действий, являющихся повседневной наработкой, выполняющейся автоматически и фиксируясь как преамбула сознательной готовности.

В нашем примере в содержание автоматического течения входят следующие элементы:

  • · педагог идет по коридору;
  • · подходит к необходимой аудитории.

Конечно, в движении педагога присутствует жизнь не только психическая, но и физическая, биологическая, химическая и т.д. Все это является фоновой характеристикой, предшествующей волевой сознательной деятельности.

2 – ой блок. Сознательная готовность.

Это сознательная волевая деятельность в психической сфере, конструирующая прообраз предстоящей ситуации.

Даная готовность может быть как формирующего (позитивного), так и деструктивного (негативного) характера.

В зависимости от характера готовноси будет конструироваться одна из динамических ” молекул ” блока комплексной обработки стимулов. В нашем примере сознательная готовность содержит следующие элементы:

  • · предположительно интервал психической активности от движения по коридору до момента открытия двери в аудиторию.

Мы видим, что сознательная готовность вероятностно и порционно встроена, вплетена в первый блок – автоматическое течение, а не следует после его завершения. Даным подчеркивается взаимозависимая, полигранная, живая связь между блоками структуры поведенческого акта.

3 – ий блок. Воздействие стимулов.

Это воздействие стимулов человека на всех трех уровнях: внутренем – биологическом, текущем – психологическом, внешнем – социальном уровне.

Следует отметить, что психологический уровень включает в себя в качестве стимула доминантные характеристики первых двух блоков, то есть ведущие импульсы автоматического течения и сознательной готовности являются априорным психологическим стимулом, работающим по принципу пусковой, дозированной готовности. Тем самым мы снова наблюдаем связь между блоками посредством пластичного комбинированного ” вплетения ” одной характеристики в ” ткань ” другой.

В нашем примере в структуру третьего блока входят:

  • · доминантные импульсы от первых двух блоков в качестве интегрированного, динамического, стимульного параметра;
  • · воздействие внешних стимулов при открытии двери, непосредственно само прикосновение к двери, созерцание текущего фрагмента окружающей действительности, движение социальной материи, энергетические стимулы, направленые от студентов и т.д.

4 – ый блок. Комплексная обработка стимулов.

Это узловая причинно – поведенческая константа макроуровня поведенческого акта, динамически обрабатывающая содержание всех предыдущих блоков и являющаяся отправной точкой поведенческой развертки.

Стимул в данном контекстк – это любое воздействие жизни, сюда входит и опыт, и текущее биопсихосоциальное состояние, и наличные личностные характеристики, параметры среды, прогностическая интенсивность взаимодействия между человеком и средой и другое.

Если рассматривать поведение как структуру последовательную и детерминированную, то необходимо отметить, что между блоком комплексной обработки информации и блоком поведенческой развертки существуют наиболее вероятностные причинно – следственные связи, которые наглядно представлены на рисунке 2.

Рис.2 Связь между блоками №4 и №5,

где «КОС»—комплексная обработка стимулов, «ПР»—поведенческая развертка.

Связь, изображенная на рисунке 2 показывает, что необходимо учитывать вероятность того, на сколько комплексная обработка стимулов является причиной элемента поведенческой развертки как следствия. Следует отметить, что принятие решения – это составная характеристика комплексной обработки стимулов, а не решающая доминанта вообще, направляющая поведенческую развертку.

5- ый блок. Поведенческая развертка.

Это поведенческое проявление, являющееся следствием суммарной обработки прошлых блоков поведенческого акта. Поведенческая развертка – это следствие обработки причин предыдущих блоков.

Любую поведенческую развертку можно дифференцировать, разделив ее на “кадры”, относительно которых можно применить такую же структуру поведенческого акта, как и представленную на рисунке 1.

В нашем примере с педагогом в состав поведенческой развертки будет входить дальнейшее поведение педагога после того, как он открыл дверь в аудиторию и осмотрел фрагмент реальности. Несмотря на сложность структуры поведенческого акта, ее можно упростить, как показано на рисунке 3.

Рис.3 Упрощенная структура поведенческого акта.

