Аудиологическое исследование: Больные жалуются в основном на понижение слуха и ощущение

Содержание
  1. Нарушения слуха: формы, причины, проявления, тактика лечения у детей и взрослых – ЛОР ОНЛАЙН
  2. Причины развития нарушений слуха
  3. Виды и основные клинические проявления
  4. Классификация Боскис
  5. Признаки
  6. Диагностика
  7. Лечение и профилактика
  8. Нарушения слуха: причины, формы, признаки, диагностика, лечение, профилактика
  9. Классификация
  10. Этиология
  11. Симптоматика
  12. Лечение
  13. Медикаментозная терапия
  14. Физиотерапия
  15. Слухопротезирование
  16. Хирургическое лечение
  17. Народная медицина
  18. Профилактика
  19. : нарушение слуха в программе “Здоровье”
  20. Снижение слуха, причины и лечение снижения слуха на высоких и низких частотах на оба уха, шум в ушах
  21. Как устроено наше ухо
  22. Формы тугоухости
  23. Проблемы со слухом: симптомы
  24. Причины тугоухости
  25. Профилактические мероприятия
  26. Характеристика больных с нейросенсорной тугоухостью сосудистого генеза
  27. логические исследования – ДЗМ

Нарушения слуха: формы, причины, проявления, тактика лечения у детей и взрослых – ЛОР ОНЛАЙН

Аудиологическое исследование: Больные жалуются в основном на понижение слуха и ощущение

27.01.2020

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.

Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.

Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.

Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.

Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.

Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.

Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

СтепеньГромкостьХарактеристика
ПерваяСнижение слуха не превышает 50 дБРечевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
ВтораяПотеря слуха от 50 до 70 дБКоммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
ТретьяПотеря слуха более 70 дБПроисходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

СтепеньВосприятие громкости
ПерваяСнижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая40-55 дБ
Третья55-70 дБ
Четвертая70-90 дБ
ГлухотаБолее 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.

Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи.

У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.

Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

КатегорияХарактеристика
ГлухиеСамостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
СлабослышащиеРебенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.

у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).

Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.

Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.

имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).

В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Камертон

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.

Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Источник: https://dikulug.ru/uho/narusheniya-sluha-formy-prichiny-proyavleniya-taktika-lecheniya-u-detej-i-vzroslyh.html

Нарушения слуха: причины, формы, признаки, диагностика, лечение, профилактика

Аудиологическое исследование: Больные жалуются в основном на понижение слуха и ощущение

Нарушения слуха — снижение способности слухового анализатора обнаруживать звуки и воспринимать речь. Частичная потеря слуха называется тугоухостью, а полная неспособность обнаруживать и различать звуки — глухотой.

Дисфункция слухового аппарата, развивающаяся под воздействием экзогенных и эндогенных факторов, приводит к нарушению слуха – невозможности слышать и распознавать звуковые сигналы. Эта патология затрудняет процесс общения и восприятие звуков окружающей среды.

Классификация

Выделяют несколько классификаций нарушения слуха: по этиологии, по степени выраженности, по локализации патологического процесса.

  • строение ухаСенсорный тип — дисфункция волосковых клеток и улитки внутреннего уха, обусловленная врожденными аномалиями или воздействием интенсивного шума.
  • Невральный или центральный тип — утрата способности головного мозга воспринимать и обрабатывать нервные импульсы, поступающие в слуховые центры по нервным волокнам.
  • Сенсоневральный тип – патология чувствительных клеток лабиринта, нервных волокон и центров слуха в головном мозге, нарушающая нормальную передачу звуков по слуховому нерву. Этот вид тугоухости встречается чаще всего.
  • Кондуктивный тип — дисфункция звукопроводящей системы уха, препятствующая нормальному проведению и усилению звуковых сигналов. Нарушения слуха возникают при инфекционном воспалении наружного и среднего отдела слухового анализатора, при наличии новообразований и повреждений барабанной перепонки.
  • Смешанный тип – нарушение передачи звукового сигнала от наружного уха к внутреннему и его восприятия головным мозгом.

В зависимости от локализации патологического процесса нарушение слуха подразделяют на одностороннее и двустороннее или бинауральное.

Тугоухость по скорости развития подразделяется на внезапную, острую и хроническую:

  1. Внезапная — развивается стремительно на фоне вирусной инфекции или лечения некоторыми медикаментами, травами. Обычно патология самостоятельно проходит, в довольно редких случаях остаются необратимые последствия.
  2. Острая — постепенное снижение слуха в течение 5 дней.
  3. Хроническая — прогрессирующее ухудшение слуха, развивающееся в течение нескольких месяцев.

Нарушение слуха — актуальная проблема нашего времени, возникающая у пожилых лиц, молодежи и даже у новорожденных. Своевременное выявление патологии и изучение ее причин, симптомов и мер профилактики позволяют избежать развития серьезного осложнения — тотальной глухоты.

Этиология

Причины нарушения слуха весьма разнообразны. Они подразделяются на врожденные и приобретенные.

Врожденные нарушения слуха обнаруживают при рождении или сразу после появления ребенка на свет. Они обусловлены следующими причинами:

  • Наследственные факторы.
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла мать во время беременности – сифилис, хламидиоз, краснуха, грипп, эпидемический паротит.
  • Вес новорожденных менее полутора килограмм.
  • Гипоксия или асфиксия в родах.
  • Родовые травмы.
  • Пороки и аномалии развития уха.
  • Преждевременные роды.
  • Применение ототоксичных медикаментов беременной женщиной — некоторых антибиотиков, диуретиков, цитостатиков.
  • Гипертония у беременной.
  • Употребление беременной женщиной алкоголя и наркотиков.
  • Желтуха новорожденных.

