Г л а в а 1 2 Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов с

Медико-социальная экспертиза и реабилитация в кардиологии

Г л а в а 1 2 Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов с
Инга Заболотных.

скачать книгу бесплатно

• клинической (нозологической) формы основного заболевания;

• клинической (нозологической) формы сопутствующего заболевания;

• стадии нозологического процесса;

• характера течения заболевания;

• вида нарушения функций организма;

• степени функциональных нарушений;

• клинического прогноза;

• реабилитационного потенциала;

• реабилитационного прогноза.

Глава 2
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ, РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОГНОЗА

Проблема реабилитации инвалидов в целях создания для них равных возможностей в различных сферах их жизнедеятельности занимает основное место в государственной социальной политике в отношении инвалидов в нашей стране. Эта политика строится в соответствии с международными правовыми документами.

К ним относятся принятые Генеральной ассамблеей ООН «Декларация о правах инвалидов» и «Стандартные правила обеспечения равных возможностей развития инвалидов», Конвенция МОТ «О профессиональной реабилитации инвалидов», «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» и ряд других документов.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» было введено понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья. Согласно этому закону, реабилитация инвалидов трактуется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество».

В основу концепции реабилитации положена идея цельности в восприятии больного человека, комплексного, всестороннего подхода к инвалиду, поэтому реабилитационные усилия направляются одновременно и на организм, и на личность, и на социум.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

– восстановительные медицинские мероприятия;

– профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

– социально-средовую, социально-педагогическую, социальнопсихологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

– физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Конечным результатом реабилитации является, как известно, относительно независимая жизнедеятельность человека с ограниченными возможностями, что служит показателем реинтеграции его в общество.

Конечным результатом реабилитации является восстановленная деятельность на уровне и в масштабах, соответствующих потенциальным способностям (реабилитационному потенциалу) человека в условиях ограниченных возможностей.

Реабилитационный потенциал – комплекс биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности [18].

Прогностические характеристики реабилитационного потенциала:

– высокий реабилитационный потенциал – полное восстановление здоровья, всех обычных для индивида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения (полная реабилитация);

– удовлетворительный реабилитационный потенциал – неполное выздоровление с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнение основных видов деятельности с трудом, в ограниченном объеме, частичное снижение трудоспособности, потребность в социальной поддержке;

– низкий реабилитационный потенциал – медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительное ограничение в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке;

– отсутствие реабилитационного потенциала – прогрессирующее течение заболевания, резко выраженное нарушение функций, невозможность компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкая или полная утрата трудоспособности, потребность в постоянном уходе и постоянной материальной помощи.

В отличие от клинического прогноза, оценка реабилитационного потенциала, как диагностическая система, отражает не только состояние объекта диагностики, но и прогноз динамики реализации способностей человека, находящегося в условиях «стесненной свободы действий» [18].

Одним из возможных путей количественной оценки (силы) реабилитационного потенциала может быть квантификация его по ожидаемому исходу реабилитации (реабилитационному прогнозу).Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала [27].

Реабилитационный прогноз, как предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и как предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество, расценивают как:

– благоприятный – при относительности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной интеграции инвалида;

– относительно благоприятный – при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, при уменьшении степени их ограничений и переходу к частичной социальной поддержке;

– сомнительный (неопределенный) – неясный прогноз;

– неблагоприятный – при невозможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений в личностном, социальном и социально-средовом статусе [27].

Существенную роль в проведении реабилитационных мероприятий играет психическое состояние больного. Нарушение психических функций (памяти, внимания, мышления, нарушения эмоционально-волевой сферы) вызывает развитие нервно-психических расстройств, неблагоприятную установку на возможность социальной адаптации и на трудовую деятельность.

Эмоционально-волевой компонент реабилитационного потенциала (РП) определяет энергию реабилитанта в достижении целей и задач реабилитации. Своеобразие эмоционального фона, характер преобладающих эмоциональных реакций, оценок отношений, динамика протекающих эмоциональных процессов определенным образом детерминируют адекватность активности больного в плане достижения целей реабилитации.

