Билет 23.Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.

Модели интеллекта

Билет 23.Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.

⇐ ПредыдущаяСтр 114 из 120Следующая ⇒

v Факторные модели.

Есть большое количество подходов к проблеме интеллекта. Наиболее фундаментальным, с которого начиналось научное исследование интеллекта, считается психометрический подход, в русле которого сформировалисьфакторные модели интеллекта.

Все модели объединяет общий методологический подход.
В них выделяются разные способности (факторы) и с помощью определенной математической процедуры (факторного анализа) исследуется взаимозависимость между этими факторами.

Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый фактор независим от другого, фактора есть модели иерархические, или многоуровневые.

Наибольшую известность в психологии и в области прикладного использования данных психологии получили наибольшую известность факторные модели Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Дж.Гилфорда и Р.Б.Кэттелла.

Ч.Спирмен, исследуя профессиональные способности, предположил, что успех в деятельности определяется взаимодействием некоего общего фактора, общей способности, и фактора (факторов), специфичных для конкретной деятельности.

Общий фактор он назвал генеральным (G-фактор), а работающие на определенную деятельность – специальными способностями
(S-факторы). Общий фактор часто скрыт (латентен). Для его выявления Спирмен создал специальный математический метод – факторный анализ. G-фактор определялся Ч.

Спирменом как общая «умственная энергия», которой наделены все люди, но она в разной степени влияет на успех каждой конкретной деятельности. Многие ученые искали эквивалент G-фактору в традиционных психологических терминах. Главными претендентами были внимание, мотивация человека, скорость переработки информации др., но к единому мнению ученые так и не пришли.

Для тестирования фактора “G” лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений, менее всего связанных с конкретной деятельностью.

Л.Терстоун, оппонент Ч.Спирмена, полагал, что не существует общего фактора, а определенный интеллектуальный акт протекает благодаря взаимодействию множества отдельных факторов.

Сначала он выделил 12 факторов, затем список был сведен до семи: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивный фактор (нахождение правила и завершение последовательности).

На основе этой теории было разработано большое количество тестов структуры способностей. Факторы, обнаруженные Терстоуном при дальнейших проверках, оказались зависимыми, что говорит в пользу иерархических моделей.

Самой «многофакторной» иерархической моделью интеллекта является модель, предложенная Дж.Гилфордом. Она является трехмерной, и в нее входят 120 факторов. К, более чем, 100 факторам подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Он ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления, как составляющих интеллекта.

Конвергентное мышление (конвергентные способности)способности правильно и быстро находить единственно верное решение; основная составляющая психометрического интеллекта.

Под дивергентным мышлением (способностями) Гилфордом понимался процесс выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Эти способности являются основой креативного мышления. Концепция Дж.

Гилфорда широко используется в США, особенно при работе с одаренными детьми, так как на ее основе созданы программы обучения, позволяющие педагогу рационально планировать образовательный процесс и направлять его на развитие способностей конкретного ребенка.

Модель Р.Б.Кэттелла, хотя и условно, может быть отнесена к группе иерархических моделей интеллекта. Он выделяет 3 вида интеллектуальных способностей. Общие способности, по Кэттелу, представлены «связанным» («кристаллизированным») и «свободным» (или «текучим») интеллектом.

Фактор «связанного» интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые приобретаются человеком с раннего детства до конца жизни. Он является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Проявляется этот фактор при решении тестов, требующих обученности.

Фактор «свободного интеллекта» абсолютно независим от степени приобщения к культуре. Он связан с деятельностью мозга.

Монометрический (одномерный) подход к интеллекту характерен для концепции Г.Ю.Айзенка. Он говорит о наличии «биологического интеллекта», «психометрического интеллекта» и «социального интеллекта».

Основным параметром, который Айзенк предлагает рассматривать как индикатор уровня интеллекта, является индивидуальная скорость переработки информации, т.е. время реакции выбора из множества альтернатив.

По данным других исследователей уровень интеллекта характеризуется не просто скоростью мыслительных операция, а и способностью работать со множеством альтернатив.

v Когнитивные модели.

Они имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как представители когнитивной психологии под термином «интеллект» подразумевают некую систему познавательных процессов, которые обеспечивают решение задач. Когнитивно ориентированные исследователи очень редко обращаются к проблемам индивидуальных различий и прибегают в своих работах к данным измерительной психологии.

Наибольшая известность среди моделей этого направления принадлежит концепции интеллекта Роберта Стернберга, сформировавшего свою модель в последнем десятилетии 20 века. Ее обычно называют «теорией триумвирата в интеллекте».

Автор в своей теории пытался представить взаимоотношения между интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и внешним миром индивида интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и опытом индивида.

Стернберг – сторонник многообразия и сложности моделей интеллекта, он противник роли «скоростного» фактора в переработке информации для продуктивности интеллектуального процесса. Для объяснения природы интеллекта он обращается к экологическому и культурному обоснованию.

Интеллект Стернберг предлагает измерять в тех областях, где задачи являются для индивида относительно новыми, а когнитивные навыки находятся в стадии автоматизации. Если задачи будут совершенно новыми, то они будут непонятными, а хорошо известные решаться на уровне автоматизмов и, следовательно, не потребуют интеллектуальных усилий.

v Модель ментального опыта.

Как часто отмечается, в нашей современной отечественной психологии не слишком много оригинальных концепций интеллекта как общей способности. Одна из них принадлежит М.В.Холодной, разработавшей теорию ментального опыта в рамках когнитивного подхода.

В представлении М.В.Холодной интеллект– это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта. Понятие «ментального опыта» по своему содержанию близко содержанию понятия «кристаллизованного интеллекта» по Кэттеллу.

В структуру ментального опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры.

Таким образом, как и другие представители когнитивного подхода, автор подходит к расширительной трактовке понятия интеллекта. Включает в систему интеллектуальных (когнитивных по своей природе) способностей многочисленные внешние факторы.

Креативность (общие творческие способности)

Понятие «креативность» стало психологической категорией только к началу 50-х годов 20 в. Пионером в области креативности является Дж.Гилфорд.

С этого времени под креативностьюпонимается общая способность человека к творчеству, проявляясь в различных сферах его активности.

Она рассматривается как относительно независимый фактор одаренности и характеризует личность в целом.

v Концепция креативности Дж. Гилфорда.

За основу в создании концепции креативности, как универсальной познавательной творческой способности, Дж.Гилфорд взял свою кубообразную модель структуры интеллекта и выявленные им различия между конвергентным и дивергентным мышлением. Именно дивергентное мышление он связал с творческими способностями.

В своих последних работах выделяет шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) способность продуцировать разнообразные идеи (гибкость);

4) способность отвечать на раздражители нестандартно (оригинальность); 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы (способность к анализу и синтезу).

Дж.Гилфорд, как и его последователь Э.П.Торренс, являются главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности, то есть ими были разработаны тесты креативности; процедура исследования креативности подобна процедуре тестирования интеллекта.

v Концепция М.Воллаха и Н.Когана.

М.Воллах и Н.Коган считают, что для получения достоверных данных о креативности нужно кардинально изменить процедуру исследования. Они выказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия «правильного ответа», в противном случае все тесты креативности по сути своей вновь окажутся тестами диагностики IQ.

Многие исследования показали, что наличие у испытуемого мотивации достижений, соревновательной мотивации, а также мотивации социального одобрения затрудняют проявления творческих способностей личности, в целом блокируют ее самоактуализацию. Учитывая это, М.Воллах и Н.Коган проводили свое тестирование детей и подростков в виде игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого.

