Экспериментальное изучение эмоциональных реакций и их нарушений

Экспериментальные модели эмоциональных реакций и их нарушений

Экспериментальное изучение эмоциональных реакций и их нарушений
Факты, имеющие принципиальное значение для понимания роли эмоций в организации поведения высших животных, получены экспериментальным путем. Прежде всего речь идет о методе раздражения электрическим током вживленных в различные отделы головного мозга электродов.

Информативной оказалась также методика самораздражения, суть которой заключается в том, что подача напряжения на электроды, вживленные в мозг, осуществляется самими подопытными животными. Доказано, что в мозге есть центры, раздражение которых обусловливает удовлетворение, поскольку животные стараются много раз раздражать мозг, иногда до истощения.

Однако есть и такие центры, которые животные избегают раздражать, центры “недовольства”, или точки “наказания”. Эти данные свидетельствуют о наличии тесной связи эмоциональных реакций с деятельностью определенных структур головного мозга, прежде всего гипоталамуса, лимбической системы и коры головного мозга (в частности лобной доли).

Основные структуры лимбической системы и связи между ними схематически представлены на рис. 78.Экспериментальное повреждение или раздражение различных образований лимбической системы, гипоталамуса или новой коры приводит к нарушению таких важнейших реакций поведения, как половая, пищеварительная, защитная, и связанных с ними эмоциональных состояний.

Значительные эмоциональные нарушения наблюдаются при повреждении гипоталамуса, что обусловливает у самцов и самок потерю половой активности, нарушение пищеварительной реакции в поведении. Кошки после повреждения переднего поля гипоталамуса превращаются в диких животных, предрасположенных к реакциям агрессии.

При повреждении обоих боковых полей гипоталамуса эмоциональные реакции слабеют, животные становятся вялыми.У человека с опухолями гипоталамуса выделяют две группы эмоциональных расстройств.

Первая группа — расстройства, связанные с повреждением заднего ядра, которые проявляются вялостью, снижением инициативы, потерей интереса ко всему окружающему; вторая группа — расстройства, которые вызваны повреждением переднего поля гипоталамуса и сопровождаются возбуждением, эйфорией, сексуальной расторможенностью.

Различные эмоциональные расстройства возникают в результате повреждения лимбической системы. Двустороннее удаление височных долей, в том числе гиппокампа и миндалевидного тела, приводит к характерным изменениям в поведении животных (синдром Клювера—Бюси).

В частности у обезьян наблюдаются выраженная гиперфагия, гиперсексуальность и существенные изменения в поведении, связанные с отсутствием реакций агрессии и страха. Разрушение миндалевидного тела приводит к изменениям внутригрупповых отношений у обезьян. Самцы, которые раньше властвовали в группе, переходят в подчиненное положение.

Существуют также многочисленные данные о превращении диких животных в ручных вследствие разрушения миндалевидного тела. Электрическое раздражение этого образования и гиппокампа, наоборот, обусловливает злобность животных.

Разрушение центрально-медиальных ядер миндалевидного тела сопровождается расстройством регуляции пищеварительных поведенческих реакций — животное полностью перестает употреблять корм. Раздражение различных отделов гиппокампа приводит как к усилению, так и ослаблению пищеварительных реакций.

У крыс повреждение участка, который соответствует поясной извилине, обусловливает нарушение поведения, связанного с материнством, — самки перестают ухаживать за новорожденными и не оберегают их от опасности.При патологии лимбической системы нарушаются и другие функции нервной системы.

В норме эмоциональные механизмы принимают участие в концентрации внимания, способствуют тому, что мышление сосредоточивается на решении задач до тех пор, пока не будет достигнуто удовлетворение потребностей. Поражение поясной извилины и нарушение ее связи с корой лобной доли головного мозга вызывают у животных нарушения внимания. Кроме того, затрудняются процессы обучения, что свидетельствует о расстройстве механизмов памяти. Грубые нарушения памяти на текущие события у людей возникают после двустороннего удаления гиппокампа и миндалевидного тела.

Важную роль в формировании эмоциональных реакций играет кора лобных долей головного мозга. Об этом свидетельствуют результаты наблюдений за людьми, которым по определенным показаниям перерезали белое вещество мозга в области лобных долей (лейкотомия). У таких пациентов чувства теряют свежесть, силу и остроту. Они становятся беззаботными, всем удовлетворенными, ни к чему не стремятся, не ощущают угрызений совести, не испытывают чувства страха, печали, не могут проявлять сочувствие, симпатию или антипатию, ощущать ненависть, утрачивают творческие способности. Исчезают высшие эмоции и всем поведением больных руководит принцип “удовольствие—неудовольствие”.

Нервные и соматические нарушения при эмоциональном стрессе. Неврозы. Эмоции всегда сопровождаются вегетативными, эндокринными и двигательными реакциями. Данный факт объясняется тем, что любое эмоциональное возбуждение связано прежде всего с гипоталамусом.

Как известно, гипоталамус — это, во-первых, высший автономный центр, который организовывает все автономные компоненты эмоций (изменение артериального давления, частоты сердечных сокращений, функций органов пищеварения и т. д.

), во-вторых — он самостоятельно и через гипофиз управляет многими эндокринными железами, что и обусловливает возникновение эндокринного компонента эмоций (выброс кортикотропина, соматотропина, половых гормонов, кортикостероидов и др.).

Сущность этих реакций заключается в том, чтобы подготовить организм к будущей мышечной работе, связанной с добычей корма, бегством от врага и т. д.

В норме все эмоциональные реакции имеют определенную степень проявления, адекватную жизненной ситуации, в которой находится организм. Процессы возбуждения в эмоциональных центрах характеризуются определенной силой и продолжительностью.

Они контролируются и своевременно угнетаются соответствующими тормозящими структурами.

Если по каким-либо причинам наступает чрезмерное возбуждение эмоциональных центров, получившее название эмоционального стресса, может возникнуть стойкое нарушение функций ЦНС, которое клинически проявляется неврозом.

