9. Возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа

Методы пси труда, возможности и ограничения

9. Возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа

Общенаучные методы построения теории:

·         Наименование (ищем то что пытаемся обозначить ) ·         Логического генерирования (формируется логика по неким законам  логики ) ·         Вербального комбинирования ·         Определение (сами устанавливаем границы употребления данного слова, того значения, которым будем пользоваться) ·         Индуктивное предсказание (выстроение некого обобщения на основе отдельного факта) ·         Дедуктивное предсказание (движение от теоретических отношений к определенным объектам) ·         Синтаксическое комбинирование (по правилам синтаксиса) ·         Эмпирическое подтверждение

·         Типичные ошибки (могут быть чисто логическими)арактеристики лбъекта -рейтинг

Эмпирико-познавательные методы

1. Наблюдение– классический метод психологии. Климов: это базовый метод.Наблюдение – специально организованное установление фактов, опирающееся на функции органов человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов (по Климову).

Даже экспериментатор одновременно является и наблюдателем. Меняется только структура объекта наблюдения (предметом наблюдений могут стать экспериментальная установка, приборы, индикаторы и др.

)Наблюдение может быть визуальным, непосредственным либо опосредованным техническими средствами (кино- видеосъемка, использование датчиков).

Ограничения метода наблюдения:

1.По Климову:При использовании этого метода надо обращать особое внимание на принципы организации работы наблюдателя, строгости процедур получения и фиксации знания об изучаемом объекте.

“Платой” за это является потеря оперативности и многоаспектности познания. = нельзя наблюдать за всем сразу. Обычно чтобы не упустить ничего, наблюдатель записывает.

НО: при этом он отвлекается от объекта наблюдения на свои записи + это замедляет работу т.к. пишем мы медленнее, чем что-то происходит в этом мире.

2.По Носковой:Психика другого человека не дана нам непосредственно, а поведенческие признаки могут многозначно отображать внутренний мир профессионала либо вообще его не отражать.

Надо продумывать связь между фиксируемыми поведенческими признаками и их психологическим содержанием.

Полученные с помощью наблюдения данные требуют психологической интерпретации – в этом самая большая сложность этого метода. 

2.Метод анализа продуктов деятельности. Возникает при деформации метода наблюдения, когда предметом наблюдения становится не “живая” действительность, а ее результат. Под словом “анализ” в названии метода имеется в виду не просто разложение целого на части, а изучение, в ходе которого происходит и анализ, и синтез представлений.

Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию. Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека.

Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными, процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда может стать некое новое отношение ребенка к действительности, новые представления о мире и др.

) Климов приводит следующую классификацию результатов трудовой деятельности:Требования к методу анализа продуктов деятельности: 1.Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления).

Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.) 2Систематичность, всесторонность  подбора фактов. 3.

Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых. 4.Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)

3.Метод опроса, метод беседы.Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте.Объект наблюдения – устная речь в специально построенном диалоге.

Также вариация метода наблюдения, когда продукты речевой, вербальной деятельности выражаются письменно. Виды опросов:а)по содержанию вопросов: -фактологическая информация – отношение к человеку, к социальным феноменам, явлениям, проблемам.

б)по форме предъявления вопросов и вариантов ответа: стандартизованные и нестандартизованные в)по проведению: -письменные; -устные

Минусы опроса:Те же самые, что и у наблюдения плюс следующее:Обычно опросные методы считают простыми и доступными, но это не так. Не следует спрашивать респондентов “в лоб” о причинах событий и поступков. Выискивать причины явлений – дело специалиста-исследователя.

Сами вопросы (их постановка) влияют на ответ респондентов. Поэтому их надо правильно задавать, не подталкивая к определенным ответам, которые укладываются в статистику. Иначе можно получить ложное мнение.Надо уточнять, что мы узнаем из данных опроса.

Это не всегда то, о чем мы спрашиваем.

4.Метод экспертизы или метод экспертных оценок. Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их.Ограничения экспертных методов:*Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к.

тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→  При изучении новой профессии можно пропустить ПВК. *При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много.

*Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют.

5.“Естественный” экспериментНарушаем правило классического наблюдения и вмешиваемся в ход психических процессов. Наблюдаемый становится испытуемым.Испытуемому предлагаются привычные них виды задач.

Василейский: предложил наблюдать за профессионалами в то время, когда они выполняют свою обычную работу. Подбирались те фрагменты деятельности, в которых наиболее ярко проявлялись качества работника данной профессии. Затем оценивался уровень психических качеств работника.

Далее – сопоставительный анализ индивидуальных профессиональных профилей. При этом исследователь мог выявить типы профессиональной одаренности (здесь учитывается многообразие типов людей, которые могут достигать одинакового уровня успешности в профессии – и это хорошо).

Сейчас: метод естественного эксперимента используется в центрах оценки персонала. Он очень эффективен в прогнозировании проф. пригодности.

6.Производственный эксперимент.Сравнительное наблюдение психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании различных орудий труда.

7.Лабораторный экспериментСоздаем “чистую”, искусственную обстановку (при этом искажается естественный ход психичских процессов).

Специфика в психологии труда: модель деятельности, заложенная в экспериментальном задании, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) реальной профессиональной ситуации.

