Аффективно-коммуникативная функция общения: связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение —

Функции общения

Аффективно-коммуникативная функция общения: связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение —

Что касается функций (от лат. Functio – исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Выделяют следующие функции:

  • общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
  • представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.

Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция – регуляционно-коммуникативная – заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

Третья функция – аффективно-коммуникативная – характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А.

Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения за счет их уточнения. В частности А.

Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

  • контактную – установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
  • информационную – обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием – передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
  • побудительную – стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
  • координационную – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
  • понимание – не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
  • амотивную – вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
  • установления отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
  • осуществления воздействия – изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Среди функций общения ученые выделяют такжесоциальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая – с установлением человеческих отношений.

В образовании сообщества заключается еще одна функция общения, которая направлена на поддержку социально-психологического единства в группах и связана с коммуникативной деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретной взаимосвязи людей в группах) она допускает информационный обмен знаниями, отношениями и чувствами между людьми, т.е. имеет целью передачу-восприятие индивидом общественного опыта. Среди социальных функций общения важны функции подражания опыта и изменения личности (последняя осуществляется на основе механизмов восприятия, подражание, убеждение, заражение).

Изучение специфики общественно-политической деятельности позволяет выделить следующие основные функции общения в этой области знания (А. Деркач, Н. Кузьмина):

Социально-психологического отражения. Общение возникает как результат и как форма сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия.

Социально-психологический характер этого отражения проявляется в том, что прежде всего через языковую и другие формы сигнализации, элементы ситуации взаимодействия, восприняты и переработаны отдельным человеком, становятся реально действительными для его партнеров.

Общение становится не столько обменом информацией, сколько процессом совместного взаимодействия и влияния.

В зависимости от характера этиго взаимовлияния происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательного и количественного аспектов «индивидуального» отображения с образованием групповой мысли, как формы коллективного мышления людей или, наоборот, столкновение мнений, их нейтрализация, сдерживание, как это бывает в межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении общения);

Регулятивную. В процессе общения осуществляется непосредственное или косвенное влияние на члена группы с целью изменения или сохранения на том же уровне его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений.

Регулятивная функция позволяет организовать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом.

Именно осуществление этой важной функции общения позволяет оценить эффект общения, его производительность или непроизводительность;

Познавательную.

Названая функция заключается в том, что в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности члены группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзьях, способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач.

Овладение соответствующими умениями и навыками, возможна компенсация недостаточных знаний у отдельных членов группы и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально-психологического отображения;

Экспрессивную. Различные формы вербального и невербального общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена группы часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности.

Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену группы.

Порой несовпадение в способах эмоционального регулирования может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам;

Социального контроля. Способы решения задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер, их регламентация посредством групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий.

Для поддержки согласованности и организованности групповой деятельности используются различные формы социального контроля. Межличностное общение в основном выступает в роли отрицательных (осуждение) или положительных (одобрение) санкций. Следует, однако, отметить, что не только одобрение или осуждение воспринимается участниками совместной деятельности в качестве наказания или поощрения.

Нередко и отсутствие общения может восприниматься как та или иная санкция;

Социализации. Эта функция – одна из важнейших в работе субъектов деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.

Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

1. инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и т.п.;

2. интегративной – используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса;

3. функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал;

4. трансляционная – служит для передачи конкретных способов деятельности, мнений и др.;

5. функция социального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, а иногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участников делового взаимодействия;

6. функция социализацииспособствует развитию навыков культуры делового общения; с помощью экспрессивной функции деловые партнеры пытаются выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.

В. Панферов считает, что основные функции общения часто характеризуют, не прибегая к анализу функций человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятельности, что приводит к потере объективных основ их классификации.

Анализируя классификацию функций общения, предложенную Б.

Ломовым, исследователь ставит вопрос: «Исчерпывающими являются ряды функций по их количеству? Как много может быть таких рядов? О какой основной классификации может идти речь? Как разные основы связаны между собой?»

Пользуясь, случаем, напомним, что Б. Ломов выделил два ряда функций общения с различными основаниями.

