Формы и методы государственного регулирования.: По способу воздействия государства на интересы участников

Формы и методы государственного регулирования экономики. – Ответы – Экономика и управление на предприятии

Формы и методы государственного регулирования.: По способу воздействия государства на интересы участников

Формы  государственного регулирования экономики

Формы госрегулирования экономики, различаются по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики:

1.                           Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2) степени охвата экономики-страны.

2.                           Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3.                           Государственное потребление — правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию.

Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление.

В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок.

4.

                           Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

5.                           Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств.

Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6.                           Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

7.                           Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач.

Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить “демократизацию” собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

Методы государственного регулирования экономики

1. По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

  • Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.
  • Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

2. По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

  • Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.

), во-вторых, социального вспомоществования (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.).

Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (введение системы тарифов и квот) политику государства.

  • Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком — определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства.

1.                           налоговая политика –  налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы.

2.                           кредитно-денежная политика –  операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.

3.                           бюджетная политика –  государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.

4.

                           регулирование цен – через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

5.                           Внешнеэкономическое регулирование – включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.

Источник: https://students-library.com/library/read/14548-formy-i-metody-gosudarstvennogo-regulirovania-ekonomiki

25 Внешняя торговля и методы ее регулирования – гос экзамен жуков 2011

Формы и методы государственного регулирования.: По способу воздействия государства на интересы участников

25.        Внешняя торговля и методы ее регулирования

В современных условиях внешнеэкономическаядеятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику,устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире неможет успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономическихотношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство.

Вместе с тем,мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнямиразвития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Вэтих условиях особое значение приобретает государственное регулированиевнешнеэкономической деятельности.

С одной стороны, важнейшей задачейгосударства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий длясвоих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано среализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка.

С другойстороны, процессы интернационализации и глобализации вызывают необходимостьлиберализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовыхотношений.

Можно выделитьследующие основные направления ихгосударственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные сэкспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническоесотрудничество и промышленную кооперацию), валютно-финансовые.

В зависимости от способа государственноговоздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить следующие формырегулирования:

 – административные (методы непосредственного, прямого воздействия,имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот,использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.):

 – экономические (воздействие на экономические интересы участниковвнешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер -налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютногокурса и т.д.)

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики,называемую иногда политикой свободной торговли. Следует заметить, что в чистомвиде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) невстречается.

Наличие административных форм воздействияна участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают спроведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики,которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой,вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

Вместе с темотдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономическихформах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно вобласти защиты сельского хозяйства.

Внешнеэкономическая политика, носящаяумеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементовоткрытой экономики и протекционизма.

Государственное регулированиевнешнеторговых отношений, связано среализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Тарифныеметоды направлены на регулированиевнешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина – разновидностьакцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров черезгосударственную границу.

Функции пошлины:фискальную – пополнение госбюджета; протекционистскую – защита отечественныхпроизводителей; регулирующую,связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Классификации таможенных пошлин:

– по объекту обложения – выделяютсяимпортные, экспортные, транзитные;

– по способу взимания – адвалорные(взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические(взимаются в денежных единицах с определенного количества товара),комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфическойставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную суммупошлины.

Нетарифныебарьеры – ограничения внешнейторговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различныеподходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде срединетарифных методов можно выделить следующие группы:

 меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающиеследующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование,соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины,компенсационные пошлины и сборы;

мерыкосвенного ограничения, носящиенеколичественный характер, среди которых можно выделить два способа(направления) воздействия:

· совокупность мер не направленных непосредственно накакие-либо ограничения  внешнеторговыхотношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов(технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм,требования к упаковке, маркировке, доставке);

 б)введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей;отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам ипредпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков,разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты ижелезнодорожные станции и т.д.)

·  финансовые меры,регулирующие импортно-экспортные потоки:

а) специальные правила импортных платежей

б) множественные валютные курсы

 в)ограничения на накопление иностранной валюты

 г)импортные депозиты

 д)отсрочки импортных платежей

 е)субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методовзанимают паратарифные барьеры -разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемоготовара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определеннуювеличину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

 – внутренниеналоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог надобавленную стоимость)

 – различныетаможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы затаможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а такжерегистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы),специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансовогоположения государства или защиты национального производства

 – декретированаятаможенная оценка – установление таможенной стоимости определенных товаров,применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административномпорядке.