Так, высокая тревожность, амбивалентность эмоциональных реакций, склонность к накоплению аффекта или эмоциональная холодность, невыразительная эмоциональная окрашенность системы личностных ценностей затрудняют возможность целенаправленной реабилитационной активности больного.

Адекватность и устойчивость эмоциональной сферы оценивают как эмоциональную устойчивость, характеризующуюся высоким РП. Незначительные нарушения (легкая эмоциональная лабильность) могут иметь эпизодический характер и быть спровоцированы повышенной или длительной нагрузкой, возникновением стрессовых ситуаций и т. п.

Умеренные эмоционально-волевые нарушения оценивают как эмоциональную лабильность, характеризующуюся средним РП.

Выраженные эмоционально-волевые нарушения, дезорганизующие деятельность или делающие невозможным включение больного в деятельность, оценивают как выраженную эмоциональную неустойчивость с преобладанием либо депрессивного, либо эйфоричного фона, характеризующуюся низким РП.

Незначительные нарушения психических процессов (памяти, внимания и мышления) существенно не влияют на реабилитационный потенциал.

Глава 3
СТАТИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ ПРИ БОЛЕЗНЯХ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Общее число впервые признанных инвалидами по РФ в 2006 г. составило 1 млн 474 тыс. Число инвалидов трудоспособного возраста – 544 831 человек (37 %).

Анализ динамики первичной инвалидности по классам болезней показал, что число инвалидов в 2005 г. увеличилось почти по всем формам болезней [5].

Общее число всех впервые признанных инвалидами с болезнями системы кровообращения за 2006 г. составило 51,2 % всех впервые признанных инвалидами (754 673 человек). Жители сельских поселений составили 24 % всех впервые признанных инвалидов в этой группе.

Болезни органов кровообращения занимают 1-е ранговое место среди впервые признанных инвалидами в 2006 г. [5].

В этой группе преобладали ИБС – 305 697 человек, обуславливая 40,5 %, при уровне на 10 тыс. населения 33,9 и болезни, характеризующейся повышенным кровяным давлением – 118 929 человек, с удельным весом – 15,1 % всех впервые признанных инвалидами с болезнями системы кровообращения.

В табл. 1 приведены результаты первичных освидетельствований граждан по РФ в 2006 г., страдающих ИБС и артериальной гипертензией.

Как видно из представленной табл. 1, инвалидыIиIIгрупп составляют более 58 %. Среди инвалидов преобладают больные старших возрастов.

Сходная ситуация отмечена и в Санкт-Петербурге: в 2006 г. впервые признаны инвалидами 59 881 человек; интенсивный показатель первичного выхода на инвалидность составил 154,2 на 10 тыс. взрослого населения.

В трудоспособном возрасте впервые признаны инвалидами 6036 человек (15,0 %): интенсивный показатель на 10 тыс. населения составил 21,7 %. В структуре впервые признанных инвалидами среди всех контингентов инвалидыIиIIгрупп составляли 59,3 %.

Первое место среди нозологических форм занимают инвалиды с болезнями органов кровообращения (67,3 %). Интенсивный показатель, уровень инвалидности по болезням системы кровообращения составляет 103,8 на 10 тыс. населения.

Ежегодно впервые признают инвалидами от сердечно-сосудистых заболеваний 40 – 42 тыс. больных: в 2006 г. – 40 316 человек. Среди них инвалидыIиIIгрупп составляют 79,8 % (табл. 2).

Как видно из табл. 2, инвалидов с ишемической болезнью сердца было 14 973 (37,1 % всех болезней кровообращения) и с повышенным артериальным давлением – 4157 (10 %).

В трудоспособном возрасте болезни системы кровообращения по Санкт-Петербургу в 2006 г. составляют 35,7 % всей инвалидности. Интенсивный показатель их на 10 тыс. населения в трудоспособном возрасте составляет 21,7.

Таблица 1

Распределение впервые признанных инвалидами по формам болезней, возрасту и группам инвалидности в РФ в 2006 г.

Таблица 2

Распределение впервые признанных инвалидами по формам болезней, возрасту и группам инвалидности в Санкт Петербурге в 2006 г.

Как показывает анализ результатов переосвидетельствования в 2006 г., в Санкт-Петербурге в структуре инвалидности первое место занимают болезни кровообращения – 32,3 %.

