Билет 28.Этапы психодиагностического обследования.

Этапы психодиагностического обследования

Билет 28.Этапы психодиагностического обследования.

Шванцара Й.

Характеристика этапов психодиагностического обследования:

1. Изучение практического требования.

Требование обычно поступает либо от родителей, либо от учителей, а также от ученика.

Важно учесть: требования обычно формулируются в расплывчатой форме ð необходимо уточнить запрос → с заказчиком проводится уточняющая беседа. В ходе нее:

– уточнение;

– сбор первичной информации о клиенте;

– осознание заказчиком своих требований.

2. Формулировка психологической проблемы.

Проблема может быть сформулирована на основе получения достаточно полной информации об ученике.

Необходимая информация:

– сведения о социальной ситуации развития ученика («В какой тебя среде сформировало?..»);

– информация о семье (состав, воспитание, материальные условия, интересы, увлечения, вредные привычки и т.д.);

– сведения о развитии ребенка (начиная с пренатального периода):

* особенности психического развития;

* любимое занятие, игрушки, интересы и т.д.

– положение ребенка в системе межличностных отношений;

– сведения о соматических заболеваниях.

Необходимая информация – та, которая нужна для решения поставленной проблемы (для заказа).

Запрос является неоднозначным и имеет несколько уровней:

1) поверхностный уровень – то, что говорят при заказе (чаще всего).

2) глубинный уровень – та проблема, с которой приходится работать в дальнейшем.

Психолог, формулируя проблему, должен выйти на уровень причин, мотивов определенного поведения – на глубинный уровень.

3. Этап выдвижения гипотез.

Желательно выделить максимальное количество подобных причин такого поведения.

Процесс выдвижения гипотез очень тесно связан с предыдущим этапом.

4. Выбор метода обследования.

– количественная диагностика основана на идее повторяемости, качественная – неповторимости, уникальности человека. Важно сочетание этих подходов, гибкого их использования.

Некоторые психологи предлагают такую тактику: для получения общей картины использовать количественную диагностику, а потом использовать конкретные (качественные) методики для измерения того или иного качества.

– 3 и 4 этапы идут параллельно.

– при выборе метода исследования, необходимо выбирать такие методы, которые позволили бы нам получить разнообразную информацию о клиенте, чтобы объяснить причины и мотивы поведения.

Методики должны: одна подкреплять другую.

Чем больше признаков мы получим, тем точнее мы сможем сформулировать заключение (диагноз).

5. Формулировка психологического заключения.

– диагноз ставится не просто по результатам психодиагностического обследования. Он требует обязательного соотнесения результатов диагностики с особенностями жизненных проявлений поведения клиента.

– большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ данных (возрастные нормыри постановке диагноза имеет возрастной анализ данных ()с особенносяледования. олили бы нам получить разнообразную информацию о) → психолог определяет – опережает ребенок в развитии или отстает. + определение ЗБР.

– пределы компетенции психолога.

Основные трудности при постановке психологического диагноза заключаются в том, что психолог не всегда может установить границы своей компетенции.

!! Психолог не должен браться за решение тех проблем, которые не входят в пределы его компетенции.

Вне компетенции психолога:

· органические нарушения (надо перенаправить к другому специалисту);

· социальные факторы (надо взаимодействовать с соц. педагогом, с администрацией и т.д.).

заключение:

*Начинается кратким описанием поведения ребенка во время обследования (как реагирует на советы, указания психолога и т.д.).

*Описание психофизиологических особенностей клиента, которые могут оказать влияние на его учебу.

*Перечисляются особенности развития высших психических функций, особенностей познавательной деятельности и т.д.

*Характеризуются личностные особенности.

*Завершается кратким выводом, в котором психолог должен выделить наиболее сильные стороны ребенка, опираясь на которые можно проводить с ним коррекционную работу. Все заключение должно быть построено таким образом, чтобы выйти на положительные стороны ребенка.

Задача психолога – показать, что ребенок «не потерян».

Подобные заключения касаются не каждого обращения. Обычно такие заключения касаются проблемных учеников.

*Формулируя психологический диагноз, мы обязательно должны продумать – кому и в какой форме он будет сообщен.

*Психологические формулировки д.б. переведены на житейский язык.

– диагноз всегда должен содержать в себе и прогноз развития.

При формулировке прогноза, мы должны давать его в 2-х вариантах:

1) Ход развития при условии выполнения коррекционной работы;

2) Ход развития, если такой работы не будет выполнено.

При этом мы подчеркиваем активность самого ребенка.

Ступени психологического диагноза (Л.С. Выготский):

1. Симптоматический/ эмпирический диагноз – это диагноз, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы.

Выготский считал этот диагноз ненаучным, потому что он не устанавливает причин, не раскрывает сущности тех процессов, которые лежат в основе выявленных в процессе диагностики симптомов.

2. Этиологическая диагностика – указывает не только на симптомы, но и на причины их вызывающие.

3. Психологическая диагностика – заключается в определении типа личности.

Это не столько ступени психологического диагноза, сколько ступени познания.

6. Разработка программы психокоррекционной работы, рекомендаций, составление долговременного плана развития индивидуально-психологических особенностей ученика.

Практика обычно включает 2 части:

1. Психологическая – планирование и осуществление самим психологом.

2. Педагогическая – составляется на основе психологических рекомендаций совместно с педагогическим коллективом.

Рекомендации, которые выдаются родителям и педагогам, б.д. четкими и конкретными.

и адресат рекомендаций зависят от сложности решаемой проблемы.

Особенно интересны методики, которые ориентированы не только на диагноз, но и на прогноз развития.

Рекомендации состоят из 2 частей:

1) Психологическая – совместно психологом и пед. коллективом.

2) Педагогическая – осуществляется педагогами, родителями.

