БАЛАЄАН1 – БАЛЬЗАМНОЕ ДЕРЕВО. БАЛЬЗАМ Сущность.: [Это] египетское дерево, растущее только в месте, называемом Дин

Ароматы из мифов и легенд – Гилеадский бальзам

БАЛАЄАН1 - БАЛЬЗАМНОЕ ДЕРЕВО. БАЛЬЗАМ Сущность.:  [Это] египетское дерево, растущее только в месте, называемом Дин

Гилеадский бальзам упоминается в Библии (Книга Бытия 37:25; 43:11, Книга пророка Иеремии 46:11; 8:22).

Иудейский (Гилеадский) бальзам был описан в Эллинистический и Римско-Византийский периоды как самый известный в мире и дорогой парфюм.

Он упоминается всеми античными писателями – иудейскими, греческими и римскими, о его существовании и использовании также свидетельствует археологическая литература.

Эти духи были широко известны в регионе Средиземноморья, потому что бальзамическое дерево культивировалось исключительно на землях Израиля, или, более точно, в оазисах региона Мертвого Моря, Эйн-Геди и Иерихона.

Гилеадский бальзам, наряду с миррой и ладаном, был известен в античные времена как растение, используемое в парфюмерии и благовониях, и растущее в областях с весьма специфическими природными условиями. В Средние Века выращивание бальзамного дерева распространилось в Египет, примерно на период в последнее тысячелетие, но в несколько последних столетий его значимость пошла на убыль.

Было высказано несколько предположении по идентификации бальзама.

Однако, начиная с шестнадцатого века по настоящее время, большинство исследователей соглашаются с утверждением, что бальзамическое дерево – это Commiphora gileadensis, которое в настоящее время встречается в дикорастущем виде, в сухих каменистых холмах вокруг Красного Моря, и особенно в пределах Саудовской Аравии, Йемена, Омана и Эритреи.

Также существуют версии, что Commiphora gileadensis является источником т.н.

«бальзама Мекки» (Balsam of Mecca), а источником настоящего гилеадского бальзама служило другое дерево, возможно, из этого же семейства, но ныне не растущее или видоизмененное ввиду изменения климатических условий. Поэтому истинное происхождение гилеадского бальзама до сей поры остается загадкой и предметом мифов и легенд.

Commiphora gileadensis (syn. Commiphora opobalsamum). Коммифора гилеаденсис (син. Коммифора опобальзамум) – дерево семейства бурсеровых (Burseraceae).

Синонимы: Balsamum Meccae var. Judiacum / Balsamum Gileadense / Baume de la Mecque / Balsamodendrum Opobalsamum / Balessan / Bechan / Balsam Tree / Balsumodendron Gileadensis / Protium Gileadense / Dossémo

Используемая часть растения: резиноид (затвердевший сок)
Место распространения: Регион Красного Моря

Описание: Commiphoragileadensisнебольшое дерево, вырастающее в высоту от 10 до 12 футов, с широко раскинутыми многочисленными ветвями. Кора у него ярко-коричневого цвета, листья – трехлистники, небольшие по размеру и немногочисленные, цветы маленькие, двуполые, красноватого цвета.

Плод дерева коричневато-серого цвета, размером с маленькую горошину, со сладким запахом и приятного ароматного вкуса.

Это редко встречающееся дерево, и оно очень ценится в Турции, где его импорт запрещен. Турки выращивают его в садах Матарии возле Каира, еще со времен Проспера Альпинского, написавшего «Dialogue of Balm», и бальзам очень ценится как косметическое средство дамами высшего света.

В Библии, а также в работах Парацельса, Галена и Диоскорида, этот бальзам чрезвычайно восхваляется.

Плиний утверждает, что это дерево первоначально было завезено в Рим генералами императора Веспасиана, в то время как Иосиф Флавий Джозефус считает, что оно было завезено из Арабии в Иудею королевой Шебой, как подарок царю Соломону.

