Информационно-коммуникативная функция общения: в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче

Марина Юрьевна Горбунова. Социальная психология

Информационно-коммуникативная функция общения: в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче

Страница:

  • >

   В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов[2].
   1. По содержанию оно может быть:   1.1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности).   1.2. Когнитивное (обмен знаниями).   1.3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).   1.4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями).   1.5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

   2. По целям общение делится на:

   2.1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма).   2.2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

   3. По средствам общение может быть:

   3.1. Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, ые связки и т. д.).   3.2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий).   3.3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).   3.4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).   В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения.
   Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е – 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» – сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.   Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:   • содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.);   • человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);   • принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема. В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.

   Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений с различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).

   Первоначальная модель состояла из 5 элементов: источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник информации (дешифратор), получатель информации (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).   Данная теоретическая модель обладала рядом положительных качеств – простотой и наглядностью, возможностью быстрой квантификации, универсальностью. Но эти же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной полезности или даже возможности существования других подходов в изучении проблемы общения.

   Второе направление исследований возникло в 60-х годах.

   Основным предметом этого направления явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1963, 1969, 1975).   В своих исследованиях Гофман разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена, состоящую из 4 элементов:   • коммуникационные условия или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое, непосредственное-непрямое, опосредованное, симметричное-асимметричное передавание сообщений);   • коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друг с другом;   • коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;   • основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.   Именно разработка и использование этой модели в анализе межличностного общения помогла наиболее полно сблизить и навести мосты между информационными и интеракционисткими подходами к изучению проблемы общения.

   Интеракционистские подходы. Были развиты главным образом в 60-70-е годы.

В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в рамках интеракционизма общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Таким образом, главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения.

   Теоретические основания этого подхода:   • ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах);   • поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше – функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии);   • положения обшей теории систем, вводящей в исследовательский инструментарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».   В рамках данного подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся ответить на главный вопрос: Какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения?   Условно можно выделить пять наиболее важных моделей.

   Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х годов (Р. Бедвистел, 1970) для невербального общения.

Одно из основных положений модели – несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50–60 элементарных движений и поз тела человека.

Делается предположение, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.

   Модель социального навыка (М. Аргайл, А. Кендон, 1967). Эта модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. высказывается идея научения общению в самом общении.
   Равновесная модель (М. Аргайл, Дж. Дин, 1965). Модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации. Любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа Y и наоборот (например, диалог-монолог, сочетание вопросов и ответов).
   Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен, 1968). В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ:   • первый вид программы имеет дело с простой координацией движений;   • второй – контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности;   • третья программа модифицирует сами процедуры изменений, т. е. управляет комплексной задачей метаобщения.   Эти программы усваиваются индивидами по мере научения функционированию в качестве полноценных членов конкретной группы, сообщества и культуры; а также позволяют организовывать разнородный поведенческий материал в осмысленные и подходящие взаимообмены. Именно содержательный контекст конкретной ситуации, конкретная задача и конкретная социальная организация «запускают» действие конкретной программы.

   Системная модель (А. Кендон, 1977) рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции.

До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы; первая – это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая – это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.

   Реляционный подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бедвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).   Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термины «общение», «коммуникация» – это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».   Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.   С развитием реляционного подхода укрепилась тенденция делать акцент на изучение таких параметров процесса общения, которые характеризуют отношения между людьми в «реальных» видах человеческих взаимоотношений. Основная посылка состоит в том, что любой акт общения – это акт участия во взаимоотношениях.   С этой точки зрения можно считать, что взаимоотношения не существуют как отдельные реальные сущности в каком-либо смысле; скорее их природа выводится из потока взаимообменов между индивидами, являющимися частью их взаимоотношений. Другими словами, ключевой элемент концепции: взаимоотношения – это «нечто», что существует между и вне индивидов; т. е. взаимоотношения существуют на над индивидуальном или «трансактном» уровне. позиция нового подхода состоит в следующем: природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве.   Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций:   • кибернетика и теория общих систем;   • теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т. д.);   • биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.   Признается, что эта теория представляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений, к изучению общения, взаимодействия и поведения, которые до сих пор были известны социальным и поведенческим наукам.   Ее методологический потенциал и сила заключаются в том, что она заменяет аристотелевский принцип картины мира на «системный подход».

