ДИНАМИКА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ: Принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия

Содержание
  1. Основные закономерности высшей нервной деятельности
  2. Общая психология и ее место в системе психологической науки. Структура современной психологической науки. Принципы психологии
  3. Ощущение
  4. Основные закономерности высшей нервной деятельности
  5. Теоретические аспекты реализации принципа наглядности на уроках в процессе обучения. Принцип наглядности в процессе преподавания дисциплины «Моделирование п
  6. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли
  7. Свойства внимания. Развитие внимания. Управление вниманием учащихся на уроке
  8. Эмоциональный интеллект человека и умение управлять эмоциями
  9. Организация и социальная группа как объекты управления. Феноменология малых групп
  10. Понятие о внимании. Виды внимания
  11. Общие понятия о группах и коллективах и их классификация. Формирование коллектива учащихся
  12. Классификация групп людей
  13. Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях
  14. Нейродинамика
  15. Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428
  16. Динамика нервных процессов: принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия
  17. Динамика психической деятельности
  18. Психическая деятельность в динамике
  19. Понятие доминанты
  20. Связь динамики психической деятельности и темперамента
  21. Динамика основных нервных процессов

Основные закономерности высшей нервной деятельности

ДИНАМИКА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ: Принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия

Ощущение— это психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Тот предмет или явление ощущение которого сейчас происходит наиболее отчетливо называется объектом ощущения. Все остальные предметы составляют фон ощущений.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализатор состоит из рецептора, афферентного нерва и участка коры головного мозга. Рецептор производит: 1. первичный анализ поступающих в кору раздражений. 2.

преобразовывает энергию внешнего воздействия в нервные импульсы. Классификация ощущений: 1. Зрительное (83−87% инф-ции); 2. Слуховые (речевые, музыкальные, шумы); 3. Вибрационные — отражают колебания упругой среды; 4. Обанятельные; 5. Вкусовые; 6. Кожные (тактильные, температурные, болевые); 7.

Статические- определяют положение тела в пространстве; 8. Органические — самочувствие человека (голод, жажда); 9.Болевые.

К основным психофизиологическим закономерностям относятся: 1.Чувствительность — способность анализаторов ощущать раздражения любой величины.

Чувствительность к различению или дифференциальный порок — это та наименьшая прибавка к силе действия раздражителя при которой возникает едва заметное приращение в силе ощущений. 1/30 — порок к различению массы, 1/10 — слуха. 2.

Адаптация — приспособление к определенному раздражителю. 3.Сенсибилизация — обострение чувствительности. Острота ощущений в следствии каких-то изменений (напр.ясновидящие).

4. Синестезия — ощущение одной величины усиливают или подкрепляют ощущения другой величины (или другой модальности)(напр.светомузыка).

Общая психология и ее место в системе психологической науки. Структура современной психологической науки. Принципы психологии

2-а периода: 1. от нашей эры до сер.19 века. 2. От сер. 19 века до наших дней. Психология имеет 3 предмета своего изучения: душа, психика и сознание, поведение и деятельность человека.

Ощущение

… может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о … величину.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущений: нижний абсолютный порог – величина стимула, при котором ощущение начинает различаться.

верхний порог ощущений – величина …

Общая психология — наука о закономерностях возникновения, развития, проявления психики вообще и сознания ч-ка. Это базовая дисциплина, кот. дает базу для др.отраслей. Отрасли пс-и: возр, пед, соц, спорта, труда, юрид, космич. и др.

Принципы психологии:

1. Принцип детерминизма — принцип причинной обусловленности всех явлений в мире.

2. Принцип развития психики в деятельности (осн.виды деят-ти — игра, учение, труд. деят-ть).

3. Принцип единства сознания и деятельности. Это означает, что сознание есть регулятор поведения и действий человека.

4.Принцип развития личности в деятельности.

Основные закономерности высшей нервной деятельности

В основе ВНД лежит рефлекс, по способу котрого происходят все акты осознанной и неосознанной жизни. Первым, кто дал науч. понятие рефлекса был Рене Декарт, пер. с лат. «отражение».Рефлекс (поДекарту) — это ответная реакция организма на действие к-л. раздражителя.

По Павлову рефлекс: безусловный (врожденная ответная реакция), условный (приобретенная ответная реакция).Возникает в результате взаимодействия двух нервных процессов возбуждения (переход от пассив. состяния в активное) и торможения (из актив. в пассивное).Свойства нервн. процессов: сила (выс.

работоспос-ть и вынос-ть нс), уравновешенность (баланс нерв. пр-сов), подвижность (быстрота смены одного процесса другим).

Три вида торможения: внешнее (возникает при возд-и на мозг к-л сил. раздр-ля-шум), внутренне (угасательное-услов.рефлекс ослабевает, дифференцировочное — возникает при приспособлении организма к раздражителю; условное — возникает, когда на мозг действует нейтральный раздражитель), запредельное (когда вместо процессов возбуждения возникают процессы торможения).

По Павлову Закон взаимной индукции: каждый из нервных процессов либо вызывает, либо усиливает противоположный ему нервный процесс. Различают последовательную (один процесс сменяет другой) и одновременную индукцию (два процесса действуют одновременно).

Теоретические аспекты реализации принципа наглядности на уроках в процессе обучения. Принцип наглядности в процессе преподавания дисциплины «Моделирование п

… учителем, в ходе самостоятельной деятельности учащихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле … . Глава 1.

Теоретические аспекты реализации принципа наглядности на уроках в процессе обучения 1.1. Проблема использования наглядности … усвоить знания и овладеть профессией.

Из вышеизложенного возникает противоречие между возрастающими требованиями к уровню самостоятельности …

Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли

Воля— это способность человека сознательно контрол-ть свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя ее к сознательно поставленной цели. Волевые качества:

1. Целеустремленность — умение человека ставить ближайшие и отдаленные цели своей жизни и деятельности и подчинять ил свое поведение.

2. Критичность и самокритичность выражается в умении всесторонне обдумать и оценить предстоящее и уже выполненное действия как собственные, так и других людей.

3. Решительность — умение без колебаний принимать правильные решения, своевременно и смело приводить их в жизнь. Не след-т путать с торопливостью и поспешностью.

4. Смелость — отсутствие боязни идти на риск.

5. Настойчивость — умение человека в течение длительного времени преодолевать трудности и препятствия, неуклонно идти к цели.

6. Самостоятельность — умение человека без помощи других назначать для себя действия, принимать обдуманные решения и ответственно проводить их в жизнь. Самостоятельность проявляется в инициативности, в умении нести ответственность за свои действия и поступки.

7. Выдержка и самообладание — умение контролировать свое поведение, сдерживать непосредственные побуждения и импульсивные действия.

Слабость воли прояв-ся в неисполнит-ти. Ленивые откладывают дела на завтра, безответственные обещания, вспыльчивые, не сдержанные. Проявление — упрямство, Негативизм до крайней степени выраженности.

