Информационная модель лечебно-диагностического процесса, как объекта

Конспект занятия

Информационная модель лечебно-диагностического процесса, как объекта

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

Группы Ф-26

Лекция №17

«Информационная модель лечебно-диагностического процесса»

1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса

Медицинский технологический процесс — это оздоровительно-профилактический или лечебно-диагностический процесс (ЛДП) управления организмом (изменением структуры и функций), который реализуется в пространстве и времени с целью улучшения его состояния.

Конечной целью оздоровительно-профилактического процесса является ликвидация отклонений в состоянии здоровья пациента (при пограничных, донозологических состояниях и ранних проявлениях болезни), а целью ЛДП — ликвидация патологии (в случае острого заболевания) или перевод пациента в ремиссию (в случае хронического заболевания). Далее при рассмотрении ЛДП будем иметь в виду и оздоровительно-профилактический процесс.

Лечебно-диагностический процесс является частным случаем процесса управления в любой технологической системе. В клинической медицине объектом исследования и управления является организм пациента и внешняя по отношению к нему среда, субъектом управления — врач.

Объект — это то, на что обращена познавательная деятельность. Субъект — противоположное объекту — мыслящее «я». Необходимо заметить, что противопоставление объекта и субъекта относительно, так как при обращении на себя (или коллег) познавательной деятельности субъект становится объектом.

По отношению к состоянию пациента врач является лицом, принимающим решения (ЛПР).

Процесс управления включает в себя четыре этапа:

1) сбор и обработка информации о состоянии объекта управления;

2) диагностика, т.е. отнесение состояния объекта к одному из известных классов состояний;

3) принятие решения о воздействии на объект;

4) реализация принятого решения.

Эти этапы представляют собой контур управления. Реальные системы управления сложнее, однако, в целом такой контур управления применим к любой предметной области, в том числе к медицинскому технологическому процессу. Схема контура управления для задач клинической медицины приведена на рис. 3.

Задачи, которые решает врач любого лечебного отделения, однотипны и сводятся к сбору информации, решению диагностических и лечебных тактических вопросов, ведению медицинской документации.

Несколько особняком стоят задачи, решаемые врачами диагностических и ряда других специализированных отделений, но в большинстве случаев они являются частным случаем задач, стоящих перед врачом лечебного отделения.

Для решения задач медицинского технологического процесса врач использует различную клинико-диагностическую информацию: жалобы больного, данные анамнеза, осмотра и физикального обследования (пальпация, перкуссия, аускультация), результаты инструментальных и лабораторных методов исследования. При этом, за исключением ознакомления с медицинскими документами других учреждений, врач получает информацию тремя способами:

  • вербальным — из беседы с больным;
  • сенситивным — с помощью органов чувств врача и медицинских приборов (фонендоскопа, тонометра и т.д.);
  • объективизированным, основанным на результатах лабораторных и инструментальных исследований.

(Данное деление несколько условно, так как, например, современные приборы для измерения давления относятся к третьему способу получения информации.)

Процесс получения врачом информации может быть достаточно продолжительным, так как зависит от сроков поступления результатов дополнительных исследований.

Рис. 3. Контур управления для задач клинической медицины

Рассмотрим это на примере типовой ситуации в стационаре. Сведения о жалобах и данные осмотра врач получает при первом контакте с больным и в процессе наблюдения за пациентом в отделении, данные общих анализов крови и мочи — в течение 1-х суток пребывания больного в стационаре, результаты электрокардиографии — обычно на 1 —2-е сутки, рентгенографии, УЗИ — на 3 —4-е сутки и т.д.

Диагностические задачи включают распознавание текущего состояния организма пациента, постановку развернутого нозологического диагноза, оценку тяжести состояния больного. Кроме того, в процессе наблюдения за больным врач решает задачи оценки динамики состояния пациента и прогнозирования развития патологического процесса, включая возможность и характер осложнений, исход заболевания.

В приемном отделении пациента осматривает врач приемного отделения, выставляющий предварительный диагноз, назначающий план обследования и лечения и направляющий в лечебное отделение.

Диагноз, поставленный в приемном отделении, является для врача лечебного отделения стационара одной из диагностических гипотез, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. При этом последовательность диагностических исследований в зависимости от получаемых в процессе обследования результатов может подвергаться коррекции, а иногда и коренной трансформации.

Аргументация врача направлена, с одной стороны, на выявление признаков, являющихся характерными для предполагаемого им диагноза, а с другой — на поиск альтернативных признаков, отрицающих другие заболевания (например, высокий рост является однозначно отрицающим болезни, при которых обязательно значительно снижается рост), т.е. используются аргументы и контраргументы или факты «за» и «против». В самом общем виде можно говорить, что одновременно с исключением одного диагноза имеет место подтверждение другого (или других) диагноза (диагностической гипотезы).

