Аускультация легких: Метод объективного исследования, основанный на выслушивании

Аускультация как метод исследования. Аускультация легких в норме и патологии

Аускультация легких: Метод объективного исследования, основанный на выслушивании

Лекция №4

1. Везикуляpное дыхание, механизм формирования, клиническая характеристика.

2. Количественные изменения везикуляpного дыхания в норме и патологии, диагностическое значение

3. Качественные изменения везикуляpного дыхания в патологии, диагностическое значение.

4. Лаpинго-тpахеальное дыхание, механизм формирования, клиническая характеристика.

5. Бpонхиальное дыхание: причины и механизм формирования, варианты, клиническая характеристика.

6. Сухие хpипы: причины и механизм образования, виды, клиническая характеристика.

7. Влажные хpипы: причины и механизм образования, виды, клиническая характеристика.

8. Кpепитация: причины, механизм образования, виды, клиническая характеристика. Отличия от хpипов и шума тpения плевpы.

9. Шум тpения плевpы: причины и механизм образования, клиническая характеристика, отличия от кpепитации.

Аускультация (в переводе с латинского – выслушивание) – физикальный метод исследования, основанный на выслушивании звуковых явлений, возникающих при нормальной работе или патологических движениях внутренних органов.

По технике выделяют следующие виды аускультации:

Прямая (непосредственная) аускультация проводится путем прикладывания уха врача к поверхности тела человека. Преимущества: лучше выслушиваются низкие тоны сердца, тихое бронхиальное дыхание; звуки не искажаются. Недостатки: этот способ неприемлем для аускультации в надключичных ямках и подмышечных впадинах из-за неплотного прижатия ушной раковины к поверхности тела, и негигиеничен.

Непрямая (опосредованная) аускультация проводится с помощью инструментов – стетоскопа или фонендоскопа. Преимущества: этот способ более гигиеничен, звуки воспринимаются более четко. Недостатки: происходит искажение звуков из-за наличия в инструменте мембраны и трубок.

Аускультация легких в норме.

При аускультации легких в первую очередь обращают внимание на основные дыхательные шумы, затем на дополнительные, или побочные, дыхательные шумы.

Основные дыхательные шумы лучше выслушивать при дыхании больного через нос с закрытым ртом, а побочные – при глубоком дыхании через открытый рот.

В норме основным дыхательным шумом является везикулярное дыхание.

Везикулярное дыхание – это нормальный дыхательный шум, который выслушивается над всей поверхностью легких. По месту образования везикулярное дыхание является альвеолярным.

Механизм возникновения везикулярного дыхания обусловлен колебаниями напряженных эластичных стенок альвеол на вдохе и в начале выдоха.

В первой трети выдоха стенки альвеол еще напряжены, поэтому их колебания слышны, последние две трети выдоха спадение альвеол происходит бесшумно.

Признаки везикулярного дыхания:

– выслушивается над всей поверхностью легких

– мягкий, нежный непрерывный дующий шум, напоминающий звук «Ф»

– соотношение вдоха и выдоха 3:1

Ларинготрахеальное дыхание – это дыхательный шум, возникающий в гортани и трахее в период прохождения воздуха через ую щель.

Механизм возникновения ларинготрахеального дыхания связан с образованием турбулентного потока при прохождении воздуха через узкую ую щель в широкое пространство гортани.

Признаки ларинготрахеального дыхания:

– выслушивается над гортанью и трахеей: спереди от щитовидного хряща до перехода рукоятки в тело грудины, сзади от 7-го шейного позвонка до 3-4 грудного.

– грубый громкий шум, похожий на звук «Х-Х»,

– соотношение вдоха и выдоха 1:2, то есть ларинготрахеальное дыхание слышно во время всего вдоха и всего выдоха. Причем на выдохе громкость ларинготрахеального дыхания несколько больше, чем на вдохе. Это связано с тем, что во время выдоха ая щель уже, чем на вдохе, что усиливает завихрения воздуха, делая их более слышимыми на всем протяжении выдоха.

Аускультация легких в патологии.

Изменения везикулярного дыхания:

1. Количественные (усиление, ослабление)

2. Качественные (жесткое, саккадированное, с удлиненным выдохом)

К количественным изменениям везикулярного дыхания относятся усиление и ослабление. При количественных изменениях везикулярного дыхания меняется только громкость шума, но сохраняются качественные характеристики везикулярного дыхания: нежный дующий шум с соотношением вдоха и выдоха 3:1.

Громкость везикулярного дыхания зависит от:

1. Толщины грудной стенки, состояния плевры и плевральной полости.

2. Проходимости дыхательных путей, объема и скорости поступающего в альвеолы воздуха;

3. Эластичности легочной ткани;

4. Количества одновременно раскрывающихся альвеол.

Ослабление везикулярного дыхания в норме наблюдается при:

– утолщении грудной стенки за счет чрезмерного развития мышц или жировой ткани

– во сне, когда уменьшается скорость поступающего в альвеолы воздуха.

Физиологическое ослабление везикулярного дыхания всегда одинаково в симметричных областях.

Ослабление везикулярного дыхания в патологии возникает при:

1. нарушении проходимости дыхательных путей, например, долевого бронха с развитием неполного обтурационного ателектаза (опухоль бронха, инородное тело, сдавление бронха извне). Ослабление дыхания будет в зоне, вентилируемой этим бронхом.

2. Снижении эластичности легочной ткани при эмфиземе, пневмосклерозе, первой и третьей стадиях крупозной пневмонии, отеке легких.

3. Снижении количества функционирующих альвеол при очаговой пневмонии, очаговом туберкулезе, очаговом пневмосклерозе, полостях в легочной ткани, не сообщающихся с бронхом (абсцесс, киста).

4. Утолщении листков плевры (сухой плеврит, плевральные спайки), скопление жидкости или воздуха в плевральной полости (пневмоторакс, гидроторакс или экссудативный плеврит)

Внелегочные причины ослабления везикулярного дыхания:

· Нарушение функции дыхательной мускулатуры (миастения, миопатия, паралич мышц диафрагмы, диафрагмит)

· Ограничение глубины дыхания при болях: травмы грудной клетки, миозит, перелом ребер, межреберная невралгия

· Высокое стояние диафрагмы при ожирении, метеоризме, асците, большой кисте брюшной полости

Физиологическое усиление везикулярного дыхания наблюдается

– у лиц с тонкой грудной стенкой, слабом развитии мышц и подкожного жирового слоя, преимущественно у астеников

– при тяжелой физической работе.

