Билет 38. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.

Содержание
  1. Гуманистическое направление в психотерапии. Теория кратко
  2. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
  3. Философский подход
  4. Соматический подход
  5. Духовный подход
  6. Тема 1. История возникновения и развития экзистенциально-гуманистической терапии
  7. Тема 2. Конфронтация со смертью как базовой данностью существования. 
  8. Тема 3. Базовая данность существования: свобода. 
  9. Тема 4. Базовая данность существования: изоляция. 
  10. Тема 5. Базовая данность существования: бессмысленность
  11. Тема 6. Базовое искусство ведения беседы в экзистенциально-гуманистической психотерапии. 
  12. Тема 7. Основные особенности технологии ведения консультативной беседы в ЭГП
  13. Тема 8. Техники психологического воздействия в экзистенциально-гуманистической психотерапии 
  14. Тема 9. Этапы консультативного процесса: особенности, цели, методы и техники в ЭГП
  15. Тема 10. Жалоба, проблема, запрос, трансформация запроса клиента. Гипотезы в экзистенциально-гуманистической терапии
  16. Тема 11. Анализ речи клиента
  17. Тема 12. Сопротивление в экзистенциально-гуманистической психотерапии 
  18. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии

Гуманистическое направление в психотерапии. Теория кратко

Билет 38. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.

Один из виднейших представителей этого подхода Мэй писал, что “понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности”. Поэтому гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и когнитивно-поведенческой терапии.

В это направление традиционно включают самые разнообразные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения.

Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.

Психологическая концепция.

Гуманистическая психология, которую часто называют “третьей силой в психологии” (после психоанализа и КПТ), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход.

Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменологию – описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания (“здесь и сейчас”) как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единстве человеческого духовного начала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Концепция личности.

В период становления гуманистического подхода, его сторонники критиковали психоанализ за

– низведение мотивов до уровня инстинкта,

– за преувеличение значимости безсознательных процессов,

– игнорирование характера (особенностей здоровой личности)

– за рассмотрение тревоги как негативного фактора

КПТ была подвергнута критике за

– дегуманизацию, акценты только на внешнем поведении, лишение человека глубины и духовного

– внутреннего смысла, превращая его, тем самым, в машину, робот или лабораторную крысу

Возможно поэтому новое направление (опытное) было названо гуманистическим:

личность рассматривается как целостное образование, за счет отдельных проявлений понять ее невозможно.

основные мотивы личности – стремление к саморазвитию, самоактуализации (нахождении своего места под солнцем), раскрытие своего творческого потенциала. Самоактуализация, рассматривается как “гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду”

– личность рассматривается как постоянно меняющаяся, стремящаяся к своему полному самовыражению, самореализации и тд. не как заранее что то данное.

тревога здесь может рассматриваться как конструктивная эмоция, подталкивающая к развитию.

В итоге, получается следующее: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту.

Самоактуализация. Потребность в самоактуализации выступает как высшая человеческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности.

Пирамида Маслоу:

1-й уровень – физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и пр.).

2-й уровень – потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги).

3-й уровень – потребность в любви и принадлежности, (быть МЫ) (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба).

4-й уровень – потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и уважении и признании другими людьми).

5-й уровень – потребность в самоактуализации ( потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Согласно Маслоу необходимо удовлетворять сначало низшие потребности. чтобы перейти к высшим. Также он подчеркивал, что самоактуализация связана с освоением нового, а значит с риском, возможностью ошибок, и поэтому это усиливает потребность к безопасности, а значит, чревато возвратом к старым стереотипам.

Полное раскрытие личности, “полное функционирование” (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим:

– открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью,

– способность прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих,

– чувство свободы, высокий уровень творчества.

Жизненный опыт человека рассматривается им с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации.

Если этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как положительный, если нет – то как негативный, которого следует избегать.

Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.

Опыт. Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как то, что человек переживает и “проживает”. Опыт – это совокупность переживаний (феноменальное поле), сознание рассматривается как символизация некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит как сознательные (символизированные) переживания, так и бессознательные (несимволизированные).

