Искусство управления: Искусство управления — это комплекс характеристик управленческой

Искусство управления

Искусство управления: Искусство управления — это комплекс характеристик управленческой

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. Управление как система………………………………………………4

2. Теоретические основы искусства: искусство управления, принципы управления………………………………………………..6

3. Психологические аспекты искусства управления…………………10

4. Искусство управления личностью и коллективом…………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..17

fВВЕДЕНИЕ

Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная целесообразная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной цели, их планомерное применение.

Человек сознательно регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой, приводит в движение и известным образом направляет свои силы и знания, опредмечивает их и в конечном итоге овладевает определенными природными процессами, преобразуя их, подчиняя своей воле.

Короче говоря, человек управляет как самим собой, так и процессами, существующими вне и независимо от его сознания и воли. В этом смысле управление – во всяком случае, в той форме, в какой оно осуществляется человеком, – находится в постоянном коррелятивном отношении с преобразованием природы.

Это единство производительной деятельности и управления (и самоуправления) становится непосредственно очевидным даже при беглом взгляде на совместную деятельность людей. Но человек есть общественное существо, и индивидуальная деятельность его также социальна.

Вот почему управление (и самоуправление) с самого начала должно быть определено как социальная функция.

Многие специалисты выдвигали мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант.

Некоторые руководители – практики, включая целый ряд людей, добившихся больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организации.

1. Управление как система

Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Система – это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.

Система имеет свойства – качества элементов, которые дают возможность выразить и описать ее в определенных величинах. То, что соединяет элементы и свойства системы в целое, называется связями системы.

Устойчивые существенные связи между элементами системы, форма ее организации есть структура системы.

Система характеризуется:

– определенным поведением (возможностью контролируемого перехода системы из одного состояния в другое);

– равновесием (способностью при отсутствии внешнего воздействия сохранять заранее заданное состояние);

– развитием (упорядоченным поведением, совершенствованием структуры и функций системы под влиянием внутренних факторов).

Различают системы по происхождению:

1) природные (естественные);

2) антропогенные (искусственные):

· технические;

· технологические;

· информационные;

· социальные;

· экономические.

По объективности существования системы могут быть:

а) материальными (существуют объективно, то есть независимо от сознания человека)

б) идеальными («сконструированы» в сознании человека в виде гипотез, теорий, формул, знаковых схем и тому подобное).

По степени связи с окружающей средой системы бывают:

а) открытыми;

б) относительно обособленными.

По обусловленности действия системы бывают:

а) детерминированными – то есть одной и той же причине всегда соответствует однозначный результат;

б) вероятностными, когда одной и той же причине может соответствовать одни из нескольких возможных результатов.

Несмотря на существование общих закономерностей управления различными системами, сущность управления всегда связана с самой управляемой системой, ее специфическими закономерностями.

В экономических системах управление осуществляется управляющей подсистемой, которую часто называют системой управления. Управление предполагает управляющую и управляемую системы.

Система управления – это субъект либо орган управления, целостная совокупность относительно самостоятельных элементов, реализующих закрепленные за ними функции управления. Состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления образуют организационную структуру.11 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. – Москва: ГАУ, 1999 г., 53.

Управление – это постоянно развивающийся процесс, который является частью общего поступательного движения общества.

Развитие управления, возрастание его роли, постоянное расширение сети органов управления – закономерное выражение общественно-исторического прогресса.

Организация управления становится все более сложным делом, постоянно растет число людей, занятых управленческим трудом, без которого не могут существовать процессы общественного производства; обогащается система знаний об управлении общественным производством.

Итак, управление – практика постоянно развивающаяся. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении; взгляды на управление развивались по мере развития общественных отношений, изменения бизнеса, совершенствования технологии производства.

Современной теорией управления социально-экономическими системами выступает менеджмент.

2. Теоретические основы искусства: искусство управления, принципы управления

К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.

К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд.11 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – Москва : Норма, 2004 г., с.67.

Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления.

В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.

Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы».

Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлятьэто предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».

Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения.

Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».11 Кнорринг В.И.

Теория, практика и искусство управления. – Москва : Норма, 2004 г., с. 78.

Управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия.22 там же

Также он указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.

Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его некая логическая однобокость.

Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.

Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания.

Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.

Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами.

Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых.

Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.

Очевидно, что прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления – его принципы.11 Ельнова И.Е.

Менеджмент. – Москва. 2007 г., с.10.

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления – человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали.

Принципы управления объективны, то есть не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью.

Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие.

Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.

