Билет 36.Психодиагностика способностей.: К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят

Психодиагностика способностей

Билет 36.Психодиагностика способностей.: К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят

Билет 36.

Тест-опросник 12PF.

Тест-опросник 14PF.

ВТОРИЧНЫЕ ФАКТОРЫ

Определяются по специальным формулам расчета; делятся на 2 степени выраженности – низкие баллы и высокие баллы.

F1 – Приспособленность в отличие от тревоги

F2 – Интроверсия в отличие от экстраверсии

F3 – Хрупкая эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности

F4 – Подчиненность в отличие от независимости

Отличия:

Область применения: юношеский возраст (8–11 класс).

Краткое описание методики: состоит из 142 вопросов, на которые возможно 3 варианта ответа.

Краткая характеристика шкал:

Новая шкала D – Возбудимость (беспокойство, нетерпеливость) –– Флегматичность (спокойствие, уравновешенность).

Шкала L = обозначается J.

Отсутствуют шкалы: M, N, Q1.

Отличия:

Область применения: детский вариант (8–12 лет).

Краткое описание методики: опросник состоит из 120 пар утверждений, из коорых необходимо выбрать одно, наиболее характерное для испытуемого. В некоторых случаях предлагается 3 варианта ответа: в бланке необходимо написать нужное слово (в основном, это вопросы на интеллект).

Краткая характеристика шкал: в отличие от 16PF

Новая шкала D – Возбудимость (беспокойство, нетерпеливость) –– Флегматичность (спокойствие, уравновешенность).

Отсутствуют шкалы: L, M, N, Q1, Q2.

К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят еще и способности.

Способности характеризуют различия между людьми по уровню выполнения деятельности.

Основные признаки способностей (Теплов):

1. Они отличают одного человека от другого.

2. Имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Не сводятся к наличным ЗУНам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Способность – это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успех в выполнении деятельности и не сводятся к приобретенным ЗУНам, но могут их включать, и облегчают их усвоение (овладение ЗУН).

Способности не являются врожденными и формируются на базе задатков в процессе определенной деятельности.

Задатки – это врожденные физиологические особенности, которые являются предпосылками формирования и развития способностей.

Разработка диагностики способностей обусловлена:

– разделением труда, продолжающейся его дифференциацией,

– увеличением числа профессий.

Нужна для:

– проф. ориентация и консультация,

– профотбор и размещение кадров по рабочим местам,

– производственное обучение.

+

– для ранней диагностики одаренности детей, выраженности у них творческих, музыкальных, художественных способностей и т.д.

Способствует:

– выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей.

Выделяют:

1. Общие способности – обеспечивают овладение разными видами ЗУНов, которые человек реализует во многих видах деятельности.

2. Специальные способности – рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности и классифицируются по видам этой деятельности.

Классификация специальных способностей:

I. по видам психических функций:

– моторные

– сенсорные

II. по видам деятельности:

– профессионализированные (соотв. опр. деятельности)

– художественные

– музыкальные

– артистические.

Методики на изучение способностей.

В соответствии с этими группами разрабатываются и методы диагностики:

1. Моторные тесты – направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестетически-моторной координации, точности мышечного усилия и др.

Темп, ритм, координация движений, тонус, сила, скорость реакции и т.д.

Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, приспособления, но существуют и бланковые методики.

Пр: Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.

Крауфорд

Стимульный материал: деревянная доска, состоящая из 2-х секций (в каждой секции – по 48 отверстий, причем в одной из них отверстия имеют резьбу); стержни небольшого размера; металлические колечки, пинцет, шурупы, отвертка.

Краткое описание: Методика состоит из 2-х частей, включающих 2 типа заданий.

Вначале испытуемый с помощью пинцета помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждый из них надевает колечко.

Во второй части теста необходимо поместить небольшие шурупы в отверстия с резьбой и завинтить их с помощью отвертки.

Обработка результатов: учитывается время выполнения теста и число ошибок (пропусков).

Иногда на выполнение теста отводится ограниченное время и учитывается, какую часть работы успевает выполнить испытуемый за этот период.

2. Сенсорные тесты – хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизированные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.

Пр: Тест музыкальной одаренности Сишора.

Он включает серию заданий на изучение восприятия силы звука, интенсивности, тембра.

