Билет 19. Механизмы лечебного действия психотерапии.

Психотерапевтическая энциклопедия. МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Билет 19. Механизмы лечебного действия психотерапии.

Приглашаем посетить сайт

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Одна из первых попыток изучения и анализа М. л. д. г. п. принадлежит Корзини и Розенберг (Corsini R. J., Rosenberg B., 1955).

Выделяют три основных пути исследования М. л. д. г. п.: опрос пациентов, прошедших курс групповой психотерапии; изучение теоретических представлений и опыта групповых психотерапевтов; проведение экспериментальных исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными переменными психотерапевтического процесса в группе и эффективностью лечения.

Подробный анализ М. л. д. г. п. представлен в работах Ялома (Yalom I. D., 1970), Кратохвила (Kratochvil S., 1978), Рудестама (Rudestam K., 1993) и др. Ялом выделяет в качестве основных механизмов следующие.

1. Сообщение информации: получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтах, нервно-психическом здоровье и пр.

; выяснение причин возникновения и развития нарушений; информация о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса; информационный обмен между участниками группы.

Подобная информация поступает не столько дидактически, сколько в процессе общения с другими и знакомства с их проблемами.

2. Внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений. Успешные, продвинутые в психотерапии пациенты служат остальным в качестве позитивной модели, открывают им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот фактор действует в открытых психотерапевтических группах.

3. Универсальность страданий: переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с другими, а также повышает самооценку.

4. Альтруизм: возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, пациент становится более уверенным в себе, он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.

5. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных отношений в прошлом.

Выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов в группе дает возможность их терапевтической переработки исходя из актуальной ситуации, когда психотерапевт выступает в роли отца или матери для пациентов, а другие участники – в ролях братьев, сестер и других членов семьи.

6. Развитие техники межличностного общения: пациенты имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более конструктивные способы поведения и общения.

7. Имитационное поведение: пациент может обучиться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным членам группы: подчеркивается, что многие психотерапевты явно недооценивают роль этого фактора, «на самом же деле у курящих трубку психотерапевтов получаются курящие трубку пациенты».

8. Интерперсональное влияние: получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению образа «Я»; возможность возникновения в группе эмоциональных ситуаций, с которыми пациент ранее не мог справиться, их вычленение, анализ и переработка.

9. Групповая сплоченность: привлекательность группы для ее членов, желание остаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие, принятие группой и взаимное принятие друг друга, чувство «Мы» группы. Групповая сплоченность рассматривается как фактор, аналогичный отношениям «психотерапевт- пациент» в индивидуальной психотерапии.

10. Катарсис: отреагирование, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств в группе.

Кратохвил в качестве основных М. л. д. г. п. указывает следующие: участие в группе, эмоциональную поддержку, самоисследование и самоуправление, обратную связь, или конфронтацию, контроль, коррективный эмоциональный опыт, проверку и обучение новым способам поведения, получение информации и развитие социальных навыков.

Пациентами в качестве основных М. л. д. г. п.

чаще всего указываются: осознание нового (самого себя, восприятия другими, понимание других людей), переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных эмоций от участников группы), приобретение новых способов поведения (прежде всего межличностного взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях).

Указанные М. л. д. г. п. охватывают все три плоскости изменений – когнитивную, эмоциональную и поведенческую – и могут быть представлены в виде трех основных, более обобщенных механизмов: корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт), конфронтация и научение.

Корригирующее эмоциональное переживание включает несколько аспектов, и прежде всего – эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовность понимать его исходя из его собственных отношений, установок и ценностей.

Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление адекватного самопонимания предполагают принятие пациентом новой информации о себе, которая часто не соответствует собственным представлениям.

Низкая самооценка, эмоционально негативное отношение к себе затрудняют восприятие новой информации, обостряя действие защитных механизмов; более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым новой информации и новому опыту.

Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу.

Эмоциональная поддержка оказывает положительное, стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и, таким образом, корригирует такой важнейший элемент системы отношений, как отношение к себе.

Перестройка отношения к себе происходит, с одной стороны, под влиянием нового знания о себе, а с другой – в связи с изменением эмоционального компонента этого отношения, которое обеспечивается в основном за счет эмоциональной поддержки.

Принятие пациента группой способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение пациентом групповых психотерапевтических норм, повышает его активность, ответственность, создает условия для самораскрытия. Корригирующее эмоциональное переживание также связано с переживанием пациентом своего прошлого и текущего группового опыта.

Возникновение в группе различных эмоциональных ситуаций, с которыми пациент в реальной жизни не мог справиться, позволяет в особых психотерапевтических условиях вычленить эти переживания, проанализировать, переработать, а также выработать более адекватные формы эмоционального реагирования. При этом вовсе не обязательно, чтобы эти ситуации были абсолютно идентичными по содержанию, в данном случае речь идет о совпадении эмоций, их сопровождающих. Еще один аспект корригирующего эмоционального переживания связан с проекцией на групповую ситуацию эмоционального опыта родительской семьи. Анализ этих переживаний на основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтической группе позволяет пациенту в значительной степени переработать и разрешить эмоциональные проблемы, уходящие корнями в детство.

Конфронтация, по мнению большинства авторов, является ведущим механизмом групповой психотерапии. Конфронтация понимается как «столкновение» пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членом группы и группой как целым.

Благодаря наличию обратной связи каждый из участников группы получает информацию о том, какие реакции у окружающих вызывает его поведение, как он воспринимается другими, в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию окружающих, каковы цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей, какие эмоциональные и поведенческие стереотипы для него характерны, какую связь видят другие между его прошлым и актуальным опытом и поведением. Обратная связь дает возможность участнику группы понять и оценить собственную роль в типичных для него межличностных конфликтах и тем самым осознать собственные проблемы, соотнося прошлое и настоящее. Пациент видит себя как бы в различных зеркалах, которыми являются другие члены группы. Информация, которую пациент получает прямо или косвенно от других участников группы, часто противоречит или не согласуется с существующим образом «Я», и задача психотерапии заключается в расширении его путем интеграции полученной информации, создавая для этого соответствующие условия.

Расширение (или формирование) образа «Я» за счет интеграции содержания обратной связи является процессом, присущим не только психотерапии, но и формированию человеческой личности.

Известно, что развитие отношения к себе, становление самооценки, образа «Я» в целом происходит у ребенка под воздействием отраженных оценок окружающих. Групповая психотерапия использует этот же механизм для коррекции неадекватного представления о себе и самопонимания в целом.

Научение в процессе групповой психотерапии осуществляется прямо и косвенно.

Группа выступает как модель реального поведения пациента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы, и таким образом создает условия для исследования пациентом собственного межличностного взаимодействия, поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания. Групповая ситуация является ситуацией иного, реального, эмоционального межличностного взаимодействия, что в значительной степени облегчает отказ от неадекватных стереотипов поведения и выработку навыков полноценного общения. Эти перемены подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и позитивно воспринимаются окружающими.

