Билет 40.Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.

Психодиагностика профессионально важных качеств педагога

Билет 40.Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.

Личностные качества – один из факторов успешной деятельности педагога

К важным качествам по Марковой относятся:

–пед.эрудиция;

–пед.целеполагание;

–пед.мышление;

–пед.наблюдательность;

–пед.оптимизм и т.д.

Можно выделить 3 основные характеристики труда учителя, обуславливающие эффективность пед. деятельности в целом:

1. Направленность.

2. Компетентность.

3. Эмоциональная гибкость.

Направленность – в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в своей профессиональной деятельности. У наиболее «эффективных учителей» она становится мотивацией совершенствования.

В пед.направленность включаются: интерес к учащимся, к творчеству, к пед. профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

В более узком смысле – пед.направленность – это профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типичное своеобразие.

В более широком смысле – пед.направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении.

Иерархическая структура пед.направленности:

1. направленность на ребенка.

2. направленность на себя.

3. направленность на предметную сторону профессии.

3 типа направленности:

1. Истинно-педагогическая (мотив – интерес пед. деятельности) – состоит в устойчивой мотивации формирования личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог.

2. Формально-педагогическая.

3. Ложно-педагогическая.

Компетентность – гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) пед.общения.

*уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пед. творчество эффективно, когда оно опирается на высокую пед. компетентность.

Составление и проведение урока – это уже творчество.

Можно выделить 2 подструктуры пед. компетентности:

– деятельностная (ЗУНы и способы осуществления пед. деятельности).

– коммуникативная (ЗУНы и способы осуществления пед. общения).

Звено проф.компетентности…

Пед.мастерство – системное качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления в виде пед.умений.

–система знаний, необходимых для реализации целей деятельности;

–умение подать знания.

Уровни пед.мастерства:

1.Репродуктивный.

2.Адаптивный.

3.Локально-моделирующий.

4.Системно-моделирующий.

5.Формирование, моделирование системы знаний и управление учащимися.

*наиболее благоприятным для профессионального роста является их сочетание.

Гибкость – это разнообразие и адекватность проявляемых действий как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических).

3 вида пед. гибкости (структура):

1. Интеллектуальная.

2. Поведенческая.

3. Эмоциональная – сочетание личностных качеств: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (отзывчивость).

Психологические условия развития эмоциональной гибкости – осознание учителем ролей и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, физического и психического здоровья учителя и учеников.

Педагогические способности как условие эффективной педагогической деятельности.

Левитов выделяет основные педагогические способности:

–способность к передаче знаний в краткой или интересной форме;

–способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

–самостоятельный и творческий склад мышления;

–организаторские способности и т.д.

по Крутецкому:

1. Дидактические способности – передача учебного материала, делая его доступным.

2. Академические способности – способность к соответствующей области наук.

3. Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика.

4. Речевые – способности ярко и четко выражать свои мысли при помощи речи.

5. Организаторские – способность организовывать деятельность (эффективную).

6. Авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные.

8. Пед.воображение – специальная способность, выражающаяся в предвидении последних своих действий, в воспитательном проектировании личности учещегося.

9. Способность к распределению внимания.

+ Наблюдательность; Требовательность; Пед.такт; Эмпатия.

Структура способностей:

1. Перцептивно-рефлексивные – включают 2 вида чувствительности: 1) чувство объекта; 2) чувство причастности.

2. Проективные – включают: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.

Методики на изучение профессионально важных качеств педагога.

(см. картотеку)

Билет 41.

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.Русалова.

Различия ОСТ и ОФДСИ.

Предлагаемый психодиагностический инструмент – результат дальнейшего развития метода ОСТ (опросника структуры темперамента В.М. Русалова, 1990).

Метод ОСТ имел ряд существенных недостатков:

1. Он описывал ограниченное количество формально-динамических свойств, относящихся традиционно к сфере темперамента.

2. Имел грубую (двухмерную – да/нет) систему оценки выраженности свойств по каждому пункту.

3. Ряд пунктов содержал сходные формулировки, что приводило к искусственному завышению внутренней консистентности шкал.

4. Выделялось только 2 главные сферы поведения человека: предметно-ориентированная (в основном, психомоторные характеристики) и субъектно-ориентированная

Метод ОФДСИ лишен указанных недостатков.

1. Он позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и устойчивые структуры (индексы, типы), отражающие различную степень их интеграции в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения человека.

