Центральная нервная система: Правое и левое полушария головного мозга разделены продольной

Содержание
  1. Строение центральной нервной системы
  2. Строение головного мозга
  3. Строение спинного мозга
  4. Локализация опухоли в ЦНС
  5. Функции правого и левого полушария мозга человека
  6. Разница в работе правого и левого полушарий
  7. За что отвечает левое полушарие
  8. За что отвечает правое полушарие
  9. Функции правого полушария:
  10. Синхронизация работы полушарий
  11. Зеркальное рисование
  12. Колечко
  13. Что даст развитие каждого из полушарий
  14. Простые упражнения на развитие мозговой деятельности
  15. : доминирование одного полушария над другим
  16. Основные отделы головного мозга и их функции
  17. Основные отделы мозга головы
  18. Кора больших полушарий
  19. Доли мозга и центры
  20. Лобная доля
  21. Теменная доля
  22. Височная доля
  23. Островковая доля
  24. Функции основных отделов
  25. Продолговатый мозг
  26. Средний мозг
  27. Задний, включающий мозжечок и варолиев мост
  28. Промежуточный мозг
  29. Конечный мозг
  30. Большие полушария головного мозга человека
  31. Строение полушарий
  32. Затылочная доля
  33. Кора полушарий
  34. Патологии полушарий головного мозга
  35. Нарушения в коре лобной доли
  36. Патологические нарушения в коре теменной доли
  37. Патологические нарушения в коре височной доли
  38. Патологические нарушения в коре затылочной доли
  39. Левополушарный тип высшей нервной деятельности. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Как развивать лево- и правополушарных детей
  40. В чем особенность правополушарного мышления?
  41. Какой тип мышления лучше?
  42. Предварительный просмотр:
  43. Дети с развитым левым или правым полушарием мозга
  44. Особенности развития левополушарных детей
  45. Особенности развития правополушарного ребенка

Строение центральной нервной системы

Центральная нервная система:  Правое и левое полушария головного мозга разделены продольной

Головной и спинной мозг состоят из клеток, чьи названия и характеристики определяются их функциями. Клетки, характерные только для нервной системы, – это нейроныи нейроглия.

Нейроны это «рабочие лошадки» нервной системы.

Они посылают и принимают сигналы от головного мозга и к нему через сеть взаимосвязей, столь многочисленных и сложных, что их совершенно невозможно подсчитать или составить их полную схему.

В лучшем случае можно приблизительно сказать, что в мозгу находятся сотни миллиардов нейронов и во много раз больше связей между ними.

Рисунок 1. Нейроны

К опухолям головного мозга, возникающим из нейронов или их предшественников, относятся эмбриональные опухоли (ранее их называли примитивные нейроэктодермальные опухоли – ПНЭО), такие как медуллобластомы и пинеобластомы.

Мозговые клетки второго типа носят название нейроглии. В буквальном смысле это слово означает «клей, скрепляющий нервы» – таким образом, уже из самого названия видна вспомогательная роль этих клеток.

Другая часть нейроглии содействует работе нейронов, окружая их, питая и удаляя продукты их распада.

Нейроглиальных клеток в головном мозге гораздо больше, чем нейронов, и более половины опухолей головного мозга развивается именно из нейроглии.

Опухоли, возникающие из нейроглиальных (глиальных) клеток, в общем случае называют глиомами.

Однако в зависимости от конкретного типа глиальных клеток, вовлеченных в опухоль, она может иметь то или иное специфическое название.

Самые распространeнные глиальные опухоли у детей – мозжечковые и полушарные астроцитомы, глиомы ствола мозга, глиомы зрительныйх путей, эпендимомы и ганглиоглиомы. Виды опухолей подробнее описаны в этой статье.

Строение головного мозга

Головной мозг имеет очень сложное строение. Различают несколько больших его отделов: большие полушария; ствол головного мозга: средний мозг, мост, продолговатый мозг; мозжечок.

Рисунок 2. Строение головного мозга

Если посмотреть на головной мозг сверху и сбоку, то мы увидим правое и левое полушария, между которыми располагается разделяющая их большая борозда — межполушарная, или продольная щель.

В глубине мозга находится мозолистое тело пучок нервных волокон, соединяющий две половины мозга и позволяющих передавать информацию от одного полушария к другому и обратно.

Поверхность полушарий изрезана более или менее глубоко проникающими щелями и бороздами, между которыми расположены извилины.

Складчатую поверхность головного мозга называют корой. Ее образуют тела миллиардов нервных клеток, из-за их темного цвета вещество коры получило название «серое вещество». Кору можно рассматривать как карту, где разные участки отвечают за различные функции головного мозга. Кора покрывает правое и левое полушария головного мозга.

Именно полушария головного мозга отвечают за обработку информации, поступающей от органов чувств, а также за мышление, логику, обучение и память, то есть за те функции, которые мы называем разумом. Рисунок 3. Строение полушария головного мозга

Несколько больших углублений (борозд) делят каждое полушарие на четыре доли:

  • лобную (фронтальную);
  • височную;
  • теменную (париетальную);
  • затылочную.

Лобные доли обеспечивают «творческое», или абстрактное, мышление, выражение эмоций, выразительность речи, контролируют произвольные движения. В значительной мере отвечают за интеллект и социальное поведение человека.

В числе их функций – планирование действий, расстановка приоритетов, концентрация внимания, воспоминания и контроль над поведением. Повреждение передней части лобной доли может привести к агрессивному асоциальному поведению.

В задней части лобных долей находится моторная(двигательная) зона, где определенные области управляют разными видами двигательной активности: глотанием, жеванием, артикуляцией, движениями рук, ног, пальцев и т.д.

Иногда перед операцией на головном мозге делают стимуляцию коры, чтобы получить точную картину моторной зоны с указанием функций каждого участка: иначе существует опасность повреждения или удаления фрагментов ткани, важных для этих функций.

Теменные доли ответственны за чувство осязания, восприятие давления, боли, тепла и холода, а также за вычислительные и речевые навыки, ориентацию тела в пространстве.

В передней части теменной доли располагается так называемая сенсорная (чувствительная) зона, куда сходится информация о влиянии окружающего мира на наше тело от болевых, температурных и других рецепторов.

Височные доли в значительной мере отвечает за память, слух и способность воспринимать устную или письменную информацию. В них также есть и дополнительные сложные объекты.

Так, миндалевидные тела (миндалины) играют важную роль в возникновении таких состояний, как волнение, агрессия, страх или гнев.

В свою очередь, миндалины связаны с гиппокампом, который содействует формированию воспоминаний из пережитых событий.

Затылочные доли – зрительный центр мозга, анализирующий информацию, которая поступает от глаз. Левая затылочная доля получает информацию из правого поля зрения, а правая – из левого.

Хотя все доли больших полушарий отвечают за определенные функции, они не действуют в одиночку, и ни один процесс не связан только с одной определенной долей.

Благодаря огромной сети взаимосвязей в головном мозге всегда существует коммуникация между разными полушариями и долями, а также между подкорковыми структурами. Мозг функционирует как единое целое.

Мозжечок –структура меньшего размера, которая располагается в нижней задней части мозга, под большими полушариями, и отделен от них отростком твердой мозговой оболочки – так называемым наметом мозжечкаили палаткой мозжечка (тенториумом). По размеру он приблизительно в восемь раз меньше переднего мозга. Мозжечок непрерывно и автоматически осуществляет тонкое регулирование координации движений и равновесия тела.

Если в мозжечке вырастает опухоль, у больного могут возникнуть нарушения походки (атактическая походка) или движений (резкие рывкообразные движения). Могут появиться также проблемы с работой рук и глазомером.

Ствол мозга отходит вниз от центра головного мозга и проходит перед мозжечком, после чего сливается с верхней частью спинного мозга.

Ствол мозга отвечает за базовые функции организма, многие из которых осуществляются автоматически, вне нашего сознательного контроля, такие как сердцебиение и дыхание. В ствол входят следующие части:

  • Продолговатый мозг, который управляет дыханием, глотанием, артериальным давлением и частотой сердечных сокращений.
  • Варолиев мост(или просто мост), который соединяет мозжечок с большим мозгом.
  • Средний мозг, который участвует в осуществлении функций зрения и слуха.