Рекомендации д.б. достаточно понятными и соответствовать уровню адресата, не должны содержать психологических терминов, и должны содержать слова, однозначно понимаемые.

Билет 29.

Нормативные требования к методикам.

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.

Требования к тестовым (измерительным) методам.

1. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики.

Предмет, диагностический конструкт должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов.

– Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т.п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение).

– Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т.п.

2. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов.

3. Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

4. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

5. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

6. Головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

Требования к клиническим (экспертным) методам.

1. Данный пункт повторяет содержание пункта 1) для тестов. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок.

2. Инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т.п.).

3. Процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту.

4. Пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативное исследование по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

5. Головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами экспертной методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной диагностической методикой. Билет 30.

Нормативные требования к пользователям психодиагностических методик.

Причины необходимости контроля за использованием психодиагностических тестов:

1) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным;

2) гарантировать использование тестов только квалифицированными специалистами.

Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам.

Пользователь-психолог.

Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое образование, работающее по этой специальности в исследовательских и практических учреждениях и использующее в своей работе психодиагностические методики.

1. Психолог должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по ПД, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

2. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту (для предупреждения неправильного использования теста).

3. Психолог должен осознавать границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагать свои услуги, а также не использовать методы, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.

4. Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки.

+ в подборе методик в батарею (программу обследования) не должен руководствоваться собственными (субъективными) предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а должен исходить из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат.

5. Психолог несет свою ответственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.

+ психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза (применяя параллельные методики или при помощи экспертных оценок).

6. В своей деятельности психолог всегда должен соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.

+ пользователь должен избегать субъективизма (подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями), исключать любое возможное отрицательное воздействие.

+ при интерпретации данных обязательно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу.

7. Должен обеспечивать тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Не имеет права отклоняться от стандарта, вносить модификацию в уже изданную методику.

8. Недопустимо «заочное» тестирование (пр: по почте, отдать методику на дом и т.д.). Такой способ не только не обеспечивает контроль за соблюдением условий тестирования, но также предполагает интерпретацию тестовых показателей без привлечения необходимой для этого информации об индивиде. В этих обстоятельствах результаты теста могут оказаться бесполезными и даже вредными.

9. В своей профессиональной деятельности психолог-пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.

10. Психолог обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики.

Пользователь-непсихолог.

В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в свмежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

1. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (пр: тесты учебных достижений или проф. умелости).

Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

2. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен использовать именно их.

3. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о ПД или спец. подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан:

– либо выбрать др. методику,

– либо пройти соответствующую подготовку,

– либо привлечь к проведению ПД психолога,

– либо отказаться от проведения ПД.

4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

Билет 31.

Источник: https://cyberpedia.su/3x12043.html

Общие стратегии психодиагностического обследования

Билет 28.Этапы психодиагностического обследования.

  Психодиагностическое обследование – деятельность психолога, результатом которой является постановка психологического диагноза.

Выбор стратегии психодиагностического обследования зависит от конкретной диагностической задачи и особенностей объекта психодиагностики. Соответственно выделяют следующие стратегии.

Клиническая психодиагностика (Л.С. Выготский):

1.      Изучение жалобы заказчика.

2.      Изучение истории развития болезни (анамнеза). Чем полнее анамнез, тем проще поставить психологический диагноз.

3.      Диагностика симптомов развития (уровня развития на котором находится ребенок).

4.      Собственно диагноз (этиологичексий и типологический).

5.      Прогноз (как будет идти развитие ребенка, если ничего не менять).

6.      Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.

Психолого-педагогическая диагностика (И.В. Дубровина):

1.      Изучение запроса.

2.      Формулировка психологической проблемы.

3.      Гипотеза.

4.      Выбор методов.

5.      Количественный и качественный анализ результатов.

6.      Формулировка психологического диагноза и составление заключения.

7.      Разработка рекомендаций и коррекционных программ.

Профессиональная диагностика:

1.      Определение диагностической задачи.

2.      Подбор методов.

3.      Выбор стандартизированной гипотезы (после изучения конкретной профессии).

4.      Количественный и качественный анализ результатов.

5.      Формулировка психологического диагноза и заключения с обязательным составление прогноза.

Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:

Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре

1.      Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2.      Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3.      Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4.      Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).

5.      Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

6.      Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Этапы психодиагностического процесса по Корманну

Схема психодиагностического процесса по Каминскому

В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы:

Подход “по рецепту” заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.

Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.

Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.

Структура психодиагностического исследования определяется его выраженной измерительно-испытательской направленностью и ориентацией на постановку психологического диагноза.

Психодиагностическое исследование включает в себя три этапа, которые условно можно обозначить как подготовительный, основной и заключительный.

Каждый этап преследует свои определенные задачи, которые направлены на постановку надежного и объективного диагноза.

1.Подготовительный этап – предполагает тщательную подготовку к проведению исследования. Включает в себя ряд важных для всего обследования шагов, среди которых:

  • постановка цели исследования
  • выдвижение психодиагностической гипотезы
  • постановка конкретных задач
  • определение объекта исследования
  • создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики
  • проведение пилотажного исследования (в случае необходимости).

2.Основной этап – ориентирован на непосредственное проведение психодиагностического исследования. Это “живая” работа психолога-диагноста.

Длительность основного этапа зависит от глобальности поставленных целей, количества конкретных задач, психического состояния обследуемых и ряда других как психологических, так и непсихологических факторов. Завершается основной этап первичным обобщением психологической информации.

Одной из возможных форм такого обобщения может быть составление таблиц или карт индивидуального и группового обследования, в которых систематизируются использованные методики, диагностируемые показатели, группируются обследуемые и т.п.

Составление таблиц по обследованию группы включает в себя также и первичную статистическую обработку: вычисление среднегрупповых значений и стандартных отклонений.

