Экзистенциальные потребности человека: До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование

Экзистенциальные потребности личности (Э.Фромм)

Экзистенциальные потребности человека: До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами.

Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.

Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность.

Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании.

Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.

Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973).

К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть.

Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью.

Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле.

Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я — это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям.

Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира.

Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.

Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум.

В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера».

Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Источник: https://students-library.com/library/read/65434-ekzistencialnye-potrebnosti-licnosti-efromm

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Экзистенциальные потребности человека: До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 16Следующая ⇒

Экзистенциальные потребности человека

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами.

Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.

Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность.

Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании.

Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.

Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973).

К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть.

Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью.

Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле.

Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я — это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям.

Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира.

Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.

Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум.

В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера».

Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Социальные типы характера

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947). Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.

Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма.

Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.

Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих.

Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить.

Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других.

Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению.

К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления.

В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые.

Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять.

Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам.

Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947, р. 73).

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный.

Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость.

Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу (Fromm, 1955, 1968). В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.

Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению.

Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности.

В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре.

Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека (Fromm, 1968). Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x3e42.html

Экзистенциальные потребности человека

Экзистенциальные потребности человека: До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование

Экзистенциальные потребности человека
До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности.

Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973).

Дихотомия свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей.

Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.

Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании.

Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.

Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973).

К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть.

Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью.

Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле.

Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я — это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям.

Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира.

Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.

Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум.

В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера».

Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Предисловие к русскому изданию
На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.

В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить по-новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.

Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность.

Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.

Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие — меньше (Дж. Келли).

Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален.

В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.

Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами.

Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии.

Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).

Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей — это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».

Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.

Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,

канд. психол. наук М. А. Гулина

С.-Петербургский государственный университет

Нашим женам Джин и Элизабет

Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

страница14/667
Дата21.12.2019
Размер3.74 Mb.
ТипКнига

1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …

  667

Компоненты теории личностиКак мы уже отмечали, основные функции теории сводятся к объяснению того, что уже известно, и предсказанию того, о чем пока не известно. Кроме объяснительной и предсказательной функций теории, есть еще и стержневые вопросы и проблемы, которые ставит сама теория. О чем в действительности рассуждает теория? Какие основные компоненты она в себе содержит, и как эти компоненты должны быть структурированы, чтобы стало возможным последовательное и логичное объяснение поведения человека? Вопросы, подобные этим, пытливые студенты задают, когда приступают к изучению психологии личности. При обсуждении значения теорий, представленных на страницах книги, уместно рассмотреть, какое развитие получали наиболее серьезные вопросы, которые вставали перед всеми теоретиками. Проще говоря, теория личности состоит из многих «минитеорий», каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией. В этом разделе мы обсудим шесть вопросов, которые должна стремиться разрешить полная теория личности. Эти темы составляют концептуальную область теории личности — они раскрывают содержание теории и границы ее приложения.Поделитесь с Вашими друзьями:

1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   667

Источник: http://zodorov.ru/kniga-ohvativaet-naibolee-znachimie-teorii-lichnosti-v-sovreme.html?page=270

Эрих Фромм о человеческой деструктивности

Экзистенциальные потребности человека: До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Освобождениюот первичных связей сопутствует процессосознания ребенком своей индивидуальностии возникновение ряда фрустраций, ещебольше ускоряющий переход. Для иллюстрацииэтого эффекта Фромм приводит отрывокиз романа “Сильный ветер на Ямайке”Р. Хьюза.

Помимо замены одних связейдругими, по мнению Фромма, у ребенка помере роста развивается стремление ксвободе и независимости.

Для выясненияхарактера этого стремления авторрассматривает два аспекта процессарастущей индивидуализации: развитие иинтеграция физической, эмоциональнойи интеллектуальной сфер – развитиеличности, обусловленное в основномсоциальными условиями.

Второй аспект- растущее одиночество, сопутствующееосвобождению от первичных уз, обеспечивавшихранее фундаментальное единство сокружающим миром и ощущение полнойбезопасности.

Возникающее стремлениепобороть чувство одиночества приводитв норме к образованию новых связей,отличных от первичных: спонтанных связейс людьми и природой. Однако существуетопасное отклонение, заключающееся втом, что индивид, активно не желая строитьновые связи, стремится вернуться кпрежним, а поскольку это физическиневозможно, подобное подчинение приводитк развитию у ребенка враждебности имятежности, направленных против людей,от которых он продолжает зависеть.

https://www.youtube.com/watch?v=P4Szw4WO5Ds

Разрывмежду процессом индивидуализации,который происходит автоматически ипроцессом развития личности, которыйсдерживается рядом психосоциальныхпричин, приводит, по Фромму, к сильномучувству изоляции, которое запускает вработу психические механизмы, названныеавтором механизмами бегства.

