АПРАКТИЧЕСКИЕ И АГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

Содержание
  1. Агнозия – причины, признаки, виды и профилактика заболевания
  2. Как проявляется заболевание
  3. Причины агнозии
  4. Нарушения работы кровеносной системы в головном мозгу
  5. Хроническая ишемия мозга
  6. Опухоли головного мозга
  7. Черепно-мозговая травма
  8. Энцефалит
  9. Дегенеративные болезни ЦНС
  10. Патогенез
  11. Виды агнозии
  12. Предметная агнозия
  13. Пространственная агнозия
  14. Буквенная агнозия
  15. Сенсорная агнозия
  16. Пальцевая агнозия
  17. Цветовая агнозия
  18. Симультанная агнозия
  19. Лицевая агнозия
  20. Классификация
  21. Зрительные агнозии
  22. Слуховые агнозии
  23. Обонятельная агнозия
  24. Тактильные агнозии
  25. Псевдоамнезия
  26. Синдром конского хвоста
  27. Симптомы агнозии
  28. Диагностика
  29. Лечение
  30. Прогноз и профилактика
  31. Предварительные замечания. VI. Психоаналитическое учение о болезнях
  32. Агнозия: что это такое? Симптомы, лечение и виды агнозий
  33. Функциональная основа
  34. Первопричины агнозий
  35. Варианты агнозий
  36. Патология гностических функций
  37. Выявление агнозий
  38. Лечебные мероприятия

Агнозия – причины, признаки, виды и профилактика заболевания

АПРАКТИЧЕСКИЕ И АГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Среди многочисленных опасных состояний организма можно назвать патологическое состояние головного мозга. Они сопровождающееся нарушением ключевых процессов, необходимых для восприятия действительности. Это и есть агнозия.

Как проявляется заболевание

При возникновении болезни нарушаются основные чувства, человек не может нормально слышать, видеть, опознавать предметы на ощупь. При поражении вторичных отделов коры полушарий, наблюдается частичное или полное неразличение предметов, неузнавание лиц, неумение пользоваться простыми вещами.

Указанные нарушения не сопровождаются расстройством воспринимающего и опорно-двигательного аппарата, но может быть следствием повреждений, полученных в результате других заболеваний. Патология встречается редко, но ее возникновение требует тщательного внимания со стороны больного.

Интересно!

Агнозию можно встретить в кино. В 2011 году был снят фильм «Лица в толпе» с Милой Йовович в главной роли. В сюжете рассказывается о судьбе женщины, выжившей после нападения серийного убийцы.

Полученная черепно-мозговая травма привела к неспособности узнавать лица. Это классический признак агнозии, полученной в результате травмы. Похожее явление наблюдалось и у Хьюго Тору, героя японской дорамы «Богатый мужчина, бедная женщина».

На греческом языке Гнозис означает «познание» — это высшая психическая функция (ВПФ), нарушением которой и является агнозия. Ее развитие часто связано с процессами органическими в мозгу и дегенеративными центральной нервной системы.

Преимущественно наблюдается у людей старшего возраста, поскольку у детей до семи лет высшая нервная деятельность находится в стадии активного развития.

Причины агнозии

Агностические отклонения развиваются на фоне различных патологических изменений в мозговой коре в процессе онтогенеза, существования организма от состояния зародыша до смерти. В медицине выделяют разные причины появления заболевания, в зависимости от природы агнозии ставится диагноз и назначается лечение.

Нарушения работы кровеносной системы в головном мозгу

Гибель нейронов, содержащих собранную органами чувств информацию, приводит к ее потере и сокращению познавательной функции. От такого заболевания страдают люди, пережившие ишемический либо геморрагический инсульт — спонтанное кровоизлияние в результате разрушения сосудов.

Такая форма болезни появляется внезапно, в зависимости от места излияния повреждается затылочный, височный или лобный отдел. Своевременная локализация места позволит увеличить вероятность будущего излечения.

Геморрагический инсульт, приведший к ускоренному течению агнозии, является следствием произвольного разрушения кровеносных сосудов из-за повышенного артериального давления. Симптомы нарастают быстро, при их обнаружении необходимо точно установить место и причину развития патологии, провести лечение с возможным оперативным вмешательством.

Хроническая ишемия мозга

Прогрессирующая деградация мозговой кровеносной системы приводит к появлению различных видов деменции, включающих серьезные расстройства. Вторичным последствием заболевания может стать почти полное прекращение высшей мыслительной деятельности, при которой больной живет словно растение, неспособный удовлетворить самостоятельно минимальные потребности.

Описание симптомов:

  • Расстройство разных видов памяти — пациент становится забывчивым, не может запоминать простейшие вещи. Чтобы важная информация всегда была под рукой, больной вынужден создавать подсказки, похожие на школьные шпаргалки.
  • Снижение выносливости. Человек всегда выглядит уставшим, он теряет интерес к окружающему миру и становится апатичным, избегая лишних движений.
  • Боли и шум в голове, данное проявление усиливается со временем.
  • Нарушение ориентации в окружающем пространстве.
  • Нарушение сна.
  • Плаксивость и вспыльчивость, сменяющие друг друга.
  • Утрата способности к ходьбе.
  • Расстройство гностических функций.
  • Невозможность сосредоточить внимание на одном объекте или выражать свои эмоции.

