АЛГОРИТМ ПЕРКУССИИ ЛЁГКИХ: 1. Подготовка к перкуссии, инструктирование больного,

Алгоритм топографической перкуссии легких

АЛГОРИТМ ПЕРКУССИИ ЛЁГКИХ: 1. Подготовка к перкуссии, инструктирование больного,

Основные правила топографической перкуссии:

1. Палец-плессиметр постепенно передвигают в направ­лении от ясного легочного звука к тупому.

2. Палец-плессиметр накла­дывают на грудную клетку па­раллельно границе ожидаемой тупости.

3. Применяется тихая перкуссия.

4. Определив при топографической перкуссии тупой звук, делают отметку (визуально или ручкой) по той стороне паль­ца-плессиметра, которая обращена к ясному легочному звуку.

Последовательность топографической перкуссии:

1. опреде­ляются высота стояния верхушек легких спереди (над клю­чицей);

2. высота стояния верхушек легких сзади (над лопаткой);

3. ширина полей Кренига;

4. нижние границы легких – дыхательная подвижность нижних легочных краев.

1. Определение высоты стоя­ния верхушек легких спереди.

Положение больного: больной стоит, руки опущены вниз или сидит, положив кисти рук на колени.

Положение фельдшера должно быть удобным: например, если больной выше фельдшера по росту, перкуссия проводится в положении больного сидя.

Порядок перкуссии. Палец-плессиметр ста­вят над ключицей. Середина средней фаланги пальца-плес­симетра должна соответствовать середине ключицы.

Затем, перкутируя, постепенно передвигают палец-плессиметр вверх от ключицы. Все последующие позиции пальца-плессиметра должны быть параллельны изначальной.

Направление пер­куссии: вершина угла, образованного краем трапециевидной мышцы и латеральной ножкой грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.

Перкуссию ведут до тех пор, пока ясный ле­гочный звук не сменится тупым, что соответствует высоте стояния верхушек (в норме на 3—4 см выше середины ключицы).

2. Определение высоты стоя­ния верхушек легких сзади.

Положение больного: больной стоит или сидит, положение рук не имеет значения.

Положение фельдшера: фельдшер располагается по левую руку больного.

Порядок перкуссии :

На каждой сто­роне (справа и слева) перкуссию ведут от ости лопатки по направлению к точке, находящейся на 1—2 см латеральнее остистого отростка VII шейного позвонка.

В тех случаях, когда остистый отросток VII шейного позвонка плохо виден на глаз, больного просят наклонить голову вперед, при этом остистый отросток хорошо контурируется и легко опреде­ляется визуально. В изначальной позиции палец-плессиметр устанавливают над остью лопатки под небольшим углом (10— 15°) к ней, середина средней фаланги пальца-плессиметра при этом должна находиться над медиальным углом лопатки. Передвигая палец-плессиметр, следят за тем, чтобы его положение было постоянно параллельно изначальному. В норме высота стояния верхушек легких сзади соответствует уровню остистого отростка VII шейного позвонка.

3. Определение ширины полей Кренига.

Поля Кренига – зона легочного перкуторного звука, соответствующая проекции верхушек легких.

Среднее значение величины полей Кренига составляет 6–7 см соответственно медиально и латерально от середины трапециевидной мышцы.

Положение больного: больной сидит.

Положение фельдшера: фельдшер располагается сзади от больного.

Порядок перкуссии следующий.

Палец-плесси­метр кладут в надключичную область перпендикулярно клю­чице (не касаясь ее) соответственно ее середине и, перку­тируя по концевой фаланге, передвигают его от этого по­ложения сначала латерально, затем медиально. При перкуссии в медиальную сторону траектория передвижений концевой фаланги пальца-плессиметра направлена под острым углом (15—20°) к ключице.

Находят точки (лате­ральную и медиальную) перехода ясного легочного звука в притупленный. Полученное расстояние между двумя точками есть ширина поля Кренига, которая в норме находится в пределах 5—8 см.

Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 996 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Алгоритм аускультации легких | Алгоритм пикфлоуметрии. | Алгоритм пальпации щитовидной железы. | Алгоритм перкуссии печени. | Алгоритм пальпации печени. | ВЗЯТ�Е КРОВ� � ПР�ГОТОВЛЕН�Е ТОЛСТОЙ КАПЛ�. | Методика выявления грыжи передней брюшной стенки | Х приемов наружного акушерского исследования. |

mybiblioteka.su – 2015-2020 РіРѕРґ. (0.004 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/2-32529.html

Топографическая перкуссия легких, ее диагностическое значение

АЛГОРИТМ ПЕРКУССИИ ЛЁГКИХ: 1. Подготовка к перкуссии, инструктирование больного,
 

ФЕДЕРЕЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

                      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      ПЕРВЫЙ   МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. И.М. СЕЧЕНОВА         Факультет  высшего сестринского образования и психологосоциальной работы. 

Кафедра Сестринского дела       

Реферат « Топографическая перкуссия легких, ее диагностическое значение

По  пропедевтики внутренних болезней     

Cмирнова  татьяна Николаевна

 

3 курс, заочное отделение, 2 группа          

Москва 2010 

 

  1. Введение————————————————————–3-4
  2. Виды перкуссии——————————————————5
  3. Топографическая перкуссия легких—————————–5-7

     3.1.  Алгоритм перкуссии———————————————7-8

     3.2.  Правила проведения  перкуссии——————————-8-18

     Список литературы——————————————————19                               

1. Введение

        Перкуссия ( percussio ) – простукивание, один из основных методов объективного обследования больного, заключающийся  в выстукивании участков тела и определении по характеру возникающего при этом звука физических свойств, расположенных под перкутируемым местом органов и тканей. Характер звука зависит от плотности органа, его воздушности и эластичности.

По свойствам возникающих при перкуссии звуков определяют физические свойства органов, лежащих под выстукиваемым местом. Известно, что ещё Гиппократ, применяя этот метод, отличал асцит скопление жидкости от метеоризма – скопления газов. Но в дальнейшем этот метод был забыт.