Из числа переосвидетельствованных граждан в Санкт-Петербурге в 2006 г. инвалидность установлена бессрочно в 29,8 %, трудоспособными признаны 1,7 %. Подтверждена прежняя группа инвалидности в 79,4 %.

Из приведенных статистических данных следует, что на долю сердечно-сосудистых заболеваний приходится более половины случаев инвалидности и 55 % смертности.

4.1.1. Клинико-функциональные показатели больных артериальной гипертензией

Одним из ведущих заболеваний среди патологии системы кровообращения является артериальная гипертензия.

Распространенность АГ (АД > 140/90 мм рт. ст.) среди мужчин составляет 39,2 %, среди женщин – 41,1 %. При этом до 40 лет АГ чаще у мужчин, после 50 – у женщин [15].

Сходные данные приводит Ф. Т. Агеев [и др.] (2004): распространенность АГ среди населения европейской части РФ – 39,7 %;

контроль АД достигается лишь у 17,5 % женщин и у 5,7 % мужчин. В 2005 г. в РФ больные АГ составили 8,9 % всех впервые признанных инвалидами. Среди них 67,7 % признаны инвалидами II группы.

В трудоспособном возрасте в 2006 г. в Санкт-Петербурге среди впервые признанных инвалидами больные с гипертонической болезнью составляли 12,7 %, интенсивный показатель – 2,8. В 49,3 % случаев установлена II группа инвалидности.

Артериальная гипертензия – повышение артериального давления систолического (САД) более 140 мм рт. ст. и/или ДАД более 90 мм рт. ст. у лиц, не получающих антигипертензивную терапию.

Эссенциальная артериальная гипертензия – хронически протекающее заболевание, обусловленное нарушением деятельности систем, регулирующих нормальный уровень АД, основным проявлением которого является артериальная гипертензия, не связанная с наличием патологических процессов, при которых повышение АД обусловлено известными причинами (симптоматические АГ).

Факторы, позволяющие заподозрить симптоматическую АГ [10]:

• Начало в возрасте < 20 лет.

• АД > 180/110 мм рт. ст.

• Ретинопатия высокой степени.

• Уровень креатинина сыворотки крови > 132 мкмоль/л.

• Неэффективность комплексной патогенетической терапии.

Классификация АГ по уровню АД представлена в табл. 3.

Таблица 3

Классификация артериальной гипертензии по уровню артериального давления

Примечание. САД – систолическое артериальное давление; ДАД – диастолическое артериальное давление.

Характер и тенденции АГ позволяют определить суточное мониторирование АД. Нормативы границ средних величин АД по данным суточного мониторирования представлены в табл. 4.

Таблица 4

Нормативы границ средних величин артериального давления по данным суточного мониторирования [9, 31]

Нормативы нижних границ средних величин АД по данным суточного мониторирования представлены в табл. 5.

Таблица 5

Нижние границы нормы артериального давления при суточном мониторировании [30]

Типы суточных кривых в зависимости от суточного индекса САД [11]:

• нормальное снижение АД ночью (dipper) – на 10 – 20 %;

• недостаточное снижение АД ночью (non-dipper) – меньше 10 %;

• ночное преобладание АД (night peаker) – меньше 0;

• чрезмерное снижение АД ночью (over-dipper) – больше 20 %. Имеющиеся типы «non-dipper», «night peаker» могут отражать высокое периферическое сопротивление, гипертрофию левого желудочка (ГЛЖ), синдром апноэ (бессимптомное нарушение дыхания во сне).

Эти типы также встречаются при систолической гипертензии у пожилых людей, при вторичной АГ. Они опасны кардиальными и церебральными осложнениями.

При чрезмерном снижении АД ночью (что может быть следствием применения пролонгированных антигипертензивных препаратов) часто возникают ишемические осложнения [11].

По данным авторов [11], нормальные цифры повышения: АД ? 56,5 мм рт. ст., скорость повышения < 10 мм/ч.

Оценивают выраженность артериальной гипертензии, возможность осложнений, определение «нагрузки давлением», которое включает индекс времени гипертензии, индекс измерений и индекс площади гипертензии.