Вдоль всего ствола мозга проходит ретикулярная формация(или ретикулярная субстанция) – структура, которая отвечает за пробуждение от сна и за реакции возбуждения, а также играет важную роль в регуляции мышечного тонуса, дыхания и сердечных сокращений.

Промежуточный мозг располагается над средним мозгом. В его состав входят, в частности, таламус и гипоталамус.

Гипоталамус это регуляторный центр, участвующий во многих важных функциях организма: в регуляции секреции гормонов (включая гормоны расположенного поблизости гипофиза), в работе автономной нервной системы, процессах пищеварения и сна, а также в контроле температуры тела, эмоций, сексуальности и т.п. Над гипоталамусом расположен таламус, который обрабатывает значительную часть информации, поступающей к головного мозгу и идущей от него.

12 пар черепно-мозговых нервов в медицинской практике нумеруются римскими цифрами от I до XII, при этом в каждой из этих пар один нерв отвечает левой стороне тела, а другой – правой.

ЧМН отходит от ствола мозга. Они контролируют такие важные функции, как глотание, движения мышц лица, плеч и шеи, а также ощущения (зрение, вкус, слух).

Главные нервы, передающие информацию к остальным частям тела, проходят через ствол мозга.

Нервные окончания перекрещиваются в продолговатом мозге так, что левая сторона головного мозга управляет правой стороной тела – и наоборот.

Поэтому опухоли, образовавшиеся в левой или правой части мозга, могут влиять на подвижность и чувствительность противоположной стороны тела (исключением здесь является мозжечок, где левая сторона посылает сигналы к левой руке и левой ноге, а правая – к правым конечностям).

Мозговые оболочки питают, защищают головной и спинной мозг.

Располагаются тремя слоями друг под другом: сразу под черепом находится твердая оболочка (dura mater), имеющая наибольшее количество болевых рецепторов в организме (в мозге их нет), под ней паутинная (arachnoidea), и ниже – ближайшая к мозгу сосудистая, или мягкая оболочка (pia mater).

Спинномозговая (или цереброспинальная) жидкость – это прозрачная водянистая жидкость, которая формирует еще один защитный слой вокруг головного и спинного мозга, смягчая удары и сотрясения, питая мозг и выводя ненужные продукты его жизнедеятельности.

В обычной ситуации ликвор важен и полезен, но он может играть и вредную для организма роль, если опухоль головного мозга блокирует отток ликвора из желудочка или если ликвор вырабатывается в избыточном количестве. Тогда жидкость скапливается в головном мозге. Такое состояние называют гидроцефалией, или водянкой головного мозга.

Поскольку внутри черепной коробки свободного места для лишней жидкости практически нет, возникает повышенное внутричерепное давление (ВЧД).

У ребёнка могут возникнуть головные боли, рвота, нарушения координации движений, сонливость. Нередко именно эти симптомы и становятся первыми наблюдаемыми признаками опухоли головного мозга.

Строение спинного мозга

Спинной мозг – это фактически продолжение головного мозга, окруженное теми же оболочками и спинномозговой жидкостью. Он составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов.

Рисунок 4. Строение позвонка и расположение спинного мозга в нем

Спинной мозг составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов.

Сенсорная информация (ощущения от прикосновения, температура, давление, боль) идет через него к головному мозгу, а двигательные команды (моторная функция) и рефлексы проходят от головного мозга через спинной ко всем частям тела.

Гибкий, состоящий из костей позвоночный столбзащищает спинной мозг от внешних воздействий. Кости, составляющие позвоночник, называют позвонками;их выступающие части можно прощупать вдоль спины и задней части шеи.

Различные части позвоночника называют отделами (уровнями), всего их пять: шейный (С), грудной (Th), поясничный (L), крестцовый (S) и копчиковый[1].

[1] Отделы позвоночника обозначаются латинскими символами по начальным буквам соответствующих латинских названий.

Внутри каждого отдела позвонки пронумерованы.

Рисунок 5. Отделы позвоночника

Опухоль спинного мозга может образоваться в любом отделе –например, говорят, что опухоль обнаружена на уровне С1-С3 или на уровне L5.

Вдоль всего позвоночного столба от спинного мозга отходят спинномозговые нервы в количестве 31 пары.

Они связаны со спинным мозгом через нервные корешки и проходят через отверстия в позвонках к различным частям тела.

Опухоли могут развиваться внутри спинного мозга (интрамедуллярные опухоли) или с его внешней стороны (экстрамедуллярные опухоли). Так как внутри позвоночника для роста опухоли очень мало места, она начинает сдавливать спинной мозг, и именно с этим связаны наблюдаемые симптомы.

При опухолях спинного мозга возникают нарушения двух видов. Локальные (очаговые) симптомы – боль, слабость или расстройства чувствительности – связаны с ростом опухоли в конкретной области, когда этот рост затрагивает кость и/или корешки спинномозговых нервов.

Более общие нарушения связаны с нарушением передачи нервных импульсов через затронутую опухолью часть спинного мозга. Может возникнуть слабость, потеря чувствительности или управления мышцами в той области тела, которая управляется спинным мозгом ниже уровня опухоли (паралич или парез).

Возможны нарушения мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника).

Во время операции по удалению опухоли хирургу иногда приходится удалять фрагмент внешней костной ткани (пластинку дуги позвонка, или дужку), чтобы добраться до опухоли.

Это может впоследствии спровоцировать искривление позвоночника, поэтому такой ребенок должен наблюдаться у ортопеда.

Локализация опухоли в ЦНС

Первичная опухоль головного мозга (то есть та, которая изначально родилась в данном месте и не является метастазом опухоли, возникшей в другом месте тела человека) может быть либо доброкачественной, либо злокачественной.

Доброкачественная опухоль не прорастает в соседние органы и ткани, а растет, как бы отодвигая, смещая их. Злокачественное новообразование быстро растет, прорастая в соседние ткани и органы, и часто дает метастазы, распространяясь по организму.

Первичные опухоли головного мозга, диагностируемые у взрослых, как правило, не распространяются за пределы ЦНС.

Деление опухолей ЦНС на доброкачественные и злокачественные является условным, с точки зрения как пациента, так и врача.

Дело в том, что доброкачественная опухоль, развивающаяся в другой части тела, может расти годами, не вызывая нарушения функции и не представляя угрозы для жизни и здоровья пациента.

Рост же доброкачественной опухоли в полости черепа или спинномозговом канале, где мало места, быстро вызывает смещение структур мозга и появление угрожающих жизни симптомов.

Удаление доброкачественной опухоли ЦНС также сопряжено с большим риском и не всегда возможно в полном объеме, учитывая количество и характер структур мозга, прилежащих к ней.

Первичные опухоли делят на низко- и высокозлокачественные. Для первых, как и для доброкачественных, характерен медленный рост и, в целом, благоприятный прогноз. Но иногда они могут перерождаться в агрессивный (высокозлокачественный) рак. Подробнее о видах опухолей мозга в статье.

Источник: https://oncobrain.ru/brain_tumors/the_structure_of_the_central_nervous_system.html

Функции правого и левого полушария мозга человека

Центральная нервная система:  Правое и левое полушария головного мозга разделены продольной

Мозг человека является сложной неделимой системой центральной нервной системы, без которой функционирование последней невозможно.

Немалое количество исследований и наблюдений позволило выяснить, за что отвечают правое и левое полушарие мозга, где локализуются и как работают нейроны.

Более подробно сейчас мы попробуем разобраться с тем, за что отвечают полушария мозга и как улучшить их работу.

Разница в работе правого и левого полушарий

Согласно физиологическим особенностям строения человека, организм имеет два полушария мозга. Выделяют левую и правую часть органа. Полушария головного мозга соединяются друг с другом при помощи мозолистого тела, передней и задней спаек и спайки свода. О том, как они работают сейчас мы и поговорим.

Левое полушарие отвечаетПравое полушарие отвечает
За получение вербальной информации. Благодаря его функционированию человек способен говорить удерживать в памяти необходимую информацию (важные даты, правила написания слов).За прием невербальной информации, восприятие символов и образов.
За мышление аналитического характера, логику, анализ фактов и распознавание чисел.За воображение. Благодаря его функционированию человек способен мечтать, придумывать истории. От степени его развития зависят способности к музыке и искусству.
За обработку и анализ поступающей информации последовательно.За способность обрабатывать много информации сразу.

