Информирование пациентов.: Вопрос информирования пациентов при оказании медицинской помощи

Содержание
  1. Право пациента на информацию
  2. На конституционном уровне право на информацию предполагает:
  3. На уровне профильного законодательства в сфере информации и персональных данных, определены права на:
  4. Действующее законодательство в сфере здравоохранения определяет следующие права граждан на информацию:
  5. Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента
  6. Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья
  7. Информация при предоставлении бесплатной медицинской помощи
  8. Участие страховых компаний в информировании пациентов
  9. Информация при предоставлении платных медицинских услуг
  10. О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации
  11. Ответственность
  12. При оказании бесплатной медицинской помощи:
  13. При оказании платной медицинской помощи
  14. Во всех случаях:
  15. Организация информирования пациента о своих правах и обязанностях
  16. Об утверждении Правил информирования граждан в медицинских учреждениях и организациях, участвующих в выполнении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге, Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 09 октября 2007 года №525-р
  17. Приложение к распоряжению. Правила информирования граждан в медицинских учреждениях и организациях, участвующих в выполнении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи ..
  18. 1. Общие положения
  19. 2. Обеспечение информирования граждан
  20. 3. Требования к размещению информационных материалов в МУ

Право пациента на информацию

Информирование пациентов.: Вопрос информирования пациентов при оказании медицинской помощи

Юридический отдел «Факультета медицинского права»

В современном здравоохранении, сложно представить ситуацию при которой пациент может выбрать врача, дать согласие или отказаться от медицинского вмешательства, получить качественную, безопасную, доступную, современную медицинскую помощь и ее последующую независимую оценку не «затронув» своего права на информацию.

Предоставление выписок, копий медицинской документации, оформление информированных согласий на медицинское вмешательство, увесистые стенды с правами пациентов и условиями получения медицинской помощи прочно вошли в повседневную жизнь медицинских организаций.

В настоящей статье постараемся ответить на 3 принципиальных вопроса:

  • В чем состоит право на информацию;
  • Каковы условия реализации права пациента на информацию;
  • Каковы риски и ответственность за нарушение права на информацию.

На конституционном уровне право на информацию предполагает:

  • Обязанность органов власти и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ)
  • Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ)
  • Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ)
  • Ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, ст. 8.5. КоАП, ст. 237 УК РФ)

На уровне профильного законодательства в сфере информации и персональных данных, определены права на:

  • Бесплатное получение информации, непосредственно затрагивающей права, свободы и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица (пп. 2, 8 ст. 8 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Получение информации, касающейся обработки его персональных данных (ч.1, 7 ст. 14 Закона «О персональных данных»);
  • Требование от оператора уточнения персональных данных гражданина, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (те же нормы).

Действующее законодательство в сфере здравоохранения определяет следующие права граждан на информацию:

  • Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (ч. 5 ст. 19 Закона «Об основах охраны здоровья»)
  • Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья (ст. 22 Закона «Об основах охраны здоровья»), включая сведения:
    • О результатах медицинского обследования;
    • Наличии заболевания;
    • Об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания;
    • Методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске;
    • Возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях;
    • Результатах оказания медицинской помощи.
  • Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние (ст. 23 Закона «Об основах охраны здоровья»), включая информацию о:
    • Санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания;
    • Состоянии среды обитания;
    • Рациональных нормах питания;
    • Качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд;
    • Потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента

Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента предоставляется по его запросу, содержащему указание на реквизиты документа, удостоверяющего личность лица и сведения подтверждающие обработку медицинской организацией персональных данных пациента (например, договор, полис ОМС) (ч. 3 ст. 14 Закона «О персональных данных»).

Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья

Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья реализуется им самим, врачом, медицинской организацией, с возможным участием страховой компании, уполномоченных органов власти.