Первый из них включает три класса известных уже функций – информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, а второй (по другой системе оснований) – охватывает организацию совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

Отвечая на первый поставленный вопрос, В. Панферов среди основных функций общения выделяет шесть: коммуникативную, информационную, когнитивную (познавательная), эмотивную (ту, что вызывает душевные переживания) , конативную (регуляцию, координацию взаимодействия), креативную (преобразовательная).

Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения – регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми.

И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности.

Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех других функций человека как субъекта общения.

Источник: https://studopedia.su/4_31610_funktsii-obshcheniya.html

1.2 Функции общения

Аффективно-коммуникативная функция общения: связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение —

Общение– это полифункциональный феномен.

Существуетнесколько классификацийего функций.

Б.Ф.Ломовым выделены три функции:

-информационно-коммуникативная;

-регуляционно-коммуникативная;

-аффективно-коммуникативная.

Перваясостоитв передаче информации. Она предполагаетналичие взаимодействующих субъектов,один из которых передает информацию, адругой ее получает.

Втораяфункцияотносится к регуляции поведения. Человекв процессе общения регулирует не толькосвое собственное поведение, но и поведениедругих людей, а также испытываетвоздействия с их стороны. Данная функцияв основном реализуется во взаимнойподстройке действий партнеров. С этойфункцией связаны также явления, какподражание, внушение и убеждение.

Третьяфункцияотносится к эмоциональной сфере человека.Человеческие эмоции возникают иразвиваются в условиях общения. Общениемможет определяться уровень эмоциональнойнапряженности и эмоциональной разрядки.

Зачастую сама потребность в общении учеловека может возникнуть в связи снеобходимостью изменить свое эмоциональноесостояние.

В процессе общения происходитизменение модальности интенсивностиэмоциональных состояний, взаимное ихусиление или ослабление, сближениесостояний партнеров либо их поляризация.

Выделяютсятакже такие функции, как:

-познание людьми друг друга;

-организация совместной деятельностии управление ею;

-формирование и развитие межличностныхотношений.

А.А.Брудным выделяется:

-инструментальная функция общения(необходимая для обмена информацией впроцессе управления и совместноготруда);

-синдикативная (обеспечивает сплоченностьгрупп);

-трансляционная (необходима для обучения)и самовыражения.

Поцели общения выделяются следующиефункции:

  • контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);
  • информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);
  • побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);
  • координационная (взаимное ориентирование исогласование действий в рамках совместной деятельности);
  • понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);
  • эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);
  • установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);
  • оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).
  1. Прагматическая (связующая).

  2. Формирующая (витальная жизненная).

  3. Организации и поддержания межличностных отношений.

  4. Подтверждающая.

  5. Внутриличностная (общение человека с самим собой).

1.3 Виды общения

  1. Прямое (непосредственное) – связано с естественным контактом при помощи слов и жестов.

  2. Косвенное (опосредованное) – связано с неполным психологическим контактом при помощи технических или письменных устройств, отдаляющих или затрудняющих получение обратной связи.

Невербальноеобщение – это общение без использованияречевых и языковых средств, единственныминструментом которого становится телочеловека.

Основнымисредствами невербального общенияявляются поза, движения и жесты, мимика,взгляд, характеристики голоса ипространственное поведение. Невербальныеспособы общения имеют как биологическоепроисхождение, так и формируются вкультуре.

Невербальнаякоммуникация имеет принципиальныеотличия от вербального общения ихарактеризуетсяследующим:

  • реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);
  • эволюционно-исторической древностью (существовала задолго до появления речи);
  • непроизвольностью и подсознательностью;
  • независимостью от языковых барьеров;
  • особенностями психофизиологических механизмов восприятия;
  • особенностями акустических средств кодирования.

Невербальноеобщение позволяет передать обширныйспектр информации. Так, с помощьюневербальных средств можно получитьпредставление о расовой, национальнойи социальной принадлежности человекао физическом и психологическом состоянии,об эмоциональном отношении человека,о психологическом климате в группе.