Далее,сопоставляя степень развития инстинктову животных и у человека. Фромм приходитк выводу о том, что человеческоесуществование и свобода неразделимы ссамого начала, понимая под свободойнегативную свободу от инстинктивнойпредопределенности действий.

По Фромму,именно биологическое несовершенствочеловека привело к появлению цивилизации.Связь между человеком и свободой хорошоотражена в библейском мифе об изгнаниииз рая. Нарушение установленного порядкаявляется, по сути, актом свободы – первымчеловеческим актом вообще.

Таким образом,акт свободы (неподчинения) прямосвязывается с началом человеческогомышления. Процесс развития свободыносит, по Фромму, диалектический характер:с одной стороны и негативную свободуот инстинктивной предопределенностидействий. По Фромму, именно биологическоенесовершенство человека привело кпоявлению цивилизации.

Связь междучеловеком и свободой хорошо отраженав библейском мифе об изгнании из рая.Нарушение установленного порядкаявляется, по сути, актом свободы – первымчеловеческим актом вообще. Таким образом,акт свободы (неподчинения) прямосвязывается с началом человеческогомышления.

Процесс развития свободыносит, по Фромму, диалектический характер:с одной стороны – это развитие человека,с другой – усиление изоляции, приводящеек росту чувства бессилия.

Исследованиероли свободы в современном обществеФромм начинает с анализа обстановки,существовавшей в Европе в средние векаи начале Нового времени. Перемены вэкономике тогда оказали сильное влияниена психику людей. В этот же периодвозникает и новая концепция свободы,выраженная в религиозных доктринахтого времени.

Средневековоеобщество характеризовалось отсутствиемличной свободы. Перемещение из одногосоциального класса в другой былоневозможным, часто оказывалось невозможнымперемещение географическое. Личная,экономическая и общественная жизньрегламентировалась строгим сводомправил. Однако благодаря этому человекбыл скреплен со вполне определеннойсоциальной ролью (крестьянин, ремесленники т.д.

); это не был индивид, занимающийсятем или иным делом по своему выбору.Впрочем, несмотря на отсутствиеиндивидуализма в современном смысле,конкретный индивидуализм в реальнойжизни имел массу проявлений.

Средневековоеобщество же, давая человеку ощущениеуверенности, держало его в цепких оковах- человек видел себя сквозь призмуобщественной роли и представителиразных социальных слоев не имелиотношений.

У современногообщества, по мнению Фромма, сложилсявзгляд на проблему свободы, заключающийсяв том, что защита завоеванной свободыот сил, которые на нее покушаются -единственная необходимая вещь; в товремя как необходимо добиваться свободы,позволяющей реализовать личность,поверить в себя и в жизнь вообще.

Капитализм не только освободил человекаот традиционных уз, но и внес большойвклад в развитие позитивной свободы; сдругой стороны, капитализм сделалчеловека еще более одиноким, изолированным,подверженным чувству ничтожности ибессилия.

Учения Реформации предопределилипроцесс уничтожения связей междуотдельными индивидами через принципчастной инициативы: в католицизмеотношение к богу основано на принадлежностик церкви, протестантство оставилоиндивида один на один с богом, вераЛютера носила субъективный характер,Кальвин же пропагандировал убежденностьв спасении, носившую столь же субъективныйхарактер. “Индивидуалистическоеотношение к богу было психологическойподготовкой к индивидуализму человекав мирной жизни”.

Вместес самоутверждением индивида капитализмпринес с собой самоотрицание и аскетизм:целью жизни стала экономическаядеятельность, финансовый успех иматериальная выгода.

Принцип работыради накопления капитала объективносыграл большую положительную роль вразвитии человечества – именно ростпроизводительных сил позволяетпредставить такое будущее, пишет Фромм,в котором прекратится борьба заудовлетворение самых насущных материальныхнужд, – но субъективно он заставилчеловека работать на чужие цели и усилилв нем чувство личной ничтожности ибессилия. Подход Эриха Фромма основываетсяна предположении о том, что культуракоренится в социальном характере. Самон формируется образом жизни общества,но его доминантные черты становятсясозидательными силами, формирующимисоциальный процесс. Рассматривая с этойточки зрения проблему духа протестантстваи капитализма, Фромм показал, что “падениесредневекового общества угрожалосреднему классу; что эта угроза вызвалачувство изоляции, бессилия и сомнения;что эта психологическая переменаобусловила притягательность доктринЛютера и Кальвина; что эти доктриныусилили и закрепили изменения в структуреличности и что развившиеся новые чертыличности стали эффективными силамиразвития капитализма, который в своюочередь возник в результате экономическихи политических перемен”.