Экспериментальные способы воспроизведения эмоционального стресса и невроза были разработаны в лаборатории И.П. Павлова. Их сущность заключается в том, чтобы создать тяжелые условия для деятельности головного мозга, при которых происходит перенапряжение процессов торможения и возбуждения в нервных центрах. Перенапряжение процесса возбуждения достигается путем использования мощных раздражителей (световых, звуковых, болевых и др.), одновременного применения большого количества сильных раздражителей, длительного влияния этих раздражителей, использования необычных раздражителей.Резкое усиление процессов возбуждения наблюдается и при моделировании невроза отчаяния, например, когда животные в процессе эксперимента лишены возможности избежать повторных ударов электрического тока.Перенапряжения тормозящего процесса можно достичь путем выработки очень тонких и сложных условно-рефлекторных дифференцировок, применения большого количества дифференцирований в одном стереотипе. Сюда следует отнести и модель невроза ожидания, когда животные подвергается болевым влияниям (например, ударам тока) через различные интервалы времени.Классический прием воспроизведения невроза у животных — частое и неожиданное изменение возбуждения эмоциональных центров, одним из вариантов которого является внезапная подача электрического тока в кормушку в момент подкрепления пищеварительного рефлекса. Если многократно повторять такую ситуацию, то истощаются тормозящие процессы, которые выключают работу пищеварительного центра в момент действия болевого раздражителя. Это обусловливает стойкое неуправляемое возбуждение оборонительного центра и нарушение функций ЦНС.У животных можно спровоцировать невроз посредством одновременного влияния нескольких факторов, которые часто случаются и в жизни человека: 1) большой объем информации, которая подлежит обработке, усвоению и требует принятия решения; 2) дефицит времени, отведенного на такую работу мозга; 3) высокий уровень мотивации в достижении положительного результата.Очень часто причиной развития эмоционального стресса является ситуация, при которой человек или животные под влиянием различных ограничительных факторов не могут удовлетворить свои главные биологические и социальные потребности. Например, выраженный эмоциональный стресс можно воссоздать, стимулируя эмоциогенные центры в условиях иммобилизации, ограничения времени на удовлетворение потребностей и т. д. В подобных ситуациях, особенно продолжительных или часто повторяющихся, нарастает эмоциональное напряжение, которое вследствие недостаточности процессов торможения может перейти в стойкое возбуждение определенных нервных центров.Большинство патогенных факторов, которые влияют на нервную систему и способны вызывать невроз, повреждают прежде всего функции структур, отвечающих за процессы торможения. Поэтому голодание, интоксикация, инфекция, гипоксия, ионизирующее излучение, травма головного мозга, эндокринные расстройства способствуют развитию невроза.Невроз проявляется различными соматическими расстройствами. Функционирование неуправляемого очага в ЦНС через автономную нервную и гипоталамо-гипофизарную системы обусловливает нарушение деятельности внутренних органов и желез внутренней секреции, возникновение стойкой артериальной гипертензии, ИБС, язвенного поражения пищеварительного канала, сахарного диабета, тиреотоксикоза, нарушение менструального цикла и др.Эмоциональный стресс может привести к нарушениям функций ЦНС, характер которых зависит от типа нервной системы, способа воспроизведения эмоционального стресса, функций эндокринных органов и других факторов. Исследования показали, что такие нарушения у экспериментальных животных протекают с преобладанием либо процессов возбуждения, либо процессов торможения. В первом случае характерны двигательное возбуждение, агрессивное поведение, потеря прежде выработанных дифференцировок и способности вырабатывать новые. Эти расстройства наблюдаются большей частью у животных с сильным типом нервной системы.У животных со слабым типом нервной системы очень быстро истощаются процессы возбуждения и развивается торможение. Животные становятся вялыми, малоподвижными. У них угасают условные рефлексы, а в некоторых случаях исчезают безусловные — животные не принимают корм и т. д. У человека при неврозе нарушается эмоциональная сфера. Наблюдаются эмоциональная неустойчивость, быстрая смена настроения, иногда — длительные периоды угнетенного состояния. Могут возникать и необычные, неадекватные эмоциональные состояния (немотивированные страхи, плаксивость). Часто нарушаются память, сон, концентрация внимания, способность к принятию необходимого решения. Могут наблюдаться различные двигательные расстройства (заикание, гиперкинез и др.).

Источник: http://sunmuseum.ru/patofiziologiya/1707-eksperimentalnye-modeli-emocionalnyh-reakciy-i-ih-narusheniy.html

Экспериментальное изучение эмоциональных реакций и их нарушений

Экспериментальное изучение эмоциональных реакций и их нарушений

Основные факторы, имеющие принципиальное значение для понимания роли эмоций в организации поведения высших животных, получены экспериментальным путем. Прежде всего речь идет о методе раздражения электрическим током через заранее вживленные в различные отделы головного мозга электроды.

Много нового дала также методика самораздражения, суть которой заключается в том, что электроды, вживленные в мозг, включаются в цепь самим подопытным животным. Оказалось, что в мозге есть центры, раздражение которых вызывает удовольствие, так как животное стремится многократно раздражать собственный мозг, иногда вплоть до изнеможения.

Но есть и такие центры, которые животное избегает раздражать, — центры “неудовольствия”, или точки “наказания”. Эти данные позволили установить тесную связь эмоциональных реакций с деятельностью определенных структур головного мозга, прежде всего гипоталамуса, лимбической системы и коры большого мозга (в частности, лобной доли).

Схема основных ядерных структур лимбической системы и связей между ними представлена на рис. 25.7.

Экспериментальное повреждение или раздражение различных образований лимбической системы, гипоталамуса или новой коры приводит к нарушению таких важнейших поведенческих реакций, как половая, пищевая, оборонительная и связанных с ними эмоциональных состояний.

Значительные эмоциональные нарушения наблюдаются при поражении гипоталамуса, которое приводит у самцов и самок к потере половой активности, нарушает пищевую поведенческую реакцию.

Кошки после повреждения передней гипоталамической области превращаются в диких животных, склонных к реакциям ярости и страха.

