Функции управления и их роль в управленческой деятельности

Основные функции управленческой деятельности

Функции управления и их роль в управленческой деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные функции управленческой деятельности

2. Непосредственное управление организацией

3. Характеристика основных управленческих функций

3.1 Конкретные (специфические ) управленческие функции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема работы одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Она актуальна потому, что управленческая деятельность — неотъемлемый и наиболее важ­ный компонент функционирования социальных организаций. Целью работы является рассмотрение основных управленческих функций организации. Основными управленческими функциями в организации являются:

 Управление процессами, происходящими внутри организации;

 Управление процессами взаимодействия организации с внешней средой;

Функция – широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии – работу, производимую органом, организмом; в математике – зависимость одной переменной от другой. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.

), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е.

управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. В социально- экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности.

Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Основные функции управленческой деятельности

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. [1]Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

 Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

 Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

 Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

 Значительная роль коммуникативной функции;

 Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления.

Всё содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определёнными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой и любой деятельностью. К таким функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование, стимулирование и контроль.

 Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности.

 Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации.

 Функция организации. Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов.

 Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

 Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;

 Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;

 Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

 Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

 Установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчинённости, координации и др.);

 Создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчинёнными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:

 Специализация исполнителей;

 Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;

 Параллельность действий;

 Ритмичность деятельности.

После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей.

В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы.

Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

 Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчинённого в общее дело;

 Связь стимулов с целями деятельности организации;

 Единство интересов подчинённого, организации и общества в целом;

 Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

 Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

 В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учёта и анализа деятельности. этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:

 наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;

 сравнение её параметров с заданной программой функционирования;

 количественную и качественную оценки эффективности деятельности;

 выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

 выявление причин сложившегося состояния;

 определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

Как правило, объём всех вышеперечисленных функций превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности.

Источник: https://poisk-ru.ru/s43961t17.html

Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента

Функции управления и их роль в управленческой деятельности

Функция управления –это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а так же соответствующая организация работ.

Фукции управления можно представить, как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Ведь управление – это искусство создавать вещи посредствам людей.

Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль).

Функция планирования:предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, что бы достичь этих целей применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

Так, стратегическое планирование (высший уровень) — главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише. На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.

е; определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием — это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения.

Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.

Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом функционирования организации.

Принципами планирования:

1.Полнота планирования — при планировании должны учитываться все события, и ситуации, которые/могут иметь значение для развития организации.

2. Точность планирования — при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.

З.Ясность планирования — цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.

4.Непрерывность планирования —это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

5.Экономичность планирования — расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать.

Поэтому следует помнить, что неопределенность — это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

Функция организации. Она состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это — процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.

Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технологии и персонала.

Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своей цели.

Как видно, вне зависимости от типа и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

1 Определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования; 2)определение видов деятельности по достижении этих целей; 3)поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединениеих в управляемые рабочие группы или подразделения; 4)координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член группы должен знать, что ондолжен делать, сроки выполнения работ и кто им руководит (управляет); 5) единство цели — работает ли каждый член организации на общуюцель, т.е. никто не должен работать против целей организации; 6) размах контроля или размах менеджмента — отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников. Нелегко определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. В реальной жизни это число сильно варьируется от организации к организации, от одного управленческого уровня к другому.

Таким образом, организация — это вторая функция управления. Из всего множества значений термина “организация” в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

1) организация — это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом; 2) организация — это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.

Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано. Он Может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники — всего лишь ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать.

Со времени промышленной революции наше общество становилось все более сложным. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой, как мотивировать деятельность .сотрудников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу.

Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость заплоды своего труда прививают работникам чувство цели. Это не менее важно, чем деньги (с точки зрения мотивации труда).

Менеджеров всегда интересовало, в каких условиях человек мотивирован к работе по чужому заданию. Этотинтерес возрастал по мере расширения личных свобод подчиненного, его превращения в частичного сопредпринимателя.

Чем свободнее становился человек,тем важнее осознание того, что им движет, что заставляет приносить большепользы.

Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления производственного опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цели организации своими целями.

Функция контроля. Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников.

Остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, – это контроль. Контроль, как правило, ассоциируют с властью, командованием, “поймать”, “уличить”, “схватить”.

Такое представление о контроле уводит в сторону от явного содержания функции контроля.

В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Как видно из определения, контроль имеет отношение меньше к отдаванию приказов сотрудникам, а больше – к процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды.

Функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).

Некоторые организации создали целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И тот,кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить.

Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными.

В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить действие, если результаты позитивные.

В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? что в следующий раз следует делать иначе? в чем причина отклонений от намеченного? какое воздействие оказал контроль на принятие решений? было ли воздействие контроля позитивным или негативным? какие выводы следует сделать для выработки новых целей?