В 1761 году венский врач Леопольд Ауэнбруггер опубликовал трактат ” Новое открытие, позволяющее на основании выстукивания грудной клетки обнаруживать скрытые грудные болезни “.

Но в течение последующих лет этот труд был забыт, и лишь через 50 лет в 1808 году профессор Парижского университета личный врач Наполеона Корвизар перевёл труд на французский язык, с тех пор и началось распространение метода. Метод перкуссии Ауэнбруггера называется непосредственной перкуссией, то есть постукивание несколькими вместе сложенными кончиками пальцев непосредственно по телу больного.

Она применяется сейчас редко. В России с 1817 года перкуссию преподавал профессор Ф. Уден (1754—1823).    Физическое обоснование перкуссии было дано чешским врачом Иозифом Шкодой в 1839 году. Звуки можно разделить на тоны и шумы. Чистый тон — условное понятие. Это колебание одной амплитуды и частоты. В природе чистые тоны не встречаются.                                         

Шум представляет собой сумму различных по свойствам звуков, где нельзя выделить основной тон. В практике диагностического исследования врач чаще имеет дело с шумами, но во многих случаях звуки принято называть тонами, в особенности если есть возможность выделить основные четыре свойства звуков: 1-е — силу; 2-е — высоту; 3-е — длительность звучания и 4-е —звукоподобность.       

 Сила, или громкость, звука определяется амплитудой колебания эластических структуры. Высота звука — это соответствие звукам основного музыкального звукоряда, которое определяется частотой колебания. Длительность звука определяется временем звучания.

Звукоподобность — это степень приближения звука к музыкальному. Чем ближе звук к тону, тем длиннее его звучание, тем более четко дифференцируется его высота. При одинаковой силе перкуторного удара высокие звуки тише и короче, а низкие — громче и продолжительнее.

                                

 Перкуссия преследует две цели. При её помощи узнают, не изменилось ли в органе, лежащем под перкутируемым местом, содержание воздуха и плотных элементов, либо определяют границы, форму и величину органов. В первом случае перкуссию называют сравнительной, а во втором топографической.           

2. Виды перкуссии

Различают непосредственную и посредственную перкуссию. Непосредственная производится нанесением удара по грудной стенке, а посредственная состоит в том, что перкуторный удар наносится по плессиметру.

Конкретное практическое значение имеет разделение перкуссии на глубокую и поверхностную. Глубина перкуссии определяется силой перкуторного удара.

Чем сильнее перкуторный удар, тем более глубоко энергия колебания проникает в изучаемый орган.

Таким образом, глубокая перкуссия — это громкая, а поверхностная — тихая. С помощью глубокой перкуссии можно диагностировать физического состояния органа в глубоких отделах.

Однако, 6-7 см — это предел диагностических возможностей перкуссии. Перкуссия может быть пальпаторной, если к слуховому анализатору звука добавляется осязательное ощущение резистентности тканей перкуторной волне.

Перкуссия может быть при этом и глубокой, и поверхностной. Также топографическую и сравнительную.

3. Топографическая перкуссия лёгких

Топографическая перкуссия применяется для определения границ между органами, величины органов и их формы. Отграничить один орган от другого можно лишь в том случае, когда один из них содержит воздух, а другой – безвоздушный.

Топографическую перкуссию лёгких следует проводить только в межрёберных промежутках, следуя определённым правилам. Направление пальца-плессиметра должно быть параллельно искомой границе.

Перкутировать следует идя от ясного звука к более тупому и отмечать границу по краю пальца, обращённому к более ясному звуку.

При топографической перкуссии определяют границы лёгких и подвижность нижнего края лёгких. При перкуссии верхней границы выявляют высоту стояния верхушек и их ширину – так называемые поля Кренига. Спереди перкутируют от середины надключичной ямки кверху, а сзади – от середины надостной ямки по направлению к остистому отростку 7 шейного позонка.

Высота стояния верхушек спереди – 3-5 см выше ключицы, сзади – на уровне остистого отростка 7 шейного позвонка. Поля Кренига – симметричные участки ясного перкуторного звука между ключицей и остью лопатки. Ширины полей Кренига колеблется от 3 до 8 см. Расположение нижней границы лёгких у людей разного телосложения неодинаково.  

 Положение нижней границы лёгких у нормостеника 

Линия перкуссииНижняя  граница лёгких
правоголевого
СрединноключичнаяV1   реброне определяется
Передняя  подмышечнаяVII  реброVII  ребро
Средняя подмышечнаяVIII реброVIII ребро
Задняя  подмышечнаяIX   реброIX   ребро
ЛопаточнаяX    реброX    ребро
Околопозвоночнаяостистый отросток XI грудного позвонкаостистый отросток XI грудного позвонка

У гиперстеников нижняя граница лёгких на одно ребро выше, а у астеников – на одно ребро ниже. Смещение краёв книзу отмечается при эмфиземе лёгких, во время приступа бронхиальной астмы, при хроническом застое крови в малом круге кровообращения, когда лёгкие теряют свою эластичность и неостаточно спадаются во время выдоха, а также при энтероптозе.

Смещение нижних краёв лёгких кверху наблюдается при сморщивании лёгких, зависящим от разрастания в них соединительной ткани, при поджатии лёгких жидкостью или газом, скапливающимся в плевральной полости, при повышении давления в брюшной полости ( чрезмерное развитие жира, метеоризм, асцит, беременность ).

Топографическая перкуссия также позволяет определить подвижность лёгочных краёв – активную или пассивную. Активная подвижность – это способность лёгочных краёв менять своё положение в зависимости от фаз дыхания, а пассивная – их способность смещаться в зависимости от положения тела.