На основе диагностической рабочей гипотезы врач принимает лечебные и тактические решения при каждом контакте с больным. В ходе обследования и лечения такие гипотезы возникают, сменяя друг друга, до тех пор, пока последняя, выдержав ряд проверок, не станет окончательным и обоснованным клиническим диагнозом.

Диагностический процесс можно условно подразделить на три взаимосвязанных этапа:

1) постановка первичного диагноза (предварительная гипотеза);

2) построение дифференциально-диагностического ряда (выдвижение дополнительных гипотез);

3) окончательный диагноз (обоснование окончательной гипотезы).

Общим является то, что диагностический процесс, построенный на рассуждениях о признаках и их сочетаниях, обосновывающих или отвергающих определенную диагностическую гипотезу, опирается на логику аргументации.

Лечебные задачи включают в себя принятие решений о медикаментозных и немедикаментозных воздействиях на выявленное патологическое состояние с учетом индивидуальных особенностей организма пациента и на основе оценки динамики его состояния.

Среди тактических решений врача лечебного отделения можно выделить:

1. решения о прекращении диагностического поиска, если тяжесть состояния больного такова, что не позволяет провести сложные диагностические процедуры;

2. решения о переводе пациента в отделение интенсивной терапии, если его состояние ухудшилось (осложнилось течение основного заболевания или остро возникло новое, требующее проведения интенсивной терапии);

3. решения о переводе в другое лечебное отделение, если впервые выявляется заболевание другого профиля (инфекционное, хирургическое, гинекологическое и др.

), проявления которого становятся ведущими в клинической картине, или на передний план выходит сопутствующая патология.

В этом случае врач может принять решение самостоятельно или пригласить врача-консультанта и принять совместное решение;

4. решение о выписке больного под наблюдение участкового врача.

Ведение медицинской документации — одна из важных составляющих медицинского технологического процесса. Сведения о всех составляющих ЛДП конкретного больного должны быть зафиксированы в медицинской карте или истории болезни. На ведение документации затрачивается большое количество времени врача. Старой и известной проблемой остается «врачебный» почерк.

Итак, в медицинском технологическом процессе на первом этапе управления осуществляется сбор и обработка информации о пациенте и его состоянии с помощью всех имеющихся в арсенале современной медицины методов.

На втором диагностируется состояние организма — это может быть нозологическая диагностика, синдромальная диагностика, наконец, диагностика некоего состояния пациента, на которое необходимо реагировать.

На третьем осуществляется выбор управляющих воздействий на основе прогнозирования возможных результатов их применения: выбор лечебных и профилактических мероприятий, оценка риска, связанного с их проведением, выбор тактических решений и т.д. На четвертом этапе осуществляются управляющие воздействия.

После реализации выбранного комплекса управляющих воздействий вновь начинается сбор информации о состоянии пациента и(или) внешней среды для контроля состояния и своевременного внесения корректив в ЛДП. Таким образом, медицинский технологический процесс является циклическим. Все этапы управления в ЛДП осуществляются субъектом управления — врачом (ЛПР).

На современном этапе развития информационных технологий обеспечение нужной информацией (информационное обеспечение деятельности) невозможно без компьютеризации учреждения и автоматизации работы персонала.

Информационное обеспечение является важным фактором в работе как врачей ЛПУ, так и руководителей всех уровней здравоохранения. Своевременное получение нужной информации позволяет не только облегчить работу медицинских работников, но и повысить качество оказываемой населению медицинской помощи.

В ходе ЛДП в деятельности медицинского персонала и в первую очередь врача можно выделить множество элементов, обусловливающих необходимость работы непосредственно с медицинской информацией.

Работа по информатизации медицинского технологического процесса начинается с формулирования (формального уточнения) функций медицинского персонала в зависимости от должности по отношению к больному в течение всего периода времени от обращения пациента за медицинской помощью в ЛПУ до завершения лечения (табл. 2). Таблица не претендует на полноту; в ней не рассмотрены особенности хирургических и других отделений. Она призвана проиллюстрировать, что процесс деятельности медицинского работника можно рассматривать как объект информатизации.

Интегральная оценка информатизации врачебной деятельности может основываться на двух базовых характеристиках: полноте информатизации и характере используемых информационных систем. Об используемых во врачебной деятельности ИМС речь пойдет в следующей главе.