Физиологическое усиление везикулярного дыхания одинаково с обеих сторон.

Усиление везикулярного дыхания в патологии чаще носит викарный (компенсаторный) характер, оно выявляется на здоровой стороне, когда с другой стороны легкое функционирует недостаточно (обширная пневмония, пневмоцирроз, обтурационный ателектаз, пневмоторакс, экссудативный плеврит). Локальное (ограниченное) усиление везикулярного дыхания нередко отмечается по соседству с очагами уплотнения легочной ткани, что является компенсаторным явлением.

Внелегочные причины:

· при глубоком дыхании, обусловленном патологией ЦНС, раздражением дыхательног центра при кетоацилдотической, уремической коме.

К качественным изменениям везикулярного дыхания относятся жесткое, саккадированное и везикулярное дыхание с удлиненным выдохом.

Жесткое дыхание – это особое везикулярное дыхание, при котором изменяется тембр (нет мягкости) и нарушается соотношение вдоха к выдоху в сторону 1:1. Чаще выслушивается над обеими половинами грудной клетки, но может определяться и на ограниченном участке.

Признаки:

· грубое, неровное

· вдох = выдох

Место возникновения жесткого дыхания – бронхи. Причины возникновения связаны с неравномерным сужением просвета бронхов: воспалительный или невоспалительный отек слизистой, скопление вязкой слизи, либо разрастание соединительной ткани в бронхах при хроническом воспалении.

Механизм возникновения заключается в образовании турбулентных воздушных потоков при прохождении через неравномерно суженные бронхи, что придает везикулярному дыханию такие черты как грубость, неровность, шероховатость.

При этом по продолжительности вдоха и выдох становятся равными.

Жесткое дыхание – типичный аускультативный признак острого и хронического бронхита, невоспалительного отека стенки бронхов при левосердечной недостаточности.

Вариантом качественного изменения везикулярного дыхания является дыхание с удлиненным выдохом.

Диагностическое значение: возникает тогда, когда на выдохе альвеолы долго остаются напряженными и колебания их стенок слышны дольше, чем в норме. Это встречается при затруднении опорожнения альвеол от воздуха из-за сужения терминальных бронхов, что наблюдается при:

· бронхиолите

· бронхоспазме

Также везикулярное дыхание с удлиненным выдохом может возникать при эмфиземе легких. Выдох – процесс пассивный, он совершается за счет эластической тяги легких. При эмфиземе продолжительность выдоха удлиняется из-за снижения эластичности легочной ткани.

Аускультативно – независимо от продолжительности вдоха, выдох становится равным ему или даже длиннее.

Третья разновидность качественного изменения везикулярного дыхания – саккадированное, или прерывистое дыхание. При этом сохраняется соотношение вдоха и выдоха 3:1, но вдох прерывистый, состоит как бы из нескольких отдельных коротких вдохов.

Саккадированное дыхание над всей поверхностью легких может возникнуть при заболеваниях дыхательной мускулатуры, проявляющихся судорожными сокращениями. Это отмечается при нервной дрожи у возбудимых субъектов, при дрожи, плаче, разговоре у детей.

Выслушивание саккадированного дыхания на ограниченном участке грудной клетки чаще является признаком очагового воспаления легких (очаговая пневмония, очаговый туберкулез).

Бронхиальное дыхание – это проведенное по бронхам на периферию к грудной стенке ларинготрахеальное дыхание. В норме звук бронхиального дыхания не выслушивается на поверхности грудной клетки, так как во-первых, он заглушается звуком везикулярного дыхания, во-вторых, воздух, содержащийся в альвеолах, препятствует проведению этого звука на поверхность грудной клетки.

Условиями для выслушивания бронхиального дыхания являются:

1. отсутствие воздуха в легочной ткани

2. отсутствие везикулярного дыхания

Этим условиям соответствуют следующие причины:

· 2 стадия крупозной пневмонии,

· полный компрессионный ателектаз.

При этих процессах легкое безвоздушно, соответственно, везикулярного дыхания нет.

3. появление патологической воздушной полости в легком, сообщающейся с бронхом. Такая полость называется резонирующей.

При наличии резонирующей полости возможны следующие варианты бронхиального дыхания: амфорическое и металлическое дыхание.

Амфорическое дыхание (амфора – кувшин) – низкое бронхиальное дыхание, возникает при наличии полости размером 5-6 см с уплотненными стенками, сообщающейся с бронхом через узкую щель. Этот звук легко имитировать, подув над горлышком пустого графина или бутылки. Перкуторно амфорическому дыханию соответствует звук треснувшего горшка.

Металлическое дыхание отличается более высоким тембром звучания. Возникает при открытом пневмотораксе, когда плевральная полость сообщается через отверстие в висцеральной плевре с достаточно крупным бронхом. Металлическое дыхание всегда сочетается с металлическим тимпанитом.

Стенотическое дыхание – это вариант бронхиального дыхания, которое выслушивается над участками сужения гортани, трахеи и крупных бронхов.

Причины: опухоль, отек, инородное тело гортани, трахеи и крупных бронхов.

У детей с более тонкой стенкой грудной клетки и хорошей эластичностью альвеол отмечается пуэрильное (от лат puer – мальчик) дыхание. Это изменение везикулярного дыхания в виде усиления и появления бронхиального оттенка, так как бронхи у детей более широкие, а толщина легочной ткани меньше, чем у взрослых.

Дополнительные дыхательные шумы, причины,

механизм их образования, диагностическое значение.

Дополнительные дыхательные шумы образуются в бронхах, патологических полостях, в альвеолах и плевральной полости. В норме они не выслушиваются. К дополнительным дыхательным шумам относятся:

· Хрипы

· Крепитация

· Шум трения плевры

Хрипы – это дополнительные дыхательные шумы, которые образуются в бронхах или в патологических полостях. Хрипы делятся на сухие и влажные.

Сухие хрипы.

Механизм образования связан с неравномерным сужением просвета бронхов и появлением турбулентных потоков воздуха. Неравномерное сужение может быть обусловлено воспалительным и невоспалительным отеком слизистой бронхов, появлением в просвете бронхов вязкого секрета, разрастанием соединительной ткани или опухоли в стенке бронха, бронхоспазмом.