3. Тесты технических способностей – изучение способностей, проявляющихся в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует хорошего развития умственных, сенсорных и моторных способностей.

Пр.1: Тест Беннета– серия картинок с короткими вопросами, для ответа на которые необходимо понимание общих технических принципов.

Пр.2: Миннесотский тест на восприятие пространства.

Задания его представлены в виде карточек с изображениями 6 геометрических фигур: одна разрезана на 2 или более частей и 5 целых.

Испытуемый должен мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из 5 фигур при этом получится.

4. Тесты конторских способностей – требуют от испытуемых умения быстро считывать числовой и словесный материал, располагать его в определенном порядке, кодировать и классифицировать. Диагностируется также уровень общей осведомленности испытуемых, знание ими «деловой» терминологии, грамотность, чувство языка.

Пр: Миннесотский конторский тест (П. Торндайк, Е. Хаген).

Состоит из 2-х субтестов:

1) сравнение чисел – испытуемому предлагается 200 пар чисел, которые могут включать от 3 до 12 чисел, с просьбой отметить пары, состоящие из совершенно одинаковых чисел.

2) сравнение слов – аналогичное задание выполняется на вербальном материале.

* подобные задания есть в тесте «КОТ» Вандерлинка.

+ существуют батареи тестов для диагностики совершенно определенных профессиональных способностей.

!! Общие способности:

Пр: КОТ Вандерлинка.

(см. билет 43)

Методы изучения способностей (не совсем психодиагностические):

1. Наблюдение

2. Естественный и лабораторный эксперимент

3. Анализ продуктов деятельности

и т.д.

Источник: https://studopedia.su/18_25061_psihodiagnostika-sposobnostey.html

Первичные факторы

Билет 36.Психодиагностика способностей.: К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят

А –Аффектотимия (сердечность доброта) –шизотимия (обособленность, отчужденность)

В –Высокий интеллект — низкий интеллект

С – Сила «Я» (эмоциональная устойчивость)— слабость «Я» (эмоциональнаянеустойчивость)

E– Доминантность(настойчивость, напористость) –конформность (покорность, зависимость)

F– Сургенсия (беспечность)— десургенсия (озабочен­ность)

G– Сила «Сверх – Я»(высокая совестливость) — слабость«Сверх -Я» (недобросовестность) .

Н – Пармия (смелость) — тректия (робость)

I– Премсия (мягкосердечность,нежность) —харрия (суровость, жестокость)

L – Протенсия(подозрительность) — алаксия (доверчи­вость)

М –Аутия (мечтательность) — праксерния(практи­чность)

N–Искусственность(проницательность, расчетливость) —безыскусственность (наивность, простота)

О –Гипотимия (склонность к чувству вины)— гипертимия (самоуверенность)

Q1 –Радикализм (гибкость) — консерватизм(ригид­ность)

Q2–Самодостаточность (самостоятельность) — социабельность (зависимость отгруппы)

Q3– Контроль желаний (высокий самоконтрольповеде­ния) — импульсивность (низкийсамоконтроль поведения)

Q4– Фрустрированность(напряженность) — нефрустрированность(расслабленность)

Вторичные факторы

Определяютсяпо специальным формулам расчета; делятсяна 2 степени выраженности – низкие баллыи высокие баллы.

F1– Приспособленность в отличие от тревоги

F2 – Интроверсия в отличиеот экстраверсии

F3 – Хрупкая эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности

F4 – Подчиненность вотличие от независимости

4. Тест-опросник 14pf

Отличия:

Область применения:юношескийвозраст (8–11 класс).

Краткое описание методики:состоит из 142 вопросов, на которыевозможно 3 варианта ответа.

Краткая характеристика шкал:

Новая шкала D– Возбудимость (беспокойство,нетерпеливость) –– Флегматичность(спокойствие, уравновешенность).

Шкала L= обозначаетсяJ.

Отсутствуют шкалы: M,N, Q1.

5. Тест-опросник 12pf

Отличия:

Область применения:детскийвариант (8–12 лет).

Краткое описание методики:опросник состоит из 120 пар утверждений,из коорых необходимо выбрать одно,наиболее характерное для испытуемого.В некоторых случаях предлагается 3варианта ответа: в бланке необходимонаписать нужное слово (в основном, этовопросы на интеллект).

Краткая характеристика шкал:в отличие от 16PF

Новая шкала D– Возбудимость (беспокойство,нетерпеливость) –– Флегматичность(спокойствие, уравновешенность).

