Барьер отрицательных эмоций: Эмоции вообще — это субъективные реакции человека на воздействие

Коммуникативные барьеры

Барьер отрицательных эмоций: Эмоции вообще — это субъективные реакции человека на воздействие

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коммуникативные барьеры

fПлан

барьер общение коммуникативный борьба

1. Типы коммуникативных барьеров

2. Способы преодоления коммуникативных барьеров

3. Принципы философии борьбы

Литература

f1. Типы коммуникативных барьеров

Нередко в ситуации общения мы сталкиваемся с тем, что наши слова, намерения, чувства неправильно воспринимаются собеседниками, как бы “не доходят” до них. Складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, возводя какие-то сооружения, преграды на пути взаимодействия.

Барьеры в общении сопровождают нас на протяжении всей жизни. Попытка уйти от них или подавить – не принесет положительного эффекта.

Важно научиться положительно воспринимать коммуникативные барьеры, понять, что во всех этих, нередко кажущихся неразрешимыми ситуациях, не обязательно должна быть проигравшая или выигравшая сторона. Выиграть могут обе!

Существует довольно много разнообразных форм и видов коммуникативных барьеров. Рассмотрим те из них, которые характерны, в первую очередь, для делового общения.

Правило 2. Преимущество должно реализовываться на каждом этапе речевого общения

Противоборство в общении при всей его ориентации на победу имеет, как правило, не одноактовый характер. Делать ставку на победу в результате одного сильного аргумента или громкого заявления нерационально.

Практически достижение победы в” речевом общении обычно связано с постепенным накоплением преимуществ. Указанное правило предполагает достижение преимущества (микро-побед) на каждом этапе коммуникации.

Накопление инициативы часто бывает синонимично и накоплению преимущества.

Правило 3. Необходимо наращивать инициативу от одного этапа общения к другому.

Указанное правило является простым для понимания. Для достижения общей победы мало получить преимущество на одном главном или даже на большинстве этапов речевого общения.

Правило предполагает реализацию стремления не просто владения инициативой, а постепенное и неуклонное наращивание инициативы.

Нужно отметить, что инициативой владеет тот, кто способен быстро ориентироваться, гибко реагировать, принимать продуманные и смелые решения, нетривиально ставить проблемы и обоснованно рисковать.

Правило 4. Инициатива в общении должна поддерживаться комбинированием давления (атаки на позицию оппонента) и маневра. Борьба – это всегда противоборство, напряжение физических и духовных сил, конфронтация и давление на позицию оппонента, побуждение его действовать нужным образом. Способы противоборства могут быть разными.

Это может быть принципиальность и даже неуступчивость по тем или иным аспектам спорного положения. Это может быть и нарастающее давление на оппонента по тому или иному поводу, усиление нажима, повышение тона. Это может также быть острая атака на какой-то аргумент противника, на его тезис.

Надежность и прочность позиции определяется не только силой или интенсивностью давления, но и разумными сочетанием давления и маневра.

Маневром может быть неожиданный поворот обсуждения, смещение акцентов в оценке и даже выражение сомнения в продуктивности того или иного достигнутого соглашения.

Это, кстати говоря, неплохой тест для проверки того, дорожит ли соперник достигнутыми в общении результатами.

Комбинация давления и маневра делает позицию более гибкой, надежной и, кроме того, такая тактика заставляет оппонента идти на вынужденные ходы (перейти к обсуждению предложенной ему темы, принять ту или иную степень конфликтности ее обсуждения и т.п.).

Правило 5. В равных позициях необходимо сделать шаг к соглашению.

Собственно говоря, соглашение – это и есть констатация равенства, паритета сил. Если бы позиции были равными изначально, то не нужно было бы затевать спорное обсуждение.

Равенство позиций достигается в процессе обсуждения, когда те или иные аспекты отстаиваемых вопросов с обеих сторон будут исключены как 'недоказанные, иные вопросы – уравновешены, третьи – добавлены к позициям и т.д.

Момент констатации равенства позиций нельзя упустить, ибо равенство – процесс, не постоянное состояние. Искусство достижения соглашения – это искусство зафиксировать момент равновесия сил и сделать первый шаг к соглашению.

Правило 6. Нельзя выходить за пределы безопасности позиции и толкать на это оппонента.

Это предписание также имеет много производных. Первая из них – “не загоняй себя в угол!” В любой позиции должна быть возможность маневра. Вторая производная – “не загоняй в угол оппонента”.