Приобретенное снижение слуха формируется под воздействием внешних факторов в любом возрасте. Причинами приобретенной слуховой дисфункции являются:

  1. Острые инфекционные заболевания — ОРВИ, ангина, ВИЧ, менингит, энцефалит, скарлатина, корь, краснуха, грипп, паротит.
  2. Хронические инфекционные процессы – абсцессы головного мозга, аденоидит.
  3. Осложнения среднего отита.
  4. Травматическое повреждение головы или уха — ЧМТ, стремительное погружение на глубину.
  5. Использование ототоксичных лекарств.
  6. Длительное высокочастотное акустическое воздействие — громкая музыка, работа на шумном производстве.
  7. Внезапный шум — выстрел, взрыв.
  8. Возрастные дегенеративные изменения в организме.
  9. Инородные тела в наружном слуховом проходе.
  10. Скопление ушной серы.
  11. Производственные интоксикации свинцом, ртутью.
  12. Отосклероз.
  13. Новообразования — менингиома, невринома.
  14. Аутоиммунные и аллергические заболевания.

отит среднего уха

Отит — воспаление разных отделов уха, проявляющееся болевым и интоксикационным синдромом, а также постоянным или временным нарушением слуха.

У взрослых инфекция обычно проникает в среднее ухо из внешней среды через поврежденную кожу, из наружного уха через поврежденную барабанную перепонку, а у детей из носоглотки по широкой и короткой слуховой трубе.

Возбудителями заболевания являются бактерии и вирусы.

Бактериальная инфекция сопровождается продукцией гнойного экссудата, а вирусная инфекция — серозного. Он накапливается, выпячивает или разрывает барабанную перепонку. Эти процессы приводят к нарушению слуха у больных отитом.

При выраженном воспалении нарушается подвижность слуховых косточек и звукопроводящая функция уха, что также приводит к снижению слуха.

Рецидивирующий отит способствует образованию рубцовых изменений в тканях среднего уха и барабанной перепонки. Развивается тугоподвижность слуховых косточек, постепенно пропадает слух.

Поражение слуховых рецепторов может закончиться появлением полной глухоты.

Симптоматика

Приобретенное нарушение слуха развивается в течение нескольких лет и долгое время никак не проявляется.

Первые клинические признаки патологии:

  • Больной переспрашивает одно и тоже несколько раз,
  • Слушает радио или телевизор на повышенной громкости,
  • Плохо воспринимает речь окружающих, особенно голоса женщин и детей,
  • Быстро утомляется во время беседы,
  • Избегает посещения общественных мест.

Потеря слуха проявляется развитием звуковой гипочувствительности у больных. Они плохо слышат во время жевания и в шумной обстановке, говорят тихо, с трудом различают высокочастотные звуки, легко воспринимают бормотание и крики, часто жалуются на звон в ушах и ощущение того, что ухо заложено. В зависимости от причин потеря слуха может быть легкой или тяжелой, временной или постоянной.

У детей нарушение слуха проявляется отсутствием реакции на внешние раздражители — громкие звуки. Если ребенок плохо слышит, он не просыпается в ответ на громкий внезапный шум, а продолжает спокойно спать.

Он не может определить источник шума, не имитирует звуки, плохо понимает окружающих, отстает от сверстников в развитии речи и психики. Эти особенности мешают слабослышащим детям овладевать необходимыми знаниями. У них нарушается процесс формирования мышления и познавательной деятельности.

Такие дети в наибольшей степени повержены ушным инфекционным заболеваниям. У них чаще обнаруживают олигофрению, ДЦП, тяжелые психические и соматические процессы.

Тугоухость характеризуется нормальным восприятием громкой и членораздельной речи, сказанной близко к уху. При этом у слабослышащих детей ограничены возможности к полноценному общению. Глухие слышат определенных речевые тона, но не различают и не воспринимают речь.

Если ребенок стал плохо слышать, следует немедленно обратиться к врачу, который проведет полное обследование и назначит соответствующее лечение.

Лечение

Своевременное и адекватное лечение острого нарушения слуха позволяет достичь хороших результатов и полностью восстановить слух. При длительно текущей и прогрессирующей тугоухости подобная терапия дает мало шансов на выздоровление.

Лечение патологии заключается в применении медикаментов, посещении сурдолога и логопеда, выполнении упражнений лечебной физкультуры, консультации невропатолога, слухопротезировании.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение направлено на улучшение реологических свойств крови и проведения нервного импульса, восстановление кровообращения в органе слуха, нормализацию артериального давления.

Для этого больным назначают ангиопротекторы и нейропротекторы, дезинтоксикационные препараты, венотоники и средства, стимулирующие нейропластичность.

Если произошло внезапное нарушение слуха используют ударные дозы глюкокортикоидов, постепенно уменьшая их.

Лицам, страдающим нейросенсорной тугоухостью, проводят инфузионную терапию с вазоактивными и дезинтоксикационными препаратами.

  • Ноотропные средства улучшают микроциркуляции головного мозга и органа слуха, восстанавливают нервные клетки – «Винпоцетин», «Пентоксифиллин», «Пирацетам», «Церебролизин».
  • Витамины группы В стимулируют нервную проводимость и работу слухового нерва – «Тиамин», «Пиридоксин».
  • Антигистаминные и противоотечные средства – «Зодак», «Цетрин», «Фуросемид». Препараты этих групп устраняют отеки и уменьшают продукцию экссудата.
  • Антибиотики и НПВС назначают при острых инфекционных заболеваниях ушей – «Амоксиклав», «Супракс», «Нурофен», «Ибупрофен».