Принципы управления универсальны, то есть применимы для воздействия наличность и для оптимального управления любым социумом – официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).

Принцип управленияправила, нормы, которыми следует руководить в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:

1. Определение целей и задач управления;

2. Разработка конкретных мероприятий по их достижению;

3. Разделение задач на отдельные виды работ;

4. Координации взаимодействий различных подразделений внутри

организации;

5. Формирование иерархической структуры;

6. Оптимизация принятия решений;

7. Мотивация, стимулирование эффектной работы.

3. Психологические аспекты искусства управления

Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей.

Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, то есть социальной группы, вне которой его поведение может быть не понятым.

Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива — всё это и многое другое составляют актуальность работы менеджера.

Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что среди специалистов в области психологии как искусстве управления достигнуто единство в отношении представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К их числу относят следующие:11 Паркинсон С. и др. Искусство управления.- СПб: Лениздат, 1992г.

1) повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, то есть совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и другое;

2) повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

3) поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

4) оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;

5) оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

Как известно, управление как искусство – осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие.

Закон неопределенности отклика. Другая его формулировка — закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия.

Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат — к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.

Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Это объясняется сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности.

В самом деле, в разные моменты своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения.

Более того, любой человек осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к манипулированию людьми. Имеет значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя достаточно полно.

Таким образом, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и тому подобное. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.

Тем не менее, любой человек как частный представитель объектов социальной реальности может быть познан. И в настоящее время успешно разрабатываются научные принципы подхода к человеку как к объекту познания.

Среди таких принципов можно отметить, в частности, такие, как принцип универсальной талантливости («нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом»); принцип развития («способности развиваются в результате изменения условий жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок»); принцип неисчерпаемости («ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной»).

Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов — осознаваемого (логическо – мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга.

Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (постановления, приказы, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления.

Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой — различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации.

Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.

Закон самосохранения.

Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку, нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками.

Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Наука управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими законами.

Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и другие.

4. Искусство управления личностью и коллективом

Искусство управления как одним сотрудником, так и коллективом во многих случаях имеет при прочих равных условиях решающее значение для успешного развития фирмы. Человеческие отношения – основа деятельности менеджера.

Управленческое общение – общение с целью осуществления руководства людьми, то есть изменение их действий в определенном направлении, поддержание данного направления или формирование нового направления.

Управленческое общение выполняет несколько функций:

1. Выдача распорядительной информации.

2. Получение обратной информации.

3. Выдача оценочной информации.

То есть, выдавая распоряжения, руководитель рассчитывает не только на выполнение, но и на наличие у подчиненного желания это выполнить. Поскольку наличие желания – своего рода залог эффективного исполнения, отсутствие взаимопонимания между руководителем и подчиненными является одной из основных причин некачественной работы.

Условия установления взаимопонимания.

1. Общение на едином профессиональном языке.

2. Уровень общей культуры и интеллекта.

3. Полнота информации.

4. Логичность изложения.

5. Сконцентрированность и внимание к рассматриваемой проблеме.

Управленческое общение действует по своим законам.11 Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – Москва:Высш. Школа. 2000 г., с. 59.

I закон управленческого общения.

«Понять – не значит принять»

Условия принятия чужой позиции.

1. Она не должна противоречить основным взглядам и позициям того, кто воспринимает информацию.

2. Поиск и демонстрация партнеру его личного интереса в данном вопросе.

II закон управленческого общения.

«При прочих равных условиях люди легче принимают позицию, к которой испытывают эмоционально положительное отношение»

Грамотное управленческое общение с персоналом не только создает оптимальный климат на фирме, но и способствует повышению работоспособности персонала, а также помогает проявлению инициативы сотрудниками. Все это вместе дает фирме возможность без лишних трений и проволочек работать наиболее эффективно в выбранной ей нише рынка и, планомерно осуществляя свою стратегию, идти к вершине успеха.

fЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что для эффективного управления менеджеру естественно потребуются не только власть, личные качества, владение информацией, знания теории управления, экономической теории, многих других научных дисциплин, но и интерес к своему делу, умение находить компромиссы, а также огромное количество других непохожих друг на друга качеств и объединение этих качеств в систему, естественно выполнение этих условий потребует от менеджера высокого мастерства и умения. Следовательно, управление возможно частично, но является искусством.

Менеджер – тот человек от которого зависит работа коллектива и предприятия. От того какими будут отношения в коллективе и насколько сотрудники будут мотивированы на продуктивный труд зависит вся дальнейшая судьба фирмы.

