Информатизация – «за» и «против»: Информатика является порождением и символом современного общества

Роль информатики в современном обществе

Информатизация - «за» и «против»: Информатика является порождением и символом современного общества

В ряду обобщенных характеристик развития человечества в XX столетии следует назвать прежде всего такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информационных обществ.

Процесс компьютеризации и информатизации протекает неравномерно в разных странах и регионах, однако в целом он продвинулся уже настолько, что стало возможным поднести некоторые итоги и заглянуть в будущее.

Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социального развития.

Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества, способное обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам. Именно с таких позиций рассматриваются философские проблемы информатики в работах наших ученых, опубликованных в последнее время.

Процесс компьютеризации и медиатизации за последние полтора десятилетия особенно интенсивно протекал в США и Японии. К сожалению, в нашей стране дело обстоит хуже.

Но объективные требования общественного развития в этой области достаточно ясно выявлены, проанализированы и сформулированы. Здесь мы воспользуемся разработками A.M.

Ракитова, который выделяет ряд характеристик информационного общества.

1. Доступность информации. Для любого человека и любой организации в любое время должна быть доступна любая информация.

2. Реальное обеспечение доступности информации, в первую очередь техническое; информационные технологии современного уровня должны быть произведены в таких объемах, чтобы легко выполнялись требования пункта первого.

3. Производство информации в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и развития общества во всех его частях и направлениях. Особое и важнейшее место в производстве информации должна занимать наука. Собственная научная база — необходимое условие национальной независимости и социального прогресса.

4. Ускоренная автоматизация и роботизация во всех сферах производства и управления.

5. Преимущественное развитие сферы информатизационной деятельности и услуг, с тем чтобы не менее 50% занятого населения трудилось в этих областях. Разумеется, что сфера материального производства будет выдавать необходимую продукцию высокого качества в требуемых объемах при регулярном сокращении занятых в ней людей.

Совокупность всех этих признаков свидетельствует, по мнению А.И. Ракитова, о том, что мы имеем дело с обществом, которое можно оценить как информационное общество.

Опенка развития того или иного общества по уровню его информационной культуры может быть обращена и в прошлое, но главное, конечно, это объективная оценка настоящего и тенденций общественного развития на ближайшее будущее, ибо отсюда должны делаться выводы, определяющие наиболее существенные пути и средства социального развития.

И вряд ли можно сомневаться в том, что расширяющееся и ускоряющееся формирование информационных обществ является определяющей тенденцией прогрессивного развития человечества в XXI в.

Процессы информатизации и медиатизации приобретают глобальный характер. Изучение этих процессов потребовало создания соответствующих научных центров. Так, например, в Японии был создан Японский институт информационного общества. Его директор Й.

Масула предложил довольно простую, однако достаточно убедительную схему преобразования человечества в связи с новыми условиями, порожденными появлением и развитием компьютеров и современных телекоммуникационных систем. В 1985 г. Масуда опубликовал статью под названием «Гипотезы о возникновении человека интеллектуального».

Какие факторы определили появление человека вида «человек разумный»? — ставит вопрос Масуда. И называет следующие три.

1. Развитие лобных долей мозга, благодаря чему была обеспечена возможность человеческого мышления.

2.Развитие речевого аппарата, благодаря чему была обеспечена возможность звуковой коммуникации.

3. Развитие кисти руки, благодаря чему была обеспечена возможность осуществлять производственную деятельность.

Какие возможности появляются у современного человека?

1. Человеческая способность к мышлению с помощью мозга значительно усиливается за счет включения в систему мышления компьютеров.

2. Средства коммуникации делают качественный скачок за счет современных телекоммуникативных систем, использующих компьютерную технику, спутниковую связь, волоконную оптику и другие современные технологии.

3. Автоматизация и роботизация современного производства дает возможность колоссального количественного и качественного роста материального производства.

Чем дальше, тем больше интеллектуальная деятельность становится главным видом человеческой деятельности. Масуда полагает, что новые технологии повлекут за собой кардинальные изменения в ценностных ориентациях людей.

Из узких, прямых, эгоистичных они превратятся в такие этические ориентиры, которые будут учитывать интересы всего человечества.

Благодаря информатизации всех видов деятельности и возникновению нового интеллектуального человека, утверждает Масуда, современное общество превратится в полицентрическое глобальное общество, основанное на коллективизме и соревновании.