Выполнение этого требования позволяет распространить результаты экспериментов на реальную профессиональную деятельность.

8. Метод анамнеза, биографический метод.Предмет беседы смещается на биографию, историю личности испытуемого. Выделяют субъективный и объективный анамнез.

Преобразующие методы 

связанны с  изменением. При реализации любого из преобразующих методов возникает задача управления (психологического, а не административного, как некоторые любят!) активностью людей.Здесь строго стоит проблема манипулирования людьми, их сознанием.

Климов: “Злодеяния, как свидетельствует история, сплошь и радом основаны на применении именно преобразующих методов психологии” (Например, дезинформация, клевета и др.

);связанно с нормами морали, ценностями;это более ответственно; предполагает наличие многих разнородных профессиональных умений, внутренних средств деятельности Виды преобразующих методов:

 1.Методы использования и формирования субъектных факторов труда. *Методы профессионального самоопределения, самовоспитания, самообучения, поиска индивидуального стиля деятельности, путей адаптации к обстановке, к коллективу.

*Методы проф. консультации, проф. отбора, психологического тренинга, профилактики и коррекции неблагоприятных ФС, коррекции индивидуального стиля деятельности

2.методы использования и формирования, проектирования объектных факторов труда:

*методы рационализаторской и изобретательской работы, направленные на улучшение средств и условий труда;

*методы разработки рекомендаций к техническим проектам средств и условий труда;

*методы разработки рекомендаций по оптимизации деловых и личных отношений в трудовых коллективах, профессиональных сообществах.

Все многообразие преобразующих методов в итоге сводится к управлению сознанием, психической активностью людей в труде то есть к построению, реконструкции, коррекции психических регуляторов поведения и деятельности или хотя бы к более разумному использованию уже имеющихся.

Источник: https://psymsuotvety.jimdofree.com/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/4-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%B8%D1%85-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B8-%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Методы сбора и анализа опроса

9. Возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение…………………………………………………………………3

1.Методыопроса…………………………………………………..4-5

1.1Анкетирование……………………………………………5-6

1.2 Почтовыйопрос………………………………………….6-7

1.3 Прессовыйопрос……………………………………………7

1.4Интервью……………………………………………………..8

2.Методнаблюдения………………………………………………9

2.2Включённым наблюдением……………………………..9

2.1Систематическоенаблюдение………………………9-10

3.Метод анализадокументов…………………………….11-13

Заключение……………………………………………………………14

Списокиспользуемой литературы………………………….15

Введение

В современнойсоциологии сосуществуют два разныхподхода к методам получения первичнойсоциальной информации — количественныйи качественный.

Различие между нимисостоит в том, что методы полученияисходных данных прямо зависят отпредставления о самом предмете социологии:либо это дисциплина, призваннаяисследовать надындивидуальные структуры,скрепляющие общество в целостнуюсистему, либо это познание обыденнойжизни людей и тех смыслов, которые онипридают своим повседневным действиям.

Цель даннойработы – рассмотрение методов и процедур”количественного” подхода ксоциальной информации.

Для этогопредполагается решение следующихисследовательских задач: описать трипринципиальных класса методов сборапервичных эмпирических данных:

1. методопроса;

2. методнаблюдения;

3. методанализа документов.

1.Методы опроса

Метод опроса– это не изобретение социологов. Вовсех отраслях науки, где для получение информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет делос различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы.

Юристы, выясняя у свидетелейобстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучаютего психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов.

Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многихдругих сфер социальной практики используют этот метод для полученияинтересующей их информации.

Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устнойформой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. Вих основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которыеи образуют первичную информацию.

Каждыйвариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств:содержанием анкеты или интервью, тоесть перечнем вопросов, в которыхреализован предмет исследования; качеством работы анкетёра илиинтервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложеннымивопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведенияопроса.

Метод опроса,опирающийся на достаточное числообученных анкетёров или интервьюеров,позволяет в максимально короткие срокиопрашивать довольно большое количествореспондентов и получать различную по своей природе информацию.

Однако, всегда следует учитывать возможное искажение информации, полученной методомопроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторонсоциальной практики в сознании людей.

1.1 Анкетирование

Наиболеераспространённый в практике прикладнойсоциологии вид опроса – анкетирование.Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповойопрос широко применяется по местуработы, учёбы. Анкеты раздаются ваудитории, куда приглашаются для опросавключённые в выборку респонденты. Обычноодин анкетёр работает с группой 15-20человек.

При этом обеспечиваетсястопроцентный возврат анкет, респондентыимеют возможность получить дополнительнуюиндивидуальную консультацию по техникезаполнения, а анкетёр, собирая вопросники,может проконтролировать качество ихзаполнения.

Прииндивидуальном анкетировании вопросникираздаются на рабочих местах или по местужительства (учёбы) респондентов, а времявозврата заранее обговаривается.

Социологическаяанкета – это объединённая единымисследовательским замыслом системавопросов, направленных на выявлениеколичественно-качественных характеристикобъекта и предмета анализа.

Все вопросы,используемые в анкетах, можноклассифицировать:

• по содержанию(вопросы о фактах сознания, о фактахповедения и о личности респондента);

Вопросы офактах сознания направлены на выявлениемнений, пожеланий, ожиданий людей, ихпланов на будущее. Они могут касатьсялюбых объектов, как связанных с личностьюопрашиваемого или его окружающей средой,так и не имеющих к нему непосредственногоотношения.