данного правомочия при самостоятельном его использовании пациентом сводится к возможности:

  • Непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья.
  • Получать на основании документации консультации у других специалистов.
  • На основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Сведения о состоянии здоровья, правах, обязанностях пациента доводятся врачом (ч. 2 ст. 70 Закона «Об основах охраны здоровья»):

  • При реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации ст. 21 Закона «Об основах охраны здоровья»).
  • При испрашивании информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
  • При непосредственном обследовании и лечении, с учетом некоторых нюансов:
    • По общему правилу право на получение информации возникает непосредственно у пациента по достижению им 15-летнего возраста;
    • При вероятности неблагоприятного исхода лечения, информация об этом в деликатной форме сообщается пациенту, супругу (-ге), близкому родственнику или лицу которое определено пациентом (за исключением случаев запрета пациентом информировать перечисленных лиц).

В зависимости от условий, оказания медицинской помощи, сведения о правах, обязанностях и состоянии здоровья пациента предоставляется медицинской организацией.

По общему правилу, медицинская организация обязана (п. 6, 7, 3 ст. 79 Закона «Об основах охраны здоровья», ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»):

  • Информировать граждан в доступной форме об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках, об уровне их образования и об их квалификации;
  • Предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
  • Информировать граждан о возможности получения медицинской помощи по программе ОМС (ст. 79 п. 3 Основ);
  • Необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора медицинских услуг (ч. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»);
  • Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг) (ч. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»).

Информация при предоставлении бесплатной медицинской помощи

При оказании бесплатной медицинской помощи медицинской организацией до сведения пациента доводятся:

  • Информация о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи по программе ОМС (ч. 2 ст. 79 Закона «Об охране здоровья»);
  • Информация о режиме работы и видах оказываемой медицинской помощи (непосредственно и на официальном сайте медицинской организации), показателях доступности и качества медицинской помощи (ст. 20 пп. 6, 7 Закона «Об ОМС»).

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Участие страховых компаний в информировании пациентов

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона «Об ОМС» функция по информационному сопровождению пациентов при организации оказания медицинской помощи возложена на страховые компании.

Данные субъекты в том числе, обязаны информировать граждан:

  • О правах и обязанностях застрахованных лиц (ч. 7 ст. 14 Закона «Об ОМС»);
  • О медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в данном регионе по программе ОМС;
  • О видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  • О выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи (подробнее Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н).

Информация при предоставлении платных медицинских услуг

При предоставлении пациенту платных медицинских услуг, законодательство обязывает сообщать пациенту, в том числе:

  • О возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы (п. 6 Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 — далее ПП № 1006);
  • Перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях (ПП № 1006);
  • Сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты (ПП № 1006);
  • Сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации (п. 11 ПП № 1006);
  • Режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг (ПП № 1006);
  • Информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения (п. 29 ПП № 1006);
  • Об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению (п. 29 ПП № 1006).

О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации

Реализация права пациента на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние (ст.

 23 Закона «Об основах охраны здоровья») не обходится без применения Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации» (хотя вопрос о распространении действия данного закона на медицинские организации окончательно не ясен и скорее имеет отрицательный ответ).

Ответственность

Как показывает практика, непредставление пациенту информации, влечет за собой его неосведомленность о ходе лечения, состоянии здоровья, возможностях системы здравоохранения и как следствие несоответствие результата обращения за медицинской помощью ожиданиям пациента (провозглашенных СМИ, заявленных в рекламе). Все эти факторы благоприятствуют возникновению конфликта при оказании медицинской помощи.

Однако и само по себе нарушение права пациента на предоставление информации является правонарушением в отношении которого законодательством предусмотрены санкции. Вот некоторые из них.

При оказании бесплатной медицинской помощи:

  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (ч. 2 Ст. 6.30 КоАП РФ);
  • Отсутствие информированности населения, является основанием для отказа (уменьшения) в оплате медицинской помощи медицинской организации (Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230).

При оказании платной медицинской помощи

  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, об исполнителе и о режиме его работы (ст. 14.8. КоАП РФ).
  • «Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков» (Ст. 12 Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)).
  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (ч.1 Ст. 6.30 КоАП РФ).

При этом необходимо не забывать, что действие Закона «О защите прав потребителей», в том числе в части прав на информацию, распространяется на случаи оказания пациенту бесплатной медицинской помощи.

Во всех случаях:

  • Предоставление недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге может служить самостоятельным основанием для возмещения вреда (ст. 1095 ГК РФ);
  • Отказ в предоставлении пациенту информации может быть квалифицирован как административное правонарушение (ст. 5.39 КоАП РФ) или же как уголовное преступление (ст. 140 УК РФ), если подобный отказ причинил вред правам и законным интересам пациента.