Сухие хрипы принято подразделять на:

· Высокие – дискантовые, свистящие

· Низкие – басовые, гудящие, жужжащие

Высокие свистящие хрипы – образуются в мелких бронхах.

Причины:

· Спазм или отек мелких бронхов и бронхиол при бронхиальной астме и бронхиолите.

Сухие свистящие хрипы лучше слышны на выдохе, так как просвет бронхов на выдохе более сужен, нежели на вдохе. В положении лежа их количество возрастает – из-за повышения тонуса вагуса и усиления бронхоспазма. После покашливания практически не меняются. Выслушиваются над всей поверхностью легких, нередко слышны на расстоянии

Низкие свистящие хрипы – образуются в бронхах среднего, крупного калибра и даже в трахее в результате накопления в их просвете липкого, вязкого секрета, который, налипая на стенки бронхов, сужает их просвет.

Неравномерное сужение просвета бронхов также может быть обусловлено воспалительным и невоспалительным отеком стенки бронхов, разрастанием соединительной ткани или опухоли в стенке бронха. При прохождении воздуха через неравномерно суженные бронхи, появляются турбулентные потоки, и возникают звуки, напоминающие гудение или жужжание.

Разновидностью сухих хрипов являются музыкальные, которые образуются при прохождении воздушного потока, особенно на вдохе, через перемычки в виде струны, образованные вязким секретом.

Низкие сухие хрипы лучше слышны на вдохе, так как на вдохе скорость воздушного потока больше, могут несколько изменяться после покашливания из-за перемещения вязкой мокроты по бронхиальному дереву.

Диагностическое значение низких сухих хрипов: острый и хронический бронхит с поражением бронхов среднего и крупного калибра.

Влажные хрипы.

Место их возникновения – бронхи любого калибра и патологические полости, содержащие жидкий секрет (экссудат, отечную жидкость, кровь или жидкий гной).

Воздух, проходя через секрет, образует пузырьки, которые лопаются на поверхности жидкости и создают своеобразный звуковой феномен, называемый влажными хрипами.

Величина пузырьков зависит от диаметра бронха или полости, где они возникли, поэтому различают:

· Мелкопузырчатые

· Среднепузырчатые

· Крупнопузырчатые влажные хрипы.

Крупнопузырчатые влажные хрипы выслушиваются над крупными патологическими полостями с жидким содержимым (туберкулезная каверна, абсцесс легкого).

Среднепузырчатые влажные хрипы образуются в крупных бронхах или мелких патологических полостях (бронхит, стафилококковая пневмония).

Мелкопузырчатые влажные хрипы образуются в мелких бронхах и бронхиолах при накоплении в них жидкого секрета (бронхиолит, пневмония, отек легких).

Влажные хрипы подразделяют на:

· Незвучные (неконсонирующие)

· Звучные (консонирующие)

Незвучные влажные хрипы слышны в виде приглушенного звука. Они возникают в бронхах при условии сохранения воздушности легочной ткани, что затрудняет проведение звука на поверхность грудной стенки.

Диагностическое значение незвучных влажных хрипов:

· Острый или обострение хронического бронхита,

· Левожелудочковая недостаточность с отеком легких

Звучные влажные хрипы выслушиваются более ясно, громко, как бы возле уха. Они образуются тогда, когда вокруг бронха имеется безвоздушная, уплотненная легочная ткань, что создает условия для хорошего проведения хрипов на поверхность грудной клетки.

Диагностическое значение звучных влажных хрипов:

· 2 стадия крупозной пневмонии,

· инфильтративный туберкулез,

· резонирующая полость в легких, то есть полость, сообщающаяся с бронхом (абсцесс легкого, туберкулезная каверна, распадающаяся опухоль).

Влажные хрипы выслушиваются в обе фазы дыхания, при этом на вдохе их количество и звучность больше чем на выдохе, что обусловлено скоростью воздушного потока – на вдохе она больше. Влажные хрипы отличаются значительным непостоянством, после форсированного дыхания, после нескольких глубоких вдохов они могут исчезнуть или измениться или появиться вновь.

Крепитация.

Место образования крепитации – альвеолы. Механизм образования связан с наличием в полости альвеол небольшого количества жидкого секрета, который вызывает слипание стенок альвеол на выдохе. На вдохе под действием воздушного потока альвеолы с треском разлипаются, что и образует крепитацию.

Аускультативно крепитация представляет собой тихое, едва уловимое потрескивание, которое напоминает звук, получаемый при растирании между пальцами у самого уха пучка волос.

Крепитация бывает звучная и незвучная.

Звучная крепитация выслушивается при уплотнении легочной ткани, что способствует лучшему проведению звука. Диагностическое значение звучной крепитации:

· 1 и 3 стадии крупозной пневмонии,

· инфильтративный туберкулез легких,

· инфаркт-пневмония.

Незвучная крепитация возникает при застойных явлениях в легких при левосердечной недостаточности, когда отсутствует уплотнение легочной ткани. При этом крепитация выслушивается в задне-нижних отделах легких, в то время как звучная крепитация при пневмонии выслушивается только над участком воспаления.

Крепитацию можно выслушать у больных с экссудативным плевритом в зоне компрессионного ателектаза (треугольник Гарленда), а также при неполном обтурационном ателектазе.

Нередко крепитацию трудно отличить от влажных мелкопузырчатых хрипов.

Крепитация выслушивается только на высоте вдоха (хрипы на вдохе и выдохе), после покашливания крепитация не меняется и не исчезает.

Шум трения плевры.

возникает при:

· Появлении неровностей, шероховатостей на поверхности плевральных листков.

· Исчезновении жидкости в плевральных полостях.

Диагностическое значение шума трения плевры:

· сухой плеврит, при экссудативном плеврите может быть в самом начале заболевания (при появлении выпота шум исчезает, а при рассасывании вновь появляется),

· туберкулез плевры,

· уремия при ОПН и ХПН, когда на плевре откладываются кристаллы мочевины.

· обезвоживание (профузная рвота, понос, кровопотеря).

Шум трения плевры может напоминать шорох листа, шум шелка, но может быть и очень грубым, громким, напоминающим хруст снега, скрип кожаного ремня. Наиболее часто выслушивается в нижне-боковых отделах грудной клетки, подмышечных областях, то есть местах наибольшей подвижности легких и наиболее частой локализации воспалительных процессов плевры.