При повреждении обоих латеральных гипоталамических полей эмоциональные реакции ослабевают, животные становятся вялыми.

У человека при опухоли гипоталамуса выделяют две группы эмоциональных расстройств. Первая группа связана с поражением заднего ядра и характеризуется вялостью, снижением инициативы, потерей интереса к окружающему; вторая возникает при поражении передней гипоталамической области и сопровождается возбуждением, эйфорией, сексуальной расторможенностью.

Разнообразные эмоциональные расстройства возникают при поражении лимбической системы. После двустороннего удаления височных долей, включая гиппокамп и миндалевидное тело, в поведении животного возникают характерные изменения (синдром Клювера — Бюси).

В частности, у обезьян наблюдаются выраженные гиперфагия, гиперсексуальность и глубокие изменения в поведении, связанные с потерей реакции агрессии и страха. Разрушение миндалевидного тела приводит к изменениям внутригрупповых отношений у обезьян. Самцы, ранее господствовавшие в группе, переходят в подчиненное положение.

Имеются также многочисленные данные о превращении диких животных в ручных после разрушения миндалевидного тела. Напротив, электрическое раздражение этого образования и гиппокампа вызывает у животного ярость.

Разрушение центральных и медиальных ядер миндалевидного тела приводит к расстройству регуляции пищевых поведенческих реакций: животное полностью прекращает принимать пищу. Раздражение различных отделов гиппокампа приводит как к повышению, так и снижению пищевых реакций.

У крыс повреждение области, соответствующей поясной извилине, вызывает нарушение поведения, связанного с материнством: самки перестают ухаживать за новорожденными и не спасают их от опасности.

При патологии лимбической системы нарушаются и другие высшие функции нервной системы. В норме эмоциональные механизмы участвуют в концентрации внимания, способствуют тому, что мышление сосредоточивается на решении задачи до тех пор, пока не будет достигнуто удовлетворение потребности.

При поражении поясной извилины и ее связи с корой лобной доли установлено, что у животных нарушено внимание и они часто отвлекаются. Кроме того, затрудняются и процессы обучения, что свидетельствует о расстройстве механизмов памяти.

Грубые нарушения памяти на текущие события описаны у людей после двустороннего удаления гиппокампа и миндалевидного тела.

Большую роль в формировании эмоциональных реакций играет кора лобных долей большого мозга. Об этом свидетельствуют результаты наблюдений над людьми, которым по ряду показаний производилась перерезка белого вещества мозга в области лобных долей (лейкотомия). У таких людей чувства теряют свежесть, силу и живость.

Они становятся добродушными, беспечными, всем довольными, ни к чему не стремятся, ни о чем не заботятся, не испытывает угрызений совести, чувства страха, печали или уныния, не могут проявлять сочувствие, симпатию или антипатию, испытывать ненависть, утрачивают способность к творчеству.

Исчезают высшие эмоции, и всем поведением больных управляет принцип “удовольствие — неудовольствие”.

Нарушения высшей нервной деятельности при эмоциональном стрессе. Неврозы.Эмоции всегда сопровождаются вегетативными и эндокринными реакциями. Это объясняется тем, что любое эмоциональное возбуждение прежде всего связано с гипоталамусом.

Как известно, гипоталамус — это, во-первых, высший вегетативный центр, организующий все вегетативные компоненты эмоций (изменение артериального давления, частоту сердечных сокращений, функции органов пищеварительной системы и т.д.

), а во-вторых, самостоятельно и через гипофиз управляющий многими эндокринными железами, что и обусловливает возникновение эндокринного компонента эмоций (выброс кортикотропина, соматотропина, половых гормонов, кортикостероидов и др.).

Смысл этих реакций заключается в том, чтобы подготовить организм к предстоящей мышечной работе, связанной с добыванием пищи, бегством от врага и т.д.

В норме все эмоциональные реакции имеют определенную степень выраженности, всегда адекватную жизненной ситуации, в которой находится организм. Процессы возбуждения в эмоциональных центрах характеризуются определенной силой и длительностью.

Они контролируются и своевременно угнетаются соответствующими тормозящими структурами.

Если же в силу каких-либо причин наступает чрезмерное возбуждение эмоциональных центров, что называется эмоциональным стрессом, может возникнуть стойкое нарушение деятельности центральной нервной системы, которое клинически проявляется в виде невроза.

Экспериментальные приемы получения эмоционального стресса и невроза были разработаны еще в лаборатории И. П. Павлова.

Сущность их заключается в том, чтобы создать трудные условия для деятельности головного мозга, при которых происходит перенапряжение процессов торможения и возбуждения в нервных центрах.

Перенапряжение раздражительного процесса достигается применением сверхсильных раздражителей (световых, звуковых, болевых и др.), одновременным применением множества сильных раздражителей, продолжительным действием сильных раздражителей, применением необычных — устрашающих — раздражителей.

Резкое усиление процессов возбуждения наблюдается и при моделировании “невроза отчаяния”, когда животное в процессе эксперимента лишают возможности избегать повторных ударов электрического тока.

Перенапряжение тормозного процесса вызывается выработкой очень тонких и сложных дифференцировок, применением большого числа дифференцировок в одном стереотипе. Сюда же нужно отнести и модель “невроза ожидания”, когда животному наносятся болевые воздействия (например, ударами тока) с различными временными интервалами.

Классическим приемом невротизации животного является “сшибка”, один из вариантов которой заключается в неожиданной подаче электрического тока на кормушку в момент подкрепления пищевого рефлекса.

При многократном повторении такой ситуации истощаются тормозные процессы, выключающие работу пищевого центра при действии болевого раздражителя, что приводит к стойкому неуправляемому возбуждению оборонительного центра и нарушению высшей нервной деятельности.

У животных можно получить невроз, если их поставить в условия одновременного влияния трех факторов, которые часто встречаются и в жизни человека:

1) большого объема информации, подлежащей обработке и усвоению (включая принятие решения);

2) хронического дефицита времени, отведенного на такую работу мозга;

3) высокого уровня мотивации в достижении положительного результата. Очень часто причиной развития эмоционального стресса является “конфликтная ситуация”, при которой человек или животное под влиянием различных ограничивающих факторов не может удовлетворить своих ведущих биологических и социальных потребностей.

