ФЕНОМЕН АКМЕ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Феномен

ФЕНОМЕН АКМЕ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Введение            3

1 Феномен “акме” и его главные характеристики     4

2 “Акме” в профессиональном развитии человека     5

3 “Акме” в контексте жизненного пути человека     8

4 “Акме” как феномен развития группы, организации, общности   11

Заключение           18

Список использованных источников       20

Введение

В последние четыре десятилетия в нашей стране целеустремленно и последовательно осуществляются комплексные исследования развития взрослого человека.

Получаемые в них результаты обогащают фонд знаний новой науки акмеологии, главной задачей которой является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего, как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня.

Внимание к разработке проблемы взрослого человека вызвано тем, что, проходя в своем развитии эту возрастную ступень, он должен состояться как гражданин своей страны, как семьянин и как специалист, проявить себя в конкретной области труда.

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. “акме” — вершина).

Акмеология создает и внедряет стратегии, тактики и техники, помогающие людям в поступках и деяниях объективировать свой индивидный, личностный и субъектно-деятельностный потенциал.

1 Феномен “акме” и его главные характеристики

Как известно, при нормальном развитии человека его младенчество, детство, отрочество, юность — этапы в его развитии, предшествующие его вступлению во взрослость и подготавливающие при их нормальном прохождении полноценную реализацию им себя на ступени взрослости в качестве физически здорового человека, законопослушного гражданина, надежного супруга, в воспитательном отношении умелого родителя, творчески проявляющего себя специалиста-профессионала в конкретной области труда.

Взрослость во всех названных проявлениях своей природной и социальной сути человеком, таким образом, оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.

При таком понимании, “акме” — это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.

Вместе с тем в акмеологии понятие “акме” используется и в более узколокальном значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающим материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества.

Наконец, в работах, в которых рассматривается развитие человека в онтогенезе, особенно когда хотят подчеркнуть роль самого человека в выстраивании своего развития по оптимальному варианту, термин “акме” употребляется еще в одном значении — пиков или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого “акме” или “макроакме”, называют малыми “акме” или “микроакме”.

Когда более углубленно анализируют достигаемые людьми “акме”, то, во-первых, стараются определить его содержательные характеристики и, прежде всего, по каким направлениям своего развития тот или иной конкретный человек его достиг: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном объективировании на высоком уровне всех этих характеристик развития.

Во-вторых, устанавливается, образно говоря, величина достигнутого “акме” или его калибр. Далее также выделяются такие его показатели, как время достижения “акме” человеком и его продолжительность.

Как противоположность подлинному “акме”, в котором находит выражение наивысший уровень развития человека, проявляющийся в оптимальном для него состоянии здоровья, в имеющих неординарное для него положительное значение поступках и деяниях, являющихся вкладом в ценности жизни и культуры, у некоторых людей может наблюдаться псевдоакме или за кажимостью “акме” не быть действительного, подлинного “акме”.

Как было сказано выше, “акме” может быть у малых и больших общностей людей. И в нем тоже в каждом случае, прежде всего, обнаруживаются и фиксируются содержательные характеристики, а именно: что из сущностных особенностей общности оказывается развитым наиболее сильно.

У организованной, выступающей как относительно единое целое общности людей, занятых общей деятельностью, при прослеживании ее действительно поступательного развития, как правило, обнаруживаются и такие характеристики, как калибр или величина “акме”, время его достижения и продолжительность действования на уровне “акме”.

И у общностей, как и у отдельных людей, их развитие необязательно идет по наиболее часто встречающемуся ординарному варианту. И необязательно этот процесс, происходящий в общности и означающий ее развитие, оказывается оптимальным для нее и непременно выводит ее на уровень “акме”.

Он опять же при стечении определенных объективных и субъективных обстоятельств может означать не прогресс, не движение общности по восходящей, а, наоборот, регресс и заканчивается ее распадом или исчезновением.

И как в случае с развитием человека, одним из вариантов ущербного развития общности выступает достижение ею псевдоакме.

2 “Акме” в профессиональном развитии человека

''Акме” в профессиональном развитии (профессиональное “акме”) — это психическое состояние, означающее высший уровень для человека в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени;

Профессионализм — интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая и фиксирующая уровень соответствия человека требованиям профессии.

Сущность феномена “акме” в профессиональном развитии

Профессиональное “акме” — это психическое состояние, означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).

Профессиональное “акме” — это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека, изданном отрезке жизненного пути.

Б.Г. Ананьев под кульминацией понимал момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости, созданных человеком ценностей. Фазы кульминации зависят, от времени и объема деятельности с момента старта, а старта — от уровня методов профессиональной подготовки.

Состояние “акме” можно соотнести с том, что в литературе называют “интенсивностью бытия”.

“Акме” в профессиональном развитии может не совпадать по времени с “акме”, достигаемыми человеком как индивидом, как личностью. “Пики” в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя “акме”, подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления “акме” в других сферах).

Виды профессионального “акме”

Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональных “акме” разной степени общественной и личностной значимости.

Общественно и объективно значимые профессиональные “акме” — это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально приемлемый результат, заметно превышающий нормативный уровень.

Такого рода результаты труда означают обычно уровень профессионального мастерства и переход от него к уровню профессионального творчества, когда человек выходит за пределы профессионального опыта, включая в профессиональную деятельность новые задачи, новые приемы и технологии, достигает принципиально новых профессиональных результатов, вносит свой индивидуальный творческий вклад в опыт профессии.

 Общественно значимые профессиональные “акме” могут представлять собой выдающиеся достижения (теоретические концепции и открытия) или включать отдельные творческие находки, передовой опыт новатора.

У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.

Личностные, субъективно значимые профессиональные “акме”— это достаточно высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, заметно превышающий ранее достигаемые им результаты.

Эти достижения порой незаметны для профессионального сообщества и не признаны им, но осознаются и оцениваются самим человеком как максимально возможный для него в данный отрезок времени уровень профессионализма.

Индивидуальные субъективно значимые профессиональные “акме” означают мобилизацию усилий человека, победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма, способность человека придать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивный характер.

Хотя субъективно значимые профессиональные “акме” не всегда признаются профессиональным сообществом как важные для профессии достижения, тем не менее, для конкретного человека небезразлично, как сообщество оценивает его возможности к новым успехам и подъемам в труде (“я уже прошел свой пик и рано или поздно об этом все узнают”, — сказал о себе специалист).

Таким образом, показателями общественно значимого профессионального “акме” являются профессиональные достижения, заметно превышающие результаты высоких профессионалов в данной области.

Показателями субъективно и личностно значимого профессионального “акме” являются профессиональные достижения, превышающие предыдущие результаты в труде данного человека. Эти виды профессиональных “акме” могут не совпадать. Наличие субъективно значимого “акме” не всегда признается социумом как объективно важные достижения.

Признание успехов данного человека выдающимися, объективно значимыми не означает, что человек достиг своего субъективного максимума и “акме”.

Профессиональные “акме” могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов.

