Анализ и оценка деятельности здравоохранения: Учебно-методическое

Анализ и оценка деятельности здравоохранения медицинских учреждений и

Анализ и оценка деятельности здравоохранения: Учебно-методическое

Анализ и оценка деятельности здравоохранения, медицинских учреждений и служб Доцент к. м. н. Александрова Т. Б.

При принятии стратегических решений на уровне региональных и федеральных органов управления здравоохранением требуется научно-обоснованный выбор приоритетов. Основой для этого служит система мониторинга здоровья населения и деятельности системы здравоохранения, включающей в себя современные методы медицинской статистики.

Углубленный анализ динамики показателей здоровья населения позволяет проводить разработки стратегии развития отрасли здравоохранения

Оценка деятельности системы здравоохранения в целом, отдельных объектов здравоохранения, специалистов, а так же служб дает возможность оценить удовлетворенность результатами данной работы в каждом конкретном случае, становится эффективным инструментом для принятия руководителями отрасли, региональных систем здравоохранения, лечебно-профилактических учреждений, их служб и подразделений управленческих решений в целях улучшения деятельности по оказанию медицинской помощи, за организацию которой они отвечают.

Только на основе квалифицированного анализа статистической информации возможно правильное планирование, точное прогнозирование сети, материальных и кадровых ресурсов, а также деятельности лечебно-профилактических учреждений. Анализ деятельности дает возможность руководителю принять решение о реальных путях к улучшению результатов.

Каждый врач должен уметь проводить анализ деятельности своего участка работы. Это входит в должностные обязанности врача любой специальности. Обеспечение полноты и достоверности стат. отчетности является государственной обязанностью каждого организатора здравоохранения. Важно не только владеть методикой расчета показателей, но и оценивать их в динамике.

Цели проведения анализа 1. Текущее и перспективное планирование (на уровне федеральных и региональных органов управления, ЛПУ); 2. Прогнозирование сети, материальных и кадровых ресурсов, деятельности лечебнопрофилактических учреждений; 3.

Принятие решения о реальных путях к улучшению результатов; 4. Совершенствование оперативного управления деятельностью ЛПУ; 5. Разработка научно-обоснованного выбора приоритетов; 6.

Оценка удовлетворенности результатами работы системы здравоохранения, ЛПУ;

7. Более углубленное изучение эффективности тех или иных методов диагностики, лечения и профилактики, новых медицинских технологий, организационных форм работы; 8. Осуществление экономико-финансовой деятельности ЛПУ; 9.

Улучшение деятельности по оказанию медицинской помощи населению; 10. Показатели работы ЛПУ являются важнейшими индикаторами контроля качества медицинской помощи; 11.

Годовой отчет содержит сведения, необходимые для разного рода справок, докладов и т. д.

СХЕМА АНАЛИЗА Общая характеристика ЛПУ, подразделения, участка работы; Организация работы; Специфические показатели деятельности; Качество медицинской помощи; Выводы, мероприятия, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, используемые при анализе I. Обеспеченность ресурсами (койками, кадрами на 10 000 чел. , число посещений на 1 жителя в год, уровень госпитализации и т. д); II.

Использование ресурсов (занятость и оборот койки, средние сроки лечения, фактическая мощность ЛПУ, укомплектованность кадров); III. Показатели деятельности ЛПУ IV. Показатели здоровья населения V.

Показатели качества и эффективности медицинской помощи

к Разделу IV. «Основные показатели здоровья населения» относятся показатели Демографические (рождаемость, смертность); Показатели здоровья и распространенность болезней; Показатели инвалидности Показатели физического развития населения.

Суть анализа заключается в: оценке величины показателя, сопоставлении и сравнении его в динамике с другими объектами и группами наблюдений, определении связи между показателями, их обусловленности различными факторами и причинами, интерпретации данных и выводов.

Оценка показателей деятельности ЛПУ проводится на основе сравнения с: нормами, нормативами, официальными указаниями, оптимальными и достигнутыми показателями; Сопоставляется с другими учреждениями, коллективами, совокупностями по годам, месяцам года и т. д. с последующим определением эффективности работы

Этапы технологии управления 1. После проведения анализа деятельности ЛПУ (отдельного врача и т. д. ) выявляются, обосновываются и берутся на учет все имеющиеся проблемы в управляемой системе. 2. Выясняются причины появления проблем и факторов, влияющих на их появление. При этом выделяют причины: Управляемые и неуправляемые, Субъективные и объективные, Устранимые и неустранимые

3. Проводится выработка нескольких проектов решений с учетом управляемости проблемы и наличия ресурсов. 4. Принимаются решения (сроки, участники его выполнения и т. д) 5. Составляется план реализации решения, выделяются ресурсы. 6. Анализ эффективности реализации

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учреждения, отделения, специалиста и др. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Общие сведения об учреждении (описательный характер) Штаты и кадры Обеспеченность Число физических лиц врачей врачебными в ЛПУ = х 10 000 кадрами Численность населения, обслуживаемого данным ЛПУ на конец года

Обеспеченность населения штатными врачебными должностями Обеспеченность населения занятыми врачебными должностями = = Число штатных должностей врачей в ЛПУ Численность населения, обслуживаемого данным ЛПУ на конец года Число занятых должностей врачей в ЛПУ Численность населения, обслуживаемого данным ЛПУ на конец года х 10 000

Укомплектованность кадрами Число занятых должностей = Число штатных должностей х 100 Удельн Число врачей, ый вес имеющих = х врачей, сертификаты 100 имеющи Всего х физических сертиф лиц врачей икаты Число занятых должностей Коэффициент совместительства = Число физических лиц х 100

Текучесть кадров = Число уволенных в текущем году х 100 Число работающих Удельный вес врачей, имеющих квалификационную = категорию Соотношение врачей и средних медицинских работников Число врачей, имеющих квалификационную категорию Число врачей, работающих в ЛПУ х 100 Число врачей (физических лиц) = Число средних медицинских работников (физических лиц) х 100

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНОПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Плановая (проектная) мощность поликлиники выражается числом посещений в смену и определяется как частное от деления фактически занимаемой рабочей площади на нормативный показатель площади: М план. = S / N

Рабочая площадь учреждения определяется как сумма всех площадей за исключением коридоров, тамбуров, переходов, площадей, занятых инженерными сетями и оборудованием. Если амбулаторно-поликлиническое учреждение объединено со стационаром и имеет общие с ним лечебнодиагностические кабинеты, в суммарную площадь поликлиники включается условно половина общей площади этих кабинетов.

Нормативные показатели площадей для определения мощности учреждений, оказывающих услуги по медицинской помощи населению l l Утверждены Приказом Федеральной службы государственной статистики от 7 августа 2009 г.

