ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ ЭКОЛОГИИ: Экология – совокупность наук о взаимодействии человеческого общества

Экология как наука и общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ ЭКОЛОГИИ: Экология - совокупность наук о взаимодействии человеческого общества

Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.

Естественные науки (естествознание) — это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди отраслей естествознания в исследовании процессов природопользования особое место занимает экология.

Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине XIX ст., после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального изучения.

Термин «экология» был введен в науку известным немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) и «Естественная история миротворения» (1868 г.

) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух греческих слов: “oikos” — дом, жилище, и “logos” — наука; в буквальном смысле экология — наука о местообитании.

Э. Геккель определял экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования органической и неорганической природы». По Э.

Геккелю, экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование».

В процессе развития эта наука превратилась в биологическое учение, которое исследует живые организмы и их совокупности, взаимодействующие друг с другом и образующие с окружающей средой обитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии и органического вещества.

Современная экология в структурном отношении представляет сложную систему знаний; прежде всего она подразделяется на общую и частную (экология растений и экология животных).

В задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также экологических систем и биогеоценозов.

Выделяются также научные направления, исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология), взаимоотношения организмов, их различных совокупностей (демэкология, синэкология).

В последние десятилетия произошло расширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ее изучения человека как биологического вида с его «природопокорительной» деятельностью и возникшей угрозой глобального экологического кризиса.

Экологией стали называть весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Обострение проблем окружающей среды привело к проникновению экологии в различные области науки и практики, т.е.

к экологизации знаний и хозяйственной деятельности. Это обусловило появление прикладных отраслей экологии: промышленной экологии, агроэкологии, социальной экологии (экологии человека), экологии города и т.п.

Идеи и компетенция первоначально узкой и частной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей среды.

Известный американский эколог Ю.Одум еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его труде «Экология» (1986 г.) она трактуется как «междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». Это очень широкое определение, но оно более других соответствует современному пониманию экологии.

В «Кратком экономическом словаре» (1987 г.) экология определяется уже как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов».

Таким образом, взгляд на экологию как на область только естествознания изменился, хотя никто, конечно, не отрицает права на существование классической «геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, которая по-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколько самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую экологию). Для студентов же экономического профиля интерес представляет экология в ее современном толковании, как общенаучный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она является теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого развития.

Общественные науки (философия, история, социология, экономика), исходя из своих методологических позиций, в XIX—XX ст. также интенсивно исследуют проблемы взаимоотношения природы и общества. В системе экономических наук формируется новое направление – экономика природопользования.

В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в
70-е гг.

в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и прикладном значении новой отрасли знаний.

Предмет и методология курса «Экология и экономика
природопользования»

Экономика природопользования формируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества.

Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.

Исследование единого объекта– природопользования – привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования. Интеграция экологических и экономических знаний находит отражение в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений.

Так, в различных странах мира читаются курсы экономической экологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной экономики и др. С начала 90-х гг. в Российской академии народного хозяйства им. Г.В.

Плеханова изучаются «Основы эколого-экономического развития», в Санкт-Петербургском государственном техническом университете — «Экономические основы экологии».

В Белорусском государственном экономическом университете, как и в других вузах страны, преподавание новой интегрированной учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» ведется с 1995/96 учебного года.

Предметом изучения этой дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения.

Развиваясь и совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального природопользования.

Задачи рационального природопользования заключаются в удовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий для их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды; эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы, предотвращении их потерь; максимально возможном сохранении экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; сведении к минимуму возможного ущерба здоровью людей.

Основополагающей категорией учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня.

Под эколого-экономические отношения понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе.

Важнейший признак эколого-экономической системы — региональность, развитие на определенной территории.

В одном случае пространственные границы такой системы может определять территория производственной деятельности — географические границы национальной экономики Беларуси, областного хозяйственного комплекса, города, промышленного узла и т.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. При другом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными факторами — Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Беловежская Пуща и др.

Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой ее методологию.

«Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знаний.

Вместе с тем расширяется круг своих специфических методов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики.

Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий.

Диалектический метод предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве, различии и историческом развитии. Принципиальным положением диалектического метода является включение практики в теорию познания.

Изучение курса «Основы экология и экономика природопользования» невозможно без ознакомления с практикой хозяйствования, научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов, выявления прогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной деятельности.

Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействий необходимо как для лучшего понимания современного состояния эколого-экономических систем, так и для научно обоснованных прогнозов особенностей их развития.

Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, т.е. совокупности внутренних связей и отношений.

Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окружающей природной среды.

На практике этот метод используется при разработке комплексных программ природопользования, системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.

Специфическим методом исследования в экологии и экономике природопользования выступает нормативный. Особая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п.

Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу. Используются и другие нормативы — отходов, ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат и т.д.

Без должной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающей деятельности и рационализации использования природных ресурсов.

Особо нужно сказать об экономико-математическом моделировании в экологии и экономике природопользования.

Первоначально в эколого-экономических исследованиях разрабатывался преимущественно аппарат линейного программирования, позволявший решать задачи распределения ограниченных ресурсов и выбора оптимального сочетания технологий.

Позднее стал осуществляться учет экологических факторов (объемы загрязнения, отходы производства) в балансовых моделях, что позволило определять направления и количественные параметры мероприятий по устранению промышленных загрязнений.

Более совершенный уровень применения экономико-математических методов представляют собой оптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономических оценок природных ресурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды и других эколого-экономических параметров.

Эколого-экономические процессы протекают на определенной территории и для анализа их распространения, выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека велика роль картографических методов.

С помощью этих методов дают оценку природных ресурсов (размещение, запасы, продуктивность и другие характеристики), прогнозируют природные явления в регионах, недоступных непосредственному наблюдению, определяют природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

В Беларуси картографические методы исследования широко используются для оценки радиационной ситуации в отдельных регионах страны, прогнозирования этих процессов, для разъяснения населению возможной радиационной опасности.

Среди новейших направлений следует отметить перспективность космических методов исследования.

Космическая съемка, осуществляемая с помощью аппаратуры, размещаемой на искусственных спутниках нашей планеты, космических станциях и кораблях, необычайно расширяет информацию о Земле, позволяет вести наблюдение за глобальными природными процессами.