Возможны:

— большое “акме” как главное достижение всей жизни человека, пик профессиональных результатов, как уровень, превышающий все ранее достигнутые конкретным человеком показатели успеха в профессии (это “акме” называют одновершинным);

— малые “акме” как неоднократные профессиональные достижения конкретного человека — предшествующие большому “акме”, следующие за ним или заменяющие его (эти “акме” называют многовершинным).

Профессиональные “акме” могут отличаться друг от друга:

— по разной временной длительности и временным границам, охватывая дни, недели, месяцы, реже — годы;

— по масштабности, “калибру”, включая одну или несколько видов профессиональной и социальной деятельности человека.

Профессиональные “акме” различны по своему месту в общем ходе профессионального развития:

— профессиональные “акме” могут следовать за периодом спада, застоя (что может означать период скрытого развития) или за периодом стабилизации, плато в развитии;

— профессиональные “акме” могут сами приводить к спаду, опустошенности, истощенности, кризису в развитии;

— профессиональные “акме” могут стать основой новых “акме”, подъемов, инноваций.

Профессиональные “акме” могут не совпадать по своей внутренней структуре и включать:

— высокий уровень стабильных профессиональных результатов (плато), равномерно длящиеся достижения;

— несколько фаз, “скачков” резкой активизации деятельности.

Условия достижения профессионального “акме”

Внутренними условиями достижения профессионального акме являются: мотивация достижения; активность человека, соответствующая наибольшей продуктивности его трудового поведения; “сильное” профессиональное целеполагания и построение своего профессионального пути по восходящей его траектории; стремление человека к достижению своего максимального уровня; высокий уровень притязаний, мотивация самореализации; способность мобилизовать имеющиеся в данный момент профессиональные возможности, сконцентрироваться на цели, способность к восстановлению после больших психологических затрат, стремление к сохранению и приумножению своих достижений.

Внешними условиями появления “акме” в профессиональном развитии является благоприятная и акмеологически насыщенная профессиональная среда, побуждающая человека к раскрытию его подлинных профессиональных возможностей, а также наличие “акме” — событий, могущих стать толчком к кульминациям, “пикам” в профессиональном развитии.

Источник: https://student.zoomru.ru/psih/fenomen-akme-i-ego-glavnye/135285.1052946.s1.html

Феномен «акме» его основные характеристики и условия формирования. Общее и особенное в характеристике акме у разных людей

ФЕНОМЕН АКМЕ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Экзаменационная работа по курсу «Основы акмеологии»

По теме:

«Феномен «акме» его основные характеристики и условия формирования. Общее и особенное в характеристике акме  у разных людей».

                                                                               Преподаватель:

                    Савельева

Марина

Геннадьевна

Выполнила:

                                                                                Студентка ИППСТ

гр.: З-031300-41

                                                                                Корепанова      (Халявина)

Анастасия

Александровна

                                      Ижевск 2013

.

  1. Феномен «акме» его основные характеристики.
  1. Условия формирования акме.
  1. Общее и особенное в характеристике акме у разных людей.

Введение.

При нормально идущем процессе социализации и при воспитании, четко направленном на формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала, как супруга, как родителя, каждый человек на каком-то промежутке своего жизненного пути поднимается до уровня, который оказывается вершиной в проявлении всех этих его «ипостасей».

При этом «пик» или «вершина в развитии», о которых идет речь, имеют свои особенные содержательные характеристики и формы выражения для каждого из названных выше проявлений человеком себя как природного и общественного существа.

Причем, оказывается, что совмещение высших уровней этих проявлений развития в одном «пике», приходящемся на один и тот же временной отрезок в жизни человека, скорее исключение, чем правило.

Чаще всего «вершины», достигаемые человеком при развитии его организма, его личностных и других его главных характеристик, хотя и располагаются на его жизненном пути, на стадии зрелости, все-таки оказываются в разных временных точках этой ступени.

Это явление, обнаруженное более тридцати лет тому назад Б.Г.

Ананьевым, всегда — следствие того, что развитие человека, выражающееся в его физическом созревании, в формировании у него системы отношений к разным сторонам действительности, в которую он постоянно включен, и в становлении его как труженика, идет крайне неравномерно.

И при внимательном рассмотрении процесса развития человека обнаруживается, что доведение до определенного уровня сформированности одного блока его характеристик является условием и своеобразным катализатором ускоренного становления и оформления «блоков» других особенностей.

Так, например, достижение достаточно высокого уровня нравственной воспитанности, заряженности на активную деятельность может выступить и часто выступает фактором, порождающим скачок в развитии способностей человека.

 С другой стороны, успехи в деятельности, немалую роль, в обеспечении которых играют развившиеся у человека способности, влияя на удовлетворение его притязаний, на его самоутверждение, ведут к перестройке его реального «Я», а значит неминуемо влекут за собой изменения в его отношениях к действительности, оказывая большее или меньшее воздействие на имеющуюся у него систему ценностных ориентации и, в конечном счете, таким образом вызывают перестройку его личности. Точно так же и фактор физического развития человека при определенных условиях может оказаться для него общим побудителем активной деятельности и личностных достижений.

Приведенные примеры даже при первичном рассмотрении показывают, насколько взаимосвязаны и насколько постоянно взаимовлияют друг на друга характеристики, которые человек несет в себе как живой организм, как носитель социальных отношений и деятельное существо.

Но нас эти основные характеристики человека, их взаимосвязи и взаимовлияния интересуют не вообще и не сами по себе, а в контексте ответа на вопрос: как от них зависят те пики или вершины в развитии человека, о которых шла речь выше.

И больше: в какой связи названные характеристики, их взаимозависимости должны сопрягаться с различными воздействиями, идущими к человеку извне, и каким образом сам он при этом должен проявлять себя, чтобы его акме состоялось.

Феномен «акме» его основные характеристики.

По уровню, по «калибру» акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание). Другие характеристики феномена акме — время достижения его человеком и продолжительность реализации.

Как известно, при нормальном развитии человека – его младенчество, детство, отрочество, юность — этапы в его развитии, предшествующие его вступлению во взрослость и подготавливающие при их нормальном прохождении полноценную реализацию им себя на ступени взрослости в качестве физически здорового человека, законопослушного гражданина, надежного супруга, в воспитательном отношении умелого родителя, творчески проявляющего себя специалиста-профессионала в конкретной области труда.

Взрослость во всех названных проявлениях своей природной и социальной сути человеком, таким образом, оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.

При таком понимании, “акме” — это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.

Вместе с тем в акмеологии понятие “акме” используется и в более узколокальном значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья.

Когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающим материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества.

В работах, в которых рассматривается развитие человека в онтогенезе, особенно когда хотят подчеркнуть роль самого человека в выстраивании своего развития по оптимальному варианту, термин “акме” употребляется еще в одном значении — пиков или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого “акме” или “макроакме”, называют малыми “акме” или “микроакме”.

— “макроакме” — наивысший уровень о развитии, достигнутый человеком или общностью людей; “микроакме”— вершины, предваряющие достижение макроакме людьми или большими или малыми общностями;

По мнению А.А. Бодалева, «вершина в развитии» взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме — это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных «ипостасях», как правило, достигаются разновременно.

Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития по отдельности и их интеграции свидетельствует о важности каждой «ступени» (младенчества, преддошкольного и дошкольного возрастов и т.д.) в подготовке содержания и формы проявления будущего макроакме человека.