3.Заключительный этап – включает в себя интерпретацию полученного материала, сопоставление результатов с выдвинутой в начале исследования гипотезой. В завершении последнего этапа психолог-диагност составляет заключение по результатам проведенного исследования.

Источник: https://students-library.com/library/read/97434-obsie-strategii-psihodiagnosticeskogo-obsledovania

метаморфозы

Билет 28.Этапы психодиагностического обследования.

Среда, 03 декабря 2014

07:28 

17. Этапы диагностической процедуры.
Этапы психодиагностического обследования (Посохова, 2005)1) Подготовительный:-постановка цели исследования-формулирование психодиагностической гипотезы (гипотез)-постановка конкретных задач-определение объекта и способа организации исследования-формулирование предварительного определения изучаемого феномена-создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики-выбор психодиагностического пространства-выбор психодиагностического времени-проведение пилотажного исследования (в случае необходимости)-корректировка (в случае необходимости) психодиагностического комплекса2) Основной или диагностический-непосредственное проведение психодиагностического обследования-первичное обобщение психологической информации3) Заключительный или интерпретационный-описание и интерпретация полученного материала-сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой-составление заключения по результатам проведенного обследованияКаждый полученный результат должен быть интерпретированЭтапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре-Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).-Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.-Проведение тестирования; анализ полученных данных.-Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).-Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

-Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психоло-гического заключения.

18. Требования, предъявляемые к диагностической процедуре.

Требования к проведению диагностической процедуры.1. Главным условием получения достоверных данных является установление кон-такта с испытуемым2. До начала диагностики подготавливаете необходимое оборудование, настраи-вается аппаратура (н-р, вывешиваются, необходимые плакаты, схемы, таблицы, раскладываются папки, бланки, стимульный материал и др. атрибуты в тойпоследовательности, в какой они будут использоваться в процессе работы).3. Психодиагностическое обследование лучше проводить утром.4. Перед началом работы специалист проводит опрос о самочувствии испытуе-мых.5. Психодиагност подробно знакомит обследуемых с целью и порядком работы.6. Обследование проводится в отдельной комнате без посторонних людей (и от-текающих внимание предметов, в нём должна быть адекватная температура и хорошее освещение).1. Обследование м.б. индивидуальным и групповым. Максимальная численность группы не должна превышать 20-25 человек. Однако, возможно и массовое об-следование (до 100 человек). При этом у психодиагноста д.б. помощник.8. Во время обследования д.б. спокойная, доброжелательная обстановка.9. Испытуемым необходимо оказывать психологическую поддержку: вербально и не вербально10. Обследование начинается с доступных заданий, чтобы клиент мог проявить свою успешность. 11. При обследовании ребенка сложные задания должны быть построены так.чтобы можно было оказывать ему дозированную помощь.12. По желанию испытуемого методика м.б. заменена, поэтому важно иметь за-пасники.13. Помимо результатов выполненных заданий учитываются так называемые “надтекстовые показатели».Это:а) Особенности общения клиента с псходиагностом.Если клиент застенчив то обследование надо начинать с невербальныхЗаданий.Если клиент слишком разговорчив то обследование может затянутьсяПоэтому его надо тактично останавливать с акцентом на содержании работыб) Особенности мотивации выполняемой работы.Мотивацию выполняемой работы мы отметим по следующимособенностям- есть ли интерес у испытуемого к выполняемым заданиям- какова реакция на успех в работе или неудачу.- как клиент оценивает свои возможности и др.в). Динамическая характеристика деятельности.Динамическая характеристика деятельности предполагает анализ того, как клиент выполняет задание• уравновешенно и последовательно или поспешно и не аккуратно.- медленно или быстро.- есть ли • процессе работы импульсивность, расторможенность, истощаемостьЕсли у испытуемого наблюдается повышенная истощаемость, то обследование надо проводить в несколько этапов. г). Характеристика моторики.О характере моторики мы можем судить по быстроте движении мышечного тону-са, точности движений и тд. д). Способы выполнения заданий и др.Помимо полученных показателей в рамках используемой методики, важно отме-тить как испытуемый выполняет задание- решение задания происходит методом проб и ошибок или с примечаниемлогических приемов- есть ли перенос найденного способа решения на аналогичные задания и т.д.Т.о., при анализе и интерпретации полученных данных учитываются какпоказатели, которые описаны в частной, конкретной методике так и

«надтекстовые показатели»

19. Диагностика свойств нервной системы и темперамента.

Общая характеристика. Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.Первый вопрос, который возникает при рассмотрении темперамента, — это вопрос о месте и значении его в многоуровневой иерархии Индивидуальных свойств. Будучи одной из наиболее ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих, по выражению Б. Г. Ананьева, «индивидные свойства человека», темперамент особенно тесно связан с конституцией организма. Последняя объединяет несколько групп свойств (морфологических, биохимических, физиологических), которые в совокупности составляют основу и механизм темперамента.Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность, моторика и эмоциональность.От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения: интенсивность психических процессов.Свойства темперамента не являются абсолютно неизменными. Они проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими особенностями каждого типа нервной системы.Основные свойства нервной системы. Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения н их различными сочетаниями.И. П. Павлов полагал, что три.свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы). Этими свойствами являются: сила — способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток); уравновешенность — показатель соотношения процессов возбуждения и торможения; подвижность — показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.Свойства нервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяют показатели темперамента человека, а вторые — его частные специальные особенности, имеющие косвенное отношение к характеристикам личности.Физиологической основой темперамента является не деятельность мозгоВой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем.Экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы; лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов; динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов; концвнтрированность — показатель меры дефференцировки раздражителей.