Что касаетсянацизма, Фромм говорит об усилениисадистских и мазохистских черт характерау низов среднего класса в ответ наэкономические перемены. “Нацистскаяидеология еще более усилила их, а затемэти новые черты характера сталиэффективными силами, работающими наэкспансию германского империализма.

Вобоих случаях мы видим, что, когдаопределенному классу угрожает опасностьновых экономических тенденций, этоткласс реагирует на угрозу психологическии идеологически; причем психологическиеизменения, вызванные такой реакцией,способствуют развитию все тех жеэкономических тенденций вопрекиэкономическим интересам данного класса”.

Механизмдействия экономических, психологическихи идеологических факторов, по мнениюФромма, следующий: внешняя обстановкаведет к изменению самого человека, апсихологические факторы, в свою очередь,способствуют дальнейшему развитиюэкономического и социального процесса.

“Здесь действуют экономические силы,но их нужно рассматривать не какпсихологические мотивации, а какобъективные условия; действуют ипсихологические силы, но необходимопомнить, что сами они историческиобусловлены; действуют и идеи, но ихосновой является вся психологическаяструктура членов определенной социальнойгруппы.

Несмотря на взаимозависимостьэкономических, психологических иидеологических факторов, каждый из нихобладает и некоторой самостоятельностью.Особенно это касается экономическогоразвития, которое происходит пособственным законам, будучи обусловленотакими объективными факторами, какприродные ресурсы, техника, географическоеположение и т.д.

Что касается психологическихсил, мы показали, что это верно и дляних: они определяются внешними условиямижизни, но имеют и свою собственнуюдинамику, то есть они являются проявлениемчеловеческих потребностей, которыемогут быть как-то видоизменены, ноуничтожены быть не могут.

В сфереидеологии мы обнаруживаем такую жеавтономию, которая связана с законамилогики и с традицией научного познания,сложившейся в ходе истории”.

Основнойпринцип своего подхода Фромм объясняет,пользуясь понятием социального характера.”Социальный характер – это результатдинамической адаптации человеческойприроды к общественному строю.

Изменениясоциальных условий приводят к изменениюсоциального характера, то есть к появлениюновых потребностей и тревог. Эти новыепотребности порождают новые идеи, в тоже время подготавливая людей к ихвосприятию.

Новые идеи, в свою очередь,укрепляют и усиливают новый социальныйхарактер и направляют человеческуюдеятельность в новое русло.

Иными словами,социальные условия влияют на идеологическиеявления через социальный характер, ноэтот характер не является результатомпассивного приспособления к социальнымусловиям; социальный характер – эторезультат динамической адаптации наоснове неотъемлемых свойств человеческойприроды, заложенных биологически либовозникших в ходе истории”.

4.Механизмыбегства

Каклюди преодолевают чувства одиночества,собственной незначимости и отчужденности,сопутствующие свободе? Один путь –отказаться от свободы и подавить своюиндивидуальность. Фромм описал несколькостратегий, используемых людьми, чтобы”убежать от свободы”.

Первый из них– авторитаризм,определяемый как “тенденция соединитьсамого себя с кем-то или чем-то внешним,чтобы обрести силу, утраченнуюиндивидуальным Я”. Авторитаризмпроявляется как в мазохистских, так ив садистских тенденциях.

При мазохистскойформе авторитаризма люди проявляют вотношениях с окружающими чрезмернуюзависимость, подчиненность и беспомощность.Садистская форма, наоборот, выражаетсяв эксплуатации других, доминированиии контроле над ними.

Фромм утверждал,что у одного и того же индивидуума обычноприсутствуют обе тенденции. Например,в высокоавторитарной военной структуречеловек может добровольно подчинятьсякомандам высших офицеров и унижать илижестоко эксплуатировать подчиненных.Второй способ бегства – деструктивность.

Следуя этой тенденции, человек пытаетсяпреодолевать чувство неполноценности,уничтожая или покоряя других. По Фромму,долг, патриотизм и любовь –общераспространенные примерырационализации деструктивных действий.

Наконец,люди могут избавиться от одиночестваи отчужденности путемабсолютного подчинениясоциальнымнормам, регулирующим поведение.

Термин конформностьавтомата Фроммприменял к человеку, который используетданную стратегию, благодаря чему онстановится абсолютно таким, как вседругие, и ведет себя так, как общепринято.

“Индивидуум прекращает быть самимсобой; он превращается в такой типличности, какого требует модель культуры,и поэтому становится абсолютно похожимна других – таким, каким они хотят еговидеть”.