   В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
    общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном, мотивационном и т. д.

) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
   Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения.

У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

   Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.

Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

   Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняют общение в процессе социального бытия человека. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.
   В работах Б.Ф. Ломова выделяются следующие основные функции: информационно-коммуникативная, эмоционально-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная тесно связаны друг с другом, и выделить их удается скорее чисто теоретически. Однако в любом процессе общения чаще всего доминирует одна из функций, а другие остаются менее заметными или значимыми.
   Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимо) воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодирования/декодирования сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы). В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм – кинетику (отико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику); паралингвистику (система вокализации, паузы, покашливания и т. п.); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении) и визуальное общение (система «контакта» глазами). Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.
   Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире – в процессе социальной активности.   В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами – не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения.

   Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

   А.А. Бурный обозначил следующие функции общения:

   • инструментальная – необходима для обмена информации в процессе управления и совместного труда;

   • синдикативная – находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;
   • трансляционная – необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
   • самовыражения – ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания.   По критерию «цель общения» можно выделить восемь функций:

   • контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности;

   • информационная – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т. д.;
   • побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
   • координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
   • понимания – адекватное восприятие и понимание смысла общения, и понимание партнерами друг друга, а именно понимание намерений, переживаний, установок, психических состояний;
   • эмотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
   • установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества;
   • оказания влияния или управления – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.   Помимо всех выше перечисленных функций, общение выполняет еще одну важную функцию – функцию социализации. В процессе общения ребенок усваивает общественный опыт, который невозможно описать ни в одном учебнике, у него формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.    Исследования межличностного общения и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две группы по параметру эффективности – неэффективности с точки зрения реализации целей общения: во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для развития личных контактов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером; во-вторых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого психологического воздействия (опять же для полного достижения целей общения).   Основными параметрами эффективности общения являются умения и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники директивного общения.   Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающее – уступчивые и защитно-агрессивные формы повеления, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.

   Техника понимающего общения – это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т. п.

   Главное в технике понимания – это ориентация субъекта общения на внутреннюю систему ценностей, мотивов и проблем самого партнера, а не на свою собственную: он знает себя, свои потребности, свою жизненную ситуацию и проблемы лучше нас. Кроме этого, открытое общение с человеком будет происходить только тогда, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Существенными условиями для создания такого климата доверия являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером:   • на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера;   • на положительное принятие личности собеседника;   • на согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии с ним.   Эти установки выступают основными психологическими механизмами, реализующими ориентацию субъекта общения на понимание, на внутреннюю систему отсчета собеседника.

   Установка на понимающее реагирование означает наше осознанное стремление реагировать на высказывания и эмоциональные состояния партнера безо всяких стремясь понять их его собственными глазами.

Именно поэтому в литературе часто понимающее общение называют «рефлексивным», «эмпатическим». Понимающее реагирование не означает нашего согласия с тем, что говорит и чувствует партнер, а есть проявление желания непредвзято понять его позицию, жизненную ситуацию без оценок в его адрес.

Оценивающий тип понимания партнера обычно вызывает защитные реакции и затрудняет проявление им открытости.