Расстояние между положением края лёгкого при максимально глубоком вдохе и максимально глубоком выдохе называется величиной дыхательной экскурсии лёгочного края. Наибольшую дыхательную подвижность нижний край имеет по средней подмышечной линии, на уровне которой величина его дыхательной экскурсии равна 6-8 см.

Пассивная подвижность при переходе из горизонтального положения в вертикальное равна 1-2 см книзу.

Ограничение или полное отсутствие подвижности нижнего лёгочного края отмечается при эмфиземе лёгких, при пневмосклерозе, при отёке лёгких, высоком стоянии диафрагмы, при плевритах, при обтурации плевральной полости, при параличе диафрагмы.

1. Подготовка к перкуссии, инструктирование больного, устранение факторов, способных вызвать артефакты.

2. Перкуссия симметричных участков грудной клетки 

3. Характеристика перкуторного звука по силе интенсивности; громкий, тихий

 по продолжительности ( длительнсти )    продолжительный    короткий 

 по тональности ( высоте )    высокий ,  низкий   

 по тембру; тимпанический; не тимпанический

Топографическая перкуссия ее целью исследования является определение высоты стояния верхушек легких спереди и сзади, ширины полей Кренига, нижних границ легких и подвижности нижнего края легких.

3.2. Правила топографической перкуссии:

  1. перкуссия проводится от органа, дающего громкий звук, к органу, дающему тупой звук, то есть от ясного к тупому;
  2. палец-плессиметр располагается параллельно определяемой границе;
  3. граница органа отмечается по стороне пальца-плессиметра, обращенного в сторону органа, дающего ясный легочный звук.

Определение верхних границ легких производится путем перкуссии легочных верхушек спереди над ключицей или сзади над остью лопатки. Спереди палец-плессиметр устанавливают над ключицей и перкутируют вверх и медиально до притупления звука (кончик пальца при этом должен следовать по заднему краю кивательной мышцы).

Сзади перкутируют от середины надостной ямки по направлению к VII шейному позвонку. В норме высота стояния верхушек легких определяется спереди на 3-4 см выше ключицы, а сзади находится на уровне остистого отростка VII шейного позвонка. Больной находится в положении стоя или сидя, а врач – стоя. Перкуссия проводится слабым ударом (тихая перкуссия).

Топографическую перкуссию начинают с определения высоты стояния верхушек и ширины полей Кренига.

Определение высоты стояния верхушек легкого спереди: палец-плессиметр кладут в надключичную ямку непосредственно над ключицей и параллельно последней.

Пальцем-молоточком наносят 2 удара по пальцу-плессиметру и затем перемещают его вверх таким образом, чтобы он располагался параллельно ключице, а ногтевая фаланга упиралась в край кивательной мышцы (m. Sternocleidomastoideus).

Перкуссию продолжают до изменения перкуторного звука с громкого на тупой, отмечаяя границу по краю пальца-плессиметра, обращенному к ясному перкуторному звуку. Сантиметровой лентой измеряют расстояние от верхнего края середины ключицы до отмеченной границы (высота стояния верхушки легкого спереди над уровнем ключицы).

Определение высоты стояния верхушки легкого сзади: палец-плессиметр кладут в надостную ямку непосредственно над остью лопатки. Палец направляется параллельно ости, середина средней фаланги пальца располагается над серединой внутренней половины ости.

Пальцем-молоточком наносят слабые удары по пальцу-плессиметру.

Перемещая палец-плессиметр вверх и кнутри по линии, соединяющей середину внутренней половины ости лопатки с точкой, располагающейся посередине между VII шейным позвонком и наружным краем сосцевидного конца трапециевидной мышцы, продолжают перкуссию.

При изменении перкуторного звука с громкого на тупой перкуссию прекращают и отмечают границу по краю пальца-плессиметра, обращенному к ясному легочному звуку. Высота стояния верхушки легкого сзади определяется по остистому отростку соответствующего позвонка.

Источник: https://student.zoomru.ru/med/topograficheskaya-perkussiya-legkih-ee-diagnosticheskoe/49799.389075.s1.html

Проведение перкуссии, звуки

АЛГОРИТМ ПЕРКУССИИ ЛЁГКИХ: 1. Подготовка к перкуссии, инструктирование больного,

Физические основы перкуссии. В 1839 году Шкода объяснил перкуссию законами акустики.

Перкуссия есть не что иное, как толчок или удар, производимый на определённый участок тела и вызывающий нарушение его равновесия и звуковые колебания.

Суть перкуссии сводится к тому, чтобы колебательные волны, вызванные перкуссионным ударом, достигли воздухосодержащих органов и привели в колебание воздух.

Если покоящееся тело, обладающее известной степенью напряжения, вывести из состояния покоя при помощи толчка, оно благодаря своей эластичности стремиться вернуться в прежнее положение равновесия.

При этом оно совершает маятникообразные колебания в обе стороны от своего первоначального положения до тех пор, пока не вернётся в состояние покоя. Если это тело однородно по своему составу, то число его колебаний в единицу времени остаётся постоянным (так называемые периодические колебания).

При этом звуковое ощущение обладает тональностью и обозначается как тон. Если тело неоднородно по составу, то оно совершает непериодические колебания, звуковое ощущение лишено тональности и называется шумом.

Из всез сред организма человека однородным строением обладает лишь воздух, содержащийся в полостях или полых органах тела (желудок или петля кишки, заполненные воздухом, скопление воздуха в плевральной полости).

Звук определяется силой (интенсивностью ), длительностью, тональностью (высотой)и тембром. Сила или громкость звука зависит от амплитуды колебаний.

Чем больше амплитуда, тем звук громче и наоборот. Амплитуда зависит от силы перкуторного удара и от самого перкутируемого тела. Амплитуда звуковых колебаний обратно пропорционально плотности перкутируемого тела. Т.е. чем плотнее перкутируемое тело, тем звук, возникающий при его колебаниях, тише.

