Билет 1. Предмет психодиагностики. Психологический диагноз.

Шпаргалка по

Билет 1. Предмет психодиагностики. Психологический диагноз.

6

Ответы на билеты по предмету «Психодиагностика»

Москва, 2011

1. Основные этапы становления научной психодиагностики: предыстория и история.

2. Развитие психодиагностики в России и в советский период.

3. Развитие тестов интеллекта

4. Развитие тестов специальных способностей и достижений

5. Развитие методов психодиагностики личности.

6. Диагностические возможности и ограничения применения наблюдения

7. Диагностические возможности и ограничения применения опросников

9. Диагностические возможности и ограничения применения экспериментальных техник и тестов

10. Диагностические возможности и ограничения применения проективных методик.

11. Проблема предмета психодиагностики.

12. Структура психодиагностики

13.хометрические требования к диагностическим методикам

14. Подходы к пониманию нормы в психодиагностике

15. Этапы психодиагностики. Психологический диагноз и психологический прогноз.

16. Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога

17. Основные методы исследования интеллекта.

18. Определение особенностей развития общего интеллекта с помощью адаптированного варианта методики Д.Векслера.

19. Диагностика структуры интеллекта с помощью теста Р. Амтхауэра.

21. Исследование общего уровня умственного развития школьников методом ШТУР.

21. Психодиагностика личности и проблема ее исследования.

23. Методика многостороннего обследования личности и её отечественные модификации. Предмет диагностики MMPI. Основные, оценочные шкалы и их описание

24. Предмет диагностики и шкалы шестнадцатифакторного опросника Р. Кеттела.

25. Проективные техники в работе практического психолога: особенности, виды, область применения

26. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка

27. Формальные и содержательные аспекты анализа методики «Рисунок несуществующего животного».

29. Диагностика межличностных и межгрупповых отношений.  «Социометрия» Дж. Морено и методика Т. Лири.

30. Методика диагностики уровня субъективного контроля: наименование шкал, этапы обработки.

31. Методы диагностики мотивационной сферы.

32. Основные методы исследования супружеских и детско-родительских отношений

33. Проблемы, особенности и методы изучения психических состояний

34. Основные подходы к исследованию тревожности и методы ее диагностики.

35. Особенности исследования стресса, фрустрационных реакций и копинг-стратегий.

36. Диагностика эмоциональных состояний тестом цветовых выборов Люшера или его модификаций.

37. Депрессивные состояния как предмет психологической диагностики.

38. Клинический и генетический типы исследования в психологии.

39. Метод пиктограмм в психологической диагностике

40. Диагностическая работа психолога в ДОУ.

41. Диагностическая работа психолога в школе

42. Диагностическая работа психолога в организации.

Список использованной литературы

1. Основные этапы становления научной психодиагностики: предыстория и история.

Предпосылки психодиагностики как науки заложены  в объективно  существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять  и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам. Ведь для проведения, скажем, успешной  охоты на крупного  зверя требовалось  известное распределение обязанностей ежду ее участниками   исходя  из их физических (и не только!) возможмностей.

Стремление к обнаружению и учету индивидуальных  различий в истории  человечества  прослеживается   с незапамятных   времен.  Конечно, не все индивидуальные   различия  (например, физические, физиологические)    изучаются психологической   наукой.

  Предметом  ее интереса  являются  в первую  очередь индивидуально-психологические  различия.  Разумеется, будет явным преувели- чением  сказать, что в столь отдаленные  от нас времена  индивидуально-психологические качества служили основой отбора людей для той или иной деятельности.

Однако, как ни парадоксально это звучит, именно  тогда реализовался целостный подход, к которому  мы стремимся и которого не можем достичь сегодня, глубоко «увязнув», например, в анализе взаимодействия   физиологического   и пси- хологического.

Вместе с тем нельзя забывать о том, что эта целостность  была следствием  несовершенства знания о человеке.

Индивидуально-психологические   различия были  как бы равны  всем прочим различиям и, взятые вместе, выступали  основой  для определения, скажем, при- годности  к государственной деятельности или обучению. 

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека , которое складывалось под влиянием запросов практики.

В конце XIX века оформилась “индивидуальная психология” , целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.

Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых – А.Бине, А.Лазурского.

В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии . Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов .

Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название – “дифференциальная психология” ). Русский ученый А.Ф.Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно.

Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым Г.И.

Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью “психологического профиля”, показывающего уровни развития психических процессов.

Становление научной  психодиагностики связано в первую  очередь  с проник- новением   в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея кван тификации  психологических наблюдений   родилась  достаточно давно, в 30-х гг. XIX столетия.

Впервые  об этом заговорил  немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно  продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии  проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии.

Однако психологические  замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали  обретать  кровь  и плоть лишь век спустя. Реализация идеи измерения  психических  явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г.

Фехнера  (середина  XIX столетия), определила важнейшее  направление исследований в экспериментальной психологии того време ни. Очень скоро психология попытается, и небезуспешно, говорить  на «матемаическом языке» не только в области ощущений, ее взгляд обратится  к измерению более сложных  психических  функций.

2. Развитие психодиагностики в России и в советский период.

. Собственно психодиагностические работы в России за малым исключением начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 1920-1930-е гг. в области педагогики, медицины, педологии.

Подавляющее большинство методик были копированием западных психологических тестов. Незначительные отличия проявлялись в формах проведения тестовых испытаний, обработке и интерпретации экспериментального материала.

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет «Измерительная шкала ума» Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине – Симона, переведенную и адаптированную П. П. Соколовым для испытания умственной одаренности русских школьников.

По сути дела, шкала Болтунова представляет собой самостоятельную разработку нового набора тестов.

Несмотря на известную аналогию со шкалой Бине – Симона, шкала Болтунова имеет специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция и форма ее использования, определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней.

Принципиальное отличие шкалы Болтунова от шкалы Бине – Симона состоит в возможности проводить групповые испытания. И тем не менее данная работа типична для традиционного психологического тестирования. В ней сильно сказывается утилитарный механистический подход к использованию диагностических методик.

Этот подход характеризовался стремлением внедрить в обработку тестов методы вариационной статистики и вместе с тем тщательно отработать приемы формализации в обработке результатов.

Изучению же содержательной стороны диагностируемых психологических процессов не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания.

В этом отношении психодиагностические исследования в России были определенным отступлением от традиций русской психологии, всегда стремившейся к теоретической и методологической проработке своей экспериментатики.