Кроме этого правая часть мозга отвечает за функционирование левой половины тела, а левая часть наоборот. У людей с хорошо развитым левым полушарием наблюдается высокий уровень способностей к языкам.

Особенности функционирования больших полушарий головного мозга очень заметны в поведении личностей, которым было удалено одно из них. Люди без правого полушария не способны ориентироваться в пространстве, они воспринимают все слова буквально, не способны проявлять свои эмоции.

За что отвечает левое полушарие

Данные проведенных наблюдений свидетельствуют о том, что левое полушарие отвечает за прием вербальной информации, а именно за обучение, изучение иностранных языков, письмо и чтение. Нейроны, которые находятся в этой части мозга, позволяют осознавать написанное, выражать мнение и разговаривать.

Левое полушарие мозга отвечает за такие функции как логическое мышление, анализ информации, умение делать выводы и установление причинно-следственных связей. У ребенка оно начинает функционировать после годовалого возраста, в период формирования речи и слуха.

Мужчины воспринимают информацию именно с помощью левого полушария, у женщин же связи между двумя полушариями развиты лучше, поэтому они воспринимают язык двумя частями мозга и способны решать несколько задач.

За что отвечает правое полушарие

Правое полушарие несет ответственность за обработку сигналов, а также определение предметов и слияние их с сущностью.

От развития этой стороны мозга человека также зависят способности к искусству и творческой деятельности, например, рисованию, лепке.

Благодаря ей мы можем воспринимать музыку, произведения искусства, танцевальные номера, а также получать удовольствие или неудовольствие от них. Люди, у которых правая часть развита хорошо, могут еще и самостоятельно создавать свои шедевры.

Функции правого полушария:

  1. Отвечает за пространственную ориентацию. За счет его работы человек способен определять расположение объектов относительно себя и расстояние к ним. В результате человек запоминает дорогу, минимизируется риск заблудиться даже в незнакомых местах.
  2. Позволяет воспринимать аллегорию и реагировать на нее. Человек способен воспринимать пословицы, поговорки, анализировать их, делать выводы и реагировать на них. Сюда относят также чувство юмора и способность посмеяться над анекдотом или шуткой, а не воспринимать все буквально.
  3. Отвечает за воображение. Мы можем сочинять истории, мысленные образы, а также мечтать и фантазировать. Примером тут могут служить сновидения.
  4. Позволяет эмоционально реагировать на события, происходящие вокруг, слова и обращения других людей.

    Мы можем догадываться о том, что нас обманывают, о негативных поступках других людей и защищать себя от возможной опасности.

  5. Помогает узнавать людей по черте лица и различать чужих людей, от знакомых.

Оно также обладает способностью обрабатывать одновременно большое количество информации и воспринимать ее как одно целое. В результате человеку удается с легкостью решать поставленные перед ним задачи.

Синхронизация работы полушарий

Среди людей существует распространенное мнение о том, что необходимо заниматься упражнениями, направленными на развитие памяти, улучшение интеллектуальных способностей, внимания и совершенствования всего тела в целом.

Однако в данной ситуации, прежде всего, необходимо обращать внимание на деятельность самого головного мозга, ведь именно от его функционирования зависит развитие всех перечисленных факторов.

Нужно понимать, что тело и умение не будут совершенствоваться, если на это не настроен главный орган человеческого организма.

В одной категории людей лучше развито правое полушарие мозга, в другой — левое. Однако существуют и такие личности, которым повезло и у них одинаково хорошо работают обе половины головного мозга. Тем, кто не относится к этой группе счастливчиков, рекомендуется заниматься упражнениями, которые помогут улучшить их синхронизацию.

Благодаря многолетнему труду психофизиологов, который заключался в изучении строения и функций полушарий головного мозга, удалось разработать комплекс упражнений направленных на их гармоничную работу.

Легче всего сделать это музыкантам, ведь они с ранних лет учатся гармонично воспринимать окружающие события. Объясняется это и тем, что у них хорошо развиты руки, они гармонично взаимодействуют, ведь именно эта часть тела является основным инструментом, направленным на развитие мозга.

Представим вашему вниманию упражнения на синхронизацию полушарий, некоторые из них могут быть знакомы еще с детских лет.

Зеркальное рисование

Необходимо разместить на столе лист бумаги и вооружиться двумя простыми карандашами. Нужно одновременно, синхронно рисовать  изображения, буквы или цифры. В конечном итоге должно появиться ощущение расслабления глаз и рук.

Колечко

Быстрыми последовательными движениями необходимо соединять в кольцо большой палец со всеми другими. Выполнять сначала на каждой руке поочередно, затем одновременно.

Эффективным также является упражнение знакомое всем еще со школьных лет, с уроков физического воспитания. Необходимо попеременно доставать рукой ногу. Выполнение этой задачи позволяет избавиться напряжения эмоционального характера, улучшает внимание и мышление. Кроме этого упражнение является достаточно полезным даже для фигуры.

Что даст развитие каждого из полушарий

Развитие левого полушария увеличивает вероятность того, что человек, а возможно и его профессия будет тесно связана с языком (он может быть языковедом или переводчиком), точными науками или работой, которая требует хорошо развитого аналитического мышления. Данные проведенных наблюдений и исследований свидетельствуют о том, что можно простимулировать левое полушарие (его развитие), особенно в детском возрасте. Все что необходимо это развивать мелкую моторику рук.

Положительно на развитие левого полушария у человека влияет составление конструктора, вязание, вышивание, плетение. Наилучший эффект от выполнения перечисленных упражнений будет наблюдаться в детском возрасте. Однако и взрослые могут достичь успеха, если будут регулярно и настойчиво заниматься хотя бы по три часа в сутки.

Работа левого полушария направлена  на обработку полученного опыта и принятие определенных решений (на его основе). Однако познать что-то новое, основываясь только на полученном опыте невозможно.

Именно здесь на помощь приходит правое полушарие. Ведь оно создает то, чего не было и позволяет воспринимать информацию в целом. В результате удается принять какое-то единственно правильное решение.

Развитие правого полушария делает человека более коммуникабельным, ему становится легче общаться с другими людьми, понимать их намерения, желания и мотивы. Будет наблюдаться улучшение отношений в семье и коллективе. Оно позволяет быстро находить выход из проблемных ситуаций на работе и в личной жизни.

Простые упражнения на развитие мозговой деятельности

Гимнастика мозга может проводиться и упражнениями физического характера, они будут приносить пользу всему организму.

Выполнение упражнений позволяет лучше учиться, повысить интеллектуальный уровень и способности.

Кроме этого правое полушарие мозга начинает сотрудничать с левым, в результате становится лучше память, внимание, техника чтения и каллиграфия. Эффективным считается выполнение таких упражнений как:

  1. Кнопки мозга. Необходимо занять положение стоя, и проводить массирование углубления, которое локализуется под ключицей с правой или левой стороны. В это время другая рука должна располагаться на поверхности живота, около пупка. Движения должны быть круговыми, выполнить их нужно по десять раз. Положение верхних конечностей необходимо менять.
  2. Колено-локоть. Данное упражнение стимулирует активизацию работы обоих половин мозга. Необходимо занять стоячее положение, ноги на ширине плеч. Поочередно нужно поднимать и сгибать ноги в колене, касаясь коленом локтя противоположной руки. Повторить по десять раз для каждой стороны.
  3. Кулак — ребро — ладонь. Выполнение упражнений стимулирует умственную деятельность, улучшает память, повышает уровень концентрации внимания. Исходное положение, сидя, руки при этом должны находиться на поверхности стола. Поочередно необходимо менять положение руки. Сначала нужно сжимать ладонь в кулак, после этого размещать ее ребром по отношению к поверхности стола. Третье положение это положить руку распрямленной ладонью на плоскость стола. Количество повторов составляет 8-10 для каждой руки.
  4. Слон. Рекомендовано занять положение, стоя со слегка согнутыми в коленях ногами. Голову нужно наклонить на плечо и вытянуть руку этой стороны вперед, ею необходимо нарисовать в воздухе восьмерку. Повторить упражнение пять раз. Аналогичные движения повторить с другой рукой.

