Билет 4. Тестовая и клиническая психодиагностика.: Самые известные споры в психодиагностике разворачивались вокруг двух

Тестовая и клиническая психодиагностика

Билет 4. Тестовая и клиническая психодиагностика.: Самые известные споры в психодиагностике разворачивались вокруг двух

Билет 4.

Критерии объективности в психодиагностике.

Билет 3.

1. Магическая диагностика отрицает наличие связи между явлением и его сущностью. Эта связь непознаваема, м.б. доступна лишь исключительному разуму, который принадлежит определенным людям.

2. Солонная диагностика – развлекательная.

3. Паранаучная/ околонаучная диагностика – легко устанавливают связи между магическими категориями и их признаками. Доказывать наличие связи не обязательно (пр: херомантия).

Ни паранаучная, ни магическая диагностика не характеризуется объуктивностью.

4. Научная диагностика – объективна, т.к.:

– любой профессиональный разработчик теста при конструировании теста следует особому научно разработанному, технологическому алгоритму.

– другим специалистам известен этот алгоритм и любой из них может проверить обоснованность авторского ключа к методике.

Объективность научной диагностики определяется воспроизводимостью алгоритма разработки теста и проверки его ключей.

Суть технологического алгоритма:

1. Создание теоретического конструкта, определение содержания диагностической категории (на проявление чего будет направлена диагностика).

2. Определение диагностических признаков, которые будут судить о той или иной особенности.

Смысл – каждое утверждение нужно проверить статистически, насколько оно соответствует диагностической категории.

Используются специальные математические методы, но сначала можно использовать экспертную оценку суждения.

Проверка проводится на достаточно представленной, большой выборке.

Критерии объективности теста заложены в процессе его подготовки.

Самые известные споры в психодиагностике разворачивались вокруг двух типов прогнозов – клинического и статистического. С ними связаны и разногласия о предпочтительности номотетического или идеографического описания, тестировании с последующей интерпретацией или углубленного изучения единичного случая в процессе дидактического взаимодействия.

Особенности тестовой и клинической диагностики.

Тестовая диагностика позволяет выразить характеристики психики в количественной форме.

Клиническое обследование – не стандартизированный способ интервью, которое проводится психологом для установления уникальности человека и его социального окружения.

Различия:

I. по форме:

1) Тесты состоят из вопросов или утверждений, за каждый ответ начисляются баллы и результат выражается количественно.

2) Клиническое обследование берет начало в психиатрии, беседа не имеет строго заданных вопросов. Не оценивается каждый вопрос, а информация оценивается качественно, анализируется.

II. в подходе к человеку:

1) Тестовые сторонники полагают, что главные и наиболее значительные характеристики человека с достаточной надежностью м.б. определены с помощью тестов, т.е. они представляют человека как набор определенных психических качеств.

2) Клинические психологи считают, что личность – своего рода гештальт, с которым сталкивается любой вступающий в диалог человек. Нельзя свести к набору каких-либо психических качеств, это нечто целое, уникальное.

III. различия в результате:

1) Тест – построение профиля или характеристик личности. Диагноз: интеграция, совершаемая по некоторому алгоритму, включающему правила соотнесения данных.

2) Клиническое обследование – итогом является описание, которое представляет собой аналог литературного произведения, и это описание м.б. выполнено в духе разных школ. Диагноз: интеграция данных на основе опыта и интуиции клинициста.

IV. в стандартизации:

1) Тесты стандартизированы. Подчиняются строгим правилам.

2) Клиническое обследование носит свободный характер. Ход его определяется тем, что психолог и клиент сочтут важным. Четких правил и инструкций нет.

V. в интерпретации:

1) Тест в результате получает количественный показатель – индикатор показателя степени выраженности качества. Сопоставляем полученные результаты с нормой или критерием.

2) Клиническое обследование – ориентировано на интерпретацию конкретных жизненных ситуаций, нет критериев, которые бы регулировали процесс интерпретации.

VI. в объективизме:

1) Тест – способ подсчета результатов обеспечивает объективность результата.

2) Клиническое обследование – об объективности нет речи, но психологи считают, что суждения психолога о человеке являются объективными.

VII. по обработке результатов:

1) Тесты – при помощи стандартизированных процедур, осуществляется с помощью методов математической статистики.

2) Клиническое исследование интегрируется в зависимости от концептуальных позиций и практического опыта исследователя-клинициста.

Преимущества тестовой и клинической диагностики:

Тестовая диагностика:

1. Более эффективна, когда нужно получить информацию о большой группе людей в короткие сроки и принять строго альтернативное решение (либо «ДА», либо «НЕТ»).

2. Тесты хорошо защищены от методических ошибок, которые могут возникнуть вследствие низкой квалификации психолога, т.к. в тесте все прописано, они стандартизированы.

3. Тестовая диагностика предъявляет менее строгие требования к профессионально компетентности психолога.

4. Способ подсчета результатов обеспечивает объективность результата.

5. Менее трудоемкая работа.

Клиническое обследование:

1. Более эффективно, когда идее речь о малоисследованной области, оно позволяет выдвигать новые гипотезы.