Полнота информатизации дает возможность оценить долю функций медицинского персонала, при реализации которых используются информационные технологии, в списке потенциально автоматизируемых функций. Полнота информатизации деятельности медицинского работника может быть представлена тремя уровнями: информатизацией основных функций, информатизацией части функций и начальным

Должность медицинского работника

Функции медицинского работника

Поступающий

Медицинская сестра

Фиксация в истории болезни времени поступления пациента в отделение. Размещение в палате и фиксация номера палаты в истории болезни

Поступивший

Лечащий врач,

заведующий

отделением

Первичный осмотр в отделении. Описание результатов осмотра в истории болезни. Занесение в историю болезни предварительного диагноза, назначение консультаций, исследований, лечения, питания, режима

Дежурный врач

Осмотр в нерабочее для штатного медицинского персонала лечебного отделения время. Знакомство с записями в истории болезни. Описание результатов осмотра, занесение предварительного диагноза, назначение экстренных консультаций, терапии, питания, исследований

В лечебном отделении

Медицинская сестра

Выполнение назначений. Формирование заявок на консультации, направлений на исследования. Подготовка больного к проведению исследований, сбор биоматериалов

Лаборант

Забор материала для лабораторных анализов

В диагностическом отделении

Врачи и медицинские сестры диагностических отделений

Проведение исследований. Регистрация результатов в истории болезни

В лечебном отделении

Лечащий врач,

заведующий

отделением

Проведение текущего осмотра. Изменения в диагнозе, схеме обследования, лечении, питании, режиме

Дежурный врач

Осмотр больного, требующего наблюдения, в нерабочее для лечащего врача время. Назначение экстренного обследования и лечения. Запись в истории болезни

Статус больного

Должность медицинского работника

Функции медицинского работника

В лечебном отделении

Врачи-консультанты

Проведение консультаций. Запись в истории болезни

На процедуре в специализированном подразделении

Врачи и медицинские сестры соответствующих подразделений

Проведение специфических лечебных пособий. Запись в истории болезни

В лечебном отделении

Лечащий врач,

заведующий

отделением

Выписка больного из лечебно-профилактического учреждения. Перевод в другое отделение (лечебно-профилактическое или реабилитационное учреждение). Оформление медицинской документации

уровнем информатизации. К последнему можно отнести ситуацию, когда при выполнении должностных функций медицинские работники используют на компьютере только стандартные приложения (текстовый редактор, электронные таблицы) и статистические пакеты для обработки данных (см. гл. 3). Фактически в этом случае речь идет об использовании лишь отдельных функций процесса автоматизации.

Информатизация любой функции врача может быть реализована на разных уровнях:

  • ввод в компьютер произвольной информации с ее последующим хранением и использованием в процессе деятельности;
  • использование шаблонов, справочников и БД;
  • автоматизация сбора и обработки регистрируемой физиологической и лабораторной информации;
  • интеллектуальная поддержка деятельности врача при принятии решений на разных этапах оказания пациенту медицинской помощи.

Реализация алгоритмов информатизации более высокого уровня не исключает возможности использования алгоритмов информатизации относительно простых функций.

Модель — это создаваемое человеком подобие изучаемого объекта (макет, изображение, схема, карта, словесное описание, математическое представление и т.п.).

Метод моделирования состоит в исследовании объекта, явления или процесса путем построения моделей и их изучения. Модель всегда проще реального объекта, но она позволяет выделить главное, не отвлекаясь на детали.

Необходимость моделирования объясняется принципиальной невозможностью исследования многих объектов или большой ресурсоемкостью их изучения.

Различают биофизические, физические, электрические, ситуационные, информационные, математические и другие модели.

Информационная модель — модель объекта, процесса или явления, в которой представлены информационные аспекты моделируемого объекта, процесса или явления. Среди информационных моделей особое место занимают модели представления знаний (см. подразд. 7.3.2).

Математическая модель — приближенное описание объекта, явления или процесса с помощью математической символики. Эта модель представляет собой систему математических соотношений: формул, функций, уравнений, систем уравнений, описывающих те или иные стороны изучаемого объекта, явления или процесса.

Математическое моделирование — мощное средство познания, прогнозирования и управления. Анализ математической модели помогает проникнуть в суть изучаемого объекта или явления.

Математические модели строятся на основе данных эксперимента или умозрительно, описывают гипотезу, теорию или закономерность того или иного феномена и требуют дальнейшей проверки на практике.

Различные варианты проводимых экспериментов выявляют границы применения математической модели и создают условия для ее дальнейшей коррекции.

Математическое моделирование часто позволяет предвидеть характер изменения исследуемого процесса в условиях, трудно воспроизводимых в эксперименте, а в отдельных случаях позволяет предсказать ранее неизвестные явления и процессы.

Процесс математического моделирования принято делить на несколько этапов.

1. Постановка задачи. Необходимо отметить, что построение модели подразумевает наличие у специалиста хорошего уровня знаний предметной области, в рамках которой осуществляется моделирование.

В постановку задачи входят определение цели исследования, выделение объекта исследования, определение параметров исследуемого объекта, выявление взаимосвязей между параметрами.

Этап завершается записью модели в математическом виде.

2. Проведение модельных экспериментов. На этом этапе осуществляется решение прямой задачи, для которой предназначена математическая модель, т. е. получение выходных данных для дальнейшего сопоставления с результатами наблюдений изучаемых явлений.