И именно там, культивируемое ради его сока, особенно на горе Гилеад, оно получило свое общеизвестное имя.

Позднее дерево было названо Opobalsamum, его сушеные веточки именовали Xylobalsamum, а высушенные плоды – Carpobalsamum.

Его редкость, в сочетании с магией имени, привели к тому, что позднее это наименование распространилось на некоторые другие виды растений – в частности, на канадскую бальзамическую пихту (Abies Balsamea, Balm of Gilead Fir), а также некоторые виды тополя (Populus Candicans – тополь крупнолистный, Populos Nigra – черный тополь и Populos Balsamifera – тополь бальзамический).

Абд-Аллатиф, дамасский врач двенадцатого века, заметил, что кора дерева имеет два слоя – внешний тонкий, красноватого цвета, и внутренний – зеленого цвета и толстый, и аромат у нее очень приятный.

Сок выделяется периодически во время летнего зноя в виде смолистых капель, этот процесс можно усилить надрезами на коре. Чем суше воздух, тем выше качество собранных выделений.

После сепарации масло готовится особым образом в обстановке секретности, и направляется в кладовые властителя, где его тщательно охраняют. Количество получаемого масла – примерно 1/10 от объема сока.

Вполне вероятно, что более низкие сорта масла получают в процессе водно-паровой дистилляции листьев и древесины.

Древесина изредка встречается в продаже в виде небольших кусочков, но она быстро теряет свой запах.

В Европе и Америке бальзамическое масло настолько редко встречается в чистом виде, что его использование практически прекратилось.

Жидкий бальзам имеет вид плотной густой массы светло-серого цвета, очень ароматной, которая со временем отвердевает. Он содержит в себе смолу, растворимую в спирте.

Медицинское действие и применение: Бальзам используется при заболеваниях мочеполового тракта, как и многие другие бальзамовые масла.

В исторических источниках упоминается его применение при лечении респираторных заболеваний, для снятия головной и зубной боли, на ранних стадиях катаракты; как антисептик, для нормализации менструального цикла, лечения гинекологических инфекций, а также в качестве противоядия при змеиных укусах.

В раввинской литературе встречается описание тоника «aluntis», состоящего из старого вина, воды и бальзама. Этот тоник употреблялся после принятия ванн и банных процедур в качестве напитка, а также для растирания тела с целью ароматизации и укрепления сил.

Также во многих источниках встречается применение бальзама и препаратов из коры дерева для лечения ран, кожных заболеваний (включая экзему), катара дыхательных путей, воспалений суставов, для улучшения пищеварения, улучшения памяти, как гипотензивное средство.

Исследования настоящего времени подтвердили высокую антибактериальную активность гилеадского бальзама, но детальное изучение его целебных свойств не проводилось.

По материалам Википедии и других интернет-источников.
P.S. К сожалению, мне нигде не встретилось внятного описания аромата этого загадочного Гилеадского бальзама. У Арктандера под этим именем фигурируют пихта бальзамическая и тополь. Даже если Commiphoragileadensis и не является источником «настоящего» Гилеадского бальзама, понюхать эссенцию было бы чрезвычайно заманчиво. А пока что можно немного пофантазировать – ну или попробовать воплотить свои фантазии в какую-нибудь ароматную смесь…

Источник: https://galinagordeeva.livejournal.com/17993.html

Загадочный бальзам древности

БАЛАЄАН1 - БАЛЬЗАМНОЕ ДЕРЕВО. БАЛЬЗАМ Сущность.:  [Это] египетское дерево, растущее только в месте, называемом Дин
?

