Билет 10. История Психотерапии: Развитие науки, в том числе и психотерапии, не линейный, а сложный,

Ненаучная наука: как работает психотерапия и почему ее эффективность до сих пор никто не доказал

Билет 10. История Психотерапии:  Развитие науки, в том числе и психотерапии, не линейный, а сложный,

Если сильно обобщать, то всех психотерапевтов можно разделить на два лагеря. Первый лагерь когда-то заложил Зигмунд Фрейд — основатель психоанализа, из которого выросла динамическая школа психологии.

Психоаналитики, как и специалисты любой другой развивающейся области, не повторяют то, что делает Фрейд, но следуют утвержденным им принципам. Основоположником второго лагеря стал наш соотечественник Иван Петрович Павлов, лауреат Нобелевской премии, открывший понятие условного рефлекса.

За ним эстафету подхватили американцы Джон Бродес Уотсон и Беррес Скиннер — так появилось поведенческое направление психотерапии, на основе которого сложился когнитивный подход. Это два больших истока, которые никак не связаны между собой, и когда человек спрашивает, к какому психологу пойти, ему говорят, что психологи бывают разные.

Человек представляет, что это как вареное и жареное мясо — разное, но и то и другое — мясо. Но поведенческая терапия и психоанализ отличаются друг от друга как жареное мясо и внутривенное питание.

Последователи двух этих школ половину исследований проводят исключительно для того, чтобы замочить школу противника.

Например, Ганс Юрген Айзенк, известный как автор распространенного теста на интеллект, последователь Павлова, настаивал на том, что психику надо понимать через биологию: на личность, на формирование психики влияют исключительно биологические, генетические, химические факторы.

В одной из своих лекций он даже говорит, что психотерапия может быть вредна и опасна. Он ссылается на исследование, в котором психоанализу подверглись больные раком и ишемической болезнью сердца. И семилетняя выживаемость этих людей по сравнению с контрольной группой снизилась.

То есть он делает вывод о том, что стресс, испытываемый при психоанализе, а также ложные надежды, внушенные психоаналитиком, привели к увеличению смертности. А хорошей психотерапией он называет поведенческую: она лучше всего лечит неврозы, невротические проявления, депрессию и другие психологические проблемы. И, как обычно, ссылается на кучу исследований.

Маленький нюанс, который надо учитывать при оценке исследований поведенческой терапии, — это то, что она была сильно развита в Америке. В стране, где нет государственной системы здравоохранения, а в медицинские страховки, как правило, включена психотерапия.

Если человек застрахован, он может обратиться к психотерапевту, и страховая компания должна за это заплатить. И тут в дело вступает экономический вопрос.

На заявление человека «У меня проблема в жизни» поведенческий терапевт обычно отвечает так: «Окей, сейчас мы договоримся, что мы считаем этой проблемой, а дальше у нас будет десять встреч». Не девять, не одиннадцать — десять. И к десятой встрече твоя проблема будет решена.

Страховая компания должна заплатить за десять встреч, сравнительно дешевых, потому что они короткие и потому что поведенческим терапевтом стать легко. За неделю интенсивной подготовки любого можно сделать поведенческим терапевтом — объяснить, как работают рефлексы, как их создавать и убирать.

Это выгодно страховым компаниям. Какова длительность лечения у психоаналитика? Годы. Есть примеры лечения по 40, по 50 лет. И стоимость работы психоаналитика может доходить до нескольких тысяч долларов за сеанс, а сеансов нужно три-четыре в неделю.

Но есть и другие мнения — например, Скотт Миллер, директор Международного центра качества медицинской помощи, в лекции «Эволюция психотерапии» говорит, что через некоторое время активного посещения психотерапевта эффект теряется.

Человек достигает определенного уровня улучшения — и все, дальше он не поднимается.

И самое интересное — исследования показывают, что не имеет значения, кто лечит: вчерашний студент, человек с десятью годами стажа или нобелевский лауреат.

Также есть мнение, что когнитивная и поведенческая терапии оккупировали термин «доказательная терапия», не имея на то оснований. Существует ряд инструментов, с помощью которых когнитивисты и поведенческие психологи получают лучшие результаты, чем динамические психологи.

Во-первых, для всех исследований внимательно подбираются испытуемые. Смешанные случаи, в которых на объект исследования могут повлиять какие-то сторонние факторы, не попадают в выборку, чтобы не испортить результаты исследования. Здесь важно понимать, что в психологии нет четких критериев диагностики.

Серьезные дядьки с десятилетиями опыта, доктора наук могут не сойтись в интерпретации состояния одного человека.

Соответственно, с такой точностью диагностики выбраковка огромная, мы сразу выбираем людей только с узкой конкретной проблемой, и это уже значит, что наше исследование не будет отражать того, как психотерапия работает в реальной жизни. Потому что в реальной жизни у людей обычно комбинированные, а не чистые проблемы.

Во-вторых, результаты не всех испытуемых попадут в научную статью. Возможно ведь, что кто-то из этих людей параллельно сеансам психотерапии столкнется с каким-то важным для себя событием в жизни. Положительным или отрицательным. Рождение, смерть, переезд, болезнь, покупка, продажа, выигрыш в лотерею — все что угодно.