Во многих психофизиологических работах получены достоверные корреляции между показателями физиологических свойств нервной системы и характеристиками динамики психической жизни, например, между показателями слабости нервной системы и эмоциональной возбудимостью. Имеются веские основания в пользу предположения о существенной зависимости свойств темперамента от основных свойств нейродинамики.

20. Методики по изучению свойств внимания.

Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора, так целый ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания. К примеру, человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет успешно работать там, где постоянно требуются многочисленные контакты со множеством разных людей. 1) Методика «Корректурная проба», предложена в 1895 г. Б. Бурдоном (Приложение 2), применяется для диагностики устойчивости, переключаемости, выявления степени концентрации внимания, работоспособности, утомляемости при выполнении монотонной деятельности. Методика «Корректурная проба»Применяется для обследования детей среднего и старшего школьного возраста и взрослых.Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.Описание. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции буквы или знаки.Инструкция. На бланке с буквами вычеркните, внимательно просматривая ряд за рядом, все буквы «е». Через каждые 60 с по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков вы уже просмотрели (успели просмотреть). Время работы – 5 мин. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.Интерпретация результатов. С помощью данной методики определяются такие качества внимания, как концентрация, устойчивость и переключаемость. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).Концентрация внимания оценивается по формуле:_____________________где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым; п – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.Результаты подсчитываются для каждых 60 с по формуле:________________где А – темп выполнения; S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы; t – время выполнения.По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.Показатель переключаемости вычисляется по формуле:_______________________где S0 – количество ошибочно проработанных строк; S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.Норма объема внимания – 850 знаков и выше; концентрация – 5 ошибок и менее.Бланк для ответов2) Методика «Отыскивание чисел» (таблицы Шульте) (Приложение 3). Используется для исследования устойчивости, объема внимания, психического темпа. Большое практическое значение «таблицы Шульте» имеют для целей исследования распределения внимания в длительной работе. Анализируется показатель – время выполнения теста. Увеличение времени отыскивания чисел характерно для людей с сосудистыми заболеваниями (атеросклероз головного мозга), для людей с эпилепсией.Существует модификация этой методики – «черно-красные таблицы», предложенная Ф.Д. Горбовым (1959, 1964), применяется для диагностики переключаемости внимания (Приложение 4). На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке. Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.3) Методика «Кубики Кооса», предложена К. Коосом в 1920 г. С ее помощью проводят диагностику нарушений устойчивости внимания, ориентации в пространстве, работоспособности, сообразительности. Фиксируется время выполнения заданий. Для складывания из четырехцветных кубиков предлагаются фигуры, изображенные в Приложение 5. Оценка производится в зависимости от времени выполнения задания по четырехбалльной системе. Данная методика позволяет оценить сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления, способность к программированию и последовательной реализации конструктивной деятельности. По данным Е. Taylor, фигура 1 доступна для безошибочного исполнения большинству детей 6 лет и старше (здесь и далее – нижние границы нормы). Фигура 2 – для детей 7 лет и старше, 3 – для детей 9 лет и старше, 4 и 5 – детям 10 лет и старше. Трудности при их выполнении обычно возникают у людей со сниженным интеллектом (олигофрения), с органическими заболеваниями и с локальными поражениями мозга. В отдельных случаях данная методика используется как невербальный тест интеллекта.4) «Доски Сегена» представляют собой разборные картинки, специальные доски с выемками разной степени сложности, известных как рамки-вкладыши. Методика предложена французским врачом и педагогом Э. Сегеном в 1866 году и позволяет определить умственное развитие детей дошкольного возраста, выявить детей с его задержкой.

Таким образом, внимание может рассматриваться не только как самостоятельный психический процесс, но и как сторона всех психических процессов. По сути, внимание не имеет ни своего содержания, ни своего продукта, т.к. оно включено в другие психические процессы – ощущения и восприятия, память, мышление, воображение, эмоции, проявления воли.

  • ← Предыдущая запись
  • Следующая запись →

Источник: https://www.diary.ru/~ArikaSauron/p201358939.htm?oam

Психодиагностика: История. Этапы психодиагностического процесса

Билет 28.Этапы психодиагностического обследования.

1.3. История психодиагностики.1.4. Этапы психодиагностического процесса
1.3. История психодиагностикиКорни тестирования теряются в древности.

Неоднократно сообщалась о системе экзаменов при поступлении на гражданскую службу, существовавшей в китайской империи на протяжении 2000 лет. У древних греков испытание (testing) стало неизменным дополнением учебного процесса.

Учеников подвергали испытаниям, чтобы оценить, насколько они овладели физическими и умственными навыками.  Из античной  эпохи  до нас дошла работа Теофраста  «Характеры»  (372-287 гг. до н. э.), в которой  описываются   «типы», т. е.

присущие  некоторому  множеству людей формы проявления  личностных особенностей.   Образно  и лаконично  представлены  типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др.

Гальтон Фрэнсис (1822–1911) – английский психолог и антрополог

Благодаря научной деятельности Френсиса Гальтона развитие тестирования как самостоятельного направления стало набирать темпы.1869 – публикация работы “Классификация людей в соответствии с их природными дарованиями”, стимулировавшей изучение индивидуальных различий.1879 – публикация статей “Психометрические факты” и “Психометрический эксперимент”. Начало психометрических исследований.1884 – первое описание методов исследования характера. Начало массовых исследований в психодиагностике. Открытие антропометрической лаборатории в Лондоне.1878 – публикация результатов первых ассоциативных экспериментов, создание метода свободных ассоциаций.1888 – предложил метод вычисления коэффициента корреляции.

Психометрия, это необходимо твердо сказать, значит искусство охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока феномены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки. Ф.Гальтон.