Categories:

  • природа
  • история
  • религия
  • Cancel

Об этих местах рядом с Мертвым морем писал Иосиф Флавий в 1в.н.э., каких-то 2000 лет назад:”…самая плодородная в Иудее, производящая в огромном изобилии пальмовые деревья и бальзамовые кустарники……

По справедливости можно поэтому эту местность, дающую в огромном изобилии самые редкие и драгоценные плоды, назвать земным раем. По отношению к плодородию местности вообще можно сказать, что редкая полоса земли может выдержать сравнение с нею, – так щедро почва возвращает то, что вкладывают в нее…

Не верите?:) А придется. В те времена и климат был несколько другой и люди здесь жили трудолюбивые и умеющие выращивать разнообразные растения.

Если помните, я писала о кибуце Эйн-Геди? Этот кибуц – лучшее доказательство того, что и в современном климате в этих местах растет невероятное количество растений.

Мог ли подумать кибуцник из Эйн-Геди Сафи Порат, что во время вспашки земли в 1965г. он откроет целый пласт древней истории? Хотя в наших краях археологический период зависит только от глубины копания почти в любом месте…

Вслед за отдельными фрагментами, в земле открылась мозаика древней синагоги Эйн-Геди. В 1970-72гг были проведены раскопки и были найдены несколько синагог 3-6вв н.э.

Вы спросите, какое отношение синагога имеет к бальзаму, о котором говориться в названии? Да самое прямое, просто чтобы это понять, придется почитать какое-то количество букв о крутых поворотах местной истории:)

Останки древней синагоги Эйн-Геди находятся рядом не только рядом с кибуцом Эйн-Геди, но и рядом с заповедником Эйн-Геди, в Иудейской пустыне. В заповеднике есть источник, и он как раз является условием необходим и достаточным, чтобы рядом жили люди и у них была бы возможность заниматься сельским хозяйством.

Водопадик в заповеднике Эйн-Геди. Вода – источник местного благополучия во все времена.В этом месте было еврейское поселение в древности, поэтому оно упоминается в Торе, но археологические находки в синагоге относятся к 3в.н.э.

Это период, когда поселение было восстановлено после разрушения во время восстания Бар-Кохбы (131—135 гг. н. э.).
Макет-реконструкция еврейского поселения Эйн-Геди. Музей Гехта, ХайфаПоселение просуществовало до 6в.н.э., когда оно было снова полностью разрушено и синагога сожжена.Вместо сгоревшей в 6в.

н.э. крыши синагоги, сделали современную, которая защищает синагогу от солнца и дождя.Мозаика на полу синагоги.
Макет синагоги. Музей Гехта, Хайфа

Эта синагога отличается от синагог того периода тем, что в напольной мозаике нет изображения знаков зодиака, а есть их словесное описание.

Здесь строже относились к исполнению заповеди “Не сотвори себе кумира”. Это говорит о большем религиозном фанатизме жителей, которые жили далеко от тогдашнего центра иудаизма – Галилеи, где на полах синагог можно увидеть мозаичные знаки зодиака. Например в Бейт-Альфа, о которой я писала.

Вместе со знаками зодиака есть список месяцев еврейского календаря, чтобы точно отмечать еврейские праздники.

Вот эти надписи на полу синагоги.Часть мозаики, два павлина и виноградная гроздь… Неужели и виноград в Эйн-Геди выращивали? Никто про это не написал…
Изображение страуса – ничего необычного. Страусы тут водились в природе. Вымерли чуть больше 50 лет назад…

Мозаичный пол синагоги состоял из двух слоев, один на другом. Один слой был снят и тексты находятся в Музее Рокфеллера.

Среди находок, находящихся в Музее Рокфеллера длинная надпись, которая рассказывает о том, как должны себя вести жители поселения Эйн-Геди: не ссорится, не злословить, ни в коем случае не рассказывать секрет производимого в поселении посторонним.

На иврите во многих источниках эту надпись называют проклятьем.
Фото he.wikipedia.orgСчитается, что проклятье относится к выращиванию растения, на иврите называемого афарсемон (אפרסמון) и к производству из него благовоний, называемых в литературе бальзамом.

