Билет 46. Методы групповой психотерапии.: К основным методам групповой психотерапии традиционно относят

Групповая психотерапия: общение как самое эффективное средство решения личностных проблем

Билет 46. Методы групповой психотерапии.: К основным методам групповой психотерапии традиционно относят

Бостонский хирург-пульмонолог Джозеф Херши Пратт, занимавшийся терапией туберкулёза, в какой-то момент своей практики решил лечить не болезнь, а самих пациентов.

Он предположил, что их психологическое состояние играет одну из важнейших ролей в развитии и течении инфекции. Так как возможности работать с заболевшими по одному не было, организовал групповые сеансы.

Уже через месяц стало понятно, что, по сравнению с индивидуальными, они показали более высокие результаты. Люди чувствовали себя гораздо лучше, шли на поправку.

Это произошло в 1905 году. С тех пор начало активно развиваться новое направление — групповая психотерапия. Родоначальником по праву считается Джозеф Херши Пратт. После своей столь успешной практики с туберкулёзными больными он теоретически обосновал полученные положительные результаты. А спустя несколько лет разработал методику ГП для тех, кто не страдает физическими заболеваниями.

Что это такое

Групповая психотерапия — это один из лечебных методов, предполагающий создание отдельной группы людей для устранения психологических и частично физиологических расстройств под руководством психотерапевта. В отличие от индивидуального подхода, решает проблемы пациента на основании раскрытия его сущности в процессе межличностного общения.

Из истории

Идея Пратта была подхвачена румынским психиатром, психологом и социологом Джекобом Леви Морено. Основатель психодрамы и социометрии впервые употребил термин «групповая психотерапия». Активно применял её на практике.

Пика популярности направление достигло в послевоенные годы (вторая половина 40-х гг. XX в.). Больниц в разрушенных городах не хватало, а количество нуждающихся в психотерапевтической помощи было огромным.

Поэтому повсеместно организовывались общие сеансы сразу для нескольких человек.

В 60-е годы XX в. направление было значительно расширено и стало активно применяться для лечения клинических случаев. Огромное значение ей придавал американский гуманист Карл Роджерс, создатель знаменитой «я-концепции». Он ввёл понятие «энкаунтер-группы», тем самым заложив основы антиавторитарной недирективной психотерапии.

Понятия

Существует три смежных понятия, которые в источниках часто путаются, что является грубейшей ошибкой.

Групповая психотерапия

Небольшая (до 20 человек) группа создаётся специально. Чаще всего в неё входят люди с похожими проблемами. Отличительная черта — активное взаимодействие. Они вступают в контакт друг с другом, общаются, делятся переживаниями. Психотерапевт направляет, даёт задания, иногда может отстраняться, чтобы наблюдать со стороны.

Коллективная психотерапия

Группа создаётся специально, объединяет людей с похожими проблемами. Может включать 50 и даже больше человек. Участники практически не взаимодействуют друг с другом, их роль больше похожа на зрителя. Психотерапевт — в центре внимания, ведёт всю работу: рассказывает, внушает, убеждает и т. д.

Психотерапия в группе

Группа не создаётся специально, так как уже существует. Это может быть семья, класс, трудовой коллектив, однокурсники. Чаще всего решается одна глобальная проблема — межличностный конфликт сразу между несколькими участниками. Задача психотерапевта — организовать работу так, чтобы не усугубить ситуацию, а наоборот — наладить отношения.

Виды, направления

Некоторые направления в психотерапии изначально были созданы как групповые: социодрама, психодрама, психогимнастика. Они не существуют вне этого метода.

Другие концепции также активно применяют эту форму работы: экзистенционализм, гештальт-терапия, арт-терапия и т. д.

Даже клиент-центрированные ответвления прибегают к её помощи, признавая, что человек — существо социальное и наиболее полно раскрывается только на фоне общения и контактирования с другими людьми.

В 1982 году известный практикующий психолог и психотерапевт Кьел Эрик Рудестам выпустил книгу «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». Несмотря на то, что с тех пор прошло почти 30 лет, на сегодняшний день это максимально полная энциклопедия всех психотерапевтических школ, направлений и концепций, использующих в своей работе ГП (с примерами и техниками):

В своей монументальной работе Рудестам также рассматривает несколько видов групп:

  • Т-группа (тренинговая) — эмоциональное сопереживание другим людям;
  • энкаутер (группа встреч и направлений) — самопознание, установление тесного контакта с другими, реализация личностного потенциала;
  • гештальт — обретение внутреннего контроля, развитие способности брать на себя ответственность за собственные эмоции и поступки;
  • тренинга умений — освоение различных форм поведения «здесь и теперь», побуждение каждого участника группы к реакции на действия других;
  • и др.

В 2011 году американский психиатр и психотерапевт, профессор психиатрии Стэнфордского университета Ирвин Дэвид Ялом выпустил книгу «Стационарная групповая психотерапия».

Книга Ирвина Ялома «Стационарная групповая психотерапия»

Нельзя сказать, что он создал новое направление или добавил в него нечто принципиально авторское. И ранее в условиях больниц организовывали подобные сеансы в дополнение к основному курсу лечения. Однако он всё это обобщил, систематизировал и подробно описал практическое применение:

  • эффективность;
  • общие принципы;
  • цели;
  • предполагаемый состав и размер групп;
  • стратегии и техники ведения;
  • подход «здесь и сейчас»;
  • проблемные ситуации: быстрая смена пациентов, эксцентричные инциденты;
  • рабочие модели высокоуровневой и низкоуровневой стационарных групп психотерапии.