Отсутствуют шкалы: L,M, N,Q1,Q2.

Билет 36. Психодиагностика способностей

Кструктуре личности в качестве еекомпонента многие авторы относят ещеи способности.

Способностихарактеризуют различия между людьмипо уровню выполнения деятельности.

Основные признаки способностей(Теплов):

1. Они отличают одного человека отдругого.

2. Имеют отношение к успешности выполнениякакой-либо деятельности или многихдеятельностей.

3. Не сводятся к наличным ЗУНам, но могутобъяснить легкость и быстроту ихприобретения.

Способность– это индивидуально-психологическиеособенности, которые обеспечивают успехв выполнении деятельности и не сводятсяк приобретенным ЗУНам, номогут ихвключать, и облегчают их усвоение(овладение ЗУН).

Способности не являются врожденными иформируются на базе задатков в процессеопределенной деятельности.

Задатки– это врожденныефизиологические особенности, которыеявляются предпосылками формированияи развития способностей.

Разработка диагностики способностейобусловлена:

– разделением труда, продолжающейся егодифференциацией,

– увеличением числа профессий.

Нужна для:

– проф. ориентация и консультация,

– профотбор и размещение кадров порабочим местам,

– производственное обучение.

+

– для ранней диагностики одаренностидетей, выраженности у них творческих,музыкальных, художественных способностейи т.д.

Способствует:

– выбору наиболее подходящих возможностями склонностям человека профессий, путейи способов построения обучения с учетоминдивидуальных особенностей.

Выделяют:

1. Общие способности– обеспечиваютовладение разными видами ЗУНов, которыечеловек реализует во многих видахдеятельности.

2. Специальные способности–рассматриваются в отношении к отдельным,специальным областям деятельности иклассифицируются по видам этойдеятельности.

Классификация специальных способностей:

Источник: https://studfile.net/preview/2673960/page:37/

Тесты по Психологии личности с ответами – сборник

Билет 36.Психодиагностика способностей.: К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят

Сборник итоговых тестов по теме – Психология личности с ответами.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Тест как метод изучения личности в психологии:

– перечень вопросов, на которые дают ответы психологи;

+ задание, которое выявляет показатель совершенствования психических функций человека;

– опросный листок, который выявляет специфические наклонности личности.

2. Типы личности в психологии бывают:

+ рацциональные и иррациональные;

– серьезные и несерьезные;

– социофилы и социофобы.

3. Структура личности в психологии:

– классификация профессиональных навыков человека;

+ совокупность характеристик, которая демонстрирует психологические особенности человека;

– этапы прохождения личностного роста индивидом.

4. Личность это в психологии (определение):

– человек на всех стадиях взросления;

– индивид зрелого возраста, который занимается самосовершенствованием на постоянной основе;

+ набор психических и физических особенностей человека, который определяет его поступки и связь с социумом.

5. Направленность личности в психологии:

+ свойство личности, в котором продемонстрирована совокупность стремлений к деятельности;

– установка для достижения определенных результатов;

– наклонная прямая жизненных целей индивида.

6. Теории личности в психологии:

– формулы, позволяющие вычислить и продемонстрировать определенные навыки индивида;

+ гипотезы о механизмах развития личности, пытающиеся объяснять и предсказывать поведение людей;

– предположения о направлении жизненного пути человека.

7. Термин личность в психологии определяется как:

– индивид, имеющий заслуги в определенной сфере деятельности;

– человек во всех своих проявлениях;

+ рассмотрение человека как субъекта социума, носителя индивидуального начала, которое раскрывается в ходе функционирования в общественной жизни.

8. Волевые качества личности в психологии:

+ свойства, сформировавшиеся в ходе жизненного опыта, связанные с преодолением препятствий и выработки силы воли;

– сильные стороны характера индивида, позволяющие ему хладнокровно реагировать на жизненные трудности;

– способность к стрессоустойчивости в сложных жизненных ситуациях.

9. Свойства личности в психологии это:

– способность раскрывать свой потенциал;

– совокупность личностных качеств человека;

+ статичные психические явления, которые влияют на действия индивида и отражают его с социальной и психологической стороны.

тест 10. Проблема личности в социальной психологии:

– решает альтернативные варианты поведения индивида;

+ рассматривает личность с психологической и социальной точки зрения;

– рассматривает личность только с психологической точки зрения.

