Билет 12. Проблемы психолого-педагогической диагностики.

Современное состояние психолого-педагогической диагностики нарушений психического развития у детей

Билет 12. Проблемы психолого-педагогической диагностики.

Современное состояние психолого-педагогической диагностики

нарушений психического развития у детей

1. Значение психолого-педагогической диагностики

  Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации детей с нарушениями развития зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

  По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации.

Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25%, а по некоторым данным – 30-45%, в школьном возрасте 20-30% детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60% детей относятся к группе риска.

  В настоящее время существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений.

Наряду со специализированными детскими образовательными учреждениями (ДОУ) и специальными (коррекционными) школами I-VIII видов, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утвержденные Министерством образования РФ, открыты негосударственные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и т. п., в которых находятся дети с разными нарушениями, часто разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

  В то же время в массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различная.

Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы: с нарушениями слуха, зрения, оптико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными нарушениями, с недостатками речевого развития, с расстройствами поведения, с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети. Если к старшему дошкольному возрасту выраженные нарушения психического или (и) физического развития, как правило, бывают выявлены, то минимальные нарушения длительное время остаются без должного внимания. Однако дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной коррекционно-педагогической помощи. Несмотря на то, что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести их к дезадаптации. Поэтому очень важно своевременно выявлять не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от нормативного развития.

  Описанные тенденции в образовании детей с недостатками развития показывают, что сегодня роль психодиагностики нарушений развития очень велика:

– требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития в популяции; определение их оптимального педагогического маршрута;

– обеспечение их индивидуальным сопровождением в специальном или общеобразовательном учреждении;

– разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции для проблемных детей в массовой школе, для детей со сложными нарушениями развития и тяжелой степенью нарушений психического развития, для которых отсутствуют типовые образовательные программы. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого психодиагностического изучения ребенка.

2. Принципы психолого-педагогической диагностики

Психолого-педагогическая диагностика нарушений психического развития у детей проводится с опорой на ряд принципов, раскрытых в работах , , .

Принцип комплексного подхода к диагностике нарушений развития у детей предполагает раскрытие внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения и осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог).

Используется не только клиническое и экспериментально психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а при необходимости – нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов.

Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает выявление не только отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии.

Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения.

Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка.

Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах заданий, доступных детям данного возраста.

  Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка – этот принцип опирается на теоретическое положение о зонах актуального и ближайшего развития ребенка.

Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений.

Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

    – отношение к ситуации обследования и заданиям;

    – способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

    – соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

    – продуктивное использование помощи взрослого;

    – умение выполнять задание по аналогии;

    – отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с на рушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

3. Этапы психолого-педагогической диагностики

 Диагностика недостатков развития включает три этапа.

Первый этап получил название скрининг (от английского – просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины. Основными задачами скрининг-диагностики являются:

  1. Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

  2. Скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения воспитания детей.

Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.

 1. Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни.

 2. При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

 3. Важной проблемой при проведении скрининг обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых.

Мотивация сотрудничества, реакция на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т. д. существенно влияют на качество выполнения заданий.

Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Второй этап – дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа – определить тип (вид, категорию) нарушения развития.

По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т. е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка.

Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. 

Задачи дифференциальной диагностики следующие:

  – разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

  – выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

  – оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

  – определение и обоснование педагогического прогноза.

 На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально.

Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

  В настоящее время существует круг проблем , связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

  1. Известно, что сходные психологические особености наблюдаются у детей с разными типами нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития.

Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравни тельного характера.

Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

  2. Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.

  3. Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.

  4. Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.

Третий этап – феноменологический . Его цель – выявление индивидуальных особенностей ребенка, т. е.

характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личностных качеств, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним.

В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

4. Задачи психолого-педагогической диагностики

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики.

Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении.

Конкретныезадачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

  – выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

  – разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

  – определение условий воспитания ребенка;

  – помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

  – профессиональное консультирование и профессиональная ориентация;

  – решение проблем социально-эмоционального плана.

  При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюденем и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка.

  Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

    – раннее выявление нарушений развития у детей;

    – определение причин и характера нарушений;

    – определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

    – выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

    – разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Источник: https://pandia.ru/text/80/390/410.php

Билет 12. Проблемы психолого-педагогической диагностики

Билет 12. Проблемы психолого-педагогической диагностики.

Двеглавные функции психодиагностики вобразовании:

1.Обеспечение эффективного усвоенияучебных знаний и навыков, а такжеполноценного умственного и личностногоразвития.

2. Оценкакачества самого образования, т.е.выявление того, насколько та или инаяобразовательная система обеспечиваетполноценное развитие ребенка.

 двакласса задач психодиагностики:

1)Контроль за динамикой развития человека– диагностика готовности ребенка кшколе, определение причин школьнойнеуспеваемости, выявление одаренныхдетей, дифференциация обучения, реализацияиндивидуального подхода в обучении,профориентация, определение сложностейи отклонений в развитии и др.

2)Оценка развивающего эффекта программы– оценка эффективности программ иметодов обучения, контроль за приобретеннымизнаниями и навыками, за умственным иличностным развитием.

– – – – – – – – – –

Эльконин Д.Б.– представлениео психическом развитии как о чистоколичественном процессе (связанос возрастным развитием ребенка).

Противоположная точка зрения:

Развитие– это не только и не столькоколичественные изменения, сколькокачественные изменения. Каждый этапопределяетсякачественнымразнообразием.

Недостатки диагностики(Д.Б.Эльконин):

1. Тестовая диагностика ориентирована,в основном, на количественные показатели.

2. Применяется общая схема диагностикив разные возрастные периоды без учетатех качественных изменений, которыеприсущи каждому из них.

3. В диагностике бытует мнение/ представлениео неизменности темпов психическогоразвития.

Считается, что эти темпынаследственно-обусловлены не учитывается закон неравномерности.

4. Невозможность строить на основе такойдиагностики какие бы то ни былокоррекционные мероприятия.

+ задача педагогики– обучениеи воспитание…

1)коррекция психического развития припоявлении такой необходимости,

2)создание оптимальных условий дляразвития ребенка,

3)определение степени усвоенности навыков(в их содержательном, а не количественномаспекте) и др.

психодиагностика в том виде, в которомона удостоилась критики Эльконина, неудовлетворяет требованиям педагогическогопроцесса.

Основная линия развитияпсихолого-педагогической диагностики(Эльконин):

Необходимость создания единой системыконтроляза психическим развитиемребенка.

Наличие такой системы позволяетосуществить профилактическую работу:работа на предупреждение отклонений,а не на их коррекцию.

Большинство диагностических систем набазе дифференциальной психологии.Эльконин предлагает → на базе психологииразвития.

Требования к единой системе контроля.

Единая система контролядолжнавключать в себя методы, направленныена диагностику ведущего типа деятельности.

Важно рассматривать включенностьребенка в систему деятельностей дляданного возрастного периода.

  1. Также ПД включает в себя диагностику развития отдельных психических процессов.

При диагностике психических процессовнадо обращать внимание:

– как ребенок овладевает системойдействий, характерных для данногопсихического процесса (особенностиовладения);

– как соотносится между собой внешнийи внутренний план действий;

– уровень произвольности при овладенииразличными психическими процессами.

  1. Диагностические системы смежных возрастов должны взаимно перекрываться, т.е. они должны включать в себя и одинаковые элементы.

Взаимно перекрываются те методы, которыепозволяют определить насколько ребенокготов к переходу, к другому уровнюразвития (насколько человек успешен наэтой ступени).

  1. Принцип коррекционности – каждая диагностическая система должна содержать в себе возможность обучения (т.е. мы должны найти причины неуспешности ребенка и попытаться выяснить – какая организация деятельности может ему помочь).

  1. Диагностическая система должна включать в себя такие методы, на основе которых может быть построена коррекционная программа.

  1. Диагностическая система должна позволять осуществлять прогноз дальнейшего развития, потому что без возможности осуществления прогноза развития диагностика теряет свой смысл.

Прогноз д.б. ориентирован на ЗБР ребенка(позволяет работать на профилактику, ане на коррекцию).

