Билет 9. Показания к психотерапии.: Комплексный подход к лечению различных заболеваний, учитывающий

Показания и противопоказания для психотерапии

Билет 9. Показания к психотерапии.: Комплексный подход к лечению различных заболеваний, учитывающий

Показания для терапии очень широки. Комплексный подход к лечению различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корректирующих воздействий, которые соответствовали бы природе каждого фактора.

Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями.

Однако удельный вес психотерапевтических воздействий, их общая направленность, объем, и глубина определяются рядом факторов, которые и рассматриваются как показания (индикация) к психотерапии.

Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенеэе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания.

Наиболее существенным показанием к психотерапевтической работе с конкретным пациентом является роль психологического фактора в возникновении и течении болезни.

Чем больше удельный вес психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, тем более показана психотерапия и тем большее место она занимает в системе лечебных воздействий.

Иными словами, чем более выражена психогенная природа заболевания (то есть, чем более понятна связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем более адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов.

Показания к психотерапии также обусловлены возможными последствиями заболевания. Понятие «последствия заболевания» можно конкретизировать. Они могут быть связаны с клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами.

Во-первых, это возможная вторичная невротизация, то есть манифестация невротической симптоматики, вызванная не первичными психологическими причинами, а психотравмирующей ситуацией, в качестве которой выступает основное заболевание. Во-вторых, это реакция личности на болезнь, которая может, как способствовать процессу лечения, так и препятствовать ему.

Неадекватная реакция личности на болезнь (например, анозогнозическая или, напротив, ипохондрическая и т. д.) также нуждается в коррекции психотерапевтическими методами. В-третьих, речь может идти о наличии психологических и социально-психологических последствий.

Тяжелая болезнь, изменяющая привычный образ жизни пациента, может приводить к изменению социального статуса; невозможности реализации и удовлетворения, значимых для личности отношений, установок, потребностей, стремлений; изменениям в семейной и профессиональной сферах; сужению круга контактов и интересов; снижению работоспособности, уровня активности и мотивационных компонентов; неуверенности в себе и снижению самооценки; формированию неадекватных стереотипов эмоционального и поведенческого реагирования и пр. В-четвертых, в процессе длительного или хронического заболевания возможна динамическая трансформация личностных особенностей, то есть формирование в ходе болезни повышенной сенситивности, тревожности, мнительности, эгоцентрично и пр., нуждающихся в корригирующих воздействиях. Безусловно, что в каждом конкретном случае показания к психотерапии определяются не только нозологической принадлежностью, но и индивидуально-психологическими особенностями пациента, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе.[12]

Применяя медицинскую, психологическую и педагогическую модели психотерапии, можно сказать, что психотерапия показана во всех тех случаях, когда для нее отсутствуют противопоказания.

Поэтому важнее ответить на вопросы: какие социальные и возрастные группы больше других нуждаются в психотерапии? Где наши усилия окажутся эффективнее? Какой должна быть эффективная психотерапия? А вот проводиться терапия может только в тех случаях, когда клиент или пациент мотивирован и от него получено информированное согласие на участие в психотерапии.

Думая о показаниях к лечению, уместно знать аксиому Пола Гордона (1969): «Какое лечение, кем проводимое наиболее эффективно для данного человека и с какой целью, при каких обстоятельствах оно проводится».[13]

Итак, психотерапия показана в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания для ее проведения. Можно назвать три таких главных противопоказания:

– по жизненным показаниям необходимо иное, непсихотерапевтическое воздействие;

– психотерапия не эффективна;

– психотерапия противопоказана в связи с морально – этическими ограничениями.

Рассмотрим первое противопоказание на примерах:

Пример 1. У человека высокая температура. Мы можем снизить ее, погрузив пациента в гипноз. А можем, диагностировав опасное и бурно развивающееся инфекционное заболевание, провести лечение антибиотиками и сульфаниламидами и снизить температуру, таким образом, вылечив пациента. В этом случае по биологическим показаниям необходимо лекарственное, а не психотерапевтическое воздействие.