Фромм полагал, что подобнаяпотеря индивидуальности прочноукоренилась в социальном характеребольшинства современных людей. Какживотные с защитной окраской, люди сконформностью автоматов становятсянеотличимыми от своего окружения. Ониразделяют те же ценности, преследуютте же карьерные цели, приобретают те жепродукты, мыслят и чувствуют как почтикаждый в их культуре.

СогласноФромму, в противовес трем перечисленныммеханизмам бегства от свободы, существуеттакже опыт позитивной свободы, благодарякоторому можно избавиться от чувстваодиночества и отстраненности

5.Позитивнаясвобода

Фромм считал,что люди могут быть самостоятельнымии уникальными, не теряя при этом ощущенияединения с другими людьми и обществом.Он называл вид свободы, при которойчеловек чувствует себя частью мира и вто же время не зависит от него, позитивнойсвободой.

Достижение позитивной свободы требуетот людей спонтанной активности в жизни.Фромм отмечал, что спонтанную активностьмы наблюдаем у детей, которые обычнодействуют в соответствии со своейвнутренней природой, а не согласносоциальным нормам и запретам.

В своейкниге “Искусство любви”, одной изнаиболее известных, Фромм подчеркивал,что любовь и труд – это ключевыекомпоненты, с помощью которых осуществляетсяразвитие позитивной свободы посредствомпроявления спонтанной активности.

Благодаря любви и труду люди вновьобъединяются с другими, не жертвуя приэтом своим ощущением индивидуальностиили цельности.

6.Экзистенциальныепотребности человека

До сих пормы говорили о том, что Фромм описываетсуществование человека в терминахотделения от природы и изоляции отокружающих. Помимо этого, по его убеждению,в природе человека заложены уникальныеэкзистенциальные потребности. Они неимеют ничего общего с социальными иагрессивными инстинктами.

Фроммутверждал, что конфликт между стремлениемк свободе и стремлением к безопасностипредставляет собой наиболее мощнуюмотивационную силу в жизни людей .Дихотомия свобода-безопасность, этотуниверсальный и неизбежный факт природычеловека, обусловлен экзистенциальнымипотребностями.

Фромм выделил пятьосновных экзистенциальных потребностейчеловека.

  1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.

    Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством “продуктивной любви”, помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность.

    Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

  2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании.

    Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.

    Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

  3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью.

    К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть.

    Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью.

    Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.

  4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле.

    Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: “Я – это я”. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям.

    Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

  5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира.

    Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.

    Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаютсятакже и в объекте преданности, в посвящениисебя чему-то или кому-то (высшей целиили Богу), в чем заключался бы для нихсмысл жизни. Такое посвящение даетвозможность преодоления изолированногосуществования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматриваячеловеческие потребности вэкономико-политическом контексте, Фроммутверждал, что выражение и удовлетворениеэтих потребностей зависит от типасоциальных условий, в которых живетиндивидуум.

В сущности, возможностиудовлетворения экзистенциальныхпотребностей, которые предоставляетлюдям определенное общество, формируюту них структуру личности – то, что Фроммназывал “основными ориентациямихарактера”.

Более того, в теорииФромма, как и у Фрейда, ориентациихарактера человека рассматриваютсякак стабильные и не меняющиеся современем.

7.Социальныетипы характера

Фромм выделялпять социальных типов характера,превалирующих в современных обществах.Эти социальные типы, или формы установленияотношений с другими, представляют собойвзаимодействие экзистенциальныхпотребностей и социального контекста,в котором живут люди.

Фромм разделил ихна два больших класса: непродуктивные(нездоровые) и продуктивные (здоровые)типы. К категории непродуктивныхотносятся рецептивный, эксплуатирующий,накапливающий и рыночный типы характера.Категорию продуктивных представляеттип идеального психического здоровьяв понимании Фромма.

Фромм отмечал, чтони один из этих типов характера несуществует в чистом виде, посколькунепродуктивные и продуктивные качествасочетаются у разных людей в разныхпропорциях.

Следовательно, влияниеданного социального типа характера напсихическое здоровье или болезнь зависитот соотношения позитивных и негативныхчерт, проявляющихся у индивидуума.

  1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих.

    Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить.

    Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

  2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других.

    Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению.

    К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

  3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления.

    В отличие от первых двух типов, “накопители” тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые.

    Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

  4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять.

    Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – “Я такой, каким вы хотите меня видеть”.

Кромепредельной отстраненности, рыночнаяориентация может быть описана с помощьюследующих ключевых черт характера:оппортунистический, бесцельный,бестактный, неразборчивый в средствахи опустошенный.

Их положительные качества– открытость, любознательность ищедрость.