И также на фоне утраты нормального восприятия действительности появляются периодические головокружения и нарушение функции глотания.

Опухоли головного мозга

При развитии онкологических заболеваний возможна потеря различных познавательных функций. Опухоли нарушают нормальную работу органа, в зависимости от места ее локализации могут наступать различные последствия. Новообразования уничтожают нейроны, при их быстром разрастании за короткий срок возможно стремительное прогрессирование агнозии.

Нарушение процессов узнавания и осязания при онкогенезе, развитии раковых патологий, сопровождаются:

  • Левосторонними или правосторонними (в зависимости от локализации) головными болями, появляющимися чаще всего утром или вечером. Ощущения могут усилиться от вращения головой, напряжения мышц пресса. Обезболивающие средства не действуют, но приняв вертикальное положение, можно избавиться от боли.
  • Замедлением активности мозга. Слухоречевая функция нарушается, если опухоль поразила нижнетеменную часть мозга, наблюдается апрактоагнозия — утрата возможности выполнять привычные, давно заученные действия.
  • Непроизвольными сокращениями мышц в ногах или руках с притуплением осязательной функции. Следующим этапом развития онкологического заболевания является периодическая потеря сознания.
  • Галлюцинациями, нарушением координация, необоснованным ощущением температуры — больному кажется, что в помещении холодно или жарко.

Дальнейшее повреждение мозга опухолью приводит к раздражительности, гормональным сбоям и агностическим расстройствам — больной страдает от невозможности написать что-либо или вспомнить назначение предметов.

Черепно-мозговая травма

В патопсихологии выделяют несколько нарушений, являющихся прямым последствием физического повреждения головного мозга или корковых долей. Разрушение нейронов наблюдается непосредственно в момент получения травмы либо как следствие посттравматических процессов.

Вероятность восстановления нормального состояния зависит от тяжести полученной травмы и наличия/отсутствия вторичных патологий. Если повреждения имеют необратимый характер, симптоматика не усугубляется. Больной, в зависимости от локализации травмы, может утратить определенные познавательные способности.

Энцефалит

Опасное заболевание, характеризующееся острым воспалением тканей головного мозга. Может стать последствием укуса клещей или других насекомых, острого гриппа, осложнений после вакцинации. Есть несколько признаков, которые вместе с гностическими расстройствами свидетельствуют о развитии энцефалита:

  • повышение температуры, резкое либо постепенное;
  • характерная лихорадка, начинающаяся при t выше 39 градусов;
  • сильная головная боль, сопровождающаяся нарушением речи — человеку сложно осознать семантическое построение предложений и оформить свои пожелания и мысли в слова;
  • тошнота и рвота, после которой нет облегчения;
  • судороги и развитие эпилепсии;
  • расстройства сознания в виде сонливости, вялости; если одностороннее воспаление распространяется на второе полушарие, больной может впасть в кому;
  • парезы конечностей — нарушение походки, свисание стоп во время подъема ноги, человек не может встать из сидячего положения или удерживает голову постоянно наклоненной вперед.

При обнаружении таких признаков, сопровождающихся нарушением вербальной или вкусовой функции, следует обратиться к невропатологу.

Дегенеративные болезни ЦНС

Болезнь Пика, Хорея Хантингтона и Альцгеймера — эти недуги приводят к серьезным поражениям функций головного мозга.

Каждое из них можно узнать по своим характерным признакам:

  • Болезнь Пика. Прогрессирующее поражение мозга, приводящее к полному прекращению высшей мыслительной деятельности.
  • Болезнь Альцгеймера. Первым симптомом является тремор или тик левой или правой руки, сопровождающийся постепенным разладом кратковременной памяти и дисфункцией опорно-двигательного аппарата.

Для этих и других заболеваний агнозия является второстепенным проявлением, имеющим место вследствие необратимого разрушения нервных клеток и тканей головного мозга. Ориентация в пространстве и распознавание предметов сохраняется, но иногда наблюдается утрата амодального смысла — мир постепенно перестает быть узнаваемым для человека.

Патогенез

Согласно методическому анализа агнозии Визеля, кора головного мозга включает три группы ассоциативных полей. В здоровом организме они служат в роли анализатора, дешифрующего получаемую информацию, и обеспечивают возможность высшей мыслительной деятельности.

Первичные поля взаимодействуют с периферическими рецепторами, получают данные в виде импульсов. Вторичные обеспечивают возможность анализа, обобщения и дифференциации собранных сведений, которые в дальнейшем подаются на третичные поля, выполняющие функцию высшего синтеза и устанавливающие задачи поведения, мотива и намерения.

Следствием дисфункции вторичных полей является нарушение приведенной цепи передачи и определения сигналов, что выражается в утрате организмом способности распознавать различные внешние раздражители и мыслить образно. Вместе с тем способность слышать и видеть сохраняется. Именно такие процессы наблюдаются при развитии агнозии у больного.