Подводя итог, хочется акцентировать внимание на том, что мозг человека является очень важным органом, обеспечивающим нормальное функционирование всего организма.

Для того чтобы человек был развит всесторонне необходима синхронность работы больших полушарий головного мозга. Они должны дополнять друг друга. Нужно помнить, что улучшить работу мозга и простимулировать его работу никогда не поздно, заняться этим можно даже в 60 лет.

Выбор того что делать и каким образом развивать свой головной мозг и свои способности остается только за вами.

: доминирование одного полушария над другим

Источник: https://vitamozg.ru/interesno/otvechayut-polushariya-mozga

Основные отделы головного мозга и их функции

Центральная нервная система:  Правое и левое полушария головного мозга разделены продольной

Головной мозг имеет сложное строение и является центральным органом нервной системы. Отделы головного мозга взаимодействуют друг с другом посредством нейронных связей, которые регулируют деятельность всего организма.

Основные отделы мозга головы

Нервная система человека достаточно хорошо изучена, что позволило подробно описать, из каких отделов состоит головной мозг и их взаимосвязь с различными органами, а также влияние на поведенческие реакции. Орган ЦНС содержит миллиарды нейронов, по которым проходят электрические импульсы, передающие информацию к мозговым клеткам от внутренних органов и систем.

Структуры мозга прочно защищены от воздействия негативных внешних факторов:

  • Цереброспинальная жидкость (ликвор) – располагается между оболочками и поверхностью органа. Спинномозговая жидкость выступает в роли амортизатора, защищая структуры от повреждений и трения. Жидкость непрерывно циркулирует в желудочках мозга, в подпаутинном пространстве и спинномозговом канале. Помимо механической защиты, поддерживает также стабильное внутричерепное давление и процессы метаболизма;
  • Арахноидальная оболочка (паутинная) – серединная оболочка, самая глубокая и мягкая. Образована из соединительной ткани и содержит большое количество коллагеновых волокон. Участвует в обмене спинномозговой жидкости. Паутинная оболочка содержит очень тонкие нитевидные тяжи, которые вплетаются в мягкую оболочку;
  • Внутренняя оболочка (мягкая) – плотно прилегает к структурам, заполняя все пространства (щели, борозды). Состоит из неплотной соединительной ткани пронизанной кровеносной сетью, которая доставляет питательные вещества к клеткам органа;
  • Поверхностная оболочка (твердая) – образована из плотной соединительной ткани и имеет две поверхности. Наружная поверхность содержит большое количество сосудов и имеет шероховатую поверхность. Внутренняя поверхность гладкая и плотно прилегает к костям – срастается с надкостницей черепной коробки и швами свода;
  • Черепная коробка – образует защитный каркас для структур мозга и его оболочек, состоит из 23 костей соединенных друг с другом. Череп служит местом для прикрепления мягких тканей мозга.

Клетки мозговых структур образованы из тел нейронов (серое вещество, главный компонент нервной системы) и миелиновой оболочки (белое вещество). Каждая функционально – активная клетка органа имеет длинный отросток (аксон), который разветвляется и соединяется с другим нейроном (синапс).

Таким образом, получается своеобразная цепь, для передачи и получения электрического импульса от одного нейрона к другому. Сигналы в мозговые структуры поступают через спинной мозг и черепные нервы, отходящие от ствола. В некоторых отделах головного мозга нейроны преобразуются за счет синтезирования гормонов.

Головной мозг человека состоит из: переднего, среднего и заднего отделов. Научные работы исследователей, описывают мозг после вскрытия черепной коробки, как два больших полушария и протяженное образование (ствол), поэтому мозг принято делить на три отдела. Полушария разделяет продольная борозда – переплетение нервных волокон (мозолистое тело) имеющее вид широкой полосы, состоит из аксонов.

Функции данных отделов головного мозга заключаются в формировании мыслительных процессов и возможности сенсорного восприятия. Каждое полушарие имеет разную функциональность и отвечает за противоположную половину тела (левое за правую половину и наоборот).  Основные отделы головного мозга образованы за счет деления органа при помощи борозд и извилин.

Структуры мозга поделены на 5 отделов:

  1. Задний мозг (ромбовидный);
  2. Средний;
  3. Передний;
  4. Конечный;
  5. Обонятельный.

Орган центральной нервной системы обладает высокой пластичностью – при поражении одного из отделов временно запускаются компенсаторные возможности, позволяя выполнять функции нарушенного отдела. Условно головной мозг делят на: правое полушарие и левое полушарие, мозжечок, продолговатый мозг. Данные три отдела соединены в единую сеть, но отличаются по функциональности.

Кора больших полушарий

Кору полушарий образует тонкий слой серого вещества, ответственный за высшую психическую функцию. На поверхностной части коры визуально можно увидеть борозды, из-за чего все отделы головного мозга имеют складчатую поверхность. Центральный орган у каждого человека имеет различную форму борозд, глубину и протяженность, таким образом, складывается индивидуальный рисунок.

Исследования мозговых структур позволили определить самый древний корковый слой и эволюционное развитие органа, путем гистологического анализа. Кору делят на несколько типов:

  1. Архипаллиум – самая старая часть коры, регулирует эмоции и инстинкты;
  2. Палеопаллиум – более молодая часть коры, отвечает за вегетативную регуляцию и поддерживает физиологический баланс всего организма;
  3. Неокортекс – новая область коры, образует верхний слой больших полушарий;
  4. Мезокортекс – состоит из промежуточной старой и новой коры.

Все области коры между собой находятся в тесном взаимодействии, а также с подкорковыми структурами. Подкорка включает в себя следующие структуры:

  • Таламус (зрительные бугры) – скопление большой массы серого вещества. Таламус содержит сенсорные и моторные ядра, нервные волокна позволяют соединить его со многими отделами коры. Зрительные бугры соединены с лимбической системой (гиппокамп) и участвуют в образовании эмоций и пространственной памяти;
  • Базальные ганглии (ядра) – скопление белого вещества в толще серого. Слой располагается сбоку от таламуса, около основания полушарий. Базальные ядра осуществляют высшие процессы нервной деятельности, активная фаза работы происходит в дневное время, а во время сна прекращается. Нейроны в ядрах активизируются при умственной работе органа (концентрация внимания), и вырабатывают электрохимические импульсы;
  • Ядра ствола мозга – регулируют механизмы перераспределения мышечного тонуса, и отвечают за сохранение равновесия;
  • Спинной мозг – расположен в позвоночном канале, и имеет полость, заполненную ликвором. Представлен в виде длинного тяжа и обеспечивает связь большого мозга с периферией. Спинной мозг поделен на сегменты и выполняет рефлекторную деятельность. Через спинномозговой канал идет поток информации в головной мозг.

Иерархия данных структур по отношению к коре более низкая, но каждая выполняет важные функции и при нарушениях запускается независимое самоуправление. Подкорковая область представлена комплексом различных образований, которые участвуют в регулировании поведенческих реакций.

Доли мозга и центры

Масса центрального органа составляет около 2 % от общего веса человека.

Каждая клетка органа нуждается в активном кровоснабжении и потребляет до 15 % от общего объема циркулирующей крови в организме.

Кровоснабжение мозговых тканей является отдельной функциональной системой – поддерживает жизнедеятельность каждой клетки, доставляя питательные вещества и кислород (потребляет 20 % от общего объема).

Артерии образуют замкнутый круг, при активности нейронов увеличивается и приток крови в данную область. Кровь и ткани мозга отграничены друг от друга физиологическим барьером (гематоэнцефалический) – обеспечивает избирательную проницаемость веществ, защищая главные отделы органа от различных инфекций. Отток крови от органа ЦНС осуществляется по яремным венам.

