ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ: Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в

Исследование высших корковых функций

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ: Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в

⇐ Предыдущая25262728293031323334Следующая ⇒

Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в соответствующих курсах (психология, психопатология детского возраста). Мы лишь укажем, что при исследовании невро-логического статуса исследуются гнозис, праксис, речь, память, мышление.

Нужную информацию о психическом состоянии детей получают во время наблюдения за их мимикой, манерой игры, поведением в новой обстановке и т. п.

Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов. Больному предъявляют предметы и просят их назвать, описать сравнить по величине и т.д. Кроме того, применяют набор цветных, однотонных и контурных картинок.

Оценивают способность узнавать предметы, лица, сюжеты. Попутно проверяют и зрительную память: детям предъявляют несколько картинок, затем их перемешивают с несколькими новыми. После этого детей просят выбрать знакомые картинки.

При этом учитывают время работы, настойчивость, утомляемость.

При исследовании слухового гнозиса больного просят определить знакомые ему звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум пьющейся воды. Оценивают и восприятие направления звука.

При определении тактильного гнозиса оценивают стереогноз — узнавание предмета на ощупь при закрытых глазах.

Во время исследования праксиса больному предлагают выполнить ряд заданий (присесть, погрозить пальцем, причесаться и т.п.). Кроме того, больным дают задание действовать с воображаемыми предметами (просят показать, как едят суп, как звонят по телефону, как пилят дрова и др.). Оценивают способность подражать демонстрируемым действиям.

Для исследования гнозиса и праксиса применяют также специальные психические методики.

Среди них важное место занимает использование досок Сегена с углублениями разной формы, в которые нужно вложить соответствующие углублениям фигуры, методик Кооса (из кубиков разной окраски нужно сложить узор, соответствующий показанному на картинке), куба Линка (из окрашенных по-разному 27 кубиков предлагается сложить куб таким образом, чтобы все его стороны были одинакового цвета). При использовании всех этих методик большое значение имеет оценка того, как ребенок выполняет задание — действует ли он по методу проб и ошибок или по определенному плану.

Отдельно анализируют особенности чтения, устной и письменной речи (методы исследования речи подробно освещаются в курсе логопедии).

Для исследования памяти применяют ряд психологических методик. Одна из них заключается в запоминании 10 слов. Обследуемому зачитывают 10 слов и просят их повторить. Затем эти же слова предъявляют еще 5 раз. После каждого повторения отмечают количество воспроизведенных слов. Наконец, больного просят воспроизвести эти слова через 50 — 60 мин (без предварительного предъявления).

На основании полученных данных можно составить кривую запоминания. Обычно после третьего повторения воепроизводится 9 или 10 слов из 10 и эта цифра сохраняется в четвертой и пятой пробах. Через 1 ч в памяти остается от 8 до 10 слов. При плохом запоминании количество воспроизводимых слов держится на низком уровне.

Этот метод предназначен прежде всего для исследования механической памяти.

При исследовании логического, ассоциативного запоминания применяют другую методику. Больного просят запомнить ряд слов Для наилучшего запоминания слов предлагается использовать соответствующую картинку.

Например, во время запоминания слова “обед” можно использовать картинку с изображением хлеба После того как больной отберет картинки в ответ на называемые слова, их откладывают в сторону. Спустя 40 — 60 мин ему дают картинки и просят вспомнить соответствующие им слова.

Важно не только количество воспроизведенных слов, существенны также и особенности используемых при этом ассоциаций — примитивные, сложные, вычурные.

Для исследования мышления и его расстройств пользуются специальными психологическими методиками. Часто применяется методика вычисления коэффициента интеллектуальности (IQ).

Для оценки интеллекта применяются разнообразные тесты. Важным моментом является проба на классификацию предметов.

Обследуемый должен объединить картинки с изображением животных, растений, инструментов, предметов обихода в группы по принципу “подходящие к подходящему”.

В процессе выполнения задачи можно судить о том, насколько глубоки или поверхностны суждения обследуемого, насколько он способен классифицировать и обобщать понятия.

Другим тестом является проба на “исключение четвертого лишнего”. Перед обследуемым кладут четыре картинки. Одну из них он должен отложить (исключить) как не подходящую к остальным.

Простейший набор может состоять из изображений елки, березы, дуба и ромашки, более сложный — из изображений ложки, вилки, тарелки и хлеба. В последнем случае испытуемый может сказать, что в наборе нет ничего лишнего, так как все это нужно для еды.

На самом же деле, понятие “посуда” объединяет три предмета и позволяет исключить изображение хлеба.

При оценке интеллекта у детей, особенно с задержками речевого развития, широко используют наглядные материалы, в частности доску Сегена. Ребенок должен вложить в каждое углубление предмет соответствующей конфигурации (круг, квадрат, крест и т.д.). При этом обращают внимание на то, действует ли обследуемый методом слепых проб или сразу “на глаз” соотносит форму фигурки и углубления.

На основе анализа гнозиса, праксиса, речи, памяти и мышления делают вывод о психическом складе, личностных особенностях и степени возрастной зрелости психики ребенка.

⇐ Предыдущая25262728293031323334Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 651 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/12-38284.html

Высшие корковые функции: методы исследования и нарушения

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ: Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в

Высшая нервная деятельность – нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций.

1. Гнозис (узнавание)– запас сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении их с матрицей памяти.

Методы исследования:

1) зрительный гнозис:

– узнавание реальных предметов (картинки с предметами),

– узнавание контурных изображений (контуры предметов),

– узнавание зашумленных фигур (перечеркнутые фигуры, наложенные изображения),

2) слуховой гнозис:

– узнавание слуховых ритмов (число ударов [2, 3, 4 удара], темп [быстрый и медленный]),

– воспроизведение слуховых ритмов (повторить ритм за исследователем [2 сильных+3 слабых])

– узнавание бытовых шумов (лай собаки, шелест бумаги).