Из-за этого результаты исказятся и будут выброшены из исследования. В зависимости от порядочности исследователя еще будут выброшены люди, чьи результаты можно назвать артефактом, потому что они очень далеки от всех остальных, — это считается ошибкой эксперимента.

И на основании результатов, полученных таких образом, будет сказано, что когнитивная терапия — самая доказательная терапия из имеющихся.

Если обратиться к метаанализу, то исследования показывают, что терапия работает, но только с женщинами она работает лучше. Наверняка скоро выйдет еще одно исследование, которое опять скажет, что ничего не работает. Мы должны иметь в виду, что строгих доказательств, к которым не придраться, на сегодняшний день нет.

Но в случае с психологией ставка высока — здоровье человека. Что же делать, если эффективность не доказана? И что означает отсутствие доказательств? Это значит, что мы ничего не можем сказать про эффективность. У нас нет данных. Соответственно, раз нет доказательств и мы не можем сказать, что она точно вредит, — значит, наверное, работает.

Хотя бы эффект плацебо, почему бы и нет?

И первое, на что нужно обратить внимание, — это причина, по которой доказательства отсутствуют, так называемое алиби. А второе — изначальные идеи, появившиеся на основе достоверных доказательных данных.

Если мы знаем, что существуют законы Ньютона, возможность реактивной тяги и определенная форма крыла может создавать подъемную тягу, то у нас есть все основания считать эту идею достоверной. Потому что у нас есть нормальные исходные данные и нормальное объяснение, почему еще нет доказательств.

Потому что еще не успели, потому что еще не построили, потому что это сложно. И в течение какого-то времени мы исследуем гипотезу о том, что построить самолет возможно.

Пока мы пытаемся доказать какую-то теорию, мы тратим на это время и ресурсы — каждый следующий негативный результат снижает вероятность того, что гипотеза все-таки верна. Но нет никаких методических оснований поставить точку в конкретном месте.

Нельзя сказать, что идею можно доказывать 3 года, 8 месяцев, 14 дней, 42 часа и 17 секунд. Вы сами выбираете, когда поставить точку. Есть люди, которые до сих пор разрабатывают теорию эфира. Около ста лет назад ее плюс-минус отвергли, по крайней мере посчитали неэффективной, но есть люди, которые до сих пор пытаются из нее что-то выжать.

Алиби психотерапии состоит в том, что, во-первых, привычный для других наук плацебо-контроль, так называемый слепой метод, в этом случае практически неприменим. Вы можете дать человеку таблетку-пустышку и сказать: «Вот это — плацебо-контролируемая группа».

Вы даже можете сделать так, что ни сам человек, ни медсестра, которая ему дает таблетки, ни врач, который контролирует его состояние, не будут знать, получает он пустышку или реальное лекарство. Но вы не можете сделать так, чтобы психотерапевт, который работает с пациентом, не знал, чем он занимается.

Интерпретация данных все равно будет субъективна.

Во-вторых, сложность инструментов воздействия. В медицине, в физике есть очень четкое дискретное воздействие, мы точно знаем, что мы делаем: нагреваем, остужаем, выносим в невесомость. В случае психотерапии мы не очень-то знаем, что мы делаем.

В-третьих, мы не очень понимаем, что происходит с человеком. Потому что исследуем очень тонкую материю. Одно из объяснений того, почему существует так много исследований о том, что поведенческая терапия лучше работает, — ее легко померить.

Воздействие направлено на конкретный навык, на конкретное свойство психики, конкретное состояние — например, когда человек не может сдерживать гнев. Если конкретной мишени нет, сразу непонятно, что и как мерить.

Если мы воздействовали определенным образом на человека и он в самоотчете говорит: «Ну, наверное, мне стало лучше», или «Не стало никак», или «Стало хуже», — мы не знаем, что делать с этими данными.

В любом другом медицинском исследовании, независимо от того, что указывает человек в самоотчете, мы можем расковырять коленку и посмотреть, что на самом деле стало с его артрозом, — лучше или нет. В психологии такой возможности нет, и нам приходится доверять самоотчету. Есть, конечно, тесты, есть валидизация этих тестов, но как можно на это полагаться, если даже возможность манипуляции воспоминаниями уже подтверждена?

И не последнюю роль в исследованиях играет эффект наблюдателя.

Представьте, насколько различается психотерапевтический процесс в ситуациях, когда клиент психотерапевта знает, что он находится в конфиденциальной обстановке, а в другой ситуации он знает, что это процесс исследования, что после этого ему надо будет заполнить десять опросников, а его психоаналитик напишет отчет по его кейсу. Насколько это влияет на результат?

Ну и что же дальше, чем это все закончится? Психотерапия — это сложно, психика — это сложно. Сто лет попыток валидных исследований — это не тот срок, после которого можно ставить крест. Основания верить есть.

Когда у нас будет модель сознания, когда мы будем понимать, с каким конкретно процессом, с какой частью мозга, с какой структурой ассоциируется каждый психологический феномен, тогда мы сможем сказать: «Это работает, а это нет».