Невербальноеповедение дает возможность получитьглубокую информацию о темпераментечеловека, его энергичности, склонностик даминантности, самооценке.

Вербальноеобщение.Речь – это вербальная коммуникация,т.е. процесс общения с помощью языка.Средством вербальной коммуникацииявляется слова с закрепленными за нимив общественном опыте значениями. Словамогут быть произнесены вслух, про себя,написаны.

Речьбывает письменная и устная, последняя,в свою очередь, подразумевается надиалогическуюи монологическую.

Наиболеепростой разновидностью устной речиявляется диалог,т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками,совместно обсуждающими и разрешающимикакие-либо вопросы.

Втораяразновидность устной речи – монолог,который произносит один человек,обращаясь к другому или многим лицам,слушающим его: это рассказ учителя,развернутый ответ ученика, доклад.

Письменнаяречьпоявилась в истории человечества многопозднее устной. Она возникла как результатпотребности общения между людьми,разделенными пространством и временем,и развилась от пиктографии,когда мысль передавалась условнымисхематическими рисунками, до современногописьма, когда тысячи слов записываютсяс помощью нескольких десятков букв.

Развитиеречи.

Удовлетворениепотребностей человека оказываетсяизначально возможным лишь в том случае,если он вступает в общение, взаимодействуяс другими людьми.

Это порождает потребностьсубъекта сказать им о том, что для неговажно и значимо. Ребенок овладеваетчленораздельной речью, первые зачаткикоторой появляются в конце первого годажизни.

Это созвучия «ма-ма», «па-па»,«ба-ба», не требующие сложной артикуляциии легко произносимые.

Вдальнейшем каждое из этих созвучийпревращается для ребенка в слово, котороеон использует для организации своеговзаимодействия со взрослыми. Словостановится средством общения. Обогащениеязыка ребенка продолжается на протяжениивсего школьного детства.

Одновременноразвивается и невербальная коммуникация:мимика, пантомимика, интонационноеразнообразие речи.

Вшколе на уроках чтения и письма, а вдальнейшем – языка и литературыосуществляется формирование у детейсознательного отношения к языку каксредству и к речи как процессу общения.

Построенные на основе исследованийпсихологов современные методики обученияграмоте способствуют формированию ушкольников умения производить сознательныйзвуковой анализ речи, что существеннооблегчает переход к продуктивномуовладению грамотным письмом.

Значительныетрудности возникают у школьника приосвоении синтаксиса.

Исключительновелика роль педагога в формированииумений речевого общения дошкольникови школьников. Важнейшим условием развитияречи и мышления учащихся являетсясвободная и точная речь педагога.

В.А.

Сухомлинский подчеркивал, что «культураречи учителя в решающей степени определяетэффективность умственного труда учениковна уроке», и намечал пути ее формирования:преодоление неясности в толкованиипоянтий, расплывчатости представлений,которые учитель стремится создатьпосредством слова и без которых невозможенпереход от простого к сложному, отблизкого к далекому, от конкретного кобщему; углубленный анализ текстаучебников, с которыми имеют дело учащиеся,появление в тексте логическойпоследовательности и причинно-следственныхсвязе1.

Высокаякультура речи – важное условиерационального использования времениучителем. В.А. Сухомлинский писал –«Сколько времени теряет на бесчисленныеповторения, необходимость в которыхвозникает тогда, когда предмет, явление,понятие не находит в речи учителя яркой,доступной пониманию ребенка словеснойоболочки».

Источник: https://studfile.net/preview/5358573/page:3/

Основные функции общения

Аффективно-коммуникативная функция общения: связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение —

Функции общениямногообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых основа­ний классификации — выделение в общении трех взаимосвязан­ных сторон, или характеристик:

1) перцептивнойпроцесса восприятия и понимания людь­ми друг друга в процессе общения;

2) информационной— процесса обмена информацией;

3) интерактивной— процесса взаимодействия людей в обще­нии.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

1.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения, в основе которой лежит восприятие и понимание дру­гого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, по­скольку общение является важнейшей детерминантой эмоци­ональных состояний человека. Весь спектр специфически че­ловеческих эмоций возникает и развивается в условиях обще­ния людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ос­лабление.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заклю­чается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в Человеческом общении имеет свою специфику: осуществля­ется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимо­действие мыслей, чувств и поведения партнеров.