2. Эффективно, когда необходимо глубже и точнее познакомиться с уникальной жизненной ситуацией человека. Дает больше информации.

3. Более эффективно, если после обследования сам психолог будет проводить дальнейшую коррекционную или развивающую работу.

4. Является более эффективной при работе с ребенком, т.к. ребенок постоянно меняется, переходит с одного этапа развития на следующий, и никогда нельзя точно сказать на каком этапе он находится в настоящий момент, несмотря на все разработанные возрастные периодизации. (Тестовые методики в данном случае мало эффективны).

5. Клиническое обследование требует высокого уровня профессиональной подготовки, богатого практического опыта и больше времени.

Недостатки тестовой и клинической диагностики.

Тестовая диагностика:

1. Трудоемкая, сложная работа на этапе разработки тестов.

2. Не существует тестовых методик на все случаи жизни.

3. Подвергаются критике представления об индивидуальном различии.

4. Внешняя легкость тестовой диагностики создает опасность «слепых» ошибок (т.е. слепая вера низкоквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически, в то время как на самом деле возможны различные казусы: человек не понял инструкции, ошибки в обработке и т.п.).

5. Отсутствие доверительной обстановки, что может привести к возникновению социально желательных ответов вместо истинных.

Клиническая диагностика:

1. Недостаточная объективность, так как полученные результаты зависят от теоретической ориентации психолога и его практического опыта. (Но принято считать, что суждения психолога о человеке являются объективными).

2. Требует высокого уровня профессиональной подготовки и богатого практического опыта.

3. Требует много времени на индивидуальную работу с клиентом.

Каждый из подходов имеет ряд преимуществ и ряд недостатков. Таким образом, невозможно отдать абсолютное предпочтение одному из них, можно лишь говорить о предпочтительном использовании того или иного подхода в определенной ситуации.

Использование клинического и тестового методов является более эффективным в их сочетании и взаимодействии.

Источник: https://studopedia.su/18_25023_testovaya-i-klinicheskaya-psihodiagnostika.html

Клиническая психодиагностика

Билет 4. Тестовая и клиническая психодиагностика.: Самые известные споры в психодиагностике разворачивались вокруг двух

Определение 1

Клиническая психодиагностика – это совокупность методов, которые применяются с целью исследования больного человека.

В отличие от общей психодиагностики, клиническая психодиагностика направлена на:

  • обнаружение отклонений психики от нормы;
  • изучение не только особенностей личности, но и некоторых других психических явлений, к которым относятся состояния сознания, познавательные, двигательные и эмоциональные процессы и состояния

К целям клинической психодиагностики можно отнести: диагностику психических нарушений – личностных, познавательных и эмоциональных процессов и пр.; обоснование способов компенсировать дефекты и оценку их эффективности.

Замечание 1

Клиническая психодиагностика имеет некоторые ограничения, связанные с клиникой – гуманность, максимальная краткость исследовательской процедуры, использование методов, доступных больным и пр.

Одним из наиболее важных направлений клинической психодиагностики является беседа, имеющая цель получить первичную информацию о психическом состоянии клиента, степень его психической сохранности, что является необходимым для выбора последующей тактики специального психологического обследования.

Методы клинической психодиагностики, наиболее широко применяемые в различных областях клинической психологии, очень разнообразны.

Так, нейропсихология в основном использует методы А.Р. Лурии, которые направлены на изучение высших психических функций и на выявление нейропсихологических синдромов, с помощью них проводится диагностика локальных поражений головного мозга.

В патопсихологии в основном используют методы анализа личности больного, его мотивационной сферы, установок и пр. Эмоциональных состояний личности, сознания – осознания окружающего мира и самого себя. С этой целью разработан ряд проективных тестов и опросников. Например, ТТРД, тест Р. Кеттела, ТАТ, тест Роршаха, когнитивные тесты и пр.

В психосоматике преимущественно используют методы оценки эмоционально-личностной сферы больного, осознание ими болезни, то есть, состояния внутренней картины болезни, особенностей психологической защиты и пр. С этими целями применяют и общие патопсихологические, и специальные методики.

Особенности клинической психодиагностики

Особое место в клинической психодиагностике принадлежит методам, которые применяются в психотерапии и психоанализе с целью выявить скрытые переживания, связанные с острой иди хронической психологической травмой.

К таким методам относят метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок и пр.

Эти методы, используемые для диагностики неврозов и психосоматических расстройств, а также затруднений при общении и адаптации в обществе.

Впервые предложенные З. Фрейдом методики, направленные на выявление переживаний и действий, которые вызваны неосознаваемыми мотивами.

Изучая детей, имеющих нарушения в психическом развитии, клиническая психодиагностика должна проанализировать уровень развития психических функций и личности ребенка, для определения формы существующей аномалии.

С этой целью применяются методы, которые были разработаны в детской психологии, нейропсихологии и патопсихологии, например, методы на обнаружение «зоны ближайшего развития», детский ТАТ, детская батарея Векслера и пр.