Виды агнозии

Подробный список всех разновидностей зависит от критериев, по которым они анализировались. Периодически специалисты в области психологии и неврологических заболеваний, такие как В.П. Жохов, Ю.С. Мартынов, Т.А. Куляб и другие авторы проводят исследования, предлагая собственные методики, позволяющие различать болезни по разным признакам.

Предметная агнозия

Результат поражения нижней части затылочной области. Преимущественно патология односторонняя, но в грубых случаях в течение года или двух возможно двустороннее поражение.

Характеризуется тем, что больной прекрасно видит как настоящие предметы, так и картинки, но не может определить их назначение при зрительном контакте.

При тактильном способе распознавания появляется осознание предмета. Он выбирает изделие по описанию.

При поражении левой части наблюдаются ошибки при перечислении деталей, для правого характерно отсутствие процесса определения.

Пространственная агнозия

Результат повреждения верхней области затылка. Сопровождается потерей ориентации пространственных признаков, воспринимаемых органами зрения. Человеку сложно дать ответ, где верх и низ.

Повреждение левого полушария влечет невозможность рисования и передачи признаков того или иного предмета, появляются сложности при написании слов и чтения.

В худших случаях утрачивается функция праксиса — способности выполнения контролируемых сознанием движений.

Мария Храковская выделяет данный вид агнозии как апраксию, поскольку болезни характерно сочетание расстройств двигательного характера со зрительными и пространственными нарушениями. И также заболевание может привести к затруднениям при считывании какой-либо визуальной информации.

Разновидность пространственной агнозии — синдром неглекта, при котором нарушается связь между полушариями. Поведение больного указывает на то, что он не осознает наличия левой или правой половины видимого пространства, иногда — тела. Похожее заболевание — аутотопагнозия гемикорпа, при ее развитии человек игнорирует половину тела, но ее функции частично сохранены.

Буквенная агнозия

Если повреждено левое полушарие мозга в месте височной и верхнетеменной или среднетеменной областей, больной не может узнать буквы, цифры и другие символы.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Это не означает, что человек не сможет копировать увиденные буквы, но назвать слова или цифровые наименования, выполнять перевод текстов, разгадывать кроссворды, сказать который час, производить другие подобные манипуляции он не сможет.

Сенсорная агнозия

Отклонение наблюдается в случае патологий, поражающих височную долю.

Тогда больной может видеть, распознавать предметы и символы, но не способен понимать смысл произнесенных слов, фонетическую структуру и вести конструктивный диалог.

На первых этапах это может вызывать раздражение у больного, поскольку ему может показаться, что собеседники над ним подшучивают. При проявлениях эмоциональности возможны серьезные конфликты с близкими.

Пальцевая агнозия

А также известна как Синдром Герстманна. Признак патологии угловой извилины, при которой человек не может узнать показ пальцев – своих или у других людей. При ее развитии появляется неспособность указать палец, определить его название. Тактильные ощущения сохраняются.

Цветовая агнозия

Выявление причины данной патологии затруднено, но известное ее появление возможно при проблемах в затылочной области головного мозга. У человека сохраняется цветоощущение, недуг проявляется в невозможности выполнить соотношение окраски с предметом.

Если больной будет смотреть на траву, он сможет определить название растительности и ее примерные характеристики, но не ее зеленый цвет и текстуру. При глубоком поражении коры диапазон цветового опознания исчезает, появляется амнезия на названия цветов.

Симультанная агнозия

Пациенту сложно воспринимать несколько предметов сразу. Глаза часто задерживаются на одном месте, остаются неподвижными. Из-за отсутствия бокового зрения больному сложно перейти через дорогу. Со временем поражение затылочной доли расширяется, и пострадавшие от заболевания люди чаще всего становятся недееспособными.

Лицевая агнозия

При развитии проагнозии человек не способен узнать собственное лицо, отраженное в зеркале, также не узнает ближайших родственников и не запоминает чей-либо образ. В легких случаях больной может кратко описать некоторые части лица, и по ним вспомнить целостную картину. При дальнейшем развитии появляются нарушения восприятия эмоций, что в свою очередь переходит в другие виды агнозии.

Классификация

Существующие виды агнозии можно разделить на нозологические группы по сходству характера проявления

Зрительные агнозии

Повреждение корковых частей в задних отделах головного мозга приводит к отклонениям в восприятии видимых глазом предметов и объектов.

К ним относятся такие группы:

  • Предметная. Смысл видимых изображений теряется, хотя мозговая деятельность остается активной. А.Р. Лурия и Е.Д, Хомская указывает, что для больного попытки определить видимый объект становятся сложным процессом расшифровки воспринимаемых образов.
  • Оптико-пространственная. Человек не способен воспринимать объемные признаки окружающей среды, теряет ориентацию в пространстве, не может выполнять простые движения. Сопровождается невозможностью чтения, распознавания букв.
  • Цветовая. Больной может различать оттенки, но не умеет привязать их к определенным предметам.

