Билет 27.Требования к проведению психодиагностического обследования.

Понятие психодиагностического обследования, требования к процедуре его проведения

Билет 27.Требования к проведению психодиагностического обследования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие психодиагностического обследования, требования к процедуре его проведения

психодиагностический обследование диагноз

f1. Психодиагностическое обследование и исследование

Психодиагностическое обследование и исследование – это деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Включает в себя следующие этапы:

1. Предварительная подготовка.

– Различение клиента и заказчика. Функциональность должности «психолог».

– Формулирование цели исследования. Сложности формулирования у заказчика.

– (Заключение трудового соглашения).

– Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. Отсутствие шумов, музыки, посторонних.

– Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.

2. Установление контакта и мотивация испытуемых.

– Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство.

– Мотивация может быть разной, основная цель – заинтересовать испытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходимости.

– Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать лишние вопросы («спросите потом»).

– Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: Умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах.

Если испытуемый психологически открыт и доверяет психологу, то на вопросы обращенные к нему (в опроснике), он будет отвечать искренне, как самому психологу.

Почувствовав недоброжелательное отношение, он не будет отвечать на соответствующие вопросы, или предложит ответы, чтобы досадить экспериментатору.

3. Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно обследование).

4. Обработка, анализ и интерпретация данных. Диагноз и прогноз. Рекомендации.

5. Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания заключения.

5.2.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:

1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, но основании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности. Выготский отмечает, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

3. Высший уровень – типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечается путь развития». Л. С. Выготский рекомендовал разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Также выделяют два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой (например при определении патологии развития) или с критерием.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств.

Для этого требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесения с критерием.

Развернутый психологический диагноз предполагает:

1) Изучение общего уровня психического развития человека;

2) Исследование сбалансированности личностной структуры, а также преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;

3) Выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических проблем;

4) Выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам;

5) Оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

5.3. Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту.

Психодиагностика пытается ответить на три вопроса:

– Что происходит?

– Чем это вызвано?

– Что будет дальше?

Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимодействия. При решении психодиагностической задачи психолог четко ориентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого содержания клиентом.

При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику информации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация.

Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.

Одной из форм сообщения результатов психодиагностического обследования являются психометрические данные, выраженные в определенных баллах, шкалах и других метрических величинах.

В этом случае индивидуальные результаты клиента можно представить как точку на шкале возможных результатов. Т.о.

, клиент получает критерии оценки своих результатов, полученных психодиагностом по методике, оценочные действия он может провести сам.

В большинстве случаев пользователи психологической информации склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное восприятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития.

Сделать все, чтобы увести клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической информации. В ином случае необходимо узнать как он это делает.

Особенно необходимо контролировать распространение психодиагностической информации среди детей и подростков и не распространять среди них оценочную психологическую информацию. Объяснить почему?

Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:

– сообщать информацию, а не оценивать ее;

– сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

– не формируй ненужных ожиданий;

– говори с человеком на его языке;

– не утверждай того, в чем не уверен;

– говори только так, чтобы тебя поняли однозначно;

– не оставляй клиенту никаких поводов для неправильного домысливания.

Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики. В содержание заключения включают все доступные психологу-диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источников). Принципы (по А. Анастази):

1. и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации психолога-диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит.

Например: учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций.

В заключении, рассчитанном на специалистов и людей несведующих, должна приводиться краткая аннотация содержательного характера, а потом даваться более подробное описание конкретных данных.

2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация.

3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.

4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е.

черты, результаты обследования которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей. Т.е.

заключение должно относиться только к данному человеку, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

5. заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться отдельно для иллюстрации или пояснения подхода.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально-ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается с какими нормами сравниваются показатели индивида.

2. Основные требования к процедуре психодиагностического обследования

1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:

а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов.

Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение).

Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;

е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

2. Экспертные методы основываются на таких требованиях, как:

а) четкое формулирование цели, предмета и области применения методик. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, аудио- или видеозаписей и т. п.);

в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативного исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой.

Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обязанности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик.

Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться годной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.

Требования

Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям непсихологам.

Пользователь-психолог:

а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;

в) должен пользоваться преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии.

Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности.

Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат;

д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области.

Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях.

В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков дан­ных) и получая инструктивные методические материалы;

е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями.

Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период.

Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

ж) должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

и) обязательно должен рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве;

к) должен сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики.

Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.

Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00235190_0.html

Билет 27. Требования к проведению психодиагностического обследования

Билет 27.Требования к проведению психодиагностического обследования.

Подготовка:

1. Изучение запроса.

2. Подбор методик.

– любая методика, которая будет проведенана обследуемом, должна быть проведенасначала на самом себе.

– инструкция должна произноситьсясвободно при предъявлении обследования.Если инструкция очень большая (1 лист),то она требует предварительной обработки(выделение главных мыслей и т.д.).

3. Подготовка тестового материала(бланки + инструменты для проведения(ручки, карандаши и др. материалы, еслиони необходимы)).

4. Выбор места обследования(пр:кабинет психолога):

– изолированность помещения от постороннихлиц, шумов.

– оно должно быть достаточно хорошоосвещено.

– тепловой режим.

– воздушный режим.

5. Удобное рабочее место(характери качество определяется характеромработы).

6. На дверипомещения, где проводитсяобследование, должен устанавливатьсязнак, запрещающий вхождение впомещение.

7. Выбор времени проведения обследования(желательно, чтобы обследования проходилис утра – до того, как у человека будутнагрузки).

8. Продолжительность обследования(максимальное время проведения – 1 час.Чем взрослее обследуемый, тем ближе мыможем приближаться к этому часу; чеммладше – тем время должно быть меньше).

Требования к организации обследования.

Индивидуальное тестирование.

1. Приемв отдельном кабинете.

2. Психолог должен встречать клиентастоя, идя к нему навстречу (доброжелательность,доверительная атмосфера).

При выборе места для клиента,мы ориентируемся на такиепоказатели:

– характер задания;

– мы не должны нарушать личное пространствоклиента;

– чувство безопасности, защищенности.

Если родитель изъявит желаниеприсутствовать при психодиагностическомобследовании, то мы не в праве отказывать.

Также обследование ребенка должно бытьсогласовано с родителями.

Если обследование касается взаимоотношенийс родителями, то задача психолога –убедить родителя в отсутствии приобследовании.

Если родитель не согласится, то егонеобходимо вывести из поля зренияребенка и занять родителя чем-либо (пр:почитать журнал и т.д.).

3. Создание положительной мотивациина обследование:

– своим вниманием к клиенту, к тому, чтоон делает;

– демонстрируем доброжелательность(это располагает клиента к психологу);

– побеседовать на тему, не относящиесяк обследованию;

– иметь информацию о клиенте, о егоинтересах, склонностях, и в ходе беседысделать акценты на его интересах.

Обращение к клиенту: получить информациюо том, какое имя наиболее приемлемо дляклиента.

Смысл беседы:

– снятие психологического напряжения;

– снятие страха.

Это особенно важно для клиента, которыйранее не имел опыта работы с психологом→ необходимо максимально снять этунеопределенность и т.п.

Нельзя перемотивировать клиента, т.к.может произойти обратный эффект.

4. Ситуация тестирования.

– знакомство с инструкцией:

* обязательно получить обратную связьо том, насколько испытуемый понялинструкцию;

* иногда дают пробные задания, чтобыпосмотреть, насколько клиент понялинструкцию.

– когда идет самотестирование, мы следимза тем, чтобы при появлении затрудненийвовремя прийти на помощь клиенту,сформулировать вопрос. Очень важнонаблюдать за работой клиента.

– когда у клиента возникают вопросы:

* если объект – методика: «прочитайвнимательнее», «подумай еще» и т.д.

*ни в коем случае не отмахиваться отклиента: 1) должны быть ситуации, которыеимели место в опыте клиента; 2) возможнопереформулирование вопроса, но невкладывать в вопрос свой смысл; 3) клиентдолжен отвечать на вопрос приближеннок инструкции.

– контакт необходим при групповомобследовании. Если на каком-то вопросевозник сбой и человек потом вернулся кэтому вопросу и были исправления, то впротоколе обследования это необходимоучитывать и помечать.

– во время тестирования необходимоподдерживать мотивацию, созданную наначальном этапе.

– если наблюдается утомление и происходитснижение интереса, то в индивидуальномобследовании можно сделать перерыв,сделать другие упражнения.

Если не получается снять напряжение,то занятие прекращается.