Каждый менеджер должен осознавать свое влияние на микроклимат организации и использовать все доступные и приемлемые методы для того, чтобы улучшить его и сделать труд сотрудников как можно более комфортабельным не только в физическом плане, но и в психологическом.

fСПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вейл П. Искусство менеджмента. Пер. с англ. – Москва: Новости,

1993 г.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997 г.

3. Ельнова И.Е. Менеджмент.- Москва. 2007 г.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. – Москва: ГАУ, 1993 г.

5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления.- Изд-во: Норма, 2004 г.

6. Морозов А.В.Социальная психология. – Изд-во: «Академический проект», 2005 г.

7. Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб: Лениздат, 1992 г.

8. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – Москва: Высш. школа, 2000 г.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/management/00003628_0.html

ГЛОССАРИЙ

Искусство управления: Искусство управления — это комплекс характеристик управленческой

Альтернатива – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.

Антикризисное управление – управление, способное предварять или смягчать кризисы

Вертикальные коммуникации – обмены информацией между уровнями иерархии

Власть – потенциальная или реальная возможность влияния на окружающих.

Влияние – психологическое воздействие, которое оказывается с целью изменения поведения.

Внутренний менеджмент (интраменеджмент) – тип управления, отличающийся приоритетами внутренних проблем над внешними; функция управления, выполняемая чаще всего заместителем первого лица и предназначенная для разгрузки его от текущих дел для осуществления стратегического управления или инфраменеджмента.

Делегирование – передача задач и полномочий определенному лицу, принимающему на себя обязательства их выполнения

Звенья системы управления – обособленная единица системы управления; выделяются по специфике функций управления, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возможностям территориального размещения; могут быть: линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными.

Интеграция– форма согласования, сочетания и совмещения разделенных функций.

Интерес – стремление к удовлетворению потребности, обусловленное осознанием потребности и условий ее реализации. Выделяют интересы экономические, социальные, социально-психологические, организационные, образовательные.

Информация – совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Информация обладает определенными свойствами: накопление, движение, сохранение при использовании, стоимость, измерение, коммуникативность, разнообразие форм.

Информационный потенциал менеджмента – информационные ресурсы и возможности их использования. Характеризуется полнотой и ценностью информации, достоверностью, формой представления, объемом, своевременностью поступления, структурой информации, возможностью (условиями) использования информации при разработке управленческих решений

Искусство управления – комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления. К числу таких характеристик относятся: развитость интуиции, опыт работы, характер образования, профессионализм, коммуникабельность, тип мышления, убежденность, решительность, инициативность.

Кадры – основной состав квалифицированных работников, учреждений, организаций, предприятий, объединений.

Кадровая политика– целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные формы кадровой работы и имеющая цель создания сплоченного, ответственного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно реагировать на меняющиеся требования рынка с учетом горизонта прогнозирования.

Канал связи– средство передачи информации

Качество – совокупность свойств предмета или явления, соответствующих реальным ценностям человека

Коммуникации – процесс передачи информации от одного субъекта к другому.

Коммуникационные стили– это способ с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с др.

Конкурентоспособность организации на рынке труда– способность организации быть выбранной в качестве место работы или, другими словами, совокупность предоставленных работникам условий, которые выгодно отличают данную организацию от других аналогичных по профилю.

Контроль – процесс проверки как организация осуществляет поставленные цели, и корректировки ее действий.

Контроллинг – подсистема управления, направленная на процессы планирования и контроля, на их координирование и информационную поддержку с целью обеспечения ответного реагирования, адаптивности управления.

Конфликт– столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношении людей, их формальных и неформальных объединений

Концепция – комплекс ключевых положений (идей, принципов), дающих целостное, глубокое представление о каком-либо явлении или событии.

Лидерство– это условия формирования, проявления и существования авторитета менеджера, признания его заслуг, квалификации, опыта, человеческих качеств.

Миссия организации – философия и смысл существования организации.

Менеджмент – комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной из типологических моделей управления в условиях рыночной экономики; самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Метод управления – это способ использования тех или иных средств управления.

Методология – это характеристика любого вида деятельности человека, в которой находит отражение влияние образование человека на его поведение, интересы, потребности.

Механизм управления– совокупность средств воздействия на деятельность людей.

Мотив – побуждение к действию, в основе которой может быть интерес (вознаграждение, премия), административное решение (приказ, распоряжение), или иная причина (чувство долга, страха, ответственности, благородства).

