Факторы профессиональной деятельности, способствующие развитию

Факторы профессионального развития личности

Факторы профессиональной деятельности, способствующие развитию

По мнению автора, И.М. Бойко, в последние десятилетия социально-психологическая ситуация в стране резко изменилась, уменьшилась социальная и психологическая защищенность граждан со стороны государства, людям стало труднее ориентироваться в системе личностных и социальных ценностей.

Размылись границы личности, ценностные структуры общества не стабильны и, зачастую, противоречивы. Нередко в таких условиях происходят регрессивные процессы развития, как-то потеря смыслов, ориентиров, потребности в саморазвитии.

В этих условиях стало труднее выстраивать стратегию своего профессионального развития, определять целевые ориентиры в постоянно меняющемся мире. При этом профессиональное развитие женщины в подобных условиях имеет много альтернативных направлений, оно непредсказуемо.

Делать оптимальный для своего развития выбор на протяжении жизни, выстраивать успешные стратегии, не останавливаться на достигнутом требует от женщин определенных внутренних качеств личности, таких как гармоничная самооценка, стрессоустойчивость, гибкость мышления, постоянная адаптация к обстоятельствам.

Вместе с тем, многие женщины оказываются психологически не готовы жить в этих условиях, приспосабливаться к ним и определять траектории своего развития. В связи с этим становится актуальным исследование факторов профессионального развития женщин и определение психологических технологий их поддержки.

Профессиональное развитие женщины принципиально отличается от мужского. На пути становления женщины вынуждены прилагать гораздо больше усилий, чем мужчины. Это связано с тем, что существует ряд особенностей именно женского профессионального развития, гендерных факторов, влияющих на становление и развитие женщины, как профессионала.

Все факторы, влияющие на развитие женщины в профессии мы можем разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся те, которые связаны с теми или иными отношениями субъекта труда к объекту профессиональной деятельности, его процессу и результату, а также с личностными качествами субъекта труда.

Внешние профессиональные факторы развития непосредственно не связаны с отношением к указанным составляющим труда.

Внешним фактором будут внешние критерии оценки — результативность, производительность труда, инициативность, эффективность взаимодействия с коллегами по работе и функциональное состояние — которое определяется целым рядом факторов, например — продуктивность, личностные особенности разного уровня, особенности личностного контакта.

Внешним критерием успешности трудовой деятельности является оценка, даваемая профессионалу его руководителями, коллегами, подчиненными, членами его семьи и другими значимыми ему людьми.

Эта оценка по большей части интуитивна, трудно доказать ее ошибочность или справедливость, тем не менее она является основой для серьезных решений, касающихся профессиональной карьеры людей .

7. Условия труда

… и нередко с переходом в развитие серьезного заболевания.

Регрессионно-корреляционный анализ ус­танавливает причинно-следственные связи между условиями труда и формированием определенной категории …

контроля за их состоянием все элементы условий труда делятся на 4 группы: санитарно-гигиенические – обра­зуют внешнюю среду: микроклимат, состояние воздуха (запыленность, загазованность …

Часто под успешностью в процессе труда понимают качество продукции, количество ошибок при выполнении задач или, точнее, безошибочность, и принимают их за оценочные критерии.

Кроме того, одной из важнейших оценок профессионального уровня и компетенции является уровень сложности задач, которые способен решить работник в процессе труда. К внешним же факторам относят условия труда.

Начиная с физических, как-то освещение, температура, рабочее место, заканчивая психологическими — отношением руководства, оценкой коллег и начальства и пр.

 Автор отмечает, что для женщин окружающая их обстановка во время трудового процесса гораздо важнее, чем для мужчин. Психологический и физический комфорт обеспечивает повышение женской трудоспособности, тогда как мужчины более ориентированы на результат деятельности.