Левое и правое полушарие включает в себя пять отделов:

  • Лобная доля – самая массивная часть полушарий, при повреждении данной области происходит потеря поведенческого контроля. Лобный полюс ответственный за координацию движений и речевые навыки;
  • Теменная доля – отвечает за анализ различных ощущений, в том числе восприятие тела и развитие различных навыков (чтение, счет);
  • Затылочная доля – данная часть перерабатывает поступающие оптические сигналы, создавая зрительные образы;
  • Височная доля – перерабатывает поступающие аудиосигналы. Каждый звук подвергается анализу для верного восприятия. Данная часть мозга отвечает также за эмоциональный фон, который отражается в мимических реакциях. Височные доли являются центром хранения поступающей информации (долговременная память);
  • Островковая – делит лобную и височную часть данная доля отвечает за сознание (реакция на различные ситуации). Островковая доля перерабатывает все сигналы от органов чувств, формируя образы.

Каждое полушарие имеет выступы, которые получили название – полюс:

  • Лобный – спереди;
  • Затылочный – сзади;
  • Сбоку – височный.

Полушария имеют также три поверхности: конвекситальную – выпуклую, нижнюю и медиальную.

Каждая поверхность переходит из одной в другую, образуя при этом края (верхний, нижнелатеральный, нижнемедиальный).

За что отвечает каждый отдел головного мозга и какие выполняет функции, зависит от расположенных в них центрах. Нарушение жизненно важного центра влечет тяжелое последствие – летальный исход.

В каком отделе головного мозга располагаются центры речи человека и другие активные участки в корковой структуре, зависит от анатомического деления больших полушарий, при помощи борозд. Образование борозд – процесс эволюционного развития органа, поскольку рост конечных мозговых структур ограничен черепной коробкой. Интенсивный рост тканей привел к врастанию серого вещества в толщу белого.

Лобная доля

Лобная часть образована корой больших полушарий и отделена от других долей бороздами. Центральная борозда разграничивает лобно – теменную часть, а латеральная – отграничивает от височной области. Данная часть по объему составляет треть всей массы коры и поделена на различные поля (центры), которые отвечают за определенную систему или навык.

Функции лобной доли и центры:

  • Центр обработки информации и выражение эмоций;
  • Центр моторной организации речи (зона Брока);
  • Сенсорная речевая зона (Вернике) – отвечает за процесс усваивания полученной информации и понимание письменной и устной речи;
  • Анализатор поворота головы и глаз;
  • Мыслительные процессы;
  • Регулирование осознанного поведения;
  • Скоординированность движений.

Размер полей относится к индивидуальной особенности человека и зависит от активности нейронов. Центральная извилина в лобной зоне подразделяется на три части и каждая из них регулирует физическую активность мышц на определенном участке (мимика лица, двигательная активность верхних и нижних конечностей, корпус человека).

Теменная доля

Теменная часть образована корой больших полушарий и отделена от других зон центральной бороздой. Теменно – затылочная борозда (сзади) простирается до височной борозды. От теменной зоны отходят нервные волокна, соединяющие всю часть с мышечными волокнами и рецепторами.

Функции теменной зоны и центры:

  • Вычислительный центр;
  • Центр терморегуляции организма;
  • Пространственный анализ;
  • Сенсорный центр (ответная реакция на ощущения);
  • Отвечает за сложные двигательные навыки;
  • Центр зрительного анализа письменной речи.

Левая часть теменной зоны участвует в побуждении к двигательным актам. Развитие борозд и извилин в данной области напрямую связано с проводимостью нервных импульсов. Теменная область позволяет без участия зрительных анализаторов определить нахождение любой части тела или обозначить форму предмета и его размер.

Височная доля

Височная область образована корой полушарий, латеральная борозда отграничивает долю от теменной и лобной области. Доля имеет две борозды и четыре извилины, взаимодействует с лимбической системой. Главные борозды образуют три извилины, разделяя височную часть на небольшие участки (верхний, средний, нижний).

В глубине латеральной борозды – извилина Гешля (группа небольших извилин). Этот участок коры имеет наиболее четкие линии границы. Верхняя часть виска имеет выпуклую поверхность, а нижняя часть – вогнутую.

Общие функции височной доли заключаются в обработке визуальной информации и слуховой, а также в понимании языка. Особенности данной области выражаются в разной функциональной направленности правой височной доли и левой.

Функции левой височной долиФункции правой височной доли
Анализ различной звуковой информации (музыка, язык)Проводит анализ звука и позволяет отличить различный тон
Центр долговременной памятиФиксирует зрительные образы
Анализирование речи и подбор определенных слов для ответаПроводит идентификацию речи
Сопоставление между зрительной и слуховой информациейРаспознает внутренне состояние человека по мимике на лице

Работа правой доли больше направлена на анализ различных эмоций и их сопоставление с выражением лица собеседника.

Островковая доля

Островок является частью корковой структуры полушарий и располагается в глубине сильвиевой борозды. Данная часть скрыта под лобной, теменной и височной областью. Визуально напоминает перевернутую пирамиду, где основание обращено к лобной части.

Периметр островка отграничивают периинсулярные борозды, центральная борозда делит всю долю на две части (большую – переднюю, меньшую – заднюю). Передняя часть содержит короткие извилины, а задняя – две длинные.

Островок как полноценная доля органа признана лишь с 1888 года. Ранее полушария подразделяли на четыре доли, а островок рассматривался только как небольшое образование. Островковая доля связывает лимбическую систему и большие мозговые полушария.

В состав островка входит несколько слоев нейронов (от 3 до 5), которые обрабатывают сенсорные импульсы и осуществляют симпатический контроль сердечно – сосудистой системы.

Функции островковой доли:

  1. Поведенческие реакции и ответные эмоции;
  2. Осуществляет произвольное глотание;
  3. Фонетическое планирование речи;
  4. Контролирует симпатическую и парасимпатическую регуляцию.

Островковая доля поддерживает субъективные ощущения, которые исходят от внутренних органов в виде сигналов (жажда, холод) и позволяет осознанно воспринимать собственное существование.

Функции основных отделов

Каждый из пяти основных отделов выполняет различные функции в организме и поддерживает жизненно важные процессы.

Соответствие между функциями и отделами головного мозга человека:

Мозговой отделВыполняемые функции
ЗаднийОтветственный за скоординированность движений.
ПереднийОтвечает за интеллектуальные возможности человека, способность к анализу и сохранению полученной информации.
СреднийОтвечает за физиологические функции (зрение, слух, регуляция биоритмов и болевых ощущений).
КонечныйОтвечает за речевые навыки и зрение. Контролирует кожно – мышечную чувствительность и возникновение условных рефлексов.
ОбонятельныйОтвечает за функцию различных чувств у человека.

Таблица отражает общую функциональность, строение каждого отдела в центральном органе, включает в себя различные структуры и области, которые отвечают за определенную функцию.

Все отделы головного мозга работают в совокупности друг с другом – это позволяет выполнять высшую психическую деятельность, посредством приема и обработки информации поступающей от органов чувств.

Продолговатый мозг

Задний отдел центрального органа ЦНС включает в себя луковицу (продолговатый мозг), которая входит в стволовую часть. Луковица отвечает за координацию движений и сохранение равновесия в вертикальном положении.

Анатомически структура расположена между выходом первого спинномозгового нерва (область отверстия затылочной кости) и мостом (верхняя граница). Данный отдел регулирует дыхательный центр – жизненноважный отдел, при его повреждении наступает мгновенная смерть.

Основные функции продолговатого мозга:

  • Регуляция кровообращения (работа сердечной мышцы, стабилизация артериального давления);
  • Регуляция системы пищеварения (выработка пищеварительных ферментов, слюноотделение);
  • Регуляция мышечного тонуса (выпрямительные, позные и лабиринтные рефлексы);
  • Контроль безусловных рефлексов (чихание, рвота, моргание, глотание);
  • Регуляция дыхательного центра (состояние легочной ткани и ее растяжение, газовый состав).

Продолговатый мозг имеет внутреннее и внешнее строение. На внешней поверхности расположена срединная линия, которая делит пирамиды (соединение коры с ядрами черепных нервов и двигательными рогами).

В линии происходит перекрест нервного волокна и образуется кортикоспинальный путь. Сбоку от пирамиды находится олива (овальное расширение). Пирамидная система позволяет выполнять человеку сложную координацию движений.

