ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В

Совладающего поведения

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В

В течение своей жизни практически каждый человек сталкивается с различными событиями или попадает в ситуации, которые субъективно переживаются им как трудные, нарушающие привычный ход жизни, нередко приводящие к изменению восприятия окружающего мира и своего места в нем.

Эти значимые жизненные события (рождение детей, болезни, начало семейной жизни, изменение финансового положения вплоть до увольнения, смерть кого-либо из родственников, изменение профессионального статуса, участие в военных действиях, изменение семейного положения и т.д.

) по сути являются факторами стресса, для преодоления которого человек использует различные стратегии поведения, основанные на его личном опыте. Такой тип поведения был назван копинг-поведением (coping) или «совладающим» поведением.

Исследование «копинга» представляет большой теоретический и практический интерес, поскольку выявление закономерностей, лежащих в основе совладающего поведения, приближает нас к пониманию механизмов, способствующих адаптации человека к постоянно меняющемуся современному миру.

Более того, так как современная социальная действительность квалифицируется как ситуация непрерывных социальных изменений, процесс гибкой адаптации человека к ней становится необходимым и определяющим успешность его жизнедеятельности.

Проблема совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине XX века и активно начала разрабатываться, прежде всего, западными психологами.

Особое внимание в этих работах уделяется выделению различных стратегий копинга, оценке их эффективности, формированию представлений о стилях и особенностях совладания представителей различных социальных и психологических категорий.

В отечественной психологии данная проблема изучалась в контексте теории деятельности в работах Ф. Василюка (психология переживания), М. Тышковой (особенности поведения в трудных ситуациях), Л.И. Анцыферовой, К. Муздыбаева и др.

Понятие «копинг» было введено Р. Лазарусом и изначально определялось как адаптационная реакция на стресс.

Затем от такой узкой трактовки перешли к пониманию «совладающего поведения» как динамического процесса взаимодействия субъекта и внешнего мира – процесса, обусловленного сочетанием личностных и ситуационных факторов, что в полной мере соответствует традициям социально-психологического исследования.

На сегодняшний день существует несколько определений «копинга». Так, согласно когнитивной теории стресса и копинга Р.

Лазаруса, понятие «копинг-поведение» рассматривается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые расцениваются как чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы личности. В работе С.К.

Нартовой-Бочавер «копинг» определяется как индивидуальный способ взаимодействия с трудной ситуацией, который обусловлен логикой самой ситуации, ее значимостью для человека и его собственными психологическими возможностями. С.А.

Хазова под «совладанием» понимает социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), которые помогают человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации.

Исследование копинг-стратегий можно проводить двумя способами: с помощью специализированных опросников (созданных специально для оценки совладающего поведения) и с помощью существующих методов исследования личности.

Во втором случае используют различные авторские анкеты-опросники, полупроективные методы исследования личности, технику репертуарных решеток.

Так, например, изучение личностных конструктов позволяет выявить ту мини-теорию, которую использует человек для интерпретации трудных жизненных ситуаций, а также для осуществления совладающего поведения.

К специализированным методикам, прежде всего, относится опросник Р.Лазаруса (адаптированный Н.А. Сиротой и В.М.

Ялтонским), который выявляет восемь стратегий совладающего поведения: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство (избегание), планирование решения проблемы, положительная переоценка.

По результатам исследования можно выявить ведущие копинг-стратегии, а также тип предпочтения стратегий совладающего поведения: «ригидный» (в случае предпочтения 1-2 из исходных восьми стратегий) и «гибкий» (в случае равновероятного предпочтения ряда шкал стратегий).

Также для исследования копинг-поведения на основе факторного анализа разнообразных копинг-ответов на стресс Д. Амирханом был разработан «Индикатор стратегии преодоления эмоционального стресса».

Данная методика переведена и адаптирована В.М. Ялтонским и Н.А.

Сиротой и позволяет выявить преобладающую копинг-стратегию, а также соотношение различных копинг-стратегий в поведении конкретного человека.

Для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом можно использовать методику определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. Она может использоваться в целях диагностики как продуктивных, так и непродуктивных паттернов поведения, а также выявляет предпочтение когнитивных, эмоциональных или поведенческих копинг-стратегий.