Различают следующие виды контроля.

1. Предварительныйконтроль. Он напоминает айсберг, большаячасть которого, как известно, скрыта под водой. Это связано с тем, что некоторые аспекты контроля могут быть замаскированы среди других функций управления.Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется дофактического начала работ.

Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения.В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностический и терапевтический.

Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.

Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.

2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект – сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь.

Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей.

3. Заключительный контроль. Цель такого контроля – помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем в процессе ее выполнения).

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно,чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_347210_funktsii-upravleniya-ih-sushchnost-sostav-i-znachenie-v-sisteme-menedzhmenta.html

4. Функции управления: понятие, значение, классификация

Функции управления и их роль в управленческой деятельности

Функцииуправления – это относительносамостоятельные, специализированныеи обособленные виды управленческойдеятельности.

Для того чтобы считатьсятаковой, функция управления должнаиметь четко выраженное содержание,разработанный механизм ее осуществленияи определенную структуру, в рамкахкоторой завершается ее организационноеобособление.

Под содержанием подразумеваютсядействия, которые должны осуществлятьсяв рамках конкретной функции.

действий и функций, осуществляемых впроцессе управления, зависит от типаорганизации (административная,общественная, образовательная и т.д.

),от размеров и сферы ее деятельности(производство, торговля, оказание услуг),от уровня в управленческой иерархии(высший уровень руководства, среднийили нижний), от роли внутри организации(производство, маркетинг, финансы, кадры)и целого ряда других факторов.

Однако,несмотря на разнообразие функцийуправления в организации, существуютоднородные виды деятельности. В 1916 г.А. Файоль, который впервые разработалэту концепцию, писал, что существуетпять исходных функций: управлять означаетпредсказывать и планировать, организовывать,распоряжаться, координировать иконтролировать.

Речь идет о функциях,которые являются составными частямилюбого процесса управления вне зависимостиот особенностей (размера, назначения,формы собственности и т.д.) той или инойорганизации, поэтому их называют общими.

Современные исследователи разработалинесколько иной перечень основныхуправленческих функций: планирование,организация, распорядительство (иликомандование), мотивация, руководство,координация, контроль, коммуникация,исследование, оценка, принятие решений,подбор персонала, представительство иведение переговоров или заключениесделок. Практически в каждой работе поуправлению перечень основных управленческихфункций несколько отличается от других.

Выделяютпять общих функций управления:

– планирование(выбор целей и план действий по ихдостижению);

– организация(распределение задач между подразделениямиили работниками и установлениевзаимодействия между ними);

– мотивация(стимулирование исполнителей косуществлению запланированных действийи достижению поставленных целей);

– контроль(соотнесение реально достигаемых илидостигнутых результатов с запланированными);

– координация(обеспечивает соответствие и согласованностьмежду различными частями управляемойсистемы путем установления рациональныхсвязей).

Этипять общих функций управления объединенысвязующими процессами коммуникации ипринятия решений.

Планированиеявляется первой, важнейшей функциейпроцесса управления. Если плановыепоказатели недостаточно обоснованы,то, как бы хорошо организация ни работалана последующих этапах, результат будетнизким.

Планысодержат перечень того, что должно бытьсделано, определяют последовательность,ресурсы и время выполнения работ,необходимые для достижения поставленныхцелей. Соответственно, планированиевключает:

– установлениецелей и задач;

– разработкустратегий, программ и планов длядостижения целей;

– определениенеобходимых ресурсов и их распределениепо целям и задачам;

– доведениепланов до всех, кто их должен выполнятьи кто несет ответственность за ихреализацию.

Следующейфункцией управления является организация.Задача ее – формирование структурыорганизации, обеспечение ее всемнеобходимым. Кроме того, деление начасти и делегирование выполнения общейуправленческой задачи путем распределенияответственности и полномочий.

Приэтом важное значение имеет рациональнаяорганизация управленческих процессов.Эти процессы подразделяются на основные,вспомогательные и обслуживающие. Приэтом в качестве предмета труда выступаютуправленческое решение, информация,документы.

Если операция направлена наизменение параметров предмета труда,то процесс является основным.

Кобслуживающим управленческим процессамотносятся накопление, контроль и передачапредмета труда, к вспомогательным –операции, в результате которых создаютсянормальные условия для выполненияосновных и обслуживающих процессов.

Мотивация– процесс побуждения себя и другихлюдей к деятельности для достиженияцелей организации и личных целей.Руководители всегда мотивировали своихработников, осознавали они это или нет.

Мотивациюпо целесообразию рассматривают какпроцесс. В связи с этим ее можно представитьв виде шести следующих одна за другойстадий:

– возникновениепотребности;

– поискпутей устранения потребности;

– определениецелей (направления) действия;

– осуществлениедействия по удовлетворению потребности;

– получениевознаграждения за осуществлениедействия;

– удовлетворение,устранение потребности.