Эти и другие патологии чаще всего бывают у взрослых людей.

Слуховые агнозии

На основе слуховой системы формируется речь, она позволяет ориентироваться в шумах, музыке, речи. Очаг развития патологии — средняя часть височной доли.

Выделяют такие разновидности:

  • Слуховая агнозия сама как таковая. Больной не распознает, что именно звучит, хотя способен указать высоту, тембр и частотность.
  • Слуховая аритмия. Распознание ритмических структур становится невозможным, он не может определить, сколько ударов содержится в схеме ритма.
  • Амузия. Утрачивается возможность воспроизвести мелодию или узнать на слух. Музыкальные темы становятся одной из причин появления сильных головных болей.
  • Дизартрия. Артикуляция речи исчезает, что вызвано параличом мышц речевого аппарата вследствие развития патологии продолговатого мозга. В легких случаях логопедия помогает избавиться от симптомов.

Все виды сопровождаются повышенной раздражительностью, поскольку невозможность распознать звуки вызывает беспокойство у пациента.

В детском возрасте возможно развитие приобретенной или врожденной алалии — отсутствующая или недостаточно развитая речевая функция.

Обонятельная агнозия

Как следует из названия, болезнь связана с нарушением способности определять запахи. Человек не может дать точную характеристику слышимому запаху, провести сравнение, но узнать или различить их он способен.

Тактильные агнозии

Человеку сложно понять, какой формой обладает объект на фоне сохранения сенсорной основы и тактильного восприятия.

Существующие виды:

  • Астереогноз. При прохождении теста больной не может описать или опознать определенные признаки предмета.
  • Агнозия Лиссауэра. Присутствует целостное восприятие, но узнать или назвать увиденные предметы больной не может.
  • Агнозия структуры объекта. Пальцы ощущают текстуру предмета, но из-за нарушений в работе головного мозга пациент не может описать основное свойство поверхности — шероховатая ли она, гладкая или липкая.
  • Тактильная алексия. Редкий вид, при котором человек не может прочитать символы, написанные на коже.

При развитии Соматоагнозии теряется ориентация в собственном теле — нарушается передача импульсов, возникающих при воздействии раздражителя на кожу.

Псевдоамнезия

Нарушение процесса запоминания, появившееся вследствие обширных патологий лобных долей головного мозга. Непроизвольная память по большей части сохраняется, но активное запоминание данных становится невозможным, вместо него остается пассивное удержание.

Развиваются в результате распада программирования и контроля мозга за произвольной деятельностью. Человеку сложно организовать собранные сведения и воспроизвести их. Перед больным невозможно поставить требование запомнить определенные данные.

Синдром конского хвоста

Патология, приводящая к нарушению походки, боли в нижней части спины, недержанию кала, мочи и ряду других признаков. В отличие от вышеупомянутых видов агнозии, ее причиной является повреждение корешков спинного мозга в области поясницы и крестца. Становится прямым последствием перенесенных травм, грыжи, спинального стеноза или врожденных недостатков.

Симптомы агнозии

Правильное определение симптоматики позволяет выполнить сравнительный анализ и установить точную причину дисфункции нервов и клеток головного мозга. Значимость процесса велика. В практической медицине нередки случаи непризнания заболевания, особенно на фоне развития некоторых видов деменции.

Симптоматика зависит от типа патологии:

  • Зрительная агнозия. Для нее характерно неверное определение предметов или невозможность назвать какую-то вещь. Пытаясь его описать, больной изображает лишь его части.
  • Слуховая агнозия. Человек понимает, откуда доносится звук — справа или слева, но может не понимать речи. Слова становятся ничего не значащим шумом, пациент часто спокойно относится к своему состоянию на первых этапах. Общаться с больным можно посредством написанных или печатных слов.
  • Сенситивная. Из-за нарушения работы теменной доли головного мозга уровень восприятия ощущений, получаемых рецепторами, изменяется. Показанием для обращения к врачу-невропатологу является невозможность опознать предмет при тактильном контакте.

Не имея практического опыта, установить диагноз самостоятельно нельзя. Чтобы определить правильное направление, можно скачать учебник или курсы через торрент, смотреть видео онлайн, но достоверную диагностику может проводить только профессионал. Если исходно лечить неправильно, последствия неверного вмешательства будет невозможно стереть.

Диагностика

При первом обнаружении одного из основных признаков агнозии, следует записаться на прием в диагностический кабинет. Некоторые из них работают бесплатно при поддержке государства.

Чтобы правильно диагностировать заболевание, проводят такие процедуры:

  • Опрос. Иногда степень тяжести болезни можно установить уже на этом этапе.
  • Неврологический осмотр. Врач находит двигательные расстройства, свойственные определенному недугу.
  • Консультация у психиатра. Помогает исключить возможность того, что больному нужно лечить психическое заболевание.
  • Томография. Исследование с применением специальных технических средств обнаруживает опухоли, дегенеративные процессы в головном мозгу, прочие признаки.

Агнозия — всего лишь синдром, который можно обнаружить на разных этапах прогрессирования заболевания. Исследования помогут определить природу патологии и подобрать эффективные методы ее устранения.