Физиотерапия

В настоящее время применяют различные физические методы для лечения тугоухости. К ним относятся: ультразвук, светолечение, диатермия, УВЧ, гальванизация, ионофорез.

  1. Микротоковая рефлексотерапия — физиотерапевтическая процедура, активизирующая речевые зоны коры головного мозга.
  2. При снижении слуха также показаны лазеропунктура и акупунктура, барокамера и электростимуляция. Микротоки улучшают обмен веществ, очищают кровь, стимулируют работу нервной системы.
  3. При нарушении слуховой функции используют фоноэлектрофорез с препаратами, улучшающими тканевой обмен и микроциркуляцию.
  4. Дополнительно проводится гипербарическая оксигенация — вдыхание высококонцентрированного кислорода, благоприятно влияющего на структуры мозга и внутреннего уха.

Практически у всех слабослышащих детей возникают нарушения речи. Целью логопедической работы является улучшение артикуляции ребенка.

С помощью общих или специально подобранных методик логопед пытается добиться естественного произношения слов и фраз.

Для детей с плохим слухом проводят индивидуальные и групповые логоритмические упражнения, дополняя их логопедическим массажем и музыкальным воспитанием: игрой на инструменте, пением, музыкальными играми.

Комплексная терапия тугоухости обычно дает неплохие результаты: больные правильно воспринимают речь и строят предложения, у них развивается словарный запас и хорошая дикция, появляется желание общаться.

Слухопротезирование

При слабой эффективности медикаментозных и физиотерапевтических методов лечения переходят к слухопротезированию. Это важнейший метод нехирургической, аппаратной коррекции слуховой функции.

Слухопротезирование проводят специалисты-слухопротезисты в специализированных центрах после тщательного сбора анамнеза и обследования пациента.

Больным подбирают слуховые аппараты, усиливающие звуки определенной частоты, и настраивают их.

Пациенты проходят адаптационный период, после которого специалисты оценивают пригодность слухового аппарата, правильность его подбора и эффективность лечения.

Слуховые аппараты — это своего рода протезы для слабослышащих, принимающие, преобразовывающие и усиливающий звуковой сигнал. Слухопротезирование детей проводится с помощью аппаратов для взрослых, но с соблюдением целого ряда условий.

Слуховые аппараты улучшают слух и повышают качество жизни слабослышащих людей. Они становятся увереннее в себе, активнее в обществе и с удовольствием общаются с окружающими.

Хирургическое лечение

Транстимпанальное введение кортикостероидов в барабанную полость показано при отсутствии эффекта от консервативной терапии.

В настоящее время вместо слуховых аппаратов используют кохлеарные импланты, напрямую стимулирующие слуховой нерв. Имплантат устанавливают в среднее ухо, что позволяет воспринимать звуки и передавать сигналы в головной мозг. Это новейшая разработка, предназначенная для лиц со значительной потерей слуха, которым не помогают обычные аппараты.

Если выполнить подобное вмешательство невозможно, проводят стволомозговую имплантацию. Такие операции выполняются нечасто, поскольку технология их проведения недостаточно отработана.

При повреждении слуховых косточек и барабанной перепонки показано оперативное вмешательство — мирингопластика или тимпанопластика, а также протезирование слуховых косточек и замена их на синтетические аналоги. Эти операции позволяют полностью восстановить слух.

Народная медицина

Средства народной медицины помогают улучшить слух:

  • Прополис заливают очищенным спиртом и настаивают в течение недели, ежедневно взбалтывая. Полученную настойку процеживают и добавляют в нее оливковое масло. Скручивают небольшой кусок марли в жгутик, пропитывают полученным средством и вводят в слуховой проход. Оставляют на сутки, а затем меняют на новый. Курс лечения — 14 процедур.
  • Измельченную свеклу помещают в эмалированную кастрюлю и кипятят на медленном огне 15 минут. Выкладывают полученную массу на салфетку и прикладывают ее к больному уху.
  • Заливают траву мелиссы водкой, настаивают неделю и закапывают по 2-3 капли в уши.
  • Лавровый лист заливают любым растительным маслом, настаивают неделю, процеживают и закапывают в уши.
  • Горячий отвар хмеля помогает улучшить слух. Принимать его следует в течение месяца.
  • Сухое тепло эффективно при глухоте, но только при отсутствии воспалительных заболеваний ушей. Можно использовать нагретый песок, мешочек с солью, сухой компресс.
  • Чеснок измельчают, смешивают с камфорным маслом и вставляют в ухо марлю, смоченную в этом средстве. Оставляют марлю в ухе до ощущения жжения.
  • Подогретое миндальное масло капают в каждое ухо по 2-3 капли трижды в день.
  • В уши капают сок подорожника. Он размягчает накопившуюся серу и препятствует возникновению шума в ушах.
  • Горячей водой разбавляют глину до консистенции сметаны, смазывают ткань и прикладывают к уху на 20-30 минут. Это старинное средство позволяет избавиться от глухоты.
  • Луковый сок закапывают по 3 капли в каждое ухо трижды в день. Длительность лечения — месяц.