При дифференциальной диагностике шума трения плевры и других побочных дыхательных шумов надо учитывать следующее:

· Шум трения плевры выслушивается в обе фазы дыхания (в отличие от крепитации);

· Шум трения плевры после покашливания не изменяется и не исчезает (в отличие от хрипов);

· Усиливается при давлении фонендоскопом, при наклоне туловища пациента в больную сторону из-за сближения листков плевры;

· Шум трения плевры выслушивается на ограниченном участке «под самым ухом»

· Шум трения плевры часто сопровождается болевыми ощущениями в зоне локализации;

· Для отличия шума трения плевры от хрипов и крепитации можно использовать прием «мнимого дыхания»: пациенту предлагается на выдохе плотно закрыть рот и пальцами зажать нос, затем сделать несколько дыхательных движений животом – поочередное выпячивание и втягивание живота с одновременным выслушиванием врачом зоны дополнительного дыхательного шума; шум трения плевры в этих условиях будет выслушиваться из-за движения диафрагмы и трения листков плевры, в то время как крепитация, влажные и сухие хрипы прослушиваться не будут из-за отсутствия вентиляции легких.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_31817_postanovka-i-kratkaya-formulirovka-nauchnoy-zadachi.html

Аускультация как метод исследования больного. История развития аускультации. Правила и техника аускультация легких. Везикулярное дыхание, и его разновидности в патологии

Аускультация легких: Метод объективного исследования, основанный на выслушивании

Аускультация — метод исследования внутренних органов, основанный на выслушивании звуковых явлений, связанных с их деятельностью.

Аускультация осуществляется путем прикладывания к поверхности тела человека уха или инструмента для выслушивания, в связи с чем различают аускультацию прямую (непосредственную) и непрямую (опосредованную). Аускультация была разработана французским врачом Рене Лаэннеком в 1816 г., а описана и введена им во врачебную практику в 1819 г.

Он же изобрел первый стетоскоп. Лаэннек обосновал клиническую ценность аускультации, описал и дал обозначения почти всех аускультативных феноменов (везикулярное, бронхиальное дыхание, крепитация, шумы).

В 1824 г. появились первые работы отечественных авторов, посвященные этому методу. Большое внимание развитию и внедрению аускультации уделял П. Чаруковский.

Развитие аускультации в дальнейшем связано с усовершенствованием стетоскопа (П. Пиорри, Ф. Г. Яновский и др.), изобретением бинаурального стетоскопа (Н. Ф. Филатов и др.

), фонендоскопа и изучением физических основ аускультации (И. Шкода, А. А. Остроумов, В. П. Образцов и др.).

Дальнейшим развитием аускультации явилась разработка методики записи звуковых явлений (фонография), возникающих в различных органах. Первая графическая запись звуков сердца осуществлена в 1894 г. (В. Эйнтховен).

Аускультация остается незаменимым диагностическим методом для исследования легких, сердца и сосудов, а также при определении артериального давления по способу Короткова, распознавания артериовенозных аневризм, внутричерепных аневризм, в акушерской практике. Аускультация показана при исследовании органов пищеварения (определение кишечных шумов, шума трения брюшины и др)

Правила аускультации. В помещении должно быть тихо и достаточно тепло. Во время аускультации больной либо стоит, либо сидит на стуле или в постели.

Тяжелобольных выслушивают в положении лежа на постели; если проводится аускультация легких, то, выслушав одну половину грудной клетки, больного осторожно поворачивают на другой бок и продолжают аускультацию.

Следует избегать выслушивания над поверхностью кожи, имеющей волосы, так как трение о них раструба или мембраны фонендоскопа создает дополнительные звуки, затрудняющие анализ звуковых явлений. Во время выслушивания стетоскоп нужно плотно всей окружностью прижать к коже больного.

Следует избегать слишком большого давления, иначе произойдет ослабление вибрации ткани в зоне прилегания стетоскопа, вследствие чего станут тише и выслушиваемые звуки. Врач должен плотно удерживать стетоскоп двумя пальцами.Не обходимо также регулировать дыхание больного, а в некоторых случаях ему предлагают покашлять (например, после выделения мокроты выслушиваемые ранее в легких хрипы могут исчезнуть или изменить свой характер)

Аускультацию легких проводят по определенному плану: стетоскоп или фонендоскоп ставят в строго симметричных точках правой и левой половин грудной клетки. Выслушивание начинают сначала спереди и сверху от надключичной и подключичной областей и постепенно перемещают стетоскоп вниз и в стороны на 3—4 см от выслушиваемой точки тела.

Затем в той же последовательности выслушивают легкие сзади и в подмышечных областях.

Для увеличения выслушиваемой поверхности межлопаточного пространства больной по просьбе врача скрещивает руки натруди и тем самым отводит лопатки кнаружи от позвоночника, а для удобства выслушивания подмышечных областей поднимает руки вверх и ладони закладывает за голову.

Выслушивать больного можно в любом его положении, но лучше, если он сидит на табурете с положенными на колени руками. Такое положение способствует максимальному расслаблению дыхательной мускулатуры.

Выслушивать больного можно и в положении стоя, но при этом нужно помнить, что глубокое дыхание вследствие гипервентиляции может вызвать головокружение, а иногда и обморок.

Для предупреждения этого, а также для обеспечения более плотного прижатия стетоскопа к коже, особенно при выслушивании твердым стетоскопом, больного всегда нужно придерживать свободной рукой с противоположной стороны.

При аускультации легких сначала сравнивают дыхательные шумы во время вдоха, оценивают их характер, продолжительность, силу (громкость), а затем эти шумы сравнивают с дыхательными шумами в аналогичной точке другой половины грудной клетки (сравнительная аускультация).

В первую очередь обращают внимание на так называемые основные дыхательные шумы — везикулярное (альвеолярное) дыхание, которое выслушивается над легочной тканью, и бронхиальное(ларинготрахеальное) дыхание, выслушиваемое над гортанью, трахеей и областью расположения крупных бронхов.

При развитии патологического процесса в дыхательных путях, в альвеолярной легочной ткани или в плевральных листках могут прослушиваться дополнительные, или побочные, дыхательные шумы — хрипы, крепитация и шум трения плевры.