Как я понял, символизированные переживания – это то, что получилось назвать, придумать образ (символ), несимволизированные – то что есть в безсознательном и не подвергнуто описанию и осмыслению, не придуманы образы. Опыт прошлого также имеет значение, однако актуальное поведение обусловлено именно актуальным восприятием и интерпретацией событий (актуальным опытом).

Организм. Организм в данном случае понимается не только как биология, но и как сосредоточение всего опыта переживаний (локус всего опыта переживаний). Это не только опыт ощущений и набор поведенческих реакций, но и весь социальный опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано.

Я-концепция – это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать).

Для самоактуализации необходимым условием является наличие адекватной Я-концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, включающего самые разнообразные собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для процесса самоактуализации.

Конгруэнтность – неконгруэнтность (другими словами – адекватность-неадекватность или хорошее соответствие – плохое соответствие) также определяет возможности самореализации.

Если Я-концепция соответствует организму (опыту переживаний), осознает себя тем, кем он есть в опыте, если он “открыт опыту”, то его образ Я будет адекватным и целостным, поведение конструктивным, а сам человек – зрелым, адаптированным и способным к “полному функционированию”.

Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие “открытость опыту” противоположно понятию “защита”.

Во-вторых, термин конгруэнтность относится также к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. Внешняя реальность – мир, субъективная реальность – наши представления о мире.

И, наконец, в третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность – это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным.

Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования.

Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, обострению защитных реакций и плохой адаптации.

Картинка про Я реальное и Я-идеальное:

Источник: https://pikabu.ru/story/gumanisticheskoe_napravlenie_v_psikhoterapii_teoriya_kratko_4532187

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Билет 38. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.

Гуманистическое направление в психотерапии включает в себя разнообразные подходы, школы и методы, которые в самом общем виде объединяет идея личностной интеграции, личностного роста, восстановления целостности человеческой личности.

Этого можно достичь путем переживания, осознания (осознавания), принятия и интеграции опыта, уже существующего и полученного в ходе психотерапевтического процесса.

Но представления о том, каким должен быть этот путь, за счет чего пациент в ходе психотерапии может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, у представителей данного направления различаются. Обычно в «опытном» направлении выделяют три основных подхода.

Философский подход

Его теоретической основой являются экзистенциальные взгляды и гуманистическая психология. цель психотерапии — помочь человеку в становлении самого себя как самоактуализирующейся личности, помощь в поисках путей самоактуализации, в раскрытии смысла собственной жизни, в достижении аутентичного существования.

Это может быть достигнуто посредством развития в процессе психотерапии адекватного образа Я, адекватного самопонимания и новых ценностей.

Личностная интеграция, рост аутентичности и спонтанности, принятие и осознание себя во всем своем многообразии, уменьшение расхождения между Я-концепцией и опытом рассматриваются как самые значимые факторы психотерапевтического процесса.

Наиболее полно этот подход выражен в разработанной Роджерсом клиент-центрированной психотерапии, получившей широкое распространение и оказавшей значительное влияние на развитие групповых методов.

Для Роджерса задачи психотерапии заключаются в создании условий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которого пациент изменяет свою самооценку в положительном, внутренне приемлемом направлении.

Происходит сближение реального и идеального «образов Я», приобретаются новые формы поведения, основанные на собственной системе ценностей, а не на оценке другими. Психотерапевт последовательно реализует в ходе работы с пациентом три основные переменные психотерапевтического процесса.

  1. эмпатия — это способность психотерапевта встать на место пациента, почувствовать его внутренний мир, понимая его высказывания так, как он сам это понимает.
  2. безусловное положительное отношение к пациенту, или безусловное положительное принятие, — предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью, независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено, какими качествами он обладает, болен он или здоров.
  3. собственная конгруэнтность, или аутентичность психотерапевта, — означает истинность поведения психотерапевта, соответствие тому, какой он есть на самом деле.

Все три параметра, вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса», непосредственно вытекают из взглядов на проблему личности и возникновение расстройств. Это, по сути дела, «методические приемы», способствующие изучению пациента и достижению необходимых изменений.

Сложившиеся таким образом отношения с психотерапевтом пациент воспринимает как безопасные, ощущение угрозы при этом редуцируется, постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент начинает открыто говорить о своих чувствах и переживаниях.