Конечно, в этой концепции достаточно ясно проступают элементы социальной утопии.

Однако было бы ошибкой на этом основании отвергать сам подход к изучению и оценке новых тенденций в развитии современного общества.

Более того, стремление законсервировать старые, изживающие себя формы производственной, политической и других видов социальной деятельности обрекает общество на отставание и деградацию.

По-видимому, стоит отметить, что вопрос об информатизации общества для нашей страны не является совсем уж новым, как может показаться тем, кто мало знаком с историей. В нашем обществе несколько десятилетий назад действовали разные силы, выражавшие разные тенденции развития.

С одной стороны, кибернетика (а после публикации Н. Винером книги подтаким названием проблемы компьютеризации долгое время назывались кибернетическими) была объявлена лженаукой, претендующей на господствующее положение, как в естествознании, так и среди общественных наук.

С другой стороны, в Академии наук сложилась группа академиков, доказывавших, что без разработок в этой области мы неизбежно будем отставать как в экономике, так и в обороне. Академик В.

Глушков, проведя несложные подсчеты, пришел к выводу, что для грамотного руководства всем народным хозяйством огромной страны необходимо перерабатывать такое количество информации, что при использовании традиционной «бумажной технологии» придется ежегодно значительно увеличивать число служащих в бухгалтерских и планирующих отделах снизу доверху, так что через 25-30 лет большая часть работников должна будет заниматься составлением сводок, отчетов и т.п. Инженерам некогда будет думать, врачам некогда будет лечить и все должны будут тратить рабочее время на писанину, заполнение новых форм и прочую канцелярско-бюрократическую работу. Выход виделся в разработке новых компьютеров, создании банков данных, развитии коммуникационных сетей, охватывающих всю страну, и переходе к безбумажной технологии сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Академик Л. Берг и другие, работавшие в области обороны, доказывали, что без компьютеризации оптимальное управление войсками в современных условиях невозможно. Эти аргументы возымели действие.

Компьютеризация стала рассматриваться как средство, необходимое для развитая народного хозяйства, и соответствующие положения были внесены в директивы по народнохозяйственному плану на ближайшие пятилетки.

В МГУ при активном участии ректора академика И.Г. Петровского, академика А.Н. Колмогорова и других был создан факультет кибернетики и вычислительной техники. Аналогичные факультеты и отделения были открыты в ведущих технических вузах страны.

Затем правительство приняло решение о повсеместном изучении в школах компьютеров и привитии всем школьникам навыков работы на компьютерной технике. Однако все ли решения натолкнулись на внутренний консерватизм экономической системы. Прекрасные теоретические разработки не находили широкого применения. Устаревшие технологии сопротивлялись замене.

Выявились серьезные внутренние противоречия в экономике, тормозившие развитие народного хозяйства страны. Многие хорошие решения превратились в благие пожелания, так и не реализовавшиеся на практике. Последняя программа информатизации обсуждалась в подкомиссии Верховного Совета СССР.

Развал Союза и последовавший затем глубокий и затяжной кризис, охвативший все сферы хозяйства, разрушили те элементы информатизации, которые были созданы в СССР. В этой области страна оказалась отброшенной назад не меньше чем на два десятилетия.

Рассматривая последствия внедрения информационных технологий, надо отметить, что меняется характер труда. К мощи собственного мозга присоединяется мощь общечеловеческого интеллекта, сконцентрированная в программах, вводимых в компьютеры.

Таким образом, привычная задача отдельного человека применять собственные интеллектуальные способности для большинства работников, использующих информационные технологии, превращается в задачу выбора и использования тех или иных программ, позволяющих в оптимальные сроки переработать и выдать информацию, необходимую для принятия решений и организации практической деятельности. К тому же и сама практическая деятельность, в частности в области материального производства, становится существенно иной, ибо робототехника и автоматизация производства меняет положение человека-работника в системе производства, снимая с его плеч функцию придатка к той или иной машине, конвейерной линии и т.п.

Поскольку главной разновидностью труда в обществе становится труд, связанный с преобразованиями информационных потоков, а сами эти потоки допускают обработку в любых условиях, если есть компьютер, банки данных и системы телекоммуникаций, то распределение работников по местам их работы начинает существенно меняться.

Оказывается, что совсем не обязательно «ходить на работу». Предприятию, фирме, да и обществу в целом оказывается экономически более выгодным вложить средства в оборудование рабочего места для служащего не «на работе», а у него дома.