Очень часто с высоким уровнем креативности связывают слабую приспособляемость человека к социальному окружению. М.Воллах и Н.Коган, изучая связь между креативностью и интеллектом, пытались проверит это. Они выявили четыре группы детей, которые отличались способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.

Наиболее адаптивными являются дети с высоким уровнем интеллекта и креативности, далее идут дети также с высоким уровнем интеллекта, но с низкой креативностью. Наименее социально адаптивными становятся дети с высокой креативностью, но при низком уровне интеллекта. Демонстрируют хорошую адаптацию (по крайней мере, внешне) дети с низким уровнем, как интеллекта, так и креативности.

v «Теория инвестирования» Р.Стернберга.

Теория, предложенная Р.Стернбергом и Д.Лавертом, является одной из последних по времени возникновения. Авторы дают свое определение креативного человека. Он умеет заниматься неизвестными или мало популярными идеями; вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене».

Главное – верно оценить потенциал развития первоначальных идей и возможный спрос. Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, наличие толерантности к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.

Обязательным фактором проявления креативности является наличие творческой среды.

v Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой.

Довольно часто при исследовании креативности авторы различных концепций необоснованно смещают понятия: креативность отождествляют с нестандартность, нестандартность – с оригинальность, а оригинальность, в свою очередь, – с редко встречающимся ответом в данной выборке испытуемых. Возникает проблема: всегда ли редко встречающийся в данной выборке ответ является креативным? При положительном ответе мы вправе отнести к проявлениям креативности любое отклонения (девиацию): от акцентуации характера до аутичного мышления.

Существует мнение, что критерием креативности может стать наличие осмысленности, которая воспринимается окружающими. Смысловой критерий, в отличие от частотного, позволяет разграничивать продуктивные (творческие) и непродуктивные (девиантные) проявления человеческой активности. В.Н.

Дружинин подчеркивает, что «смысловой критерий позволяет при тестировании разделить поведенческие проявления испытуемого при тестировании на воспроизводящие(стереотипные), оригинальные (творческие) и неосмысленные(девиантные)» (В.Н.Дружинин, с. 200).

Оригинальные ответы человек дает при выделении одних свойств предметов и отвлечении от других свойств. Выделение неочевидных, скрытых признаков изменяет смысловую иерархию их значимости, и предмет предстает в новом свете, что порождает эффект неожиданности, оригинальности.

Однако, оригинальными являются те ассоциации, которые не слишком удалены от очевидных признаков. Таким образом, оригинальные ответы занимают промежуточное положение между воспроизводящими (стереотипными) и неосмысленными ответами. Именно оригинальные ответы являются признаком креативности, однако, по мнению В.Д.

Дружинина, современные тесты креативности скорее позволяют выявить креативов, но не позволяют точно определить некреативов. Причину он видит в том, что проявление креативности спонтанно и не подвластно внешней и внутренней регуляции.

Обучаемость (Общие способности к усвоению учебных знаний)

Понятие обучаемости. Обучаемостьэто общая познавательная способность, которая проявляется в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и в качестве выполнения учебной деятельности.

В последнее время, на основании целого ряда экспериментальных исследований, было выдвинуто предположение о том, что общей обучаемости, как способности не существует, а есть обучаемость, как система специальных способностей. Есть гипотеза о двух способностях, т.е.

двух видах обучаемости. Первая была названа «имплицитной» обучаемостью, вторая – «эксплицитной». Имплицитная обучаемость представляет собой способность к элементарным формам обучения и запоминания.

Она сохраняется даже у больных с удаленными височными долями коры головного мозга и проявляется в том, что человек в эксперименте улучшает выполнение определенных заданий, но сам не может описать, чему же он научился.

Имплицитная обучаемость, наряду с креативностью, обусловлена доминированием бессознательной активности психики.

Эксплицитная обучаемость проявляется в быстром обучении, иногда после первого же «урока». Она позволяет нам распознавать случившиеся прежде и незнакомые события. Эксплицитная обучаемость, как и интеллект, связана с доминированием сознания над бессознательным в процессе регуляции. Ее еще называют «сознательной» обучаемостью.

Обучаемость, креативность, интеллект. Сложность изучения обучаемости, как способности, заключается в том, что на успешность обучения оказывают влияние очень многие факторы, и не только общий интеллект, а в первую очередь установки, интересы, мотивация и многие другие психические свойства личности.

Не зря из одних научных и научно-популярных книг перекочевывают примеры того, как плохо учившийся в школе ученик в последующем достигает вершин научного «Олимпа»: становился доктором наук или Нобелевским лауреатом. Действительно в разряд слабоуспевающих школьников попадают ученики с высоким уровнем умственного развития.

Причина кроется в отсутствии мотивации к учению. Однако люди с интеллектом ниже среднего никогда не входят в число хорошо успевающих учащихся (Блейхер Л.Ф., Бурлачук В.М., 1978). Эта зависимость подобна связи между интеллектом и креативностью, представленной в модели Э.П.Торренса.

По этой модели интеллект служит базой креативности, поэтому человек с низким интеллектом никогда не будет креативом, хотя интеллектуал может не быть творческим человеком.

Способность/неспособность. Идея «каждый человек способен ко всему» многими учеными определяется как неверная.
В связи с эти ставится вопрос, что представляет собой неспособность.

Неспособность– (плохие способности) – это такая структура личности, которая неблагоприятна для освоения определенного вида деятельности, ее выполнения и совершенствования в ней. Неспособность – это степень несоответствия данной личности требованиям определенной деятельности.

Выполнение какое-либо деятельности при неспособности к ней вызывает не только появление стойких ошибочных действий, но и чувство неудовлетворенности. Неспособность к определенному виду деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способности. К.К.Платонов определял ее, как отрицательную способность.

Это тоже определенная структура личности, в которую входят ее отрицательные для данной деятельности черты. Неспособность, как и способности, представляет собой общее качество личности, а точнее – то же качество, что и способности, но с «отрицательным» знаком.

Талант. Более высокой ступенью проявления способностей называют талантом. Талантэто совокупность способностей, позволяющее человеку получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Также как и отдельные способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Талант – это сочетание способностей.

Отдельная способность, изолированная от других, не может быть определена как талант, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Структура таланта зависит в первую очередь от характера требований, которые предъявляет личности та или иная деятельность (политическая, художественная, производственная, научная и т.д.). Есть и общие структурные элементы таланта, выявленные с помощью психологических исследований, проведенных в основном на одаренных детях.

Первая группа особенностей связана с контролем и работоспособностью. Талантливым личностям присущи внимательность, собранность, постоянная готовность к работе. Вторая особенностьпроявляется в склонности к труду, иногда даже в неуемной потребности трудиться.

Третья группаособенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью – это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Кроме того, для талантливых людей характерна потребность в занятиях определенным видом деятельности, зачастую подлинная страсть к избранному делу. Сочетание частных способностей у талантливых людей особое, характерное только для них.

Гениальность. Гениальность – высшая ступень проявления творческой личности. Гениальностьвыражается в творчестве, имеющем историческое значение для общества.

Если опираться на трактовку творчества как по большей части процесса бессознательного, гений – это человек, который творит на основании бессознательной активности. Он способен переживать самый широкий диапазон состояний благодаря тому, что выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Следовательно, гений по преимуществу творит через активность бессознательного творческого субъекта. «Талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Гений по преимуществу креатив, талант – интеллектуал, хотя и та, и другая общие способности есть у обоих» (В.Н.Дружинин, с. 173).

К другим признакам, отличающим гениальность от талантливости относятся универсальность, бóльшая оригинальность и продолжительность творческого периода жизни.