Среди когнитивных в данной методике выделяются следующие стратегии: игнорирование, смирение, диссимиляция, сохранение самообладания, проблемный анализ, относительность, религиозность, растерянность, придача смысла, установка собственной ценности.

Среди эмоциональных – протест, эмоциональная разрядка, подавление эмоций, оптимизм, пассивная кооперация, покорность, самообвинение, агрессивность. Среди поведенческих – отвлечение, альтруизм, активное избегание, компенсация, конструктивная активность, отступление, сотрудничество, обращение. Кроме того, все стратегии можно рассматривать с точки зрения адаптивности.

Так, адаптивным представляется копинг-поведение, направленное на активное разрешение проблем, относительно адаптивным – направленное на временный отход от проблем (взятие «тайм-аута»), а неадаптивные копинг-стратегии означают отказ от решения проблем. Для обработки результатов по методике Хайма используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов.

Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной.

Кроме того, Л.И. Дементием проводится работа по адаптации двух методик, направленных на диагностику социального контекста копинга и стратегий совладания с объективно трудными или субъективно так понимаемыми жизненными ситуациями. Первая – методика П.

Тойтс, с помощью которой можно исследовать как копинг-стратегии (когнитивные и поведенческие), так и социальные модераторы стресса (в том числе и копинг-ресурсы). По Тойтсу в каждой группе стратегий можно выделить еще по три подгруппы.

К поведенческим реакциям относят действия, направленные непосредственно на стрессовую ситуацию для того, чтобы либо изменить ее, либо избежать; и здесь выделяют три типа стратегий: а) стратегии, ориентированные на ситуацию («ситуация как цель»), б) стратегии, ориентированные на изменение физиологического состояния («физиология как цель»), в) стратегии, ориентированные на экспрессивное выражение («экспрессивные жесты как цель»). Когнитивные стратегии связаны с изменением значения ситуации для человека, который оказался в этой ситуации, и в эту группу относят такие стратегии, как: а) стратегии, направленные на изменение ситуации, б) стратегии, направленные на экспрессивное выражение, в) стратегии, направленные на изменение чувств. Таким образом, модель реакций копинга выглядит следующим образом: трудную ситуацию человек может изменить либо поведенчески, либо когнитивно.

Вторая методика, адаптируемая Л.И. Дементием, это опросник, разработанный Карвером и его сотрудниками.

Этот опросник позволяет выявлять стратегии как ситуативного, так и диспозиционного копинга, что позволяет получить сведения о типичных способах поведения в трудных ситуациях.

Кроме того, среди исследуемых стратегий совладающего поведения можно выделить активные и пассивные стратегии, конструктивные и самопоражающие, связанные с поведением или когнитивной репрезентацией.

Активное становление стиля совладающего поведения приходится на подростковый возраст, причем моделью развития копинг-навыков ребенка, подростка является используемый в семье копинг-стиль.

Для обозначения одних и тех же стратегий совладания со стрессом, используемых членами семьи, ряд авторов вводит понятие «семейный копинг» как способ управления группой людей стрессовыми ситуациями. M.

Perrez определяет семейную копинг-компетентность как степень адекватных ответов членов семьи на стрессовые события, что означает относительную вероятность адекватного реагирования.

Сочетание высокого уровня семейной сплоченности с высоким уровнем семейной адаптации достоверно обеспечивает более частый выбор активных адекватных копинг-стратегий и успешность в решении проблем и достоверно низкое проявление пассивных копинг-стратегий.

Для изучения копинг-поведения в юношеском возрасте австралийскими психологами Э. Фрайденбергом и Р.Льюисом был разработан опросник ACS (Adolescent Coping Scale). Он содержит 79 утверждений, образующих 18 стратегий, которые молодые люди используют, когда в их жизни происходят различные неприятные события, возникают напряжение и беспокойство.

Авторы методики выделяют три стиля совладающего поведения: совладание, направленное на решение проблемы (включает четыре стратегии), ориентация на получение социальной поддержки (шесть стратегий), «неконструктивное совладание» (восемь стратегий).

«Разрешение проблем» – это активная поведенческая стратегия при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

«Поиск социальной поддержки» – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим. «Стратегия избегания» – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих – он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о её негативных последствиях.