Функцияпроцесса управления – контрольустанавливает степень соответствияпринятых решений фактическому состояниюсистемы управления, реально достигнутыхрезультатов и целей запланированным,выявляет отклонения и их причины.

Дляосуществления контроля требуется учетвыполнения всех планов, программ изаданий. Параметрами при этом могутбыть количество, качество, затраты,исполнители и сроки. Расход ресурсовжелательно учитывать по всем видамресурсов и товаров, стадиям жизненногоцикла и подразделениям.

Функцияпроцесса управления – координацияобеспечивает его бесперебойность инепрерывность. задача координации– обеспечение взаимодействия исогласованности в работе всех звеньеворганизации путем установлениярациональных связей (коммуникаций)между ними. Характер этих связей можетбыть самым различным, так как зависитот координируемых процессов.

Поэтомудля выполнения этой функции могутиспользоваться как всевозможныедокументальные источники (отчеты,докладные, аналитические материалы),так и результаты обсуждений возникающихпроблем на совещаниях, собраниях, приинтервьюировании и т.д.

Большую рольпри этом играют технические средствасвязи, помогающие быстро реагироватьна отклонения в нормальном ходе работв организации.

Источник: https://studfile.net/preview/6210570/page:3/

Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления

Функции управления и их роль в управленческой деятельности

Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления.

В любом образовательном учреждении центральным звеном выступает конкретный человек со своими самобытными особенностями и в то же время типичными признаками. Это руководитель конкретного учреждения.

Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой — совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы и управленческих функций.

Управление современным образовательным учреждением — это обоснованное воздействие на педагогический коллектив, обслуживающего персонала, воспитанников, родителей в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Труд руководителя образовательным учреждением включает в себя все компоненты управленческого цикла. Профессиональное, качественное осуществление каждого цикла имеет большое значение в обеспечении эффективности деятельности образовательного учреждения.

Управление современным образовательным учреждением включает в себя правильный обоснованный выбор целей и задач учреждения, изучение и анализа имеющегося уровня воспитательной и образовательной работы, систему планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с воспитанниками; контроля и проверки исполнения поставленных задач.

управленческой деятельности по содержанию многопланово. Социально-экономическая ситуация в современном мире предъявляет много требований и к субъекту управления — менеджеру и к объекту управления — каждой личности, группе людей, целой организации. Среди менеджеров образования специалисты, занимающиеся менеджментом в управлении, выделяют три группы.

К первой группе (это высший уровень) относится административный персонал образовательного учреждения и органы управления образованием.

Вторую группу (средний уровень) составляют руководители методических, правовых, финансово-экономических и иных служб системы образования.

Третью ступеньку этой иерархии занимает педагог как организатор управления образовательной деятельностью воспитанников.

Руководить педагогической деятельностью, образовательным процессом — сложная управленческая работа, ведь руководитель выступает, с одной стороны, как исследователь возможностей работающих людей, их опыта, знаний и умений в их профессиональной деятельности, с другой — двигатель передового педагогического опыта работы как своего коллектива, так и коллег других образовательных учреждений, с другой – двигатель достижений педагогической науки и практики.

В современных условиях к управлению именно педагогическим коллективом предъявляются серьезные требования.

Руководитель должен проявлять лояльность к работающим сотрудникам; создавать атмосферу, которая будет способствовать раскрытию способностей людей; использовать методы и приемы управленческой деятельности, обеспечивающих удовлетворенность людьми своей работой, обеспечивающими их стремление работать еще лучше, качественнее, повышать результат своей профессиональной деятельности.

Методы управленческой деятельности — это целая система способов и приемов воздействия руководителя учреждения на объект управления для достижения поставленных целей и задач.

Многие авторы, изучающие менеджмент управленческой деятельности, говорят о существовании нескольких подходов к классификации методов управления, однако самая распространенная классификация, как они утверждают, включает в себя три группы.

Первую группу составляют экономические методы управления, связанные с социально-экономическими законами и отражают закономерности развития объективного мира — природы, общества; использование этих методов строится на системе экономических интересов личности и коллектива, и всего общества в целом.

Вторая группа – это социально-психологические методы управления. Эти методы основаны на формировании и развитии мнения общества относительно значимых нравственных ценностей — добра и зла, смысла жизни, нравственных устоев в обществе, отношений к личности, к людям, обществу и т. д.

Третья группа, группа, характеризующаяся организационно-распорядительными методами управления, основанными на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Данные методы можно назвать административно-хозяйственными методами управления.

Основой административно-хозяйственных методов управления являются отношения внутри учреждения, они включают в себя права и обязанности всех работников образовательного учреждения, их ответственность за выполнение возложенной на них работы.