Осуществляется изучение структуры и изменчивости атмосферы, гидросферы, литосферы, почвенного и растительного покрова, а также некоторых проявлений хозяйственной деятельности человека (следов антропогенного воздействия на окружающую среду, включая содержание и распространение аэрозолей в атмосфере, оценку загрязнения водоемов, размещение отходов и т.п.). Научная и практическая значимость космических методов исследования обусловлена главным образом значительной обзорностью космических снимков и хорошим отражением на них взаимосвязей между компонентами природной среды и отдельными видами производственной деятельности. Большая скорость получения и передачи информации, возможность проведения многократных съемок одних и тех же территорий позволяют оперативно исследовать из космоса многие экологические процессы в их динамике, увереннее осуществлять прогноз и разрабатывать природоохранные мероприятия.

Подготовка экономистов широкого профиля предполагает взаимодействие всех учебных дисциплин.

Курс «Основы экологии и экономика природопользования» имеет наиболее тесные контакты с экономической теорией (политической экономией), которая изучает законы общественного производства, распределения и потребления материальных благ.

Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализ эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном производстве.

Велика роль взаимосвязей и с другими экономическими дисциплинами, результаты теоретических изысканий и практической деятельности которых используются при изучении «Основ экологии и экономики природопользования»: государственным регулированием, прогнозированием и планированием экономики, финансами и кредитом, бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой, размещением производительных сил, региональной экономикой и др.

В свою очередь во многих экономических дисциплинах рассматриваются экологические аспекты хозяйственного развития, что обусловлено зависимостью экономических процессов от характера и особенностей взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявлений этого взаимодействия при организации хозяйственной деятельности.

Дальнейшее развитие общественного производства немыслимо без его экологической перестройки, экологизации всех его звеньев.

В итоге формируются узкоспециализированные научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процес-
се — статистика окружающей среды, экология промышленности, сельскохозяйственного производства, туризма и др.

В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий, обеспечения принципов самоуправления регионов, дифференциации форм собственности и другими рыночными механизмами.

Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так называемые “рыночные” экономические науки — менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и др, из которых она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.

Совершенствование преподавания экологии и экономики природопользования связано с использованием многих теоретических положений и информационных данных естественных и технических наук.

Отметим прежде всего тесные связи с широким кругом природоведческих отраслей знаний — геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др.

Эти связи основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые вовлекаются в эколого-экономические отношения.

Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования.

Связь экологии и экономики природопользования с техническими науками обусловлена тем, что экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия производительных сил на природную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_119643_ekologiya-kak-nauka-i-obshchenauchniy-podhod-k-resheniyu-problem-vzaimodeystviya-prirodi-i-obshchestva.html

Экология человека. Курс лекций (И. О. Лысенко, 2013)

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ ЭКОЛОГИИ: Экология - совокупность наук о взаимодействии человеческого общества

Лекция 1

ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук

ПЛАН

1. Понятие экологии человека.

2. Предмет и объекты экологии человека.

3. Структура экологии человека.

4. Связь экологии человека с другими науками.

5. Методы, применяемые в экологии человека

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1. Понятие экологии человека

Биосфера – это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания земных живых организмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях.

Нет никаких оснований надеяться на возможность построения искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды в той степени, что и естественные сообщества.

Из этого следует, что биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества в современном и прогнозируемом на ближайшее будущее состоянии человеческого сообщества.

Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач.

В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека.

За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства.

Двадцатый век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду.

Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это – загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать внешнюю (окружающую среду), внутреннюю (организм человека и его здоровье) и специфику процессов жизнедеятельности населения.

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающей их постоянно усложняющейся средой обитания, природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так же причины их возникновения.

Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Практическая задача экологии человека – создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

2. Предмет и объекты экологии человека

Объект экологии человека – сам человек и его окружение.

Предметом экологии человека является антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними. Примером соседних анропоэкосистем является город и окружающая его сельская местность.

Экология человека изучает антропосистемы различного уровня – от глобального, до локального и даже микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека.

Холистический подход предполагает рассмотрение таких вопросов экологии человека, как:

– численность отдельных общностей людей и всего человечества;

– возрастная и половая структура общностей;

– уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;

– специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;

– тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;

– система расселения;

– культурные и гигиенические навыки;

– социально-экономическое благополучие и человеческое развитие;

– экология одежды;

– экология жилища;

– анализ состояния окружающей среды;

– управление сферой услуг и проблемы потребительского характера;

– семья и другие.

Эти же проблемы входят в круг задач, решаемых экологией человека.

3. Структура экологии человека

Экология человека, как наука имеет свою структуру, которая органично вписывается в общую структуру экологии, рис. 1.

Рисунок 1. – Место экологии человека в структуре экологии В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.

4. Связь экологии человека с другими науками

Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует.

Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле. В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопросы причинной связи процессов жизнедеятельности населения с климатом, природными водами, почвенным покровом, растительностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией.

Экология человека самым тесным образом связана с биологией. Специалисты по экологии человека используют информацию из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.

Экология человека прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением.

Антропоэкологи широко используют материалы следующих разделов медицины: история медицины и здравоохранения, биологические основы медицины, клиническая медицина, эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена и гигиена окружающей среды, гигиена питания, радиационная гигиена.

Экология человека заимствовала некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии заразных болезней – науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающей методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Эпидемиология неинфекционных болезней трактуется как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения, основанный на применении статистических показателей.

Экология человека тесно связана с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах.

Тесная взаимосвязь прослеживается между антропоэкологией и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей.

Логические связи экологии человека с экономическими науками достаточно наглядно прослеживаются в любом антропоэкологическом исследовании.

Экология человека наиболее тесно связана с тематикой следующих направлений экономической науки: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика охраны окружающей среды, рекреационная экономика.

Рассматривая связи между антропоэкологией и другими научными направлениями, целесообразно остановиться на такой важной дисциплине, как районная планировка и градостроительство.

С интересами экологии человека совпадают следующие разделы исследований: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий, планировка и застройка городов и населенных мест, города и городские агломерации.