******************

Наиболеесильное влияние на развитие психологическойдиагностики в последние десятилетияоказали идеи критериально-ориентированноготестирования:

→главное: не сравнение испытуемых междусобой, а степень подготовленностикаждого к выполнению определенногокритериального задания.

→необходимость отказа от статистическойнормы при оценке результатов тестированияи переход к поиску содержательныхкритериев.

В тестахэтого типа для оценки результатовтестирования используется не балл,который получает испытуемый и которыйхарактеризует его место в выборке, аконкретная область содержания.

задача этих тестов:

–установить, что индивид умеет делать возможностькоррекционной работы.

-ориентировка на потенциальные возможностичеловека (ЗБР) возможностьпрофилактики.

Источник: https://studfile.net/preview/2673960/page:11/

Этапы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

Билет 12. Проблемы психолого-педагогической диагностики.

Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углублённое изучение ребёнка с целью разработки индивидуальной коррекционной программы.

Каждый этап имеет свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Первый этап получил название «скрининг». Слово «скрининг» происходит от английского «screen» и означает «просеивать», «сортировать». На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребёнка без точной квалификации того, каковы характер и глубина этих отклонений.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребёнка.

Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов.

Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребёнка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребёнком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу дать оценку особенностям поведения или трудностям в воспитании ребёнка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий.

Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребёнка те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым.

Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто, а по своей процедуре редко отвечает современным требованиям.

Используемый при скрининге набор методик часто не отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов и психологов обычно недостаточна для квалификации нарушения развития.

Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможность обеспечить всестороннее изучение особенности каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются.

Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики:

– несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно-обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни;

– при разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

– существенной проблемой при проведении скрининг-обследования является эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых* Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создаёт существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Второй этап – дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа определить тип (вид, категорию) нарушения развития.

По результатам этого этапа определяется направление обучения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребёнка.

Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по её результатам определяется направление обучения ребёнка и его организационные формы.

Задачами дифференциальной диагностики являются:

– разграничение степени и характера нарушений умственною, речевого и эмоционального развития ребёнка;

– выявление первичного и вторичного нарушений, то есть сие томный анализ структуры нарушения;

– оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

– определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется пспхолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Группа специалисток, осуществляющих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребёнка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально.

Работа диагностической группы строится, но определённой системе с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития.

Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В. И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера.

Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Третий этап — феноменологический.

Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребёнка, то есть тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребёнку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Углубленное психолого-педагогическое изучение с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и осуществляется в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов.

Среди них можно выделить такие, как:

– выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребёнка;

– разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

– оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;

– определение условий воспитания ребёнка, специфика внутрисемейных отношений;

– помощь в ситуациях с затруднениями в учёбе;

– профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

– решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков.

Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребёнка, на дифференциацию нарушений.

Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребёнка.

Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь, выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождении ребёнка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

– раннее выявление нарушений развития у детей;

– определение причин и характера нарушений;

– определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

– выявление индивидуальных психологических особенностей ребёнка с нарушениями развития;

– разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_122831_etapi-psihologo-pedagogicheskoy-diagnostiki-narusheniy-razvitiya-u-detey.html

Задачи психолого-педагогической диагностики

Билет 12. Проблемы психолого-педагогической диагностики.

Введение

Современная школа уже не может ограничиваться только усвоением детьми определенной системы знаний и навыков, воспитанием высоких моральных качеств. Принцип развивающего обучения приобретает в настоящее время новое содержание.

ФГОС школьного образования второго поколения представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством (в том числе и в лице администрации школы), который устанавливает достаточно высокие требования к результатам и качеству обучения учащихся различных возрастных и социальных групп.

Обучение и воспитание должны быть направлены на повышение морального и интеллектуального творческого потенциала, на формирование у всех детей, у каждого отдельного ребенка разносторонних творческих способностей для инициативного и творческого участия в любых сферах жизни (в общественных отношениях, производительном труде, науке, искусстве).

Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики.

Сегодня такое мероприятие, как психолого-педагогическая диагностика, является обязательным во всех учебных заведениях.

Диагностика — это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов.

Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно-воспитательного процесса, так и индивидуального развития ребенка. На необходимость такого диагностирования указывают, в частности, ученые Л.

Божович, Л. Венгер, З. Гильбух, В. Мухина, Н. Карпенко, Н. Серебрякова, А. Стребелева, В. Тарасун, М. Шеремет и др.

Цель данной работы: изучить и охарактеризовать основные задачи психолого-педагогической диагностики.

1. Понятие и сущность психолого-педагогической диагностики

Известно, что своевременная и квалифицированная коррекционно-развивающая работа с ребенком, дает возможность выявить и предупредить неблагоприятные варианты развития и эффективнее решить его проблемы.

Поэтому вопросы, связанные с организацией психолого-педагогической диагностики, являются весьма актуальными.

Тем более что количество детей, нуждающихся в медико-психолого-педагогической помощи, в настоящее время растет, что обусловлено, как неблагоприятными социальными, так и биологическими причинами.

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии

… . – М., 1985. 6.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 7.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика. 8.ЛевченкоИ. Ю., Киселёва Н. А …

специальные принципы и подходы: ѕ комплексный подход; ѕ принцип индивидуального и дифференцированного обучения; ѕ принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; ѕ принцип от простого …

При этом особое внимание уделяется психолого-педагогической диагностике детей с нарушениями развития.

Существует значительное количество трактовок понятий «педагогическая диагностика» и «психологическая диагностика».

Так, педагогическая диагностика определяется как «совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия».

В широком смысле «под педагогической диагностикой понимаются все меры по освещению проблем и процессов в области педагогики, по измерению эффективности учебного процесса и успеваемости, по определению возможностей каждого в плане получения образования».

В психологическом словаре дается следующее определение: «Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности».

По А.Г. Шмелеву, психодиагностика — дисциплина, которая опираясь на дифференциальную психологию и математизированную технологию конструирования тестов, разрабатывает и использует конкретные психо-диагностические методики для решения конкретных практических задач.

Отечественная и зарубежная психолого-медицинская и социальная диагностика накопила огромный арсенал средств, форм, способов работы по изучению психических и функциональных особенностей организма человека.

Это позволяет дозировать учебные и эмоциональные нагрузки в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, формировать систему психолого-педагогической диагностики, обогащать и совершенствовать опыт такой работы.

Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения (5 лет)

… диагностики готовности к службе, консультированию по разным вопросам сотрудников правоохранительных органов.

  Педагогика и психология девиантного поведения   Психолого-педагогическое сопровождение …

деятельности сотрудников правоохранительных органов Педагогика и психология девиантного поведения Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска Очная, заочная 1 …

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста явились положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, в дошкольном — игровая, в недрах, которых и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.

В целом психолого-педагогическая диагностика рассматривается как разветвленный и многофункциональный вид психолого-педагогической деятельности, направленной на раскрытие сущности явления, имеющего достаточно полное, конкретное описание, охватывающей цели выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и достижения оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Задачи психолого-педагогической диагностики

педагогический контроль учащийся

Психолого-педагогическая диагностика (от греч. diagnostikos — способный распознавать) — это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено определённой цели, которая определяет пути решения отдельных задач.

Д.Б. Эльконин выделяет две главные задачи психолого-педагогической диагностики:

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

… к делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор …

причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; – у малыша формируются культурно …

первая — контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, а также установление правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности;

вторая — сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения этой функции.

Совершенно естественно, что обе задачи могут решаться только при ориентации на соответствующий возрастной период, его психологические особенности.

При этом, всякая психолого-педагогическая диагностика должна быть, прежде всего, возрастной. Не может быть диагностических систем одинаковых для разных возрастных периодов.