Наоборот, чем менее плотно колеблющееся тело, тем звук громче. Массивные плотные органы, такие как печень, сердце, мышцы, жидкие массы, такие как транссудат или экссудат в плевральной или брюшной полости дают при перкуссии колебания такой малой амплитуды, что возникает очень тихий звук или как его называют – тупой.

Чем менее плотно перкутируемое тело, чем оно эластичнее и больше содержит воздуха, тем громче получается перкуторный звук. Громкий перкуторный звук получается при выстукивании лёгких, желудка, гортани.

В патологических условиях громкий перкуторный тон переходит в тихий (тупой)вследствие уменьшения или исчезновения воздуха в содержащих его органах или замещения его безвоздушными массами.

Длительность перкуторного тона зависит от продолжительности звуковых колебаний. Обычно продолжительность колебаний тем больше, чем больше масса звучащего тела, колебания небольших тел затухают быстрее.

В связи с этим различают звук продолжительный и короткий. Продолжительность звука – это время, протекающее от момента возникновения звука до его прекращения. Она зависит также от амплитуды колебаний, возникших в начале перкуссии. Чем больше первоначальная амплитуда колебаний, тем больше времени требуется, чтобы, уменьшаясь, она стала равна нулю.

Величина амплитуды обратно пропорциональна плотности тела. Следовательно, чем плотнее тело, тем звук короче. Так, при перкуссии лёгких возникает громкий перкуторный звук с большой амплитудой колебаний, и его продолжительность будет значительной.

Наоборот, при перкуссии плотных органов возникает тупой перкуторный звук, с небольшой амплитудой колебаний, который угасает быстрее.

Третье свойство звука – это его высота. Высота определяется числом колебаний в секунду, совершаемых колеблюимся телом. Высота звука обратно пропорциональна его силе. Громкий ясный и длительный тон одновременно является низким, в то же время короткий звук более высокий.

Можно различить и четвёртое свойство звука – тимпаничность. Тимпанический звук напоминает звук, возникающий при ударе в барабан (tympanon)- барабан. Тимпаническим может быть такой звук, который в акустическом смысле представляет собой тон (или сочетание тона с гармоническими обертонами), то есть который вызван правильными периодическими колебаниями.

Необходимым условием таких колебаний является однородность структуры перкутируемого тела. В человеческом организме таким однородным строением обладает лишь заключённый в различных полостях воздух.

Вот почему тимпанический звук можно получить при перкуссии желудка или кишок, то есть больших воздухосодержащих полостей с гладкими стенками, а также при пневмотораксе.

Таким образом, перкутируя различные участки человеческого тела, получается три основных перкуторных тона, которые по месту их типичного возникновения, можно назвать: лёгочным тоном, бедренным и желудочно-кишечным. Лёгочный тон возникает при перкуссии лёгких. Он громкий (ясный), длительный, низкий, нетимпанический. Бедренный звук – тихий или тупой, короткий, высокий, нетимпанический.

Такой звук получается при перкуссии толстых слоёв мышц, как например, на бедре, отсюда и название тона, а также в местах прилегания безвоздушных органов к поверхности тела (сердце, печень, селезёнка), в тех местах, где они не прикрыты лёгкими.

Желудочно-кишечный тон – это тимпанический по своему оттенку тон, типичный для желудка и кишечника – громкий, ясный, длительный, низкий, тимпанический.

Между этими звуками имеются и переходные формы. Если в участке лёгкого, который приводится в колебание при перкуссии, количество воздуха уменьшится по сравнению с нормой, то перкуторный звук, возникающий над этим участком, станет ближе к тупому. В этом случае говорят о притуплении лёгочного звука. Если в этом участке лёгкого не будет воздуха, то перкуторный звук над ним будет тупым.

При увеличении воздушности лёгочной ткани звук становится с тимпаническим оттенком.

Лёгочный звук может приобретать тимпанический оттенок и при нормальном содержании воздуха в лёгких, если напряжение альвеолярных стенок сменяется их расслаблением, при этом стенки альвеол значительно теряют способность к колебаниям и под влиянием перкуторного удара приводится в колебание практически один лишь воздух.

https://www.youtube.com/watch?v=NSWmdzyCq20

Характеристика основных видов перкуторного звука по силе, длительности и частоте.

Характеристика видов перкуторного звука Критерии перкуторного Ясный Тупой Тимпанический звука лёгочный Сила Громкий Тихий Громкий Длительность Долгий Короткий Долгий Частота Низкий Высокий Низкий Перкуссия преследует две цели.

При её помощи узнают, не изменилось ли в органе, лежащем под перкутируемым местом, содержание воздуха и плотных элементов, либо определяют границы, форму и величину органов.

В первом случае перкуссию называют сравнительной, а во втором топографической.

Сравнительная перкуссия грудой клетки в области лёгких применяется с целью выявления патологических изменений в лёгком в зависимости от характера перкуторного звука. При сравнительной перкуссии лёгких больной занимает вертикальное или сидячее положение.

При перкуссии передней поверхности лёгких руки больного опущены, боковых поверхностей – с заложенными за голову кистями, , задней поверхности – с опущенной головой, слегка согнувшись кпереди, со скрещенными руками, положив кисти на плечи.

Палец-плессиметр в надключичных областях прикладывают параллельно ключице, спереди – ниже ключиц и в аксиллярных областях в межрёберные промежутки параллельно рёбрам, в надлопаточной области горизонтально, в межлопаточном пространстве – вертикально, параллельно позвоночнику, и ниже угла лопатки – горизонтально, параллельно рёбрам.

Пальцем-молоточком наносят одинаковые перкуторные удары, обычно средней силы.

Сравнительную перкуссию проводят спереди в надключичных ямках, непосредственно по ключицам, ниже ключиц – в первом и втором межреберьях ( с третьего межреберья слева начинается притупление перкуторного звука от прилежащего сердца, поэтому в третьем и ниже расположенных межреберьях спереди сравнительная перкуссия не проводится).

В боковых областях грудной клетки перкутируют в подмышечной ямке и по четвёртому и пятому межреберьям.