Индекс времени гипертензии – процент времени повышенного АД (норма 25 %). Диагноз стабильной АГ правомочен при 50 % времени повышения АД. При тяжелой гипертензии он составляет 100 %.

Индекс измерений – процент измерений выше пограничных значений АД: у здоровых людей он составляет 10 – 25 %.

Индекс площади гипертензии – площадь фигуры, определяемой повышенным АД.

Характер АГ отражает вариабельность АД – отклонение АД от средней величины. В норме вариабельность для САД ? 15,5 мм рт. ст., для ДАД ? 13,3 мм рт. ст. – днем и САД ? 14,8 мм рт. ст., ДАД ? 11,3 мм рт. ст.

 – ночью. До 75 % больных АГ имеют высокую вариабельность АД.

Повышение ее коррелирует с повреждением органов-мишеней: ГЛЖ, аномальной геометрией левого желудочка, уровнем креатинина крови, наличием ретинопатии [11].

Частым осложнением, определяющим ограничение жизнедеятельности (ОЖ) у больных АГ, являются гипертензионные кризы.

Критерии гипертензионного криза:

– повышение АД не менее чем на 30 %;

– появление вегетативной и общемозговой симптоматики.

• Криз 1-го порядка — гиперкинетический, адреналиновый, с преобладанием вегетативно-сосудистых расстройств. Характерны бурное начало, возбуждение, гиперемия лица, тахикардия, повышение преимущественно ДАД, учащение мочеиспускания. В моче может быть сахар, в крови – лейкоцитоз и повышение сахара. Длительность криза – от нескольких минут до 2 – 3 ч.

• Криз 2-го порядка — гипокинетический, водно-солевой или отечный, норадреналиновый, с накоплением натрия и воды, развитием энцефалопатии.

Характерны бледность кожных покровов, сонливость, одутловатость лица, брадикардия, рвота, повышение САД и ДАД. Возможны преходящие парестезии, гемипарезы. Диурез снижен. В моче может быть протеинурия.

Длительность криза – от нескольких часов до 5 дней.

• Криз 3-го порядка — эпилептиформный, судорожный. Больной вялый, заторможенный, бледный. Отечность лица. Очень высокое ДАД. Быстро наступают потеря сознания, судороги, отек мозга.

По частоте гипертензионные кризы подразделяют на:

– редкие – 1 – 2 раза в год;

– средней частоты – 3 – 5 раз в год;

– частые – более 5 раз в год.

Следует отметить, что поражение органов-мишеней и появление сопутствующей патологии при длительно текущей АГ существенно ограничивает жизнедеятельность больных. Повышение АД – основной независимый фактор риска ИБС: уровни САД и ДАД тесно коррелируют с показателями смертности от ИБС [26].

4.1.2. Оценка клинико-функциональных показателей больных и инвалидов с артериальной гипертензией

В условиях клиники СПб НЦЭР проведено клинико-функциональное обследование 49 пациентов с АГ.

При оценке нарушения кровообращения проводили анализ жалоб и анамнеза – характер болевого синдрома (кардиалгии или стенокардия), острой сердечной недостаточности – кардиальной астмы, пароксизмов нарушений ритма, гипертензионного синдрома, синкопальных состояний.

Объективные клинические признаки позволяли определить наличие одышки, акроцианоза, застоя в малом круге кровообращения и/или в большом круге (увеличение печени, отеков), уровень переносимости физической нагрузки (приседания, наклоны туловища). Проводили измерение АД симметрично на плечевых артериях сидя, стоя, лежа.

Обязательные исследования при диагностике нарушения кровообращения, помимо электрокардиографии покоя, ЭКГ с физическими нагрузками (тест шестиминутной ходьбы, степ-тест, велоэргометрия) [23], включали мониторирование ЭКГ [12], эхокардиографию (ЭхоКГ) [13], мониторирование АД [14], рентгеноскопию (рентгенографию) сердца, оценку функционального класса состояния системы кровообращения по опроснику инвалида в МЕТ (см. Приложение А). Определяли содержание в плазме крови глюкозы (натощак), общего холестерина, липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), триглицегидов (ТГ), креатинина, мочевой кислоты, протеинурии. Проводили исследование глазного дна, ультразвуковое исследование (УЗИ) почек и надпочечников, при необходимости УЗИ брахиоцефальных и позвоночных артерий. Комплексное функциональное исследование инвалидов вследствие эссенциальной артериальной гипертензии также включало методики интегральной реографии тела (ИРГТ), оценку мозгового кровотока по данным реоэнцефалографии (РЭГ) и вегетативную регуляцию сердечно-сосудистой системы по данным вариационной кардиоритмографии (ВКРГ).