Например, выраженный эмоциональный стресс можно получить при стимуляции эмоциогенных центров в условиях иммобилизации, при ограничении времени удовлетворения потребностей и т.д.

В конфликтной ситуации, особенно в длительно существующей или часто повторяющейся, нарастает эмоциональное напряжение, которое вследствие недостаточности процессов торможения может перейти в стойкое возбуждение определенных нервных центров.

Надо сказать, что большинство патогенных факторов, влияющих на нервную систему, повреждают прежде всего функции тех структур в ней, которые ответственны за процессы торможения. Поэтому голодание, интоксикация, инфекции, гипоксия, действие ионизирующей радиации, травмы головного мозга, эндокринные расстройства и др. способствуют развитию невроза.

Неврозы проявляются различными соматическими расстройствами.

Функционирование неуправляемого очага в центральной нервной системе через вегетативную нервную систему и гипоталамо-гипофизарный аппарат приводит к нарушению деятельности внутренних органов и эндокринных желез; формированию устойчивой гипертензии, ишемической болезни сердца, язвенным поражениям пищевого канала, сахарному диабету, тиреотоксикозу, нарушению менструального цикла и т.д.

Эмоциональный стресс может привести к нарушениям высшей нервной деятельности, характер которых зависит от типа нервной системы, способа воспроизведения эмоционального стресса, функции эндокринных желез и других факторов.

Исследования показали, что расстройства высшей нервной деятельности у экспериментальных животных протекают с преобладанием либо процессов возбуждения, либо торможения. В первом случае характерно двигательное возбуждение, агрессивное поведение, потеря ранее выработанной дифференцировки и способности вырабатывать новую.

Такой характер расстройств наблюдается преимущественно у животных с сильным типом нервной системы.

У животных со слабым типом нервной системы очень быстро истощаются процессы возбуждения и развивается торможение. Животные становятся вялыми, малоподвижными. У них угасают все условные рефлексы, а в некоторых случаях исчезают и безусловные — животное отказывается от пищи и т.д.

У человека при неврозе развиваются нарушения эмоциональной сферы. Отмечается эмоциональная неустойчивость, быстрая смена настроения, иногда длительные периоды угнетенного состояния.

Могут возникать и необычные, неадекватные эмоциональные состояния в виде фобии (страха) и т.д. Часто нарушается память, способность к концентрации внимания, сон.

Могут наблюдаться и различные двигательные расстройства (заикание, гиперкинезы и др.).

Источник: https://studopedia.su/14_55753_eksperimentalnoe-izuchenie-emotsionalnih-reaktsiy-i-ih-narusheniy.html

Экспериментальные исследования эмоций

Экспериментальное изучение эмоциональных реакций и их нарушений

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра общей и клинической психологии     

Самостоятельная работа студента на тему:

«Экспериментальные исследования эмоций»                               

Выполнила: студентка 102 КП

Свиридова Светлана Николаевна.

Проверил: Тимофеев

Алексей Владимирович.          

Волгоград 2011

 

  1. Выражение эмоций у человека и животных.
  2. Физиологические показатели эмоций.
  3. Основные направления экспериментального изучения эмоций.
  4. Тревожность: аспекты её изучения.
  5. Фрустрация: характеристика состояния.
  6. Некоторые аспекты учения о стрессе.
  7. Эмоции как свойства личности. Представление об эмпатии.

                                           

  1. Выражение эмоций у человека и животных.

Эмоции — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения, в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.

Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса.

Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: усиление газообмена, обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и пропускание воздуха через ую щель и обеспечение требуемой вибрации ых связок.

Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов.

В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела.

Соответственные изменения наблюдаются в величине кровяного давления.

Мимические выразительные движения. Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики –  координированных движений глаз, бровей, губ, носа – человек выражает самые сложные и разнообразные эмоциональные состояния.

Ч.

Дарвин считал, что у животных предков человека эти выразительные движения имели практическое значение, помогая в борьбе за существование: оскал зубов и сопровождающее его рычание устрашало врага; поза и мимика смирения снижала его агрессивность; мимика удивления облегчала ориентировочный рефлекс и т д. У человека же эти мимические движения утратили свое непосредственное жизненно практическое значение и остались всего лишь в виде простых пережитков.

Выражение эмоций в речевой интонации. Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса.

При этом методика и динамика речи может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения.

Животным в той же степени, что и людям свойственно проявление эмоций, однако список эмоций у животных беднее.

Чем более развитый организм, чем выше его эволюционная ступень, тем больше у него эмоций, тем они сложнее.

Эмоции животным служат, а не просто появляются, как реакции.

Кроме радости, животные чувствуют жалость, депрессию и даже скорбь.   

2. Физиологические показатели эмоций

Как и другие психические процессыэмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.

Физиологические механизмы эмоций состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями, широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы.

Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудодвигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д.

Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Эмоции выражаются в уровне тонического напряжения мышц. Многие рассматривают мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния, состояния тревоги. Лица, страдающие от различных конфликтов и особенно с невротическими отклонениями, характеризуются большей скованностью движений.

Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос.

По мере возрастания эмоционального напряжения ширина частотного спектра произносимых слов и звуков расширяется и сдвигается в область более высокочастотных составляющих.

Для отрицательных эмоций спектральная энергия имеет тенденцию концентрироваться в более низкочастотной части, а для положительных эмоций – в его высокочастотной зоне.

Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы: изменения сопротивления кожи, ЧСС, артериальное давление, диаметр просвета сосудов, гормональный и химический состав крови и другие реакции. Известно, что во время повышенной тревоги количество адреналина в крови увеличивается, повышается артериальное давление, увеличивается диаметр зрачков, ЧСС.

Однако в одной и тоже ситуации, характеризующейся ростом эмоционального напряжения, могут возникать как стенические эмоции, так и астенические, в основе которых лежит различное соотношение активностей симпатической и парасимпатической систем. В случае стенических эмоций – будет преобладание активности симпатической нервной системы.