На сегодняшний день «Стационарная групповая психотерапия» Ялома является настольной книгой всех, кому приходится работать с клиническими диагнозами в условиях больничных палат.

Цели и задачи

цель групповой психотерапии — раскрыть внутренние конфликты, противоречия, проблемы пациента на основании анализа его межличностного взаимодействия в группе.

Благодаря поставленным задачам, которые решаются сообща, практически на автомате происходит коррекция неадекватных установок, преодоление эмоциональных и поведенческих паттернов.

Но нужно иметь в виду, что каждая концепция вносит в эту цель свою специфику:

  • гештальт — обучение самоконтролю при общении с другими;
  • психодрама — развитие творческого потенциала;
  • телесно-ориентированная — снять панцири посредством физического контакта и т. д.

На пути к достижению основной цели групповая психотерапия решает три основные задачи:

  1. Самопонимание — осознание собственных мотивов, которые управляют поведением.
  2. Выработка позитивного отношения к себе.
  3. Саморегуляция — контроль своих мыслей, поведения, действий.

В процессе решения данных задач у пациента формируется адекватное самосознание за счёт межличностного общения с другими и групповой динамики.

Основные понятия

Динамика — цикл жизнедеятельности группы, включающий все протекающие в ней процессы, межличностные контакты, распределение ролей, взаимозависимость участников.

Нормы — стандарты поведения, определяющие взаимоотношения в группе: искренность, открытость, принятие других, толерантность, отсутствие критики, активность.

Роли — степень влияния участников друг на друга:

  • альфа — лидер, ведёт за собой, побуждает к активности, направляет, придает уверенность;
  • бета — эксперт, обладающий знаниями, необходимыми в различных ситуациях, вызывает уважение, консультирует;
  • гамма — аноним, ведёт себя пассивно, но при этом адаптируется к условиям, приспосабливается, считает себя лидером;
  • омега — отстранённый, закрытый, мало контактирующий с другими.

Сплочённость — необходимость работать в одной команде для решения общих задач. Напряжение — противоположное понятие, обозначающее несовпадение интересов и взглядов, нарушение стандартов поведения в группе, нарастание конфликта.

Проекция — наложение прошлых межличностных стереотипов на новые, которые принесли с собой и озвучили другие участники.

Подгруппы — неформальная разбивка основной на группы на более мелкие. В основе могут лежать возрастные, половые или интеллектуальные принципы.

Фазы развития — этапы процесса, характеризующиеся специфической активностью и выполняющие нужные психотерапевту функции:

  • I фаза — формирование группы, адаптация к новым условиям, знакомство, псевдоинтеграция, регрессия и неуверенность;
  • II фаза — возрастание активности, борьба за лидерство, распределение ролей, бунт против психотерапевта;
  • III фаза — принятие норм, действующих в группе, спад напряжения, установление личностных контактов, раскрытие, сплочённость, сотрудничество;
  • IV фаза — активная работа, эмоциональная поддержка, решение основных проблем, переоценка приоритетов.

На первые три фазы обычно уходит по 10% от общего количества сеансов, на последнюю — 70%. Например, если курс лечения состоит из 10 встреч, первые три соответствуют первым трём фазам, остальные 7 — последней. Но это идеальная схема, работающая только в том случае, если группы сформированы правильно и среди них нет участников с открытым девиантным поведением.

Принципы

Групповая психотерапия основывается на 10 принципах.

  1. Информированность: даются советы и инструкции, как себя вести и что делать.
  2. Универсальность: убедить клиента, что его проблемы не уникальны и присущи другим людям.
  3. Сплочённость: совместное решение проблем.
  4. Альтруизм: готовность помогать друг другу.
  5. Общение: доверительные беседы, обсуждение, формы обратной связи, ролевые игры.
  6. Переоценка ценностей: знакомство с другими взглядами на решение проблемы, сравнение со своими, их коррекция.
  7. Надежда: каждый участник должен быть уверен в эффективности занятий.
  8. Множественный перенос: создание тесных, почти семейных отношений внутри команды.
  9. Подражание лидерам и экспертам.
  10. Катарсис: эмоциональный взрыв, максимальное раскрытие личности, когда наружу выходит боль, копившаяся внутри долгое время.

Все эти принципы можно чётко проследить по работе правильно сформированной группы. Именно они приводят к положительному результату и полному выздоровлению.

Методы, техники, приёмы

В зависимости от направления, в котором работает психотерапевт, выделяют следующие методы групповой психотерапии.

Групповая дискуссия

Обсуждение единой для всех участников проблемы, выяснение личностных аспектов её решения для каждого отдельно. Групповая дискуссия может быть:

  • интеракционной — направленной на выяснение межличностных отношений;
  • биографической — знакомство с историей каждого участника;
  • тематической — обсуждение наболевших, актуальных тем.

Психодрама

Организуется ролевая игра на тему, связывающую всех участников, где каждый представляет собственное видение ситуации. Включает три этапа:

  1. Разогрев — распределение ролей.
  2. Психодраматическое действие.
  3. Обсуждение.

Психогимнастика

Предполагает общение, разыгрывание ролей без слов — с помощью только движений и мимики.