В исследованиях по экологии человека используется исторический метод, а также информация из работ археологов, этнографов и специалистов по этнической антропологии.

Логика антропоэкологических исследований указывает на необходимость тесного взаимодействия экологии человека и психологии.

5. Методы, применяемые в экологии человека

Системный подход пронизывает большинство антропоэкологических исследований, так как сам человек и определенная исследуемая общность являются частью системы в силу всеобщей связи элементов живой природы.

Методы регистрации и оценки состояния среды являются необходимой частью любого экологического исследования.

К ним относятся метеорологические наблюдения; измерения температуры, прозрачности, солености и химического состава воды; определение характеристик почвенной среды, измерение освещенности, радиационного фона, напряженности физических полей, определение химической и бактериальной загрязненности среды и т. п. К этой же группе методов следует отнести мониторинг – периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды.

Большое практическое значение имеет регистрация состава и количества вредных примесей в воде, воздухе, почве, растениях в зонах антропогенного загрязнения, а также исследования переноса загрязнителей в разных средах. В настоящее время техника экологического мониторинга быстро развивается, используя новейшие методы физико-химического экспресс-анализа, дистанционного зондирования, телеметрии, компьютерной обработки данных.

Важным средством экологического мониторинга, позволяющим получать интегральную оценку качества среды, являются биоиндикация и иотестирование – использование для контроля состояния среды некоторых организмов, особо чувствительных к изменениям среды и к появлению в ней вредных примесей.

Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность человека включают в себя клинические методы – в процессе медицинских осмотров позволяют выявить в организме изменения в ответ на действие факторов окружающей среды, лабораторный эксперимент – искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма. Для этого используют животных или людей добровольцев.

Методы статистической обработки данных позволяют получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды.

В соответствии с целью исследования применяют методы, используемые в гуманитарных науках (социальных науках, демографии, психологии и др.) и/или естественных науках (физиологии, психофизиологии, биохимиии и т. д.).

Становление и развитие антропоэкологических идей сопровождалось переработкой и совершенствованием методов исследования, которые экология человека получила от таких дисциплин, как физическая и социальная география, демография, социология, биология, медицина. Большое место отводится оценке природных, социально-бытовых, экономических, политических, эколого-гигиенических и иных факторов, составлению кадастров, содержащих их перечень, которые влияющих на жизнедеятельность населения.

Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных – локальный, региональный и глобальный.

Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов.

Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека.

Среди этих методов – оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование.

Оценивание среды обитания населения – это сопоставление неизвестного с известным. В антропоэкологии оценка всегда осуществляется для человеческих общностей.

Но в разных ситуациях важно выяснить – для какой общности людей проводить оценку.

Субъектами оценки могут быть: постоянное население, временное население (люди, работающие в вахтовом или экспедиционном режиме, группы людей, эпизодически посещающие территорию – туристы, изыскатели и т. д.).

Сложность интегрального оценивания антропоэкологической ситуации состоит в том, что почти отсутствуют компоненты природы и общественной жизни, которые воздействовали бы на жизнедеятельность населения и уровень его здоровья изолированно, обособленно. Последствия подобного воздействия могут зависеть от всей совокупности условий. Изменение даже одного, на первый взгляд незначительного, элемента может привести к совершенно иным (против ожидаемых) результатам.

Антропоэкологическое таксонирование (районирование). Для антропо-экологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е.

деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы).

Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осуществления социально ориентированной экономической политики, градостроительного проектирования и т. д.

Моделирование. В экологии человека широко используются методы моделирования, или построения различных моделей, имитирующих антропо-экологические процессы или явления.

Дистанционная информация в работах по экологии человека. При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы исследования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса).

Эти методы успешно используются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеорологии и т. д.

С помощью дистанционной информации (в сочетании с наземными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяйство, структура территориальной организации общества, природные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в развитии этих явлений и процессов.

Вопросы для беседы

1. В связи с чем возникла необходимость изучения экологии человека?

2. Сформулируйте определение экологии человека.

3. В чем состоит цель и каковы задачи экологии человека? Практическая значимость изучаемой дисциплины.

4. Что является объектом и предметом экологии человека?

5. Расскажите о связи экологии человека с другими науками.

6. Перечислите и опишите основные методы, используемые при проведении исследований по экологии человека.

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D1%8B%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%98_%D0%9E_%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%92_%D0%9F_%D0%B8_%D0%B4%D1%80_%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81_%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9/2

Взаимосвязь экологии с другими науками

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ ЭКОЛОГИИ: Экология - совокупность наук о взаимодействии человеческого общества

Экология и проблемы современной цивилизации.

1. Определение экологии как науки.

2. Цель, задачи и методы экологии.

3. История развития экологии, три основных этапа её развития.

4. Взаимосвязь экологии с другими науками.

5. Роль и место экологии в системе других наук.

6. Основные разделы и структура современной экологии.

7. Формирование экологических знаний и культуры.

8. Локальные, региональные и глобальные экологические проблемы современности.

9. Определение понятия «Устойчивое развитие и роль экологии в реализации концепции «Устойчивое развитие».

1. Определение экологии как науки. Цель, задачи и методы экологии.Как научная дисциплина, экология сформировалась в начале XX в., а в качестве широкого научного направления стала рассматриваться с середины 60-х годов нашего столетия.

В это время для человека впервые стали ощутимы последствия его деятельности на Земле и далеко не всегда положительные, особенно на рубеже III тысячелетия, в условиях развивающегося кризиса во взаимоотношениях человека со средой его обитания.

За полтора столетия своего существования экология как наука ощутимо трансформировалась.

Основными объектами изучения экологии являются:

– популяция – группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;

– экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;

– биосфера – область распространения жизни на Земле.

В целом экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и взаимодействия их со средой обитания.

Слово – «экология» впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866г., обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой.

Цель экологии — вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития. Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд сложных задач, в том числе:

– разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;

– исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты как регулятора устойчивости биосферы;

– изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;

– оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

– разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;

– формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

Окружающая среда представляет устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — основа изучения проблем экологии.

3. История развития экологии, три основных этапа её развития. В истории развития экологии как науки выделят три основных этапа. Первый этап – зарождение и станов-ление экологии как науки (до 1960-х гг.