Искаженный ранее по механизму защиты опыт теперь воспринимается более точно, пациент становится более «открытым опыту», который ассимилируется и интегрируется в «Я», а это способствует увеличению конгруэнтности между опытом и «Я-концепцией».

У пациента возрастает позитивное отношение к себе и другим, он становится более зрелым, ответственным и психологически приспособленным. В результате этих изменений восстанавливается и приобретает возможность дальнейшего развития способность к самоактуализации, личность начинает приближаться к своему «полному функционированию».

В психотерапевтической теории и практике в рамках философского подхода наиболее известны клиент-центрированная психотерапия Роджерса, логотерапия Франкла, дазайн-анализ Бинсвагера, разговорная психотерапия А. М. Тауша (А. М. Tausch), а также психотерапевтические технологии Р. Мэя, Дж. Т. Быоджеиталя (J. Т. Bugental), И. Д. Ялома (I. D. Yalom).

Соматический подход

При этом подходе новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент приобретает за счет общения с самим собой, с различными аспектами своей личности и своего актуального состояния.

Используются как вербальные, так и невербальные методы, применение которых способствует интеграции «Я» благодаря концентрации внимания и осо-знавания различных аспектов (частей) собственной личности, собственных эмоций, субъективных телесных стимулов и сенсорных ответов.

Делается акцент и на двигательных методиках, способствующих высвобождению подавленных чувств и их дальнейшему осознанию и принятию. Примером этого подхода является гештальт-терапия Перлса.

Духовный подход

При таком подходе новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент приобретает благодаря приобщению к высшему началу.

В центре внимания находится утверждение «Я» как трансцендентального или трансперсоналыюго опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что, по мнению представителей данного подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом).

Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации.

Таким образом, опытный подход объединяет представления о целях психотерапии как личностной интеграции, восстановлении целостности человеческой личности, что может быть достигнуто за счет переживания, осознания (осозиавания), принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Пациент может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, различными путями: этому опыту могут способствовать другие люди (психотерапевт, группа), непосредственное обращение к ранее закрытым аспектам собственного «Я» (в частности, телесного) и соединение с высшим началом.

Т. Б. Карасу (Karasu Т. В., 1977), рассматривая экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии, приводит следующие его основные категории:

  • концепция патологии (основывается на признании существования экзистенциального отчаяния как следствия утраты человеком возможностей, расщепления «Я», рассогласования с собственными знаниями);
  • здоровье (связано с реализацией потенциала человека — развитием «Я», достижением подлинности, непосредственности);
  • желательные изменения (непосредственность переживаний, восприятие и выражение ощущений или чувств в данный момент);
  • временной подход (внеисторический, фокусируется на феноменологическом моменте);
  • лечение (кратковременное и интенсивное);
  • задача психотерапевта (сводится к взаимодействию в атмосфере взаимного принятия, способствующего самовыражению, — от соматического до духовного);
  • основной психотерапевтический метод (встречи с равноправным участием в диалоге, проведение экспериментов, игр, инсценировок или «разыгрывание» чувств);
  • лечебная модель (экзистенциальная: диада равных людей, или «Взрослый—Взрослый», то есть человеческий союз);
  • характер отношения пациента к лечению (считается реальным, в отличие, например, от признания существования переноса в динамическом направлении, и представляет первостепенную важность);
  • позиция психотерапевта (взаимодействующая и принимающая; он выступает во взаиморазрешающей или удовлетворяющей роли).

Преемственность между личностной концепцией, концепцией патологии и собственно практикой психотерапевтической работы является непременным условием научно обоснованных психотерапевтических школ (Карвасарский Б. Д., 2002).

Источник: https://psyera.ru/3250/ekzistencialno-gumanisticheskaya-psihoterapiya

Тема 1. История возникновения и развития экзистенциально-гуманистической терапии

История возникновения экзистенциальной терапии. Отражение идей экзистенциализма в трудах античных философов (Платон, Сократ, Аристотель). 