   Установка принятия личности партнера – это наша готовность к стремлению проявлять к нему безусловно положительное уважение, независимо от его достоинств и недостатков. Это готовность с нашей стороны уважительно признавать его право быть таким, каков он есть, независимо от нашего согласия или несогласия с ним. Проявление такой установки формирует «климат безопасности» и способствует открытости и доверительности со стороны партнера.
   Установка на согласованность своего поведения в содержательном плане означает в определенном смысле правдивость и открытость своего поведения в общении с партнером. Согласованность поведения достигается тогда, когда то, что мы открыто выражаем собеседнику словами и жестами, согласуется с нашими внутренними чувствами и переживаниями в момент беседы и когда мы осознаем свои внутренние эмоциональные состояния. В психологическом плане это означает «приглашение» партнера к «обмену доверием». Быть полностью согласованным в общении со всеми людьми, все время и во всех ситуациях, конечно, невозможно и даже вредно. Однако согласованность поведения – важнейшее условие тогда, когда партнеры стремятся понять друг друга и развить взаимоотношения между собой.

  • >

Источник: http://TheLib.ru/books/marina_yurevna_gorbunova/socialnaya_psihologiya-read-3.html

Социальная коммуникация и общение

Информационно-коммуникативная функция общения: в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче

Анализ социально-гуманитарной литературы дает основание выделить противоположные позиции относительно взаимосвязи понятий «социальная коммуникация» и «общение».

Первый подход состоит в полном отождествлении данных понятий. Его придерживаются многие отечественные исследователи – Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев. В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г.

Мещерякова[11] дана отсылка Коммуникация[12] см. Общение; общение же определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера», т.е.

обмене знаниями или эмоциями.

В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение».

В свою очередь «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае действительно нет разницы между общением и коммуникацией.

Именно так рассуждают лингвисты, для которых общение – это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях[13].

Известный украинский автор, специалист в области теории общения Ю.Д.

Прилюк также на основании историко-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» – тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в обществе», они равноправны[14].

Как уже указывалось выше, в западной социальной психологии термин «общение» часто отождествляется с категорией «коммуникация». Так, Т. Парсон рассматривает коммуникацию как общение, взаимодействие между людьми, К.

Черри определяет коммуникацию как «социальное явление», «социальное общение» с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными является человеческая речь и язык.

Возможно, что в англоязычных текстах это отождествление происходит само собой, где, кроме communication, нет другого слова для перевода русского слова «общение».

А.К. Болотова, Ю.М. Жуков и Л.А. Петровская определяют социальную коммуникацию как многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни.

К ним они относят прежде всего общение (включая интимно-личностное), межличностные отношения и взаимодействия – как внутригрупповые (в том числе профессионально-производственные), так и межгрупповые (включая межнациональные и межкультурные связи и отношения между людьми).

Далее они пишут: «Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации»[15].

Иначе говоря, благодаря данной фразе, понятие «социальные коммуникации» отождествляется с понятием «общение» в его традиционном понимании (как сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности) и носит межличностный характер.

Так, если взять за основу позицию авторов первого подхода, которая сводится к практически полному отождествлению понятий «общение» и «социальная коммуникация», то и предмет изучения становится общим («общение» или «социальная коммуникация» – кому какой термин больше нравится).

Второй подходсвязан с разделением понятий «социальная коммуникация» и «общение».

И снова возвращаемся к позиции М.С. Кагана, которая заключается в том, что коммуникация является субъект-объектной, а общение – субъект-субъектной связью.

Если мы рассматриваем коммуникацию, которая осуществляется в диаде «человек – человек», то разница данных процессов сводится лишь к тому – пассивен или активен реципиент и в зависимости от этого мы будем иметь дело либо с процессом коммуникации, либо с процессом общения.

Но что значит пассивный реципиент (объект)? В широком смысле слова под субъектом общения следует понимать того или тех индивидов, которые активно участвуют в ситуации общения.

Реципиент же имеет возможность сам решать принимать или не принимать информацию от коммуникатора, стоит ли ее усваивать, а также стоит ли в соответствии с этой информацией поступать – и уже благодаря этой возможности выбора он является активным партнером.

Также субъектность реципиента заключается в том, что не только коммуникатор передает некую информацию реципиенту, но и реципиент в каждый конкретный момент также передает информацию.