“Пусть со мною умрет \ Моя святая тайна,\Мой вересковый мед” заветный афарсемон….

Многие читали балладу Вересковый мед Роберт Льюис Стивенсона в переводе С.Маршака. Но тайну выращивания афарсемона и производства из него благовоний жители Эйн-Геди пытались сохранить гораздо раньше…. Даже выложили проклятие предателю в виде мозаики на полу синагоги…

Это растение и продукт, получаемый из него называли разными именами. Вот те что я встретила в интернете на русском: афарсемон\афорсемон\афарсимон\бальзамон\бальзам\опобальзам\галаадский бальзам\гилеадский бальзам.

Название афарсемон в иврите появилось во времена Второго Храма (с 538г.д.н.э. до 136г.н.э), до этого в еврейских священных книгах есть другие названия, относящиеся, как считается, к тому же самому растению (נטף=צרי=קטף).В древние времена афарсемон был крайне важен для евреев – благовония из него воскуряли в Храме.

Талмуде и Мидраше существует много указаний, что опобальзам, одно из названий продукта из афарсемона, употреблялся для помазания царей.Из этого растения производили высоко ценившиеся лекарства – мази.Афарсемон очень загадочное растение во всем. Происхождение его неизвестно.

По версии Иосифа Флавия: народное предание говорит, что царица Савская подарила царю Соломону корни этого растения. Другие же источники говорят, что афарсемон рос в этих местах как дикое растение.

Знающие иврит! Хочу подчеркнуть – в современном иврите слово афарсемон אפרסמון используется для названия совсем другого растения, хурмы восточной, или хурмы китайской или хурмы японской. Растение происходит с Дальнего Востока, в Израиле появилось в начале 20 века.

Ивритское древнее слово афарсемон происходит от греческого balsamon (βάλσαμον) в переводе духи, и от арамейского “אפורסמא”, означающего дерево.Вся эта путаница вышла, видимо из-за того, что современное растение с тем же именем (хурма) по-английски называется persimmon‏‏‏‏, и под таким именем оно появилось в наших краях.

А от persimmon до родного ивритского слова афарсемона в иврите совсем близко:) Кроме того, в Израиль хурма попала из Японии, где называется какИ, что и на иврите звучит неблагозвучно для пищевого продукта и может угрожать коммерческому успеху.

Похоже именно поэтому продавцы фруктов боялись что новый товар – хурма не будет покупаться без красивого названия, и дали ему благоухающее имя древнего растения.Перевод на русский слова афарсемон, как хурма, неверно когда речь идет о древнем растении!!!

Используйте какое-то из этих названий: афарсемон\афорсемон\афарсимон\бальзамон\бальзам\опобальзам\галаадский бальзам\гилеадский бальзам.

Не уподобляйтесь авторам вот этой статьи, после чтении которой в голове остается полная путаница.В конце позапрошлого тысячелетия и в начале прошлого это растение и благовония из него производимые стоили в два раза дороже золота в прямом смысле этого слова:).Одной из основных статей экономика всего этого района, еврейских поселений на западном берегу Мертвого моря, от Эйн-Геди до Иерихона, была изготовление и продажа благовоний из афарсемона.Во время во время восстания Бар-Кохбы (131—135 гг. н. э.), жители деревни выкорчевывали растения, чтобы они не достались римлянам. Римляне же использовали это благовоние не только для личной гигиены, дезодорантов-то тогда не было, но и для воскурения в своих храмах, где приносились в жертву животные. Кроме того, растение считалось целебным и использовалось в медицине.Всего производилось 4 вида продукции из одного растения:

1. Опобальзам (Opobalsamum), о производстве которого рассказал Иосиф Флавий: “Нижние части стволов этих кустов надрезают заостренными камнями и капающие из надрезов слезы собирают, как бальзам. “Иудейская война”.