Так же, как сейчас у нас нанимают шофера с его собственной машиной, можно нанимать работника с его собственным компьютером. Достаточно подключить такого работника к соответствующим сетям и дать ему задание, чтобы «процесс пошел». Фирме не надо строить корпус для управленцев, самим работникам не надо ездить на работу.

Да и время, в течение которого выполняется требуемая работа, определяется не внешним распорядком для учреждения, а самим работником. По прогнозам-сценариям, разрабатываемым сегодня исследователями в США и в других странах, уже в ближайшие десятилетия количество таких «надомников» может достигнуть 50% общего числа занятых.

А это обстоятельство существенно меняет весь стиль жизни основной массы населения в стране, где совершилась информационно -компьютерная революция.

Было бы наивным представлять себе информационное общество как новый вариант социального рая, где нет проблем, трудностей. Разумеется, и проблемы, и трудности, и противоречия свойственны ему, как и любому другому обществу, однако они имеют свой специфический характер. В качестве примера отметим две проблемы, возникающие уже сегодня.

В нынешних условиях на первое место среди потребителей информационных технологий выходят банки и банковски-финансовые системы (по данным на начало 90-х гг. до 30% информационно-компьютерных средств). Бумажная документация повсюду вытесняется электронными системами записи, хранения и передачи информации. Кредитные карточки заменяют традиционные бумажные деньги.

Однако оказалось, что новые технологии можно использовать не только для коренных улучшений в работе банковско-финансовых систем, но и для хищений средств. Компьютерное воровство приобрело значительные размеры. По сообщениям печати, в 1994 г. за счет незаконного проникновения в банковские компьютерные сети только в США было похищено около 500 миллионов долларов.

Другая проблема. Интерпол создает электронные картотеки преступного мира, помогая тем самым национальным полицейским организациям вести борьбу с таким серьезным противником, как мафия, занимающаяся распространением наркотиков или тайной продажей оружия и расщепляющихся материалов.

Однако социологи указывают на то, что в современных условиях любой диктаторский режим имеет возможность завести досье на всех граждан своей страны и использовать эти данные в своих целях, подавляя свободу граждан и затрудняя борьбу прогрессивных организаций против такого режима.

Новые информационные подходы позволяют несколько изменить оценки истории культуры. Разные исторические эпохи в развитии культуры можно связать с технологией-хранения и передачи информации.

На протяжении многих тысячелетий главным средством обмена информацией была звуковая речь. Знания накапливались, хранились и передавались в речевой форме. И чем дальше и шире шло развитие общества, тем большая нагрузка выпадала на долю тех, кто хранил и передавал эту информацию.

Развитие памяти отдельных лиц становилось важной социальной задачей. Один пример. Первоначально в Древней Индии гимны богам передавались от учителей к ученикам в среде браминов. Но даже когда появились первые записи этих гимнов, так называемые Неды, брамины все равно заучивали их наизусть.

Поскольку гимнов было много, среди браминов развивалась специализация. Так, во время одного из празднеств, продолжавшегося четыре дня, необходимо было пропеть несколько тысяч стихов-гимнов и, как правило, на каждый день и на каждую из Вед выделялся особый брамин.

А кроме того, на церемонии должен был присутствовать старший, наблюдавший за точностью выполнения всех обрядов. И он должен был помнить все гимны, все эти тысячи стихов.

Изобретение письменности было революцией в технологии записи и хранения информации. На первых порах и писцов, и чтецов было очень мало. Грамотный человек представлял собою явление редкое. Массы людей продолжали пользоваться речевыми средствами и собственной памятью. Следующий этап в развитии технологии размножения информации — книгопечатание.

Когда печатание книг, а затем и газет стало массовым явлением, в обществе стали происходить весьма существенные изменения. Букварь стал символом преодоления неграмотности, а книга сделалась символом знания, символом науки. Бумага и типографская печать стали главными средствами хранения и передачи информации и остаются таковыми и по сей день.

Обучение, опирающееся на речь учителя, в отсутствие книги, газеты и журнала, существенно отличается от такового, когда есть возможность самому читать и размышлять над прочитанным. Сам характер психики человека оказывается зависимым от способов восприятия, хранения и передачи информации.