3) пространственный гнозис:

– узнавание букв и цифр (с зашумлением и зеркальных),

– узнавание времени (по часам без цифр)

Нарушения гнозиса:

1) Агнозия – нарушение процессов узнавания при сохранении чувствительности и сознания:

– тотальная агнозия– полная дезориентация человека,

– зрительная агнозия – нарушение узнавания предметов при зрительном восприятии – передние отделы затылочной доли (поле 19),

– слуховаяагнозия – нарушение узнавания предметов по производимому им шуму – верхняя височная извилина Гешля (поле 42),

– вкусовая и обонятельнаяагнозия – нарушение узнавания предметов по вкусу и по запаху – островок (поле 13, 14, 15, 16),

– пространственная агнозия – нарушение узнавания предметов при контакте (астереогноз) – верхняя теменная долька (поле 5, 7),

– анозогнозия– отрицание болезни при явном дефекте –и аутотопагнозия– нарушение схемы тела, игнорирование отдельных частей – угловая извилина субдоминантного полушария (поле 39)

2) Искажения восприятия:

– иллюзия – искаженное восприятие реально существующего объекта или явления

– парейдолия – формирование иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта

– галлюцинация – образ, возникающий в сознании, без внешнего раздражителя, при котором мнимый воспринимаемый объект или явление находится в объективном психическом пространстве и воспринимается конкретным органом чувств (истинная, напр. вкусовая или зрительная), или в субъективном психическом пространстве, то есть воспринимаемые объекты не проецируются вовне, не отождествляются с реальными объектами (ложная, псевдогаллюцинация).

2. Праксис (целенаправленное действие) – способность выполнять последовательные комплексы сознательных произвольных движений и совершать целенаправленные действия по выработанному индивидуальной практикой плану.

Методы исследования:

1) кинестетический праксис:

– воспроизведение позы по зрительному образцу (показывают позы: указательный палец (пальцы сжаты в кулак), мизинец (пальцы сжаты в кулак), кольца из пальцев (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5), указательный и средний палец (“victory”), указательный и мизинец (“unity”)),

– воспроизведение позы по кинестетическому образцу (складывают пальцы с закрытыми глазами, «разглаживают» ладонь и просят повторить позу)

2) пространственный праксис (пробы Хэда):

– воспроизведение позы по зрительному образцу (прямая рука перед грудью ладонью вверх или вниз, прямая рука под подбородком ладонью вниз, прямая рука под носом ладонью вниз, вертикальная кисть под подбородком, вертикальная кисть перед носом, правая рука на левой плечо, правая рука за левое ухо).

3) динамический праксис:

– повторение поз по зрительному образцу (кулак-ребро-ладонь, рисование ),

– реципрокная координация рук (правая – кулак, левая – ладонь, затем наоборот)

4) идеаторный праксис:

– бытовые позы (показать закуривание сигареты, открывание ключом, зажигание спички)

Апраксия – нарушение целенаправленности и плана действий:

1) пространственная (конструктивная) апраксия – нарушение пространственных представлений: право-лево, верх-низ, трудности выполнения пространственно ориентированных движений – угловая извилина доминантного полушария (поле 39),

2) динамическая (моторная)апраксия – нарушение последовательности и плавности движения – надкраевая извилина доминантного полушария (поле 40),

3) идеаторная апраксия – нарушение инициации выполнения движений (но выполняет их по подражанию) – поле 39 и 40 доминатного полушария+передние отделы лобных долей.

3. Мышление – процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира; способность к формулировке понятий, суждений и обобщений, логические операции со словесными и наглядно-образно-чувственными образами предметов.

Методы мышления и методы исследования мышления

1) Анализ – разделение предмета/явления на составляющие компоненты, синтез– объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей, и сравнение– сопоставление предметов и явлений, с обнаружением их сходства и различия – сравнение 8-10 пар слов на предмет общего и различий

2) Обобщение – объединение предметов по общим существенным признакам, и конкретизация– выделение частного из общего – «четверный лишний».

3) Абстрагирование – выделение одного аспекта предмета или явления с игнорированием других – объяснение пословиц («носить воду в решете»)

Задержка умственного развития – отставание в умственном развитие от своего возраста при сохранении способности к обучению на высоком уровне (при педагогической и социальной запущенности).

Олигофрения – нарушение умственного развития с ограничением способности к обучению:

1) дебильность – сохранение адекватного умственного развития на бытовом, житейском уровне,

2) имбецильность – сохранение примитивных двигательных актов и навыков самообслуживания,

3) идиотия – полное отсутствие речи и социальная дезадаптация.

4. Память –способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, накапливать, многократно воспроизводить для организации последующей деятельности и уничтожать информацию. Различают механическую и смысловую память, состоит из запоминания (фиксация материала), хранения, вспоминания (воспроизведения материала) и забывания.

Методы исследования:

1) зрительная память (проба 6 фигур),

2) слуховая память (проба 10 слов),

3) пространственная память.

Нарушения памяти

1) амнезия (гипомнезия) – утрата памяти – ретроградная (на события до повреждения), антероградная (после повреждения),

2) гипермнезия – усиление механической памяти,

3) парамнезия – ложные воспоминания; смешение прошлого и настоящего,а также реальных и вымышленных событий.

конфабуляция – галлюцинация воспоминания, вымышленные события, никогда не имевшие места в жизни пациента.