Пример 2. У человека, проживающего в так называемой «горячей точке», – страх нападения, страх за свою жизнь. При помощи индивидуального и группового психотерапевтического воздействия можно уменьшить этот страх. И человек с пониженным чувством опасности может стать жертвой нападения. Поэтому здесь нужны не психотерапевтические, а социальные меры защиты данного человека.

Переходим ко второму противопоказанию. Психотерапия не эффективна, например, тогда, когда у тяжелобольного человека не образуются условные рефлексы. Возможно, нас просят работать с тяжело слабоумным человеком.

И мы понимаете, что уровень его психического развития настолько низок, что наши усилия попросту не будут оставлять никаких следов в его мозгу. В других случаях терапия не эффективна в исполнении конкретных специалистов с конкретными клиентами или пациентами.

Одни специалисты чувствуют себя не эффективными с детьми, другие – с пожилыми людьми. У кого – то хуже результат при работе с определенными расстройствами.

Теперь рассмотрим третье противопоказание. Противопоказания в связи с морально – этическими ограничениями очень зависят от конкретной школы психотерапии. Известно, что совершенно недопустимое в одной школе приветствуется и одобряется в другой школе как наиболее правильный стиль поведения.

Традиционный психоаналитик обязан соблюдать нейтральность в отношениях с пациентом, тогда как специалист в области гештальт – терапии, и особенно поведенческой терапии, во время сеанса активен, эмоционален, стимулирует пациента.

Во многих школах запрещена психотерапия без обратной связи, когда терапевт выступает перед аудиторией клиентов и пациентов, и каждый из них лишен возможности диалога с терапевтом.

Соблюдение морально – этических правил является гарантией того, что терапевт будет принят своим профессиональным сообществом, что его работа будет эффективной. [14]

Источник: https://megaobuchalka.ru/16/10047.html

Психотерапия в системе видов психологической помощи

Билет 9. Показания к психотерапии.: Комплексный подход к лечению различных заболеваний, учитывающий

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В качестве примера медицинскогоподхода к пониманию психотерапии, можнопривести следующие ее определения,которые обязательно включают такиепонятия, как лечебные воздействия,больной, здоровье или болезнь.

Психотерапия:

– «система лечебных воздействийна психику и через психику – на организмчеловека»;

– «специфическая эффективнаяформа воздействия на психику человекав целях обеспечения и сохранения егоздоровья»;

– «процесс лечебного воздействияна психику больного или группы больных,объединяющий лечение и воспитание».

В качестве определений, в большейстепени фиксирующих психологическиеподходы и включающих такие понятия, какмежличностное взаимодействие,психологические средства, психологическиепроблемы и конфликты, отношения,установки, эмоции, поведение, можноуказать следующие:

Психотерапия:

– «особый вид межличностноговзаимодействия, при котором пациентамоказывается профессиональная помощьпсихологическими средствами при решениивозникающих у них проблем и затрудненийпсихологического характера»;

– «средство, использующеевербальные методики и межличностныевзаимоотношения с целью помочь человекув модификации отношений и поведения,которые интеллектуально, социально илиэмоционально являются негативными»;

– «длительное межличностноевзаимодействие между двумя или болеелюдьми, один из которых специализировалсяпо коррекции человеческих взаимоотношений»;

– «персонализованная техника,которая представляет собой нечто среднеемежду; техникой планируемых измененийотношений, чувств и поведения человека,и познавательным процессом, который, вотличие от любого другого, ставитчеловека лицом к лицу с его внутреннимиконфликтами и противоречиями». Хотяявляется довольно общим, но при этом вкакой-то мере объединяет эти два подходаопределение Кратохвила: «Психотерапияпредставляет собой целенаправленноеупорядочение нарушенной деятельностиорганизма психологическими средствами».8

1.1. Теорияпсихотерапии

В современной психотерапиитеоретические проблемы приобретаютособое значение с одной стороны,значимость теории обусловленараспространением в последние годымножества самых разнообразных методовпсихотерапии, достаточно широкоиспользующихся в практике, но при этомдалеко не всегда имеющими соответствующуютеоретическую базу.