Во-первых, это просто не по-джентельменски лишать оппонента возможности оправдаться или объясниться, а во-вторых, противник, лишенный возможности выбора средств, может решиться и на безрассудные средства, о которых может быть впоследствии всем придется пожалеть.

Да права к тому же поговорка о том, что раненный или загнанный в угол зверь кусается больнее.

Третья производная – “не применяй сам крайних средств без крайней на то нужды”. К числу таких средств следует отнести все формы заявлений, которые переводят предмет обсуждения на личность. Это оскорбления, унижения, ярлыки, высмеивание, пародирование. Всякий “личностный” аргумент в дальнейшем станет непреодолимой преградой.

В шахматах есть понятие “desperado” (от испанского – безнадежный, отчаявшийся) Это понятие очень близко к японскому термину “камикадзе”. Такие, потерявшие “здравый смысл” аргументы могут быть и в общении. Они относятся к тем самым словам, которые, как “воробей”, который, если вылетел, то не поймаешь.

Неуклюжий прием, неудачный оборот, сравнение, оценка, прозвище – все это “десперадо” за столом переговоров.

Все это мелкие штрихи общения, но именно из них: складывается эффективность взаимопонимания.

fЛитература

1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. http//www. koob.ru

  • Рассомтрение понятия и сущности морали; ознакомление с основными концепциями ее происхождения. Изучение примеров развития морали в истории. Исследование основных закономерностей развития нравственных ценностей человека, общих норм поведения в обществе.контрольная работа [32,3 K], добавлен 14.04.2015

Источник: https://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0a65625b3ac69a4d53a89421216d26_0.html

Физиология эмоций эмоции субъективные реакции человека и

Барьер отрицательных эмоций: Эмоции вообще — это субъективные реакции человека на воздействие

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

ЭМОЦИИ Субъективные реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Отражают в виде переживаний значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей и мотиваций. БСЭ, 1978

ЭМОЦИИ Физиологические состояния, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. П. К. Анохин

Несколько определений эмоций из работ разных авторов: F чувства, переживания, душевное волнение, одно из переживания важных сторон психики; F процесс переживания человеком действительности, интегральное выражение тонуса нервно-психической деятельности; F физиологическое состояние, имеющее яркую субъективность, охватывающее все виды чувствований и переживаний; переживаний F то субъективное переживание, которым наша нервнопереживание психическая организация отвечает на внешние раздражители. Стоит на страже организма, т. к. сигнал неблагополучия вызывает неприятное чувство.

ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ Создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей. Обусловливают творческий и поисковый характер умственной деятельности ( «фермент творчества» ). творчества Помогают в усвоении информации (система эмоциональной памяти).

памяти Способствуют воспитанию волевых качеств Надежное средство общения людей (коммуникативная функция) функция Защитное значение – средство быстрой оценки повреждающих факторов Положительные эмоции повышают жизненный тонус, настроение, увеличивают работоспособность, интерес к жизни Способствуют приспособлению организма к меняющимся условиям среды. Аппарат интеграции «хорошо» – «плохо»

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ 1. Психические – субъективные приятные (положительные) или неприятные (отрицательные) переживания. 2. Соматические – мимические и моторные, изменение голоса речи, мигательные движения. 3. Вегетативные – изменение ритма сердца, АД, дыхания, функций ЖКТ, эндокринных функций и уровня обмена веществ.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 1. Раздражение и самораздражение эмоциогенных структур мозга (методика Скинера). 2. Наблюдение за поведением. 3. Регистрация вегетативных патернов эмоций (ЭКГ, КГР и т. п. ). 4. Анализ самоотчетов испытуемых. 5. Комплекс психологических методик.

Методика Скинера

Центральный нервный аппарат эмоций Представлен совокупностью мозговых образованиях, которые называются «висцеральным мозгом» , к которому относят: гипоталамус; передние ядра таламуса; перегородку; свод мозга; мамиллярные тела; миндалевидное ядро; венечную борозду; гиппокамп; грушевидную долю. Все эти образования входят в состав т. н. лимбической системы мозга.

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОЗГА

Эмоция – результат развития определенных физиологических процессов. 1. Фактором, запускающим эмоции является условный или безусловный стимул.

Такие стимулы возбуждают импульсы, активирующие ствол мозга и далее гипоталамус и кору, формируя поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. 2. Каждая эмоция имеет свои центральные структуры управления.

