Индивидуально-психологические особенности совладающего поведения

Совладающее поведение: понятие и этапы совладающего поведения

Индивидуально-психологические особенности совладающего поведения

Каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается с огромным количеством ситуаций, многие из которых становятся причиной появления негативных эмоций.

Однако, несмотря на это, личность на всех этапах своего развития должна научиться находить выход из любых ситуаций, преодолевать трудности и справляться с препятствиями.

Каждому из нас приходится делать это с той или иной степенью эффективности, но последствиями данных процессов являются не только положительный результат, меняющий качество жизни и самооценку, но и стресс, разнообразные расстройства, а также внутренние переживания.

Все это в конечном итоге приводит к нарушению психологического здоровья человека, который, с одной стороны, вынужден находить наиболее приемлемые варианты выхода из ситуаций, предоставленных жизнью. А с другой – подобный поиск приводит к кризису личности, проявляющемуся в личной и профессиональной сфере.

Понимание этого привело к возникновению и развитию нового направления в психологии. В его основе лежит термин «совладающее поведение», введенный в обиход зарубежными психологами. А затем дополненный и расширенный отечественными специалистами. Стоит отметить, что совладающее поведение используется в разных сферах жизни.

Поэтому данная тема интересна не только психологам, но и обывателям, стремящимся сделать свою жизнь более качественной и сохранять в любых ситуациях психическое здоровье. В статье мы разберем совладающее поведение и копинг-стратегии, из которых оно выстраивается. Также читатели смогут ознакомиться с влиянием стресса на поведение личности и историей появления данного направления в психологии.

Если говорить максимально кратко, то совладающее поведение в психологии – это совокупность действий, направленных на поиск, решение, преодоление и анализ возникших жизненных ситуаций. В теории все перечисленные действия производятся исходя из личностного развития и набора определенных поведенческих навыков.

Однако во многих ситуациях благодаря необходимости найти самое выгодное решение вопроса и выйти из затруднительного положения личность приобретает новые навыки. В конечном итоге все манипуляции должны вернуть равновесие между внутренним ощущением себя и внешними предложенными извне обстоятельствами (это хорошо прослеживается в совладающем поведении подростков).

Достигается подобная гармония посредством нескольких механизмов.

Сразу скажем, что говорить о совладающем поведении личности без понимания термина «копинг» невозможно. Ведь именно он положил начало новому направлению в психологии.

Появился он приблизительно в сороковые годы прошлого века и через двадцать лет стал неотъемлемой частью психологии, изучающей преодоление конфликтов и стрессов. Совладающее поведение, кстати, напрямую связано с умением настроить себя на решение проблемы в состоянии стресса.

При этом реакции каждого человека имеют заметный отпечаток индивидуальности, хотя большинство предпринятых действий соответствуют ряду стратегий. Однако давайте вернемся к копингу.

Данный термин на сегодняшний день имеет множество значений, но исходить все же нужно из его прямого перевода на русский язык – преодоление. В науке под ним понимается взаимодействие человека с задачами, поставленными внутренними и внешними обстоятельствами.

Если рассматривать копинг более предметно, то можно сказать, что это набор поведенческих стратегий, позволяющих приспособиться к любым жизненным обстоятельствам. Психологи считают, что копинг представляет собой некий индивидуальный набор реакций.

Он выстраивается из логики, социального статуса, психических возможностей и ресурсов организма. При этом копинг может иметь и негативное значение, так как его сутью является все же приспособление.

А оно не всегда в полной мере может удовлетворить запросы и потребности личности в конкретных предложенных внешних обстоятельствах.

Совладающее поведение, в свою очередь, предполагает полное преодоление негативных реакций. В качестве минимальной программы предусмотрено значительное снижение этих реакций, что должно стать основой для обретения баланса. Причем стоит отметить, что результат достигается за счет продуманной стратегии действий.

Изначально психологов интересовало совладающее поведение в период взрослости либо взросления ребенка. Дело в том, что каждая личность по мере роста проходит несколько серьезных личностных кризисов. Наиболее яркая реакция организма в эти периоды – стресс.

Совладающее поведение заставляет личность собрать все свои имеющиеся ресурсы и действовать по тем либо иным стратегиям. В первые годы своего существования новое направление психологии изучало только внешние обстоятельств, далекие от обыденной жизни.

К примеру, специалисты изучали ситуации, предложенные профессиональной деятельностью или несоответствием ожидаемых обстоятельств с реальными в результате получения нового опыта на этапе взросления.