Особого внимания заслуживают три подхода в клинической психодиагностике, которые конкретизируют ее методы.

  • Объективный подход, при котором осуществление психологической диагностики идет на базе успешности и результативности, а также особенностей выполнения экспериментальных заданий.
  • Субъективный подход – предполагает диагностику, осуществляемую на базе сведений, которые испытуемый сам о себе сообщает, сам характеризует особенности своей личности и поведения в определенных ситуациях.
  • Проективный подход – предполагает диагностику, основанную на анализе особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, безразличным материалом, который становится объектом проекции в связи с известной неопределенностью или слабоструктурированностью.

Диагнозы, которые ставятся по результатам клинической психодиагностики, во многом зависят от названных задач психодиагностического исследования и могут быть многоуровневыми.

Выготский Л.С. классифицировал уровни психологического диагноза, которые упорядочены на основании глубины проникновения в состояние испытуемого.

  1. Эмпирический, или симптоматический диагноз, который ограничен констатацией определенного набора симптомов и особенностей, на базе которого выстраиваются практические выводы. Такой диагноз Выготским Л.С. не считался собственно научным, так как только установления симптомов не хватает, чтобы вынести обоснованное диагностическое заключение.
  2. Этиологический диагноз, который учитывает помимо наличия определенных особенностей или симптомов, еще возможные причины их возникновения.
  3. Типологический диагноз, который заключается в определении места и значения полученной информации в целостной, динамической личностной картине.

Клиническая психодиагностика базируется, в первую очередь, на качественном анализе психологических феноменов, чуть хуже развит количественный метод психодиагностики, который используется в основном, в общей психодиагностике.

Однако в последние несколько лет психометрические методы, к которым относят статистические, корреляционный факторный анализ и пр., начали применять и в клинической психодиагностике. Они являются наиболее полезными в процессе изучения больших объемов информации, например, для сравнения разных групп больных.

Успешно идет разработка компьютерных методов в различных областях клинической психодиагностики – детской, нейропсихологии индивидуальных отличий, семейной, социальной и пр.

Замечание 2

Современная клиническая психодиагностика характеризуется сочетанием традиционных клинических и новых математических методов, включая использование компьютерных технологий.

Таким образом, клиническая психодиагностика является достаточно сложным типом деятельности человека. Она направлена на выявление индивидуально-психологических характеристик отдельной личности в норме и при патологии.

Адекватное описание и эффективный анализ такой профессиональной деятельности клиническим психологом, как и любой деятельности человека, возможен только при опоре на принцип системного подхода.

Системный подход же, в свою очередь, предполагает единство исторического, функционального и структурного компонентов.

Источник: https://2dip.su/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82_%D0%B8_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/

Билет 4

Билет 4. Тестовая и клиническая психодиагностика.: Самые известные споры в психодиагностике разворачивались вокруг двух

Тестовая и клиническая психодиагностика. Самые известные споры в психодиагностике разворачивались вокруг двух типов прогнозов – клинического и статистического.

С ними связаны и разногласия о предпочтительности номотетического или идеографического описания, тестировании с последующей интерпретацией или углубленного изучения единичного случая в процессе дидактического взаимодействия.

Особенности тестовой и клинической диагностики.

Тестовая диагностика позволяет выразить характеристики психики в количественной форме.

Клиническое обследование – не стандартизированный способ интервью, которое проводится психологом для установления уникальности человека и его социального окружения.
Различия:

I. по форме:

1) Тесты состоят из вопросов или утверждений, за каждый ответ начисляются баллы и результат выражается количественно.

2) Клиническое обследование берет начало в психиатрии, беседа не имеет строго заданных вопросов. Не оценивается каждый вопрос, а информация оценивается качественно, анализируется.
II. в подходе к человеку:

1) Тестовые сторонники полагают, что главные и наиболее значительные характеристики человека с достаточной надежностью м.б. определены с помощью тестов, т.е. они представляют человека как набор определенных психических качеств.

2) Клинические психологи считают, что личность – своего рода гештальт, с которым сталкивается любой вступающий в диалог человек. Нельзя свести к набору каких-либо психических качеств, это нечто целое, уникальное.
III. различия в результате:

1) Тест – построение профиля или характеристик личности. Диагноз: интеграция, совершаемая по некоторому алгоритму, включающему правила соотнесения данных.

2) Клиническое обследование – итогом является описание, которое представляет собой аналог литературного произведения, и это описание м.б. выполнено в духе разных школ. Диагноз: интеграция данных на основе опыта и интуиции клинициста.
IV. в стандартизации:

1) Тесты стандартизированы. Подчиняются строгим правилам.

2) Клиническое обследование носит свободный характер. Ход его определяется тем, что психолог и клиент сочтут важным. Четких правил и инструкций нет.
V. в интерпретации:

1) Тест в результате получает количественный показатель – индикатор показателя степени выраженности качества. Сопоставляем полученные результаты с нормой или критерием.

2) Клиническое обследование – ориентировано на интерпретацию конкретных жизненных ситуаций, нет критериев, которые бы регулировали процесс интерпретации.
VI. в объективизме:

1) Тест – способ подсчета результатов обеспечивает объективность результата.