В отличие от «просто креативов» гениальный человек обладает очень мощной активностью бессознательного. В связи с этим он склонен к крайним эмоциональным состояниям. Что из них является следствием, а что причиной пока еще не установлено, но выявлена взаимосвязь между креативности с нейротизмом.

В.Н.Дружинин предлагает следующую «формулу гения»:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) ´ активность психики.

Гений создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны:

· чрезвычайная творческая продуктивность;

· овладение культурным наследием прошлого при решительном преодолении им устаревших норм и традиций;

· деятельность, способствующая прогрессивному развитию общества.

Контрольные вопросы к теме №21

1. Какие вы знаете классификации способностей?

2. Назовите виды и уровни способностей.

3. Дайте характеристику общих способностей человека.

4. Какие концепции способностей вы знаете?

5. Определите понятие креативность.

⇐ Предыдущая109110111112113114115116117118Следующая ⇒

Date: 2015-10-19; view: 2487; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/8-83434.html

Билет 23

Билет 23.Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.

Билет 22.

Объективный подход в психодиагностике.
Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа действий.
Специфические особенности:

1. Предполагают невозможность фальсификации результатов со стороны испытуемого (пр: цель теста скрыта от испытуемого).

2. -//- отсутствие влияния со стороны экспериментатора (например, его теоретических предпочтений).
Предполагает 2 большие группы методик:

– для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);

– тесты интеллекта.
Личностные опросники – представлены двумя группами.

  1. Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.

Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.

Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.

(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.

Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).

  1. Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.

(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.

Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками – подглядывание).
Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:

  1. Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.

(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).

  1. Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.

Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.
4 основных подхода:

1. Интеллект – это обобщенная способность к обучению.
2. Интеллект – это способность к обобщенному абстрактному мышлению.

Функция интеллекта – в эффективном использовании символов и понятий.

Большинство исследователей широко трактовали способность к абстрагированию.

Этот подход очень близок к следующей трактовке интеллекта.
3. Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации в сложной среде.

Штерн – общая способность приспособления человека к новым условиям, к новым жизненным задачам.

Векслер – общая способность, которая проявляется в целенаправленной деятельности, в правильном рассуждении, понимании, приспособлении среды к своим возможностям.

Пиаже – когнитивная теория: структурирование отношений между средой и человеком.
4. Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта. Эти подходы – взаимодополняющие.

Бурлачук – рабочее понятие интеллекта.

Интеллект – это относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью.
Иерархические теории структуры интеллекта.

Группа различных показателейнаходится во взаимосвязи, определяя одну способность.

Групповые факторы – общие для более или менее ограниченных групп тестов.

Иерархическая теория интеллекта:

1) На вершине – генеральный фактор (открытый Спирменом)

2) Затем – достаточно широкие групповые факторы: вербально-образовательный и практическо-механический интеллект.

3) Подразделяются на субфакторы:

Вербально-образовательный → вербальный и счетный субфакторы;

Практическо-механический → механико-информационный, пространственный, мануальный субфакторы.

4) На низшем уровне – специфические факторы.
Модели интеллекта.

Модель Девида Векслера (США).

Показал, что успешность решения тестов на интеллект зависит от многих факторов.

3 уровня интеллекта (иерархия – от более высокого уровня к более низкому):

1. Уровень общего интеллекта.

2. Уровень групповых факторов (в том числе – вербальных и невербальных).

3. Уровень специфических факторов, которые соответствуют отдельным субтестам.
Вербальный интеллект – это способность к вербальному мыслительному анализу и синтезу, к решению вербальных задач (пр: определение понятий, установка сходств и различий и т.д.).

Невербальный интеллект – это способность оперировать реальными предметами, образами, изображениями (=интеллект действия = практический интеллект).
Векслер считал, что…

Вербальный интеллект отражает приобретенные способности.

Невербальный – отражает природные психофизиологические возможности человека.

(современные исследования доказывают обратное).
Модель Чарльза Спирмена (США).

1923 г. – разработана модель, основанная на статистическом анализе показателей тестов (мышления, памяти, внимания).
Спирмен обнаружил положительную корреляцию между результатами этих тестов ð отдельные проявления интеллекта сильно связаны (пр: если у человека высокое внимание, то можно предположить, что память и мышление тоже высокие).

Вывод Спирмена: существует некий генеральный фактор, который оказывает влияние на все изучаемые переменные (этот фактор – G).
Согласно Спирмену, этот фактор имеет 2 интерпретации:

Узкая: этот фактор присущ всем измерениям интеллекта.

Более широкая: фактор-G = умственная энергия.
По мнению Спирмена:

1) Фактор-G связан с постижением связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

2) Фактор-G влияет/ проявляется в сложных математических и вербальных действиях, т.е. максимально проявляется в действиях, которые происходят во внутреннем плане и он практически не проявляется в непосредственных взаимоотношениях с окружающей средой.

Кроме фактора- G Спирмен выявил специфические факторы. Эти факторы присущи только определенному тесту и не связаны друг с другом.
Для измерения фактора-G принято использовать тесты Айзенка, Кеттелла и прогрессивные матрицы Равена.

Модель Кеттелла.

Продолжение модели Спирмена.

Сущность интеллекта (солидарен со Спирменом) – постижение отношений, зависимостей.
Фактор- G складывается их 2 общих факторов:

1. Свободный/ текучий интеллект – не зависит от степени приобщенности человека к культуре. Его уровень определяется общим развитием третичных ассоциативных зон коры больших полушарий.

Проявляется этот интеллект при решении перцептивных задач, когда от обследуемого требуется найти, например, соотношение различных элементов (изображения).
2. Связный/ кристаллизованный интеллект – совокупность знаний и интеллектуальных навыков, которые приобретаются в процессе социализации личности.

Данный фактор положительно коррелирует с вербальным, арифметическим интеллектом и проявляется в решении тестов, требующих обученности.
Кроме этих 2=х факторов Кеттелл выделяет 3 вида интеллектуальных способностей:

Источник: https://studopedia.su/18_1986_bilet-.html

Вопрос 1 Понятие и структура интеллекта

Билет 23.Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.

Вопрос 1 Понятие и структура интеллекта

В повседневном общении часто понятия «способность» и «интеллект» употребляются как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.

Интеллект – это способность к мышлению. Интеллект – это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели. Интеллект – это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики. Интеллект – это целостная характеристика познавательных процессов человека.

Интеллект – это способность человека адаптироваться к окружающей среде. Интеллект – это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем. Интеллект – это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект – это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум – обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум – это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель.

Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов.

Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих:

Общий интеллект (фактор G, от англ.

general -общий) – совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации.

Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) – совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.

Примерами специального интеллекта могут служить: – профессиональный интеллект, ориентированный на спе-1шализацию деятельности (музыкальный, математический);

– социальный интеллект, ориентированный на проблемы межличностных отношений, взаимодействие деловых партнеров.

Потенциальный интеллект – обусловливает способность человека к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Название связано с тем, что этот интеллект «созревает» примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).

Кристаллический интеллект – «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.

Интеллект А – врожденная часть интеллекта, его «гумус».

Интеллект В – результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

Имеются и другие подходы к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.).

«Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными факторами.

Вопрос 3 концепция интеллектуального развития Пиаже

См тетрадь

Вопрос 4 позиции психологической природы интеллекта

Можно выделить несколько позиций в понимании психологической природы интеллекта.

1. Интеллект – общая способность, определяющая успешность выполнения любых задач (когнитивных, социальных).

Под способностью понимаются: 1) когнитивные способности, различающиеся разной степенью специфичности для конкретной деятельности; 2) способность к системной организации целого, с мгновенным выявлением основного проблемного противоречия исходной ситуации; 3) способность к самостоятельному приобретению новых знаний; 4) адаптационная способность.

