Билет 22.Объективный подход в психодиагностике.: Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности

Психодиагностический метод и диагностические подходы

Билет 22.Объективный подход в психодиагностике.: Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности

Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода — диагностического. Какое место этот метод занимает в системе других методов психологии, в чем его специфика?

В связи с тем, что в психологической литературе зачастую встречаемся с разным содержанием, вкладываемым в понятия «метод» и «методика», сразу определим нашу позицию. Мы исходим из того, что известные методологические принципы психологии получают свою первичную конкретизацию в исследовательском методе.

Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный(описательный) и экспериментальный.Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности.

Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.

На основе этого метода строятся многочисленные и традиционные для психологии методики лабораторного и естественного эксперимента, а также особая их разновидность — формирующий эксперимент.

Диагностические методики (тесты) иногда рассматриваются в рамках экспериментального метода (Б. Г. Ананьев, 1976 и др.). Мы считаем, что должен быть выделен психодиагностический метод,имеющий вполне определенные особенности и обобщающий множество конкретных методик.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность,за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического метода1.

Одно из важнейших требований — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы,поскольку индивидуальная оценка, например успешности выполнения задания, может быть получена путем сопоставления с результатами других испытуемых.

Не менее важно и то, что любая диагностическая методика (тест) должна соответствовать требованиям надежности и валид-ности.Понятия нормы, валидности и надежности — те «три кита», на которых покоится разработка и применение диагностических методик.

Жесткие требования предъявляются и к процедуре исследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, ограничения во времени и недопустимость вмешательства экспериментатора и т. д.)2.

Добавим к этому, что анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы,определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации— как социальной (взаимодействие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).

Характеризуя диагностический метод, недостаточно ограничиться указанием на его измерительно-испытательную направленность. В противном случае приоритет объясненияотдается экспериментальному методу. В действительности диагностическое исследование в своем законченном виде должно включать эле-

1 В той или иной степени эти требования распространяются на любой исследовательский метод, однако свою наиболее последовательную и полную реализацию получают в психодиагностическомметоде.

2 Подробнее об этом см. гл. 3.

менты объяснения, раскрытия причин, наконец выработку соответствующих рекомендаций (подробнее об этом см. ниже).

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как объективный, субъективный и проективный,

Суммировать сказанное мы можем в виде иерархической лестницы системы средств познания в психологии (рис. 2.1).

Как видно из рисунка, на вершине находятся принципы психологического исследования.Ниже располагаются исследовательские методы:неэкспериментальный (описательный), экспериментальный и психодиагностический.

На еще более низком уровне размещаются соответствующие каждому из названных методов подходы.В нижней части рисунка располагаются конкретные методики,образуемые в рамках тех или иных подходов.

На диагностических подходах необходимо остановиться подробнее.

Рис.2.1. Иерархическая лестница средств познания в психологии

Объективный подход— диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Субъективный подход— диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения втех или иных ситуациях.

Проективный подход— диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Для читателей, которые привыкли противопоставлять объективное и субъективное, сразу укажем на то, что в данном контексте субъективность не означает ложности, а объективность — истинности. Дальнейшее рассмотрение тех тестов или методик, которые соотносятся с обозначенными подходами, легко позволяет убедиться в справедливости этого положения.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта.Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития.

Разумеется, такое «обособление» сферы личностных (характерологических) проявлений и сферы интеллекта имеет ограниченный, но тем не менее важный для психодиагностики смысл. С. Л.

Рубинштейн в свое время очень точно указал на то, что психические свойства человека образуют две основные группы: характерологические свойства и способности.

Первая группа свойств связана с побудительной (мотивационной) регуляцией поведения, а вторая обеспечивает организацию и исполнение.

Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом — с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований. Наконец, известно, что акцентирование их функционального своеобразия способствовало разработке диагностических методик, практическая ценность которых неоспорима.

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на тесты действия(«целевые личностные тесты») и ситуационные тесты.

Наиболее распространенные целевые личностные тесты — это разнообразные перцептивные тесты, например обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в ситуацию, подобную/схожую с той, какая может возникнуть в жизни.