Однако вскоре стало понятно, что об адаптивном совладающем поведении или психологическом преодолении, как его еще называют, можно говорить и в контексте обыденных ситуаций. Психологи выяснили, что практически ежедневно люди попадают в особые жизненные обстоятельства, вызывающие стресс и требующие немедленного решения.

А значит, им приходится регулярно использовать стратегии для того, чтобы вернуться в состояние комфорта и равновесия. Сегодня совладающее поведение и различные копинг-стратегии применяются практически всеми специалистами, работающими с коррекцией поведения личности.

Характеристика

Совладающее поведение и его характеристики в научных работах психологов имеют различную трактовку. Поэтому довольно сложно собрать воедино все разрозненные тезисы и формулировки, касающиеся данного вопроса.

В общих чертах можно сказать о том, что научная база нового направления определилась к девяностым годам прошлого века.

Но до сих пор зарубежными и отечественными психологами публикуются работы, раскрывающие суть совладающего поведения, копинг-стратегий и ресурсов, требующихся для их воплощения.

Наиболее ясную характеристику главному термину нового направления в психологии дала Анцыферова. Она охарактеризовала совладающее поведение как осознанную регуляцию, призванную изменить существующую жизненную ситуацию.

Ее главной целью является адаптация потребностей личности под предложенные условия и изменение последних ради удовлетворения внутренних потребностей.

Причем для получения результата личность должна встать на активную позицию, тогда как любая другая не приведет к полному изменению ситуации и получению позитивных эмоций.

Л. Лазарус написал книгу, в которой проработаны все проблемы копинга, а также дана полная характеристика этой теории и основных стратегий. Если ссылаться на автора, то взаимодействие личности со всеми внешними раздражителями и ситуациями представляется непрерывным и активным процессом. Причем он регулярно меняется, проходя три основных этапа:

  • когнитивная оценка;
  • преодоление;
  • эмоциональная переработка.

Говоря о когнитивной оценке, нужно отметить, что она, в свою очередь, тоже имеет определенное подразделение:

Изначально любая стрессовая ситуация воспринимается как опасная и тревожащая, однако по мере снижения эмоционального накала личность подходит к пониманию возможностей решения проблемы. Затем наступает этап преодоления, в процессе которого перебираются все возможные варианты действий.

Причем совладание определяется во многом личностными ресурсами личности, которые в большей степени корректируют ее возможности и жизненные позиции. После преодоления происходит оценка не только содеянного, но и собственного эмоционального состояния.

На основе всего перечисленного у личности формируются устойчивые варианты копинг-поведения.

Копинг-механизм: основные понятия

Совладающее поведение личности в своей основе имеет копинг-механизм. Его действие и составляющие можно найти далеко не во всех научных работах психологов. Однако многие из них все же используют в своей практике эту трехфазную модель.

Итак, копинг-механизм можно охарактеризовать как совокупность трех составляющих:

  • копинг-ресурсы:
  • копинг-стратегии;
  • копинг-поведение.

Ресурсы: научный подход

Первым пунктом нашего списка идут копинг-ресурсы. Во всем механизме это наиболее устойчивые характеристики, они необходимы для того, чтобы поддерживать личность в сложной ситуации, и служат базой для формирования разнотипных стратегий. Все имеющиеся ресурсы индивида психологи делят на несколько категорий, имеющих свои групповые отличия:

  • Физические. Эти ресурсы в первую очередь определяют выносливость личности. Во многом физическая форма является тем фактором, который влияет на внутреннее состояние комфорта и самооценку.
  • Социальные. Каждый индивид занимает собственное место в общей социальной сети. Также он имеет определенные поддерживающие системы, характеризующиеся наличием коллег, родственников и друзей высокого либо низкого социального статуса.
  • Психологические. Они относятся к самым многочисленным из всех. Из основных психологических ресурсов можно выделить общительность, моральные ценности, интеллект, собственную самооценку и тому подобные качества.
  • Материальные. Во многом личность определяют ее материальные ресурсы такие как финансовое положение, имеющаяся недвижимость и будущие перспективы роста.

Психологи отводят всем перечисленным ресурсам очень важную роль в формировании стратегий, а значит, и преодолении жизненных обстоятельств. Доказано, что личность, имеющая более широкий набор ресурсов, способна более эффективно действовать.

От них зависит степень принятия решений, возможность концентрироваться на проблеме, умение выбирать лучшие решения из всех предложенных и преодолевать ненужные сомнения. Также хочется добавить, что копинг-ресурсы определяют и наличие такого феномена, как «я должен».