Свойства внимания. Развитие внимания. Управление вниманием учащихся на уроке

Внимание — это сосредоточение сознания на определенном объекте внут. или внеш.мира с целью его ясного отражения.

Эмоциональный интеллект человека и умение управлять эмоциями

… , сознательно от него отказывается. Требования эталонной группы для таких людей не приобретают личностный смысл, «значение-для-меня … .

В чем причина данного явления? Какие особенности человека обеспечивают умение управлять эмоциями? В литературе существует два типа теорий … Русалова; ОФДСИ человека В.М. Русалова; опросник ОФДСИ подростка В.

М. Русалова; методика «Свободная сортировка объектов» в …

Свойства внимания:

1. Объем внимания — это количество объектов, которое может быть охвачено выниманием в ограниченный отрезок времени.

2. Распределение внимания, несколько объектов находящихся в центре внимания одновременно.

3. Концентрация внимания — степень сосредоточения внимания на одном объекте.

4. Устойчивость — это длительность сосредоточения внимания на объекте.

5. переключение внимания — намеренный перенос с одного объекта на другой. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов.

6. Колебание-отвлекаемость вним-я.

Разв-е вним-я: не позволять уч-ся лишь бы как вып-ть задания, нужно управ-ть вним-ем (постановка речи, примеры, плакаты, стенды и др.).Типы людей: внимательные, рассеянные.

Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в процессе педагогической деятельности, научного, технического и художественного творчества.

Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Чем отличается образ представления от образа воображения? Первое — это представление того, что есть, а второе — это фантазия.

Физиологическую основу воображения обеспечивает образование нового образа, представляющего собой сочетание из временных первичных связей, ранее сформировавшихся в коре мозга. Виды воображения: 1. Произвольное (репродуктивное — ч-к созд-т образы, кот.

предст-т новизну только для него; творческое — ч-к созд-т образы, кот. предст-т новизну не только для него, но и для др.; мечта- заранее сбыточное явление; грезы- заранее несбыточное явление) и 2. Непроизвол.(сновидения, галлюцинация).Приемы создания образов воображения: 1.

комбинирование (творческий синтез, подбор состав-щих, позвол. что-то создать).

Организация и социальная группа как объекты управления. Феноменология малых групп

… предложений; он человек оригинальной идеи. Обладает самым высоким интеллектом в группе и развитым нестандартным, креативным воображением. Но бывает …

управления» на тему Организация и социальная группа как объекты управления Йошкар-Ола Введение В современном мире … самой организации.

Взгляд на организацию как на объект управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, …

2. агглюцинация (соединение частей, присущих двум объектам, но реально они не сущ-т).

3. акцентирование (качество одного объекта выдвигается на передний план).

4. типизация (специфич.обобщение).5. схематизация-эскиз дет., чертеж

В педагогической практике воображение играет большую роль. Воображение откладывает след на формирование некоторых свойств личности (например, поэтическая натура, одухотворенность).

Понятие о внимании. Виды внимания

Внимание — это сосредоточение сознания на определенном объекте внут. или внеш.мира с целью его ясного отражения.

Условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражителей.Классификация внимания по видам:

По активности человека в организации внимания различают:

1. непроизвольное (пассивное или эмоциональное) — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

2. произвольное (активное или волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение сознания на объекте.

3. послепроизвольное — когда потребность быть внимательным становиться необходимостью.

По виду деят-ти:

1. сенсорное (органы чувств концентрируют внимание на определенные раздражители)

2. моторное;

3. интеллектуальное.

По направ-ти:

1. внешне направленное или перцептивное-регул-т физич. деят-ть ч-ка;

2. внутренне направленное-осозн-е своей деят-ти.

По форме учебной деятельности:

1. коллективное внимание;

2. групповое внимание

3. индивидуальное внимание.

Общие понятия о группах и коллективах и их классификация. Формирование коллектива учащихся

Коллектив высшая форма организации отношений. Чтобы группа была коллективом, необходимо: 1) Общая цель, 2) Уважение друг к другу, 3) Сплоченность, 4) Требовательность.Группа — реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком.

Классификация групп людей

… правило, наступление более тяжких последствий. Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа …

в) четкой функциональной структурой, основанной на дифференциации ролей членов группы (разведка, подыскании объектов преступного посягательства, совершение преступления, хранение, транспортировка и сбыт похищенного …

Основные характеристики группы:состав, т. е. члены группы;структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т. д.

; функции членов);позиция индивида в группе;статус члена группы (его социометрическая позиция, его восприятие другими);роль (динамический аспект статуса);групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников).

Классификация групп: условные (не является реальным элементом общества) и реальные (результат развития социума):лабораторные (созданные для научных целей на время) и естественные (функционируют в реальном мире);

большие (этнические, профессиональные, возрастные): организованные и стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия); малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными): формальные (их структура задана извне) и неформальные (результат активности извне), открытые и закрытые, Условные группы людей объединяются по определённому признаку (пол, возраст, профессия и т. п.).

Реальные личности, включённые в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определённом пространстве и времени, характеризуются тем, что её члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Кооперация — группа, отличающаяся организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер.Корпорация — это группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой.

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединённых целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях

… ребёнка о просто идеальном человеке без дифференциации по полу и семейной роли. В то же время реальные родители в результате своего действительного существования …

согласованы, чем образы реальных родителей. Использованы Гиссенский личностный опросник, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), шкала удовлетворённости отношениями между собой членов семьи.

Математическая …

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/osnovnyie-zakonomernosti-vyisshey-nervnoy-deyatelnosti/

Нейродинамика

ДИНАМИКА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ: Принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия

Под нейродинамикой понимаются особенности протекания процессов возбуждения и торможе­ния, их баланс, что лежит в основе типологических особенностей нервной системы.

Известно, что типологические особенности нервной системы положены И.Павловым в основу типов темперамента человека.

Конкретные механизмы проявления типологических особенностей нервной системы до сих пор остаются не до конца понятными.

Современные данные, полученные психофи­зиологами, психологами и клиницистами, свидетельствуют о том, что каждое из свойств нервной системы имеет как отрицательные, так и положительные стороны.

Так, например, положительной стороной слабой нервной системы является ее высокая чувствительность, высокая устойчивость к монотонии, более высокое проявление скоростных качеств.

Положительной стороной инертно­сти нервных процессов является установление более прочных условно-реф­лекторных связей, лучшая произвольная память, большая глубина проникно­вения в изучаемый материал, большая терпеливость к испытываемым затруд­нениям.

Таким образом, типологические особенности определяют не столько степень приспособления человека к среде, сколько различные способы адап­тации. Особенно ярко это проявляется в формировании индивидуального стиля деятельности. Стиль деятельности — это система приемов выполне­ния деятельности.