Основные дыхательные шумы лучше выслушивать при дыхании больного через нос при закрытом рте, а побочные — при более глубоком дыхании через открытый рот.

Везикулярное дыхание

Везикулярное дыхание возникает в результате колебания эластических элементов альвеолярных стенок в момент наполнения альвеол воздухом в фазу вдоха. Заполнение всех альвеол воздухом при вдохе происходит последовательно.

Суммация огромного количества звуков при колебании альвеолярных стенок дает продолжительный мягкий дующий шум, который прослушивается на протяжении всей фазы вдоха, постепенно усиливаясь.

Этот шум напоминает звук, который образуется при произношении буквы «ф» в момент вдыхания воздуха или при питье чая из блюдца и присасывании жидкости губами.

Колебание альвеолярных стенок продолжается и в начале выдоха, образуя более короткую вторую фазу везикулярного дыхания, выслушиваемую только в первой трети фазы выдоха, так как в результате понижения напряжения альвеолярных стенок колебания их эластических элементов быстро гаснут и дыхательный шум в последующие две трети фазы выдоха не прослушивается.

В физиологических условиях везикулярное дыхание лучше выслушивается на передней поверхности грудной клетки ниже II ребра и латеральнее окологрудинной линии, а также в подмышечных областях и ниже углов лопаток, т. е.

там, где в грудной полости располагается наибольшая масса легочной ткани. В области верхушек и в самых нижних отделах легких, где слой легочной ткани уменьшен, везикулярное дыхание ослаблено.

при проведении сравнительной аускультации нужно иметь в виду, что справа выдох несколько громче и продолжительнее, чем слева, за счет лучшего проведения ларингеального дыхания по правому главному бронху, более короткому и широкому.

Над правой верхушкой дыхательный шум иногда становится бронховезикулярным, или смешанным, вследствие более поверхностного и горизонтального расположения правого верхушечного бронха.

Везикулярное дыхание может изменяться в сторону как ослабления, так и усиления. Эти изменения бывают физиологическими и патологическими.

Физиологическое ослабление везикулярного дыхания наблюдается при утолщении грудной стенки за счет чрезмерного развития ее мышц или повышенного отложения жира в подкожной жировой клетчатке.

Физиологическое усиление везикулярного дыхания отмечается у лиц с тонкой грудной клеткой преимущественно астенического телосложения, как правило, со слабо развитыми мышцами и подкожным жировым слоем. Усиленное везикулярное дыхание всегда выслушивается у детей с более тонкой стенкой грудной клетки, хорошей эластичностью легких.

Такое дыхание называют пуэрильным. Везикулярное дыхание усиливается и при тяжелой физической работе; дыхательные движения при этом становятся более глубокими и частыми.

Физиологическое изменение везикулярного дыхания в сторону ослабления или усиления его всегда происходит одновременно в правой и левой половинах грудной клетки, и в симметричных областях ее дыхание одинаково.

При патологических состояниях везикулярное дыхание может изменяться одновременно в обоих легких, в одном легком либо только на ограниченном участке одной доли легкого. При этом дыхание или ослабленное, или совершенно не прослушивается, или усиливается.

Изменение везикулярного дыхания в таких случаях зависит от количества сохранившихся альвеол и качества их стенок, скорости и величины заполнения альвеол воздухом, продолжительности и силы фазы вдоха и выдоха, физических условий проведения звуковых волн от колеблющихся эластических элементов легочной ткани на поверхность грудной клетки.

Патологическое ослабление везикулярного дыхания может быть обусловлено значительным уменьшением общего количества альвеол в результате атрофии и постепенной гибели межальвеолярных перегородок и образования более крупных пузырьков, не способных к спадению при выдохе.

Такое патологическое состояние наблюдается при эмфиземе легких, при которой сохранившиеся альвеолы в значительной степени теряют эластические свойства; стенки их становятся неспособными быстро растягиваться и давать достаточные колебания.

Ослабление везикулярного дыхания может также происходить за счет набухания альвеолярных стенок части легкого и уменьшения амплитуды колебаний их во время вдоха. При этом отмечается не только ослабление, но и укорочение фазы вдоха и выдоха: выдох в таких случаях иногда вообще не улавливается ухом.

Такое ослабление везикулярного дыхания наблюдается в начальной стадии крупозной пневмонии.

Везикулярное дыхание может быть ослаблено и при недостаточном поступлении воздуха в альвеолы по воздухоносным путям в результате появления в них механического препятствия, например опухоли или инородного тела, а также при резком ослаблении фазы вдоха как за счет воспаления дыхательных мышц, межреберных нервов, перелома ребер, так и при резкой слабости и адинамии больного.

Ослабление везикулярного дыхания наблюдается и при затруднении проведения звуковых волн от источника колебания — альвеолярных стенок к поверхности грудной клетки в результате удаления легочной ткани от грудной стенки, например при утолщении плевральных листков, либо накоплении жидкости или воздуха в плевральной полости. При накоплении большого количества жидкости или воздуха в плевральной полости дыхание совсем не прослушивается. Проведение дыхания на поверхность грудной клетки может отсутствовать и при ателектазе легкого, вызванном полной закупоркой просвета крупного бронха.

Патологическое усиление везикулярного дыхания может происходить в фазе выдоха или в обеих фазах дыхания: вдоха и выдоха. Усиление выдоха зависит от затруднения прохождения воздуха по мелким бронхам при сужении их просвета (воспалительный отек слизистой оболочки или бронхоспазм). При этом выдох становится более сильным и более продолжительным.

Везикулярное дыхание, более глубокое по характеру, при котором усилены фазы вдоха и выдоха, носит название жесткого дыхания. Оно наблюдается при сужении просвета мелких бронхов и бронхиол вследствие воспалительного отека их слизистой оболочки (при бронхитах).

Различают также прерывистое, или саккадированное, дыхание. Это везикулярное дыхание, фаза вдоха которого состоит из отдельных коротких прерывистых вдохов с незначительными паузами между ними. Выдох при этом дыхании обычно не изменяется.

Саккадированное дыхание наблюдается при неравномерном сокращении дыхательных мышц, например при прослушивании больного в холодном помещении, при патологии дыхательных мышц, нервной дрожи и т. д.