Вопросы о фактах поведениявыявляют поступки, действия, результатыдеятельности людей.

Вопросы о личностиреспондента входят во все социологическиеанкеты, образуя блок социально-демографическихвопросов, выявляющих пол, возраст,образование, профессию, семейноеположение и другие характеристикиреспондента.

• по форме(открытые и закрытые, прямые и косвенные);

Закрытымвопросом называется тот, в которомзаранее дан полный набор вариантовответов. Типы такого вопроса –альтернативный и неальтернативный.Альтернативный вопрос предполагаетвозможность выбора респондентом всегоодного варианта ответа. Неальтернативныевопросы допускают выбор респондентомнескольких вариантов ответов.

Открытыевопросы не содержат подсказок и ненавязывают респонденту варианты ответов.Открытые вопросы дают возможностьвыразить мнение во всей полноте имельчайших подробностях. Именно припомощи таких вопросов можно собратьнаиболее полную по содержанию информацию,чем при использовании закрытых вопросов.

Когда вопросыанкеты требуют от респондента критическогоотношения к себе, окружающим людям,оценки негативных явлений, исследовательприменяет вопросы в косвенной форме.

При конструировании таких вопросовисходят из предположения о том, что,отвечая на них, респонденты опираютсяна собственный опыт, однако сообщают онём в безразличной форме, что снимаетостроту критических характернуюдля высказываний от первого лица.

• по функции(основные и неосновные)

Основныевопросы анкеты направлены на сборинформации о содержании исследуемогоявления. Неосновные – на выявлениеадресата основного вопроса (вопросы-фильтры),проверку искренности ответов (контрольныевопросы).

1.2 Почтовыйопрос

Почтовыйопрос – разновидность анкетирования.Его правомерно рассматривать какэффективный приём сбора первичнойинформации. В наиболее общем виде онзаключается в рассылке анкет и получениипочтовых ответов на них. Важноепреимущество почтового опроса – простотаорганизации.

К достоинствам методаотносится то, что он позволяет одновременнопровести опрос на большой территории,в том числе – в труднодоступных районах.Ещё одно преимущество рассматриваемогоприёма сбора информации состоит в том,что анкета заполняется только респондентом.

Тем самым отсутствует контакт респондентаи анкетёра, а следовательно, ипсихологический барьер, наблюдаемыйиногда при индивидуальном опросе.

Такжепозитивным свойством почтового опросаявляется возможность респондентавыбирать удобное для него время заполненияанкеты.

Недостаткипочтового опроса – неполный возвратанкет.

Начинаютопрос с лёгких вопросов, интересных посодержанию. Близкие по содержаниювопросы формируют в блоки. Существуетнекоторая отрицательная связь междуобъёмом анкет и уровнем их возврата.

Тем не менее, бывает целесообразнееповысить интерес опрашиваемого к анкетепутём использования ряда дополнительныхвопросов, нежели сокращать её.

Рекомендуетсяпечатать анкету в типографии, использоватьпривлекательные название и оформление.

Одновременнос рассылкой анкет в том же конвертевысылается сопроводительное письмо,где, обращаясь к респонденту по имении отчеству или фамилии, повторяют просьбуоб участии в почтовом опросе, подробноизлагают цели исследования, подчеркиваютего практическую направленность,приводят адрес и телефон исследовательскойорганизации. Вместе с анкетой такжеотправляют конверт с напечатанными нанём обратным адресом, в нём респондентбудет возвращать заполненную анкетуисследователю.

Примерночерез 2-3 недели после отправки анкетвысылаются напоминания.

1.3 Прессовыйопрос

Разновидностьпочтового опроса – прессовый опрос. Вэтом случае анкета печатается в газетеили журнале. Укажем два вида такогоопроса. Один – когда редакция обращаетсяк анкетированию с целью получения данныхо своих читателях и их мнений о работеданного печатного органа. Второй –когда через печатный орган изучаетсямнение по какой-либо актуальной проблеме.

В силупассивности процедуры вовлеченияпотенциальных респондентов в опрос впрессовом анкетировании невысок возвратанкет.

Решающиефакторы формирования финальной выборочнойсовокупности, то есть того массиваопрашиваемых, с которым имеет делосоциолог, – это тема исследования,конструкция и оформление прессовойанкеты, специфика временного моментапубликации.

1.4 Интервью

Ещё один типметода опроса – интервью.

Приинтервьюировании контакт междуисследователем и респондентомосуществляется при помощи интервьюера,который задаёт вопросы, предусмотренныеисследователем, организует и направляетбеседу с каждым отдельным человеком ификсирует полученные ответы согласноинструкции.

Для полученияодного и того же объёма информации приисследовании метода интервью исследовательдолжен затратить больше времени исредств, чем при анкетировании.

В прикладнойсоциологии различают три вида интервью:

• формализованное;

В этом случаеобщение интервьюера и респондентастрого регламентировано разработаннымивопросником и инструкцией, предназначеннойинтервьюера. Обычно преобладают закрытыевопросы. В интервью с открытыми вопросамипредусмотрена несколько меньшая степеньстандартизации поведения респондентаи интервьюера.