Внутреннее строение (ядра серого вещества):

  1. Ядро оливы (пластина серого вещества);
  2. Нервные клети со сложными связями (ретикулярная формация);
  3. Ядра черепных нервов (языкоглоточный, подъязычный, добавочный и блуждающий);
  4. Связь между жизненно важными центрами и ядром блуждающего нерва.

Пучки аксонов в луковице обеспечивают связь спинного мозга с другими отделами центральной нервной системы (проводящие пути – длинные и короткие). В продолговатом мозге регулируются вегетативные функции.

Сосудодвигательный центр и ядра блуждающего нерва инвертируют сигналы, необходимые для поддержания тонуса – артерии и артериолы всегда немного сужены, а деятельность сердца замедлена. В луковице находятся активные полюса, стимулирующие выработку различных секретов: слюнных, слезных, желудочных ферментов, желчеобразование, ферменты поджелудочной железы.

Средний мозг

Средний отдел органа выполняет достаточно много физиологически значимых функций.

Анатомическое строение:

  1. Четыре холма (два верхних и два нижних) – данные бугры образуют верхнюю поверхность средней части органа;
  2. Сильвиев водопровод – представляет собой полость;
  3. Ножки мозга – парные части, которые соединяются с покрышкой среднего мозга.

Данный отдел относится к стволовой структуре органа и имеет сложное строение, несмотря на небольшие размеры. Средний мозг – подкорковый отдел головного мозга, входящий в двигательный центр экстрапирамидной системы.

Функции внутреннего мозга:

  • Отвечает за зрение;
  • Контролирует движения;
  • Регулирует биоритмы (режим сна и бодрствования);
  • Отвечает за концентрацию внимания;
  • Регулирует болевые ощущения;
  • Отвечает за слух;
  • Регулирует защитные рефлексы;
  • Поддерживает терморегуляцию в организме.

В толще ножек мозга находятся нервные волокна, концентрирующие в себе почти все пути общей чувствительности. Различные поражения внутренней структуры органа приводят к нарушению зрения и слуха. Движения глазными яблоками становятся невозможными, отмечается выраженное косоглазие совместно со снижением слуха (двусторонней). Часто возникают галлюцинации, как слуховые, так и зрительные.

Задний, включающий мозжечок и варолиев мост

Собственно задний головной мозг состоит из моста и мозжечка, которые являются частью ромбовидного отдела. Полость заднего мозга сообщается с продолговатым (четвертый желудочек).

Варолиев мост расположен под мозжечком и содержит большое количество нервного волокна, образуя нисходящие пути, которые передают информацию из спинного мозга в различные отделы головных структур.

Схема моста представлена в виде валика с углублением (базилярная борозда).

Третьим отделом центрального органа регулируется вестибулярный аппарат и скоординированность движений. Эти функции обеспечивает мозжечок, который участвует также в адаптации двигательного центра при различных нарушениях. Мозжечок часто называют малым мозгом – это связано с визуальной схожестью с основным органом. Малый мозг располагается в черепной ямке и защищен твердой оболочкой.

Анатомическое строение:

  1. Правое полушарие;
  2. Левой полушарие;
  3. Червь;
  4. Мозговое тело.

Полушария мозжечка имеют выпуклую поверхность (нижнюю), верхняя часть – плоская. На задней поверхности краев расположена щель, передний край с ярко выраженными бороздами. Дольки мозжечка на поверхности образованы мелкими бороздами и листками, сверху покрыты корой.

Дольки между собой соединены червем, от большого мозга, малый отделяет щель, в который входит отросток твердой мозговой оболочки (намет мозжечка – натянут над черепной ямкой).

От мозжечка отходят ножки:

  1. Нижние – к продолговатому мозгу (через нижние ножки проходят нервные волокна, идущие от спинного мозга);
  2. Средние – к мосту;
  3. Верхние – к среднему мозгу.

Снаружи мозг покрывает слой из серого вещества, под которым находятся пучки аксонов. При повреждении данной области или аномалии в развитии, мышцы становятся атоничными, появляется шатающаяся походка и тремор конечностей. Отмечается также изменения почерка.

Поражение пирамидных путей, расположенных в мосту, приводит к спастическому парезу – с повреждением этого отдела головного мозга связано нарушение мимики.

Промежуточный мозг

Этот отдел является частью передней части органа и осуществляет управление и переключение всей поступающей информации. Функции переднего мозга заключаются в приспособленческих возможностях человеческого организма (внешние негативные факторы) и регулировании вегетативной нервной системы.

Промежуточный мозг включает в себя:

  1. Таламическая область;
  2. Гипоталамо-гипофизарная система (гипоталамус и задняя доля гипофиза);
  3. Эпиталамус.

Гипоталамус регулирует работу внутренних органов и систем и является центром удовольствия. Данная часть представлена в виде небольшого скопления нейронов, которые передают сигналы в гипофиз.

Таламус обрабатывает все сигналы, поступающие от чувствительных рецепторов, перераспределяя их по соответствующим отделам органа ЦНС.

Эпиталамус синтезирует гормон мелатонин, участвующий в регуляции биоритмов и эмоционального фона человека.

Гипоталамус входит в важную систему органа ЦНС – лимбическую. Данная система выполняют мотивационно – эмоциональную функцию (адаптируется при изменении привычных условий). Система тесно связана с памятью и обонянием, вызывая четкие воспоминания о ярком событии или воспроизводя понравившийся запах (еды, парфюма).

Конечный мозг

Самый молодой отдел головного мозга – это конечный отдел. Он представляет собой достаточно массивный отдел ЦНС и является самым развитым.

Конечный мозг покрывает собой все отделы и состоит:

  1. Полушария большого мозга;
  2. Сплетение нервного волокна (мозолистое тело);
  3. Чередующиеся полосы из серого и белого вещества (полосатое тело);
  4. Структуры, связанные с обонянием (обонятельный мозг).

В полости конечной части органа находятся боковые желудочки, представлены в каждом полушарии (условно считаются правыми и левыми).

Функции конечного отдела:

  • Регуляция движения;
  • Воспроизведение звуков (речь);
  • Кожная чувствительность;
  • Слуховые и вкусовые ощущения, обоняние.

Продольная щель разделяет левое и правое полушарие, мозолистое тело (пластина белого вещества) находится в глубине щели. В толще белого вещества находятся базальные ядра, которые отвечают за передачу информации от одного отдела в другой и выполняют базовые функции.

Полушария контролируют и отвечают за работу противоположной стороны тела (правое за левую половину и наоборот). Левое полушарие мозга отвечает за память, мыслительные процессы и индивидуальные таланты у человека.

Правое полушарие в головном мозге отвечает за обработку различной информации и воображение, которое генерируется также и в сновидениях. Все отделы головного мозга и функции, которые они выполняют, являются совместной работой двух полушарий и корковой части.

У каждого человека доминирует одна часть органа, либо правая, либо левая – какое полушарие более активное, зависит от индивидуальных особенностей.

Согласованность всех структур головного мозга, позволяет выполнять все функции гармонично и поддерживать баланс во всем организме. Функционирование каждой части органа ЦНС достаточно хорошо изучено, но функциональность мозга, как единого механизма описывается поверхностно и требует более глубокого научного исследования.

Источник: https://GolovaiMozg.ru/stroenie/osnovnye-otdely-golovnogo-mozga-i-ih-funktsii

Большие полушария головного мозга человека

Центральная нервная система:  Правое и левое полушария головного мозга разделены продольной

Большие полушария – самая развитая функционально важная структура центральной нервной системы. Все части головного мозга перекрыты отделами полушарий.

Анатомически полушария (правое и левое) отделяются продольной щелью, расположенной в глубоких отделах. Эта щель может соприкасаться с мозолистым телом. Мозжечок и мозговые полушария отделены друг от друга поперечной щелью.

Строение полушарий

Снаружи полушария покрыты корой (пластинка серого вещества). Имеют 3 поверхности: верхнебоковую, медиальную (срединную) и нижнюю. Поверхности отделяются краями.

Полушария имеют полюса: лобный, затылочный и височный.

На всех поверхностях полушарий, кроме нижней, расположены борозды. Они могут быть глубокими и мелкими, имеют неправильную форму и могут изменять свою направленность. Каждое полушарие разделено глубокими бороздами на доли.