Появление саккадированного дыхания на ограниченном участке легкого свидетельствует о затруднении прохождения воздуха в этом участке из мелких бронхов и бронхиол в альвеолы и неодновременном их расправлении. Такое дыхание указывает на воспалительный процесс в мелких бронхах и чаще выявляется в верхушках при туберкулезном инфильтрате.

Источник: https://cyberpedia.su/14xe3ff.html

Аускультация как метод объективного исследования. Аускультация легких: Методическая разработка для проведения занятия по курсу

Аускультация легких: Метод объективного исследования, основанный на выслушивании

Определять иоценивать основные и добавочные дыхательные шумы.         

3.  Проводитьисследование бронхофонии.                          

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Закон Бернулли.

2. Физические основы звука.

3. Анатомия и гистология верхних и нижних дыхательныхпутей. Доли и сегменты легких. Структурно-функциональная единица легких.

4. Нормальная физиология системы органов дыхания.

5. Анатомические и гистологические особенностистроения плевры.

3. Контрольные вопросы по теме занятия.

1.  Что такоеаускультация?

2.  Видыаускультации, их преимущества и недостатки.

3.  Физическиеосновы аускультации.

4.  Общие правилааускультации. Правила и техника аускультации легких.

5.  Классификациядыхательных шумов.

6.  Механизмвозникновения везикулярного (альвеолярного) дыхания и его характеристика внорме.

7.  Количественные икачественные изменения везикулярного дыхания, их диагностическая значимость.

8.  Что такоебронхиальное (ларинго-трахеальное) дыхание?  Где оно выслушивается в норме?

9.  Патологическоебронхиальное дыхание. Причины возникновения, виды, диагностическое значение.

10.Смешанное дыхание:причины возникновения, диагностическое значение.

11.Что такоедобавочные дыхательные шумы?

12.Что такоехрипы, как они классифицируются?

13.Причины имеханизм возникновения сухих хрипов.

14.Причины имеханизм возникновения влажных хрипов.

15.Диагностическоезначение выявления хрипов.

16.Что такоекрепитация? Механизм ее возникновения и отличия от влажных хрипов.

17.Шум тренияплевры и механизм его возникновения, отличительные особенности.

18.Специфическиеаускультативные феномены, выявляемые при гидропневмотораксе.

19.Что такоебронхофония? Методика ее выявления и диагностическое значение.

4. Практическая часть занятия.

1. Методика аускультация легких (см. входе занятитя, п.4).

2. Методика исследованиябронхофонии (см. в ходе занятия, п.19).

5. Ход занятия.

В ходе занятия отрабатываютсяпрактические навыки (п.4), обсуждаются основные контрольные вопросы по темезанятия.

1. Что такое аускультация? 

Аускультация – это метод исследований, заключающийся ввыслушивании звуковых явлений, возникающих в организме в результате колебанийтех или других элементов его, и в суждении по характеру звука о физическом состоянииорганизма.

2. Виды аускультации, их преимущества и недостатки.      

1. Непосредственная аускультация(производится путем прикладывания уха к больному).

2. Посредственная аускультация(производится при помощи стетоскопа или фонендоскопа).

Достоинствами непосредственной аукультации являются:

–  позволяет выслушивать более слабые и высокие звуки;

–  позволяет выслушивать сразу большую площадь тела;

–  выслушиваются естественные звуки;

–  врач получает осязательные ощущения (это важно привыслушивании добавочных тонов сердца – III, IV).

Недостатками непосредственной аукультации являются:

–  трудность в локализации звуков, особенно привыслушивании сердца;

–  невозможность выслушивания ряда областей груднойклетки (надключичные и подмышечные области), шеи;

–  негигиеничность.

https://www.youtube.com/watch?v=-_TAJQL5pig

Достоинствами посредственнойаускультации являются:

–  гигиеничность;

–   удобство для больного и врача;

–  возможность локализовать место возникновения звуков;

–  возможность выслушивать зоны, недоступныенепосредственному методу;

–  гибкий стетоскоп позволяет выслушивать больного прилюбом положении его тела;

–  удобство при исследовании детей раннего возраста,тяжелых и обездвиженных больных;

–  усиление звука.

Недостатками посредственной аускультации являются:

–  искажение звука (необходимо пользоваться однимстетоскопом, врач к нему привязан);

–  большое количество дополнительных шумов, обусловленныхприменением стетофонендоскопа.

3. Каковы физические основы аускультации легких?

Возникновение звука – есть результат маятникообразныхдвижений (колебаний) выведенного из состояния покоя тела. Если тело однороднопо своему составу, то оно совершает периодические колебания, если неоднородно –непериодические колебания.

Колебания тела вызывают в окружающем воздухе рядпопеременных сгущений и разрежений, которые распространяясь во все стороны вформе звуковой волны, достигают нашего уха и вызывают раздражение слуховогоаппарата с той же последовательностью и частотой, с которой колеблетсявыведенный из состояния равновесия тело.

В случае периодических колебанийзвуковое ощущение обладает характерной для музыкальных звуков тональностью иобозначается как тон, в случае непериодических  – возникает звуковое ощущение,лишенное тональности – шум.

От величины амплитуды колеблющегося тела зависит силаили громкость звука (прямая зависимость). На громкость звука влияет такжерасстояние от источника звука. Чем больше глубина залегания источника звука (например,в легком), тем меньше громкость звука. От числа колебаний в  секунду,совершаемых телом, зависит высота тона, чем больше колебаний

Источник: https://vunivere.ru/work52306

������������ 2

Аускультация легких: Метод объективного исследования, основанный на выслушивании

����������� ��������� �� ����������� ��

������������ (�� ���. auscultatio � ������������) � ����� ������������ ���������� �������, ���������� �� ������������ �������� �������, ��������� � �� �������������.

������������ �������������� ����� ������������� � ����������� ���� �������� ��� ��� ����������� ��� ������������, � ����� � ��� ��������� ������������ ������ (����������������) � �������� (��������������). ������������ ���� ����������� ����������� ������ ���� ��������� � 1816 �., � ������� � ������� �� �� ��������� �������� � 1819 �.

�� �� ������� ������ ���������. ������� ��������� ����������� �������� ������������, ������ � ��� ����������� ����� ���� ��������������� ��������� (������������, ������������ �������, ����������, ����).

��������� ������������� �������� ������������ ������ ����� ��������� ������� ����������� �������� ������ � ������ � �������� ������� ��������� �� ������ �������, � ��� ����� � ������. � 1824 �. ��������� ������ ������ ������������� �������, ����������� ����� ������. ������� �������� �������� � ��������� ������������ ������ �. �����������.