Он заставляет личность мобилизоваться в любых ситуациях независимо от проблемы ради чувства долга. Причем в разных ситуациях мотивом может служить разное чувство долга: перед детьми, семьей, родителями, руководителем и так далее.

Чем более развиты в индивиде копинг-ресурсы, тем легче ему будет действовать в состоянии стресса в процессе преодоления.

Формирование и использование стратегий

Копинг-стратегии можно объяснить как реакции личности на определенные ситуации. Посредством данных стратегий, примененных в разных жизненных обстоятельствах, выстраивается и совладающее поведение.

Интересно, что согласно работам психологов, любую ситуацию, требующую преодоления, наше подсознание воспринимает как опасность и стресс.

Поэтому в первую очередь оно стремится выстроить защиту, формируя защитно-совладающее поведение (об этом мы поговорим немного позже), и лишь потом обращается к адаптивным стратегиям, сулящим эффективное избавление от негативных эмоций благодаря преодолению проблемы.

На сегодняшний день классификация и характеристика копинг-стратегий базируется на трудах Р. Лазаруса и С. Фолкмана. Они выделили две категории стратегий, которыми пользуются все личности, ориентируясь на имеющиеся ресурсы:

  • Проблемно-фокусированные. Эта категория предполагает рациональный и тщательно продуманный подход к решению ситуации. Требуется анализ проблемы, подбор нескольких вариантов выхода из нее, создание плана с учетом социальной поддержки, изучение дополнительной информации и тому подобные действия.
  • Эмоционально-фокусированные. Данные стратегии применяют на практике личности, склонные эмоционально реагировать на любой стресс (чаще всего наблюдается такое совладающее поведение у подростков и психологически незрелых личностей). Для индивида с подобной стратегией характерны: дистанцирование от проблемы, избегание либо принятие, конфронтация, попытки ввести самоконтроль и так далее.

Хочется отметить, что из всех составляющих копинг-механизма стратегии имеют самую противоречивую основу. Многие специалисты создают для них свою классификацию, дополняя вышеприведенную либо полностью игнорируя ее. К примеру, зарубежные психологи Р. Мосс и Дж.

Шефер добавили к озвученной классификации третью стратегию – оценочно-фокусированную. Она подразумевает полный логический анализ происходящих событий, определение их значимости, принятие или избегание.

При этом проблемно-фокусированные стратегии определяются как в первую очередь поиск социальной поддержки и информации, позволяющей с наименьшим дискомфортом выйти из ситуации, а также сделать качественный прогноз последствий. Те же психологи дали свое определение и эмоционально-фокусированным стратегиям.

Они рассматривают их как максимально эффективную совокупность действий по управлению своими эмоциями, покорное принятие ситуации и эмоциональную разгрузку.

Нельзя обойти вниманием и такую градацию стратегий, как адаптивность и малоадаптивность. Первые включают в себя активный поиск социальной поддержки, подбор вариантов и максимально комфортного решения в конечном итоге.

Нередко эту категорию стратегий относят к проактивному совладающему поведению. Малоадаптивные стратегии – это в основном самобичевание, самообвинение и избегание ответственности за ситуацию и принятие решения в целом.

В начале 21-го века Э. Скиннер ввел несколько новых определений, касающихся копинг-стратегий. В своей научной работе он использовал такое понятие, как «семейство», и разделил все стратегии на 12 семейств. Каждое имеет несколько подвидов, раскрывающих его суть и предназначение в полной мере. В кратком изложении семейства стратегий выглядят следующим образом:

  • поиск сведений;
  • разрешение ситуации;
  • беспомощность;
  • избегание ответственности и самой ситуации;
  • уверенность в своих силах;
  • поиск социальной и иных видов поддержки;
  • делегирование полномочий;
  • осознанная и неосознанная социальная изоляция;
  • приспособление;
  • переговоры;
  • покорное принятие;
  • сопротивление.

Часто личность использует несколько взаимодополняющих стратегий одновременно. Тем самым повышается эффективность результата и быстрее появляется ощущение комфорта после непосредственного преодоления.

Копинг-поведение

Данная часть копинг-механизма представляется психологам наиболее понятной и простой, так как она находится в прямой зависимости от выбранных стратегий и имеющихся ресурсов.

Большой вклад в новое направление психологии внесла Т. Л. Крюкова. Совладающее поведение в ее работах является практически синонимом копинг-поведения. При этом автор утверждает, что, выбрав несколько раз схожую модель поведения даже при разных ситуациях, личность нарабатывает своеобразный навык. В дальнейшем именно он будет определяющим при возникновении стресса.