Ниже справа начинается притупление звука от прилежащей печени, а слева звук приобретает тимпанический оттенок от близости пространства Траубе.

Сзади перкуссию ведут в надлопаточных областях, в верхней, средней и нижней частях межлопаточных пространств и под лопатками – в восьмом и девятом межреберьях.

Сравнивают перкуторный звук на различных участках грудной клетки, но строго симметрично. Обычно звук должен быть одинаковым, за исключением некоторых участков.

Как было сказано, спереди в левой половине грудной клетки расположено сердце, так что звук будет притупленным в области относительной тупости, то есть в той части сердца, которая прикрыта лёгкими и тупым в области абсолютной тупости – той части сердца, которая не прикрыта лёгкими.

В области верхушки правого лёгкого перкуторный звук и в норме может оказаться несколько притупленным, так как мускулатура правого плечевого пояса более мощна, чем левого, особенно у лиц физического труда.

В нижних отделах грудной клетки слева по аксиллярной линии звук приобретает тимпатнический оттенок вследствие близости полулунного пространства Траубе, которое ограничено сверху-нижним краем лёгкого, справа – левой долй печени, слева – селезёнкой и снизу – рёберной дугой. Здесь к грудной клетке прилежит желудок, точнее его дно с воздушным пузырём, чем и объясняется тимпанический звук при перкуссии.

Ясный лёгочный тон получается при перкуссии тех участков грудной клетки, где к грудной стенке прилежит неизменённая лёгочная ткань.

Укорочение и притупление перкуторного звука свидетельствует об уменьшении воздушности лёгочной ткани. Это имеет место при пневмониях, когда альвеолы заполнены экссудатом, при инфаркте лёгкого, при спадени участка лёгкого (обтурационный ателектаз), при наличии в лёгком полости, наполненной экссудатом.

Притупление перкуторного звука наблюдается при утолщении плевральных листков, при скоплении жидкости в полости плевры. Если слой жидкости имеет в толщину более 6 см, то звук при перкуссии будет не притупленным, а тупым.

Таким образом, тупой перкуторный звук появляется при экссудативном плевите, гидротораксе, гемотораксе, пиотораксе, массивном уплотнении лёгочной ткани (крупозная пневмония, массивный ателектаз).

Если в полости плевры скапливается жидкоть невоспалительного характера (транссудат), то линия притупления перкуторного звука будет горизонтальной.

https://www.youtube.com/watch?v=SQudcCJi4pk

При скоплении экссудата (выпотной плеврит)определяется тупость с дугообразной линией верхней границы. Эта линия носит название линии или кривой Дамуазо.

Её высшая точка находится на задней подмышечной линии, откуда граница тупости спускается кзади, к позвоночнику и кпереди, к средней линии тела.

Такое расположение экссудата объясняется тем, что в боковых отделах плевральной полости он встречает наименьшее сопротивление своему распространению в связи с наибольшей подвижностью лёгких в этих участках и вследствие наименьшего влияния на плевру атмосфенрного давления.

Между позвоночником и линией Дамуазо располагается треугольник Гарлянда, вершина этого треугольника обращена вниз, его сторонами служат позвоночник и линия Дамуазо, а основанием – прямая, соединяющая высшую точку линии Дамуазо с позвоночником.

В этом треугольнике определяется более ясный перкуторный тон с связи с тем, что здесь перкутируется лёгкое, оттеснённое экссудатом к корню.

При больших выпотах определяется притупление перкуторного тона на здоровой стороне вдоль позвоночника треугольной формы, так называемый треугольник Раухфуса-Грокко, вершина его обращена кверху, а сторонами служит позвоночник и косая линия, являющаяся продолжением линии Дамуазо на здоровую сторону, нижняя граница лёгкого служит основанием труегольника.

Притупление перкуторного тона в этой области объясняется смещением средостения в здоровую сторону и уменьшением колебательной способности позвоночника вследствие давления на него жидкости. Горизонтальный уровень тупости, сохраняющийся при перемене положения тела, характерен для одновременного скопления в полости плевры жидкости и воздуха (гидро-, пиопневмоторакс).

Горизонтальный же уровень тупости, но изменяющийся при перемене положения, наблюдается при транссудате (гидроторакс). Лентообразное притупление, которое располагается косо по направлению междолевых ленточных борозд, характерно для междолевых выпотных плевритов. Причём уменьшение силы звука почти всегда сопровождается повышение его тональности (высоты звука).

Тимпанический оттенок перкуторного звука появляется при наличии полости достаточной величины – до 5-6 см в диаметре, сообщающейся с бронхом и естественно заполненной воздухом. Если полость заполнена воздухом, то перкуторный звук над ней будет тупым или притупленным.

Если полость больших размеров частично заполнена гноем, а частично воздухом, то при перкуссии над верхней её частью звук будет тимпаническим, а над нижней, где располагается гной – звук тупой или притупленный в зависимости от величины полости и от глубины её залегания.

При этом граница между областью тимпанического и тупого звука является горизонтальной. Тимпанический звук появляется над большими бронхоэктазами и кавернами, причём механизм его возникновения такой же, как при наличии полости в лёгких.

При проникновении воздуха в плевральную полость развивается пнвмоторакс, который при перкуссии также даёт тимпанический звук.

Своеобразный низкий перкуторный звук получается при перкуссии лёгких, когда уменьшается их эластическое напряжение и увеличивается воздушность.

Этот звук получил название коробочного из-за сходства со звуком, образующимся при поколачивании по пустой коробке. Иногда его называют подушечным звуком Бира.

Он отмечается при эмфиземе лёгких, при остром вздутии лёгких во время приступа бронхиальной астмы ( острая эмфизема).

Кроме того, при перкуссии можно получить притупленно-тимпанический звук. Условием его появления служит снижение напряжения эластической ткани лёгкого при уменьшении её воздушности.