2. В методе использована более дифференцированная 4-балльная система оценок пунктов.

3. Существенно улучшена формулировка пунктов.

4. Выделяется 3 сферы: предметно-ориентированная шкала разделена на 2 самостоятельные категории: психомоторные и интеллектуальные. (+ осталась коммуникативная сфера).

ОФДСИ.

В.М. Русалов.

Общие теоретические положения: метод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из специальной теории индивидуальности (В.М. Русалов, 1986).

Согласно данной модели, имеется определенное эволюционно целесообразное количество фундаментальных формально динамических свойств индивидуальности, а именно 12 (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог (чувствительность) в 3-х сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной).

В основе данного опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их последователей. В настоящее время эта концепция претерпела изменения и стала развиваться как частный случай более фундаментальной концепции функциональных систем П.К. Анохина.

Свойства НС – базальные характеристики ФуС поведения, обеспечивающие интегративную деятельность мозга и всей НС в целом. ð проблема формально-динамических свойств рассматривается в структуре индивидуальности человека.

Формально-динамические свойства (ФДС) – ведущие детерминанты устойчивости индивидуальных различий между людьми; при этом сами ФДС выступают как результат системного обобщения инвариантных биологических компонент, которые вовлечены в ФуС поведения.

Т.о., ФДС – это особая психобиологическая категория, охватывающая все богатство «несодержательных», стилевых характеристик поведения человека.

Структура ФДСИ:

Афферентный синтез Программирование Исполнение Обратная связь
Психомоторная шкала Эргичность (ЭРМ) Пластичность (ПМ) Скорость (СМ) Эмоц. чувствительность (ЭМ)
Интеллектуальная шкала Эргичность (ЭРИ) Пластичность (ПИ) Скорость (СИ) Эмоц. чувствительность (ЭИ)
Коммуникативная шкала Эргичность (ЭРК) Пластичность (ПК) Скорость (СК) Эмоц. чувствительность (ЭК)

Данные о валидности и надежности:

Вычислялись 2 показателя надежности: 1) коэффициент ранговой корреляции по Спирмену, отражающий внутреннюю устойчивость тестовых оценок каждого испытуемого при повторном обследовании (т.е.

тест-ретестовую надежность); коэффициент синхронной надежности с помощью критерия Кронбха (альфа).

Данный показатель отражает однородность, внутренне постоянство или устойчивость пунктов по отдельным шкалам теста.

Для выяснения валидности использовали 2 различных показателя конструктной валидности и один показатель кросс-культурной валидности.

Цель: решение научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.

Область применения: от 18 до 60 лет.

Организация и процедура обследования:индивидуальная и групповая. Время заполнения бланка ответов опросника 30 минут.

Стимульный материал: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ручка или карандаш.

Краткая характеристика методики: Опросник основан на самоотчете испытуемых.

Содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-балльной шкале, и позволяет получить значения по 12 свойствам, на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные свойства.

Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям (пунктам) различной степени трудности (выраженности) и может иметь значение от 12 до 48 баллов.

В опроснике имеется также «контрольная шкала» (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности. Данная шкала варьирует от 6 до 24 баллов.

Обработка результатов: проводится с помощью стандартных ключей для каждого свойства и занимает не более 30 минут. Некоторые ответы – инвертированные.

Количество баллов, набранное испытуемым по той или иной шкале, позволяет определить его положение по отношению к другому испытуемому или группе испытуемых (норме).

Значения:

От 12 до 25 – низкий полюс шкалы,

От 26 до 34 – средний полюс шкалы,

От 35 до 48 – высокий полюс шкалы.

Краткое описание шкал:

ПСИХОМОТРНАЯ СФЕРА.

Эргичость:

Низ: узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность.

Ср: нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, средне-выраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.

Выс: высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность.

Пластичность:

Низ: повышенная склонность к моторной физической работе, обязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений.

Ср: типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средне-выраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда.

Выс: высокая гибкость при переключении с одной физической работы на другую, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.

Скорость:

Низ: заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.

Ср: средняя скорость моторно-двигательных операций.

Выс: высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.

Эмоциональность:

Низ: низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия, ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.

Ср: средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия, обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.

Выс: высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА.

Эргичность: отражает уровень интеллектуальных способностей, стремления к умственному напряжению, «узость––широту» интеллектуальных интересов, степень вовлеченности в процесс умственной деятельности, способность к обучению.