Защитно-совладающее поведение

Копинг-поведение всегда является результатом стресса, вызванного поставленной задачей либо ситуацией. Если рассматривать стресс с точки зрения психологии, то он выглядит как дискомфорт.

Это ощущение возникает после нарушения баланса между запросами личности, направленными во внешнюю среду, и ресурсами, позволяющими воплотить их в реальность или попросту взаимодействовать с внешним миром.

Интересно, что личности никто извне не может объяснить степень стресса. Она определяет это всегда только самостоятельно путем оценивания имеющихся ресурсов. При этом реакции на стресс могут быть не только произвольными. Часть реакций являются непроизвольными, так как не требуют контроля благодаря частому повторению.

Однако в любом случае, независимо от стратегии реагирования, стресс воспринимается в качестве угрозы. А следовательно, личность стремится применить методы психологической защиты. На заре развития новой научной теории и в процессе определения ее характеристики и методики совладающее поведение часто приравнивали к механизмам психологической защиты.

И только в результате долгих исследований удалось выявить их различия и значение в процессе преодоления трудностей.

Защитное поведение индивида всегда является пассивным. Оно базируется на желании личности избежать стресса и тем самым облегчить свое психологическое напряжение. Также данное поведение относится к неконструктивным. Оно не позволяет сделать анализ возникшей проблемы и не дает возможности подобрать варианты выхода из нее, ссылаясь на свои ресурсы.

При всем этом механизм защиты всегда направлен всего лишь на смягчение возникшего дискомфорта. Он не имеет ресурсной базы для изменения ситуации и полного удовлетворения запросов и потребностей. При этом индивид всегда применяет их неосознанно.

Защитно-совладающее поведение возникает сразу же на возникшую угрозу в виде стресса. Если личность откажется от использования копинг-поведения с произвольным и осознанным выбором стратегий, то при любой угрозе у нее будут включаться только защитные механизмы.

В итоге это может стать причиной появления дезадаптивных механизмов.

Зарубежные психологи дают характеристику психологической защитной реакции в четырех пунктах:

  • Временной вектор. Для механизма защиты важно решить ситуацию сейчас. Данное поведение не предполагает анализа проблемы и последствий от воплощения выбранного решения. При этом важно, чтобы личность получила сиюминутный комфорт.
  • Направленность. В процессе включения защитных механизмов не учитываются интересы и потребности окружения индивида. цель – это удовлетворение запросов личности. Интересы окружающих могут быть учтены только в ситуациях, когда они совпадают с запросами индивида, применившего психологическую защиту.
  • Целевая значимость. При разрушении связей индивида с окружающими защитно-совладающее поведение не будет направлено на их восстановление. Главной целью применения данных механизмов является успешная регуляция эмоциональных состояний.
  • Функциональность регуляции. В процессе защиты личность не ищет путей выхода из ситуации, все имеющиеся ресурсы направляются на рефлексию, подавление и уход от проблем любыми возможными способами.

Феномен выгорания

Совладающее поведение в коррекции выгорания является очень важным и неотъемлемым фактором. Но данные механизмы были выявлены и правильно оценены лишь на заре двадцать первого века, тогда как термин «выгорание» в отношении профессиональной деятельности был впервые применен в конце семидесятых годов прошлого века.

Как известно, в профессиональной деятельности человек испытывает наибольший стресс. К тому же он является часто повторяющимся и во многих ситуациях становится регулярным.

Особенно часто о феномене выгорания говорится в контексте изучения профессиональной деятельности индивидов, которые вынуждены постоянно находиться в тесном контакте с другими людьми.

К этой категории в первую очередь относятся педагоги, воспитатели дошкольных учреждений и медики.

Примечательно, что выгорание осуществляется по определенной модели, включающей в себя три пункта:

  • Истощение в эмоциональной сфере. Личность ощущает некое опустошение и перенапряжение. Многие психологи описывают это как притупление эмоций и приглушение красок окружающего мира.
  • Тенденция к деперсонализации. Со временем у индивида вырабатывается абсолютно обезличенное отношение ко всем рабочим контактам. Во многих ситуациях это граничит с равнодушием, формализмом и цинизмом. В процессе развития этой тенденции усиливается и внутренний конфликт. Через какое-то время он выливается в явное раздражение, чувство неудовлетворенности и конфликты.
  • Снижение самооценки. Все достижения в профессиональной деятельности теряют свою ценность и значимость, в итоге растет недовольство собой. Часто это трансформируется в желании сменить профессию.