Выделяют следующие виды долей:

  • лобная;
  • затылочная;
  • теменная;
  • островковая;
  • височная.

Затылочная доля

Она расположена за теменно-затылочной бороздой. Имеет небольшой размер. Затылочная доля имеет борозды и извилины, которые могут изменять свою форму и направление. Наиболее выраженными являются шпорная и поперечная борозды. Оканчивается затылочная доля затылочным полюсом.

Функции затылочной доли:

  1. зрительная функция (восприятие и переработка информации);
  2. восприятие света.

Кора полушарий

Кора большого мозга – это серое вещество, расположенное на периферических участках полушарий. Площадь ее поверхности составляет около 200 тысяч мм2.

Форма, вид и расположение нейронов и других структур неодинаково на различных участках коры и носит название «цитоархитектоника».

В коре полушарий находятся ядра корковых анализаторов всех видов чувствительности: двигательного, кожного, слухового, обонятельного и зрительного.

Патологии полушарий головного мозга

При поражении коры любой доли больших полушарий головного мозга возникают различные неврологические симптомы и синдромы.

Необходимо своевременно обращаться за медицинской помощью, чтобы избежать тяжелых последствий при нарушении функционирования любой зоны мозга.

Причинами развития таких состояний являются:

  1. травмы головы;
  2. онкологические заболевания (доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга);
  3. атрофические заболевания головного мозга (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера);
  4. врожденные нарушения (недостаточное развитие структур нервной системы);
  5. родовые травмы черепа;
  6. гидроцефалия;
  7. инфекционно-воспалительные процессы в оболочках мозга (менингит, энцефалит);
  8. нарушение кровообращения в сосудах головного мозга.

Нарушения в коре лобной доли

При поражении коры лобной доли, в зависимости от локализации, возникают следующие симптомы:

  • лобная атаксия – нарушение равновесия, шаткость походки;
  • повышенный мышечный тонус в конечностях (пассивные движения ограничены или затруднены);
  • паралич конечности/конечностей с одной стороны;
  • тонические/клонические судороги;
  • припадки (тонико-клонические или эпилептические);
  • затруднение речи (человек не может подобрать синонимы, падеж, время действия) – афазия Брока;
  • симптомы лобной психики (человек ведет себя дурашливо, раскрепощенно, может появляться ярость без причины);
  • «лобные знаки» (появление примитивных рефлексов, таких как у младенца – хоботкового, хватательного и др.);
  • утрата обоняния с одной стороны.

Кроме выраженных симптомов лобной психики, больной может вести себя апатично, безразлично, не вступать в контакт с окружающими. В тяжелых случаях может возникнуть склонность к аморальным общественным поступкам: драки, дебоши, поджоги.

Патологические нарушения в коре теменной доли

При поражении коры теменной доли возникают нарушения чувствительности и окружающего восприятия. Характерны следующие симптомы:

  • нарушения кожной чувствительности;
  • постуральность (изменения положения в пространстве, пассивные движения, которые больной ощущает, но с ним этого не происходит);
  • отсутствие восприятия частей своего тела;
  • неспособность или отказ реагировать на воздействие раздражителей в зонах поверхностной и глубокой чувствительности;
  • утрата навыков чтения, письма, счета;
  • неспособность находить знакомые места;
  • при исследовании предметов с закрытыми глазами больной не может распознать знакомую вещь.

Патологические нарушения в коре височной доли

Основными проявлениями поражения височной доли являются:

  • корковая глухота (утрата слуха, при которой нет травмы уха);
  • афазия Вернике – утрата способности воспринимать речь, музыку и т.д;
  • шум в ушах;
  • подобные сну состояния (больной вспоминает то, чего раньше не видел и не слышал, но утверждает, что это было с ним наяву, а не во сне);
  • возникновение слуховых галлюцинаций;
  • кратко- или долговременная утрата памяти (амнезия);
  • возникновение моментов дежавю;
  • сочетанные галлюцинации (слуховые + зрительные, слуховые + обонятельные);
  • височные припадки.

Патологические нарушения в коре затылочной доли

Повреждения коры данного участка сопровождаются проблемами со зрительным анализатором. Развиваются такие состояния, как:

  • корковая слепота (полная утрата зрения без повреждения зрительного анализатора);
  • утрата зрения, при которой больной утверждает, что он не потерял зрение;
  • гемианопсия – выпадение полей зрения с одной из сторон;
  • неспособность вспомнить предмет, цвет или лицо человека;
  • изменения окружающих предметов, которые кажутся маленькими – зрительные иллюзии;
  • зрительные галлюцинации – вспышки света, зигзаги, индивидуальные для каждого глаза.

При поражении лимбической системы происходит утрата памяти или спутанность воспоминаний, наблюдаются отсутствие возможности создавать и запоминать яркие моменты жизни, низкая эмоциональная лабильность, отсутствие обоняния, утрата способности анализировать и принимать решения, а также овладевать новыми умениями.

Большие полушария выполняют огромную функциональную роль в организме человека.

Умения писать, читать, анализировать информацию, воспринимать и ориентироваться в пространстве, чувствовать, слышать, видеть, обонять помогают организму приспособиться к окружающему миру.

При повреждении определенных участков коры возникают патологические синдромы и симптомы, с помощью которых можно указать локализацию пораженного участка.

Источник: https://vsepromozg.ru/stroenie/bolshie-polushariya

Левополушарный тип высшей нервной деятельности. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Как развивать лево- и правополушарных детей

Центральная нервная система:  Правое и левое полушария головного мозга разделены продольной

Левополушарное мышление отвечает за последовательное восприятие информации, шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом – третье. Такое восприятие растянуто во времени.

Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире. Этот способ всем нам хорошо известен, т.к. именно ему нас обучали в школах и университетах, именно этот способ наиболее освоен человечеством.

Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Мы не можем прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложени, – так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.

В чем особенность правополушарного мышления?

Правополушарное мышление отвечает за единомоментную обработку информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом.

Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она во всей полноте сразу предстает перед нами.

Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение сторого слева направо и сверху вниз.

Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание.

Какой тип мышления лучше?

  • Левополушарноемышление освоено лучше. Оно незаменимо, когда нужно действовать по правилам, в соответствии со строгими схемами, последовательностью действий. Например, на производстве, в экстренных ситуациях.
  • В ситуациях неопределенности, неполной информации нас спасает правополушарное мышление и восприятие. Когда мы схватываем образ целиком, мы можем упустить из виду какие-то его мелкие детали.

    Но когда в голове есть целостный образ, мы сами можем извлечь из него такие детали, которые нам осознанно отследить не удалось.

    Например, зная некоего человека и зная, что он из себя представляет, мы можем с большой долей вероятности предсказать его поведение в тех ситуациях, в которых нам его наблюдать не приходилось.

Важно гибкопереключаться между двумя способами мышления и применять их сторого в соответствии с их особенностями.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Предварительный просмотр:

Характеристика левополушарного, правополушарного и равнополушарного типов организации мозга

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление.

При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты.

Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.

Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных – инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна.

Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств.

Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.

Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов.

Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга.

Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты.

Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. “Правополушарные” склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.

Формирование мотивации к обучению.Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации.

Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: “пятерка любой ценой”.

Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта.Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать.

Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди – целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Равнополушарный тип- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Наиболее грамотными являютсяравнополушарныеучащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки.

Левополушарныеучащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов.

Правополушарныедети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для ниххарактерны пропуски, описки.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Мозг человека неспроста разделен на два полушария: левое и правое.

Каждое полушарие выполняет свои функции, отвечает за развитие и функционирование тех или иных способностей и систем организма.

Левое полушарие мозга отвечает за правую половину тела, а правое полушарие мозга – за левую.

С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное соответственно.

Существует три типа функциональной организации полушарий мозга:

  • Смешанный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий;
  • Доминирование левого полушария (словесно-логический мышление, склонность к абстрагированию и обобщению);
  • Доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).

Правополушарные люди
Если доминирует правое полушарие, то преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество.

Наиболее подходящие методы проверки для правополушарных детей: закрытые вопросы, требующие развернутого ответа, устный опрос, задания с четким ограничение времени на их выполнение.

Особенности правополушарного интеллекта.