2) Клиническое обследование – об объективности нет речи, но психологи считают, что суждения психолога о человеке являются объективными.
VII. по обработке результатов:

1) Тесты – при помощи стандартизированных процедур, осуществляется с помощью методов математической статистики.

2) Клиническое исследование интегрируется в зависимости от концептуальных позиций и практического опыта исследователя-клинициста.
Преимущества тестовой и клинической диагностики:

Тестовая диагностика:

1. Более эффективна, когда нужно получить информацию о большой группе людей в короткие сроки и принять строго альтернативное решение (либо «ДА», либо «НЕТ»).

2. Тесты хорошо защищены от методических ошибок, которые могут возникнуть вследствие низкой квалификации психолога, т.к. в тесте все прописано, они стандартизированы.

3. Тестовая диагностика предъявляет менее строгие требования к профессионально компетентности психолога.

4. Способ подсчета результатов обеспечивает объективность результата.

5. Менее трудоемкая работа.
Клиническое обследование:

1. Более эффективно, когда идее речь о малоисследованной области, оно позволяет выдвигать новые гипотезы.

2. Эффективно, когда необходимо глубже и точнее познакомиться с уникальной жизненной ситуацией человека. Дает больше информации.

3. Более эффективно, если после обследования сам психолог будет проводить дальнейшую коррекционную или развивающую работу.

4. Является более эффективной при работе с ребенком, т.к. ребенок постоянно меняется, переходит с одного этапа развития на следующий, и никогда нельзя точно сказать на каком этапе он находится в настоящий момент, несмотря на все разработанные возрастные периодизации. (Тестовые методики в данном случае мало эффективны).

5. Клиническое обследование требует высокого уровня профессиональной подготовки, богатого практического опыта и больше времени.
Недостатки тестовой и клинической диагностики.

Тестовая диагностика:

1. Трудоемкая, сложная работа на этапе разработки тестов.

2. Не существует тестовых методик на все случаи жизни.

3. Подвергаются критике представления об индивидуальном различии.

4. Внешняя легкость тестовой диагностики создает опасность «слепых» ошибок (т.е. слепая вера низкоквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически, в то время как на самом деле возможны различные казусы: человек не понял инструкции, ошибки в обработке и т.п.).

5. Отсутствие доверительной обстановки, что может привести к возникновению социально желательных ответов вместо истинных.
Клиническая диагностика:

1. Недостаточная объективность, так как полученные результаты зависят от теоретической ориентации психолога и его практического опыта. (Но принято считать, что суждения психолога о человеке являются объективными).

2. Требует высокого уровня профессиональной подготовки и богатого практического опыта.

3. Требует много времени на индивидуальную работу с клиентом.
Каждый из подходов имеет ряд преимуществ и ряд недостатков.

Таким образом, невозможно отдать абсолютное предпочтение одному из них, можно лишь говорить о предпочтительном использовании того или иного подхода в определенной ситуации.


Использование клинического и тестового методов является более эффективным в их сочетании и взаимодействии.

Источник: https://studopedia.su/18_1975_bilet-.html

Тестовые и экспертные методы в психодиагностике

Билет 4. Тестовая и клиническая психодиагностика.: Самые известные споры в психодиагностике разворачивались вокруг двух

Психодиагностика-отрасль психологии, связ-я с колич.оценками и точным качест.анализом психических свойств и состояний чел.или группы.

Современные психодиагностические методы:

стандартизированные (измерительные или тестовые) и экспертные (клинические).

Тестовые

1.1объективные: в кот.есть объективно правильн. и неправильн.ответы; это всегда тесты с выбором ответа. Пр.: интеллект.

тесты (Тест структуры интеллекта Амтхауэр, Школьный тест умственного развития, Краткий ориентировочный тест, Аналитический тест интеллекта Мейли, RPM-прогрессивные матрицы Равена, Культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла, Шкала интеллектуального развития взрослых Векслер), тесты спец.способностей, тесты достижений-тесты успешности или функциональные;

1.2стандартизирован.самоотчеты: опросники или личност.опросники, в кот.нет объективно правильн.и неправ.ответов (Стандартизированный метод исслед.личности-СМИЛ Собчик, MMPI-Миннесотский многофакт.опросник, 16-факторный опросник Кеттелла, опросник Айзенка, Опросник структуры темперамента Русалова).

Тест-набор стандартизирован.вопросов и задач, позволяющих измерить уровень развития у обследуемых опред-х психол.качеств, теор.знаний, практич.умений и навыков.

Классификация тестов:

1)по назначению: общедиагностические, проф.пригодности, специальные

2)по комплектности: изолированные, тестовая батарея (Пр.: тесты учебных достижений)

3)по форме процедуры обследования: групповые, индивид

4)по форме ответа: устные, письменные

5)по наличию временных ограничений в выполнении теста: скоростные, возможности-результативности, смешанные

6)по особенностям используемых тестовых задач: вербальные, невербальные

7)по характеру тестового материала: бланковые-«карандаш-бумага», аппаратурные (в т.ч. компьютерные)

8)по предмету диагностирования: интеллект., личности, соц.-психолог.–на конфликтность, лидерство, т.е. на межличност.отношения в малой группе; достижений.