С другой стороны,при обоснованности метода определеннойтеоретической концепцией, последняяне всегда в полной мере осознается дажепрофессиональными психотерапевтами;Однако именно теоретические представления,раскрывающие содержание понятий «норма»и «отклонение» («дефект», «патология»)и определяют характер и спецификупсихотерапевтических воздействий ипозволяют осознанно их осуществлять.Обусловленность характера и направленностивоздействий при устранении любого«дефекта», например, технического, ниу кого не вызывает сомнения. Нужно иметьпредставление об общих принципах работылюбого механизма, чтобы определить, вчем состоит дефект и, тем более, длятого, чтобы устранить «поломку». Вмедицине в целом существует четкоесоответствие между представлениями онорме, патологии и системе воздействий(лечении), в психотерапевтическойпрактике такое соответствие просматриваетсядалеко не всегда. Если речь идет непросто о симптоматическом лечении, а опсихотерапии, направленной на личностныеизменения, то здесь в качестве теориипсихотерапии выступает теоретическаяпсихология, в частности, психологияличности. При всем разнообразиипсихотерапевтических подходов существуеттри основных направления в психотерапии,иными словами, три психотерапевтическиетеории (психодинамическая, поведенческаяи гуманистическая, «опытная») соответственнотрем основным направлениям психологии,и каждое из них характеризуется своимсобственным подходом к пониманиюличности и личностных нарушений илогически связанной с этим собственнойсистемой психотерапевтическихвоздействий. 9

1.2. Общиефакторы психотерапии

Прогресс в психотерапии внастоящее время проявляется не тольков разработке, новых методов, но и впопытке синтеза концепций и техническихприемов, поиска более гибкой интегративнойпсихотерапевтической парадигмы.

Времяпокажет, насколько возможно созданиетакой интегративной модели.

Однакоодной из существенных предпосылок ееразвития является изучение общихфакторов психотерапии, характерных дляее различных направлений, форм в методов.

Актуальность определения иисследования общих факторов психотерапиипризнается большинством исследователейи практиков в области психотерапии.

Этому способствовал, во-первых, поискобщих базовых процессов для всехнаправлений психотерапии; во-вторых,все большее признание того, что различныеметоды психотерапии могут иметь большесходств, чем различий; в-третьих,констатация примерно равной эффективностилечения в отдаленном периоде(непосредственные результаты лечениямогут иметь значительные расхождения)независимо от формы психотерапии;в-четвертых, представления об особойзначимости взаимоотношений«психотерапевт-пациент» в рамкахпрактически всех психотерапевтическихподходов.

Изучение и анализ процессапсихотерапии предполагает рассмотрениевзаимосвязей между характеристикамипациента, психотерапевта и лечебногометода.

Поэтому и поиск общих факторовпсихотерапии тоже связан с анализомтого, что происходит с пациентом прииспользовании самых разнообразныхпсихотерапевтических подходов, чтообъединяет поведение психотерапевтоввне зависимости от их теоретическойориентации, какие общие этапы характерныдля психотерапевтического процесса.10

В качестве общих факторовпсихотерапии, с точки зрения того, чтопроисходит с пациентом, обычно указывают:

– обращение к сфере эмоциональныхотношений;

– самопонимание, принимаемоепациентом и психотерапевтом;

– предоставление и получениеинформации;

– укрепление веры больного ввыздоровление;

– накопление положительногоопыта;

– облегчение выхода эмоций.

Перечисленные факторы, по сути,совпадают с механизмами лечебногодействия психотерапии и отражаюткогнитивные, эмоциональные и поведенческиепроцессы, способствующие успешностипсихотерапии и в большей или меньшейстепени, представленные практическиво всех психотерапевтических системах.