Таким образом, в зависимости от цели исследования и предпочтений психолога-практика возможно подобрать адекватную и наиболее продуктивную методику изучения копинг-стратегий, по результатам которой можно сделать вывод об адаптации человека.

ЛИТЕРАТУРА

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях //Психологический журнал, 1994, №1, стр. 3-19.

Василюк Ф. Психология переживания. – М., 1994.

Голованевская В.И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения //Вестник МГУ, сер.14.Психология, 2003, №4, стр. 30-36.

Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения //Журнал прикладной психологии, 2004, №3, стр. 20-25.

Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 288 с.

Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения //Психологический журнал, 2005, №2, стр. 5-15.

Прихидько А.И. Когнитивные факторы совладающего поведения безработных //Психологический журнал, 2001, №2, стр. 109-112.

Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др. Профилактика наркомании у подростков: от терапии к практике. – М.: Генезис, 2001 – 216 с.

Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников //Психологический журнал, 2004, №5, стр. 59-69.

Якимчук О.В. Специфика совладающего поведения юношей с наркотической зависимостью //Психологический журнал, 2001, №2, стр. 113-117.

Тема 16

ТЕСТ ОПИСАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ К. ТОМАСА

В нашей стране этот тест адаптирован Н.В.Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликту. Чаще всего, когда речь идет о конфликте акцент делается на «разрешении конфликта». Таким образом, подразумевается, что конфликт можно и нужно разрешать или элиминировать.

Идеальным вариантом взаимодействия людей должно стать бесконфликтное состояние, где люди работают и живут в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, с точки зрения К.

Томаса, по крайней мере, двумя обстоятельствами: 1) осознанием тщетности усилий по элиминированию конфликта; 2) увеличением числа исследований, в которых отмечались позитивные функции конфликта.

В этой связи К.Томас предлагает сделать акцент не на разрешении конфликтов, а на умении ими управлять. Иными словами, конфликт рассматривается как неотъемлемая составляющая любого человеческого взаимодействия и указывается, что основная проблема это неумение выбирать ту или иную стратегию поведения адекватно конкретной ситуации.

Для описания типов поведения в конфликтных ситуациях К.Томас предлагает двухмерную модель регулирования конфликтов, основными измерениями в которой являются кооперация (учет интересов другого человека в конфликте) и напористость, для которого характерно в первую очередь акцент на собственных интересах. Согласно этим измерениям могут быть выделены следующие способы поведения в конфликте:

1) доминирование (соперничество) – акцент на собственных интересах в ущерб другому;

2) приспособление (уступчивость) – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого;

3) компромисс – учет, но не в полной мере и своих и другого (50 на 50);

4) избегание (уход) – отсутствие стремления, как к кооперации, так и к достижению собственных целей;

5) сотрудничество – учет интересов и своих и другого в наиболее полной мере.

напористость

доминирование сотрудничество

компромисс

избегание приспособление

кооперация

Таким образом, опросник, предложенный К.Томасом, позволяет выявить перечисленные выше стратегии через их сопоставление друг с другом. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

При заполнении данного теста очень важно учесть, что, отвечая на вопросы, испытуемый должен иметь в виду конкретную ситуацию взаимодействия (с начальником, с ребенком, супругом и т.д. и т.п.), а не поведение в конфликте вообще. Это объясняется тем, что нет плохих или хороших стратегий, выбор стратегии во многом зависит от конкретной ситуации и должен быть ей адекватен.

Второй момент, на который следует обратить внимание, это обработка полученных результатов. Сначала подсчитывается количество баллов согласно ключу (см. Таблицу 1). Затем в соответствии с полученными результатами строится график, в котором должны быть отсечены те стратегии, которые попали в зону от 4 до 8 баллов.

Если максимальное количество баллов равно 8, то убирается отрезок от 4 до 6.

Таким образом, предметом дальнейшего анализа и интерпретации становятся те стратегии, которые выходят за рамки этой зоны, одна из них доминирующая, преобладающая во взаимодействии с другим, другая – отвергаемая, редко используемая в данной конкретной ситуации.

