Экономические факторы: • Экономическая ситуация в стране и регионе. • Состояние ресурсной

Факторы устойчивого социально-экономического развития региона, синергия взаимодействия

Экономические факторы: • Экономическая ситуация в стране и регионе. • Состояние ресурсной

КФУ имени В.И. Вернадского

устойчивость, регион, фактор, факторы социально-экономического развития региона, синергия, stability, region, factor, factors of social-economic development of the region, synergy

Рассмотрены факторы формирования устойчивой социально-экономической системы региона. Приведена классификация факторов по нескольким основаниям.

Проанализировано сочетание субъективного и объективного начал при взаимодействии факторов.

Сделан вывод о комплексном влиянии факторов, а также необходимости их взаимосвязи, которая предполагает формирование целостной и равновесной устойчивой социально-экономической системы региона.

Развитие экономики Российской Федерации как социально-экономической системы определяется развитием составляющих ее подсистем – регионов, которые успешно функционируют только при наличии необходимых для развития ресурсов и их непрерывного взаимодействия.

В связи с этим важно знать, за счет каких именно факторов достигается устойчивый экономический рост, а также непосредственный вклад каждого фактора в совокупный экономический успех страны в целом и конкретного региона.

В современных условиях данная проблема приобретает особое значение с позиции повышения роли отдельных российских регионов, что влечет за собой расширение региональных экономических интересов, появление новых форм их выражения.

Под факторами, которые влияют на социально-экономическое развитие региона, понимают совокупность аргументов (предпосылок), обуславливающих особенности развития определенных экономических процессов в конкретном регионе.

Факторы определяют количественные и качественные характеристики видов хозяйственной деятельности и влияют на объемы и направления экономической деятельности, на определение социальных приоритетов и практическим выступают инструментом решения экономических задач.

«Категория «устойчивость социально-экономического развития» включает понятие стабильности, в частности, стабильность основных социально-экономических и экологических показателей хозяйственной системы.

Основу устойчивости составляет экономическое и социальное равновесие, являющееся наиболее важным условием эффективного функционирования и развития социо-эколого-экономической системы» [2].

Факторы, влияющие на устойчивое социально-экономическое развитие региона, могут быть сгруппированы в следующие основные группы: по направлению действия, по характеру действия и устойчивости, по времени действия. По направлению действия факторы влияния делятся на внешние и внутренние.

Под внешними факторами развития региона понимают причинно-следственные связи, обусловленные внешним воздействием окружающей среды. К числу важнейших внешних факторов можно отнести политические, правовые, хозяйственные, социальные, технологические и другие силы влияния внешних систем.