Бине Альфред (1857–1911) – английский психолог

создатель тестов интеллекта, один из основателей экспериментальной психологии

1896 – Альфред Бине и Виктор Анри – первое описание серии тестов, предназначенных для измерения сложных психических процессов: внимания, понимания, памяти, воображения, эстетической оценки, морального суждения, визуального ощущения пространства

1902 – Альфред Бине – издание книги “Экспериментальное исследование интеллекта”
1905 – Альфред Бине и Теодор Симон – первая шкала Бине-Симона для измерения уровня интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, расположенных в зависимости от возрастания трудности.
1908 – Альфред Бине – второе, пересмотренное издание шкалы Бине-Симона. Она содержала 59 тестов, сгруппированных  по возрастному признаку от 3 до 13 лет в соответствии с процентом детей определенного возраста, которые прошли данный уровень. Введение понятия умственный возраст. Когда ребенок  успешно  справлялся  с заданиями, выполняемыми  детьми его возрастной группы, он признавался  нормальным.  Эти задания  А. Бине предложил  использовать  для определения умственного возраста (mental age), который мог быть легко сопоставлен  с хронологическим возрастом ребенка. Если умственное  развитие  ребенка  соответствует его хронологическому   возрасту, ребенок  считается  «обычным»  (средним) по интеллекту;  если умственное  развитие  ребенка  выше, то ребенок  «продвинутый»; если умственное  развитие  ребенка  ниже  — ребенок  «отсталый»
1916 – Левис Терман – адаптация шкалы Бине в США (Стэнфорда-Бине шкала)
1937 – Левис Терман и Мод Мерилл – вторая редакция шкалы Стэнфорда-Бине
2003 – Дж.Ройд – пятая редакция шкалы Стэнфорда-Бине

Кеттел Джеймс Мак-Кин (1860–1944) –американский психолог

Первый в мире профессор психологии (Пенсильванскийуниверситет, 1887-1891).

1888 – открытие лаборатории тестирования в Пенсильванском университете (США)1890 – публикация статьи “Умственные тесты и измерение”1891 – открытие психологической лаборатории в колумбийском университете (США)

«Психология не сможет стать такой же обоснованной и точной, как физические науки, если будет обходиться без эксперимента и измерения.

Первый шаг в этом направлении может быть сделан с помощью применения серии умственных тестов к значительному количеству индивидов. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах». Дж.Кеттел

Групповое тестирование:

Когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну в 1917 г., Американская психологическая ассоциация учредила комитет для рассмотрения тех средств, которыми психология могла бы помочь ведению войны. Этот комитет под руководством Роберта М. Йеркса выявил потребность в быстрой классификации полутора миллионов новобранцев по их уровню общего интеллекта.

Такая информация имела значение для многих административных решений, включая признание негодными к военной службе, распределение по родам войск, прием в лагеря обучения офицеров и т. п. Для решения этой задачи военные психологи привлекли все имеющиеся тестовые материалы, в частности неопубликованный тест для группового тестирования интеллекта, подготовленный Артуром С.

Отисом и специально переделанный им для потребностей армии.

Тесты, которые в конце концов создали военные психологи, стали называться  армейский альфа (Army Alpha) и армейский бета (Army Beta).

Первый предназначался для общего обычного тестирования; второй представлял собой невербальную шкалу, рассчитанную на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли пройти тестирование на английском языке.

Вскоре после окончания Первой мировой войны было получено разрешение  использовать военные тесты в гражданских целях. Армейские альфа и бета тесты не только сами неоднократно перерабатывались, но и послужили образцом для многих групповых тестов интеллекта.

Вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для лиц всех возрастов и категорий — от дошкольников до аспирантов.

Основные  события, происходившие   в психодиагностике   (или оказавшие  существенное  влияние  на ее развитие)  с момента  ее зарождения  по конец  XX в.:

1860    Густав Фехнер    Публикация книги «Элементы психофизики»1879    Френсис Гальтон    Публикация статей «Психометрические факты» и «Психометрический эксперимент». Начало психометрических исследований. Изучение индивидуальных различий1879    Вильгельм Вундт    Открытие первой психологической лаборатории1884    Френсис Гальтон    Первое описание методов исследования характера. Начало массовых исследований в психодиагностике1885    Владимир Бехтерев    Открытие первой психологической лаборатории в России1888    Френсис Гальтон    Открытие метода корреляции1888    Джеймс    Мак-Кин  Кеттелл  Открытие психологической лаборатории в Пенсильван ском университете (США)1890    Джеймс  Мак-Кин  Кеттелл   Публикация статьи «Умственные тесты и измерение»1896    Эмиль Крепелин    Классификация психических болезней1896    Альфред    Бине  и Виктор Анри   Первое описание тестов интеллекта, базирующихся на изучении сложных психических процессов1897    Герман Эббингауз    Тест пропущенных слогов и слов1897    Дж. М.     Райс     Начало широкомасштабного использования учебных тестов в школах США1904 Эдвард Торндайк Выход в свет книги  «Введение в теорию умственных и социальных  измерений»1904 Чарльз Спирмен Создание  двухфакторной  теории  интеллекта  и  техники факторного  анализа1905 Альфред  Бине и Виктор Анри Шкала Бине для измерения  уровня интеллекта1906 Эдвард Торндайк Первый  учебник по образовательной  психологии  и измерению в образовании1909 Григорий  Россолимо Публикация  книги  «Психологические  профили»1912 Вильям Штерн Введение понятия  «коэффициент  интеллекта»1916 Льюис Термен и Мауд Меррилл Адаптация шкалы Бине в США1917 Роберт  Вудвортс Первый личностный опросник1918 Артур Отис Первые  групповые тесты1921 Герман Роршах Публикация теста, «основанного на перцепции» и получившего имя автора, появление  термина  «психодиагностика»1925 Арнольд  Гезелл Выход в свет книги  «Умственное  развитие  ребенка  до-школьного  возраста»1927 Эдвард Стронг Бланк профессиональных  интересов1931 Луис Терстоун Развитие техники факторного анализа. Мультифакторная теория  структуры интеллекта1935 Кристиана  Морган и Генри Мюррей Первое  описание  проективной  техники — теста тематической апперцепции1936 ЦК ВКП(б) Постановление  «О педологических извращениях  в системе наркомпросов», прекращение использования  тестов в СССР.1938 Оскар Бурос (редактор) Выход в свет первого тома «Ежегодника  психических  измерений»1938 Лауретта  Бендер Гештальт-тест  Бендера1939 Дэвид Векслер Векслер-Белльвю  шкала измерения  интеллекта1939 Леопольд Фрэнк Появление  термина  «проективная  техника»1940 Старк Хэтуаэй и Мак-Кинли Миннесотский  многоаспектный  личностный опросник1941 Артур Отис Классификационный   тест1941 Бюро  стратегических служб США Разработка  ситуационных  тестов1942 Бюро стратегических служб США Появление  термина  «психологическая  оценка»1950 Раймонд  Кеттелл Опросник  16 факторов личности (16 PF)1952 Американская  психиатрическая ассоциация Публикация  «Диагностическое  и статистическое  руководство по психическим  расстройствам»  (DSM-I)1953 Американская  психологическая ассоциация Принятие  «Этических стандартов для психологов»1954 Американская  психологическая ассоциация, Американская  ассоциация образовательных исследований, Национальный  Совет по измерениям в образовании Публикация  книги «Технические рекомендации  для психологических тестов и диагностических  методик»1954 Пол Мил Публикация   книги  «Клиническое   предсказание   сравнительно с предсказанием   статистическим».   Начало  дискуссии об эффективности    разных  типов  обобщения   диагностических   результатов1955 Джордж  Келли Публикация   книги  «Психология   личностных   конструктов»1956 Ганс Айзенк Первый  опросник   Айзенка  для измерения   нейротизма   и экстраверсии—интроверсии1957 Чарльз  Осгуд Методика  семантического   дифференциала1957 Дж. Гилфорд Разработка   тестов  для измерения  творческих  способностей1963 Роберт  Глезер Критериально-ориентированное тестирование1963-1970 Начало  использования   компьютеров   в психодиагностике, появление  и широкое  распространение  компьютерных   версий тестов на Западе1966 Американская   психологическая  ассоциация Публикация   книги  «Стандарты  тестирования   в образовании и психологии»1966 Дж. Гилфорд «Кубическая»   модель  структуры  интеллекта1968 Вальтер  Мишель, Борис  Ананьев Издание  книги  «Личность  и оценка»  — начало  дискуссии о роли личностных   и ситуационных   переменных.   Публикация  статьи «Комплексное   изучение  человека  и психологическая  диагностика», знаменующей   признание  этого направления  исследований   в советской  психологии1969 Центральный   совет Общества  психологов СССР Восстановление   психодиагностики    в правах области  психологической   науки  в Советском   Союзе1974 Жан Кардин  и др. Основание   Международной   комиссии   по тестам  (ITC)1978 Вадим  Блейхер и Леонид  Бурлачук Публикация   первой  в СССР  (после  1936 г.) монографии по  психодиагностике:    «Психодиагностика    интеллекта   и личности»1987 Алексей  Бодалев, Владимир  Столин и коллектив  авторов Первое в СССР  учебное пособие  по психодиагностике   для студентов-психологов:     «Общая  психодиагностика»1989  Дж. Бучер, В. Дальстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер Публикация  MMPI-21993 Американская   психологическая  ассоциация, Министерства   обороны, просвещения и труда США Создание   государственного    Совета  по  тестированию    и оценке1998 Джеймс  Импара и Барбара  Плайк (редакторы)  13-е издание  «Ежегодника   психических   измерений»

1.4. Этапы психодиагностического процесса

Этапы психодиагностического процесса
Психодиагностический процесс – процесс переработки диагностической информации, ведущий к принятию решения – диагнозу и прогнозу

Этапы психодиагностического процесса (Бурлачук, 2008):

Подготовительный период: ознакомление   с некоторым   комплексом   объективных   и субъективных   показателей (беседа, история  болезни, заключения   других специалистов   и т. д.) об обследуемом, в ходе которого  формируется  исследовательская   задача. Подготовка  к тестированию  должна исключить  возникновение   непредвиденных   обстоятельств  и обеспечить  единообразие  процедуры. Важнейшая  обязанность разработчика  теста — полное  и ясное  описание  всех этапов  процедуры  тестирования.
Этап сбора данныхЭтап переработки и интерпретации

Этап принятия решения

Психодиагностическое     исследование    завершается   разработкой    программы действий, которые  необходимо   осуществить  в связи  с полученными   результатами, рекомендациями   по выбору оптимальных  методов терапии  заболевания, реабилитации  и т. д. Итоги диагностического   исследования  должны  быть представлены  в объясняющих понятиях, т. е. описываются   не результаты, полученные  с помощью  конкретных  методик  с привлечением   специальной   терминологии, а их психологическая  интерпретация. Используемые   термины  должны  «доопределяться»   путем отнесения  к соответствующей   теории, например  «интроверт  по Айзенку» или «интроверт  по Роршаху» 

