Биосоциальная теория личности по К.К. Платонову: Основными подструктурами личности являются: 1)направленность

Структура личности по К.К. Платонову

Биосоциальная теория личности по К.К. Платонову:  Основными подструктурами личности являются: 1)направленность

Структура личности по К.К. Платонову рассматривает личность как динамическую систему. Она построена также по принципу иерархичности и включает четыре основные рядоположенные подструктуры личности. Данная структура позволяет охватить в себя и охарактеризовать все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения.

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания.

Она может быть названа социально обусловленной подструктурой, но может более коротко быть названа и направленностью личности. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения.

В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей.

В эту подструктуру включаются различные проявления отношений исходя из пятого приведенного критерия выделения подструктур — общепринятости психологических понятий.

Однако отношение более правильно рассматривать не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющими различные проявления его активности.

Но более всего активность направленности проявляется через убеждения. Изучение этой подструктуры требует социально-психологического уровня.

Упомянутый термин «убеждение» требует уточнения. В одном значении это синоним уверенности в истинности конкретного факта или положения. В этом значении убеждения являются компонентом мировоззрения, притом наиболее существенным.

Но во втором значении, акцентируемом психологами, убеждение — наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него.

В этом значении убеждение — высший итог идеологического воспитания личности.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур

Краткое название Подструктуры подструктур Соотношение Основные связи с Уровень анализа Виды формиро­вания
биологического отражением сознанием потребностью активностью
Направлен­ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Отношение к отражаемому на основе опыта В основном от сознания будущего Через отражение социальной нужды Через убеждения Социально-психологический Воспитание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Динамика форм отражения Необходимость осознания прошлого Через привычки Через волевые навыки Психолого-педагогический Обучение
Особенности психических процессов Вопя, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Формы психического отражения Достаточно осознания настоящего личностную нужду Через волю и эмоции Индивидуально-психологический Упражнение
Биопсихи­ческие свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через сипу и подвижность нервных процессов Психофизио­логический Нейропсихо-попмеский Тренировка

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.

Активность опыта проявляется через волевые навыки, а его изучение требует психолого-педагогического уровня.

Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности.

Действительно, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие (как и однократное, кратковременное проявление интереса в предыдущей подструктуре или психической функции в следующей), еще не свойство личности, а только кратковременный психический процесс или состояние.

Но их типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка — уже бесспорно свойство личности, В этом ведь и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду: кратковременный процесс — состояние — свойство личности.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Порядок этот не случаен.

Психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, и без нее не могли бы ни существовать, ни развиваться другие формы отражения. Поэтому с нее и начинается этот иерархический ряд психических процессов как форм отражения.

Но каждая форма отражения, закрепляясь своим видом памяти, становится свойством личности. Если механическая память открывает этот ряд, то смысловая память как бы замыкает его.

Поэтому память лучше рассматривать как следовую форму отражения, пронизывающую весь иерархический ряд его форм снизу доверху.

Эмоции и ощущения как формы отражения свойственны и животным.

Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния.

Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения. Изучается она в основном на индивидуальном психологическом уровне.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические» изменения.

Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация.

Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру можно называть биопсихической.

Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность — к 1-й; начитанность и умелость — ко 2-й; решительность и сообразительность — к 3-й; истощаемость и возбудимость — к 4-й.

Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей раз личных собственных подструктур. Примером может являться морально воспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й подструктур.

Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи.

Например, хотя убежденность в основном относится к 1 -и подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.

Предыдущая15161718192021222324252627282930Следующая

Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1873; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-107047.html

Согласно концепции К. К. Платонов, существует 4 уровня структуры личности (биологические и социальные)

Биосоциальная теория личности по К.К. Платонову:  Основными подструктурами личности являются: 1)направленность

1. Низший уровень личности – биологически обусловленная подструктура, в которую входятвозрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3. Следующий уровень личности – индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

4. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.

Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми.

Чтобы более глубоко понять себя и других, нуж­ны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А. Н.

Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому тем­перамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

3. стремление– возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;

5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

9 установка – готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида.

Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием.

При негативной – эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

10 позиция – устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении.

Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях.

В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

11.цель– желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.

Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине.

Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу.

Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять.

В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе.

Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях

– пытаются навязать свою волю группе

– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

Люди с направленностью на взаимные действия:

– избегают прямого решения проблемы

– уступают давлению группы

– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить

– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

– легко и доступно излагают свои мысли и соображения

– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

– не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

Способности человека определяют его успехи в различных ви­дах деятельности.

СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Задатки– первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др.

Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития.

Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека.

При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности– это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е.

быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и сило их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность.

К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

1. Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

2. Возбудимость внимания – это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

3. Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

4. Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

5. Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

6. Активность волевой целенаправленности деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

7. Пластичность – ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.

8. Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

9. Субъективизация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые

1. регулируют динамику психической деятельности в целом;

2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток.

Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип.

2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.

3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.

Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности. Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

2. Эмоциональные черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

3. Интеллектуальные черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

1. Психодинамический (классический психоанализ).

Источник: https://studopedia.su/10_147011_soglasno-kontseptsii-k-k-platonov-sushchestvuet--urovnya-strukturi-lichnosti-biologicheskie-i-sotsialnie.html

Структура и теория личности

Биосоциальная теория личности по К.К. Платонову:  Основными подструктурами личности являются: 1)направленность

Структура и теорииличности.

План:

1.Структураличности.2.Основные компонентынаправленности личности.3.Теорииличности.

Личность– феномен общественного развития,конкретный человек, обладающий сознаниеми самосознанием.

Личность– индивид, как субъект социальныхотношений и сознательной деятельности.

Личность– это определяемое включенностью вобщественные отношения системноекачество индивида, формируемое всовместной деятельности и общении (А.Н.Леонтьев).

Личность формируетсятолько благодаря жизни в обществе.Человек становится личностью, когдасистема его мотивов оказывается всоответствии с требованиями общества.

Структура личностипо К.К. Платонову

К. К. Платонов рассматриваетличность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени,изменяющую состав входящих в нееэлементов и связей между ними, присохранении функции.

В этой системе авторвыделяет четыре подструктуры личности.

1. Подструктуранаправленностии отношений личности,которыепроявляются в виде моральных черт. Онине имеют врожденных задатков и формируютсяпутем воспитания.Поэтомуона может быть названа социальнообусловленной. Она включает желания,интересы, склонности, стремления, идеалы,убеждения, мировоззрение.

2. Подструктураопыта,которая«объединяет знания,навыки, умения и привычки, приобретенныепутем обучения,ноуже с заметным влиянием биологически,и даже генетически обусловленных свойствличности». К. К.

Платонов, признает что«далеко не все психологи рассматриваютуказанные свойства как свойстваличности». Но закрепление их в процессеобучения, делает их типичными, что ипозволяет их считать свойствами личности.

Ведущая форма развития качеств этойподструктуры – обучение обусловливаети уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктураиндивидуальныхособенностей психических процессовилифункцийпамяти,эмоций, ощущений, мышления, восприятия,чувств, воли.К. К.

Платонов намеренно устанавливаеттакой порядок их следования, подчеркиваятем самым силу биологической и генетическойобусловленности психических процессови функций.

В наибольшей мере это характернодля памяти, поскольку психическая памятьразвивалась на основе физиологическойи генетической памяти, а без нее не моглибы существовать другие психическиепроцессы и функции.

Процессформирования и развития индивидуальныхособенностей психических процессовосуществляется путем упражнения,аизучается данная подструктура в основномна индивидуально-психологическомуровне.

4. Подструктурабиопсихическихсвойств,вкоторую входят «половыеи возрастные свойства личности,типологические свойства личности(темперамент).Процесс формирования черт этойподструктуры, их переделки, осуществляетсяпутем тренировки.

«Свойстваличности, входящие в эту подструктуру,несравнимо больше зависят от физиологическихособенностей мозга, а социальные влиянияих только субординируют и компенсируют».