Влияние внешних факторов на развитие региона бывает прямое (например, влияние на индивидуальное развитие человека – здоровье человека, его физическую выносливость, работоспособность, рождаемость и смертность, деструктивное влияние на природные системы) и косвенное (влияние на общее и индивидуальное развитие человека, зависимость человека от средств существования, от средств и результатов труда). В свою очередь косвенное влияние внешних факторов может быть выражено в износе основных фондов промышленности в результате загрязнения окружающей среды), а также может стимулировать или дестимулировать влияние природной среды на социально-экономическое развитие региона. Внутренние факторы развития региона включают: • Условия среды (климат, рельеф) и обеспеченность территории природными ресурсами. • Качество компонентов природной среды данной территории. • Формы социально-экономического устройства. • Законодательную базу. • Исторически сложившиеся системы размещения производительных сил и др. На основе внутренних факторов влияния, регион формирует стратегию социально-экономического развития. То есть существуют причинно-следственные связи, обусловленные внутренним состоянием общества и развитием территории. К новейшим внутренним факторам региональной системы, определяющим развитие территории в современных условиях можно отнести: • Способность накапливать, закреплять и использовать информацию. • Степень развития различных уровней общества. • Уровень технологического развития. • Социальные условия существования общества (включая нравственное воспитание, отношение между поколениями). • Инновационный, инвестиционный, ресурсный, производственный, кадровый потенциал региона. Совокупность факторов развития региона, можно объединить в две группы: ресурсную, которая определяет потенциал региона относительно имеющихся у него ресурсов и соответственно возможную степень развития; и регуляторную, которая определяет возможность влияния на развитие региона с точки зрения управления. Социально-экономическое развитие региона невозможно без выделения, измерения и учета факторов государственной регулятивной политики регионального развития. В рамках задач, связанных с максимизацией учета внешних и внутренних факторов социально-экономической среды, может быть расширена классификация факторов, определяющих государственную регулятивную политику по следующим признакам: степени государственного влияния, экономических интересов регионов, потенциалов конкурентоспособности регионов. Функциональная связь совокупности основных факторов, определяющих устойчивое состояние развития региональных систем (Ррс), обобщенно можно отобразить следующей эмпирической зависимостью [5]: Ррс = f (ФВнС, ФВС, ФЭП, ФСП, ФР, ФЭ, ФУ, ФНХ), где: ФВнС – факторы внешней среды; ФВС – факторы внутренней среды; ФЭП – факторы экономического потенциала региона; ФСП – факторы социального положения; ФР – факторы возможностей развития; ФЭ – факторы эффективности; ФУ – факторы угроз; ФНХ – факторы непредсказуемого характера. На характер действия и устойчивость социально-экономического развития региона также влияют объективные и субъективные факторы. Объективные факторы формируются под влиянием исторических (традиционных) и рыночных (современных, новейших) предпосылок. К ним относятся: природные, производственные, финансовые, трудовые ресурсы; экономико-географическое положение региона; природные условия; рыночная конъюнктура. «Для некоторых конкретных регионов более высокое значение имеют те факторы, которые характерны для отраслей специализации» [3]. Субъективные факторы формируются под влиянием экономических субъектов, общественных организаций, государственных и муниципальных органов власти. К этой группе факторов относятся: нормативная и законодательная база, экологическая ситуация в регионе, политика государства, направленная на социально-экономическое развитие и внутренняя политика самого региона [1]. Исходя из этой классификации можно сделать вывод о том, что влияние субъективных факторов на устойчивое социально-экономическое развитие региона преобладает над объективными. Это объясняется тем, что кроме ресурсной базы, природных условий и других внутренних факторов развития региона, главным «регулятором» этих действий является государство, в частности государственная региональная политика, которая включает регуляторную законодательную базу и обеспечивает взаимосвязь как внешних и внутренних, так и объективных и субъективных факторов развития каждого из регионов страны. Кроме этого все факторы регионального развития классифицируются на постоянные и временные. К постоянным факторам относятся: развитие научно-технического прогресса, территориальная концентрация капитала и государственное регулирование. К временным факторам – социальные или другие конфликты регионального развития, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, то есть те, что происходят эпизодически. При анализе социально-экономического развития региона кроме вышеперечисленных факторов, следует обратить внимание на те, которые негативно влияют на показатели устойчивого развития региона. К таким факторам относят факторы угроз и факторы непредсказуемого характера. Проявление факторов негативного влияния заключается в следующем. Во-первых, негативные факторы носят, как правило, широкий характер и поражают значительную часть подсистем, элементов и связей социально-экономической системы региона [6]. Во-вторых, нарушение уже существующего состояния влияет на структуру экономического потенциала, направляя его ресурсы на преодоление негативных факторов. В-третьих, влияние негативных факторов снижает темпы социально-экономического развития, приводя к еще большей диспропорции в механизме устойчивости. Анализ и классификация факторов устойчивого социально-экономического развития региона является одним из этапов разработки стратегии, которая непосредственно влияет на характер и особенности формирования региональных программ. Стратегический анализ, как правило, состоит из анализа сильных и слабых сторон внутренних факторов в их взаимодействии с возможностями и негативным воздействием внешней среды. Взаимодействие групп факторов устойчивого социально-экономического развития региона «предполагает целостное и равновесное состояние региона в соответствии с заданными критериями: сбалансированность материальных, трудовых и финансовых показателей, выполнение обязательств перед государством, населением и партнерами, способность осуществлять расширенное воспроизводство и длительную жизнедеятельности с учетом динамики внешней среды и т.д.» [4]. Уровень и величина влияния каждого из указанных факторов определяется степенью его непосредственного влияния. Синергетический эффект комбинирования и переплетения проанализированных факторов не возможен при условии применения паллиативных и разовых действий, ресурсное обеспечение которых находится за пределами системы региона. Обеспечение устойчивого развития региональных социально-экономических систем современной России предусматривает формирование специального структурного компонента региональной социально-экономической политики и ее системной антикризисной составляющей.