В биографиях выдающихся людей, оставивших заметный след в культуре и науке, просматриваются микроакме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвестники будущих достижений.

Когда более углубленно анализируют достигаемые людьми “акме”, то, во-первых, стараются определить его содержательные характеристики и, прежде всего, по каким направлениям своего развития тот или иной конкретный человек его достиг: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном объективировании на высоком уровне всех этих характеристик развития.

Во-вторых, устанавливается, образно говоря, величина достигнутого “акме” или его калибр. Далее также выделяются такие его показатели, как время достижения “акме” человеком и его продолжительность.

Как противоположность подлинному “акме”, в котором находит выражение наивысший уровень развития человека, проявляющийся в оптимальном для него состоянии здоровья, в имеющих неординарное для него положительное значение поступках и деяниях, являющихся вкладом в ценности жизни и культуры, у некоторых людей может наблюдаться псевдоакме или кажущееся “акме” не являющееся действительным, подлинным “акме”.

Как было показано выше, “акме” может быть у малых и больших общностей людей. И в нем тоже в каждом случае, прежде всего, обнаруживаются и фиксируются содержательные характеристики, а именно: что из сущностных особенностей общности оказывается развитым наиболее сильно.

У организованной, выступающей как относительно единое целое общности людей, занятых общей деятельностью, при прослеживании ее действительно поступательного развития, как правило, обнаруживаются и такие характеристики, как калибр или величина “акме”, время его достижения и продолжительность действования на уровне “акме”.

И у общностей, как и у отдельных людей, их развитие необязательно идет по наиболее часто встречающемуся ординарному варианту. И необязательно этот процесс, происходящий в общности и означающий ее развитие, оказывается оптимальным для нее и непременно выводит ее на уровень “акме”.

Он опять же при стечении определенных объективных и субъективных обстоятельств может означать не прогресс, не движение общности по восходящей, а, наоборот, регресс и заканчивается ее распадом или исчезновением.

И как в случае с развитием человека, одним из вариантов ущербного развития общности выступает достижение ею псевдоакме.

Многосторонний анализ процесса становления индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, отмечаемых у многих выдающихся людей, позволяет высказать предположение, что, если, проходя свой жизненный путь, они достигали неординарных вершин в отстаивании общечеловеческих ценностей, в решении задач, связанных с избранной ими областью профессионального труда, то это означает, что на предыдущих ступенях возрастного развития их формирование как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности шло в воспитательном отношении нормально или близко к норме. А в биографиях ряда людей, оставивших заметный след в истории материальной и духовной культуры, отчетливо просматривается у них присутствие своеобразных микроакме на каждой возрастной ступени их жизни, которые можно считать своеобразными сигналами-предвестниками, разумеется, при отсутствии резко неблагоприятных обстоятельств для этого в последующем, большей вероятности выхода этих людей на уровень макроакме в зрелый период их жизни. Именно такие микроакме—предвестники большого акме в будущем, можно утверждать, имели место на ранних этапах личностного и деятельностного развития, например, М.Ю.Лермонтова, Л.Д.Ландау, С.В.Рахманинова, И.Е.Репина и еще многих других людей, внесших оригинальный вклад в отечественную и мировую культуру.

Но в то же время та же жизнь дает, хотя и не очень часто, примеры акме людей, для которого типична удивляющая своей многосторонностью, поразительной глубиной и новаторской продуктивностью всего содеянного ими.

Ведь именно таким было акме Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, В.И. Вернадского. Одновременно, как известно, при огромной творческой и духовной насыщенности оно отличалось у них и значительной продолжительностью.

По всем данным, этот последний ярчайший показатель их акме был обусловлен не только их многообразными интересами, выходящими на разные области еще не познанного в окружающем мире, и не только их мощным творческим интеллектом, но также прочно и органично усвоенными ими общечеловеческими ценностями, которые, трансформировавшись в мотивы, постоянно побуждали их к подвижническому труду. Совершенно конкретно говоря, характер мотивации человека оказывает громадное влияние на, так сказать, калибр акме человека, на его содержание, формы его выражения, на сам процесс его достижения, на длительность периода акме и на состояние и поведение человека, когда этап акме оказывается им пройденным.

Как известно, в психологии есть такое понятие, как уровень притязаний. Он напрямую связан с особенностями «Я-концепции» человека и всегда в значительной степени определяет социальный и личный пределы поступка, который «позволяет» себе совершить человек.

С ним непосредственно связано и то, какую вершину склонен и готов достичь человек в своем творчестве и до какой ступени он намерен дойти в своем профессиональном росте.

Одновременно за интенсивностью и устойчивостью уровня притязаний, за его определенностью стоит «цена» в виде затрат времени, целеустремленного и часто очень чернового труда, отказа от случайных увлечений, которую человек в состоянии «заплатить», чтобы как личность, как деятель выполнять задуманное.

С этой же категорией уровня притязаний, в которой находит выражение ценностное содержание личности и прямо связанная с нею сущностная стратегическая линия жизни человека, теснейшим образом сопряжено и понимание им значения своих поступков и результатов своего труда только для ближайщего особенно субъективно-значимого окружения, или для своего Отечества, или для всего человечества. И анализируя поступки и деяния большого ряда выдающихся людей в течение всей их жизни, мы имеем все основания объективно констатировать, что все они были звеньями как бы одной цепи, и духовный творческий вклад каждого из них шел по восходящей, благодаря чему постоянно возрастала и объективная значимость новаторского элемента, вложенного этими крупномасштабными людьми в очередной результат своей деятельности.

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/fenomen-akme-ego-osnovnye-harakteristiki/165142-2225285-place1.html

Вершина в развитии взрослого человека. ФЕНОМЕН АКМЕ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ(Бодалев А.А.)

ФЕНОМЕН АКМЕ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Многосторонний анализ особенностей, которые характеризуют развитие людей как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности и как индивидуальностей, обнаруживает, с одной стороны, определенные черты сходства в протекании этого многосложного процесса, а с другой – дает возможность увидеть очень существенные различия.

Сходство заключается в том, что, если на этой стадии рассмотрения его расшифровать предельно общо, то микро-, мезо-, макросоциумы, в которые оказывается включенным человек от рождения и дальше, на протяжении всей жизни, «ведут» его развитие, в значительной степени влияя на характер тех параметров, в которых находит выражение состояние физического здоровья человека, его личностная зрелость, сформированность его как труженика-творца, своеобразие его индивидуальности. Хотя, конечно, весь процесс названного «ведения» всегда и обязательно оказывается усложненным унаследованными или врожденными особенностями человека и степенью его собственного активного участия в воспитании самого себя.

Что же касается различий в протекании процесса развития у разных людей, то даже при относительном сходстве внешних условий, в которых проходит их жизнь, индивидные, личностные и субъективно-деятельностные изменения идут у них не в одном и том же темпе и отличаются на каждом этапе их жизни неодинаковыми количественно-качественными результатами, если сравнивать этих людей между собой. Указанные черты сходства, как и признаки различий в становлении человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, а также в прорастании взаимосвязей между ними, если их конкретизировать, отчетливо выступают в очень многих проявлениях процесса развития на протяжении его жизни, но в данном случае я хочу остановить внимание читателя лишь на одном феномене, который постоянно присутствует при движении человека по жизненному пути и ярко высвечивает результаты этого движения – это так называемое акме – вершина в развитии.