Проективный рисунок

Как и психогимнастика, невербальный метод групповой психотерапии. Всем участникам раздаются листы бумаги, средства для рисования и объявляется тема, созвучная с основной проблемой. На рисунок отводится полчаса, после чего каждой иллюстрации уделяется время, она становится центром дискуссии.

Музыкотерапия

На сеансах групповой активной музыкотерапии участники сочиняют собственные произведения. Затем обсуждают их, рассказывают о тех эмоциях, под впечатлением которых они написаны. На пассивных занятиях организуется прослушивание известных арий, опер, песен, мелодий с последующей дискуссией о них.

В зависимости от выбранного метода, психотерапевт использует различные техники: ролевая игра, беседа, дискуссия, повторы, метафоры, анализ сновидений, отражение аффекта и т. д.

Практика

Все групповые сеансы психотерапии проходят по разному сценарию. Иногда даже психотерапевт не в силах предугадать, что произойдёт на том или ином занятии. Ведь каждый участник привносит что-то своё в решение общей проблемы. Однако перед началом все должны получить ряд инструкций, отражающих нормы поведения, нарушать которые категорически запрещается:

  • проблема — одна на всех, нельзя её центрировать на себе;
  • но у каждого она обросла личностными факторами, в которых следует разобраться;
  • нужно учиться слушать и слышать других;
  • нельзя критиковать других за иной взгляд и отношение к одной и той же проблеме.

Для каждой отдельно сформированной группы психотерапевт прописывает свои правила, так как знает личностные особенности участников. С ними он знакомит клиентов на предварительной индивидуальной консультации.

Обычно в группы набирается от 5 до 20 человек. Всего требуется минимум 4 сеанса, максимальное количество не ограничено: пока участники желают встречаться и работать вместе, назначаются новые занятия до полного выздоровления всех. Некоторые покидают команду раньше остальных, если уже приходят к осознанию выхода и переоценке ценностей.

Пример из практики. От женщины ушёл муж, из-за чего она страдала депрессией, осложнённой навязчивыми идеями. Она преследовала одну цель — вернуть его любыми способами. Все попытки наладить отношения терпели крах, и каждая из них только ухудшала её состояние.

Индивидуальные сеансы психотерапии показали свою неэффективность, и её включили в группу женщин, переживавших такую же трагедию. И тут она неожиданно для себя увидела совершенно иное решение своей проблемы. Другие нашли в себе смелость развестись и учились жить заново без мужа.

Несмотря на то, что им тоже было плохо, в целом, они признавали, что им стало легче дышать, когда они перестали тешить себя напрасной надеждой вернуть былые отношения. Уже через 3 сеанса её жизнь переменилась и она пошла на поправку.

Если даже один участник так и не смог решить внутреннюю проблему, считается, что психотерапевт со своей задачей не справился.

На сегодняшний день групповые сеансы психотерапии практикуются повсеместно представителями разных направлений, начиная от экзистенционализма и заканчивая психоанализом. Они успешны в лечении даже запущенных расстройств личности и поведения.

Источник: https://ponervam.ru/gruppovaya-psihoterapiya.html

Групповая психотерапия: описание направления и методы проведения

Билет 46. Методы групповой психотерапии.: К основным методам групповой психотерапии традиционно относят

Групповая психотерапия – форма беседы с пациентами в группе, при которой определенное количество людей встречается для решения своих проблем. Группа преимущественно состоит из 8-12 участников.

В данном виде психотерапии применяется большой набор методов, которые можно использовать как по отдельности, так и в совокупности.

Она позволяет избавиться от внутренних конфликтов и подавленных эмоций личности.

Групповая психотерапия – форма психотерапии, которая предусматривает использование группового метода лечения психологических проблем, другими словами, группа людей встречается в определенном месте и в конкретное время под контролем психотерапевта.

Цель, если говорить кратко, заключается в разрешении внутренних и межличностных конфликтов и трудностей, коррекции поведения человека, снятии эмоционального напряжения, осознании подавленных эмоций и избавлении от комплексов. Основателем этого направления является психиатр из Америки Джозеф Пратт.

Он первым объединил пациентов, которые страдают туберкулезом в группы для проведения еженедельных дискуссий.

По результатам работ Дж. Пратта, эффективность терапии выросла в несколько раз благодаря взаимной поддержке больных. Они понимали, что не одни с такой проблемой и всегда найдется человек, который может понять и помочь. У пациентов отмечалось снижение депрессивных состояний, эмоциональный фон пришел в норму.

Более активное развитие групповая психотерапия получила во время Второй мировой войны, когда солдаты возвращались домой с психическими заболеваниями.

Их было настолько много, что индивидуально работать с каждым было невозможно, потому что количество психотерапевтов было невелико.

Именно в этот момент правительства различных стран приняли решение о внедрении групповой психотерапии в качество основного способа лечения подобных расстройств в послевоенный период.

Применяется термин «психокоррекционная группа» – временное объединение людей, которое имеет руководителя и проводит встречи для достижения общих целей (Кьелл Рудестам “Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика).

Выделяют 4 вида психокоррекционных групп:

  • терапевтические;
  • группы личностного роста;
  • группы развития межличностных умений и повышения квалификации руководителей;
  • группы решения проблем и организационного развития.

Несмотря на наличие видов, они имеют похожие цели: понимание и совершенствование собственной личности, получение информации, замена негативных установок на позитивные и др.