�������� ������������ � ���������� ������� � ������������������� ���������� (�. ������, �. �. �������� � ��.), ������������ ������������� ���������� (�. �. ������� � ��.), ������������ � ��������� ���������� ����� ������������ (�. �����, �. �. ���������, �. �. �������� � ��.).

���������� ��������� ������������ ������� ���������� �������� ������ �������� ������� (����������), ����������� � ��������� �������. ������ ����������� ������ ������ ������ ������������ � 1894 �. (�. ���������). ��������� ��������� ������� ����������� ������ �� ��������� ��� ����������� ���� ��������� ����� ������� �������� ������������, ��� �������� �� ��������.

��� �������, ���������� ������, ������������� ������� � ��������� �������� ��������� ������, ����� ������� ��������� ����������� ����. ������ ����� ���� ���������� ���������� �������� �����, ������������������ �� ���� ������������.

�� ���� ��������� ������� ���� �������������� �� ��� ������� ������ �������, ������ ����������� ��������� ��������� � ���� ���������� ��������� �����, ��� �� �������������� ����, �� ��������������� � �����. ������ ������������� ��� ��� ���������� ������������� ���������� ����� �� ����������� �������.

� ����������� �������� ��������� ��� ���������������� (������), ��� � �������������� (��������) ������������.

��� ������ ����������� ����� ������������� ���� ������, ����� ������������ �������; ����� �� ���������� � �������������� � ������� ����������� (�������������� �������� ����� ��������).

������ ���� ������ ���������� ��� ������������ � ������������ ����� � ����������� ��������, � ������ � �� ������������� ������������. � ������ �������� ������������, �. �.

� ������� ������������ ��� ��������, ����������, ����������� � ����������� ���� �� ������� (��������, ���������, �����������), ����� � ������� ��� ������� ������� ���������� ���������� ���������. ������ ��� ���� �������������� ������ ����������� � ����������� ������ ������� ������������� �� ����� �������, ������� ��� �������������� ������ ����� �����.

��� ������������ ������� ����������� ������ � ��������� ����� ����� ����� ������� ����� �������� �������� �������� ����� ������� ����� ���������� � �������� ����� ������������ (������� ������������).

������� ���������, ������������� ������ �� ������, ���������� ��� �������, ������� �� ������ � ��������, ������� ������������� � ���� ��������, � �������� ��������� �� ������ ����� ��� ������������� � ��� ������������.

������ �������������� ������������ ����������, ��������� �� ������� � ���� ��������� ��� ���������� ������, ����� ������� ����������� � ���. ������������ ������ ������������ ����� ������, �������� ��� ������������ ����� � �������������.

��������� ������������ ����� �������� ������������ �������, � ������� �������� ����������� ����� �������� ������: ��� ��������� � �������� �������� ��� ��� �������� ������ ������������ ���������� �����������.

����, � ������� ��������� ������� ����������, ��������� ��� ��������, ��� ������������ �������� �������� � ����������� �� ��������: ��� ���������� �������� ������� �� ���� ����� ���������� ��������������� �����, ��� ������� ������� �������� ���������� ��������� ���������� ������. ������� ������� ����� �������� ����� ������ ������.

�����������, ����� ����, ������������ , ������� � ������� �� ����������� ����� �������� �� ������� ��� �������.

���� ���������� ������������ � ������������� ���������� �����, ������ ��� �� �������� ��������������� � ����� �� ������ ����������� � ���������� ������������ ������� ������ ��� ������������, ���������� �������������� ������� ����������� ������ �� ������ �����.

��������� � ��������� ����� ��������� �� ������������ ������������ �������� ���� ������������ ������ �����, ��� �������� � ��� ���������.

��� ���������� � ����������� ������� ��������� (�. �. �������� ������ ���� �� ��������� ��������� �����) ����������, ����� ����� ��������� � ������� ������� �� ���� ������� �������, � ���������� ������� ������� ������������ ����� ������� ��������; ����� �������� ���������� �� ������ ��������� 12 ��.

����� ����, ����������, ����� ������ ������������ ���� �������� ������, � ���������� ������� � ������� � ��� ����� ������.

������������ �������� ����������� ��������������� ������� ��� ������������ ������, ������ � �������, � ����� ��� ����������� ������������� �������� �� ������� ���������, ������������� ��������������� ��������, �������������� ��������, � ���������� ��������.

������������ �������� ��� ������������ ������� ����������� (����������� �������� �����, ���� ������ �������, ���� ��� ������� ���������), � ����� �������� (���� ������ ��������������� ������������ ��������). ������������

����� ����������� ������ � ��� �� ������, ��� �����������, ��� �������� ������ ����. ���� ����������� ������ ������ �� �������� �� �����������, �� �� �������� ���� ��� �������� ��� ����, ��� �� ������������� ����������� ������������� � ����� ��������� ��� ������ ���� ����������� ��������������� ������ – �����������.

������������ �������� �������� ������������ ��������� � �������� ����. ���������� ���������� ������������ �� ���������� ������� ���������, ������� ������������ ����������������� ������. ��� ��������� ����������� ������� ����� � ���������, �� ���������� �� ����������� ������� ����.
����������� ������� � ���� �������� ��� �����������. �� ��������� �����.

������������ �������

������������ ���� ����� ��������� ������� ������- � �������������� �����, ������������� �������������. �������� ������ ��������������� ��������� 40 ��, ����� ������ 53 ��.

� ������� ������� ���������� ���������������� ������������, ������� ��������� �������������������, ��� ��� ������ �������� ��������� �������� ��������� ����� ������ ���� ����� ������. ����� ��� ���� � ������ ������������ ���������, ��� ������������ �������� � ������. �������� ����� ����� ������� �� 42 ��.

������������ ����-�����������

���� �������� ��� ���������, ��� ������ ������ ���������� ��� ���������������� �����������. ���������� ������ ����������� �������� �������� Kawe.

��������������� ���� ����������� �� ����������� �����. ����� ��������� �������� ��������: �� ������� �� ���������. ����� ����������������� ������ 42 ��, � ������� �������� 45 ��.

���� �������� ����� � ���� ����� ����, ������� �������������� ������.