5. На результатыпсиходиагностическогообследованиявлияеточень многофакторов.

психологкак фактор, который можетоказывать влияние на психодиагностическоеобследование:

* внешний вид: неряшливость/ излишнеяркая манера одеваться и т.д. → неприязнь.украшения, косметика,запахи и т.д. должны быть минимизированы.

* на процесс психодиагностическогообследования влияет возраст, опытность,принадлежность к определенной научнойшколе (односторонний подход к решениюпроблемы).

* профессиональная пристрастность:когда психолог для себя решает проблемуклиенту.

особенности клиента– при проведениипсиходиагностического обследованияклиент должен быть настроен наобследование, должен быть физически неутомлен, у него не должны происходитькакие-то важные события в жизни и т.д.

Иначе при выполнении тех заданий, которыепредлагает психолог, клиент отвлекается,возвращается в свою проблему →неэффективность использования ПД.

6. При проведении психодиагностическойработыявляется очень важнымповедение клиента(особенно припроективных методиках) во время выполнениязадания (остановки, разговоры (пр: вовремя рисования)).

Как вести эти записи:

– использование технических средств;

– система фиксации поведения обследуемого(некая система знаков для быстротызаписи).

НО!! Записывать довольно сложно, и этовызывает отрицательное отношение кпсихологу (→ недоверие) + интерес «чтопишет» (→ отвлекается).

+ надо фиксировать отклонения, которыемогут быть в стандартизированномобследовании, чтобы при интерпретацииувидеть – оказал влияние этот фактор(и как?) или нет.

7. Завершение обследования–очень важно показать клиенту, наскольковы удовлетворены этим обследованием(важно для дальнейшей мотивации/ дляследующих обследований).

Источник: https://studfile.net/preview/2673960/page:25/

Теоретические вопросы практической психодиагностики (окончание)

Билет 27.Требования к проведению психодиагностического обследования.

Глава 27. Основы психодиагностики

Есть также ряд требований морально-этического характера, которые обычно предъявляются к проведению психодиагностических обследований детей. Главные из них следующие:

    1. Результаты психодиагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку.2. Психодиагностика детей может и должна производиться (за исключением особых случаев из области медицинской или юридической практики) только с согласия самих детей и их родителей. В младенческом возрасте и других возрастах вплоть до подросткового также решения могут принимать родители без детей.3. Родители, за исключением тех, кто по закону был лишен родительских прав, могут знать результаты психодиагностического обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом-психологом сделаны на их основе. Психолог в свою очередь обязан давать исчерпывающие и достоверные ответы на все вопросы родителей, касающиеся психологии их детей.4. Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для определения судьбы ребенка и заключения о возможностях его обучения и воспитания.5. Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой информацией о детях, с которыми они работают.

С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понятие возрастной нормы, которая характеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психологически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе.

По возрастной норме, по отклонению от нее данных, полученных в результате проведенного обследования, определяется уровень развития изучаемого свойства у ребенка.

Если его индивидуальные показатели оказываются выше нормы, то обычно говорят, что этот ребенок по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если его индивидуальные данные ниже нормы, то делается вывод о том, что он отстает от сверстников.

Следует иметь в виду, что возрастные нормы не являются абсолютными и неизменными, пригодными для оценки уровня психологического развития во все времена и у всех без исключения детей. Нормы почти всегда относительны и отражают состояние определенной выборки детей, на основе которой эти нормы получены.

В каждом конкретном случае, когда в результате психодиагностического обследования дают характеристику ребенку, включающую оценку уровня его психологического развития, следует указывать, к какой выборке или категории детей относится та норма, с которой сравнивается показатель развития данного ребенка.

Но это только одно из существенных замечаний, касающихся практики использования возрастных норм. Второе — это изменчивость самих по себе норм. Известно, что по мере прогресса общественного развития меняется средний уровень интеллектуального, личностного и поведенческого развития детей.

С подобными фактами мы уже встречались в курсе психологии, когда шла речь о развитии вербальных способностей у детей. Следовательно, пользоваться нормами, которые были установлены более десяти лет назад, практически в настоящее время нельзя, так как они требуют обязательной перепроверки через каждые три-пять лет.

Третье и, пожалуй, самое существенное замечание касается того, что на основе оценки степени развитости у ребенка того или иного психологического свойства нельзя судить о том, как пойдет его развитие дальше.