Общие факторы психотерапии могуттакже рассматриваться с точки зренияее этапов. Общий поэтапный характер илипоследовательность процесса психотерапии(по существу речь идет о последовательномизменения конкретных задач) наиболееотчетливо просматривается в рамкахпсихотерапевтических направлений,ориентированных на личностные изменения,и может быть представлен следующимобразом:

– установление оптимальногоконтакта, вовлечение пациента всотрудничество, создание мотивации кпсихотерапии;

– прояснение (пониманиепсихотерапевтом и, в определеннойстепени, пациентом) причин и механизмовформирования симптомов, возникновенияэмоциональных и поведенческих нарушений;

– определение «психотерапевтическихмишеней»;

– применение конкретных методови техник, направленных на достижениеизменений (когнитивных, эмоциональных,поведенческих) и приводящих в дальнейшемк редукции симптоматики;

– закрепление достигнутыхрезультатов;

– окончание курса психотерапии(в частности, решение проблем, связанныхс возможной зависимостью от психотерапевта).11

1.3. Показанияи противопоказания для психотерапии

Показания для терапии оченьшироки. Комплексный подход к лечениюразличных заболеваний, учитывающийналичие в этиопатогенезе трех факторов(биологического, психологического исоциального), обусловливает необходимостькорректирующих воздействий, которыесоответствовали бы природе каждогофактора.

Это означает, что психотерапиякак основной или дополнительный видтерапии может применяться в комплекснойсистеме лечения пациентов с самымиразнообразными заболеваниями.

Однакоудельный вес психотерапевтическихвоздействий, их общая направленность,объем, и глубина определяются рядомфакторов, которые и рассматриваютсякак показания (индикация) к психотерапии.

Показания к психотерапииопределяются ролью психологическогофактора в этиопатогенеэе заболевания,а также возможными последствиямиперенесенного ранее или текущегозаболевания.

Наиболее существенным показаниемк психотерапевтической работе сконкретным пациентом является рольпсихологического фактора в возникновениии течении болезни.

Чем больше удельныйвес психологического фактора вэтиопатогенезе заболевания, тем болеепоказана психотерапия и тем большееместо она занимает в системе лечебныхвоздействий.

Иными словами, чем болеевыражена психогенная природа заболевания(то есть, чем более понятна связь междуситуацией, личностью и болезнью), темболее адекватным и необходимым становитсяприменение психотерапевтическихметодов.

Показания к психотерапии такжеобусловлены возможными последствиямизаболевания. Понятие «последствиязаболевания» можно конкретизировать.Они могут быть связаны с клиническими,психологическими и социально-психологическимипроблемами.

Во-первых, это возможнаявторичная невротизация, то естьманифестация невротической симптоматики,вызванная не первичными психологическимипричинами, а психотравмирующей ситуацией,в качестве которой выступает основноезаболевание. Во-вторых, это реакцияличности на болезнь, которая может, какспособствовать процессу лечения, таки препятствовать ему.

Неадекватнаяреакция личности на болезнь (например,анозогнозическая или, напротив,ипохондрическая и т. д.) также нуждаетсяв коррекции психотерапевтическимиметодами. В-третьих, речь может идти оналичии психологических исоциально-психологических последствий.

Тяжелая болезнь, изменяющая привычныйобраз жизни пациента, может приводитьк изменению социального статуса;невозможности реализации и удовлетворения,значимых для личности отношений,установок, потребностей, стремлений;изменениям в семейной и профессиональнойсферах; сужению круга контактов иинтересов; снижению работоспособности,уровня активности и мотивационныхкомпонентов; неуверенности в себе иснижению самооценки; формированиюнеадекватных стереотипов эмоциональногои поведенческого реагирования и пр.В-четвертых, в процессе длительного илихронического заболевания возможнадинамическая трансформация личностныхособенностей, то есть формирование входе болезни повышенной сенситивности,тревожности, мнительности, эгоцентричнои пр., нуждающихся в корригирующихвоздействиях. Безусловно, что в каждомконкретном случае показания к психотерапииопределяются не только нозологическойпринадлежностью, но ииндивидуально-психологическимиособенностями пациента, его мотивациейк участию в психотерапевтическойработе.12

Применяямедицинскую, психологическую ипедагогическую модели психотерапии,можно сказать, что психотерапия показанаво всех тех случаях, когда для нееотсутствуют противопоказания.