Проявление стиля деятельности многообразно — это и приемы организации психической деятельности, и практические способы дей­ствий, и особенности реакций и психических процессов. «… под индивиду­альным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных призна­ков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его лич­ности» (Климов).

Темперамент характеризует динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту, силу.

Темперамент – совокупность динамических особенностей психической деятельности.

Существуют гуморально-эндокринные, конституциональные и нейродинамические теории, объясняющие механизмы темперамента.

Гуморально-эндокринная теория берет свое начало от Гиппократа, кото­рый пришел к заключению, что в организме смешиваются четыре влаги, или сока: кровь — теплое начало; слизь — холодное начало; черная желчь — влажное начало и желтая желчь — сухое начало.

В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека. Спустя 5 веков Гален описал типологию темпераментов, названия которых берутся от греко-латинских корней: флегматик («флегма» — слизь); холерик («хойле» — желчь); меланхолик («мелане хойле» — черная желчь) и сангвиник (sangis — кровь).

Эти названия темпераментов сохранились и в современ­ном языке.

Конституциональные теории темпераментов разрабатывали Э.Кречмер и Шелдон.

Основоположником нейродинамической теории темперамента, объясняю­щий его с позиций функциональной типологии высшей нервной деятельнос­ти, был И.Павлов. Он выделил 3 основных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Он считал, что сочетание этих свойств определяет тип высшей нервной деятель­ности и темперамент.

Таким образом, темперамент как характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний также обуславливается механизмами первого блока мозга.

Сбалансированность психических процессов и состояний на уровне психофизиологии является наиболее существенным для понимания сущности темперамента. Темперамент как составляющую индивидуальности необходимо рассматривать через призму гомеостаза, баланса и гармонии.

Параметрами оценки темперамента являются эмоциональность, скорость мышления, скорость двигательных актов, общительность.

Так, любое эмоциональное переживание в обязательном порядке сопровождается вегетативными проявлениями в ССС (сердечно-сосудистая система), дыхательной, терморегуляции, потто-слюноотделении, сухости – влажности, покраснении-побледнении кожных покровов, ускорении-замедлении перельстатики, колебаниями артериального давления.

При этом выделяют симпатико-адреналовую и вагоинсулярную направленность вегетативных проявлений. Активность человека также относящаяся к параметрам темперамента, проявляется частотой и выраженностью обыденной деятельности и готовностью начать ее при любом удобном случае (импульсивность). Пассивность проявляется в уклонении от деятельности.

Активность-пассивность различаются на основании уровня их «энергетического потенциала» – энергичности и нацеленности на постоянную деятельность.

Таким образом с энергетический баланс (нейродинамика), лежащий в основе темперамента проявляется в активности, ритмичности и регулярности проявления поведенческих реакций и продолжительности функций по времени, особенностями эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы (приближение и удаление), адаптивности, интенсивности реакций, пороге реактивности (уровень стимуляции,необходимый для возникновения реакции), в настроении, отвлекаемости, длительности внимания и настойчивости. Отражающие временную протяженность некоторой деятельности и способность продолжить деятельность, несмотря на трудности ее осуществления.

Источник: https://studopedia.su/18_21612_neyrodinamika.html

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428

ДИНАМИКА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ: Принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия
1 Михайлова Л.А. 1, 2Орлова С.Н. 2 1 1ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф.В.Ф.

Войно-Ясенецкого» Минздрава РФ2 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет» Проведено обследование студентов-психологов вуза в возрасте от 18 до 20 лет, у которых определяли показатели сложной зрительно-моторной реакции и теппинг-теста с использованием анализатора УПФТ-1/30-«Психофизиолог».

Для большинства характерна высокая продуктивность нервных процессов, стабильность реализации условно-рефлекторных реакций и качество выполнения сложной зрительно-моторной реакции определяются силой и подвижностью нервных процессов.

Лица с сильными, стабильными и среднесильными нервными процессами (выпуклый, ровный, вогнутый типы кривых теппинг-теста) обладают высокой функциональной активностью нервных процессов, высокими показателями продуктивности умственной работоспособности, нейродинамические показатели находились на оптимальном уровне.

У них зафиксировано меньшее по сравнению с другими типами количество ошибок и большая стабильность реагирования. Студенты, относящиеся к среднеслабому и слабому типу (промежуточный и нисходящий типы кривых теппинг-теста) отличаются низкой подвижностью нервных процессов и предрасположены к более быстрому развитию утомления.

Высокая инертность формирования условно рефлекторных реакций обусловлена, скорее всего, сложностью реализации дифференцировочного торможения корковых нейронов, отражением чего служит высокий уровень ошибочных реакций. подвижность нервных процессовсложная зрительно моторная реакция 1. Байгужин П. А.

Оптимизация оценки показателей сенсомоторной реакции – предикторов функционального состояния центральной нервной системы // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 252.
2. Бикулова А. А. Изучение психофизиологических особенностей студентов-экологов в процессе учебной деятельности // Психология. Социология. Педагогика. – 2012. – № 1-1 (14). – С. 04-05.
3. Будукоол Л. К.

Нейродинамические показатели по теппинг-тесту у студентов Тувинского государственного университета/ Л. К. Будукоол, А. М. Ховалыг, С. К. О. Сарыг // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2013. – № 6. – С. 16-19. 4. Глебов В. В. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН/ В. В. Глебов, Г. Г.

Аракелов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. – 2014. – № 2. – С. 89-95.
5. Дух Т. И. Динамическая работоспособность нервной системы и скорость когнитивных процессов у студентов / Т. И. Дух, Ю. В. Петришын, И. Р. Боднар и др. // Здоровье для всех. – 2012. – № 1. – С. 18-22.
6. Ильин Е. П.

Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
7. Михайлов Н. А. Нервная деятельность и функциональная асимметрия по результатам теппинг-теста // В мире научных открытий. – 2011. – Т. 21. – № 9.4. – С. 1290-1297.
8. Михайлова Л. А. Показатели самооценки качества жизни студентов младших курсов вузов г.

Красноярска // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22436 (дата обращения: 29.10.2015). 9. Сысоев В. Н. Оценка влияния когнитивной подвижности на успешность профессиональной деятельности операторов / В. Н. Сысоев, В. Я. Апчел, А. А. Корнилова и др. // Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2012. – № 2 (38). – С. 108-112.

Повышенная напряженность оказывает на организм учащихся не только физическое, но и психическое воздействие. Нейродинамические показатели и психофизиологическое состояние являются первым и чувствительным индикатором изменений, происходящих в организме, и существенно влияют на работу всех физиологических систем организма. Стабильная работоспособность и внимание во многом помогают студентам эффективно овладевать знаниями [1,2,8].

При характеристике свойств нервных процессов определенное значение имеет функциональная подвижность, отражающая динамику корковых процессов, скорость переработки информации и эффективность интегративной деятельности мозга.