баллы

8

4

Д И П К С стратегии

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_72637_sovladayushchego-povedeniya.html

Совладающее поведение лиц юношеского возраста

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи социального интеллекта и совладающего поведения личности в период ранней юности
  • 1.1 Понятие совладающего поведения в современной психологии
  • 1.2 Классификация стратегий психологического совладания
  • 1.3 Факторы, влияющие на стратегии совладающего поведения лиц юношеского возраста
  • 1.4 Влияние социального интеллекта на совладающее поведение лиц юношеского возраста
  • Список литературы

fВведение

совладающее поведение юношеский возраст

3) выявить факторы, влияющие на стратегии совладающего поведения лиц юношеского возраста;

3) определить взаимосвязь социального интеллекта и стратегий совладающего поведения лиц юношеского возраста;

4) провести эмпирическое исследование по изучению взаимосвязии социального интеллекта и стратегий совладающего поведения лиц юношеского возраста и сделать анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования основана на предположении, что высокий уровень развития социального интеллекта детерминирует выбор адаптивных (конструктивных) стратегий совладающего поведения.

Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был применен комплекс методов, включающий теоретический анализ социально-психологической литературы по проблеме исследования, психодиагностические методы, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методологическуюоснову исследования составили: концепции и принципы психосоциального и интеллектуального развития Б.Г. Ананьева, К.А. Альбухановой-Славской, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; транзакциональная когнитивная теория стрресса и копинга (Р.

Лазаруса); отечественный междисциплинарный подход к психологическому совладанию со стрессом и трудными жизненными ситуациями: теории профессионального и информационного стресса и адаптации (В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык), личностностно-ценностный подход (Л.И. Анцыферова), клинический подход (Н.Ф. Михайлова, И.М. Никольская, В.М.

Ялтонский); теоретические и экспериментальные разработки исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, В.Н. Куницыной, Р. Стернберга и Д.В. Ушакова.

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов.

В исследовании широко использовались: теоретический анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические и психодиагностические методы; качественный и количественный анализ результатов с применением методов математической статистики для обработки эмпирических данных.

В ходе эмпирического исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методики: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, опросник “Способы преодоления негативных ситуаций” (С.С. Гончарова).

Цели и задачи определили структурукурсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 40 источников и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются предмет, объект, цели и задачи исследования, формулируется рабочая гипотеза.

Первая глава является теоретической базой изучения заявленной проблемы, в ней рассматривается феномен совладающего (копинг) поведения, анализируются различные подходы его изучения в современной психологии, представлены классификации стратегий психологического совладания, а также факторы, влияющие на стратегии совладающего поведения лиц юношеского возраста.

Особое внимание уделяется рассмотрению влияния такого свойства личности как социальный интеллект на выбор стратегий совладающего поведения в юношеском возрасте. Вторая глава отражает результаты эмпирического исследования взаимосвязи социального интеллекта и стратегий совладающего поведения в период юности.

В заключении представлены выводы по практической и теоретической части работы.

Практическая значимость.

Результаты исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов, а также служат обоснованием для создания обучающих, тренинговых, психокоррекционных программ на базе центров социально-психологической помощи семье и детям, направленных на помощь в формировании конструктивных моделей поведения, на актуализацию и развитие устойчивых личностных ресурсов, эффективного совладания с трудными ситуациями.

fГлава 1. Теоретический анализ взаимосвязи социального интеллекта и совладающего поведения личности в период ранней юности

  • Теоретические основы, общая характеристика стратегий совладающего поведения подростков и его связь с личностной успешностью. Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности. копинг-стратегий подростков.курсовая работа [58,8 K], добавлен 15.10.2011

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00261586_0.html

Читать книгу «Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы» онлайн— Коллектив авторов — Страница 2 — MyBook

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В

Раздел 3 «Клиническая психология совладающего поведения» представляют две статьи.

Одна из них написана исследователем и психотерапевтом Н. А. Русиной на тему «Копинг-ресурсы личности как основа ее здоровья». Автор обосновывает связь психического и психологического здоровья личности с совладающим поведением и описывает его психоэмоциональные ресурсы.

Рассматриваются практические пути развития копинг-ресурсов личности. Показано, что здоровье и его восстановление в случае болезни определяются степенью совладания с болезнью, активной позицией в отношении к здоровью. Определяющим фактором этой активности является потенциал копинг-ресурсов.