Полный текст материала доступен только
по подписке Доступ к платным сервисам kormed.

ru Уже оформили?ПодробнееСпособы оплаты Оформить Оформить Пробная подпискаПопробовать Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта.

А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА – это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу! Есть вопросы? Задайте их юристу! в социальных сетях ВКонтакте Telegram Instagramm Яндекс.ДЗЕН

Уже есть аккаунт? Авторизуйтесь. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных. Восстановить пароль / Регистрация Регистрация / Авторизация Войти, используя аккаунт социальных сетей ВКонтакте Google

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/pravila-okazaniya-meduslug/prava-i-obyazannosti-patsienta/pravo-patsienta-na-informatsiyu/

Организация информирования пациента о своих правах и обязанностях

Информирование пациентов.: Вопрос информирования пациентов при оказании медицинской помощи

Организация информирования пациента о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выборе лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья

3.1. Организация информирования пациента о своих правах и обязанностях

С целью информирования пациентов о своих правах и обязанностях в медицинской организации осуществляются следующие мероприятия.

1) На главной странице официального сайта медицинской организации в отдельном блоке под названием «Права и обязанности пациента» размещается информация:

— о правах и обязанностях пациента в соответствии с законом Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— о правах и обязанностях застрахованного в соответствии с законом Российской Федерации от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

— информация о правах потребителя в соответствии с законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей».

В блоке под названием «Права и обязанности пациента» на официальном сайте медицинской организации размещаются основные положения законодательства о правах и обязанностях пациента и указанные выше законы в полнотекстовом варианте.

2) Информация о правах и обязанностях пациента в виде выдержек из соответствующих статей указанных в п. 1) законов, а также с указанием полного наименованиях данных законов и их реквизитов, размещается на специальных информационных стендах медицинской организации:

— в холле возле регистратуры (в приёмном отделении);

— в холле каждого структурного подразделения медицинской организации.

3) У руководства медицинской организации, а также в каждом структурном подразделении медицинской организации в электронном или печатном виде имеются законы Российской Федерации, указанные в разделе «1. Общие положения», которые доступны для медицинского персонала и пациентов;

4) В медицинской организации проводится соответствующее обучение медицинских работников не реже 1 раза в год;

5) Каждым врачом (медицинским работником) при первичном осмотре пациента осуществляется информирование пациента о своих правах и обязанностях с отметкой в медицинской документации «О своих правах и обязанностях проинформирован» и подписью пациента.

При информировании пациента о свих правах и обязанностях на руки пациенту выдаётся памятка, в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации обозначены основные права и обязанности пациента. Форма указанной памятки утверждается руководителем медицинской организации.

6) На главной странице официального сайта медицинской организации размещаются ссылки на Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Полнотекстовый вариант указанной Программы размещается на информационных стендах медицинской организации.

Программа должна быть доступна для медицинских работников и пациентов в каждом структурном подразделении медицинской организации.

3.2. Информирование пациента о состоянии здоровья

1) Информирование пациента о состоянии здоровья осуществляется лечащим врачом или другим медицинскими работниками медицинской организации, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении, в соответствии с требованиями ст. 22 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2) При информировании пациента о состоянии здоровья лечащий врач или другие медицинский работники, принимающие непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении, сообщают лично пациенту в доступной для него форме информацию о состоянии здоровья в том числе сведения:

— о результатах медицинского обследования,

— о наличии заболевания,

— об установленном диагнозе,

— о прогнозе развития заболевания,

— о методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске,

— о возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях;

— о результатах оказания медицинской помощи,

— о возможности оказания медицинских услуг, наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в стандарт медицинской помощи.

3) В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 ст. 54 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

4) Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли.

5) В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

6) Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Ознакомление пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7) Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

8) С целью обеспечения соблюдения требований законодательства по информированию пациента о состоянии здоровья руководителем медицинской организации утверждается соответствующая памятка.