Низ: Ср: Выс:

Пластичность: вязкость––гибкость мышления, степень стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности, стереотипность––творческость подхода к решению задач/проблем, степень легкости перехода с одних форм мышления на другие.

Низ: Ср: Выс:

Скорость: скорость умственных процессов, выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Низ: Ср: Выс:

Эмоциональность: уровень чувствительности к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действий при выполнении умственной работы, эмоциональное реагирование на неудачи, связанные с интеллектуальной деятельностью, степень спокойствия (беспокойства) и уверенности (неуверенности) в себе в процессе умственной деятельности.

Низ: Ср: Выс:

КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА.

Эргичность: степень потребности в общении, социальная пассивность––активность (в установлении новых знакомств), узость––широта круга контактов, степень активности в соц. мероприятиях, замкнутость––общительность.

Низ: Ср:

Выс: +стремление к лидерству

Пластичность: уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, степень стремления к разнообразию контактов, степень разнообразия коммуникативных программ, пробудывание––импульсивность в общении.

Низ: Ср: Выс:

Скорость: скорость речевой активности и вербализации.

Низ: Ср:

Выс: + легкая и плавная речь

Эмоциональность: степень чувствительности к неудачам в общении, чувствительность к оттенкам межличностных отношений, степень радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

Низ: Ср: Выс:

КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА.

Варьирует от 6 до 24 баллов.

Критическое значение = 18 баллов.

Индексы и типы: отражают различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности.

6 индексов:

ИНДЕКСЫ АКТИВНОСТИ.

1. Индекс психомоторной активности (ИПА) = сумма баллов активных шкал в психомоторной сфере (ЭРМ+ПМ+СМ). Норма: от 78 до 102.

2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) = сумма баллов активных шкал в интеллектуальной сфере. Норма: от 78 до 102.

3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) = -//- в коммуникативной сфере. Норма: от 78 до 102.

4. Индекс общей активности (ИОА) = сумма баллов всех активных шкал во всех трех сферах (т.е. сумма (1)–(3) индексов). Норма: от 144 до 216.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s66713t1.html

Методики изучения профессионально значимых личностных качеств педагога

Билет 40.Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.

Вариант 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Цель: Определение уровня развития информационной культуры педагога

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция:На каждый из 25 вопросов предлагаются три варианта ответов, из которых следует выбрать один или два, наиболее для вас подходящих. Положите рядом с этой страницей опросный лист и отмечайте на нем ответы.

1. Вообще я к тестам отношусь:

а) с предубеждением;

б) с острым интересом;

в) с энтузиазмом.

2. Из своих товарищей с большим уважением отношусь к тем, кто:

а) знает все на свете и всегда сообщает самое нужное, интересное и необычное;

б) интересуется чем-то определенным и досконально знает об этом;

в) знает далеко не все, но интересуется многим и легко меняет или сочетает увлечения.

3. Бюрократ — это:

а) преступник;

б) несознательный работник;

в) неспособный и не знающий свое дело.

4. Думаю, что в библиотеке:

а) всегда можно найти, что нужно;

б) далеко не все найдешь, что нужно;

в) почти ничего, что нужно, никогда не найдешь.

5. Если меня с работы пошлют учиться:

а) постараюсь увильнуть, так как работа важнее;

б) поеду только потому, что, наверное, так надо;

в) поеду с охотой, хотя, может быть, потом и разочаруюсь.

6. По моему мнению, работа секретаря у начальника:

а) очень простая, ее может выполнять любая девушка, закончившая десятилетку;

б) не очень простая и требующая хотя бы небольшой подготовки;

в) достаточно сложная и требующая квалифицированной подготовки.

7. Наверное, инфаркты, инсульты:

а) от сидячего образа жизни;

б) неизбежное зло работников умственного труда;

в) из-за неумения организовать свою и чужую работу.

8. Профессия переводчика с английского языка: а) не очень нужная сегодня;

б) нужная сегодня и завтра;

в) нужная сегодня, но не завтра.

9. Считаю, что каждый специалист должен читать в основном:

а) книги по своей специальности;

б) журналы по своей специальности;

в) книги по смежным специальностям.

10. Работа с «бумажками»:

а) все-таки какая-то унизительная по сравнению с другими профессиями;

б) не унизительная, но не почетная;

в) если не почетная, то, по крайней мере, очень необходимая в наше время.

11. Информатика в школе должна:

а) помочь только в обучении математике;

б) научить программировать и пользоваться компьютером;

в) перевернуть весь учебный процесс.