), когда накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, были сделаны первые научные обобщения.

Французский биолог Ламарк и английский священник Мальтус впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 1860-х до 1950-х гг.). Начало этапа ознаменовалось выходом в свет работ русских ученых К.Ф. Рулье, Н.А. Северцева, В.В.

Докучаева, обосновавших ряд принципов и понятий экологии. После исследований Ч. Дарвина немецкий зоолог Э.

Геккель первый понял, что Дарвин называл «борьбой за существование», представляет собой самостоятельную область биологии, и назвал ее экологией (1866 г.).

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX в. Американ-ский ученый Ч. Адамс создал первую сводку по экологи; публикуются важные обобще-ния. Крупнейший русский ученый XX в. В.И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 1930 гг. английский ботаник А. Тенсли (1935 г.) выдвинул понятие «экосистема», а несколько позже В. Я. Сукачев (1940 г.) обосновал близкое ему представление о биогеоценозе.

Третий этап (1950-е гг.— до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране окружающей человека среды. Одновременно с развитием теоретических основ экологии решались и прикладные вопросы, связанные с экологией.

Взаимосвязь экологии с другими науками.

Связь с философией. Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Она занимается поиском путей гармонизации природы и общества.

Биологические науки. Изучением взаимодействия организмов с химическими компонентами окружающей среды занимаются физиология и биохимия, а внешними реакциями – этология (наука о поведении). Все эти отрасли знаний касаются человека, животных и микроорганизмов.

Математика. Все взаимодействия между организмами и средой могут быть представ-лены и формализованы в виде уравнений, графиков, дисперсионного анализа и т. д. Они позволяют установить связи между динамикой численности живых организмов и условий окружающей среды расчет нормативов сбросов и выбросов предприятий и управления качеством окружающей среды.

Химические науки. В основе жизни лежат процессы обмена веществ между организмами и средой обитания и протекают биогеохимическими циклами.

Физика. Закономерности процессов преобразования веществ в пищевых целях в водной, воздушной средах подчиняются фундаментальным законам физики – закону сохранения массы и второму началу термодинамики (сохранение энергии).

Географические науки. Экология тесно связана с географией. Разные экосистемы сосуществуют в воздухе, воде, почве. Отсюда появилась географическая экология, ландшафтная экология, ботаническая и зоологическая география.

Медицина. Снижение качества окружающей среды в результате антропогенной деятельности человека приводит к отклонению конкретных условий среды от норм, что ведет к заболеванию людей, животных и растений и часто к их гибели.

Экономика. Э. Геккель называл экологию наукой об экономике. Считается, что качество окружающей среды в любом государстве адекватно состоянию его экономики.

Правоведение. Человек имеет право на благоприятную окружающую среду, что записано в Конституции РК.

5. Роль и место экологии в системе других наук. Современная экология превращается в междисциплинарную науку.

На стыке экологии с другими отраслями знаний возникли новые – инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйст-венная экология, космическая экология и т. д.Современная экология связана с политикой, экономикой, правом, психологией, педагогикой.

Совместно с другими науками можно преодолеть технократическое направление мышления и выработать новый тип экологического сознания, меняющий поведение людей по отношению к окружающей природной среде.

6. Основные разделы и структура современной экологии.

Выделяют крупные подразделения: общая эко­логия (биоэкология – исследует закономерности жизни экосистем, популяций и отдельных организмов), геоэкология, прикладная экология, экология человека и социальная.

Классификация биоэкологии по уровням биотических систем представлена аутэкологией (особей и организмов), синэкологией (эко­логия сообществ), популяционной экологией и пр.

Экология города изучает закономерности взаимодействия человека с городской средой.

Экология прикладная — результа­ты исследования направлены на решение прак­тических проблем охраны окружающей среды. В прикладной экологии развиваются: промышленная (инженерная), технологическая, сельскохозяйственная, медицинская, химическая, рекреационная и др.

Экология социальная — исследует отношения между человеческим обществом и ок­ружающей географически пространственной, социаль­ной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства ок­ружающей среды, экологическое воздействие антропогенных факторов на здоровье человека и на генофонд человеческих популяций.

Экология человека (антропоэкология) – комплексная наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой обитания. Важнейшей её задачей является раскрытие закономерностей производственно-экономического, целевого освоения и преобразования природных ландшафтов под воздействием деятельности человека.

Глобальная экология – комплексная научная дисциплина, изучающая основные закономерности развития биосферы в целом, а также возможные её изменения под влиянием деятельности человека.

7. Формирование экологических знаний и культуры.

Усилиями всего человечества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения Мировой океан, разумно использовать земные недра, предотвращая их полное истощение.

Этим обусловлена необходимость осуществления экологического образования и воспитания, которые способствуют формированию экологического сознания, экологической культуры человека.

Экологическое сознание включает экологические знания, эстетические чувства и экологическую ответственность.

Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания, это:

– формирование экологических знаний, умений и навыков природоохранительной деятельности;

– развитие нравственно-эстетических чувств по отношению к природе;

– осознание учащимися положения о том, что человек – это часть природы, природа – среда обитания человека;

– наличие твердой воли к осуществлению природоохранительной работы.

8. Локальные, региональные и глобальные экологические проблемы современности.

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные, а среди большинства международных экологических конфликтов можно выделить четыре категории: распределение водных ресурсов, загрязнение морей, чистота воздуха, чистота воды.

Завод, без очистки сбрасывающий в реку свои промышленные стоки, вредные для здоровья людей, хищническая рубка векового лесного массива, ненормированные выбросы вредных веществ в атмосферу в результате работы промышленного предприятия — все это примеры локальных экологических проблем.

Примером региональных экологических проблем может служить проблема Полесья — болотистого края с недавно проведенной масштабной мелиорацией.

К региональным экологическим проблемам можно также отнести проблему Кузбасса — почти замкнутой в горах котловины, заполненной газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, об улавливании которых при строительстве завода никто не думал; проблему высыхающего Аральского моря; высокую радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.

Глобальные проблемы существуют в масштабах земного шара.