До тех пор это вероятностные величины.

Основные формы психотерапии

Поведенческая терапия. По сути это дрессировка — есть наказание, есть поощрение. Мы формируем условные рефлексы или, наоборот, оттормаживаем их. И мы точно знаем, что условные рефлексы есть, это с гарантией.

Значит ли это, что, подкорректировав отдельные навыки, мы можем изменить жизнь в целом, улучшить отношения и так далее? Это уже вопрос оценки.

Если я перестану со всеми ссориться, значит ли это, что я со всеми подружусь? Да, в исследовании будет сказано, что я ни с кем не ссорился за последнюю неделю. Но это не обязательно значит, что у меня улучшились отношения.

Когнитивная психотерапия. Это надстройка над поведенческой. Если в поведенческой есть стимул — реакция, события, последствия, — то когнитивная психология вклинивается между ними и интерпретирует стимул. Если ткнуть, например, иголкой в ногу, то чаще всего человек расстроится.

Но если он лежит с параличом 25 лет и вдруг почувствовал боль, то его реакция будет совсем другой, это другая интерпретация. И это используется везде — в продажах, например. Если думать о том, что машина в кредит стоит 1,5 миллиона и надо два года упорно работать, то предложение не такое уж привлекательное.

А если сказать, что это 350 рублей в день, то человек подумает, что это всего две чашки кофе в день, а это он может себе позволить.

Динамическая психотерапия. Есть теория, что все проблемы — это вытесненные травмы из детства. Ее можно проиллюстрировать с помощью примера из жизни — приходит к психологу семейная пара: «Слушайте, вот у нашего ребенка пошли двойки».

Психотерапевт спрашивает: «Вы, наверное, сами что-то делали, прежде чем прийти ко мне?» Они говорят: «Первый раз он принес двойку — мы его поставили в угол. Второй раз мы его выпороли. Потом решили, что наказания не работают, и поговорили по душам. Потом вообще проигнорировали — может быть, надо, чтобы рассосалось само».

Что в итоге у ребенка в голове, если он получает двойку? Хаос, тревожность зашкаливает. Если бы у начальника на работе был такой диапазон реакций на ваши действия, вы бы на него злились. Но у ребенка нет эмоционального самоконтроля, он не сможет сдержать эту злость в себе, она проявится, а за проявление злости он будет наказан.

Поэтому он эту злость подавляет. Значит ли это, что эту злость можно потом оттуда вытащить, как-то отреагировать и это исправит вашу жизнь?

Гештальт-психотерапия. Одна из ветвей динамической психотерапии. Есть иллюстрации, на которых можно увидеть два изображения: либо это ваза, либо два лица.

Можно переключаться, что-то видеть в качестве фигуры, а что-то — в качестве фона: либо это лица на белом фоне, либо ваза на черном фоне. Одновременно их увидеть нельзя, так как ресурсы мозга и психики ограниченны.

Это принцип, на котором построена вся гештальт-терапия, закон фигуры и фона: в водопаде информации, который на вас льется, вы выбираете то, что хотите увидеть. Стоит выбрать что-то не то, и вы оказываетесь в неприятном мире.

Замечали, насколько от вашего эмоционального состояния меняется окружающий мир? Насколько вокруг много хороших, добрых, улыбчивых людей или злых и нехороших людей — в зависимости от того, дали вам зарплату или задержали ее.

Также есть понятие «закрыть гештальт». Психолог Блюма Вульфовна Зейгарник как-то сидела в ресторане и обратила внимание на то, что официант не записывает заказ. Она попросила его повторить то, что она заказала, и официант повторил.

Она попросила рассказать, что заказали за соседним столиком, и он тоже повторил без проблем. Но когда она попросила его повторить то, что заказывали предыдущие посетители, сидевшие за тем же столиком, он не смог вообще ничего вспомнить. Потому что этот счет уже оплатили и гештальт был закрыт.

Суть этого эффекта в том, что незаконченное действие остается в памяти, мысли о нем могут навязчиво приходить.

Гуманистическая психотерапия. Идея гуманистической терапии состоит в том, что человека не надо дробить на рефлексы, бессознательное и так далее. Человек целостен, надо просто быть рядом, сопереживать, сочувствовать.

Есть ли у нас эмпирический опыт, показывающий, что, когда нас поддержали, посочувствовали, нам становится легче? Да, есть конечно! Значит ли это, что такой метод нас выведет из клинической депрессии? Можно попробовать.

Экзистенциальная психотерапия. Ницше писал, что если у человека есть «зачем», он выдержит любое «как».

Есть ли у нас эмпирические данные, показывающие, подтверждающие, можем ли мы хотя бы на основании бытового опыта сказать, что ощущение осмысленности, понимание конкретной цели упрощает жизнь, помогает преодолевать препятствия и вообще тонизирует? Конечно, да; поведение по определению интенционально, у него есть направленность.