Источник: https://publikacia.net/archive/2017/4/3/36

Экономическая ситуация в России в 2019 году

Экономические факторы: • Экономическая ситуация в стране и регионе. • Состояние ресурсной

На данный момент состояние экономики России нельзя назвать устойчивым и надежным. Это обусловлено колебаниями курса валют, обострением финансовых рисков, ухудшением отношений с другими странами мира и иными факторами.

Будущее экономики страны волнует не только предпринимателей, но и простых граждан, ведь экономические скачки повлияют на различные сферы жизни и ведения бизнеса в России.

Именно поэтому с особой тщательностью люди изучают мнения экспертов об экономической ситуации в России 2019 года.

Радужные перспективы развития экономики РФ в 2019 году

По мнению аналитических агентств, работающих под покровительством правительства РФ, экономическая ситуация в России в 2019 году стабилизируется. Невероятного роста ВВП не ожидается.

Эксперты независимых агентств выделили риски, согласно которым Россию в 2019 году может ожидать очередная волна кризиса:

  • Усиленное давление инфляции.
  • Угроза падения цен на сырьевых ранках, в частности, рынке нефти.
  • Неизменность структуры отраслей.
  • Неблагоприятная внешнеполитическая ситуация.

Прогноз ситуации в России на 2019 год от Министерства экономического развития

Бюджетные показатели рассчитываются на основании аналитической информацией, предоставленной Минэкономразвития. Последний трехлетний прогноз учитывает сохранение санкций Запада. В 2019 году экономику России ждет:

  • Снижение бюджета примерно на 5%.
  • Снижение добычи нефти к началу года на 52 млн. тонн до 675 млрд. тонн. Экспортные показатели зафиксируются на объеме в 140 млрд. тонн.
  • Увеличение поставок в другие страны энергетических ресурсов до 247,2 млн. тонн.
  • Повышение тарифов за перевозку пассажиров и грузов на 4,5-4,2%.
  • Достижение докризисного уровня к началу 2020 года при условии сохранения цены на нефть на отметке в 70 долларов за 1 баррель. В ином случае, правительство должно пересмотреть тарифы на газ, что повлечет за собой увеличение стоимости для промышленных предприятий на 2%, а населения – на 3%.
  • Увеличение энергетического тарифа для населения и промышленных предприятий на 5,1—5,6%.
  • Экономический рост 2,2-3,1%.

Два сценария экономического развития от Центробанка РФ

Согласно заявлению Э. Набиулиной, за период 2018-2019 года ожидается рост экономических показателей на 2,3-2,5%. По мнению экспертов, на финансовое положение страны, по большей части, влияет внутренний спрос. Его рост повлечет за собой увеличение потребления домохозяйствами и приток инвестиций в предприятия России. также сформировано 2 сценария:

  • Оптимичстичный. Цена на нефть поднимется до 80 долларов за 1 баррель к концу 2018 года.
  • Консервативнй. Стоимость черного золота составит 60 долларов за баррель.

Экономическая ситуация в России в 2019 году по мнению Центробанка будет выглядеть следующим образом:

  • Рост ВВП 1-1,5%.
  • Инфляционные проявления – 4%.

Прогноз от Высшей школы экономики

По мнению специалистов из ВШЭ, РФ в 2019 году останется «сырьевой трубой». Рост экономики в 2019 году не превысит 0,5% и то, при условии стабильности цен на нефть.