12. Посещая один и тот же музей:

а) стараюсь каждый раз осматривать все;

б) выбираю что-нибудь интересное;

в) иду к чему-то конкретному.

13. Документом является:

а) художественный фильм;

б) не художественный, а документальный фильм;

в) вообще не фильм, а бумага с печатью.

14. Низкую эффективность конторского труда объясняю:

а) несознательностью, граничащей с нерадивостью;

б) отсутствием хорошей зарплаты;

в) неумением организовать свою и чужую работу.

15. Ручные перфокарты:

а) знаю, что это такое, и пользуюсь ими;

б) имею об этом некоторое представление, но в век компьютеров они не нужны;

в) не знаю, что это такое.

16. Когда бываю в библиотеке:

а) стараюсь пользоваться каталогом;

б) изредка обращаюсь к каталогу;

в) вполне обхожусь без каталога.

17. Уверен, что в архивах сохраняют:

а) практически все действующие деловые бумаги;

б) большую их часть;

в) меньшую часть.

18. Стараюсь:

а) сознательно регулировать идущие на меня потоки информации (радио, телевизор, книги, разговоры), выбирая только то, что мне нужно;

б) направлять на себя побольше информации, чтобы ничего не пропустить;

в) ограничивать количество информации, используя только главное.

19. Цвет в нашей жизни:

а) имеет очень большое значение — раскрывает характер человека, диагностирует болезни, лечит, влияет на настроение и производительность труда, помогает общению и украшает;

б) наверное, это так, но сказано слишком сильно;

в) сомневаюсь во многом перечисленном.

20. На тексты, изобилующие «штампами», реагирую:

а) с бурным возмущением;

б) отрицательно;

в) спокойно.

21. Уважаю:

а) в равной степени ученого-теоретика и специалиста-практика;

б) ученого-теоретика;

в) специалиста-практика.

22. Реферативные журналы:

а) читал их;

б) не читал, но имею о них представление;

в) вряд ли смогу объяснить, что это такое.

23. Реклама — дело:

а) очень полезное;

б) полезное, но далеко не всегда;

в) по крайней мере, у нас совершенно не нужное.

24. В своем городе:

а) с удовольствием буду водить гостя, показывая старину и рассказывая интересные истории, которые знаю;

б) если и буду что-то показывать гостю, то только не старину;

в) предпочту не играть для гостя роль гида.

25. Электронно-вычислительная техника:

а) только средство, большая эффективность которого зависит от сочетания с другими средствами и методами;

б) революция, решающая очень много проблем;

в) новшество, которое следует, однако, осваивать не торопясь.

Ключ

Оцените ваши ответы по следующим правилам.

От 1-го до 12-го вопроса включительно: а = 0; б = 2; в = 4. Если отмечены два варианта — возьмите среднее арифметическое, например: б + в = (2 + 4) : 2 = 3.

От 13-го до 25-го вопроса поступайте наоборот: а = 4;б = 2;в = 0 (при двух вариантах также берите среднее).

Потом сложите все 25 чисел, их сумма будет означать уровень вашей информационной культуры в процентах. Для молодого специалиста норма— не менее 50 процентов.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития у себя информационной культуры.

Вариант 2. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Существует огромное количество критериев и оснований типизации педагогов.

Одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то помогает слабым учащимся устранить причины их недостатков. Нельзя сказать, что какая-то из этих сфер деятельности лучше другой — все они необходимы.

Цель: Определение профессиональной направленности педагога

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени».

Варианты ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени.

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву.

Опросник

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей, (а, б)

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью, (а, б)

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека, (а, б)

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали, (а, б)

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку, (а, б)

6. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом, (а, б)

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом, (а, б)

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет, (а, б)

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен, (а, б)

10. Я всегда внимательно слежу за тем как, я одет, (а, б)

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать, (а, б)

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка, (а, б)

13. Большинство моих друзей — люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии, (а, б)

14. Я подолгу анализирую свое поведение, (а, б)

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане, (а, б)

16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории, (а, б)

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения, (а, б)

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине, (а, б)

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают, (а, б)

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих, (а, б)

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их. (а, б)

22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива, (а, б)

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей, (а, б)

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других, (а, б)

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки, (а, б)

26. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одиночестве, (а, б)

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого, (а, б)

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу, (а, б)

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать, (а, б)

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу, (а, б)

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю, (а, б)