Когда мы эту направленность получаем, когда мы знаем, к чему мы стремимся, и чувствуем в этом определенный смысл, субъективно нам это облегчает жизнь. Опять же — это эмпирика, это феноменология, четких исследований за этим не стоит.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/15657-nenauchnaya-nauka-kak-rabotaet-psikhoterapiya-i-pochemu-ee-effektivnost-do-sikh-por-nikto-ne-dokazal

История развития психотерапии как науки – часть 1

Билет 10. История Психотерапии:  Развитие науки, в том числе и психотерапии, не линейный, а сложный,

Предмет, задание и методы психотерапии
авторы: Седых К. В., Завацкая Н. Е., Титова Т. Е. «Основы психотерапии» 2013 г.

часть 1 – часть 2часть 3часть 4часть 5

часть 1

В наше время всё больше увеличивается интерес к психотерапии. С одной стороны, это обусловлено сложностью, многогранностью обьекта и предмета психотерапии, спецификой её целей и заданий. С другой стороны – становление психотерапии как отдельной науки и определение её общих теоретических положений, её методологии, начато не так уж давно.

Становление психотерапии как науки происходит на протяжении длительного времени. Карвасарский Б.Д. утверждал, что историю психотерапии можна рассматривать на протяжении двух основных периодов: донаучного ( до 19века) и научного (19-20век).

Донаучный период в большей степени связан с религиозными и магическими практиками, который основаны на мифолоческих и теологических поверьях, интуитивных знаниях и магических обрядах.

На этом этапе активно использовались такие способы психологического воздействия, как навеивание, самонавеивание, введение в трансовые состояния и т.д..

Только в 18 столетии закладываются первые предпосылки развития психотерапии. Именно в это время начали обращать внимание на неосознанные причины симптомов психических и психосоматических нарушений. В 1776 году Месмером Ф. (1734-1815) была произведена попытка научно обьяснить лечебный эффект навеивания.

Он создал теорию «животного магнетизма» (особенной психической активностью, обусловленной действием флюидов, которые посылает человек). Тогда, учение Месмера Ф. критиковалось современниками.

Однако, считается, что он впервые попытался експериметально исследовать психотерапевтические отношения, а его учения дало активный толчёк для использования гипноза, эффектов навеивания, а также рапорта (позитивной эмоциональной связи, контакта между людьми) с целью получения лечебного эффекта.

Возникновение психотерапии как науки связывается с именем Иоганн –Кристиан Хейнрот, который был назначен в 1811 году на должность професора психотерапии в Лейпциге. Следует отметить, что начато с Месмера Ф. и до средины 20столетия, психотерапией занимались в основном врачи: сначала неврологи, далее психиатры. Большинство исследований и наработок были сделаны именно в этих отраслях.

Психодинамическая теория (в которой систематизированое и ограничено семиосферою поле неосознанных феноменов) Пьера-МариФели Жане (1859-1947) повлияла на понимание психики и психического в учениях Фрейда З., Адлера А., Юнга К, и других.

Первой фундаментальной школой психотерапии стал психоанализ, из которого в середине 20 столетия были рождены другие глубинно-психологические направления.

Одновременно развивались когнитивный, бихевиористический, гуманистический и гештальт подходы.

За время развития психотерапии как науки сформировалось множество форм и видов теории и практики психотерапевтической помощи. Сегодня специалисты Европейской ассоциации психотерапии обьединяют их в следующие основные группы:

1) Психоаналитическая психотерапия – формы психотерапии, которые рассматривают жизненные проблемы как следствие безсознательных конфликтов и аспектов развития;

2) Когнитивная и поведенческая психотерапия – формы психотерапии, которые определяют основу жизненных проблем неправильное обучение и мышление;

3) Гумманистическая психотерапия, рассматривает жизненные проблемы как результат блокирования переживаний;

4) Системная психотерапия, видит причины жизненных проблем в нарушении функций системы или группы, к которой принадлежит личность;

5) Екзестенциональная психотерапия, обьясняет жизненные проблемы как следствие недстаточной ясности понимания условий человеческого существования.

Важной закономерностью развития психотерапии как науки, со слов Карвасарского Б.Д., является её направленность на сотворение единой теории.

Каждая из психотерапевтических школи имела претензии на имя такой теории, отвергая предыдущие.

Однако, сегодня ни один из существующих подходов не удовлетворяет требований единственной теории, а единственный теоретико-медотологический фундамент психотерапии только начал разрабатываться.

Родившись в рамках медицины, психотерапия медленно начинает рассматриватся как забота о человеке с помощью психологических инструментов и всё больше проникает в разнообразные сферы социальной практики.

В результате, психотерапия является совокупностью концепций, практично подтверждённых методов, а также алгоритмов поведения, которые дают возможность предоставлять строго индивидуализировано специфическую помощь клиентам, на основании авторских преференций психотерапевта. Это значит, что современная психотерапия идентифицирует себя как теоретическое так и практическое поле между психиатрией и психологией, при этом претендует на свой собственный научный и практический статус.

часть 1 – часть 2часть 3часть 4часть 5

Источник: http://popovskyi.com.ua/blog/istoriya-razvitiya-psihoterapii-kak-nauki-chast-1

7. История психотерапии

Билет 10. История Психотерапии:  Развитие науки, в том числе и психотерапии, не линейный, а сложный,

Психотерапия,как и любая другая отрасль психологии,имеет свою историю — как науки и практики.