Клинико-экспертные показатели с учетом психологических и социально-профессиональных факторов были сопоставлены с оценкой ОСТ 1, 2, 3 степени.

Распределение по возрасту и группам инвалидности пациентов с АГ представлено в табл.6и7.

Таблица 6

Распределение по возрасту пациентов с артериальной гипертензией

Таблица 7

Распределение по группам инвалидности пациентов с артериальной гипертензией

Преобладали пациенты в возрасте от 50 до 59 лет (69,4 %). Большинство обследованных (65,3 %) имели III группу инвалидности. Инвалидами II группы были признаны 30,6 % человек. Выявлена достоверная корреляция показателей группы инвалидности с возрастом пациентов (r = 0,4; р< 0,01).

У всех пациентов причиной инвалидности было общее заболевание. За последние 5 лет динамика инвалидности была стабильна у 55,1 % всех обследованных. Положительная динамика отмечена у 14,3 %, отрицательная – у 28,6 %.

У больных с эссенциальной артериальной гипертензией в 87,8 % преобладало сочетание факторов риска – курение, употребление алкоголя, избыточный вес, неблагоприятная наследственность. У 4,1 % обследованных факторов риска по АГ не выявлено.

Почти у всех обследованных (93,9 %) длительность АГ превышала 3 года. В большинстве случаев (65,3 %) отмечено стабильное течение АГ, у 34,7 % обследованных – течение лабильное.

Выявлена достоверная линейная связь характера течения АГ с показателями пройденной дистанции за 6 мин (r = 0,4; р< 0,01) и наличием ишемических изменений при этом на ЭКГ (r = 0,5; р< 0,001), т. е.

характер течения отражал функциональные возможности организма.

В 49,0 % случаев диагностирована артериальная гипертензия 2 степени, у 30,6 % обследованных – 3 степени, у 20,4 % – 1степени, однако достоверной корреляционной зависимости степени АГ со степенью ОСТ не выявлено.

Активно лечили и регулярно наблюдали 46,9 % обследованных; 42,9 % обращались за лечением лишь при обострениях.

Большинство обследованных лечили с помощью комбинированной терапии: 44,9 % бета-адреноблокаторы (ББ) и ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ) на фоне диетотерапии; 30,6 % – ИАПФ и АК дигидропиридинового ряда на фоне диеты.

Удается достичь целевых цифр АД у 14,3 % обследованных монотерапией ИАПФ, у 10,2 % – тиазидовыми диуретиками.

Выявлена достоверная линейная связь характера медикаментозного лечения с возрастом (r = 0,5; р< 0,001) и с нарушением углеводного обмена (r = 0,4; р< 0,01). Нарушение углеводного обмена может быть обусловлено в том числе приемом ББ (44,9 %) и тиазидовых диуретиков (10,2 %). Так как эти препараты не являются метаболически нейтральными, они способствуют нарушению углеводного обмена.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги. Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Купить и скачать книгу в rtf, mobi, 2, epub, txt (всего 14 форматов)

скачать книгу бесплатно

страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Источник: https://bookz.ru/authors/inga-zabolotnih/mediko-s_180/page-2-mediko-s_180.html

Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов

Г л а в а 1 2 Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов с

Признание человека инвалидом возможно только при проведе­нии медико-социальной экспертизы, которую осуществляют специаль­ные учреждения – Бюро медико-социальной экспертизы, работающую в системе органов социальной защиты населения РФ.