Указанная памятка размещаются в блоке «Права и обязанности пациента» на официальном сайте медицинской организации в сети Интернет, на информационных стендах медицинской организации, выдаётся пациентам на руки и доводятся до сведения пациентов иным доступным способом.

9) Пациент в обязательном порядке в доступной для него форме информируется о состоянии здоровья:

— в начале оказания (в день первого осмотра лечащим врачом);

— в процессе оказания;

— и по результатам оказания медицинской помощи.

Частота информирования пациента в процессе оказания медицинской помощи зависит от частоты изменений сведений, указанных в п. 2) настоящего раздела.

Помимо этого, информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту по его требованию или по требованию его законного представителя в соответствии со ст. 22 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г.

N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

10) После каждого информирования пациента о состоянии здоровья в медицинской документации делается отметка «О состоянии своего здоровья в доступной для меня форме проинформирован». Ставится дата и подпись пациента или его законного представителя.

3.3. Организация информирования пациента о выборе лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья

1) При обращении в медицинскую организацию за медицинской помощью пациент информируется лечащим врачом, другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении, о своём праве на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

2) С целью реализации права пациента на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, а также права выбора лица на осуществление иных прав пациента, пациенту при обращении за медицинской помощью предлагается заполнить соответствующую доверенность по форме, утверждённой руководителем медицинской организации.

По желанию пациента в доверенности может быть указан только тот объём прав, которые пациент доверяет осуществлять от своего имени указанному им лицу. Указанная доверенность подклеивается в медицинскую документацию.

По первому требованию пациента доверенность аннулируется, или заполняется новая доверенность на иное уполномоченное им лицо, или изменяется объём делегированных прав.

3) В случае, если пациент напрямую запрещает информировать кого-либо о состоянии его здоровья, то в этом случае лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении, ему предлагается написать заявление по утверждённой в медицинской организации форме на имя руководителя медицинской организации. В случае отказа пациента от написания такого заявления, запись о запрете информирования делается лечащим врачом в медицинской документации и подписывается пациентом.

Источник: https://surgut-tr.gazprom.ru/organizatsiya-informirovaniya-pats/

Об утверждении Правил информирования граждан в медицинских учреждениях и организациях, участвующих в выполнении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге, Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 09 октября 2007 года №525-р

Информирование пациентов.: Вопрос информирования пациентов при оказании медицинской помощи

Во исполнение поручения Губернатора Санкт-Петербурга (протокол совещания с участием Губернатора Санкт-Петербурга от 05.04.2007 N 45-В) в целях реализации прав граждан в области здравоохранения:

1. Утвердить Правила информирования граждан в медицинских учреждениях и организациях, участвующих в выполнении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге, согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника управления по организации медицинской помощи взрослому населению и санаторно-курортной помощи Комитета по здравоохранению Пятериченко И.А.

ПредседательКомитета по здравоохранениюЮ.А.Щербук

Приложение к распоряжению. Правила информирования граждан в медицинских учреждениях и организациях, участвующих в выполнении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи ..

Приложениек распоряжениюКомитета по здравоохранению

от 09.10.2007 N 525-р

1. Общие положения

1.1.

Настоящие Правила информирования граждан в медицинских учреждениях и организациях, участвующих в выполнении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской Помощи в Санкт-Петербурге (далее – Правила информирования), разработаны в соответствии с “Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, Законом Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, методическими рекомендациями Федерального фонда обязательного медицинского страхования “Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья”, Правилами обязательного медицинского страхования граждан в Санкт-Петербурге.

1.2.

Настоящие Правила информирования определяют виды информационных материалов для граждан по вопросам их прав на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и других прав в области охраны здоровья, порядок их размещения в учреждениях и организациях, участвующих в выполнении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге (далее – Территориальная программа).

1.3.

В Правилах информирования используются следующие понятия:

Информационные материалы – адресованные гражданам сведения по вопросам реализации законных интересов и прав на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего объема и качества, в том числе нормативные или иные регламентирующие документы (их отдельные положения).

Материалы социального характера – адресованные гражданам сведения по вопросам социальной защиты и социального страхования, достижения благотворительных и иных общественно полезных целей, за исключением сведений о правах граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Носители (информации) – стенды, плакаты, листовки, буклеты, брошюры и пр., содержащие сведения, предназначенные для граждан.