псевдореминисценция – иллюзия памяти, заключающаяся в смещении во времени событий, действительно имевших место в жизни пациента, прошлое выдается за настоящее.

4) ощущения “уже виденного” (дежа вю) или “никогда не виденного” (жема вю).

5. Речь –использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива, процесс говорения и восприятия (речевую деятельность), а также его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Методы исследования:

1) номинативная речь (называние предметов вокруг)

2) понимание речи (выполнение простых и сложных инструкций)

3) отраженная речь (повторение звуков, слов, простых предложений)

4) грамматическая речь (понимание логических конструкций типа «брат отца» и «отец брата»)

Нарушения речи при органическом поражении коры головного мозга:

1) Афазия –распад компонентов речи при поражении корковых речевых зон,

– Сенсорная афазия Вернике –нарушение понимания устной речи, с вторичным нарушением экспрессивной речи (корковая) [из-за нарушения контроля за собственной речью] или без такового (подкорковая) – средние отделы верхней височной извилины доминантного полушария (поле 22)

1) большое количество ненужных слов, логорея (чрезмерная говорливость),

2) парафазии (неточное употребление слов) и персеверации (односложные ответы на различные по смыслу вопросы)

3) с алексией(нарушение чтения) и аграфией (нарушение письма) – корковая, и без алексии – подкорковая.

– Эфферентная моторная афазия Брока –сочетание нарушения экспрессивной устной речи и письменной речи (корковая) или только устной (подкорковая) при сохранении ее понимания – задние отделы нижней лобной извилины доминантного полушария (поле 44)

1) невозможность произнесения слов, словесный эмбол («му-му» вместо любого слова)

– Афферентная моторная афазия –нарушение возможности повторения вслух слов, а также чтения вслух при менее нарушенной активной произвольной речи и понимании обращенной речи – нижние отделы теменной доли доминантного полушария (поражение связей центра Вернике и Брока).

1) литеральная парафазия (перестановка и пропуск отдельных звуков),

2) вербальная парафазия (замена одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению),

3) аграматизмы(нарушения грамматического строя речи).

– Акустико-мнестическая (амнестическая) афазия – при сохранении понимания и воспроизведения речи и грамматической структуры фраз нарушается словесная память, возникает трудность подбора нужныхслов из-за снижения словарного запаса,подсказка первого слога не помогает– височно-теменной стык (поле 37).

– Оптико-мнестическая (амнестическая) афазия – при сохранении понимания и воспроизведения речи и грамматической структуры фраз нарушается словесная память, возникает трудность подбора нужныхслов из-за разобщения образа и слова («то,из чего пьют»),подсказка первого слога помогает– височно-теменной стык (поле 37).

– Семантическая афазия– нарушение грамматической логики речи – угловая извилина доминантного полушария (поле 39)

– Динамическая афазия(апраксия речи) – заторможенность, скудность речи, отсутствие спонтанной произвольной речи

2) Апрозодия – нет восприятия интонации речи при сохранности вербальной информации – поле 22 субдоминантного полушария (аналог зоны Вернике),

3) Алалия –системное недоразвитие речи при поражении корковых речевых зон в доречевом периоде (до 2-3 лет):

– Сенсорная алалия – нарушение понимания обращенной речи при сохранении слуха (отсутствие речевого словаря), обязательно нарушается и моторная речь,

– Моторная алалия – недоразвитие моторной речи при сохранении понимания обращенной речи.

4) Аграфия– нарушение письменной речи – угловая извилина доминантного полушария (поле 39) или при поражении заднего отдела второй лобной извилины,

5) Алексия– нарушение чтения – угловая извилина доминантного полушария (поле 39),

6) Акалькулия– нарушение устного счета – угловая извилина доминантного полушария (поле 39),

Приобретенные и врожденные дефекты строения артикуляционного аппарата(НЕ КОРКОВОЕ):

1) Дизартрия– нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата («каша во рту»), и назолалия –вследствие нарушения иннервации мягкого неба («гнусавость голоса»)

2) Дислалия –нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Функциональные нарушения головного мозга:

1) Заикание – логоневроз, нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

2) Мутизм и сурдомутизм – полное отсутствие контакта или глухонемота функционального характера

Источник: https://studopedia.org/6-68333.html

Тема 10. обследование нарушенных высших корковых функций у больных с афазией – pdf free download

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ: Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в

1 МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Афазия» ТЕМА 10. Обследование нарушенных высших корковых функций у больных с афазией 1. Цели и задачи нейропсихологического обследования 2 стр. 2.

Обследование неречевого праксиса и гнозиса. 3 стр. 3. Обследование орального и лицевого праксиса 6 стр. 4. Обследование речевых функций… 8 стр. 5. Обследование состояния чтения и письма стр. 6. Обоснование заключения о речевом статусе больного с афазией. 16 стр. 7. Список литературы стр. г.

Москва, 2014

2 1. Цели и задачи нейропсихологического обследования Синдромологический анализ нарушений высших корковых функций, разработанный А. Р. Лурией, позволяет нейропсихологу и логопеду определить не только форму афазии, но и локализацию очага поражения головного мозга. Синдром каждой формы афазии состоит из серии симптомов.