• фокусированное;

Имеет своейцелью сбор мнений, оценок по поводуконкретной ситуации, явления, последствий,причин. Респондентов заранее знакомятс предметом беседы.

• свободное.

Применяетсяв случаях, когда исследователь толькоприступает к определению проблемыисследования, уточняет её конкретноесодержание. Свободное интервью проводитсябез заранее подготовленного опросникаили разработанного плана беседы. Группыопрашиваемых обычно невелики, их ответыфиксируются с максимальной точностью.

2.Метод наблюдения

Если данныеоб исследуемом процессе, о деятельностииндивидов, группы, коллектива должныбыть максимально «очищены» от рациональных,эмоциональных и прочих свойствреспондента, то прибегают к такомуметода сбора информации, как наблюдение.

Важнейшеедостоинство наблюдения заключается втом, что оно осуществляется одновременнос развитием изучаемых явлений, процессов.Открывается возможность непосредственновоспринимать поведение людей в конкретныхусловиях и в реальном времени.

2.1 Систематическоенаблюдение

Систематическоенаблюдениепроводят регулярно в течение определённогопериода. Это может быть длительное,непрерывно продолжающееся наблюдениеили наблюдение, проводимое в циклическомрежиме.

Есть также и несистематическиенаблюдения.Среди них выделяются такие, когданаблюдателю приходится иметь дело сзаранее незапланированным явлением,неожиданной ситуацией.

Особенно частоэтот тип наблюдения встречается вразведывательных исследованиях.

2.2 Включённымнаблюдением

Включённымнаблюдениемназывается такой его вид, при которомсоциолог непосредственно включен визучаемой социальный процесс, контактирует,действует совместно с наблюдаемыми.

Характер включённости различен: в однихслучаях исследователь полностьюсоблюдает инкогнито, и наблюдаемыеникак не выделяют его среди другихчленов группы; в других – наблюдательучаствует в деятельности наблюдаемойгруппы, но при это мне скрывает своихисследовательских задач.

3. МЕТОДАНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ

Анализдокументов – один из широко применяемыхметодов сбора первичной информации.

Документы с различной степенью полнотыотражают духовную и материальную жизньобщества, передают не только событийную,фактологическую сторону социальнойдействительности, но и фиксирует в себеразвитие всех выразительных средствобщества, и прежде всего структуруязыка. Социологи в процессе исследованияподвергают изучению огромное количестворазного рода и уровня документов.

Существуетряд оснований для классификациидокументов. По статусу различаютдокументы официальные и неофициальные,по форме изложения – письменные (болеешироко – вербальные) и статистические.По своим функциональным особенностямдокументы разделяются на информационные,регулятивные, коммуникативные икультурно-просветительские.

Большуюпользу может принести изучениенеофициальных документов. Среди нихвыделяются личные документы, они являютсянезаменимым источником изученияобщественного мнения, сознания, установок.

Ещё однооснование для типологии документов –их целевое назначение. Выделяют:документы, созданные независимо отисследователя, и документы, «целевые»,то есть подготовленные точно в соответствиис программой, задачами социологическогоисследования.

К первойгруппе относятся все документы,существование которых ни прямо, никосвенно не обусловлено техникойпроведения социологического исследования.Вторая группа документов включает:ответы на открытые вопросы анкеты итексты интервью, записи наблюдений,отражающих мнение и поведение респондентов;справки различных организаций;статистическую информацию.

Информацию,содержащуюся в документах, приняторазделять на первичную и вторичную. Впервом случае речь идёт об описанииконкретных ситуаций, об освещениидеятельности отдельных лиц, органов.Вторичная информация носит болееобобщённый, аналитический характер, вней, как правило, отражены более глубокиесоциальные связи.

Самостоятельныеэтапы анализа документов – отбористочников информации и комплектованиевыборочной совокупности подлежащиханализу материалов. Опорой в этом служитпрограмма исследования.

Приступая кработе, определяют надёжность самогоисточника документа и достоверностьего содержания.

Существуюттакже обстоятельства систематическогохарактера, отрицательно сказывающиесяна качестве документальной информации.Часто используемое средство проверкинадёжности, достоверности и содержащейсяв документах информации и одновременноанализа их содержания.

Внешний анализ– это изучение обстоятельств возникновениядокумента, его исторического, социальногоконтекста.

Внутренний анализ – это иесть собственно изучение содержаниядокумента, всего того, о чём свидетельствуеттекст источника, и тех объективныхпроцессов и явлений, о которых сообщаетдокумент.

Во всёммногообразии исследовательских приёмов,используемых при изучении документов,выделяются два основных вида: качественныйанализ, иногда его называют традиционный,и формализованный, носящий названиеконтент-анализа. Два эти подхода кизучению документальной информациихотя и различаются во многом, однакомогут дополнять друг друга.

Качественныйанализ зачастую служит предпосылкойпоследующего формализованного изучениядокументов. Как самостоятельный методособое значение он приобретает приизучении уникальных документов: ихчисло всегда недалеко и поэтому нетнадобности в количественной обработкеинформации. Поэтому суть традиционногоподхода – в углублённом логическомисследования содержания документа.