Одной из важных задач психотерапевта считается поддержание групповой сплоченности на высоком уровне, основными показателями которой являются полезность группы (чем больше людей довольны присутствием в этом коллективе, тем выше степень сплоченности) и симпатия друг к другу в ней.

Существует 10 главных психотерапевтических принципов, которые применяются в большинстве групп (И. Ялом и Кратохвил):

  • предоставление информации, т. е. терапевт воздействует на пациента при помощи инструкций и рекомендаций (советов);
  • принцип универсализации, который означает, что многие люди, когда только входят в группу, считают, что их проблемы уникальны, но потом убеждаются в том, что и у других людей наблюдаются похожие ситуации;
  • сплоченность;
  • альтруизм – каждый участник группы приходит на помощь другим;
  • развитие навыков коммуникации (общения);
  • внушение надежды – участник группы надеется на выздоровление и наблюдает за избавлением от проблем других людей, что усиливает эффект;
  • множественный перенос – группа похожа на семью, где формируется привязанность;
  • подражательное поведение означает, что в процессе наблюдения за действиями других человек приобретает умение правильно вести себя и общаться;
  • катарсис – участники находят выход для негативных эмоций.

Эффект групповой психотерапии заключается в том, что у человека наблюдается возникновение и переживание тех чувств и состояний, которые были у него в реальной жизни в прошлом и являлись неразрешимыми или подавленными. На основе этого происходит переработка негативного опыта, которая осуществляется в актуальной эмоциональной ситуации в группе. Если этого не сделать, то пациент не достигнет личностных и внутренних изменений.

В каждой психотерапевтической группе наблюдаются фазы ее развития. Выделяют 4 этапа:

  1. 1. На первом («фаза неуверенности») происходит образование коллектива, адаптация клиентов к новым условиям. Отмечается зависимое поведение и высокое эмоциональное напряжение участников.
  2. 2. Вторая, «фаза борьбы», характеризуется наличием высокого уровня напряжения, но поведение пациентов становится активным со скрытой или явной агрессией по отношению к психотерапевту, который воспринимается ими непрофессиональным, холодным и безразличным человеком. В этот период происходит борьба за лидерство, возникают и обостряются конфликты между участниками.
  3. 3. На третьей фазе осуществляется структурирование группы. Определяются нормы, цели и ценности. Отмечается наличие активности, самостоятельности и ответственности участника за себя самого и за коллектив в целом. Формируется групповая сплоченность, поэтому эту стадию называют «фазой развития сплоченности».
  4. 4. На четвертой, «рабочей фазе», искренность, чувство безопасности и эмоциональная поддержка создают возможности для течения процесса. На этом этапе происходит принятие решения и использование приобретенного опыта в жизненных ситуациях. В зависимости от особенностей участников фазы имеют различную продолжительность. Первые три в основном занимают от 20 до 30% времени работы группы.

На практике групповая психотерапия применяется для лечения неврозов, зависимостей (алкоголизм и наркомания). Кроме этого, этот метод можно использовать в качестве дополнения к медикаментозной терапии больным с психическими заболеваниями. Данное направление показано при психосоматических и хронических соматических патологиях.

Существует большое количество преимуществ и недостатков групповой психотерапии перед индивидуальной.

К последним можно отнести то, что при проведении групповой психотерапии терапевт не может уделить достаточно времени и внимания каждому члену отдельно, в отличие от индивидуального сеанса.

Кроме этого, некоторые клиенты не могут открыться в своих переживаниях перед другими людьми, и поэтому для таких клиентов необходима индивидуальная психотерапия.

К достоинствам данного направления относится то,что член группы получает поддержку со стороны других пациентов, потому что они имеют такие же или похожие проблемы.

Преимуществом является и то, что человек может быть не только активным участником, но и наблюдателем, то есть он получает возможность примерять на себя роли других членов группы, наблюдать за их поведением и оценивать его, что позволяет эффективнее справиться со своими трудностями.

Работа в группе способствует личностному росту и развитию, так как клиенты способны стимулировать друг друга к совершенствованию, а также экономии сил и времени терапевта.

Отличие индивидуальной психотерапии заключается в том, что этот способ терапии ориентирован и акцентирует исторический аспект личности и учитывает реальную ситуацию взаимодействия.

Групповая психотерапия же уделяет внимание межличностным аспектам и иногда обращается к историческому плану личности клиента.

Это направление раскрывает внутриличностные проблемы на основе того, как они раскрываются в процессе коммуникации с другими людьми.

Длительность терапии зависит от заболевания или вида проблем. В основном срок лечения составляет 8-10 недель, частота занятий – 4-5 раз в неделю. Продолжительность одного сеанса – 1,5 часа.

Количество человек также ограничено. Для удобства деятельности терапевта рекомендуется наличие в группе от 3 до 30 членов. Малые группы – до 10 участников, средние – 11-20 и большие – до 30. Наиболее эффективной считается работа в коллективе, состоящем из 8-12 человек.

Кроме этого, важно, чтобы группа была однородна, т. е. в ней должны присутствовать люди с одинаковыми проблемами, одного возраста и пола, так как это способствует повышению эффективности.

Психотерапевтические группы бывают открытыми и закрытыми.

Первые характеризуются тем, что в них в любое время может вступить новый член, а во второй тип новые пациенты не допускаются, потому что они, как правило, имеют фиксированную продолжительность работы, в отличие от открытой.