Развитиенауки, в том числе и психотерапии, — нелинейный, а сложный, многогранныйпроцесс.

Вистории психотерапии можно выделитьдва больших (основных) периода:

1.Донаучныйпериод,охватывающий тысячелетия.

2.Научныйпериод психотерапии– длящийся всего два столетия: с началаXIX века по начало ХХIвека.

Историяотечественной психотерапевтическоймысли включена составляющей частью вразвитие мировой психотерапии.

Донаучныйпериод психотерапии включает магическиепрактики, опирающиеся на мифологиюдревних культур, веру в существованиесверхъестественных сил.

Это многообразныемистические подходы: магические действияжрецов, шаманов, колдунов, молитвы вцерквах. Несмотря на многообразие,результаты этих приемов и средств оченьпохожи.

За всей их таинственностьюзачастую стояло внушение и самовнушение,развивающееся на фоне наведенноготранса или гипнотического состояния.

Современем теологическая медицинасменилась медициной метафизической, вкоторой время от времени возникалинаучно-реалистические подходы.Заболевания, в том числе и психические,начали рассматриваться как явленияестественного порядка и появилисьпопытки соответствующего их лечения.

Впоследствии,в Средние века, научная мысль вновьоказывается во власти мистики исхоластики. Особенно ярко это отмечалосьв раннем Ренессансе с его процессамиведьм и казнями психически и нервнобольных.

Илишь в XVIII веке, во времена Великойфранцузской революции, закладываютсяистинно научные предпосылки дальнейшегоразвития психиатрии и психотерапии.Была предпринята первая попытка научногообъяснения лечебного влияния внушенияв виде теории «животного магнетизма»Месмера (1734-1815).

Мессмер в основу своегоучения положил магнитно-флюидную теориюВан Гельмонта и полагал, что магнетическаясила находится в природе повсюду иобусловливает взаимодействие небесныхсил, земли и одушевленных существ.

Вскореон замечает, что излечение может наступатьи при обычном прикосновении или проведенииладоней над телом больного (так называемые«пассы»), и приходит к выводу, что магнитявляется лишь передатчиком особогофлюида, исходящего от человека.

Действительная основа терапевтическоговоздействия месмеровских сеансов вдальнейшем наукой была облечена втермины «внушение» и «самовнушение».В практике Месмера существовал раппорт(словесный или невербальный контактгипнотизирующего и гипнотизируемого),однако он не придавал этому большогозначения.

Опытымагнетизеров будоражили умы конца XVIII— начала XIX столетий. К числу скептиковотносился английский врач Брэд. В 1841 г.

он присутствовал на выступлениимагнетизера Лафонтена с целью разоблачитьмошенничество месмериста, однакоувиденное им заставило Брэда повторнопосещать эти сеансы и приступить ксамостоятельным опытам.

Брэд считал,что вызываемое им состояние — этоискусственный нервный сон, возникающийвследствие концентрации внимания иутомления взора. Это состояние онопределил специальным термином —гипноз, что, собственно, по гречески иозначает сон. Всю свою дальнейшую жизньБрэд посвятил изучению гипноза.

Егопоследователями были Льебо, Дюмон,Бернгейм и молодой исследователь Бонн,которые основали Нансийскую школугипноза, выступающую главным оппонентомСальпетриерской школы. По характерувзглядов Сальпетриерская школа во главес Шарко считалась физиологической, аНансийская, возглавляемая Бернгеймом— психологической.

Согласновзглядам Нансийской школы, гипноз —это особое психическое состояние илисон, вызванный непосредственно внушением.

Состояние гипноза можно вызвать усовершенно здоровых людей, и это состояниеничего болезненного собой не представляет,а, напротив, благодаря повышениювосприимчивости человека к внушениямво время гипнотического состояния,последнее является важным и действеннымметодом лечения различных расстройств.В конечном итоге взгляды Нансийскойшколы были поддержаны большинствомисследователей в области гипноза.

ВРоссии изучением гипноза занималисьмногие видные ученые своего времени:Данилевский, Токарский, Бехтерев,Янушкевич, Тарханов.

Такимобразом, к 80-м годам XIX века относитсяусиленная научная разработка гипнозакак лечебного метода.

ВПариже в августе 1889 г. прошел ПервыйИнтернациональный конгресс «Гипнотизмэкспериментальный и лечебный», в которомучаствовали Шарко, Ломброзо, Льебо,Бернгейм, Дежерин, Жане, Бабинский,Форель, Маньян, Фрейд, Джеймс, Бехтереви многие другие известные ученые, чтоподтверждало большой интерес и официальноепризнание этого вида психотерапии.

Впоследствиипредставители школы Нанси сталиприписывать большее значение внушению,чем самому гипнозу. В создание методалечебного самовнушения внесли вкладТарханов, Бехтерев, Боткин, разработавсобственные оригинальные приемы. Формуласамовнушения Куэ легла в основу такихметодов, как аутогенная тренировка,биологическая обратная связь, медитация,релаксация и др.