Основное требование для диагностики, имеющей целью — контроль за процессами психического развития и его коррекцию, ориентация на формирование основной ведущей деятельности и на те новообразования, которые должны возникать при ее осуществлении.

https://www.youtube.com/watch?v=4bsfIoHZEoI

В практике современной школы перед психологической службой также возникает множество задач. Это задачи:

выяснения уровня готовности ребенка к школе;

выявления особо одаренных и отстающих в развитии;

выяснения причин школьной дезадаптации;

раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности;

управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними;

углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

Развитие мышления детей 4−6 лет

… мышления. Целью данной работы теоретически исследовать особенности развития мышления детей 4-6 лет. Задачи: 1) выявить особенности развития мышление 4-6 лет; 2) рассмотреть … действия внутренние, умственные. Данное положение определило направление психолого-педагогических исследований — в процессе обу­чения детей особое значение приобрело формирование умственных действий и …

В первом случае цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно:

проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия;

в некоторых случаях проводит вторичную психологическую диагностику после воздействия.

Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.

Задачи второго типа — собственно психологические. Они в большей степени связаны с реализацией воспитательной функции школы. В этом случае психологическая диагностика выступает как этап решения проблемы, где средства решения — чисто психологические, и включают:

консультативную помощь,

коррекцию личности,

психологический тренинг,

индивидуальную и семейную психотерапию,

психологические рекомендации и т. д.

Условно все типовые задачи психолого-педагогической диагностики можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы — функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.

К предмету образовательной деятельности школы можно отнести формирование следующих психических свойств и функций:

познавательные способности;

знания, умения и навыки по конкретным предметным дисциплинам;

систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.

К предмету воспитательной деятельности можно отнести формирование следующих психических свойств:

характера, воли и целеустремленности;

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

… , рассмотрев психолого-педагогическую классификацию Р.М.

Боскис, мы пришли к выводу, что для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений … , 1976. .

Материалы научно практической конференции с международным участием «Современные вопросы диагностики и реабилитации больных с тугоухостью и глухотой»/www.audiology.ru …

социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации личности;

подготовку юношей и девушек к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.

И в ходе образования, и в ходе воспитания школа явно или неявно выполняет третью функцию — социально-профессиональной селекции, или отбора. При этом учащиеся тем или иным образом группируются как по уровню развития у них определенных способностей и склонностей, так и по уровню их личностно-социальной зрелости.

Особое место в психолого-педагогической диагностике занимает психологическая диагностика детей с отклонениями в развитии.

Особое внимание уделяется психолого-педагогической диагностике детей с нарушениями развития. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации.

Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25%, а по некоторым данным — 30−45%, в школьном возрасте 20−30% детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60% детей относятся к группе риска (В.И. Селиверстов, У.В. Ульенкова, С.Г.

Шевченко и др.).

Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации детей с нарушениями развития зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Основной целью психодиагностического исследования ребёнка с нарушениями развития является выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи.

Конкретная задача определяется возрастом ребёнка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики.

Развитие речи детей с нарушением зрения

… и компенсации зрительного дефекта медико – психолого – педагогическими средствами показали возможности детей с нарушением зрения достигать высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта …

Психодиагностика нарушенного развития осуществляется в три этапа:

) скрининг-диагностика;

) дифференциальная диагностика;

) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

определение и обоснование педагогического прогноза.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики.

Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении.

Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

решение проблем социально-эмоционального плана.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

раннее выявление нарушений развития у детей;

определение причин и характера нарушений;

определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Заключение

Таким образом, психолого-педагогическая диагностика — это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой

Важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики являются:

выяснения уровня готовности ребенка к школе;

выявления особо одаренных и отстающих в развитии;

выяснения причин школьной дезадаптации;

раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности;

управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними;

углубленной профориентации.

Среди многочисленных психолого-педагогических методик, применяемых в работе с детьми, все чаще используются диагностики по исследованию психомоторной одаренности личности обучающихся, гибкости их мышления, внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, типа темперамента, личной тревожности и др.

Важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

раннее выявление нарушений развития у детей;

определение причин и характера нарушений;

определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Список используемой литературы

1.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций / С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. — М.: Издательство В. Секачев, 2011. — 128 с.

2.Лаврова Г. Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Учеб. пособие / Г. Н. Лаврова. — Челябинск: ЮУрГУ, 2004. — 129 с.

.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

.Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. — М.: Академия, 2007. — 320 с.

.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/kontrolnaya/zadachi-psihologo-pedagogicheskoy-diagnostiki/

Medic-studio
Добавить комментарий