Функциональная подвижность нервных процессов характеризует для конкретного индивида уровень выполнения работы (продуктивность), предусматривающий не только положительную реакцию на предъявляемый стимул, но и быструю поочередную смену возбудительного и тормозного процессов.

Данное свойство не противоречит понятию лабильности, хотя и отличается от нее, поскольку представляет собой скоростную реакцию работающей функциональной системы, а не конкретного нервного субстрата, отражает способность нервной системы к выполнению в единицу времени определенного количества рабочих циклов при действии положительных и тормозных сигналов [4,5].

Этот показатель имеет прямое отношение к условно-рефлекторной, поведенческой деятельности, определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной обработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения, что является одним из основных факторов успешности практически любой деятельности.

Функциональная подвижность нервной системы может быть тесно связана с когнитивной ригидностью, то есть способностью быстро или медленно реагировать на изменение условий заданий и ситуаций [9]. Сенсорные системы организма подвергаются значительной нагрузке в образовательном процессе.

Особые требования предъявляются к зрительной сенсорной системе, вследствие широкого использования в обучении компьютерных и видеодисплейных технологий [7]. С нервно-психическим развитием тесно связано развитие и состояние моторики, в связи с чем интенсивное функционирование двигательного анализатора создает предпосылки для активной деятельности ЦНС [3,5].

Цель исследования – выявить особенности функционального состояния нейродинамических процессов при реализации сложной зрительно моторной реакции у студентов с различным типом образования условных рефлексов (по данным теппинг-теста).

Объект и методики исследования

Проведено обследование 52 студентов I и II курсов гуманитарного факультета по специальности – психология в возрасте от 18 до 20 лет (8 юношей – 15,4 % и 44 девушки – 84,6 %), относящихся условно к I и II группам здоровья.

Для оценки нейродинамических процессов был использован анализатор УПФТ-1/30-«Психофизиолог» («Медиком МТД», г.

Таганрог), с помощью которого определяли показатели сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР), и теппинг-теста [6, 7].

СЗМР позволяет определить скорость реакции выбора на свето-цветовые раздражители – латентное время от момента подачи цветового раздражителя до нажатия кнопки (право выбора).

Предъявлялось три серии раздражителей, отличающихся по значению, на III этапе один из трех предъявляемых сигналов должен быть проигнорирован (СЗМР-3).

Скорость реакции выбора используется в качестве количественной оценки динамики нервных процессов возбуждения и торможения, их баланса, а также оценки степени утомляемости.

Оценка проводилась по среднему времени реакции (СВР, мс) и ошибке реагирования (пропуск, преждевременное нажатие, неправильная реакция). Качественная оценка продуктивности работы согласно инструкции проводилась по 4-балльной шкале: очень высокая (СВР менее 428 мс), высокая (СВР в интервале 429–562 мс), средняя (СВР в интервале 563–672 мс) и низкая (СВР более 673 мс).

Теппинг-тест, основанный на движении кисти, в которой находится щуп, опускающийся на ограниченную по площади платформу в течение 30 с, показатели темпа фиксируются каждые 5 с, и по шести показателям (получаемым результатам) строится кривая работоспособности испытуемого. Анализ результатов проводился согласно методике Е. Н. Ильина [6].

Выпуклый (или сильный) тип характеризуется нарастающим темпом до максимального в первые 10–15 с работы. Ровный (или стабильный) тип удерживает максимальный темп примерно на одном уровне в течение всего времени работы и характеризует силу нервных процессов испытуемого как среднюю.

Вогнутый (или среднесильный) тип имеет следующую временную динамику: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Промежуточный (или среднеслабый) тип кривой характеризуется снижающимся темпом работоспособности после первых 10–15 с.

Нисходящий (или слабый) тип – максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы.

Исследования проведены в соответствии с юридическими и этическими принципами медико-биологических исследований у человека (заключение локального этического комитета КрасГМУ, протокол № 40 от 04.05.2012).

Полученные материалы обработаны методами вариационной статистики с расчетом медианы и квартилей (25 и 75) с помощью программы Statistica 6.0, различия между группами оценивали по U-тесту Mann – Whitney.

Результаты исследований и их обсуждение

Основным критерием силы нервных процессов принято считать работоспособность ЦНС, выражающуюся в способности выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или действие очень сильного раздражителя, которые не переходят в состояние запредельного торможения.

Использование СЗМР-3 в качестве характеристики силы (выносливости) и лабильности (подвижности) нервных процессов в результате смены цветового сигнального значения позволило выявить особенности протекания нервных процессов и оценить скорость выполнения рефлекторных реакций.

Согласно полученным данным, большинство студентов имеют сильные или средние по силе нервные процессы, лишь каждый десятый может быть отнесен к слабому типу ВНД, при этом частота встречаемости отдельных типов не имеет значимых половых отличий (рис.1), что послужило основанием для объединения их в одну выборку и последующего анализа результатов СЗМР-3. В качестве классификационного признака обследованных студентов стал тип кривых теппинг-теста.

Рис. 1. Распределение студентов-психологов с различной силой нервных процессов (результаты теппинг-теста доминантной руки)

Лица с сильным типом нервных процессов (выпуклый тип теппинг-теста) характеризуются следующей динамикой нервных процессов при формировании условно рефлекторных связей.

Продуктивность работы у них может быть оценена как очень высокая, о чем свидетельствуют показатели среднего времени реакции (СВР) на всех этапах выполнения СЗМР-3 (таблица).

Вместе с тем среднеквадратичное отклонение (СКО) этого показателя свидетельствует о высокой вариабельности при выполнении II и III этапов, т.е. при смене сигнального значения цветового импульса.

При этом уровень быстродействия и безошибочности выполнения теста относится к стенту «высокий», и сумма ошибочных реакций снижается к концу теста, свидетельствуя о высокой лабильности нервных процессов (рис. 2). Однако стабильность реализации условных рефлексов оценивается как средняя, и качественный показатель со среднего уровня (I и II этапы) становится высоким (III этап).

Показатели сложной зрительно-моторной реакции у студентов-психологов с различным типом теппинг-теста (медиана; квартили 25 и 75)

ЭтапСЗМРВыпуклый(сильный)Ровный(стабильный)Вогнутый(среднесильный)Промежуточный (среднеслабый)Нисходящий (слабый)Значимость отличий исходного уровня показателей
12345
Интегральный показатель, отн. ед.I69,7 [69 – 71]65 [62 – 68]75,5 [72 – 78]57,2 [43 – 72]54, 8[52 – 64]р1,2-4,5

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24155

Динамика нервных процессов: принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия

ДИНАМИКА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ: Принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия

Принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия процессов возбуждения и торможения в клетках головного мозга. Основные закономерности таких процессов были раскрыты И.П.Павловым и его учениками.

Возбуждение и торможение способны иррадиировать, т.е.