В связи со снижением прибыльности всех сфер экономики (без учета добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов) и уменьшения доходов населения из-за сокращения числа занятого населения и постоянного закрытия предприятий эксперты прогнозируют дальнейший экономический спад.

Посткризисная ситуация в России 2019 года

Рассмотрим обновленную версию посткризисной ситуации от экспертов 3-х учреждений:

  • РАНХиГС.
  • Центра Гайдара.
  • Академии внешней торговли.

По мнению экспертов, с 2018 по 2020 года стоит ожидать рост экономики России до 2%, но не более. Ранее цифра была выше, так как прогноз составляли на предположении о сохранении санкционных ограничений на одном уровне. В связи с принятием нового пакета санкций эксперты составили 2 сценария развития экономики страны.

  • Инерционный. Расчет велся при условии сохранении цен на нефть в пределах 55-56 долларов за 1 баррель. Ожидается:
  • Рост ВВП на 1,4-1,2%.
  • Увеличение доходов населения на 1,6-1,5% в год.
  • Консервативный. Если цена на нефть упадет до 40,8-41,7 долларов за 1 баррель:
  • Рост ВВП на 0,8-0,7%.
  • Увеличение годовых ставок по кредитам до 16,4%.
  • Рост доходов населения на 1-0,4%.

Помимо этого в связи с санкциями ожидается:

  • Потеря доходности на фондовом рынке.
  • Скачок курса валют.
  • Отток капитала.
  • Требование Западных банков о досрочном погашении кредитных обязательств российскими компаниями.

Риски для экономики РФ в 2019 году от Института стратегического анализа ФБК

По мнению экспертов, не стоит ожидать в 2019-2020 годах, что Россия сможет не только догнать, но и перегнать экономические показатели мира.

Также они выделили ряд рисков:

  • Ухудшение политической обстановки в мире по отношению к России.
  • Возможно продление Соглашение ОПЕК о снижении добычи нефти.
  • Увеличение объемов добычи сланца в США.

Россия не вышла из кризиса, а адаптировалась к нему. Поэтому вполне возможно, что ВВП в 2019 году покажет рост в 0%.

Долгосрочный прогноз Всемирного банка

Согласно мнению экспертов, в 2019 году экономические показатели России увеличатся на 1,8%. Среднегодовая стоимость нефти будет находиться в пределах 50-63 долларов за 1 баррель.

Однако из-за увеличения добычи сланцевых энергоресурсов цена на нефть будет падать до 2025 года. Это вызовет увеличение отставания роста экономики России от экономических показателей мира в 2 раза, стран-участников БРИКС – в 3 раза.

Подведем итог

По мнению экспертов, в 2019 году государство начнет адаптировать население к очередному кризисному витку. Это обусловлено тем, что в 2018 году будут исчерпаны средства Резервного Фонда, в 2020 – Фонда национального благосостояния. Следовательно, правительство будет искать варианты для пополнения бюджета и борьбы с кризисом. Основные направления:

  • Новая волна приватизации. Самый безболезненный вариант, позволяющий привлечь в страну капитал в размере до 0,5 триллиона рублей за год. Другие плюсы: сохранение средств в фондах, создание условий рыночной конкуренции, плюс, стимулирование притока инвестиций в обрабатывающую промышленность.
  • Повышение налогов. Это негативно отразится на малом и среднем бизнесе.
  • Сокращение социальных расходов, включая затраты на социальную поддержку, образование и здравоохранение.
  • Включение «Печатного станка». Негативно отразится на экономике. Инфляция может вырасти до 10%, а то и более процентов. Это повлечет за собой отток капитала, снижение объема сбережений домохозяйств.

По мнению экспертов, для стабилизации ситуации правительство в 2019 году должно сократить расходы на оборонный сектор, силовые структуры, добывающие государственные корпорации и господрядчиков. Нужно ориентироваться на малый и средний бизнес.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59f725ed5a104fe373db1347/5b4b30282e3a8e00a849bacd

Актуальные проблемы региональной экономики

Экономические факторы: • Экономическая ситуация в стране и регионе. • Состояние ресурсной

В современных условиях для развития и подержания экономики России требуется приложить немалые усилия по модернизации экономики регионов. Поиск слабых мест экономик регионов и упор на их сильные стороны задача, которая в настоящее время стоит перед государством. В условиях санкций основной упор стоит сделать на развитие импортозамещения.