Исследователь сознательно изменяет условия функционирования модели, регистрирует ее «поведение» в разных условиях. Важная роль при проведении модельных экспериментов принадлежит вычислительной технике. Именно она обеспечивает возможность обсчета многочисленных модельных экспериментов.

Итогом второго этапа моделирования является множество результатов модельных экспериментов.

При математическом моделировании разных процессов и явлений может использоваться один и тот же математический аппарат. Это упрощает задачу моделирования, дает возможность выбора из полученных вариантов.

3) Оценка реализованной модели. Выясняют, удовлетворяет ли созданная математическая модель критерию практики, т.е.

согласуются ли результаты наблюдений с теоретическими (гипотетическими, модельными) данными в пределах заданной точности.

Достижение такого результата означает, что положения, лежащие в основе модели, правильны и модель пригодна для исследования выбранного объекта или явления.

4) Анализ модели на основе накопленных данных об изучаемом объекте, модернизация первоначально построенной модели.

 С получением новых научных данных знания об исследуемом объекте уточняются, и наступает момент, когда результаты, получаемые на основании существующей модели, перестают им соответствовать. Возникает необходимость уточнения данной модели или построения новой.

Между моментами построения исходной и последующей моделей проходят разные промежутки времени в зависимости от сути изучаемого явления, уровня и скорости исследования данной предметной области, характера полученных новых знаний и данных.

В медицине модели применяются для исследования структур, функций и процессов на разных уровнях организации живого организма: атомарно-молекулярном, субклеточном, клеточно-тканевом, органно-системном, организменном, биоценотическом.

В медицине, как и в биологи, используются в большинстве случаев биологические, физико-химические, математические модели. Исторически сложилось, что в медицине до сих пор широко распространены словесные описания объектов и процессов (например, заболеваний), а в последние десятилетия все чаще применяются информационные модели.

Биологические модели в медицине применяются для воспроизводства на лабораторных животных заболеваний или состояний, встречающихся у человека.

Таким образом, в эксперименте исследуются механизмы возникновения заболевания, его этиология, патогенез, течение, изучаются варианты воздействия на протекание болезни, сравнивается эффективность применения различных лечебных пособий.

В эксперименте, например, моделируются ишемические нарушения и гипертоническая болезнь, злокачественные новообразования и генетические заболевания, инфекционные процессы и др.

Для реализации биологических моделей экспериментальным животным вводят токсины, заражают их микробами, перевязывают сосуды, исключают из пищи определенные вещества, помещают в искусственно создаваемую среду обитания и др.

Подобные экспериментальные модели применяются в нормальной и патологической физиологии, генетике, фармакологии, хирургии, реаниматологии.

Физико-химические модели имитируют сложные акты поведения, например формирование условного рефлекса.

Удачным следует признать опыт построения электронных схем, моделирующих биоэлектрические потенциалы в нервной клетке и синапсе на основе данных электрофизиологических исследований.

В настоящее время в медицине самое широкое распространение получили математические модели. Они используются практически во всех ее областях.

Математические модели применяются для изучения сложных физиологических процессов, диагностики патологических состояний, исследования взаимодействия систем организма в норме и патологии, при изучении эпидемических процессов, в клинической иммунологии, фармакокинетике.

Из математических моделей, известных в физиологии, следует упомянуть модель возбуждения нервного волокна, предложенную А.Ходжкином и А.Хаксли.

Модель сердечной деятельности Ван дер Пола и Ван дер Марка, основанная на теории релаксационных колебаний, позволила предсказать возможность особого нарушения сердечного ритма, впоследствии обнаруженного у человека.

Ярким примером использования математической модели для обобщения накопленных экспериментальных знаний является модель кровообращения Ф. Гродинза. Построением и исследованием моделей кровообращения, применяющихся в практике российской сердечно-сосудистой хирургии, занимается В.А.Лищук.

В медицинской информатике широко используется моделирование, особенно часто математическое и информационное.

Математические модели используются для расчета клинически значимых показателей при обработке сигналов и изображений, для описания заболеваний и состояний при вычислительной диагностике и прогнозировании.

Информационное моделирование все чаще применяется при описании деятельности ЛПУ и их подразделений. И информационное, и математическое моделирование применяется в задачах, связанных с управлением здравоохранением.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-informacionnaya-model-lechebnodiagnosticheskogo-processa-dlya-specialnosti-ld-3399297.html

Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса

Информационная модель лечебно-диагностического процесса, как объекта

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Медицинский технологический процесс — это оздоровитель­но-профилактический или лечебно-диагностический процесс (ЛДП) управления организмом (изменением структуры и функ­ций), который реализуется в пространстве и времени с целью улучшения его состояния.