Преимущества закрытой группы заключаются в том, что пациенты проходят одновременно все фазы развития групповой сплоченности. В них быстрее формируется взаимопонимание и взаимопомощь.

Достоинством можно считать и то, что на новых участников влияют те люди, лечение которых подошло к концу. Они видят эффект и сами стремятся к достижению положительного результата.

Сеансы обычно ведут два терапевта, в идеале должны быть мужчина и женщина, т. к. это способствует проявлению различных проекций на них.

В настоящее время выделяют большое количество методов групповой психотерапии, которые можно разделить на две группы:

К первым относят групповую дискуссию и психодраму, а ко врторым – психогимнастику, проективные рисунки и музыкотерапию. Эти методы применяются в психотерапии или в качестве самостоятельного вида. Их можно использовать как по одному, так и в совокупности в зависимости от цели терапевта.

Это основной метод, применяемый в психотерапии. Выделяют три вида групповой дискуссии: биографическая, тематическая и интеракционная:

  1. 1. Биографическая заключается в том, что обсуждают биографию пациента, проблемы, конфликты, отношения и особенности поведения.
  2. 2. Изучение конкретной темы, которая наиболее актуальная для всех членов, относится к тематической дискуссии.
  3. 3. Интеракционная форма – анализ особенностей общения между участниками сеанса и ситуаций, которые возникают внутри него.

Основными моментами групповой дискуссии является знакомство пациентов, обсуждение их ожиданий от терапевтической сессии, страхов.

Терапевт выясняет, почему возникает сопротивление и агрессия в его сторону и соотносит с прошлым жизненным опытом. Происходит вскрытие истинных чувств к специалисту, осознание и понимание причин.

На основе этого они прорабатываются и вырабатываются групповые нормы в отношении психотерапевта.

В процессе групповой дискуссии выясняют наличие/отсутствие проблем у членов, которые связаны с самостоятельностью, активностью и ответственностью. Происходит формирование адекватного отношения к болезни и лечению.

Терапевт помогает мотивировать к участию в работе коллектива. Изучается групповая динамика (прогресс, которого достигла группа), обсуждение результатов терапии, подведение итогов и получение обратной связи от клиентов.

Метод психодрамы основал Якоб Леви Морено в 1925 г после эмиграции в США.

Он представляет собой ролевую игру, в процессе которой создаются условия для спонтанного выражения эмоций, связанных с актуальной проблемой пациента.

Психотерапевт создал этот метод по завершении проведения его театрального эксперимента («спонтанный театр»). Изначально его цель заключается в развитии творческого потенциала человека.

В ходе процесса разыгрывания различных ситуаций возникает креативность, спонтанность и эмоциональная связь между всеми членами.

Пациенты избавляются от подавленных эмоций, что позволяет переосмыслить трудности и конфликты и создать более конструктивное решение и способ реагирования на те или иные обстоятельства.

Психодрама предполагает наличие таких участников, как протагонист, терапевт, его помощники и зрители. Протагонист – главный герой, который представляет свои проблемы.

Терапевт (фасилитатор) – организатор игры и он помогает пациенту изучить свои проблемы и конфликты. Психотерапевт стимулирует участников к спонтанности, комментированию и анализу происходящего.

К его помощникам относятся котерапевт и клиент, которые исполняют вспомогательные роли.

Зрители – остальные члены группы, которые не принимают непосредственного участия, но обсуждают и анализируют ситуацию после ее завершения.

Используется при проведении гештальт-терапии, гуманистического направления и тренингов. Иногда психодрама применяется в сочетании с другими методами: дисккуссией, психогимнастикой и др. Процесс включает три этапа:

  • подготовительная;
  • психодраматическое действие;
  • обсуждение.

Психогимнастка заключается в выражении переживаний, эмоций и накопившихся проблем с помощью двигательной активности, мимики и пантомимы. Этот метод позволяет участникам группы общаться и проявлять себя без слов. Проведение психогимнастики включает три этапа:

  • подготовительная;
  • пантомимическая;
  • заключительная.

Перед проведением этого метода терапевт или участники встречи предлагают темы, которые разыгрываются с помощью слов. Специфика ориентирована как на трудности одного пациента, так и актуальные проблемы всех клиентов, т. е.

может касаться межличностного взаимодействия в группе. Психогимнастика проводится отдельным занятием. В некоторых случаях специалист в начале групповой дискуссии предлагает выполнить определенные психогимнастические упражнения.

Проективные рисунки позволяют получить дополнительную информацию о проблемах пациентах. Эта методика помогает осознать и выявить конфликтные и проблемные ситуации, о которых трудно рассказать вербальным способом. Занятие строится следующим образом. Терапевт каждому участнику дает лист бумаги, цветные карандаши или краски, с помощью которых они рисуют на определенную тему.

Качество рисунка значения не имеет. Темы, которые предлагают, могут быть разнообразными, начиная от индивидуальных проблем отдельных пациентов до общегрупповых. В основном темы охватывают три сферы:

  • прошлое, настоящее и будущее, т. е. каким пациент себя видит, каким хотел бы быть, каким, по его мнению, кажется окружающим людям, самое приятное или неприятное воспоминание и т. д;
  • общие понятия, которые отражают определенные ценности или явления (любовь, ненависть, болезнь, здоровье);
  • отношения между участниками.