Психологические проблемы в сфере здоровья проявляются, прежде всего, в синдромах хронической усталости и эмоционального выгорания, а также в психосоматических заболеваниях. В этих случаях особенно важна сила психоэмоциональных копинг-ресурсов.

Их структура психоэмоциональных копинг-ресурсов личности включает телесную, мыслительную, эмоциональную и энергетическую сферы, неразделимые в ежедневной жизни. Представлены пути их практического развития перечисленных сфер.

М. П.

Билецкая в работе «Особенности семейной дисфункции и совладающего поведения членов семей с психосоматическими расстройствами детей» рассматривает особенности личности и совладающего поведения родителей и детей 8–11 лет с психосоматическими расстройствами желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и дает характеристику семейного копинга. Она сравнивает 270 семей (807 человек): 150 семей детей с патологией ЖКТ и 120 семей здоровых детей, выявляя уровень семейной тревоги и типы патологизирующего воспитания, определяющие семейную дисфункцию и специфику совладания. Боль в животе, по мнению автора, – это «симптом семейной системы», выполняющий морфостатическую функцию. Автором разработана и апробирована краткосрочная «ромбовидная» векторная модель семейной психотерапии, способствующая адаптивному функционированию семейной системы в момент обострения заболевания и позволяющая использовать саногенный эффект семьи для выздоровления ребенка, совладания с болезнью.

Раздел 4 «Личностные и субъектные факторы совладания» составляют шесть работ.

Авторитетный исследователь психологии стресса В. А.

Бодров в статье «Личностная детерминация развития и преодоления психологического стресса» приводит материалы экспериментально-теоретического изучения закономерностей взаимосвязи, взаимообусловленности личностных свойств человека и особенностей зарождения, развития и преодоления психологического стресса. Он анализирует результаты определения основных черт и типов личности, участвующих в психической регуляции стресса, влияния ряда экстремальных факторов и ситуаций на личностный статус человека, значения личностных свойств в адаптационных процессах, роли личностных ресурсов в процессах преодоления стресса (совладания), взаимосвязи личностных и других индивидуальных ресурсов человека (профессиональных, когнитивных, поведенческих и др.), проявления устойчивости к стрессу как личностного свойства и т. д.

Отмечается актуальность изучения роли личности в оценке объективных и субъективных параметров стресса при выборе стратегии его преодоления.

Т. Л. Крюкова в статье «Человек «совладающий: качества субъекта и особенности совладающего поведения» поддерживает идеи методологического подхода, заявленные В. А. Бодровым.

Среди совокупности факторов, детерминирующих выбор человеком способов совладания, основное внимание автор уделяет диспозиционному фактору как системе индивидуально-психологических особенностей, личностных стилевых качеств, взаимодействующих со стилями совладания.

В работе показана связь качеств субъекта с выбором трех основных стилей совладания: проблемно-ориентированного, эмоционально-ориентированного и избегания.

Статья содержит результаты широких копинг-исследований людей разного возраста, подтверждающих, что эмоционально-ориентированный копинг-стиль в значительно большей степени детерминируется диспозиционным фактором совладания, чем другие стили.

С. А.

Хазова, описывая «Роль когнитивных факторов в совладании с жизненными трудностями», рассматривает психометрический интеллект и когнитивные стили полезависимость/поленезависимость, рефлективность/импульсивность, гибкость/ригидность познавательного контроля в связи с выбором стилей и стратегий совладающего поведения. Автор подчеркивается роль интеллектуальных ресурсов в продуктивном совладании с трудными жизненными ситуациями и обсуждает возможность комплексного изучения когнитивных факторов совладающего поведения.

В совместной статье молодого ученого О. В. Кузнецовой и ее научного руководителя Н. Е. Харламенковой «Реакции на фрустрацию как способы совладания с трудностями» исследуется тревожность (показатель степени трудности жизненных ситуаций) и типы реакций на фрустрацию (способы совладания с трудностями) у людей с нормальным зрением и со значительными нарушениями зрения.

Для контроля переменной «опыт совладания с трудностями» анализировались результаты тревожности и типы реакций на фрустрацию у людей, профессионально занимающихся спортом.