Работы по тестированию детей, по сути дела заменили поиск теоретических установок и перспектив совершенствования техники эксперимента и математического анализа. Вместо изучения содержательной стороны психологического тестирования тестологи лишь тщательно отрабатывали приемы формализации и обработки результатов.

Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (факт, установленный еще в первых работах Бине).

Связь между особенностями речевого развития и результатами тестирования к тому времени была доказана экспериментально (уже самые первые работы тестологов фиксировали эту зависимость).

Однако с течением времени социальный аспект существования интеллектуальных различий между слоями и классами общества для тестологии становился все более острым и значимым.

В этом отношении чрезвычайно важны работы Сыркина, поскольку в отечественных исследованиях по психологическому тестированию он первый доказал, сколь противоречивой является тестовая диагностика индивидуальных различий, допускающая прямо противоположную интерпретацию результатов исследования. Самостоятельные экспериментальные работы Сыркина показывают, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых имеется линейная форма связи, в некоторых случаях достаточно тесная, к тому же обладающая высокой временной стабильностью.

В 1920-е гг. в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.).

В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, транспорте, в системе профессионального обучения.

Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928–1934), проводились психотехнические конференции и съезды.

Как особая отрасль отечественной психологии психотехника организационно оформляется к 1927–1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений.

Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически не обоснованных тестов. Результатом этого стало свертывание работ по психотехнике к середине 1930-х гг.

Отрицательное отношение к психотехнике усилилось в период повсеместно развернувшейся критики педологии, с которой у нее было много общего.

Педология была задумана как комплексная наука, занимающаяся целостным, синтетическим изучением детей. Но научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики не был осуществлен в рамках педологии.

Претендуя на роль единственной «марксистской науки о детях», педология механистически понимала влияние двух факторов (среды и наследственности), определяющих процесс развития психики, сводила качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике, увлекалась применением тестов, рассматривая их как средство измерения умственной одаренности и метод отбора умственно отсталых детей.

В этой связи в начале 1930-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии, завершившаяся постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Источник: https://www.turboreferat.ru/psychology/shpargalka-po-psihodiagnostika/193206-966608-page1.html

Основы психодиагностики. Тема 1 Предмет, задачи, средства

Билет 1. Предмет психодиагностики. Психологический диагноз.

Тема 1. Предмет и задачи псиХодиагностики

Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное понимание».

Из книги А.Г. Шмелева «Основы психодиагностики»

темы

1.1 Понятие и задачи психодиагностики

1.2 Тест как основной инструмент психодиагностики

1.3 Компьютерное тестирование в прикладной психологии

1.1 Понятие и задачи психодиагностики

Вопрос о том, «кто есть мой клиент» – это первая проблема, которая возникает у психолога в начале работы с ним. Понять и определить неповторимые личностные особенности клиента, мотивы действий, его способности поможет одна из областей психологической науки – психодиагностика.

Термин «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличных психических процессах человека, его состоянии в целом или о каком-либо отдельном психологическом свойстве.

В академической психологии сложилось три ипостаси психодиагностики. Одно из определений этого понятия относит его к специальной области психологических знаний, касающейся научной методологии и способов постановки психологического диагноза, разработки и использования в практике различных психодиагностических средств.

Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие задачи:

  • какова принципиальная возможность научной оценки психологических явлений;
  • каковы сложившиеся общие научные основания для количественной и качественной оценки этих явлений;
  • в какой мере применяемые средства психодиагностики соответствуют общенаучным, методологическим требованиям;
  • каковы основные процедуры конструирования и проверки научных методов психодиагностики, включая тесты
  • каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики и условиям их использования, к средствам обработки полученных данных и способов их интерпретации;
  • каковы основания достоверности результатов диагностического исследования?

Во-вторых, психодиагностикаявляется одним из видов деятельности психолога, связанной с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению диагностического обследования. Она включает в себя:

  • определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту;
  • свод правил использования измерительных инструментов, основанных на знании свойств психологических переменных;
  • умение квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормами;
  • профессиональный опыт, включающий полезные психометрические навыки, интуицию и житейское психологическое знание;
  • учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания;
  • навыки сообщения психологического диагноза обследуемому.

И, наконец, нельзя забывать, что психодиагностика – отдельная учебная дисциплина. И слово «дисциплина» само за себя говорит. В ходе университетского учебного процесса преподаватели и студенты должны отдавать себе отчет, что не только зачет и экзамен по психодиагностике являются формальным допуском к практической диагностике. Существенное значение имеют:

  • разработка государственных образовательных стандартов, программ и средств практической подготовки психолога в сфере психодиагностики;
  • установление перечня знаний, умений и навыков, которыми должен обладать будущий психолог для того, чтобы успешно справляться со своей работой;
  • выяснение минимума учебных условий, соблюдение которых является гарантией того, что студент действительно успешно овладел тем или иным методом психодиагностики;
  • профессиональная оценка компетентности обучающегося в области постановки психологического диагноза и формулирования прогноза дальнейшего развития событийного плана клиента.

Практически психодиагностика используется в самых разных областях работы студента-психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических исследований, и тогда, когда он занят психоконсультированием или психокоррекцией, и тогда, когда он готовит квалификационную работу – курсовую или дипломную – к защите. Но чаще всего, по крайней мере, в работе психолога-практика, психодиагностика выступает как отдельный, вполне самостоятельный вид деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, то есть оценка психологического состояния человека.

Три ипостаси обозначенного комплекса вопросов тесным образом взаимосвязаны. А из наших рассуждений следует, что предметом психодиагностики является наука и практика постановки индивидуального психологического диагноза.

Теоретически эта научная отрасль рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от индикаторов определенного психического состояния, свойства, процесса к констатации наличия, выраженности и интраиндивидуальной интеграции этих переменных.

На практике требуется работа психолога по созданию индивидуального профиля личности по найденным показателям, его экспертной интерпретации и разработки диагностического заключения.

Специалист, занимающийся психоконсультированием, прежде чем оказать психологическую помощь клиенту, обязан поставить правильный диагноз, оценить суть его психологической проблемы. При этом он опирается на результаты клинической беседы с клиентом и наблюдения за ним.

Если консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т.е.

констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы.

Более настоятельной является психодиагностика в психокоррекционной работе. Ведь убедиться в ее эффективности должен не только психолог, но и сам клиент или, например, родители несовершеннолетнего.

Им нужны доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в состоянии и поведении клиента действительно произошли существенные позитивные перемены.

Это необходимо делать не только для того, чтобы заверить заинтересованных лиц в том, что не зря потрачено время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить коррекционный эффект психологического воздействия.