Экзистенциальная философия С.Кьеркегора, М.Бубера, М.Хайдеггера. Роль феноменологии Э.Гуссерля в развитии экзистенциальных идей в психотерапии.  Экзистенциальный психоанализ Ж.Сартра. Психотерапевтическая концепция экзистенциального анализа Л.Бинсвангера. Философско-теоретические воззрения М.Бубера. Влияние трудов Ф.Ницше на экзистенциальную философию. 

Dasein (бытие-в-мире) – способ существования в мире (М.Хайдеггер). Аутентичное и неаутентичное существование. Тревога как движущая сила аутентичного (подлинного) существования. 

Конфронтация с базовыми данностями существования: телесность, смерть, изоляция, свобода, бессмысленность.

Тема 2. Конфронтация со смертью как базовой данностью существования. 

Жизнь, смерть и тревога. Взаимозависимость жизни и смерти. Смерть как первичный источник тревоги. Тревога смерти: вазный детерминант человеческого опыта и поведения. Конфронтация со смертью как шанс личностного изменения. Клинические манифестации тревоги смерти.

Отношение к конечности как базовой данности в психоаналитических и неофрейдистких теориях. Возрастная динамика представлений о смерти у детей. Фундаментальные защиты от смерти: исключительность, компульсивный героизм, вера в спасителя (И.Ялом). Сознавание смерти в повседневной психотерапии.

Открытый и скрытый страх смерти. Беспричинный страх – как одна из форм страха смерти. Пробуждающие переживания: горе, важное решение, жизненные вези, сны, окончание терапии. Осознавание страха смерти с помощью идеи и контакта с людьми.

Идеи, помогающие преодолевать страх смерти: «волновой эффект», проживание одной и той же жизни вновь и вновь и др. 

Тема 3. Базовая данность существования: свобода. 

Конфронтация с базовой данностью существования – свободой. Ответственность как экзистенциальная проблема. Ответственность как авторство в идеях и произведениях Ж.-П.Сартра.

Клинические проявления избегания ответственности: компульсивность, перенос ответственности, отрицание ответственности по типу невинной жертвы, отрицание ответственности по типу  потери контроля, избегание автономного поведения, расстройства в сфере желаний и принятия решений. Принятие ответственности в индивидуальной и групповой психотерапии. Ограничения ответственности.

Ответственность и экзистенциальная вина. Специфика истинной, невротической и экзистенциальной вины (Р.Мэй). Вина равная ответственности за себя и за свой мир как фундаментальная часть Dasein (М.Хайдеггер). 

Ответственность, воля и действие. (И.Ялом). Воля как жизненная сила в идеях Шопенгауэра и Ницше. Клиническое понимание воли (О.Ранк, Л.Фарбер, Р.Мэй). Клинические манифестации методов избегания принятия решении.

Тема 4. Базовая данность существования: изоляция. 

Три типа изоляции: межличностная, внутриличностная, экзистенциальная. Причины и клинические проявления межличностной изоляции. Изучение причин внутриличностной изоляции в трудах современных теоретиков (К.Хорни, Э.Фромм, Салливан, А.Маслоу, К.

Роджерс, Р.Мэй).  Экзистенциальная изоляция как результат конфронтации со смертью и свободой. Рост как процесс сепарации и экзистенциальная изоляция. Индивидуальное становление влекущее за собой полную., фундаментальную, вечную и непреодолимую изоляцию (Э.

Фромм). 

Врожденное стремление к отношениям (М.Бубер). Два основных типа отношений «Я-Ты» и «Я-Оно». 

«Восполнение дефицита» или «рост» как овновные мотивации индивида по А.Маслоу. Осознание собственной отделенности как основной источник тревоги (Э.Фром). 

Экзистенциальная изоляция и психопатология межличностных отношений. Экзистенциальная изоляция и психотерапия: конфронтация клиента с изоляцией. 

Тема 5. Базовая данность существования: бессмысленность

Кризис бессмысленности. Логотерапия В.Франкла: ноогенный невроз, экзистенциальный ваакум, экзистенциальная фрустрация. Основополагающие принципы логотерапии. Экзистенциальный невроз как синоним кризиса бессмысленности. Земной и космический смыслы жизни. Секулярный личный смысл.