При нормально идущем процессе социализации и при воспитании, четко направленном на формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала, как супруга, как родителя, каждый человек на каком-то промежутке своего жизненного пути поднимается до уровня, который оказывается вершиной в проявлении всех этих его «ипостасей».

При этом «пик» или, что то же самое, «вершина в развитии», о которых идет речь, имеют свои особенные содержательные характеристики и формы выражения для каждого из названных выше проявлений человеком себя как природного и общественного существа.

Причем, оказывается, что совмещение высших уровней этих проявлений развития в одном «пике», приходящемся на один и тот же временной отрезок в жизни человека, скорее исключение, чем правило.

Чаще всего «вершины», достигаемые человеком при развитии его организма, его личностных и других его главных характеристик, хотя и располагаются на его жизненном пути на стадии зрелости, все-таки оказываются в разных временных точках этой ступени.

Это явление, обнаруженное больше тридцати лет тому назад Б.Г.

Ананьевым, всегда – следствие того, что развитие человека, выражающееся в его физическом созревании, в формировании у него системы отношений к разным сторонам действительности, в которую он постоянно включен, и в становлении его как труженика, идет крайне неравномерно.

И при внимательном рассмотрении процесса развития человека обнаруживается, что доведение до определенного уровня сформированности одного блока его характеристик является условием и своеобразным катализатором ускоренного становления и оформления «блоков» других особенностей.

Так, например, достижение достаточно высокого уровня нравственной воспитанности, заряженности на активную деятельность может выступить и часто выступает фактором, порождающим скачок в развитии способностей человека.

С другой стороны, успехи в деятельности, немалую роль в обеспечении которых играют развившиеся у человека способности, влияя на удовлетворение его притязаний, на его самоутверждение, ведут к перестройке его реального «Я», а значит неминуемо влекут за собой изменения в его отношениях к действительности, оказывая большее или меньшее воздействие на имеющуюся у него систему ценностных ориентации и, в конечном счете, таким образом вызывают перестройку его личности. Точно так же и фактор физического развития человека при определенных условиях может оказаться для него общим побудителем активной деятельности и личностных достижений.

Приведенные примеры даже при первичном рассмотрении показывают, насколько взаимосвязаны и насколько постоянно взаимовлияют друг на друга характеристики, которые человек несет в себе как живой организм, как носитель социальных отношений и деятельное существо.

Но нас эти основные характеристики человека, их взаимосвязи и взаимовлияния интересуют не вообще и не сами по себе, а в контексте ответа на вопрос: как от них зависят те пики или вершины в развитии человека, о которых шла речь выше.

И больше: в какой связи названные характеристики, их взаимозависимости должны сопрягаться с различными воздействиями, идущими к человеку извне, и каким образом сам он при этом должен проявлять себя, чтобы его акме состоялось.

Анализ содержания и состояния этих характеристик по отдельности на разных возрастных этапах жизни человека, а также прослеживание их интеграции свидетельствуют, что к своим большим вершинам в зрелом возрасте, показывающим наивысшие достижения в физическом здоровье, в его духовно-нравственном богатстве, проявляющемся в поступках, имеющих большие положительные социальные последствия, в оригинальных творческих деяниях, результатом которых оказывается создание новаторских по своему характеру материальных и иных ценностей, человек поднимается через ступени, каждая из которых вносит свой вклад в подготовку содержания и формы проявления будущего (или будущих) макроакме. На него (или на них) «работают» и младенчество, и преддошкольная и дошкольная пора детства, и младший школьный возраст, и отрочество, и первый, и второй периоды юности. Причем, достижение человеком расцвета в личностных проявлениях и создание им оригинально новаторских духовных и материальных ценностей в зависимости от характера сферы деятельности, которой он посвящает свою жизнь, сопрягаются с неодинаковыми по длительности временными периодами развития, которые он должен пройти, поднимаясь к вершинам мастерства. Например, в поэзии, в балетном искусстве они короче. Они продолжительны в таких науках, как физика, химия и намного длиннее в философии, психологии или такой практической области, как государственная деятельность.

Естественно, ни в коем случае нельзя идеализировать и представлять себе этот многоаспектный, сложнейший процесс подъема человека к большому (или к большим) акме, в какой быобласти бытия он не происходил, упрощенно гладким и тем более непротиворечивым.

На любой ступени, предшествующей взрослости, физической и духовной зрелости человека, могут произойти и часто происходят события и возникают ситуации, положительно или отрицательно влияющие на развитие его как индивида, как личности и как субъекта деятельности.

Причем, у одних людей на ранних этапах их жизненного пути оказывается ряд событий и ситуаций, которые негативно влияют на их физическое здоровье, личностное становление, формирование общих и специальных способностей, значительно больше, чем у других людей.

Вместе с тем, очевидно, можно с большой уверенностью утверждать, что, если в силу сложившихся обстоятельств в процессе развития человека оказались активно не задействованны ми сенситивные периоды, особо благоприятные для формирования у него соответствующих им индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристик, с наступлением его зрелости вершина его достижений будет ниже, чем могла бы быть, если бы сенситивные периоды не были проигнорированы воспитателями.

Жизнь дает нам много примеров, когда заболевания, перенесенные человеком в детстве и становящиеся хроническими, фактически исключают приобщение его к деятельности, к которой у него есть призвание, и, значит, делают невозможным для него движение по восходящей в этом виде труда, а следовательно и высших проявлений в нем.

Или возьмем другой случай. У человека обнаруживаются яркие специальные способности, которые сигнализируют о том, что при соответствующей напряженной работе по их развитию их владелец мог бы подняться до очень высоких вершин в своем творчестве.

Однако, оказывается, что есть очень определенные изъяны в его формировании как личности: недостает целеустремленности, отсутствует привычка к будничному трудовому усилию, он легко поддается влиянию товарищей, склонных к бездуховному времяпровождению.

И в результате субъекта деятельности, который при другой «логике» развития его личности мог бы выйти на подлинные вершины в творчестве, из этого человека не получается.

Многосторонний анализ процесса становления индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, отмечаемых у многих выдающихся людей, позволяет высказать предположение, что, если, проходя свой жизненный путь, они достигали неординарных вершин в отстаивании общечеловеческих ценностей, в решении задач, связанных с избранной ими областью профессионального труда, то это означает, что на предыдущих ступенях возрастного развития их формирование как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности шло в воспитательном отношении нормально или близко к норме. А в биографиях ряда людей, оставивших заметный след в истории материальной и духовной культуры, отчетливо просматривается у них присутствие своеобразных микроакме на каждой возрастной ступени их жизни, которые

можно считать своеобразными сигналами-предвестниками, разумеется, при отсутствии резко неблагоприятных обстоятельств для этого в последующем, большей вероятности выхода этих людей на уровень макроакме в зрелый период их жизни.

Именно такие микроакме-предвестники большого акме в будущем, можно утверждать, имели место на ранних этапах личностного и деятельностного развития, например, М.Ю.Лермонтова, Л.Д.Ландау, С.В.Рахманинова, И.Е.