© 2000- NIV

Источник: http://med.niv.ru/doc/encyclopedia/psychotherapeutic/articles/193/mehanizmy-lechebnogo-dejstviya.htm

Авторов Коллектив. Психотерапия

Билет 19. Механизмы лечебного действия психотерапии.

Страница:

   Если сгруппировать механизмы лечебного действия групповой психотерапии, описываемые различными авторами, а также учесть результаты опроса пациентов, то можно выделить три основных механизма. Это – конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт) и научение, которые охватывают все три плоскости изменений – когнитивную, эмоциональную и поведенческую.
   Конфронтация, по мнению большинства авторов, является ведущим механизмом лечебного действия групповой психотерапии. Конфронтация понимается как «столкновение» пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым. Понятие обратной связи является очень важным для групповой психотерапии. Вообще феномен обратной связи проявляется в тех ситуациях, когда субъект восприятия имеет возможность получить от партнера по общению информацию о том, как он воспринимается. Таким образом, обратная связь является источником информации для человека, но как источник информации отличается от интепретации. Интерпретация может быть неадекватной, неточной, искаженной под влиянием собственной проекции интерпретатора. В отличие от интерпретации, обратная связь в строгом ее понимании уже сама по себе «правильна», она является информацией о том, как реагируют другие на поведение человека. Вопрос о том, может ли обратная связь содержать элементы интерпретации, однозначного ответа не находит.   В психотерапевтической группе, благодаря наличию обратной связи, каждый из участников получает информацию о том, какие реакции у окружающих вызывает его поведение, как он воспринимается другими, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение воздействует на других, в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию окружающих, каковы, с точки зрения других, цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей, какие эмоциональные и поведенческие стереотипы для него характерны, какую связь видят другие между его прошлым и актуальным опытом и поведением и т. д. Обратная связь дает возможность участнику группы понять и оценить собственную роль в типичных для него межличностных конфликтах и тем самым осознать собственные проблемы, соотнося прошлое и настоящее.   Обратная связь существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако здесь ее содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии обратная связь многопланова, поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту не просто обратную связь – информацию о том, как он воспринимается другим человеком, но дифференцированную обратную связь, обратную связь от всех участников группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать. Таким образом, пациент видит себя во множестве «зеркал», по-разному отражающих различные стороны его личности. Дифференцированная обратная связь дает не только разноплановую информацию для совершенствования самопонимания, но и помогает пациенту научиться различать собственное поведение. Реакция самого пациента на информацию, содержащуюся в обратной связи, также представляет интерес как для других участников группы, так и для самого пациента, позволяя ему увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на рассогласование образа Я с восприятием окружающих. Переработка и интеграция содержания обратной связи в процессе групповой психотерапии обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образований и способствует формированию более целостного и адекватного образа Я, представления о себе и самопонимания в целом. Расширение (или формирование) образа Я за счет интеграции содержания обратной связи является процессом, присущим не только психотерапии, но и процессу формирования и развития человеческой личности. Известно, что становление отношения к себе, самооценки, образа Я в целом происходит у ребенка только в условиях определенной группы (семьи, сверстников и пр.) под воздействием отраженных оценок окружающих. Групповая психотерапия использует обратную связь для коррекции неадекватного представления о себе и самопонимания в целом.   Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы обратной связи необходима определенная атмосфера, характеризующаяся, прежде всего, взаимным принятием, чувством психологической безопасности, доброжелательностью, взаимной заинтересованностью, а также наличием у пациентов мотивации к участию в работе психотерапевтической группы и проявлением «размораживания», при котором участники группы готовы и могут быть искренними, открытыми и отказаться от привычных, сложившихся способов восприятия и взаимодействия, обнаружив их недостаточность и несовершенство. Обратная связь в группе более эффективна, если она не отсрочена, то есть если предоставляется пациенту непосредственно в момент наблюдения его поведения, а не через некоторое время, когда ситуация перестает быть актуальной и значимой или когда уже вступили в действие механизмы психологической защиты. Эффективная обратная связь является в большей степени описательной или содержит скорее эмоциональные реакции на поведение участника группы, чем интерпретации, оценки и критику. Более эффективной будет также дифференцированная обратная связь, поступающая к пациенту от нескольких участников группы, поскольку она представляется ему более достоверной и может оказать на него большее влияние.   В самосознании или образе Я выделяют 4 области: открытую – то, что знает о себе сам человек и знают о нем другие; закрытую или неизвестную – то, что человек не знает о себе и не знают о нем другие; скрытую – то, что человек знает о себе сам, но не знают другие; слепую – то, что человек не знает о себе, но знают другие. Обратная связь несет информацию, позволяющую пациенту уменьшить именно последнюю, слепую область самосознания и тем самым расширять и повышать адекватность собственного образа Я.

   Корригирующее эмоциональное переживание, или коррективный эмоциональный опыт, включает несколько аспектов, и прежде всего – эмоциональную поддержку.

Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовность понимать его, исходя из него самого, его собственных отношений, установок и ценностей.

Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление адекватного самопонимания предполагает принятие пациентом новой информации, которая часто не соответствует собственным представлениям.

Низкая самооценка, эмоционально неблагоприятное отношение к себе затрудняют восприятие этой информации, обостряя действие психологических защитных механизмов. Более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым новой информации и новому опыту.

Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу.

Эмоциональная поддержка оказывает положительное стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и, таким образом, корригирует такой важнейший элемент системы отношений, как отношение к себе. Реконструкция отношения к себе происходит, с одной стороны, под влиянием нового знания о себе, а с другой – в связи с изменением эмоционального компонента этого отношения, которое обеспечивается в основном за счет эмоциональной поддержки. Принятие пациента группой способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение пациентом групповых психотерапевтических норм, повышает его активность, ответственность, создает условия для самораскрытия.

   Корригирующее эмоциональное переживание также связано с переживанием пациентом своего прошлого и текущего (актуального) группового опыта. Возникновение в группе различных эмоциональных ситуаций, которые были у пациента ранее в реальной жизни и с которыми он тогда не смог справиться, позволяет в особых психотерапевтических условиях вычленить эти переживания, проанализировать и переработать их, а также выработать более адекватные формы эмоционального реагирования. При этом вовсе не обязательно, чтобы эти ситуации были абсолютно идентичными по содержанию, в данном случае речь идет скорее о повторении эмоциональных состояний, совпадении сопровождающих их эмоций. Еще один аспект корригирующего эмоционального переживания связан с проекций на групповую ситуацию эмоционального опыта, полученного в родительской семье. Анализ этих переживаний на основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтической группе позволяет пациенту в значительной степени переработать и разрешить эмоциональные проблемы, уходящие корнями в детство.

   Научение в процессе групповой психотерапии осуществляется как прямо, так и косвенно.

Группа выступает как модель реального поведения пациента, в котором он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы, и таким образом создает условия для исследования пациентом собственного межличностного взаимодействия, собственного поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания. Групповая ситуация является ситуацией иного, реального, эмоционального межличностного взаимодействия, что в значительной степени облегчает отказ от неадекватных стереотипов поведения и выработку навыков полноценного общения. Эти перемены подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и позитивно воспринимаются другими.