В 1937 году Пейпец выдвинул гипотезу о том, что различные структуры мозга образуют функциональный синцитий для формирования эмоций. Эта система – замкнутая цепь: гипоталамус – передневентральное ядро таламуса, поясная извилина – гиппокамп – мамиллярные ядра гипоталамуса.

Мак-Лин в 1952 году предложил назвать эти образования лимибической системой. Источником возбуждения является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и психомоторных реакций. Одновременно сигналы посылаются в таламус, далее к поясной извилине.

Поясная извилина является субстратом осознанных эмоций. Далее сигналы через гиппокамп возвращаются в гипоталамус. Однако на данный момент времени отвергается участие в возникновении эмоций гиппокампа и таламуса. Другие структуры мозга так же участвуют в формировании эмоций: миндалина, лобная и височная кора.

Миндалина взвешивает конкурирующие потребности, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения.

В височной коре располагаются нейроны детекторы, настроенные на выделение эмоциональных выражений лиц, от них информация поступает к миндалине (далее к гипоталамусу) и формируется соответствующее эмоциональное поведение.

Поражение лобной коры приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы: развивается эмоциональная тупость.

Согласно современным данным поясная извилина имеет связи со многими подкорковыми структурами, – предполагается, что она интегрирует различные системы мозга, вовлекаемые в организацию эмоций. 

3. Основные направления экспериментального изучения эмоций

Психология на  рубеже XIX-XX вв., когда в связи с развитием техники расширились возможности экспериментального исследования, сделала резкий поворот к экспериментальному как более надежному источнику данных.

В гласном и негласном виде в психологической науке распространилось требование непременной «объективности» научного исследования, обязывающее ставить и обсуждать проблемы лишь в той мере, в которой они доступны эмпирической проверке.

По сравнению с психологией познавательных процессов, для которой эксперимент стал не только источником фактов, но и мощным стимулом общего развития, экспериментальные исследования в области эмоций носят более ограниченный характер.

Причины столь различной эффективности психологического эксперимента заключаются прежде всего в интимности эмоциональных переживаний человека, их прямой связи с тем, что в повседневном языке называется «личной жизнью», обстоятельствами,   в силу которых человек может не проявлять желания ни вовлекаться в некоторые эмоционально значимые ситуации, ни давать отчет об испытываемых в них переживаниях. Существуют и другие причины, обнаруживающиеся, в частности, при сравнении принципиальной схемы исследований в области эмоций и в области познавательного отражения.

Так, в случае познавательных процессов обычно существует возможность опираться на два ряда явлений: объективный и субъективный, отражаемый и отраженный.

По отношению к субъективному отражению первый ряд может служить своего рода образцом, «эталоном» того, что, например, должно или могло бы быть воспринято, запечатлено, заучено, постигнуто мышлением и т.п.

Именно сопоставление объективного «эталона» с тем, как он отражается субъектом, открывает широкие возможности выявления особенностей познавательного отражения: пороговых характеристик, закономерностей, динамики и т. п.

При исследовании же эмоций такой возможности не существует. Эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражения субъективного к ним отношения.

Объект или событие может вызвать эмоцию, быть ее поводом, но не может служить образцом для ее анализа и описания.

Поэтому данные о том или ином эмоциональном переживании мы можем сравнивать лишь с данными о других эмоциональных переживаниях у одного и того же человека или у других людей, а не с некоторым объективным «эталоном».

При исследовании эмоциональной сферы в клинической практике главное значение придается беседе и наблюдению за эмоциональными реакциями пациента, а также анализу поведения больного, о котором могут сообщить врачу его родственники или сослуживцы по работе.

Обращают внимание на выражение лица и мимику, позу и пантомимику, особенности речи. К объективным признакам эндогенной депрессии, кроме поведенческих особенностей, можно отнести наличие тахикардии, мидриаза, спастических запоров, нарушений менструаций, сухости во рту и иных вегетативных сдвигов.

Психиатрами описан ряд специфических симптомов — внешних признаков депрессии: “фигура омеги” (складка между бровей, похожая на греческую букву “омега”), признак Верагута (нависание наружных половин верхних век) и другие. Иногда можно обнаружить на коже рубцы — следы бывших попыток к самоубийству (в области шеи, сердца или локтевых вен).

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9/9045_432720_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное изучение эмоциональных реакций и их нарушений

Соня
Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста.

Процедура и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: Особенности проявления нарушений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте и методы их коррекции.

Предмет исследования: негативные эмоциональные состояния (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность) в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: провести экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекцию у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Определить процедуру и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Составить и апробировать программу коррекции и развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проверить эффективность применения составленной программы коррекции и развития направленной на формирование и развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с помощью повторной диагностики.

5. Сформировать рекомендации для педагогов и родителей.

Гипотеза: мы предполагаем, что наиболее характерными эмоциональными нарушениями в старшем дошкольном возрасте являются негативные эмоциональные состояния, которые выражаются в поведении ребенка (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность).

В обследование принимали участие воспитанники старшей группы «Смешараки» МБДОУ «Зеленогорский детский сад», в количестве 10 человек, в возрасте от 5 до 6 лет, из них 4 мальчика и 6 девочек.

Для проведения исследования нами был подобран комплекс психодиагностических методик, которые раскрывают эмоциональные особенности детей старшего дошкольного возраста. Психодиагностический инструментарий включал в себя следующие методики:

– графическую методику «Кактус» М. А. Панфиловой;

– проективная методика «Дом – Дерево – Человек»;

– авторский тест «Распознавание эмоций» Г. Л. Бардиер;

Рассмотрим эти методики более подробно.

1. Графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой. Методика предназначена для работы с детьми, начиная с дошкольного возраста. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие тревожности, агрессивности, а так же определить ее направления и сферы.

2. Рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек». Данную проективную методику исследования эмоционального состояния дошкольников предложил американский психолог Дж. Буком в 1948 г.

, он разработал систему интерпретации теста «Дом – Дерево – Человек».