Эта информация не обязательно должна быть вербальной, реципиент может ничего не говорить, но невербальные сигналы коммуникатор от него получает непрерывно (безразличие, скука, интерес, удивление, радость, страх и др.). Если же исходить из того, что на активность-пассивность реципиента оказывает влияние характер отношения коммуникатора к реципиенту (уважительное как субъекту или неуважительное, манипулятивное как к объекту)[16], то с этой позиции общение и коммуникация могут перетекать друг в друга. Допустим, что в процессе общения коммуникатор сменил свое уважительное отношение к реципиенту на неуважительное. Правомерно ли говорить о том, что диалог начался как общение, а закончился как коммуникация? Все вышесказанное позволяет утверждать, что каждый участник процесса коммуникации не может рассматривать как некий пассивный объект.

Третий подход основан на соотношении объемов содержания данных понятий. Рассмотрим точки зрения авторов, считающих, что социальные коммуникации являются более широким понятием, нежели общение.

Позиция А.В. Соколова состоит в том, что общение – это одна из форм коммуникационной деятельности[17]. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Соколов определяет три варианта отношений участников процесса:

1) субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть общение;

2) субъект-объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство для достижения своих целей;

3) объект-субъектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникативном акте.

Нетрудно заметить, что в данном смысле коммуникация рассматривается как понятие более широкое, чем общение.

Коммуникацию рассматривают как более широкое понятие и те, кто считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе (теория информационного обмена).

Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывая все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста.

Наоборот, сообщения в вербальном виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а ее носителями служат не только невербальные сигналы, но и вещи, предметы, материальные носители культуры.

Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени.

Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста).

Все информационные процессы в обществе можно назвать термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким – «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающую особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, – «общение»[18]. Иначе говоря, с позиции теории информационного обмена понятие «социальная коммуникация» является более широким, нежели понятие «общение».

Нами полностью разделяется первое утверждение авторов теории информационного обмена о том, что информационные процессы, происходящие в обществе (от межличностных до массовых) могут определяться понятием «социальная коммуникация».

Но утверждение о том, что общение – это социальная коммуникация, осуществляющаяся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, считаем достаточно спорным, поскольку в социально-психологической литературе является общепризнанным тот факт, что общение происходит как с помощью вербальных, так и с помощью невербальных средств.

Речь, действительно, является присущим только человеку средством общения, но, вместе с тем, мы передаем информацию, используя не только слова. Отделить вербальную и невербальную информацию в процессе общения представляется достаточно сложно, если не сказать, что невозможно.

Невербальные сообщения, посылаемые осознанно и неосознанно человеком, могут дополнять, опровергать, замещать вербальные сообщения, а также выполнять функцию регулирования разговора.

Т.Г. Грушевицкая отмечает, что в психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия.

Здесь термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы.

Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

В числе основных функций общения также выделяются контактная (призванная удовлетворить потребность в контакте с другими людьми) и воздейственная (проявляющаяся в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера).

Поэтому общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или потенциальный либо реальный конфликт. Будем считать, пишет далее Т.Г. Грушевицкая, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение – информационный обмен в обществе.

На этом основании она делает вывод, что общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств[19].

Таким образом, нами были рассмотрены основные позиции авторов, рассматривающих социальные коммуникации как базовое понятие по отношению к общению. Однако стоит отметить, что в их позициях имеются существенные различия:

ü А.В. Соколов среди выделяемых им форм коммуникационной деятельности (диалог, управление и подражание) считает, что только диалог представляет собой общение;

ü авторы теории информационного обмена придерживаются мнения, что социальная коммуникация – это информационный обмен в обществе, а общение – информационный обмен в обществе, осуществляемый на вербальном уровне.

ü Т.Г. Грушевицкая сводит общение к межличностному взаимодействию, а социальные коммуникации – как к межличностному, так и к массовому взаимодействию.

Как мы наблюдаем, основания для выделения социальных коммуникаций в базовую категорию у данных авторов сильно различаются.

Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяется, в том числе и коммуникация.

Этой точки зрения придерживаются именитые психологи Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов и др. Они рассматривают общение как более широкое понятие, нежели коммуникацию.

Г.М.

Андреева полагает, что общение – категория более широкая, нежели коммуникация, и предлагает выделять в структуре общения три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами; и перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания[20] (рисунок 1.2.). Аналогичных представлений о структуре общения как о взаимодействии коммуникативной, социально-перцептивной, интерактивной сторон общения придерживается и А.А. Бодалев.

Рис. 1.2. Структура общения (по Г.М. Андреевой)

Б.Д. Парыгин выделяет внешнюю и внутреннюю структуру общения, формальную и содержательную[21]. Интегральная модель социально-психологического общения, предложенная им, включает в себя такую характеристику общения, которая предусматривает дифференциацию последнего по одному основанию на содержание и форму.

В этом случае с содержательной, внутренней стороны общение могло бы рассматриваться как коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, между тем как со стороны формы можно было бы говорить о поведенческом аспекте общения, реализуемом в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Но в свою очередь, как коммуникация, так и интеракция могут одновременно рассматриваться каждая в отдельности, как со стороны формы, так и стороны содержания (рисунок 1.2.). Таким образом, коммуникация является содержательной стороной общения в отличие от интеракции, которая определена как форма общения.

Рис. 1.3. Интегральная модель социально-психологического общения

Б.Ф. Ломов и В.Н. Панферов при рассмотрении общения используют функциональный подход.

Ломов выделяет три функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная[22].

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения (коммуникацию).

Регуляторнокоммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии.

Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире – в процессе социальной активности.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

В.Н. Панферов[23] предлагает несколько иную классификацию функций человека как субъекта общения. Он исходит из того, что данная классификация функций должна иметь два основания.

В виде оснований классификации функций человека как субъекта общения должны рассматриваться психические, социально-психологические и социальные свойства личности с дифференциацией их по шести основным функциям человека как субъекта совместной деятельности.

В качестве еще одного основания классификации функций человека как субъекта общения В.Н. Панферов считает необходимо использовать внутреннюю логику проблем, неизбежно решаемых человеком в процессе общения (таблица 1.1.).

Несмотря на различающиеся подходы авторов к раскрытию структуры и функций общения, их объединяет то, что общение рассматривается ими как понятие более широкое, чем коммуникация.

То есть отечественная социально-психологическая наука решительно отказывается сводить общение к коммуникации, подчеркивая многозначность, сложность такого конструкта, как общение, и подразумевая под коммуникацией лишь частные проявления, одну из сторон общения.

Далее нами приводятся определения социальной коммуникации, имеющиеся в социологической литературе.

Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве[24].

Таблица 1.1

Классификация функций человека как субъекта общения (В.Н. Панферов)

Основные функцииКоммуни-кативныеИнформа-ционныеКогни-тивныеЭмотив-ныеКонатив-ныеКреатив-ные
Психи-ческие Передача Представ-ление Мышление Воображение Фантазия Эмоции Чувства Настроение Установка Внимание Воля Потребности Интересы Мотивы   Подра-жание Заражение Внушение Убеждение  
Речь Жест Действие Технич. средства Сообщение Экспрессия Продукты деятельности
Прием
Органы чувств Ощущение Восприятие Память
Социально-психологи-ческие Взаимосвязь   Взаимо-выражение Взаимо-познание Взаимо-отношение Взаимо-проявление Взаимо-влияние
Социальные Образование общности Наследование опыта Формиро-вание самосознания Проявле-ние отно-шений Организа-ция и управление Воспитание и обучение
Гносеоло-гическаяформулаобщения Канал – знак Знак – значение Значение – смысл Смысл – отношение Отношение – поведение Поведение – личность

Социальная коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющаяся при помощи языка и других знаковых систем[25].