   Механизмы лечебного действия семейной психотерапии. Под семейной психотерапией принято понимать комплекс психотерапевтических приемов и методов, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи. Семейная психотерапия является разновидностью групповой психотерапии, поэтому многие психотерапевтические техники, применяемые в работе с семьями, oтносятся к приемам групповой психотерапии.   Основными механизмами лечебного действия семейной психотерапии считаются эмоциональное сплочение и поддержка, обратная связь. Если эмоциональное сплочение возникает через сопоставление индивидуальных целей членов семьи, обмен мнениями, надеждами, опасениями и устойчиво прослеживается на всех этапах семейной психотерапии, то обучение членов семьи обратной связи успешно после присоединения психотерапевта к семье как к целостной системе. Способность членов семьи давать и принимать неискаженную обратную связь является свидетельством «созревания» семьи и перехода от присоединения и формулирования психотерапевтического запроса к этапу реконструкции семейных отношений   В семейной психотерапии, так же как и в групповой, выделяют следующие механизмы лечебного действия: 1) эмоциональное сплочение и поддержка; 2) отреагирование (приобретение навыков соответствующего адресования и проявления эмоций, особенно отрицательных); 3) получение обратной связи от участников психотерапии; 4) предоставление обратной связи; 5) универсальность; 6) коррективная рекапитуляция основной семейной группы; 7) научение (обмен опытом решения проблем); 8) идентификация; 9) инсайт, осознание экзистенциальных аспектов бытия; 10) альтруизм. Наиболее важными механизмами, которые формируются первыми и оказывают самое интенсивное влияние на коррекцию дисфункциональных отношений в семьях, признаны первые четыре.   В качестве механизмов лечебного действия рассматриваются и ряд других, специфичных для семейной психотерапии. В последнее десятилетие разработана технология присоединения психотерапевта к семье и к отдельным ее членам, что существенно катализирует процесс семейной психотерапии: 1) установление конструктивной дистанции; 2) приемы мимезиса и синхронизации дыхания психотерапевта и заявителя проблемы; 3) присоединение по просодическим характеристикам речи к заявителю проблемы и использование в речи предикатов, отражающих доминирующую репрезентативную систему этого заявителя; 4) принятие психотерапевтом «семейного мифа» и сохранение семейного «статус-кво», то есть публичного защитного образа и той структуры семейных ролей, которые демонстрирует семья во время психотерапии. Эти действия психотерапевта способствуют снижению уровня эмоционального напряжения и тревоги, которые есть у членов семьи, впервые решившихся на раскрытие семейных тайн объективному наблюдателю.   Разработана технология формулирования психотерапевтическою запроса, создающая условия для резонанса целей, паттернов эмоционального реагирования у участников психотерапии, вследствие чего катализируется сам процесс семейной психотерапии. Использование парадигмы системного подхода способствовало изменению роли семейного психотерапевта: из роли объективного, директивного, принимающего и отстраненного интерпретатора он перешел в роль директивного, эмпатичного и отстраненного, но включенного в контекст семейных отношений в качестве одного из элементов. Этот элемент имеет личностный и профессиональный ресурс и устанавливает связи между другими элементами семейной системы путем инициатив, инструкций, исходя из требований психотерапевтического запроса. Инициативы психотерапевта адресованы представителям разных подсистем семьи с целью активизации их деятельности и ослабления активности других подсистем. Психотерапевт также создает условия для того, чтобы члены семьи устанавливали такие внешние и внутренние границы, при которых был бы возможен свободный обмен энергией и информацией. Такие действия психотерапевта вызывают в семейной системе сильные флюктуации, в результате которых семейная система пробует усложнять и дифференцировать свой опыт приспособительного поведения.   Исследования, проведенные в последние годы, показали, что резонанс целей, достигаемый в процессе психотерапии, проработка целеполагания («создание рамки психотерапевтических целей» на фоне трансовых изменений сознания) также относятся к эффективным механизмам лечебного действия в семейной психотерапии и консультировании.   1. Специфическим механизмом лечебного действия индивидуальной психотерапии является:
   1 универсальность страданий;   2 интерперсональное влияние;   3 самоэксплорация;   4 эмоциональное сплочение и поддержка.   2. Специфическим механизмом лечебного действия групповой психотерапии является:
   1 забота;   2 внушение;   3 десенсибилизация;   4 конфронтация.    Вопросы взаимоотношений врача и больного в процессе психотерапии являются частью более широкой проблемы взаимоотношений врача и больного вообще, как раздела медицинской этики (науки о роли морально-нравственных начал в деятельности врача и других медицинских работников) и медицинской деонтологии (составной части медицинской этики, изучающей правила поведения медицинского персонала).   В многочисленных, в том числе монографических, исследованиях отечественных и зарубежных авторов подчеркивается зависимость основных принципов и содержания проблемы взаимоотношений врача и больного от общественного сознания и морально-этических норм общества.   Особое значение взаимоотношения врача и больного приобретают в области психотерапии, где они выступают в качестве одного из наиболее значимых факторов лечения, от которого зависит успех его в целом (Консторум, Мясищев, Роджерс).   Из-за специфики психотерапии врач-психотерапевт в той или иной мере привносит во взаимоотношение с пациентом своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентаций и психотерапевтических технологий. Для разных направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств психотерапевта или психотерапевтических приемов для эффективности лечения. Это различие обнаруживается при сопоставлении психодинамической, поведенческой, клиент-центрированной, рационально-эмоциональной психотерапии.

   Психоанализ с первых же своих шагов подчеркнул терапевтическую ценность непосредственного общения врача с больным в качестве основного средства глубокого проникновения в психику человека.

В психодинамической психотерапии в соответствии с особенностями психоаналитической ситуации врач занимает позицию эмпатической объективности, сдержанности и нейтралитета.

Термин «нейтралитет» не подразумевает безразличие, пассивность, он используется для описания общего отношения врача и включает в себя профессиональный кодекс, то есть уважение к индивидуальности пациента, его праву быть хозяином своей жизни, не допускать, чтобы в нее вторгались или ее нарушали бы собственные предпочтения и потребности аналитика.

В ходе классического психоанализа поведение врача определяется утверждением Фрейда, что аналитик подобен экрану или зеркалу по отношению к пациенту, отражает его проявления и не вносит собственных чувств и личностных ценностей, а также соблюдает «технический нейтралитет», чтобы предотвратить возможность переносных эротических притязаний на него больного.