Поэтомуважнее ответить на вопросы: какиесоциальные и возрастные группы большедругих нуждаются в психотерапии? Гденаши усилия окажутся эффективнее? Какойдолжна быть эффективная психотерапия?А вот проводиться терапия может тольков тех случаях, когда клиент или пациентмотивирован и от него полученоинформированное согласие на участие впсихотерапии.

Думая о показаниях клечению, уместно знать аксиому ПолаГордона (1969): «Какое лечение, кем проводимоенаиболее эффективно для данного человекаи с какой целью, при каких обстоятельствахоно проводится».13

Итак,психотерапия показана в тех случаях,когда отсутствуют противопоказаниядля ее проведения. Можно назвать тритаких главных противопоказания:

-по жизненным показаниям необходимоиное, непсихотерапевтическое воздействие;

-психотерапия не эффективна;

-психотерапия противопоказана в связис морально – этическими ограничениями.

Рассмотримпервое противопоказание на примерах:

Пример1. У человека высокая температура. Мыможем снизить ее, погрузив пациента вгипноз. А можем, диагностировав опасноеи бурно развивающееся инфекционноезаболевание, провести лечение антибиотикамии сульфаниламидами и снизить температуру,таким образом, вылечив пациента. В этомслучае по биологическим показаниямнеобходимо лекарственное, а непсихотерапевтическое воздействие.

Пример2. У человека, проживающего в так называемой«горячей точке», – страх нападения, страхза свою жизнь. При помощи индивидуальногои группового психотерапевтическоговоздействия можно уменьшить этот страх.И человек с пониженным чувством опасностиможет стать жертвой нападения. Поэтомуздесь нужны не психотерапевтические,а социальные меры защиты данногочеловека.

Переходимко второму противопоказанию. Психотерапияне эффективна, например, тогда, когда утяжелобольного человека не образуютсяусловные рефлексы. Возможно, нас просятработать с тяжело слабоумным человеком.

И мы понимаете, что уровень его психическогоразвития настолько низок, что нашиусилия попросту не будут оставлятьникаких следов в его мозгу. В другихслучаях терапия не эффективна в исполненииконкретных специалистов с конкретнымиклиентами или пациентами.

Одни специалистычувствуют себя не эффективными с детьми,другие – с пожилыми людьми. У кого – тохуже результат при работе с определеннымирасстройствами.

Теперьрассмотрим третье противопоказание.Противопоказания в связи с морально -этическими ограничениями очень зависятот конкретной школы психотерапии.Известно, что совершенно недопустимоев одной школе приветствуется и одобряетсяв другой школе как наиболее правильныйстиль поведения.

Традиционный психоаналитикобязан соблюдать нейтральность вотношениях с пациентом, тогда какспециалист в области гештальт – терапии,и особенно поведенческой терапии, вовремя сеанса активен, эмоционален,стимулирует пациента.

Во многих школахзапрещена психотерапия без обратнойсвязи, когда терапевт выступает передаудиторией клиентов и пациентов, икаждый из них лишен возможности диалогас терапевтом.

Соблюдениеморально – этических правил являетсягарантией того, что терапевт будетпринят своим профессиональным сообществом,что его работа будет эффективной. 14

Источник: https://works.doklad.ru/view/x_FUKNLxTpw/2.html

Что такое комплексный подход в лечении заболеваний? Зачем он нуже. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Билет 9. Показания к психотерапии.: Комплексный подход к лечению различных заболеваний, учитывающий
Четверг, 12 Июля 2012 г. 17:40 + в цитатник
Почему же возникла необходимость в натуропатии, диетотерапии, и собственно, в комплексном подходе” к лечению заболеваний: Во-первых. Человеческий организм – это не набор органов. Это система, в которой все органы и ткани взаимосвязаны.

Поэтому если возникает заболевание какого – либо органа, то болезнь оказывает влияние на весь организм, вызывая в нем сбои. При правильном подходе, дающем надежные результыты важно не только вылечить один «заболевший» орган, но и оказать поддержку всему организму в целом. А это возможно только при комплексном подходе к лечению.

Во-вторых, антибиотики, спазмольгетики, анальгетики, жаропонижающие – это неизбежные компоненты медикаментозного лечения заболевания, так как нет средств, способных их заменить в полной мере. Поэтому «химию», которую назначил доктор, пить нужно обязательно.