Основные глобальные экологические проблемы современности:

• изменение климата Земли, парниковый эффект (глобальное антропогенное потепление);

• разрушение озонового экрана, возникновение озоновых дыр;

• химическое загрязнение атмосферы и, как следствие, образование кислотных осадков;

• демографический кризис, относительное перенаселение Земли в некоторых регионах;

• чрезмерная урбанизация, что приводит к существенным перестройкам ландшафтов Земли;

• загрязнение почв, уменьшение их площадей;

• загрязнение Мирового океана и изменение свойств океанических вод за счет нефтепродуктов, насыщения их углекислым газом атмосферы;

• загрязнение поверхностных вод суши;

• опустынивание обширных территорий;

• истребление лесного покрова Земли;

• продолжающееся накапливание на поверхности Земли бытового мусора, твердых и жидких отходов;

• уменьшение биологического разнообразия флоры и фауны и устойчивости экосистем;

• замусоривание околоземного космического пространства.;

• изменение геохимии ландшафтов в связи с развитием теплоэнергетики, • перераспределением элементов между недрами и поверхностью Земли в результате горно-металлургического передела, извлечения на поверхность высокоминерализованных подземных вод и рассолов;

• исчерпание многих месторождений минерального сырья и постепенный переход от богатых ко все более бедным рудам.

9. Определение понятия «Устойчивое развитие и роль экологии в реализации концепции «Устойчивое развитие».

Устойчивое развитие модели использования ресурсов, которая направлена на удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды, с тем, что эти потребности могут быть удовлетворены не только для настоящего, но и для будущих поколений.

Комиссия Брундтланд придумала этот термин, это стало наиболее часто цитируемое определение устойчивого развития как развития, что «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Триединая концепция устойчивого развития

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ.

. Аутоэкология – экология организмов.Аутоэкология – экология особи организмов и условия его обитания. Взаимодействие организма и среды обитания. Экологические факторы и их классификации. Лимитирующие факторы.

Закономерности действия биологических и абиотических факторов. Закон минимума Либиха и закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов.

Экологическая ёмкость среды.

Аутоэкология – раздел экологии, изучающий видовые особенности реагирования отдельных животных и растений на факторы среды и образ жизни вида.

Среда обитания организма – это совокупность абиотических и биотических условий его жизни. Параметры среды постоянно меняются и чтобы выжить, любое существо приспосабливается к этим изменениям.

Экологические факторы – это различные факторы среды, внешние по отношению к организму и воздействующие на него: климатических, эдафических (почвенных) и биотических (воздействие живых организмов).
Одной из наиболее распространенных классификаций экологических факторов – деление на:

1. биотические (биогенные), характеризуют живые организмы в окружении организма;

2. абиотические (абиогенные) неживые компоненты окружения организма.

Обе группы факторов по своему происхождению могут быть как природными, так и антропогенными.
Другие классификации экологических факторов:

по времени действия – эволюционные (температура, свет, влажность, соленость);

действующие (современные);

по периодичности действия – периодические (сезонные)

непериодические (техногенные залповые выбросы, природные катаклизмы);

исторические (в ходе филогенеза, то есть исторического развития вида).

Необходимо помнить, что деятельность человека оказывает определяющее воздействие на все эти факторы и затрагивает практически все стороны взаимодействия организма с условиями его обитания.

Закономерности воздействия экологических факторов на организмы определяются законами минимума Ю. Либиха и законом толерантности В. Шелфорда.
Закон минимума был сформулирован в 1940 году немецким агрохимиком Ю. Либихом.

Согласно этому закону выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Лимитировать, или ограничивать рост организмов может не только недостаток, но и избыток того или иного фактора.

Поэтому требования организма к среде обитания можно характеризовать по каждому фактору двумя величинами – экологическим минимумом и экологическим максимумом .

Лимитирующее влияние максимума установил В. Шелфорд в 1913г., и его называют законом толерантности Шелфорда. Диапазон между этими двумя величинами называют диапазоном толерантности (ДТ).

На законе лимитирующего фактора основывается теоретическое обоснование величины предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнителей. В качестве ПДК принимаются те пороговые значения того или иного фактора, при которых в организме еще не может произойти никаких необратимых патологических изменений.

Эти значения устанавливаются экспериментально.

Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Абиотические факторы – совокупность условий неорганической природы.

Это прямо или косвенно действующие на организм факторы неживой природы – свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды и др. (т. е. свойства среды, возникновение и воздействие которых прямо не зависит от деятельности живых организмов).

Свет – (солнечная радиация) – характеризуется интенсивностью и качеством лучистой энергии Солнца; используется растениями для создания растительной биомассы.

Солнечный свет – основной источник энергии для поддержания теплового баланса планеты, водного обмена организмов, создания и превращения органического вещества автотрофным звеном биосферы, что в итоге делает возможным формирование среды, способной удовлетворять жизненные потребности организмов.

Биологическое действие солнечного света обусловливается его спектральным составом,

интенсивностью, суточной и сезонной периодичностью.

Физиологические процессы растений и животных находятся в строгой зависимости от суточной ритмичности, что выражается определенными биологическими ритмами. Биологические ритмы являются наследственно закрепленными реакциями.

Температура – от него в значительной степени зависит существование, развитие и распространение организмов на Земле. Значение температуры – непосредственное ее влияние на скорость и характер протекания реакций обмена веществ в организмах. Растения и животные проявляют различную потребность в тепле.

Способы приспособления

Миграция – переселение в более благоприятные условия.

Оцепенение – состояние полной неподвижности, резкое снижение жизнедеятельности, прекращение питания.

Анабиоз – состояние резкого угнетения жизненных процессов, когда видимые проявления жизни временно прекращаются.

Терморегуляция.

Вода является основной средой в клетке, где осуществляются процессы метаболизма, выступает важнейшим исходным, промежуточным и конечным продуктом биохимических превращений.

Воздушная среда и ее газовый состав. Для успешного существования организмов важны не только физические, но и химические свойства воздуха, содержание в нем нужных для жизни газовых компонентов.

Кислород. Единственными продуцентами свободного кислорода на Земле являются зеленые растения, которые образуют его в процессе фотосинтеза.