Это развитие, вообще говоря, зависит не столько от достигнутого уровня, сколько от способности ребенка к научению, к приобретению нового опыта, а также от качества обучения, от совершенства учебной деятельности, от многих других факторов и обстоятельств. То же самое можно сказать и о процессе личностного развития детей.

Самые большие трудности в практической психодиагностике возникают тогда, когда предметом психодиагностического прогностического исследования становятся способности детей.

Первая из трудностей состоит в том, что данные способности психологи могут выявлять и практически оценивать на основе того, как решает ребенок определенные задачи.

Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений и навыков. Составление прогноза результатов развития, напротив, требует знания именно способностей.

Кроме того, способности развиваются, и перспективы их совершенствования имеются практически у любого здорового ребенка. Главное, на что должно быть обращено внимание при решении вопроса об улучшении способностей детей,— это создание оптимальных условий для их развития.

Нередко бывает так, что дети, обладающие даже более низкими показателями по психологическим тестам, например, вследствие того, что их в свое время плохо обучали и воспитывали, в благоприятных условиях довольно быстро догоняют и обгоняют своих более благополучных в прошлом сверстников.

Всякая психодиагностическая методика, прежде чем ее применять на детях и делать выводы, нуждается в апробации.

Основные этапы разработки и апробации психодиагностических методик следующие:

    1. Точное определение того качества или свойства, которое должно изучаться с помощью данной методики. Соответствующее определение следует давать в строгом согласии с правилами логики определения понятий. Без достаточно четкой дефиниции изучаемого феномена нет смысла приступать к разработке методики его практической психодиагностики, так как в противном случае мы не будем точно знать, что же на самом деле измеряет созданная нами методика, поскольку с самого начала она по определению будет невалидной.2. Подбор системы объективных признаков, на основе которых можно судить о наличии и степени развитости у детей соответствующих качеств и свойств. Эти признаки должны отвечать методологически важному требованию однозначности, которое можно сформулировать так: данный признак может быть использован как индикатор интересующего нас свойства лишь тогда, когда он функционально связан исключительно с данным свойством и никаким другим. Например, требованию однозначности не вполне соответствует высказывание человека о самом себе, когда на основе такого высказывания о нем судят как о личности, так как характер высказывания зависит не только от личности говорящего, но и от сложившихся в данный момент обстоятельств.3. Операционализация отобранных признаков, т. е. разработка системы действий, реализуемых в виде операций, практически представляющих собой процедуры наблюдения, сбора и обработки релеватных признаков.4. Разработка теоретических вопросов применения методики. Если, к примеру, такой методикой является тест-опросник, то этот этап работы представляет собой составление перечня вопросов, включающих отобранные признаки, инструкции испытуемым, определяющей их поведение во время эксперимента, и действия психолога.5. Проверка методики на валидность, точность и надежность.6. Проведение массового обследования детей при помощи данной методики с целью ее практической проверки, уточнения и получения возрастных норм.

Из всего, что сказано, следует, что работа по созданию и применению практических психодиагностических методик — это весьма профессиональная, ответственная работа, требующая высокой квалификации. Недопустимо, чтобы ею занимались некомпетентные, недостаточно подготовленные люди.

>

Источник: http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2/166.1.html

Требования к процедуре психодиагностического обследования

Билет 27.Требования к проведению психодиагностического обследования.

Распространение практических психологиче­ских исследований в различных сферах производ­ства, медицины, образования, требующих приме­нения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики.

1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов.

Должна быть четко выделена область применения, под кото­рой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производ­ство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин­гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положе­ние).

Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успеш­ности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прог­ноза стабильности коллектива и т. п.;

б) процедура проведения должна быть задана в ви­де однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специаль­ных психологических знаний, или ЭВМ, исполь­зуемой для предъявления заданий и анализа от­ветов;

в) процедура обработки должна включать статис­тически обоснованные методы подсчета и стан­дартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестово­го балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической досто­верности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разра­ботчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар-тизационные исследования в своей области и раз­работать частные стандарты (нормы);

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за досто­верностью, позволяющими автоматически от­сеивать недостоверные протоколы;

е) головная методическая организация определен­ного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и произ­водить периодическую коррекцию всех стандар­тов методики.