Наконец, в объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей,предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений1,которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками.Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения,а также опросники мнений и опросники-анкеты.Три последние группы опросни-

1 Как уже отмечалось, строго говоря, эти тесты нельзя назвать собственно психологическими, однако история их появления и развития тесно связана с психодиагностикой.

ков предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особенностям, правда, опросники мнений, которые обычны в социологических, социально-психологических исследованиях и конструируются под многообразные конкретные задачи, могут в известной мере отражать и личностные особенности респондентов.

Опросники-анкеты широко используются в клинической психодиагностике в виде опросников симптомов.Также к опросникам-анкетам могут быть отнесены биографические опросники.

Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации (подробнее см. гл. 6). Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические(С. Розенцвейг, 1964).

Описанные выше диагностические подходы выполняют не только классификационную функцию.

Эти подходы представлены как бы в виде шкалы «податливости к измеримости» тех индивидуально-психологических особенностей, на раскрытие которых они направлены (последовательно ограничиваются возможности приложения основных психометрических требований, предъявляемых к образованным этими подходами методикам), шкалы, соответствующей в то же время степени структурированности используемого стимульного материала. Сказанное наиболее очевидно при сравнении, например, тестов интеллекта и проективных методик. Для психометрической оценки валидности и надежности последних и сегодня отсутствует адекватный математико-статистический аппарат.

Обсуждаемая нами система «метод—подход—методика»применительно к диагностическому методу представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2.Система «Психодиагностический метод—подход—методика (группы методик)»

Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг к другу методик. Конечно, предложенная классификация не единственно возможная и, как любая другая, имеет определенные недостатки. Понятно, что некоторые конкретные психодиагностические методики трудно отнести к одному

из трех выделенных подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение. Между различными диагностическими подходами нет и не может быть «непроходимых» границ.

Цель нашей классификации не пополнение списка уже существующих, а желание найти простую и логически обоснованную схему изложения тех проблем психологической диагностики, которые представляются нам наиболее важными, актуальными на данном этапе развития психологического знания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_124132_psihodiagnosticheskiy-metod-i-diagnosticheskie-podhodi.html

Объективный подход в психодиагностике

Билет 22.Объективный подход в психодиагностике.: Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа действий.

Специфические особенности:

1. Предполагают невозможность фальсификации результатов со стороны испытуемого (пр: цель теста скрыта от испытуемого).

2. -//- отсутствие влияния со стороны экспериментатора (например, его теоретических предпочтений).

Предполагает 2 большие группы методик:

– для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);

– тесты интеллекта.

Личностные опросники – представлены двумя группами.

1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.

Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.

Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.

(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.

Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).

2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.

(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.

Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками – подглядывание).

Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:

3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.

(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).

4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.

Субъективный подход в психодиагностике.

Диагностика осуществляется на основе сведений, которые сам о себе сообщает обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.).

Задания представлены в виде вопросов или утверждений.

I. Опросники-анткеты– направлены на выяснение информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личности.

Биографический метод – позволяет получить данные об истории жизни человека.

Часто в таких опросниках можно в встретить вопросы – интересов человека.

II. Личностные опросники – измеряют различные личностные особенности.

Проблемы использования личностных опросников:

Формулировка вопросов.

Вопрос должен быть связан с проблемой.

От формулировки вопроса зависит ответ.

Требования к формулировке:

1) Понимание, т.е. каждый вопрос должен быть понятен с первого чтения.

2) Исключение двусмысленности. Отсутствие в вопросах слов или словосочетаний, имеющих двойной или многозначный смысл.

3) Абстрактность. Каждый пункт опросника д.б. сформулирован с одинаковым уровнем абстрактности. Если вопрос будет сформулирован слишком конкретно, то обследуемый, не имевший подобной ситуации, не сможет ответить.

Если слишком абстрактно, то каждый будет отвечать на свое (на свою ситуацию и т.д.).

4) Нацеленность на личный опыт. Каждый вопрос д.б. направлен на личный опыт клиента (пр: прыгнули бы вы в воду, не умея плавать, если тонет человек?)