С развитием печатной художественной литературы формируются механизмы представлений и воображения, опирающиеся на печатный текст. Вспомним Татьяну Ларину Пушкина:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все:

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

«Евгений Онегин» (гл. вторая. XXIX).

Но с изобретением радио, телеграфа, телефона, кино и особенно телевидения появились новые средства передачи информации и вместе с тем новые средства организации и формирования психических процессов.

Дело не только в содержании наших знаний, но и в способах их получения, воспроизведения, передачи, что в конечном счете влияет на внутреннюю структуру психики личности. Выше, в главе о сознании, говорилось о том, что у человека формируются своеобразные психические органы, составляющие особенности личности того или иного человека.

Здесь же мы обращаем внимание на взаимосвязь между технологией передачи информации и структурой этих внутренних психических органов.

Хотим мы того или нет, но человек, сформировавшийся в старой школе и старого типа вузе, по своим внутренним психологическим характеристикам существенно отличается от того, который сегодня уже в детском саду играет в компьютерные игры, ходит в школе в компьютерные классы, имеет дома набор видеофильмов и дискет, работает на компьютеризированном рабочем месте и общается с друзьями через спутниковую связь. Меняется стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки, ибо в них присутствует то, чего не было еще два-три десятилетия назад: компьютерные технологии.

К настоящему времени в большинстве развитых стран компьютер стал такой же обыкновенной домашней вещью, как холодильник или телевизор.

И теперь дело за тем, чтобы за счет развития коммуникационных сетей реализовать поистине колоссальные возможности, заложенные в компьютерных технологиях. Сегодня на первое место в мире вышла система Internet (Интернет). Первоначально она развивалась главным образом как электронная почта.

Затем появилась возможность передавать любое плоское изображение, любую картинку. По в 1997 г. были утверждены разработанные ранее стандарты на передачу и воспроизведение трехмерного изображения. Так, например, одна из американских компаний имеет данные на 2 млн.

квартир и каждый желающий снять квартиру может «посетить» любую из них не выходя из своего дома. При этом он будет чувствовать себя посетителем, находящимся в этой квартире.

Умение пользоваться компьютерными системами признается сегодня настолько важным, что в 1997 г. в США было принято подписанное президентом постановление, согласно которому дети, оканчивающие начальную школу, должны как минимум уметь писать по-английски и уметь пользоваться системой Интернет.

Следует отметить, что количество пользователей системы Интернет растет очень высокими темпами. Это дает основание для постановки вопроса: что именно в ближайшее время станет основным источником информации в целом и культуры в особенности — телевизор или компьютерная сеть? Скорее всего, лет через 10 такой вопрос уже не будет обсуждаться, его, как говорится, решит сама жизнь.

Компьютерные сети дают возможность не только что-то узнавать о других, но и представлять себя. Так, например. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации имеет в системе Интернет свой сервер, позволяющий знакомиться с ее работой; существует и специальная комиссия Думы, контролирующая то, каким образом Дума представлена в глобальной компьютерной сети.

Развитие современных информационных технологий привело к формированию нового понятия — виртуальная реальность. Это то, что вы можете видеть, слышать, переживать посредством персонального компьютера и глобальной компьютерной сети.

Так что можно говорить о появлении еще одной формы бытия, не отмеченной в первой главе этого раздела, — это новое «рукотворное», а точнее, машинно-информационное бытие, выработанное и активно развиваемое современным человечеством.

Предыдущая53545556575859606162636465666768Следующая

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 5543; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-66496.html

Информатизация – за и против

Информатизация - «за» и «против»: Информатика является порождением и символом современного общества

Сегодня много говорится об информатизации школ. Любое образовательное учреждение считает это направление в развитии одним из важнейших. Активная политика государства в этом направлении известна.

Предмет «Информатика» преподается в школах с 8, а то и со 2 класса, компьютерами оснащены школьные кабинеты, у многих ребят есть домашние компьютеры. Все это – приметы времени, без новых технологий нельзя, но если взглянуть на другую сторону медали.

Неукоснительное соблюдение санитарных норм – принцип работы любого образовательного учреждения.

1. Большинство школ в спальных районах было построено в 60 – 70 -ых годах. Классы по 53 – 55 кв. метров. Стандартный учебный компьютерный класс (12 мест учеников + компьютер учителя) при самых благоприятный условиях (ЖК мониторы и чуть-чуть больше кв. сантиметров) с натяжкой вписывается в САН ПИН.