Мы можем соотнести следующие элементы так:

  • · накопление – это сумма блоков №1, №2, №3;
  • · обработка – это блок №4 комплексной обработки стимулов;
  • · реакция – это блок №5, полведенческая развертка.

Безусловно, для изучения поведенческого акта и его детерминант интересны все составляющие структуры поведенческого акта, но мы предполагаем, что самой ведущей доминантой, диктующей дальнейшее развитие и течение поведения является блок комплексной обработки стимулов. Так как все существо человека представляется нам как биопсихосоциальная “ткань”, то целесообразно предположить, что в состав композиции комплексной обработки стимулов можно выделить три элементных уровня и рассмотреть их в интеграле, как комплексную индикацию.

Биологической индексацией композиции комплексной обработки стимулов является наличие следующих текущих параметров:

  • · движение физиологических стимулов, являющихся интероцептивными параметрами организма;
  • · специфика соматического реагирования;
  • · ведущий психофизиологический тип;
  • · пол;
  • · возраст;
  • · психогенетические корелляты;
  • · нейробиологический и эндокринный профиль;
  • · другие организмические особенности, находящиеся в нормативном, акцентуированном, предпаталогическом или паталогическом состоянии.

Перечисление биологической индикации указывает на первооснову биологического фундамента, обеспечивающего энергетическую основу функциональной дееспособности психической надстройки поведенческого акта.

К психологической индикации относятся следующие параметры:

  • · психодинамическая соотносительность (попеременное доминирование и взаимное обусловливание сознательного, бессознательного и подсознательного пластов психики);
  • · психический ресурс, сформированный на базе биологической активности, а точнее, функционального состояния организма;
  • · значимые гештальты в структуре психической жизни (актуализационные гештальты, смысловые, гедонистические, морально – нравственные и т.д.);
  • · волевая готовность индивида;
  • · прошлый опыт, опыт настоящий и опыт представленного будущего;
  • · направленность сознания.

Конечно, психологическая индикация формируется на базе биологической, но не сводится к последней, так как между ними много – много значные связи [4].

Проследить данные много – многозначные связи проще на уровне грубой, простой направленности, когда прослежиается многовероятностная зависимость психического следствия от конкретной материальной причины, на уровне же более сложного порядка психическая жизнь опосредованно и неопределенно сводится к определенным организмическим характеристикам.

В данном случае уместно вспомнитьосновную психофизиологическую проблему, которая решает связь соотношения мозга и психики.

Психологическая индикация не сводится напрямую к биологической еще и потому, что всегда присутствуют характеристики среды и воздействия, среди которых как минимум значительной является социальная индикация, в состав которой входят следующие параметры:

  • · социальная насыщенность;
  • · видовая схожесть и поведенческая разность;
  • · интенсивность социально – культурного воздействия и его качество;
  • · энергетическая характеристика толпы;
  • · социальный опыт и научение.

Социальная индикация строится одновременно и на базе, и вместе с психической индикацией, и биологической индикацией.

Связь между веми видами индикации комплексной обработки стимулов такая же, как и между блоками структуры поведенческого акта, то есть характеристика является всегда динамической и “живой”, и начинает появляться не после завершения предыдущей, а в процессе ее протекания.

Поэтому целесообразно выделить интегральную характеристику блока компдексной обработки стимулов, что бы наметить “арену” импульсов,являющихся задающими стратегию поведения и одновременно влияющими на формирование бессознательной памяти опыта.

Безусловно, всегда следует учитывать функциональное состояние организма, так как без материального движения не будет осуществляться движение психическое и социальное.

Однако, важно отметить, что важной структурой отражения как внутреннего, так и внешнего мира в человеке является психика, предстоящая “ареной” на которой разворачивается борьба и взаимодействие стимулов как биологических, так и собственно психических, обусловленных движением различной природы.