Три клинические формы экзистенциальной патологии: крусадерство, нигилизм, вегетативность. Основные категории уникальных смыслов. Духовность, свобода и ответственность как основные факторы существования человека. Смысл работы, смысл любви, смысл страдания. Клинические проявления потери смысла. Психотерапевтические стратегии работы с потерей смысла.

Вовлеченность как главный терапевтический ответ на бессмысленностью. 

Тема 6. Базовое искусство ведения беседы в экзистенциально-гуманистической психотерапии. 

Определение консультативного контакта. Параметры и качество консультативного контакта. Терапевтический климат. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата. Навыки поддержания консультативного контакта. Наблюдение за клиентом, правила установления раппорта, формула SOLER Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии.

Тема 7. Основные особенности технологии ведения консультативной беседы в ЭГП

Ограничение речи консультанта в диалоге. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Краткость и точность высказываний консультанта. Присоединение и руководство: приспособление и изменение мировоззрения клиента.

Слушание: особенности процесса слушания, нерефлексивное, рефлексивное и эмпатическое слушание – особенности применения в различных ситуациях психологического консультирования клиентов.

Фокус-анализ беседы.

Тема 8. Техники психологического воздействия в экзистенциально-гуманистической психотерапии 

Определение и классификация техник психологического консультирования.

Техники внимания и выслушивания (цели, функции, показания к применению). Отражение содержания (поддержка, повтор, пересказ (перефразирование), позитивное перефразирование, резюмирование). Отражение чувств. Отражение тела. Отражение процесса. Открытые и закрытые вопросы. Использование пауз в психологическом консультировании.

Техники воздействия (цели, функции, показания к применению). Интерпретация. Директива. Самораскрытие. Обратная связь. Логическое следствие. Воздействующее резюме. Конфронтация. Предоставление информации.

Тема 9. Этапы консультативного процесса: особенности, цели, методы и техники в ЭГП

Первая встреча с клиентом: цели, задачи, план первой встречи, особенности психологического состояния клиента на первой встрече, заключение контракта с клиентом Типы первичных интервью (два типа ознакомительных интервью: информационно-ориентированное первичное интервью; первичное интервью, ориентированное на установление отношений).

Завершение отношений консультирования. Функция завершения. Выбор времени завершения. Проблемы, связанные с завершением (завершение отдельных сессий, завершение отношений консультирования).

Сопротивление завершению (сопротивление клиента, сопротивление консультанта). Преждевременное завершение. Завершение, инициированное консультантом. Позитивное завершение консультирования.

Проблемы, связанные с завершением (постконсультационное сопровождение, направление к другому специалисту и др.).

Общая структура консультативного процесса. Этапы консультативного процесса (подходы: Р.Мэя, Г.Хэмбли, Ю.Алешиной, Р.Кочюнаса, А.Блазера, пятишаговая модель интервью, основанная на теории принятия творческих решений).

Типичные ошибки при ведении консультативной беседы, способы профилактики и работы с ними.

Тема 10. Жалоба, проблема, запрос, трансформация запроса клиента. Гипотезы в экзистенциально-гуманистической терапии

Типы клиентов и их ориентации (социально-демографические характеристики, цели обращения, мифологии проблем). «Игры» на приеме у психолога-консультанта. Типичные причины обращения к психологу-консультанту. 

Определение понятий жалоба, проблема, запрос. Локус жалобы клиента. Формулировка проблемы. Типы проблемных ситуаций. Виды запросов. Различия в запросах и мотивах обращения к консультанту. Определение психологического запроса клиента. Виды неконструктивных и конструктивных психологических запросов. Трансформация запроса клиента в психологическом консультировании.

Особенности работы психолога-консультанта с запросом заказчика.

Особенности формулировки гипотез в психологическом консультировании. Способы проверки консультативных гипотез.

Тема 11. Анализ речи клиента

Распознавание структуры предложений в процессе консультирования. Мышление и язык – отражение мировоззрения клиента. Мета-модель языка. Поверхностная и глубинная структура предложения.

Смысл восстановления глубинной структуры предложения в психологическом консультировании. Сбор ключевых лингвистических концепций (цели, технология поиска). Инконгруэнтность и противоречия.