2. В структуре интеллекта различают врожденные способности, независимые от степени приобщенности к культуре, и приобретенные в ходе социализации знания и умственные навыки. Врожденные способности сводятся к психофизиологическим свойствам центральной нервной системы. Приобретенные знания и умственные навыки являются мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.

3. Трудность в разведении врожденных способностей и приобретенных знаний и умственных навыков может привести к их отождествлению. В этом случае интеллект отождествляется с умственным развитием.

4. Основная тенденция социо-культурных влияний на познавательные возможности человека заключается в появлении способности к категориальному мышлению. В контексте культурно-исторических исследований интеллект отождествляется с понятийным мышлением.

5. Под интеллектом понимается система познавательных процессов. Трактовка природы познавательных процессов различается: процессы, отвечающие за переаботку информации (методологический солипсизм); формы активного познавательного отражения действительности (теория деятельности).

6. Включение в структуру интеллекта регуляторных и мотивационных компонентов.

7. Операционально-процессуальный подход в анализе интеллектуальной деятельности позволяет развести понятия мышления и умственных способностей.

Мышление – непрерывный процесс анализа, синтеза, обобщения условий и требований решаемых задач и способов их решения.

Умственные способности –сформировавшаяся в процессе мышления совокупность умственных операций, которые мышление порождает, но к которым не сводится.

Вопрос 5 теории интеллекта

На основе изучения организации активных познавательных действий разработаны модели интеллекта Б. Г. Ананьева, Б. М. Величковского (действие как единица человеческой чувственной деятельности, практики).

В теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Г. Ананьева, интеллект – интегрированная система познавательных процессов.

Структура интеллекта сводится к характеру внутрифункциональных и межфункциональных связей, выявленных с помощью процедур корреляционного и факторного анализа (когнитивная дифференциация-интеграция, ведущий психический процесс и т. д.).

Степень интегрированности когнитивных процессов (психомоторики, внимания, памяти, мышления) – критерий развития интеллекта. Интеграция характеризуется возрастанием выраженности свойств отдельных познавательных функций и усилением межфункциональных связей между ними.

Рост количества и величины корреляционных связей интерпретируется как проявление меры интегрированности познавательных функций и, соответственно, как показатель становления целостной структуры интеллекта.

В рамках теории функциональной организации познавательных процессов Б. М. Величковского интеллект рассматривается как гетерархия уровней познавательного отражения.

В отличие от иерархий, гетерархии не имеют фиксированного ”центра”, из которого производилось бы управление всей системой. Цели распределяются между несколькими относительно автономными уровнями.

Гетерархический (полифонический) принцип координации познавательных процессов подчеркивает самостоятельный характер функционирования каждого уровня познавательного отражения.

Выделено шесть уровней – A, B, C, D, E, F. Нижние уровни (А, В) связаны с реализации движений и локализацией объектов в пространстве, предполагают точную метрическую привязку к релевантным свойствам объектов. Уровни C, D координируют развернутые предметные действия в условиях построения предметного образа ситуации.

Уровни E, F – это “высшие символические координации”, отвечающие за представление и хранение знаний и стратегии преобразования знаний.

Базовые уровни познавательного отражения характеризуют природу отдельных когнитивных процессов: ощущение связано с работой уровней А, В, С, восприятие – C, D, память и мышление – D, E, F, воображение и понимание – E, F, внимание – результат управления влияния уровня F на Е и Е на D.

При болезни Альцгеймера.

Воснове заболевания лежит постепенная прогрессирующая, диффузная атрофия мозгового вещества с гибелью нейронов, пре­имущественно лобных и височных отделов головного мозга. Болез­нью Альцгеймера в 50% случаях страдают пожилые люди в возра­сте 65-70 лет и старше.

Синдром описан немецким психиатром Альцгеймером (A. Alzheimer) в 1906 г.

Клиника заболевания характеризуется раздражительностью, быстрой утомляемостью, ухудшением сна, ухудшением абстракт­ного мышления, кратко- и долговременной памяти, внимания, нарушением поведения в виде вязкости, различных видов акцен­туации.

Снижение интеллекта сами больные стараются скрыть от окружающих, однако прогрессирующее разрушение словарного запаса, бессмысленное повторение фраз, отдельных слов, разго­вор со своим отражением в зеркале, обстоятельность мышления, утрата навыков самообслуживания, дезориентировка в месте, во времени, затруднения в счете, письме, изменение походки (за­медленная и шаркающая) делают постановку диагноза очевидной. Постепенно вышеописанная симптоматика пополняется развити­ем различных видов речевых и гностико-праксических нарушений (афазии, агнозии, апраксии). В 75% случаев у больных отмечаются эпилептические припадки.

Смерть наступает приблизительно через 2—8 лет от начала за­болевания от присоединившейся к нему заболеванию инфекции

на фоне глубокой степени интеллектуальной недостаточности и полной адинамии (обездвиженности).

Сосудистая деменция.

Сосудистая деменция является результатом прогрессирующего атеросклероза сосудов головного мозга, когда на внутренней по­верхности сосудов образуются склеротические бляшки, уменьшающие просвет сосудов, что в свою очередь приводит к снижению питания (гипоксии) вещества головного мозга и развитию раз­личных психо-неврологических нарушений, и прежде всего ин­теллектуальной недостаточности.

Сосудистая деменция может развиться и у лиц, перенесших мозговой инсульт, независимо от возраста больного и наличия у него атеросклеротических проявлений.

Клиника заболевания на фоне общих проявлений характеризу­ется неравномерностью выраженных нарушений высших мозго­вых функций, наличием очаговой неврологической симптомати­ки (афазия, гемипарез, наличие патологических рефлексов, псевдобульбарный паралич и др.). В отличие от болезни Альцгеймера, при сосудистой деменции больные, как правило, осознают свою интеллектуальную недостаточность и глубоко ее переживают.

Одним из ранних признаков сосудистой деменции является рез­кое ухудшение памяти на ближайшие события. Больные забывают то, что они делали совсем недавно, куда-то что-то положили и не могут найти, что ели на завтрак и т.д., но отлично помнят собы­тия, имевшие место в их жизни много лет назад.

Деменция при болезни Пика.

Впервые синдром описан чешским невропоатологом и психиатором Пиком (A. Pick) в 1982 г.

Клиническая картина заболевания практически сходна с болез­нью Альцгеймера, однако она имеет ряд отличительных особенно­стей именно в сфере развития интеллектуальных нарушений.

Это прежде всего медленное нарастание интеллектуальных расстройств, относительная сохранность памяти и функций теменных отделов коры головного мозга, ранние корковые речевые нарушения в виде афазии.

Характерным симптомом деменции при болезни Пика является так называемый «симптом граммофона», когда больной рассказывает то, что ему кажется наиболее интересным, причем прервать этот рассказ практически не возможно; по окончании рассказа, через некоторое время, он вновь может его повторить, используя те же слова и предложения, что и в первый раз.

Вопрос №51

Синдром Геллера(детская деменция — dementia infantilis) — дезинтегративное расстройство детского возраста, характеризующе­еся прогрессирующим развитием дементного синдрома.

Синдром впервые описан в 1909 г. немецким врачом Геллером (In. Heller) и австрийским врачом Заппертом (J. Zappert) в 1911г.

Причиной заболевания является какая-то неустановленная, неврологическая дисфункция, однако отмечено, что началу забо­левания часто предшествует стрессорный фактор.

В начальной стадии заболевания (2—6 лет) отмечаются измене­ния речи в виде нечеткости и смазанности ее, вплоть до лепетания. В дальнейшем полностью теряются навыки воспроизведения и понимания речи.