Поэтому целесообразно выделить в качестве интегральной характеристики блока комплексной обработки стимулов психическую апперцепцию, являющуюся узловой причинно – вероятностной константой поведения. Психическая апперцепция – это узел, средоточие, представяющее собой центр обработки всех поступающих стимулов типов “тогда-там” и “здесь и сейчас”, то есть учитывается характеристика опыта, памятной фиксации этого опыта, а также наличные характеристики фрагмента действительности. Движение стимулов к психической апперцепции можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 4.

Рис.4 Движение стимулов к психической апперцепции,

где «ПА»—психическая апперцепция, «ПС»—психологические стимулы, «БС»—биологические стимулы, «СС»—социальные стимулы.

На приведенную выше схему необходимо взглянуть сверху, чтобы понять связи, протекающие между рассматриваемыми явлениями. Взглянув сверху, мы можем представить психическую апперцепцию в качестве верхушки вершины, к которой на рассмотрение “стремятся” психологические и биологические стимулы, помещенные в среду стимулов социальной реальности.

Мы предполагаем, что именно после психической апперцепции запускается блок поведенческой развертки, то есть именно в данном месте наиболее вероятна причинно – следственная связь.

Следовательно, на нашем примере с педагогом можно представить, что педагог поступил так или иначе в зависимости от доминантного импульса психической апперцепции.

Тут можно привести грубый, но легкий для понимания  пример действия педагога в приведенной нами поведенческой ситуации.

Представим, что наш педагог астенической наружности острого типа, то есть выражен недостаток толщины при избытке общего роста и длины конечностей (биологическая, конституциональная индикация), холерического темперамента, с гипертимным направлением в характере (психологическая индикация),он единственный ребенок в семье, родители до сих пор живы, у самого педагога жена и двое детей – мальчик и девочка (социальная индикация), педагог гражданин российской федерации, уроженец столицы, сам человек контактный, активный, с большим количеством друзей (социальная индикация) идет он по коридору с мыслью о предстоящем уроке, с мыслью о том, как чувствуют себя сейчас его дети (психологическая индикация), отвлеченный слегка на запах булочек, исходящий из столовой и мелодией мобильного телефона мимо проходящего студента (социальная индикация). И вот педагог наконец-то доходит до аудитории, прокручивая в памяти похожие сюжеты и фиксации того, перед кем сейчас читать лекцию ( психологическая индикация), открывает рукой дверь в лекторскую и испытывает при этом несильную боль в кисти (биологическая индикация), слегка травмированной во вчерашнем волейбольном матче. Несмотря на тянущую боль в кисти, педагог рассматривает фрагмент реальности – содержание аудитории и проходит внутрь. Можно предположить, что в данный момент психическая апперцепция достигает своего пика, и дальнейщая стратегия поведения пребывает уже наизготове, ожидая пусковой стимул. Тут педагог слышит с первых рядов здравствуйте и отвечает так же приветствием.

Как мы видим, психическая апперцепция формируется на основе биологических, психологических и социальных индикаций, психическая апперцепция – это процесс.

В нашем примере педагог, конечно, мог повести себя абсолютно непредсказуемым, любым другим образом, так как влияние на психическую апперцепцию могло осуществляться под действие совсем других факторов по содержанию, но определенных по биологической,психологической или социальной форме.

Заключение

В нашей работе было представлено интеллигибельное движение к психической апперцепции, как узловой причинно – поведенческой константе, формирующейся в процессеи в структуре блока комплексной обработки стимулов в составе поведенческого акта. Поведенчекий акт представлен как живой процесс, обусловленный биопсихосоциальными производными как самого человека, так и среды.

Библиографический список

  1. Анцыферова Л.И. О теории личности Курта Левина // Вопросы психологии. № 6. 1960.
  2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
  3. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998. С. 276-283.
  4. Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системные исследования. Ежегодник. М., 1975. С. 128-148.
  5. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982. С. 86-93.
  6. Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
  7. Основы психодиагностики // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1987.
  8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994. С. 215-224.
  9. Теория поля Курта Левина // Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. С. 345-402.
  10. Франселла Д., Баннистер Ф. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.
  11. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. У. С. 37-40, 77-80, 85-89.
  12. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974. С. 253-269.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Igorek»

Источник: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5639

Medic-studio
Добавить комментарий