Эта методика позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

3. Тест «Распознавание эмоций» Г. Л. Бардиер (авторский тест).

Цель этого теста: проверка способностей ребенка распознавать различные виды простых и сложных эмоций.

Ребенку предлагается рассмотреть 8 рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собой какой-либо эмоционально значимой ситуацией.

В каждом отдельном случае ребенку необходимо понять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, которые отражены в мимике каждого из героев ситуации.

Все картинки предложенных ситуаций сопровождаются специальными вопросами, которые подсказывают ребенку поиск нужного изображения.

Инструкция:

Ряд 1. «Посмотри на этих гномиков и догадайся, кто из них испугался мишку?»

Ряд 2. «Кто из гномиков потерял свой портрет?»

Ряд 3. «С кем из гномиков подружится девочка? Почему?»

Ряд 4. «Почему изменилось выражение лица у Чебурашки?»; «Что он чувствует на первой картинке? на средней картинке? в конце?»

Ряд 5. «Кто из друзей передразнивает Бабу-ягу?»

Ряд 6. Ребенка спрашивают: «Кого из них передразнивает (копирует) Баба-Яга?»

Ряд 7. «Покажи здесь самую любознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можно пояснить: которой что-то интересно, что-то ее занимает, удивляет, привлекает)».

Ряд 8. «Как ты думаешь, удалось вороне достать червячка из трубки или нет и почему?»; «Посмотри внимательно на ворону, которая улетает, что она чувствует? Как ты думаешь, почему?»

Интерпретация. Каждый правильный ответ на первый вопрос к картинкам – ситуациям оценивается в один балл. Если ребенок дает полный ответ на второй вопрос к четвертой картинке – ситуации, он получает 2 балла.

Если на первый вопрос к 8-й картинки – ситуации ребенок дает правильный отрицательный ответ (нет) обосновывая свой ответ удачными действиями червяка или какими-либо другими объективными причинами, но не как эмоциями огорчения и досады у вороны, то ответ не засчитывается и ставится 0 баллов.

Если после второго вопроса ребенок правильно понимает связь между любой отрицательной эмоцией вороны (расстроилась, загрустила, обиделась, рассердилась, и т. д.) и ее неудачной попыткой съесть червяка начисляется 0,5 балла.

Ребенку также начисляются 0,5 балла, если он на первый вопрос к любой картинки – ситуации дает неправильный отрицательный ответ, но затем исправляет его на правильный, не получив одобрения взрослого по поводу первого ответа.

Если на первый вопрос к 3-й ситуации ребенок останавливает свой выбор на последнем гномике, то ребенку дается 0,5 балла («Так как, гномик рассердился, что девочку обидели»). Максимальная оценка за тест – 10 баллов.

Средние показатели успешности:

Для детей 5,5 лет – 6,5 балла;

Для детей 6 лет – 7 баллов.

Далее проводится качественный анализ результатов.

Анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

В данном разделе работы мы приведем анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

В самом начале нашего исследования, для подробной диагностики состояния эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, нами была применена графическая проективная методика «Кактус».

При обработке данных уровни выраженности эмоциональных особенностей каждого отдельно взятого ребенка заносились в сводную таблицу 1, отсутствие показателя отмечалось цифрой «0», некоторая выраженность показателя – цифрой «1», явная выраженность показателя – цифрой «2» (Приложение 4).

Результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста отражены в таблице 1.

Наиболее наглядно результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста представлены на рис. 1.

Из таблицы и диаграммы видно, что по результатам обработанных данных можно интерпретировать следующие показатели процентного отношения особенностей эмоциональной сферы у респондентов.

«Устойчивая характеристика личности, которая отражает ее предрасположенность к поведению, целью которой является причинение вреда окружающим, называется агрессивностью. В наше время проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения.

К агрессивности относят следующие признаки жесткость, драчливость, избыточную активность, непослушание, вспышки раздражительности.

У большого количества детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз, а также отмечаются случаи смешанной физической агрессии».

«Основными причинами проявлений детской агрессивности считаются: стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого человека, с целью подчеркнуть свое превосходство».

У 5 человек – 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности агрессивности, у 2 респондентов – 20% выявлен средний уровень выраженности агрессивности, у 3 респондентов – 30% не было выявлено признаков агрессивности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию агрессивности (см. рис. №1).

«Черта характера, которая выражается в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний называется импульсивностью.

Как возрастная особенность импульсивность преимущественно проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за своим поведением.

При нормальном развитии такая форма импульсивности поддается коррекции».

У 5 человек – 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности импульсивности, у 3 респондентов – 30% выявлен средний уровень выраженности импульсивности, у 2 респондентов – 20% не было выявлено признаков импульсивности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 8 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию импульсивности (см. рис. №1).

Стремление ребенка быть в центре всех происходящих с ним событий называется эгоцентризмом.

У 4 человек – 40% респондентов выявлен высокий уровень выраженности эгоцентризма, у 2 респондентов – 20% выявлен средний уровень выраженности эгоцентризма, у 4 респондентов – 40% не было выявлено признаков эгоцентризма. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 6 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию эгоцентризма (см. рис. №1).

У 5 человек – 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности эгоцентризма, у 4 респондентов – 40% выявлен средний уровень выраженности эгоцентризма, у 1 респондентов – 10% не было выявлено признаков эгоцентризма.

Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 9 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как неуверенность в себе (см. рис. №1).

Особенность личности, которая связанна с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих называется демонстративнностью, открытостью. Дети, которым присуще это свойство, ведут себя манерно. Их утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание, получить ободрение.

Если для детей с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративных детей – нехватка похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы дисциплины, но и на учебные требования воспитателя.

Дети не могут овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно заниматься из-за не принятия учебных задач, периодически «выпадая» из процесса обучения.