11. Самооценка личности в психологии:

+ оценивание собственных личностных качеств, чувств, достоинств и демонстрирование их окружающим;

– психологическое состояние, когда человек концентрируется на своем ego и не замечает собственных недостатков;

– представление о собственных навыках и талантах.

12. Психология личности изучает:

– взаимодействие индивида с социумом;

+ личность и ее индивидуальные процессы;

– этапы взросления человека.

13. Самосознание личности в психологии:

+ осознание индивидом собственных потребностей, способностей, мотивов поведения, мыслей;

– анализ совершенных поступков в разные периоды времени;

– установка на прохождение предначертанного жизненного пути.

14. Индивид в психологии:

– человек, обладающий исключительно индивидуальными свойствами и навыками;

– личность с выдающимися заслугами перед обществом;

+ человек как представитель вида Homo Sapiens и носитель индивидуальных черт.

15. Личность в психологии:

– человек как представитель вида Homo Sapiens и носитель индивидуальных черт;

+ человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

– человек зрелого возраста, как правило, переступивший порог совершеннолетия и определившийся в жизни.

16. Индивидуальность в психологии:

– мужчины и женщины, не согласные с обществом мнения и разрабатывающие собственный взгляд на события действительности;

– человек, идущий по индивидуальному пути развития;

+ набор специальных характеристик человека, которые отличают одного индивида от другого.

17. Методы исследования личности в психологии:

+ способы и приемы изучения психологических характеристик личности;

– набор характеристик для поэтапного рассмотрения поведения индивида в социуме;

– приемы для изучения этапов развития личности.

18. Факторы развития личности в психологии:

– образование, возраст, наследственность;

+ воспитание, наследственность, среда;

– темперамент, сфера деятельности, внешность.

19. Сферы личности в психологии:

+ особенности человека, характеризующие его поступки, действия, мотивации, потребности;

– области осуществления личностного роста человека;

– градация поступков, осуществляемых личностью.

тест_20. Категория личности в психологии:

– человек во всех своих проявлениях;

+ совокупность постоянных психологических качеств человека;

– совокупность навыков, реализуемых для достижения определенной жизненной цели.

21. Уровни развития способности личности в психологии:

+ одаренность, талант, гениальность;

– темперамент, воспитание, профессионализм;

– школа, университет, аспирантура.

22. Потребности личности в психологии и их виды:

– обучение, стажировка, самореализация;

– еда, сон, общение;

+ труд, развитие, социальное общение.

23. Жизненный путь личности (психология):

+ развитие и формирование личности в социуме;

– прохождение этапов взросления с раннего возраста до глубокой старости;

– профессиональный и карьерный рост индивида.

24. Предметом психологии личности является:

+ человек;

– психолог;

– учебное пособие по психологии.

25. Мотивы личности в психологии:

+ движущая и направляющая сила деятельности;

– тайны и желания индивида;

– факторы, объясняющие поведения индивида.

26. Основные теории личности в отечественной психологии:

– бихевиоризм, когнитивные теории личности, школа человеческих отношений;

– Фрейдизм, дадаизм, психология невербального общения;

+ концепция “человекознания”, психология отношений, теория установки.

27. Понятие личности в отечественной психологии вывели:

+ Л. Выготский, А. Леонтьев;

– Н. Лейтес, М. Басов;

– Б. Ломов; С. Рубинштейн.

28. Проблема личности в отечественной психологии изучается:

– как функционирование личности в социокультурном мире;

+ с точки зрения структуры личности и особенностей ее формирования и развития;

– с точки зрения принадлежности индивида к определенному социальному институту.

29. Подходы к изучению личности в психологии:

+ биогенетический, социогенетический, персоногенетический;

– биологический, социальный, социолингвистический;

– генетический, физиологический, биологический.

тест-30. Структура личности в зарубежной психологии (по Фрейду):

– Он, Она, Оно;

+ Оно, Я, Сверх-Я;

– Я, Мы, Ты, Вы.

31. Определение личности в отечественной психологии:

+ человек как представитель социума, имеющий точки зрения, отличающиеся от позиций других людей;

– персона, обладающая уникальным набором профессиональных качеств;

– человек любого возраста вне зависимости от гендера, свободно демонстрирующий свои взгляды обществу.