Решающую роль для правильного понимания симптома играет его качественный анализ, изучение структуры нарушения и выделение того фактора или первичного дефекта, который привел к возникновению наблюдаемого синдрома: грубое нарушение фонематического слуха при акустико-гностической афазии; нарушение слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии; нарушение понимания логикограмматических задач при семантической афазии; нарушение артикуляторного праксиса при афферентной моторной афазии; персеверации и нарушение кинетической организации речи при эфферентной моторной афазии; возникновение аспонтанности и эхолалии при динамической афазии. Иными словами, выявление первично нарушенной нейрофизиологической и нейропсихологической предпосылки способствует определению формы афазии. Нарушение основной нейрофизиологической и нейропсихологической предпосылки проявляется не только в речи, но и в других видах деятельности (двигательных и гностических). Поэтому исследованию неречевых тестов, исследованию сохранности всех анализаторных систем уделяется особое внимание. Обследование речи начинается с предварительной беседы, оно позволяет установить контакт с больным. По ходу беседы с больным (выяснение имени, отчества, возраста, адреса) логопед составляет общее суждение о его речевых возможностях, сохранности сознания, критичности, ориентированности в окружающем, в месте нахождения, во времени. «Дефектология. Логопедия» Страница 2

3 Больному задаются вопросы о его самочувствии, о времени года, дате его заболевания, выясняется его образовательный уровень, специальность, семейное положение, наличие в семье левшей и т. д.

Если больной не располагает сведениями о наличии левшества у себя и в семье, то для определения признаков левшества используется серия тестов: 1) Переплетение пальцев рук. При левшестве (как явном, так и скрытом) большой палец левой руки при переплетении пальцев рук оказывается наверху.

2) Скрещивание рук на груди (у левши левая рука лежит сверху). 3) Прицеливание при имитации стрельбы из лука. Выявляется ведущий глаз больного: правша зажмуривает левый глаз, левша правый. На левой руке левши более четко, чем на правой, выявляется венозный рисунок; левша встает на правое колено.

Кроме того, у спортсменов (боксеров, футболистов) легко выявляется ведущая рука и нога. 2. Обследование неречевого праксиса и гнозиса Под неречевыми методами обследования подразумевается исследование двигательных функций: праксиса и гнозиса.

Неречевые методы исследования позволяют выявить сохранность или нарушенность теменной доли, заднелобных и премоторных отделов, затылочных отделов. Исследование динамического праксиса проводится путем выполнения больными по подражанию, а затем по устному заданию проб на переключение с одного движения на другое.

Больному даются задания (при отсутствии гемипареза) на относительно быстрое, одновременное переключение различных движений двух рук (например, одна рука сжата в кулак, другая развернута). Больной держит руки на столе и одновременно меняет их положение. При наличии динамической премоторной апраксии «Дефектология. Логопедия» Страница 3

4 больной начинает повторять той или иной рукой одно и то же движение, сбивается с ритма. Эта проба называется реципрокной. Проба «кулак ребро ладонь» (на столе) или имитация в воздухе пробы «кулак ладонь кольцо» рассчитана на исследование сохранности плана, последовательности сменяющих друг друга движений одной руки.

При наличии премоторной апраксии больной не удерживает план движений, пропускает и повторяет отдельные движения. Наличие динамической апраксии говорит о наличии очага поражения в премоторных и заднелобных отделах, а в некоторых случаях и в подкорковых отделах коры головного мозга.

Обследование пространственного праксиса Обследование пространственного праксиса позволяет судить о сохранности или нарушении сложных симультанных синтезов. У больных с обширным поражением верхнетеменных отделов мозга могут наблюдаться признаки нарушения ориентации в пространстве в повседневной жизни.

Больные не могут найти свою палату, не могут правильно одеться и т. п. Пространственный праксис исследуется при помощи следующих тестов: 1. Пробы Хэда.

Больному предлагается по подражанию выполнять вместе с логопедом следующие движения: поднести указательный палец к подбородку, перевернуть руку ладонью вверх и пальцами от подбородка, поставить левую ладонь перпендикулярно вдоль подбородка, поставить ладонь перпендикулярно к другой ладони и т. п.

Фиксируется, правильно ли больной выполняет предложенные пробы, а также той ли рукой он их выполняет. Проверяется ориентация больного в левой и правой стороне тела: больного просят показать левое ухо правой рукой, правый глаз левой рукой и т. п. Исследуется воспроизведение различных поз пальцев. «Дефектология. Логопедия» Страница 4

5 2. Копирование больным различных фигур, складывание из спичек, складывание перевернутом виде. Используется методика КООС: выкладывание из кубиков различных орнаментов.

Кроме того, исследуется воспроизведение больным символических движений: больного просят грозить пальцем, поманить кого-нибудь к себе, похлопать в ладоши, изобразить, как стригут бумагу, режут хлеб и т. д. 3. Проба с часами и географической картой.

Больному предлагается на нарисованных часах без цифр определить время по направлению стрелок; нарисовать стрелки, передающие то или иное время; на карте найти моря, города, страны; проставить на скрещенных перпендикулярно осях местонахождение севера и юга, востока и запада; нарисовать контуры Черного моря; расположить несколько городов по отношению к Москве и т. п. 4. Проверяется ориентированность больного среди букв, написанных правильно, зеркально и горизонтально строке. Трудности выполнения этих тестов характерны для больных с афферентной и семантической афазиями, т. е. при поражении задних нижнетеменных отделов мозга. При поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга выявляется инертность и нарушение планирования действий и движений при выполнении серий этих заданий. Оценка и воспроизведение ритмов При исследовании воспроизведения различных ритмов проверяется возможность больного к моторному переключению с одного ритмического рисунка на другой, тенденция к упрощению ритмического рисунка. Логопед отстукивает ритм по столу карандашом, прикрывая его листом бумаги, по два, по три удара, различными сериями: два сильных, два слабых, два быстрых, один отставленный во времени и т. п. Больные, не удерживающие заданный ритм, автоматически добавляющие, повторяющие одну группу или серию ударов или «Дефектология. Логопедия» Страница 5

6 добавляющие лишние удары, повторяющие их из-за персеверации, относятся к группе с поражением премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга. Больные с сенсорной афазией отказываются от воспроизведения ритмических ударов, констатируя: «Их очень много».