Профилактика

Профилактика нарушения слуха в большинстве случаев способствует его сохранению. Основные профилактические мероприятия:

  1. Своевременное проведение всех профилактических прививок согласно Национальному календарю.
  2. Вакцинация лиц женского пола от краснухи до зачатия.
  3. Соблюдение гигиены ушей, своевременное удаление серных пробок.
  4. Исследование беременных женщин на сифилис, краснуху, хламидиоз и прочие инфекции.
  5. Контроль за применением ототоксичных препаратов и недопустимость их самостоятельного использования.
  6. Уменьшение воздействия шума на производстве с помощью средств индивидуальной защиты.
  7. Прекращение воздействия длительных сильных шумов в быту.
  8. Своевременная диагностика и адекватное лечение среднего отита и прочих заболеваний органов слуха.
  9. Грамотное лечение вирусных заболеваний.
  10. При необходимости использование берушей.
  11. Периодическое посещение ЛОР-врача.
  12. Соблюдение охранительного режима и щадящей диеты.
  13. Отказ от курения и употребления алкоголя.
  14. Профилактика стресса.
  15. Лечение авитаминозов.

Следует помнить, что уши — один из самых главных органов чувств, который надо беречь.

: нарушение слуха в программе “Здоровье”

Мнения, советы и обсуждение:

Источник: https://uhonos.ru/uho/bolezni-uha/narusheniya-sluxa/

Снижение слуха, причины и лечение снижения слуха на высоких и низких частотах на оба уха, шум в ушах

Аудиологическое исследование: Больные жалуются в основном на понижение слуха и ощущение

Умение слышать — это очень важная способность человека, благодаря которой становится возможным контактировать с внешним миром, воспринимать внешние звуки, общаться с другими людьми.

Нарушенный слух приводит к ухудшению качества жизни. Снижение остроты восприятия вызывает рассеянность, ослабление мышления, трудности в обучении.

Да и один тот факт, что при общении с другими людьми приходится постоянно переспрашивать, не прибавляет уверенности в себе.

В медицине существует диагноз, характеризующий такое состояние, как снижение слуха у взрослых, – это тугоухость. Степень тугоухости (снижения слуховой способности) может варьироваться от частичного нарушения слуха до полной глухоты.

По статистике, более десяти миллионов граждан России страдают снижением или потерей слуха, в том числе около одного миллиона — несовершеннолетние. 

Эта патология встречается даже у новорождённых малышей. Если снижение слуховой чувствительности возникло ещё во время беременности матери или в период первого года жизни, восстановить слух будет очень непросто, поскольку малыши ещё не слышали звуков и речь.

Сохранить стопроцентный слух — задача не из лёгких. Если вы почувствовали, что слух ухудшается, незамедлительно обращайтесь к врачу-оториноларингологу.

Как устроено наше ухо

Чтобы разобраться, почему происходит снижение способности обнаруживать и понимать звуки, давайте рассмотрим, как функционируют элементы системы уха.

Видимая часть уха, называемая наружным ухом, подобно локатору улавливает звуковые колебания, создаваемые источником шума. Далее звук проходит по слуховому проходу и достигает барабанной перепонки.

Она в свою очередь приводит в движение слуховые косточки, расположенные в среднем отделе уха.

Сигнал поступает во внутренний отдел уха (улитку), в котором он преобразуется в микроимпульсы и отправляются непосредственно в головной мозг.

Снижение слуховых способностей может быть связано с нарушениями работы одного или нескольких элементов этой цепочки. 

Формы тугоухости

Снижение звуковосприятия может затронуть как одно ухо, так и оба. Поэтому разделяют одностороннюю тугоухость и двустороннюю.

Если причина ухудшения слуха связана со снижением звукового восприятия наружного и среднего уха, мы говорим о кондуктивной тугоухости.

Снижение функции слуховых рецепторов внутреннего уха приводит к ещё одной разновидности болезни — сенсо-невральной тугоухости. Такой диагноз встречается наиболее часто. 

Существует и третий тип болезни — смешанный тип, включающий сочетание первых двух типов тугоухости. Этот диагноз наиболее сложный, и подразумевает медикаментозное, хирургическое лечение,  а в некоторых случаях, и использование слуховых аппаратов.

В медицине есть такой термин – «порог слышимости», им характеризуют минимальную громкость, которую слышит человек без эха и посторонних шумов. Здоровый человек способен воспринимать звуки громкостью 20 децибелов и ниже. Про такое состояние и говорят «хороший слух». В зависимости от значения порога слышимости различают четыре степени тугоухости: 

  • I степень (лёгкая) — порог слышимости от 20 до 30 децибелов, человек улавливает звуки на расстоянии 4-6 метров;
  • II степень (средняя) — порог слышимости от 31 до 50 децибелов, человек слышит  на расстоянии от 1 до 4 метров;
  • III степень (тяжёлая) — порог звукового восприятия от 51 до 70 децибелов, человек слышит разговорную речь до 1 метра;
  • IV степень (глубокая) — порог слышимости от 71 до 90 децибелов.

Глухоту мы называем снижением уровня звукового восприятия выше 90 децибелов.

Болезнь, в свою очередь, характеризуется постепенным либо быстрым снижением восприятия звуковой волны. Снижение способности различать звуки происходит в течение жизни, но тугоухость может также быть и врождённой. 

Проблемы со слухом: симптомы

Признаки снижения восприимчивости звуков и снижения шумового эффекта могут проявляться постепенно, хотя могут развиться и стремительно.

При резком снижении слуха прогноз благоприятный, главное вовремя обратиться за профессиональной врачебной помощью. Существует несколько признаков снижения способностей улавливать звуки.

Если вы обнаружили у себя хотя бы один из них, вам необходимо обратиться к ЛОР-врачу, чтобы проверить слух. 