N 163 “Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения”

Размер площади (м 2) на одно посещение в смену Тип учреждения для автономно расположенных учреждений для учреждений, расположенных в комплексе с другими учреждениями Стоматологическое 2, 7 женская консультация 6, 3 4, 4 наркологическое 5, 3 3, 8 косметологическое 5, 2 5, 0 врачебнофизкультурное 13, 2 Учреждение, оказывающее различные виды медицинских услуг 6, 8 4, 6

Плановая и фактическая мощность учреждения Плановая мощность в год = Мощность в смену х 1, 6 (коэф. мощности) х Число рабочих дней в году Фактическая мощность в смену = Количество посещений (факт) / 512 (рабочих смен в году)

Группа показателей деятельности АПУ показатели объемов АПУ; показатели нагрузки персонала; показатели диспансеризации населения.

I.

Показатели объемов АПУ Посещение – это контакт лица, обратившегося за медицинской помощью, консультацией, получением медицинского заключения или по другому поводу, с врачом в часы, предусмотренные графиком работы для приема в учреждении или оказания помощи на дому. Динамика посещения поликлиники оценивается посредством вычисления показателя темпа роста: Темп роста (темп прироста) Число посещений поликлиники за данный год = Число посещений поликлиники за предыдущий год х 100

Динамику посещений можно рассмотреть за ряд лет (в виде показателя наглядности, когда исходный уровень принимается за 100%), и результаты изобразить в виде динамической кривой.

Показатель наглядности

Причинами роста или снижения могут быть: эпидемическая ситуация (например, вспышка гриппа). увеличение или уменьшение количества жителей в районе обслуживания поликлиники и др. Анализируя динамику темпа роста посещаемости поликлиники, необходимо отражать указанные особенности.

Среднее число посещений на 1 жителя Число врачебных посещений в = поликлинике и на дому + число посещений к среднему медицинскому, ведущему самостоятельный прием ———————————–Среднегодовая численность населения

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи нормативный показатель объемов амбулаторно-поликлинической помощи выражается количеством посещений на 1000 человек и на 2009 год равнялся 9198 посещений в год (или 9, 2 на 1 жителя), в том числе по базовой программе обязательного медицинского страхования – 8458 посещений (8, 5 на 1 жителя).

Норматив объемов АПП по ПГГ Томской области 9, 2 посещения на 1 чел. , в т. ч. 8, 3 по базовой программе ОМС Программа реализуется на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии с разработанными ими территориальными программами.

Однако, показатель обеспеченности медицинской помощью не всегда легко оценить при анализе деятельности отдельного учреждения, так как отдельные виды специализированной помощи могут оказаться в других поликлиниках или диспансерах. В данном случае полезным бывает анализ деятельности отдельных специалистов и соспоставление фактических показателей с рекомендуемыми.

Число посещений на 1 жителя в год (рекомендации ФФОМС на 2009 г. ) Наименование врачебной специальности Число посещений на 1 жителя в год Офтальмолог Терапевт 0, 4545 2, 1273 Отоларинголог Невролог 0, 5038 0, 4554 Инфекционист и т. д. 0, 0232

Удельный вес посещений на дому Число врачебных посещений на дому = —————- х 100 Число врачебных посещений в поликлинике и на дому

Удельный вес профилактических посещений Число посещений в поликлинику с профилактической целью = ———————– х 100 Число всех врачебных посещений в поликлинику

Выполнение плана посещений Фактическое число врачебных посещений в поликлинике и на дому = ————————— х 100 Плановое число врачебных посещений в поликлинике и на дому

II. Показатели нагрузки Фактическая нагрузка врача на 1 час работы Число врачебных посещений в поликлинике = —————————— Количество отработанных часов

Функция врачебной должности (ФВД) Плановая ФВД = Расчетная нагрузка врача в час х плановое количество часов работы за год Фактическая ФВД = Фактическая нагрузка врача – специалиста в час х количество отработанных часов за год

Нормативный показатель нагрузки ежегодно утверждается руководителем организации здравоохранения, исходя из нормативного показателя объемов АПП на 1 жителя в год ко всем врачам-специалистам (в рамках муниципального заказа по реализации территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи). Амбулаторно-поликлиническое учреждение самостоятельно проводит хронометраж рабочего времени и утверждает нормы труда в рамках согласованных Программой государственных гарантий и муниципальным заказом объемов.

Расчет ФВД Ф = Б х С х Г, где Ф – функция врачебной должности или объем посещений, обслуживаемых одной врачебной должностью в течение года; Б – число посещений к врачу данной специальности на 1 час работы в поликлинике и на дому; С – число часов работы раздельно на приеме в поликлинике и по оказанию помощи на дому; Г – число рабочих дней в году

Число посещений на 1 час работы (Б) В поликлинике Специалисты Данные УЗ г. Томска 1998 г. На дому Данные В. А. Медик Данные хроно- В. А. Медик Учебник, УЗ Учебник, метра Москва, Г. Томска жа жа 2009 г. 1998 г. 2009 г. 2007 г. Офтальмолог 6. 03 5. 20 5. 00 1.

25 Оториноларинголог 6. 04 5. 20 5. 00 1. 25 Невролог 3. 98 3. 40 3. 00 1. 25 Уролог 3. 71 3. 30 1. 25 Инфекционист 3. 53 3. 50 4. 00 1. 25 Хирург 6. 15 6. 00 1. 25 Эндокринолог 3. 44 3. 00 1. 25 Терапевт 3. 91 3. 50 4. 00 2. 0 1. 5 ОВП 3. 91 3. 30 4. 00 2. 0 1.

5

Количество рабочих часов в неделю /в день ( С ) Специалисты Прием в п-ке На дому Прочие виды работ ИТОГО (ст. 350 ТК) Офтальмолог 30 / 6 4 / 0, 8 5 / 1 39 / 7, 8 Отоларингол.

30 / 6 4 / 0, 8 5 / 1 39 / 7, 8 Невролог 30 / 6 4 / 0, 8 5 / 1 39 / 7, 8 Инфекционист 20 / 4 4 / 0, 8 12/ 2, 4 36 / 7, 2 Хирург 30 / 6 4 / 0, 8 5 / 1 39 / 7, 8 Эндокринолог 30 / 6 4 / 0, 8 5 / 1 39 / 7, 8 Терапевт 20 / 4 10 / 2 9 / 1, 8 39 / 7, 8 ОВП 25 / 5 5 / 1 9 / 1, 8 39 / 7, 8

Источник: https://present5.com/analiz-i-ocenka-deyatelnosti-zdravooxraneniya-medicinskix-uchrezhdenij-i/

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

Анализ и оценка деятельности здравоохранения: Учебно-методическое


In this article was considered notions of the effect and efficiency in relation to the activity of the medical organization, allocated four group of long-term purposes and analyzed their individual characteristics and trends in the context of achieving them.

Keywords: economy of health care, effect, efficiency medical organization.

На современном этапе развития общества основным приоритетным направлением в российской системе здравоохранения является обеспечение эффективной деятельности медицинских организаций.

Необходимость достижения этой задачи определена как Федеральными законами («Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»), так и практически всеми нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения РФ.

Вместе с тем, как показывают результаты многочисленных исследований, данная задача далека от решения. Более того, несмотря на опыт западных стран, проблема обеспечения эффективной деятельности медицинских организаций сохраняет свою актуальность.