2. После того как ветки были надрезаны трижды в течении лета, сами ветки обрезались и из них делались духи, вывариванием в масле. Это был самый дешевый продукт.3. Духи, которые делались из семян.4. Из коры дерева получали самый дорогой бальзам, использовавшийся в медицине.Как выглядело знаменитое растение? Зеленым обведена скромная веточка на древней мозаике – это “прижизненное” изображение растения. Из древних описаний следует, что это были низкорослые кусты.
Фото he.wikipedia.org
Изображение растения на карте из Мадабы или Мадабской карте (мозаичная карта-панно на полу православной Георгиевской церкви в городе Мадаба (Иордания). Представляет собой самую древнюю карту Святой земли. Создана византийскими мастерами в VI в н. э.)
Как считается сейчас, растения выращивались на террасах, вот на этих. Их можно увидеть из кибуца Эйн-Геди.Афарсемон же был знаменит своим необыкновенно сильным запахом. Рассказывали, что все окрестности террас, где выращивались растения, были напоены чудесным запахом афарсемона.Само выращивание и изготовление требовала серьезных навыков, и эти навыки передавались только внутри семьи, внутри “цеха”, хотя понятия этого еще не существовало. Римские власти хотели узнать узнать секрет благовония и засылали в Эйн-Геди шпионов. Но жители сохранявшие традиционные отношения внутри сообщества, секрет не выдавали.Террасы – часть склона горы справа.Согласно Диодору, особенно густо, «как нигде в другом месте на земле», афарсемон рос в одной ложбине недалеко от Мертвого моря. Эти указания подтверждаются и Иосифом Флавием. Наверно, это именно та ложбина, которую мы видим на фотографии. Та самая ложбина, в которой находится синагога Эйн-Геди.
Это вид на синагогу – видите характерную шатровую крышу слева? Также видно довольно большое здание – это кибуцный заводик. А вокруг пальмовые рощи. Пальмы этих мест тоже были очень знамениты и их удалось вернуть сюда, после долгого перерыва. Можно себе представить, что вид на это место во времена Второго Храма мало отличался от сегодняшнего… Синагога, заводик по упаковке фиников в корзины, пальмовые рощи, Мертвое море… Море, правда, было существенно ближе. Оно существенно высохло за прошедшие пару тысяч лет.Или вот современная кибуцная роща авокадо. В те времена авокадо, конечно же, не было, но можно представить какие-то другие растения.Цезарь Антоний Ирод и Клеопатра. История любви интриги.Нет достоверных прижизненных изображений Клеопатры. Наверно ее профили на монетах самые правдивые. Они говорят о том, что на не была красавицей, она отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом. И кроме того, умела замечательно пользоваться современной ей косметикой. Неотъемлемой частью тогдашней косметики и был афарсемон. Клеопатра была еще и выдающейся бизнесс-вумен тех времен и хотела получить плантации выращивания афарсемона, которые в те времена принадлежали Ироду, себе во владение, так как это было очень выгодное предприятие. Со слов Иосифа Флавия, Антоний отнял эту ложбину с деревьями у евреев и подарил ее Клеопатре.Может быть вот в таких сосудах она держала свой драгоценный бальзам…Ирод, не мог противостоять Клеопатре, любовнице Антония, римского управителя этих мест. Но очаровать своими женскими чарами Ирода Клеопатра не смогла – Ирод был человек сложный, и как сейчас бы сказали, с большим количеством психологических проблем. Он умел интриговать и выживать в сложных политических условиях не хуже Клеопатры. Для него плантации афарсемона были весьма прибыльным коммерческим предприятием и потеря их была тяжелым ударом для Иудеи. Ирод обратился к Клеопатре с предложением, от которого сложно было отказаться: кроме иудеев никто тогда не умел выращивать и обрабатывать афарсемон. Поэтому, Ирод предложил взять у Клеопатры эти плантации в аренду и платить ей немалые деньги за это. Сделка устраивала Клеопатру, она получала деньги ничего не делая.