Медико-социальная экспертизаэто определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, не основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя их ком­плексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемых лиц. На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

· определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребность инвалида в различных видах
социальной защиты;

· разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

· изучение уровня и причин инвалидности населения;

· участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты
инвалидов;

· определение степени утраты профессиональной трудоспособ­ности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболе­вание;

· определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Таким образом, одним из разделов деятельности службы меди­ко-социальной экспертизы является разработка индивидуальных про­грамм реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидовэто процесс и система медицин­ских, психологических, педагогических, социально-экономических меро­приятий, направленных на устранение или возможно более полную ком­пенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитационный потенциалэто комплекс биологических и психофизических характеристик человека, а также социалъно-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Реабилитационный прогнозпредполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.

Специально созданные ус­ловия трудовой, бытовой, и общественной деятельности – специфиче­ские санитарно-гигиенические, организационные, технические, техно­логические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, по­зволяющие инвалидам осуществлять трудовую, бытовую и обществен­ную деятельность в соответствии с их реабилитационным потенциалом. Выделяют следующие основные виды реабилитации инвалидов.

Медицинская реабилитацияэто вид реабилитации, направ­ленный на восстановление нарушенных функции или на проведение раз­личных лечебных и корректирующих мероприятий, приспосабливающих инвалида к жизни и общественно-полезной деятельности. К мероприя­тиям медицинской реабилитации относятся:

· консервативное и оперативное лечение;

· физиотерапия;

· лечебная физкультура;

· грязелечение и бальнеолечение;

· общеукрепляющее и специальное санаторно-курортное лече­ние;

· протезирование.

Психологическая реабилитацияэто вид реабилитации, на­правленный на выработку активной жизненной позиции и положитель­ной трудовой установки у инвалида, в основном за счет средств психо­терапии.

Профессиональная реабилитация включает комплекс меро­приятий по профессиональной ориентации, профессиональной подго­товке и переподготовке, подбору соответствующей профессии, обес­печению условий труда, отвечающих состоянию здоровья, приспособ­лению рабочего места к имеющемуся дефекту и т.д.

Социальная реабилитация инвалидовэто система и про­цесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

Социально-средовая ориентация представляет собой индивидуальный подбор дос­тупных видов общественной и семейно-бытовой деятельности, а соци­ально-бытовая адаптация бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним инвалида.

Перечень реабилитационных мероприятий, направленных не восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязания, психофизиоло­гической выносливости, социального статуса и реальных возможно­стей социально-средовой инфраструктуры, называется индивидуаль­ным планом реабилитации (ИПР).

В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых реабилита­ционных мероприятий, их объем, сроки проведения и исполнители. Раз­работка ИПР включает:

· проведение реабилитационно-экспертной диагностики;

· оценку реабилитационного потенциала;

· реабилитационный прогноз;

· определение мероприятий, технических средств и услуг, позво­ляющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, уч­реждения независимо от организационно-правовых форм и форм собст­венности, учреждения государственной службы реабилитации инвали­дов, негосударственные реабилитационные учреждения, образователь­ные учреждения.

При реализации ИПР обеспечиваются последователь­ность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитаци­онных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффек­тивностью проведенных мероприятий.

Оценка результатов осуществля­ется специальными учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения.

Как следует из определения, установление инвалидности требу­ет осуществления социальной защиты инвалида.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_75868_mediko-sotsialnaya-ekspertiza-i-reabilitatsiya-invalidov.html

Медико-социальная экспертиза – 2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Г л а в а 1 2 Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов с

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Реабилитация является основополагающей концепцией государственной политики в отношении инвалидов, включая и детей-инвалидов.

Этим объясняется интерес государства и общества в целом, с одной стороны, к  фундаментальным исследованиям, призванным обеспечить становление и развитие теоретических и методологических основ реабилитации как научной дисциплины, и, с другой – исследованиям частного научного, прикладного характера, направленных на решение конкретных задач реабилитационной практики.

Теоретическую базу реабилитации инвалидов составляют концепции, принципы, суждения, понятия и их определения, а также накопленные за последние десятилетия факты и эмпирические данные, научные выводы, первичные и производные термины, постулаты, предложения.

Многие из перечисленных составляющих теоретической базы реабилитации инвалидов получили свое международное признание (Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности, принятые ООН  20 декабря 1993 г., Конвенция о правах инвалидов, принятая ООН 13 декабря 2006 г. и др.), а также закрепление в законах и нормативных правовых актах Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов в настоящее время рассматривается как система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в целях: социальной адаптации инвалидов, достижения ими самостоятельности,  материальной и иной независимости и интеграции в общество.[1]

Данное в законе определение понятия «реабилитация инвалидов» в России в настоящее время распространяется на всех инвалидов.