Более того, не смотря на проводимые сегодня реформы в российском здравоохранении, которые направлены на развитие конкурентных отношений между поставщиками медицинских услуг как по государственным программам медицинского страхования, так и по предпринимательской деятельности, большинство руководителей медицинских учреждений, по-прежнему, планируют свою деятельность без учета вопросов экономической эффективности. Неизбежным следствием этого являются необоснованные затраты, неэффективное использование существующих ресурсов, снижение качества обслуживания и, в целом, снижение конкурентоспособности учреждения.

Во многом существующая ситуация обусловлена отсутствием единой системы взглядов по вопросу сущности эффективности деятельности медицинской организации, целей и задач, решаемых в рамках ее анализа и оценки.

Разнонаправленность мнений по данному вопросу характерна практически для всех представителей научного сообщества, а также и с точки зрения законодательства, где до сих пор не описаны основные понятия, походы, не выработана единая система показателей.

Прежде всего, необходимо понять основные различия в понятиях «эффект» и «эффективность». Понятие «эффект» подразумевает следствие каких-либо причин. Например, затрачивая экономические ресурсы на лечение больного, врач получает эффект в виде выздоровления либо улучшения состояния пациента.

Выделяют прямой и косвенный экономический эффект. Прямой экономический эффект обусловлен улучшением методики или организации того или иного мероприятия, ведущим к его удешевлению. Например, внедрение новых форм организации труда медицинских работников и оказания медицинской помощи ведет к экономии коечного фонда.

Применение более дешевых и эффективных методов диагностики и лечения позволяет снизить стоимость лечения больного и стоимость одного койко-дня. Косвенный экономический эффект является следствием медицинского и социального эффекта, т. е.

это результат улучшения профилактики и лечения, что в конечном счете ведет к уменьшению затрат за счет экономии средств на борьбу с заболеваниями и к снижению экономического ущерба в связи с утратой трудоспособности и смертностью. Следует различать экономический фактический и ожидаемый эффект.

При планировании того или иного мероприятия мы имеем дело с ожидаемым эффектом. При ретроспективной оценке результатов рассчитывается фактический эффект [3].

Под понятием «эффективность» обычно подразумевается степень достижения конкретных результатов в соотношении с затратами. В широком смысле под эффективностью понимают комплексную характеристику потенциальных и реальных результатов функционирования системы, учитывающую степень соответствия этих результатов главным целям системы [1].

В данном понятии обращает на себя внимание целевой характер эффективности. Следовательно, эффективность любой деятельности можно оценить через достижение цели.

С учетом современных социально-экономических условий цель деятельности медицинского учреждения можно определить как обеспечение населения качественной медицинской помощью в условиях ограниченного бюджетного финансирования и жесткой необходимости нахождения внебюджетных источников денежных средств на рынке платной медицинской помощи.

С учетом данной цели специфика оценки эффективности деятельности проявляется в ее направленности на достижение медицинской и экономической результативности. При этом медицинская результативность определяет достижение желаемого эффекта для пациента в процессе лечения (получения медицинских услуг).

Экономическая эффективность определяется, как известно, соотношением затрат и полученного результата. Представляется целесообразным дифференцировать последний показатель на медико-экономическую эффективность, определяющую затраты на получение конкретного лечебного результата и собственно экономическую эффективность как результат деловой активности, выражаемой в величине полученной прибыли во внебюджетном секторе.

Таким образом, оценка эффективности деятельности сводится к оценке трех ее составляющих: медицинской эффективности, медико-экономической эффективности (стоимость достижения медицинского результата) и собственно экономической эффективности (результат коммерческой деятельности).

Медицинскую эффективность можно определить как синоним качества медицинской помощи. В международной практике под качеством медицинской помощи понимают совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии [2].

Фактически определение индикаторов качества сводится к разработке унифицированных стандартов качества, включающие в себя требования к материально- технической базе, медицинскому оснащению, технологиям лечения, и так далее.

Важность медико-экономической эффективности в современных социально-экономических условия обусловлена тем, что рационализация затрат является необходимым требованием к медицинскому менеджменту.

Каким объемом финансовых и человеческих ресурсов достигаются качественные медицинские показатели, становится для руководителей медицинских учреждений все более важным фактором при составлении и реализации текущих и перспективных планов.

При этом для менеджмента медицинских учреждений важна детализация затрат, а именно: оплата труда основного и вспомогательного персонала, расходы на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы, амортизационные начисления.

Коммерческая деятельность государственного учреждения не является самоцелью и исторически была разрешена в качестве временной меры для компенсации дефицита бюджетного финансирования.

Однако в современных условиях на доходы от предоставления платных медицинских услуг населению и организациям приходится все большая доля в совокупных финансовых поступлениях государственного медицинского учреждения.

Вместе с тем, как считает Егорова И. А. [1; 2] рассматривать деятельность медицинских учреждений с чисто коммерческих позиций не корректно с учетом их юридического статуса и сформулированной уставной цели.

Представляется целесообразным при анализе деловой активности учреждения акцентировать внимание на эффективность использования в целях получения коммерческих доходов от имеющихся ресурсов, то есть человеческих ресурсов и основных фондов.

Кроме того, ключевым показателем, при планировании деятельности является себестоимость оказываемой услуги.

С учетом этого коммерческую эффективность можно характеризовать тремя показателями: фондоотдачей, эффективностью использования людских ресурсов и средней себестоимостью одного посещения врача.

Для более детальной оценки коммерческой эффективности ряд авторов [5, 6] предлагают использовать такие показатели как: соотношение источников финансирования в общей структуре финансовых поступлений, рентабельность услуги, затраты на 1 кв. метр занимаемой площади, затраты на оплату труда и начисления в расчете на услугу. Для принятия управленческих решений значимой является оценка данных показателей в динамике.

Ключевой задачей совершенствования системы оценки эффективности деятельности медицинской организации является перевод стратегии ее развития в плоскость конкретных целей, задач, инициатив и показателей, при этом значительный акцент делается на интеллектуальные активы организации.

Можно выделить четыре ключевые перспективные цели:

  1. финансовая составляющая;
  2. клиентская составляющая;
  3. составляющая внутренних бизнес-процессов;
  4. составляющая обучения и роста.

Финансовая составляющая для большинства компаний обеспечивает взаимосвязь всех четырех составляющих. В качестве целей могут выступать рост доходности, увеличение производительности и сокращение издержек, управление рисками и использование активов и так далее. Примерами финансовых показателей могут служить операционная прибыль, рентабельность и так далее.

Клиентская составляющая измеряет результаты деятельности бизнес-единиц на целевых сегментах клиентов и на рынке. Клиентская составляющая должна включать специфические ценности, которые компания предлагает через свои продукты и услуги, и позволяющие обеспечить лояльность и удовлетворенность клиентов.

В группу ключевых показателей входят прибыльность клиента, лояльность клиента, объем и доля целевого сегмента рынка и так далее.

Включает в себя и оценку удовлетворенности пациента качеством медицинских услуг, что предоставляет возможность получить сведения, характеризующие качество медицинской помощи с точки зрения процесса предоставления услуг.