Поскольку активность этой подструктурыопределяется силой нервной системы, тоизучаться она должна на психофизиологическоминейропсихологическом,вплотьдо молекулярного, уровне.

Подходы к изучениюличности:

В отечественнойпсихологии:

  1. Биологизаторский (И.П. Павлов)

  2. Социологизаторский (В. Штерн).

По отдельности этиподходы не могут объяснить всюфеноменологию личности, поэтому в наукеони сочетаются (К.К. Платонов –представитель биосоциального подхода).

В зарубежной психологии:

Психоанализ, бихевиоризм,гуманистический подход, когнитивныйподход.

Основные отечественныеи зарубежные теории личности

Существует множествотеорий личности: психоанализ З.Фрейда,аналитическая психология К.Г.Юнга,индивидуальная психология А.Адлера,постфрейдистские теории Анны Фрейд,Мелани Кляйн, Доналда Винникотта, ХайнцаКохута, гештальт-терапия Фрица и ЛаурыПерлз, гуманистический психоанализКарен Хорни, эпигенетическая теорияЭрика Эриксона, психосоматика В.

Райха,женские теории, психология сознанияУильяма Джеймса, радикальный бихевиоризмБэрреса Фредерика Скиннера, теорияличностных конструктов Джорджа Келли,когнитивная психология Аарона Бека,клиент-центрированная терапия КарлаРоджерса, Эриха Фромма, гумканистическаятеория Абрахама Маслоу, трансперсональнаяпсихология Станислава Грофа, межличностнаятеория психиатрии Гарри Стэка Салливана,психодинамика Курта Левина,социально-когнитивная теория АльбертаБандуры, теория социального когнитивногонаучения Джулиана Роттера, факторнаятеория черт Раймонда Кеттелла, факторнаятеория типов Ганса Айзенка, психологияиндивидуальности Гордона Оллпорта,экзистенциальная психология Ролло Мэя,когнитивно-аффективная теория личностиУолтера Мишела и т.д.

1. Психоаналитическаяконцепция З.Фрейда.Структура личнос­ти включает в себя3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я(Супер-Эго).

ОНО — руководствуетсяпринципами удовольствия и проявля­етсяв неосознаваемых желаниях и влечениях,которые проявляются в бессознательныхимпульсах и желаниях.

Я — разумная инстанция,основанная на принципе реальности.Бессознательные импульсы Оно Я приводитв соответствии с принци­пом реальности.

Сверх-Я — основана напринципе реальности и представленосоциальными нормами, определяющимиповедение личности.

Основные противоречияпроисходят между Сверх-Я и Оно, кото­рыеразрешает и регулирует Я . Если оно неможет их разрешить, возникаетвнутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теориираскрывает природу внутриличностныхконфликтов и механизмы защиты от них(проекция, сублимация, ра­ционализация,вытеснение, регрессия).

2. Теориякомплекса неполноценности А.Адлера.

По Адлеру у человекауже в первые 5 лет жизни формируетсякомплекс неполноценности. Он вызываетактивность личности.

Ак­тивностьпроявляется в виде развитого социальногочувства (поиск интересной работы, друзей)или в виде неразвитого социальногочувства (преступности, алкоголизма,наркомании). Эти формы спо­собствуюткомпенсации комплекса неполноценности.

Комплекс непол­ноценности компенсируетсяи стимуляцией собственных способнос­тей,имеющий 3 формы проявления: 1)адекватнаякомпенсация (сов­падение превосходствас социальными интересами (спорт, музыка);

2) сверхкомпенсация(гиперразвитие эгоистической способности(накопительство, ловкачество) и 3) мнимаякомпенсация (уход в болезнь).

3. Типологияличности К. Юнга.Он выделяет два типа личнос­ти:экстравертов (он ориентирован на внешниймир) и интровертов (оринтированных намир собственных переживаний).

4. Теорияличности Э.Фромма.Личность имеет двойственную, дихотомическуюприроду. Поэтому источником ее конфликтовявляют­ся такие проблемы, как проблемыжизни и смерти, ограниченность человеческойжизни, проблемой громадных возможностейчеловека и ограниченностью возможностейих реализации.