Хотя афарсемон выращивался в этих местах уже и в 7в.д.н.э., только во времена правления Ирода и со строительством порта в Кейсарии – порта для вывоза афарсемона – производство благовоний приобретает настоящий размах. Ирод все делал с размахом, стоит только вспомнить его грандиозные постройки.

Надо сказать, что местные жители, обладавшие ценными секретами афарсемона, имели и серьезный экономический интерес и хорошие, по тем временам доходы. При раскопках деревни около синагоги, удивленные археологи обнаружили мозаичные полы в жилых домах, почти как в римских виллах.

В некоторых домах были личные ванны.Недалеко от синагоги Эйн-Геди находятся раскопки под названием «Мецад Аругот» (крепость Аругот). Внутри этой крепости были найдены остатки древнего завода по производству благовоний. Там были специальные ванны, соединенные между собой.

Вход внутрь одного из помещений был с секретом, туда могли попасть только посвященные.В заповеднике Эйнот-Цуким, который находится недалеко от Эйн-Геди проводились раскопки. Здесь найдены руины поселения периода Второго храма. Это остатки предполагаемого производства духов из загадочного афарсемона.

В Эйнот-Цуким было небольшое производство. Так оно выглядит на реконструкции. Здесь производились духи из веток растений.Веспасиан и Тит в числе трофеев во время своего триумфального шествия несли также бальзамовый куст, на столько высоко они ценили это растение. Так писал Плиний старший….

деревья, доставляющие бальзам – драгоценнейший из продуктов…”

“Иудейская война”

Фрагмент Арки Тита в Риме, изображающий триумфальное шествие.Процветающее производство благовоний исчезло из-за захвата этих мест мусульманами и открытием прямого пути на Дальний Восток, откуда стали поступать дешевые благовония. С исчезновением из этих мест евреев, исчезли и плантации и секрет получения древнего благовония.Так много о производстве благовоний из афарсемона, а также о происходившем в этих местах, мы знаем от Иосифа Флавия (Йосе́ф бен Матитья́ху). Без него мы никуда.
Так его изобразили около нового Музея Масады имени Игаля Ядина (пожертвование фонда Шуки Леви). Музей, кстати, своеобразный:) Фотографировать нельзя. В музее представлена история Мосады, в виде скульптурных изображений (аналогов изображения Иосифа Флавия) и воссоздания предметов быта того времени. Из подлинных и интересных материалов – сенсационные находки Игаля Ядина во время раскопок на Мосаде. Вот тут подробности о музее (иврит)Среди ученых на сегодняшний день есть некое соглашение, что древнее растение афарсемон это – Commiphora Opobalsamum‏ = Commiphora gileadensis (מור הגלעד), растение встречающееся в Африке в диком виде. Пока ученые не могут точно утверждать, что это то самое древнее растение.
Иллюстрация en.wikipedia.orgТак выглядит Commiphora opobalsamum в “Plantae officinales”, нарисовал Theodor Friedrich Ludwig Nees von Esenbeck (1821-1833)Как теперь считается, это родственник мифического афарсемона, COMMIPHORA ABYSSINICA, מור אפריקאי. Относятся к семейству бурзеровых, члены семейства характеризуются осыпающейся ароматической корой и выделяемыми ими ароматическими смолами (ладан, мирра и др.) Я его сфотографировала в Ботаническом саду Эйн-Геди.С конца 70х годов прошлого века было много неудачных попыток вырастить Commiphora Opobalsamum в кибуце Эйн-Геди.Надо сказать, что и в Африке сложно найти это растение. Саженцы в Израиль привозятся с трудом.Выращивание этого растения сложное даже в наши дни, также как и получение из него благовония. Не зря древние евреи так держались за свой секрет!Исследования Commiphora Opobalsamum, которые ведет последние 7 лет профессор Бе Иешуа, открыли новую страницу в жизни этого растения. Теперь ученые утверждают, что Commiphora Opobalsamum в состоянии лечить рак. Группа израильских ученых уже зарегистрировала патент на эту тему.Саженцы растения посажены в кибуцах Эйн-Геди и Альмог, а также в Кирья-Оно.