Составляющая внутренних бизнес-процессов фокусируется на тех бизнес-процессах которые позволяют увеличить ценность для клиентов и снизить затраты, что позволит улучшить финансовые результаты деятельности.

Перспектива внутренних бизнес-процессов позволяет, с одной стороны, улучшить существующие бизнес-процессы, а с другой стороны, — позволяет более эффективно разрабатывать новые процессы и показатели, которые в будущем повлияют на удовлетворенность клиентов и финансовые результаты деятельности.

Составляющая обучения и роста объединяет в себе цели, определенные в финансовой, клиентской и внутренней составляющих, и зависит от возможностей компании, связанных с обучением и развитием персонала.

Группа показателей, ориентированная на работников компании (сохранение кадрового состава, лояльность персонала, удовлетворенность работой, эффективность) позволяет оценить результативность инвестиций в обучение и развитие персонала, информационные системы, процессы, связывающие индивидуальные и корпоративные цели и задачи.

Таким образом, разработка единого методического похода к оценке эффективности деятельности медицинских учреждений позволит создать систему планирования и мониторинга результативности бюджетных и внебюджетных расходов на основе количественных и качественных индикаторов. Однако, основной проблемой, мешающей успешному развитию этого направления, является недостаточная теоретическая проработка вопросов определения сущности эффективности

Литература:

  1. Егорова И. А. Методика оценки эффективности деятельности поликлиник УДП РФ / И. А. Егорова, В. П. Коровкин, С. П. Миронов // Кремлевская медицина. М., 2014. — № 2. — С. 24.
  2. Егорова И. А. Проблемы оценки эффективности деятельности медицинской организации / И. А. Егорова, О. А. Патокина, К. А. Голубина // Кремлевская медицина. 2009. — № 1. — С. 78.
  3. Сагалов А. И. Специфика экономического анализа эффективности деятельности учреждений здравоохранения // Экономические науки. — № 2(87). — 2012. С. 104–109.
  4. Стратегия развития здравоохранения на 2015–2030г.г.-http: // www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf
  5. Доютова М. В. Организационно-методические подходы к совершенствованию оказания амбулаторно-поликлинической помощи // Медицинский альманах. 2012. № 1. С. 17–20.
  6. Редюков А. В. Экономическая эффективность здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2006. № 2. С. 12–18.

Основные термины(генерируются автоматически): медицинская помощь, экономическая эффективность, составляющая, медико-экономическая эффективность, медицинская эффективность, медицинская организация, косвенный экономический эффект, коммерческая эффективность, коммерческая деятельность, эффективная деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/113/29181/

Анализ и оценка деятельности медицинских организаций

Анализ и оценка деятельности здравоохранения: Учебно-методическое

ГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Методические рекомендации

по оформлению курсовых работ

для интернов, ординаторов

Екатеринбург 2013

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России)

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

УДК 614.2:378.147-322

Составители: , ,

Анализ и оценка деятельности медицинских организаций: Методические рекомендации по оформлению курсовых работ для интернов, ординаторов/ , , – Екатеринбург: 2013. – 17 С.

Утверждено на заседании кафедры, протокол от 01.01.2001 г.

Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по вопросам применения методов системного подхода и статистического анализа для оценки показателей деятельности поликлиники, дневного стационара, круглосуточного стационара больницы, женской консультации и родильного дома; представлены методики расчета и анализа основных показателей. Предназначены для интернов, ординаторов.

Специальность – «организация здравоохранения и общественное здоровье»

Ó Уральский государственный медицинский университет, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1.Введение4
2. Организация работы и анализ показателей деятельности поликлиники.4
3. Анализ показателей деятельности дневного стационара7
4. Организация работы стационара больницы. Анализ показателей деятельности стационара8
5. Организация работы женской консультации и родильного дома. Анализ деятельности женской консультации и родильного дома.12
6. Постановка и анализ проблем в деятельности медицинской организации.15
7. Литература17

1. Введение

Выполнение курсовой работы проводится с использованием заданий, сформированных на основе материалов годовых статистических отчетов городской (центральной районной) больницы:

1.Сведения о лечебно-профилактическом учреждении (форма № 30).

2.Сведения о деятельности стационара (форма № 14).

3.Сведения о деятельности дневных стационаров (форма № 14 ДС).

4.Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам (форма ).

5.Сведения о прерывании беременности (форма № 13).

6.Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения (форма №12).

2. Организация работы и анализ показателей

деятельности поликлиники

Знание статистических показателей, отражающих деятельность медицинских организаций и умение их анализировать необходимо для правильной оценки сложившейся ситуации и принятия управленческих решений по совершенствованию функционирования учреждений здравоохранения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Знать: основные положения системного подхода к анализу проблем деятельности медицинской организации на основе оценки статистических показателей;

Уметь: рассчитывать и оценивать основные показатели медицинской деятельности поликлиники.

1 Оценка кадрового обеспечения больницы

По материалам годового отчета могут быть рассчитаны и проанализированы показатели кадрового обеспечения (см. форму № 30 стр.4, раздел 1). Рассчитайте показатели по предлагаемым формулам, представьте расчеты (в цифрах).

1.Обеспеченность врачами (на 10000 населения)=

= число занятых должностей (строка, графа 4 ) х 10000

численность всего населения

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: сравните со среднеобластными показателями, а также по району за прошлый год (см. приложения в учебном задании). При этом следует иметь в виду, что для большинства муниципальных образований эта величина часто будет ниже, чем в среднем по области, так как в крупных городах обеспеченность врачами выше. Поэтому более информативно сопоставление в динамике с прошлым годом.

2.Укомплектованность врачами (%) =

число занятых должностей (строка 1,графа 4) х 100%

= число штатных должностей (строка 1,графа 3)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: сравнить со среднеобластным и по учреждению за прошлый год.

Следует принимать во внимание, что в современных экономических условиях главный врач ЛПУ имеет право сам формировать штатное расписание и укомплектовывать имеющиеся ставки (должности) с учетом реальных потребностей в пределах имеющегося фонда заработной платы. Нередко это сопровождается сокращением штатов, работой по совместительству, что допустимо, если не отражается на качестве оказания медицинской помощи.

В курсовой работе сформулируйте Вашу оценку кадрового обеспечения медицинской помощи по рассчитанным показателям.

Для более конкретного анализа кадровой ситуации медицинская организация предоставляет сведения о числе врачей и средних медработников, имеющих сертификаты, аттестационные категории, прошедших повышение квалификации за последние 5 лет, стажевые характеристики работников.

3. Анализ показателей деятельности поликлиники

Для анализа показателей деятельности поликлиники используйте отчетную форму №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» раздел ΙΙ.

1. Оценка объемов амбулаторно-поликлинической помощи

1.Среднее число посещений на 1 жителя =

= число врачебных посещений всего (стр.10, табл.1, графы 3+7)

численность всего населения

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: сравнить с прошлым годом, со среднеобластными показателями и с нормативом по Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению свердловской области (см приложение в Методических указаниях). Характеризует потребность, доступность амбулаторной помощи.