Итак, предпосылками того, что у вас снижается восприимчивость звуков, являются следующие симптомы:

  • вам постоянно приходится переспрашивать, а окружающим повторять сказанное по несколько раз;
  • когда с вами находится несколько собеседников, вам сложно сконцентрироваться и вы теряете нить разговора;
  • вас не покидает чувство, что все вокруг специально говорят тихим голосом;
  • трудно поддерживать разговор в людном и шумном месте (например, в метро или кафе);
  • при ограниченном слухе становится трудно понимать речь детей;
  • просмотр телепередач начинается с увеличения громкости телевизора на полную мощность;
  • уже на подсознательном уровне человеку с плохим слухом приходится машинально следить за губами собеседника, чтобы не ошибиться в услышанном;
  • в минуты тишины кажется, что в ушах стоит шум или звон.

Разумеется, подобное состояние приводит человека к раздражительности, постоянному чувству тревоги и снижению самооценки. Если вы понимаете, что функции слуха утрачиваются, не медлите и обращайтесь к ЛОР-врачу, чтобы получить грамотную своевременную помощь и избежать полной потери слуха.

Причины тугоухости

Чтобы избежать глухоты или частичной потери слуха, нужно знать причины, из-за которых он может нарушиться. 

Безусловно, нельзя исключать наследственный фактор. Зачастую развитие тугоухости передаётся по наследству. 

Причинами снижения слуха могут стать врождённые патологии, которые являются следствиями проблемной беременности или тяжёлых родов. К проблемам звуковосприятия могут привести ДЦП, травмы во время родов, не до конца сформированные составляющие уха.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Ни для кого не секрет, что слух утрачивается с возрастом. Обычно проблемы начинаются после 50 лет.

К этому времени волосковые клетки слухового нерва сильно «изнашиваются»,  и как следствие, слуховые рецепторы утрачивают свои функции.

В медицине есть специальный термин, описывающий это состояние — пресбиакузис. 

Привести к тугоухости могут травмы и повреждения уха, черепно-мозговые травмы. К этой же категории относятся акустические травмы (вследствие воздействия очень громких звуков) и баротравмы (вследствие воздействия атмосферного давления). 

Нужно с осторожностью относиться к выбору лекарственных средств, особенно антибиотиков. Бесконтрольный приём некоторых ототоксичных препаратов может завершиться снижением или отсутствием слуха в конечном итоге. 

Различные заболевания могут протекать с осложнениями, которые оказывают неблагоприятные воздействие в том числе и на уши. К таким заболеваниям относят отит, отосклероз, лабиринтит, грипп, менингит, и это лишь неполный список. На остроту слуха влияют различного рода опухоли, а также серные пробки и инородные предметы в слуховых проходах.

Причиной ослабления слуха может стать воздействие громких звуков на организм человека в течение длительного времени. Громкая музыка на концерте или в наушниках, шум транспорта, залпы фейерверков — всё это также подвергает наши уши большой нагрузке.

К особой группе риска относятся работники так называемых «шумных» производств, которые ежедневно испытывают звуковую нагрузку, взаимодействуя со станками и транспортом (например, сотрудники метро и пилоты).

Профилактические мероприятия

Сохранить уши здоровыми — важная задача каждого человека. Чтобы избежать осложнений в будущем, нужно придерживаться несложных правил:

  • вовремя лечите болезни уха, горла и носоглотки;
  • чтобы снизить нагрузку на уши при авиаперелёте и облегчить перелёт, при взлёте и посадке жуйте жевательную резинку или сосите леденец; если перед авиаперелётом у вас случился насморк, не забудьте взять с собой сосудосуживающие капли для носа;
  • во время эпидемий избегайте массового скопления людей, чтобы свести риск заражения к минимуму;
  • обязательно устраняйте очаги хронического воспаления носовой полости и носоглотки, чтобы инфекция не могла распространиться в уши;
  • не забывайте про правильную гигиену ушей, не используйте для чистки слухового прохода неподходящие для этого предметы (спицы, спички и другие острые предметы);
  • во время плавания в бассейне, надевайте шапочку; после обязательно промойте уши чистой водой и промокните полотенцем;
  • залог здоровья — ведение правильного образа жизни без вредных привычек, с соблюдением режима сна и отдыха, сбалансированное богатое витаминами питание;
  • избегать мероприятий и деятельности, которые могут привести к черепно-мозговым травмам;
  • если вы работаете на шумном производстве, обязательно используется промышленные наушники или промышленные бируши, а также соблюдайте нормы пребывания в шумном помещении;
  • постарайтесь ограничить прослушивание музыки в наушниках — это чревато появлению проблем с ушами уже в молодом возрасте.

И, конечно, самое главное правило — при возникновении малейших проблем со слухом, появлении эха, шума и звона — незамедлительно обращайтесь за профессиональной медицинской помощью.

Наша клиника специализируется исключительно на заболеваниях уха, горла и носа. 

Мы знаем о болезнях ушей всё, используем в лечении авторские методики и работаем на самом современном оборудовании. 

Пожалуйста, записывайтесь на приём! 

Мы будем рады вам помочь!

Источник: https://dr-zaytsev.ru/articles/snizhenie-slukha.html

Характеристика больных с нейросенсорной тугоухостью сосудистого генеза

Аудиологическое исследование: Больные жалуются в основном на понижение слуха и ощущение

При поступлении в нашу клинику больные жаловались в основном на снижение слуха и шум в ушах, а также периодическое головокружение, головные боли, слабость, быструю утомляемость.

При исследовании ЛОР-статуса у 32,4% пациентов выявлено незначительное искривление носовой перегородки, у 53,8% – гипертрофия нижних и у 21,7% – средних носовых раковин.

При отоскопическом исследовании у 42,6% больных обнаружена мутность барабанной перепонки, у 40,9% – укорочение светового рефлекса, у 37,7% – втянутость. У остальных 57,4% больных отоскопическая картина барабанной перепонки соответствовала норме.