Государственное регулирование движениякапитала и валютно- финансовых отношений. Важным направлением внешнеэкономических отношений государстваявляется регулирование иностранныхинвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Направления государственного воздействия:

· иностранныеинвестиции в национальной экономике:

 -налоговые и таможенные льготы;

 -гарантии против национализации иностранной собственности;

 -возможность репатриации прибыли;

 -предоставление концессий.

· инвестициирезидентов в экономику других стран(зарубежные капиталовложения):

 -ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;

 -определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранногокапитала, в том числе при создании совместных предприятий;

 -применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностраннымиинвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;

 -установление условий, оговаривающих необходимость использования местныхфакторов и компонентов производств.

Могут использоваться дополнительныеинструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций:

Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускореннуюамортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенныельготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставлениястатуса “пионера”).

Финансовые – получение займов и кредитов, представляемых взависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторыесоциально- экономические задачи на уровне центрального или местногоправительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров,занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).

Нефинансовые – позволяющие в целом улучшить инвестиционный климати тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальныхинвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем,строительство дорог, организация свободных экономических зон.

Вторым направлением государственноговоздействия является регулирование вывозакапитала – процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж.

Официальнокапитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, вссудной форме – в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических ифизических лиц на банковских депозитах и различных счетах.

В развитых странахгосударственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мергосударственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций:это меры информационной и технической поддержки инвесторов – содействие впоиске зарубежного партнера, в организации предварительноготехнико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализацииинвестиционных проектов, в финансировании инвестиций – участие в капитале,предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

Иногда капитал вывозится за рубеж нестолько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путемпомещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о”бегстве” или “утечке” капитала за границу,

Особое место в системе государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютноерегулирование может включать в себя валютные ограничения. Они связаны сприменением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и(или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностейрезидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границукредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движениякапиталов. 

Источник: https://www.sites.google.com/site/gosekzamenzukov2011/home/25

2. Государственное регулирование экономики: цели и методы

Формы и методы государственного регулирования.: По способу воздействия государства на интересы участников

Встранах с централизовано управляемойэкономикой вмешательство государства,его участие в управлении экономикойпроявляется в виде директивных планов,распорядительства материальными,финансовыми, природными, трудовымиресурсами и денежными средствами.

Встранах с рыночной экономикой степеньвмешательства государства и его органовв экономическую деятельность субъектовпредпринимательской деятельности носитпреимущественно косвенный характер.

Государство воздействует на экономикупосредством законодательных ограничений,налоговой системы, установленияобязательных платежей и отчислений,государственных инвестиций, субсидий,льгот, осуществления государственныхсоциальных и экономических программ идр.

Ограничениегосударственного вмешательства вэкономику обусловлено, прежде всего,разнообразием форм собственности насредства производства – частной,коллективной, а также правом собственностина землю. Право собственности обеспечиваетотносительную независимость собственниковот государства и его органов управления.

Государственноерегулирование экономики– это набор типовых мер законодательного,исполнительного и контролирующегохарактера, осуществляемых государственнымиорганами для воздействия на деятельностьхозяйствующих субъектов и рыночнуюконъюнктуру с целью обеспечения условийнормального функционирования рыночногомеханизма и решения социальных проблем.

Масштабы,направления, объекты, инструментыгосударственного регулирования зависятот выбираемой правительством политики.В основе той или иной проводимойгосударством политики лежат разныевоззрения на целесообразность и методыгосударственного вмешательства вэкономику. Существуют разные теориигосударственного регулирования.

Неоклассическаятеория(теория «невмешательства», нерегулирования).Согласно воззрениям классиков, как ужеотмечалось, рыночная экономика обладаетсвойством саморегулирования. Всенедостатки рынка являются следствиемограничения рыночной свободы, и поэтомугосударству не следует вмешиваться вэкономику. Рынок сам решает всеэкономические проблемы, свобода выбора– основа эффективности хозяйства.

Кейнсианскаятеория.Переворот во взглядах на роль государствасвязан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнспоказал, что рыночной экономике, которая,хотя и является саморегулируемой,внутренне присущи определенныенедостатки, затраты общества попреодолению которых очень велики,поэтому государство должно воздействоватьна рыночный механизм. По мнению Дж.

Кейнса,важнейшим направлением воздействиягосударства на экономику являетсяформирование эффективного совокупногоспроса (особенно инвестиционного),стимулирующего расширение производстваи предложения товаров. Основнымиинструментами, с помощью которыхгосударство может влиять на совокупныйспрос, является ссудный процент игосударственные расходы.