3. Регуляционно-коммукативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредствен­ной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

В этом процессе человек может воздей­ствовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е.

на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуля­цию и коррекцию поведения.

П.С.Самыгин называет следующие функции общения:

1.

Личностно формирующую (общение является необ­ходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и набе­решься»); коммуникативную (передача информации);

2. Инструментальную (общение выступает как соци­альный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельнос­ти, принятия решения и т. п.);

3. Экспрессивную (позволяет партнерам по общению вы­разить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);”

4. Психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфор­та, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в об­ществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);

5. Интегративную (общение выступает как средство объединения людей);

6. Социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);

7. Функцию самовыражения (общение позволяет про­демонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особен­ности).

II. Вопросы для самоконтроля

1.

В чем заключается сущность цели общения?

2. Какие цели общения вы знаете? Назовите и разъясните их суть.

3. Назовите основные функции общения?

4. В чем заключается смысл аффективно-коммуникативной (перцептивной), информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной (интерактивной) функций общения.

5. В чем суть личностно формирующей, инструментальной, экспрессивной, интегративной, социализирующей функций общения, а также функции общения самовыражения?

Тема1.4. Виды, уровни общения.

I. Краткое содержание

1. Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.

1 Материальное

1.

2 Когнитивное

1.

3 Кондиционное

1.

4 Мотивационное

1.

5 Деятельностное

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, кото­рые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуаль­ных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Иллюстра­цией когнитивного и деятельностного общения может служить обще­ние, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

2. По целям общение делится на:

2.1 Биологическое

2.2 Социальное

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное

3.2 Опосредованное

3.3 Прямое

3.4 Косвенное

Непосредственное общение осу­ществляется с помощью естественных органов, данных живому су­ществу природой: руки, голова, туловище, ые связки и т. п.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конф­ликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

Деловое общение – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Уровни общения

Под уровнями общения понимают определенные по­веденческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимо­действия.

Интересную иерархию уровней общения пред­ложил А.Б. Добрович выделивший семь уровней общения:

1.

Примитивный уровень. Слово «примитивный» понятно всем и означает слишком упро­щенный, простой, несложно устроенный.

2. Манипулятивный уровень. На манипулятивном уровне по крайней мере один из партне­ров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя.

3. Стандартизированный уровень. Стандартизированный уровень общения иначе называют «кон­тактом масок». При общении на этом уровне хотя бы один из парт­неров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спря­тать свое лицо за воображаемую маску.

4. Конвенциональный уровень. Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о пра­вилах общения и придерживаться этих условных правил при вза­имодействии.

5. Игровой уровень. На игровом уровне человеку хочется быть интересным для сво­его партнера, хочется произвести на него впечатление, понра­виться ему. Общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на опре­деленной симпатии к нему, на желании продолжать с ним обще­ние.

6. Деловой уровень. На первый план здесь выступают его деловая или ум­ственная активность, компетентность в совместно решаемых воп­росах, способность делать дело.

7. Духовный уровень. При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или при­нимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение.

Б. Ф. Ломов предлагает выделять три уровня:

– макроуровень – общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни;

– мезауровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

– микроуровень – акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос – ответ, рукопожатие, мимический и пантомический акт и др.). Микроуровень – простейшие элементы, клеточки, лежащие в основе других уровней общения

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

II. Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды общения выделяются по его содержанию?

2. Что такое биологическое и социальное общение?

3. Какое общение обозначают как непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное?

4. Какое общение называют деловым и личност­ным, инструментальным и целевым?

5. Что понимают под уровнями общения?

6. Раскройте значение 3 уровней общения по Б.Ф. Ломову.

8. Что такоекоммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения?

Тема 1.5.Средства общения

I. Краткое содержание

Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 464; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-71063.html

Medic-studio
Добавить комментарий