5. Теорияпсихосоциального развития (эпигенетическаятеория) Э.Эриксона.Он выдвинул и обосновал идею стадийпсихосоциального развития личности.На каждой стадии существуют своикритические отметки. И если их личностьпроходит благоприятно, то развитиеличности продолжает­ся гармоническоеи наоборот.

6. К.К.Платонов понималпод личностью биосоциальную струк­туру,имеющую следующие составные части:1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальныеособенности отражения; 4) темперамент.

7. Концепцияличности И.П.Павлова.Психического как самос­тоятельногоявления в природе не существует и всепсихические явления можно объяснить спомощью биологических (физиологическихпонятий (биологизаторская концепцияличности).

8. КонцепцияВ.Штерна.Психическое развитие личности в краткойформе воспроизводит основные ступениисторического раз­вития общества(социологизаторская концепция личности).

9. Концепция личностиК.Хорни. Человекомуправляют две тенден­ции — стремлениек безопасности и стремление к удовлетворениюсвоих желаний. Эти стремления частоведут к столкновению. Су­ществует 3стратегии их преодоления: 1)стремлениек людям;

2)стремление отдалитьсяот них; 3) стремление действовать противлюдей (агрессия) (это пути здоровогочеловека) и 4) невротичес­кая покорность(больного).

10. ТеорияА.Маслоу.

В основеразвития личности лежит безусловноеприродное стремление к самоактуализации,что выражается какпопытка актуализовать внутренниепотенциалы и попытка удовлетворитьпотребности, отвечающие за физическоеи психологическое выживание организма.Тенденция к актуализации обеспечиваетулучшение жизни (и называется мотивациейроста), тогда как тенденция к выживаниюобеспечивает лишь ее поддержание (иназывается мотивацией депривации).

С тенденциейк выживанию соотносятся физиологическиепотребности (вода,пища и т.д.), потребностив безопасности(избегание боли), потребности впринадлежности и любви(близость, принадлежность к группе,идентификация) и потребностьв уважении (одобрениесамого себя и одобрение со стороныокружающих).

Каждая из этих потребностейстановится важной лишь тогда, когдаудовлетворены все нижележащие.

Когдаудовлетворены все потребности, связанныес выживанием, на первый план выходятпотребности в актуализации, а именно:потребность всамоактуализации(акцент на особые способности) ипотребность в когнитивномпонимании (акцент наинформационный голод и потребность встимуляции).

11. Теория К.Роджерса.Каждый человек стремится ксамоактуализации. Важнуюроль в тенденции к самоактуализациииграют потребности впозитивном внимании к себе самомуи “Я”.Полноценнофункционирующая личность с раннеговозраста получалабезусловное позитивное внимание. Поэтомуу нее нет тенденции к защитному поведению.

Ей свойственны открытостьк переживаниям(эмоциональная глубина и рефлексивность),экзистенциальностьобраза жизни (гибкость,адаптивность, спонтанность, индуктивноемышление), организмическоедоверие (интуитивность,уверенность), эмпирическаясвобода (субъективноеощущение свободы воли) и креативность(склонность к продуцированию новыхдейственных мыслей, действий и объектов).

Дезадаптированнаяличность получалаусловное позитивное внимание, поэтомуу нее сформировались условия ценностии неконгруэнтность между “Я” ипотенциалами, тенденция к защитномуповедению.

Кроме того, такая личностьживет в соответствии с составленнымзаранее планом, ипренебрегает собственныморганизмом, вместотого чтобы доверять ему, чувствует, чтоею манипулируюти не дают поступать в соответствии ссобственными желаниями, ведет себя некреативно, а конформно.

Источник: https://studfile.net/preview/2975362/

Лекция личность и ее психологическая структура

Биосоциальная теория личности по К.К. Платонову:  Основными подструктурами личности являются: 1)направленность

  1. Общая хар-ка Л.
  2. Психологические теории Л.
  3. Психологическая структура Л., направленность.

Психика, сознание не есть нечто самодавлеющее и изолированное от человека. Сознание присуще конкретной человеческой личности.