Кейнсианскиевоззрения на экономическую рольгосударства легли в основу многочисленныхпрактических разработок и концепцийпо регулированию экономики.

В течениенескольких десятилетий государственноерегулирование осуществлялось именнона основе кейнсианских построений.

Однако с конца 70-х годов ХХ века подвлиянием изменившейся экономическойситуации кейнсианские методыгосударственного регулирования экономикибыли подвергнуты ревизии, и сторонникамимонетаризма и теории предложения быливыдвинуты иные практические рекомендации.

Согласнотеориимонетаризмаактивное вмешательство государства вэкономику оказывает на нее отрицательноевоздействие и поэтому должно бытьминимальным. Основная задача государства– создать финансовые условия длянормального функционирования рынка.

Объектом регулирования со стороныгосударства должно быть лишь денежноепредложение, изменяя величину которогогосударство может влиять на динамикуосновных макроэкономических показателей(объём производства, темп роста цен,уровень безработицы).

Исходяиз ориентации на те или иные теоретическиеположения, правительства разных страни выбирают объекты, методы, инструментырегулирования экономики.

Объектыгосударственного регулирования– это сферы, отрасли, регионы, явленияи условия социально-экономической жизнистраны, где возникли трудности, проблемы,которые не могут быть разрешены рынкомавтоматически.

Объектамигосударственного регулирования являются:

1) экономическийцикл;

2) отраслеваяи региональная структура экономики;

3) условиянакопления капитала;

4) занятостьи цены;

5) денежноеобращение;

6) научно-исследовательскиеи опытно-конструкторские работы;

7) условияконкуренции;

8) состояниеокружающей среды;

9) внешнеэкономическиесвязи и т.д.

Субъектамирегулированиявыступают центральные (федеральные),региональные и муниципальные органыуправления.

Высшаяцель государственного регулирования– поддержание экономической и социальнойстабильности в обществе, обеспечениеэффективности производства.

Всеостальные цели производны от нее ипериодически модифицируются в зависимостиот многих факторов и различным образомпереплетаются между собой, находясь вотношениях взаимозависимости.

Процветаниестраны, рост благосостояния ее жителейдостигается, если в стране все, кто можети хочет работать, имеют такую возможность,цены устойчивы, объем производствапостоянно увеличивается, а внешняяторговля сбалансирована.

Отсюдаи основныецели макроэкономического регулирования2:

1. Устойчивыйэкономический рост.

2. Оптимальнаязанятость.

3. Экономическаяэффективность.

4. Стабильныйуровень цен.

5. Экономическаясвобода.

6. Справедливоераспределение доходов.

7. Экономическаяобеспеченность граждан.

8. Уравновешенныйвнешнеторговый баланс.

Устойчивыйэкономический рострассматривается как положительнаядинамика главных макроэкономическихпоказателей. Оптимальным считаетсятакой рост, который обеспечиваетодновременно его положительную динамику,повышение благосостояния, эффективноеиспользование ограниченных ресурсов,а также равновесие с природной средойи социальной сферой.

Оптимальнаязанятостьозначает, что все, кто желает и способенработать, получают подходящее занятие.Другими словами, в идеале работу должныиметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическаяэффективность– способность макроэкономикифункционировать с максимальной отдачейпри минимальных издержках используемыхограниченных ресурсов.

Стабильныйуровень цен– их одинаковая эффективность дляэкономических субъектов, т. е. никто невыигрывает и не проигрывает как отинфляции, так и от дефляции.

Экономическаясвобода– как цель означает, что все субъектыэкономики в рамках закона гражданскогообщества сами, без ограничений, принимаютрешения о путях реализации своихинтересов.

Справедливоераспределение доходоврассматривается как такое развитиемакроэкономики, при котором происходитобразование и преобладание в социальнойсфере т. н. среднего класса.

Экономическаяобеспеченность граждан– означает, что в идеале все гражданенезависимо от их трудоспособностидолжны быть обеспечены благами не нижепрожиточного минимума. Этот прожиточныйминимум должен позволять гражданинуреализовывать его основные права иобязанности на уровне социальных норм,принятых для больных, нетрудоспособных,престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенныйвнешнеторговый баланс– цель, означающая, что каждое государство,вступая в международные экономическиеотношения, должно «жить по средствам»,не наносить ущерба другим странам.

Совершенноочевидно, все отмеченные цели тесновзаимосвязаны, но весьма противоречивы.