2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:

а) четкое формулирование цели, предмета и облас­ти применения методик. Дополнение: инструк­ция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необхо­димое количество для получения надежных дан­ных по методу независимых оценок;

б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их вы­полнения экспертами по отношению к некоторо­му эталонному набору данных (текстов, рисун­ков, аудио- или видеозаписей и т. п.);

в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое по­зволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативногоисследования по измерению экспертной согла­сованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и пе­реподготовку (в соответствии с пересмотренны­ми стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечис­ленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической мето­дикой.

Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обя­занности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик.

Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться год­ной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.

ТРЕБОВАНИЯ

Разные требования предъявляются к пользова­телям, являющимся профессиональными психоло­гами, и пользователям-непсихологам.

Пользователь-психолог:

а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психо­диагностики, владеть основами дифференциаль­ной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагности­ке, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответ­ствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессио­налами, незнакомыми с ограничениями в исполь­зовании того или иного теста;

в) должен пользоваться преимущественным пра­вом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагности­ки в заданной области, на использование прото­колов в соответствии с профессионально-этиче­скими принципами и интересами психологии.

Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собствен­ности.

Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя па­раллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъек­тивными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований мак­симальной эффективности диагностики — мак­симум надежности при минимуме затрат;

д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анали­зируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области.

Ве­дение такой научно-методической работы вхо­дит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практиче­ских учреждениях.

В этой работе психолог под­держивает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей ко­пии протоколов (для накопления банков дан­ных) и получая инструктивные методические материалы;

е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерп­ретация, прогноз делаются в строгом соответ­ствии с методическими указаниями.

Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в ис­пользовании методики, принятого на опреде­ленный период.

Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направля­ет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

ж) должен обеспечивать конфиденциальность психо­диагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Пси­холог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его ре­зультаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть выне­сены на основе психологической диагностики;

з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктив­ных материалов, не раскрывать перед потен­циальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

и) обязательно должен рассматривать наряду с наи­более вероятной и альтернативную диагностиче­скую гипотезу (интерпретацию данных), приме­няя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопро­изводстве;

к) должен сообщать в региональные или централь­ные органы Общества психологов о всех заме­ченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психо­диагностики.

Психолог уполномочен лично пре­пятствовать некорректному и неэтичному при­менению психодиагностики.

Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специаль­ных знаний при интерпретации, могут использо­вать специалисты в смежных с психологией об­ластях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

При этом пользователь-непсихолог:

а) должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практи­ческой отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставлен­ных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттес­тованные методики;

б) должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, ли­бо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладеванию мето­дикой);

в) должен автоматически брать на себя обязатель­ство по соблюдению всех требований профессио­нальной тайны, получая доступ к п-методикам;

г) должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к ис­пытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет исполь­зована информация;

д) не должен использовать методики, не обеспе­ченные однозначной стандартной инструкци­ей, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного при­менения высокопрофессиональных эксперт­ных методов;

е) должен содействовать психологам в соблюде­нии процедурных и этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения не­корректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соот­ветствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов:

1) ответственности;2) компетентности;3) этической и юридической правомочности;4) квалифицированной пропаганды психологии;5) конфиденциальности;6) благополучия клиента;7) профессиональной кооперации;8) информирования клиента о целях обследова­ния;9) морально-позитивного эффекта исследования;10) гражданственности и патриотизма.

Источник: https://studopedia.net/8_61732_trebovaniya-k-protsedure-psihodiagnosticheskogo-obsledovaniya.html

Тема 7. Организация и проведение психодиагностического исследования. Этапы психодиагностического процесса

Билет 27.Требования к проведению психодиагностического обследования.

I. Принципы организации психодиагностического исследования.

II. Характеристики психодиагностического процесса.

III. Этапы психодиагностического процесса.

Литература:

  1. Общая психодиагностика: Методические указания / Автор-составитель О. В. Белова. –
    Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
  2. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой: Изд‑во УРАО, 1997.
  3. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.— 384с.

I. Принципы организации психодиагностического исследования.

При организации психодиагностической работы (на разных уровнях управления психодиагностическим процессом) исследователи руководствуются следующими принципами:

1). Принцип обеспечения суверенных прав личности. Вопрос, возникающий в особенности всвязи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности.