Показано, что фрустрация значимых потребностей и отсутствие опыта совладания с трудностями приводит к повышению личностной и снижению ситуативной тревожности, а также к нарастанию экстрапунитивных реакций с фиксацией на препятствии.

Г. А. Виленская в работе «Стратегии контроля поведения как предшественники копинг-стратегий у детей-близнецов раннего возраста» ставит цель изучить контроль поведения как регулятивную функцию субъекта в конкретных ситуациях на ранних стадиях его развития. Автор полагает, что на основе контроля поведения происходит становление форм совладающего поведения.

Таким образом, именно в данной работе сделана попытка ответить на вопрос о природе совладания, истоках предпочитаемых копинг-стратегий в раннем возрасте.

Анализируя стратегии контроля поведения в проблемной ситуации (ситуация психологического тестирования) по специальной схеме у детей от 4 до 42 месяцев, автор предполагает, что ситуативная реализация контроля поведения и использование стратегий связана с особенностями индивидуальности детей.

Она является предшественником субъектности, в частности, уровня развития отдельных компонентов контроля поведения. Автор утверждает, что контроль поведения является индивидуально-своеобразным способом организации психологических ресурсов, а ситуативные стратегии контроля поведения на ранних этапах онтогенеза могут являться предшественниками стратегий совладающего поведения.

А. И. Тащева и С. В. Гриднева в статье «Личностные детерминанты совладающего со страхами поведения у детей» обосновывают влияние личности детей на особенности их совладания со страхами в возрасте 9–10 лет.

Исследуется специфика взаимосвязи между личностными характеристиками и демонстрацией детьми эмоции страха в качестве разновидности пассивной копинг-стратегии во фрустрирующих ситуациях: недостаточность внешнего личностного ресурса совладающего поведения сопровождается несформированностью внутреннего ресурса для совладания.

Дети, испытывающие страхи, менее развиты в когнитивном плане, у них слабее психофизиологические возможности совладания со стрессом, они чаще имеют нарушения соматического здоровья.

В раздел 5 «Социопсихологичекский подход к совладающему поведению: копинг-исследования семьи» включены семь статей.

Этот самый обширный раздел открывает статья М. В. Сапоровской «Родители и дети: социально-психологические механизмы развития совладающего поведения в семье», в которой показано, что детско-родительские отношения являются фактором становления и развития стилевых характеристик совладающего поведения взрослых, детей и подростков.

Эффективность совладающего поведения ребенка зависит от его средовых ресурсов, а именно от системы поддерживающих отношений в семье.

Совладающее поведение родителей рассматривается, с одной стороны, как фактор развития системы копинг-поведения детей, а, с другой стороны, как фактор, влияющий на качественные характеристики детско-родительских отношений.

Ю. В. Ковалева в работе «Стратегии совладания как характеристики семейного субъекта в пренатальный период» обосновывает предположение о существовании семейной базы регуляции поведения человека в актуальной жизненной ситуации.

В качестве таковой автор предлагает рассматривать ранний детский опыт и отношения в нуклеарной семье.

На примере анализа взаимного соответствия показателей стратегий совладания и составляющих контроля поведения, а также других личностных и регуляторных качеств супругов в период вынашивания ребенка показано, что согласование переменных имеет компенсаторный характер, который может свидетельствовать о существовании общей семейной цели и единой семейной регуляции поведения. Одновременно с этим получены данные, позволяющие делать предположения о том, что супруги используют ряд стратегий не только для достижения общих целей, но и для сохранения семейного и индивидуального баланса.

Статья аспирантки Т. Л. Крюковой и ее научного руководителя Е. А. Петровой «Социально-психологические ресурсы совладания: семейная история и значимые предки» посвящена дальнейшему анализу содержания социально-психологических факторов выбора совладающего поведения.

Обоснована концепция социально-психологических ресурсов совладающего поведения, черпаемых в образах значимых предков, семейной истории. Приводятся результаты разработки психологии межпоколенных отношений в современной России у горожан и жителей села в семейном контексте.

Любопытен опыт авторов по использованию впервые для этих целей метода построения и анализа «семейного дерева» – геносоциограммы.