На сегодняшний день выработано мало эффективных стратегий совладающего поведения, позволяющих решить проблему выгорания. Как оказалось, ее очень сложно решить ввиду многогранности вопроса и невозможности отыскать общие стратегии для всех профессий. В каждом случае требуется индивидуальный подход.

К примеру, совладающее поведение медицинских работников часто включает в себя активные и пассивные стратегии.

Эмоциональное напряжение и истощение преодолевается конфронтацией, бегством и принятием ответственности. А деперсонализация нивелируется дистанцированием.

Однако при любом обращении к психологу с синдромом выгорания требуется оценка копинг-ресурсов и лишь потом подбор подходящих стратегий.

Проблема принятия материнства: краткая характеристика

В контексте сегодняшней статьи и разбираемых проблем хочется упомянуть о совладающем поведении женщин, имеющих детей раннего возраста. Проблема материнства с точки зрения психологии в нашей стране очень долго не рассматривалась. А ведь на самом деле большинство женщин на этапе принятия новой роли проходят настоящий кризис, который нередко приводит к девиации поведения.

Специалисты, работающие в данном направлении, утверждают, что с момента беременности будущая мать применяет несколько разных копинг-стратегий. К примеру, до родов это в основном избегание и отвлечение.

А после появления малыша главными стратегиями становятся поиск поддержки и другие механизмы, свойственные проблемно-ориентированному стилю решения ситуации.

При этом доказано, что важную роль в процессе принятия роли матери играют родительские установки, возникшие еще в детском возрасте.

При этом не всегда женщина может соотнести все характеристики новой роли, озвученные социумом, с собой и своим поведением. Это приводит к личностному кризису на фоне падения самооценки и стресса. Чаще всего в таких ситуациях женщина неосознанно включает защитные механизмы и уже не может вернуться к эффективным стратегиям совладающего поведения.

Вместо заключения

До сегодняшнего дня теоретическая база совладающего поведения подвергается коррекции. В психологической науке это новое направление уже доказало свою состоятельность, но все же требует дальнейшего изучения.

Источник: https://FB.ru/article/380479/sovladayuschee-povedenie-ponyatie-i-etapyi-sovladayuschego-povedeniya

Проблема совладающего поведения в психологической литературе

Индивидуально-психологические особенности совладающего поведения

Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 13-16. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1643/ (дата обращения: 14.02.2020).

На протяжении жизни человек сталкивается с трудностями, которые предопределяются обыденными жизненными ситуациями. И для того, чтобы их преодолеть человеку нужно знание о способах возможной реализации своих усилий, и как отмечал Р. Лазарус «…человек должен верить, что они у него есть»[4, с. 83].

На современном этапе развития психологии проблема преодоления человеком трудностей рассматривается учеными посредством раскрытия таких феноменов как копинг и совладающее поведение. Проблема копинга начала разрабатываться еще в 1940-1950-х гг[8, с.

128] и в настоящее время психологическая наука имеет много определений термина coping, который наиболее освещен в связи с исследованиями психологического стресса.

Что касается термина «совладающее поведение», то он появился в отечественной психологии в 90-е годы XXвека и связан с работами таких ученых, как Платонов К.К., Теплов Б.М., Анцыферова Л.И. и др.[9, с. 111].

Понятие “coping” происходит от английского “cope”, что означает преодолевать.

В научной литературе термин “coping”в широком смысле включает в себя все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего и внутреннего характера, а в более узком – определяется, как стратегия действия для приспособления к условиям ситуации [13, 113].

Он может пониматься как «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [7, с. 22].

Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на организм.

Поэтому совладающее поведение – это «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действия»[5, с. 93].

Работы, касающиеся проблемы совладания с трудностями являются различными, что отражается вклассификации этого феномена у разных авторов (таблица 1).

Таблица 1 – классификация копинг-поведения и копинг-стратегий

Автор(ы)

Классификация копинг-поведения

Классификация копинг-стратегий

Примечание

R.S. Lazarus, S. Folkman

  • Проблемно-ориентированный

  • Эмоционально-ориентированный

Планирование решения проблемы Поиск социальной поддержки Шесть эмоционально-фокусированных стратегий: конфронтация, самоконтроль, дистанцирование, позитивная переоценка, принятие ответственности, бегство-избегание.

Проблемно-ориентированный копинг связан с рациональным анализом проблемы, а эмоционально-ориентированный касается эмоционального реагирования на ситуацию

E. Heim

Выделяет три сферы психики, где происходит реализация копинг-стратегий: эмоциональная, когнитивная, поведенческая
  • Адаптивные

  • Частично адаптивные

  • Неадаптивные

Все виды стратегий разделяются с учетом степени адаптивных возможностей.