Управление современными образовательными организациями многими исследователями в области теории управления рассматривается как целостный процесс, так как работа в учреждении идет по одному пути, к одной цели и это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Каждое из этих взаимосвязанных действий является процессом и называется функцией управления.

В настоящее время получил большое распространение подход, основанный на объединении всех основных функций, которые применимы ко всем образовательным организациям.

Данный подход в процессе управления состоит из взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля.

Эти четыре функции управления связаны между собой процессами коммуникации и принятия решений и представляют собой управленческий цикл.

Каждое действие в системе управления обязательно начинается с решения руководителя, но эти решения несут и материальную, и юридическую нагрузку, поэтому управленческое решение руководителя должно быть хорошо взвешенным, грамотным.

Решения руководитель принимает при возникновении проблемной ситуации, и они выполняют ряд функций: направляющую (какова цель), обеспечивающую (нахождение путей и средств достижения поставленной цели), координирующую и организационную (определение системы контроля и корректировки деятельности работников), стимулирующую (меры поощрения, премирование).

Управленческие решения могут различаться по степени охвата и сложности их реализации, по назначению и месту в функционировании образовательного учреждения, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний.

Выделяются следующие условные группы:

1. Перспективные решения, они определяют пути развития дошкольного учреждения на сравнительно длительный период. К ним относятся нормативно-организационные решения, связанные с уставной деятельностью образовательной организации и локальными актами, регламентирующими деятельность всего учреждения в целом.

2. Текущие решения (на достижение целей, ближайших по времени). К данной группе относятся оперативно-распорядительные решения – распоряжения, приказы, касающиеся образовательной деятельности, а также финансовых и материальных проблем.

При принятии управленческого решения условно можно выделить четыре этапа:

1. Выявление проблем (проблемы) и определение цели (ближайшей, на перспективу и т.д.).

2. Четкое понимание сформулированной цели и задач, доведение цели и задач до правильного понимания коллективом или конкретного человека, разъяснение условий для исполнения целей и задач, четкое определение роли каждого сотрудника при выполнении управленческого решения.

3. Доведение решения до сведения работника (работников), грамотная мотивировка в необходимости его исполнения.

4. Корректировка решения в устной и письменной форме, официальный выход, издание приказа, распоряжения, организация их исполнения.

Решения в современных условиях, требующих творческого подхода руководителя, его видения на перспективу, не могут быть выработаны лично руководителем.

Принятие решения – это деятельность, направленная на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них, самой важной и перспективной.

Таким образом, принятие правильного решения — это выбор планирования, организации, мотивировки и контролирования всего процесса, на который поставлены цели и задачи учреждения.

B. C. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целее направленности и организованности управляемых процессов.

Т. И. Шамова дает следующее определение управленческих функций – это виды деятельности, которые осуществляет управляющий.

М. М. Поташник отмечает, что различают общие функции управления, называемые еще управленческими действиями (это планирование, организация, руководство, контроль, анализ и др.

) и конкретные функции, когда управленческое действие названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено: например, планирование работы с педагогическими кадрами, контроль качества образования и т.д.

В настоящее время многие ученые считают, что содержание и последовательность функций в процессе управления одни и те же для всех управляемых систем. Основные функции управления отвечают на следующие вопросы:

• на каком уровне развития находится учреждение в данный момент;

• в каком направлении организации следует развиваться в будущем;

• как и каким образом будет происходить развитие.

Цель планирования будет заключаться в разработке плана на основе принятого решения.

План – основной документ, на основе которого организуется вся деятельность по достижению цели и поставленных задач.

Организация деятельности — важная функция управления, она предназначена для создания целой системы ресурсов образовательной организации: людских и технических, финансовых, материальных и других. Эта система дает возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения поставленных целей и задач.

Функция мотивации состоит в том, чтобы все члены коллектива добросовестно и качественно выполняли возложенную на них работу в соответствии с должностными инструкциями и в соответствии с планом.

Особое положение занимает среди функций управления функция контроля, по его результатам может производиться коррекция деятельности, плана и т.д.

Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль связаны между собой с помощью информации. Информация играет важную роль в управлении, она необходима для принятия решения и реализации принятого решения.

Коммуникация – это связывающая функция управления. Управление современным образовательным учреждением не может происходить без данной функции, которая предполагает наличие разных видов коммуникации, охватывающих учреждение со всех сторон.

Таким образом, управленческая деятельность – это сложный многоплановый процесс управления организацией, людьми.

Она должна быть направлена, прежде всего, на качественное достижение целей и задач образовательного учреждения, на получение конкретных значимых результатов, которые в целом приведут к положительному динамическому развитию образовательной организации, к поднятию спроса на учреждение на рынке образовательных услуг.

Источник: https://infourok.ru/upravlencheskaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-funkcii-upravleniya-1398873.html

Medic-studio
Добавить комментарий