В синагоге Эйн-Геди в этот раз я побывала благодаря поездке с экскурсоводом Инной Чернявской, которая и заинтересовала меня историей древнего растения.

Инфа:

http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D0%B8_%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0%D0%BC

http://www.nrg.co.il/online/1/ART2/390/254.html
http://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=2932
http://www.ein-gedi.co.il/ru/?p=66
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A4%D7%A8%D7%A1%D7%9E%D7%95%D7%9F_%28%D7%91%D7%95%D7%A9%D7%9D%29
http://www.nrg.co.il/online/1/ART2/390/254.html
http://www.daf-yomi.com/DYItemDetails.aspx?itemId=8845

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Израиль, Мертвое море, растения, синагога, статья, экскурсии

  • Этот пост, скорее, для туристов, собирающихся посетить Израиль, а НЕ для израильтян… Его появление в снова у меня в журнале вызвано тем, что у…
  • Если говорить о мангустах, как о наших соседях, то и о даманах надо вспомнить тоже. Тем более, что как только их не называют в народе,…
  • Я продолжу свой рассказ о поездке в районе Мертвого моря о двух совершенно разных туристических объектах, о заброшенном ресторане Лидо и о…
  • Как я уже писала в первой части, благодаря Йерихонской дороге я увидела много для себя нового:) В частности побывала в Каср-Эль-Яхуд и в Дейр…
  • Мне тут улыбнулось счастье, я побывала в мастерских Израильского управления древностей (רשות העתיקות) и своими глазами увидела как реставрируют…
  • Правда, хочется сорвать и откусить? А не стоит! Это – калотропис высокий, или содомское яблоко. То что выглядит яблочком-незрелая семенная…
  • Довелось мне побывать на экскурсии на Заводах Мертвого моря (מפעלי ים המלח). Еще осенью 2012. И только сейчас добралась до разборки фотографий… А…
  • Ту Бишват(новый год деревьев) уже на носу, а я все думала, о каком бы дереве еще написать, и вдруг вспомнила, что я же осенью снова была в кибуце…
  • Когда я впервые попала в керамическую мастерскую почти 40 лет тому назад, первое что мне там объяснили, что самый совершенный инструмент мастера -…

Источник: https://dona-anna.livejournal.com/795037.html

Мироксилон (Myroxylon)

БАЛАЄАН1 - БАЛЬЗАМНОЕ ДЕРЕВО. БАЛЬЗАМ Сущность.:  [Это] египетское дерево, растущее только в месте, называемом Дин

Род тропических деревьев Мироксилон представлен всего двумя видами: перувианским бальзамным (перуанским бальзамовым) и бальзамным (бальзамовым) деревом толу. Оба этих дерева являются источниками ценных бальзамов: перуанского или же первуанского и толуанского или же толутанского.

Бальзамовые деревья не являются фармакопейными растениями и не используются официальной российской медициной, только лишь перуанский бальзам (Balsamum peruvianum) числится в Реестре лекарственных средств РФ в качестве разрешённого к применению гомеопатического средства. Однако в медицине других стран эти бальзамы нашли широкое применение.

Они обладают признанными антибактериальными, антисептическими, отхаркивающими и муколитическими свойствами.

Оба бальзама за рубежом часто входят в состав сиропов и мазей от кашля, перуанский же бальзам также можно найти в геморроидальных мазях и суппозиториях, мазях от опрелостей, в бальзамах и мазях для губ, в некоторых перевязочных материалах, стоматологических препаратах, включая некоторые виды зубного цемента, а также в популярном на западе каламиновом лосьоне.