Наряду свыполнением функции самостоятельногоисследования изучение документов широкоприменяется в ходе подготовительногоэтапа для сбора предварительнойинформации о характере объекта и предметаанализа, а также сопоставления результатовисследований, произведённых в разноевремя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В даннойработе описаны три принципиальныхкласса методов сбора первичныхэмпирических данных:

1. методопроса;

2. методнаблюдения;

3. методанализа документов.

Рассмотренныеметоды сбора информации в социологииактуальны при проведении исследованийв самых разных сферах жизни общества.Часто эти методы используются всовокупности для достижения эффективныхрезультатов. Немаловажный аспект здесь– наличие подготовленных исследователей,умеющих правильно поставить задачи,подготовить инструментарий и совершитьитоговую обработку полученных данных.

Списокиспользуемой литературы.

1. РадугинА.А., Радугин К. А. Социология: курслекций.- 3-е изд., перераб. И дополн. – М.:Центр, 2000.

2. Какпровести социологическое исследование/Под ред. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. – М.: Политиздат, 2004.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.Описание, разъяснение, пониманиесоциальной реальности. – М., 2002.

Источник: https://works.doklad.ru/view/isZg9U0yfyg.html

Возможности и ограничения применения наблюдения

9. Возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Важная особенность профессионального наблюдения заключается в том, что сами свойства человека не поддаются непосредственному наблюдению.

Психологический диагноз строится на основании внешне проявляющихся признаков, которые и фиксируются психологом-наблюдателем.

Признаки, на которые психолог-диагност опирается и в процессе наблюдения, и во время анализа результатов, могут быть различными по своей природе и по полноте раскрытия психологических свойств.

Наблюдение может предварять экспериментальное исследование, поскольку позволяет выявлять те признаки поведения и состояния, те признаки свойств личности, которые должны быть измерены.

Исследование нередко завершается наблюдением, что дает возможность подтвердить или внести уточнения в полученную информацию.

Результаты наблюдения используются в качестве внешних критериев, относительно которых определяется валидность и надежность других методов.

Ограниченияв применении наблюдения в психологических исследованиях связаны с надежностью получаемых результатов, поскольку сам наблюдатель может серьезно их исказить.

Речь идет об ошибках, которые обусловлены индивидуальными особенностями восприятия и обобщения перцептивной информации, особенностями личного коммуникативного опыта.

Среди ошибок наблюдения наиболее часто встречаются: эффект ореола, эффект ложного согласия, эффект средней тенденции, эффект первого впечатления.

Ошибка, названная эффектом ореола определяется способностью к обобщению поведения наблюдаемого человека. Результаты наблюдения за поведением человека в нескольких жизненных ситуациях переносятся на его поведение вообще, всегда и во всех ситуациях.

Вокруг человека возникают ореолы: «умный», «порядочный», «общительный», «хвастливый» и т. п. Не допускается, что один и тот же человек может быть не только общительным, но и замкнутым, не только тревожным, но и спокойным и т. п.

, а иногда вообще не походит на себя.

Ошибка, основанная на эффекте ложного согласия, связана с тем, что наблюдатель в оценке поведения воспринимаемого человека следует мнению, сложившемуся о нем у окружающих и выражающемуся формулой «все так говорят». Эта установка ближайшего окружения переносится на наблюдаемого человека как оценка и характеристика многих людей или вообще всех, что обычно не соответствует действительности.

Ошибка наблюдения, получившая название эффекта средней тенденции связана со склонностью ориентироваться на типичное, так называемое среднестатистическое поведение человека, а не на особые, не свойственные, отклоняющиеся от привычных проявления. Нередко именно нетипичным поведением определяется своеобразие личностного портрета человека.

Ошибка, связанная с эффектом первого впечатления, возникает в основном неосознанно, в результате переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека. Существуют стереотипы восприятия мужчин, женщин, определенных национальностей, профессий, внешних данных человека.

Наиболее устойчивые стереотипы, искажающие точность наблюдения: «высокий лоб — признак ума», «жесткие волосы — признак жесткого, сурового характера», «красота женщины — признак ее глупости», «все французы — легкомысленны» и т. п. «Правдивость» первого впечатления связана, прежде всего, с его силой.

Первая встреча с незнакомым человеком оставляет самый сильный сенсорный след, самую сильную ориентировочную реакцию, но не дает точного определения свойств и состояний.

Для предотвращения ошибок наблюдения следует придерживаться определенных правил:

· наблюдать внешние проявления человека в течение достаточно длительного времени;

· наблюдать поведенческие проявления, соответствующие одному какому-либо свойству личности, а не личность в целом;

· наблюдать внешние проявления личностных свойств, на основании которых делается заключение о самом свойстве;

· использовать унифицированный перечень поведенческих проявлений, характеризующих наблюдаемые свойства личности, черты характера;

· обеспечить присутствие нескольких психологов, наблюдающих поведение одного и того же человека;

· использовать специальные средства для фиксации наблюдаемых поведенческих проявлений (специальные карты).

Для фиксации наблюдаемых признаков используются разнообразные способы, варьирующиеся в зависимости от объекта, предмета и ситуации наблюдения, от последующего анализа полученной информации. Психологи в основном предпочитают использовать большое количество разных карт наблюдения.