Мотивация — использование действующих и формирование необходимых мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Неформальные группы– спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Норма управляемости– количество работников, непосредственно подчиненных одному руководителю

Объект управления– это социально-экономическая система (организация), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития.

Парадигма – ключевая идея, лежащая в основе построения концепции.

Персонализация управления– это максимально возможный учет индивидуальных способностей, интересов и профессиональных возможностей персонала, это опора на персону.

Персонификация управления– это отождествление стратегии, стиля и ответственности с персоной менеджера; это управление, в котором всегда подчеркивается позитивная роль менеджера, его позиция, его подходы.

Планирование – это непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определение средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения управленческих ресурсов.

Показатели эффективности– показатели средства измерения и сопоставления эффективности в соответствии с ее критериями.

Полномочия – право на принятие управленческих решений; реализация власти в действиях менеджера.

Принцип – основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, достигается успех, решаются проблемы.

Проблема – несоответствие между ситуацией и целью управления; противоречие, на разрешение которого направлено воздействие.

Прогнозирование– это метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Проектирование систем управления – разработка модели системы управления по показателям ее эффективного функционирования, таких как состав и структура функций дифференциации управленческой деятельности, звенья системы управления и их распределение по ступеням иерархии, величины звеньев, распределение полномочий, информационное обеспечение управления, связи и их информационная нагрузка, квалификационные требования.

Процесс управления – последовательность и комбинация действий, из которых складывается управляющее воздействие.

Рабочая сила – физические и духовные способности, которыми обладает человек, которые используются им в процессе труда при создании товаров или оказания услуг.

Развитие человеческих ресурсов – деятельность, направленная на развитие способностей работников с целью их постоянного роста и прогресса.

Разделение управленческой деятельности – объективный процесс возникновения в управлении разных видов деятельности, которые выполняются различными работниками и из которых складывается воздействие управляющей системы на управляемую (субъекта на объект управления).

Решение управленческое– акт деятельности менеджера или управляющей системы, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий функционирование и развитие социально-экономической системы

Рынок труда– сфера обмена рабочей силой, где наемные работники предлагают свою рабочую силу, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее.

Система – это целостная совокупность элементов или звеньев и связи между ними.

Система управления– это иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы управления в социально-экономической системе.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Стиль управления– это многокомпонентная характеристика управления, отражающая общую атмосферу управленческой деятельности, возникающую из позиции менеджера относительно целей, средств, возможностей их достижения, отношения к персоналу, системы ценностей и деловой активности.

Стимул – фактор воздействия, который менеджер использует для достижения поставленных целей и получения результатов.

Стимулирование – создание атмосферы, условий и возможностей заинтересованности человека в достижении определенного качества своей деятельности; использование интересов в управлении, формировании системы интересов.

Стратегия менеджмента – это направление развитие организации в соответствии с поставленной целью.

Субъект управления– источник воздействия, звено системы управления, часть социально-экономической системы, осуществляющее воздействие на систему в целом.

Тактика менеджмента – это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегических целей в конкретных условиях функционирования фирмы

Теория управления – совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.

Типология– это упорядоченное многообразие разновидностей управления.

Трудовые ресурсы – часть населения, занятая в народном хозяйстве или способная работать, но не работающая по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся, студенты). В их состав включаются: население в трудоспособном возрасте, фактически работающие подростки и пенсионеры.

Управление – целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Управление персоналом – ряд действий, направленных на каждодневное оперативное управление человеческими ресурсами организации.

Управление человеческими ресурсами – стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации.

Управленческий труд – комплекс реализуемых усилий, необходимых для согласования деятельности человека.

Управляемость – реакция управляемой системы на воздействие управляющей системы; характер и мера восприятия коллективом управленческих решений, принимаемых менеджером.

Формальные группы – группы, созданные по воле рук-ля для организации производственного процесса.

Функции управления – виды деятельности, отражающие в своей совокупности содержание и реальность воздействия на объект управления. К ним относятся: предвидение и планирование, организация, контроль, координация, активизация и мотивирование, исследование.

Человеческий капитал – образование, квалификация, приобретенная в процессе производства, знания и навыки, воплощенные в рабочей силе.

Человеческий фактор – совокупность социокультурных характеристик и личностно-психилогических свойств людей; это люди организаций, объединенные для совместной деятельности.

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение

которых направлена ее деятельность.

Ценность – свойство любого явления, оцениваемое по критериям значимости его для человека или группы людей.

Эволюция менеджмента – процесс изменения менеджмента, его исторического развития, оформления в систематизированную научную дисциплину.