Для более подробной оценки объёмов амбулаторной помощи также могут быть учтены посещения к среднему медицинскому персоналу, ведущему самостоятельный приём, кроме того рассчитаны показатели удельного веса посещений на дому, профилактических посещений, посещений сельскими и городскими жителями, выполнение плана посещений в соответствии с муниципальным заказом по Программе государственных гарантий.

2. Оценка показателей нагрузки персонала

2. Нагрузка на 1 врача в поликлинике (функция врачебной должности, ФВД) =

= число посещений врачей всего (табл.1, гр.3+7)

число занятых врачебных должностей в поликлинике (р.1, строка 1, гр.6)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: сравнить с прошлым годом, со среднеобластными показателями. (Кроме того, на практике сравнивается с плановой ФВД по конкретным специальностям).

3. Оценка показателей диспансеризации населения

3.Охват профилактическими осмотрами (стр.13, табл.4, строка 7) =

= всего осмотрено (гр.4) х 100%

подлежало осмотрам (гр.3)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: должен приближаться к 100%. Сравнить с прошлым годом и со среднеобластным. Если охват профосмотрами менее 85%, то работа должна быть признана неудовлетворительной.

4. Охват диспансерным наблюдением (см. форму №12 «Отчет о числе заболеваний …») =

состоит под диспансерным наблюдением на конец отчетного года

(ф.№12, р.3, строка 1, гр.6) х 100%

зарегистрировано больных с данным заболеванием (р.3, строка1, гр.4)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: сравнить с прошлым годом, среднеобластным.

https://www.youtube.com/watch?v=X59Rrus4lsw

Показатели 3 и 4 отражают лишь организацию профосмотров и постановки на диспансерный учет, но не их результаты.

Оценка качества диспансерной работы проводится по другим критериям. Одним из них таких показателей является:

5.Доля диспансерных больных, получивших стационарное лечение (форма №30, стр.14, табл.5) =

= получили стационарное лечение из числа нуждавшихся

_____________(строка 12, гр.3+4+5) х 100%____________

нуждались в стационарном лечении (строка 11, гр.3+4+5)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: должен приближаться к 100%.

3. Анализ показателей деятельности дневного стационара:

Используйте отчетную форму №14 ДС «Сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактического учреждения».

1.Обеспеченность населения медицинской помощью дневного стационара (на 1000 населения) =

= число дней лечения выписанными больными дневного стационара

(стр. 3, раздел 2,строка 1, гр.10) х 1000

численность всего населения

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: сравнить с прошлым годом, с нормативом Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Свердловской области. Характеризует доступность медицинской помощи в дневном стационаре.

Предложенный в учебных целях набор показателей не является исчерпывающим для комплексной детальной оценки медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Ряд важных оценочных критериев, в частности, показатели качества и эффективности(результативности) медицинской помощи выходят за рамки информации, содержащейся в годовом отчете, и должны быть предусмотрены в специально разработанной модели оценки результатов деятельности поликлиники и учреждения в целом.

Полученные Вами результаты оформите в виде расчетов (в цифрах), а также в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИКЛИНИКИ

И ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ЦГБ города….. за ….год.

Показатель, единицаизмеренияОтчетный годПрошлый годСвердл. обл.Норматив

Далее представьте текстовый анализ полученных результатов. Сравнение с данными по области и с прошлым годом рекомендуется проводить в показателях наглядности (на сколько % показатель отчетного года выше или ниже того, с которым сравниваем). На основании полученных результатов сделайте выводы по оценке объёмов и качества медицинской деятельности поликлиники и дневного стационара.

4. Организация работы стационара больницы. Анализ показателей деятельности стационара

Используйте исходные данные, представленные в:

– отчетной форме № 30, стр.16, раздел ΙΙΙ «Деятельность стационара»;

– форме №14 «Отчет о деятельности стационара».

1. Оценка обеспеченности населения стационарной помощью:

1. Обеспеченность больничными койками (на 10000 населения) =

число среднегодовых коек (ф.30, стр.16, р.ΙΙΙ, табл.1, гр.4, строка1) х10000

численность всего населения

Обеспеченность стационарной помощью (на 1000 населения) =

= Число койко-дней, проведенных больными в стационаре за год

(ф.№14, стр.2, табл.1, строка 1, гр.5 + гр.9) х 1000

Численность всего населения

3. Частота (уровень) госпитализации (на 1000 жителей) =

= число лиц, выбывших из стационара (выписано+умерло)

(ф.30, стр.16, р. III, табл.1, гр.9+11,строка1) х 1000

численность всего населения

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ: сравнить с прошлым годом, со средними по области, с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Свердловской области (см. приложение к Методическим указаниям). Характеризуют потребность населения в госпитализации и доступность медицинской помощи в стационарных условиях.

2.Оценка показателей использования коечного фонда

(форма №30, стр.16, раздел ΙΙΙ, табл.1).

Эти показатели могут быть рассчитаны как в целом по стационару, так и по конкретным отделениям.

5. Среднее число дней занятости койки в году (функция больничной койки)=

= число проведенных больными койко-дней (графа 12)

число среднегодовых коек (графа 4)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: в соответствии с нормативами в среднем занятость койки должна быть 330 дней в году, при этом терапевтические и хирургические койки должны работать в городе не менее 330-340 дней, в сельской местности 310-320 дней в году, акушерские койки – норматив 300-310 дней для города и 280-290 дней для сельских ЛПУ. Сравните свои результаты с этими нормативами, а также со среднеобластными данными и по району за прошлый год. Объясните возможные причины более низких и более высоких значений этого показателя.

7. Средняя длительность пребывания в стационаре

= число проведенных больными койко-дней (графа 12)

½ (поступивших+ выписанных + умерших, гр. 5+9+11)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: сравните с областными и по району за прошлый год. Объясните возможные причины увеличения и сокращения средних сроков лечения, их экономическую значимость для стационара.

8. Оборот койки =

= ½ (поступивших+ выписанных + умерших, гр. 5+9+11)

число среднегодовых коек (графа 4)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: сравните с областными и по району за прошлый год. Объясните, как связан оборот койки с показателями 5 и 6, его экономическую значимость для стационара.

8.Простой койки (среднее число дней незанятости койки от момента выписки предыдущего больного до поступления следующего) =

число дней в году – среднее число дней занятости койки(см. пок-ль 5)

оборот койки (см. показатель 7)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ:

Простой койки может быть связан с затратами времени на ремонт, на санацию койки при смене больного и с другими причинами.

Ориентировочные нормативы предусматривают расчетное время на смену больного в среднем 1 день по всем профилям коек, за исключением инфекционных для взрослых (2 дня) и детей (3 дня), акушерских (2 дня), гинекологических (0,5 дня), туберкулезных (2 дня). Среднее время простоя койки в связи с ремонтом вариирует от 2 до 12 дней.

3. Оценка показателей качества и результативности

медицинской помощи в условиях стационара

9.Больничная летальность.