Например,наращивание объемов производства можетпривести к росту цен, снижение цен влечетза собой рост безработицы, увеличениеимпорта в целях достижения балансавнешней торговли снижает занятость,увеличение экспорта в тех же целяхвызывает рост цен и т.д. Степень достиженияосновных макроэкономических целей вомногом зависит от государства и проводимойим экономической политики.

Поэтомув зависимости от их насущности на каждомконкретном этапе экономического развитияони ранжируются, определяются наиболееважные, или приоритетные.Приоритетные цели и формируют стратегиюмакроэкономической политики государства.

Методыгосударственного регулированияподразделяются на административныеи экономические.

Административныеметоды регулирования опираются на силугосударственной власти и ограничиваютсвободу выбора хозяйствующего субъекта.

Вотличие от административных, экономическиеметоды государственного воздействия(снижение налогов на бизнес или учетнойставки) не ограничивают свободупредпринимательского выбора.

Разграничениеметодов государственного регулированияна административные и экономическиедо некоторой степени условно, поскольку,чтобы задействовать экономическийрегулятор, необходимо административноерешение, в то же время любое административноерешение оказывает влияние на политику,проводимую хозяйствующими субъектами.

Тем не менее, очевидно, что если в плановойэкономике преобладали административныеметоды, то рыночной экономике характерныэкономические методы государственногорегулирования.

Именно они адекватныприроде рынка, так как непосредственновоздействуют на экономический интерес,конъюнктуру рынка и через нее напроизводство и потребление товаров иуслуг.

Административныеметодырегулирования рыночной экономикибазируются на соответствующемзаконодательстве, которое определяетотношения между хозяйствующими субъектамии включает меры запрета, разрешения,принуждения и убеждения.

Кадминистративному регулированиюотносятся многообразные формыбезвозвратного целевого финансированиятерриторий, отраслей, предприятий –это субвенции или прямые субсидии,которые включают различного родадотации, пособия, доплаты из специальныхбюджетных и внебюджетных фондов различныхуровней (общенациональных, региональных,местных). Сюда же относятся льготныекредиты.

Кадминистративно-правовым средствамтакже относятся различного рода стандартыи нормы,которые находятся на стыке экономики,техники и экологии (например, максимальнодопустимые нормы содержания тех илииных вредных веществ в пищевых продуктахили выбросов вредных веществ в атмосферуи окружающую среду в целом).

Использованиеадминистративных мер заставляетхозяйствующие субъекты приниматьрешения, основанные на предписанияхгосударственной власти.

Наиболеечасто административные методы используютсяв борьбе с монополиями, отрицательнымивнешними эффектами, в процессерегулирования деятельности государственныхпредприятий, при установлении минимальногоуровня оплаты труда, регулированиирынка труда, обеспечении экономическойбезопасности производства, защитенациональных интересов в сферемеждународных экономических отношенийи т.п.

 Экономическиеметодыгосударственного регулированияпредполагают воздействие на экономическиеинтересы хозяйствующих субъектов,создание у них материальнойзаинтересованности в выборе такой линииповедения, которая соответствуетпроводимой государством политике.Экономические методы, в свою очередь,делятся на прямыеи косвенные(рис.5).

Методы государственного регулирования
АдминистративныеЭкономические
ПрямыеКосвенные
Государственное законодательствоЦелевое финансирование территорий, отраслей, предприятийГосударственное предпринимательствоСоциально-экономическая политикаВнешне-экономическая политикаДенежно-кредитная политикаНалогово-бюджетная политика
Инструменты
лицензированиесубвенции, прямые субсидии,дотации.планыминимальная заработная плататаможенные пошлиныучетная ставкабюджет
регистрацияпособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетныхфондовкомплексные программыразмер пенсий, пособий по безработиценетарифные методы регулированияобязательные резервы банковгос. расходы
регламентацияльготные кредитыгосударственные инвестициикурс нац. валютыоперации открытого рынкагос. заказы
антимонопольные запретысубсидии и налоговые льготы отечественным экспортерамвалютные интервенциизаймы, субсидии, субвенции. дотации
квотированиекредитные льготыкомпенсации
запреты. разрешениязолотовалютные резервыналоги (ставки, льготы)

Рисунок5. Методы государственного регулирования

Прямыеметоды регулированиясвязаны с государственной собственностьюи предпринимательской деятельностьюгосударства. Государственноепредпринимательство (деятельностьпредприятий, учреждений и другихорганизаций, принадлежащих полностьюили частично государству) оказываетбольшое влияние на частный сектор иэкономику в целом.