В работе доказывается социально-культурная обусловленность совладания; возможность обучения ему у ближайшего (семейного) окружения, «наследование» и передача способов «закаливания» для противостояния жизненным трудностям предыдущими поколениями.

Работа Е. В. Куфтяк «Совладающее с трудностями поведение в семье» раскрывает возможность изучения совладающего поведения в семье как группе с позиций системно-субъектного подхода.

Автор, приводя анализ согласованности совладания с трудностями супругов, показывает, что согласованность действий и результатов активности супругов на разных этапах существования семьи отражает индивидуальный социально-поддерживающий процесс сохранения целостности семьи.

В следующей статье «Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери» О. Б.

Подобина рассматривает принятие роли матери в индивидуальном генезе материнства у женщин как кризисный этап с уникальными стрессами.

По результатам лонгитюдного исследования женщин от беременности до материнства автор обосновывает доминанту динамического (ситуативного) фактора выбора стратегий совладания с трудностями этого этапа.

Н. О. Белорукова в статье «Семейные трудности и динамика совладающего поведения супругов на разных этапах жизненного цикла семьи» представляет результаты исследования нормативных семейных трудностей и динамики совладающего с ними поведения.

Автор выбирает три этапа семейного развития: молодые супруги без детей, семьи с детьми-подростками, семьи на стадии «пустого гнезда». Выявлена также специфика совладающего поведения супругов и вклад каждого из них в общее совладающее поведение семьи на каждом этапе.

Доказана связь стратегий совладания с параметрами социально-психологической адаптированности супругов и эффективностью их совладающих усилий.

Описан этап семейного цикла с наиболее выраженным совладающим поведением и высокой адаптивностью – это этап семьи с детьми-подростками.

Раздел завершает работа М. С. Голубевой «Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями», в которой приведены результаты изучения совладающего поведения родителей, находящихся в ситуации хронического стресса, когда в семье воспитывается ребенок с тяжелой патологией зрения или слуха.

В исследовании проверяется несколько принципиальных гипотез: ежедневные трудности, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха, сопряжены с негативной симптоматикой переживаний ими хронического стресса; личностные качества (эмоциональные характеристики, коммуникативные характеристики, самооценка) влияют на выбор родителями конкретных стилей/стратегий совладающего поведения; при совладании с трудностями качество общения и социальная поддержка проявляют себя и как ресурс, и как дополнительный стрессор для родителей, чьи дети имеют тяжелую сенсорную патологию. Оказалось, что ежедневные трудности для таких родителей становятся необратимым хроническим стрессом, а их личностные качества формируют особенный стиль совладания с хроническим стрессом.

Даже краткое описание содержания статей, объединенных в коллективный труд, показывает, что данное научное направление имеет и теоретические, и эмпирическое наполнение.

В теоретико-эмпирических работах можно выделить стремление к осмышлению места совладания в общепсихологической проблематике: психологии личности и семьи, психологии субъекта, регуляции поведения.

Другая часть работ, несмотря на их явную экспериментальную направленность, вносит существенный вклад в представления о возможностях и детерминантах совладающего поведения, их социально-психологических и социокультурных особенностях и значении для понимания возможностей человека как совладающего субъекта.

Самое большое число работ направлено на изучение семейных детерминант копинга, межпоколенных трансляций и системной семейной детерминации становления и реализации совладания.

Эта тенденция отражает область поисков по конкретизации идеи, что индивидуальность человека – это открытая система в более сложной системе коллективных отношений, диспозиций, межпоколенных стереотипов, привычек, социокультурных традиций и т. д. Таким образом, человек совладающий – только часть метасистемы многоуровневых социальных связей, коллективного субъекта, понимание которого открывает новые горизонты в изучении совладающего поведения.

Данный коллективный труд – это первая в нашей стране попытка объединить усилия многих авторов разных научных центров, которая дает представление о современном состоянии работ в данной области, отвечает на некоторые проблемные вопросы и ставит новые, а все это означает развитие научного направления – психологии совладающего поведения.

А. Л. Журавлев,

Т. Л. Крюкова,

Е. А. Сергиенко

Источник: https://MyBook.ru/author/kollektiv-avtorov/sovladayushee-povedenie-sovremennoe-sostoyanie-i-p/read/?page=2

Medic-studio
Добавить комментарий