Карты наблюдения разнообразны по своей форме и сложности. Наиболее простая форма карты — непараметрическая – может служить для фиксации наблюдаемого вербального и невербального поведения.

В таких картах фиксируются любые замеченные невербальные и вербальные проявления коммуникативного поведения.

В параметрических картах наблюдения фиксируются признаки поведения, наличие которых указывает на выраженность диагностируемого свойства или состояния.

Например, при выявлении психологической готовности ребенка к обучению в школе фиксируется коммуникативное поведение ребенка на стадии установления контакта с психологом, позволяющее судить о его социальной смелости.

Такая карта содержит перечень наблюдаемых и фиксируемых поведенческих проявлений. В подобного рода карте наблюдатель фиксирует спонтанно возникающие внешние реакции и ответы, затем систематизирует и обобщает их.

Семинар № 9 Наблюдение как метод

1. Наблюдение как единственный метод интроспективной психологии.

2. Виды наблюдения в современной психологии.

3. Информационная основа наблюдения.

4. Самонаблюдение и его разновидности.

Литература:

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб : Питер, 2000. – 560 с. – (Практикум по психологии). – ISBN 5-272-00115-Х : 55.00.

2. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального взаимодействия. – Вопросы психологии. – № 3, 1987.

3. Метод наблюдения УМП. Сост. Н. А. Ансимова. – Ярославль: ЯрГУ, 1997. – 62 с.

Источник: https://mylektsii.ru/8-500.html

Основные ограничения анкетирования и интервьюирования

9. Возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа

Ограничения анкетирования Ограничения интервьюирования
Применение анкетирования не позволяет получить глубинную информацию о мнениях, мотивах и ценностях респондентов, что в целом понижает надежность и качество получаемой информации. Применение интервью требует больших временных и финансовых затрат, затрат на обучение интервьюеров и контроль за качеством их работы.
При анкетировании на качество получаемой информации в большой степени может повлиять незаинтересованность респондента в анкетном опросе, так как иногда отсутствует прямое стимулирование к ответам на вопросы анкеты в виде материального вознаграждения, подарка и т.п. При интервьюировании на качество получаемой информации в большей степени, чем при анкетировании, может повлиять обстановка интервью (поле интервьюирования: место проведения, время проведения и длительность проведения).
В рамках анкетного опроса сложно различить в сознании респондента «зону компетентности» (совокупность представлений опрашиваемого, сформировавшихся под непосредственным влиянием практической деятельности и личного опыта) и «зону некомпетентности» (совокупность представлений о предметах, не знакомых респонденту по личному опыту и сформировавшихся под влиянием СМИ и контактов с другими людьми). В рамках интервью на качество получаемой социологической информации в большей степени, чем при анкетировании, может повлиять неискренность респондента (несоответствие выражаемых им мыслей и мнений его истинным взглядам), что может иметь как сознательный, защитный характер (боязнь не понравиться интервьюеру), так и бессознательный (утомляемость, забывчивость и прочее) характер.
При анкетировании отсутствует возможность наблюдения за реакциями респондентов в ходе опроса, что не позволяет воздействовать на них определенным образом и не обеспечивает полное заполнение всей анкеты. Индивидуальные качества интервьюера могут повлиять на процесс получения информации (такое влияние называется ≪эффект интервьюера≫).

Интервью в отличие от анкетного опроса обладает своими особенностями:

· целенаправленностью процесса общения интервьюера с респондентом согласно программе социологического исследования;

· обеспечением интервьюером психологического контакта с респондентом и в случае необходимости коррекции процесса опроса;

· близостью интервью по форме к обыденному разговору (интервью способствует непринужденности и, вместе с тем, снимает психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы).

В зависимости от степени свободы интервьюера и респондента выделяют три вида интервью:

1. стандартизированное (формализованное, несвободное) интервью;

2. нестандартизированное (неформализованное, свободное) интервью;

3. полустандартизированное (полусвободное) интервью.

1.Стандартизированное интервью (от англ. interview – встреча, беседа) – это вид интервью, которое проводится по строго регламентированному и детально разработанному вопроснику и инструкции, предназначенной для интервьюера. Его применение позволяет собрать информацию о моделях поведения, скрытой мотивации, обусловливающих разное отношение к качеству информации личностей.

Существует два вида стандартизированного интервью:

· стандартизированное интервью с закрытыми вопросами;

· стандартизированное интервью с открытыми вопросами. Интервью с открытыми вопросами является самым распространенным видом интервью. С его помощью можно исследовать качество информации различных социальных групп и особенности влияния их жизнедеятельности на социальные процессы.

2.Нестандартизированное интервью – это вид интервью, которое характеризуется минимальной стандартизацией поведения интервьюера и опрашиваемого. В плане интервью перечисляются лишь основные направления беседы с респондентом. Формулировка и последовательность вопросов складывается в процессе интервью.

Такой вид интервью наиболее часто используется при опросах экспертов, где субъективные экспертные показатели измеряются высококвалифицированными специалистами в предметной области путём экспертных оценок.

Применение такого интервью позволяет определять значения качественных описаний показателей качества на основе решения, принимаемого группой специалистов – экспертов при решении проблем с неполной или противоречивой информацией, где много исходных данных и их связей, не поддающихся алгоритмизации.