Может и не вписаться, тогда 1 – 2 ПК необходимо убрать из кабинета. По тем же нормам за ПК может сидеть только один человек, вдвоем работать запрещено. Но по другим нормам деление класса на группы осуществляется только если классе 25 человек.

Вопрос: как можно рассадить, допустим, 20 учеников за 12 компьютеров так, чтобы выполнить условия САН ПАНа? Предлагается вариант проводить работу по группам внутри класса.

Значит в тот же кабинет, кроме компьютерных столов надо добавить парты, а учитель должен одновременно вести два урока – один с работающими за ПК, а это практически постоянные индивидуальные консультации, и работа со второй половиной класса. Можно конечно, но о качестве обучения, индивидуальном подходе к ученику говорить не приходится.

К примеру, изучаем тему «Текстовые редакторы»: одна группа печатает, форматирует текст, учитель должен при этом активно работать с учащимися – инструктировать, корректировать работу КАЖДОГО, а другая половина класса в этот период времени что делает? Рисуем клавиатуру и учимся по ней набирать текст? Да и все равно делим класс на группы, только учитель работает в одной группе бесплатно.

2. Всем известно, что для учащихся X – XI классов по основам информатики и вычислительной техни­ки должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов – 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ и ПЭВМ не должна превышать:

  • для учащихся 1 класса (6 лет) – 10 минут;
  • для учащихся II – V классов – 15 минут;
  • для учащихся VI – VII классов – 20 минут;
  • для учащихся VIII – IX классов – 25 минут;
  • для учащихся X – XI на первом часу учебных занятий – 30 минут, на втором – 20 минут.

На уроках информатики учителя придерживаются этих норм. О том, что происходит дома, мы представляем себе по репликам учеников. Там время общения с компьютером ничем не ограничено. Можно услышать, что ученик 5 – 6 класса просидел за ПК почти всю ночь и далеко не в поисках полезной информации.

Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому, что там их ждет заветная игра.

И, заметьте, взрослые нередко восхищаются этим, вот, мол, какой продвинутый ребенок! Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры.

А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Определенное место в ряду компьютерных игр занимают неролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра.

Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.

Ребенок, который всему предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое.

Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую в его возрасте двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками.

Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом, подвижными играми, музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде в обществе своих сверстников. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к.

процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.

Многие электронные игры подразумевают определенную эмоциональную нагрузку, которая и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком.

Они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир.

В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.

Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни.

В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе и т.д.

Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели неролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир.

Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни.

Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной.

Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

Признаки компьютерной зависимости:

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
  • ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
  • ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
  • ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
  • ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
  • у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
  • прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
  • ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
  • ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
  • нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Несколько рекомендаций родителям.

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.

7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка.

Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день).

Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.

10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Это нужно обязательно обсуждать на родительских собраниях с родителями. Но хочется обратить внимание на предлагаемые в большом количестве тесты для подготовки к ЕГЭ за компьютером, где время переваливает за 1,5 часа.

Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Вот именно поэтому, работая за компьютером, мы должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям.

Назад в раздел

Источник: http://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=770

Плюсы и минусы информационного общества

Информатизация - «за» и «против»: Информатика является порождением и символом современного общества

Вышеуказанным именуется скопление людей, внушительная часть которого занимается исключительно созданием, сохранением, тщательной обработкой, а также внедрением в жизнь информации, как правило, наиболее нужной частью из неё — знаний.

Учёные твердят, что в современнейшем мире, который с головой окунулся в пугающую эпоху компьютеризации, в ближайшем будущем возникнет заветный доступ к проверенным ресурсам, которые станут палочкой-выручалочкой в каких-либо обыденных вещах.

Это даст высочайший уровень автоматической обработки информации во всех сферах, нужных человеку для высококачественной и лёгкой жизнедеятельности.

В далёком будущем, основополагающей силой, которая сподвигнет нас в путь развития, станет вселенское производство именно напичканного массой познаний, а не привычного материального продукта. Последний в корне изменится, получив ещё большее количество рекламных, дизайнерских и другого рода инноваций.

Если сравнивать с индустриальным человечеством, всё рождение которого направлено исключительно на создание и принятие продукции, то в первом главными продуктами потребления и усвоения являются ум и знания, что позволяет ускорить процесс запоминания и повышает уровень умственного обрабатывания услышанного и увиденного. В такой среде на вес золота такие человеческие качества и таланты, как творческая сторона, а также умственные способности.