5) Вопросы, по возможности, должны быть социально нейтральными. Не должны содержать в себе нормативы соц. поведения.

6) Вопросы не должны иметь наводящего характера, т.е. не должны внушать определенный ответ.

7) Вопросы не должны содержать стереотипных формулировок.

8) Вопросы д.б. как прямые, так и обратные. Прямой вопрос – ответ предполагает наличие измеряемого свойства; обратный вопрос – ответ предполагает отсутствие качества.

Закрытые опросники часто встречаются для ограничения фантазии и для удобства обработки.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 381 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/8-37834.html

Психодиагностика: Этика и методы

Билет 22.Объективный подход в психодиагностике.: Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности

1.5. Этика психодиагностического обследования.1.6. Методы психодиагностики.1.5.

Этика психодиагностического обследованияЭтические принципы работы психодиагностаЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ –  комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого.

Основные этические проблемы психодиагностики:

Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики.Распространение диагностических методик.Обеспечение тайны результатов обследования.

Сообщение результатов обследования.

Этические принципы работа психодиагноста

Принцип благополучия обследуемого человекаПринцип ответственностиПринцип компетентностиПринцип безоценочности

Принцип конфиденциальности

Диагностические  методики, тесты могут быть доверены  только  специалистам, имеющим   необходимый   опыт  работы. Входящий в Кодекс этики принцип компетентности гласит, что психологи предоставляют только те услуги и используют только те методики, которые соответствуют их квалификации, обеспечиваемой образованием, специальной подготовкой или опытом.

Все тесты должны  отвечать требованиям, которые  описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов», а деятельность   психолога   регулируется «Этическими стандартами  и кодексом поведения». Каждый пользователь теста должен располагать   сведениями   о валидности   и надежности   используемого   теста, ограничениях, связанных  с его применением.

   Необходимо  уделять большое  внимание  отбору тестов, интерпретации   полученных  результатов. Любой  из используемых  диагностических    инструментов   должен  отвечать  целям  исследования. Профессиональные  психологические   инструменты  должны быть недоступны  для каждого, желающего  их использовать.

Право на приобретение тестов должно предоставляться лицам, соответствующим определенному квалификационному минимуму.Тесты, которые должны быть закрытыми вследствие их применения при отборе и расстановке кадров или при принятии диагностических решений, по понятным  причинам не могут публиковаться в средствах массовой информации ни целиком, ни частично.

Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может  сделать невалидным последующее применение теста к другим людям. Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат сложившимся представлениям о себе.

Еще одним непрофессиональным (за редким исключением) использованием психологических тестов является тестирование по почте.Компьютерное   тестирование   никогда  не может проводиться   непосредственно   испытуемым, без участия  психолога.

  Неквалифицированное   применение   таких методик  способствует  появлению   у пользователя ошибочных, искаженных  представлений   о себе, своих возможностях, нередко оказывает психотравмирующее   воздействие.  Большое  значение  придается  конфиденциальности   результатов  тестирования.

Ни один из психологов  не может быть компетентен   в использовании   всех тестов, а поэтому нельзя пренебрегать  предварительной   подготовкой.  Использование некоторых  тестов предполагает  специальные   знания, а следовательно, обучение. Кодекс этики призывает психологов признавать границы своей компетентности иограниченность своего профессионального опыта.

Психодиагностическим  исследованиям   должен быть чужд дух «наклеивания   ярлыков», предвзятого  отношения   к обследуемому.Никто не должен подвергаться какому бы то ни было тестированию под выдуманным предлогом. Обязанность тестирующего — довести до сознания тестируемых будущее использование результатов теста.

Тестируемого следует уведомить о цели тестирования, типе собираемых данных и о том, как будут использованы тестовые показатели. Всякое исследование поведения, независимо от того,  используются ли в нем тесты, или другие обсервационные методы, заключает в себе возможность вторжения в личную жизнь.