Рекламные материалы – адресованные гражданам сведения, направленные на привлечение внимания к объектам, предлагаемым гражданам для приобретения, и представленные различными способами, с использованием любых средств.

Тематические материалы – адресованные гражданам (отдельным группам граждан) сведения, разъясняющие порядок реализации законных интересов и прав при получении ими отдельных видов медицинской помощи (диагностические и специализированные консультационные услуги, дорогостоящие, высокотехнологичные медицинские услуги и пр.).

1.4. Требования, предъявляемые к сведениям, предназначенным для граждан:

Достоверность – соответствие сведений действующим на момент предоставления нормативным правовым документам, установленному порядку, исключающее возможность неверного информирования граждан или введение их в заблуждение.

Доступность – размещение сведений в местах, наиболее удобных для граждан (места ожидания гражданами приема и др.).

Наглядность – представление сведений, обеспечивающее возможность полноценного зрительного восприятия текстов, графических объектов и др.

Полнота – представление сведений в объеме, обеспечивающем достаточное разъяснение вопросов.

2. Обеспечение информирования граждан

2.1. Медицинские учреждения и организации (далее – МУ), участвующие в выполнении Территориальной программы, обеспечивают размещение информационных материалов в соответствии с требованиями, указанными в разделе 3 Правил информирования.

2.2. Размещаемые, а также вручаемые персонально гражданам (их представителям) информационные и тематические материалы, должны соответствовать требованиям достоверности, доступности, наглядности, полноты.

2.3. Доступность размещения и наглядность представления сведений о платных медицинских и иных услугах не могут превышать доступность и наглядность размещения иных информационных материалов.

2.4. Размещение материалов социального характера допускается, если количество и общая площадь носителей, используемых для их размещения, не превышает количество и общую площадь носителей, используемых для размещения информационных материалов. Доступность размещения материалов социального характера не должна превышать доступность размещения информационных материалов.

2.5. Размещаемые рекламные материалы должны соответствовать требованиям законодательства.

Количество и общая площадь носителей, используемых для размещения рекламных материалов не должны превышать количество и общую площадь носителей, используемых для размещения материалов социального характера.

Доступность размещения рекламных материалов не должна превышать доступность размещения материалов социального характера.

2.6. При обеспечении МУ тематическими материалами, разработанными и утвержденными в установленном порядке органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, МУ обеспечивает их размещение (плакаты), а также выдачу (буклеты, листовки и т.д.) персонально гражданам (их представителям).

2.7.

Ситуации, при которых МУ осуществляет выдачу персонально гражданам (их представителям) тематических материалов:

– экстренная госпитализация – не позднее первых суток пребывания в стационаре;

– плановая госпитализация – при выдаче направления на госпитализацию;

– обращения граждан за направлением на получение отдельных видов медицинской помощи (медицинских услуг), порядок оказания которых устанавливается нормативными актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга;

– предоставление платных медицинских услуг – в момент ознакомления гражданина с договором платных медицинских услуг (до его подписания);

– иные ситуации получения медицинской помощи.

2.8. В МУ может осуществляться выдача персонально гражданам (их представителям) материалов социального характера, использование которых согласовано органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, а также социальной защиты и социального страхования.

2.9. Выдача гражданам (их представителям) рекламных материалов в МУ не допускается.

2.10.

Контроль за обеспечением информирования граждан (их представителей) в МУ осуществляют:

– руководитель МУ;

– органы и организации, реализующие государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, в пределах их компетенции;

– страховые медицинские организации, осуществляющие ОМС, в соответствии с условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи.

3. Требования к размещению информационных материалов в МУ

N

Виды информационных материалов

Перечень мест для обязательного размещения

Примечание

1.

Информация о МУ

полное и сокращенное наименование юридического лица, его ведомственная принадлежность, местонахождение, режим работы

рядом с каждым предназначенным для граждан входом в здание, в котором расположено МУ;у регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение);

в приемном отделении и холле для посетителей (стационар)

2.

Информация о лицензии МУ

2.1.

копия лицензии на право осуществления медицинской деятельности, с указанием перечня разрешенных работ и услуг

у регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение);в приемном отделении (стационар);

у кабинетов администрации МУ

3.