Утрата двигательных навыков проявляется появле­нием стереотипных движений, гримас и тиков, часто присоединя­ются эпилептические припадки. Утрачивается контроль за самостоятельным питанием, а также за функциями тазовых органов. Изменяется эмоциональное состояние ребенка.

Он становится раздра­жительным, иногда отмечаются вспышки гнева и агрессии.

Перечисленные клинические проявления, как правило, сопро­вождаются псевдобульбарными расстройствами (насильственные смех и плач).

В дальнейшем — полная утрата навыков и знаний, проявляюща­яся клиникой глубокого слабоумия.

Продолжительность заболевания (от начальной до конечной стадии — стадии деменции) — от одного года до нескольких лет.

Прогноз неблагоприятный из-за отсутствия регресса клиничес­ких проявлений.

Синдром Краммера—Полльнова— психопатологический симптомокомплекс, включающий в себя своеобразный гиперкинети­ческий психоз с развитием интеллектуальной недостаточности. Впервые описан немецкими невропатологом и психиатром Краммером и Полльновым (F. Krammer, H. Pollnov) в 1930—1932 гг.

Клиника синдрома характеризуется стремительным и тяжелым развитием бесцельного двигательного беспокойства («ртутные дви­жения», ребенок ни на мгновение не остается спокойным).

Часто выявляются стереотипные ритмические двигательные акты. Отме­чаются изменения эмоциональной сферы (приступы гнева, ярос­ти, лабильность настроения, раздражительность).

Четко просле­живается приостановка или замедление дальнейшего моторно-речевого развития.

Характерной особенностью данной патологии является то, что после максимальной выраженности симптоматики (к 6 годам) у больных отмечается ее регресс (в течение 1—2 лет), иногда до полного восстановления. Но в большинстве случаев у детей оста­ются интеллектуальные нарушения и склонность к эпилептиформным припадкам.

Синдром Аспергера.

Синдром Аспергера клинически напоминает детский аутизм и характеризуется выраженной неловкостью в общении, молчаливо­стью, замкнутостью, отсутствием интереса к речи собеседника, бедностью мимики и жестов, изменением грамматической сторо­ны речи, снижением интеллекта. В отличие от аутизма при синдро­ме Аспергера нет общей задержки или отсталости в речи и отме­чается более высокий уровень интеллектуального развития.

Впервые описан в 1944 г. венским детским психиатром Гансом Аспергером (Hans Asperger), который обозначил его как аутистическая психопатия.

Движениями.

Данное расстройство характеризуется следующими клиничес­кими проявлениями:

■=> стойкое и практически постоянное двигательное беспокойство;

■=> часто повторяемые двигательные стереотипы (например, хло­панье в ладоши);

■=> тяжелая степень умственной отсталости.

В подростковом возрасте часто отмечаются случаи перехода ги­перактивности в состояние заторможенности.

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отста­лостью и стереотипными

Острая реакция на стресс.

Острая реакция на стресс — транзиторное психическое рас­стройство (от нескольких часов до нескольких дней), которое раз­вивается в ответ на физический или психологический стресс.

Клиническая картина при этом характеризуется кратковремен­ным состоянием «оглушенности», временным ослаблением интел­лекта, дезориентировкой в месте и неадекватным реагированием на внешние раздражения.

Часто отмечается частичная или полная диссоциативная амнезия на предшествующие события.

Характер­ным симптомокомплексом этого состояния являются вегетативно-сосудистые расстройства в виде тахикардии, гипергидроза кож­ных покровов, гиперемии лица и тела и др.

В случаях глубокого восприятия стрессорного фактора у многих больных вышеперечисленные проявления могут сопровождаться более выраженной заторможенностью, вплоть до диссоциативного ступора.

Вопрос 1 Понятие и структура интеллекта

В повседневном общении часто понятия «способность» и «интеллект» употребляются как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.

Интеллект – это способность к мышлению. Интеллект – это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели. Интеллект – это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики. Интеллект – это целостная характеристика познавательных процессов человека.

Интеллект – это способность человека адаптироваться к окружающей среде. Интеллект – это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем. Интеллект – это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект – это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум – обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум – это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель.

Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов.

Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих:

Общий интеллект (фактор G, от англ.

general -общий) – совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации.

Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) – совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.

Примерами специального интеллекта могут служить: – профессиональный интеллект, ориентированный на спе-1шализацию деятельности (музыкальный, математический);

– социальный интеллект, ориентированный на проблемы межличностных отношений, взаимодействие деловых партнеров.

Потенциальный интеллект – обусловливает способность человека к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Название связано с тем, что этот интеллект «созревает» примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).

Кристаллический интеллект – «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.

Интеллект А – врожденная часть интеллекта, его «гумус».

Интеллект В – результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

Имеются и другие подходы к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.).

«Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными факторами.



Источник: https://infopedia.su/9x977.html

Какие существуют модели интеллекта

Билет 23.Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.

Многознание уму не научает.
— Гераклит

Пожалуй, одна из самых болезненных оценок — это оценка наших умственных способностей. Мы многое можем простить, на многое можем не обращать внимания. И только недооценка нашего ума переживается нами особенно остро. Но кого же мы считаем умным? Определить критерии развитого ума — задача не из легких.

Эта проблема изучается в различных науках (философия, психология, кибернетика и многие другие) с помощью своих методов и средств с различных опять-таки сторон. Тем не менее проблема и сегодня далека от решения.

Однако в нашей повседневной жизни все острее ощущается необходимость в инструментах, позволяющих расширить наши интеллектуальные возможности. И дело ведь не только в том, что быть умным человеком во все времена было престижно и выгодно. Практически за одно поколение мир изменился до неузнаваемости.

Информационные потоки в настоящее время меняют все: ценности и убеждения людей, отношения между людьми, мироощущение каждого человека и менталитет больших и малых социальных групп.

Именно ум, или интеллект, как способ организации своего умственного опыта — наших мыслей, знаний, понятий — позволяет нам ориентироваться в изменяющихся жизненных условиях, выбирать наиболее эффективные для нас варианты решения самых разнообразных задач. С этой точки зрения интеллект — это наше средство повышения качества жизни.

«В комнате находятся три мухи. Одна из них сидит на окне, вторая летит по диагонали комнаты со скоростью 0.4 м/сек, а третья летает по кругу в центре комнаты с угловой скоростью 15 град/сек. В какой момент времени они окажутся в одной плоскости?»

Читая эту задачу, что вы делали? Вспоминали все, что знаете о скорости из физики, представляли себе картинку, где и как себя ведут мухи, попытались структурировать условие задачи? Какой бы ни была задача, мы приступаем или не приступаем к ее решению, используя привычные для нас способы решения. В этом проявляется наш ум, или интеллект. Определение интеллекта является одной из самых спорных тем в психологии в настоящее время. Существуют различные методологические подходы в изучении этого вопроса, в рамках которых созданы соответствующие модели интеллекта.

Так, например, существует психометрическая модель интеллекта. В этой модели под интеллектом понимается то, что измеряется с помощью тестов IQ. К сожалению, в этих моделях ( на самом деле их несколько) не присутствует определенность в отношении того, что же считать интеллектом.

Многочисленные варианты тестов измеряют различные показатели умственных способностей человека, которые проявляются в момент решения этим человеком тестовых заданий. Максимальное число таких показателей проверяет тест Гилфорда (120!).

Однако если в модели нет представления о механизмах, внутреннем устройстве изучаемого явления, то сложно говорить о том, каким образом можно управлять этим самым явлением. А ведь конечной целью познания практически всегда является открытие возможностей управлять, изменять и использовать новые знания для улучшения качества жизни.