Защита неприкосновенности личной жизни связана с двумя ключевыми понятиями: релевантности и осведомленного согласия. Запрашиваемые у индивидуума  сведения должны быть релевантны заявленным целям тестирования.

Должны быть использованы все реальные  возможности, чтобы установить валидность тестов в отношении той диагностической или прогностической цели, ради которой они используются.При сообщении любой связанной с проведением тестов информации желательно учитывать типичные особенности ее получателя.

Это относится не только к  общеобразовательному уровню человека и его познаниям в области психологии и  тестирования, но и к его ожидаемой эмоциональной реакции на такую информацию.

Стандарты тестирования  подчеркивают обязанность тех специалистов, которые применяют тесты в клинической практике и консультировании, давать тестируемым целесообразные и понятные  объяснения результатов теста и вытекающие из них рекомендации.

Когда кому-то сообщают его тестовые результаты, нужно не только обеспечить их интерпретацию достаточно квалифицированными людьми, но и предоставить возможность получить консультацию специалиста каждому, кого такая информация эмоционально обеспокоит.Сообщение результатов тестирования должно рассматриваться как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования и,  соответственно, входить составным элементом в полное отношение  «консультант-клиент». Насколько это возможно, консультанты должны привлекать своих клиентов к интерпретации результатов теста в свете поднимаемых ими конкретных вопросов. Важным моментом в консультировании является принятие клиентом  предоставляемой ему информации. Принятие правильно интерпретированных данных теста может иметь терапевтическое значение для клиента, — причем и как сам факт принятия, и как информационное сообщение, — особенно в контексте когнитивно-ориентированной терапии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА – информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов, в противном случае определенные профессиональные методы, в частности психодиагностические методики, утрачивают свою силу и эффективность.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ – одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее осведомлен.

1.6. Методы психодиагностикиОсновные подходы в рамках психодиагностического методаРазличные подходы к классификации методов психодиагностики
Исследовательские методы в психологии (Бурлачук, 2008):-неэкспериментальный (описательный)-экспериментальный-психодиагностическийПсиходиагностический     метод  конкретизируется    в трех основных  диагностических подходах, которые  практически   исчерпывают  множество  известных  методик (тестов).   Эти  подходы  могут быть условно  обозначены   как «объективный», «субъективный»  и «проективный».

Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Объективный   подход  образует в основном  два типа методик: для диагностики  собственно   личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые   направлены    на «измерение»   неинтеллектуальных особенностей  личности, вторые — на установление  уровня ее интеллектуального развития. Личностные   методики в рамках объективного   подхода, можно  условно  подразделить   на «тесты действия» («целевые   личностные тесты») и «ситуационные тесты».
В объективном   подходе  образуются  еще две значительные  группы  тестов:  тесты специальных способностей, предназначенные для измерения  уровня развития  отдельных  сторон интеллекта  и психомоторных функций, обеспечивающих   эффективность   в конкретных, достаточно  узких областях  деятельности, и тесты достижений,  которые  выявляют  степень  владения определенными  знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Субъективный   подход представлен многочисленными  опросниками. Эти распространенные   диагностические   инструменты   в самом  общем  виде могут быть подразделены  на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также  опросники мнений и опросники-анкеты.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

(Моторно-экспрессивные методики, перцептивно-структурные методики и апперцептивно-динамические методики)Классификация психодиагностических методик по качеству (К.М.Гуревич, Е.М.Борисова, 1997)-Малоформализованные (опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности)-Формализованные (тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики)Классификации психодиагностических методов В.К.Гайды, В.П.Захарова,1982
По качеству:-стандартизованные-нестандартизованные

По материалу, которым оперирует испытуемый:

-бланковые-предметные-аппаратурные

По форме ответа:

-устные-письменные

По степени однородности задач:

-гомогенные-гетерогенные

По характеру ответов на задачи:

-тесты с предписанными ответами-тесты со свободными ответами

По характеру умственных действий:

-вербальные-невербальные

По назначению:

-общедиагностические-тесты профессиональной пригодности-тесты специальных способностей-тесты достижений

По количеству обследуемых:

-индивидуальные-групповые

По ведущей ориентации:

-тесты на скорость-тесты мощности-смешанные тесты

По комплексности:

-изолированные тесты-тестовые наборы (батареи)

По области охвата психического:

-тесты личности

-интеллектуальные тесты

Классификация методов психодиагностики Й.Шванцара, 1978 (первая классификация)
По используемому материалу:-вербальные-невербальные-манипулятивные-“бумаги и карандаша”

По количеству получаемых показателей:

-простые-комплексные

По психической активности испытуемых:

-интроспективные-экстроспективные-проективные-исполнительные

Тесты с правильным решением и тесты с возможностью различных ответов

Классификация пиходиагностических методик по основному методическому принципу
Объективные тесты

Стандартизированные самоотчеты:

Тесты-опросникиОткрытые опросникиШкальные техники и методики классификацииИндивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток

Проективные техники

Диалогические (интерактивные) техники (беседа, интервью, диагностические игры.

Характеристика малоформализованных методов психодиагностики
МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ – методики, не имеющие строго определенных правил использования. Они в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности.

Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).

Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

1. Метод наблюдения – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки.

Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов.

Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов.

М.Я Басов разработал методику психологических наблюдений. Основные принципы:1) максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов3) избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя.

К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности

2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно.

Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле) Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

По форме оно бывает свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная), стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика); частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная)В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым (“исповедальным”). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения

3. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) – это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности/ Под понятием “документальный источник” понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название “контент-анализ” (буквально “анализ содержания”).

Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т. п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или ко­дифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.

), регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Принципы контент-анализа могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик.

Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета.

С этой целью выделяются два типа единиц-смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу).

Характеристика высокоформализованных методов психодиагностики
ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ – это такие группы методик, в основе которых лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Для них характерна определенная регламентация процедуры испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

1. ТЕСТЫ — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

2. ОПРОСНИК — более или менее стандартизированная процедура по­лучения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

Задания в опроснике представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений, испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений.

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни).

Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос).

Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.

Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный).

3. ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.

Наиболее суще­ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети­ровать, развивать и т. д.

При этом происходит проекция (перенос) пси­хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Принято различать следующие группы проективных методик:методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют психического содержания. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.) 

Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Лишены оценочного подхода к индивиду.

При определении диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность)По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными – используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа “карандаш и бумага” (бланковые методики).

Источник:

Пальм Г.А. Психодиагностика. – Днепропетровск 2010Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.:Питер, 2007. – 688 с.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.Бурлачук Л.Ф.

Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.Гуревич К.М. – Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997Романова Е.С. Психодиагностика – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Все темы психодиагностика

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/601552.html

Психодиагностические методы и методики

Билет 22.Объективный подход в психодиагностике.: Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности

Психологическая диагностика (психодиагностика) – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Психологическая диагностика является прикладным разделом психологии, основное назначение которого заключается в целенаправленном и развернутом изучении личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования.

Психодиагностика основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым.

Методы психологической диагностики

Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

  1. Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.
  2. Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.
  3. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
  4. Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).
  5. Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Психодиагностические подходы

Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).

  1. “Объективный” подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.
  2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками.
  3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.

Классификации видов психодиагностических методик

В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям. Примеры:

Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

  1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
  2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
  3. тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
  4. по психической активности испытуемых:
    • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
    • экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
    • проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
    • исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову:

  1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
  2. по назначению:
    • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
    • тесты профессиональной пригодности;
    • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
    • тесты достижений;
  3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
    • бланковые;
    • предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
    • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
  4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
  5. по форме ответа: устные и письменные;
  6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
  7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
  8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
  11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину:

  1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
    • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
    • стандартизованные самоотчеты (тесты-опросники, шкальные техники и др.);
    • проективные техники;
    • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
  2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата (тесты, опросники, шкалы), вторые – большой степенью вовлеченности (беседы, интервью и др.). Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора, самой диагностической процедурой.