Конечной целью оздоровительно-профилактического процес­са является ликвидация отклонений в состоянии здоровья паци­ента (при пограничных, донозологических состояниях и ранних проявлениях болезни), а целью ЛДП — ликвидация патологии (в случае острого заболевания) или перевод пациента в ремиссию (в случае хронического заболевания). Далее при рассмотрении ЛДП будем иметь в виду и оздоровительно-профилактический процесс.

Лечебно-диагностический процесс является частным случаем процесса управления в любой технологической системе. В клини­ческой медицине объектом исследования и управления является организм пациента и внешняя по отношению к нему среда, субъек­том управления — врач.

Объект — это то, на что обращена познавательная деятельность. Субъект — противоположное объекту — мыслящее «я». Необходимо за­метить, что противопоставление объекта и субъекта относительно, так как при обращении на себя (или коллег) познавательной деятельности субъект становится объектом.

По отношению к состоянию пациента врач является лицом, принимающим решения (ЛПР).

Процесс управления включает в себя четыре этапа:

1) сбор и обработка информации о состоянии объекта управ­ления;

2) диагностика, т.е. отнесение состояния объекта к одному из известных классов состояний;

3) принятие решения о воздействии на объект;

4) реализация принятого решения.

Эти этапы представляют собой контур управления. Реальные системы управления сложнее, однако, в целом такой контур уп­равления применим к любой предметной области, в том числе к медицинскому технологическому процессу. Схема контура управ­ления для задач клинической медицины приведена на рис. 3.

Задачи, которые решает врач любого лечебного отделения, однотипны и сводятся к сбору информации, решению диагно­стических и лечебных тактических вопросов, ведению медицин­ской документации.

Несколько особняком стоят задачи, решае­мые врачами диагностических и ряда других специализированных отделений, но в большинстве случаев они являются частным слу­чаем задач, стоящих перед врачом лечебного отделения.

Для решения задач медицинского технологического процесса врач использует различную клинико-диагностическую информа­цию: жалобы больного, данные анамнеза, осмотра и физикального обследования (пальпация, перкуссия, аускультация), резуль­таты инструментальных и лабораторных методов исследования. При этом, за исключением ознакомления с медицинскими докумен­тами других учреждений, врач получает информацию тремя спо­собами:

· вербальным — из беседы с больным;

· сенситивным — с помощью органов чувств врача и медицин­ских приборов (фонендоскопа, тонометра и т.д.);

· объективизированным, основанным на результатах лабора­торных и инструментальных исследований.

(Данное деление несколько условно, так как, например, со­временные приборы для измерения давления относятся к третье­му способу получения информации.)

Процесс получения врачом информации может быть достаточ­но продолжительным, так как зависит от сроков поступления результатов дополнительных исследований.

Рис. 3. Контур управления для задач клинической медицины

Рассмотрим это на при­мере типовой ситуации в стационаре. Сведения о жалобах и дан­ные осмотра врач получает при первом контакте с больным и в процессе наблюдения за пациентом в отделении, данные общих анализов крови и мочи — в течение 1-х суток пребывания больно­го в стационаре, результаты электрокардиографии — обычно на 1 —2-е сутки, рентгенографии, УЗИ — на 3 —4-е сутки и т.д.

Диагностические задачи включают распознавание текущего состояния организма пациента, постановку развернутого нозоло­гического диагноза, оценку тяжести состояния больного. Кроме того, в процессе наблюдения за больным врач решает задачи оцен­ки динамики состояния пациента и прогнозирования развития патологического процесса, включая возможность и характер ос­ложнений, исход заболевания.

В приемном отделении пациента осматривает врач приемного отделения, выставляющий предварительный диагноз, назнача­ющий план обследования и лечения и направляющий в лечебное отделение.

Диагноз, поставленный в приемном отделении, является для врача лечебного отделения стационара одной из диагностических гипотез, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. При этом последовательность диагностических исследований в зависи­мости от получаемых в процессе обследования результатов может подвергаться коррекции, а иногда и коренной трансформации.

Аргументация врача направлена, с одной стороны, на выявле­ние признаков, являющихся характерными для предполагаемого им диагноза, а с другой — на поиск альтернативных признаков, отрицающих другие заболевания (например, высокий рост явля­ется однозначно отрицающим болезни, при которых обязательно значительно снижается рост), т.е. используются аргументы и контр­аргументы или факты «за» и «против». В самом общем виде можно говорить, что одновременно с исключением одного диагноза имеет место подтверждение другого (или других) диагноза (диагности­ческой гипотезы).

На основе диагностической рабочей гипотезы врач принимает лечебные и тактические решения при каждом контакте с боль­ным. В ходе обследования и лечения такие гипотезы возникают, сменяя друг друга, до тех пор, пока последняя, выдержав ряд проверок, не станет окончательным и обоснованным клиниче­ским диагнозом.

Диагностический процесс можно условно под­разделить на три взаимосвязанных этапа:

1) постановка первичного диагноза (предварительная гипотеза);

2) построение дифференциально-диагностического ряда (выдви­жение дополнительных гипотез);

3) окончательный диагноз (обоснование окончательной гипо­тезы).