Под личностью мы не в коей мере не подразумеваем ни абстрактно взятого индивида, изолированного от общества, ни тем не менее столь же изолированного сознания. Личность — персона (от лат. persona — маска, роль актера).

Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Все что относится к личности, персоне называется персональным.

Личность — этический феномен, она отражает социальную сущность человека.

С.Л. Рубинштейн дал свое определение личности:

«Л. — это совокупность таких психологических качеств человека, которые лежат в основе социально-значимых форм деятельности и поведения человека»

Индивид — человек как биологическое существо, представитель вида Homo sapiens. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидуальное начало включено в личность и проявляется в личностном, в его индивидуальности.

Индивидуальность — неповторимая совокупность физиологических и психологических особенностей конкретного человека, определяющих развитие задатков и формирование способностей, то есть предрасположенность к конкретным видам деятельности.

В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры индивида можно выделить: 1) направленность — установки, мотивы, интересы;2) характер — основные модели поведения; 3) конституционный тип и темперамент; 4) задатки и способности.

Психологические теории личности

Они чрезвычайно разнообразны.

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность

… формулой: “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”.   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

Вместе с термином “личность” употребляют понятия “индивидуальность”, “индивид”, “человек”. Данные …

внутренние условия являют собой совокупность: · социально-детерминированных качеств; · наследственно-биологических свойств. Личность являет собой не только …

Классификация теорий Л.

(в зависимости от взглядов на природу и психическое содержание л-ти)

  1. группа биологических теорий Л.

Сущность: Л. — существо биологическое, поэтому св-ва Л. обусловлены природой и даны человеку от рождения. Л. вынуждена жить в обществе и испытывать с его стороны давление.

  1. группа социальных теорий Л.

Сущность: Л. — существо социальное, св-ва л-ти формируются в процессе обучения, восприятия, усвоения социальных ролей.

  1. группа био-социальных теорий

Сущность: Л. — существо биологическое, л-ть обладает как природно-обусловленными, так и социально-обусловленными свойствами.

Теория личности з. Фрейда

З.Фрейд по образованию врач и психолог по работе. На основе своей теории разработал психологическую концепцию личности. В основе этой концепции лежит убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного и культуры. Причиной этого антагонизма является культура с ее идеалами, нормами, требованиями.

Он разработал 3-х компонентную структуру:

  1. «ОНО», бессознательное — совокупность инстинктов и означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда копуляция, дефекация и наполняет наше поведение энергией:

а) инстинкт жизни, эрос (половое влечение),

б) инстинкт смерти, тонатос (тяга к агрессии и разрушению).

Являясь первичной структурой психики, «ид» выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями.

Теории развития личности 2

… обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. Гуманистическая теория В гуманистической теории личности выделяют два основных …

к жизни; – иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, … индивида (биологической подструктурой личности) и внешней средой.  У …

источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо& …

Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия. «Оно» — по З. Фрейду — «кипящий котел инстинктов». Бессознательное иррационально и временно.

Фрейд описал два процесса, посредством которых «Оно» избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий явл. кашель на раздражение дыхательных путей.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей.

И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворения этих потребностей. С момента появления этого знания возникае следующая структура.

это разумное «Я» человека, память, мышление, все формы активности. Область сознания Фрейд связывал с восприятием внешнего мира. Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений.

Задачей сознания является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности, т. е.

психическая деятельность сознания подчиняется принципу реальности.

За соблюдением этих требований следит «сверх-Я»

  1. «сверх-Я», «сверхсознание», «суперэго» —

представитель общества, внешнего идеала, авторитета в психике человека (моральные нормы, правила поведения, «моральная цензура», усвоенная с детства).

Между этими компонентами наблюдаются конфликты:

  1. конфликт между «Оно» и «Я» приводит к чувству тревоги, беспокойства, эмоциональной неприятности, что может привести к неврозу.
  2. конфликт между «Я» и «сверх-Я» приводит к чувству вины и укорам совести.

Выработка механизмов психологической защиты — это такие психологические приемы, с помощью которых человек избавляется от чувства вины и укоров совести и сохраняет благоприятное впечатление о себе у окружающих.