Критерии качества (психометрические требования) теста:

1)валидность-показ., что тест измеряет и насколько хорошо он это делает, на сколько результаты, полученные по тесту, совпадают с независимо наблюдаемым поведением; оценка пригодности теста к измерению требуемого качества 2)надежность-характеристика методики, отражающая точность психодиагностич.

измерений и устойчивость результатов теста к действию посторонних, случайных факторов (физич.состояние, окружение); показывает согласованность рез-ов теста, которые получаются при его повторном применении к тем же обследуемым ч/з время или в рез.применения эквивалентных наборов заданий. Коэф.надеж. д.б.=0,7-0,8 (Þ30-20%-влияние случайных факторов).

рез. Коэф.надеж.=0,7-0,8 (самый хороший) Кв£Кн, Кв=ÖКн

1-го

тест-я

рез. 2-го тест-я

3)репрезентативность-определяется возможность использования теста применительно к опред.категории обследуемых 4)достоверность-разновидность валидности применительно к тестовым самоотчетам; защищенность теста от мотивационных искажений.

Требования, кот.важно соблюдать при использ.теста:

1.Четко определить цели, задачи и область применения теста (ОПТ-характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест. Именно для этой гр. устанавливаются нормы, оптимальной трудность заданий, хар-ки валидности и надежности)

2.Использовать заданный алгоритм проведения тест-я и обработки рез-ов.

Преимущества тест.методик: 1)оперативность 2)«прицельность»-тест дает инф.об опред.индивид.-психол.особенностях 3)инф, полученная с помощ.теста, позволяет дать кач.и колич.сравнение тестируемого человека с другими людьми 4)экономичны при обследовании больших гр.

Недостатки 1)рез.тестов дают лишь актуальный срез уровня измеряемого качества, не учитывая, как этот уровень м.б.изменен при включении человека в конкрет.

деят-ть 2)тест не позволяет определить, что в личности связано с природными (биологич.) предпосылками, а что социально (сформировано в процессе жизни) 3)влияние тестируемого чел.на рез.

тест-я в соответствии с одобряемым обществом эталоном поведения (эффект «соц.желательности»).

Влияние психодиагност.ситуаций на рез.тест-я: 1.Добровольное или принудительное участие в обследовании (добровольное, бескорыстное; участие оплачиваемых обследуемых; запрос самого обследуемого на психодиаг-ку или администрации)

2.Кто и как б.использовать рез.тест-я – рез.испльзуются для постановки психологич.диагноза; для формулировки администрат.реш-я (Пр.:увольнение после аттестации; для предоставления инф.специалисту др. профиля; для консульт-я клиента).

Психодиаг.ситуации в практике кадр.мен-та:

1.Ситуация экспертизы клиента (заказчик и клиент – одно лицо)

2.Консульт-е клиента – психол.помощь (разные лица: заказчик – психодиагност (социолог, психолог)-клиент (оследуемое лицо или гр.лиц)).

Классификация личност.опросников:

1)по числу характеристик (одномерные и многомерные)

2)по способу конструирования опросников: (содержательные методики-стандартизир.интервью Пр.:Бланк личностных сведений Вудвордса; эмпирические Пр.:СМИЛ; факторные Пр.:16-факторн.опросник Кеттелла; опросники, основанные на теории личности Пр.:Опросник Эдвардса)

3)по диагностической направленности: типологические (на основе выделения типов личности, как целостных образований, не сводимых к набору черт Пр.:опрос.Айзенка), личностных черт (на основе выделения черт личности), интересов (Пр.

:Опрос.Голанда, Климова), мотивов (Пр.:Список личных предпочтений Эдвардса), ценностей (Пр.:Опрос.ценностных ориентаций Рокича), установок (установка-готовность индивида действовать опред.образом Пр.

:Уровень субъективного контроля Роттера).

Факторы, искажающие рез.опросников: 1. Разнообразн.установки испытуемых (на сознат.искажение ответов-фальсификация рез.; на опред.ответы-соц.желательность; на согласие и несогласие; на необычн.ответы; на крайние ответы) 2.Искажения, связан.с пониманием вопросов (связан.с когнетивным пониманием вопроса, связан.с личностью и прошл.опытом-собственно-психолог.сложности).

2.Экспертные:

2.1.проективные (методы завуалированного тестирования Пр.:«Чернильные пятна» Роршаха, тест руки, 8-ми цветник Люшера, 60 незаконч. предложений, рисунки-«Дом.Дерево.Человек» Дж.Бук),

2.2диалоговые: вербальн.:1)опрос: 1.1анкета-заочн.опрос 1.2интервью-свободное, фокусированное, стандартизирован, полустандартиз., клиническое 1.3социометрия-цель выявить неформ.структуру малой группы, оценка СПК 2)наблюдение; неверб.:1)деловые и ролевые игры 2)соц.-психол.тренинги 3)наблюдение.