   Перенос (перенесение, трансфер). Перенос пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к другим людям в раннем детстве, то есть проекция ранних детских отношений и желаний на другое лицо. Первоначальные источники реакций переноса – значимые люди ранних лет жизни ребенка. Обычно это родители, воспитатели, с которыми связаны любовь, комфорт и наказание, а также братья, сестры и соперники. Реакции переноса могут обусловливаться более поздними отношениями с людьми, и даже современными, но тогда анализ вскроет, что эти позднейшие источники вторичны и сами произошли от значимых лиц раннего детства.   Реакции переноса в позднейшей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, первоначально принадлежавшие родителям. Следовательно, возлюбленные, руководители, учителя, актеры, психотерапевты и знаменитости особенно активизируют перенос. Все человеческие отношения содержат смесь реальных реакций и реакций переноса. В повседневной жизни перенос возникает самопроизвольно, в том числе в отношениях больного к врачу (это явление, в основном, бессознательное). Перенос может переживаться как эмоции, побуждения, фантазии, отношения, идеи или же защиты против них, которые всегда неуместны, неподходящи в настоящем, тогда как в прошлом были вполне адекватными реакциями.   Больной переносит на врача гамму нежных и часто смешанных с враждебностью чувств. В зависимости от их характера (нежно-дружеские или злобно-ревнивые), перенос может быть позитивным или негативным. Появление этих тенденций не вызывается какими-либо реальными отношениями и связано с давними, сделавшимися бессознательными фантазиями-желаниями. Ту часть своей жизни, которую больной не может вспомнить, он снова переживает в своем отношении к врачу. Так, перенос на врача интенсивных нежных чувств не может быть объяснен ни поведением врача, ни сложившимися во время лечения взаимоотношениями. Перенос иногда проявляется в бурном требовании любви, иногда в более умеренных формах; вместо желания быть возлюбленной у молодой девушки может возникнуть желание стать любимой дочерью старого мужчины. У пациентов-мужчин дела обстоят несколько иначе. Та же привязанность к врачу, та же переоценка его качеств, та же поглощенность его интересами, та же ревность по отношению ко всем, близким ему, но чаще, чем у женщин, наблюдается враждебный, или негативный, перенос. Враждебность, так же как и нежность, означает чувственную привязанность, подобно тому как упрямство – ту же зависимость, что и послушание, хотя и с противоположным знаком.   Фрейд, впервые описавший явление переноса и сделавший его предметом научного изучения, исключает подчинение подобным, исходящим из переноса требованиям пациента. Перенос преодолевается указанием больному на то, что его чувства не вызваны данной ситуацией и относятся не к личности врача, а повторяют то, что с ним уже было раньше. Таким образом повторение необходимо превратить в воспоминание. Тогда перенос (нежный или враждебный), казавшийся значительной помехой лечению, становится лучшим его орудием, открывающим самые сокровенные тайники душевной жизни. Перенос является носителем жизненно важной информации о прошлом пациента, о его репрессированной истории.

   Наряду с переносом существует явление контрпереноса, включающее собственные чувства врача, его отношение к пациенту. Иными словами, контрперенос – это реакция переноса у психоаналитика по отношению к пациенту, когда психоаналитик реагирует на своего пациента так же, как на значимую личность в ранней истории своей жизни.

   Контрперенос наиболее часто заводит психоаналитическое лечение в тупик, так как врач невольно препятствует полному развитию реакций переноса больного. Например, чрезмерная теплота со стороны психоаналитика может мешать развитию враждебных реакций негативного переноса. Может быть неполной интерпретация некоторых аспектов реакций переноса; скука психоаналитика говорит о том, что его фантазии по отношению к пациенту заблокированы реакцией контрпереноса. Он может привести к продолжительному неуместному поведению врача по отношению к пациенту в форме стойкого непонимания или поощрения, успокоения и разрешения.   Реакции контрпереноса необходимо выявлять и сдерживать. В таких случаях психоаналитику следует проанализировать свое поведение контрпереноса, то есть провести «психоаналитическое очищение». Фрейд сравнивал психоаналитика с зеркалом: «Врач не должен показывать пациентам ничего, кроме того, что показывают ему». Другими словами, необходимо соблюдать эмоциональную анонимность.   Однако подобная анонимность не тождественна молчанию и пассивности психоаналитика, что в отдельных ситуациях будет воспринято пациентом как отсутствие заботы и беспокойства о нем и явится препятствием на пути к терапевтическому успеху. Более того, пассивность психоаналитика может рассматриваться как следствие контрпереноса. В современном психоанализе проявление врачом собственных реакций и чувств допустимо и даже желательно, однако речь идет о реалистических чувствах, а не о чувствах контрпереноса.   В последнее время контрперенос изменил свое первоначальное значение и употребляется для описания почти всех эмоциональных реакций психотерапевта на пациента. Такие реакции могут быть источником лучшего понимания пациента. Отмечая собственные эмоциональные реакции и оценки, психотерапевт рассматривает их как отражение сигналов, идущих от больного, находящегося в состоянии внутреннего конфликта. Использование понимаемого таким образом контрпереноса (но не импульсивного отреагирования!) может стать действенным терапевтическим инструментом.   В аналитической психологии Юнга решающую роль в успехе психотерапии играют не столько узкоспециальные знания психотерапевта, сколько степень его развития как личности. По этой причине Юнг первым ввел обязательный учебно-тренировочный анализ для всех желающих профессионально заниматься аналитической психологией. Он настаивал на необходимости рационального, разумного контакта между аналитиком и пациентом. Врач, стремящийся к пониманию больного, приближается в процессе анализа к своему собственному бессознательному и сталкивается с тем, что превращает его в «раненого целителя». Юнг был одним из первых, кто использовал контрперенос как терапевтический инструмент, он считал его важным источником информации для психотерапевта. Аналитик способен настроиться на внутренний мир пациента в такой степени, что начнет чувствовать или вести себя в манере, которую позднее может осознать как продолжение психических процессов, спроецированных на него.   Особенности личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии диктуют психотерапевту активный, но гибкий стиль поведения, преимущественно с эмпатическим подходом, при котором удается избежать крайностей директивного и недирективного стилей.

   Противоположным является поведение психотерапевта в ходе поведенческой психотерапии. В этом случае врач, как правило, директивно управляет лечебным процессом и добивается желаемых целей, используя определенные психотерапевтические приемы.

Важными свойствами психотерапевта являются профессиональная манипуляция процессом взаимодействия с пациентом, умение поощрять и подкреплять его полезные реакции, убеждать и скрыто внушать.

Вместе с инструкциями он дает советы и рекомендации, выступает в роли учителя.

  • >

Источник: http://TheLib.ru/books/avtorov_kollektiv/psihoterapiya-read-11.html

5. Физиологические основы психотерапии

Билет 19. Механизмы лечебного действия психотерапии.

Дляпонимания природы психосоматическихрасстройств, основной группы заболеваний,при которых психотерапия являетсяважным методом лечения, и их динамикипод влиянием психологических воздействиймогут учитываться физиологическиепоказатели и прежде всего в рамкахпсихофизиологии.

Основной задачейпоследней является систематическаярегистрация сочетания конкретныхпереживаний и поведения с физиологическимипроцессами (в норме и патологии).

Спомощью контролируемых лабораторныхэкспериментов и полевых обследованийможно определить, как человеческоепереживание и поведение сказываютсяна физиологических реакциях и регуляторныхпроцессах, и вывести из этого закономерностипсихосоматических соотношений.