На двусторонний субъективный шум в ушах предъявляли жалобы 38 человек, на односторонний – 27.

Постоянный и интенсивный шум отмечали 34 больных, периодический и малой интенсивности – 25, шум, появляющийся в основном при повышении артериального давления, отмечали 12 обследованных.

9 человек не могли точно определить «источник» шума и больше склонялась к тому, что шум ощущается преимущественно в голове, а не в ушах.

На предложение охарактеризовать субъективный шум больные сравнивали его с «выключенным телевизором» (53,8%), «падающим водопадом» (18,4%), «сверчком» (13,8%), «жужжанием» (7,7%), «стуком колес уходящего поезда» (6,1%).

Проведенное совместно с невропатологами общее клиническое и неврологическое обследование больных с ХНСТ, протекающей на фоне дисциркуляторной энцефалопатии гипертонического генеза, выявило субъективные неврологические симптомы различной степени выраженности.

Так, из общего числа больных с хронической НСТ и ДЭ I степени жалобы на головную боль предъявляли 32 (72,7%) человека; головная боль в основном характеризовалась как чувство тяжести в голове малой и средней интенсивности и была наиболее выражена в периоды повышения артериального давления.

Частые и продолжительные головные боли беспокоили почти всех больных с НСТ и ДЭ II стадии. Головокружения периодически возникали у большинства больных с ХНСТ и ДЭ II стадии. (85,2%) и у 70,4% пациентов с ХНСТ и ДЭ I стадии.

Ухудшение памяти в основном на текущие события и рассеянность отмечали 15 (34,09%) больных с НСТ+ДЭ I стадии. В возрасте от 36 до 45 лет было 4 (9,1%) больных, 46-55 лет – 6 (13,6%), 56-65 лет – 5 (11,4%). Что касается больных с ДЭ II стадии, то эти жалобы наблюдались практически у всех обследованных пациентов.

На повышенную утомляемость, которая проявлялась снижением работоспособности, астенией, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, жаловались 38 (86,3%) больных с ДЭ I стадии и 32 (94,1%) пациента с ДЭ II стадии.

Нарушение сна отмечали 28 (63,6%) больных с НСТ+ДЭ I стадии и 31 (91,1%) больной с ДЭ II стадии. Расстройство сна проявлялось в основном удлинением процесса засыпания, неглубоким сном с частыми ночными пробуждениями. Кроме того, у 34 больных, которые характеризовали шум как постоянный и интенсивный, засыпание оказывалось трудным в силу мешающего заснуть шума в ушах.

Чрезмерная раздражительность, резкая смена настроения или чаще поддавленное настроение, а также пониженная работоспособность наблюдалась у 38 больных с НСТ и ДЭ I стадии и у 28 пациентов с ДЭ II стадии.

При этом большинство из них составляли лица трудоспособного возраста 35-50 лет.

Больные с НСТ на фоне ДЭ I стадии снижение работоспособности связывали не только с повышенной физической или умственной нагрузкой, но и «раздражающим» действием шума в ушах и периодическими головными болями.

Что касается больных с нарушением слуха на фоне ДЭ II стадии, то большинство из них были как трудоспособного, так и предпенсионного возраста.

При беседе с ними и при клиническом обследовании обращали на себя «заторможенность» или монотонность речи – 12 (35,3%) больных, замедленность движений и реакций – 19 (55,8%), изменение походки («мелкие шажки») – 9 (26,5%), незначительный тремор рук – 11 (32,3%).

Таким образом, после тщательного сбора анамнеза, клинического и неврологического исследований мы пришли к выводу, что у больных с нейросенсорной тугоухостью, протекающей на фоне дисциркуляторной энцефалопатии гипертонического генеза, формируются клинико-неврологические нарушения, проявляющиеся в основном субъективными симптомами. Степень выраженности этих расстройств находится в прямой зависимости от длительности заболевания и возраста. Наиболее выражены они у больных с ДЭ II стадии. Именно у них выявлялись наиболее резкие изменения со стороны слухового анализатора, нарушения в системе церебральной гемодинамики и микроциркуляции.

Из общего числа обследованных на одностороннее снижение слуха жаловались 32 (41,0%) больных, из них 18 (23,1%) с ДЭ I стадии и 14 (17,9%) с ДЭ II стадии. Двустороннее снижение слуха отмечали 46 (59,0%) пациента, из них 28 (35,9%) с ДЭП I стадии и 18 (23,1 %) – с ДЭ II стадии.

При камертональном исследовании обнаружено сокращение времени восприятия камертонов. Так, в группе больных с ГБ, осложненной ДЭ I ст., средняя длительность восприятия камертона С128 через воздух при норме 60 с составила 36±2,6 с, через кость при норме 30 с – 18±2,14 с. У больных с ДЭП II стадии эти показатели равнялись соответственно 29±4,2 и 14±6,3 с.

При проведении пробы Вебера латерализацию звука не отметил 51 (65,3%) больной, на латерализацию звука в лучше слышащее ухо указали 25 (32,05%) пациентов.

Дифференциальный камертональный тест Ринне был положительный в 97% случаев, что подтверждает нарушение слуха по типу звуковосприятия.

У 28 пациентов результаты камертонального теста Швабаха были в норме, у 50 больных (21 с НСТ+ДЭ I стадии, 29 с НСТ+ДЭI II стадии) наблюдалось укорочение опыта Швабаха.