С другой стороны, если почитать анатации к медикаментозным препаратам, видим – огромное количество побочных эффектов. Все они, как правило, «отравляют» кровь, нагружают почки, печень, могут являться сильными аллергетиками. И потом, микроорганизмы, вызывающие заболевания, тоже жить хотят, вот и научились приспосабливаться к антибиотикам.

А это означает, что если заболевание запустить, не подойти к процессу выздоровления ответственно, с каждым новым курсом лечения, эффективность его снижается. Это очевидный недостаток необходимого лечения «химией».

Вот здесь – то и нужна натуропатия, то есть натуральное лечебное питание, которое направлено на очищение организма, на восстановление его сбоев, и на укрепление ммунитета. Ведь, если ваш организм привести в порядок, и поддерживать этот порядок, то заболеть будет, как минимум гораздо сложнее.

В-третьих, увеличилось число людей, которые страдают хроническими заболеваниями и нуждаются длительное время в лекарствах, что может вызвать у человека побочные явления. Препараты на основе растений и пчелопродуктов более близки природе человека, лучше переносятся и могут приниматься длительно, не вызывая осложнений.

В-четвертых, огромное значение имеют растения и продукты пчеловодства и в профилактике заболеваний. Учитывая, что значительная часть людей находится между здоровьем и болезнью, их организм нуждается в средствах, нормализующих измененные функции здорового человека, что и обеспечивают пчело и фитопродукты.

И наконец, существует большое количество заболеваний, которые мы «наедаем ложкой». Современные люди, из-за нехватки времени, лени, или просто, из-за того, что на себя «наплевать» , увлекаются фаст-фудом, полуфабрикатами, консервированными блюдами, газированной водой, энергетиками и другими искусственными продуктами.

Поэтому насыщают свой организм вредными жирами, стабилизаторами, эмульгаторами, пищевыми добавками, солями тяжелых металлов. Потом удивляются, откуда столько проблем и сваливают все на экологию. Удивляются, откуда повышенный холестерин в крови, и как следствие, возникшие сердечно-сосудистые заболевания. Удивляются, почему «шалят» печень, почки и поджелудочная.

И не догадываются, что эти «бедные» органы работают все время с огромной нагрузкой. Ведь любой, даже самый выносливый механизм, изнашивается, если работает в экстремальных условиях. Самым наглядным заболеванием не правильного питания является состояние гиповитаминоза.

Поэтому и важно применять “комплексный подход”, при котором, медикаментозные препараты оказывают «скорую» помощь организму, а лечебное питание ( диетотерапияи натуропатия) восстанавливает наш организм, устраняя таким образом, факторы, способствующие возникновению заболеваний. На сегодняшний день консервативная медицина пришла к комплексной терапии. Это свидетельствует о взрослении медицины, как науки. Комплексный подход к лечению включает в себя: * медикаментозное «решение» заболевания * диетотерапию и натуропатию

И грамотные врачи берут из этих трех направлений все самое лучшее. Грамотные врачи – это те представители медицины, которые по-настоящему заботятся о здоровье своих пациентах, которые ориентированы на хороший лечебный результат.

Серия сообщений “Умеем ли мы быть здоровыми?”:
Часть 1 – Структурированая вода. Как правильно поить почки.
Часть 2 – Что наблюдается при дефиците воды в организме?…

Часть 7 – Что такое целлюлит?

Часть 8 – «Живая Этика о соде» Елены Рерих.Часть 9 – Что такое комплексный подход в лечении заболеваний? Зачем он нуже

Часть 10 – ТРИ СЕКРЕТНЫХ УПРАЖНЕНИЯ” ДЛЯ ПОЖИЛЫХ

Часть 11 – Рассуждение о ста болезнях…

Часть 23 – Алкоголизм. Лечение народными средствами

Часть 24 – Лечит всё. – Водный настой сухих корок плода ГРАНАТА.
Часть 25 – Настойка белых грибов

лечение  

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4989603/post227651577

Medic-studio
Добавить комментарий