1.2 Тест как основной инструмент психодиагностики

Тесты – это инструменты, с которыми непосредственно работает психолог, решающий ту или иную диагностическую задачу. В научном отношении они являются наиболее продвинутой частью методического арсенала, позволяющей адекватно соединять теорию с эмпирией (А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, В.В. Столин, А.Г. Шмелев и др.

) Существующая критика психологических тестов обращается к тезису о неточности их результатов. Однако скепсис этот легко опровергается известным положением о возможности приближенного измерения с достаточно приемлемой точностью.

Например, благодаря биометрии это позволило получить фундаментальные результаты в биологии или спорте, которыми эти науки по праву гордятся.

Психологический тест (англ. test — проба, испытание, проверка) – это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения психических свойств [2, с. 50].

Теоретическое обоснование предполагает всесторонний анализ теста и результатов его применения в свете известных достижений науки.

Эмпирическое обоснование связано с обращением к его экспериментальной проверке на тех или иных статистических выборках из интересующих исследователя людских популяций.

Сравните приведенное определение теста с определением, которое дано Л.Ф. Бурлачуком. Под тестом он понимает ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной и качественной оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности [1, с. 113].

В психологии известны разнообразные классификации тестов.

Они могут подразделяться по целевому назначению на интеллектуальные и личностные, по особенностям используемых тестовых заданий – на вербальные и тесты действия, по форме процедуры обследования – на групповые и индивидуальные, по методическому принципу конструирования – на стандартизированные опросники и проективные техники, а в зависимости от качества средств фиксации результатов измерения – на аппаратурные и идиографические, от наличия или отсутствия временных ограничений – на скоростные тесты и тесты результативности и т. д. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера – компьютеризированные тесты.

Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся:

  • назначение тестового инструмента измерения, часто воплощенное в названии;
  • область применения теста;
  • его теоретическая концепция (конструкт), связанная с именем известного ученого;
  • весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к стимульному материалу, процедуре применения теста и фиксации данных;
  • способы интерпретации полученных данных в соответствии с теоретическим конструктом;
  • психометрические характеристики, связанные, в первую очередь, с репрезентативностью, надежностью, валидностью и достоверностью.

К слову, приведенный перечень факторов может служить планом, по которому выстраивает свой экзаменационный ответ по конкретному тесту обучающийся.

Распространенные представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Научно-практическое использование их возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и технологии соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики [1, с. 114].

Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что тест был, есть и будет основным измерительным инструментом. Тест – это modus operandi (лат. – образ действия) психодиагностики с момента ее зарождения. Следует также учитывать сложившуюся в литературе традицию употребления термина опросник.

Опросниками называют такие психодиагностические инструменты, которые в отличие от других тестов направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя. Разумеется, это не исключает существования внетестовой диагностической оценки, основанной на других методах получения психологической информации о человеке.

В частности, может использоваться техника как нестандартизованный диагностический инструмент, который, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряет ее, а оценивает. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные техники.

Зачастую, опять-таки в силу традиций, многие тесты и техники называют методиками в силу конкретного воплощения метода как выработанного способа организации взаимодействия психолога и объекта психодиагностики на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Существуют предположения о том, что на смену ему в ожидаемом будущем придут другие технологии индивидуальной диагностики.

1.3 Компьютерное тестирование в прикладной психологии

Компьютеры становятся неотъемлемым элементом диагностической деятельности психолога. В последнее время активно разрабатываются компьютерные тесты, конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники. Их внедрение в психодиагностику имеет свою историю [3].

На начальном этапе развития информационных технологий (60-е годы прошлого века) функции компьютера были весьма ограничены и сводились в основном к предъявлению достаточно простых стимулов, фиксации элементарных реакций и статистической обработке данных.

Компьютер выступал в роли вспомогательного инструмента исследователя, на него возлагались наиболее трудоемкие, рутинные операции.

В первую очередь были автоматизированы все трудоемкие процедуры обработки диагностической информации (подсчет «сырых» баллов, накопление базы данных, расчет норм теста, перевод первичных данных в стандартные показатели и т. д.).

Собственно появление компьютерной психодиагностики происходит в период второго этапа развития информационных технологий. Определенное развитие в этот период получили и системы многомерного анализа данных. Начинает развиваться машинная интерпретация тестов.

Ко времени возникновения новой машинной технологии обработки информации психодиагностика обладала значительным арсеналом стандартизированных методик. Некоторые выборки обследованных насчитывали миллионы.

Благодаря потребности в оперативном анализе массивов данных, быстро развиваются компьютерные средства сбора психодиагностической информации, разрабатываются средства специального программного обеспечения.

Компьютер все чаще выступает в роли «экспериментатора».

Третий этап развития информационных технологий (начиная с 1970-х гг.

) создал не только основу для последующей формализации и автоматизации процесса сбора и обработки психодиагностической информации, но и сформировал условия для возникновения нового поколения компьютерных психодиагностических систем, ускорил процесс внедрения в практику автоматизированных тестовых методик.

Меняется процедура обследования, общение испытуемого с компьютером приобретает форму диалога. Введение обратной связи позволяет изменять стратегию исследования в зависимости от предшествующих результатов. Именно в этот период появляются первые собственно компьютерные тесты, специально созданные для компьютерной среды.

Развитие этих тестов создает предпосылки адаптивного тестирования, связанного в первую очередь с приспособлением заданий к особенностям ответов испытуемого. Вот почему тесты подобного рода делятся на компьютеризированные, или приспособленные к условиям компьютера, икомпьютерные.

В последнее время компьютеры становятся доступными не только исследователям, но и каждому психологу. В настоящее время сложные психодиагностические исследования реализуются на базе мощных персональных компьютеров, обладающих большим быстродействием и разнообразным набором периферийных устройств.

Применение современных компьютеризированных методик психодиагностики имеет ряд преимуществ.

Минимизируется негативное отношение тестируемого к обследованию, возникающее особенно в ситуации экспертизы.

Обеспечивается точность и однозначность регистрации ответов испытуемого на пункты теста.

Психолог освобождается от рутинной работы как при проведении обследования, так и при интерпретации данных.

Клиент при необходимости обеспечивается быстрой интерпретирующей обратной связью по результатам тестирования.

Возникают условия для группового тестирования.

Расширяются возможности применения математико-статистического аппарата анализа данных.

Формируются единые банки психодиагностических данных, что обеспечивает эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных популяций населения.

Создаются возможности для автоматизированного конструирования тестов.

Наряду с преимуществами, которые дает использование современных компьютеризированных методик, возникает и ряд ограничений.