Таким образом, предварительные выводы о характере и стадии поражения слуха у больных с нейросенсорной тугоухостью на фоне ДЭ гипертонического генеза мы смогли сделать по результатам камертональных исследований, что свидетельствует о целесообразности применения их при этой патологии.

Результаты пороговой тональной аудиометрии у всех больных представлены в виде графических кривых, на которых воздушно-костный интервал не превышал 10 дБ, в среднем составляя 5,0±1,8 дБ.

В каждой подгруппе аудиологическая картина по тональной аудиометрии была представлена следующим образом: среди больных с гипертонической болезнью, осложненной ДЭ I стадии, повышение слуховых порогов в среднем до 45-50 дБ отмечалось у 10 (22,7%) больных, до 55-60 дБ – у 6 (13,6%), до 60-75 дБ – у 35 (79,5%).

На аудиограммах у 16 (36%) пациентов регистрировался горизонтальный тип кривой со спадом на некоторые высокие частоты (6000, 8000 кГц). Полого-нисходящий тип кривой имел место у 26 (59,09%), горизонтальный – у 6 (13,6%).

У 4 (11,7%) больных с ДЭ II стадии слуховые пороги соответствовали 50-65 дБ, у 10 (29,4%) – 70-75 дБ, у 12 – 75-90 дБ, а у 8 достигали 100 дБ. У 68% обследованных преобладал круто-нисходящий тип аудиометрической кривой. Нисходящая кривая со спадом на диапазоне высоких частот зарегистрирован у остальных 22% пациентов.

Кондуктивный компонент на аудиограммах присутствовал у 27,8% больных с ХНСТ и ДЭ I стадии и у 47,1% больных с ХНСТ и ДЭ II стадии.

Анализ речевых аудиограмм выявил повышение порогов начального восприятия речи не менее чем до 40 дБ в возрастной группе больных 30-45 лет и до 45-50 дБ в возрастной группе старше 50-60 лет.

На 40 дБ речевые стимулы различали 38 больных (48,7%), из них 29 с ДЭП I стадии и 9 с ДЭП II стадии. Речевые стимулы в 50 дБ смогли различить остальные 44 (61,5%) больных, из них 19 с НСТ+ДЭП I стадии и 25 с НСТ+ДЭП II стадии.

Дальнейшее увеличение интенсивности звука (более чем 50 дБ) не приводило к 100% разборчивости.

Лишь у 22 больных наблюдалось сохранение разборчивости речевых стимулов. Снижение разборчивости речевых стимулов регистрировалось у остальных 54 больных.

Предельный уровень дискомфортной громкости при этом составил 60 дБ.

Таким образом, при подсчете процента разборчивости речи выяснилось, что у 18 (23,1%) пациентов не достигнуто порога 50% разборчивости речи, а 100% порог разборчивости не выявлен вовсе.

Наиболее показательной и информативной в оценке стадии нарушений слуховой функции у больных с НСТ мы считаем аудиометрию в расширенном диапазоне частот.

Независимо от показателей аудиометрии на средних частотах у наших пациентов наблюдались достоверные изменения при исследовании в расширенном диапазоне частот, особенно на уровне 12-20 кГц.

Так, у 28 (63,6%) больных с НСТ, развившейся на фоне гипертонической болезни и осложненной ДЭ I стадии повышение допустимых возрастных порогов отмечалось на уровне 10-15 кГц, у 12 (27,2%) – на уровне 16-18 кГц, у 8 (18,2%) – на уровне 16-20 кГц.

У 24 (70,5%) из 44 человек с нейросенсорной тугоухостью, протекающей на фоне гипертонической болезни и ДЭ II стадии отмечалось повышение порогов по расширенному диапазону частот в 10-15 кГц, у остальных 10 (29,4%) – свыше 16 кГц.

Следует отметить, что среди больных, у которых выявлялось лишь незначительное повышение слуховых порогов (45-55 дБ по данным пороговой тональной аудиометрии), при исследовании в расширенном диапазоне частот определялась достаточно ощутимая разница при сравнении с допустимыми возрастными параметрами. Особенно это было характерно для больных с НСТ+ДЭП I стадии (8 человек – 18,2%).

Как было сказано выше, у 26 больных тональная аудиометрия показала одностороннее снижение слуха. Несмотря на это, при исследовании слуха в расширенном диапазоне частот у 12 (27,3%) больных с НСТ+ДЭ I стадии и у 14 (41,2%) с НСТ+ДЭ II стадии обнаружено повышение порогов и на «нормально слышащее ухо».

Таким образом, исследование слуха в расширенном диапазоне частот при костном проведении звуковых стимулов существенно увеличивает возможности аудиометрической диагностики у больных с нейросенсорной тугоухостью на фоне ДЭ гипертонического генеза.

Оно позволяет обнаружить самые ранние изменения, а также признаки возможного прогрессирования слуховой дисфункции, не выявляемые при других аудиологических тестах, что делает данный метод высокоинформативным и предпочтительным в диагностике слуховых расстройств у больных с данной патологией.

Ссылаясь на результаты проведенных тестов, мы можем сделать выводы, что у больных с нарушением слуха на фоне дисциркуляторной энцефалопатии гипертонического генеза подтверждается факт преимущественно нейросенсорного типа нарушения слуха и двустороннего поражения. При этом степень выраженности слуховой дисфункции зависит от возраста больного, длительности, стадии и осложнения заболевания, что необходимо учитывать при выборе патогенетической терапии.

Источник: http://vsemed.com/dissertaczii-po-otorinolaringologii/75-nejrosensornaya-tugouxost-sosudistogo-geneza/582-xarakteristika-nejrosensornoj-tugouxostyu-sosudistogo-geneza.html

логические исследования – ДЗМ

Аудиологическое исследование: Больные жалуются в основном на понижение слуха и ощущение

Исследование слуха.