Фромм рассматривал “рыночную”личность как продукт современногокапиталистического общества,сформировавшегося в США и западноевропейскихстранах.

  1. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

    Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.

    Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению.

    Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу,продуктивная ориентация в гуманистическойтеории Фромма – это идеальное состояниечеловека. Вряд ли кто-нибудь достигалвсех характеристик продуктивнойличности.

В то же время Фромм был убежден,что в результате коренной социальнойреформы продуктивная ориентация можетстать доминирующим типом в любойкультуре.

Совершенное общество рисовалосьФромму таким, в котором находятудовлетворение базисные потребностичеловека. Он называл это обществогуманистическим общинным социализмом.

Заключение

Теория Фроммапытается показать, как обширныесоциокультурные влияния взаимодействуютс уникальными человеческими потребностямив процессе формирования личности.

Егопринципиальный тезис заключался в том,что структура характера (типы личности)связана с определенными социальнымиструктурами.

Придерживаясь гуманистическихтрадиций, он также утверждал, что врезультате радикальных социальных иэкономических изменений можно создатьобщество, в условиях которогоудовлетворялись бы и индивидуальные,и общественные потребности.

К сожалению,большинство теоретических убежденийФромма, особенно его теория развитияхарактера, были сформулированы настолькоглобально, что они недоступны эмпирическомуизучению. Фактически, было сделано оченьмало подобных попыток.

Изучениеклинических случаев и наблюдения наддругими культурами представляет собойединственный источник подтвержденияего концепции. Тем не менее, книги Фроммане утратили своей популярности как впрофессиональной среде, так и средипростых читателей во всем мире.

Бесчисленное множество людей считаютего убедительные и наталкивающие наразмышления комментарии по широкомуспектру социальных проблем созвучнымисовременности.

Списоклитературы.

1.«Теория личности, основные положения»Ларри Хьелл, Дэниэл Зиглер 1997г/ переводМилиневской С., И.Д. Викторовой 2006г.

2. Философия(конспект лекции) Автор-сост.:ЯкушевА.В. Приор.М.2001.

3. Философия:Учебник для вузов// МиголатьевА.А.Юнити-Дана.М.2001

4. Философия:Учебное пособие/ под общ.ред. ЛукашевичаВ.К.// Лукашевич В.К., Белокурский В.М.,Мамыкин И.Н. и др. БГЭУ.Минск.2001

5. Философиячеловека: от метафизики кметаантропологии.(Серия «Проблемачеловека»/вып.3)//Халитов Н.В.ника-Центр.М.2002.

6. Хрестоматияпо философии: Учебное пособие. 2-е изд.,переработанное и дополненное/ Сост.Алексеев П.В., Панин А.В.ПБОЮЛ М.А.Захаров.М.2001.

Источник: https://works.doklad.ru/view/WbrbKN5I_TM/2.html

17. Э. Фромм. Человеческая дилемма и экзистенциальные потребности

Экзистенциальные потребности человека: До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование

Теорияличности Э. Фромма,или гуманистический психоанализ– это попытка преодолеть ограниченностьпсихоаналитической теории с еебиологизаторской детерминацией развитияличностии рассмотреть роль социологических,политических, экономических, религиозных,и культурных факторов в ее формировании.

Личность,с точки зрения Фромма, – этоцелостность врожденных и приобретенныхпсихических свойств, характеризующихиндивидаи делающих его уникальным.

Под приобретенными свойствами авторпонимал, прежде всего, различия вхарактере,представляющие проблему этики исвидетельствующие об уровне, достигнутоминдивидом в искусстве жить.

Обосновываяобщественно-исторической обусловленностьхарактера и личности человека, Фроммвводит понятие “социального характера”как связующего звена между психикойиндивида и социальной структуройобщества. В работе “Человек для себя”Э. Фромм описывает следующие социальныетипы характера:

1.    Рецептивнаяориентация(берущая) – человек представляет, чтоисточник всех благ лежит во внешнеммире. Он зависим и пассивен, доверчив исентиментален, стремится “бытьлюбимым”, а не любить. Зависит нетолько от авторитетов, но и от людей,способных оказать любую поддержку.Всегда ищет помощника, а если помогаетдругим, то ради лишь того, чтобы добитьсяих расположения.

2.    Эксплуататорская ориентация(овладевающая) – человек также считает,что источник благ вовне, но, не надеясьполучить их в дар, стремится добыть ихсилой или хитростью. Он не способен ктворчествуи поэтому добивается любви,обладания, эмоций, заимствуя их у других.Такой человек агрессивен, надменен,самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе,импульсивен.