В частности, появление компьютерных версий тестов приветствуется далеко не всеми. Особенно это касается проективных техник, пусть даже хорошо формализованных, носящих как проективный, так и психометрический характер.

Например, очевидно, что стимульные таблицы знаменитого теста Роршаха по интенсивности цвета и оттенкам на мониторе компьтера далеко не совпадают с цветом и оттенками стандартного (бумажного) стимульного материала.

Компьютерное использование подобных тестов требует дополнительных психометрических исследований.

Далее, компьютерный режим ведет к существенному изменению психометрических качеств теста, прежде всего валидности и надежности. Автоматизированная версия уже известной психодиагностической методики нуждается в специальной проверке – ревалидизации и рестандартизации. Требуется также повторное обоснование надежности компьютерного варианта методики.

Вместе с тем еще одно ограничение связано с тем, что отсутствие живого контакта с клиентом во время работы с компьютером вносит в примерно те же трудности, с которыми психологам приходилось и ранее сталкиваться в групповом тестировании.

Наконец, нельзя не учитывать, что у определенной части психологов-пользователей встречается некритическое сверхдоверие к компьютерным средствам диагностики, возникающее как результат слабой теоретической и практической подготовки в области психодиагностики.

Отметим, что эффект автоматизации диагнозов, полученных в психодиагностическом обследовании данных, двоякий.

С одной стороны, это существенно облегчает работу психологов-практиков, с другой – «навязанные» алгоритмы интерпретаций при их слепом воспроизведении на различных выборках испытуемых способствуют появлению составленных с помощью компьютера псевдозаключений.

Интерпретационные алгоритмы некоторых популярных тестов выдают пользователю заключения, состоящие из общих, стереотипных утверждений, без труда принимаемых большинством людей как истинные, что сближает их с гороскопом и астрологическими календарями.

К сожалению, бывает и так, что профессиональные инструменты психодиагностики, совершенно незащищенные от неконтролируемого распространения, попадают в руки энтузиастов-программистов. Сегодня существуют широкие возможности несанкционированного распространения и применения тестов.

В первую очередь этому способствует отсутствие документов, регламентирующих профессиональные и этические аспекты деятельности разработчиков и пользователей психологических тестов.

Такое положение дел приводит к тому, что валидность известных и достаточно эффективных диагностических методик резко снижается, они фактически выводятся из профессионального оборота.

Таким образом, психодиагностика есть достаточно сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки.

Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что впору психодиагностику рассматривать как особую специализацию в исследовательской и практической работе психолога.

Литературные источники

  1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2004. – 351с.

  2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб. : Питер, 2006. – 440 с.

  3. Червинская, К.Р. Компьютерная психодиагностика : учебное пособие для вузов / К.Р. Червинская. – СПб. : Речь, 2003. – 338 с.

Источник: https://infourok.ru/osnovi-psihodiagnostiki-tema-predmet-zadachi-sredstva-1180116.html

Предмет, задачи психодиагностики

Билет 1. Предмет психодиагностики. Психологический диагноз.

Предмет, задачи психодиагностики.

Предмет психодиагностики – описание конкретного человека в терминах общей генерализированной психологической модели личности полученной в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психологической регуляции деятельности и поведения обследуемого.

Основная задача психодиагностики

Согласно определению Ю.М.Забродина, предметная область психодиагностики включает в себя два типа задач:научно-исследовательские; научно-практические.

1. Научно – исследовательские задачи подразделяются на следующие классы:

• методологические, включающие фундаментальные принципы, определение предмета, категориальную базу, общую теорию метода:

• теоретические, включающие разработку теории и построение указанных выше трех групп моделей; теорию измерения психических явлений с вопросами сбора, анализа и психологической интерпретации данных, и т.п.

• экспериментальные, связанные с эмпирическим исследованием новых закономерностей и механизмов психической регуляции поведения и
механизмов развития психики субъекта, а также с отработкой и апробацией новых методов и техник психодиагностики.

2. Практические задачи включают классы задач:

• информационные (измерительные) связанные с определением параметров психодиагностической модели соответствующей психологической структуры модели личности, модели интеллекта, модели способностей «черт», «признаков» и т.п.

• технологические (инструктивные), включающие вопросы анализа оценки, конструирования психодиагностическогометода;

• интерпретационные (прогнозно-ориентированные), включающие процедуру и порядок составления психодиагностического заключения;

• корректирующие (психологического воздействия), включающие технику психологической беседы, сопровождения и поддержки, консультационные методы, техники личностной защиты, медитации, тренинги разного рода, техники развития и т.п.

• в этом контексте самостоятельным основанием традиционное выделение психодиагностических задач в узком (прагматическом) смысле, которое задает различия по целям и практическим задачам деятельности психодиагноста и определяет весь комплекс (план) его профессиональной деятельности, Частными примерами здесь являются задачи:

• профессиональной ориентации, сопровождения профессиональной карьеры и личностною выбора.

• профессионального отбора и распределения, профессиональной адаптации и рекреации, профподготовки, управления состоянием, управления развитием и др.

• психологического консультирования и помощи в решении социальных и личностных проблем

Важным обстоятельством при определении задач психодиагностики является мера и степени и ответственности психолога: она существенно выше при решении практических задач, и здесь в дело вступает этика практического психолога. По признаку «движения» использования психодиагностической информации возникающие на практике задачи могут быть сведены к следующим ситуациям:

• использование психодиагностических данных специалистом – смежником для постановки психологического диагноза или принятия административного решения. В этом случае психолог не несет ответственности за последствия использования полученных им данных о конкретном человеке;

• использование психодиагностических данных самим психологом для формирования заключения о специфических особенностях обследуемого, с последующей передачей такого заключения специалистам другого профиля, которые либо оказывают какое-то влияние на обследуемого, либо принимают в отношении него какое-то решение. Здесь степень ответственности оказывается максимальной в связи с возможными неверными решениями других людей по переданным психодиагностом сведениям.

• использование психодиагностических данных психодиагностом для последующей передачи их другому специалисту – психологу, который либо продолжает психодиагностическое обследование, либо осуществляет необходимую коррекцию или консультацию. Ясно, что в данном случае ответственность становится взаимной;

• использование психодиагностических данных самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п., что предполагает корректность психодиагноста в доведении достаточной и «неповреждающей» информации до обследуемого.

Основные задачи психодиагностики, как науки состоят в: построение научно-обоснованных данных и достоверных заключений о специфических закономерностях психической регуляции деятельности и поведения как личности в целом (разработка общей генерализованной модели личности и ее модификаций), так и конкретного обследуемого субъекта с последующим выводом о вероятных параметрах деят-ти и о состоянии субъекта в реальных условиях его жизни.