Психофизиология, и особенно клиническаяпсихофизиология, не может обойтисьздесь без методов и познаний смежныхдисциплин (медицина, нейрофизиология,нейрохимия, экспериментальная психологияи др. (Вайти, Хамм). Психофизиологическиеизмеряемые величины, как правило,регистрируются неинвазивно на поверхноститела человека.

Они возникают как результатдеятельности различных функциональныхсистем организма (напр. центральнойнервной, нервно-мышечной, кардиоваскулярной,электродермальной, респираторной,гастроинтестинальной, эндокринной.Измеряя их физические свойства с помощьюспециальных датчиков, одновременнорегистрирующих и усиливающих определяемыепоказатели, можно преобразовать этивеличины в биосигналы. На основании ихизменений делается вывод о лежащих воснове соматических процессах, ихдинамике, в том числе под влияниемпсихотерапии.

6. Психологические основы психотерапии

Развитиесовременной научной психотерапииосуществляется на основе различныхтеоретических подходов, анализе иобобщении результатов эмпирическихисследований клинических,психофизиологических, психологических,социально-психологических и другихаспектов изучения механизмов иэффективности психотерапевтическихвмешательств. Нисколько не умаляязначение клинических основ психотерапии,все же следует подчеркнуть, что и объектвоздействия (психика), и средствавоздействия (клинико-психологическиевмешательства) представляют собойпсихологические феномены, т.е., психотерапияиспользует психологические средствавоздействия и направлена на достиженияопределенных психологических изменений.Кроме того, в системе подготовке врачейдо настоящего времени психологическимпроблемам уделялось явно недостаточноевнимание. Поэтому для врачей формированиеадекватных представлений о психологическиеосновах психотерапии имеет особоезначение. аким образом, в качестветеоретической основы психотерапиивыступает научная психология,психологические теории и концепции.Именно теоретические представления,раскрывающие психологическое содержаниепонятий “норма” и “патология”,определяют цели и задачи, характер испецифику психотерапевтическихвоздействий. 

7. Механизмы лечебного действия психотерапии

Основныемеханизмы лечебного действия психотерапиицелесообразно рассмотреть

всоответствии с тремя важнейшими планамифункционирования человека:

эмоци­ональным(корригирующий эмоциональный опыт),познавательным/когнитивным

(конфронтация)и поведенческим (научение).

Впроцессе индивидуальной психотерапиипреимущественно с эмоциональной сферой

связанытакже безусловное принятие, толерантность,интерес, симпатия,

за­бота,катарсис, переживание сильных эмоций,проявление интенсивных личных

чувств,альтруизм, перенос, идентификация.

Вэтой же плоскости, но с ориентированностьюв будущее, находятся вера и

надежда,которые выражают частично осознаннуювозможность достижения цели.

Внушениеи поддержание надежды, веры в выздоровлениеимеют место при всех

видахпсихотерапии. В качестве основногомеханизма лечебного действия они

выступаютпри использовании прямых суггестивныхвнушений, плацебо-терапии и

некоторыхдругих. Появление и укрепление веры упациента в успешность

психо­терапиинеразрывно связано с верой психотерапевтав себя и в

эффективностьприменяемого им метода. Способностьврача с первых встреч

«заразить»больно­го уверенностью частопредопределяет успех последующих

действийспециалиста. Вера в выздоровление ивозникновение положительной

перспективы,появление надежды неотделимы друг отдруга и обращены, прежде

всего,к «здоровой части» личности. Информациябольных с хорошими

результатамиот проведенного лече­ния усиливаетдействие этих факторов.

Появлениеперспективы становится новым мотивом,помогающим продолжать лечение

ипреодолевать трудности. Преимущественнок когнитивной сфере относятся получениеновой информа­ции,

советыи рекомендации, интеллектуализация,обратная связь, самоэксплорация,

тестированиереальности, универсальность (осознаниеи ощущение общности). В

этугруппу входят механизмы лечебногодействия, которые в значительной

степениснижают уровень неопределенностипредставлений пациента о своей

болезни,лич­ностных проблемах, ближайшихцелях и задачах, что приводит к

дистанцированиюот значимых переживаний, которыепослужили источником

декомпенсации,их обес­цениванию. Происходит расширениеобраза Я за счет

включенияв него прежде отвергаемых аспектов:представления о себе, своем

поведении,целях, способах их реализации. В некоторыхвидах психотерапии

измененияв этой плоскости явля­ются определяющими— в рациональной,

когнитивной,рационально-эмоциональной,личностно-ориентированной

(реконструктивной)психотерапии и др.

Кповеденческой сфере могут быть отнесеныимитационное научение

(подра­жание),десенсибилизация, экспериментированиес новыми формами

поведения,при­обретение навыков социализации.Научение в широком смысле при

разныхфор­мах психотерапии происходит какпрямо — через инструкции,

рекомендации,команды, советы, так и косвенно — путемнаблюдения,

моделирования,явного и не­явного использованияпоощрения и наказания (чаще в

формесоциального неодоб­рения, неприятия).

8.Взаимоотношенияврача и больного в психотерапии.

Вопросывзаимоотношений врача и больного впроцессе психотерапии являются частьюболее широкой проблемы взаимоотношенийврача и больного вообще, как разделамедицинской этики (науки о ролиморально-нравственных начал в деятельностиврача и других медицинских работников)и медицинской деонтологии (составнойчасти медицинской этики, изучающейправила поведения медицинскогоперсонала).Из-за специфики психотерапииврач-психотерапевт в той или иной мерепривносит во взаимоотношение с пациентомсвоеобразие своей личности, собственнойсистемы ценностей, предпочитаемыхтеоретических ориентации ипсихотерапевтических технологий. Дляразных направлений психотерапиихарактерны различные акценты в оценкезначимости личностных качествпсихотерапевта или психотерапевтическихприемов для эффективности лечения. Эторазличие обнаруживается при сопоставлениипсиходинамической, поведенческой,клиент-центрированной, рационально-эмоциональнойпсихотерапии.

9.оценкаэффективности психотерапии.

Чтобыпоказать всю сложность рассматриваемойпроблемы, приведем основные предпосылкидля ее решения.

1.Для оценки эффективности психотерапиитребуется прежде всего четко определитьметод, с помощью которого она осуществляется.

В практической же работе чаще говоритсяо психотерапии вообще, не об одном, а огруппе методов, различных их комбинациях- рациональной психотерапии и гипноза,гипноза и аутогенной тренировки и т.д.

, поскольку утверждение в практикеработы психотерапевта интегративногоподхода способствует все более широкомуприменению сочетаний различных методов.

2.При квалифицированном использованиитого или иного метода должна бытьсоблюдена определенная техника. Очевидно,что это одновременно требование ккачеству подготовки, опыту, квалификациипсихотерапевта, что не всегда учитывается.И метод аутогенной тренировки, и методгрупповой психотерапии “в руках”психотерапевтов с различной степеньюквалификации, естественно, дадутразличные результаты.

3.Число пациентов, леченных с помощьюданного метода, должно быть статистическизначимым. В то же время при использованиинекоторых систем психотерапии речьидет чаще об отдельных пациентах, которыеподвергались многомесячному или дажемноголетнему воздействию психотерапии.