Отныне в нём важнейшей и технологической базой являются всевозможные работающие системы, созданные на основе компьютерного оборудования и сетей, а также различных устройств, приборов и связи.

Положительные качества

Основными признаками этого вида общества можно назвать:

  • Осознание людьми полезности информации перед противоположной продукцией, производимой тем или иным человеком.
  • Основой различных направлений деятельности является информация.
  • Её создаёт талантливый индивид.
  • Кладезь рекламы — объект купли-продажи.
  • Все представители населения получают одинаковый доступ к источникам интересующих их тем.
  • Она абсолютно не несёт зловредных веяний для людей.
  • В современном мире существует громадная защита интеллектуальной собственности, а в случае её незаконного использования следует дальнейшее наказание.
  • Все структуры взаимодействуют между собой при помощи информации.
  • Предусмотрено управление информационным обществом со стороны государственных властей.

Отрицательные черты

Среди наиболее опасных сторон общества, располагающего львиной долей информации, следующие:

  • Сегодня крайне огромнейшее влияние на простых людей оказывают средства массовой информации.
  • Инновационные технологии, связанные с информативными источниками, могут внедряться и разрушать приватную жизнь отдельных личностей общества.
  • Ныне есть животрепещущая проблема сортировки качественной и достоверной информации от сущего мусора, который находится во многих СМИ и подобных электронных ресурсах.
  • При помощи информации можно совершить высокотехнологичные преступления, которые могут сломать человеческие жизни.
  • Существует проблема адаптации к сфере информационного общества и технологий, из-за чего им постоянно требуется повышать уровень своего профессионализма.
  • Столкновение с виртуальной реальностью, которое имеет абсолютно противоположные последствия.
  • Уменьшение количества доступных рабочих мест приведёт к массовой безработице.
  • Возникнут массовые «информационные войны», которые несут в себе открытое или завуалированное воздействие государственных структур друг против друга, целью которого является получение выигрыша в любом виде, как в материальном, так и в политическом.

Выводы

Присутствие информационного общества на нашей планете имеет как положительные стороны, так и очень отрицательные, которые могут принести множество проблем в жизни людей и государств.

Процесс эволюции и совершенствования необратим, поскольку люди быстро привыкают ко всем новшествам, к тому же они уже стали зависимыми от средств массовой информации, интернет-ресурсов, социальных сетей и других вещей, которые обогащают разум человека определённым количеством различного рода информации.

Сложно сказать, полезно ли такое специфическое, но уже привычное общество для рядовых людей или нет. С одной стороны, человек может получать развитие и новые знания из подобного рода источников, но с другой стороны, она может ему очень сильно навредить. В любом случае, назад дороги нет и остаётся лишь повиноваться пришедшему веку информационных технологий, который диктует свои правила.

Источник: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-informacionnogo-obshhestva/

Информатизация учебного процесса: за и против

Информатизация - «за» и «против»: Информатика является порождением и символом современного общества

УДК 37.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: ЗА И ПРОТИВ

Научный руководитель – доцент старший преподаватель ,

Сибирский федеральный университет

Стремительно меняется облик современного общества. Основным содержанием развития человечества в 21 веке считается переход к новому этапу развития – информационному обществу. Процесс информатизации является, по мнению современных исследователей, объективной закономерностью развития общества.

считает, что «под воздействием информатизации происходят столь кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей,… что можно вполне обоснованно говорить о начале формирования принципиально новой информационной среды обитания – автоматизированной инфосферы».

Развитию идей информатизации общества посвящены работы российских и зарубежных ученых: , , А. А., Андреева, , и других.

и считают, что «информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс, в основе которого лежит массовое применение информационных средств и технологий во всех сферах деятельности для кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности всех видов производств

Активный процесс трансформации общества под воздействием информатизации оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности как отдельного индивида, так и общества в целом. Кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в.

Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Образование больших потоков информации наглядно видно через, во-первых, чрезвычайно быстрый рост числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т. п.

, в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ; во-вторых, постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; в-третьих, появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.).

Последствия увеличения информационного потока проявляются в информационном кризисе (взрыв), который связан с противоречиями между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г.