Методы исследования слуха имеют общее название: аудиологические исследования. Способ исследования слуха живой речью и камертонами называют акуметрией. Акуметрия может проводиться в любом кабинете, врачом – оториноларингологом. Исследование слуха с помощью электронно-акустических приборов называют аудиометрией.

Самое распространённое исследование слуха – тональная пороговая аудиометрия и тимпанометрия может выполнить врач-оториноларинголог или специально обученная медицинская сестра при наличии аудиометра.

Все остальные аудиологические исследования слуха требуют специальных условий сурдологического кабинета и выполняются врачом-сурдологом-оториноларингологом.

Исследование слуха показано пациентам с жалобами на снижение слуха, шумом в ухе или ушах, при длительной заложенности ушей. Направление пациентов, нуждающихся в проведении аудиометрии, осуществляется врачом-оториноларингологом медицинской организации оказывающей первичную медицинскую помощь, врачом-оториноларингологом, работающем в стационаре.

Показания ко всем аудиологическим исследованиям за исключением тональной пороговой аудиометрии (измерение остроты слуха) и тимпанометрии (исследование функции среднего уха, степени подвижности барабанной перепонки и проводимости слуховых косточек) определяет врач-сурдолог-оториноларинголог.

Решение о том, в срочном ли порядке пациент направляется на исследование слуха или в плановом порядке принимает врач-оториноларинголог. Пациенты принимаются врачом-сурдологом-оториноларингологом в ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского ДЗМ» и в Филиале №1 ГБУЗ «НИКИО им. Л.И.

Свержевского ДЗМ» по предварительной записи, за исключением пациентов, имеющих направления на срочные консультации. В день обращения по предварительной записи, пациенты, имеющие I группу инвалидности и Ветераны войн принимаются вне очереди.

Основной задачей аудиологического исследования является проведение дифференциальной диагностики различных форм тугоухости путем определения порогов слуха, измерения остроты слуха, восприятия разночастотных звуков.

Краткая характеристика основных методов исследования слуха.

Камертональные пробы. Исследование слуха с помощью разночастотных камертонов. Исследование позволяет дифференцировать кондуктивную (по звукопроведению) и нейросенсорную (по звуковосприятию) тугоухость.

Тональная пороговая аудиометрия: самое распространённое и основное исследование слуха, включает в себя определение порогов слуха по воздушному и костному звукопроведению с помощью аудиометра.

В результате обследования строится аудиограмма – кривая, отражающая отклонение порогов слуха от нормальных на разных звуковых частотах.

Интерпретирует аудиограмму – врач-оториноларинголог или врач-сурдолог-оториноларинголог.

Акустическая импедансометрия: это комплекс исследований, которые позволяют оценить передачу звуковых воздушных колебаний и, таким образом, определить состояние среднего уха.

Звуковая волна попадает на барабанную перепонку, вызывает ее колебания, которые затем через систему слуховых косточек передаются во внутреннее ухо и непосредственно на клетки, воспринимающие звук.

Импедансометрия позволяет объективно оценить состояние барабанной перепонки, слуховых труб и косточек, давления в среднем ухе, выяснить, если в полости среднего уха рубцы или жидкость, определяет сокращение слуховых мышц и оценить порог акустического рефлекса. Исследование включает в себя тимпанометрию и исследование слухового рефлекса.

Тимпанометрия – исследование подвижности барабанной перепонки под давлением воздуха в слуховом наружном проходе, которое меняется при помощи специального зонда прибора. Таким образом, оценивается вентиляционная функция слуховой трубы, подвижность слуховых косточек и давление в барабанной полости.

Исследование акустического рефлекса проводят путем изучения слухового рефлекса на громкий звуковой сигнал, который подается в исследуемое ухо через микронаушник или зонд в слуховом проходе. Исследование дает возможность провести дифференциальную диагностику уровня поражения слуха. Исследование проводится при подборе слухового аппарата, проведении кохлеарной имплантации и т.д.

Речевая аудиометрия определение разборчивости речи по воздушному звукопроведению с помощью наушников и в свободном звуковом поле с обеих сторон. Исследование проводится с помощью специального аудиометра.

При речевой аудиометрии определяют порог различения речи, пороги разборчивости речи, пороги комфортного и дискомфортного восприятия речи, динамический диапазон.

Исследование имеет большое значение при проведении слухопротезирования, а также для диагностики различных форм тугоухости.

Шумометрия метод исследования интенсивности субъективного ушного шума с помощью аудиометра с возможностью подачи шума.

Методы объективного исследования слуха

Данные методы исследования слуха применяются в отношении малолетних детей, лиц, проходящих экспертизу на наличие слуховой функции, и больных с ущербной психикой. Методы включают в себя оценку отоакустической эмиссии (ОАЭ) и вызванных слуховых потенциалов.

Регистрация слуховых вызванных потенциалов

В аудиологии используют слуховые вызванные потенциалы для объективного исследования нарушения слуха, топической диагностики центральных нарушений звукового анализатора.

Регистрация отоакустической эмиссии.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) представляет собой постоянную генерацию звуковых сигналов в рецепторе улитки.

Регистрация ОАЭ возможна с помощью высокочувствительного микрофона, который вводится в слуховой проход.

ОАЭ может быть зарегистрирована у детей уже на 3-4 день после рождения, поэтому метод применяется для обследования детей в родильных отделения с целью ранней диагностики тугоухости и глухоты.

Источник: https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/health/default/card/108.html

Medic-studio
Добавить комментарий