Профессиональная успешность выступает в качестве высоко позитивного фактора, гарантирующего экономическую и социальную стабильность человека, личностную самостоятельность и возможность реализовать существующие в структуре личности актуальные свойства и имеющиеся потенциальные возможности деятельности. То есть в качестве внешнего фактора выделить оценку положения женщины как «успешная в профессии» со стороны окружения.

К внешним факторам автор так же относит следующие: жизненные обстоятельства, жизненные выборы, обусловленные общественными стереотипами. Роли в обществе по-прежнему распределены так, что основная доля забот о семье лежит на женщине.

Потому ей часто приходится выбирать должность, профессию и место работы исходя из потребностей семьи, а не по собственному желанию.

Женщины переезжают вместе с мужьями, в другие города, и им приходится адаптироваться на новом месте, устраиваются на условия короткого рабочего дня после рождения детей, в связи с необходимостью заботиться о семье и отсутствии помощи со стороны.

Находят компромиссные варианты работы «похуже работа — поближе к дому, зато удобно детей из садика забирать», что и обусловливает профессиональное развитие «в минус», зачастую это профессиональный регресс.

Жизненные этапы, их смена, такие как: окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др., являются основополагающими факторами в личностном и в профессиональном самоопределении женщины. Причины тому зачастую все те же самые, а именно — женщины следуют за мужчинами и на протяжении многих лет несут ответственность за будничные семейные процессы, отодвигая свои интересы на второй план.

Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности

… .

Дошкольное образование Кафедра: сурдопедагогики Курсовая работа Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности Автор работы студент 44 группы, заочной формы … . При низком уровне речевая коммуникация возможна, но осуществляется с большим трудом, темп речи медленный, с большим количеством пауз, устное монологическое высказывание …

Одним из важнейших факторов является социальное взаимодействие, в частности такое как профессиональное соперничество. Внутренняя потребность быть лучше других очень часто приводит женщину к карьерному росту.

Но следует различать здоровое соперничество, которое служит во благо развития личности, и обеспечивает гармоничность и удовлетворенность собственным профессиональным путем, и местом в жизни, и соперничество, развивающееся в патологическом направлении, когда женщина сосредотачивается на процессе достижения все новых и новых целей, с целью стать лучше всех, выше и сильнее, совершенно не умея, не желая получать удовлетворение от уже достигнутого, от себя в процессе достижения, и не имея шансов на душевный покой.

Социальные шаблоны автор так же выделяет в серьезный внешний фактор. Женщины часто заняты в менее оплачиваемых и более трудоемких профессиях, таких, как врачи, учителя и пр. Одной из причин подобного развития событий являются общественные стереотипы.

В традиционной литературе существует точка зрения, что бизнес разрушает семейную жизнь из-за нехватки времени выполнять женщиной традиционные роли жены и матери. Отмечаются «двойная нагрузка» женщины в семье и на производстве, возможные трудности совмещения семейных и профессиональных ролей, а также сложности адаптации ролевого поведения женщины к новым экономическим условиям.

Хотя по сути все эти процессы можно регулировать и научаться сочетать оптимальным образом, совмещая роли без ущерба для семьи или профессии.

Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей

… публикаций по основам общей психологии и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е … ) Эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. При этом потребности высоких и высших уровней трактуются как не …

Действие внешних факторов часто приводит к дезориентации в профессиональном становлении у женской части населения нашей страны. В большинстве случаев женщина перестает задумываться о таких сторонах развития как карьера, профессия и идет на компромисс между заработной платой и удобными условиями работы для семьи, уже не претендуя на получение удовольствия от развития себя в профессии.

Внутренние факторы — «удовлетворенность трудом» — как осознанная субъективная оценка успешности труда, в котором последняя выражается опосредованно. Например, в обычном для человека настроении, в особенностях даваемых руководству, коллегам, организации и прочих реакциях, отражающих его неосознанную оценку успешности собственного труда.

К внутренним же факторам относятся профессионально важные качества личности (ПВК).

ПВК — это такие функциональные качества и личностные особенности человека, которые способствуют успешному выполнению данной профессиональной деятельности.

В процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, получает свою огранку, превращаясь в ПВК.

Так, например, частной ситуацией влияния врожденных свойств является то, что с экстренными ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности, успешнее всего справляются лица, обладающие сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов.

Особенности и закономерности психологического развития женщин, страдающих функциональным бесплодием

… и возможно общие закономерности психологического развития женщин, страдающих функциональным бесплодием. Предметом … .

Все чаще эта вытесняющая деятельность перерастает в наступательную и завоевательную … на успешность репродуктивной функции и одновременно угрожающие здоровью женщины. У этих женщин имеют … родительству.

Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства …

Основные профессионально важные качества — ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость, тревожность, склонность к риску, особенности нейродинамики, некоторые черты темперамента.

Женщин, способных к профессиональному росту, качественной профессиональной деятельности, характеризует активная социальная позиция, стремление к самопознанию и саморазвитию, самоактуализации собственных личностных стремлений, реализации себя, умение сформировать целостную модель профессионального мира.

Так же, как внутренние факторы, влияющие на развитие в профессии, можно выделить подходы, удобные конкретной женщине к оценке себя и своего места в общественной лестнице успехов. Один из них патриархальный (подчиненное положение женщины, сфера деятельности ее ограничена домом и семьей, жесткое иерархическое разделение мужских и женских ролей).

Другой — эгалитарный (равные права и возможности жизненного выбора для женщин и мужчин).

Необходимо формировать у работающих женщин потребность в достижении максимального для себя развития в профессии, по возможности сгладив воздействие общества, в котором транслируется, что единственная обязанность женщины — стать женой и матерью, остальное вне сферы компетенции.

Устойчивость к воздействию шаблона «не состоюсь на работе, состоюсь как мать, как жена» возможно, стоит так же формировать.

Пока же одним из аспектов, оказывающим объективно катастрофическое влияние на развитие женщины, является ее оценка собственных возможностей, сомнения в себе, неуверенность в своих силах, ощущение себя не в своей тарелке на высоких должностях, в бизнесе.

Как внутренний фактор, обусловленный внешними факторами, влияющими на формирование личности, мы можем выделить характер целей, которые ставит для себя женщина, включаясь в социальную деятельность, систему побуждающих его мотивов, степень актуализации способностей человека.

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

… объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи.

Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности … ­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и …

Потребность в достижениях и успехе мы можем обозначить как один из важнейших внутренних факторов, влияющих на профессиональное развитие личности.

Так же, как и в случае с соперничеством, мы должны отметить существование разных путей развития подобной потребности у женщины.

Потребность в успехе может мотивировать на саморазвитие, побуждать самоактуализационные процессы, а может приводить к неспособности получать удовольствие от уже достигнутых ступеней развития, и бесконечного бега от одной цели к другой.

Ранее успешность уже рассматривалась в качестве внешнего фактора. Вместе с тем, она может выступать и как внутренний фактор, в этом случае успешность выступает в качестве характеристики личности.

Один из вариантов описания успешности может звучать следующим образом «Профессиональная успешность есть субъектно-личностное состояние профессионала, характеризующееся проживанием личностных достижений в контексте истории его профессиональной деятельности и возникающее на ценностной основе стремления к успеху и мастерству.

Успешность как качественная характеристика личности формируется при наличии у личности ценностного представления об успехе и признании профессиональной успешности одной из важнейших социальных и личностных ценностей, входящих в профессиональную субкультуру».

При процессуальном подходе успешность профессионального развития видят в выборе способов достижения целей, результатов, как вид личностного самовыражения.

С позиций статусного подхода — это результаты деятельности человека — социальный статус и пр. в рамках ценностного подхода карьера связана с общественной значимостью деятельности человека.

С позиций индивида профессиональное развитие представляется как трудовой путь, траектория профессионального развития.