E. Koplik

Когнитивная сфера психики

Стратегия поиска информации Стратегия закрытости от информации

Рассматривал только когнитивные копинг-стратегии.

E. Frydenberg

  • Обращение к другим
  • Непродуктивный копинг
  • Продуктивный копинг

Выделено восемнадцать стратегий

Основа классификации определяется через эффективность, однако «обращение к другим» стоит отдельно, поскольку не может быть оценена однозначно эффективно/ неэффективно.

P. Vitaliano

  • Проблемно-ориентированный

  • Эмоционально-ориентированный

Эмоционально-ориентированные стратегии: – самообвинение – избегание – предпочитаемое истолкование

Наряду с проблемно-ориентированным копингом, выделено три эмоционально-ориентированные стратегии.

H. Weber

  • реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы;
  • поиск социальной поддержки;
  • перетолкование ситуации в свою пользу;
  • защиту и отвержение проблем;
  • уклонение и избегание;
  • сострадание к самому себе;
  • понижение самооценки;
  • эмоциональную экспрессию

Сделал акцент на психологическом преодолении, отразившемся в восьми стратегиях.

Совладающее поведение направлено на повышение адаптации личности к среде и может складываться и определяться через совокупность копинг-стратегий – конкретных действий по совладанию.

Наряду с копинг-стратегиями выделяют копинг-ресурсы личности, которые в свою очередь можно подразделить на[13, 114]:

  • Физические (выносливость);

  • Социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающие системы);

  • Психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор);

  • Материальные (деньги, оборудование).

В преодолении трудностей важная роль отводиться внутренним ресурсам личности: локусконтроляопределяет степеньпринятияответственности в борьбе сжизненнымитрудностями;высокийуровеньрефлексивныхспособностейпомогаетчеловеку сфокусироватьсянапроблеме для лучшего выбора решения;социальнаясмелость,настойчивость, высокаянормативностьповедения, высокаямотивациядостижения помогают преодолевать ненужные страхи и сомнения.Важнымвнутреннимфактором, побуждающиминдивида активнопротивостоятьтруднымжизненнымситуациям, являетсяфеномендолженствования («ядолженбытьвформе, чтобыпродолжатьсвоюработу», «ядолжнадержаться, чтобыраститьдетей» ит.д.)[12, с. 97].

Если раньше некоторые исследователи считали, что приспособление может иметь место только в экстремальных жизненных условиях, то на сегодняшний день совладение неотъемлемая часть поведения индивида при взаимодействии с повседневной действительностью. При этом наибольшую часть этой повседневной действительности занимает профессиональная сфера деятельности человека.

Одной из трудностей, сопровождающих процесс профессиональной деятельности и эффективного функционирования специалиста, является феномен выгорания. Как известно, термин “burnout” был введен американским психиатром Х. Дж.

Фрейденбергером в 1974 году, и в отечественной психологии на данный момент переводиться, как синдром выгорания. Поскольку наиболее распространенной и признанной моделью выгорания является модель К. Маслач, то в составе выгорания выделяются компоненты[1,с.

38]:

  • Эмоциональное истощение выражается ощущением эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Можно ассоциировать с ощущением «приглушенности», «притупленности» эмоций.

  • Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам, при этом контакты становятся формальными и обезличенными. Возникающие негативные установки поначалу могут иметь скрытый характер, но со временем проявляться вспышками раздражения, конфликтами.

  • Редуцирование персональных достижений определяется как снижение чувства компетентности в работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Синдром выгорания изучается более 35 лет, нопо отношению к детерминантам вызывающим это состояние не выделено определенного преимущества средикопинг-стратегий.

С одной стороны это можно объяснить посредством сложности и многокомпонентности синдрома выгорания, ас другой стороны – неоднозначности понимания проблемы совладающего поведения, что обращает взгляд на еще нерешенные вопросы эффективности механизмов совладания и критериев эффективности.

К стратегиям совладания предъявляется ряд задач, чтобы достичь адаптации при взаимодействии человека с трудной ситуацией:

  1. Установление смысла ситуации и определение ее смысла для индивида.

  2. Попытка противостоять ситуации в виде действий, как первая реакция на возникшие трудности.

  3. Поддержание отношений с членами семьи, друзьями на прежнем «докризисном» уровне.

  4. Сохранение рационального эмоционального баланса.

  5. Сохранение и поддержание образа себя.