Вэтот же период в Швейцарии невропатологДюбуа разработал метод рациональнойпсихотерапии, который противопоставилгипнозу и описал в книге «Психоневрозыи их психическое лечение».

В1910 г. французский невропатолог Дежерин,критикуя прямое внушение, с однойстороны, и рациональную психотерапию— с другой, предложил метод психотерапиипосредством убеждения, основанный набезусловном эмоциональном довериипациента к врачу.

Оригинальныйпсихотерапевтический метод —«арететерапия» был предложен в 1908 г.русским врачом-терапевтом Яроцким,профессором медицинского факультетаЮрьевского университета. Греческоеслово arete включает такие понятия, какдоблесть и добродетель, стремление косуществлению высоких идеалов инравственному совершенствованию.

Психотерапевтическое воздействиеопиралось на высшие проявления духовнойжизни, а именно на нравственные сторонычеловеческой личности.

Согласно авторуметода, этические (идеалистические)стороны личности не только обусловливаютповедение человека и его жизненныйпуть, но являются также важными факторами,влияющими на особенности протеканияфизиологических процессов в организме.

Своеобразныйметод психотерапии был предложеннемецким врачом Марциновским в 1909 г. —лечение идеалами (психотерапиямиросозерцанием), суть которогозаключалась в формировании у пациентовцелительного духовного миросозерцания:пациент поднимается над своей страдающей,обремененной проблемами личностью иначинает видеть себя частицей человечествав целом и вообще всей Природы.

Возвращаяличность страдающего пациента в лонообщечеловеческих и духовных ценностейчерез осознание своей индивидуальностии самоценности собственного существования,достигаются изменения болезненныхпредставлений, снижение и исчезновениенервности и тревожности.

Психотерапияидеалами обязательно должна проходитьв теплой и открытой атмосфере, располагающейпациента к доверительному общению сврачом.

Сравниваяметоды психотерапии Дежерина иМарциновского с некоторыми современнымиподходами, можно увидеть нечто общее ис гуманистической школой, и сэкзистенциальным направлением впсихотерапии.

В1895 г. Брейер и Фрейд публикуют совместнуюработу «Исследования по истерии», гдеописан психокатарсический метод леченияистерических расстройств. Феноменизбавления от симптома при воспоминанияхв состоянии гипнотического сна опсихотравмирующей ситуации Брейерназывал «катарсисом».

Фрейд считал, чтометод катарсического отреагированияБрейера дал ему ключ к пониманию истерии.В этом же году Фрейд отказывается отиспользования гипноза и начинаетразвивать собственную психотерапевтическуюсистему.

Основной идеей Фреда было то,что бессознательные идеи, конкурируямежду собой за прорыв в сознание,оказывают существенное влияние намысли, поступки и действия человека,изменяя их. Оговорка или простаязабывчивость на самом деле отражаютреальные, но еще не осознанные мотивы.Идеи Фрейда обрели популярность.

Однакоего теоретические представления одоминировании сексуального в жизничеловека вызвали жесткую критику состороны ученых мира. В 1902 г. к Фрейдуобратилась группа студентов, в том числеАдлер и Юнг, с просьбой руководитьеженедельным семинаром по проблемампсихоанализа.

Так возникла психоаналитическаяшкола Фрейда, которая создала основныетеоретические предпосылки для формированияодного из трех доминирующих направленийсовременной психотерапии — динамическогонаправления, объединяющего в себебольшое число видов психотерапии,опирающихся на концепцию бессознательного.

В1911 г. из-за теоретических расхожденийот Фрейда отошел Адлер — основательиндивидуальной психологии, идеи которогостали распространяться по всей Европе.

Адлер утверждал, что цели и ожиданиячеловека больше влияют на поведение,чем прошлый опыт, а основным побудительныммотивом является достижение превосходстваи адаптация к среде.

Одним из первых онпривлек внимание к роли неправильногосемейного воспитания (эмоциональногоотвержения и попустительства) ввозникновении неврозов.

В1914 г. от Фрейда отошел и швейцарскийпсихиатр Юнг, которого он считал своимдуховным сыном и наследникомпсихоаналитической школы.

Юнг разработалсобственную аналитическую психологию,в которой интерпретировал либидо некак сексуальную энергию, а как жизненнуюэнергию вообще, где секс присутствуеткак один из компонентов.

Он ввел понятиеколлективного бессознательного какнаиболее глубокого уровня психическойдеятельности, содержащего в себе архетипы(врожденный опыт прошлых поколений). Вдальнейшем Юнг выделяет психологическиетипы, определяет понятия интроверсиии экстраверсии, так широко известные внастоящее время.

Помимоиндивидуальной психологии Адлера ианалитической психологии Юнга психоанализФрейда явился основой активнойаналитической терапии Штекеля, волевойтеории Ранка, интерперсональнойпсихотерапии Салливана, характерологическогоанализа Райха, Эго-анализа Кляйн,характерологического анализа Хорни,гуманистического психоанализа Фроммаи многих других. Период создания этихтеорий охватывает десятилетия как доВторой мировой войны, так и после нее.В последние годы жизни Фрейд в своихработах все больше уделял вниманиепсихоаналитическому толкованию развитияобщества.