3.    Стяжательскаяориентация(сберегающая) – в отличие от предыдущихтипов, человек не верит, что можетполучить что-то из внешнего мира. Егобезопасность основывается на экономии,а траты воспринимаются как угроза.

Егоскупость распространяется как на вещии деньги, так и на мысли и чувства. Онтяготеет к прошлому, его отпугивает всеновое; он маниакально чистоплотен,ригиден, подозрителен, упрям,предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4.    Рыночнаяориентация(обменивающая) – личность рассматриваетсякак товар, выставляемый на продажу.

Успех зависит от того, насколько хорошочеловек может подать и продать себя,насколько он способен вступить всостязание с другими для достиженияжизненныхцелей.

Самооценкачеловека зависит от мнения других людей,поскольку его ценность определяетсяне его человеческими качествами, ауспехом в рыночной конкуренции.

5.    Плодотворнаяориентацияв отличие от неплодотворных, являетсяидеалом гуманистической этики – человеквоспринимает себя как воплощение своихсил – способностей, которые не скрыты ине отчуждены от него, а свободнореализуются. Силой разума он можетпонять сущность явлений; силой любви –разрушить стену, отделяющую одногочеловека от другого; силой воображения– творить.

Характерлюбого человека представляет смешениеэтих пяти ориентации, хотя одна или двемогут выделяться из остальных. Позже,в работе “Душа человека”, Фроммописал еще два типа характера: некрофильный,как направленность на мертвое. Ибиофильный, как любовь к жизни.

Помимосоциальных условий, накладывающихотпечаток на формирование личностичеловека, в его природе заложеныэкзистенциальныепотребности,которые являются важным источникомактивности.

Досих пор мы говорили о том, что Фроммописывает существование человека втерминах отделения от природы и изоляцииот окружающих. Помимо этого, по егоубеждению, в природе человека заложеныуникальные экзистенциальные потребности.Они не имеют ничего общего с социальнымии агрессивными инстинктами.

Фроммутверждал, что конфликт между стремлениемк свободе и стремлением к безопасностипредставляет собой наиболее мощнуюмотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода-безопасность, этотуниверсальный и неизбежный факт природычеловека, обусловлен экзистенциальнымипотребностями.

Фромм выделил пятьосновных экзистенциальных потребностейчеловека.

  1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.

    Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством “продуктивной любви”, помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность.

    Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

  2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании.

    Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.

    Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

  3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью.

    К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть.

    Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью.

    Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.

  4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле.

    Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: “Я – это я”. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям.

    Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

  5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира.

    Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.

    Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Людинуждаются также и в объекте преданности,в посвящении себя чему-то или кому-то(высшей цели или Богу), в чем заключалсябы для них смысл жизни. Такое посвящениедает возможность преодоления изолированногосуществования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматриваячеловеческие потребности вэкономико-политическом контексте, Фроммутверждал, что выражение и удовлетворениеэтих потребностей зависит от типасоциальных условий, в которых живетиндивидуум.

В сущности, возможностиудовлетворения экзистенциальныхпотребностей, которые предоставляетлюдям определенное общество, формируюту них структуру личности – то, что Фроммназывал “основными ориентациямихарактера”.

Более того, в теорииФромма, как и у Фрейда, ориентациихарактера человека рассматриваютсякак стабильные и не меняющиеся современем.

Этоустановление связей (в заботе о ком-то,в продуктивной любви), преодоление (вактивном творчестве, созидании), наличиекорней (в чувстве стабильности ипрочности). Идентичность(в тождестве с самим собой и непохожестина других), система взглядов и преданность(в объективном и рациональном взглядена природу и общество, в посвящении себячему-то или кому-то).

Смыслсуществования человека Фромм видит вразличных способах решения основнойпроблемы, заключающейся в противоречиимежду свободой и безопасностью.

Свобода,завоеванная современным западнымобществом, вызывает у человека утратучувства безопасности и ощущение личнойнезначимости. В поисках безопасностилюди порой добровольно жертвуют свободой.

В работе “Бегство от свободы” Фроммописал механизмы такого “бегства”.

1.    Авторитаризм– тенденция отказаться от независимостисвоей личности, слить свое “Я”с кем-нибудь или чем-нибудь внешним дляобретения силы, недостающей самомуиндивиду. Он проявляется в стремленияхк подчинению и господству, в мазохистскихи садистских тенденциях: чувственеполноценности, стремлении обрестивласть над людьми, эксплуатировать ихи заставлять страдать.

2.    Разрушительность– попытка преодолеть чувствонеполноценности, уничтожая или покоряядругих, средство избавления от невыносимогочувства бессилия. Деструктивностьпроявляется в устранении всех объектов,с которыми индивиду приходится себясравнивать. Это есть реакция на тревогу,вызываемую любой угрозой жизненныминтересам, преодолением скованности иизолированности.