Углекислый газ. Даже небольшие колебания в содержании СО2 существенно отражаются па непосредственно зависящем от него процессе фотосинтеза. Главные источники поступления СО2 в атмосферу – дыхание животных и растений, процессы горения, извержения вулканов, деятельность почвенных микроорганизмов и грибов, промышленные предприятия и транспорт.

Почва. Эдафические факторы среды (почвы) – свойства земной поверхности, оказывающие экологическое воздействие на ее обитателей.

Экологическая ёмкость среды — это показатель способности природной системы к регенерации изъятых из нее ресурсов и к нейтрализации вредных антропогенных воздействий. Полная экологическая емкость природного комплекса определяется:

1. объемами основных природных резервуаров — воздушного бассейна, водоемов и водотоков, земельных площадей и запасов почв, биомассы флоры и фауны;

2. мощностью потоков биогеохимического круговорота, обновляющих содержимое этих резервуаров: скоростью местного атмосферного газообмена, пополнения объемов чистой воды, процессов почвообразования и продуктивностью биоты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a317.html

Экология как наука о взаимодействии. Связь ее с другими науками

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ ЭКОЛОГИИ: Экология - совокупность наук о взаимодействии человеческого общества

Экология как наука о взаимодействии.

Связь ее с другими науками

Введение

На сегодняшний день ситуацию с состоянием окружающей человека природной средой можно считать кризисной. Большое количество и разнообразие экологических проблем вызывает необходимость поиска различных механизмов их решения. Одним из механизмов решения экологических проблем и улучшения среды жизни является улучшение качества отдельных компонентов экосистем.

Актуальность рассмотренной темы определяется возрастающей ролью экологии в жизни общества и необходимостью знания связи экологии с другими областями знаний.

Целью написания контрольной работы является изучение связи экологии с другими науками.

Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» – к необходимости учета законов и требований экологии – во всех науках и во всей человеческой деятельности.

Цели и задачи современной экологии

Экология (от греч. ойкос – дом и логос – учение) – наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания.

Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология» [1].

Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются [2]:

  • популяция – группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;
  • экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;
  • биосфера – область распространения жизни на Земле.

Экологией в настоящее время принято называть науку о «собственном доме» человека — биосфере, ее особенностях, взаимодействии и взаимосвязи с человеком, а человека — со всем человеческим обществом.

Экология – это наука об отношении организмов или групп организмов к окружающей среде или наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой, в которой они существуют.

Одной из главных целей современной экологии как науки является изучение основных закономерностей и развитие теории рационального взаимодействия в системе «человек – общество – природа», рассматривая человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:

  • разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;
  • исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;
  • изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;
  • оценивать состояния и динамику природных ресурсов и экологических последствий их потребления;
  • разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;
  • формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — основа изучения проблем экологии.

Связь экологии с другими науками

Экология, как комплексная дисциплина, тесно связана с другими естественными и общественными науками (рисунок 1).

Экологическая трактовка необходима при решении определенных задач в области ботаники, зоологии, физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, эволюционного учения, генетики, биотехнологии, поскольку любые биологические исследования в той или иной степени изучают жизнь растений и животных в природных условиях.

Экология развивается на природоведческих условиях, вбирает новейшие достижения точных наук – математики, физики, химии, обогащая их, в свою очередь, представлениями о единстве, взаимосвязи живого и неживого.

Экология тесно соприкасается с ландшафтоведением – отраслью физической географии, объектами исследования которой являются сложные природные и природноантропогенные образования.

Взаимосвязь между физической географией и экологией нашла отражение в становлении геоэкологии (ландшафтной экологии, или экологии ландшафтов). Экология связана и с природопользованием, служит научной основой рационального использования и охраны природных ресурсов.

Современная экология анализирует природные условия (факторы) существования живых организмов, включая человека, и их изменения под влиянием разнообразных преобразующих или разрушающих антропогенных воздействий.

Природопользование как область прикладной экологии изучает закономерности антропогенной динамики природных процессов в их сложной взаимосвязи, определяет значение этой динамики для человека, обосновывает рациональное использование природных ресурсов и разрабатывает способы сохранения и восстановления их количественных и качественных особенностей, важных для человека современного и для будущих поколений.

Рис. 1 – Положение экологии среди других биологических наук

(по Н.П. Наумову, 1963) [3]

Экология тесно связана с философией. По мнению многих ученых, экология является не столько областью науки, сколько методом мышления, принципом подхода.

Философов интересовали проблемы возникновения жизни, ее развития, взаимовлияния окружающей среды на человека и, напротив, влияние человека на природу.

Актуальным философским элементом является экологическая этика, связанная с экологически корректным обращением человека с природой, осознанием того, что все живые организмы имеют равное с человеком право на жизнь на планете.

В основе экологии лежит материал  факты из многих других отраслей биологии (из морфологии – учения о строении организмов, которое включает анатомию); из эмбриологии (развитие зародышей); из гистологии (строение тканей); из цитологии (учение о клетке), а также из других наук, таких как зоология, ботаника, микробиология.

Связь экологии с математикой очевидна. Экология – точная наука, и потому все взаимодействия и закономерности оцениваются мерой и числом. Все процессы и закономерности могут быть представлены в виде уравнений, графиков, что позволяет устанавливать связки, прогнозировать соответствующие процессы. Широко используется математическое моделирование, прогнозирование процессов и явлений.

Легко прослеживается взаимосвязь экологии с химией. В основе жизнь лежит обмен веществ между организмами и средой, которая заключается в ассимиляции, метаболизме и диссимиляции веществ. Все это – химические процессы. В наше время сформировались специфические области науки о Земле: химия воды, химия почвы, химия атмосферы, а также сформировалось новое направление – химия окружающей среды.

Закономерности биологических процессов превращения веществ в пищевых цепях, в водной и воздушной средах подчиняются фундаментальным законам физики: закону сохранения массы и второму правилу термодинамики.

Экология переплетается с географией. Восприимчивость природных систем разных географических зон (как водных, так и наземных) к антропогенному влиянию неодинакова. Это также необходимо учитывать в организации природопользования.

Экология нашла дополнение за пределами естественных наук – в экономике, военном деле, философии, социологии, политологии, этике.

Экономика тесно связана с экологией.