���� �� ������������� ���������� ������������ ������-����������� � ��������������� ��������.

������������ ��������

����� ������������� �������� ���� ����������� �������� ��� ��� ��������, ��� � ��� �����.

���������-������� � ������������ � ������ ������ 56 �� � ��������� ������� 44 ��, ������������� ��� ������������ ������ � ������ � ������ �������� ���������.

����� ��� ������������ �����-������� ������������ � ��������� ��� ������������� �������������. ���� ����������� �� ��������� ���� ������, ����� ��� ����� ����������� ������. ���������� �� ����������� �����. ��� ����� ������ � 56 ��, ������� �������� ����� 28 � ��������� ��, ��� ������������� ��������� �������� ��� ������ � ���������� ����������� ��������.

��� ������� �������� �������� ����������� ����������� �������-�������.

������� � ������

��� ���� ������������� ������ �� ����������������, ����� �������� 43,8 �� � ��������, ����� ������ 58 ��.

�������� �������� ������� � ���, ��� ����������� ������ ������� ����� �������� � ������� ������������ � ���������� �� ��������.

����������� ������� ���� �������� �� ���� �� ���������, �� ������� ������� ��������������� � ��������� ������ �������������� ��������. ��� ������������ ����������� � ��������� �������� ��������.

����������� ��������

������� ���������� ������������ �������� ����� ������. ���� ���� ������������ ��� ������� � ��������� ���������� �����. ������ ����� �������� ����� ����� ��������� ��������, � ������������� ����� ��������������� ����������� �� ���������� ����������. ����� ��������������� ������ 55 ��.

���������������� � ��� ������ ��� ������������ ������������ � ������������� ����� ���������� ������� ��������.

������������ ����� ���������� �� ������� ���������� (������� � ���������� ���������� ������) � ������������ (����������� ���� �������� � ����������������� ������).

����� ������������ ��� ������ ���� ������� ��� � 1816 ���� � � ��� ��� ���������� ������������ ��� ����������� ��������� �����������.

���������������� ��������� ��� ������������ ������ � ������, ������, ���������, ����������� �������, ������������� �������. �� ������ ���� ����� � ������ ������� ����� �������� ���������� ����� ���������� � ��������� ���� ��� ����� ������. ����������� ���� ���������� ������������������ ������ �� ������������ � �������� �������.

���������������� � ������, �������������� �������� �� ����������� ������ ���������� �������� ����������.

���������������� �����ܻ

���������������� �����ܻ � ������� � �� ����� ������� ������, ������� ������������� ������������� ��� ������� ���������������� ��� ��������� � ����������� ������.

������� �������, ���������������, ��� ��� ������ ����� �������� � ��� ���������, � ��� �����������. ��� ���������� ������, ������� �� ��������. ������ �������� �������� ������������� �������.

����� ����� ����������������� 58 ��, ������� �������� 43,8��. ������������ � ���� ������� ������: �������, �����, ������.

���������������� �������һ (Rapport)

���������������� �������һ (Rapport) ����� ������� ������. ������������� ��� �������� ����� KaWe, ����� ����������������� ���� �� ����� ��� �������� ������������� ����������� ������� � ��������. ������� ����������������� �������һ, ��� � � ���������� ������, �������, ������������ ������ ��� � ������ ����������, ��� � � ������ ������������.

���������������� �������һ ����������� ��� �������� ���������� �����, ���������� ������������� � ���� ���������� ��������� ���� � ��������, �������� ������� �����������������, ���������, ����� ��������������� ������.

� ����� ������ ��� ���� �� ������ �������. ����� ������ 55 ��, ������� �������� 27 ��� 40 ��. � �������� ������ 2 ��������, 3 ������� (19,5, 26,0, 33,0 ��), 2 ���� ����, �������������� ���������� ������ � ���� ��������.

����������� � �����, ������, �������, �������, ���������� ������.

������� ������������.

������������ ������ ����������� �� ������������ �������� � ����������� ��������� �������. � ��������� ������ ���� ����, ����� ������� ����������� ���� �� ��������� ������������� ������ ������, � ���������� �����, ����� ������� ��� ���������� ��� �������.

�� ����� ������������ ������� ���� �����, ���� ����� �� ����� ��� � ������� � � ����������� �� ����, ����� ��� ��������� ���������� ��� ������������. ������������� ����������� � ��������� ���� �� �������; ���� ���������� ������������ ������, ��, �������� ���� �������� ������� ������, �������� ��������� ������������ �� ������ ��� � ���������� ������������.

������� �������� ������������ ��� ������������ ����,������� ������, ��� ��� ������ � ��� �������� ��� �������� ������������ ������� �������������� �����, ������������ ������ �������� �������. �� ����� ������������ ��������� ����� ������ ���� ����������� ������� � ���� ��������.

�������, ������, �������� ������� �������� ��������, ����� ���������� ���������� �������� ����� � ���� ���������� ����������, ���������� ���� ������ ���� � ������������� �����. ���� ������ ������ ���������� ��������� ����� ��������.

�� ����� ������������ � ������������ � ������������ ������� �� ������ ��������� �������� (��������, � ��������� �������� ���� ��� ���� ����� ������������� �������������� ��� ���������� ���������������, � �������������� ��� ����������� ������� � ���� ������� �����, �������� �� ����� ����).

���������� ����� ������������ ������� ��������, � � ��������� ������� ��� ���������� ��������� (��������, ����� ��������� ������� ������������� ����� � ������ ����� ����� ��������� ��� �������� ���� ��������).
� ��������� ����� ����������� �������������� ��������� ������������� ���������� � ������������, ������� � ����������� ����� ����������� ������ �� �������� ����.

������ ���� �� �������� ������ ������������ �������, ����� ���� ������ ����������� ��� ���������, � �������� �� ������. ������� ����� �����: ���� �������� ��� ������������ ���������� ��������������� ����� �����������, �� ����������� ������� �������� ������������ ������ ������������� ������. ��������� ���������� ������������ ������������� ����������� ������������� ������ � �����, ����� �� ��� ��������� ���������� ������������� �����, � ���������� ����������, ������������ ������ ������������. ������ � ���� ������ ������������ ��� ����� ������������ ���������� ����� ������ ��� ���� �����������.

����������   ..  513  514  515   ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/03200medecina/100_lekcii_medicina_16/514.htm

Medic-studio
Добавить комментарий