Вопросампсихоанализа особое внимание уделялитакие русские врачи и ученые, как Осипов,Вырубов, Асатиани, Вульф, Розенталь,Лурия, Лившиц и др. После Октябрьскойреволюции 1917 г. и гражданской войны вСоветской России еще продолжалосьизучение психоанализа.

Были наивныепопытки объединения психоанализа смарксизмом, носивших общее названиефрейдомарксизма (Лурия, Фридман). Послетого как марксизм-ленинизм в СССР сталединственной теорией, фрейдизм, как ибихевиоризм и другие психологическиеконцепции, были подвергнуты жесткойкритике и запрещены, как пропагандабуржуазной идеологии.

Развитие прикладнойпсихологии у нас в стране былоприостановлено на многие годы послеПостановления ЦК ВКП(б) в июле 1936 г. «Опедологических извращениях в системенаркомпросов».

Идеологизация психологиии психотерапии, длительная изоляция отведущих направлений этих наук в другихстранах, тенденция к биологизациимедицины в целом явились причинойзадержки развития психотерапии приформальном признании значимости еероли в медицине.

В эти особенно сложныедля научной и практической психологиии психотерапии годы, продлившиеся вплотьдо 60-х, Выготский, Лурия, Мясищев,Лебединский, Зейгарник и сравнительнонебольшое число других исследователейсвоими трудами поддерживали развитиепсихотерапии и психологии в медицинев нашей стране.

Внутренняялогика развития отечественной психотерапиисоответствовала теоретическимисследованиям таких ведущих ученых смировым именем, как академики Бехтереви Павлов (лауреат Нобелевской премии1904 г.).

Экспериментальное изучениевысшей нервной деятельности в лабораторияхПавлова, выделение типов нервнойдеятельности (физиологический эквиваленттемперамента), взаимосвязей между первойи второй сигнальными системами привелок теоретическому обоснованиюэкспериментальных неврозов, котороеПавлов перенес в клинику нервныхболезней.

Таким образом, был заложенметодологический фундаментпатофизиологической теории неврозови их психотерапии. Это направлениеполучило название — павловскаяпсихотерапия.

В30-40-е годы в Ленинграде была разработанапатогенетическая психотерапия,теоретическую основу которой составилапсихология отношений Мясищева (1893-1973).На основании психологии отношенийМясищев в 1939 г.

сформулировалклинико-патогенетическую концепциюневрозов, согласно которой основнымпатогенным звеном в возникновенииневротических расстройств выступаютпротиворечия в тенденциях и возможностяхличности с требованиями и возможностями,предоставляемыми средой и воспринимаемыеличностью как неразрешимые.

Вернемсявновь к началу XX века. В 1913 г. в США журнал«Психологическое обозрение» публикуетстатью Уотсона, который призывалрассматривать психологию как объективнуюэкспериментальную область естественныхнаук, основной теоретической задачейкоторой должно быть прогнозированиеповедения человека и управлениеповедением.

С этого момента начинаетсвое развитие бихевиоризм, как отдельноенаправление в психологии, антагонистичноепсихоаналитической системе и определившеетеоретические основы поведенческойпсихотерапии. Значительное влияние наформирование бихевиоризма оказалиусловно-рефлекторная теория Павлова итеория сочетательных рефлексов Бехтерева.

Уотсон считал, что проблемы взрослогочеловека связаны с обусловленнымиреакциями, сформированными в детствеили подростковом возрасте. А если ониявляются следствием неправильноговоспитания в детстве, то соответствующимвоспитанием можно предотвратитьпоявление расстройств в более зреломвозрасте.

Он разработал программуоздоровления общества — экспериментальнуюэтику, основанную на принципахбихевиоризма. Несмотря на то, что этапрограмма так и не достигла поставленныхцелей, сам Уотсон получил широкоепризнание.

К1930 г. бихевиоризм представлял собой ужекрупную научную школу и в дальнейшемпродолжил свое развитие в работахнеобихевиористов Толмена, Халла иСкиннера, опиравшихся на принципыоперационизма Бриджмена.

Начиная с 50-хгодов, методы оперантного бихевиоризмараспространились на психотерапевтическуюпрактику и воплотились в поведенческойпсихотерапии, главной целью которойстали формирование и укреплениеспособности к действиям, приобретениетехник, позволяющих улучшить самоконтроль.

1950-1960-е годы — период становленияповеденческой психотерапии каксамостоятельного направления. РаботыВольпе и Лазаруса в ЮАР, Шапиро и Айзенкав Англии, Азрина и Айллона в США привелик растущей популярности поведенческойпсихотерапии в 60-70-е годы, когда онастала одним из ведущих психотерапевтическихнаправлений мировой психотерапии.

Мощным толчком для дальнейшего развитиябихевиоризма и поведенческой психотерапииявилась социальная когнитивная теорияБандуры, определившая социально-бихевиористскийподход в психологии. В дальнейшем этопривело к теоретическим обобщениям,получившим название концепциисамоэффективности.