Современное понятие психодиагностики

Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используемым во всех прикладных областях психологии. Как в медицине без диагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно предшествует, сопровождает, завершает любое взаимодействие психологической науки с практикой.

Психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, что является ее отличительной чертой. Она исторически сформировалась как область психологии, содержание которой отражало не столько потребности самой психологической науки, сколько, запросы практики.

Характеризуя цель психодиагностики, некоторые исследователи определяют ее как фиксацию и описание в упорядоченном виде психологических различий между людьми и группами, объединенными по каким-нибудь признакам. Они видят ее предмет в методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам (К. М. Гуревич).

Другие в большей мере склонны видеть в психологической диагностике науку о методах и средствах обеспечения практики работы с людьми, оперативной информацией (Е.А.Климов).

В последние годы все большее признание и распространение Получает определение предмета психодиагностики как постановки психологического диагноза (А. А. Бодалев, В.В.Столин).

Термин «диагноз» понимается как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и как определение состояния конкретного объекта. Так, диагноз (в пер. с греч.

— распознавание) в медицине — это заключение о характере и существе болезни и ее обозначение по принятой классификации. Он строится путем сравнения картины заболевания, выявленной у пациента, с известными врачу симптомами заболеваний.

Таким образом, диагностика понимается как раздел медицины, изучающий и устанавливающий признаки болезни, а также методы и принципы, на основании которых дается медицинское заключение.

В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность или ее отдельные характеристики.

Очевидно, что для выделения доступных эмпирическому исследованию психологических признаков необходимо опираться на соответствующие теоретические представления (той или иной степени обобщенности) о предмете диагностики.

Например, при диагностике индивидуальных особенностей памяти такими признаками могут быть скорость запоминания, легкость воспроизведения и т.д.

Таким образом, психодиагностика рассматривается как наука и практика постановки психологического диагноза, а школьная психодиагностика является одним из ее направлений.

Последняя призвана отслеживать динамику психического и личностного развития детей и подростков и своевременно обнаруживать различные девиации этого процесса, их психолого-педагогические причины с целью оказания психологической помощи.

Понятие психодиагностики.

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик.

Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев.

В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики.

Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово “диагноз” (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.

Разработка диагностической методики — сложный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы.

Ошибочно поверхностное и упрощенное отношение к психодиагностическому инструментарию, когда так называемым “психологическим тестом” считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и не прошедший необходимой проверки. В плену таких представлений оказался изобретатель Томас Эдисон, предложивший в 1921 г.

в качестве теста случайный набор вопросов, которые сам Эдисон считал чрезвычайно простыми. Среди них были, например, такие: “Какой телескоп является самым большим в мире?”, “Каков вес воздуха в комнате объемом 20x30x10 футов?”, “Какой город в Соединенных Штатах лидирует в производстве стиральных машин?”.

Выпускники колледжа смогли дать всего несколько правильных ответов на вопросы этого “теста”, и это способствовало тому, что было подорвано доверие к самому методу тестирования, снизился научный авторитет психологической диагностики.

В настоящее время общепризнано, что диагностическая методика может принести ощутимые полезные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям.

Поэтому создание методик требует большой исследовательской и методической работы. Но такая работа неизбежна, поскольку признается большое общественное значение психологической диагностики, ее практическая ценность.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче.

Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны — с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны — с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

Критерии решения этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.

Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач.

В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета.

По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз– действий и др.

Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:

– получение сведений о психическом явлении в “чистом” виде;

– сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;

– оценка фактов, полученных помощью других методов (например, анкетирования);

– проверка рекомендаций и др.

Другим эффективным методом исследования является эксперимент.

Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт.

Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.

Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды.

Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Широко распространен опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа.

В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме.

Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте.

Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте.

Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самая простая схема подсчета тестового балла).

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, – т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая , эмпирическая, внутренняя, внешняя.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

-путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

-путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические.

Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедурупроведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности.

Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
тесты опросники шкальные техники беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Предмет, задачи психодиагностики.

Предмет психодиагностики – описание конкретного человека в терминах общей генерализированной психологической модели личности полученной в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психологической регуляции деятельности и поведения обследуемого.



Источник: https://infopedia.su/1x14d2.html

Критерии объективности в психодиагностике

Билет 1. Предмет психодиагностики. Психологический диагноз.

Билет 1.

Предмет психодиагностики. Психологический диагноз.

Предмет психодиагностики.

Психодиагностика (ПД) сформировалась относительно недавно.

1921 г. – впервые употреблен термин «ПД» в одноименной книге Роршаха.

ПД – практическая функция специалиста по установлению психологического диагноза.

По мере развития этой науки понятие менялось:

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием различных методов распознавания и исследования индивидуальных психологических особенностей человека.

Ян Тер-Лаак.

Считает, что ПД не следует рассматривать как отдельную область знаний, т.к. ПД не имеет собственной, присущей только ей, области исследования. Она существует не иначе как во взаимодействии с другими предметными областями науки.

+ в ПД не существует собственных, присущих только ей, методов исследования.

ПД определяет основные походы к конструированию методик и интерпретации данных, исходя из предмета измерения.

Законы и теоретико-методические принципы определяются ПД-кой и распространяются на все области др. психологии.

Предмет психодиагностики – методы измерения индивидуально-психологических характеристик человека (индивидуальных особенностей человека).

В английской литературе…

ПД – процесс оказания помощи людям в решении их проблем.

4 составляющих этого процесса:

1. Сбор информации.

2. Интерпретация информации.

3. Обобщение информации.

4. Попытка решения проблемы.

В немецкой литературе…

ПД – научная дисциплина, которая использует процедуры измерения для оценки характеристик индивидов, групп, организаций, ситуаций, и даже объектов.

А.Анастази.

Задачи ПД – в том, чтобы измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях.

В отечественной ПД…

ПД (предмет ПД) по Гуревичу:

Цель современной ПД заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

ð современная ПД определяется как научная дисциплина, которая разрабатывает методы изучения индивидуально-психологических характеристик человека.

Предмет психодиагностики – индивидуально-психологические особенности человека и способы их измерения (исследования).

ПД выступает в роли моста между наукой (об индивидуально-психологических различиях) и практикой (постановкой психологического диагноза).

ПД является технологической дисциплиной.

Выполняет в психологии роль, аналогичную той, которую выполняют техническая метрология в физико-технических науках, или мед. технология в мед. науках.

Шмелев предлагает рассматривать ПД в виде образа человеческого тела:

ГОЛОВА: научные теории в области дифференциальной психологии.