: Методы психологических исследований

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihodiagnosticheskie-metody-i-metodiki/

Субъективные и объективные методики психодиагностики. Характеристика субъективных методик. Их достоинства и недостатки

Билет 22.Объективный подход в психодиагностике.: Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности

Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности, существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных показателей в критериальном поведении.

Например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность. Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида.

Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость. Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач.

Способы реализации методики называются диагностическими процедурами.

По операциональной классификации диагностических методик различаются методикиобъективные исубъективные. Объективные методики в минимальной мере зависят от индивидуальных качеств их исполнителя.

Субъективные методики почти полностью зависят от опыта и мастерства психодиагноста. К объективным психодиагностическим методикам относятся приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики, объективные тесты с выбором ответа и тесты- опросники.

К субъективным методикам относятся различные способы субъективного шкалирования испытуемым, исследователь же оценивает и интерпретирует его результаты, делаются выводы о ценностных ориентациях испытуемого.

Все проективные методики (ТАТ, тест цветовых предпочтений Люшера, тесты Роршаха и др.) являются субъективными.

https://www.youtube.com/watch?v=mfiFfEoWeuQ

При использовании субъективного диагностического подхода получение информации основано на самооценке исследуемым своего поведения и личностных особенностей. Соответственно, методики, основанные на использовании принципа самооценки, называют субъективными.

Субъективные методики в психодиагностике в основном представлены опросниками. В Словаре-справочнике по психодиагностике[78] утверждается, что к опросникам относятся психодиагностические методики, задания которых представлены в виде вопросов.

Однако такое представление заданий является лишь внешним признаком, объединяющим опросники, но вовсе не достаточным для отнесения методик к этой группе, поскольку в виде вопросов формулируются задания и интеллектуальных, и проективных тестов.

Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Этот подход представлен многочисленными опросниками (открытыми и закрытыми, однофакторными и многофакторными и др.

), анкетами, шкальными техниками, построенными по типу семантического дифференциала Ч.Осгуда, Q-сортировки В.Стефенсона, контрольными списками прилагательных и т.п.

Эти методы, по сути, являются разновидностями стандартизированного самоотчета личности: клиент сам сообщает информацию о себе по предлагаемой в методике форме.

Особое место занимают индивидуально-ориентированные техники метода ролевых репертуарных решеток Дж.Келли9 [9]. В отличие от личностных опросников здесь оцениваемые параметры не задаются, а выделяются на основе индивидуальных ответов. Обычно процедура предполагает обсуждение персонажей, составляющих референтную группу тестируемого, либо значимых для него понятий.

По составу этой группы (репертуару ролей) и по характеристикам, данным каждому члену группы, самому себе либо обсуждаемым понятиям, можно выйти на систему личностных конструктов10 или психосемантических составляющих личности и её окружения.

Применяя репертуарные методы диагностики, можно выявлять ведущие конструкты и трансформировать их, учитывая наличный репертуар и содержание семантических образований.

Компьютерные возможности позволяют оперативно применять современные методы статистической обработки данных, обеспечивая надежность получаемой информации, и переводить опрос в диалоговый (интерактивный) режим.

Компьютерная диагностика развивает возможности семантических методов (семантический дифференциал, репертуарные решетки и др.), направленных на изучение рефлексивных черт личности или особенностей самосознания, которые определят поведение и поступки человека в конкретной ситуации.

Это перспективное направление развития психодиагностики позволяет преодолеть ограниченность личностных опросников, данные которых описывают человека и его возможное поведение в заранее определенных параметрах («шкалах»).

Часто эти заданные параметры не захватывают основные характеристики индивидуальности, а рисуют фрагментарный, поверхностный психологический портрет личности.

Применение семантического метода позволяет точно диагностировать интегральные по своей природе психические характеристики (например, уровень понимания и личностного развития, сформированность профессиональной направленности, содержание потребностно-мотивационной сферы, особенности психологической совместимости человека с другими и т.п.).

Процедура компьютерных психосемантических методик (например, методика психодиагностики скрытой мотивации И.Соломина или «ко-терапевтическая система Келли-98») заключается в следующем.