По свойству демонстративность – открытость, нами также был проведен анализ процентного отношения уровня выраженности у детей старшего дошкольного возраста, так: у 6 человек – 60% респондентов выявлен высокий уровень выраженности демонстративности -т открытости, у 2 респондентов – 20% выявлен средний уровень выраженности демонстративности – открытости, у 2 респондентов – 20% не было выявлено признаков демонстративности – открытости. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 8 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как демонстративность, открытость (см. рис. №1).

Такое свойство эмоциональной сферы как скрытность, осторожность характеризуется противоположным демонстративности признаком.

У 3 человек – 30% респондентов выявлен высокий уровень выраженности скрытности, осторожности, у 4 респондентов – 40% выявлен средний уровень выраженности, скрытности, осторожности, у 3 респондентов – 30% не было выявлено признаков скрытности, осторожности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 7 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как скрытность, осторожность (см. рис. №1).

«Тревожность является характеристикой эмоционального состояния ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы.

В результатах по этой шкале отражается общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.

Данная характеристика является очень значимой, так как влияет на весь процесс адаптации первоклассника».

У 5 человек – 50% респондентов выявлен высокий уровень тревожности, у 4 респондентов – 40% выявлен средний уровень выраженности тревожности, у 1 респондента – 10% не было выявлено признаков тревожности.

Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 9 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как тревожность (см. рис.

№1).

Ориентация детей на внешние обстоятельства, на окружающие их объекты называется экстравертированностью. Объективный мир вещей и явлений даёт экстравертам силы быть деятельными и общительными людьми.

Дети – экстраверты очень хорошо и быстро адаптируются в обществе, легко идут на межличностные контакты. Обычно это достаточно шумные дети, приносящие взрослым немало беспокойства.

Из-за несколько излишней вовлеченности в жизнь общества таким детям сложнее сосредоточиться, поэтому в учёбе им стоит проявлять чуть больше упорства».

У 4 человек – 40% респондентов выявлен высокий уровень экстравертированности, у 1 респондентов – 10% выявлен средний уровень выраженности экстравертированности, у 5 респондентов – 50% не было выявлено признаков.

Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как экстравертированности (см. рис.

№1).

Ориентация на собственные переживания, свой внутренний мир называется интровертированностью. Интересы такого ребенка обращены вовнутрь себя – к собственным идеям и мыслям, к своим собственным фантазиям и духовному миру. Дети – интроверты внешне чувствительны, застенчивы, обычно весьма скрытны и необщительны. За внешней сдержанностью интровертов порою скрывается неуверенность в себе.

У 1 человека – 10% респондентов выявлен высокий уровень интровертированности, у 5 респондентов – 50% выявлен средний уровень выраженности интровертированности, у 4 респондентов – 40% не было выявлено признаков интровертированности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 6 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы интровертированность (см. рис. №1).

У 4 человек – 40% респондентов выявлен высокий уровень стремления к домашней защите, чувство семейной общности, у 3 респондентов – 30% выявлен средний уровень выраженности стремления к домашней защите, чувства семейной общности, у 3 респондентов – 30% не было выявлено признаков стремления к домашней защите, чувства семейной общности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 7 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как стремления к домашней защите, чувство семейной общности (см. рис. №1).

У 4 человек – 40% респондентов выявлен высокий уровень выраженности отсутствия стремления к домашней защите, чувство одиночества, у 1 респондента – 10% выявлен средний уровень выраженности отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества, у 5 респондентов – 50% не было выявлено признаков отсутствия стремления к домашней защите, чувство одиночества. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как стремления к домашней защите, чувство семейной общности (см. рис. №1).

Далее для выявления у детей старшего дошкольного возраста таких эмоциональных показателей как незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство полноценности, враждебность, конфликтность – фрустация, трудности общения, депрессивность нами был применен проективный рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек».

По данной методике нами были получены результаты, которые отражены в сводной таблице 2 (Приложение 5).

Результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста по группе в целом отражены в таблице 2.

Наиболее наглядно результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста по группе в целом представлены на рис. 2.

Из таблицы и диаграммы видно, что по результатам обработанных данных можно выделить следующие особенности эмоциональной сферы у респондентов.

Такие негативные показатели эмоциональной сферы как незащищенность были выявлены у 3 респондентов – 30%; тревожность у 5 респондентов – 50%; враждебность у 2 респондентов – 20%; конфликтность – фрустация у 3 респондентов – 30%; трудности в общении у 3 респондентов – 30%; депрессивность у 2 респондентов – 20%. Негативные показатели недоверие к себе, чувство неполноценности у респондентов выявлены не были.

В качестве заключительной диагностики для способностей ребенка распознавать различные виды простых и сложных эмоций нами был применен авторский тест Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций».

Нами были получены следующие результаты, которые представлены в сводной таблице 3 (Приложение 6).

Среди респондентов слабо различающих эмоции других людей и набравших 4-5 балов, было выявлено – 6 человек – 60%, что соответствует низкому уровню, среди респондентов частично различающих эмоции других людей и набравших 6-7 баллов, было выявлено 2 респондента – 20%, что соответствует среднему уровню, высоким уровнем обладают 2 респондентов – 20%, они набрали – 8-10 баллов.

Результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста распознавать различные виды простых и сложных эмоций по тесту Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций» отражены в таблице 3.

Наиболее наглядно результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста распознавать различные виды простых и сложных эмоций по тесту Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций» представлены на рис. 3.

Из таблицы и диаграммы видно, что у большинства респондентов наблюдается низкий уровень распознавания эмоций. Однако среди респондентов были выявлены дети, у которых уровень распознавания эмоций высокий и низкий.

По результатам первичного обследования по всем трем методикам нами было принято решение проводить программу коррекции и развития со всеми испытуемыми детьми.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalnoe-isledovanie-yemocionalnyh-narushenii-i-ih-korekcija-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Тема 2.4. Исследование эмоциональных реакций, состояний и свойств

Экспериментальное изучение эмоциональных реакций и их нарушений

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Определение эмоций. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Характеристики эмоций. Формы эмоций. Классификация эмоций.