Один из таких механизмов явл. сублимация.

Сублимация (от лат. sublimo- возвышаю) — переключение энергии, позволяющее человеку превратить свои ассоциальные тенденции в социальные формы поведения (переход с социально и культурно неприемлемых целей объектов на социально и культурно приемлемые).

Согласно З. Фрейду — это процесс переориентации энергии влечения (либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения и преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.

Ролевая теория личности

Линтон — основоположник.

Статус — совокупность прав и обязанностей человека, выполняющего определенную социальную функцию, или занимающего определенную социальную позицию.

Роль — динамический (поведенческий) аспект статуса, — это модель поведения, сложившаяся в данном обществе, связанная с реализацией статуса.

Социальная роль проявляется только тогда, когда человек начинает осуществлять права и обязанности, вытекающая из его социального положения. Социальная роль зависит от темперамента, потребностей, мотивов. Линтоновское определение социальной роли как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Парсоном, Мертоном и др.

Как роль соотносится с личностью:

  1. точка зрения отождествления личности и роли. Личность есть ни что иное, как совокупность выполняемых человеком социальных ролей, т. е. Л=Р.
  2. личность и роль независимые друг от друга понятия. Личность как актер, играющий в театре роль. Его качества могут не проявляться в ролевом поведении, т. е. роли безличны. Роль служит маскировкой качеств личности и даже подавлением их.
  3. личность и роль взаимозависимы, тесно взаимосвязаны. Личность определяет набор ролей, выполняемых человеком.

Есть роли, которые в большей степени определяются индивидуальностью исполнителя и особенностями групповых взаимоотношений. Ситуации, в которых наблюдаются несовместимые ожидания, порождают ролевые конфликты, которые могут разыграться как в реальном социальном взаимодействии (конфликт между руководителем и подчиненным), так и на уровне индивидуального сознания (внутриличностный конфликт).

Такие конфликты вызываются объективной невозможностью удовлетворить противоречивые ожидания разных ролевых партнеров. Длительное исполнение, большая включенность в роль коренным образом меняют личность исполнителя, накладывают отпечаток на поведение и индивидуальность человека.

Биосоциальная теория личности по к.К. Платонову

Основными подструктурами личности являются:

1) направленность личности, 2) опыт (знания, умения, навыки, привычки), 3) индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, внимание), 4) биопсихические свойства (темперамент, отличие по полу и возрасту).

На все подструктуры личности, кроме того, накладываются способности и характер.

ПодструктурыПодструктуры подструктурСоотношение социального и биологическогоСпецифические виды формированияНеобходимые уровни психологического анализа
Направленность личностиУбеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желанияОпределяющую роль играет социальное, биологическое почти нетвоспитаниеСоциально-психологический
ОпытПривычки, умения, навыки, знанияЗначительно больше социальногообучениеПсихолого-педагогический
Особенности психических процессовВнимание, воля, восприятие, мышление, ощущение, памятьЧаще, больше социальногоупражнениеИндивидуально-психологический
Биопсихические свойстваТемперамент, половые, возрастные свойстваСоциального почти неттренировкаПсихофизиологический

Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева:

Общ. Формы Коммуникация

поведения

Направленность — это совокупность психических качеств человека, которая определяет избирательный характер его активности. Направленность — это система доминирующих мотивов личности.

Мотив — это побуждение к деятельности, связанное с наличием у человека какой-либо потребности.

Потребность — осознаваемая человеком необходимость или нужда в чем-либо в конкретных условиях существования. Потребность это источник активности личности.

Она рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями действительности.

Основные виды потребностей:

  • по происхождению (естественные и культурные);
  • по предметам (материальные и духовные);
  • по устойчивости (ситуативные (временные) и устойчивые (не насыщаемые)).

Социальная зрелость личности

Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они — «недоросли», и если в наши дни это слово звучит по меньшей мере уничижительно, то в XVII—XIX вв.

это было всего лишь обозначением социального статуса, частично обусловленного возрастом. Недорослем называли молодого человека, еще не вышедшего из-под опеки родителей.