ТУЛОВИЩЕ: образовано репертуаром конкретных методик.

НОГИ: технология конструирования тестов (психометрика) – это то, «на чем стоит» ПД.

РУКИ: прикладные модели и методы практической психологии, которые указывают на схему применения психодиагностических методик для решения конкретных практических задач.

Говоря о развитии ПД, мы должны говорить о грамотном развитии этого тела.

Психологический диагноз.

ПД – это наука и практика постановки психологического диагноза ð предмет психодиагностики – психологический диагноз.

Понятие «Диагноза»:

Термин «диагностика» образован из 2-х частей: «диа» и «гнозис» = различительное познание.

Диагностика – это распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и его последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения или принятия решения о возможном воздействии на это поведение в желательном направлении.

Цель ПД – помощь данному предмету в функционировании.

Диагноз – это всестороннее обследование объекта с целью оценки его общего состояния (такой диагноз чаще всего носит название «всесторонне профилактический диагноз»).

Частичный диагноз – направленный на выявление какого-либо неблагополучия с целью последующей коррекции.

Диагностика представляет собой научно-практическую деятельность.

Постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний.

Диагност не стремится к описанию и установлению общих закономерностей (это задача исследователей). Его задача – оказать конкретную помощь в установлении имеющегося неблагополучия или обеспечить надежное функционирование и рациональное использование измеряемого (исследуемого) объекта.

Диагноз – это всегда подведение конкретного случая под определенное явление общего характера.

ПД = «распознание души».

Психологическая диагностика – это выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

В ПД выступают особые объекты – люди.

(Исторически… психологический диагноз рассматривается как отклонение от нормы развития (≈ медицинский подход)).

!! В отличие от медицинского диагноза, психологический диагноз предполагает не только измерения при патологии, но и при норме (в большинстве случаев).

Медицинский диагноз – определение и классификация имеющихся проявлений заболеваний.

В психологическом диагнозе нет однозначной связи между симптомом и болезнью. Мы должны выяснить причины и следствия данного поведения.

Психологический диагноз никогда не ограничивается только констатацией наличного состояния. Необходимо дать также прогноз и рекомендации.

Прогноз дается в 2-х вариантах:

1. Если рекомендации будут выполняться.

2. Если рекомендации не будут выполняться.

ПД = начало деятельности (психолога).

Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей человека с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций (которые обычно определяются целью исследования).

По Выготскому… Уровни постановки диагноза:

1.Симптоматический диагноз – ограничивается только симптоматикой, не может считаться научным.

2.Этиологический – наличие определенных особенностей и причин.

3.Типологический – определение места и значения полученных данных, составляется типологический портрет личности.

Билет 2.

Задачи и основные понятия психодиагностики.

Задачи ПД.

Задачи психодиагностикиимеется ввиду ПД как научная дисциплина.

Психодиагностические задачи – имеется ввиду: конкретные практические задачи, которые решает в своей деятельности психолог.

Задачи психодиагностики.

Ю.М. Забродин предлагает выдвигать 2 большие группы задач:

1. Научно-исследовательские

2. Научно-практические

Научно-исследовательские делятся на:

1. Методологические задачи – связанные с определением философских оснований ПД, фундаментальных принципов, с определением предмета, категориальной базы.

2. Теоретические задачи – связаны с разработкой различного рода теорий и построением моделей (пр: теории измерения психических явлений, теории различных психологических моделей и.т.д.)

Определяют теоретические основания ПД.

3. Экспериментальные задачи – направлены на эмпирические исследования новых закономерностей и механизмов психической регуляции поведения, механизмов развития психики.

Предполагают разработку новых методик и их апробации, новых методов и техник ПД.

Научно-практические – определяют требования, закономерности измерительных структур. Связаны с процессом измерения. Более предметные задачи.

Подгруппы:

1. Информационные или измерительные задачи – связаны с определением предмета измерения, т.е. решая эти задачи, мы отвечаем на вопрос «Что измерять?», раскрывается содержание признака.

2. Технологические или инструктивные задачи – связаны с выделением алгоритма обследования признака: какими средствами, в какой последовательности.

3. Интерпретационные или прогнозно-ориентированные задачи – связаны с определением процедуры постановки психологического диагноза (как мы будем интерпретировать полученные результаты).

4. Корректирующие или задачи психологического воздействия – определяют особенности, своеобразие работы с человеком при наличии определенного диагноза.

Психодиагностические задачи.

Мерлин.

1. Диагностика способностей является необходимой для определения степени соответствия уровня развития личности требованиям программы подготовки.

2. Диагностика проф. пригодности – ее решение предполагает выбор профессии посредством соотнесения ее требований с индивидуальными особенностями человека.

3. Оценка личности – решение задачи позволяет получить полное представление о личности человека, которое необходимо для решения более углубленных задач.

4. Задачи коррекции поведения – диагностические задачи будут направлены на выявление причин нарушения поведения человека.

5. Изучение общих закономерностей и условий развития личности – решаются при проведении экспериментального исследования.

При определении ПД используется в качестве основания. Психологическая сущность задачи. По основаниям задачи:

– проф. ориентации;

– сопровождения проф. карьеры;

– личностного выбора;

– проф. отбора и распределения;

– проф. адаптации и реабилитации;

– связанные с управлением развития, состояния.

Бодалев и Столин предлагают дифференцировать задачи по характеру использования психодиагностических данных и степени ответственности психодиагноста.

1.Задачи, в которых психодиагностические данные передаются специалистам-смежникам для постановки непсихологического диагноза и принятия административного решения. В этом случае психолог не несет ответственности за последствия использования этих данных.

2.Использование психодиагностических данных самим психодиагностом для формулирования заключения по специфическим особенностям обследуемого с последующей передачей этого заключения специалистам другого профиля, которые либо оказывают какое-либо влияние на обследуемого, либо принимают какое-либо решение. Степень ответственности у психолога – максимальная.

3.Психодиагностические данные передаются другому специалисту-психологу, который либо продолжает психодиагностическое обследование, используя другие методы, либо осуществляет необходимую коррекцию или консультацию. Ответственность является взаимной.

4.Психодиагностические данные используются для передачи самому обследуемому (клиенту) в целях его саморазвития, самовоспитания. Предполагается доля ответственности психолога за формулирование диагноза не-повреждающего характера.

Основные понятия психодиагностики.

Диагностические признаки – то, что мы непосредственно наблюдаем, определенные особенности поведения.

Диагностическая категория – то, что скрыто от наблюдения (латентные переменные). Психологические особенности человека, которые мы должны измерить, психологические и психические явления (пр: характеристика восприятия, мышления).