Н. Сандберг  и Л. Тайлер выделяют  три уровня диагностических  заключений

1) диагностическое  заключение   производится   непосредственно   из  имеющихся   об  обследуемом   данных. Психолога  не интересует, почему отдельный   испытуемый не смог выполнить   заданий  теста.  Индивидуальный   диагноз и прогноз, не осуществляется.2) создание   своего  рода  посредников   между результатами   отдельных  исследований  и диагнозом (описательное  обобщение  и гипотетический  конструкт).  На этом уровне  исследователь  получает возможность   планирования   дальнейших  этапов  диагностической   работы, выбора  конкретных   методов  воздействия.3)  должен произойти  переход от описательного  обобщения, гипотетических  конструктов  к теории личности.  Создается  рабочая  модель изучаемого  случая, в которой  конкретные   особенности   данного  индивида  представлены  в целостности   и сформулированы   в понятиях, позволяющих   наиболее точно  и обоснованно   раскрыть  психологическую   сущность  явления, его структуру.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ — конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – документ о результатах тестирования, подготовленный психологом

Этапы психодиагностического обследования (Посохова, 2005)

1) Подготовительный:-постановка цели исследования-формулирование психодиагностической гипотезы (гипотез)-постановка конкретных задач-определение объекта и способа организации исследования-формулирование предварительного определения изучаемого феномена-создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики-выбор психодиагностического пространства-выбор психодиагностического времени-проведение пилотажного исследования (в случае необходимости)-корректировка (в случае необходимости) психодиагностического комплекса2) Основной или диагностический-непосредственное проведение психодиагностического обследования-первичное обобщение психологической информации3) Заключительный или интерпретационный-описание и интерпретация полученного материала-сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой-составление заключения по результатам проведенного обследованияКаждый полученный результат должен быть интерпретированПонятие и уровни психологического диагноза
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.Областью  психологического   диагноза  являются  индивидуально-психологические  различия  как в норме, так и при патологии.  Психологический    диагноз  не  ограничивается    констатацией, а необходимо включает  предвидение   и выработку  рекомендаций, вытекающих  из анализа  всей совокупности   данных, полученных  в ходе обследования   в соответствии   с его задачами.

Уровни (ступени)в развитии диагноза (А. А. Невский, Л. С. Выготский):

1) симптоматический  (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся  констатацией   определенных  особенностей  или симптомов, на основании которых непосредственно   строятся  практические   выводы.2) этиологический или причинный диагноз, учитывает не только  определенные  симптомы, но и причины, их вызывающие. Строится на учете основных факторов, на основе вскрытия причин.3) типологический диагноз, заключается в определении типа личности, типа ее развития, пути, по которому это развитие пойдет.  Все многообразие индивидуальных ситуаций можно свести к определенному количеству типичных ситуаций.

Факторы, влияющие на результат диагностики:

1) индивидуальные, социальные, психологические и психофизиологические особенности обследуемого (пол, возраст, соц.статус, субъективное понимание инструкций)2) индивидуальные, психологические и профессиональные особенности психолога (наличие эмоц.выгорания, пеернос, ошибки инструкции, ожидания)3) экологический контекст диагностики (время и место проведения обследования, психодиагностическое пространство)

Януш Рейковский  выделяет  четыре основных  направления  в работе психодиагноста.

1. Осуществление  диагноза  деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика   особенностей   поведения   обследуемого.2.  Осуществление  диагноза  процессов  регуляции  деятельности  или изучение психических  процессов, благодаря  которым  осуществляется  деятельность.3.  Осуществление  диагноза  механизмов  регуляции, механизмов  психических процессов, от которых  зависит  их протекание   — диагностика  систем  нервных связей.4.  Диагностика  генезиса механизмов  регуляции  или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях  формировалась   психика  данного  индивида.Задача психологического   диагноза  не только в том, чтобы выявить, какие действия  протекают ошибочно, но также и то, в каких действиях  индивидуум  может быть успешен.

В диагностике  процессов  регуляции  Рейковский   также условно  выделяет  два класса  явлений:  процессы  типа инструментальных   и процессы  типа отношений.

К процессам  типа инструментальных   относятся  три группы процессов  регуляции:  ориентационные, интеллектуальные и исполнительские.    Диагноз  ориентационных    процессов   включает  оценку адекватности   восприятия, способности   осмысления   явлений  и формирования понятий.   Интеллектуальные    функции   обусловливают   создание  программ  деятельности, их диагноз  связан  с оценкой  эффективности   планирования, решения проблем.  К исполнительским   функциям  относятся  психомоторные   и вербальные реакции. 
Под процессами  типа отношений  Рейковский   понимает  эмоциональные и мотивационные   процессы.  При диагностике  эмоциональных   процессов  определяют, какова  степень  соответствия   между характеристиками    ситуации  и особенностями  эмоциональных    реакций  по длительности, силе, знаку  и содержанию эмоций.  Диагностика   мотивационных   процессов  — это оценка  вида и интенсивности  мотивов, побуждающих  индивидуума  к действию.

Причины  диагностических   ошибок  3. Плевицкая

ошибки наблюдения (например, «слепота»  на важные  для диагноза  черты, проявления  личности;  наблюдение  черт в искаженной   качественно  или количественно  форме);
ошибки регистрации (например, эмоциональная    окрашенность    записей   в протоколе, свидетельствующая   скорее  об отношении   психолога  к обследуемому, нежели  об особенностях   его поведения;   случаи, когда абстрактная оценка  выдается  за предметную, различия  в понимании   одних и тех же терминов  разными  людьми);
ошибки инструментальные возникают   вследствие   неумения пользоваться аппаратурой  и другой измерительной   техникой  как в техническом, так и в интерпретационном    аспекте.

Основные  ошибки  в переработке, интерпретации   данных:

эффект  «первого впечатления» — ошибка, основанная на переоценке    диагностического   значения  первичной  информации;
ошибка атрибуции — приписывание    обследуемому   черт, которых  у него нет, или рассмотрение   нестабильных  черт в качестве  стабильных;
ошибка  ложной  причины
познавательный радикализм — тенденция к переоценке  значения рабочих гипотез  и нежелание  искать лучшие решения;
познавательный консерватизм — предельно  осторожная формулировка гипотез.