Это сложный вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, человеку не сообщается, и он может проявить такие черты в ходе тестирования, которые для него самого нежелательны, не осознавая, что он это делает.

Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человек перед обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты.

В том случае, если обследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны совершенно официально получить родители. Проинформированный о целях и общем смысле обследования (но, конечно, не о содержании тестовых заданий) испытуемый получает следующие возможности:

а) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения;

б) отказаться от обследования, осознавая при этом, от каких возможностей он отказывается в случае положительных результатов обследования;

в) не формулировать своего отказа в явной форме, но применить собственную тактику выполнения методики, которая, с его точки зрения, позволяет ему скрыть истинную информацию о себе.

2). Принцип квалифицированной персональной ответственности. Психодиагност несет личную ответственность за использование получаемой от клиента информации.

Если психолог привлекает к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе. Если в структуре школы, организации нет штатной единицы психолога, который по своей должностной инструкции обязана отвечать за количество и качество психодиагностических обследований, то, безусловно, организация должна привлечь специалистов из других учреждений. В противном случае коллективная безответственность чревата неизбежными моральными издержками, а возможно, и юридическими проблемами. На любой судебный иск со стороны родителей или клиентов (о нанесении морального ущерба или ущерба психическому здоровью) отвечать придется директору.

3). Принцип объективности. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителяне должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого; симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.

Например, доброжелательное отношение к испытуемому ни в коем случае не может выразиться в появлении подсказок и других форм прямой помощи, искажающей результаты.

С другой стороны, любые ошибки испытуемого, которые говорят о том, что испытуемый просто не понял инструкцию к тесту, должны быть тут же скорректированы.

4). Принципконфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

Особые ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят предоставить им данные тестового обследования индивида, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных.

Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями. Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях.

В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения от психолога категорически требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к этим данным, в том числе учителей и школьной администрации.

Психолог обязан сообщать информацию по этим тестам по специальному запросу, отвечая на те вопросы, которые ему задает при этом педагог или директор школы. Требование конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

5). Принцип психопрофилактического изложения результатов.

В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Очевидно, что в этом случае мы получаем, как минимум, два серьезных производных требования:

а) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций или обострения депрессивного состояния (то есть результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте);

б) если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики (ряд профессиональных методик специально имеют так называемые «параллельные формы»), чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны.

6). Принцип сотрудничества и разделения компетенции психологов и специалистов-смежников (педагогов, менеджеров по персоналу). Психодиагностические методики могут относиться к одному из трех видов:

а) методику может самостоятельно проводить сам специалист и давать по ней заключение (это тесты знаний и умений, методики экспертной оценки стиля деятельности, личностных качеств и подобные им);

б) методику может проводить специалист-смежник, но давать заключение по ней должен психолог (это интеллектуальные и личностные тесты, стандартизированные методики шкалирования, стандартизированное наблюдение, определенные аппаратурные, компьютерно-игровые методики и подобные им);

в) методику должен лично проводить психолог, и он же дает по ней заключение (проективные тесты, тест конструктов, социометрия, ролевая игра, беседа и т. п.).

Но и психолог должен знать границы своей компетентности и не брать на себя функции врача или управленца.

7). Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования.

Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики.

Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников и особенно проективных техник требуется относительно длинный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная подготовка. Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность. Как правило, в большинстве развитых стран получения диплома о высшем психологическом образовании еще недостаточно для получения права на психологическую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат проходит процедуру АТТЕСТАЦИИ, включающую специальные экзамены и анализ опыта работы по использованию психодиагностических методик.

8). Принцип использования сертифицированных методик. Качество психодиагностической работы равным образом зависит как от квалификации исполнителя, так и от качества методик.

Библиотека психодиагностических методов должна состоять из СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ методик и находиться «под ключом» у специалиста. Это методики, прошедшие освидетельствование в общегосударственных или региональных научно-методических центрах психодиагностики.

Во всех случаях такие материалы имеют гриф ДСП («Для служебного пользования»).

9). Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ»).В кратком изложении этот принцип гласит: сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик ипредупреждение их неправильного применения.

Доступ к таким методикам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование, то есть они должны быть доступны только тем специалистам, которые будут проводить психологическую диагностику и отвечать за достоверность ее результатов.

Специально подчеркнем здесь, что сохранение профессиональной тайны имеет значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса психологов, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психодиагностические методики не должны поступать в открытую продажу.