4.Изучение эффективности следует проводитьна гомогенном материале. Обычно жеисследуют группы больных, включающиепервичных пациентов и тех, кому до этоговремени не помогали никакие другиеметоды лечения, группы амбулаторныхбольных и госпитализированных, с острыми затяжным течением и т. д.

5.Группа пациентов, создаваемая для оценкиэффективности психотерапии, должнаформироваться методом случайной выборки.С этической точки зрения это возможнов том случае, когда число больных заведомопревышает реальные возможности обеспечитьих психотерапевтической помощью.

6.Оценка эффективности психотерапии недолжна проводиться тем лицом, котороеосуществляет лечение, здесь необходимнезависимый наблюдатель. Это требованиеочень важно, так как при этом элиминируетсявлияние на оценку отношения пациентак врачу; можно предполагать, что больнойбудет более искренне оцениватьэффективность лечения.

7.Целесообразно, чтобы независимыйнаблюдатель не знал о применявшемсяпсихотерапевтическом методе, чтобы егособственное отношение к этому методуне влияло на оценку. Использованиемагнитофонных записей психотерапевтическихбесед позволило бы также исключитьвлияние на оценку типа поведения пациентаво время психотерапии и т. д.

8.Играет роль личностная структурапсихотерапевта, степень выраженностиу него качеств, используемых дляпрогнозирования успешности психотерапии.

9.Необходимо учитывать личность больного,степень выраженности у него черт,особенностей, известных как прогностическиблагоприятные или неблагоприятные дляпроведения психотерапии.

10.Имеет значение установка больного натот или иной вид психотерапии,сформированная у него, в частности,предшествующими встречами с психотерапевтамии теми или иными методами психотерапии.

11.Для объективности необходимо сравнениенепосредственных и отдаленных результатовлечения. Это условие особенно важно,когда речь идет об оценке эффективностиприменения личностно-ориентированной(реконструктивной) психотерапии.

12.Число повторно исследованных больныхв катамнезе должно быть репрезентативным;таких больных должно быть не менее 90 %от общего их числа.

13.Оценка в катамнезе должна исходить нетолько от врача, желательно независимогооценщика (объективные данные), но и отсамого больного (субъективные показатели).

14.Необходимо учитывать особенности жизнибольного после окончания лечения,возможные влияния (положительные илиотрицательные) на результат терапииближайшего окружения пациента (семья,производство и т. д.).

15.Для объективного катамнеза необходимасвоя контрольная группа больных,поскольку изменения в состояниипациентов, леченных с помощью психотерапии,могли с течением времени происходитьи вне лечения.

16.Должны быть учтены те цели и задачи,обусловленные клинической спецификойзаболевания и теоретическими предпосылками,которые стремился реализоватьпсихотерапевт с помощью применяемогоим метода.

Переченьвозможных предпосылок, требуемых дляобъективной оценки эффективностипсихотерапии, можно было бы продолжить.Например, при создании гомогенныхсравниваемых групп важно учитыватьместность, из которой прибыл на лечениебольной (степень интеграции в нейпсихотерапии, известности психотерапевтови т. д.).

Источник: https://studfile.net/preview/5458591/page:3/

Психотерапия

Билет 19. Механизмы лечебного действия психотерапии.

Подборка по базе: Договор ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ обучение Интегративная психотерап, Телесно-ориентированная психотерапия.docx, Семейная психотерапия и семейное консультирование.doc. ПСИХОТЕРАПИЯ кафедра психиатрии и наркологии  СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова http://www.spbmedu.ru/content/view/387/405/

Психотерапия

– это система комплексного лечебного воздействия с помощью психологических средств на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде

 Психотерапия

психо-терапевтический подход специальные  методы психотерапии (общая психотерапия, неспецифическая психотерапия) – Динамическое –  Когнитивно-поведенческое – Экзистенциально-гуманистическое     – Суггестивное

Психотерапевтический подход (неспецифическая психотерапия):

    Это неспецифический метод лечебного воздействия на психику больного, базирующийся на принципах медицинской деонтологии. Этим методом должен владеть каждый врач! К неспецифическим условиям проведения психотерапии относятся взаимоотношения «врач-больной», «медсестра-больной»; взаимоотношения «врач-медсестра»; интерьер учреждения. Неспецифическая психотерапия может начинаться с того момента, когда пациент входит в лечебное учреждение. На него оказывают влияние красивый, уютная обстановка этого учреждения, вежливое внимательное обращение персонала к нему и между собой, усилия персонала, направленные на быстрое и эффективное решение проблем пациента. Такое отношение порождает у пациента ощущение доверия, защищенности, надежды на эффективную помощь.

    Основные цели психотерапевтического подхода: Уменьшение эмоциональной напряженности (информирование о заболевании, диагностических процедурах, методах лечения, отвлечение, невербальные методы коммуникации). Повышение активности больного (стимуляция интересов больного, устранение влияния гиподинамии, стимуляция психической активности). Мобилизация внутренних ресурсов на борьбу с заболеванием (выработка адекватного отношения к болезни, сознательное выполнение врачебных назначений).

Основные показания для специальных методов психотерапии: – психогенные заболевания (невротические реакции и состояния, связанные со стрессом) – психопатии (расстройства личности) – алкоголизм, наркомании, токсикомании (злоупотребление психоактивными веществами) – психосоматические заболевания

Противопоказания для проведения психотерапии:

1.      Острые психотические  состояния 2.      Выраженный психоорганический синдром

3.      Наличие декомпенсированных соматических заболеваний

Механизмы лечебного действия психотерапии

1.      Обращение к сфере эмоций 2.      Понимание себя 3.      Получение информации 4.      Укрепление веры больного в выздоровление 5.      Накопление положительного опыта    6.    Облегчение выхода эмоций

Основные направления в современной психотерапии:

    Динамическое Когнитивно-поведенческое Экзистенциально-гуманистическое Гипносуггестивная психотерапия

Динамическое направление

    Исходит из психоанализа. Основоположник психоанализа – Зигмунд Фрейд (1856-1939).  Термин «психодинамический» или «динамический» предполагает рассмотрение психической жизни человека, с точки зрения постоянной динамики, борьбы, конфликтов в психике и их влияния на личность.

Модель психической жизни в психоанализе Бессознательное – то, что не осознается в данный момент и не может быть осознанно самостоятельно. включает в себя инстинкты (либидо и агрессии), переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное. Сознательное – то , что осознается в данный момент времени

Концепция личности в психоанализе

«Ид» (Оно) Бессознательная структура. Включает в себя инстинкты либидо и смерти. Ищет немедленного удовлетворения, действует согласно принципу удовольствия. «Эго» (Я) Сознательная структура. Вынуждено постоянно дифференцировать желания и реальность. Подчиняется принципам реальности. Меняется в зависимости от нового опыта. Направляет поведение в нужное русло, чтобы инстинкты удовлетворялись безопасным образом. «Супер-эго» (Сверх-я) Версия общественных норм и стандартов поведения. Развивается в процессе воспитания. Это «надо», «нельзя», запреты, предписания, ограничения со стороны общества. Это совесть. Действует на основе морального принципа

Механизмы психологической защиты

    В рамках психоаналитического представления сформировалось представление о механизмах психологической защиты (МПЗ). МПЗ – это психическая деятельность, направленная на редукцию последствий психотравмы. Все МПЗ являются бессознательными и искажают/отрицают/фальсифицируют реальность. МПЗ различаются по степени зрелости: вытеснение, отрицание – наиболее инфантильные. Идентификация, изоляция – характерны для подросткового возраста. Сублимация, рационализация, интеллектуализация – наиболее зрелые. Если действия МПЗ оказывается недостаточно, то может развиться невроз. МПЗ – см.курс психологии.