32. Определение «структура личности» в психологии:

– классификация человеческих потребностей в зависимости от социального статуса;

– градация профессиональных навыков индивида;

+ связь и взаимодействие различных ее компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций.

33. Духовная психология личности:

– раздел психологии, специализирующийся на анализе общения человека с потусторонним миром;

– наука, сосредоточенная на духовном общении человека с богом;

+ психология, ведущими понятиями которой являются «дух» и «душа».

34. Субъект в психологии личности:

+ индивид или группа как источник познания и преобразования действительности;

– носитель неповторимых индивидуальных качеств и навыков;

– любой человек, обладающей субъективной точкой зрения на события происходящей действительности.

35. Социально психологические проявления личности изучает психология:

– общая;

+социальная;

– невербального общения.

36. Классификация методов исследования личности в психологии:

+ корреляционные, экспериментальные;

– профессиональные, экспериментальные;

– универсальные, деятельностные.

Источник: https://testua.ru/psikhologiya/1098-testy-po-psikhologii-lichnosti-s-otvetami.html

Психологическая безопасность: учебное пособие

Билет 36.Психодиагностика способностей.: К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности – это индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности.

Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенность пианиста) или высокий рост (особенность баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности.

И наконец, способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешного занятия музыкой; конструктивное воображение, важное для конструктора и инженера. Способности формируются на базе тех или иных особенностей личности.

Они включают в себя эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения ею и качество достижений.

Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко по сравнению с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень. Каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, математическая, литературная и т. д.

) предъявляет определенные требования к психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди обладают соответствующими качествами, у других они развиты слабо.

Недостаток или слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей открывает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение всей жизни под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.

В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди осваивали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями и навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков, так как развиваются в процессе их приобретения. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей, которые позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть ими.

Предпосылками развития способностей являются биологические факторы. Их называют задатками.

Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.

Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей.

При прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков помогает успешному формированию способностей, облегчает их развитие.

К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.

В качестве задатков способностей следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальными системами. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности:

 художественный – с относительным преобладанием первой сигнальной системы;

 мыслительный – с относительным преобладанием второй сигнальной системы;

 средний – с относительной уравновешенностью сигнальных систем.

Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Следует помнить, что задатки не заключают в себе способности и не гарантируют их развитие. Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.

Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой отдельный задаток. Задатки многозначны: на основе одного и того же задатка могут вырабатываться разные способности.

Так, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям рук хирурга, и способность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача.

У человека художественного типа могут формироваться способности и актера, и писателя, и художника, и музыканта; у того, кто относится мыслительному типу, – способности и математика, и лингвиста, и философа.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений, навыков, творческие способности – с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

С этой точки зрения различают способности к усвоению математики, музыки, к изучению языков и творческие способности. Мы можем играть на музыкальных инструментах, но не уметь сочинять музыку.

Разумеется, резко обособлять учебные и творческие способности нет оснований: учебная деятельность обычно включает в себя и элементы субъективного творчества.

Различают также общие умственные способности и специальные способности.

Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; они отвечают требованиям, которые предъявляет не один, а целый ряд в определенной степени родственных деятельностей.

К ним относят такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание и т. п.

Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной деятельности: музыкальной, художественной, конструктивно-технической и т. д. Они также представляют собой совокупность отдельных частных способностей.

Успешное осуществление той или иной деятельности, даже при наличии способностей, зависит от определенного сочетания качеств личности.

Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям.

Прежде всего, способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, жизненную потребность.

Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность – стремление выполнить соответствующую деятельность. У способных к определенной деятельности детей и взрослых интересы и склонности чаще всего сочетаются. Кроме того, они, как правило, развиваются одновременно с развитием способностей к ней.

Для успеха в деятельности, помимо наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего, трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.

Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд.

Как правило, способности всегда сочетаются с высокой трудоспособностью и трудолюбием.

Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это склонность к постоянному труду.

Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, совершеннее.

Высокий уровень развития способностей называют талантом.

Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны; склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой; большого трудолюбия и настойчивости – с третьей.

Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.

Эмпатия (от гр. empatheia – сопереживание) – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек.

Это возможно только в том случае, если представить себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражен лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному.

Эмпатия оказывает существенное влияние на социальную регуляцию поведения личности.