3.    Автоматизирующийконформизм– стремление перестать быть собой.Человек полностью усваивает тип личности,предлагаемый ему общепринятым шаблоном,и становится таким, каким его хотятвидеть остальные. Исчезает различиемежду “Я” и окружающим миром, авместе с тем и осознанный страх передодиночествоми бессилием.

Впротивовес механизмам “бегства отсвободы” существует опыт позитивнойсвободы, благодаря которой можноизбавиться от чувства одиночества иотчужденности, быть автономным иуникальным, не теряя ощущения единенияс др. людьми. Одним из условий такогосуществования Фромм рассматриваллюбовь,которую трактовал в широком смысле, какискусство, равнозначное искусству жить.

Источник: https://studfile.net/preview/3882669/page:13/

Что такое экзистенциальные потребности: виды и примеры

Экзистенциальные потребности человека: До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Термин «экзистенциальные потребности» ввёл в обиход Эрих Фромм. Известный психоаналитик, основатель таких школ, как неофрейдизм и фрейдомарксизм.

Его идея состояла в том, что помимо базовых нужд, личности крайне важно и даже жизненно необходимо удовлетворять и другие.

Те, что помогают ответить на вопрос «Кто я?» и познать смысл своего существования.

Каждый стремиться быть частью какого-то процесса, сообщества. Это позволяет ощутить единение, близость, сопричастность. Тогда возникает ощущение, что вроде и не так одинок. По крайней мере, что не один в этом мире. Есть люди, отношения с которыми ценны.

Эрих Фромм считал, что в эти ценные отношения, как с другими, так и с миром в целом человек вступает с помощью любви, власти и подчинения.

Подчинение и власть, по его мнению, мешают формированию контакта, полноценного и здорового. Когда встречается тот, кто желает контролировать и властвовать с тем, кто как раз хочет подчиняться – их отношения преобразуются в комплиментарные. То есть, взаимодополняющие.

Например, один партнёр не умеет хорошо зарабатывать, а второму это как раз отлично удаётся. Но он боится одиночества, ощущения внутренней пустоты и вероятности остаться со своими чувствами наедине. Тогда их союз будет крепок, они дают друг другу то, что самостоятельно не в силах себе обеспечить. Крепок, но не здоров.

Они становятся зависимыми, созависимыми и лишаются возможности развиваться. Рано или поздно всё порушится, и появится ненависть за то, что невозможно быть автономным и целостным. Это когда вместе плохо и невыносимо, но и по отдельности тоже никак.

В браках, которые строятся на любви, дела обстоят иначе. В таких отношениях присутствует два человека, не половинки одного целого. А две разные личности, уникальные и независимые, которые по определённым обстоятельствам желают идти по жизни вместе. Не «ломая» друг друга и не подстраивая.

По фромму выделяют четыре вида проявления истинной любви – это забота, уважение, ответственность и знание. Невозможно уважать другого, одновременно навязывая ему своё видение его личности.

Важно обладать знанием, которое он разделяет и с которым согласен. Необходимо интересоваться партнёром и проявлять заботу о нём, иначе со временем утратится эмоциональная связь.

А там, где равнодушие – нет места любви.

Трансценденция

Проще говоря – преодоление себя, выход за привычные границы. Если это удаётся, то индивид обретает внутреннюю свободу. Он целеустремлён и добивается того, чего хочет. Достичь этого состояния можно с помощью двух форм поведения – созидания или наоборот, разрушения.

Созидание означает, что человек заботится о том, что уже создано человечеством. А также он стремится дополнить чужие творения, чтобы внести свою лепту для развития любых сфер жизни. Он как бы преобразовывает мир и влияет на его будущее. Примеры созидания: произведения искусства, медицинские открытия, забота об окружающей среде и прочее.

Разрушение же означает, что такой индивид стремится подавить другого. Эрих считал, что мы, разумные существа, являемся единственными представителями биологического вида, которые убивают не ради выживания, а чтобы получить удовольствие или власть.

Укоренённость

Человеку крайне необходимо чувствовать себя в безопасности, что у него есть опора и надёжный тыл. Это придаёт сил бросать вызов миру и пробовать что-то новое. Выстаивать в трудную минуту, не подвергаясь отчаянью. Если же этого ощущения нет, то личность может испытывать беспомощность, изолированность, одиночество. Она не будет ценить себя, уважать и любить.

И вся энергия будет направлена на поиски своего места в этом мире. Только они окажутся неконструктивными. Дело в том, что жажда испытать покой и безопасность толкает на установление отношений со смытыми социальными ролями.