1) Образное, чувственно-эмоциональное, опосредованное мышление;

2) Творческое мышление;

3) Синтез;

4) Хорошая ориентация в пространстве.

Правополушарные люди чаще всего становятся художниками, артистами, певцами, писателями – это люди, относящиеся к творческой сфере. Правополушарные люди более интуитивны, поступают по велению чувств, а не логики и разума.

Лвополушарные люди

Если доминирует левое полушарие, то преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.
Наиболее подходящие методы проверки для левополушарных детей: задачи, письменные опросы, отсутствие четких сроков выполнения, вопросы, требующие выбрать один из предложенных вариантов готовых ответов.

Особенности левополушарного интеллекта:

1) Интеллект речевой;

2) Логика, аналитика;

3) Стремление выявлять причинно-следственные связи;

4) Сильная воля, хорошие адаптивные механизмы;

5) Мыслит схемами, символами.

Левополушарные люди чаще всего становятся инженерами, философами, математиками. Этим людям свойственна рациональность, логика в принятии решений.

У равнополушарных людей все процессы уравновешены.

Типы учеников по М.Гриндеру.

Правополушарные

Левополушарные
Преуспевает в чтении, алгебре, языке

Преуспевает в геометрии

Любит информацию в письменной форме

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций

Любит проверять работу

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию

Любит самостоятельный выбор

Использует интуицию

Фокусирован вовнутрь

Фокусирован во внешнее

Анализирует от части к целому

Анализирует от целого к части

Предпочитает сначала чтение, потом фильм

Любит смотреть фильм до чтения книги

Сосредоточен

Отвлекается

Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями

Реагирует на словесные замечания

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании

Видит символы (слова, буквы)

Видит конкретные объекты

Определяем ведущее полушарие человека

Возьмите ручку и лист бумаги. Запишите 10 пар двухзначных чисе в два столбика. Причем первое число в паре обязательно должно быть больше второго числа в паре. Сложите числа первого столбика (n1), затем сложите числа второго столбика (n2). Далее разделите n1 на n2, полученный коэффициент обозначьте K.

Результат:

K = 1 – 1,2 – выраженный аналитик;

K = 1,2 – 1,5 – аналитик, ближе к синтетику;

K = 1,5 – 1,8 – синтетик;

K = более 1,8 – ярко выраженный синтетик, застревающий в синтезе;

K = менее 1 – ярко выраженный аналитик, застревающий в анализе.

Так сложилось, что система образования, учебники и задания в них ориентированы в основном на левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов.

Правополушарные дети при этом испытывают трудности на уроках и дома, выполняя подобные задания.

Существует ряд приемов, которые необходимо использовать для правополушарных детей:

  • Фантазирование;
  • Составление загадок, скороговорок, сочинений;
  • Написание сказок;
  • Прием изменения окраски (Посмотрите на картинку: что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы раскрасили эту картинку? Что бы вы добавили в картинку, убрали и нее и почему?);
  • Метод введения нового героя (Придумать героя, который мог бы помочь главным героям сказки спастись, как бы он это сделал и т.д.);
  • Прием «до сказки» (Придумать, что было до событий, описанных в сказке, художественном произведении);
  • Метод описания;
  • Прием оживления (Оживить неодушевленный предмет, описать его чувства и мысли);
  • Словесное рисование (Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.);
  • Прием синтеза (Выводы после наблюдений);
  • Метод проб и ошибок;
  • Проблемные вопросы;
  • Метод дополнения (Продолжи за учителя, закончи мысль);
  • Метод звукового ощущения (Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы?);
  • Метод ассоциации.

Возникает логичный вопрос, как учитель с левополушарным типом мышления сможет учить детей с правополушарным типом?

Дело в том, что успешно обучать таких детей можно, не пытаясь изменить самих себя, достаточно с понимание относиться к особенностям людей другого типа мышления, знать и понимать их особенности, учитывать их в построении урока.

Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей детей – это и есть основная задача учителей и специалистов социально-психологической службы школы.

Эмоциональное и физическое развитие левополушарных и правополушарных детей имеет ряд отличий. Всем известно, что левое и правое полушарие мозга ребенка и взрослого отвечают за разные психические процессы, в науке о душе даже существует такое понятие, как «межполушарная асимметрия». Принципиальной разнице в развитии детей каждого типа и посвящен этот материал.

Дети с развитым левым или правым полушарием мозга

Все люди делятся на три типа: с преимущественно развитой правой частью головного мозга, левой частью и относительно равным развитием обеих частей.

Такие особенности нашего мозга являются врожденными, а не приобретенными, поэтому их обязательно надо учитывать в процессе воспитания и обучения детей.

В зависимости от того, в каких условиях растет ребенок (микроклимат в семье, предпочитаемые игры, развивающие и учебные занятия), функциональные центры его головного мозга, отвечающие за различные виды деятельности, развиваются в разной степени.

Это отразится на его способностях и на том, чем он будет заниматься во взрослой жизни.

Дети с неравномерно развитыми полушариями головного мозга бывают правополушарные и левополушарные.

Ученые пришли к выводу, что такое различие право- и левополушарных детей в значительной степени определяет их способности и склонности, а также успехи в каком-либо виде деятельности.

Физическое развитие лево- и правополушарных детей тоже имеет ряд отличий. Отмечено, что больше склонны к занятиям спортом дети с развитым правым полушарием. Они осознанно хотят заниматься спортом, выполнение однотипных физических действий не вызывает у них никакого протеста.

Правополушарных детей занятия спортом в большинстве случаев не привлекают в силу склада их ума, спортивной секции они предпочитают танцевальную студию. Хотя при желании они также смогут достичь хорошей спортивной формы.

Но при выборе занятий для своего ребенка родителям следует помнить, что у левополушарного гораздо больше шансов достичь высот в спорте, а у правополушарного – в творчестве и искусстве.

Особенности развития левополушарных детей

Те дети, у которых больше развито левое полушарие, значительно легче могут усваивать информацию словесно-логического характера (запоминать и повторять мысли и суждения), они хорошо обучаются иностранным языкам. Речь у них грамотная и развитая. Также в умственной деятельности они склонны к обобщению и абстракции.

Если у ребенка больше развито левое полушарие, он легче усваивает логическую информацию. При общении с другими людьми для таких детей очень важно соблюдать правила, давать оценки своим и чужим суждениям.

Они, как правило, легче усваивают новый материал на уроке, если учитель преподносит его в логически выстроенной форме.

Левополушарный ребенок довольно легко оперирует символами и условными обозначениями, поэтому достигаюет значительных успехов в точных науках – математике, физике и пр.

Такие дети отличаются хорошей памятью – могут с легкостью запомнить с первого раза новое определение, понятие или отрывок из незнакомого текста.

Также они предпочитают составлять план своих действий и стараются никогда от него не отступать.

Основные характеристики левополушарных детей следующие:

  • логический характер познавательной деятельности;
  • склонность к обобщениям в суждениях;
  • восприятие любого материала с точки зрения логики;
  • руководство в поведении и поступках исключительно разумом, а не чувствами;
  • на уроках русского языка выбор делается в пользу диктанта, а не сочинения;
  • неспособность и нежелание к яркому проявлению чувств.

Особенности развития правополушарного ребенка

Дети с развитым правым полушарием головного мозга склонны, как правило, к конкретно-образному (художественному) мышлению, отличаются весьма развитым воображением.

Правополушарные дети очень быстро схватывают противоречивые, на первый взгляд, понятия, они воспринимают их бессознательно, так как у них более развиты чувства и интуиция, чем у левополушарных детей.

Их речь эмоциональна, дополняется жестами и ыми интонациями. Они не стесняются проявлять свои чувства и эмоции.

Дети такого склада ума – прирожденные гуманитарии, предпочитают творческую деятельность и в дальнейшей жизни выбирают профессию, также связанную с творчеством. Из них получаются хорошие аналитики.

Основными особенностями правополушарных детей являются:

  • склонность к образному мышлению;
  • развитое воображение;

Источник: https://nissanmaximaclub.ru/sistema-zazhiganiya/levopolusharnyi-tip-vysshei-nervnoi-deyatelnosti-osobennosti-pererabotki/

Medic-studio
Добавить комментарий