Поэтому мы рассмотрим содержательные модели интеллекта, в которых присутствует вполне определенная концептуальная линия в исследовании феномена интеллекта.

Вернемся к нашей задаче. Вспомните, как вы приступили к ее решению. Прочитав условие, возможно, вы представили себе картинку, на которой были изображены герои истории. Для решения этой задачи достаточно мысленно превратить наших активных и живых мух в безликие точки, и – ИНСАЙТ – три точки всегда определяют плоскость.

Поэтому как бы мухи не летали, они всегда в одной плоскости. Именно на этой особенности мыслительной деятельности строится модель в гештальт-психологии. Эта модель была разработана одной из первых, где ученые попытались объяснить механизмы интеллекта. В. Келер, М.

Вертгеймер рассматривали интеллект как способность перестраивать образ исходной проблемной ситуации. По их мнению, возникновение решения связано с переструктурированием поля восприятия, при котором схватываются отношения между элементами, необходимые для разрешения проблемы.

Эта перестройка происходит практически мгновенно и как бы само собой – этот момент и называется инсайтом. В рамках этой модели сама ситуация подсказывает решение задачи, но только тому сознанию, которое способно подняться до уровня этого разумения. Если вы пережили инсайт во время решения этой задачи, то хорошо представляете, о чем идет речь.

На самом же деле, вы практически мгновенно осознали схожесть мух и точек, и решение пришло само собой, но только при условии, что вы в школе учили математику (ваше сознание, другими словами, способно подняться до уровня представления мух в виде точек). Плохо только то, что никогда неизвестно, придет инсайт или нет.

Он как бы не зависит от вашего желания и может посещать вас по его свободной воле. Такое положение дел, хоть и встречается довольно часто в жизни, но не может нас устраивать, ежели мы хотим как-то улучшить свои способности решать задачи.

Другой моделью, также рассматривающей интеллект как особую форму сознания, является модель Р. Глезера. У каждого из нас есть определенный набор знаний о различных вещах этого мира (так называемые декларативные знания) и о том, как с этими вещами обращаться (процедурные знания). Р.

Глезер считает, что наши умственные способности определяются особенностями организации этой базы знаний. То, где и каким образом у вас хранятся математические представления, определило, смогли ли вы решить задачку и насколько быстро. Уровень интеллекта в этой модели характеризуется легкодоступностью и пригодностью знаний к применению.

Возможно, кто-то и знает знаменитые постулаты Евклида, но применить их к решению данной задачи не смог.

Несмотря на принципиальные различия в моделях – модель Келера и Вертгеймера не учитывает роль прошлого опыта (вы ведь могли догадаться о решении задачи интуитивно, не зная о существовании евклидовой геометрии); модель Глезера, напротив, необходимым условием  интеллектуальной эффективности считает именно эффективную организацию прошлого опыта, — обе модели рассматривают интеллект с точки зрения содержания. Результат интеллектуальной деятельности зависит от способности к трансформации содержания сознания. Но и в том, и другом случае мы не знаем, как осуществлять эти преобразования сознания, поскольку в моделях они представлены как независимые от нашей воли.

Посмотрим на решение нашей задачи с другой стороны. Картинку, описанную в условии, каждый из нас наблюдал в своей жизни хотя бы раз (дача, школа, да где угодно). Этологический подход У. Р.

Чарлсворза в изучении интеллекта предполагает, что интеллектуальное поведение человека можно исследовать только в условиях обыденной жизни, и выводит на первый план феномен здравого смысла.

Здравый смысл направлен на реализацию практических потребностей и желаний, чем повышает нашу жизнеспособность в реальных условиях жизни. С позиций здравого смысла умно то, что дает конкретный результат и тем самым улучшает условия жизни.

В этой парадигме решать нашу задачу заведомо глупое действие, сама постановка задачи не удовлетворяет требованиям здравого смысла. Именно в этой парадигме возникают самые различные «ветки» интеллекта: практический интеллект, деловой интеллект, денежный интеллект и многие другие.

Однако вспомним, как часто бывало в истории, когда новые научные открытия рассматривались современниками как совершенно бесполезные, а потомкам принесли немалые доходы. Думаю, что наши интеллектуальные возможности не стоит ограничивать решением только сиюминутных практических задач, хотя, бесспорно, сложно назвать человека умным, если он не справляется с простыми житейскими проблемами.

Наиболее впечатляющим исследованием интеллекта в прошлом веке было проведено французским ученым Ж. Пиаже – операциональная теория интеллекта.

В этой модели интеллект как способность человека осуществлять гибкое и тем не менее устойчивое приспособление к физической и социальной действительности. Качество ума проявляется именно в качестве организации взаимодействия человека со средой. Ж.

Пиаже проследил становление интеллекта в процессе развития человека – от рождения до подросткового возраста.

Согласно его теории, к 15 годам у человека последовательно развиваются познавательные (когнитивные) схемы, позволяющие ему познавать окружающий мир (процесс ассимиляции), строить свою концепцию этого мира (процесс аккомодации) и, в результате, оказывать влияние на условия окружающей среды (единство обоих процессов).

Интеллектуально развитый человек в модели Пиаже – это человек, который способен проводить рассуждения, не привязываясь к конкретной действительности; может рассмотреть ход своих рассуждений от начала до конца и обратно; способен рассматривать задачу с различных точек зрения, в том числе и с прямо противоположной; и у которого операции анализа, синтеза проходят скоординировано, что приводит к возможности сокращенных рассуждений и «мгновенной» актуализации знаний. Действительно, решая нашу простенькую задачу, вы проявили практически все свойства интеллектуально развитого человека – вы отвлеклись от конретной комнаты с мухами; вы смогли абстрагироваться от мух вобще, представив их точками; вы смогли актуализировать математические знания; и, наконец, вы осознали избыточность условий для решения задачи.

Теория интеллекта Пиаже на самом деле представляет собой наиболее разработанную теорию интеллекта XX века. Однако Пиаже рассматривал интеллект только с точки зрения его развития, причем только до 15 лет. Что происходит с интеллектом во взрослом состоянии человека – исходя из модели, неизвестно.

Кроме того, может быть и такая ситуация, когда действительно интеллектуально развитый человек не смог решить эту задачу. Несмотря на то, что все необходимые знания у него есть и все необходимые операциональные структуры у него сформированы.

В модели, к сожалению, не исследуется вопрос, каким образом содержание задачи влияет или обусловливает выбор операций, с помощью которых задача разрешается. Ведь мог же кто-нибудь решать эту задачу, используя физические данные!

Целая группа научных направлений изучает интеллект с позиций ответа на вопрос – что первично в разитии интеллекта: генетически определенные нейрофизиологические основы умственной деятельности или же социальное окружение, культура, в которой человек интеллектуально развивается? Мы не будем здесь углубляться в рассмотрение различий (хотя они и принципиальны с точки зрения науки!), отметим лишь главное для нас: наши интеллектуальные возможности формируются в определенной культуре, и, бесспорно, ею же и определяются, в том числе и ограничиваются. На самом деле, если вы не знаете, что такое диагональ, скорость, круг, то просто не поймете условие задачи (социокультурный подход). А решение задачи предполагает еще и то, что вы учили в школе геометрию и хорошо помните ее основные положения. Более того, геометрические понятия (например, плоскость) включены в ваше сознание на уровне внутренних смыслов и именно это позволило вам решить задачу (культурно-исторический подход). С другой стороны, информационный подход в изучении интеллекта предполагает, что различия в умственных способностях обусловлены особенностями функционирования центральной нервной системы. Ментальная скорость безусловно влияет на нашу способность принимать решения. Однако, думаю, каждому не трудно привести примеры из своей жизни, когда скорость решения задачи вовсе не была свидетельством большого ума.