Лечение

После тщательной диагностики появится возможность определить методы противодействия заболеванию.

Обратите внимание!

Народная медицина и другие подобные подходы бессильны против агнозии. Если некое лицо обещает вам излечение как «рабу Божьему», предлагает сомнительные микстуры с алкалоидами или оккультные ритуалы, будьте уверены, что вы имеете дело с мошенниками. Лечиться нужно у профессионалов.

Консервативные методы включают:

  • Применение сосудистых или тромболитических препаратов. Многие из них можно купить в аптеке только по рецепту. Они расширяют сосуды в головном мозгу и изменяют склонность к образованию тромбов до нормальных показателей.
  • Использование вазоактивных составов. Увеличивают снабжение кровью подвергшейся развитию ишемических процессов тканей. Требуют аккуратного применения.
  • Потребление нейрометаболитов, антиоксидантов. Глицин, пиритинол и другие аналоги увеличивают устойчивость к гипоксии — кислородному голоданию.
  • Употребление антихолинэстеразных составов. Лекарства стабилизируют когнитивные функции.
  • Энцефалитную терапию. Предусматривает выполнение мероприятий, нацеленных на излечение энцефалита.
  • Психотерапия. Позволяет избавиться от алкогольной зависимости, способной привести к развитию агнозии, поддерживает моральное состояние больного.
  • Логопедия. Опытный преподаватель поможет справиться с проявлениями слуховой агнозии.

Трудовая терапия также помогает преодолеть болезнь. Подобрав такую деятельность, посильную для больного, можно ускорить выздоровление и вернуть ему веру в себя.

Прогноз и профилактика

Предупредить появление агнозии со стопроцентной вероятностью невозможно. Однако известно, что поддержание физической формы и регулярная тренировка разума путем заучивания стихов или других подобных материалов, а также выполнение упражнений на мышление, способствует сохранению психического здоровья организма до глубокой старости.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Источник: https://turbo-suslik.org/agnoziya/

Предварительные замечания. VI. Психоаналитическое учение о болезнях

АПРАКТИЧЕСКИЕ И АГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

VI. Психоаналитическое учение о болезнях.

Теории развития личности.

Со времен выхода в свет «Трех очерков по теории сексуальности» Зигмунда Фрейда (1905) психоанализ не единожды поднимал вопрос о раннем человеческом развитии (Stellung).

В рамках данного введения у меня нет возможности подробно остановиться на этом вопросе в свя­зи с его обширностью. Поэтому я отсылаю читателя к превосходному обзору Дитера Ольмейера (D. Ohimeier, 1973).

На сегодняшний момент наряду с общеизвестным подразделением Зигмундом Фрейдом челове­ческой сексуальности на фазы (учение о фазах) чаще других обсужда­ются теории развития Дональд В. Винникота (Wnnicott. 1965,1965) и Маргарет Малер (М. Mahler. 1975). Марта Бекай (М.

Bekei, 1981) представила их в своем докладе на 32 Интернациональном психоаналитическом конгрессе в Хельсинки, сведя в наглядную таблицу (см. табл. 9), которую я и хочу здесь привести.

Существует масса разнообразных возможностей включения психоаналитического учения о болезнях в введение в психоана­лиз. Мы могли бы ориентироваться по известному психоанали­тическому учению о фазах, по которому развитие человека протекает в оральной фазе через анальную к генитальной ступени развития.

Можно описать особенности каждой из фаз, относящиеся к ним кон­фликты, возможности решения этих конфликтов и, наконец, невроти­ческие попытки справиться с ними.

Последствиями этого являются свя­занные с той или иной фазой специфические невротические расстрой­ства, которые мы в последовательном порядке разделим на «оральные», «анальные» и «генитальные» неврозы.

В оральной фазе главную роль, разумеется, играет дуальное отношение между ребенком и матерью, в то время как для генитальной фазы характерен треугольник отноше­ний ребенка с матерью и отцом, представляющий собой несомненную общественную ячейку.

Различные социальные обстоятельства всякий раз создают те или иные конфликтные ситуации, которые, если они не могут быть решены в соответствии с типом конфликта, влекут за собой попытки решить их в соответствии с тем или иным характерологическим типом. Поэтому психоаналитическое учение о болезнях подразделяется следующим образом:

Серьезные нарушения в отношениях между матерью и ребенком ведут к усилиям по преодолению этих (серьезных) нарушений. Такие усилия могут проявляются клинически в виде шизофрении и тяжелой депрессии. Нарушения в фазе моральности» способны в последующем приводить к психическим нарушениям — алкоголизму и наркотической зависимости.

К этому же относятся и нарушения, относящиеся к пище, особенно, распространенная сейчас у молодых женщин «мания похуде­ния» со своей чрезвычайной формой — булимией, а также хроническая склонность есть очень много, приводящая к ожирению.

При других психосоматических заболеваниях — на примере которых мы сможем убедиться, что психические причины серьезно участвуют в их возник­новении,— тяжелее установить причинно-следственную связь между оральной фазой, с одной стороны, и развивающейся психической бо­лезнью, с другой.