Ключевые слова:экономический потенциал, ресурсная база, социально-экономическая политика, дотации, ассигнования, внешняя экономика, санкции, импортозамещение.

В настоящее время состояние экономики страны в целом зависит от экономического благосостояния каждого субъекта в частности. На вопрос «Как повысить эффективность экономической деятельности в регионах Российской Федерации?» необходимо искать ответ по данным экономико-географического положения, уровню развитости инфраструктуры, ресурсному обеспечению.

По данным Минэкономразвития на конец 2014 темп экономического роста снижается на фоне осложнения геополитической обстановки. Нельзя не вспомнить о резком падении национальной валюты, вызвавшее применение жестких мер со стороны Правительства совместно с Центральным Банком, которые позволили на данный период времени постепенно повышать курс рубля с дальнейшей положительной перспективой.

Таможенные экспортно-импортные рамки, в которых оказалась наша страна в связи с санкциями оказали сильное влияние на региональную экономику и экономику страны в целом. С одной стороны, такое положение уменьшило спрос на экспортную нефть и заставило снизить цену вдвое по отношению к прогнозируемой.

С другой стороны, недостаток импортных товаров на рынке стимулирует развитие тех отраслей народного хозяйства, которые до настоящего времени не могли конкурировать на мировом рынке.

В данном случае речь идет об импортозамещении, то есть развитии фармацевтики, сельскохозяйственной промышленности, расширению пахотных земель и производства оргтехники, требующей наукоемких затрат.

На данном этапе основной целью, стоящей перед Российское Федерацией является сглаживание социально-экономических слоев на уровне регионов и на уровне страны в целом. Следует отметить, что проведение максимально эффективной финансовой политики дает основу для регулирования общеэкономического состояния в стране.

Социально-экономическое развитие регионов — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной на сегодняшний день.

Выход из сложившегося кризисного состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. Проблема, которую приходится решать на различных отрезках исторической и социальной динамики в процессе модернизации, заключается в переплетении горизонтального и вертикального измерения российской жизни, обилии докапиталистических маргинальных жизненных стратегий, всего того, что не укладывается в рамки рационального поведения, сопровождающихся рамками свободы, как анархии и порядка, как авторитаризма [3, c.11].

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

Для решения проблемы, вставшей перед регионами страны, в результате введения западом санкций, существует целый ряд экономически эффективных сценариев.

Ни для кого не секрет, что импортозамещение многих товаров и услуг на национальном рынке составляет не более 30 %, что является отправной точкой для поднятия проблемы в этой области.

Подавляющее большинство регионов страны, не использует эффективно свой природно-ресурсный потенциал, пользуясь лишь дотациями из федерального бюджета.

Как увеличить импортозамещение в России в 2015 году и поднять из руин отечественное производство? Необходимо дать предпринимателям «зеленый свет», наладить отношения на международной арене, начать менять менталитет людей.

Нужно, чтобы государство обеспечивало низкий уровень коррупции и работающие законы. Например, отдельно хочется сказать о Северо-Кавказском Федеральном Округе. По основным продовольственным товарам самодостаточный регион. Среди регионов Центральной России в Ставропольском крае самые низкие цены по 13 видам социальных продуктов питания. А в некоторых республиках Кавказа действует правительственный штаб, который отслеживает ситуацию по ценам и ассортименту, в том числе и по лекарствам.

Наибольшее значение для СКФО в целом имеет Ставропольский район, в природном отношении ограниченный пределами Ставропольской возвышенности.

Этот район обладает наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами изо всех районов округа, и на него приходится основная часть производимой в Ставропольском крае продукции агропромышленного комплекса [2, c.210].

Весь наш регион имеет огромный экономический потенциал, благодаря плодородию земель, но нельзя забывать, что скотоводство и растениеводство может принести не менее важный и полезный вклад в экономику страны.