Общим является то, что диагностический процесс, построен­ный на рассуждениях о признаках и их сочетаниях, обосновыва­ющих или отвергающих определенную диагностическую гипоте­зу, опирается на логику аргументации.

Лечебные задачи включают в себя принятие решений о меди­каментозных и немедикаментозных воздействиях на выявленное патологическое состояние с учетом индивидуальных особенно­стей организма пациента и на основе оценки динамики его состо­яния.

Среди тактических решений врача лечебного отделения можно выделить:

1. решения о прекращении диагностического поиска, если тяжесть состояния больного такова, что не позволяет провести сложные диагностические процедуры;

2. решения о переводе пациента в отделение интенсивной те­рапии, если его состояние ухудшилось (осложнилось течение ос­новного заболевания или остро возникло новое, требующее про­ведения интенсивной терапии);

3. решения о переводе в другое лечебное отделение, если впер­вые выявляется заболевание другого профиля (инфекционное, хирургическое, гинекологическое и др.

), проявления которого становятся ведущими в клинической картине, или на передний план выходит сопутствующая патология.

В этом случае врач может принять решение самостоятельно или пригласить врача-консуль­танта и принять совместное решение;

4. решение о выписке больного под наблюдение участкового врача.

Ведение медицинской документации — одна из важных со­ставляющих медицинского технологического процесса. Сведения о всех составляющих ЛДП конкретного больного должны быть зафиксированы в медицинской карте или истории болезни. На ведение документации затрачивается большое количество вре­мени врача. Старой и известной проблемой остается «врачебный» почерк.

Итак, в медицинском технологическом процессе на первом этапе управления осуществляется сбор и обработка информации о пациенте и его состоянии с помощью всех имеющихся в арсена­ле современной медицины методов.

На втором диагностируется состояние организма — это может быть нозологическая диагно­стика, синдромальная диагностика, наконец, диагностика неко­его состояния пациента, на которое необходимо реагировать.

На третьем осуществляется выбор управляющих воздействий на ос­нове прогнозирования возможных результатов их применения: выбор лечебных и профилактических мероприятий, оценка рис­ка, связанного с их проведением, выбор тактических решений и т.д. На четвертом этапе осуществляются управляющие воздей­ствия.

После реализации выбранного комплекса управляющих воз­действий вновь начинается сбор информации о состоянии паци­ента и(или) внешней среды для контроля состояния и своевре­менного внесения корректив в ЛДП. Таким образом, медицин­ский технологический процесс является циклическим. Все эта­пы управления в ЛДП осуществляются субъектом управления — врачом (ЛПР).

Источник: https://studopedia.su/14_131016_osnovnie-sostavlyayushchie-lechebno-diagnosticheskogo-ili-ozdorovitelno-profilakticheskogo-protsessa.html

5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем

Информационная модель лечебно-диагностического процесса, как объекта

Организационноеобеспечение представляет собойсовокупность организационно-технологическихрешений, определяющих поря­доквзаимодействия работников в условияхфункционирования системы.

Впроцессе создания системы разработчикдолжен предусмот­реть обучениеперсонала работе с компьютерной системой,раз­работать технологические инструкциидля всех категорий персо­нала,эксплуатирующих ИМС, которые должнысодержать мето­дические указания подействию как в режиме нормальной работысистемы, так и при аварийных ситуациях.

Правовоеобеспечение должно включать приказы ираспоря­жения, регламентирующиеработу медицинских учреждений в ус­ловияхфункционирования ИМС. Приказы ираспоряжения долж­ны определять:

  • сроки, формы и порядок представления регулярной входной и выходной информации и лиц, ответственных за ее представле­ние и достоверность;

  • перечень лиц и подразделений, имеющих право на запросы с указанием типов и форм запросов (права доступа сотрудников);

  • лицо, ответственное за сохранность архивных данных и выда­чу информации из архива;

  • перечень лиц, отвечающих за меры безопасности, использу­ющиеся для обеспечения сохранности, неизменности (целостно­сти) и достоверности информации БД.

Организационноеобеспечение функционирования ИМСприн­ципиально важно для эффективнойработы как собственно ин­формационнойсистемы, так и использующего его лечебногоуч­реждения или органа управленияздравоохранением. Особое зна­чениеэто приобретает в связи с планирующимсясозданием еди­ного информационногомедицинского пространства и переходомк широкому обмену электронными документамив системе охра­ны здоровья населения.

Контрольныевопросы

1)Дайте определение понятию «Информационнаясистема».

2)Что представляет собой информационнаямедицинская система?

3)Охарактеризуйте отечественныеклассификации ИМС.

4)Дайте характеристику зарубежнойклассификации ИМС.