Источник:

Пальм Г.А. Психодиагностика. – Днепропетровск 2010Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.:Питер, 2007. – 688 с.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.

:Питер, 2008. – 384 с.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.Романова Е.С. Психодиагностика – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Все темы психодиагностика

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/606769.html

Билет 28. Этапы психодиагностического обследования

Билет 28.Этапы психодиагностического обследования.

Шванцара Й.

Характеристика этапов психодиагностическогообследования:

1. Изучение практического требования

Требование обычно поступает либо отродителей, либо от учителей, а также отученика.

Важно учесть:требования обычноформулируются в расплывчатой форменеобходимо уточнить запрос → с заказчикомпроводится уточняющая беседа.В ходенее:

– уточнение;

– сбор первичной информации о клиенте;

– осознание заказчиком своих требований.

2. Формулировка психологической проблемы

Проблема может быть сформулирована наоснове получения достаточно полнойинформации об ученике.

Необходимая информация:

– сведения о социальной ситуации развитияученика («В какой тебя средесформировало?..»);

– информация о семье (состав, воспитание,материальные условия, интересы, увлечения,вредные привычки и т.д.);

– сведения о развитии ребенка (начинаяс пренатального периода):

* особенности психического развития;

* любимое занятие, игрушки, интересы ит.д.

– положение ребенка в системе межличностныхотношений;

– сведения о соматических заболеваниях.

Необходимая информация – та, котораянужна для решения поставленной проблемы(для заказа).

Запросявляется неоднозначным иимеетнесколько уровней:

1) поверхностный уровень – то, что говорятпри заказе (чаще всего).

2) глубинный уровень – та проблема, скоторой приходится работать в дальнейшем.

Психолог, формулируя проблему, долженвыйти на уровень причин, мотивовопределенного поведения – на глубинныйуровень.

3. Этап выдвижения гипотез

Желательно выделить максимальноеколичество подобных причин такогоповедения.

Процесс выдвижения гипотез очень тесносвязан с предыдущим этапом.

4. Выбор метода обследования

– количественная диагностика основанана идее повторяемости, качественная –неповторимости, уникальности человека.Важно сочетание этих подходов, гибкогоих использования.

Некоторые психологи предлагают такуютактику: для получения общей картиныиспользовать количественную диагностику,а потом использовать конкретные(качественные) методики для измерениятого или иного качества.

– 3 и 4 этапы идут параллельно.

– при выборе метода исследования,необходимо выбирать такие методы,которые позволили бы нам получитьразнообразную информацию о клиенте,чтобы объяснить причины и мотивыповедения.

Методики должны: одна подкреплятьдругую.

Чем больше признаков мы получим, темточнее мы сможем сформулироватьзаключение (диагноз).

5. Формулировка психологического заключения

– диагноз ставится не просто по результатампсиходиагностического обследования.Он требует обязательного соотнесениярезультатов диагностики с особенностямижизненных проявлений поведения клиента.

– большое значение при постановкедиагноза имеет возрастной анализ данных(возрастные нормырипостановке диагноза имеет возрастнойанализ данных ()с особенносяледования.олили бы нам получить разнообразнуюинформацию о) → психолог определяет– опережает ребенок в развитии илиотстает. + определение ЗБР.

– пределы компетенции психолога.

Основные трудности при постановкепсихологического диагноза заключаютсяв том, что психолог не всегда можетустановить границы своей компетенции.

!!Психолог не должен браться зарешение тех проблем, которые не входятв пределы его компетенции.

Вне компетенции психолога:

  • органические нарушения (надоперенаправить к другому специалисту);

  • социальные факторы (надовзаимодействовать с соц. педагогом, с администрацией и т.д.).

заключение:

*Начинается кратким описанием поведенияребенка во время обследования (какреагирует на советы, указания психологаи т.д.).

*Описание психофизиологическихособенностей клиента, которые могутоказать влияние на его учебу.

*Перечисляются особенности развитиявысших психических функций, особенностейпознавательной деятельности и т.д.

*Характеризуются личностные особенности.

*Завершается кратким выводом, в которомпсихолог должен выделить наиболеесильные стороны ребенка, опираясь накоторые можно проводить с ним коррекционнуюработу. Все заключение должно бытьпостроено таким образом, чтобы выйтина положительные стороны ребенка.

Задача психолога – показать, что ребенок«не потерян».

Подобные заключения касаются не каждогообращения. Обычно такие заключениякасаются проблемных учеников.

*Формулируя психологический диагноз,мы обязательно должны продумать – комуи в какой форме он будет сообщен.

*Психологические формулировки д.б.переведены на житейский язык.

– диагноз всегда должен содержать в себеи прогноз развития.

При формулировке прогноза, мы должныдавать его в 2-х вариантах:

1) Ход развития при условии выполнениякоррекционной работы;

2) Ход развития, если такой работы небудет выполнено.

При этом мы подчеркиваем активностьсамого ребенка.

Ступени психологического диагноза(Л.С. Выготский):

1. Симптоматический/ эмпирическийдиагноз– это диагноз, которыйограничивается констатацией определенныхособенностей или симптомов, на основаниикоторых строятся практические выводы.

Выготский считал этот диагноз ненаучным,потому что он не устанавливает причин,не раскрывает сущности тех процессов,которые лежат в основе выявленных впроцессе диагностики симптомов.

2. Этиологическая диагностика– указывает не только на симптомы, нои на причины их вызывающие.

3. Психологическая диагностика– заключается в определении типаличности.

Это не столько ступени психологическогодиагноза, сколько ступени познания.

Источник: https://studfile.net/preview/2673960/page:26/

Medic-studio
Добавить комментарий