Противопоказания и побочные действия

Перуанский бальзам входит в «десятку» самых «популярных» аллергенов. По данным исследований, от аллергических реакций на перуанский бальзам страдает до 3,8% населения земного шара. Он может вызывать не только зуд, жжение и отеки, но и контактный дерматит, хейлит, спровоцировать экзему, ринит и конъюктивит.

С 1977 года наличие в продукте перуанского бальзама, в любой концентрации, подлежит обязательной маркировке. С 1982 года сырой перуанский бальзам запрещен международной ассоциацией парфюмеров в качестве ароматического соединения, но разрешены к использованию его экстракты и дистилляты.

В марте 2006 года ряд правительственных организаций, включая Европейскую комиссию, вынесли рекомендации о недопустимости использования сырого перуанского бальзама в качестве отдушки в продуктах питания, бытовой химии и косметологии из-за его высокого сенсибилизирующего потенциала.

К применению разрешены экстракты и дистилляты с максимальным уровнем в 0,4%.

Перуанский и толуанский бальзамы не рекомендуется применять беременным, кормящим, лицам, склонным к аллергическим реакциям. Перед использованием этих бальзамов в лечебных целях стоит получить консультацию у лечащего врача.

В парфюмерии и косметологии

Толуанский бальзам высоко ценится парфюмерами. Их привлекает его мягкий, теплый, пряный запах. Они используют толуанский бальзам при создании дорогих, нишевых ароматов.

В линии селективов от всемирно известного британского парфюмерного бренда Ormonde Jayne есть изысканный унисекс аромат 2002 года Tolu, созданный на основе именно толуанского бальзама.

Он же использован в мужском, смолистом и сладком парфюме Baume Tolu от французского бренда Esteban.

Перуанский бальзам нашел еще более широкое применение в косметологии и парфюмерии. Особенно любим этот бальзам нишевым парфюмером, выпускающим духи под маркой Stephane Humbert Lucas 777. Вы можете найти эти тягучие, пряные ноты в таких произведениях мастера как 2022 Generation Homme, Khol de Bahrein, Oumma.

Есть пуранский бальзам и в базовых нотах аромата Eau Des Merveilles Pegasus, выпущенного культовым домом Hermes, и в некоторых духах старинного французского парфюмерного дома D'orsay, и в селективах от выдающегося парфюмера современности Роже Дава.

В качестве отдушки, в гораздо меньшей концентрации, перуанский бальзам используется в различных сортах мыла, дезодорантах, как отдушку и антибактериальное средство его добавляют в шампуни, кондиционеры, помады, лосьоны для кожи, включая мужские лосьоны после бритья и лосьоны после загара, зубные пасты и ополаскиватели.

В кремах для кожи лица и тела востребованным оказывается и регенерирующее действие этого бальзама.

В пищевой пром-ти

Бальзам, полученный из первуанского бальзамного дерева, нашел применение и в пищевой промышленности. В качестве ароматизатора его добавляют в чай, кофе, спиртные и безалкогольные напитки, в соки, мармелад и шоколад, соленья, соусы, чатни, смеси специй, в мороженое и пирожные, в конфеты и жевательную резинку.

В других областях

Душистый перуанский бальзам также используется в бытовой химии. Его добавляют в моющие средства и освежители воздуха. Антипаразитные свойства бальзама сделали возможным его применение и в различных репеллентах.

Деревья из рода Мироксилон обладают прочной и красивой древесиной. Массив мироксилона бывает как желтовато-коричневым с прозеленью, так и светло-коричневым с фиолетовым. Его используют для производства паркетной доски и мебели, в судостроении.

Древесина бальзамо (так называют массив мироксилона) пропитана эфирными маслами и за счет этого обладает высокой влагоустойчивостью.

Для столярных работ древесина бальзамовых деревьев не очень подходит из-за высокой твердости, однако она хорошо шлифуется и полируется.

Источник: https://lektrava.ru/encyclopedia/miroksilon/

Medic-studio
Добавить комментарий