Вместе с тем за рубежом, а за последние годы и в нашей стране наряду с термином «реабилитации» нередко используется термин «абилитация» (табл. 3).

  В отличие от реабилитации под абилитацией инвалидов  понимается система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Таблица 3

Сравнение понятий «реабилитация» и «абилитация»

Реабилитация

Абилитация

Система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности

Система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Термин «абилитация» применим преимущественно в отношении детей-инвалидов с врожденными заболеваниями и последствиями травм, полученных  во время родов, нуждающихся как можно в ранние сроки в восстановительном лечении, психическом и физическом развитии, социализации, социальной адаптации и интеграции в общество. В отношении детей-инвалидов с приобретенными заболеваниями и последствиями травм  в большинстве случаев следует, как и для взрослых инвалидов, применять термин «реабилитация».

Основные направления и виды реабилитации  и абилитации детей-инвалидов представлены на рисунке 2.

В комплексе реабилитационных мероприятий большая роль отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации детей-инвалидов.

Основными составляющими системы реабилитации детей-инвалидов являются:

 –  научные взгляды, идеи и представления, научно-технические разработки в области реабилитации инвалидов;

 – законодательная и нормативная  правовая база по вопросам реабилитации инвалидов;

– совокупность услуг,  мер и средств реабилитации;

– целевые федеральные (государственные), региональные и муниципальные программы реабилитации инвалидов;

– государственные реабилитационные стандарты;

– индивидуальные программы реабилитации ребенка-инвалида, выданные федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

– органы управления федерального, регионального и муниципального уровней («органы управления системой реабилитации»);

– сеть учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, в том числе и реабилитационных:

  • здравоохранения (больницы восстановительного лечения, отделения и кабинеты восстановительного лечения, специализированные стационарные и амбулаторные центры реабилитации, врачебно-физкультурные диспансеры, санаторно-курортные учреждения);
  • дошкольные образовательные организации (дошкольные образовательные учреждения  общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности [2]).
  • общеобразовательные организации – образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включая инклюзивное образование;[3]
  • профессиональные образовательные организации (среднего профессионального образования и высшего образования:  интегрированные и специализированные  организации);
  • образовательные организации высшего образования;
  • организации дополнительного образования (образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим и дополнительным предпрофессиональным программам);[4]
  • организации, осуществляющие обучение;[5]
  • социальной защиты населения (реабилитационные центры, отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, детские дома-интернаты и др.);
  • культуры;
  • труда (центры занятости населения, в крупных городах центры (биржи) профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов и др.);
  • физической культуры и спорта;
  • организации и предприятия реабилитационной  индустрии по проектированию, разработке и производству технических средств реабилитации;
  • некоммерческие и общественные организации инвалидов и детей-инвалидов, организации защищающие права инвалидов и детей-инвалидов, организации родителей детей-инвалидов с разными формами заболеваний и др.;
  • учреждения  медико-социальной экспертизы;
  • региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, участвующие в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, путевками на санаторно-курортное лечение и др.).

– подготовка и повышение квалификации кадров специалистов по реабилитации;

– информационное обеспечение проблем инвалидности и инвалидов;

В методологическом и практическом отношении для определения целей и задач, стратегии и тактики осуществления реабилитационных мероприятий в процессе реабилитации инвалидов следует выделять следующие три этапа (табл.4).

Таблица 4

Этапы процесса реабилитации  (абилитации) ребенка-инвалида

Название этапа 

Цель этапа

Приоритетные мероприятия

Этап восстановительного лечения

Восстановление биомедицинского статуса:  восстановление нарушенных функций и здоровья больных и инвалидов.

Медицинская реабилитация

Этап социализации или ресоциализации

Восстановление индивидуально-личностного статуса: развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок ребенка-инвалида.

Педагогические, психологические, технические, профессиональные   социальные мероприятия

Этап социальной интеграции или реинтеграции

Восстановление социального статуса:  оказание содействия и создание инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.