Определить например, зависимость между душевным состоянием и кожным заболеванием можно, установив соответствую­щие причинно-следственные связи, наблюдая, например, за заботли­вым уходом матери за младенцем. Стоит лишь представить, что мать может или чрезмерно стимулировать кожу младенца или избегать вся­кого к ней прикосновения.

При астме, повышенном кровяном давлении и ревматизме суставов выстроить такую зависимость, напротив, не так легко. Я еще вернусь к этому сложному вопросу при обсуждении пси­хосоматических заболеваний. Не менее интересные причинно-следст­венные связи обнаруживаются между определенными нарушениями оральной или анальной фаз, с одной стороны, и делинквентным пове­дением, с другой.

Здесь важно предостеречь читателя от попыток представить обу­словленные психикой заболевания, опираясь на психоаналитические фазы развития. Основываясь на сегодняшнем уровне развития психо­анализа, я считаю эти попытки слишком поспешными.

Вместо этого можно предложить читателю проследить за тем развитием, что пере­жила психоаналитическая наука за последнее время. Я напоминаю о дереве психоаналитического познания (см. гл. II).

Однако мы все же не станем терять из поля зрения показанные до того причинно-следст­венные связи между определенными фазами развития и конкретны­ми психическими заболеваниями, только потому уже.

что они имеют большое практическое значение для основной цели анализа, а именно — исцелить пациента с помощью психоаналитических мероприятий или, выражаясь иначе, устранить те или иные нарушения.

Поэтому сначала мы обратимся к психоаналитическому учению о неврозах в той его форме, в какой оно выделилось уже во времена Фрейда как учение о классических неврозах, будучи к тому моменту относительно законченной теорией. Стержневым комплексом этих пси­хических нарушений, выделяемых порой как «классические».

является эдилов комплекс — неизбежный судьбоносный конфликт между сыном, матерью и отцом, изображенный в драматической форме в трагедии Софокла и научно систематизированный Фрейдом в его «эдиповой» теории классических неврозов, истерий, неврозов навязчивого состоя­ния и фобий*.

Следует также учитывать, что во многих работах не уде­ляется необходимое внимание невротической депрессии.

Перед тем как приступить к разбору отдельных неврозов, необхо­димо выявить основные взаимосвязи между эдиповым конфликтом, тревогой и т. н. защитными механизмами.

В связи с этим я хочу еще раз уже в рамках психоаналитической теории личности поднять за­тронутую проблему разграничения между здоровьем и болезнью и про­яснить вопрос, который горячо обсуждался еще во времена студенчес­кого движения (60-е годы): о взаимосвязи между возникновением, числом и развитием невротических нарушений и общественными про­цессами. В тесной связи с этим я затрону современные «пост-класси­ческие» неврозы (нарцистические неврозы) и т. н. «пограничные» нарушения и перверсии и поговорю об их отношении к доэдиповым конфликтам. Из Очень ранних нарушений отношения «мать — дитя» вытекают серьезные психические расстройства, такие, например, как шизофрения, депрессия и мания, которые мы. следуя психиатрической классификации, называем психозами. Однако, с этими заболеваниями психоанализ разобрался уже во времена Фрейда. Соответственно спе­циальные главы посвящены делинквентному поведению, алкогольной и наркотической зависимости, психосоматическим нарушениям, поскольку из-за их частоты и распространенности именно эти нарушения приобретают наиважнейшее значение в политике и здраво­охранении.

Источник: https://studopedia.su/20_123248_predvaritelnie-zamechaniya.html

Агнозия: что это такое? Симптомы, лечение и виды агнозий

АПРАКТИЧЕСКИЕ И АГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

Головной мозг человека является органом сложной психической деятельности. За счет слаженной работы всех его структур мы можем не только получать информацию от органов чувств и отвечать работой мышц, но и говорить, выполнять качественно новые двигательные акты, а также познавать мир.

Высшие психические функции, отвечающие за познание, называются гностическими.

Гнозис (от лат. «gnosis» – знание, узнавание) – это аналитико-синтетическая деятельность отдельного анализатора, позволяющая объединить разрозненные признаки в целостный образ и осуществлять узнавание окружающих предметов, явлений и их взаимодействий, а также частей своего организма.

Для осуществления таких функций мозгу необходим анализ сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении информации с матрицей памяти. Гнозис является сложной функциональной системой с многоуровневым строением.

Формирование познания имеет условнорефлекторную природу и развивается у каждого человека специфично и индивидуально.

В результате ряда патологических реакций гностические функции могут отключаться. Непосредственные причины таких расстройств – процессы, разрывающие нейронные связи и не дающие возможность образовываться новым соединениям.

Нарушения различных видов узнаваний при сохраненной рецепции, сознании и речевой активности называется агнозия. Расстройства гностических функций существенно снижают адаптацию пациента в социальной и бытовой среде, а также негативно отражаются на качестве его жизни.

Лечение людей, имеющих подобные симптомы, может быть достаточно длительным и зависит от степени поражения коры головного мозга.