И в этих определениях социальная коммуникация является составной частью общения, то есть понятием менее широким, чем общение, и по своему существу является его коммуникативной стороной или коммуникацией в узком смысле этого слова.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/6343.html

Понятие, виды и функции общения

Информационно-коммуникативная функция общения: в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче

Личность формируется, развивается и проявляется в процессе общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Общение – важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение следующих функций:

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении и т.д.

fВ процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимость сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (часто бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.

) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Иногда контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, человек поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение устанавливается между друзьями, близкими людьми.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника (лесть, запугивание, “пускание пыли в глаза”, обман, демонстрация доброты).

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

В структуре общения выделяют три основных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный.

Коммуникативный компонент общения заключается в передаче информации от одного участника общения к другому, в воздействии на поведение, в формировании мнения, установок.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Специфика коммуникации в человеческом общении заключается в следующем:

1. В одновременной активности всех участников общения. В общении и тот партнер, который передает информацию, и тот, который ее воспринимает, являются активными участниками коммуникативного процесса (субъектами общения);

2. В важности правильного понимания передаваемой информации. Для того чтобы правильно понять собеседника, мы должны использовать слова, смысл которых мы понимаем одинаково, «говорить на одном языке»;

3. В значимости ситуации коммуникации. Правильное понимание партнера по общению зависит от одинакового понимания партнерами ситуации общения;

4. Партнеры по общению обладают психологическими особенностями, влияющими на восприятие и переработку информации (например, робость, застенчивость или, напротив, агрессивность).

Причинами плохой коммуникации могут быть:

стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

«предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;

плохие отношения между людьми – если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

неверный выбор стратегии и тактики общения.

Передача информации невозможна без использования знаковой системы. Коммуникация в человеческом общении основывается на использовании нескольких видов знаковых систем – так называемых средств общения. В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы – устной и письменной. Устная речь как знаковая система характеризуется экономностью (за счет изменения порядка слов, пропуска отдельных частей предложения).

Недостатки устной речи – неоднозначность, наличие слов-паразитов, речевые ошибки. Письменная речь как знаковая система характеризуется точностью и однозначностью передаваемой информации; ее недостатки – громоздкость и наличие штампов.

Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем. Функции невербальной коммуникации: дополнение вербальной коммуникации, замещение вербальной коммуникации и выражение эмоциональных состояний партнеров по общению.

В невербальной коммуникации используются следующие знаковые системы:

1. оптико-кинетическая знаковая система, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику (позы тела);

2. паралингвистическая знаковая система (тон и диапазон голоса, интонационные особенности);

3. экстралингвистическая знаковая система (паузы в речи, смех, плач и другие неречевые включения, а также темп речи);

4. организация пространства и времени общения (например, допустимая величина опоздания, длительность общения, особенности взаимного расположения партнеров по общению друг относительно друга и т.д.);

Перцептивный компонент общения.

Понятие «социальная перцепция» описывает процессы восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, больших и малых групп и отдельных личностей).

Особенностью социальной перцепции является многообразие входящих в нее процессов. В процессе общении мы не просто воспринимаем особенности поведения и внешности партнера, на основе этой информации мы пытаемся сделать выводы об особенностях его личности и причинах тех или иных поступков. Механизмами понимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция.

Идентификация представляет собой отождествление себя с партнером по общению, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия представляет собой эмоциональный отклик на состояние партнера по общению.

Рефлексия – это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей:

1. Наличие заранее заданных установок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Дальнейший процесс социальной перцепции направлен на объяснение причин поведения партнера по общению. Поскольку в реальной жизни мы редко точно знаем причины поведения другого человека, мы вынуждены приписывать их.

Интерактивный компонент общения.

Общение невозможно без взаимодействия и воздействия партнеров друг на друга. Основное содержание взаимодействия в процессе общения – урегулирование совместной деятельности партнеров.

Для понимания содержания общения в каждый конкретный момент времени необходимо понимание смысла действий партнера по общению. Понять смысл действий нам помогает знание позиций партнеров по общению и ситуации взаимодействия.