Исходя из этого, стратегии совладания могут быть оценены в зависимости от того, насколько они удовлетворяют этим общим адаптивным задачам [6].

Согласно данным анализа литературы С.К. Нартовой-Бочавер наименее эффективными, являются избегание и самообвинение во всех вариантах, занижение своих возможностей. Относительно действенным является реальное преобразование ситуации или ее переоценка (перетолкование).

Неоднозначно оцениваются эмоционально-экспрессивные формы преодоления: выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса, однако исключение составляет открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности.

Но и сдерживание гнева с учетом психосоматических исследований, представляет серьезный фактор риска нарушения психологического благополучия человека [7, с.25].

Если преодоление «запускается» ситуацией и разрешение ситуации происходит, когда для человека она утрачивает свою значимость, то здесь могут использоваться как активные, так и пассивные копинг-стратегии. Хотя для того, чтобы ситуация разрешилась без потерь для индивида стратегии рациональнее совмещать.

В литературе имеются противоречивые данные о взаимосвязи между стратегиями преодоления и уровнем выгорания. W.B. Schaufeliи D.

Enzmannотмечено, что улиц с высоким уровнем выгорания имеется склонность к пассивному и защитному способу совладания, когда лицами с низким уровнем выгорания чаще используется активный и конфронтационный копинг. Такие же выводы сделаны A. Pinesи K.

Etsion, которые отмечают, что активные копинг-усилия (конфронтация) связаны с низким уровнем выгорания, а пассивные (избегание) – с высоким[11, с. 84].Однако ученые K.Stormи S.Rothmann приводят данные о том, что взаимосвязь не обнаружена [11, с. 82].

В исследовании стратегий совладания с синдромом выгорания у страховых агентов Старченковой Е.С. и Сачук В.С. с использованием методик «Профессиональное выгорание» и «Преодоление трудных жизненных ситуаций» получены следующие данные.

Стратегияоправдания себя истратегия возложение вины на других способствовали снижению уровня истощения, выступая как средство психологической защиты.

Однако ряд стратегий, таких как контроль над ситуацией, поиск социальной поддержки, заезженная пластинка, беспомощность, жалость к себе, агрессия, прием лекарств способствовали увеличению уровня эмоционального истощения, даже не смотря на то, что избрав конструктивные стратегии совладания (социальная поддержка, контроль над ситуацией) в поведении они проявились как дезадаптивные демонстрацией беспомощности, агрессивностии приемом лекарств. Это указывает на несовершенное владение собственными личностными ресурсами и трудности в оценке своих возможностей.

Уровень деперсонализации оказался связан, как с конструктивными (позитивная самомотивация, поиск социальной поддержки), так и неконструктивными (бегство от стрессовой ситуации, беспомощность) копинг-стратегиями положительной корреляционной связью.

Редукция профессиональных достижений положительно коррелировала со стратегиями самоодобрение, самооправдание и замещением, отрицательно – с бегством от стрессовой ситуации и беспомощностью, где использование последних мешало выполнять профессиональную деятельность [11, с. 84].

В проведенном исследовании среди медицинских работников Исаевой Е.Р. и Гуреевой И.Л. с использованием методик «Психическое выгорание» и «Копинг-тест»R. Lazarusa установлены положительные взаимосвязи между эмоциональным истощением и такими копинг-стратегиями как принятие ответственности, бегство и конфронтация.

Деперсонализация положительно коррелировала со стратегиями дистанцирование и бегство [2, с. 29].

Здесь видно, что при использовании как активных, так пассивных стратегий совладания, лицами у которых высокий уровень выгорания был не учтен компонент собственных личностных возможностей, что может только усугублять общеесостояние выгорания.

По данным исследования руководителей ОВД, имеющих высокий уровень профессионального стресса, доминировали пассивные и дезадаптивные копинг-стратегии – осторожные действия, избегание, непрямые действия, асоциальные действия, которые только усиливали воздействие негативных факторов ситуации, а не адаптировали индивида к ней [3, с. 99].

Выбор стратегий совладающего поведения обу­словлен личностными особенностями и ситуационными факторами. Личностные особенности индивида могут выступать как в качестве ресурсов, так и факторов, препятствую­щих успешномусовладанию.

Конструктивность/неконструктивностькопинг-стратегий может определяться тем, насколько избранный копинг отвечает возможности адаптации и удержании продуктивности деятельности на необходимом уровне, поскольку в целом предполагается, что «процесс совладания с жизненными трудностями есть процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, и процесс оптимального их использования» [6].