распространяться на новые клеточные зоны, и концентрироваться, т.е. ограничиваться определенным очагом. Процессы иррадиации и концентрации обусловливают пеструю и постоянно меняющуюся мозаику распределения возбужденных и заторможенных мозговых участков. Степень иррадиации возбуждения зависит от многих факторов: силы раздражителя, его новизны, значимости для организма. Кроме того, большое значение имеет закон отрицательной индукции — возникновение зоны торможения вокруг очага возбуждения. Отрицательная индукция препятствует безграничной иррадиации возбуждения. В противном случае каждый раздражитель полностью “захватывал” бы огромные массы клеток. Такая картина наблюдается при судорожном припадке: очаг возбуждения безудержно распространяется на все новые и новые зоны; сознание при этом обычно утрачивается. Иррадиация и концентрация возбуждения лежат в основе механизма внимания. Объем и стойкость внимания зависят от величины очага возбуждения и его фиксированности. Способность произвольно контролировать направленность, объем и устойчивость внимания совершенствуется с возрастом. Внимание детей характеризуется слабой целенаправленностью, но большим объемом. Дети фиксируют множество деталей автоматически; взрослые направляют внимание более прицельно, но и более узко. Кроме того, внимание детей неустойчиво. Это обусловлено недостаточным Развитием внутреннего торможения, обеспечивающего дополнительную концентрацию внимания. Каждый новый раздражитель отвлекает ребенка. Здесь опять-таки проявляется принцип отрицательной индукции: новый очаг возбуждения тормозит сущестовавший до этого. У взрослых процессы возбуждения и торможения более сбалансированны, поэтому возникающие конкурентные очаги возбуждения блокируются. Это достигается прежде всего за счет взаимодействия лобных долей мозга и ретикулярной формации. При поражениях лобных долей наблюдается чрезмерная отвлекаемость больных: их внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. Наряду с отрицательной индукцией существует положительная — возникновение возбуждения вокруг очага торможения. Например, засыпающий человек, многие участки мозга которого заторможены, вдруг начинает отчетливо слышать тиканье часов шум капающей из крана воды и другие звуки, не замечавшие в бодрствующем состоянии. Вероятно, это объясняется возникновением активных очагов на фоне общего снижения бодрствования.

В головном мозге обычно одновременно существует значительное количество возбужденных очагов. При этом может возникнут ситуация, когда какой-то один очаг начинает не только подавлять все остальные, но и использовать их активность для усиления своей собственной.

Формируется так называемая доминанта, которую подробно изучил выдающийся отечественный физиолог А. А. Ухтомский. Доминанта — это очаг активности, подчиняющий себе все остальные, даже не имеющие к нему непосредственного отношения.

Например, изголодавшемуся человеку все напоминает о еде, даже, казалось бы, совершенно посторонние разговоры и предметы.