Репина и еще многих других людей, внесших оригинальный вклад в отечественную и мировую культуру.

Высказывая эти суждения, я, конечно, понимаю, что определение строго научными методами многообразия вариантов оптимума в индивидном, личностном и субъектном развитии человека на каждой из ступеней, предшествующих зрелости, – это задача, которая еще ждет своих исследователей.

Но великое значение решения ее для успешной организации всего процесса воспитания человека, чтобы к своему зрелому возрасту он не растерял свое физическое здоровье, как личность был последовательным борцом за общечеловеческие ценности и как субъект деятельности был бы не бездумным исполнителем, а творцом-новатором, очевидно не только в теоретическом плане, но и из-за своей бесспорной практической значимости.

Конечно, капитально обоснованная теоретически и хорошо проверенная на эффективность экспериментально проработанная «технология» постепенного продвижения человека на уровень высокого и продуктивного по общечеловеческим и индивидуальным результатам акме как индивида, как личности и как субъекта деятельности при достижении им ступени зрелости – дело далекого будущего, а пока она – ориентир, в направлении которого должны развиваться исследования специалистов ученых и реальная работа практиков, занятых в области воспитания. Особенно нелегким при решении этой задачи будет создание такой технологии, которая давала бы возможность руководить развитием человека, разумеется, обязательно принимая во внимание его задатки, чтобы вершина, которую он достиг в ходе его, в своем, так сказать, духовном и материальном выражении означала бы одновременно высший уровень в развитии его как индивида, как личности и как субъекта деятельности.

Чаще всего в жизни некоторое относительное соответствие этих сторон развития человека друг другу действительно имеет место, и без него, очевидно, не может быть достигнуто и само акме.

Но одновременно повседневная жизнь представляет нашему вниманию множество фактов, когда акме у человека на самом деле проявляется лишь на индивидном или лишь на личностном, или ярче всего и сильнее всего на субъектно-деятельностном уровне.

И даже в границах физического или личностного, или субъектно-деятельностного развития вершина, достигнутая человеком, может иметь парциальный и узко направленный характер.

Но в то же время та же жизнь дает, хотя и не очень часто, примеры акме людей, для которого типична удивляющая своей многосторонностью, поразительной глубиной и новаторской продуктивностью всего содеянного ими. Ведь именно таким было акме Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, В.И. Вернадского. Одновременно, как известно, при огромной творческой и духовной насыщенности оно отличалось у них и значительной продолжительностью.

По всем данным, этот последний ярчайший показатель их акме был обусловлен не только их многообразными интересами, выходящими на разные области еще не познанного в окружающем мире, и не только их мощным творческим интеллектом, но также прочно и органично усвоенными ими общечеловеческими ценностями, которые, трансформировавшись в мотивы, постоянно побуждали их к подвижническому труду. Совершенно конкретно говоря, характер мотивации человека оказывает громадное влияние на, так сказать, калибр акме человека, на его содержание, формы его выражения, на сам процесс его достижения, на длительность периода акме и на состояние и поведение человека, когда этап акме оказывается им пройденным.

Как известно, в психологии есть такое понятие, как уровень притязаний. Он напрямую связан с особенностями «Я-концепции» человека и всегда в значительной степени определяет социальный и личный пределы поступка, который «позволяет» себе совершить человек.

С ним непосредственно связано и то, какую вершину склонен и готов достичь человек в своем творчестве и до какой ступени он намерен дойти в своем профессиональном росте.

Одновременно за интенсивностью и устойчивостью уровня притязаний, за его определенностью стоит «цена» в виде затрат времени, целеустремленного и часто очень чернового труда, отказа от случайных увлечений, которую человек в состоянии «заплатить», чтобы как личность, как деятель выполнять задуманное.

С этой же категорией уровня притязаний, в которой находит выражение ценностное содержание личности и прямо связанная с нею сущностная стратегическая линия жизни человека, теснейшим образом сопряжено и понимание им значения своих поступков и результатов своего труда только для ближайщего особенно субъективно значимого окружения, или для своего Отечества, или для всего человечества. И анализируя поступки и деяния большого ряда выдающихся людей в течение всей их жизни, мы имеем все основания объективно констатировать, что все они были звеньями как бы одной цепи, и духовный творческий вклад каждого из них шел по восходящей, благодаря чему постоянно возрастала и объективная значимость новаторского элемента, вложенного этими крупномасштабными людьми в очередной результат своей деятельности.

Вместе с тем жизнь нас сталкивает подчас с другим типом людей, которые могут продемонстрировать, так сказать, краткосрочную целеустремленность, мобилизовать на предельном для них уровне имеющиеся у них физические и духовные резервы, выдать своеобразный «всплеск» проявления на высоком уровне имеющихся у них способностей и свершить максимальные по их меркам деяния, полностью укладывающиеся в пределы их притязаний, а после этого почувствовать глубокую пустоту, непреодолимую подавленность и даже утратить для себя смысл дальнейшей жизни.

Прослеживание причинно-следственных зависимостей, лежащих в основе таких случаев, обнаруживает несформированность у этой группы людей такой стратегии построения жизни, которая предполагала бы постоянное движение к осуществлению все новых более трудных, чем прежде замыслов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. И как показывают проведенные исследования, например, Т.И.Пашуковой, у людей, у которых наблюдается описываемый феномен, стержнем их личности чаще всего выступает эгоцентрическая направленность.

Раз уж речь пошла о сформировавшейся у человека мотивации и связанном с ней уровне притязаний и об их воздействии на достижение или недостижение им при своем развитии уровня акме, нельзя обойти молчанием зафиксированный в биографиях многих выдающихся людей факт, когда имеющийся у человека и явно обидно отмечаемый у него окружающими людьми физический или какой другой недостаток пробуждал в нем неукротимое желание показать всем, что по своим способностям совершать великие деяния он не только не уступает другим людям, но и превосходит их. И проявляя поистине огромную энергию и целенаправленно работая в той области, в которой он решил добиться высокого профессионализма, такой человек всесторонне и фундаментально вбирал в себя все, связанное с ней, и развивал в себе качества личности, необходимые для успешного выполнения задач, относящихся к выбранной им области деятельности. И затем, начав действовать как профессионал, он шел все к большим достижениям и поднимался до уровня очень яркого и самобытного по своей сути и форме выражения акме. Так было, например, с полководцами А.В.Суворовым и Наполеоном Бонапартом, математиками ПЛ.Чебышевым и Л.С.Понтрягиным, писателем Алланом Маршаллом, актером А.А.Остужевым.

После ознакомления со всеми приведенными выше положениями, в которых раскрывается суть акме, его структура, формы выражения, а также некоторые факторы, которые помогают или мешают достижению акме, у читателя может сложиться впечатление, что вершина развития человека, расцвет его как гражданина, как труженика-творца, как супруга, как родителя достигается в результате ровно и поступательно постепенно идущего бесконфликтного и совершенно бескризисного процесса, когда он уже стал взрослым. Думать так – значит очень упрощенно истолковывать этот феномен и в очень облегченном виде представлять себе закономерности, благодаря действию которых он может возникнуть и стать реальностью в биографии того или иного человека.