Свободный доступ к методикам может привести, например, к тому, что родители будут «натаскивать» своих детей на выполнение заданий, входящих в эти методики, в результате чего их диагностическое применение станет абсолютно бессмысленным, они утратят диагностическую ценность.

10) Принцип разделения компетенции между государственными и региональными научно-методическими центрами. Положение о службе практической психологии образования предусматривает создание сети из региональных, городских и районных центров психологической службы.

Подобные центры, при комплектации специалистами необходимой квалификации, и должны прежде всего выполнить функцию местной координации работ по психодиагностике. Но на первых порах это может быть кафедра психологии областного педвуза или негосударственная научно-коммерческая фирма.

Таким образом, когда в школе или учреждении, организации возникает потребность в психодиагностике, то прежде всего следует задаться вопросом, не существует ли уже в данном регионе специализированный научно-методический центр, и если это так, то следует обращаться именно туда.

Деятельность региональных психодиагностических служб контролируют общегосударственные центры.

11) Принцип информационного сотрудничества научных и практических учреждений. Настоящие эффективные психодиагностические методики являются трудоемкими и наукоемкими в разработке. Их под силу создать только научным учреждениям.

Вместе с тем, существуют научные организации тоже заинтересованы в расширении базы внедрения своих разработок. Поэтому между научными учреждениями и школами, вузами, психологическими кабинетами должен существовать и расширяться взаимообмен «методика-данные».

Этому должна способствовать разворачивающаяся служба практической психологии образования.

II. Характеристики психодиагностического процесса.

Любая целенаправленная деятельность имеет опреде­ленную последовательность и структуру: всегда есть нача­ло, основная часть и завершающий этап. Психодиагностику тоже можно рассматривать как процесс, направленный на достижение определенных целей.

Началом этого процесса, как правило, является постановка проблемы клиентом, основную часть составляет сбор ин­формации, окончание процесса — ответ на запрос клиента. Очень часто диагностический процесс определяется как процесс принятия решения.

При анализе психодиагностического процесса выделяют такие его аспекты:

1) обще­ние между диагностом и тестируемым.

Наука о коммуника­циях располагает концепцией и знаниями, позволяющими описать ход процесса и то, как при определенных условиях процесс принимает оптимальную последовательность.

То, что происходит в голове воспринимающего (психолога), напоминает получение сообщения телеграфистом и требует коммуни­кативных способностей — передачи ясного содержания по

хорошим каналам;

2) процесс может быть проанализиро­ван как ряд изменений, происходящих в восприятии и убеж­дениях диагноста и клиента.

Для пси­хиатрического диагноза восприятие психиатром сообщений и особенностей общения клиента иногда является решаю­щим.

Восприятие сообщений клиента как «нереальных, не­вероятных, выходящих за все рамки» играет важную роль в постановке диагноза реального заболевания или наруше­ния;

3) процесс можно рассматривать как получе­ние определенного ответа на вопрос с помощью психодиагностических средств, удовлетворяющих науч­ным правилам психологической дисциплины. Главным об­разом, выделяются следующие этапы:

• определение (формулирование) вопроса, проблемы, за­проса;

• сбор информации по проблеме;

• анализ эмпирических и теоретических знаний, которыми располагают психологические дисциплины, имеющие от­ношение к проблеме;

• вынесение заключения, из которого вытекают рекомен­дации.

Выделяют две основные модели психодиагностического процесса, которые отличаются друг от друга по способу получения и анализа информации:

1. Линейная модель («модель линзы»). В рамках этой модели психодиагност как бы отбирает и взвешивает то, что позволяет строить предположения, и принимает решение. Он собирает ин­формацию воедино и добавляет новые признаки. После анализа, обобщения всей полученной информации психодиагност «фокусирует» внимание на основных причинах проблематики клиента.

2. Модель проверки гипотез (МПГ). Модель включает в себя шесть последо­вательно выполняемых этапов:

1) Ориентация в проблеме, изложенной клиентом.

2) Описание проблемы на языке конкретных фактов. Восп­риятие проблемы клиентом. Контекст, в котором он ста­вит проблему.

3) Формулирование и отбор независимых гипотез об особен­ностях восприятия проблемы или проблемного поведения. Название модели связано именно с этим шагом. Проверка гипотезы рассматривается как центральный элемент на­учно обоснованной психодиагностики.