Неадекватное понимание партнеров, потребностей в общении, несогласованность позиций, неумение слушать, нежелание понять часто приводят к нарушению общения, к конфликтам.

Источник: https://psy.bobrodobro.ru/26240

Подходы к проблеме изучения общения

Информационно-коммуникативная функция общения: в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

1. Деятельностный(Г.П. Щедровицкий, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, Г.В. Гусев).

В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности.

Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей.

Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности (Психология. Словарь, 1990).

Таким образом, мы видим, что общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности, вторичное к понятию «деятельность». Стоит заметить, что традиция рассматривать понятие «общение» как вторичное по отношению к понятию «деятельность», характерна как для московской психологической школы (А.Н. Леонтьев и его последователи), так и для ленинградской (Б.Г. Ананьев).

2. Информационный (Ч. Осгуд, Дж. Миллер, Д. Бродбент, Г. Гебнер). Этот подход, восходит к работам Г. Лассвелла, определившего задачу исследования формулой «кто, что передал, по какому каналу, кому, с каким эффектом».

Он направлен в основном на изучение психологических особенностей приема (восприятия) информации, характеристик коммуникатора и реципиента, условий, средств общения.

Понятия «информация», «система», «обратная связь» являются центральными в этом подходе.

3. Системно-коммуникативно-информационныйподход позволяет определять критерии, условия и способы эффективности коммуникации на основе учета специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации по каналу связи. В этом случае взаимодействует психика коммуникатора и реципиента.

4. Социально-психологический подход (Б.Д. Парыгин) подчеркивает неразрывность связи общения и других более широких планов взаимодействия людей. «Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным» У. Джеймс.

Понятие общения.

Определить общение представляется чрезвычайно трудной задачей. До сих пор не существует единой, общепринятой дефиниции этого психологического явления. Сложности определения общения связаны и с методологическими расхождениями. Так Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.

принимают идею единства общения и деятельности. В этом случае под общением понимается определенная сторона деятельности, поскольку общение включается в любую деятельность, а сама деятельность является условием общения. Другие исследователи (Б.Д. Парыгин и др.

) акцентируют феноменологическое своеобразие общения, несводимость его к деятельности и даже некоторое противопоставление ей. Общение, по их мнению, не обязательно должно быть инициировано потребностями в совместной деятельности.

Важно понимать, что общение может выступать в качестве самомотивированного процесса.

«Фатическое общение» – общение в деятельностном плане бессодержательное, целью его является – поддержание самого процесса общения.

Важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельностная парадигма связана с формулой «субъект – объект», в то время как общение есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект – субъект».

Деятельностная парадигма, даже примененная к профессиям социономического типа («человек – человек»), все равно в анализе процесса взаимодействия исходит из субъект-объектных представлений. В общении же никто из партнеров не может рассматриваться в качестве объекта, каждый из них является активным субъектом.

Субъектность общения не сводится к упрощенным представлениям о «горизонтальности» процесса общения, об обязательном абсолютном равенстве партнеров.

Общим условием этого является – отсутствие в этой модели объекта взаимодействия (манипулятивное общение строится по деятельностной схеме и общением, как таковым, не является).

В этом подходе общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра), но вместе с тем, общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. То есть процесс общения обособляется от других форм деятельности и приобретает относительную самостоятельность.

Итак, общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990. А.В. Батаршев, 1999).

Функции общения.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации.

1. Классификация функций по сторонам общения(Б.Ф. Ломов, 1984). Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик – информационной, интерактивной и перцептивной. В более или менее аналогичном смысле выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции.

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения.

Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимовоздействие на мысли, чувства и поведение партнеров.

В-третьих, они должны обладать единой или сходкой системой кодирования/декодирования сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем.

Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы).

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии.

Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире – в процессе социальной активности.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

2. Классификация функций(Н.И. Шевандрин, 1995).