Иногда применяют свободные темы, т. е. человек рисует то что хочет или использует совместное рисование. На творчество отводится 30-40 минут. После этого участники обсуждают работу каждого пациента. Проективные рисунки применяются в групповой дискуссии или как отдельное занятие.

Музыкотерапия заключается в применении музыки в терапии. Композиции оказывают благотворное влияние на вегетативные процессы в организме, развивают эстетические потребности пациента, навыки межличностного общения и активизируют положительные эмоции. Музыкальная терапия позволяет осуществить эмоциональную разрядку, облегчить осознание собственных переживаний.

Музыкотерапия проводится в двух формах: активной и пассивной. Первая заключается в музыкальной деятельности: воспроизведение музыки, импровизация с помощью собственного голоса или музыкальных инструментов. Рецептивная (пассивная) характеризуется восприятием музыки. Для этого чаще всего применяют классические произведения.

После проведения этой методики участники встречи обсуждают собственные переживания, воспоминания и фантазии, которые возникают в ходе прослушивания. На одном занятии пациенты прослушивают три композиции, каждая по 10-15 минут. Цель первой – сформировать определенную атмосферу, создать соответствующее настроение и для этого применяют спокойные произведения.

Вторая мелодия динамичная, потому что благодаря этому происходит стимуляция интенсивных эмоций и воспоминаний. Третье произведение снимает напряжение. Оно должно быть спокойным, либо энергичным, чтобы давать заряд бодрости и оптимизма.

Активная музыкотерапия заключается в том, чтобы человек с помощью музыкальных инструментов или голоса выразил свои чувства или осуществил беседу с другим членом группы. Иногда терапевт поет вместе с участниками, что способствует созданию доверительной атмосферы. В этом случае пациенты воспринимают специалиста своим другом.

Психотерапевтами приводится список композиций для музыкотерапии. В качестве успокаивающей музыки включаются А. И. Хачатурян – «Токката», «Танец с саблями» из балета «Гаяне».

Для снижения напряжения и тревоги применяются музыкальные творения Ф. Шопена, И. Штрауса, А.

Рубинштейна, детские и народные произведения, которая создает у пациентов образ матери и из-за этого возникает чувство безопасности.

Чтобы избавиться от раздражительности, предлагают композиции И. С. Баха, Л. В. Бетховена, Г. Ф. Генделя. Для общего успокоения (в виде третьей мелодии) можно использовать композиции И. Брамса и Ф. П. Шуберта, К.

Дебюсси и В. Беллини. В качестве агрессивной музыки ставят произведения И. Ф. Стравинского, М. П. Мусоргского, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича (“Ленинградская симфония”), П. И.

Чайковского (“Увертюра 1812 год”).

Кроме вышеописанных методик существуют и другие варианты групповой психотерапии. Конфронтирующие группы применяются с целью помочь изменить формы поведения, с которыми пациенты не способны расстаться (азартные игры, наркомания). Из-за того, что участникам предлагают бороться со своими особенностями характера, то обсуждение может быть эмоциональным.

Ободряющие и конструктивные групповые сеансы помогают поднять моральный уровень пациентов и создать благоприятную обстановку, которая стимулирует изменения. К таким группам можно отнести встречи анонимных алкоголиков, обжор, религиозные группы поддержки. Дискуссии, специальная литература, соответствующая тематике, медитация и упражнения для релаксации позволяют ободрить членов.

Марафонские группы – группы интенсивного накопления опыта, которые работают непрерывно в течение нескольких часов, а иногда и дней подряд.

Ставится задача победить болезненные защитные механизмы и облегчить взаимоотношения между участниками. Встречи трансактивного аналитического действия (основателем трансактивного анализа является Э.

Берн) позволяют раскрыть внутренние конфликты пациентов, которые связаны с комплексами.

Иногда используется направление гештальт-терапии, которая разработана Фредериком Перлзом.

В его рамках группы занимаются специальными упражнениями, чтобы участники поняли свои чувства и не сосредотачивались на своих мыслях, что влияет на индивидуальный рост и раскрытие личных качеств.

Коллективы формируются по признаку одного диагноза и симптома и используют разнообразные методы поддержки от ролевых игр до откровенных бесед.

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/gruppovaya-psixoterapiya.html

Методы групповой психотерапии

Билет 46. Методы групповой психотерапии.: К основным методам групповой психотерапии традиционно относят

Групповая психотерапия – специфический метод, в котором основную роль играет групповая динамика, т.е. совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы.

Группа при этом рассматривается как общность людей, участвующих в групповом процессе с его непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими нормами и целями, а также более или менее постоянным составом.

Хайнц Кохут ввел понятие «группового Я», которое включает наличие определенных идеалов и устремлений и создается как членами группы, так и психотерапевтом. При этом границы между индивидуальным и групповым Я выражены недостаточно четко и нередко совмещаются, затрагивая самые глубокие уровни психического функционирования.

Станислав Кратохвил (Kratochvнl, 1995) формулирует основные цели психотерапевтической группы: разобраться в проблемах каждого участника, помочь ему понять и изменить собственное состояние; постепенно изменять слабую приспособляемость пациента, достигая адекватной социальной адаптации; предоставлять информацию о закономерностях интерперсональных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собственного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные симптомы.

Д.С. Витакер (2000) перечисляет вспомогательные цели групповой психологической помощи, обеспечивающие ее эффективность.