Точно так же увлеченный какой-либо идеей ученый находит тему для размышлений в событиях и фактах, относящихся к весьма отдаленным областям. Принцип доминанты имеет важное биологическое значение, позволяя организму достигать необычайной концентрации усилий для выполнения какой-либо жизненно необходимой задачи Благодаря доминанте различные отвлекающие факторы не мешают, а, напротив, усиливают стремление к главной цели. Однако доминанта может принимать и патологические черты, если она направлена на утратившие значение или вообще не имеющие смысла цели. Такая картина, в частности, наблюдается при бредовых идеях. Больной не только уверен в правильности своих нелепых мыслей, но в ответ на возражения еще больше убеждается в своей правоте. Переубедить человека с бредовой идеей практически невозможно. По мере достижения поставленной цели физиологическая доминанта обычно угасает. У человека длительное постоянство устремлений поддерживается благодаря усилиям воли. Как уже отмечалось, степень иррадиации процессов возбуждения и торможения зависит не только от интенсивности раздражителей, но и от их значимости. Эта значимость может быть безусловно-рефлекторной, основанной на врожденной способности реагирования, но может обусловливаться и индивидуальным опытом Например, собака поразному реагирует на черствый кусок хлеба и на аппетитную кость. Это врожденная способность оценивать качество пищи. В то же время в процессе обучения любая собака приобретает большой опыт по распознаванию “пищевой ценности” различных раздражителей (хлопанье дверцы холодильника, звяканье посуды и др.). Процесс превращения безразличного ранее раздражителя в значимый для организма сигнал блестяще изучен И.П. Павловым. В многочисленных экспериментах И. П. Павлов и его ученики показали, что если перед безусловнорефлекторным раздражителем предъявлять какой-либо другой, то после ряда повторений этот раздражитель способен самостоятельно вызывать данную безусловную реакцию. Вырабатывается так называемый условный рефлекс, вызывающийся раздражителем, который до эксперимента был безразличен для животного. Открытие условного рефлекса показало, каким образом индивидуальный опыт фиксируется в виде нервных связей, как происходит элементарное обучение. Было установлено, что в процессе образования условных рефлексов большую роль играют процессы торможения. В частности, большое значение имеет так называемое дифференцировочное торможение, благодаря которому характеристики условнорефлекторного раздражителя оцениваются более точно. Например, при выработке условной слюноотделительной реакции на звук звонка первоначально реакция возникает в ответ на любой звонок. В дальнейшем, если подкреплять кормление только звонком определенной тональности и продолжительности, слюноотделительный рефлекс становится более избирательным: уже далеко не всякий звук вызывает слюноотделение. Этот факт свидетельствует о наличии выборочного торможения сходных сигналов в зависимости от прошлого опыта. Дифференцировочное торможение И. П. Павлов относил к разновидностям внутреннего. Его существование указывает на способность к значительному усовершенствованию реагирования. Существование внутреннего торможения обнаруживается также при выработке так называемых отставленных условных рефлексов. Суть их заключается в том, что после предъявления условного раздражителя подкрепление дается не сразу, а спустя некоторое время. В результате, например, слюноотделение в ответ на звонок возникает не сразу, а через некоторый промежуток времени. В течение всего периода между предъявлением звонка и появлением слюны реакция тормозится. Внутреннее торможение играет большую роль в процессе обучения, совершенствования поведения. В известной степени воспитание сводится к тренировке внутреннего торможения, поскольку именно оно обеспечивает гибкость и тонкость реакций. Внутреннее торможение требует больших усилий от нервной системы. В экспериментах на животных неоднократно наблюдалось, как при выработке слишком тонкой дифференцировки (например, между кругом и почти круглым овалом) или при чрезмерном временном разрыве между сигналом и подкреплением животное сильно возбуждалось, начинало вырываться из станка, проявляло агрессивность. В других случаях, наоборот, наступало оцепенение, возникала непреодолимая сонливость. Кстати, сонливость здесь является результатом так называемого запредельного торможении, которое распространяется по нервной системе при непосильных нагрузках и предохраняет нервные клетки от истощения. Приведенные примеры говорят о том, что тренировка внутреннего торможения требует строго дозированных нагрузок. В противном случае может произойти срыв, дезорганизация высшей нервной деятельности. Подобные явления иногда наблюдаются в школе при изложении чрезмерно сложного материала. Одни ученики становятся невнимательными, непоседливыми, начинают разговаривать. Других же клонит в сон, они зевают, усиленно моргают. При наличии дефектов центральной нервной системы способность к выработке внутреннего торможения ограниченна, что делает необходимым более тщательное дозирование учебных нагрузок. В процессе изучения условных рефлексов было установлено что они могут приобретать тормозное значение, блокировать отдельные реакции или вызывать сон. Таким образом было открыто условное торможение, которое И. П. Павлов относил к разновидностям внешнего торможения, поскольку оно вызывается сигналом из внешней среды. Условное торможение имеет важное значение в регуляции ритма сна — бодрствования. Систематически повторяющаяся процедура приготовления ко сну представляет собой, по существу, набор условных рефлексов, облегчающих засыпание. В организации режима дня ребенка важно добиваться строгого повторения такой процедуры, поскольку многие дети укладываются спать очень неохотно. Другой разновидностью внешнего торможения является запредельное, о котором уже говорилось. Однако запредельное торможение по своей природе безусловнорефлекторное, оно представляет собой врожденное свойство нервной системы. В животном мире широко распространена так называемая реакция “мнимой смерти” — в случае опасности животное замирает, становится словно парализованным. У людей подобные реакции обозначаются как реактивный ступор, который может продолжаться и спустя несколько суток после потрясения. Частным случаем такого ступора является реактивный мутизм — утрата речи при сохранении общей двигательной способности. Реактивный мутизм иногда возникает у робких, застенчивых детей, впервые выступающих перед большим скоплением незнакомых людей. По данным многочисленных экспериментов, условные рефлексы не обязательно являются изолированной реакцией на отдельные раздражители (звонок — выделение слюны и др.). У многих животных успешно вырабатываются условные рефлексы на сложные комплексы раздражителей, воздействующих одновременно последовательно на многие рецепторные аппараты (например, свет, звук, прикосновение, запах). Кроме того, рефлекторный ответ может представлять собой набор реакций, совершающихся одновременно или разворачивающихся во времени в определенной последовательности. Например, дрессированной собаке достаточно одной команды, чтобы она совершила серию действий, сменяющихся в заданном порядке. Каждый человек в процессе воспитания и обучения усваивает массу двигательных навыков, предназначенных для выполнения обыденных житейских операций: одевание, умывание, причесывание, еда при помощи ложки и вилки, склеивание бумаги, зажигание спичек и т.д. Любое из этих действий представляет собой слитую воедино последовательность движений. Например, чтобы съесть ложку супа, необходимо придать ложке определенное положение в руке, зачерпнуть суп, донести его, не пролив, до рта и, наконец, перелить содержимое в рот. Всему этому человек учится в детстве, “отрабатывая” каждый элемент действия по отдельности: как правильно держать ложку и перемещать ее в пространстве, какое положение придать губам, чтобы ничего не пролилось. В результате формируется цепочка движений, слитых в единый автоматизированный акт, и в дальнейшем человек уже совершенно не будет задумываться о том, как пользоваться ложкой. Прочно зафиксированная в нервной системе последовательность реакций называется динамическим стереотипом. Способность к формированию динамических стереотипов приводит к огромной экономии в работе нервной системы. Много раз повторяющиеся операции закрепляются как целостные двигательные образы, поэтому отпадает необходимость каждый раз находить способы реализации того или иного действия. Достаточно “начальнику” дать команду, и весь комплекс движений “проигрывается”, как записанная на пластинке мелодия. Динамические стереотипы могут формироваться не только в сфере движений, но и в сфере восприятия. Например, горожанин, переходя улицу, автоматически обращает внимание на сигнал светофора, поворачивает голову налево, потом направо. На основе динамических стереотипов вырабатываются профессиональные навыки: работа с инструментами, печатание на пишущей машинке, укладка кирпича и т.д. Следует отметить, что в динамическом стереотипе могут содержаться бесполезные и даже мешающие выполнению задачи элементы. Это зависит от особенностей процесса обучения. Например, походка человека представляет собой классический динамическийий стереотип, и здесь немало отрицательных характеристик (шарканье ногами, сгорбленность, раскачивание и др.). Все что является результатом того, что в раннем детстве родители ребенка не обращали должного внимания на его походку. Между тем данные элементы стереотипа фиксируются очень прочно, искоренить их весьма трудно. При выработке нового стереотипа важно с самого начала следить за качеством его отдельных элементов. В частности, из логопедической практики хорошо известно, что дислалия часто является следствием фиксации физиологической дислалии дошкольников. Сложившийся аномальный стереотип звукопроизношения переделывают уже с помощью логопеда. Сложнейшая динамика взаимодействия процессов возбуждения и торможения создает постоянно меняющуюся картину мозговой активности. Однако в этой переменчивости существуют некоторые стабильные характеристики, определяющие индивиду. альные особенности реагирования. С древнейших времен известно, что одни люди отвечают на все происходящее бурными реакциями, другие же, наоборот, всегда остаются чрезвычайно спокойными. Важно подчеркнуть, что такой стиль реагирования может оставаться устойчивой характеристикой в течение всей жизни человека и, следовательно, он является врожденной особенностью. Общий тип реагирования, определяющий стиль поведения, издавна обозначается как темперамент. Существует много классификаций темпераментов, но наибольшую известность имеет типология, описанная еще в античную эпоху. Античная классификация темпераментов основывалась на наивном представлении о пропорциях различных жидкостей в организме. Отсюда произошли и названия четырех основных типов: холерик (холе — желчь), сангвиник (сангвис — кровь), флегматик (флегма — слизь) и меланхолик (мелан холе — черная желчь). Однако описательные характеристики этих темпераментов точно подмечали реально существующие особенности людских характеров. Холерик — человек взрывчатый, бурно на все реагирующий, но быстро “остывающий”, легко меняющий интересы и увлечения, сангвиник — энергичный, активный, способный доводить начатое дело до конца, флегматик — спокойный, невозмутимый, медленно “раскачивающийся”, но стойкий в своих переживаниях, меланхолик — робкий, нерешительный, легко ранимый, однако способный к очень тонким переживаниям и наблюдениям. И.П.Павловым была раскрыта нейрофизиологическая основа темпераментов. В качестве ведущих характеристик высшей нервной деятельности рассматривались сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. В зависимости от сочетания этих особенностей выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности. Сильный, подвижный, неуравновешенный соответствует холерическому темпераменту; сильный, подвижный, уравновешенный — сангвиническому; сильный, инертный — флегматическому слабый, тормозимый тип — меланхолическому. Кроме того, основываясь на особенностях взаимодействия первой и второй сигнальной систем (чувственно-конкретное и речевое восприятия), И.П.Павлов выделил художественный (первосигнальный), мыслительный (второсигнальный) и средний, промежуточный типы. Тип высшей нервной деятельности во многом определяется

врожденными свойствами нервной системы, но не является совершенно незыблемым, не поддающимся изменениям. Можно даже сказать, что почти любой ребенок в процессе развития совершает эволюцию от холерического, художественного темперамента к уравновешенному, мыслительному.