Впервые понятие агнозии в качестве клинического синдрома ввел немецкий физиолог Г. Мунк в 1881 году.

Функциональная основа

Представления о локализации гностических функций в структурах головного мозга остаются спорными до настоящего времени. Последние работы ученых доказывают значительную роль подкорковых образований в работе сложной системы познаний.

Однако традиционно считается, что основным субстратом высшей нервной деятельности является кора больших полушарий.

Способность человека к познанию в большой степени обусловлена исключительным развитием коры, масса которой составляет примерно 78% от общей массы мозга.

В коре больших полушарий находятся:

  • первичные проекционные зоны. Это центральные отделы анализаторов и отвечают за элементарные акты (чувствительность, движения, зрение, обоняние, слух, вкус);
  • вторичные проекционно-ассоциативные зоны, в которых осуществляются операции познания и частично процессы, связанные со способностью человека выполнять целенаправленные двигательные акты;
  • третичные ассоциативные зоны. Возникают в результате формирования новых связей между центральными отделами различных анализаторов и отвечают за интегративную функцию, в первую очередь осмысленные операции планирования и контроля. При его разрушении также грубо страдают гностические функции. Однако в отличие от истинных агнозий, данные расстройства классифицируются как псевдоагнозии.

Кроме этого, сложные гностические функции не могут сформироваться без участия системы хранения информации. Поэтому память – важнейший компонент познавательного процесса.

Первопричины агнозий

Нарушения способность узнавать окружающий мир по чувственным восприятиям могут быть следствием ряда патологических состояний. Основные причины формирования агнозий сводятся к патологическим процессам, повреждающим нейронные связи. В качестве таких состояний могут выступать:

  • Цереброваскулярные заболевания;
  • Нейроинфекции;
  • Наследственные заболевания нервной системы;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нейродегенеративные процессы
  • Последствия перинатальной патологии у детей.

Псевдоагнозии возникают в результате тех же причин, однако в первую очередь страдает мотивационный компонент познавательного процесса, т.е нарушается формирование целей поведения и произвольных волевых усилий.

Существуют случаи, когда у ребенка не наступает формирование определенных познавательных функций. Чаще всего это происходит из-за недоразвития первичных проекционных полей. В этой ситуации речь идет о задержке формирования центров гнозиса и чаще используют понятие «дисгнозия».

Варианты агнозий

Клиницисты подразделяют расстройства восприятия на подтипы. Виды агнозии обусловлены основным анализатором, который дал начало формирования данного центра познания. Соответственно, они же и определяют клинические симптомы патологии. Классификация агнозий подразумевает их разделение на следующие категории:

  • Зрительную;
  • Слуховую;
  • Обонятельную;
  • Вкусовую;
  • Тактильную.

Кроме этого, отдельно выделяют нарушение схемы тела (соматоагнозию), как патологию ассоциативных волокон преимущественно тактильной, а также зрительной проекционных зон.

Внутри каждой группы существуют дополнительные подвиды агнозий, которые определяют узкоспециализированные расстройства познания.

Следует учитывать понятие псивдоагнозий.

Патология гностических функций

  1. Зрительная агнозия – патология узнавания ранее виденных предметов, людей и их визуальных качеств при сохранности зрения.

Возникает как следствие поражения ассоциативных зон затылочных долей. Частными вариантами расстройства зрительного восприятия являются:

  • Цветовая агнозия. Симптомы патологии проявляются в форме неспособности человека распознавать цвета;
  • Лицевая агнозия (или прозопагнозия). Неспособность узнать ранее виденные лица. Прозопагнозия наблюдается при поражении базальных отделов затылочной области;
  • Буквенная агнозия. Пациент не может узнать буквы алфавита и, соответственно, теряется навык чтения (формируется симптом алексии);
  • Предметная агнозия. Человек не способен узнать предметы, а также их изображения.
  • Оптико-пространственная агнозия. Больные не могут узнавать ранее виденные места, при этом нарушается восприятие пространства и ориентировка в нем.

Функционально зрительная агнозия подразделяется на апперцептивную, при которой пациент способен воспринимать лишь отдельные элементы увиденного, и ассиоциативную, для которой характерно целостное восприятие объекта пациентом, однако полное отсутствие непосредственного процесса его отождествления с образами памяти. Точно также существует понятие «симультанная агнозия», которая характеризуется неспособностью синтетического восприятия частей изображения и осуществлять объединение увиденного в целостный образ.

  1. Слуховая агнозия (или акустическая) – патология узнавания предметов и явлений внешнего мира по характерным звукам без визуального контроля.

При этом проекционное корковое представительство слухового анализатора остается сохранным. Так, пациент, закрыв глаза, не сможет определить часы по их тиканью, собаку по лаю, воду по журчанию и так далее. Патология возникает при поражении наружных отделов коры височной доли.

Чаще всего формируется при патологическом процессе в доминантном полушарии, однако может быть и при противоположном очаге. Частным проявлением акустической агнозии является сенсорная афазия – специфическая речевая патология, при которой человек не понимает обращенную к нему речь.