Во-первых, еще Б.Г.

Ананьев со своими учениками установил, что достижению человеком уровня акме в какой-то области деятельности, связанной, например, с познанием, с общением, тем или иным видом профессионального труда, предшествуют далеко не равноуспешные периоды вхождения в нее, когда более или менее заметные замедления и даже спады, а также ошибочные ходы в планировании и осуществлении замыслов сменяются перспективными находками и выходом на качественно новый, более высокий уровень решения проблемы ими реализации задуманного.

Во-вторых, ряд исследователей – Б.Г.Ананьев, Я.А.Пономарев, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.

Эльконин и другие – писали о так называемых кризисах в развитии, когда происходят сначала скрытые, а затем явные существенные перестройки в картине мира, которая имелась у человека, в его ценностных ориента-циях и их иерархизации, в стратегии и тактике решения жизненных задач различной сложности.

В.Л.Дранков и А.Ф.Эсаулов об этих временных кризисах говорили более конкретно – первый в приложении к деятельности великих писателей, артистов и художников, второй – имея в виду труд выдающихся изобретателей.

Очень интересные суждения о том, какое акме у человека, когда оно состоится и состоится ли оно вообще, высказал Е.А.Климов.

Имея в виду ход процесса развития человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, он настойчиво подчеркивал, что в различных временных точках жизненного пути человека, к моменту достижения которых последний уже накопил какой-то определенный опыт познания, труда, общения, наложивший печать на особенности характеристик познавательных процессов, его эмоционально-волевой сферы, его поведения, постоянно возникают объективные ситуации, которые ставят человека перед выбором: что и как делать дальше и как дальше жить? И в этих коллизиях ситуаций, которые могут ставить человека перед очень непростыми проблемами – и его как личность, определяющую свое отношение к происходящему, и его как обладающего свободой воли субъекта, который должен сделать выбор, какое будущее для себя он дальше предпочтет, – он должен принять решение и начать его осуществлять. И, понятно, от того, как он поступит в этот важнейший для его судьбы момент, от этого будет в большей мере зависеть, состоится ли действительно вершина в его развитии на следующих отрезках его жизненного пути и какой она будет.

Когда ретроспективно удается проанализировать жизненные пути, пройденные разными людьми, то бросается в глаза: выдающиеся люди, у которых, если судить по тому, что они оставили потомкам, расцвет действительно состоялся, сумели подняться на более высокие вершины, чем их современники.

Но при этом оказывается, что в узловых точках своего пути они не боялись решений, которые они хорошо просчитали или принимали интуитивно, опираясь опять же на хорошо интегрированный прошлый опыт и на свою тоже подчас подсознательно срабатывающую способность прогнозировать будущее.

Интересно, что многим их современникам эти их решения казались рискованными или совершенно неоправданными. Воистину, «сильные переплывают море жизни, слабые в нем барахтаются». Именно такие факты, подтверждающие справедливость высказанных положений, встречаются в биографиях полководца М.И.Кугузова, ученых И.В.Курчатова, М.А.Лаврентьева, Е.О.Патона, педагога А.С.

Макаренко, художника П.А.Федотова и других.

При этом история сохранила нам примеры того, что, приняв такие, оказавшиеся очень дальновидными решения и осуществив их в результате напряженнейшего творческого труда, результатом которого явились деяния в государственной деятельности, в науке, в технике, в искусстве и в других областях, эти люди, достигшие и пережившие, совершенно бесспорно, свое акме, фактически оказывались непонятыми или даже вовсе не принятыми своими современниками. (Вспомним, например, судьбу Джордано Бруно, Н.И.Лобачевского, Ю.К.Кондратюка.)

Приведенные факты ставят перед нами проблему критериев акме.

Признание или непризнание выдающимися достижений человека большинством людей, будь они даже специалистами в этой области, в которой проявил себя этот человек, еще не означает, что он достиг или не достиг вершины в своем развитии (это может относиться и к гражданско-личностным, и к субъектно-деятельностным характеристикам высших достижений человека). Показателем достигнутого уровня акме является все-таки практика: насколько свершенное человеком действительно работает или будет работать на социальный и технический прогресс, на сохранение планеты Земля, на духовное и физическое здоровье человечества, на благо родного ему Отечества, на приумножение ценностей жизни и культуры, наконец, на более глубокое постижение законов развития природы, общества и человека.

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | …

Бодалев А.А.,

Источник: http://hpsy.ru/public/x802.htm

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-97589.html

Эмоциональное содержание феномена акме – Международная интернет-конференция

ФЕНОМЕН АКМЕ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Каменева Людмила Владимировна, аспирантка Луганского национального университет имени Тараса Шевченко, Украина, lyu-ka@yandex.ruВведение. Вопросом смысла жизни озадачивались многие поколения людей. Это один из наиболее распространенных запросов у клиентов психологических консультаций.

Возникает он, когда мы задумываемся о той вершине, которую можем достигнуть, о том личном предназначении, которое можем реализовать в своей жизни. По определению в психологическом словаре, акме — это достижение человеком наивысших вершин в жизнедеятельности и самореализация творческого потенциала, который является основной общечеловеческих общих возможностей [9].

Акме в жизни человека – это та важная цель, которая направляет деятельность личности на ее достижение. Профессиональное акме – это причина осознанного выбора личностью профессиональной деятельности, которая мотивирует на успехи в профессиональном обучении. Из сказанного, очевидна ценность изучения акме и механизмов его достижения.

Эмоциональное содержание феномена акме может быть раскрыто через составляющие его переживания – переживание счастья, включающее в себя чувство полноты жизни, удовлетворенности ею, оптимизм, интерес, удовлетворенность деятельностью, эмоциональный тонус.

Анализ предметной области.

Принимая во внимание новизну изучения феномена акме с позиций его эмоционального содержания, мы понимаем возникающие в этой связи методологические сложности теоретического обоснования нашего исследования. Поэтому междисциплинарность его явилась необходимым и оправданным средством обоснования.

Под акме в нашем исследовании мы будем понимать процесс интенсивного роста и качественного прыжка в развитии (по И.Н. Семенову). Именно данная модель акме позволяет человеку управлять индивидуально-профессиональным развитием, делая его постоянным процессом творческого саморазвития. Данный процесс по мнению И.Н. Семенова постоянен и имеет восходящее направление.

Центральной категорией акмеологии, обозначающей область ее исследований, является «профессионализм деятельности», раскрываемый через понятия результативности, продуктивности, эффективности деятельности [5]. Продуктивность по сути своей есть достижение результата, то есть продуктивность равна результативности.

В то же время всегда является ценным не только результат, но и путь к нему. В данном ключе важным является такой фактор как умение оптимально распоряжаться ресурсами для достижения цели. Данное умение в литературе упоминается как эффективность. Таким образом, для оценки достижения или недостижения личностью своего акме, мы будем использовать критерий эффективности личности.

Под эффективностью мы будем понимать способность личности достигать высоких результатов в своей деятельности при использовании оптимального количества ресурсов: личных (способностей и времени), материальных (средства), информационных (технологии).

Опираясь на системный подход, акмеологи предлагают дополнять его еще двумя позициями: результат субъекта деятельности и обратная связь как входящая информация для самокоррекции и самореорганизации деятельности, рассчитанной на достижение более высокого результата [11].