Как отмечает Нартова-Бочавер при оценке копинг-стратегий с точки зрения их эффективности/неэффективности, критерием эффективности может явиться снижение чувства уязвимости к стрессам[7, с. 25].

Также важным критерием эффективности можно считать частоту применения и разнообразие копинг-стратегий, что отражено в исследовании Р.

Мак-Края:«…чем чаще люди используют свои индивидуальные копинг-стратегии в стрессовой ситуации, тем более эффективно и скорее решается проблема,следовательнов большей степени снижается субъективный стресс» [10].

В отношении лиц подверженных выгоранию критерием эффективности избранных стратегий совладающего поведения могут выступать умение переключать внимание на интересы, выходящие за рамки профессиональной сферы, способность не застревать на рабочих проблемах, не откладывать общение и личные события в жизни на второй план.

Таким образом,теоретический анализ научных исследований проблемы совладающего поведения позволяет сделать вывод, что при выборе копинг-стратегий человеку необходимо учитывать свои субъективные ощущения, осознавать цели своего поведения, принимать во внимание все особенности ситуации.

Актуальной проблемой последующей разработки указанного феномена могут стать программы усовершенствования копинг-стратегий, реализация которых позволит предотвратить причины дезорганизации поведения личности в ситуациипреодоления профессиональных трудностей.
Литература:

  1. Водопьянова, Н., Старченкова, Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2009.

    – 336с.

  2. Исаева, Е.Р., Гуреева, И. Л. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение медицинских работников// Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2010. – № 6 (64). С. 26-30.

  3. Кобозев, И.Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей // Вестник психотерапии.– 2011. – № 37(42).С.92-100.

  4. Крюкова, Т.Л.

    Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Жур-л практического психолога. – М: 2007. – №3. – С. 82-92.

  5. Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)// Журнал практического психолога. М.: 2007. №3 С. 93- 112.

  6. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями.

    Теоретический анализ // Жур-л социологии и социальной антропологии. – 1998.Т.1. – №2.

  7. Нартова-Бочавер, С.К. “Copingbehavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – №5. – С. 20-30.

  8. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе // Известия Российского гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена № 70-2 2008, с. 127-131.

  9. Останина, Н.В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся // Вестник ЧГПУ. – 2009. – №1. – С. 109-120.

  10. Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований// МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс]. – 2011. – №3(17). – Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.

    html. – Дата доступа: 20.12.2011.

  11. Старченкова, Е.С. Роль конструктивного совладающего поведения в развитии синдрома выгорания // коллект. монография / под.ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой и др.; Курск. Гос. Ун-т . – Курск, 2008. – С. 81-98.

  12. Фоминова, А.Н.

    Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях // Вестник Нижегородского ун-та. Серия Социальные науки. – 2006. – №1. – С. 95-105.

  13. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему// Вестник ВГМУ. – 2006. Т. 5. – №3. – С. 112-121.

Основные термины(генерируются автоматически): социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий эффективности, эмоциональное истощение, стрессовая ситуация, трудность.

социальнаяподдержка, синдромвыгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровеньвыгорания, стратегиясовладания, критерийэффективности, эмоциональноеистощение, стрессоваяситуация, трудность.

социальнаяподдержка, синдромвыгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровеньвыгорания, стратегиясовладания, критерийэффективности, эмоциональноеистощение, стрессоваяситуация, трудность.

социальнаяподдержка, синдромвыгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровеньвыгорания, стратегиясовладания, критерийэффективности, эмоциональноеистощение, стрессоваяситуация, трудность.

социальнаяподдержка, синдромвыгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровеньвыгорания, стратегиясовладания, критерий

Эмоциональноистощённый педагог, с выраженными симптомами выгорания, оказывает негативное влияние на окружающих, что в свою очередь запускает механизм «заражения»

б) при знании способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа

Ключевые слова:профессиональное выгорание, эмоциональноевыгорание учителя, личность, поведение, симптомы эмоциональноговыгорания

Современная ситуациявыгорания связана с более сложными социальными условиями и с тем, что работники…

Такая ситуация переживается работником как длительно воздействующий стресс и проявляется в изменении отношения к себе и другим.

Интересна точка зрения на синдромэмоциональноговыгорания как «антисистему» с присущими ей «антифункциями»…

эмоциональноевыгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия, умственное истощение, профессиональная деятельность, личная отстраненность… Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

эмоциональноевыгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия… Влияние стрессовыхситуаций на профессиональную…

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1643/

Medic-studio
Добавить комментарий