Диагностический вывод – переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

Трудность: не существует однозначных связей между диагностическими признаками и диагностической категорией. Чем больше признаков мы получаем, тем больше вероятность адекватного диагноза. Информацию о признаках получаю при помощи тестов.

Тест – одновременное, стандартизированное испытание, направленное на выявление у испытуемых различных симптомов или признаков, которые связаны с измеряемой категорией.

Психодиагностическое обследование – применение готового, разработанного теста с целью получения сведений о психических свойствах обследуемого человека.

Дифференциально-диагностическое исследование – комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве, на создание и испытание методики регистрации выделенных признаков.

Билет 3.

Критерии объективности в психодиагностике.

1. Магическая диагностика отрицает наличие связи между явлением и его сущностью. Эта связь непознаваема, м.б. доступна лишь исключительному разуму, который принадлежит определенным людям.

2. Солонная диагностика – развлекательная.

3. Паранаучная/ околонаучная диагностика – легко устанавливают связи между магическими категориями и их признаками. Доказывать наличие связи не обязательно (пр: херомантия).

Ни паранаучная, ни магическая диагностика не характеризуется объуктивностью.

4. Научная диагностика – объективна, т.к.:

– любой профессиональный разработчик теста при конструировании теста следует особому научно разработанному, технологическому алгоритму.

– другим специалистам известен этот алгоритм и любой из них может проверить обоснованность авторского ключа к методике.

Объективность научной диагностики определяется воспроизводимостью алгоритма разработки теста и проверки его ключей.

Суть технологического алгоритма:

1. Создание теоретического конструкта, определение содержания диагностической категории (на проявление чего будет направлена диагностика).

2. Определение диагностических признаков, которые будут судить о той или иной особенности.

Смысл – каждое утверждение нужно проверить статистически, насколько оно соответствует диагностической категории.

Используются специальные математические методы, но сначала можно использовать экспертную оценку суждения.

Проверка проводится на достаточно представленной, большой выборке.

Критерии объективности теста заложены в процессе его подготовки.

Билет 4.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s66701t1.html

Билет 1. Предмет психодиагностики. Психологический диагноз

Билет 1. Предмет психодиагностики. Психологический диагноз.

Предмет психодиагностики.

Психодиагностика (ПД) сформироваласьотносительно недавно.

1921 г. – впервые употреблен термин «ПД»в одноименной книге Роршаха.

ПД– практическая функцияспециалиста по установлению психологическогодиагноза.

По мере развития этой науки понятиеменялось:

Психодиагностика– это областьпсихологической науки и одновременноважнейшая форма психологическойпрактики, которая связана с разработкойи использованием различных методовраспознавания и исследования индивидуальныхпсихологических особенностей человека.

Ян Тер-Лаак.

Считает, что ПД не следует рассматриватькак отдельную область знаний, т.к. ПД неимеет собственной, присущей только ей,области исследования. Она существуетне иначе как во взаимодействии с другимипредметными областями науки.

+ в ПД не существует собственных, присущихтолько ей, методов исследования.

ПДопределяет основные походы кконструированию методик и интерпретацииданных, исходя из предмета измерения.

Законы и теоретико-методические принципыопределяются ПД-кой и распространяютсяна все области др. психологии.

Предмет психодиагностики–методы измерения индивидуально-психологическиххарактеристик человека (индивидуальныхособенностей человека).

В английской литературе…

ПД– процесс оказания помощи людямв решении их проблем.

4 составляющихэтого процесса:

1. Сбор информации.

2. Интерпретация информации.

3. Обобщение информации.

4. Попытка решения проблемы.

В немецкой литературе…

ПД– научная дисциплина, котораяиспользует процедуры измерения дляоценки характеристик индивидов, групп,организаций, ситуаций, и даже объектов.

А.Анастази.

Задачи ПД– в том, чтобы измеритьразличия между индивидами или междуреакциями одного индивида в разныхусловиях.

В отечественной ПД…

ПД(предмет ПД)по Гуревичу:

Цель современной ПД заключается в том,чтобы фиксировать и описыватьпсихологические различия как междулюдьми, так и между группами людей,объединенных по каким-либо признакам.

 современная ПД определяется какнаучная дисциплина, которая разрабатываетметоды изучения индивидуально-психологическиххарактеристик человека.

Предмет психодиагностики–индивидуально-психологические особенностичеловека и способы их измерения(исследования).

ПД выступает в роли моста между наукой(об индивидуально-психологическихразличиях) ипрактикой(постановкойпсихологического диагноза).

ПД является технологической дисциплиной.

Выполняет в психологии роль, аналогичнуютой, которую выполняют техническаяметрология в физико-технических науках,или мед. технология в мед. науках.

Шмелевпредлагает рассматриватьПД в виде образа человеческого тела:

ГОЛОВА: научные теории в областидифференциальной психологии.

ТУЛОВИЩЕ: образовано репертуаромконкретных методик.

НОГИ: технология конструирования тестов(психометрика) – это то, «на чем стоит»ПД.

РУКИ: прикладные модели и методыпрактической психологии, которыеуказывают на схему примененияпсиходиагностических методик длярешения конкретных практических задач.

Говоря о развитии ПД, мы должны говоритьо грамотном развитии этого тела.

Психологический диагноз.

ПД– это наука и практика постановкипсихологического диагнозапредмет психодиагностики – психологическийдиагноз.

Понятие «Диагноза»:

Термин «диагностика» образован из 2-хчастей: «диа» и «гнозис» = различительноепознание.

Диагностика– это распознаниесостояния определенного объекта илисистемы путем быстрой регистрации егосущественных параметров и его последующегоотнесения к определенной диагностическойкатегории с целью прогноза его поведенияили принятия решения о возможномвоздействии на это поведение в желательномнаправлении.

Цель ПД– помощь данному предметув функционировании.

Диагноз– это всестороннееобследование объекта с целью оценкиего общего состояния (такой диагнозчаще всего носит название «всестороннепрофилактический диагноз»).

Частичный диагноз– направленныйна выявление какого-либо неблагополучияс целью последующей коррекции.

Диагностикапредставляет собойнаучно-практическую деятельность.

Постановка диагноза– практическоедействие, основанное на использованииопределенных научных знаний.

Диагностне стремится к описанию иустановлению общих закономерностей(это задача исследователей). Его задача– оказать конкретную помощь в установленииимеющегося неблагополучия или обеспечитьнадежное функционирование и рациональноеиспользование измеряемого (исследуемого)объекта.

Диагноз– это всегда подведениеконкретного случая под определенноеявление общего характера.