Теория неврозов в психоанализе

    Согласно теории психоанализа невроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому. Неврозы обусловлены бессознательным невротическим конфликтом между бессознательным («Ид») и сознательным («Супер-Эго»). Согласно Фрейду невротический конфликт возникает между сексуальными и агрессивными импульсами и моральными нормами, правилами, запретами. Симптом возникает как символ конфликта.

Психоаналитическая психотерапия

    задача психотерапевта-психоаналитика – вскрыть и перевести в сознание бессознательные тенденции, влечения и конфликты, т.е. способствовать осознанию. Бессознательное находит свое выражение в свободных ассоциациях, оговорках, описках, обмолвках, забывании слов, ошибочных действиях, переносе и сопротивлении.

Техника психоанализа

    Анализ свободных ассоциаций – пациент лежит на кушетке, закрыв глаза, свободно ассоциирует. Ассоциации влекут за собой другие, которые лежат более глубоко в бессознательном. Ассоциации интерпретируются врачом, подталкивают пациента к осознаванию проблемы. Анализ сновидений – задачей является выявление скрытого смысла сновидений как бессознательного. Анализ реакции переноса – пациент бессознательно идентифицирует врача с объектами прошлого («переносит» на врача свойства отца или матери со всеми вытекающими последствиями). Перенос состоит в осознавании проблемы переноса, анализе отношений к объекту переноса. Анализ сопротивления. Сопротивление – это противодействие попыткам восстановления в сознании пациента вытесненной проблемы. Примеры сопротивления – регулярные опоздания на сеансы, высказывания об отсутствии ассоциаций, молчание, скука, раздражительность. Сопротивление преодолевается с помощью интерпретации и проработки. Сопротивление важно, потому что помогает прояснить проблему, осознанию которой сопротивляется пациент.

Когнитивно-поведенческое направление

    Является одним из ведущих направлений современной психотерапии. Это психотерапия, ориентированная на изменении поведения путем научения. Научение – это появление определенных моделей поведения в условиях действия конкретных раздражителей. Научение является главной задачей поведенческой психотерапии.

Типы научения

    Классическое обусловливание (основоположник И.П.Павлов) Общая схема условного рефлекса            S                  R                 стимул                             реакция Пример: Плач ребенка                          Мать просыпается 2. Оперантное обусловливание (основоположник B.F.Skinner)           S                  R                     положительное подкрепление                 стимул                         реакция                отрицательное подкрепление Пример: Десенсибилизирующая терапия алкоголизма – является вариантом оперантного обусловливания – отрицательное подкрепление – неприятная реакция на алкоголь.

Типы научения 3. Социальное научение (основоположник A.Bandura) Этот тип научения исходит из представлений, согласно которому человек обучается новому поведению не только на основании собственного опыта (как при классическом и оперантном обусловливании), но и опыта других, наблюдения за другими людьми. Научение через наблюдение – это формирование человеком когнитивного (cognitio– мысль (греч.)) образа определенной поведенческой реакции с помощью наблюдения. S               когнитивные процессы                R

Пример: Человек наблюдает, как прохожие подскальзываются на определенной части улицы и проходит ее стороной.

    В дальнейшем большую популярность и распространение приобрели когнитивные подходы, где в качестве промежуточных переменных рассматриваются когнитивные процессы.

Концепция патологии в когнитивно-поведенческой психотерапии

    Подход с позиций когнитивно-поведенческой психотерапии: Здоровье и болезнь – это результат того, чему человек научился и чему не научился, а личность – опыт, приобретаемый человеком в течение жизни. В центре внимания – не болезнь, а симптом, который рассматривается как нарушение поведения. Невротический симптом – является патологическим поведением, возникшим в результате неправильного научения.

Процедура когнитивно-поведенческой психотерапии 1 этап – идентификация и понимание проблемы пациента: как началось расстройство, каковы его тяжесть, частота проявлений, что думает о проблеме. 2 этап – функциональный анализ проблемы: определяются специфические ситуационные и личностные переменные, которые поддерживают дезадаптивные мысли, чувства и поведение. Акцент на переживаниях в настоящем времени (в отличие от динамической психотерапии). Вместо вопроса «Почему?» задаются вопросы «Как?», «Когда?», «Где?», «Что?». 3 этап – собственно научение: на основании схем, связанных с общими теориями научения.

Методы:

    Методы, основанные на классической парадигме И.П.Павлова (стимул-реакция). Например, это систематическая десенсибилизация (при фобиях – овладение методикой мышечной релаксации, тренировка расслабления мышц, представление ситуаций, вызывающих страх, в момент развития тревожного состояния пациент расслабляется и уровень тревоги снижается). Методы, основанные на оперантной парадигме Скиннера (реакция-стимул). Например, это жетонная система (поощрять адаптивное поведение «жетонами» – похвалой, деньгами и т.п.), тренинги. Методы, основанные на парадигме социального научения (стимул-когниция-реакция). Рассматриваются рациональные (адаптивные) и иррациональные (дезадаптивные) когнитивные установки. Пример иррациональных когниций – «Я должен быть полностью компетентным в этой области, иначе я ничтожество», «Все люди должны быть честными». Используются техники переубеждения.

Рациональная психотерапия

    Основоположником является швейцарский невролог Дюбуа. Рациональная психотерапия – это процесс обучения больного правильному логическому мышлению. Суть метода: логическая коррекция внутренней картины болезни. Основная задача: создание в сознании больного «правильного представления о болезни». Показания: неврозы, расстройства личности, синдромы зависимостей от ПАВ, психозы с период ремиссии. Основа метода: логическая аргументация, интерпретация субъективных проявлений, объективных клинических, лабораторных, инструментальных данных. Приемы и методы: убеждение, переубеждение, разъяснение, одобрение, отвлечение.

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

    Это направление развивалось как альтернатива динамическому и поведенческой психотерапии.
    Личность здесь рассматривается как единая, целостная система, понять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих невозможно. Основные мотивы, движущие силы личностного развития – стремление к развитию, самореализации, самовыражению, осуществлению определенных жизненных целей. Одно из важнейших понятий в гуманистическом направлении – самоактуализация – это наиболее полное развитие, раскрытие и реализация способностей и возможностей человека, актуализация его личностного потенциала.