Для расчета этого показателя по стационару в целом или по отделениям можно использовать форму № 30, стр.16, р. III, табл.1. Если же требуется определить летальность по отдельным нозологиям, то эти сведения имеются в форме № 14, табл.1.

БЛ = число умерших в стационаре (строка 1, графа 11) х 100%

число выбывших (выписанных+умерших) (строка 1, графа 9+11)

10.Структура умерших в стационаре =

число умерших в стационаре по определенному заболеванию (напр, б-ни с-мы кровообращения) (ф.14, стр.2,табл.1, графа 6, строка 10.0) х 100%

общее число умерших в стационаре (ф.14, табл.1, графа 6, строка 1)

Для практической работы рекомендуется определить удельный вес трех ведущих причин больничной летальности. Можно провести сравнение с ведущими причинами больничной летальности по среднеобластным данным, однако необходимо учитывать и специфику деятельности медицинской организации.

11.Послеоперационная летальность (форма № 14, стр. 7, табл.3) =

= число умерших оперированных (строка 1, графа 5) х 100%

число оперированных больных (после табл.3 шифр 4100-1)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ: Сравните с данными по области и по району за прошлый год.

Полученные результаты оформите в виде расчетов и в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРА ЦГБ города.. за.. г

Представьте текстовый анализ и оценку полученных результатов. Сделайте выводы по оценке объёмов и качества медицинской деятельности стационара больницы.

5. Организация работы женской консультации и родильного дома. Анализ деятельности женской консультации и родильного дома.

Анализ проводится на основании материалов годовых отчетов, которые представлены в формах №32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам» и ф. № 13. «Сведения о прерывании беременности».

В работе предлагается рассчитать некоторые из показателей, по которым оценивается деятельность родовспомогательной службы. Результаты сопоставляются со средними по области, с данными прошлого года и с имеющимися нормативами.

1. Оценка деятельности женской консультации:

1.Своевременность постановки на учет при беременности (ф.№32,табл.1) =

= поступило под наблюдение со сроком бер-ти до 12 нед (гр.3) х 100%

всего поступило под наблюдение консультации (графа 2)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: должен приближаться к 100%. Характеризует уровень медицинской культуры женщин, качество и эффективность санитарно-просветительной работы женской консультации.

2.Полнота обследования беременных терапевтом до 12 нед. беременности =

= из числа закончивших беременность осмотрены терапевтом до12 нед. бер-ти (под табл.1 шифр 2120_2) х 100%

число закончивших беременность (табл.1, гр.5+7)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: норматив 100%

3.Удельный вес беременных, страдающих экстрагенитальной патологией =

число беременных с экстрагенитальной патологией

(стр.2, шифр 2130, гр.4, строка 1) х 100%

число закончивших беременность родами (табл.1, гр.5)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ: характеризует работу по профилактике осложнений беременности и родов.

4. Соотношение родов и абортов =

= Число родов (табл.1., гр.5)

число абортов (табл.1, гр.7)

5. Частота абортов (ф.№13):

на 1000 женщин фертильного возраста =

= всего абортов (табл.1, гр.4) х 1000

число женщин фертильного возраста

6. Охват женщин гормональной контрацепцией =

= число женщин, использующих гормональную контрацепцию

(ф.30, стр.12, табл. 3, шифр 2610, строка 3 х 1000)

число женшин фертильного возраста

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ: характеризуют работу по профилактике абортов, следует оценивать в динамике и в сравнении с областными показателями.

2. Показатели медицинской деятельности родильного дома

Для анализа используется отчётная форма № 32.

7.Частота осложнений родов =

число осложненных родов

= (ф..№32, стр.3, разд.2, табл 2211 строка 21, гр.4) х 1000

общее число родов в стационаре (р.2, п.2210_1+3)

9. Частота недоношенности =

число родившихся недоношенными (живыми и мертвыми)

(стр.3, р.3, табл.2245, гр.12. строки 1+4) х 1000

общее число родившихся живыми и мертвыми (гр.3, строки 1+4)

9. Заболеваемость новорожденных =

= родилось больными и заболело (стр.5, табл.2260, строка1, гр.4)х1000

число родившихся живыми (табл.3, строка 1,гр. 3)

10. Ранняя неонатальная смертность в акушерском стационаре =

число умерших в возрасте 0-6 суток (стр.5, табл.2260, строка 1,гр. 8) х 1000

число родившихся живыми (табл.3, гр.3, строка 1)

11. Перинатальная смертность в акушерском стационаре =

= родилось мертвыми + умерло в возрасте 0-6 суток

(стр.5, табл.2260, гр.8+9)х1000

родилось живыми +мертвыми (табл.3, гр.3, строка 1+4)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ: сравните со среднеобластными и по району за прошлый год. Результаты оформите в виде расчетов и в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

И РОДИЛЬНОГО ДОМА города……за ………………г.

Показатели,ед-ца измер.Отчетный годПрошлый годСвердл. обл.Норматив

Представьте в тексте анализ полученных результатов. Сделайте выводы по оценке объёмов и качества медицинской деятельности женской консультации и родильного дома.

6. Постановка и анализ проблем в деятельности

медицинских организаций

Основа постановки проблем здоровья населения и деятельности медицинских организаций заключается в том, чтобы определить имеются ли расхождения между фактическими и желаемыми показателями, либо в тенденциях их изменения.

Сначала следует сформулировать основную базовую проблему (неблагоприятный уровень здоровья населения, либо неудовлетворительный уровень оказания медицинской помощи), а затем детализировать (декомпозировать) ее до более частных проблем (проблемы первого, второго и др. уровней декомпозиции).

Таким образом строится “дерево» проблем в виде пирамиды (верхушка пирамиды – базовая проблема). Например, декомпозиция 1-го уровня может выражаться в постановке проблем высокой смертности, заболеваемости, неудовлетворительным уровнем оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях и др. Проблемы второго уровня будут ориентированы на более специфичные показатели.

Изучение проблемы требует анализа факторов (управляемых и неуправляемых), влияющих на ее решение.

На основе такого исследования формулируются цели по решению выявленных проблем и может быть построено «дерево» целей: например, улучшение показателей здоровья населения в целом (генеральная, базовая цель), в том числе снижение уровня смертности, заболеваемости и т. д. (подцели). Таким образом, дерево целей «накладывается» на дерево проблем.

Далее разрабатываются более конкретные задачи и мероприятия, которые должны быть реализованы для достижения поставленной цели по решению существующей проблемы

Изобразите “дерево» проблем (либо «дерево» целей) на основе выводов по анализу состояния здоровья населения в изучаемом городе.

Принципы построения «дерева» проблем (целей):

а) чисто целевой – когда элементы дерева разбиваются на элементы той же природы, только более дробные, например, «цель – подцель первого уровня – подцель второго уровня и т. д.» или «мероприятия первого уровня – мероприятия второго уровня и т.

д.». Иначе говоря, на всех уровнях такого «дерева» представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации. Объектами детализации (декомпозиции) в этом случае могут быть и цели, и проблемы, и мероприятия, и др.

б) принцип последовательной декомпозиции по схеме: «цели – мероприятия по достижению целей – пути реализации мероприятий – требуемые ресурсы».