ПД= «распознание души».

Психологическая диагностика– этовыяснение наличия и степени выраженностиу человека определенных психологическихпризнаков.

В ПД выступают особые объекты – люди.

(Исторически… психологический диагнозрассматривается как отклонениеот нормы развития (≈ медицинскийподход)).

!!В отличие от медицинского диагноза,психологический диагноз предполагаетне только измерения при патологии, ноипри норме(в большинстве случаев).

Медицинский диагноз– определениеи классификация имеющихся проявленийзаболеваний.

В психологическом диагнозенетоднозначной связи между симптомом иболезнью. Мы должны выяснить причины иследствия данного поведения.

Психологический диагноз никогда неограничивается только констатациейналичного состояния. Необходимо датьтакжепрогнозирекомендации.

Прогноз дается в 2-х вариантах:

1. Если рекомендации будут выполняться.

2. Если рекомендации не будут выполняться.

ПД = начало деятельности (психолога).

Психологический диагноз– этоконечный результат деятельностипсихолога, направленный на описание ивыявление сущности индивидуально-психологическихособенностей человека с целью оценкиих актуального состояния, прогнозадальнейшего развития и разработкирекомендаций (которые обычно определяютсяцелью исследования).

По Выготскому… Уровни постановкидиагноза:

  1. Симптоматический диагноз– ограничивается только симптоматикой, не может считаться научным.

  2. Этиологический – наличие определенных особенностей и причин.

  3. Типологический – определение места и значения полученных данных, составляется типологический портрет личности.

Источник: https://studfile.net/preview/2673960/

Предмет, объект, задачи психодиагностики. Основные сферы использования психодиагностических данных

Билет 1. Предмет психодиагностики. Психологический диагноз.

Билет № 1

предмет психодиагностики – это различные ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА человека.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Термин ДИАГНОСТИКА в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики.

Согласно современному общенаучному представлению, под термином диагностика подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров, и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях.

1. Предмет психодиагностики

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает:

• закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений;

• правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Психодиагностика тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов.

Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Психодиагностика направлена на выявления межиндивидуальных или межгрупповых различий.

Можно обратиться к авторитетным психодиагностам, которые четко выделяют предмет этой научной дисциплины. Так, например, А.Анастази определяет этот предмет через стоящие перед психодиагностикой задачи, отмечая, что они заключаются в том, чтобы “измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях”.

Сходное понимание предмета дано К.М.

Гуревичем, который пишет: “Цель современной психологической диагностики в ее наиболее распространенных формах (тесты, проективные методики, психофизиологические методики, вопросники) заключается в том, чтобы фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам”.

Современная психологическая диагностика определяется как научная дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека.

Таким образом можно сказать, что в компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка принципов и требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследований, способов обработки и интерпретации результатов, выбор и теоретическое обоснование критериев сопоставления результатов, разработка приемов, способствующих быстрому и правильному принятию решений по постановке диагноза.

Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных в медицине. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз.

Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом.

По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации.

Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля.

Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого-педагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели.

Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично – за то, как этот диагноз будет использован клиентом.

объект психодиагностики – это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ. Психические свойства образуют ПРЕДМЕТ психодиагностики.

Важность различения ПРЕДМЕТА и ОБЪЕКТА проявляется прежде всего при обсуждении вопросов, связанных с обеспечением таких ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВА ТЕСТА, как НАДЕЖНОСТЬ и ВАЛИДНОСТЬ.

Иногда тест может обладать высокой надежностью – это как раз и есть устойчивость относительно объекта: при проведении перетестирования практически все испытуемые могут оставаться на тех же местах на ранговой (порядковой) ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ШКАЛЕ, которые они занимали после первого тестирования. Но это еще не означает, что тест направлен на измерение желательного для нас психического свойства, то есть, это еще не означает высокой валидности.

Психодиагностика, её задачи, возможности и области применения

Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Цели:

1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.

2. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

Задачи:

1. В ситуации клиента (у человека нет повода сознательно искажать факты о себе, но он может сделать это несознательно (приукрасить себя).

2. В ситуации экспертизы (человек обращается за помощью к психодиагносту, он сам идет на контакт. Человек знает, что подвергается экспертизе, и поэтому иногда сознательно корректирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть лучше).

В компетенцию психодиагностики входят:

– конструирование и апробация методик;

– выработка правил проведения обследования;

– способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Области практического использования результатов психодиагностической работы:

1. В целях оптимизации процессов обучения и воспитания (Задачи в школе: неуспевае-мость, учебные и личные проблемы.

Психологическая готовность детей к обучению в школе; контроль за развитием детей под влиянием школьного обучения; выявление причин неуспеваемости и трудности учебной Деятельности; отборы в спецклассы и спецшколы; оценка программ и методов обучения в школах; оценка успешности работы педагогов; оценка работы разных учебных заведений; решение проблем трудных детей; решение личностных проблем школьников; профориентационная работа; социально-психологическая диагностика (взаимоотношения в коллективе: учителей, учеников между собой, родителей и т.д.); выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, реали-зация индивидуального подхода и др.).

2. Психодиагностика является важной составляющей Деятельностью специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах проф-консультации, в учреждениях службы заня-тости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.

Задачи:

1. Уточнение диагнозов пациентов клиники (если у врача затруднение с постановкой диагноза).

2. Оценить эффект лечения.

3. Исследование больных с целью постановки разных экспертиз (воинская, судебная). Наблюдение и беседы – методы клинической консультации:

а. Психологические консультации, куда могут обратиться люди со своими личными проблемами (семейные, индивидуальные, детские и т.д.).

б. В проведении судебно-психологической экспертизы (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование психологического заключения о тех или иных качествах Личности, уровне интеллектуального развития и т.д.).

в. Задача психодиагностики зависит от сферы ее применения

Задачи психодиагностики

Современная психология несколькими различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей – это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения.

Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и приёмов общения и многим другим.

В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии, она обладает общей характеристикой – индивидуализированностью своей направленности.

Эта индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взамоотношений с окружающими.

Для такого проникновения часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции, требуются специальные – психодиагностические – методы.

Психодиагностические задачи могут решаться различными способами. Один из таких способов – это длительное наблюдение за обследуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи. Другой способ – это наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни, например наблюдение за поведением ребёнка в детском саду

Источник: https://studopedia.su/18_9840_predmet-ob-ekt-zadachi-psihodiagnostiki-osnovnie-sferi-ispolzovaniya-psihodiagnosticheskih-dannih.html

Medic-studio
Добавить комментарий