Методика определения общих способностей

Применяется для обследования взрослых.

Цель: определение уровня общих умственных способностей.

Материал и оборудование: краткий ориентировочный тест, бумага, ручка, секундомер.

Описание. Тестирование проводится в парах, состоящих из испытуемого и экспериментатора. Экспериментатор дает испытуемому инструкцию и вариант теста. После чтения инструкции и знакомства испытуемого с образцами выполнения заданий экспериментатор подает сигнал к выполнению теста, засекает время и по истечении 15 мин дает команду прекратить выполнение теста.

Инструкция. Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них.

1. Слово быстрый является противоположным по смыслу слову: 1) тяжелый, 2) упругий, 3) скрытный, 4) легкий, 5) медленный. Ответ – 5.

2. Минер – минор. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению. Ответ – 3.

Тест, который вам будет предложен, содержит 50 вопросов. На выполнение теста дается 15 мин. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо, пользуйтесь бумагой для записи. О том, что вам не понятно, спросите сейчас.

Во время выполнения теста отвечать на ваши вопросы я не буду. После команды переверните страницу и начинайте работать. Ответы записывайте на бланке для ответов напротив вопроса. Через 15 мин по команде сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку. Сосредоточьтесь.

Положите ручку справа от себя. Ждите команды. Начали!

Краткий ориентировочный тест

1. Одиннадцатый месяц года – это:

1 – октябрь, 2 – май, 3 – ноябрь, 4 – февраль.

2. Слово суровый является противоположным по значению слову:

1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.

3. Какое из приведенных ниже слов относится к слову жевать как обоняние и нос:

1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый.

4. Какое из приведенных ниже слов отлично от других:

1 – определенный, 2 – сомнительный, 3 – уверенный, 4 – доверие, 5 – верный.

5. Ответьте «да» или «нет». Сокращение «н. э.» означает: «нашей эры» (новой эры)?

6. Какое из следующих слов отлично от других:

1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить?

7. Слово безукоризненный является противоположным по своему значению слову:

1 – незапятнанный, 2 – непристойный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – классический.

8. Какие из приведенных ниже пар являются полностью идентичными?

9. Слово ясный является противоположным по смыслу слову:

1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, 5 – тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долл., а продал их за 550 долл. каждый, выручив при этом по 50 долл. с каждого автомобиля. Сколько автомобилей он продал?

11. Слова стук и сток имеют:

1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 45 коп. Сколько стоит 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих б пар чисел являются совершенно одинаковыми?

14. Слово близкий является противоположным слову:

1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой, 4 – родной, 5 – иной.

15. Какое число является наименьшим: 6; 0,7; 9; 36; 0,31; 5?

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение (в качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова): есть, соль, любовь, жизнь.

17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. Слова восходить и возродить имеют:

1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н.

Мхом обороты камень набирает заросший.

21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их.

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»?

73 66 59 52 45 38?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и:

1 – в июне, 2 – в марте, 3 – в мае, 4 – в ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии. Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:

1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 руб. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 коп.?

28. Расстилать и растянуть. Эти слова:

1 – схожи по смыслу, 2 – противоположны, 3 – ни схожи, ни противоположны.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:

1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули» стоимостью 2400 руб. был уценен во время распродажи на 33,3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция.

33. На платье требуется 2,3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений:

1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Увеличивать и расширять. Эти слова:

1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

36. Смысл двух английских пословиц:

1 – схож, 2 – противоположен, 3 – ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долл. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему смыслу:

1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

39. Если бы полкилограмма картофеля стоило 0,0125 руб., то сколько килограммов можно было бы купить на 50 коп.?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?

41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова по своему смыслу:

1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

42. Сколько соток составляет участок длиной 70 м и шириной 20 м?

43. Следующие две фразы по значению:

1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число вы бы поставили на его место?

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К – 3500 руб., П – 200 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значение следующих фраз:

1 – сходно, 2 – противоположно, 3 – ни сходно, ни противоположно.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 800 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

Обработка результатов. Цель обработки результатов – определение интегрального показателя общих умственных способностей (Ип). Его подсчитывают по количеству правильно решенных задач. Верные ответы представлены в таблице.

Код теста

Продолжение таблицы

Анализ результатов следует начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.

Шкала уровней общих умственных способностей

Источник: https://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl34.shtm

Medic-studio
Добавить комментарий