Все развитые страны прошли путь от штрафов за загрязнение природы, к квотам как форме стимулирования охраны природы, теперь все чаще используют налоговые льготы, продажу лицензий, которая доказывает ценность экологических нормативов для производства и среды существования. Экологические требования влияют на структуру экономики, ценообразования, международные отношения. 

Экология тесно связана с политикой. Сохранение и увеличение ресурсов, поддержка высокого качества окружающей среды является целью развития мирового содружества. Это направление развития может поддерживаться правильной политикой лицензирования, кредитования, ценообразования.

Экология тесно связана с культурой.

В последние годы все более быстрыми темпами в обществе идет процесс осознания необходимости сохранения и рационального использования природы, важности экологических знаний, умений для последующего развития общества, сохранения жизни действительных и будущих поколений людей.

Поэтому необходима новая экологизированная культура, которая превратит социальную среду существования человека, повернет ее к искренним ценностям цивилизации – достойной жизни в нормальной стойкой среде существования. «Экологическая культура – одно  из появлений общей культуры человека.

Экология связана с правом. Усиление антропогенного влияния на экосистему, увеличение глобальных экологических проблем привело к необходимости создания системы правового регулирования деятельности человека.

С помощью экологического права, основанного на знаниях законов развития природы и общества, люди надеются дисциплинировать собственное поведение.

Такой подход к решению задачи получил название концепции устойчивого развития и стал принципом правовой регуляции международных отношений, связанных с влиянием человека на естественную среду.

Цель экологического права – служить юридическим инструментом регуляции поведения человека через установление взаимных прав и обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей его естественной средой.

Ухудшение условий окружающей среды в результате тех или других природных процессов или через антропогенные превращения природы в общем случае означает отклонение конкретных условий от физиологичных требований организма.

Поэтому необходимо знать, к каким последствиям может привести влияние вредных веществ на организм, в каких концентрациях и дозах они являются еще безопасными или является уже опасными, какое содержимое загрязняющих веществ можно допустить в окружающей среде или в организме, чтобы они были еще опасными.

Установление таких концентраций и доз (санитарно-гигиеническое нормирование) – задача медицины, область науки имеет название – санитарная охрана окружающей среды.

Фактически экология стала гипернаукой, а процесс проникновения ее идей и проблематики в другие области знаний получил название экологизации. Основная цель экологизации складывается в объединении науки и практики для предотвращения экологической катастрофы.

Структура современной экологии

В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки об отношениях живых организмов с окружающей средой.

Однако в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии, которая сегодня представляет собой совокупность различных научных направлений.

Так, например, выделяют аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма со средой; популяционную экологию, занимающуюся отношениями между организмами, которые относятся к одному виду и живут на одной территории; синэкологию, комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах) [4].

Современная экология представляет собой комплекс научных дисциплин. Базовой является общая экология, изучающая основные закономерности взаимоотношений организмов и условий среды. Теоретическая экология исследует общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы.

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком и способы предотвращения этого процесса, а также разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Прикладная экология базируется на системе законов правил и принципов теоретической экологии. Из прикладной экологии выделяются следующие научные направления:

Экология биосферы, изучающая глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления.

Промышленная экология, изучающая влияние выбросов предприятий на окружающую среду и возможности уменьшения этого влияния путем совершенствования технологий и очистных сооружений.

Сельскохозяйственная экология, изучающая способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы при сохранении окружающей среды.

Медицинская экология, изучающая болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды.

Геоэкология, изучающая строение и механизмы функционирования биосферы, связь и взаимосвязь биосферных и геологических процессов, роль живого вещества в энергетике и эволюции биосферы, участие геологических факторов в возникновении и эволюции жизни на Земле.

Математическая экология моделирует экологические процессы, т.е. изменения в природе, которые могут произойти при изменении экологических условий.

Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Источник: https://student.zoomru.ru/eko/jekologiya-kak-nauka-o-vzaimodejstvii/299546.3524966.s1.html

1. Военная экология и военная гигиена

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ ЭКОЛОГИИ: Экология - совокупность наук о взаимодействии человеческого общества

Стремительноенарастание противоречий в системе«человек и общество- окружающая природная среда»в связи с резкимусилением антропогенного воздействияна биосферу вызвали к жизни формированиеи развитие на основе экологии новогонаучного направления – соци­альнойэкологии.

Наоснове исследований, направленных навскры­тие общих закономерностейвзаимодействия человеческого обществаи среды (природной, социальной ипроизводственной), социальная экологиясоздает теоретические основы для решенияприкладных за­дач по устранению илисмягчению негативных последствийантропогенного воздействия на окружающуюприродную среду с целью сохра­ненияздоровья населения и человеческойпопуляции.

Впоследующем, в рамках социальной экологиивыделилась воен­наяэкология,исследующая закономерности взаимодействиявоинских коллективов с окружающейсредой, влияние экологической обстанов­кина характер деятельности войск, прямоеи побочное воздействие военно-промышленногопроизводства на окружающую среду.

Специфи­ческимприкладным направлением военной экологииявляется разра­ботка мер по обеспечениюзащиты личного состава от неблагоприят­ноговлияния различных по продолжительности,сочетанности и ин­тенсивности условий,а также по сохранению здоровья,совершенс­твованию физиологическихи психологических возможностейвоеннослужащих.

Главное связующеезвено между экологией и гигиеной –здо­ровье человека, между военнойэкологией и военной гигиеной – здоровьевоеннослужащего в связи со средойжизнедеятельности.

В настоящее времяобщепризнанным является представлениеоб окружающей среде как совокупностиэлементов (природных, искусс­твенныхи социальных), сред (природной,производственной, ис­кусственной,социальной и обитания), факторов(биотических и абиотических), компонентов(воздуха, воды, пищевых продуктов, почвыи др.).

Деление элементовокружающей среды на природные,искусствен­ные и социальные являетсяотносительным, так как природные вмес­тес искусственными элементами действуютна человека в опреде­ленных социальныхусловиях, будучи нередко существенноизменен­ными в результате производственнойи хозяйственной деятельности людей.

Военная экологияпредставляет собой самостоятельноенаучное направление со свойственнымиему специфическими прикладными задачами.