Эффективность управления – сопоставимость результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_44067_zadanie-.html

Шпаргалка по

Искусство управления: Искусство управления — это комплекс характеристик управленческой

  1. Управление в деятельности человека: содержательный, процессуальный аспект и специфика управления.

Управление организацией – это целенаправленное действие, согласующее совместную деятельность людей в организациях.

Объект Управления: Организация

Субъект управления – это источник действия. Источником действия в каждой конкретной ситуации является определенное звено системы управления

Всю деятельность, которую осуществляет управляющий в процессе управления, можно разглядывать в структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспекте.

Структурно-содержательный аспект включает в себя список, состав видов деятельности по управлению организацией, а процессуально-содержательный – последовательность действий.

Рассмотрим подробнее структурно-содержательный аспект управления. Сюда относятся:

· предвидение – планирование либо прогнозирование грядущего состояния объекта управления;

· организация – распределение меж работниками функций и задач, предоставление им всего нужного для выполнения рабочих заданий;

· активизация – побуждение людей к работе;

· координирование – согласование усилий работников в процессе выполнения работы;

· регулирование (к. 12-7) – устранение нежелательных отклонений в процессе работы;

· контроль – выявление и оценка достигнутых в процессе работы результатов.

Перечисленные виды деятельности принято именовать общими функциями управления

Процессуально-содержательный аспект раскрывает нам последовательность действий в процессе управления. тут последовательно реализуются следующие деяния управляющего:

· установление цели;

· оценка ситуации;

· определение заморочек и необходимости их решения;

· принятие решения.

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ

Целеобразование — это процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий

Прогнозирование. Процесс этот тесно связан с целеобразованием; с точки зрения психологии он базируется на способности человека к предвосхищению — антиципации будущего, которая является основной формой опережающего отражения субъектом действительности

Планирование и программирование. Планированию принадлежит важное место в системе регулятивных процессов, а также среди основных функций управленческой деятельности

  1. Управление как процесс; этапы процесса управления.

Процесс управлении – целенаправленные воздействия согласующие труд людей в их совместной деятельности (от субъекта к юбъекту).

Этапы ПУ:

– Целеполагание

– Определение ситуации

– Определение проблемы 

– Решение

  1. Типология процессов управления.
    1. Линейный тип процесса  управления:

Линейный тип процесса управления характеризуется стро-гой последовательностью осуществления его этапов и используются тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д.

, когда есть возможность полного осуществления каждого из этапов в рамках работ, присущих этому этапу. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям и решениям, повторяющимся либо элементарным.

    1. Корректируемый тип процесса управления:

Корректируемый тип процесса управления характеризу-ется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. Этот тип используется в том случае, когда существует недостаточная определенность, которую можно устранить лишь после прохождения последующего этапа процесса управления посредством корректировки уже пройденного этапа.

    1. Разветленный тип процесса управления

Разветвленный тип процесса  управления заключается в методологическом разделении работ по частям на определенных этапах. Он используется тогда, когда отсутствует возможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной ключевой проблемы либо принятия единственного решения по данной ситуации.

Тогда осуществляется многоаспектная оценка ситуации.

При этом по каждому аспекту допускается выделение отдельной проблемы, после чего возможно либо нахождение в соответствии с данным целой серии решений, либо принятие одного комплексного решения, но включаю-щего найденный спектр решений по каждому из аспектов состояния системы.

    1. Ситуационный тип процесса управления:

Ситуaционный тип процесса  управления  характеризуется тем, что он возникает как бы по ситуации, при которой из неё же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения.

Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняет после прохождения последующих этапов.

В этом случае сначала формулируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определение проблемы или даже разработки решения.

Такой тип процесса управления нельзя считать бесцельным, он все равно начинается с уяснения цели, но только в общих её контурах с последующим её уточнением и конкретизацией. В реальных условиях бывают случаи, когда не представляется возможным достаточно полно и определенно сформулировать цель воздействия за недостатком времени, или при недостаточности необходимой информации, оригинальности, не типичности цели.

    1. Поисковый тип процесса управления:

Поисковый тип процесса управления, в отличие от предыдущего типа, исходит из полной ясности цели воздействия, невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию относительно данной цели и, следовательно, сформулировать основную проблему.

  1. Менеджмент как тип управления. Происхождение понятия «менеджмент».
  2. Основные подходы к определению сущности менеджмента.