При построении дерева целей по данному принципу в него на каждом уровне включаются элементы, последовательно детализирующие и конкретизирующие направление и содержание работ по достижению целей, представленных на высших уровнях (рис.2).

Рис.2. Дерево проблем (целей), задач и функций

0 – название генеральной проблемы (цели)

1,2,3…n – название частных проблем (целей)

1.1.,1.2, n1… – название подцелей, задач или мероприятий

Основные условия построения дерева целей:

1) соподчиненность элементов – т. е. элементы нижнего уровня подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них и обеспечивают их реализацию;

2) сопоставимость – т. е. на каждом уровне дерева целей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости и полученные в результате детализации по одному принципу;

3) полнота – т. е. дерево целей на каждом уровне включает без пропуска все необходимые элементы

Для того, чтобы иметь возможность оценивать степень продвижения в решении проблемы, следует определить критерии достижения цели – то есть основные показатели, характеристики, индикаторы, по которым можно судить о количестве, качестве и эффективности получаемых результатах.

На основе выявленных проблем и анализа влияющих факторов и причин, опираясь на имеющиеся теоретические знания, сформулируйте основные меры социального и организационно-медицинского характера, которые должны способствовать постепенному решению частных проблем и направить динамику развития ситуации в сторону улучшения показателей здоровья населения и совершенствования медицинской деятельности больницы.

7. Литература:

Основная:

1. Общественное здоровье и здравоохранение / , / Учебник для системы послевузовского профессионального образования врачей. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011. – 592 с.

Дополнительная:

2. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Под. ред. . М., 2010 г.

3. Статистика учреждений здравоохранения /, , / Учебное пособие – Ростов–на-Дону: Феникс, 20с.

Источник: https://pandia.ru/text/79/263/40838.php

Методология оценка эффективности работы деятельности организаций здравоохранения

Анализ и оценка деятельности здравоохранения: Учебно-методическое

Библиографическая ссылка на статью:
Сергеева Н.М. Методология оценка эффективности работы деятельности организаций здравоохранения // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6819 (дата обращения: 07.02.2019).

На сегодняшний день в научной и учебной литературе существуют множество подходов к оценке эффективности деятельности организации здравоохранения, разработаны классификации показателей исходя из критериев экономической, социальной и медицинской эффективности, предложены интегральные показатели.

Это вызывает сложности при подготовке специалистов в области экономики и менеджмента на предприятиях системы здравоохранения. При использовании ряда подходов рассматривается лишь отдельные направления и фрагментарные участки деятельности без комплексного взгляда с позиции системного менеджмента.

Например, так у нас производится определение эффективности использования финансовых средств, медицинской техники, коечного фонда и т.д., что не совсем корректно может отражать реальное положение дел.

С другой стороны, подходы, в которых предлагаются слишком нагроможденные системы, состоящие из большого количества показателей, не способствуют развитию у обучающихся предметного понимания сути проблемы, а, значит, и не формируется четкий алгоритм их решения.

Основой для формирования системы показателей в сфере оценки эффективности медицинской организации должно стать определение приоритетов, по которым будет осуществляться данная оценка.

В качестве основных приоритетов в оценке деятельности медицинской организации является степень достижения медицинской, социальной и экономической эффективности. Следовательно, и показатели должны быть разработаны с учетом данных критериев. С учетом этого, Сергеевой Н.М., Репринцевой Е.В. и Зюкиным Д.А.

предлагается [4, 5] использовать для формирования комплексного взгляда при подготовке экономистов и менеджеров следующую систему аналитических показателей медицинской, социальной и экономической эффективности, представленную на рисунке 1.

С ее помощью можно со всех сторон проанализировать деятельность государственного лечебно-профилактического учреждения, что позволяет формировать у студентов комплексный подход к анализу и управлению такой организацией.

 Рисунок 1 –  Система аналитических показателей медицинской, социальной и экономической эффективности

Для оценки экономической  эффективности целесообразно использовать такие виды анализа, как анализ минимизации затрат, анализ «затраты – выгода», анализ «затраты – эффективность» и анализ «затраты – полезность».

Анализ минимизации затрат, по мнению В.Т. Вишнякова и Л.М. Манукяна [1], более применим и полезен для оценки эффективности различных лекарственных форм одного и того же препарата.

В качестве примера для обучающихся можно предложить следующую ситуацию: в эндоскопии существуют два метода лечения язвы (эндоскопический и лекарственный). Оба могут привести к одинаковому результату, т. е. выздоровлению, однако затраты на лечение будут разными.

Курс лечения язвы сроком 7-15 дней эндоскопическим методом стоит от 4 900 до 10 500 руб. в зависимости от длительности лечения.

При применении лекарственного метода сроком лечения около 30 дней возможен иной подход к выбору средств, в результате чего затраты уменьшаются, если же больной находится не в стационаре, а на амбулаторном лечении, что в данном случае допускается, то затраты уменьшаются еще больше – до 1 150 рублей.

Анализ «затраты – выгода», как считают А.И. Вялков, Б.А. Райзберг, Ю.В. Шиленко [2], особенно целесообразно применять на макроуровне.

Перевести в денежный эквивалент такие эффекты, как сокращение числа дней нетрудоспособности, обретенные годы жизни, отсутствие осложнений, довольно трудно (потребуется собрать огромный объем информации), однако возможно с помощью анализа «затраты – выгода», т. е. сравнения прибыльности или убыточности разных программ.

В результате оцениваются ресурсы, используемые каждой программой, по сравнению с ресурсами, которые программа может сберечь или создать. Общая цель такого анализа – найти экономически оправданную альтернативу.

Анализ «затраты – эффективность» можно выразить через затраты на единицу эффекта [3]. Этот подход особенно полезен в качестве примера студентам при принятия решений в условиях ограниченного бюджета медицинской организации.

Анализ «затраты – эффективность» можно выполнить для любых альтернатив, имеющих качественно общие результаты, например таких, как улучшение состояния пациента (потребителя), выигранные годы жизни.

При проведении анализа определяются затраты на единицу эффекта, анализ выполняется для любых альтернатив, альтернативы должны иметь качественно общие результаты (улучшение состояния пациента или потребителя медицинских услуг, выигранные годы жизни).

Анализ «затраты – эффективность» позволяет учесть и соотнести как расходы на лечебные мероприятия, так и эффективность этих лечебных мероприятий. При проведении анализа такого типа для каждой рассматриваемой схемы лечения рассчитывается соотношение затраты/эффективность по формуле:

Затраты/Эффективность = (DC + IC) / Ef,            (1)

где соотношение затраты/эффективность показывает затраты, приходящиеся на единицу эффективности, например, на одного вылеченного больного, в процентах, приравненных к единице (1 % = 1);

DC – прямые затраты, руб.;

IC – непрямые (косвенные) затраты, руб.;

Ef – эффективность лечения (количество вылеченных больных, %, как количество единиц эффективности).

С экономической точки зрения логично применять ту схему лечения, при которой имеются меньшие затраты на единицу эффективности.