· Стараться вести группу, поддерживая атмосферу доверия на уровне, позволяющем отдельным ее участникам чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы оставаться в группе и самостоятельно идти на риск.

· Стараться избегать необратимого разрушения структуры.

· Проводить работу по установлению и поддержания в группе таких норм, которые делали бы ее позитивным средством помощи.

· Использовать происходящие в группе события во благо членам группы.

· Стараться не причинять вреда: членам группы, себе самому или широкому окружению, в котором работает группа.

· Выявлять и стараться исправлять допущенные ошибки.

· Обеспечить себе поддержку и возможность консультаций на протяжении всего срока жизни группы.

· Добиться максимально углубленного, утонченного и расширенного понимания каждой личности в группе.

· Наблюдать динамику группы как единого целого на протяжении отдельного сеанса и по мере ее развития в течение длительного отрезка времени.

· Находиться в контакте со своими собственными ощущениями и отмечать собственное поведение и его последствия.

· Следить за групповой и индивидуальной динамикой.

· Оценивать функционирование группы как в процессе работы, так и после завершения ее работы.

Основной задачей групповой психотерапии является формирование эффективной саморегуляции. Эта задача по Г.Л. Исуриной (1990) имеет три аспекта: 1) самопонимание (когнитивный аспект), 2) отношение к себе (эмоциональный аспект) и 3) отношения с людьми (поведенческий аспект).

Когнитивный аспект направлен на осознание: а) связи «личность – ситуация – проблема», б) межличностного контекста собственной личности и в) исторического и генетического плана. В процессе когнитивной перестройки человек должен осознать:

· какова связь между психогенными факторами, возникновением, развитием и сохранением его проблем;

· какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптомов;

· какова связь между негативными эмоциями и появлением и усилением различного рода нарушений и расстройств;

· особенности своего поведения и эмоционального реагирования;

· как он выглядит в глазах окружающих, как они откликаются на его поведение, какие последствия оно имеет;

· существующее рассогласование между собственным образом Я и восприятием себя другими;

· собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;

· характерные защитные механизмы;

· внутренние психологические проблемы и конфликты;

· особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины;

· более глубокие причины переживания и способы реагирования, начиная с детства, а также условия, особенности формирования системы отношений;

· собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем.

Эмоциональный аспект включает: а) получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; б) непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; в) точное распознавание и вербализация собственных эмоций и г) переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе. Группа должна помочь участнику:

· получить эмоциональную поддержку, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;

· пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в обычной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, с которыми он не смог справиться;

· пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;

· научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;

· стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных чувств;

· научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния;

· раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными;

· модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;

· произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.

В поведенческой сфере необходимо сформировать эффективную саморегуляцию на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе. Группа должна помочь участнику:

· увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

· приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;

· преодолеть неадекватные формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью

· закрепить новые формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сфере.

Чтобы быть эффективной, группа должна:

· развивать у участников чувство принадлежности к группе;

· контролировать поведение членов группы путем поощрения и наказания;

· оценивать реальность и тем самым то, как члены группы видят самих себя, других участников и группу в целом;

· вызывать и высвобождать сильные эмоции;

· обеспечить контраст для социального сравнения и обратной связи; такие сравнения облегчают пересмотр идентичности, предлагая новые возможности или альтернативы.

Взаимоотношения и взаимодействия между участниками регулируют групповые нормы, к которым относятся: искреннее проявление эмоций, открытое изложение своих мыслей, честный рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений.

Нежелательно обсуждать с другим участником переживания и проблемы отдельно от группы, как во время занятий, так и между ними. Каждый член группы имеет право в любой момент прекратить свое участие в какой-либо групповой ситуации и рассчитывать в этом на поддержку руководителя.

Причины своего решения полностью прекратить занятия участник должен объяснить группе. Необходимо соблюдать тайну группы (сохранять конфиденциальность участников). Участник может рассказывать другим, что пережил в группе он сам, но не может распространяться о том, как и что именно происходило на занятии.

Не допускается причинение физических травм партнерам, обсуждаются пропуски занятий и регулярные опоздания, образование тайных пар и подгрупп, случаи лжи и нарушения тайны группы.

Следует предупредить участников, что большинство этих норм вне группы следует применять осторожно, с учетом возможной негативной реакции не готовых к ним людей.

Нормы могут быть заданы руководителем, изложены в инструкциях, выработаны в течение группового процесса. Обычно руководитель задает перечисленные выше принципы работы, группа же создает ритуал встреч и прощаний, придумывает девиз группы и т.п.

Разрешение непредвиденных групповых ситуаций может потребовать изменения сложившихся групповых норм. Выполнение психотерапевтических норм зависит от информированности и сплоченности группы. Усилия, прилагаемые группой для сохранения и защиты норм, показывают меру их усвоения.

Гомогенные группы больше подчиняются нормам, чем гетерогенные.

С учетом фокусирования работы различают три направления. Первое фокусировано на «здесь и теперь» (актуальные проблемы в группе) и «там и сейчас» (такие же проблемы в текущей жизни). Такой подход характерен, в частности, для поддерживающей, проблемно-ориентированной и кризисной терапии.

Второе направление связывает актуальные проблемы («здесь и теперь») с детскими травмами («там и тогда»). Оно применяется в аналитической терапии. Третье направление – «здесь, теперь, с нами» – фокусируется исключительно на материале, появляющемся во время сессии.

Такой подход свойственен группе встреч.