Больные с афферентной и семантической афазией ритмические рисунки воспроизводят по слуховой имитации верно, но не могут описать характер ритмов.

Обследование зрительного гнозиса Обследование зрительного гнозиса необходимо проводить для отграничения речевых расстройств от трудностей называния при зрительной агнозии, возникающей при поражении третичных отделов затылочной доли и для выяснения оптической алексии, возникающей при поражении теменных отделов слева.

Больному предлагают назвать или описать предметы или их изображения. Ему даются простые, четкие, контрастные предметные картинки, затем близкие по форме (мяч, яблоко, глобус, очки, велосипед и т. п.).

Затем они заменяются одноцветными, контурными, сделанными крапом (покрытые мелкими точками), перечеркнутыми зигзагообразными линиями и наложенными друг на друга контурными изображениями. Больные со зрительной агнозией быстро начинают испытывать затруднения в опознании рисунков.

Больные с амнестической афазией путем описания функций предметов, изображенных на рисунках, справляются с этими заданиями. Узнавание букв, написанных различным шрифтом, проверяется у хорошо говорящих больных путем их называния и показа по заданию. Больные с оптической алексией затрудняются в выполнении этих заданий. 3. Обследование орального и лицевого праксиса Нарушение орального и лицевого праксиса часто сочетается с нарушением артикуляторного праксиса. Оральный праксис включает в себя «Дефектология. Логопедия» Страница 6

7 неречевые движения орального аппарата, т. е. губ, языка, щек. Исследование состоит из следующих тестов: больному устно даются задания открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, вниз, отвести влево, вправо, пощелкать языком, заложить язык за щеку, надуть попеременно и одновременно щеки, вытянуть губы вперед, растянуть губы.

Эти же задания больной выполняет по зрительной имитации. Далее по устному заданию и зрительной имитации выполняются различные символические движения: дутье, имитация оплевывания, свист, имитация полоскания горла, подмигивание, воспроизведение улыбки, поднимание бровей в удивлении, подмигивание и т. п.

Вce эти пробы больной выполняет изолированно, с паузами между заданиями. Трудности выполнения этих заданий при различной локализации проявляются по-разному. При нижнетеменных очагах поражения возникают различные хаотические поиски, трудности придания артикуляционным органам соответствующих поз.

Больные с оральной, нижнетеменной апраксией не могут произвольно изобразить движение поцелуя, сплюнуть по заданию, при сохранности этих движении в повседневной жизни. Оральная, нижнетеменная апраксия в некоторых случаях наблюдается изолированно, без речевых расстройств.

При поражении премоторных и заднелобных отделов возникают персеверации, повторы предыдущих движений, трудности в выполнении серийных заданий. Для обследования динамического орального праксиса больному предлагают выполнить серию движений, например, подуть и пощелкать языком.

Больные с премоторной апраксией хорошо выполняют отдельные движения и застревают на одном из движений, входящих в линейно организованную серию движений, вследствие персеверации. При этом иногда возникает иллюзия наличия симультанной, конструктивной, пространственной апраксии при поражении премоторных отделов коры «Дефектология. Логопедия» Страница 7

8 головного мозга. При обширных поражениях лобных долей в связи с выраженной инактивностью и аспонтанностыо нарушается непроизвольное сплевывание, откашливание, при относительной сохранности выполнения этих движений, при стимуляции. 4.

Обследование речевых функций Обследование речевых функций охватывает все виды импрессивной и экспрессивной речевой деятельности человека, сюда входит исследование фонематического слуха, понимание значения интонации, значения слов, пословиц, поговорок, идиом, различных словосочетаний, отдельных инструкций, сложных инструкций как устных, так и письменных, понимание читаемого текста, понимание содержания задач, нарушение и сохранность линейной, сукцессивно во времени организованной речи, сохранность произвольного повторения, называния, построения высказывания как устного, так и письменного. Ориентировочное обследование спонтанной речи Ориентировочное обследование спонтанной речи происходит в процессе предварительной беседы с больным. При этом в протоколе обследования логопед фиксирует активность и объем речевой продукции больного. При обследовании безречевого больного логопед отмечает, активен ли он, пытается ли ответить на вопросы при помощи эмболов, достаточно ли окрашена его речь различными интонационными оттенками или он безучастен. Больные с некоторыми формами афазий в непринужденной обстановке могут произносить фрагменты предложений или отвечать лишь на вопросы. Обследование понимания речи Прежде чем приступить к обследованию понимания, логопеду необходимо убедиться в сохранности у больного слуха, а также выяснить, «Дефектология. Логопедия» Страница 8

9 сколько раз у него были нарушения мозгового кровообращения и чем они сопровождались. Обследование фонематического слуха Больному предлагается повторить близкие (оппозиционные) фонемы: ба па, па ра, да та, ба па ба, да та да и т. п.

Далее предлагается воспринять на слух слова с оппозиционными звуками с опорой на соответствующие рисунки.