Раздражая нервные управления структуры, расположенные на различных уровнях мозга, возможно воспроизводить те или иные эмоциональные реакции посредством активации отдельных звеньев регуляции эмоционального поведения.

СТРАХ, ГНЕВ – МИНДАЛЕВИДНОЕ ЯДРО ЭЙФОРИЯ, НАСЛАЖДЕНИЕ – ПЕРЕГОРОДКА ТРЕВОГА, ЯРОСТЬ – Гт РАЗНЫЕ – СРЕДНИЙ МОЗГ ПРАВОЕ ПОЛУШАРЕЕ – более эмоциональное (левая половина лица более искренняя) ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ – логическая оценка возможностей (сдерживает «эмоциональность» правого полушария)

«-» ЭМОЦИИ – выключение ЛП «+» ЭМОЦИИ – выключение ПП ñ НАСТРОЕНИЯ – ↑ [НА и серотонина] ТОСКА – ↓ [НА] ТРЕВОГА – ↓ [серотонина]

Биологическая теория эмоций П. К. Анохина Генез возникновения эмоций связан с рассогласованием акцептора действия с результатом действия или ходом его выполнения на этапах действия. Эмоция есть механизм наказания стратегически вредных (отрицательная эмоция) или награды стратегически полезных (положительная эмоция) путей поведения.

Потребностно-информационная теория эмоций Симонова (1970) Эмоции есть отражение мозгом человека и высших животных качества и величины актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного или ранее приобретенного индивидуального опыта.

Алгоритм возникновения эмоции по Симонову: Э = – П (Н – С), где Э – эмоция, П – потребность, Н – информация, необходимая для организации действия по удовлетворению данной потребности. С – информация, которая есть (существует реально) и может быть использована для организации целенаправленного поведения.

Следствия из формулы Симонова: Э = – П(Н – С) 1. Эмоция не возникает при отсутствии потребности и исчезает после ее удовлетворения: Э = 0 при П = 0. 0 2.

Эмоция не возникает у вполне информированной системы даже при большом значении потребности: Э = 0 при Н = С. С 3. При наличии потребности живая система тем эмоциональнее, чем менее она информирована: Э = max, если С = 0. max 0 4.

Знак эмоции зависит от потребности и дефицита информации об условиях ее удовлетворения: При С > Н -П х -∆Н = +Э При С < Н -П х +∆Н = -Э

Роль эмоций по Симонову: Эмоции – компенсаторный механизм, восполняющий дефицит информации, необходимой для удовлетворения потребности. Так: ярость компенсирует недостаток сведений, необходимых для организации борьбы; страх возникает при недостатке информации, требуемой для защиты; горе возникает в ситуации полного отсутствия информации о какой бы то ни было возможности восполнения потери.

Некоторые эмоции возникают вне зависимости от вероятности достижения цели, и являются как бы безусловными. Так, эмоция страха при виде змеи у приматов всегда проявляется при первом контакте с «пугающим» объектом (генетическая память о возможности гибели от ядовитого укуса? )

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ Ü Ü Ü Ü Положительные удовольствие наслаждение комфорт восторг радость оптимизм торжество воодушевление Характер вегетативных сдвигов одинаков Отрицательные Стенические: Ü Ü Ü гнев ярость негодование Происходит мобилизация энергии и сил (эрготропные реакции) Ü Ü Астенические: испуг страх ужас тоска Все функции подавлены (трофотропные реакции)

Теория эмоциональных состояний Г. И. Косицкого Эмоции – проявление некоторой степени развития состояния нервного и вегетативного напряжения в условиях дефицита средств достижения цели: СН = Ц (Ин. Эн.

Вн – Ис. Эс. Вс) Где СН – состояние напряжения, Ц – цель поведения, Ин. Эн. Вн – информация, энергия и время, необходимые для достижения цели, Ис. Эс.

Вс – эти же средства, существующие в распоряжении субъекта

Степени состояния напряжения по Косицкому 1 степень – В. М. А. (внимание, мобилизация, активность)- активная ориентировочная реакция, адекватная мобилизация сил, подъем творческой активности. 2 степень – С. О. Э.

(стенические отрицательные эмоции) – мобилизация сил – «вегетативная буря» ). 3 степень – А. С. О. Э. (астенические отрицательные эмоции) – снижение энергии и сил – «вегетативный хаос» (пример – 2 зайца и лиса).