Исходяиз специфики взаимодействия воинскихколлективов с нормальной и экстремальнойокружающей средой, необходимостиобеспечения защиты личного состава исохранения здоровья, совер­шенствованияфизических и психологических возможностейвоеннос­лужащих, к числузадач военной экологии можно отнестиобеспече­ние сохранения здоровья изаданного уровня военно-профессиональнойработоспособности (боеспособности)военнослужащих в реальных условияхучебно-боевой деятельности,что во многом совпадает с задачей,решаемой гигиеной труда военныхспециалистов.

https://www.youtube.com/watch?v=2cDuhc2AmEA

Другим специфическимнаправлением военно-экологическихисследований является оценка воздействиявоенно-промышленного про­изводствана окружающую среду.

Накопление запасоворужия и ава­рийные ситуации, связанныес его производством, транспортиров­кой,испытанием и хранением, создаютпотенциальную и вполне ре­альнуюугрозу окружающей среде.

С началомбоевых действий влия­ние на нее резковозрастает, что в свою очередь усиливаетнебла­гоприятное воздействие начеловека. Несомненно, что эти вопросывходят в сферу интересов военнойкоммунальной гигиены.

Цель военной экологиикак науки и соответствующей ей прикладнойсферы – достижение экологическибезопасной деятельности.

Объектвоенной экологииокружающаясреда, находящаясяв сфере деятельности воинских контингентов(естественные экологические системы –земля, поверхностные и подземные воды,атмосферный воздух, леса и другаярасти­тельность, животный мир, включаячеловека); вооружениеи военная техника, военные объекты,жилые городки и гарнизоны, полигоны,районы боевой подготовки и инойдеятельности войск и сил флота, а такжевоеннослужащий и воинские коллективы.

Предметвоенной экологии– закономерности взаимодействияво­еннослужащего и воинских коллективовс окружающей средой, влия­ния вооруженияи военной техники на среду.

Кчислу основныхметодов военной экологииотносится экологи­ческаядиагностика,использующая инструментально-лабораторный,экспериментальный, математико-статистическийи другие методы исследования.

В настоящее времявоенная экология находится в стадиистановления и развития. Разработаныконцептуальные основы военной экологии,утверждена концепция экологическогообеспечения ВС РФ, в рамках которойрешаются прикладные задачи по достижениюэкологически безопасной деятельностиармии и флота.

Источник: https://studfile.net/preview/2784387/page:9/

1.1. Место экологии человека в системе наук

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ ЭКОЛОГИИ: Экология - совокупность наук о взаимодействии человеческого общества

Рассмотрение места экологии в системе наук совершенно естественно начать с философского осмысления проблемы воздействия факторов среды на человека. К настоящему времени сформировалось научное направление – философия человека. Его основатель И.Т.

Фролов (1929 – 1999) писал: «…одним из путей развития научного исследования проблемы человека в наши дни является определение «стыковых», «пограничных» точек, в которых перекрещиваются социальные и биологические методы, имеющие своей целью преодолеть дуализм, их во многом пока что взаимоисключающий характер».

Необходима единая комплексная наука о человеке, которая может служить, по мнению И.Т.Фролова, «регулятивным принципом для размышлений о современных проблемах исследования человека и его будущего в связи с развитием научнотехнической революции.

Эти проблемы связаны с необходимостью комплексного научного подхода к человеку, усиления взаимодействия между представителями различных наук, так или иначе изучающих человека, включая не только науки общественные и гуманитарные философию, социологию, этику, эстетику, педагогику, психологию и др.

, но и естественные – медицинские, психофизиологические, генетические».

Экология человека тесно связана с большинством общественных наук.

Экология человека и демография. Обе дисциплины изучают население в сходных аспектах. Ключевые для демографии понятия – рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний возраст – одновременно важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности того или иного региона.

Экология человека и социология. Социология изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей. Ряд социологических проблем может рассматриваться и в рамках экологии человека.

К их числу относятся социальные группы и коллективы, этнические общности, экологические общности, профессиональные общности, социология народонаселения, социология образа и качества жизни, социология медицины и здравоохранения.

Экология человека и история. Из числа исторических наук для экологии человека наибольший интерес представляет археология регионов, палеоэкология и палеопатология, этнография отдельных стран и народов, этническая экология, этническая антропология.

Экология человека связана с гуманитарными науками. Гуманитарные науки занимаются изучением человека, как существа, обладающего душой и разумом.

Экология человека и психология. Экологию человека интересуют знания о душе человека.

Знания о мотивах поведения людей помогают понять глубинные причины взаимодействия людей между собой и окружающей средой.

Знания об особенностях психической организации людей помогают выявлять характер взаимодействия с внешней средой и устранять факторы, негативно действующие на психофизиологическое состояние человека.

Экология человека и биология. Биология является очень важной составной частью экологии человека, т.к.

знания особенностей биологического уровня организации человека и взаимодействия человека с окружающей средой посредством тела помогают находить источники нарушений в человеческом существе, предсказывать последствия действия различных факторов окружающей среды на организм и исправлять нарушения, вызванные действием негативно влияющий на тело человека факторов.

В экологии человека используются информация из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.

Экология человека и медицина. Экология человека тесно связана с медициной, особенно, особенно с ее гигиеническим направлением.

Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Гигиеническая наука призвана изыскивать пути охраны здоровья человека от вредного влияния физических и химических факторов среды путем научно обоснованного гигиенического нормирования содержания вредных веществ в окружающей среде.

Изучение взаимодействия человека с окружающей средой невозможно без использования информации и методов исследования некоторых наук о Земле – географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии и др.

Экология человека неразрывно связана с экономическими науками.

Экология человека и экономика. Наиболее тесно связана экология человека с тематикой следующих направлений: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика окружающей среды, рекреационная экономика.

Экология человека и гражданское строительство.

С интересами экологии человека совпадают следующие разделы градостроительства и районной планировки: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий и др.

К числу особых проблем относятся реконструкция и восстановление городов и населенных мест, благоустройство населенных мест. Некоторые исследователи даже ставят знак равенства между экологией человека и гражданским строительством.

Материал в разделах:

Источник: https://ecodelo.org/9726-11_mesto_ekologii_cheloveka_v_sisteme_nauk-ekologiya_cheloveka_kurs_lektsii

Medic-studio
Добавить комментарий