4) Выбор (или разработка) средств и методов операционализации конструктов с целью проверки каузальных фак­торов (причин возникшей проблематики), отбор тестов, методов, процедур, сопоставление результатов с гипотезой и в конечном итоге формулиров­ка диагноза.

5)Формулировка рекомендаций для процесса терапии, на­правленного на устранение данной проблемы.

6)Оценивание результатов.

Последний этап приводит к диагнозу. Установление диагноза рассматривается как проверка объяснительных гипотез.

В общих чертах, процедур диагностики содержит четыре компонента:

1. Анализ жалобы в том виде, как она сформулирована клиентом.

2. Переформулирование проблемы таким образом, чтобы она поддавалась научному анализу.

3. Диагноз.

4. Показания для терапии.

Важнейший этап психодиагностического процесса – принятие окончательного решения относительно адекватных рекомендаций. Первое, что помогает диагносту,— это развертывание процесса решения в цепочку определенных этапов. Прийти к ясному решению можно, учитывая соответствующие требования:

1. Проблема должна быть ясно сформулирована. Невозмож­но сформулировать ее всю сразу. Первый этап — катего­ризация проблемы. Нет ли у ребенка дислексии? Есть ли конфликт между родителями и детьми? Имеются ли труд­ности в обучении?

2. Диагност определяет ход процесса. Каков порядок его действий, когда лучше начать работу? Иногда необходимо прямое воздействие, а иногда требуется время, чтобы оп­ределить, к какой категории относятся проблемы. Каждое отдельное решение является вкладом в общее дерево ре­шений и содержит оценку определенных исходов.

3. Диагност должен организовать все необходимые этапы стратегии принятия решения. На каждом этапе он опре­деляет, что делать: применять тесты или нет, собирать новые данные или нет, применять воздействие или нет, информировать кого-то или нет, помещать клиента в со­ответствующий социальный институт или нет.

После пе­речисления и объяснения преимуществ, предоставляемых альтернативными действиями, можно рассчитать, какое из них в наибольшей степени обеспечивает достижение критерия.

Вопросы, на которые необходимо ответить: какая информация существенна для выработки решения, какое действие способствует по­вышению шансов в достижении критерия.

4.Диагност должен сделать выбор, прибегнуть к воздейст­вию или нет, и выбрать вид воздействия, обеспечивающий максимальный результат при минимальных затратах для него и клиента. Такая схема весьма близка к оптималь­ной. Она помогает обратить внимание на наиболее суще­ственные моменты и обдумать наиболее важные шаги. Диагносту требуется время, чтобы взвесить все за и про­тив.

Другой путь поиска решения психологического консультанта предписывается моделью полезности ожидаемых последствий.

Модель полезности ожидаемых последствий помогает оста­новиться на одном из нескольких реальных выборов. Раз­личные выборы можно сравнить по их характерным чертам.

Приведем пример использования такой модели: у пожилой супружеской пары имеется три ва­рианта выбора: а) остаться в своем доме;

б) переселиться в квартиру, где им будет предоставлен ежедневный уход;

в) переселиться в дом для престарелых.

Выбор определяется семью признаками (обстоятельства­ми, аспектами, чертами), степень важности которых зави­сит от специфики супружеской четы: 1) стоимость; 2) переезд; 3) легкость ремонта; 4) повседневная забота; 5) собственные возможности в отношении транспорта; 6) личная свобода; 7) личный комфорт.

Супруги должны оценить в баллах (например, от 1 до 10) три возможных выбора по степени привлекательности (по­лезности). Они должны взвесить для себя важность каждого признака, сравнивая и выбирая между ними.

Результаты этого «взвешивания» возможных выборов должны сумми­роваться (до 10). Три выбора оцениваются по семи призна­кам в баллах от 1 до 10. Выбор, получивший наибольшее число баллов, указывает на реально предпочитаемый вариант.

Если же набранное количество баллов по отдельным выбо­рам мало отличается, конечно, трудности выбора остаются.

III. Этапы психодиагностического процесса.

Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_311883_tema--organizatsiya-i-provedenie-psihodiagnosticheskogo-issledovaniya-etapi-psihodiagnosticheskogo-protsessa.html

Medic-studio
Добавить комментарий