индивидуально — психологические особенности личности, влияющие на успешность адаптации к военной службе

… как активный процесс взаимодействия личности и среды, как необходимая предпосылка развития личности. Человек сложная система и …

дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает. При пароксизмальном нарастании тревоги все …

работы: выявить индивидуально – психологические особенности личности, влияющие на успешность адаптации к военной службе. Гипотеза данной …

Автор отмечает, что на данный момент, к сожалению, мы можем констатировать, что планирование большинством женщин своей карьеры, управление ею имеет спонтанный характер (в частности, женщины не умеют или не желают выделяться в коллективе, доказывать свой профессионализм).

Этот процесс усугубляется непростыми жизненными обстоятельствами современного мира. Профессиональное развитие женщин носит нестабильный характер, затруднено планирование, собственная ценность как профессионала женщинами зачастую сведена к минимуму.

Выделенные автором факторы обуславливают профессиональное развитие женщины путем возникновения и изживания определенного рода сменяющих друг друга объемлющих систем; при этом в принципе любая очередная система зарождается в недрах предыдущей еще задолго до того, как та изживет себя. Исходя из подобной схемы профессионального развитие, планирование карьеры, расстановка приоритетов и формирование системы ценностей становится гораздо более предсказуемым и простым делом.

Профессиональное развитие женщины при таком подходе характеризуется многовариантностью, что делает необходимым процесс ее профессионального сопровождения.

В исследовании И.М. Бойко видится важным выбор каждой отдельной личности своего понимания успешности, своей стратегии реализации пути к успеху. И совершенно необходимым является помощь женщинам в адекватном формировании понимания успешности своей деятельности.

, такого, при котором ее личность будет целостной, развитой наиболее гармонично. Хотелось бы видеть реализацию успешности как некоторой «вершины» профессионального развития, как «акме» в профессиональной деятельности с точки зрения различных психологических аспектов.

Требуется не только обеспечить реализацию задатков личности, воспитать умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, справляться с внезапными трудностями и непредвиденными задачами, принимать нестандартные решения[7].

В условиях современного развития общества женщина нуждается в помощи при профессиональном становлении и развитии на протяжении всего своего жизненного пути, что требует разработки и реализации специальных технологий развития личности, в частности, социально—психологического сопровождения женщин.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/faktoryi-professionalnogo-razvitiya-lichnosti/

Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию

Факторы профессиональной деятельности, способствующие развитию

Иванов С. М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 19-22. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11005/ (дата обращения: 14.02.2020).



Любая профессиональная деятельность формирует (деформирует) личность. Это проявляется в том, что деятельность и среда оказывают опосредованное воздействие на личность субъекта его внутренними условиями (состоянием здоровья, способностями, опытом) [1, 9].

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию рассматривали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003).

Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что профессиональной деформации подвержены представители определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью [9]. Р. М.

Грановская отмечает, что «Профессиональная роль, предъявляя к человеку определенные требования, тем самым преобразует весь его облик» [6, с. 523]. А. Л.

Свенцицкий подчеркивает, что одним из показателей овладения той или иной профессиональной роли является степень адаптации личности к условиям деятельности [17]. Следовательно, осваивая профессию, человек приспосабливается к определенным требованиям и условиям деятельности.

Нормальный труд должен быть безопасным и здоровым, свободным от внеэкономического принуждения, высокопродуктивным, качественным, осмысленным. Он является основой для нормального профессионального развития личности.

Идеалом прогрессивного развития личности в труде является то, что человек накапливает опыт, осваивает все более сложные виды профессиональных задач и остается востребованным обществом.

Человек должен получать удовлетворение от процесса труда и его результата, он должен участвовать в реализации, в построении замысла труда, в совершенствовании средств деятельности и в производственных отношениях. Не все виды труда содержат в себе в одинаковой мере истоки благотворного влияния на развитие его субъекта.

Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны личности и ее психики, в то время как другие оказываются невостребованными. Тем самым, возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда (акцентуации).

Они проявляются в разной степени и характерны для большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время. Описывая изменения личности при профессиональном становлении, Э. Ф. Зеер подчеркивает: «Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция» [10, с. 229].