Данное состояние имеет место при начальной стадии ателектаза лёгких, когда при постепенном вытеснении воздуха или его рассасывании в спавшемся участке уменьшается его содержание в альвеолах, что приводит к притуплению перкуторного звука.

С другой стороны, спадающиеся стенки альвеол расслабляются, отчего уменьшаются их напряжение и способность к колебаниям, отсюда и тимпанический оттенок звука, что позволяет характеризовать его как притупленно-тимпанический звук.

Аналогичное состояние имеет место при накоплении в полости плевры умеренного количества жидкости. При этом лёгкое поджимается к корню, развивается частичный ателектаз.

В ближайшей к жидкости зон высотой 4-5 см определяется притупленно-тимпанический звук. В начальной стадии пневмонии, когда стенки альвеол пропитываются экссудатом, уменьшается их напряжение и содержание воздуха.

При полном ателектазе звук становится тупым.

Иногда может отмечаться металлический звук, когда в перкуторном звуке кроме основного тона содержится много высоких обертонов, один из которых усиливается благодаря резонансу в близлежащей содержащей воздух полости.

Для возникновения металлического звука необходимы следующие условия: 1. Воздухосодержащая полость должна лежать поверхностно, на глубине не более 1-2 см от грудной стенки; 2.

Полость должна быть достаточно велика и иметь напряжённые гладкие стенки, не менее 6 см в диаметре.

Для определения металлического звука лучше перкутировать по металлическому плессиметру твёрдым металлическим предметом, например, ручкой перкуссионного молоточка. Можно также постукивать монетой по приложенной к грудной клетке другой монете. Наиболее благоприятные условия для возникновения металлического звука имеются при пневмотораксе.

Шум треснувшего горшка был описа Лаэннеком. Он напоминает звук, который получается при поколачивании по закрытому и пустому горшку, в стенке которого имеются трещины. Данный феномен зависит от того, что при постукивании воздух быстро вытесняется через узкую щель.

Аналогичный звук может выслушиваться при открытом пневмотораксе, когда имеется сообщение с бронхом через узкое отверстие.

Этот звук может выслушиваться над полостью, если она достаточна велика (не менее 3-4 см в диаметре), расположена поверхностно и её диаметр значительно превышает диаметр отверстия, соединяющего эту полость с бронхом.

Над полостью можно обнаружить и другие феномены. Феномен Винтриха, когда при перкуссии грудной клетки в области полости тимпанический звук при открывании больным рта делается выше, при закрывании – ниже.

Феномен Фридрейха. При перкуссии грудной клетки над полостью тимпанический звук становится выше и несколько короче во время вдоха и ниже во время выдоха.

Феномен Гергардта. Тимпанический перкуторный звук над полостью меняет свою высоту при перемене положения тела больного. Это явление наблюдается при полостях овальной формы, содержащих кроме воздуха, жидкость.

Топографическая перкуссия применяется для определения границ между органами, величины органов и их формы. Отграничить один орган от другого можно лишь в том случае, когда один из них содержит воздух, а другой – безвоздушный. Топографическую перкуссию лёгких следует проводить только в межрёберных промежутках, следуя определённым правилам.

Направление пальца-плессиметра должно быть параллельно искомой границе. Перкутировать ледует идя от ясного звука к более тупому и отмечать границу по краю пальца, обращённому к более ясному звуку.

При топографической перкуссии определяют границы лёгких и подвижность нижнего края лёгких. При перкуссии верхней границы выявляют высоту стояния верхушек и их ширину – так называемые поля Кренига. Спереди перкутируют от середины надключичной ямки кверху, а сзади – от середины надостной ямки по направлению к остистому отростку 7 шейного позонка.

Высота стояния верхушек спереди – 3-5 см выше ключицы, сзади – на уровне остистого отростка 7 шейного позвонка. Поля Кренига (Крениг немецкий врач, 1856-1911)- симметричные участки ясного перкуторного звука между ключицей и остью лопатки. Ширины полей Кренига колеблется от 3 до 8 см.

Расположение нижней границы лёгких у людей разного телосложения неодинаково.

Положение нижней границы лёгких у нормостеника

Линия перкуссии Нижняя граница лёгких правого левого Срединноключичная VI ребро не определяется Передняя подмышечная VII ребро VII ребро Средняя подмышечная VIII ребро VIII ребро Задняя подмышечная IX ребро IX ребро Лопаточная X ребро X ребро Околопозвоночная остистый отро- остистый отрос- сток XI груд- ток XI грудного ного позвонка позвонка

Смещение нижних краёв лёгких кверху наблюдается при сморщивании лёгких, зависящим от разрастания в них соединительной ткани, при поджатии лёгких жидкостью или газом, скапливающимся в плевральной полости, при повышении давления в брюшной полости (чрезмерное развитие жира, метеоризм, асцит, беременность).

Топографическая перкуссия также позволяет определить подвижность лёгочных краёв – активную или пассивную. Активная подвижность – это способность лёгочных краёв менять своё положение в зависимости от фаз дыхания, а пассивная – их способность смещаться в зависимости от положения тела.

Расстояние между положением края лёгкого при максимально глубоком вдохе и максимально глубоком выдохе называется величиной дыхательной экскурсии лёгочного края.

Наибольшую дыхательную подвижность нижний край имеет по средней подмышечной линии, на уровне которой величина его дыхательной экскурсии равна 6-8 см.

Пассивная подвижность при переходе из горизонтального положения в вертикальное равна 1-2 см книзу.

Ограничение или полное отсутствие подвижности нижнего лёгочного края отмечается при эмфиземе лёгких, при пневмосклерозе, при отёке лёгких, высоком стоянии диафрагмы, при плевритах, при обтурации плевральной полости, при параличе диафрагмы.