Со стороны услуг, наш регион является рекреационной зоной, но сказать о том, что наши курорты развиты и пользуются большим спросом тоже нельзя. Также проблемой нашего региона является отток кадров, как правило, в Центральную Россию и за рубеж. А кто же будет поднимать экономику на месте? Со стороны государства следует приложить все усилия на стимулирование рабочей силы в конкретном регионе. Это и есть слабые звенья социально-экономического развития Кавказа.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр.

В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др.

Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

По данным Федеральной службы государственной статистики можно сделать вывод, что коэффициент изобретательной активности имеет за последние 10 лет положительную динамику, и на данный момент составляет 2 единицы на 10 тысяч человек. Такая активность в области науки дает надежду, что наш производитель, вскоре, сможет выдать уникальный продукт, конкурирующий на мировом рынке.

Экономическое развитие — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Наши малые предприятия должны стать крупными производителями. В России нет экономической ресурсной базы для изготовления процессоров, микросхем, а также приборов бытовой техники. Это огромная пропасть в национальной экономике.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

Что касается промышленности, Правительство, совместно с Министерством промышленности Российской Федерации работает над реализацией федеральных целевых программ.

Например, поддержка автопрома в части продления программы утилизации, закупка газомоторной техники. Ведется активная работа по созданному Фонду развития промышленности.

Работа ведется с Министерством обороны, так например, по гособоронзаказу работают 25 предприятий.

Разработанный комплекс мер по стимулированию создания импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности и продвижению на внутренние, внешние рынки отечественной продукции с учётом того, что экспортные возможности по ряду продуктов увеличились. И, конечно же, увеличение доли нашей продукции по системе государственных закупок.

Однако основная проблема — ухудшение условий кредитования, нехватка оборотных средств. В наиболее сложной ситуации оказались предприятия обрабатывающей отрасли, в первую очередь машиностроение.

Необходимо найти решение по вопросу субсидирования процентных ставок на пополнение оборотных средств.

Те средства, которые сегодня есть, неподъёмны для этих машиностроительных предприятий, так как их рентабельность лежит в пределах от 6 до 11 %, — они в этой ситуации не выживут.

Большую обеспокоенность вызывает начавшийся рост цен на металл — до 35 %, материалы — 48 %, авто компоненты. Некоторые поставщики ориентируются на курс иностранной валюты.

Кроме того, после введения ответных санкций в крупных городах республики в еженедельном режиме стали активнее проводиться субботние сельскохозяйственные ярмарки. За осень было продано 10 тыс. т картофеля и овощей, свыше 1,5 тыс. т мяса, 1,5 тыс. т молока, 1,5 тыс. т муки, 2,5 тыс. т сахара.

На ярмарках цена на 20–30 % ниже, чем в рознице. Сейчас эта работа продолжается, тем самым резких колебаний цен по продуктам питания пока нет.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг.

Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей, с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер.

Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до-индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества.

В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов. После перехода от административно-командной системы управления к рыночной экономики следует особое внимание уделить развитию рыночной конъюнктуры субъектов, которые так же должны участвовать в мировой торговле и иметь конкурентоспособный товар.

Ассигнования на проведения социальной политики составляют основу бюджета почти всех стран мира. В свою очередь, государственный бюджет всюду финансируется за счет налогов, в том числе НДФЛ, а в развитых странах это вообще главный по поступлениям налог в бюджет [1, c.238].

Социально-экономическая политика должна иметь основное место в стране и достижение результатов ее проведения должно жестко отслеживаться компетентными органами.

Механизмы и анализ проведения такой политики дает почву для размышлений над тем, что нужно применить для того чтобы страна вышла на новый уровень в своем развитии.

Научные подходы к ведению и совершенствованию экономики в регионах дают общую картину того, к чему в принципе стремится любое государство, желающее наиболее эффективно использовать свои ресурсы. Так дифференциация и интеграция являются основными методами ведения социально-экономической политики.