Одной из самых частых причин профессиональной деформации является специфика деятельности и ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и узкая специализация профессионалов [3,5,7].

Наиболее интересны, на наш взгляд, причины, детерминированные объектом труда. По мнению С. П. Безносова «для того чтобы точно воздействовать на объект, необходимо хорошо, полно и точно знать не только общие и особенные свойства, но и единичные, максимально конкретные особенности именно данного экземпляра.

Любой процесс вхождения в образ другого не проходит бесследно. Долгое, частое пребывание в чужой роли может приводить к потере собственного «Я» и к срастанию с чужой маской».

Автор также доказывает, что очень важным моментом в возникновении профессиональных деформаций личности является «одушевленность — неодушевленность» объекта профессиональной деятельности [4, с. 42]. С. П.

Безносов считает, что психологическим механизмом профессиональной деформации выступает процесс конфликта или борьбы между личностью и субъектом как компонентами единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения норм применительно к особенностям конкретной ситуации.

Ошибочные действия этого механизма проявляются в неадекватном переносе норм деятельности как регуляторов активности профессионала в подпространство «жизни его личности» — сферу личностного быта, поведения, делового общения с представителями других профессий [4].

Б. Д. Новиков пишет о ценностных установках личности как факторе развития профессиональной деформации личности. Формирование профессиональной деформации личности начинается еще в детстве, в определенные периоды жизни человека как отрицательные социально-психологические новообразования.

Постепенно они углубляются, становятся устойчивыми, ригидными, стержневыми для личности и затем в профессиональной деятельности избирательно реагируют на отрицательные социальные воздействия.

Он говорит о том, что нарушение иерархии ценностей личности ведет к замедлению и остановке личностного и, следовательно, профессионального роста [12]. У людей, которые проявляют склонность к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным.

Эти люди оказываются все более закрытыми для новых знаний. Мировоззрение у таких людей ограничивается ценностями, установками и стереотипами круга профессии, оно становится узко профессионально ориентированным. По мнению

Е. И.

Рогова профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, которые состоят в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте [16].

К субъективным причинам профессиональной деформации можно отнести: установки, ценностные ориентации, характер и уровень трудовой мотивации, особенности эмоциональных реакций на стресс, их адаптивность и характерологические особенности. Е. И. Рогов выделяет следующие деформации:

  1. Общепрофессиональные, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых профессиональных задач, предмета труда, средств труда, привычек, установок, форм общения;
  2. Типологические деформации, которые образованы слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности;
  3. Индивидуальные деформации, которые обусловлены личностной направленностью [16].

Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, во внутрисистемном общении, взаимодействии с объектом деятельности, контактах с руководителем, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, а также и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике. К индивидуально-личностным факторам относятсяособенности конкретного сотрудника, которые могут способствовать развитию у него профессиональной деформации [2]. По мнению С. Г. Геллерштейн деформацию следует понимать как изменение, которое наступает в организме и приобретает стойкий характер.

Многие исследователи отмечают, что профессиональные деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Они искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. Неясным остается вопрос о том, на каком этапе профессионализации начинает проявляться профессиональная деформация личности. Р. Г.

Грановская и А. К. Маркова считают, что ее проявление возможно только при достижении профессионалом высокого уровня мастерства, когда у него оказываются сформированными профессиональные умения и навыки. Ю. В. Артемьева и Н. Б.

Ханина экспериментально доказали, что профессиональную деформацию можно наблюдать у будущих специалистов на этапе их обучения в вузе [8, с. 144].

Б. Д. Новиков считает, что формирование профессиональной деформации личности начинается еще в детстве, в так называемые сентизивные периоды жизни человека как отрицательные социально-психологические новообразования.

Постепенно они углубляются, становятся устойчивыми, ригидными, стержневыми для личности и затем в профессиональной деятельности избирательно реагируют на «предуготованные» отрицательные социальные воздействия [13]. А. В.