Сегоднягосударство большинства стран, выполняяфункции частных предпринимателей(производство, продажа товаров, закупкаресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственноучаствует в производстве, распределении,обмене и потреблении товаров и услуг.Часть экономики страны, в которойхозяйственная деятельность осуществляетсягосударством, образует государственныйсектор.

Удельныйвес государственного сектора в экономикеразных стран различен. Он невелик в СШАи Японии. В Европе же на государственныхпредприятиях производится от 10% (Германия)до 30% (Австрия) ВВП.

Следует отметить,что границы распространения государственнойсобственности в рыночной экономикевесьма подвижны.

Доля ее меняется взависимости от того, какое сочетаниегосударственной и частной собственности,по мнению государства, наилучшим образомслужит решению задач стабилизацииэкономики, роста ее социально-экономическойэффективности, недопущения отставанияот других стран.

В50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольношироких масштабах осуществляласьнационализация – государственныйсектор расширялся; а в 80-е годы происходилаприватизация и сокращение государственногосектора.

Функциигосударства определяют цели деятельностигосударственных предприятий, которые,в отличие от частных, не ставят в качествепервоочередной задачи максимизациюприбыли, а подчиняют свои финансовыеинтересы политическим, общенародным,социальным целям.

Напервый план выдвигается максимизациясоциально-экономических выгод исодействие выполнению общенациональныхзадач.

Второстепенное значениекоммерческого успеха для государственныхпредприятий, искусственное ограждениеих от конкуренции, финансовая поддержкасо стороны государства и т.п.

делаютгосударственные предприятия менееэффективными по сравнению с частными.Именно это объясняет массовую приватизацию,проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенныеметодыпредполагают использование в качествеинструментов регулирования экономикигосударственный бюджет и массу денегв обращении.

Проводясоответствующую бюджетно-налоговую(фискальную) и денежно-кредитную(монетарную) политику, государствовоздействует на экономику. (Подробнееэти методы воздействия на экономикубудут рассмотрены в последующих темах).

Нарядус краткосрочным – государство осуществляетдолгосрочное регулирование –программирование.

Экономическоепрограммирование– разработка и принятие государствомпрограмм, формулирующих долгосрочныецели и определяющих порядок достиженияэтих целей; органы, ответственные заисполнение программ; необходимыесредства и порядок их финансирования.

Программирование– высшая форма государственногорегулирования – предполагает комплексноеиспользование всех методов государственногорегулирования для достижения определенныхэкономических целей.

Объектыпрограммирования те же, что и в случаекраткосрочного регулирования: отрасли,регионы, социальная сфера, научно-техническийпрогресс, занятость, темпы экономическогороста, внешняя торговля и т.д.

Государственныепрограммы могут быть:

1) целевые(программы развития какой-либо отраслиили региона, определенного направленияНТП или занятости, например, программыобщественных работ);

2) общенациональные(стабилизации или развития экономикив целом, например, удвоения ВНП за 10лет);

3) чрезвычайные(борьба с инфляцией, массовой безработицей,социальная защита беднейшего населенияи т.п.).

Вовсех странах существуют специальныегосударственные органы, ответственныеза разработку программ и их осуществление.

Отличиепрограмм, разрабатываемых в условияхрыночной экономики, от планов, принимавшихсяв административно-командной (плановой)экономике и носивших директивныйхарактер, состоит в их рекомендательно-индикативном(пожелательном) характере.

Государствоне может обязать частный бизнес следоватьтем или иным программам, но оно можетчерез налоговые и кредитные льготы,систему государственных заказовзаинтересовать предпринимателейразвиваться в направлении достиженияцелей принятых программ.

Государственномувоздействию на экономику, так же, как ирынку, свойственны определенныеобъективные недостатки.

Положение,при котором государство (правительство)не в состоянии обеспечить эффективноераспределение и использование ограниченныхресурсов общества называется фиаско(провалами) государства.

Причинамифиаско (провалов) государстваможет быть:

1)ограниченность, ненадежность илисознательное искажение информации,необходимой для выработки того илииного курса;

2)несовершенство политического процесса,в результате чего искажается общественныйвыбор;

3)наличие мощного бюрократическогоаппарата, интересы которого могутприходить в противоречие с интересамиобщества в целом;

4)неспособность государства полностьюпредусматривать и контролироватьпоследствия принятых им решений;

5)наличие временного лага между осознаниемпроблемы, принятием решений, их воплощениемв жизнь и результатами их реализации.

Такимобразом, к фиаско рынка может добавлятьсяфиаско государства. Поэтому, осуществляяте или иные меры, государство должнострого следить за возможныминеблагоприятными последствиями своихдействий, и в случае необходимостикорректировать их в соответствии сконкретной социально-экономической иполитической ситуацией в стране.