Прагматическая функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Формирующая функция проявляется в процессе формирования и развития человека. Общение ребенка и взрослого – это не просто процесс передачи ЗУН, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения.

Подтверждающая – реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция организации и поддержания межличностных отношений осуществляется на разных уровнях – от интимно-личностных до деловых.

Внутриличностная – реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю диалогическую форму речи и может рассматриваться как универсальный способ мышления.

Типология общения.

Общение характеризуется огромным разнообразием типов, видов, форм, уровней, стилей. Множественность классификаций объясняется тем, что в основу может быть положена любая характеристика общения. Приведем некоторые из предлагаемых классификаций общения.

I. Классификация по цели общения(М.С. Каган, 1988).

1. Деловое общение. Цель – оптимизация совместной деятельности. В общении, предпринимаемом с этой целью, люди сами по себе мало интересны. Общение выступает лишь средством оптимального взаимодействия людей.

2. Общение ради общения. Цель – не результат, а сам процесс общения. Особую важность приобретают эмоции, переживания своей причастности к кому-то. В этом виде общения реализуется присущая индивиду потребность в общении.

3. Общение, целью которого являются приобщение себя к знаниям, ценностям, опыту других людей (мы заинтересованы в получении какой-либо информации, просим совета, прислушиваемся к рекомендациям, осваиваем новые области профессионального или общего знания).

4. Общение, цель которого – приобщение других людей к нашим собственным знаниям, ценностям и опыту. Цель противоположна предыдущей, в то время как сфера интересов остается прежней.

Л.А. Карпенко по критерию «цель общения» предлагает выделять 8 разновидностей:

1. Контактное общение. Цель – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

2. Информационное. Цель – обмен сообщениями, мнениями, замыслами.

3. Побудительное. Цель – стимуляция активности партнера, направляющая его на выполнение тех или иных действий.

4. Координационное. Цель – согласование действий и ориентиров при организации совместной деятельности.

5. Понимание. Цель – не только в адекватном восприятии и понимании смысла сообщения, но и понимании партнерами друг друга.

6. Эмотивное. Цель – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных переживаний.

7. Установление отношений. Цель – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных связей сообщества.

8. Оказание влияния. Цель – изменение состояния, поведения и личностно-смысловых образований партнера.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 542 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/11-791.html

Функции общения

Информационно-коммуникативная функция общения: в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняют общение в процессе социального бытия человека. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.

I. В работах Б.Ф. Ломова выделяются следующие основные функции:

– информационно-коммуникативная,

– аффективно-коммуникативная,

– регуляторно-коммуникативная.

Они тесно связаны друг с другом, и выделить их удается скорее чисто теоретически. Однако в любом процессе общения чаще всего доминирует одна из функций, а другие остаются менее заметными или значимыми.

1. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.

Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику.

Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства).

Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимо) воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров.

В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодирования/декодирования сообщений.

2. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функцияобщения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Понятие взаимодействия используется двояко:

– во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности;

– во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире – в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е.

на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Другими словами – не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения.

3. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

II. А.А. Бурный обозначил следующие функции общения:

1) инструментальная – необходима для обмена информации в процессе управления и совместного труда;

2) синдикативная – находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

3) трансляционная – необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

4) самовыражения – ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания.

III. По критерию «цель общения» можно выделить восемь функций:

1) контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности;

2) информационная – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

3) побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

4) координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) понимания – адекватное восприятие и понимание смысла общения, и понимание партнерами друг друга, а именно понимание намерений, переживаний, установок, психических состояний;

6) эмотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7) установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества;

8) оказания влияния или управления – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Помимо всех выше перечисленных функций, общение выполняет еще одну важную функцию – функцию социализации. В процессе общения ребенок усваивает общественный опыт, который невозможно описать ни в одном учебнике, у него формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Источник: https://studopedia.su/10_114472_funktsii-obshcheniya.html

Medic-studio
Добавить комментарий