Чтобы определить преимущества того или иного метода лечения и расходы при его использовании, необходимо провести расчет приращения эффективности затрат, т. е. сравнить показатели «затраты – эффективность» этих методов лечения.

Итогом анализа будет стоимость дополнительной единицы конечного результата лечения.

При анализе приращенной эффективности затрат разница между издержками двух рассматриваемых способов лечения делится на разницу в их эффективности:

CEA = (DC1 + IC1) – (DC2 + IC2) / (Ef1 – Ef2),                            (2)

где СЕА – показатель приращения эффективности затрат (показывает, сколько стоит достижение одной дополнительной единицы эффективности), руб.;

DC1 – прямые затраты при использовании 1-го метода, руб.;

IC1 – косвенные затраты при использовании 1-го метода, руб.;

DC2 -прямые затраты при использовании 2-го метода, руб.;

IC2 – косвенные затраты при использовании 2-го метода, руб.;

Ef1 и Ef2 – соответственно эффективность лечения при использовании 1-го и 2-го методов, ед.

При анализе «затраты – полезность», являющемся весьма перспективным, применяется показатель QALY, означающий качественно прожитый год жизни. QALY требует рассмотрения качества жизни, зависящего от различных уровней состояния здоровья, т. е. QALY – ценность определенного уровня здоровья [6].

В этом методе анализа важным является выбор заранее установленных показателей ценности, которые количественно отражают обусловленное состоянием здоровья качество жизни. В денежном выражении эти результаты рассчитываются как затраты на день здоровой жизни (или, как в нашем примере, – год здоровой жизни) с учетом качества, обусловленного состоянием здоровья (QALY).

Для сравнения альтернативных методов лечения можно применять следующую формулу полезности:

CUA = (DC1 + IC1) – (DC2 + IC2) / (Ut1 – Ut2),                      (3)

где CUA («Cost – utility» analysis) – показатель приращения затрат на единицу полезности , т. е. стоимость единицы полезности одного года качественной жизни;

DC (Direct costs) – прямые затраты (или издержки, расходы);

IC (Indirect costs) – непрямые затраты;

Ut (Utility) – полезность.

QALY (Quality-adjusted life – years) – показатель качества жизни, обусловленного состоянием здоровья, ценность определенного уровня здоровья.

Важным аспектом, на который обязательно следует обращать в педагогическом процессе, является условия применимости того или иного подхода. Все предложенные подходы можно применять как отдельно, так и в сочетании, в зависимости от цели анализа и сложности проблемы.

Эффективность деятельности рассматривается, как правило, с учетом себестоимости, выраженной как совокупные затраты не на одну, а на все платные услуги, и прибыли, полученной в результате всей платной деятельности.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой и стоимостью купленного сырья, материалов, других издержек. Условно-чистая прибыль рассчитывается как разность между валовой прибылью и накладными расходами и суммой износа оборудования.

Выручка от продажи медицинских услуг рассчитывается путем умножения цены одной услуги на их количество. Поскольку услуги разные и по ценам, и по количеству, то в формуле используется знак суммы (+):

Q = (+)x(Р xN),                                                            (4)

где Q – выручка, т. е. объем в рублях платных медицинских услуг, оборот учреждения;

Р – цена одной услуги;

N – количество услуг данного вида.

Рентабельность(Рт), или прибыльность, доходность:

Рт = ЧП x 100 / БСосб,                                     (5)

где Рт – рентабельность (не должна быть ниже 8 – 10%),

БСосб – балансовая стоимость основных и оборотных средств

Рт – выражение прибыли в относительных величинах, как правило, рассчитывается, как ожидаемая прибыль при расчете цены на медицинские услуги.

Показателем роста эффективности деятельности также может служить тенденция к снижению затрат за единицу услуги, т. е. показатель средних издержек (Си):

Си = Ви / Ку,                                                                          (6)

где Си  – средние издержки

Ви – валовые издержки или сумма всех затрат, которые осуществила поликлиника при организации и реализации медицинской помощи на платной основе;

Ку – все медицинские услуги за отчетный период.

Если «Си» имеют тенденцию к снижению от одного периода к другому, это свидетельствует о повышении эффективности коммерческой деятельности медицинской организации.

Для характеристики финансирования применяют показатель удельного веса источника финансирования (в %) [7]:

Пт = сумма определенного источника финансирования (бюджет, ОМС, др.) x 100/сумма всех источников финансирования   (7)

Показатель средней стоимости одного посещениярассчитывается по формуле:

Средняя стоимость одного посещения = сумма расходов поликлиники / число посещений                           (8)

Сократить себестоимость оказываемых услуг можно за счет повышения эффективности использования трудовых и материальных ресурсов. Эффективность использования трудовых затратпоказывает превышение темпов роста производительности труда (Пт) темпа роста средней заработной платы сотрудников. При этом производительность труда

Пт = V / Чсс                                                                          (9)

Где V – стоимость, оказанных медицинских услуг;

Чсс – среднегодовая численность сотрудников учреждения

Эффективность использования материальных ресурсов(медикаментов, мягких материалов и др.) выражает материалоемкость (Ме), или эффективность использования материальных ресурсов (медикаментов, перевязочных средств и пр.):

Ме = М / V,                                                                  (10)

где М – материальные затраты.

Эффективность использования основных фондов характеризуется повышением фондоотдачи, определяемой как:

ФО = ОФ / V                                                      (11)

где: ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов.

Для оценки медицинской эффективности целесообразно проанализировать показатели доступности и качества медицинской помощи (объем оказанных медицинских услуг, число поликлинических посещений, численность пролеченных пациентов в стационаре, уровень диспансеризации), ее итоговых результатов (уровень летальности, инвалидности) и эффективности использования коечного фонда (оборот койки, средняя занятость койки). Социальная эффективность включает долю охваченного услугами населения уровень удовлетворенности как персонала условиями работы, так и пациентов качеством и доступностью оказываемых услуг.

На основании всего вышеописанного следует сделать вывод, что в педагогическом процессе целесообразно использовать показатели, которые будет в полной мере отражать медицинскую деятельность организации с трех основных позиций: структурной (рациональность использования ресурсов); процессуальной (соблюдение медицинских технологий); результативной (степень достижения и направленность медицинских результатов).

Библиографический список

  1. Вишняков В.Т. О методологии анализа использования дорогостоящего медицинского оборудования / В.Т. Вишняков, Л.М. Манукян // Экономика здравоохранения. 2014. – №4 (37). – С. 14-15.
  2. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов / А.И. Вялков, Б.А. Райзберг, Ю.В. Шиленко – М.: ГЭОТАР МЕД, 2015. – 328 с.
  3. Габуева Л.А. Разработка финансовой модели деятельности лечебно-профилактического учреждения при переходе к одноканальному финансированию / Л.А. Габуева, Н.Д. Захарченко, В.Н. Мартынов // Экономика здравоохранения. – 2015. – №10. – С. 5-15.

автора «Зюкин Данил Алексеевич»

Источник: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6819

Medic-studio
Добавить комментарий