АЛГОРИТМ ПЕРКУССИИ ЛЁГКИХ

1. Подготовка к перкуссии, инструктирование больного, устранение факторов, способных вызвать артефакты. 2. Перкуссия симметричных участков грудной клетки 3. Характеристика перкуторного звука по силе (интенсивности) громкий тихий по продолжительности (длительнсти) продолжительный короткий по тональности (высоте) высокий низкий по тембру тимпанический нетимпанический Определение перкуторного тона Лёгочный громкий (ясный) длительный низкий нетимпанический Бедренный тихий (тупой) корткий высокий нетимпанический Желудочно-кишечный громкий (ясный) длительный низкий тимпанический Разновидности: притупленный притупленно-тимпанический Выявление изменённого перкуторного звука: Укорочение перкуторного звука – уменьшение воздушности лёгочной ткани Лёгочные причины : пневмония, инфаркт лёгкого, обтурационный ателектаз Внелёгочные причины : утолщение листков плевры скопление жидкости в полости плевры Тупой перкуторный звук Лёгочные причины : массивное уплотнение лёгочной ткани крупозная пневмония массивный ателектаз пульмонэктомия Внелёгочные причины: скопление жидкости в полости плевры экссудативный плеврит гидроторакс, гемоторакс пиоторакс При скоплении транссудата уровень тупости горизонтальный При плевритах – уровень тупости идёт по дугообразной линии – линии Дамуазо Тимпанический перкуторный звук полость 5-6 см в диаметре абсцесс, каверна пневмоторакс Коробочный перкуторный звук (разновидность тимпанического звука) снижение эластического напряжения лёгких и увеличение воздушности эмфизема лёгких бронхиальная астма Притупленно-тимпанический звук снижение эластичности лёгочной ткани и уменьшение её воздушности начальная стадия ателектаза начальная стадия пневмонии Металлический перкуторный звук. Шум треснувшего горшка наличие полости в лёгких 

Источник: http://biofile.ru/bio/10878.html

Перкуссия легких: сравнительная, топографическая, непосредственная

АЛГОРИТМ ПЕРКУССИИ ЛЁГКИХ: 1. Подготовка к перкуссии, инструктирование больного,

Перкуссия легких – один из базовых физических методов обследования пациента, страдающего от кашля на фоне заболеваний дыхательной системы. Процедура проста в исполнении, не требует от врача применения дополнительных инструментов и позволяет первично оценить состояние больного. Указанная методика обязательна к применению у людей с подозрениями на патологию респираторного тракта.

Что такое перкуссия легких?

Перкуссия – метод, который основывается на выстукивании участков грудной клетки с последующим анализом получаемых звуков. Суть процедуры заключается в проникновении энергии удара по тканям с возвратом в виде звуковых колебаний. В зависимости от характера и локализации внутреннего органа грудной клетки будет отличаться акустическая картина.

Интересно! Впервые соответствующую методику предложил использовать австриец Леопольд Ауэнбруггер еще в XVIII столетии для выявления причин кашля и других респираторных проблем.

Диагностическая процедура на ранних этапах была холодно воспринята коллегами доктора, но со временем вошла в ежедневную практику терапевта и пульмонолога. Особую популярность перкуссия обрела после ее применения личным врачом Наполеона Бонапарта.

Доктор дополнил полевыми заметками труды Ауэнбруггера и вывел методику «в свет».

Перкуссия базирует на анализе четырех характеристик звуков, извлекаемых во время выстукивания:

  1. сила;
  2. высота;
  3. звукоподобность;
  4. длительность.

В зависимости от органа и структуры, который поддается диагностике, отличается получаемая акустическая картина.

В практике выделяют три базовых перкуторных звука:

  1. Ясный легочный. Указанный звук слышен в норме при постукивании по междуреберным промежуткам грудной клетки. Акустическая картина формируется во время колебания альвеол, воздуха, интерстициальной ткани легких;
  2. Тупой. Звук выслушивается во время обследования паренхиматозных органов (печень, селезенка), которые не содержат воздух;
  3. Тимпанический. Акустически картина напоминает удары по барабану. Указанный звук возникает при постукивании по органам с гладкой стенкой и воздухом внутри (кишечник).

Во время прогрессирования определенных заболеваний наблюдается изменение локализации соответствующих шумов или их трансформация. Задача врача – оценить характер возникших метаморфозов, правильно интерпретировать результат, выявить причину кашля и подобрать лечение.

Заболевания при которых проводится

Перкуссия – метод, позволяющий оценить состояние легких и плевральной полости (иногда). Процедура используется для диагностики причин кашля, одышки, симптомов дыхательной недостаточности.

Заболевания, поддающиеся выявлению с помощью перкуссии:

  • воспаление легких (пневмония);
  • абсцессы паренхимы соответствующих органов;
  • экссудативный плеврит;
  • пневмоторакс;
  • каверны (полости), развивающиеся во время прогрессирования туберкулеза.

Острый или хронический бронхит, сопровождающийся сухим кашлем, условно поддается диагностике с помощью перкуссии. Заболевание не сопровождается характерными изменениями звука, что отодвигает указанную методику на второй план. Более важной в конкретном случае остается аускультация.

Перкуссия может использоваться в качестве первичной диагностики объемных новообразований грудной клетки. Однако соответствующий метод не позволяет установить добро- или злокачественность опухоли. В 75% случаев для подтверждения любого из указанных выше диагнозов требуется использование вспомогательных процедур (рентгенография, спирография и тому подобное).

Виды перкуссии: по технике, по цели, по громкости

Описываемый метод диагностики кашля и другой дыхательной патологии с момента своего изобретения неоднократно видоизменялся. Ключевой особенностью оставалась техника извлечения звука и методика проведения процедуры. Ниже будут описаны современные варианты указанного обследования, которые используются для оценки состояния органов респираторного тракта.

Сравнительная перкуссия

Сравнительная перкуссия легких – методика, базирующаяся на поочередном анализе звука, извлекаемого во время постукивания по симметричным участкам грудной клетки. Традиционно диагностика начинается со здоровой стороны для оценки тяжести патологии.