Точно такое же положение мог занимать и какой-нибудь юноша пещерного века, пока обряд инициации не переводил его в другую категорию — социально зрелых людей, охотников, добытчиков. Для этого требовалось встретиться лицом к лицу со злым духом или диким зверем.

Во времена действия «Капитанской дочки» этот переход в иное качество совершается быстро — Петруша Гринев резко меняется, столкнувшись с опасным путешествием, любовью к Маше Мироновой, дуэлью, Пугачевским бунтом. А вот Митрофан, насколько мы можем предположить, так до старости и останется мальчиком под крылом госпожи Простаковой — «в недорослях».

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются разные науки (педагогика, философия, социология, криминология и др.), а для такой новой отрасли человекознания, как акмеология (от греч. Akme — рассцвет), это стержневая проблема.

Собственно говоря, сам предмет акмеологии — феномен зрелости личности.

В сфере внимания этой научной дисциплины — процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.

Совершенно очевидно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» — это не полные синонимы. И еще более они расходятся, когда речь заходит о взрослости и профессиональной зрелости.

В представлениях древних людей земля покоится на трех китах или на трех слонах. У личной зрелости четыре «кита», четыре основных базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других:

  1. ответственность;
  2. терпимость;
  3. саморазвитие;
  4. положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).

Остановимся более подробно на них.

Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости).

В настоящее время в психологии придерживаются концепции двух типов ответственности.

Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. (В терминологии Дж. Роттера — интернальный локус контроля).

«Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Любопытно, что именно на таком девизе строятся действия героев «американской мечты». (Вспомним героиню Скарлетт О Хара из романа М. Митчелл «Унесенные ветром». Она борется за жизнь и находит выход из любой ситуации.)

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля).

Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будущем — на коллег, начальство, знакомых. В детстве квинтэссенцией такой ответственность со знаком минус может служить фраза «а это он первый начал».

На обыденном языке ответственность второго типа обозначается как безответственность. У взрослых, но социально незрелых людей, кредо «виноват стрелочник» может принимать самые причудливые формы.

(Вспомним короля из «Обыкновенного чуда», списывающего все свои поступки на дурную наследственность: в нем то просыпалась тетя по материнской линии, то еще какой-нибудь сумасшедший родственник).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/konspekt/lektsiya-lichnost-i-ee-psihologicheskaya-struktura/

Структура личности по К.К.Платонову

Биосоциальная теория личности по К.К. Платонову:  Основными подструктурами личности являются: 1)направленность

В отечественной психологии распространена другая концепция личности (К.К. Платонов). По Платонову, «личность – конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему».

Платонов, анализируя структуру личности, учитывает, что человек является биосоциальным существом, на развитие человека как личности оказывают влияние не только среда, но и биологическая структура, с которой он приходит в нее.

На основе критерия соотношения социального и биологического в качестве личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры: 1-ая – направленность личности; 2-ая – опыт; 3-я – индивидуальные особенности психических процессов; 4-я – включает биопсихические свойства. Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывает все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком-то конкретном виде деятельности (тогда речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности).

1-я подструктура личности, названная «направленностью личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как её моральные черты.

Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломлённое общественное сознание.

Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

2-я подструктура личности, названая «опыт», объединяет знания, умения и привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3-я подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4-я подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и патологические, так называемые органические изменения.

Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.

Активность этой подструктуры определяются основными свойствами нервной системы.

Особенностями отдельных свойств этих четырёх иерархических подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются ещё две подструктуры: характер и способности.

Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырёх основных иерархических подструктур.

Для самого человека, субъективно, личность – это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даём себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя.