Тем не менее существуют дети явно возбудимые и явно заторможенные, энергичные и пассивные, самоуверенные и робкие, выносливые и утомляемые. В связи с этим в педагогической работе важно учитывать индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, проводя в то же время коррекцию мешающих работе характеристик.

Особое значение такой подход приобретает в дефектологии, где многие дети нуждаются в специальной помощи при формировании каркаса высшей нервной деятельности.

Источник: Л.О.Бадалян. Невропатология. 1987

Источник: https://med-books.info/nevrologiya-neyrohirurgiya_760/dinamika-nervnyih-protsessov.html

Динамика психической деятельности

ДИНАМИКА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ: Принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия

Определение 1

Психическая деятельность представляет собой идеальную, субъективно осознаваемую деятельность организма, которая осуществляется на основе активности нейрофизиологических процессов.

Психическая деятельность включает в себя психические процессы, состояния и психические свойства.

Психическая деятельность в динамике

Динамика психической деятельности тесно связана с функционированием мозга и высшей нервной деятельности.Принципы высшей нейродинамики – это закономерности взаимодействия процессов возбуждения и торможения в клетках головного мозга.

Основные закономерности протекания этих процессов были раскрыты отечественным нейрофизиологом И.П. Павловым и его учениками.

Возбуждение и торможение нервных процессов способно иррадиировать (распространяться) на разные клеточные зоны и концентрироваться, ограничиваться определенной зоной.

Процессы иррадиации и концентрации обеспечивают пеструю, постоянно изменяющуюся картину распределения возбуждения и торможения мозговых участков.

Степень распространения возбуждения зависит от ряда факторов:

  • сила раздражителя;
  • его новизна для индивида;
  • значимость раздражителя для организма.

Немаловажным для осуществления психической деятельности, является действие закона отрицательной индукции – возникновения зоны торможения вокруг очага возбуждения.

Отрицательная индукция не позволяет возбуждению иррадиировать на безграничное количество участков, иначе бы каждый раздражитель полностью охватывал бы огромные массы нервных клеток (подобная картина может наблюдаться при эпилептическом припадке, когда возбуждение безудержно распространяется на новые и новые зоны, человек утрачивает при этом сознание).

Таким образом, иррадиация и концентрация возбуждения являются базой механизма внимания. В частности, объем и устойчивость внимания зависят от величины зоны возбуждения и фиксированности этой зоны. Развитие возможности произвольно контролировать направленность, объем и устойчивость внимания становится более эффективной по мере взросления.

Особенность внимания детей заключается в том, что они фиксируют большое количество деталей автоматически. Внимание взрослых людей направлено более прицельно и сужено.

Кроме того, внимание детей неустойчиво, этот процесс совершенствуется с возрастом.Не достаточная устойчивость внимания связана с неразвитым внутренним торможением, которое обеспечивает дополнительную его концентрацию. Каждый новый раздражитель отвлекает ребенка, здесь иллюстрируется принцип отрицательной индукции – новый очаг возбуждения тормозит уже существующий.

С возрастом, процессы возбуждения и торможения всё более уравновешиваются и конкурентные очаги возбуждения блокируются. Достигается это за счёт созревания ретикулярной формации и лобных долей мозга, которые в полной мере созревают лишь после подросткового возраста.Помимо отрицательной индукции существует и положительная индукция.

Положительная индукция представляет собой процесс, при котором, возникновение возбуждения концентрируется вокруг очага торможения.

Пример 1

У засыпающего человека отмечается заторможенность многих участков головного мозга и вдруг, в этом состоянии, ему отчётливо начинает слышаться тиканье часов или звук капающей воды и/или другие звуки, которые не заметны в состоянии бодрствования.

Понятие доминанты

В головном мозге, чаще всего, одновременно существует большое количество очагов возбуждения, но один очаг может подавлять все остальные или использовать их для усиления своей активности, так формируется «доминанта», описанная и подробно изученная выдающимся отечественным физиологом А.А.Ухтомским.

Доминанта – это очаг активности, подчиняющий себе все остальные очаги, даже те, которые не имеют к нему непосредственного отношения. Например, голодному человеку любые стимулирования нервной системы будут напоминать о еде.

Принцип доминанты имеет важное биологическое значение, возникновение доминантных очагов весьма значимо в протекании психических процессов, но нужно помнить о том что она может принимать и патологические черты, когда направлена на потерявшие значение и смысл цели (бредовые идеи).По мере достижения поставленной цели физиологическая доминанта угасает, а длительное постоянство стремлений личности поддерживается благодаря усилиям воли.

Процесс превращения безразличного раннее раздражителя в значимый для организма сигнал был изучен И.П.Павловым и его учениками. Он ввел понятие условного и безусловного рефлексов, запредельного торможения нервной системы и др.

Так, если перед безусловно-рефлекторным раздражителем предъявляется какой-то иной, после ряда повторение, этот раздражитель способен самостоятельно вызывать данную безусловную реакцию. Так вырабатывается условный рефлекс. Так индивидуальный опыт фиксируется в форме нервных связей и осуществляется элементарное обучение.

Связь динамики психической деятельности и темперамента

Динамику протекания психических свойств, состояний и процессов связывают с понятием темперамента личности или типа высшей нервной деятельности.

Динамика взаимодействия процессов возбуждения и торможения создаёт постоянно меняющиеся картины мозговой активности, в этой изменчивости отслеживаются определённые стабильные характеристики, которые определяют индивидуальные особенности реагирования личности.

Замечено, что одни люди реагируют на происходящие события бурными реакциями, другие более спокойно. Эти проявления являются устойчивыми врождёнными характеристиками нервной системы.

Общий тип реагирования, определяющий поведение, был обозначен как темперамент, который характеризует силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, и, соответственно, динамику их протекания.

Источник: https://2dip.su/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Динамика основных нервных процессов

ДИНАМИКА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ: Принципы высшей нейродинамики — это закономерности взаимодействия

Основные нервные процессы (возбуждение и торможение) в ЦНС обладают способностью одновременно или последовательно влиять на функциональное состояние соседних окружающих зон. Это влияние проявляется в усилении или ослаблении выработан­ных условных рефлексов.

Одна из характерных особенностей процесса возбуждения — свойство его распространения, вовлечения в этот процесс новых зон, областей коры мозга.

Распространение нервного процесса из центрального очага на окружающую зону называется ирра­диацией возбуждения. Противоположный процесс — ограничение, сокращение зоны очага возбуждения называется концентрацией процесса возбуждения.