Взаключение следует еще раз подчеркнуть,что цель деятельности государства врыночной экономике – не перестройкарыночного механизма, а создание условийдля его свободного функционирования.

Современный рынок не может эффективнофункционировать без государственноговмешательства, но и государственноевмешательство имеет свои пределы. Рыноки государство не противостоят другдругу, а дополняют друг друга.

Это двестороны одной «медали» – смешаннойэкономики.

Источник: https://studfile.net/preview/4545321/page:3/

Методы и формы государственного регулирования

Формы и методы государственного регулирования.: По способу воздействия государства на интересы участников

Государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера ста­билизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и ре­шает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и т.п.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику. Выделя­ют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредит­ную политику.

Основные инструменты денежно-кредитной политики— норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учет­ная ставка, операции Центрального банка с государственными обли­гациями на рынке ценных бумаг.

Эти инструменты позволяют госу­дарству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и заня­тость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономическо­го роста и организовать распределение доходов.

К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, по­могающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального до­хода передается от относительно богатых к относительно бедным

слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ог­раничивают свободу предпринимательского выбора. Например, сни­жение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются ме­тодами, направленными на рост производства и усиление инвести­ционной активности предприятий.

Предприниматели увеличивают инвестиции и объем производства не потому, что у них нет иного вы­хода. Они полностью свободны в выборе производственной програм­мы и инвестиционной политики.

Просто снижение налогов и учет­ной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Экономические методы регулирования адекватны природе рын­ка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и че­рез нее — косвенно на производителей и потребителей товаров и ус­луг.

Так, увеличение трасфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою оче­редь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводите­лей увеличивать объем предложения.

Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические про­цессы занимает государственное предпринимательство. Сущность дан­ного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства до­статочна широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки.

Это — энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. от­расли, менее привлекательные для частного предпринимательства. Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причина­ми которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей сре­ды и т.

п.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повыша­ется роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные временные этапы стали формировать в виде государственных программ.

Для их реализации создают­ся экономические центры с привлечением ученых, представителей цен­тральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов.

Такие про­граммы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомен­дательное) планирование, — это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предус­мотренным вариантом социально-экономического развития. Опыт программирования экономики имеют многие страны. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между кото­рыми, как правило, существует противоречие. (Например, противо­речие между установкой на полную занятость и установкой на отсут­ствие инфляции.)

Все рассмотренные экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные регуляторы, влияющие на положение страны в мировой экономике.

Их значимость тем больше, чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей.

К примеру, ког­да государство помогает продвижению за рубеж товарной массы, отечественные предприниматели смелее инвестируют производство, привлекают дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг.

Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, — к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, прида­ет ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок являет­ся полигоном проверки потребительских свойств товаров, структу­ры и эффективности производства.

Для стимулирования экспорта государство применяет разнообразные экономические методы: предоставляет экспортерам налоговые льготы; берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильным средством поощрения экс­порта является регулирование валютного курса и вывоз капитала.

К административным методам регулирования экономики следу­ет отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправданно полномасштабное администрирование.

Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, пря­мой контроль над качеством и потребительскими свойствами това­ров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях эко­логической безопасности, при установлении гарантированного мини­мума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нор­мативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых мето­дов считается экономически оправданным и в целом не противоре­чит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени ус­ловно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответ­ствующих государственных органов.

В данном случае любые эконо­мические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно ока­зывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных про­цессов.

В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономи­ческих методов.

Тем не менее разграничение государственных мето­дов воздействия на экономические и административные принципи­ально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые дейст­вия государства, которые разрывают связи внутри рыночного меха­низма.

К примеру, тотальное директивное планирование, натураль­ное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка.

Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования.

Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатыва­ет национальные программы, осуществляет административный конт­роль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый меха­низм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что исключи­тельно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исклю­чительно благими намерениями, переступает этот предел, то проис­ходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономку связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреб­лении.

Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государ­ственного предпринимательства; значительна роль государства в пе­рераспределении национального дохода.

С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

Однако если в сфере распределения удельный вес государства очень велик, то в производстве его участие должно быть минимальным, а в обмене — практически равно нулю.

Есть общее понимание того факта, что в рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка — свои. Вопросы о том:

«Что?», «Как?» и «Для кого?» производить решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыноч­ного механизма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_117704_metodi-i-formi-gosudarstvennogo-regulirovaniya.html

Medic-studio
Добавить комментарий