Связь эмоций с другими психическими явлениями. Эмоции и память. Эмоции и перцептивные процессы, эмоции и интеллектуальные процессы. Эмоции и творческая продуктивность. Эмоции и речь. Эмоции и деятельность внутренних органов (пищеварительная система, система кровообращения, скелетная мускулатура). Влияние эмоций на биохимические реакции. Эмоции и болезни. Болевое поведение.

Изучение вегетативных проявлений эмоций. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии. Распознавание эмоций по выражению лица. Самооценка и самоконтроль эмоционального состояния. Изучение эмоциональных свойств личности.

При изучении данной темы следует рассмотреть эмоции как отражение человеком его отношения к значимым для него явлениям мира. Необходимо выделить три функции эмоций: сигнальную, оценочную и регуляторную.

По силе и длительности проявлений нужно выделить и рассмотреть следующие виды эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения и чувства.

Следует рассмотреть метод самооценки эмоциональных состояний с применением шкалы К. Изарда.

Познакомиться с диагностикой особенностей эмоциональных состояний с помощью опросников Спилбергера-Ханина, Тейлор, Бека, Вассермана, Бойко, Хека и Хесса.

Также необходимо рассмотреть эмоциональные свойства личности, познакомиться с метдикой Б.И. Додонова на определение общей эмоциональной направленности, экспресс-диагностикой эмпатии с помощью методики И.М. Юсупова и др. методиками

Следует подчеркнуть, что репертуар человеческих эмоций очень богат. Он включает целую палитру различных эмоциональных явлений. Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Необходимо рассмотреть классификации эмоций.

Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные, на стенические и астенические эмоции, на низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.

) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями.

Следует подчеркнуть, что эмоции не следует отождествлять с чувствами. Чувства — более сложная форма отражения, свойственная только человеку, которая включает не только эмоциональное, но и понятийное отражение. Чувства выработались у человека как средство приспособления к общественному образу жизни.

В большей мере чувства определяются особенностями личности, ее индивидуальным опытом. Субъективный фактор в эмоциях и чувствах имеет основное значение. Одни и те же предметы могут вызывать в разное время и в разной обстановке самые различные, даже противоположные чувства, чем объясняется сложность изучения чувств.

При рассмотрении самоконтроля эмоций, необходимо выделить, что самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Особенности проявления эмоциональной сферы зависят от того, насколько она находится под контролем субъекта. Нарушение или ослабление способности к самоконтролю влечет за собой появление эмоциональных проблем у человека.

Следует рассмотреть также нарушения самоконтроля эмоций. Интенсивное развитие эмоционального реагирования (радость, страх, гнев и др.) сопровождается нарастанием дефицита самоконтроля, вплоть до полной его утраты. Люди различаются между собой в способе и силе выражения своих эмоций, умении осуществлять за ними контроль.

Обычно человека, у которого ослаблен эмоциональный самоконтроль, характери­зуют как возбудимого, вспыльчивого, импульсивного, неуравновешенного и т.д. Человек с легко возбудимой эмоциональной сферой особенно склонен к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных решений и недостаточно обоснованных суждений.

В данной теме следует рассмотреть методы эмоционального самоконтроля: релаксация, дыхательные упражнения, концентрация, отреагирование чувств.

Литература по теме

1. Глуханюк Н.Д., Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии. — М., 2003.

2. Изард К. Эмоции человека. — М., 1999.

3. Ильин. Е.П. Эмоции и чувства. — СПб., 2001.

4. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. – М., 1998.

5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб., 2005.

6. Практическая психодиагностика /под ред. Д.Я Райгородского. — Самара., 2005.

Тема 2.5. Исследование воли

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Понятия воли, волевого действия, волевого усилия. Волевая регуляция личности. Волевые качества личности. Нарушения волевого контроля. Методы изучения воли. Методики самооценки волевых свойств.

Исследование произвольности и самоконтроля. Методы исследования организованности, терпеливости и решительности. Уровень волевого контроля (ВСК). Уровень субъективного контороля (УСК).

Шкала контроля за действием Куля.

При рассмотрении воли, следует подчеркнуть, что она, с одной стороны, направляет действия человека или сдерживает их, с другой — организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований (что выражается в преднамеренных видах психических процессов). При изучении данной темы волевую регуляцию деятельности личности следует рассмотреть на основе имеющихся общепсихологических представлений о механизме волевой регуляции поведения и деятельности личности.

Необходимо подчеркнуть, что воля включает человека из состояния временно приостановленной деятельности в процесс целенаправленной деятельности, соответствующей удовлетворению потребности. Также следует остановиться на том, что волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностной, но и объективной необходимости.

При изучении волевого действия следует подчеркнуть, что оно, прежде всего, сознательное и целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель. В своем протекании оно индивидуально у каждого человека, поскольку отражает его индивидуальность.

Необходимо рассмотреть условия для возникновения волевой регуляции: наличие препятствий, внешних или внутренних преград.

Следует подчеркнуть, что, в ходе жизненной практики из проявления воли в отдельных поступках и действиях складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности: целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость.

Следует рассмотреть волевые качества личности и их проявления: инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др. Необходимо уделить внимание вопросу возможности развития волевых качеств личности. Следует уделить внимание нарушению волевого контроля и таким негативным чертам личности как упрямство, внушение и негативизм.

При изучении волевого действия следует подчеркнуть, что оно, прежде всего, сознательное и целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель. В своем протекании оно индивидуально у каждого человека, поскольку отражает его индивидуальность.

Необходимо уделить внимание вопросу возможности развития волевых качеств личности. Также уделить внимание нарушению волевого контроля и таким негативным чертам личности как упрямство, внушение и негативизм, и возможности их коррекции.

Следует познакомиться с методиками диагностики волевых качеств личности, уровнем волевого и субъективного контроля личности.

Литература по теме

1. Немов Р.С. Психодиагностика. — М., 2003.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева, — СПб., 2005.

3. Практическая психодиагностика /под ред. Д.Я Райгородского. — Самара, 2005.

4. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. — М., 1998.

5. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. — М., 1997.



Источник: https://infopedia.su/11x8ccb.html

Medic-studio
Добавить комментарий