Процессы иррадиации и концентрации нервных процессов составляют осно­ву индукционных отношений в центральной нервной системе.

Индукцией называется свойство основного нервного про­цесса (возбуждения и торможения) вызывать вокруг себя и после себя противоположный эффект.

Если предъявлять положительный условный сигнал сразу после действия дифференцировочного раздражителя, вызывающего в зоне центрального представительства условного стимула тормозное состояние — дифференцировочное торможение, то наступит усиление условного рефлекса.

Это озна­чает, что тормозной процесс, развивающийся в результате дейст­вия дифференцировочного раздражителя, вызывает вокруг себя и после себя состояние повышенной возбудимости — индукционный эффект. По характеру влияния различают положительную и отри­цательную индукцию, по времени — одновременную и последова­тельную индукцию.

Положительная индукция наблюдается в том случае, когда очаг тормозного процесса сразу или после прекращения тормо­зящего стимула создает в окружающей его зоне область повышен­ной возбудимости.

Отрицательная индукция имеет место, когда очаг возбужде­ния создает вокруг себя и после себя состояние пониженной воз­будимости. Функциональная роль отрицательной индукции заклю­чается в том, что она обеспечивает процесс концентрации услов­ного возбуждения, исключение побочных реакций на другие воз­можные раздражения.

Если очаг центрального возбуждения сменяется в следующий момент времени (после прекращения вызывающего это возбужде­ние стимула) торможением этой же зоны, то следует говорить о феномене положительной последовательной индукции.

Как правило, скорость процессов иррадиации и концентрации возбудительного процесса в 2—3 раза больше, чем скорость тор­мозного процесса.

В различных отделах головного мозга, ответственных за раз­ные формы проявления высшей нервной деятельности, в частности за образование и осуществление условных рефлексов, формирует­ся сложная пространственно-временная мозаика процессов цент­рального возбуждения и торможения, обусловленная их движе­нием и взаимодействием.

Общие типы высшей нервной деятельности (ВНД)

С давних времен люди замечали в поведении друг друга индивидуальные особенности (темпераменты). Гиппократ (IV в. до н.э.) выделил четыре темперамента: [8]

1. меланхолический (от «меланхоле» — черная желчь).

2. холерический (от «холе» — желчь),

3. флегматический (от «флегма» — слизь)

4. сангвинический (от «сангвис» — живая кровь)

В основе этого деления людей по темпераменту лежало наблюдение за поведением людей в различных ситуациях.[9]

Названия даны в связи с умозрительным представлением и том, что темперамент человека определяется качеством «жидкостей» его организма: желчи, слизи, крови.

Вероятно, умозрение о «трех жидкостях» берет начало от взглядов, возникших еще во времена, предшествовавшие периоду древнегреческой медицины. Уже за тысячу лет до нашей эры, как об этом свидетельствует священная книга Веды, в Индии считали важнейшим условием благополучия организма взаимодействие желчи, крови и слизи.

Итак, людей с повышенной возбудимостью, некоторой нервозностью, усиленными реакциями древнегреческие врачи называли холериками, а обладающих способностью живо реагировать на изменчивые условия жизни при сохранении уравновешенности в поступках — сангвиниками.

Лиц, характеризующихся уравновешенностью, с трудом меняющих свое отношение к действительности, отнесли к флегматикам, а людей нерешительных, боязливых, проявляющих слабодушие — к меланхоликам.

Древнегреческие названия темпераментов у человека сохранились до наших дней, потому что наличие их неоднократно подтверждалось специальными и повседневными наблюдениями людей друг за другом[Б21] .

И.П.Павлову удалось эти общие понятия о темпераментах наполнить научным содержанием. В докладах «Здоровое и больное состояние больших полушарий» и «Тормозный тип нерв­ной системы собак» впервые указывает на силу возбуждения и торможения как на критерий классификации типов нервной сис­темы.

При этом большое внимание он обратил не только на силу нервных процессов, но и на их уравновешенность. Было выделено три свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и под­вижность возбуждения и торможения.

Понятие «сила нервных процессов» означало способность корковых нервных клеток адек­ватно отвечать на сильные и чрезвычайно сильные раздражители. Об уравновешенности нервных процессов стали говорить тогда, когда обнаруживалось равенство в силе возбуждения и торможе­ния.

Подвижностью назвали свойство корковых нервных клеток менять в зависимости от изменения среды свое состояние, т.е. переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот.

Классификация типов, сохранившаяся до настоящего времени, дана И.П.Павловым в 1935 г. в статье «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека».

Типы ВНД — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. ++414+

Удельное значение врожденного и приобретенного в фенотипе (продукт взаимодействия генотипа и среды) может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план в поведении выступают преимущественно врожденные механизмы высшей неявной деятельности.

Различные комбинации трех основных свойств нервной системы —

1. силы процессов возбуждения и торможения,

2. уравновешенности процессов возбуждения и торможения

3. подвижности процессов возбуждения и торможения

позволили выделить четыре очерченных [Б22] типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам. ++414+

Теоретически мыслимо значительное количество всевозможных комбинаций этих трех основных свойств нервных процессов, т.е. большое разнообразие типов высшей нерв­ной деятельности. И.П.Павлов, отмечая это, выделил, однако, на основании исследований из числа возможных комбинаций только четыре, наиболее резко бросающихся в глаза типа высшей нервной деятельности у животных (собак).[10]

Четырехчленная классификация типов высшей нервной деятельности до настоящего времени является весьма распространенной как в физиологии, так и в психологии. Однако исследования Б. М. Теплова и его сотрудников, П. С.

Купалова с сотрудниками и других, направленные на дальнейшее развитие учения И. П.

Павлова о типах выс­шей нервной деятельности, позволяют поставить вопрос о некоторых дополнениях и изменениях в этих, казалось бы, прочно установившихся взглядах.[11]

Выделеннные И.П.Павловым типы высшей нервной деятельности он считал общими и для животных, и для человека. «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы (а они так точно характеризованы) на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераменами» [12].

Павлов считал, что четыре установленных им типа совпадают с гиппократовским описанием четырех форм темпераментов.

Сильный, неуравновешенный тип соответ­ствует холерическому темпераменту; сильный, уравнове­шенный, лабильный — сангвиническому, сильный, уравно­вешенный, инертный — флегматическому; слабый — мелан­холическому.

Слабый тип ВНД — характеризуется слa­бoстью обоих нервных процессов возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип.

Сильный не­урав­но­ве­шен­ный тип ВНД — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.

Сильный ­урав­но­ве­шен­ный инерт­ный тип ВНД — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.

Сильный ­урав­но­ве­шен­ный подвижный тип ВНД — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментax — это сангвинический тип.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_39567_dinamika-osnovnih-nervnih-protsessov.html

Medic-studio
Добавить комментарий