Филиппов выделяет несколько типов психологических барьеров, вызывающих деформации: когнитивно-психологические, социально-психологические, организационно-психологические и психомоторные. Возникновение этих барьеров обусловлено квалификацией, стереотипизацией межличностных отношений, организационных процессов, режимом труда.

Психологические барьеры вызывают неудовлетворенность трудом, психическую напряженность, порождают конфликтные ситуации. Все эти негативные явления приводят к развитию профессионально нежелательных качеств: догматизма, консерватизма, индифферентности и др. А. М.

Новиков подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же рабочем месте, то это приводит, по мнению исследователя, к деградации личности.

Проанализировав существующие в отечественной литературе представления о профессиональной деформации личности, мы условно разделили их и выделили следующие теории механизмов формирования данного явления.

  1. Адаптационная теория, которой придерживаются Т. А. Жалагина и В. П. Подвойский. Они утверждают, что профессиональная деформация личности развивается в процессе адаптации к профессиональной деятельности. В качестве базового механизма возникновения и развития профессиональной деформации личности выступает негативное изменение психологического опыта.
  2. Ролевая теория. Р. М. Грановская и А. П. Свенцицкий считают, что профессиональная деформация личности является результатом перенесения профессиональной роли в обыденную жизнь, когда стереотипы действий и отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки стереотипа.
  3. Теория нормативного описания деятельности. Наиболее тщательно данный тип теории отражен в работе С. П. Безносова, который объясняет механизм формирования профессиональной деформации личности конфликтом между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности, при ошибочном переносе норм деятельности, являющимися регулятором активности, в непрофессиональную жизнь.
  4. Теория самореализации. А. К. Маркова считает, что деформация развивается в том случае, когда единственный возможный путь реализации — профессиональный, но при условии неудач в профессиональной деятельности.
  5. Теория деформированных потребностей, в которой профессиональная деформация личности изначально рассматривается как отклонение. Б. Д. Новиков утверждает, что психологическая организация профессиональной деформации личности имеет корни еще в детстве человека, то есть деформация существует еще до начала профессиональной деятельности, условия и требования которой являются провоцирующим фактором для ее дальнейшего углубления.

Нарушения в выполнении профессиональных обязанностей могут проявляться в выпадении отдельных звеньев этой деятельности: например, когда специалист не использует имеющиеся в его распоряжении средства в силу психической усталости или утраты трудовых умений и навыков [11, 15].Деформации и отклонения личности в условиях трудовой деятельности могут быть связаны с условиями труда, если у человека ослабевают или угасают некоторые необходимые позитивные психические качества (уменьшение эмпатии и сопереживания).

Деформация профессионального общения предопределяет сужение круга общения, неумение устанавливать контакты с коллегами, а значит, «срабатываться», несовместимость и конфликтность в коллективе сотрудников.

При крайней степени профессиональной деформации, которую принято квалифицировать как профессиональную деградацию, личность, пережившая изменения нравственных ценностных ориентиров, становится профессионально несостоятельной.

Те случаи, когда эти нарушения распространяются на нервно-соматическую сферу, определяют как профессиональные неврозы и профессиональные заболевания.

Следовательно, любые отклонения в профессиональном развитии должны рассматриваться как шаг не только к депрофессионализации, но и к десоциализации, означая выпадение человека из профессионального и в итоге из социального контекста [14].

Большой вклад, наряду с отечественными психологами и психиатрами, в исследование проблемы профессиональной деформации внесли и зарубежные представители данных профессий.

Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид Профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Х. Фрейденбергом в 1974 г.

Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание» [18]. Психолог Х.

Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся [18]. Махер (Маxer Е.) пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Таким образом, можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.

Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик.

Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой и отсутствием моральных стимулов.

Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности.