В связи с тем, что в произнесении слогов ошибки повторения могут быть вызваны первичными артикуляционными трудностями (при моторных афазиях), для уточнения сохранности фонематического слуха используется условно-рефлекторная методика: больному предлагают на один из оппозиционных звуков, например, на [б] поднять руку, а на [п] держать руку на столе, затем дается серия слогов ба, па, па, ба, па. И наконец, фонематический слух можно исследовать с опорой на показа соответствующих слогов или слов с оппозиционными звуками (дом том, бочка почка). При грубой акустико-гностической сенсорной афазии на ранней стадии после инсульта больные не различают даже далекие по звучанию фонемы, позже лишь фонемы, отличающиеся одним акустическим признаком: звонкие глухие, твердые мягкие, свистящие шипящие. Фонематический слух вторично нарушается при грубой афферентной моторной афазии в связи с нарушением кинестетической афферентации. Больные не различают на слух фонемы, близкие по месту и способу артикуляции (м б п, и с, т л) как при восприятии слогов, так и при восприятии слов, однако фонематический слух при афферентной моторной афазии нарушен меньше, чем при акустикогностической афазии. При выраженной эфферентной моторной афазии при исследовании фонематического слуха возникают персеверации. «Дефектология. Логопедия» Страница 9

10 Обследование понимания значений слов Понимание значений слов различно нарушается при всех формах афазии. При обследовании больному предлагается показать предметы, окружающие его (стол, стул, книга, карандаш, окно, дверь, пол, потолок, стены, шкаф и т. п.), показать части лица и тела.

Затруднения показа частей тела и предметов, находящихся в комнате, наблюдаются при всех формах афазии: при сенсорной в силу нарушения фонематического слуха и нестойкости слухоречевых следов; при эфферентной в связи с наличием персевераторности в движениях руки; при афферентной и семантической при быстром предъявлении слов в связи с трудностями ориентировки в пространстве. Нарушения слухоречевой памяти выявляются при помощи повторения больным серий слов (по два, по три и более), например, дом кот лес, рука окно рыба и т. д. Больным дастся задание повторить предложение В саду за высоким забором росли яблони и груши. Больные с акустикомнестической афазией, не удерживая речевой ряд, пропускают, как правило, второе и третье слово, при эфферентной моторной афазии больные персеверируют первое или второе слово, а также слова из предыдущих заданий. Другим приемом обследования слухоречевой памяти является нахождение по заданию картинок из разложенных перед больным или сложенных в стопку. Вторично негрубо слухоречевая память может нарушаться при поражении как лобных долей мозга, так и нижнетеменных отделов левого полушария у правшей. «Дефектология. Логопедия» Страница 10

11 Обследование понимания простых предложений Под обследованием понимания простых предложений подразумевается: 1) понимание больным простых и относительно сложных инструкций типа: Возьмите карандаш, положите его под книгу, а ножницы дайте мне; 2) понимание предложений, названий, наименований предметов, данных в виде описания: Покажите то, чем режут хлеб, то, чем режут бумагу, то, чем разжигают дрова и т. п. (по соответствующим картинкам). Трудности в понимании многозвеньевых инструкций наблюдаются при всех формах афазии при грубой выраженности речевого расстройства. Обследование понимания грамматических структур пословиц, поговорок, басен Обследование понимания логико-грамматических конструкций проводится при предъявлении больному заданий: Скажите, как вы понимаете словосочетания «брат отца» и «отец брата»? Это одно и то же лицо или разные люди? Если разные, то кто они? При показе соответствующих картинок логопед просит больного показать мамину дочку, дочкину маму, маму дочки, дочку мамы. Так же, но с опорой на предметы, больного просят показать кисточку карандашом, карандаш кисточкой. Проверка понимания логико-грамматических конструкций, передающих пространственное расположение предметов, осуществляется заданиями: Положите ручку справа от линейки и слева от карандаша, линейку слева от ключа и справа от очков и т. п.; Нарисуйте крест под кругом, круг над крестом, чашку под столом и над елкой и т. п. Для облегчения задания больному даются схематические образцы этих нарисованных предметов. При решении логико-грамматических конструкций сравнительного характера больному предлагается расставить имена детей под картинками: «Дефектология. Логопедия» Страница 11

12 Коля выше Вани и ниже Саши. Кто здесь Коля, Ваня и Саша? Или: Оля темнее Кати и светлее Тани. Кто из девочек Оля, Катя и Таня? Петя ударил Колю. Кто драчун? Правильны ли эти предложения? Если неправильны, то какое? и т. п. Эти задания трудны при афферентной афазии, а инструкции: Покажите ложку карандашом, карандаш ручкой и т. п.

, трудны при эфферентной афазии. Для больных с семантической афазией характерны трудности в выполнении и тех и других логико-грамматических конструкций. Обследование экспрессивной речи Обследование экспрессивной речи начинается уже в процессе предварительной беседы.

Все свои вопросы и задания, а также речевые и мимические реакции больного логопед записывает, например, в виде дроби: над чертой вопрос, содержание рисунка, о котором больной должен что-то сообщить, под чертой речевая продукция больного.

Обследование артикуляторного звена речи Артикуляторное звено может нарушаться при разных вариантах афферентной моторной и эфферентной моторной афазии, при дизартрии. Больному предлагается повторить звуки изолированно, в словах, в предложении.

При грубой афферентной моторной афазии могут наблюдаться либо обильные поиски артикуляторного уклада звука, либо литеральные парафазии, либо замены произнесения отдельных звуков речевыми эмболами. Больной то произносит звуки верно, то заменяет их другими, то не может найти нужную артикуляционную позицию.

При относительно восстановившейся ситуативной речи (например, при так называемой проводниковой афазии) больные могут затрудняться в произнесении отдельных звуков, но чаще при произнесении слогов и слов. При грубо нарушенном фонематическом слухе у больных с акустико-гностической «Дефектология. Логопедия» Страница 12

Источник: https://docplayer.ru/54606540-Tema-10-obsledovanie-narushennyh-vysshih-korkovyh-funkciy-u-bolnyh-s-afaziey.html

Высшие корковые функции

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ: Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в

Кораголовного мозга является, по существу,гигантским промежуточным центром напути от рецепторных аппаратов кэффекторным.