Врач начинает с передней поверхности груди, переходит на бока, спину больного. Суть – сравнение полученных результатов для подбора адекватного лечения.

Топографическая перкуссия легких

Топографическая перкуссия легких предусматривает верификацию размеров органов, глубины их экскурсии (движения во время дыхательного цикла). В каждом отдельном случае доктор устанавливает соответствующие границы конкретному пациенту и сравнивает их с нормальными показателями, которые справедливы для всех людей.

Непосредственная перкуссия

Непосредственность методики заключается в технике выполнения ударов по исследуемому участку тела. На ранних этапах развития процедуры врачи рекомендовали перкутировать указательным и средним пальцем, постукивая по междуреберным промежуткам грудной клетки.

На данный момент более популярной остается опосредованная перкуссия (из-за удобства и большей информативности). Однако многие терапевты в спорных ситуациях прибегают к более архаичному методу для сравнения полученных результатов.

Опосредованная перкуссия

Опосредованность методики предусматривает применение плессиметра («буфера») и молоточка во время постукивания. Плессиметр играет роль прокладки, по которой врач ударяет, извлекая звук. За счет указанной техники выполнения удается получать более громкую акустическую картину.

Плессиметром может выступать палец руки врача (95% случаев), металлическая или деревянная пластинка.

Громкая

Громкость процедуры зависит от силы удара доктора по пальцу-плессиметру для диагностики причины кашля и других признаков респираторной патологии.  Для оценки состояния глубоких слоев легких доктор использует громкую перкуссию.

Факт! Максимальная глубина проникновения энергии во время ударов по пальцу – 5-6 см.

Тихая (сниженная сила перкуторного удара)

Тихий вариант методики используется для оценки поверхностных слоев легких. Для проведения соответствующего обследования в комнате должна быть абсолютная тишина. Тихая перкуссия выполняется после предварительно проведенного громкого варианта для возможности сравнения результатов.

Алгоритм проведения перкуссии легких

Алгоритм проведения перкуссии легких предусматривает поэтапное выполнение характерных постукиваний для извлечения соответствующего звука. Начинать процедуру нужно с передней поверхности грудной клетки.

Схема проведения обследования:

  1. Фиксация расположения верхушек легких впереди и сзади;
  2. Измерение полей Кренига. Указанная зона отображает дыхательную область над верхними частями легких;
  3. Фиксация нижних границ легких;
  4. Определение степени подвижности соответствующих органов при вдохе и выдохе.

Первые два пункта изображены на фото ниже.

Последние два – на фото №2.

При соблюдении описанного выше алгоритма с использованием всех точек постукивания врач получает полноценную картину функционирования легких. За счет простого обследования удается выявить генез кашля, решить вопрос о дальнейшей диагностике и лечении больного.

Проведение детям

Перкуссия легких у детей преследует те же цели, что и у взрослых пациентов. Отличия заключаются в возрасте больного. У детей с 2 лет, страдающих от кашля, обследование проводится в стоячем положении. Грудного ребенка мама прижимает к себе так, чтоб грудная клетка располагалась ровно – туловище не должно сгибаться. Новорожденных перкутируют в положении лежа.

Если ребенок пребывает в тяжелом состоянии, тогда диагностика осуществляется в том положении, в котором пациенту удобно.

Детей, которые во время перкутирования передней поверхности грудной клетки стоят, просят опустить руки по швам. При исследовании спины – обхватить туловище верхними конечностями (позиция «обними себя»). При диагностике боковых поверхностей грудной клетки руки держатся за головой с поднятыми локтями.

Нормы и правила проведения топографической перкуссии легких у детей не отличаются от взрослых пациентов. Последовательность и точки исследования повторяют схему, описанную выше.

Перкуссия легких в норме и патологии

Выстукивание легких – простой, но надежный метод определения расположения соответствующих органов и оценки их функциональной активности. Преимуществом диагностики остается универсальность. Существуют четкие критерии нормального расположения органов. При отклонении от соответствующих показателей можно говорить о патологии.

Нормы топографической перкуссии легких указаны в таблице.

Сравнительная перкуссия легких в норме не позволяет врачу услышать разницы между звуком на симметричных участках грудной клетки. При развитии патологии дыхательной системы, сопровождающейся кашлем, одышкой, цианозом наблюдается изменение акустической картины над пораженным участком.

Возможные патологические шумы:

  • Притупление или тупость в местах, где звук должен быть ясным, легочным. Причина – снижение воздушности альвеол, что спровоцировано воспалительным процессом, с параллельным повышением температуры тела и нарастанием кашля;
  • Коробочный звук. Феномен возникает в местах повышенной пневматизации легочной ткани с параллельным снижением эластичности стенок альвеол. Эмфизема, сопровождающаяся сухим кашлем – распространенный пример патологии, вызывающей соответствующую картину;
  • Тимпанит. Возникновение гладкостенных полостей (каверна, абсцесс) сопровождается появлением соответствующего феномена. Для подтверждения диагноза требуется дополнительное применение рентгенографии.

Важно! В зависимости от услышанного после диагностики врач оценивает состояние больного и формирует предварительный диагноз. Однако для подтверждения теорий обязательно требуется использование лабораторных и инструментальных методов обследования. В противном случае точно установить причину кашля трудно.

Перкуссия легких видео

В народе существует пословица о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В случае с описанием диагностических методик указанный факт также справедлив. С базовыми аспектами всей процедуры, описанной выше, можно ознакомиться после просмотра следующего ролика.

Заключение

Перкуссия легких – простой и надежный метод диагностики заболеваний респираторного тракта, которые сопровождаются одышкой, кашлем, дыхательной недостаточностью.

Обследование можно проводить в любых условиях без использования дополнительного инструментария.

Описанный метод является одним из первых, который осваивают будущие врачи, учась в медицинских университетах, академиях, институтах.

Источник: https://MyKashel.ru/diagnostika/perkussiya-legkih.html

Medic-studio
Добавить комментарий