Например, мужчина в женщине стремится видеть мать, не в прямом смысле, а ожидая от неё безусловного принятия, поддержки и заботы в любую минуту. В силу этого ему не удаётся решить свои жизненные задачи.

Он как младенец, боящийся потерять материнскую грудь и защиту.

Тому же, кто ощущает надёжный тыл за спиной, удаётся сделать шаг в неизвестность, опереться на себя и отказаться от того, чтобы вместо него что-то делали. Он пытается адаптироваться и приспособиться, понимая, что жизнь изменчива. И выживает тот, кто умеет «крутиться».

Поэтому, если испытываете сложности с безопасностью, попробуйте создать генеалогическое дерево, изучив, кто из предков каким был и чем занимался. Какое послание вообще несёт ваш род по материнской, или отцовской линии.

Например, женщины часто терпят оскорбления и насилие мужей, во благо семьи, чтобы она не распадалась. И именно это знание из поколения в поколение передают. Все несчастны в браке, но на развод не решаются. Осознав и изучив свои корни, личность получает шанс прожить жизнь так, как ей хочется. Она ценит то, что было, оставляя за собой право, поступить по-другому.

Самоидентичность

Фромм говорил о том, что людям свойственно подвергаться стадному инстинкту. То есть, вместо того, чтобы исследовать себя и принимать различные качества своего характера, они пытаются обнаружить свою принадлежность к чему-то. Вследствие чего теряется индивидуальность, границы размыты и нет ощущения устойчивости.

Допустим, девушка, знакомясь с кем-то, вместо того, чтобы заявить о себе, может представиться, как жена хирурга такого-то. Она не знает, какая она на самом деле, но зато прекрасно осведомлена о том, как должна себя вести и какие функции обязана выполнять.

Либо же предъявляется не выполняемой социальной ролью, а профессией. И вот тогда она, как, например, юрист, не терпит несправедливости, и как большинство коллег, умеет настоять на своём и убедить собеседника. Хотя по факту всё вышеуказанное требует от неё максимум усилий. Потому что истинная она совсем не такая.

То есть, самоидентичность – это способность принимать свою индивидуальность. Не приукрашивая её или скрывая. Не прячась за чем-то или кем-то. Просто смотреть «в глаза» своим достоинствам и недостаткам, чтобы понимать, над чем стоит поработать, а что не мешает в жизни и вполне даже помогает выжить.

Несмотря на то, что кому-то не нравится и кажется неудобным. Например, умение говорить нет в случае, когда человек не хочет что-то делать. Он отстаивает свои границы, но окружающим это может показаться не выгодным. Они будут стремиться изменить его и пытаться донести, что он не хороший.

И как тогда относиться к этой способности? Индивид, обладающий самоидентичностью, сможет опереться на знания о себе. И не потеряет рассудок, пытаясь соответствовать представлениям и ожиданиям. Такое поведение приводит к неврозу и внутри личностному конфликту.

Система ценностей

Ценности выполняют по факту очень важную роль в нашей жизни. Они как карта, благодаря которой становится понятнее, куда стоит двигаться.

Или как фундамент, дают возможность выстоять против невзгод. Человек в моменты кризисов и вообще, когда принимает решение, обращается к своей ценностной системе.

Тогда он понимает, как следует поступить, чтобы не было чувства вины, или сожаления о содеянном.

Он готов нести ответственность за принятое решение, за свой выбор. И даже если понимает, что допустил ошибку – воспримет её как опыт, который следует усвоить, чтобы предвосхитить повторения. Либо же, что пора пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Человек, имеющий систему ценностей, отличается целеустремлённостью. Так как может воспринимать реальность и подстраиваться под неё, адаптироваться, а не разрушатся. В отличие от тех, у кого не сформировались взгляды на события в этом мире, отношение к ним. Также он рационален, что позволяет ему сохранить своё здоровье, как физическое, так и психическое.

Завершение

А напоследок рекомендую ознакомиться с этой статьей. Там указаны потребности по маслоу, а вернее, треугольник или диаграмма Абарахама, создателя гуманистической психологии. Они немного схожи по значению с теми, что описал Эрих Фромм.

В любом случае, каждая из них является жизненно необходимой, и влияет на развитие личности, формирование характера, и вообще, на организм в целом. Так как неудовлетворённость хоть одной из них может привести к стрессу, неврозу и даже депрессии.

Приостановить в развитии, а значит, ограничить в действиях и возможности реализовывать свои желания. Будьте внимательны к себе, и прислушивайтесь к своим потребностям!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.

Источник: https://Qvilon.ru/psihologiya/ekzistentsialnye-potrebnosti.html

Medic-studio
Добавить комментарий