Сюда стекается всяинформация, поступающая из внешней ивнутренней среды, здесь она сопоставляетсяс текущими потребностями, прошлым опытоми преобразуется в команды, нередкоохватывающие все процессы жизнедеятельности.

Здесь вырабатываются принципиальноновые решения, а также формируютсядинамические стереотипы, образующиешаблоны поведения, восприятия и, в рядеслучаев, даже мышления.

Связькоры с “периферическими” образованиями— рецепторами и эффекторами —обусловливает специализацию отдельныхее участков. Различные области корысвязаны со строго определенными типамирецепторов, образуя корковые отделыанализаторов.

Анализатор— специализированная физиологическаясистема, обеспечивающая прием ипереработку определенного типараздражений. В нем различают периферическийотдел — собственно pецепторные образования— и совокупность промежуточных центров.

Наиболее важные центры расположены взрительном бугре, являющемся коллекторомвсех видов чувствительности, и в коребольших полушарий.

Корковые отделыанализаторов представляют собой высшие,но не конечные, центры, посколькупоступающие сюда импульсы не “оседают”здесь, как в хранилище, а постоянноперерабатываются, преобразуясь вкомандные сигналы. Эти команды могутнаправляться к рецепторным аппаратам,изменяя порог их чувствительности.

Врезультате каждый анализатор функционируеткак кольцевая структура, в которойимпульсы циркулируют по маршрутурецепторы — промежуточные центры —рецепторы. Разумеется, что от промежуточныхцентров имеются выходы и к эффекторнымаппаратам. Действие же эффекторов, всвой очередь, порождает новые рецепторныесигналы.

В итоге формируются сложныекольцевые системы: рецептор — промежуточныйцентры — эффектор — рецептор. Такиесистемы могут иметь не сколько уровнейзамыкания (продолговатый, межуточныймозг, но высшим является корковый. Низшиеуровни регуляции xapaктеризуются жесткимавтоматизмом, высшие, особенно корковыеотличаются большей гибкостью иизменчивостью.

Основныекорковые отделы анализаторов имеютследующее расположение (см. рис. 9):зрительный анализатор — в затылочнойкоре, слуховой — в височной, поверхностнаяи глубокая чувствительность — в заднейцентральной извилине, двигательныйанализатор — в передней центральнойизвилине.

Обонятельный анализаторрасполагается в эволюционно болеедревних отделах коры. включающих аммоноврог и поясную извилину.

Вкусоваячувствительность и рецепция от внутреннихорганов имеют менее определенноекорковое представительство, концентрируясьв основном в глубинных отделах сильвиевойборозды.

Каждыйанализатор представлен в симметричныхотделах правого и левого полушариймозга. Двигательный и чувствительны!:анализаторы связаны с противоположнойполовиной тела.

Корковые представительстваслухового, вкусового и обонятельногоанализаторов в каждом полушарии имеютсвязи с обеими сторонами.

В зрительнуюкору (затылочная область) проецируетсяинформация от половины поля зрениякаждого глаза, причем в левое полушарие— от правых половин, в правое — от левыхполовин полей зрения.

Изанатомических особенностей следует,что расстройства движений, чувствительностии зрения возможны при поражениисоответствующего участка одного изполушарий. Данные нарушения возникаютна стороне, противоположной локализациипатологического очага. Корковыерасстройства слуха, вкуса и обоняниянаблюдаются только при двустороннемпоражении анализаторных зон или ихсвязей.

Наличиесимметричных анализаторных отделов вправом и левом полушариях не означаетих полной равноценности. Многочисленнымиэкспериментами доказано существованиефункциональной асимметрии мозга. Еесуть заключается в том, что правое илевое полушария выполняют несколькоразличные функции.

Различают доминантноеи субдоминантное полушария. В доминантномрасполагаются центры речи и письма, всубдоминантном соответствующие центрыотсутствуют.

Чаще всего доминантнымполушарием является левое, и расположениев нем речевых центров обычно совпадаетс праворукостью — преобладанием правойруки над левой.

Вслучаях выраженной леворукостидоминантным может быть правое полушарие.Однако вопрос о левшестве далеко непрост.

Впроцессе воспитания большинствородителей приучают детей пользоватьсяпреимущественно правой рукой. Трудносказать, какое полушарие доминирует у“переученных левшей”. Кроме того,встречаются случаи амбидекстрии —примерно одинакового владенния обеимируками. Сложно оценивать также степеньфункциональной асимметрии мозга.

Темне менее эта асимметрия существует, очем убедительно свидетельствуютрезультаты исследований по изолированномувыключению активности правого илилевого полушария, а также клиническийанализ право- и левополушарных поражениймозга. Роль каждого из полушарий освещенаподробнее при описании отдельных высшихкорковых функций.

Изучениемикроскопической структуры корковыхотделов анализаторов показало, что вкаждом таком отделе существуют два типаклеточных зон. В центре корковогопредставительства анализаторарасполагаются первичные клеточныеполя, называемые также проекционными.

https://www.youtube.com/watch?v=NIRCkWaysjE

Их особенность состоит в том, что ониимеют непосредственную связь спериферическими отделами анализатораи являются, таким образом, первымиполучателями информации (или отправителями— в случае двигательного анализатора).Первичные клеточные поля отличаютсявысокой специфичностью, т.е.

настроенына прием информации от определенныхтипов рецепторов. Кроме того, в этихполях нередко наблюдается и вполнеопределенное расположение представительствотдельных рецепторных зон.

Так, в заднейцентральной извилине каждая часть телаимеет свою область проекции: в верхнихотделах — нижняя конечность, в средних— рука, в нижних — лицо. Аналогичнаякартина наблюдается и в переднейизвилине. В зрительной коре различныеквадранты полей зрения (квадрант —четвертая часть) проецируются в строгоопределенные участки.