Итак, в этой структуре автор выделяет 4 подструктуры личности. Критериями выделениями данных подструктур являются:

· соотношение биологического и социального, врожденного и приобретенного;

Название подструктур Элементы, входящие в подструктуры Соотношение социального и биологического в подструктурах личности Специфические способы формирова-ния подструк-тур
Направленность личности Убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения Биологического очень мало (они не имеют врожденных задатков) Рассматривается на социально-психологическом уровне. Воспитание
Опыт личности Знания, умения, навыки, привычки Значительно больше социального (заметно влияние биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности). Психолого-педагогический уровень. Обучение
Индивидуальные особенности психических процессов или функций Память, эмоции, ощущение, мышление, восприятие, чувства, воля Чаще больше социально, чем биологического. Изучается на индивидуально-психологическом уровне. Упражнения
Биопсихические свойства личности Половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент) Социального очень мало (эти свойства больше зависят от физиологических особенностей мозга) Изучается на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне) Тренировка

Таким образом, по мнению К.К.Платонова, в эти подструктуры м.б. уложены все известные свойства личности.

Причем часть этих свойств относится в основном только к данной подструктуре (убежденность, заинтересованность – 1 подструктура; начитанность и умелость – 2; решительность и сообразительность – 3; истощаемость и возбудимость – 4) Другие лежат на пересечении подструктур (музыкальность – 3.4)

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. В истории психологии сформировались три концепции развития личности.

· Биогенетическая концепция утверждает, что развитие наследственно и самопроизвольно. Предрасположенность к преступности, к успехам в управленческой деятельности, к несчастным случаям и «везению» – все это от природы, все заранее запрограммировано. Человек лишен собственной активности.

· Концепция конвергенции утверждает, что человек – это результат механического взаимодействия среды и наследственности.

· Социогенетическая концепция утверждает, что человек – это слепок среды, к которой он пассивно приспосабливается.

· Диалектико-материалистическая концепция утверждает, что развитие личности происходит через разрешение противоречий между непрерывно изменяющимися потребностями человека и его возможностями удовлетворить их. Это противоречие является движущей силой психического развития.

Факторы психического развития личности – это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле слова. Внешними факторами выступает среда: природа и общество (в широком и узком смысле слова). Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е.

внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень его психического развития. Внешние предпосылки – особенности обучения и воспитания.

Внутренние – активность и желание, мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, а только с помощью других.

На определенном этап развития психики у человека возникает самосознание.

САМОСОЗНАНИЕвысший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией, хотя иногда последнюю представляют как результат самосознания. Формируемый самосознание образ Я не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» имеет место не столько самоописание, сколько самоопределение, которое связано с ответами на такие вопросы, как: «Кто я? Чего я хочу? Каковы мои возможности?».

Самосознание выполняет важные функции в жизни человека:

– функция самопознания – главная функция самосознания заключается в том, чтобы сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле;

– функция самоопределения – для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), оставаться самим собой в любых ситуациях;

– защитная функция благодаря осознанию совей индивидуальности возникает стремление защитить ее от угрозы разрушения, поддержать себя в трудных состояниях;

– функция самосовершенствования – осознание своих сильных и слабых сторон помогает человеку строить программу собственного совершенствования.

В развитии самосознания В. С. Мерлин выделяет ряд этапов:

· осознание отличия себя от остального мира;

· осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

· осознание своих психических свойств;

· формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения.

Зарубежный исследователь Р. Бернc выделяет в Я-концепции три составляющие: образ-Я, самооценку и потенциальную поведенческую реакцию.

Исходя из этого, структура самосознанияможет быть представлена следующими компонентами:

· когнитивный компонент – образ Я – представления человека о себе, о своих способностях, качествах личности, внешности, отношениях с окружающими и т. д.;

· эмоционально-оценочный компонент отношение человека к себе в целом, к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. д. Этот компонент выражается в чувствах собственного достоинства или недостоинства, в самоуважении или самоуничижении, самокритичности или самовосхваления;

· поведенческий компонент выражает представления человека о способности к саморегуляции, самоуправлению и самоконтролю.

В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справиться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе. Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает возможность саморазвития, творения себя.

Самосознание формируется в результате общения с другими людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия с тем или иным человеком, с той или иной группой возникают такие образования самосознания как профессиональное самосознание, национальное самосознание, религиозное самосознание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_170296_struktura-lichnosti-po-kkplatonovu.html

Medic-studio
Добавить комментарий