Классиф.проективных методов по хар-ру стимульного материала и задачам, кот.стоят перед обслудуемым: 1)конститутивные: требуется структурирование стимулов и придание им смысла (Свободный рисунок, «Чернильн.пятна» Роршаха)

2)конструктивные: требуется создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Торренса для диагностики творч.способностей подростков до 18 лет)

3)аддитивные: требуется закончить предложение, рассказ (Незаконченное предложение Дж.Сакса)

4)интерпретативные: требуется истолковать событие, ситуацию (ТАТ-тематический апперцептивный тест Мюррейя) 5)экспрессивные:рисовать на свобод.или задан.тему (Друкаревич «Несуществующее животное», Дж.Бук «Дом.Дерево.Человек», Вульф «Рисунок семьи», Гудинаф «Рисунок человека»)

6)импрессивные: предпочесть одни стимулы как наиболее желательные другим (тест цветового выбора Люшера) 7)катартические: катарсис-очищение, эмоц.освобождение, все виды игровой и изобразит.деят-ти, в кот.обследуемый реализует подавленные мотивы и отношения (нарисуй свой страх).

Преимущества проект.методов: 1.В отлич.от стандартизир-х позволяют проникнуть в трудно объективируемые особ-ти личности (субъективн.переживания, личностные смыслы, динамика целей) 2.Более надежны в случ.индивидуальной диагностики 3.Незаменимы везде, где неразработаны стандартиз.методы.

Недостатки: 1.Недостаточ.стандартизация (унификация) процедур подготовки, проведения, интерпритации данных 2.Неподдатливость традиционным методам определения надеж. и валид. 3.Зависимость успешности проведения и интерпритац.от квалификац.эксперта.

Наблюдение:

цели:1.найм и отбор 2.аттестация 3.психологич.сопровождение.

Виды:

1)поисковое: сплошное (дневник, сплошн.протокол, видео/аудио фильм)/выборочное(запись в символах, в виде стандартизир.протокола-таблицы)

2)случайное/систематическ.

3)констатирующее/оценивающ.

4)стандартизирован./свободн.

5)открытое/скрытое

6)включенное/со стороны

Преимущества наблюд.:1.естественность 2.возможность получит целостн.картину происходящего 3.низкие затраты на проведение (но зависит от вида наблюд.) 4.универсальность (наблюд.-обязат.компонент др.психодиагн.методов)

Недостатки: 1.субъективность, зависимость рез.от квалификац.эксперта 2.возможность фиксировать только внешние проявления 3.сложность или невозможность повторного наблюд. 4.возмож-ть соц.желательности 5.м.б.большие времен.затраты на проведение и обработку.

Интервью: 1)найма 2)в рамках программ развития перс. Качество интервью зависит от его содержания, техники проведения, уровня подготовки интервьюера. А.Файоль: 3 осн.момента, на кот.необходимо обратить внимание при интервью: 1.что говорит чел. 2.о чем он предпочитает не говорить 3.о чем он не может сказать.

Источник: https://cyberpedia.su/12x43c.html

Тест по психодиагностике, 70 вопросов с ответами

Билет 4. Тестовая и клиническая психодиагностика.: Самые известные споры в психодиагностике разворачивались вокруг двух

1. При проведении исследований часто встаёт вопрос о том, насколько характерный материал вы используете. Как называется мера соответствия по некоей характеристике испытуемого той популяции, к которой он принадлежит:а) валидность;б) вариабельность;

в) репрезентативность;

г) надёжность.

2. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений:а) стадия наблюдения;б) корреляционная стадия;в) контрольная стадия;

г) стадия формирования гипотезы.

3. Какое из утверждений описывает понятие валидности:а) способность теста определять меру дефекта;б) характеристика единства способов использования теста;

в) показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен;

г) мера вероятности получения ошибочных результатов.

4. Репрезентативность теста указывает на:
а) возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте;б) степень однородности диагностируемой выборки;

в) насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого.

5. Какое утверждение определяет понятие стандартизации тестов:а) приведение теста в соответствие со стандартами;

б) использование единообразных процедур проведения и обсчета результатов;

в) согласование популяционных нормативов с культурными и социальными стандартами.

6. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта:
а) характеристика имеющихся познавательных способностей;б) характеристика врожденных способностей;в) мера приобретенных интеллектуальных навыков;

г) характеристика зоны ближайшего развития.

7. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется:
а) психодиагностика;б) диагноз;в) измерение;

г) психологический эксперимент.

8. Работы, каких двух исследователей стояли у истоков метода тестирования:а) Э. Крепелина и А. Бине;б) П. Жане и Ф. Гальтона;

в) Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла;

г) Ф. Гальтона и А. Бине.

9. Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы:

а) С.Л. Рубинштейн;

б) А.Р. Лурия;

в) Т. Рибо;

г) В.Б. Зейгарник.

10. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение:а) интеллектуального уровня;

б) зоны ближайшего развития;

в) мотивации учебной деятельности;

г) эмоциональных блоков интеллектуальной работы.

11. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как:
а) предпосылки интеллекта — интеллект;б) интеллект — мышление;

в) ригидность — гибкость.

12. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А.Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторного:а) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;б) эксперимент проводится без использования технических средств;в) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым;

г) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании;

д) применяется специальная аппаратура и четко спланированные задания.

13. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп:а) личностные опросники;б) тесты достижений;в) психометрические тесты;

г) проективные методы;

д) свободное интервью.

14. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:а) паспортного возраста и уровня образования;б) умственного и эмоционального возраста;

в) интеллектуального и паспортного возраста;

г) максимальных и минимальных показателей;

д) уровень актуального развития и потенциальных возможностей.

15. Включенное наблюдение – это:а) наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов;б) длительное наблюдение;в) наблюдение в условиях лаборатории;

г) наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий;

д) наблюдение включает в себя несколько этапов.

16. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется:а) формирующим экспериментом;

б) наблюдением;

в) констатирующим экспериментом;г) квазиэкспериментом;

д) моделированием.

17. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:а) включенное наблюдение;б) пилотажный эксперимент;в) контрольный эксперимент;г) формирующий эксперимент;

д) констатирующий эксперимент.

18. Синонимом формирующего эксперимента является:а) квазиэксперимент;б) проективный эксперимент;в) контрольный эксперимент;

г) генетико-моделирующий;

д) лабораторный эксперимент.

19. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего поведения, называются:
а) L- данными;б) Q- данными;в) T-данными;

г) Z- данными.

20. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам;б) к эмпирическим методам;в) к способам обработки данных;

г) к интерпретационным методам.

21. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов само называется:а) L- данными;

б) Q- данными;

в) T-данными;

г) Z- данными.

22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:а) экспериментом;б) контент-анализом;

в) наблюдением;

г) методом анализа продуктов деятельности.

23. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:а) пилотажным;

б) лонгитюдным;

в) сравнительным;

г) комплексным.

24. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:а) интроверсия;б) интроекция;

в) интроспекция;

г) интроскопия.

25. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:а) наблюдение;б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение.

26 Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:а) наблюдение;б) эксперимент;в) тестирование;

г) самонаблюдение.

27. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:а) контекст-анализом;б) анализом продуктов деятельности;в) беседой;

г) экспериментом.

28. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения межличностного выбора называется:а) контент-анализом;б) методом сравнения;в) методом социальных единиц;

г) социометрией.

29. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:а) наблюдения;

б) эксперимента;

в) контент-анализа;

г) анализа продуктов деятельности.

30. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:а) валидности;б) достоверности;

в) надёжности.

31. Первые интеллектуальные тесты для детей были разработаны:
а) Бине-Симоном;б) И.П. Павловым;

в) Эббингаузом.

32. К формализованным методикам относятся:а) тесты;б) опросники;в) проективные методики;г) психофизиологические методики;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

33. К малоформализованным методикам НЕ относят:а) наблюдение;б) беседу;в) анализ продуктов деятельности;

г) опросники;

д) тесты.

34.Стандартизация — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых

в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

35.Надежность- это:а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;

б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых

в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

36.Валидность — это:а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых

в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

37. Прием, используемый для повторного обследования испытуемых с помощью одной и той же методики для проверки стабильности диагностируемого признака, называется:а) константностью;б) контент-анализ;

в) тест-ретест.

38. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:а) устойчивости внимания;б) концентрации внимания;

в) переключаемости внимания;

г) динамической асимметрии внимания.

39. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления:а) классификация и сложение фигур;б) сложение фигур и исключение предметов;в) пиктограмма и сложение фигур;

г) классификация и исключение предметов;

д) пиктограмма и классификация.

40. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой:а) тест уровня самооценки;

б) экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке;

в) экспериментально-психологическую методику изучения самооценки.

41. Какое из приведенных утверждений НЕ отражает основных правил оценки профиля MMPI:а) профиль должен оцениваться как единое целое;

б) при оценке профиля наиболее существенно значение Т-нормы по каждой шкале, сравнение с которой отражает степень выраженности психопатологии;

в) профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние;

г) при оценке профиля наиболее существенно отношение уровня каждой шкалы к среднему уровню профиля в целом и, особенно, по отношению к соседним шкалам.

42. Тест «чернильных пятен» создан Г. Роршахом:а) в 1912 г.;

б) в 1921 г.;

в) в 1935 г.;

г) в 1951 г.

43. Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться цветовой тест отношений А.М. Эткинда:
а) 3-4 года;б) 5-6 лет;в) 7-8 лет;

г) 9-10 лет.

44. «Кубики Кооса», «куб Линка» являются методиками для исследования:
а) процесса решения конструктивных задач;б) абстрактно-логического мышления;в) дискурсивного мышления;

г) оперативной памяти.

45. Во взрослом и детском вариантах теста Векслера наиболее культурально-зависимы результаты по тесту:а) недостающие детали;б) арифметика;в) лабиринт;

г) осведомленность.