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности, (а, б)

33. Наука — это то, что больше всего интересует меня в жизни, (а, б)

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной, (а, б)

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять, (а, б)

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди, (а, б)

37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, (а, б)

38. Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету, (а, б)

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики, (а, б)

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами, (а, б)

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть, (а, б)

42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью, (а, б)

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации, (а, б)

44. Моя любезность часто не нравится другим людям, (а, б)

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других, (а, б)

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом, (а, б)

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям, (а, б)

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету, (а, б)

49. Я проявляю активное участие к судьбе других, (а, б)

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей, (а, б)

Для обработки результатов опроса необходимо ответы испытуемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двухбальной шкале:

– ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

– ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Ключ

Общительность — 16, 66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а

Организованность — 2а, 7а, 12а, 17а, 226, 276, 326, 37а, 42а, 47а

Направленность на предмет — За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а

Интеллигентность — 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 296, 34а, 39а, 44а, 49а

Мотивация одобрения — 5а, 10а, 15а, 206, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным — если количество баллов более семи.

Для большей наглядности полученные результаты необходимо представить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности педагога, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности факторов собственной педагогической профессиональной направленности.

Вариант 3. ОПРОСНИК «АНАЛИЗ УЧИТЕЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель: Определение особенностей педагогического стиля.

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: «Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки)».

№ п/п Вопросы Варианты ответов
ЭИС ЭМС РИС РМС
Вы составляете подробный план урока? нет да нет да
Вы планируете урок лишь в общих чертах? да нет да нет
Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? да да да нет
Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? нет да да да
Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? да да нет нет
Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? нет да да да
Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? нет да да да
В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? нет нет да да
Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? нет да да да
Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? нет нет да да
Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? да да да нет
Вы часто меняете темы работы на уроке? да да нет нет
Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? да нет да нет
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? да нет нет нет
Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? нет да нет нет
Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? да да нет нет
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? да да нет нет
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? нет нет да да
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? нет да нет да
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? нет да да да
Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? да нет нет нет
Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? да да да нет
Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? нет да нет да
Часто ли Вы контролируете знания учащихся? нет да нет да
Часто ли Вы повторяете пройденный материал? нет да да да
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? да нет да нет
Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? да да да нет
Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? да да да нет
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? да да нет нет
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? нет да нет нет
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? нет да нет да
Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? нет да нет да
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? нет да нет да

Ключ

Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить педагогический стиль.

Название стиля Положительная сторона стиля Отрицательная сторона стиля
ЭИС Эмоционально-импровизацион-ный стиль У педагога: ориентация на процесс обучения, высокая оперативность. Объяснение нового материала строит логично, интересно, использует большой арсенал разнообразных методов обучения. Практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы. На уроках благоприятный психологический климат. У учащихся стойкий интерес к изучаемому предмету, высокая познавательная активность   У педагога: отсутствие методичности (слабо организовано закрепление и повторения учебного материала, контроль знаний учащихся), однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками, не дожидается, пока ученик сформулируют ответ самостоятельно. Мало внимания и требовательности к слабым ученикам. Он интуитивен, не умеет проанализировать результативность своей деятельности на уроке. Завышена самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, чрезмерная зависимость от ситуации на уроке. У учащихся непрочные знания, слабо сформированные навыки учения.
ЭМС Эмоционально-методичный стиль   У педагога ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета. У учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения. У педагога несколько завышенная самооценка, мало сдержанности, демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. Не дает ученикам высказаться, самостоятельно исправить и оформить свой ответ.
РИС Рассуждающе-импровизацион-ный стиль   У педагога ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. У учащихся развивается умение формулировать суждения (посредством подсказок, уточнений и т.д.), интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Много времени отводится ответу каждого ученика, который объективно оценивается. У педагога недостаточная изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем. Недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.
РМС Рассуждающе-методичный стиль   У педагога высокая методичность (систематичность повторения учебного материала, контроля знаний учащихся), внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся, высокая требовательность. Ориентируясь на результаты обучения, адекватно планирует учебно-воспитательный процесс. Особое время уделяется слабым ученикам У педагога консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, редкое проведение коллективных обсуждений, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся. На уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях Вашего стиля педагогической деятельности при проведении занятий во время практики.

Вариант 4. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_98297_metodiki-izucheniya-professionalno-znachimih-lichnostnih-kachestv-pedagoga.html

Medic-studio
Добавить комментарий