В соответствии с психосемантической моделью индивидуального сознания различные субъективные признаки, которыми пользуется человек при оценке и сравнении разных объектов действительности, представляются как координатные оси многомерного пространства.

Сами объекты — точки в этом пространстве, оценки объектов по субъективным признакам — координаты точек по соответствующим осям, а субъективные различия между объектами – расстояния между точками. Человек оценивает объекты или понятия (люди, события, ценности, чувства и др.

), используя приемы семантического дифференциала, а многомерный статистический анализ позволяет графически изобразить семантическое (смысловое) пространство самосознания личности.

В итоге наглядно изображаются близость или разрозненность субъективных представлений и эмоциональных оценок человека, сбалансированность его личностной структуры, иерархия и структура мотивов, то есть те латентные (скрытые) характеристики, которые лежат в основе поведения человека в определенной ситуации и позволяют выйти на конкретные рекомендации и коррекцию.

Источник: https://studopedia.su/18_12000_sub-ektivnie-i-ob-ektivnie-metodiki-psihodiagnostiki-harakteristika-sub-ektivnih-metodik-ih-dostoinstva-i-nedostatki.html

3 подхода в психодиагностике (объективный, субъективный, проективный)

Билет 22.Объективный подход в психодиагностике.: Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности

Психодиагностический метод (основная особенность: его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная квалификация изучаемого явления) конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество методик. Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Данные диагностические подходы выполняют не только классификационную функцию.

Эти подходы представлены как бы в виде шкалы «податливости к измеримости» тех индивидуально-психологических особенностей, на раскрытие которых они направлены (последовательно ограничиваются возможности приложения основных психометрических требований, предъявляемых к образованным этими подходами методикам), шкалы, соответствующей в то же время степени структурированности используемого стимульного материала.

Проективные методы: основание – Фрейд и его теория. Само название «проективные методы» автор Франкл.

Франкл: специфика проективного подхода в том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей, чувств.

Проективный подход направлен на анализ особенностей взаимодействия клиента со стимульным материалом. Позволяют учитывать, изучить те особенности личности, которые не проявляются непосредственно во вне.

Франкл выделяет три постулата, которые лежат в основе проективного подхода:

1.                Направленность на уникальность в системе личности.

2.                Личность изучается как относительно устойчивая система эмоций, потребностей, опыта.

3.                Система основных динамических процессов постоянно действует на протяжении всей жизни, сказываясь на поведении личности.

Важнейшей отличительной особенностью проективных методик является то, что в них используют неопределенные слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека.

В проективных методиках реализуется 2 типа проекций:

1. Структурная (связана с преимущественной объективацией неосознаваемых установок – элементарных программ организации поведения, обеспечивающих готовность к восприятию явлений в определенном ракурсе, отношении);

2. Тематическая проекция (связана с приписыванием осознаваемых обследуемым собственных черт, особенностей личности другим людям).

Проекция – метод оценки, который использует данный стимул, не предполагая прямого ответа. Основа метода – метод проекции. Перлз: проекция – черта, установка, отношение чувства или фрагмент поведения, который нами не ощущается, а приписывается людям как направленный ими на нас. Причина проекции – ситуация фрустрации.

Специфика проведения проективных методов:

4.                исследование должно проводиться в благопристойной обстановке;

5.                неоднозначность интерпретации результатов;

6.                несет психотерапевтический эффект;

7.                неоднозначность стимульного материла, инструкции;

8.                отсутствие ограничений в выборе ответов;

9.                отсутствие оценок испытуемого как правильных и неправильных;

10.           сложность обработки;

11.           влияние экспериментатора на результат;

12.           в большинстве совсем, универсальны: пол, возраст, образование, национальность испытуемых не ограничены.

Недостатки: субъективность интерпретации, трудность стандартизации, феномен избыточности интерпретации, недостаточный уровень валидности вследствие размытости теорий, на основе которых они создаются.

Источник: https://students-library.com/library/read/62954-3-podhoda-v-psihodiagnostike-obektivnyj-subektivnyj-proektivnyj

Medic-studio
Добавить комментарий