Иерархия потребностей личности

    Согласно гуманистической психотерапии (А.Маслоу) существует иерархическая модель потребностей личности 1 уровень – физиологические потребности (в пище, сне, сексе и др.) 2 уровень – потребность в безопасности (в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги) 3 уровень – потребность в любви и принадлежности (семья, дружба) 4 уровень – потребность в самоуважении и признании другими людьми 5 уровень – потребность в самоактуализации Продвижение к высшей цели – самоактуализации – неосуществимо, пока человек не удовлетворит потребности низшего порядка. При появлении проблемы в удовлетворении низших потребностей возникает тревога, и самоактуализация не развивается.

Я-концепция

    Необходимое условие для самоактуализации – наличие адекватной Я-концепции. Я-концепция – это самовосприятие, представление человека о себе. Состоит из Я-реального (я в настоящее время) и Я-идеального (каким хотел бы стать). Необходимо максимально сблизить Я-идеальное и Я-реальное.

Цель экзистенциально-гуманистической психотерапии

    цель – помощь человеку в становлении самого себя как самоактуализирующейся личности, помощь в поисках путей самоактуализации, в развитии смысла собственной жизни. Главные факторы психотерапевтического процесса – личностная интеграция, принятие и осознание себя, уменьшение расхождения между Я-концепцией и опытом. Задачи – создание условий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которых пациент изменяет свою самооценку в положительном направлении. Происходит сближение реального и идеального «образов Я». С точки зрения гуманистической психотерапии любой опыт позитивен. Психотерапевт помогает пережить новый опыт.

Необходимые качества психотерапевта (К.Роджерс)

    Для успешной работы психотерапевт должен обладать следующими качествами: Эмпатия – способность встать на место пациента, почувствовать его внутренний мир, понимая его высказывания так, как он сам это понимает. Принятие – безусловное положительное отношение к пациенту. Конгруэнтность – искренность, соответствие чувств, мыслей, речи, поведения психотерапевта. Т.о в отношения психотерапевта и пациента формируется безопасность, пациент становится более открытым и готовым к новому опыту.

Приемы и методы

    Гештальт-терапия (гештальт – целостный образ (нем.)) – если заблокировано удовлетворение какой-либо потребности, ситуация является незаконченной, все поведение человека мотивируется этой ситуацией. Цель – помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой, нейтрализовать. Психодрама – проигрывание какой-либо ситуации с другими участниками, благодаря чему пациент объективно относится к проблеме, находит возможные пути разрешения.

Суггестивная психотерапия

    Гипнотическое воздействие использовали с древних времен для эмоционального воздействия на человека. Еще в египетских храмах жрецы должны были владеть техникой наведения гипнотического транса и использовали для этого различные технические приемы.
    Отечественные психотерапевты (К.И. Платонов, В.Н. Мясищев, В.Е. Рожнов, М.С. Лебединский и др.) показали эффективность словесного и гипнотического внушения в лечебном процессе больных с неврозами и психосоматическими заболеваниями. Различают классический и эриксоновский (по фамилии автора – М. Эриксона) гипноз.

Внушение в бодрствующем состоянии

    Психотерапия в состоянии бодрствования ведет к известной перестройке личности пациентов, некоторых их взглядов, представлений, интересов, тенденций и отношений, и тогда достигается большая устойчивость после курса лечения. Внушение в состоянии бодрствования оказывает успокаивающее и активизирующее влияние на личность больного. Важной задачей психотерапии является правильное освещение характера его заболевания, причин возникновения, прогноза, характера предпринимаемого лечения. Различают понятия прямого и косвенного внушения. При прямом словесном внушении мы имеем дело с непосредственным речевым воздействием с помощью словесных формул внушения, в которых содержится смысловое значение и которые произносятся в форме приказа (императивно). При косвенном (опосредованном) внушении на индивидуума действуют не прямо, а организуют суггестивную, внушающую ситуацию (скрытно, через предметно). Например, производят внушение другим лицам в присутствии того на кого направлено внушение. Иногда косвенное внушение связывают с той или иной процедурой или приемом лекарственного средства.

Показания для гипнотерапии

    Неврозы Психосоматические заболевания Синдромы зависимости от ПАВ Детская психотерапия Акушерство                                                        Гипноз     Симптоматический                                                 Патогенетический

    Проводится с целью устранения                                                        Исследование, анализ, неблагоприятных симптомов,                                                            раскрытие забытых или оставшихся после устранения                                                         неосознаваемых механизмов невротических конфликтов                                                                Помогает найти выход из                                                                                                                 сложной ситуации через                                                                                                            инсайт, переоценить значимые                                                                                                                    отношения личности

Внушаемость и гипнабельность

    Внушаемость – это способность воспринимать внушение в бодрствующем состоянии. Гипнабельность – это способность индивидуума входить в гипнотический транс. Повышенная гипнабельность встречается у личностей с демонстративными чертами, у пациентов с травматической энцефалопатией, у больных алкоголизмом и, особенно с изменениями личности и т.д. Пониженная гипнабельность встречается при психастении, психических заболеваниях и особенно при депрессии. У одного и того же человека состояние гипнабельности меняется в зависимости от внешней ситуации и состояния эмоционального самочувствия. Женщины менее гипнабельны чем мужчины, дети более гипнабельны, чем пожилые. Негипнабельны паранояльные и психастенические личности. Во время лечебного голодания состояние гипноза вызвать легче, чем в обычном состоянии. Гипнабельность – состояние динамическое. Один врач может его вызвать у пациента, а другой нет. С помощью одной техники это состояние вызывается у человека, а с помощью другой техники нет. Принципиально любой человек гипнабелен кроме психически больных и умственно недоразвитых, но может не воспринимать гипноз из-за отсутствия установки и подготовленности. Гипнабельность не зависит от культурного уровня.

Стадии гипноза (по Форелю-Бехтереву):

    Сомноленция – легкая дремота: мышцы расслаблены, тяжесть в веках, но пациент еще может открыть глаза, широкий раппорт – слышит посторонние голоса и шумы вокруг (35% и больше). Гипнотаксия – средний сон: полное мышечное расслабление. Поднятая рука падает пассивно (каталепсия), закрытые глаза человек не может открыть. Можно внушить анестезию. Раппорт более узкий, но амнезии нет (30%-35% людей). Сомнамбулизм: пациент слышит только врача, имеется возможность постгипнотического внушения, можно внушить галлюцинаторные переживания, можно внушить отрицательные переживания и при открытых глазах (не видит реальных предметов), возможен перенос в другой возраст, в другую ситуацию. После внушения амнезия на период внушения (не органическая) (13%- 20%).

Аутогенная тренировка

    Аутогенная тренировка – это внушение каких-либо мыслей, желаний, ощущений самому себе. Показания:  – Астенический синдром – Психосоматические заболевания – Тревожные расстройства – Синдромы зависимости от ПАВ – Сексуальные дисфункции Техника: Применение стандартных упражнений, способствующих появлению ощущения тепла, тяжести, холода или покоя в определенных участков тела, овладение ритмом сердечной деятельности, регуляцией дыхания.

Источник: https://topuch.ru/psihoterapiya/index.html

Medic-studio
Добавить комментарий