46. Какой из перечисленных факторов может приводить к снижению показателей по вербальному тесту Векслера:
а) высокий уровень тревоги;б) высокая потребность в самореализации;в) высокий уровень внимания;

г) высокая самооценка.

47. Какой из перечисленных тестов НЕ является проективным:а) ТАТ;б) тест Роршаха;

в) тест тревожности Спилберга-Ханина;

г) тест незаконченных фраз.

48. Какой из перечисленных тестов НЕ предназначен для оценки интеллектуальных способностей:
а) ТАТ;б) тест Векслера;в) тест общих способностей;

г) тест Стенфорд-Бине.

49. Опросник Спилберга-Ханина позволяет:а) оценить уровень депрессии;б) выявить склонность к полярным колебаниям аффекта;в) сопоставить истинную и ситуационную самооценку;

г) сопоставить ситуационную и конституциональную тревожность.

50. Какой из тестов позволяет сопоставить вербальные и невербальные способности:а) тест Роршаха;

б) тест Векслера;

в) тест Бендер;

г) тест Кеттелла.

51. 16-факторный личностный опросник разработал …..
а) Кеттелб) Роршихв) Векслер

г) Бендер

52. Какой из тестов содержит 3 шкалы валидности и 10 клинических шкал:а) тест Векслера для взрослых;б) тест Айзенка;

в) MMPI;

г) Тест Кеттелла.

53. Тесты способностей показывают:а) уровень предшествующей подготовки;б) степень вклада наследственности в способности;

в) возможности успеха в той или иной области;

г) общий уровень умственных способностей.

54. Какой из цветов в тесте Люшера НЕ относится к основным:а) синий;б) желтый;

в) фиолетовый;

г) сине-зеленый.

55. Надежность теста показывает:а) какую стабильность результатов измерения обеспечивает сам тест;б) насколько стабильны те свойства и качества, которые измеряются с помощью теста;

в) насколько стабильна процедура подсчета суммарного балла по тесту.

56. Каково исходное назначение опросника Т. Лири:а) изучение групповой динамики;

б) изучение взаимоотношений в семье;

в) изучение ролевых идентификаций личности;

г) изучение социальной конфликтности.

57. Какое из утверждений верно описывает назначение теста Розенцвейга:а) выявление агрессивных реакций на стресс;б) определение уровня стрессоустойчивости;

в) определение типов реагирования на фрустрацию;

г) диагностика клинических типов агрессивности.

58. Методологической основой психодиагностики является:а) хорошо разработанная психологическая теория;

б) психометрика;

в) практическая область применения психодиагностических методов.

59. Фактор социальной желательности оказывает наибольшее влияние в:а) ситуации клиента;

б) ситуации экспертизы;

в) патопсихологической диагностики.

60. Содержательная валидность теста – это:а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;

б) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена;

в) показатель внутренней однородности (согласованности) теста.

61. Если выборка репрезентативна срезу популяции, то:
а) результаты выборочного распределения можно описать распределением близким к нормальному;б) результаты выборочного распределения можно описать любым математическим распределением;

в) по результатам выборочного распределения вообще нельзя судить о репрезентативности выборки.

62. Нелинейное преобразование стандартных показателей необходимо для того, чтобы:а) удобства интерпретации полученных результатов;б) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям полученным по различным тестам;

в) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям различной формы.

63. Социально-психологический норматив – это:а) статистическая норма, эмпирически полученная на какой-либо выборке;

б) система требований общества к индивиду;

в) индивидуальная норма, рассчитанная для данного конкретного индивида.

64. Идея стандартизации методик и тестов принадлежит:
а) Дж. Кеттелу;б) В.Вундту;

в) А. Бине.

65. Проективные тесты и методики отличаются от объективных тестов и стандартизированных самоотчетов тем, что:а) не могут давать объективных и надежных результатов;б) результаты по тесту не поддаются никакой формализации;

в) интерпретация результатов по тесту зависит от компетентности и уровня квалификации психодиагноста.

66. Экспертная эмпирическая валидизация относится к:а) теоретическому типу валидизации;б) практическому типу валидизации;

в) теоретическому и практическому типам валидизации.

67. Конструктная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;б) показатель внутренней однородности (согласованности) теста;

в) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психического свойства.

68. Между валидностью и надежностью существует следующее соотношение:
а) валидность ≤ надежность;б) валидность ≥ надежность;

в) валидность = надежность;

69. Достоверность теста – это:а) его защищенность от фальсификации результатов психодиагностом;б) его защищенность от влияния на результаты различных внешних воздействий;

в) его защищенность от фальсификации результатов испытуемым;

70. Валидность теста доказывает:а) независимость результатов теста от мнения психодиагноста;б) можно ли применять данный тест на практике;

в) измеряет ли тест тот психический феномен, для измерения которого он предназначен.

Рекомендуемые посты

Источник: https://all4learning.ru/uchebnye-testy-s-otvetami/test-po-psixodiagnostike-70-voprosov-s-otvetami/

Medic-studio
Добавить комментарий