4 степень – невроз (при частом повторении астенических отрицательных эмоций. Оставляет печать на всю жизнь ( «больная мозоль» )

Гипотеза Боварда (1962) В мозгу высших животных и человека есть две функционально противоположные системы: 1) холинергическая – составляет физиологическую основу положительных эмоций; раздражение этих структур вызывает чувство удовольствия. 2) адренэргическая – включается при отрицательных эмоциях; стимуляция сопровождается беспокойством, тревогой и ужасом. Между этими системами существуют реципрокные отношения, которые регулируются отношения миндалевидным ядром.

МОТИВАЦИИ – это состояние, которое развивается в структурах ЦНС и предшествует поведенческому акту. МОТИВАЦИИ – это эмоционально окрашенные стремления к удовлетворению потребностей организма.

МОТИВАЦИЯ – явление субъективное. ПОТРЕБНОСТЬ – явление объективное. Они могут не совпадать. ВИДЫ МОТИВАЦИЙ НИЗШИЕ ВЫСШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЬНЫЕ ФАЗЫ МОТИВАЦИЙ 1. ФАЗА ДЕТЕКЦИИ – формирование потребности 2. ФАЗА ЗАПУСКА и РЕАЛИЗАЦИИ специализированного целенаправленного поведения

НИЗШИЕ МОТИВАЦИИ НЕРВНЫЕ ЦЕНТРЫ ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: Гт – центры жажды, голода, сна; Миндалина – выделение доминирующей потребности. ГУМОРАЛЬНАЯ ОСНОВА МОТИВАЦИЙ НЕЙРОМЕДИАТОРЫ – АХ, серотонин, дофамин и др. ГОРМОНЫ – вазопрессин, окситоцин, адреналин и др. НЕЙРОПЕПТИДЫ – субстанция Р, пептид дельта-сна и др. опиаты.

ВЫСШИЕ МОТИВАЦИИ МЕХАНИЗМ: Ü ОБРАЗОВАНИЕ АССОЦИАЦИЙ Ü ВЫРАБОТКА УР НА БАЗЕ НИЗШИХ МОТИВАЦИЙ И ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Категории двигательных актов Ä Рефлекторные движения. Ä Запрограммированные (автоматические) движения. Ä Принятие и поддержание позы. Ä Целенаправленные движения. Ä Произвольные и непроизвольные.

Виды целенаправленного действия Ü Контактное: влияние уже началось, цель действия – продлить или ослабить его действие Ü Дистантное: направленное на овладение полезным объектом направленное на избегание опасности устранение факторов, препятствующих удовлетворению потребности (борьба)

ПОВЕДЕНИЕ: F адаптивная, приспособительная реакция организма F то, что животное или человек делает F координированная мышечная деятельность

Виды поведения по характеру : оборонительное защитное половое пищедобывательное по направленности: тропизмы таксисы по этапам: подготовительное завершающее.

Типы поведения

Элементы целенаправленного поведения ЦП – поведение, направленное на удовлетворение мотивации. ЦД – совокупность способов для достижения цели этап и элемент ЦП. ЦА – целенаправленный акт – минимальный квант поведения, обеспечивающий минимальный результат, ведущий к цели.

По Судакову: ЖИЗНЬ = ∑ ЦП = ∑ ЦД = ∑ ЦА

Участие мозговых структур в организации ЦП Ü Гипоталамус – пейсмекер мотивации Ü Лимбические структуры мозга – осуществляют активный перебор информации для прогноза достижения цели Ü Кора больших полушарий: лобные доли – организуют целенаправленное поведение и контролируют ход выполнения программы действия височные, теменные зоны – обеспечивают мобилизацию ранее накопленного опыта для формирования программы действия

Структура ФС поведения по П. К. Анохину МОТИВАЦИЯ АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

ФС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ ПАМЯТЬ ОБСТАНОВКА МОТИВАЦИЯ ЭФФЕКТОРНЫЙ ИНТЕГРАЛ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПРИНЯТИЕ ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ДЕЛАТЬ? АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТА ДЕ ЙСТВИЯ Им -1 РЕШЕНИЯ Им -2 Им -3 Им -4 РЕЗУЛЬТАТ РЕЦЕПТОРЫ ПУСКОВОЙ СИГНАЛ ЭФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

Источник: https://present5.com/fiziologiya-emocij-emocii-subektivnye-reakcii-cheloveka-i/

9 эмоций человека, подробный разбор! Классика психологии

Барьер отрицательных эмоций: Эмоции вообще — это субъективные реакции человека на воздействие

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии. Радость. Удивление. Печаль. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Зависть.