Существуют следующие подходы к определению менеджмента  

1) наука и практика

Наука «Менеджмент» близка к науке «Управление». Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

 Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

  

2) процесс принятия управленческого решения

Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением.  

3) орган или аппарат управления  

Менеджмент как организация представляет собой:  – орган управления.

  – уровни аппарата управления  – организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом  – система управления, в которой фирма или ее подразделение выступают как управляемый объект  – управление любой организацией: государственным учреждением, в армии, в церкви, в непредпринимательских корпорациях, т.е. независимо от целей их деятельности  

4) люди, управляющие организацией

Это определенная категория людей различных направлений. Они способствуют достижению целей организации путем обеспечения условий для производительного и эффективного труда занятых в организации работников.

Требования к профессиональным качествам менеджеров: – знать, как планировать, организовывать и управлять людьми – знать и уметь применять технологию управления в определенной области (финансы, маркетинг и т.д.) – учитывать особенность отрасли и организации  

5) функция или процесс (вид деятельности)

В настоящее время рассматривается три подхода к определению функций менеджмента: 
а) процессный подход (понимание менеджмента как связанного процесса, имеющего обратную связь)

– Планирование  (вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составных частей)

– Организация (формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым для е нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.)

– Мотивация (руководство, лидерство) (деятельность по материальной и моральной мотивации персонала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов)

– Контроль (мониторинг исполнения, сравнение результатов с целями, корректировка существенных отклонений, а также качественная и количественная оценка и учет результатов работы организации)

 
б) системный подход (понимание менеджмента как управления элементами организации, взаимосвязанными друг с другом и элементами внешней среды)

Традиционно на предприятии выделяются следующие подсистемы: – маркетинг – производство – финансы – научно-исследовательские разработки (НИР) – персонал 

– менеджмент

 
в) ситуационный подход (понимание менеджмента как процесса принятия решений исходя из специфики каждой конкретной проблемной ситуации) ожно выделить следующие функции менеджмента (и менеджера) в рамках ситуационного подхода: – Ознакомление со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность – Определение вероятные положительные отрицательные последствия от применения той или иной методики, а также определение их слабых и сильных сторон 

– Правильная интерпретация ситуации, т.е. правильное определение наиболее важных в данной ситуации факторов и вероятного эффекта от изменения одной или нескольких элементов (переменных); успех или неуспех ситуационного подхода зависит от правильности выбора ситуационных переменных

– Увязывание конкретных приемов, которые бы в конечном итоге вызвали наименьший отрицательный (и наибольший положительный) эффект

Искусство управления – это комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления, а именно: – развитость интуиции, – осознанный опыт работы, – характер образования, – профессионализм, – коммуникабельность, – тип мышления, – устойчивость убеждений, – решительность, 

– инициативность

  1. Общие понятия о системе и процессе управления. Объект и субъект управления.

Процесс управления – деятельность субъекта управления, направленная на достижение целей управления путем реализации определенных функций управления с использованием методов управления. 

Система управления – совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей.

Виды систем управления: (12)

o      стратегическое планирование деятельности организации;

o      управление управленческой деятельностью;

o      управление внутренними или внешними коммуникациями;

o      управление человеческими ресурсами;

o      управление производственной и обслуживающей деятельностью;

o      управленческое консультирование;

o      управление внутренними или внешними коммуникациями.

Объект управления управляемая подсистема.

Объект управления совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.

Субъект управления управляющая подсистема.

Субъект управления совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения целей системы

  1. Ключевые понятия менеджмента: система управления, процесс управления, механизм управления.
  2. Менеджер и предпрриниматель : определения, сходства и различия.

Менеджер – лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.

Предприниматель – любой человек, лично осуществляющий хозяйственную деятельность и вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей воле

Предпринимательство и менеджмент – взаимосвязанные, но не идентичные явления. У предпринимателя и менеджера немало общего, и прежде всего общий интерес в успехе предприятия, сходство взглядов на способы его достижения.

Это сходство на мелких предприятиях приводит нередко к тому, что предприниматель сам выполняет функцию менеджера. Бывает, однако, что предприниматель не доволен чрезмерной щепетильностью менеджера в соблюдение определённых норм и может подталкивать его к нарушениям ради получения максимальной прибыли.

Различие между предпринимателем, как собственником и менеджером, как наемным сотрудником: предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер лишь своим заработком. Объединяет их то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики.

Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений.

Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат.

Источник: https://www.stud24.ru/management/shpargalka-po-menedzhmentu/447504-1687956-page1.html

Medic-studio
Добавить комментарий