Информация об объеме, порядке и условиях предоставления бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг)

3.1.

текст Территориальной программы на соответствующий год (со ссылкой на номер и дату принятия закона Санкт-Петербурга)

у регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение);в холле для посетителей и приемном отделении (стационар);

в каждом отделении, в том числе специально созданном для оказания платных услуг

виды информационных материалов, указанные в пунктах 3.1-3.3, размещаются единым блоком на отдельном стенде и/или плакате

3.2.

виды медицинской помощи, входящие в Территориальную программу, оказываемые в данном МУ

3.3.

перечни лекарственных средств, расходных материалов и изделий медицинского назначения, подлежащих бесплатному предоставлению при реализации Территориальной программы

(амбулаторно-поликлиническое учреждение, стационар)

3.4.

перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи

у регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение)

отдельный стенд и/или плакат

3.5.

выписки из нормативных актов, регламентирующих оказание специализированной медицинской помощи (в туберкулезных, кожно-венерологических, психиатрических, наркологических диспансерах и других специализированных учреждениях)

у регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение) в приемном отделении (стационар)

4.

Информация о правах граждан на получение бесплатной медицинской помощи
(медицинских услуг)

4.1.

права пациентов

4.2.

порядок оказания бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг) лицам, имеющим постоянную регистрацию по месту проживания вне Санкт-Петербурга, лицам, не имеющим регистрации по месту жительства и по месту пребывания, иностранным гражданам, лицам без гражданства

у регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение) в холле для посетителей и приемном отделении (стационар);в каждом отделении, в том числе специально созданном для оказания платных услуг (амбулаторно-поликлиническое учреждение, стационар);

у регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение) в холле для посетителей и приемном отделении (стационар)

виды информационных материалов, указанные в пунктах 4.1-4.3, размещаются единым блоком на отдельном стенде и/или плакате

4.3.

телефон “горячей линии” Комитета по здравоохранению, телефоны служб защиты прав застрахованных граждан СМО, осуществляющих ОМС на территории Санкт-Петербурга, телефоны Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга

4.4

порядок фиксирования очередности при направлении на плановую госпитализацию, плановые консультации специалистов и диагностические исследования

5.

Информация о контролирующих организациях

5.1.

местонахождение, телефоны контролирующих организаций (Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, Территориального управления Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Территориального управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и пр.), фамилии, имена, отчества их должностных лиц, перечень вопросов, относящихся к их компетенции, сроки рассмотрения обращений граждан

в каждом отделении МУ (амбулаторно-поликлиническое учреждение, стационар);
в холле для посетителей (стационар)

6.

Информация о работниках МУ

6.1.

фамилия, имя, отчество руководителя МУ, часы и место приема им граждан, телефон, порядок приема и сроки рассмотрения письменных обращений граждан

у регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение);в холле для посетителей (стационар);

в приемном отделении стационар)

6.2.

фамилии, имена, отчества, должности работников МУ

на входных дверях кабинетов, ординаторских спецодежда работников

нагрудный знак (бейдж)

6.3.

фамилии, имена, отчества врачей отделений МУ, с указанием их должностей, квалификационных категорий, наличия ученой степени

в каждом отделении МУ, осуществляющем лечебно-диагностические мероприятия, медицинские вмешательства

7.

Информация о предоставлении платных медицинских услуг

7.1.

разрешение на предоставление платных медицинских услуг, с указанием их перечня и срока действия

7.2.

основания и порядок предоставления платных медицинских и иных услуг

у регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение);в холле для посетителей (стационар);

возле кабинета (отделения) для оказания платных медицинских услуг

виды информационных материалов, указанные в пунктах 7.1-7.5, размещаются единым блоком на отдельном стенде и/или плакате

7.3

образцы договоров на предоставление платных медицинских и иных услуг

7.4

прейскурант цен на платные услуги

7.5

информация о предоставлении отдельных комплексных услуг, состав которых регламентируется нормативными актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга

Официальныйэлектронный текст

ИПС “Кодекс”

Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:

рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/8461788

Medic-studio
Добавить комментарий