Общенациональные меры социальной интеграции.

Индивидуальные меры  социальной интеграции.

 Подразделение на указанные этапы в определенной мере условно, однако позволяет формулировать задачи, стоящие перед реабилитационными службами и отдельными специалистами, исходя из реально меняющихся в динамике восстановительного процесса потребностей инвалидов в тех или иных мерах реабилитационной помощи.

Каждый и этапов реабилитации имеет  конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами, предоставляемыми услугами и методами реабилитационного воздействия.

На этапе социальной интеграции и реинтеграции основными задачами реабилитационных служб и общества в целом является оказание содействия и создание условий для включения или возвращения инвалидов в обычные условия жизни наравне и вместе со здоровыми людьми. Эта задача реализуется проведением мероприятий как на общенациональном (государственном) уровне для всех или больших групп инвалидов, так и на индивидуальном уровне в отношении конкретного инвалида.

К общенациональным мерам,  способствующим социальной интеграции и реинтеграции инвалидов, относятся: обеспечение доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры и жилым зданиям (безбарьерное проектирование, архитектура, планировка и застройка административных и жилых комплексов); развитие и совершенствование сферы социального обслуживания населения в целях максимально возможного и на качественно высоком уровне ее использования  инвалидами; создание и развитие реабилитационной индустрии; правовое закрепление особых условий для интеграции инвалидов в труд и другие сферы жизни общества (квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание специальных рабочих мест и т.п.); создание реабилитационной среды в обществе (благоприятной социально-психологической обстановки), способствующей адаптации и интеграции инвалидов в общественную жизнь наравне со здоровыми людьми, создание возможностей для получения инклюзивного образования и т.п.

На индивидуальном уровне задачами реабилитационных служб на данном этапе реабилитационного процесса является оказание содействия детям-инвалидам по включению в бытовую, семейную, трудовую и социальную жизнь.

Данные задачи реализуются проведением мероприятий по адаптации (приспособлению) жилых помещений и жилой обстановки к особенностям патологии и ограничениям жизнедеятельности ребенка-инвалида; оказания ему помощи в подборе образовательной программы и образовательной организации, места работы, трудоустройстве, приспособлении рабочего места и закреплении на производстве; содействие в занятиях спортом, культурой, творчеством и т.п.; в организации постреабилитационного сопровождения, социального патронажа и оказанию посреднических и консультативных услуг в решении сложных для ребенка инвалида проблем, в реализации его законных прав и интересов; социально-психологической работы с инвалидом и его окружением и др.

При организации процесса реабилитации детей-инвалидов, в том числе разработке им индивидуальных программ реабилитации и абилитации,  специалистам, занимающимся вопросами реабилитации, следует руководствоваться следующими, подтвердившими свою  значимость на протяжении многолетней реабилитационной практики, принципами:

 – наиболее раннего начала в проведении реабилитационных мероприятий;

– комплексного подхода в проведении реабилитационных мероприятий;

– преемственности в проведении реабилитационных мероприятий;

 – непрерывности в проведении реабилитационных мероприятий;

– соблюдения этапности в проведении реабилитационных мероприятий;

–  учет возрастных особенностей и стадии развития ребенка в проведении реабилитационных мероприятий;

– разумной экстенсификации и интенсификации (адекватности) реабилитационных мероприятий в процессе реабилитации;

– апелляции к личности инвалида;

 –активизации инвалида;

– индивидуального подхода в проведении реабилитационных мероприятий;

– динамического наблюдения и контроля за реализацией и эффективностью проведенных реабилитационных мероприятий и др.;

– активное участие родителей в реабилитационном процессе.

Соблюдение данных принципов особенно важным является в работе специалистов бюро МСЭ, приоритет реабилитационного направления в деятельности которых заложен в самом определении понятии «медико-социальная экспертиза» – это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма».[6]

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими реабилитационное направление  деятельности  учреждения  МСЭ,  являются:

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ;

Источник: http://www.invalidnost.com/index/2_1_teoreticheskie_i_organizacionnye_osnovy_reabilitacii_detej_invalidov/0-262

Medic-studio
Добавить комментарий