И, наконец, последний научный подход, который мы рассмотрим, — это подход, разработанный М.А. Холодной. Ведущий специалист в области интеллекта, М.А. Холодная предлагает рассматривать интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта. Для того чтобы понять в чем состоит отличие ее подхода в изучении природы ума, я предлагаю вам следующую метафору.

Представьте себе интеллект в виде какого-либо многогранника в пространстве. Все рассмотренные нами ранее подходы рассматривали этот многогранник, когда исследователь находился на одной из граней (гештальт-психологическая модель, информационная модель, этологическая модель и др.

) или же исследователь располагался на какой-либо вершине многогранника (теория Пиаже, культурно-исторический подход). В первом случае исследователю удавалось достаточно полно рассмотреть один из аспектов проявлений феномена интеллекта. Находясь в вершине, перед исследователем раскрывались уже различные грани и ребра (связи между различными аспектами).

Рассматривая феномен интеллекта как индивидуальный способ организации своего умственного опыта, мы как бы отодвигаемся от многогранника, и, тем самым, получаем возможность его вращать. Теория интеллекта М.А. Холодной безусловно не является завершенным, статичным знанием. Я бы сказала, что это скорее методологическая позиция в изучении вопроса.

  Согласно модели Холодной, наш ментальный опыт структурируется на четырех уровнях (Холодная М.А. Психология интеллекта):

  1. Как человек перерабатывает поступающую информацию,
  2. Способен ли он контролировать работу своего ума,
  3. Почему именно так и именно об этом он думает,
  4. Как он использует свой интеллект.

Все уровни взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Вернемся к нашей задаче. Вы прочитали задачу и ваши действия дальше.

Вы стали ее решать: представили себе абстрактную модель или очень правдоподобную картинку? Стали вспоминать физические формулы или математические понятия? Вам вообще стало интересно или вы подумали о неуместности задачи? Сложно ли вам было отказаться от ненужных условий? Все четыре уровня проявились при решении этой анекдотической задачки практически одномоментно. И вы сами можете посмотреть на работу вашего ума? Самое хорошее, на мой взгляд, в этой модели то, что она позволяет ответить на вопрос: а что делать-то? Анализируя свою умственную работу мы можем выявить особенности, присущие именно нам, и изменять их на свое усмотрение. При таком подходе перед нами открываются новые возможности и в самопознании, и в саморазвитии, и в самореализации.

Ирина Сейферт

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%82-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0/

Билет 23. Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта

Билет 23.Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.

4 основных подхода:

1. Интеллект– это обобщеннаяспособность к обучению.

2. Интеллект– это способностьк обобщенному абстрактному мышлению.

Функция интеллекта – в эффективномиспользовании символов и понятий.

Большинство исследователей широкотрактовали способность к абстрагированию.

Этот подход очень близок к следующейтрактовке интеллекта.

3. Интеллект– это то, чтообеспечивает эффективность адаптациив сложной среде.

Штерн– общая способностьприспособления человека к новым условиям,к новым жизненным задачам.

Векслер– общая способность, котораяпроявляется в целенаправленнойдеятельности, в правильном рассуждении,понимании, приспособлении среды к своимвозможностям.

Пиаже– когнитивная теория:структурирование отношений между средойи человеком.

4. Интеллект– это то, чтоизмеряется тестами интеллекта.

Эти подходы – взаимодополняющие.

Бурлачук – рабочее понятие интеллекта.

Интеллект– это относительносамостоятельная динамическая структурапознавательных свойств личности,возникающая на основе наследственныхи врожденных анатомо-физиологическихособенностей мозга, формирующаяся ипроявляющаяся в деятельности, ипреимущественно обеспечивающаяадекватное взаимодействие с окружающейдействительностью.

Иерархические теории структурыинтеллекта.

Группа различных показателей находитсяво взаимосвязи, определяя одну способность.

Групповые факторы– общие для болееили менее ограниченных групп тестов.

Иерархическая теория интеллекта:

1) На вершине – генеральный фактор(открытый Спирменом)

2) Затем – достаточно широкие групповыефакторы:вербально-образовательныйи практическо-механический интеллект.

3) Подразделяются на субфакторы:

Вербально-образовательный → вербальныйи счетный субфакторы;

Практическо-механический →механико-информационный, пространственный,мануальный субфакторы.

4) На низшем уровне – специфическиефакторы.

Модели интеллекта.

Модель Девида Векслера(США).

Показал, что успешность решения тестовна интеллект зависит от многих факторов.

3 уровня интеллекта (иерархия –от более высокого уровня к более низкому):

1. Уровень общего интеллекта.

2. Уровень групповых факторов (в томчисле – вербальных и невербальных).

3. Уровень специфических факторов,которые соответствуют отдельнымсубтестам.

Вербальный интеллект– этоспособность к вербальному мыслительномуанализу и синтезу, к решению вербальныхзадач (пр: определение понятий, установкасходств и различий и т.д.).

Невербальный интеллект– этоспособность оперировать реальнымипредметами, образами, изображениями(=интеллект действия = практическийинтеллект).

Векслер считал, что…

Вербальный интеллектотражаетприобретенные способности.

Невербальный – отражает природныепсихофизиологические возможностичеловека.

(современные исследования доказываютобратное).

Модель Чарльза Спирмена(США).

1923 г. – разработана модель, основаннаяна статистическом анализе показателейтестов (мышления, памяти, внимания).

Спирмен обнаружил положительнуюкорреляцию между результатами этихтестов отдельныепроявления интеллекта сильно связаны(пр: если у человека высокое внимание,то можно предположить, что память имышление тоже высокие).

Вывод Спирмена:существует некийгенеральный фактор, который оказываетвлияние на все изучаемые переменные(этот фактор –G).

Согласно Спирмену, этот фактор имеет 2интерпретации:

Узкая:этот фактор присущ всемизмерениям интеллекта.

Более широкая:фактор-G= умственная энергия.

По мнению Спирмена:

1) Фактор-Gсвязан спостижением связей и отношений междупредметами и явлениями действительности.

2) Фактор-Gвлияет/проявляется в сложных математическихи вербальных действиях, т.е. максимальнопроявляется в действиях, которыепроисходят во внутреннем плане и онпрактически не проявляется внепосредственных взаимоотношениях сокружающей средой.

Кроме фактора-GСпирменвыявилспецифические факторы. Этифакторы присущи только определенномутесту и не связаны друг с другом.

Для измерения фактора-Gпринято использовать тесты Айзенка,Кеттелла и прогрессивные матрицы Равена.

Модель Кеттелла.

Продолжение модели Спирмена.

Сущность интеллекта(солидарен соСпирменом) – постижение отношений,зависимостей.

Фактор-Gскладываетсяих2 общих факторов:

1. Свободный/ текучий интеллект– не зависит от степени приобщенностичеловека к культуре. Его уровеньопределяется общим развитием третичныхассоциативных зон коры больших полушарий.

Проявляется этот интеллект при решенииперцептивных задач, когда от обследуемоготребуется найти, например, соотношениеразличных элементов (изображения).

2. Связный/ кристаллизованный интеллект– совокупность знаний и интеллектуальныхнавыков, которые приобретаются в процессесоциализации личности.

Данный фактор положительно коррелируетс вербальным, арифметическим интеллектоми проявляется в решении тестов, требующихобученности.

Кроме этих 2=х факторов Кеттелл выделяет3 вида интеллектуальных способностей:

Ограничивающие способности–в какой-то мере ограничивают эффектобучения.