Всем привет, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжаем рассматривать психическую составляющую – эмоциональные переживания, а если конкретно, то одну из форм – собственно эмоции человека.

Первую часть про переживания Вы сможете прочитать здесь:

Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»

Что такое собственно эмоции человека?

Эмоции – это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны.

Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Эмоции связаны в том числе с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями.

Так, например, в переговорах «тяжелая развязка» в прошлом может вызывать отрицательные эмоции при воспоминаниях, но в то же время человек испытывает облегчение, потому что это уже закончилось, а затем опять может возникнуть страх от того, что ожидает в будущем. Эмоции различаются в зависимости от оценки явления на разных участках персональной стрелы времени.

Различают четыре основных вектора направления эмоций.

  • Удовольствие – неудовольствие.
  • Напряжение – облегчение.
  • Возбуждение – успокоение.
  • Стеничность – астеничность.

Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции.

Можно выделить «фундаментальные» эмоции, которые частично пересекаются с классификацией Пола Экмана.

Скачать книгу Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь».

Скачать книгу Пол Экман «Психология лжи. Обмани меня»

1. Эмоции. Радость.

Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей.

Радость можно разделить на несколько вариантов:

  • Восторг – человек удовлетворен происходящим с избытком. «Чаша ожиданий» субъекта переполнена.
  • Собственно, радость – «чаша ожиданий» заполнена настолько, насколько планировалось.
  • Смех – человек оказывается внезапно удовлетворенным.
  • Удовлетворенность, «тихая радость» – человек находится в состоянии спокойного удовлетворения фактом наполненной «чаши ожиданий».

СМОТРИТЕ ВИДЕО “Возражения в продажах и ответы на них”.

2. Эмоции. Удивление.

Удивление – это эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания.

Удивление самая краткосрочная реакция, поскольку человек практически сразу начинает «трудиться» над событием и рационализировать его. Удивление можно разделить на ряд вариантов:

  • Изумление – человек оказывается в ситуации крайнего удивления. Нередко это сопровождается шоковым состоянием. Произошедшее событие никак не вписывается в когнитивную модель мира и противоречит основным принципам, схемам категоризации знаний индивида.
  • Собственно, удивление – человек сталкивается с неожиданным в условно объективной реальности.
  • Сомнение – человек полагает, что причинно-следственная связь явлений, или источник некого явления, или структура, или содержание не являются правдивыми, истинными.
  • Недоумение – состояние человека, возникающее при столкновении с искажениями информации, неадекватным поведением, сопоставляемыми с стандартными шаблонами, образцами, очевидным.

3. Эмоции. Печаль.

Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения.

Печаль проявляет себя в настоящем относительно прошлых событий, когда была утрата доступа к целевым ресурсам или прогностически к будущему, когда ожидается отсутствие возможности получить доступ к ценным ресурсам. Также можно выделить несколько вариантов печали:

  • Скорбь/горе – данное переживание связано с потерей преимущественно живого существа, представлявшего большую ценность для человека.
  • Тоска – данное переживание характеризуется длительным периодом, когда человек не может удовлетворить собственные потребности и это стимулирует его поменять данную ситуацию.
  • Уныние – человек пребывает в состояние пассивного созерцания отсутствия доступа к субъективно значимым целевым ресурсам.
  • Собственно, печаль – человек страдает из-за неполучение желаемого.
  • Грусть – данное переживание представляет собой самую легкую степень печали. Обычно сопровождает потерю доступа к результату, ценность которого не значительна.

4. Эмоции. Гнев.

Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности.

Совсем не обязательно, чтобы обстоятельства произошли в действительности, возможно возникновение гнева в результате собственных выводов.

Причины возникновения гнева весьма различны.