Принцип «здесь и теперь» подразумевает, что межличностное взаимодействия участников группы и их переживания в процессе группового общения отражают особенности их общения вне группы.

Анализируя эти особенности во время их непосредственного проявления на занятиях группы, участники получают возможность осознать и изменить их.

Данный принцип эффективен при условии, когда участники группы не просто вместе «проживают» различные ситуации, но ищут и находят ответы на вопросы: «Что происходит? Как происходит? Для чего происходит?»

Принцип «здесь и теперь» представляет основу работы психотерапевтической группы, однако это не исключает одновременного использования материала в рамках «там и тогда» (прошлое участника) и «там и теперь» (актуальная ситуация участника вне группы).

Это усиливает групповую сплоченность, повышает степень доверия в группе, принятия участниками друг друга, а также способствует осознанию содержания обратной связи, позволяя участнику соотнести свое актуальное поведение с поведением в обыденной жизни и прошлым опытом.

Определенную специфику имеет групповая психотерапия детей и подростков. Разговорные методы не подходят детям, у которых еще недостаточно развиты вербальные или понятийные навыки.

Адекватным методом групповой психотерапии детей является игровая психотерапия. Важной темой игры становится желание свершения чего-либо, «проигрывание» отношений или ситуаций такими, какими дети их хотели бы видеть.

Часто дети повторяют свой жизненный опыт, где они снова испытывают значимые для них переживания.

Вначале психотерапевт может просто разрешить детям играть. Наблюдение за игрой помогает ему установить доверительные отношения с детьми и составить определенные представления об их способности к развитию, эмоциональных конфликтах и стиле общения. психотерапии зависит от особенностей нарушений и проблем участников группы, а также от теоретической ориентации психотерапевта.

При недирективной, клиентцентрированной позиции психотерапевт лишь иногда делает замечания, помогающие детям «разыгрывать» и разрешать собственные конфликты. Психоаналитики склонны к интерпретации игры, с тем чтобы помочь детям осознать отрицаемые ими или подавленные конфликты.

Бихевиористы нацелены на обучение детей тому, как правильно в социальном аспекте играть свои роли в жизни.

Для подростков также наиболее адекватными методами являются модели групповой психотерапии, основанные на действии.

Это связано с такими психологическими особенностями подростков, как стремление к группированию, потребность в интимности и кооперации, тревога, вызванная открытием субъективного мира и формированием образа Я, тяга к расширению диапазона ролевого поведения, сохраняющаяся конкретность мышления и эмоциональная непосредственность.

Подросткам больше подходит краткосрочная групповая психотерапия (20–28 часов, по четыре часа ежедневно в течение 5–7 дней).

Это обусловлено недостаточным объемом долговременной памяти, неготовностью долго ожидать положительных результатов и риском использовать долгосрочную группу в «экологическую нишу».

Количество участников 8–12 человек обоих полов, разница в возрасте не должна превышать 1–2 года.

Стиль поведения психотерапевта директивный.

Э.Г. Эйдемиллер (1994) сформулировал следующие принципы краткосрочной интегративной групповой психотерапии подростков:

· Принцип парности однотипных акцентуаций личности (для равномерного созревания группы и эффективного ее функционирования в группу подбирают пары однотипных акцентуантов, что обеспечивает участникам лучшую идентификацию личностных проблем).

· Принцип клинико-психологического разнообразия участников.

· Принцип формулирования терапевтического запроса, учитывающий психологическую незрелость, когнитивные особенности и редуцированность навыков социальной кооперации (терапевтические метафоры, проективный рисунок, психодраматическое моделирование).

· Использование приемов «присоединения» – установление психологического контакта с участниками (с помощью синхронизации дыхания, мимики и пантомимики с участниками).

· Обучение участников двухуровневой обратной связи, содержащей вербальную и невербальную информацию.

· Принцип интегративности (комплексное применение психологических механизмов групповой динамики, методов гештальттерапии и психодрамы).

· Использование эффекта трансового изменения сознания у участников, чему способствуют совпадение психологических целей, возрастная психологическая совместимость и эмоциональная сплоченность.

· Принцип иерархизации приемов, направленных на выявление, исследование и коррекцию агрессивности у участников (игровые разминки типа «Жмурки», использование метафор и психодраматических игр, например, «Собаки и кошки», «психоскульптуры» и др.)

· Принцип «здесь и теперь» (отказ от биографической направленности в связи с тем, что отдаленное будущее заблокировано, а прошлое редуцировано в субъективном восприятии либо переполнено негативными проекциями).

· Принцип сбалансированности в исследовании негативного и позитивного опыта (во время подготовки к психотерапии на занятиях группы участники отвечают на вопрос, какие негативные и позитивные последствия привносили в их жизнь симптомы или неразрешенные личностные проблемы). Пациенты стимулируются к исследованию того, как они адаптируются с помощью симптомов и как будут адаптироваться, трансформировав энергию симптома в более зрелые, многовариантные формы поведения.

· Принцип баланса структуры и содержания, ответственности за результат терапевта/группы при проведении психотерапии (директивность стиля психотерапевта и его ответственность за структуру занятий, сменяемая приемом «следования за спиной» участника, который, в свою очередь, отвечает за содержание занятия и свой результат.

J Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней (Альфред Адлер).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_151030_metodi-gruppovoy-psihoterapii.html

Medic-studio
Добавить комментарий