1. Общие/ центральные способности– опр. параметры деятельности мозга вцелом. Они оказывают влияние на всепознавательные процессы. Являютсяосновой свободного интеллекта.

2. Парциальные/ локальные способности– они связаны с уровнем развитияотдельных сенсорных и моторных зон корыбольших полушарий. Обнаруживаются взаданиях, которые требуют звукового,зрительного восприятия + моторнойактивности.

То, что получается в результатевзаимодействия задатков и культурногоопыта.

3. Факторы-операции/ факторы-посредники– приобретенные в результате обучениямыслительные навыки. Относятся ксвязанному интеллекту.

Модель Луи Терстоуна(США).

1928 г. – мультифакторная модельинтеллекта.

Считал, что интеллектуальная активностьесть результат взаимодействия множестваотдельных факторов.

Выделяет несколько независимых латентныхфакторов, которые определяют взаимосвязирезультатов выполнения различныхтестов.

Первоначально выделяет 12 факторов, нонаиболее часто воспроизводится только7 факторов:

V– словесное понимание(тесты на понимание текстов, интерпретацияпословиц и т.д.).

W– беглость речи(тесты на нахождение рифмы, названиеслов, принадлежащих к определеннойкатегории, и т.д.).

N– скорость и точностьоперирования цифровым материалом(тесты: задания на скорость и точностьвыполнения арифметических действий).

S– пространственнаяориентация.Подфакторы:

* успешность и скорость восприятияпространственных отношений (заданияна восприятие геометрических фигур иих соотношение).

* мысленные манипулирования зрительнымипредставлениями в трехмерном пространстве(измеряется мысленным изменениемположения предмета в пространстве ит.д.).

M– ассоциативнаяпамять (тесты на механическое запоминаниесловесных ассоциативных пар).

P– скорость восприятия(определяется по быстрому и точномувосприятию деталей, сходств и различийв изображении).Подфакторы:

* вербальный

* образный

I– индуктивноемышление (задания на нахождение правили на завершение последовательности).

Считал, что интеллект – не простосуммарная оценка, интеллект необходимоопределять в виде профиля по выделеннымим факторам (по соотношению).

Модель Джоя Гилфорда(США).

Трехмерная модель Гилфорда.

Основана на предположении о наличии3-х измерений, комбинации которыхопределяют различные типы интеллектуальныхспособностей.

Измерения = факторы (по осямкоординат):

X–содержание и формапредъявления информации– область,в которой производится операция.

*поведенческое,

*образное,

*символическое,

*семантическое.

Y–продукт или результатмышления.

*единицы,

*классы,

*отношения,

*системы,

*трансформации,

*импликации.

Z–тип интеллектуальныхопераций:

*понимание информации,

*запоминание,

*дивергентное мышление – производствологических альтернатив, связанных спредъявляемой информацией,

*конвергентное мышление – производствологически обоснованных выводов,

*оценивание – сравнение и оценкаинформационных единиц по определенномукритерию.

Эти факторы считаются независимыми иисключают факторы высшего порядка.

Т.о., Гилфорд отрицает общую основуинтеллекта интеллектраспадается на множество отдельныхспособностей.

Модель Ганса Айзенка(США).

1979 г.

Заимствовал идеи Гилфорда. Схематическимодель выглядит также.

1 плоскость(измерение) = интеллектуальныепроцессы (мышление, память, восприятиеи т.д.). Сходна с интеллектуальнымиоперациями Гилфорда =социальныйинтеллект.

2 плоскость= тестовый материал(вербальный, числовой, пространственный). по Гилфорду =психометрическийинтеллект.

3 плоскость= качество (скорость исила интеллектуальных процессов (вотличие от результатов по Гилфорду)) =биологический интеллект.

Сила интеллекта = настойчивость ввыполнении заданий + склонность кпроверке ошибок.

Основная характеристика интеллекта:скорость мышления.

Он считал скорость мышления фундаментальной,наследственной характеристикой. Именноэта характеристика определяетинтеллектуальные (индивидуальные)различия между людьми.

Модель Стернберга.

Кон.80-х – нач.90-х гг. 20 века.

Трехкомпонентная, триадная теорияинтеллекта.

Считает свою теорию сходной с теориейо свободой и кристаллизированноминтеллекте.

Состоит она из 3-х частей:

1)Контекстуальная часть:интеллект = психическая активность,связанная со способностью индивидаприспосабливаться к изменениям в своейсреде так, чтобы это приспособлениеоптимально удовлетворяло требованиямсреды.

2)Компонентная часть:элементарные познавательные процессы,способствующие оптимальной гармониимежду средой и индивидом.

Компонент– это элементарныйинформационный процесс, действующийпри представлении в сознании объектови символов (пр: компонент можетпреобразовывать сенсорный импульс вабстрактное представление, однопредставление в другое или моторнуюактивность)

.

Выделяет 3 типа компонентов, которыеотвечают за переработку информации:

1. Метакомпоненты– процессыуправления, которые регулируют конкретныепроцессы переработки информации.

А) Определение природы проблемы, осознаниепроблемы, отбор процессов для решенияэтой проблемы.

Б) Определение плана и необходимых длярешения задачи компонентов (т.е. выборстратегии).

В) Выбор одного или более способоворганизации информации, на основекоторого будут активизироватьсякомпоненты более низкого порядка = выборментальной репрезентации.

Г) Организация компонентов низшегопорядка в цельную и систематизированнуюстратегию решения проблем = распределениеумственных ресурсов.

Д) Вынесение решения о распределенииотносящихся к пониманию и другихпроцессуальных ресурсов для решенияразных конкретных проблем = оценкаэффективности решения.

Е) Мониторинг за ходом решения проблемы= контроль.

2. Исполнительные компоненты–процессы более низкого уровня иерархии(кодирование, выявление отношений,сравнение и т.д.).

3. Познавательные компоненты–компоненты приобретения знаний(избирательное кодирование, избирательноесравнение и т.д.).

Считал, что основная трудность возникаетна этапе понимания задач.

3)Экспериментальная часть:интеллект наиболее отчетливо проявляетсяв задачах и ситуациях, в которых действуютэлементарные когнитивные процессы. Кэтим ситуациям или задачам индивидуумпытается успешно приспособиться, этоотносительно новые ситуации, либореакции на них могут принять автоматическийхарактер.

Интеллект– способность пониматьи решать задачи в условиях неполногообъяснения.

Главное – фактор внимания.

Отечественные модели интеллекта.

Концепция ментального опыта М.А.Холодной.

Рассматривает интеллект как психическийноситель своих свойств.

Носителем свойств интеллекта являетсяинтеллектуальный ментальный опыт.

Понятие «ментальный опыт» ≈ связанныинтеллект.

Интеллект– это особая формаорганизации индивидуального ментальногоопыта в виде наличных ментальныхструктур.

Ментальные структуры– этосистемы психических образований, которыеобеспечивают возможность поступленияинформации, ее преобразование.

4 уровня различных ментальных структур(МС):

1. Когнитивный опыт– МС, которыеобеспечивают хранение, упорядочиваниеи преобразование информации.

2. Метакогнитивный уровень– МС,которые осуществляют произвольную инепроизвольную регуляцию интеллектуальнойдеятельности.

Основное назначение этих МС – контрольза состоянием интеллектуальных ресурсови за процессом переработки информации.

3. Интенциональный уровень– МС,которые лежат в основе индивидуальныхинтеллектуальных склонностей.

Основное назначение – формированиесубъективных критериев выбора (поискарешения, переработки информации,источника информации и т.д.).

4. Интеллектуальные способности–беглость, оригинальность, восприимчивостьи т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/2673960/page:21/

Medic-studio
Добавить комментарий