Говоря об обратной связи, получаемой личностью от результатов своей деятельности, мы фактически говорим о социальном признании. Именно критерий социального признания показателен для личности как индикатор успеха ее деятельности, как результат целенаправленных усилий на социализацию и максимальное использований своих умений и навыков.

В связи с выше изложенным перед нами встал вопрос: а как мы поймем, что человек достиг своего акме. Как оценим его достижения в настоящий момент, насколько они максимальны? Признание, по Акселю Хоннету, – это многоуровневое измерение, которое характерно для любых взаимоотношений между субъектами и регламентирует их нормативно[16]. Для этого А.

Хоннет вводит понятие взаимного признания. Следуя типологии Акселя Хоннета, мы выделяем три сферы взаимного признания: эмоциональное признание, правовое признание и социальное признание. В контексте нашего исследования мы будем использовать категорию «социальное признание», так как для системного подхода традиционно важным является рассмотрение личности в социальном аспекте.

Таким образом, сфера взаимного социального признания базируется на принципе достижений и заслуг перед обществом. Социальное признание является также показателем достижения высоких результатов в разных сферах жизни человека: это и признание в профессиональной сфере, в сфере социальных контактов (признание и высокий статус личности, достигающей своего акме в группе).

Человек, который имеет социальное признание общества, обладает также позитивным образом себя как субъекта деятельности, что формирует в нем самопринятие и самопризнание. Именно самопризнание позволяет человеку черпать силы для движения к своему акме, являясь важным ресурсом личности. А самопризнание и самодоверие, по Зелигману, результат оптимистического стиля мышления [15].

Детерминируют саморазвитие многие факторы, значительную часть которых сосредоточена в эмоционально-волевой сфере личности. Через эмоции человек развивается изначально, в основе познавательной активности лежит интерес. К. Анохин указывает на важную роль, которую играют положительные эмоции в обучении.

Удовлетворение потребностей, если оно сопровождается положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а негативные эмоции, получаемые при неудаче в получении планируемого результата, вызывают демотивацию на выполнение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели, то есть иной деятельности.

Позитивные переживания дают большую ценность деятельности, положительные эмоциональные состояния существенно влияют на физическое и психическое здоровье, работоспособность и креативность личности [1]. Основатель гуманистической психологии А.

Маслоу в своей работе о пиковых переживаниях указывал на то, что в момент пикового переживания человек посещает свой «персональный рай» и обладает признаками самоактуализирующейся личности. При этом посещение «персонального рая» характеризуется переживанием человеком счастья.

Понятие о самоактуализации легло в основу многих трудов известных акмеологов, которые связывают самоактуализацию с реализацией смысла жизни человека. Абрахам Маслоу считает, что человек изначально по своей природе стремится к самоактуализации, и это путь к удовлетворению своих бытийных потребностей [10].

К бытийным потребностями мы будем относить потребность в развитии, достижении своего акме. Исследованиями счастья, его природы, его детерминации занимались такие ученые как, в первую очередь, М. Аргайл, К. Изард, а также отечественные ученые П. Ильин, Н.Л. Карпова, антропологи М.В. Бахтин и И.В Сидоренко [1, 4, 7, 8 , 13].

Поскольку рассматриваемые нами в исследовании основные понятия акме и счастье малоизученны и субъективны, велика важность в определении данных понятий.

Счастье — это эмоциональное состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни, применение своих способностей и талантов, осуществление своего назначения (М. Бахтин). По А. Маслоу, базовым элементом счастья является чувство полноты и насыщенности жизни.

Действительно, человек, переживающий счастье, расширяет границы своего восприятия действительности и это дает ему способность видеть в реальности больше граней, что делает эту реальность более полной, насыщенной. Данная особенность дает дополнительную способность человеку покорить свою профессиональную вершину.

Настоящий профессионализм как результат достижения акме всегда сильно мотивационно-эмоционально заряжен и направлен на осуществление именно данной деятельности, и будущий результат этой деятельности обладает высокой ценностью [4]. Именно эта заряженность объясняет те способности преодолевать все возникающие на пути у человека препятствия, чтобы реализоваться в своей профессии.

Именно эта заряженность заставляет человека ставить высокие цели, являет ему в фантазиях его «каменный цветок», то есть ту вершину мастерства, которую еще не достигал никто, но в достижении которой человек уверен. Мы предполагаем, что человек испытывает счастье, идя к своему акме. К. Изард указывал на то, что счастье – это очень высокий уровень радости.

Он называет основные причины счастья: успех и социальное одобрение; применение умений; музыка, другие виды искусства и религия; погода и окружающая природа; отдых и релаксация. Таким образом, мы видим, что стремление к реализации своих умений и способностей, дают человеку понимание его предназначения как профессионала, как личности.

Применяя максимально свои способности, человек испытывает радость, счастье и чувство полноты жизни. Эти эмоции являются мотивацией к достижению своего акме.

Как мы уже говорили ранее, что удовлетворенность жизнью складывается из многих факторов, значимыми из них являются удовлетворенность работой, социальные контакты, которые дарят счастье как эмоциональное переживание, успех в профессиональной деятельности и, соответственно, признание в среде профессионалов.

Учитывая эмоциональную и когнитивную составляющие счастья, можно говорить о том, что саморефлексируя о своей жизни, человек понимает причины своего счастья, управляет своей жизнью так, что события его жизни приводили его к переживанию счастья.

При этом мы помним, что и самодвижение – Бытийная ненасыщаемая потребность и переживание счастья – также Бытийная ненасыщаемая потребность, которые, объединяясь, дают мощную мотивационную поддержку человеку на пути к своему акме. Так как счастье обладает не только эмоциональной, но и когнитивной составляющей, значимым для его переживания является стиль мышления. М. Зеллигман описывает специальный стиль мышления, который он называет «оптимистическим». Для данного стиля характерно перераспределение ответственности за успехи и неудачи на себя и других. В частности, оптимистичные люди склонны приписывать успехи себе, а неудачи – обстоятельствам. Напротив, пессимисты, видят во всех неудачах собственные промахи, а во всех успехах всего лишь волю случая, тем самым, занижая свою самооценку. Для оптимистичных людей так же характерна более высокая активность, так как у них нет страха неудачи. Данный фактор помогает оптимистам совершать более частые и серьезные экспансии в окружающий мир с верой в удачный исход экспансии. Пессимисты же, напротив, из-за страха неудачи, занижая самооценку, предпочитают не предпринимать активных действий по достижению цели [6]. Про активного человека часто говорят, что он «в тонусе». Активность имеет прямую связь с субъектностью и является ее составляющей. В психологии существует понятие «эмоциональный тонус», которое означает о вовлечение в деятельность, интерес, направленность внимания на предмет деятельности[1, 7 ]. И здесь просматривается связь между успехом в деятельности и эмоциональным тонусом через мотивацию на осуществление конкретной деятельности. Таким образом, эмоциональное содержание феномена акме – это эмоции, которые переживаются личностью в процессе достижения своего акме.