Классификация словесных противоречий, идентифицируемых в речи клиента (опущение, искажение, обобщение), способы работы с ними.

Тема 12. Сопротивление в экзистенциально-гуманистической психотерапии 

Сопротивление – определение понятия. Формы и виды сопротивления. Отношение к процессу сопротивления в различных направлениях психологического консультирования. Причины сопротивления клиентов.

Этапы психологического консультирования, на которых имеет смысл работать с сопротивлением клиентов. Признаки сопротивления. Сопротивление и отношения доверия. Основные стратегии работы с сопротивлением клиентов.

Анализ предпочитаемых стратегий работы с сопротивлением клиентов.

Сопротивление психолога-консультанта.

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/ekzistencialno-gumanisticheskaya-psihoterapiya

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии

Билет 38. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.

  • Психологические консультирование Р. Мэя
  • Экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера
  • Логотерапия В. Франкла
  • Телесно-ориентированная терапия
  • Арт-терапия
  • Нарративная терапия
  • Клиент-центрированная терапия
  • Гештальт-терапия
  • Эмпирическая терапия Витакера

Это направление очень неоднородно, включает в себя разнообразные психотерапевтические школы, объединенные общим подходом к рассмотрению целей психотерапии и путей их достижения. Гуманистическое направление основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Его можно рассматривать как альтернативу психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную, целостную систему, понять которую посредством отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами личностного развития являются стремление к развитию и осуществлению своих возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации через достижение жизненных целей и раскрытие смысла собственного существования.

В основе экзистенциальной психотерапиилежит феноменологическая и экзистенциальная философия и психология (Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс, Сартр), центральное понятие учения – экзистенция (от позднелатинского existentia – существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции – забота, страх, решимость, совесть, вина, любовь. Все проявления определяются через смерть – человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Экзистенциальная психотерапия представляет собой собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на “свободную волю”, свободное развитие личности, её уникальность, осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. В Европе представителями экзистенциального анализа являются Бинсвангер, Босс, Франкл, в США выделилось экзистенциально-гуманистическое направление, известными представителями которого являются Мэй, Бьюдженталь, Ялом.

В экзистенциальной психотерапии особо выделяется созданный Франклом вариант экзистенциального анализа, который представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности. Франкл определяет этот метод также как экзистенциально-аналитическая логотерапия.

Известными представителями экзистенциально-гуманистической психотерапии являются американские психотерапевты Мэй и Бьюдженталь.

Мэй проводит дифференциацию тревоги как клинического симптома и экзистенциальной тревоги как важнейшей конструктивной силы в человеческой жизни, как “переживания встречи бытия с небытием”, “переживание парадокса свободы и конечности человеческого существования”. В своей книге “Искусство психологического консультирования” (Мэй) описывает основные характеристики личности в экзистенциальном понимании и с этих позиций – задачи психотерапевта.

Свобода – первая составляющая понятия личности и первый принцип психологического консультирования.

Задача консультанта – подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни.

Надо объяснить ему сложный механизм принятия решений с учетом прошлого жизненного опыта и влияния подсознания, что позволяет пациенту осознать и научиться использовать предоставляемые ему свободой возможности.

Второй составляющей личности является индивидуальность. Прежде чем быть “самим собой”, клиент должен отыскать свое настоящее Я, а консультант должен помочь ему соединить сознательное Я с различными уровнями подсознания и обрести свое истинное Я, найти в себе мужество стать этим Я.

Социальная интегрированность является третьей составляющей устойчивой личности. Невозможно понять личность вне её социального окружения.

Для личности огромное значение имеет умение приспосабливаться к обществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидуумов.

Задача психотерапевта – помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, вдохнуть в него мужество, которое поможет ему освободиться от неотступного чувства неполноценности, и направить его стремления в социально полезное русло.

Духовная напряженность является четвертой составляющей личности. Задача консультанта – помочь клиенту освободиться от патологического чувства вины и в то же время научить его достойно принять и сделать устойчивым то духовное напряжение, которое присуще природе человека.