5)Опишите классификацию ИМС, основаннуюна иерархическом принципе построениясистемы здравоохранения и оказанияпациенту медицинской помощи.

6)Что представляет собой техническоезадание на автоматизирован­нуюсистему? Какие разделы оно включает?

7)На каких принципах должно базироватьсясоздание ИМС?

8)Какие требования предъявляются к ИМС?

9)Назовите стандарты, нашедшие широкоеприменение при разра­ботке ивзаимодействии ИМС.

10)Что собой представляет стандартHL11Длячего его используют?

11)Для чего нужна международнаясистематизированная номенкла­турамедицинских терминовSNOMEDСТ?

12)Для чего используется стандартDICOM1

13)Что собой представляет организационноеобеспечение функцио­нирования ИМС?

14)Как регламентируется работа медицинскихучреждений в условиях функционированияИМС?

6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса

Медицинскийтехнологический процесс — этооздоровитель­но-профилактическийили лечебно-диагностический процесс(ЛДП) управления организмом (изменениемструктуры и функ­ций), которыйреализуется в пространстве и временис целью улучшения его состояния.

Конечнойцелью оздоровительно-профилактическогопроцес­са является ликвидацияотклонений в состоянии здоровья паци­ента(при пограничных, донозологическихсостояниях и ранних проявлениях болезни),а целью ЛДП — ликвидация патологии (вслучае острого заболевания) или переводпациента в ремиссию (в случае хроническогозаболевания). Далее при рассмотренииЛДП будем иметь в виду иоздоровительно-профилактическийпроцесс.

Лечебно-диагностическийпроцесс является частным случаемпроцесса управления в любой технологическойсистеме. В клини­ческой медицинеобъектом исследования и управленияявляется организм пациента и внешняяпо отношению к нему среда, субъек­томуправления — врач.

Объект— это то, на что обращена познавательнаядеятельность. Субъект — противоположноеобъекту — мыслящее «я». Необходимоза­метить, что противопоставлениеобъекта и субъекта относительно, таккак при обращении на себя (или коллег)познавательной деятельности субъектстановится объектом.

Поотношению к состоянию пациента врачявляется лицом, принимающим решения(ЛПР).

Процессуправления включает в себя четыре этапа:

1)сбор и обработка информации о состоянииобъекта управ­ления;

2)диагностика, т.е. отнесение состоянияобъекта к одному из известных классовсостояний;

3)принятие решения о воздействии наобъект;

4)реализация принятого решения.

Этиэтапы представляют собой контуруправления. Реальные системы управлениясложнее, однако, в целом такой контуруп­равления применим к любой предметнойобласти, в том числе к медицинскомутехнологическому процессу. Схема контурауправ­ления для задач клиническоймедицины приведена на рис. 3.

Задачи,которые решает врач любого лечебногоотделения, однотипны и сводятся к сборуинформации, решению диагно­стическихи лечебных тактических вопросов, ведениюмедицин­ской документации.

Несколькоособняком стоят задачи, решае­мыеврачами диагностических и ряда другихспециализированных отделений, но вбольшинстве случаев они являются частнымслу­чаем задач, стоящих перед врачомлечебного отделения.

Длярешения задач медицинского технологическогопроцесса врач использует различнуюклинико-диагностическую информа­цию:жалобы больного, данные анамнеза, осмотраи физикального обследования (пальпация,перкуссия, аускультация), резуль­татыинструментальных и лабораторных методовисследования. При этом, за исключениемознакомления с медицинскими докумен­тамидругих учреждений, врач получаетинформацию тремя спо­собами:

  • вербальным — из беседы с больным;

  • сенситивным — с помощью органов чувств врача и медицин­ских приборов (фонендоскопа, тонометра и т.д.);

  • объективизированным, основанным на результатах лабора­торных и инструментальных исследований.

(Данноеделение несколько условно, так как,например, со­временные приборы дляизмерения давления относятся к третье­муспособуполучения информации.)

Процессполучения врачом информации может бытьдостаточ­но продолжительным, так какзависит от сроков поступления результатовдополнительных исследований.

Принятие решения о воздействии – 3-й этап

Врач (субъект управления)

Диагностика состояния –

2-й этап

Реализация решения (лечение, профилактика) – 4-й этап

Сбор и обработка информации –

1-й этап

Пациент (внешняя среда по отношению к врачу – объект управления)

Рис.3. Контур управления для задач клиническоймедицины

Рассмотримэто на при­мере типовой ситуации встационаре. Сведения о жалобах и дан­ныеосмотра врач получает при первом контактес больным и в процессе наблюдения запациентом в отделении, данные общиханализов крови и мочи — в течение 1-хсуток пребывания больно­го в стационаре,результаты электрокардиографии —обычно на 1 —2-е сутки, рентгенографии,УЗИ — на 3 —4-е сутки и т.д.