Литература:

  1. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине [Текст] // Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. — М.: Наука, 1998. — С.231–244.
  2. Ананьев Б. А. Введение в психологию здоровья [Текст] // Б. А. Ананьев. — СПб.: Питер, 1999. — 123 с.
  3. Анциферова Л. И. Условия деформации личности [Текст] // Л. И. Анциферова // Новые исследования. — М.: Наука, 1998. — С. 32–38.
  4. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] // Коллектив, личность, общение. — 1987. — С.42–43
  5. Белов В. М. Психология здоровья [Текст] // В. М. Белов. — СПб.: Алетейя, 1997. — 231 с.
  6. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] // В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.
  7. Водопьянова Н. Е. Психическое выгорание [Текст] // Н. Е. Водопьянова // Стоматолог. — М.: Медицина, 2002. — № 7. — С. 12.
  8. Гришина Н. В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд–во СПб. ун–та, 1997. С.143–156.
  9. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. [Текст] // М. В. Ермолаева– М.: Московский психолого — социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. — 336 с.
  10. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] // Э. Ф. Зеер. — М.: Акад. Проект, 2003. — 336 с.
  11. Ножичкина Л. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции [Текст] // Среднее профессиональное образование.2009.№ 6.–с.66–69.
  12. Носкова, О. Г. Психология труда: учеб.пособие [Текст] // О. Г. Носкова, под ред. Е. А. Климова. — М.: Академия, 2004. — 384 с.
  13. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] // Психологический журнал. — 2001. — Том 22, № 1.– с.90–101.
  14. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] // В. Е. Орел // Психологический журнал. — М.: Наука, 2001. — Т. 20. — № 1. — С. 16–21.
  15. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно–методическое пособие [Текст] // Под ред. Н. А. Барабаш — Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. — 245 с.
  16. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала [Текст] // Е. И. Рогов. — М.: Владос, 2003. — 336 с.
  17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] // С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  18. Pines A., and Maslach, C Characteristics of staff burnout in mental healf setting // Hosp. Community Psychiat. 1978. № 29.

Основные термины(генерируются автоматически): профессиональная деформация личности, профессиональная деятельность, профессиональная деформация, деформация, особенность, личность, профессиональная роль, эмоциональное выгорание, многолетнее выполнение, профессиональное развитие.

профессиональнаядеформацияличности, профессиональнаядеятельность, профессиональнаядеформация, деформация, особенность, личность, профессиональнаяроль, эмоциональноевыгорание, многолетнее

профессиональнаядеформацияличности, профессиональнаядеятельность, профессиональнаядеформация, деформация, особенность, личность, профессиональнаяроль, эмоциональноевыгорание, многолетнее

Ключевые слова: профессиональнаядеформация, эмоциональноевыгорание, спецификапрофессиональнойдеятельности, трансформация, личность, поведение.

профессиональнаядеятельность, профессиональнаядеформация, деформация, педагогическая деятельность, профессиональное

Профессиональнаядеформацияличности педагога и пути ее…

Рольличности в процессе психической адаптации…

профессиональнаядеформация, профессиональнаядеятельность, профессиональнаядеформацияличности, деформация, эмоциональноеистощение, деперсонализация, профессиональная среда, личная жизнь, поведенческая сфера, работа.

профессиональнаядеформацияличности, профессиональнаядеятельность, профессиональнаядеформация, деформация, особенность, личность, профессиональнаяроль, эмоциональноевыгорание, многолетнее

профессиональнаядеформацияличности, профессиональнаядеятельность, профессиональнаядеформация, деформация, особенность, личность, профессиональнаяроль, эмоциональноевыгорание, многолетнее

профессиональнаядеформацияличности, профессиональнаядеятельность, профессиональнаядеформация, деформация, особенность, личность, профессиональнаяроль, эмоциональноевыгораниеСпецификаэмоционального интеллекта сотрудников…

характеристикииндивидов, которые могут приводить к развитию таких явлений, как «эмоциональноевыгорание», профессиональнаядеформация и деструкция личности, как наиболее тяжелого разрушения структуры личности.

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11005/

Medic-studio
Добавить комментарий