Изучение природно-климатических особенностей регионов позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы, снизить транспортные расходы, а благодаря чему и себестоимость производимых товаров и услуг.

Экономика страны всецело зависит от регионов, поэтому каждое звено огромной цепи под названием «национальная экономика» должно функционировать безотказно и с полной выработкой.

В большинстве научных работ содержится не достаточно сведений о проблемах в регионах социально-эконмического и природно-климатического характера, что не позволяет увидеть полную картину, а, следовательно, максимально точно и оперативно принять решение по их устранениям.

И даже несмотря на большой объем документов официального характера, государственных программных документов: Указов Президента Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов, посвященных проблемам регионального развития, отмечается явный недостаток исследований в области региональных аспектов социально-экономической политики.

Устойчивые экономические показатели в последние годы наблюдались за счет правильно выбранной и строго отслеживаемой государственной стратегии в области экономики. Но в настоящее время ситуация в стране не особо стабильна.

После наблюдаемого резкого падения курса национальной валюты по отношению к «американцу» и «европейцу» ситуация складывалась не лучшим образом.

Общими силами Правительства РФ и Центрального банка страну удалось спасти от кризисного положения, но вернуться к прежнему уровню пока что так и не удалось.

Также важной частью развития регионов является усовершенствования законодательства. Введение новых законопроектов, направленных на конкретную область экономики в конкретном регионе позволит простимулировать местных властей сфокусировать внимание на определенной проблеме для дальнейшего ее эффективного решения.

Таким образом, можно отметить, что научные взгляды на политико-экономические проблемы позволят найти новые, непроработанные пути по их решению и развитию, а государство, в свою очередь, должно обеспечить безболезненное введение новых методов и форм ведения экономики в регионы для повышения экономики страны в целом.

Литература:

1.      Булатова А. С. Макроэкономика—Учебник для бакалавров—М: Юрайт, 2014. —406 с.

2.      Мартынов В. Л. Экономическая и социальная география России. Регионы страны [Электронный ресурс]: учебное пособие — СПб: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2012.— 356 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19325

3.      Фролко С. В. Развитие бизнес-процессов в условиях модернизации региональной экономики [Электронный ресурс]: монография/ Саратов: Вузовское образование, 2013.— 274 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11395

Источник: https://moluch.ru/archive/94/21017/

11.2. Анализ экономической ситуации в регионе

Экономические факторы: • Экономическая ситуация в стране и регионе. • Состояние ресурсной

Для правильной оценки экономической ситуации в регионе необходимо по возможности иметь полную и объек­тивную информацию, характеризующую экономику региона.

Источники информации: территориальные статистические управления Госкомстата; Главное управление Центрального банка России по области (краю); органы местной исполни­тельной власти; данные открытой печати; собственные иссле­дования; местные общественные организации товаропроиз­водителей, потребителей, банковские ассоциации и пр.

Необходимо установить постоянные связи с вышеперечис­ленными органами по взаимному обмену информацией с уче­том достоверности, объективности, полноты ее предоставле­ния. Пользоваться рекомендуется главным образом сведениями Госкомстата и Центрального банка.

Из материалов местных административных органов могут быть полезны доклады об экономической ситуации в регионе и информация о программах развития и местном бюджете. Остальные источники ин­формации используются по мере необходимости.

Проводящаяся впервые эта работа может быть очень сложной, однако в дальнейшем она потребует гораздо мень­ших трудозатрат на дополнение оперативной информацией.

Результаты анализа экономической ситуации в регионе по­могут в принятии решений по управлению банком и плани­рованию его развития, а также в выявлении неблагоприятных тенденций и ослаблении их воздействия, с одной стороны, и использовании благоприятных возможностей, открывающих­ся на рынке — с другой. Таким образом, эта работа не носит разовый характер и необходима не только для составления бизнес-плана.

При региональном экономическом анализе оценивается текущее и потенциальное влияние экономической ситуации на дея­тельность банка и на возможность решения им поставленных задач.