Методика. Для оценки уровня эффективности нашей выборки были использованы следующие методы:

– метод анализа результатов деятельности (исследование служебной документации респондентов по критерию «достижения»); – экспертная оценка процессиональной эффективности исследуемых. Экспертами выступали первые руководители, деловые партнеры наших респондентов, психологи, бизнес-тренеры компаний, которые участвовали в исследовании. Среди экспертов собирались мнения по поводу таких сфер деятельности респондентов как: деятельность профессионала, профессиональное общение и личность профессионала. Таким образом, выводился интегральный показатель «уровень эффективности». – биографическое интервью с фрагментами методик «Самооценка жизненного пути», «Гордость», «Наиболее важные биографические события»; – авторская анкета, направленная на исследование самооценивания фактов жизни. Для исследования эмоционального содержания феномена акме было использовано: – изучение уровня счастья (Оксфордский опросник счастья); – изучение уровня оптимизма (по методике М. Зеллигмана); – изучение уровня удовлетворенности работой (по Р. Кунину); – изучение индекса удовлетворенности жизнью (по Н.В. Паниной); – оценка уровня интереса и эмоционального тонуса (по Н.А. Курганскому и А. Немчину) Для обработки использовалась программа Statistika 5.0.

Экспериментальная часть.

Нашу выборку составили 74 человека и структура выборки такова: руководство среднего и высшего звена 4 трудовых коллективов, отдельные частные предприниматели-собственники успешного и стабильного бизнеса, профессионалы, фрилансеры, признанные социумом как высококомпетентные специалисты. Таким образом, распределение выборки по социальному статусу выглядит следующим образом: руководителей – 25 человек (34%),профессионалов – 36 человек (48%), предпринимателей – 13 человек (18%)

Возрастной интервал нашей выборки 24-48 лет. 24-30 лет – 11 человек (15%); 31-40 лет – 51 человек (69%), 41-48 лет – 12 человек (16%).

Под эффективностью мы будем понимать достижение стабильно высоких и социально признаваемых результатов в профессиональной деятельности, профессиональном общении и в личностных достижениях профессионала с оптимальными затратами времени и сил. При этом эффективность можно разделить по 3 вида: недостаточную, достаточную и высокую.

По мнению экспертов, к недостаточной может быть отнесена нестабильная эффективность, сочетающая в себе периоды подъема и спада результатов профессионала, к достаточной – отсутствие спадов в течение длительного времени и постоянным небольшим ростом, высокой – стабильно высокие результаты с постоянным ростом от 10% в год в периоде от 2 лет.

Экспертам было предложено оценить эффективность испытуемых по принципу: высокая, достаточная и недостаточная. Таким образом, по данному критерию выборка была разделена на 3 подвыборки с различием по уровню эффективности.

Разделение получилось следующим: Недостаточная эффективность – 24 человека (32%); Достаточная эффективность – 25 человек (35%); Высокая эффективность – 25 человека (33%). Следующей важной для анализа характеристикой нашей выборки было признание наличия или отсутствия достижений. В анкете был задан вопрос о самом большом достижении в жизни испытуемых.

Полученный результат можно структурировать следующим образом: 1) Достижение есть и названо – 56 человек (76%), 2) Достижение не названо или не диффиренцировано – 18 человек (24%) Для мониторинга основных ценностей и мотивов достижений при беседе с испытуемыми, используя метод «3 важных события», мы просили назвать 3 основных события их жизни.

Наиболее частые ответы были такими: выбор образования, рождение детей, свадьба, строительство дома (покупка квартиры), построение своего бизнеса. Если проанализировать данные ответы, то их можно условно разделить на 4 класса: 1 класс: события, относящиеся к личности респондента (работа над своей личностью, тренинги, образование).

2 класс: события, относящиеся к карьере респондента (построение бизнеса, получение должности, почести и награды за заслуги в работе). 3 класс: события, относящиеся к делам семьи респондента (рождение детей, свадьба, строительство дома). 4 класс составили нулевые значения, которые мы присваивали недифференцированным событиям и их отсутствию.

Примерами ответа на данный вопрос, получившими 4-й класс, были «ничего интересного», «главное событие – моя жизнь», «затрудняюсь ответить», «не знаю», «они еще впереди». Таким образом, выборка по данному критерию была разделена на 4 группы, где группирующим критерием была сфера жизни человека, в которой названы главные события жизни.

1-й класс (личность) – 15 человек, что составило 20% выборки 2-й класс (семья) – 30 человек, что составило 41 % нашей выборки. 3 класс (работа, карьера) – 11 человек, что составило 15 % выборки. 4-й класс (событие не названо или недиффиренцировано) – 18 человек или 24% выборки.

Используя метод дисперсионного анализа, нами выявлена значимые различия по группам по критерию «Достижения дифференцированные», куда входят такие ценности как «семья» и «работа, карьера» и «Эффективность». Это позволяет нам сделать вывод о том, что достижение акме супруга, родителя и профессиональное акме взаимно детерменируют друг друга.

Принятие социальных ролей супруга и родителя мотивируют личность на достижение профессионального акме и успехи в профессиональной деятельности, высокая эффективность мотивируют личность на достижение акме супруга и родителя. Иными словами, достигая акме супруга, родителя личность как бы «подтягивает» достижение профессионального акме.

Важным для анализа оказалось семейное положение испытуемых, так как с ним выявлены некоторые, описываемые ниже, значимые различия у подвыборок. По семейному положению выборка разделилась таким образом: женат (замужем) – 45 человек, холост (незамужем) – 19 человек, разведен(а) – 10 человек.

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что большая часть выборки находится в зоне акме супруга(и) – 60%, так как семейный стаж у них, как правило, более 10, что стало известно из материалов биографического интервью. Принятие данной социальной роли – еще одно свидетельство достижения личностью своего акме.

Принятие роли супруга(и) также часто связано по времени небольшим промежутком с принятием роли родителя. Этому свидетельство – признание самым большим достижением в своей жизни наличие детей у 28% опрашиваемых. Это наиболее часто встречающееся из называемых респондентами достижение. Для определения людей, оказавших наибольшее влияние на обследуемого мы использовали в интервью вопрос: «С кем у Вас ассоциируются главные события в жизни?». Полученные ответы можно условно разделить на три категории: «Я», «Другие», «Недиффиренцировано». Таким образом, мы получаем следующее распределение: Я – 63%, Другие – 15%, недиффиренцировано – 22%. Наибольшая доля респондентов ответили, что причиной самых главных событий в их жизни являются они сами, из чего мы можем сделать вывод о сильной субъектной позиции наших респондентов.Таблица 1. Уровень различия по подвыборкам (группирующий критерий – уровень эффективности).

F

p-level

Достижения (наличие или отсутствие)

2,90347

0,06**

пол

6,298214

0,00*

Семейное положение

4,72785

0,01*

Достижения дифференцированные

4,943202

0,01*

К-во хобби

0,119847

0,89

Оптимизм

1,14099

0,33

счастье

11,30508

0,00*

Удовлетворенность работой

3,518898

0,04*

Удовлетворенность жизнью

4,505962

0,01*

интерес

3,762983

0,03*

Эмоциональный тонус

3,487315

0,04*

* различия значимы на уровне р

Источник: https://www.sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/kamneva

Medic-studio
Добавить комментарий