3.Полустандартизированное интервью – это вид интервью, которое проводится интервьюером по общему плану интервью и по заранее заданному набору вопросов, которые он должен задать респонденту. Однако, интервьюер может в зависимости от хода беседы изменить форму вопросов и их последовательность, а респондент свободен в форме ответов.

Применение полустандартизированного интервью позволяет исследователям узнать о важнейших проблемах личности в современном социуме в аспекте её влияния на властные и финансовые структуры государства.

В зависимости от способа доставки анкет к респонденту выделяют четыре основных вида анкетного опроса:

1. раздаточный анкетный опрос;

2. почтовый анкетный опрос;

3. прессовый анкетный опрос;

4. телефонный анкетный опрос.

1.Раздаточный анкетный опрос – это вид анкетного опроса, который проводится по месту нахождения отвечающего посредством непосредственного общения с ним.

Такой вид анкетного опроса в профессиональной среде ещё называют ≪фэйс-ту-фэйс≫ опрос (“fase-to-fase”). При таком виде анкетного опроса анкетёр отдаёт анкету из рук в руки.

По численности респондентов различают два вида раздаточного анкетного опроса: индивидуальный раздаточный анкетный опрос и групповой раздаточный анкетный опрос.

a) Индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид раздаточного анкетного опроса, который проводится по месту нахождения единственного отвечающего посредством непосредственного общения с ним с помощью анкеты. Он может применяться для исследования влияния отдельных граждан на продукцию фирмы, всевозможные события общества.

В зависимости от места проведения выделяют три вида индивидуального раздаточного анкетного опроса: квартирный опрос, производственный анкетный опрос и уличный анкетный опрос.

Квартирный индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид индивидуального раздаточного анкетного опроса, который проводится по месту жительства опрашиваемого (респондента).

Производственный индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид индивидуального раздаточного анкетного опроса, который проводится по месту работы опрашиваемого. Такой вид опроса позволяет собирать информацию относительно изучения влияния производственных факторов.

Уличный индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид индивидуального раздаточного анкетного опроса, когда поиск отвечающего и опрос проходит на улице.

Такой вид анкетного опроса позволяет собирать информацию о восприятии населением животрепещущих проблем российского общества: ЖКХ, собственность на землю, охрана окружающей среды и рациональное, в интересах людей, использование природных богатств и т.д.

b) Групповой раздаточный анкетный опрос (групповое анкетирование) – это единовременное индивидуальное анкетирование респондентов, собранных в одном помещении.

Его преимущества заключаются в следующем: большая экономичность ресурсов: временные, человеческие, финансовые ресурсы, оперативность. Ограничения связаны со сложностью организации опроса, т.к. требует тщательной организации (времени, помещения, подготовки респондентов и др.

), психологическими особенностями группового раздаточного анкетного опроса (эффект группового давления и проч.).

В групповом раздаточном анкетном опросе величина группы не должна превышать 20 человек, так как группа должна быть обозрима и доступна для индивидуальных консультаций.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/15217.html

Ограничения метода наблюдения

9. Возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа

— субъективность результатов,

— возможность искажений информации,

— потеря информации,

— сложность формализации результатов и применения математических методов.

Опросные методы включают стандартизированные и нестандартизированные формы беседы, анкеты, тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники.

Основной особенностью данной группы методов является то, что вся психологическая информация об испытуемом исходит со слов самого испытуемого и является результатом его самонаблюдения и рефлексии своих поступков.

Несмотря на высокую степень фальсифицируемости результатов опросного метода, его использование наиболее часто встречается в психологических исследованиях различного уровня (от курсовой работы студента до докторских диссертаций).

Это объясняется относительной легкостью его использования и меньшей трудоемкостью по сравнению с другими группами методов. Однако, если исследователь использует только опросные методы, он рискует составить ложное впечатление об изучаемом феномене, поскольку психологическая информация, получаемая таким образом, свидетельствует скорее о том, каким себя видит испытуемый, а не то, каким он является.

Остановимся подробнее на требованиях к составлению анкеты, в связи с тем, что ошибки в ее составлении приводят к разнообразным когнитивным, эмоциональным и мотивационным искажениям результатов исследования.

В то же время анкета представляет собой один из наиболее частых исследовательских методов в психологических исследованиях, поскольку позволяет сосредоточить внимание на тех вопросах, которые непосредственно отражают специфику изучаемого психологического феномена (предмета исследования) с одной стороны, и раскрывают особенности жизненного опыта и личность испытуемых (объект исследования) с другой.

Анкеты представляют собой процедуру проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленного перечня вопросов и заданий.

Обратимся к рассмотрению основных видов вопросов.

а) С точки зрения цели, с которой задаются вопросы, различают содержательные (результативные) и функциональные вопросы. Функциональные вопросы разделяют на:

— функционально-психологические (“А теперь несколько вопросов о Вашем хобби”, “Случалось ли Вам пользоваться сетью Интернет”). Такие вопросы служат переходу к другой теме и чаще всего не обрабатываются.

— вопросы-фильтры служат для того чтобы категоризировать участников исследования по различным группам испытуемых, например «Был ли у Вас опыт виртуального знакомства с представителем противоположного пола?»