Анализу и оценке подлежат текущая и ожидаемая ин­фляция, динамика вкладов населения в коммерческих банках региона, динамика производства, денежных доходов и расхо­дов населения, а также средней доходности основных финан­совых инструментов.

Анализ основных отраслей экономики и групп населения в регионе, имеющейся целевой клиентуры имеет задачу — выявление наиболее значимых и привлекательных для банка, с точки зрения вложения ресурсов, отраслей экономики, а также субъектов местного потребительского (розничного) и корпоративного рынков, оценка их текущего состояния и ис­следование зависимости влияния их финансово-экономиче­ских показателей на реализацию поставленных банком целей.

Состояние рынков и отраслей отслеживается в динамике.

В зависимости от уровня развития, степени конкурентоспособ­ности на внешнем и внутреннем рынке следует обращать вни­мание на возможности установления партнерских отношений с предприятиями различных отраслей экономики региона.

Анализу под­лежат их финансовое положение, динамика производства и про­даж, спрос на продукцию (услуги).

Кроме того, исследуются кредитная и инвестиционная емкость, кредитоспособность основных отраслей, а также возможности сохранения имею­щейся и привлечения дополнительной клиентуры с точки зрения предполагаемых отраслевых приоритетов; структура и динамика денежных доходов и расходов основных групп на­селения в регионе как возможных потребителей продуктов/услуг банка потенциальные возможности привлечения дополнительных денежных средств.

Различная динамика цен на продовольственные и непродовольственные товары может служить индикатором очень важных процессов.

Так, опережающий рост цен на то­вары длительного пользования свидетельствует о росте спро­са на них и появлении у

населения определенных денежных излишков. Напротив, если цены на продовольствие растут опережающими темпами, то прирост вкладов может замед­литься.

Объем производства, чис­ленность занятых, структура собственности — эти показатели являются важными для оценки регионов с преимуществен­ным развитием сельского хозяйства.

Степень монополизации, глубина спада производства, развитие про­цессов конверсии, структурной перестройки, приватизации и имеет цель оценки — выделение того сектора промышленности, обслуживание которого наиболее выгодно и кредитование которого сопряжено с наименьшим риском.

Оценка отраслевой структуры импорта и экспорта (от­раслевое сальдо по импорту и экспорту) по­зволяет выявить экспортоспособные отрасли и отрасли с вы­соким оборотом валютных средств.

Оценка структуры безработицы (процент незанятых по срокам без работы) позволяет оценить состоя­ние рынка труда. При увеличении доли незанятых длитель­ное время можно сделать вывод, что безработица приобре­тает затяжной, кризисный характер.

Такие изменения могут повлиять на приток средств в сбережения.

Анализ населения региона проводится по следующим направлениям: численность населения, в том числе трудоспособного; номинальные и реальные доходы населения (с рос­том реальных доходов растет склонность к сбережениям).

При анализе доходов и расходов населения учитывается распределение доходов на пять групп по уровню доходности. Доходы 10 % населения с наибольшими доходами и 10 % с наименьшими, соотношение между ними. Оценивается расслоение населения по уровню доходов.

Оценка способствует правильной ориентации на определенный круг кли­ентуры и дает возможность прогнозирования привлекательности того или иного вида вклада.

https://www.youtube.com/watch?v=s1guXdE2iFE

При оценке жилищных условий в регионе анализируют распределение семей по жилищным условиям, структуру жилого фонда, долю соб­ственного жилья, стоимость массового строительства жилья в расчете на 1 м2. Эти показатели характеризуют остроту жи­лищной проблемы в регионе и потенциальный (с учетом пла­тежеспособности) спрос на жилье.

Анализ данных, взятых в динамике, их сопоставление поз­волит выявить закономерности и связи между различными показателями, установив тем самым особенности региона. На основе такого предварительного анализа составляется прогноз развития экономической ситуации в регионе. Эта оценка служит обоснованием для прогноза контрольных цифр биз­нес-плана.

Источник: http://libraryno.ru/11-2-analiz-ekonomicheskoy-situacii-v-regione-finanspolitikasimonenko/

Medic-studio
Добавить комментарий