она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10лет, к 1970 г. –уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно. Избыточной количество информации, затрудняет восприятие полезной для потребителя информации.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Одним из выходов из сложившейся ситуации является подготовка людей, способных к работе в информационном обществе высших учебных заведениях, именно, поэтому обучение с широким применением информационных технологий, сегодня становиться одной из важнейших составляющих российской образовательной системы.

В настоящее время правительства большинства стран прилагают огромные усилия для модернизации своих систем образования на основе информационных и коммуникационных технологий, являющихся ключом к подобной модернизации, поэтому процесс информатизации образования можно рассматривать с позиции приведения образовательной системы в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества. В ряде стран информационные и коммуникационные технологии считаются основным компонентом в повышении качества образования путем внесения изменений в учебные курсы, обучения новым практическим навыкам и расширения содержания учебных дисциплин. В других странах информационные и коммуникационные технологии используются в основном для облегчения доступа к образованию различным группам населения или в более узких целях помощи в самостоятельном обучении посредством образовательных программ на радио и телевидении. Третьи страны уделяют основное внимание использованию технологий для трансформации условий обучения или удовлетворения особых потребностей различных категорий учащихся.

Соглашаясь с , который считает, что «информатизации образования – широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы», обеспечивающей подготовку обучаемых к жизни в информационном обществе, мы обращаем внимание, что информатизация образования влечет за собой изменение образовательной среды, которую принято называть информационно-образовательной средой. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. , считают, что информационно-образовательная среда – «совокупность (скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников». Для нас важным является, что любая образовательная среда неразрывно связанна с человеком как субъектом образовательного процесса.

Наша страна начала проводить политику информатизации учебного процесса в школах и ВУЗах страны.

Использования информационных технологий в учебном процессе обеспечивает свободный доступ практически к любой информации, в любое время суток, возможность прохождения обучение в индивидуальном темпе – скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий способствует комфортным условиям для творческого самовыражения обучаемого. Сокращаются временные, психологические и иные нагрузки за счет автоматизации рутинных операций.

Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников, студентов и родителей. Современные коммуникационные средства помогают превратить передачу знаний в совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов и учеников, активизировать их творческий потенциал.

Формируется умение разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты своей деятельности. Этот перечень можно продолжать, но и перечисленных плюсов достаточно. Информатизацию следует считать перспективным направлением для всей системы образования.

Однако, повсеместное использование информационных технологий, кроме наличия плюсов, имеет и огромное количество минусов, которые нельзя не учитывать в образовательной среде вуза.

Зачастую, информатизация учебного процесса, как части образовательного процесса, приводит к свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения, развивает индивидуализм. Общение с компьютером сокращает живое общение педагогов и учеников, учеников между собой, и так ограниченное в учебном процессе.

В результате ученик надолго замолкает при работе на компьютере. Это особенно характерно для студентов, обучающихся дистанционно. Орган объективизации мышления человека – речь – оказывается выключенным, обездвиженным в течение нескольких лет обучения.

Студент не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Во все времена наибольшую трудность представлял переход от стандартных операций с учебной информацией к самостоятельным практическим действиям по ее применению.

На психологическом языке это проблема перехода от мысли к действию. Постоянное взаимодействие с компьютером может еще больше осложнять такой переход. Компьютеру пока еще очень далеко до человеческого интеллекта. Поэтому учебный диалог ученика и компьютера весьма ограничен по своей логике.

Ученые отмечают, что развитие информационных технологий, способствует снижению ответственности личности, развитию культуры сомнения, потери воображения, обеднению эмоциональной сферы.

Определенные трудности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем.

Излишек информации, “информационный шум” или “информационный мусор”, который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.

Переизбыток информации может привести к информационной перегрузке, потере здоровья, и, как следствие, к потере эффективности и результативности обучения.

Отсутствие методологии использования информационных технологий способствует снижению эффективности учебного процесса.

Следует также отметить, что зачастую неумение учеников, студентов и преподавателей оперировать даже базовыми функциями ЭВМ.

Нам показалось важным выяснить, готовы ли учебные заведения работать в условиях информатизации общества.

Используются ли информационные технологии в учебном процессе, а если используются, то способствуют ли они формированию личности, готовой работать в условиях информатизации общества, соответствуют ли здоровьесберегающим нормам. Ответы на эти и другие вопросы, связанные с информатизацией учебного процесса будут рассмотрены в нашей работе.

Источник: https://pandia.ru/text/78/524/14626.php

Medic-studio
Добавить комментарий