— контрольные вопросы служат для проверки достоверности данных. Такие вопросы направлены на выявление уровня мотивации социального одобрения у испытуемых. Вопросы могут касаться тех аспектов, проявление которых социально одобряемо, например, «Приходится ли Вам говорить неправду?».

Содержательные вопросы, в свою очередь, могут быть разделены на следующие группы:

— о фактах сознания, такие вопросы касаются мнений, мотивов, ожиданий, настроений, оценочных суждений и т.д.;

— о фактах поведения, выявляющие реальные действия, поступки и результаты деятельности опрашиваемых людей;

— о личности анкетируемого (пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.).

б) по форме ответа выделяют следующие виды вопросов:

Закрытые вопросы. Самый распространенный тип вопросов в анкете. Они могут быть разного вида: дихотомические; альтернативные; “вопросы-меню”

Дихотомические вопросы предполагает выбор между двумя вариантами ответов (да – нет, согласен – не согласен, мужчина – женщина). Примеры дихотомических вопросов:

Считаете ли Вы виртуальные романы полезными?

· Да

· Нет

· Затрудняюсь ответить

Кто должен быть лидером в супружеской паре?

· Мужчина

· Женщина

· Затрудняюсь ответить

Альтернативные вопросы предпочтительнее, чем дихотомические, поскольку они более уравновешены по формулировке и позволяют испытуемому более точно подобрать вариант ответа. Ниже приведены примеры альтернативных вопросов.

Как часто Вы пользуетесь Интернет для поддержания и расширения Ваших социальных контактов?

· Крайне редко

· Редко

· Время от времени

· Часто

· Постоянно

Довольны ли Вы своей работой?

· Работой очень доволен

· Скорее доволен, чем недоволен

· Работа для меня безразлична

· Скорее недоволен, чем доволен

· Работой очень недоволен

Иногда в формулировку вопросов включают различные уровни интенсивности оценок. Например:

Хотелось ли бы Вам уехать в другую страну на постоянное место жительства?

· Да, это так.

· Вероятно, это так.

· Вряд ли это так.

· Это совсем не так.

Шкальный вопрос — разновидность альтернативного с использованием определенной шкалы для оценок испытуемого. Шкальный вопрос может быть задан и таким образом:

Какие эмоции Вы наиболее часто испытывали в ходе установления и развития виртуальных отношений с партнером?

(1 – эмоция абсолютно не выражена, 9 – эмоция максимально выражена)

гнев123456789
радость123456789
страх123456789
интерес123456789
печаль, страдание123456789
удивление123456789
стыд123456789
вина123456789
презрение123456789
удовольствие123456789

Другим вариантом является использование визуально-аналоговых шкал оценки.

Насколько Вы удовлетворены вашими отношениями? Отметьте любым знаком на следующей шкале:

Совершенно не 1___________________4__________________7 Полностью

удовлетворен Что-то среднее удовлетворен

“Вопросы-меню” позволяют испытуемому выбрать несколько ответов на вопрос в отличие от альтернативного вопроса, где предполагается выбор только одного варианта ответа. Ниже приведен пример подобного вопроса.

Какие занятия для Вас являются более интересными, привлекательными? Отметьте нужные варианты:

а. Работа в организации;

б. Работа по дому____________;

в. Просмотр телепередач__________;

г. Хобби__________;

д. Прогулка_________;

е. Посещение магазинов_________;

ж. Разговор по телефону с родственниками, друзьями______;

з. Общение с внуками_________;

и. Чтение литературы_________;

к. Прослушивание музыки________;

л. Встреча с друзьями_________;

Полузакрытые вопросы используют если составитель анкеты не осведомлен о всех возможных вариантах ответов на вопрос. Например:

Сколько времени Вы обычно уделяете чтению книги, если она вызывает у Вас интерес?

a) не могу оторваться, пока не дочитаю

b) читаю столько, сколько есть свободного времени

c) читаю размеренно (некоторое количество страниц в день)

d) читаю с пропусками (могу вернуться к книге через день или более)

e) свой вариант _______________________________________________

Открытые вопросы не предполагают наличия готовых вариантов ответа. Ожидается, что ответ целиком и полностью будет сформулирован испытуемым. Примеры таких вопросов «Что для Вас означает “любить”?» или “Любовь это….” (закончите предложение).

в) по способу формулирования вопросы определяют как прямые, косвенные и проективные.

Прямые вопросы непосредственно направлены на выявление чего-либо. Предполагается, что испытуемый даст на него непосредственный и честный ответ. Например,

Какие способы знакомств в реальности Вы используете?

Косвенные вопросы обычно смягчают давление прямого вопроса, иногда используя гипотетическую ситуацию, снижающую критический потенциал передаваемой информации. Например,

Случалось ли Вам скрывать, что Вы использовали виртуальный способ знакомств?

Проективные вопросы максимально направлены на снятие давления социально-нормативных ответов. Они применяются в тех случаях, когда велика опасность того, что человек ответит так, как принято в обществе, а не так, как он считает на самом деле. Например,

Как Вы думаете, почему люди лгут?

Ясно, что при персонификации вопроса («По каким причинам Вы лжете?») мы получим другой спектр ответов, нежели на проективный вопрос, приведенный выше.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_94062_ogranicheniya-metoda-nablyudeniya.html

Medic-studio
Добавить комментарий