Зрительную и слуховую агнозии по-другому называют «душевная слепота» и «душевная глухота».

  1. Обонятельная и вкусовая агнозии, как правило, проявляются вместе. Изолированно патологии практически не встречаются. Это связано с близким расположением корковых представительств обоняния и вкуса – в медиальных отделах височной доли.Проявляются нарушением узнавания запахов и вкусов. Данные синдромы наблюдаются крайне редко, и длительное время могут оставаться незамеченными (особенно обонятельная гностическая дисфункция). Их выявление требует специального нейропсихологического обследования с прицельным выявлением работы проекционно-ассоциативных вторичных зон височной доли.
  1. Тактильная агнозия (или сенситивное расстройство восприятия) возникает при поражении теменной доли. Она проявляется неспособностью пациента определить предметы при их воздействии на сохранные рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности. Проявляется патология в форме астереогноза – нарушении узнавания предметов на ощупь.
  2. При нарушениях схемы тела у пациента наблюдаются расстройства представления о собственном теле. Он не способен узнавать его части, а также понимать его структурную организацию. Данную патологию называют соматоагнозия.

Патология может проявляться как:

  • Аутотопагнозия – патология узнавания частей собственного тела. Вариантами расстройства является пальцевая агнозия, гемисоматоагнозия (признание только одной половины тела), псевдомелии (ощущение наличия дополнительной конечности), амелия (ложное ощущение отсутствия конечности);
  • Нарушение право-левой ориентации;
  • Анозогнозия – игнорирование собственного дефекта, неврологического дефицита;

Наиболее ярко нарушение схемы тела проявляется при поражении теменной доли недоминантного полушария. Однако частные его виды может быть последствием патологического процесса в доминантной гемисфере (например, при синдроме Герстмана – сочетании агнозии пальцев, а также нарушения право-левой ориентации с расстройствами счета и письма).

Нарушения различных гностических функций в классическом варианте описаны в книгах американского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса. Так, пример прозопагнозии представлен в его произведении «Человек, который перепутал жену со шляпой», а аутотопагнозии в сборнике «Нога, как точка опоры».

Выявление агнозий

Несмотря на то, что агнозии не являются частой патологией, их диагностика должна осуществляться комплексно. Чаще всего гностическую дисфункцию обнаруживают у взрослых. Однако не редки случаи выявления симптомов агнозий у ребенка (в младшем возрасте речь ведут о задержке формирования центров гнозиса, в пубертате могут быть диагностированы истинные агностические нарушения).

Пациента с подозрением на нарушения познавательных функций должен осмотреть невролог с целью выявления очагового неврологического дефицита. Наличие дополнительных симптомов может помочь осуществить топическую диагностику и выявить зону поражения головного мозга.

Симптомы истинного познавательного расстройства и псевдоагнозии сходны. Поэтому в ряде случаев требуется применить дополнительные инструментальные методы выявления патологического процесса (КТ или МРТ, ЭЭГ, другие) с целью оценки сохранности третичной интегральной системы мозга.

Для уточнения вида агнозий проводится ряд нейро-психологических тестирований. В него включаются специально разработанные материалы, позволяющие оценить высшие корковые функции в целом и их отдельные проявления в частности.

Для оценки состояния зрительного гнозиса пациенту предлагают рассмотреть изображения предметов, людей, животных, растений, цветовых схем. Часть картинок может быть заштрихована или закрыта изогнутой линией (так называемые, зашумленные рисунки). Дополнительно пациенту предлагается рассмотреть изображения частей предмета, с их помощью может быть выявлена симультанная агнозия.

При проверке наличия патологии акустических гностических функций больного просят закрыть глаза и воспроизводят наиболее распространенные звуки (чаще всего хлопают в ладоши, дают послушать тикающий будильник, гремят ключами).

Для выявления астереогноза врач дает в руки пациенту предмет, который он должен ощупать с закрытыми глазами, после чего определить, что это. Нарушения схемы тела устанавливают путем опроса больного.

Для уточнения степени формирования гностических функций у детей существуют подобные нейропсихологические материалы, адаптированные для ребенка определенного возраста.

Лечебные мероприятия

Агнозия – это не самостоятельное заболевание, а лишь клиническое проявление, синдром основной патологии. Вследствие этого основное лечение должно воздействовать на причины развития нарушений познавательных функций.

Лечение агнозий должно идти с учетом первичного заболевания, выступившего причиной развития гностических нарушений.

Симптоматическим лечением, способствующим восстановлению разорванных нейронных связей между первичными проекционными зонами коры, служит средовая адаптация, социализация и обучение пациента.

Важно помнить о нейропластичности головного мозга – способность церебральных нейронов меняться под действием опыта и восстанавливать утраченные нервные связи между ними. Однако со временем подобная активность мозга становится ниже.

Коррекция гностических функций легче идет у детей и лиц молодого возраста. Поэтому крайне важно своевременно обратиться за медицинской помощью. 

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 95

4.22 95

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/agnoziya.html

Medic-studio
Добавить комментарий