  • Это может быть «пробка» на дороге, из-за которой человек опаздывает по своим делам, т.е. возникают препятствия, блоки, мешающие получить доступ к целевым ресурсам.
  • В «пробке» на дороге соседний водитель может совершить опасный маневр и заблокировать автомобиль человека, после чего выскочить из салона собственного «четырехколесного друга» с намерением наказать «обидчика» и броситься к машине неприятеля. В результате, человек-мишень категоризует события как угрозу своей собственности или даже здоровью, жизни, и сам бросается с пистолетом на потенциального обидчика в гневе. Гнев порождается угрозой.
  • В той же самой пробке проезжающий мимо водитель может обозвать человека обидным плохим словом, что будет восприниматься как оскорбление и также вызовет гнев.
  • Автомобиль, находящийся впереди, вместо того, чтобы двигаться в прямом направлении, поскольку возник просвет в «пробке», продолжает «цепляться колесами» места. Водитель начинает испытывать гнев по отношению к «тормозному автомобилисту», потому что ситуация видится неадекватной и не соответствует ожиданиям.
  • В «пробке» водитель соседнего автомобиля может громко кричать, пребывая в состоянии гнева и «заражать» словно вирусом своим состоянием других водителей.
  • Автомобиль, проезжающий мимо на скорости может забрызгать грязью только что помытого «железного коня» человека, что вызовет опять же гнев, поскольку нарушено относительно комфортное состояние.
  • Проезжающий в попутном направлении по встречной полосе люксовый автомобиль с престижными номерами, объезжающий пробку, также способен вызвать гнев своим «несправедливым поведением» и претензией на исключительность.
  • Наконец, гнев может быть направлен против самого себя, когда человек оказался в «пробке», вместо того, чтобы заранее посмотреть в смартфоне электронную карту, отображающую текущую дорожную ситуацию и выбрать другой путь.

Гнев также может быть представлен в различных вариантах:

  • Ярость – это высшее проявление гнева. Человек почти теряет способность контролировать собственное поведение.
  • Злость/собственно гнев – это переживание человеком сильного напряжения, сопровождающееся желанием разрушить причину, породившую дискомфорт.
  • Возмущение – это переживание человеком несправедливости по отношению к себе и «СВОИМ».
  • Обида – мягкая форма гнева. Данное переживание возникает обычно как реакция человека на раздражитель, которая не реализуется «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» в достойном ответе обидчику. Возникает затяжной характер. Это гнев, растянутый во времени.

5. Эмоции. Отвращение.

Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.

Отвращение тесно связано с пищей, водой, т.е. с теми ресурсами, которые необходимо регулярно восполнять в течении жизни. Качество пищи, ее съедобность, полезность являются факторами высокой важности для благополучного существования.

Отвращение в процессе эволюции способствовало выживанию особей, видов. Данное эмоциональное переживание является сигналом, регулирующим пригодность продукта для последующего поедания, установления контакта или категорического отрицания.

На отвращение оказывают не меньшее влияние социокультурные факторы, разграничивающие приемлемые формы поведения и категорически не приемлемые, отвратительные.

Отвращение помогает человеку отвергнуть то, что может нанести ему вред, ущерб. При отвращении субъект стремиться прервать контакт с предметом и отказаться от будущих столкновений.

Люди различных религиозных вероисповеданий могут с отвращением относится к «ЧУЖИМ», например, «неверным». Субъект воспринимает коллегу на работе, совершившего аморальный поступок, как отвратительного человека. Пища отвратительного содержания вызывает тошноту и рвоту.

Отвращение усиливается по мере усиления внутреннего диалога, связанного с «плохим» объектом и ситуаций в целом.

Заказать тренинг “Переговоры – Партнерство”

6. Эмоции. Презрение.

Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении убеждений и верований относительно предмета или явления.

Так, надменный человек с презрением относится к людям, которые не соответствуют его формату представлений о том, каким надлежит быть. Проявление робости может вызвать презрение со стороны субъекта, придерживающегося взглядов, что робость – это удел слабых, а слабые – это низшая «каста».

Человек выделяет один – два ключевых критерия, которые являются лекалом для других людей. Это своеобразное «прокрустово ложе», когда все несущественное «отсекается». Человек может не уметь отстаивать свою позицию, может говорить интеллигентно и мягко, и за это быть презираемым.

7. Эмоции. Страх.

Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность.

При страхе человек боится. Страх возникает, когда субъект воспринимает предмет, как несущий угрозу здоровью, жизни, благополучию собственному и «СВОИМ». Страх можно разделить на три варианта:

  • Ужас – высшая степень страха. Проявляется в том, что человек в большей степени теряет способность к сознательному контролю собственного поведения. Все его психическое пространство заполнено причиной ужаса.
  • Собственно, страх – это реакция, при которой человек стремиться скорее убежать от источника, несущего угрозу.
  • Тревога/беспокойство – переживание, связанное с потенциальной опасностью, которая четко не локализована в пространстве и времени.

8. Эмоции. Стыд.

Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям – верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей.