Последующийотход от первоначальной парадигмыповеденческой психотерапии (стимул-реакция),рассматривающий когниции как промежуточныепеременные, как структурирующие ирегуляционные компоненты эмоциональных,мотивационных и моторных процессов,отражают теории Эллиса и Бека.

Врационально-эмоциональной психотерапииЭллиса главной промежуточной переменной,делающей понятной связь между стимуломи поведением, являются рациональные ииррациональные когниции. В когнитивнойпсихотерапии Бека определяющей переменнойявляются реалистичные и нереалистичные(связанные с ошибками в когнитивныхвыводах) когниции.

И Эллис, и Бек признаютсвязь когнитивных и поведенческихпеременных при доминирующем значениипервых. С их точки зрения центромвоздействия психотерапии должны бытьпромежуточные когнитивные переменные.

Попыткаинтеграции когнитивного и поведенческогоподходов связана с именем Мейхенбаума.Его работы можно рассматривать какдальнейшее развитие идей Лурия иВыготского о внутренней речи.

Такимобразом, поведенческая психотерапиясегодня — это развивающееся направлениев психотерапии. Начав с теорий научения,построенных по схеме «стимул-реакция»,она использовала далее когнитивные исоциальные теории научения, а в последниегоды пытается опереться на теориипереработки информации, коммуникациии даже больших систем.

Вовторой половине XX века, после Второймировой войны 1941-1945 гг., два ведущихнаправления — психоанализ и бихевиоризм— претерпевают изменения и существеннопреобразуются. В философии, психологиии психотерапии, вначале в Европе, а затеми в США начинает активно развиватьсяэкзистенциализм, который зародился внедрах французского сопротивлениянемецкой оккупации.

Первыми представителямиэтого течения, сплотившего вокруг себяинтеллектуалов того времени, считаютсяфилософ Сартр и романист Камю, лауреатыНобелевской премии по литературе. Идеиэкзистенциализма в религиозной философиикристаллизовались благодаря работамБубера и Тиллиха. На развитие этогоучения в психологии значительно повлиялитруды Хайдеггера.

Его центральной идеейявляется понимание человеческогосуществования через «бытие-в-мире».Швейцарские психиатры Бинсвангер иБосс перенесли онтологию абстрактногоБытия на проблемы изучения бытияиндивидуального и, на основе богатейшегоклинического материала, разработалитак называемый бытийный (дазайн) анализ,направленный на реконструкцию внутреннегомира опыта.

Наряду с ними, Ясперс и Франклпредпринимали небезуспешные попыткивнедрить положения экзистенциальнойпсихологии в клиническую психотерапию.В США крупнейшим представителемэкзистенциализма в психологии ипсихотерапии считается Мэй, идеи которогоспособствовали значительной популяризацииэкзистенциальной психотерапии средиспециалистов.

Экзистенциализм становитсяоснованием для развития гуманистическиориентированной психологии.

В60-е годы XX века в американской психологиивозникает новое направление, получившееназвание гуманистической психологии.Это направление возникло как противовесдилемме бихевиоризм — психоанализ иоткрыло новый взгляд на природу психикичеловека.

Основные принципы гуманистическогонаправления заключаются в признанииведущей роли сознательного опыта ицелостном характере природы человекас акцентом на свободе воли, спонтанностии творческой силе индивида. Основоположникамигуманистического направления считаютсяМаслоу (1908-1970) и Роджерс (1902-1987).

Бурныйрост интереса к гуманистическойпсихотерапии приходится на 60-70-е годы.

Само гуманистическое направление, кактретья сила в психотерапии, являетсянаименее однородной и объединяет такиеразнообразные методы, как гештальт-терапиюПерлса, экзистенциальный анализ Сартра,дазайнанализ Бинсвангера, логотерапиюФранкла, психоимажинативную терапиюШорра, эмпирическую психотерапиюВитакера, первичную терапию Янова,биоэнергетический анализ Лоуэна,структурную интеграцию Рольф,трансцендентальную медитацию,дзен-психотерапию, психоделическуюпсихотерапию и ряд других методов.

Вотечественной психологии началосьвозрождение научной психологии ипсихотерапии только после 1953 г., во время«хрущевской оттепели». В частности,начал издаваться журнал «Вопросыпсихологии», где ведущие ученые странывыступили с программными статьями.

Появились условия для дальнейшегоразвития личностно-ориентированнойшколы психотерапии. Вокруг Мясищевасплотился круг перспективных ученых,которые развили концепцию патогенетическойпсихотерапии своего учителя: Карвасарский,Мягер, Либих, Тупицын и др.

Пропасть вуровне развития отечественной изарубежной психотерапии стал медленносокращаться в конце 60-х — начале 70-хгодов, однако разрыв остается и по сейдень.

Впоследнее десятилетие интерес кпсихотерапии в нашей стране резковозрос, открылись возможности изучениявсего спектра ее теорий и методов,повысилось качество подготовкиспециалистов, совершенствуютсяорганизационные модели психотерапевтическойслужбы.

Источник: https://studfile.net/preview/3218329/page:30/

Medic-studio
Добавить комментарий