Диагностическиезадачи включают распознавание текущегосостояния организма пациента, постановкуразвернутого нозоло­гическогодиагноза, оценку тяжести состояниябольного. Кроме того, в процессе наблюденияза больным врач решает задачи оцен­кидинамики состояния пациента ипрогнозирования развития патологическогопроцесса, включая возможность и характерос­ложнений, исход заболевания.

Вприемном отделении пациента осматриваетврач приемного отделения, выставляющийпредварительный диагноз, назнача­ющийплан обследования и лечения и направляющийв лечебное отделение.

Диагноз,поставленный в приемном отделении,является для врача лечебного отделениястационара одной из диагностическихгипотез, которую необходимо подтвердитьили опровергнуть. При этом последовательностьдиагностических исследований взависи­мости от получаемых в процессеобследования результатов можетподвергаться коррекции, а иногда икоренной трансформации.

Аргументацияврача направлена, с одной стороны, навыявле­ние признаков, являющихсяхарактерными для предполагаемого имдиагноза, а с другой — на поискальтернативных признаков, отрицающихдругие заболевания (например, высокийрост явля­ется однозначно отрицающимболезни, при которых обязательнозначительно снижается рост), т.е.используются аргументы и контр­аргументыили факты «за» и «против». В самом общемвиде можно говорить, что одновременнос исключением одного диагноза имеетместо подтверждение другого (или других)диагноза (диагности­ческой гипотезы).

Наоснове диагностической рабочей гипотезыврач принимает лечебные и тактическиерешения при каждом контакте с боль­ным.В ходе обследования и лечения такиегипотезы возникают, сменяя друг друга,до тех пор, пока последняя, выдержав рядпроверок, не станет окончательным иобоснованным клиниче­ским диагнозом.

Диагностическийпроцесс можно условно под­разделитьна три взаимосвязанных этапа:

1)постановка первичного диагноза(предварительная гипотеза);

2)построение дифференциально-диагностическогоряда (выдви­жение дополнительныхгипотез);

3)окончательный диагноз (обоснованиеокончательной гипо­тезы).

Общимявляется то, что диагностический процесс,построен­ный на рассуждениях опризнаках и их сочетаниях, обосновыва­ющихили отвергающих определеннуюдиагностическую гипоте­зу, опираетсяна логику аргументации.

Лечебныезадачи включают в себя принятие решенийо меди­каментозных и немедикаментозныхвоздействиях на выявленное патологическоесостояние с учетом индивидуальныхособенно­стей организма пациента ина основе оценки динамики его состо­яния.

Средитактических решений врача лечебногоотделения можно выделить:

1.решения о прекращении диагностическогопоиска, если тяжесть состояния больноготакова, что не позволяет провести сложныедиагностические процедуры;

2.решения о переводе пациента в отделениеинтенсивной те­рапии, если его состояниеухудшилось (осложнилось течениеос­новного заболевания или островозникло новое, требующее про­веденияинтенсивной терапии);

3.решения о переводе в другое лечебноеотделение, если впер­вые выявляетсязаболевание другого профиля (инфекционное,хирургическое, гинекологическое и др.),проявления которого становятся ведущимив клинической картине, или на переднийплан выходит сопутствующая патология.В этом случае врач может принять решениесамостоятельно или пригласитьврача-консуль­танта и принять совместноерешение;

4.решение о выписке больного под наблюдениеучасткового врача.

Ведениемедицинской документации — одна изважных со­ставляющих медицинскоготехнологического процесса. Сведения овсех составляющих ЛДП конкретногобольного должны быть зафиксированы вмедицинской карте или истории болезни.На ведение документации затрачиваетсябольшое количество вре­мени врача.Старой и известной проблемой остается«врачебный» почерк.

Итак,в медицинском технологическом процессена первом этапе управления осуществляетсясбор и обработка информации о пациентеи его состоянии с помощью всех имеющихсяв арсена­ле современной медициныметодов.

На втором диагностируетсясостояние организма — это может бытьнозологическая диагно­стика,синдромальная диагностика, наконец,диагностика неко­его состоянияпациента, на которое необходимореагировать.

На третьем осуществляетсявыбор управляющих воздействий на ос­новепрогнозирования возможных результатових применения: выбор лечебных ипрофилактических мероприятий, оценкарис­ка, связанного с их проведением,выбор тактических решений и т.д. Начетвертом этапе осуществляютсяуправляющие воздей­ствия.

Послереализации выбранного комплексауправляющих воз­действий вновьначинается сбор информации о состояниипаци­ента и(или) внешней среды дляконтроля состояния и своевре­менноговнесения корректив в ЛДП. Таким образом,медицин­ский технологический процессявляется циклическим. Все эта­пыуправления в ЛДП осуществляются субъектомуправления — врачом (ЛПР).

Источник: https://studfile.net/preview/6024665/page:18/

Medic-studio
Добавить комментарий