Различают варианты стыда:

  • Вина – это переживание человеком своего поведения или поведения «СВОИХ», как не соответствующее установившимся нормам, правилам, поставленным задачам.
  • Совесть – это сложное переживания человеком соотношения личных мыслей, поступков культурным, религиозным, социальным нормам, как они представлены в собственной когнитивной модели мира.
  • Непосредственно стыд – это острое переживание собственной негативной оценки своих поступков.

9. Эмоции. Зависть.

Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей.

Встречаются и формы зависти по отношению к предметам за пределами человеческого общества. Некоторые люди могут испытывать зависть к цветущему дереву, к довольному коту, развалившемуся на диване. Происходит в некотором смысле очеловечивание таких объектов.

Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.

В основе зависти лежит острое переживание отсутствия доступа «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» к ценным и важным результатам, которое зачастую тщательно скрывается от других людей и от самого себя, в то время как у другого человека такой доступ присутствует, как это представлено в модели мира завидующего субъекта.

Зависть к тому, кто улыбается, что означает наличие хорошего настроения у человека, связана с отсутствием доступа к хорошему настроению. Не высока вероятность того, что возникнет зависть одного индивида к хорошему настроению другого, если оба в прекрасном расположении духа.

В повседневной жизни субъект в больше степени завидует тем, кого он знает, кто как он полагает не лучше, чем он сам. При этом сравнение обычно происходит с людьми, находящимися в точно таком же культурно – социальном срезе.

Так, балерина завидует другой балерине, которой подарили больше цветов после концерта или дали главную роль. Балерина оценивает себя как более достойного человека вообще и в частности. Отсюда образ восприятия сложившегося положения дел оценивается как социально несправедливый.

Балерина при этом вряд ли будет завидовать министру культуры либо обслуживающему техническому персоналу театра.

Наличие доступа к результату у «счастливого» соседа при зависти со стороны субъекта равноценно проявлению «несправедливости», которую человек нередко стремиться исправить, что проявляет себя в сформированном намерении «усложнить жизнь» предмету зависти.

Субъект может проявлять агрессию прямо/косвенно или усложнять жизнь самому себя, возникает аутоагрессия.

В некоторых случаях индивид учиться каждый раз справляться с завистью, рационализируя ее, и смещает фокус с агрессии, независимо от формы/направления ее проявления, на формирование намерения обрести доступ к целевым результатам, либо происходит сознательное обесценивание предмета зависти.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3b08d46d724700ab2e064f/5d1b7216b4a58500acbbef3a

Барьер отрицательных эмоций

Барьер отрицательных эмоций: Эмоции вообще — это субъективные реакции человека на воздействие

Эмоциивообще — это субъективные реакциичеловека на воздействие внешних ивнутренних раздражителей. Они проявляютсяв чувствах удовольствия или неудовольствия,радости и страха, расслабления инапряжения и т. п. Эмоции принято делитьна положительные и отрицательные.

Соответственно человек стремитсяиспытать положительные эмоции и избежатьотрицательных. Существует много теорийсущности эмоций. Есть информационнаятеория эмоций (П. В. Симонов), представляющаясобой развитие взглядов выдающегосяотечественного физиолога П. К. Анохина.

В числе положений этой теории следующие:а) чем сильнее потребность, тем сильнееэмоция, ее сопровождающая, и чувствоудовлетворения после достижения цели;б) когда нет потребности, нет и эмоции;в) чем меньше вероятность удовлетворитьпотребность, тем сильнее возникающаяотрицательная эмоция.

Основнойпричиной отрицательных эмоций являютсячувство неудовлетворения, межличностныеконфликты, стрессы.

Барьеротрицательных эмоций, негативносказывающихся на результатах общения,можно подразделить на несколько барьеров.Это прежде -всего барьер общения,возникающий на почве страдания илидалее горя.

Здесь и трагические события,и разочарования, и неудача в важномделе, и неудовлетворенность своимположением, недовольство личным статусом,и тягостные физические и нервныеощущения.

Этот барьер может возникатькак в ответ на события, так и в преддверииих.

Барьеробщения, создаваемый отрицательнымиэмоциями данного типа, вызывает искаженноепредставление о действительности инеправильные оценки. Очень часто всеэто выражается в агрессивности или встремлении вообще избежать общения,замкнуться в одиночестве.

Невниманиек отрицательным эмоциям этого родавызывает досаду и еще большее переживание,а повышенное внимание, участие и утешениечасто провоцируют лишь раздражение.Рационального способа поведения,подходящего для всех, здесь нет.