Другой известный психотерапевт экзистенциально-гуманистической ориентации Бьюдженталь подчеркивает важность “шестого чувства” или внутреннего осознания, утраченного во многом человеком в процессе социализации, чувства своего внутреннего бытия, которое позволяет постоянно осознавать, насколько внешний опыт соответствует уникальной внутренней природе индивидуума. Важно помочь пациенту открыть для себя свое внутреннее осознание; обратить его внимание на его собственные желания, страхи, надежды, намерения, фантазии. Функционально внутреннее осознание похоже на процесс слушания, отсюда понятие “слушающий глаз”, объединяющее внутреннее зрение и внутренний слух. Внутреннее осознание – это переживание своего Я. Наиболее важными последствиями настройки на внутреннее чувство являются следующие: большая интеграция различиях аспектов своего бытия, возрастание ощущения жизни, большая готовность к действию, более осознанный выбор и большая искренность в отношениях с людьми.

Бьюдженталь так описывает основные аспекты психотерапии экзистенциально-гуманистической ориентации:

1) установление психотерапевтических отношений, развитие терапевтического альянса, эволюция переноса;

2) прояснение выявляющихся основных паттернов сопротивления, необходимые конфронтации и процесс проработки;

3) столкновение с некоторыми проблемами управления, вопросы планирования последовательностей, трудности принятия решений;

4) субъективное участие терапевта в лечебном процессе, проблемы контрпереноса, вовлечения и непривязанности;

5) основные экзистенциальные смыслы, которые психотерапевт находит в своей работе. Психотерапия такого рода – это пробуждение или вызывание жизни, спрятанной внутри патента, внутренней чувствительности, которую научили его подавлять, возможностей бытия, которые слишком редко осуществлялись.

Одним из основателей гуманистической психологии общепризнано является Маслоу. Он считает, что теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

Сильное влияние на Маслоу оказал Вертхаймер, один из основателей гештальт-психологии, а также Гольдштейн, подчеркивающий, что организм – это единое целое, и то, что происходит в его любой части, затрагивает весь организм. Он признавал также значительное влияние на него психоаналитической теории.

Развитие концепции самоактуализации Маслоу было вдохновлено Гольдштейном, который первым использовал этот термин.

Маслоу называл следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

1) более аффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;

2) принятие себя, других, природы;

3) спонтанность, простота, естественность;

4) центрированность на задаче в отличие от центрированности на себе;

5) некоторая отъединенность и потребность в уединении;

6) автономия, независимость от культуры и среды;

7) постоянная свежесть оценки;

8) мистичность и опыт высших состояний;

9) чувства сопричастности, единения с другими;

10) более глубокие межличностные отношения;

11) демократическая структура характера;

12) различение средств и целей, добра и зла;

13) философское, невраждебное чувство юмора;

14) самоактуализирующееся творчество;

15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры.

Маслоу описывает восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации:

1) моменты повышенного сознания и интенсивного интереса;

2) в каждом жизненном выборе решать в пользу роста, то есть открывать себя к новому, неожиданному опыту;

3) научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой, то есть решать для себя, нравится ли тебе самому что-либо, независимо от мнений других;

4) честность и принятие ответственности за свои действия;

5) научение верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними;

6) постоянный процесс развития своих способностей, потенциальностей;

7) “пик-переживания”, в которых мы более целостны и интегрированы;

8) обнаружение своих “защит” и работа отказа от них.

Неврозы и психологическую неприспособленность он определяет как “болезни лишения”, то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей и перечисляет в иерархии следующие основные потребности:

1) физиологические потребности (пища, вода и т. п.);

2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

4) потребность в уважении (самоуважение, признание);

5) потребность в самоактуализации.

Психологический рост рассматривается как последовательное удовлетворение все более “высоких” потребностей.

Ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования.

Наиболее значительные достижения Маслоу как психолога состоят в подчеркивании позитивных измерений человеческого опыта; он был духовным учителем многих гуманистических психологов и психотерапевтов.

Гуманистическая психология легла в основу таких широко распространенных в лечебной практике психотерапевтических методов гуманистической направленности, как клиент-центрированная психотерапия Роджерса и гештальт-терапия Перлса.

Предыдущая123456789101112Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x206b.html

Medic-studio
Добавить комментарий