Никакойпсихотерапевт в этой ситуации не имеетправа советовать «снизить значимость»,«забыть», «отвлечься».

Труднопреодолеть барьер общения, вызванныйсильным раздражением и гневом. Этиэмоции обычно рождаются в ответ нанеожиданные (формальные, досадные)препятствия к удовлетворению той илииной потребности. Они могут бытьследствием лишения удовольствия,оскорбления, принуждения, побуждениясовершить нежелательный поступок.

Вобщении мотивированный гнев, пыл,эмоциональный потенциал, энергия исмелость, решительность человека могутмногократно возрасти. Однако в этомслучае ему обычно отказывают трезвыйрасчет, предусмотрительность и гибкость.

Он склонен к резким словам и агрессивнымдействиям. Партнер, перечащий ему,становится своеобразным «громоотводом»,на который изливается весь гнев.

Деловоеобщение с раздраженным или гневнымчеловеком невозможно, не стоит «подливатьмасло в огонь», создавать условия, окоторых всем в дальнейшем придетсясожалеть. Выход из такого общения — недемонстрация слабости, а наоборот,смелость и даже великодушие.

По-деловомуможно и нужно общаться лишь с человеком,который владеет своими эмоциями. И вкакой-то мере даже безнравственноиспользовать ситуацию, в которой эмоциивладеют соперником.

Кчислу 'барьеров отрицательных эмоцийследует отнести и барьеры страха, стыдаи вины. Все эти комплексы отрицательныхэмоций — плохие переменные разговора.

Субъективно-личностная их окраска можетподпитываться стереотипами поведения,воспитания, установки, мотива, а такжеособенностями патопсихологии отдельныхличностей.

В последнем случае носителиэтих качеств должны быть скорее объектамипсихиатра и психотерапевта, нежелисубъектами делового общения.

Прозойобщения чаще всего служат барьерыплохого настроения. Здесь имеется ввиду комплекс отрицательных эмоций,менее острых, чем горе или страдания,но, увы, чаще встречающихся.

У людейнастроение портится от очень многихпричин: плохой погоды и самочувствия,безысходности и несбывшихся надежд,заметной для них черствости окружающихи незаметной себе собственной черствости.

К причинам плохого настроения можноотнести и плохое физическое самочувствие,часто возникающее как результатгиподинамии — низкой двигательнойактивности.

Плохое настроение становится«физиологическим фактором»: низкаяинтенсивность обмена веществ, пониженныйтонус организма, болезненность. Плохоенастроение можно прямо отнести к низкойкультуре быта, плохой его организации.Человек с плохим настроением — плохойработник и еще худший партнер в общении.

Однимииз главных источников отрицательныхэмоций являются межличностныестолкновения. Ссора, конфликт, конфронтациявызывают отрицательные эмоции у всех:и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, иу победителей, и у побежденных.

Нижерассмотрим эти причины отрицательныхэмоций и способы конструктивногоразрешения конфликтов, профилактикустрессов, терапию психическойнеудовлетворенности. Здесь же, скорее,идет речь не о том,-вести или не вестидиалог с человеком, переполненнымотрицательным психическим зарядом.

Ао том, что если вас ожидает деловаябеседа, а реальность такова, что вынаходитесь далеко не в лучшем психическомсостоянии, то наиболее разумным будетотказаться об беседы, предложитьперенести ее на другое время.

Дляэтого достаточно перед деловой беседойприкинуть варианты ее развития ивозможность достижения конструктивногорезультата. Легко можно представитьсебе, что к объективным трудностям ибарьерам общения будут добавлены ещеи субъективные, спровоцированные плохимнастроением.

Имеяв виду то, что плохое настроение«эпидемически заразно», легко передаетсясобеседнику, ожидать прочного соглашения,взаимопонимания и доверительности,видимо, не приходится. Рассуждения офакторах, влияющих на разговор, должныподсказать, что круговая цепочка вкаком-то месте будет обязательнопрервана.

Скорее всего это произойдетмежду вводными коммуникатора и реципиента,скажется на процессуальной переменной,предопределит развитие внешней переменнойи в целом деформирует переменную ситуациииз доверительного разговора в острое,конфликтное обсуждение, конфронтацию.

Это приведет к разрушению «защитной»оболочки делового разговора.

Источник: https://studfile.net/preview/6317974/page:2/

Medic-studio
Добавить комментарий