Таким образом, впервичных, или проекционных, зонахнаблюдается высокая избирательностьв приеме информации и специальнаяпредставленность отдельных рецепторныхзон. В периферических отделах корковыхпредставительств анализатороврасполагаются вторичные, илипроекционно-ассоциационные, клеточныезоны.

Для них характерны гораздо меньшаяспециализированность в приеме информациии отсутствие прямой связи с периферией.В то же время эти зоны способныустанавливать контакты с другимиотделами коры, а также образовыватьвнутри себя сложные комплексы, в которых,как считается, фиксируется прошлыйопыт.

Такимобразом, вторичные клеточные зоны,надстраиваясь над первичными, обеспечиваютболее сложную переработку информациии формируют при каждом анализатореспециализированные блоки памяти.

Приоценке площади, занимаемой первичнымии вторичными клеточными зонамианализаторов, нетрудно увидеть, чтозначительные пространства поверхностикоры остаются как бы “не занятыми”.

Ктаким “свободным” территориям относятсяпрежде всего обширная теменно-височно-затылочнаяобласть и участка лобной доли кпередиот передней центральной извилины.

Междутем именно эти отделы коры неуклонноувеличиваются по мере эволюционированияи достигают наибольшего развития учеловека. Специальные исследованияпоказывают, что в этих отделах paсполагаютсятретичные корковые зоны.

Длятретичных клеточных зон характернаспособность к восприятию многоплановойинформации; здесь отсутствует узкаяспециализированность. В третичных зонахосуществляется межанализаторный анализи синтез информации, что обеспечиваеткомплексную память, организацию работымозга в целом.

При этом многомерный,многоплановый анализ окружающейдействительности осуществляетсяпреимущественно в височно-теменно-затылочнойобласти, а планирование действий,разработка сложных программ поведенияпроизводится главным образом в лобнойдоле.

Именно в третичных зонах формируютсяцентр речи письма, счета,зрительно-пространственной ориентировки.Здесь фиксируются также навыки,приобретенные человеком в процессе егосоциального обучения. Важно отметить,что функционалная асимметрия мозгаособенно наглядно выступает в работетретичных зон.

Доминантное и субдоминантноеполушария вносят неоднозначный вкладв осуществление “третично организованных”корковых функций.

Учитываяналичие различных клеточных зон, можносчитать, что в коре головного мозгапроисходят две основные группы процессоввнутрианализаторные (первичные ивторичные зоны) и межанализаторные(третичные зоны).

Если же подходить кэтим процессам с позиций рефлекторногопринципа, то они заключаются в анализесредовых воздействий, организацииответных реакций и обучении. Данныефункции получили специальные наименования.

Анализсредовых воздействий на высшем уровнепо сушеству представляет собойраспознавание, т.е. сопоставлениеполучаемой информации с накопленнойранее. Эта функция называется гнозисом(гнозис — узнавание). Операции гнозисамогут осушествляться как в пределаходного анализатора, так и при взаимодействиианализаторов.

Выработкапрограмм действий и осуществление этихпрограмм носит название праксиса(праксис — действие). Как правило, практистребует участия нескольких анализаторов(по крайней мере вигательного ичувствительного), ибо ни одно действиеневозможно без рецепторного контроля.

Обучениесводится прежде всего к формированиюпамяти. Кроме того, память совершеннонеобходима в операциях гнозиса ипраксиса. Ведь распознавание — этосравнение с уже известным, т. е.зафиксированным в памяти. В свою очередь,построение программы действий — этопрежде всего подбор готовых шаблонов,опять-таки хранящихся в памяти.

Блокипамяти существуют при каждом анализаторе,а также на уровне межанализаторныхсистем. Особое место занимает смысловаяпамять, являющаяся основой языка имышления. Разнообразные сложные рецепторыперекодируют в нервные импульсы лишьфизико-химические характеристикираздражителей: длину световой волны,частоту колебаний воздуха, температуруи т.д.

Однако на основании этих элементарныхсведений у человека создаются весьмасложные представления об окружающеммире. Например, взгляд фиксирует предмет,и о нем делаются следующие заключения:“Что-то большое, находится далеко,движется, приближается ко мне, движетсяочень быстро, это автомобиль (это легковойавтомобиль, это машина “волга”)”.

Практически ни одно из приведенныхзаключений (за исключением “движется”)не может быть сделано без учетапредварительного опыта. “Большое” —значит нужно иметь представление омаленьком, “находится далеко” —необходимо оценить расстояние,“приближается ко мне” — оценкатраектории движения, “движется оченьбыстро” — оценка скорости. Вся работапроизводится автоматически, неосознанно.

Опознавание в предмете автомобиля, даеще и его марки, — уже чисто человеческаяфункция. Однако оценка величины, скоростидвижения объекта является результатомобучения.

Наблюдения за развитиемребенка убедительно показывают, чтоспособность различать большие и малыепредметы, определять расстояние до них,направление их движения формируются свозрастом, по мере приобретения жизненногоопыта. Следовательно, гнозис — функция,формирующаяся в процессе обучения ипоэтому наиболее ранимая в детскомвозрасте.

Приведенныйпример, кроме того, показывает, чтоуровней гностических операций можетбыть очень много — от определениянаиболее простых характеристик (большое— маленькое) до сложных синтетическихзаключений (марка автомобиля). По всейвероятности, первичные клеточные зоныосуществляют элементарные гностическиефункции, а вторичные — более сложные.

Комплексноераспознавание осуществляется в третичныхзонах.

Наличиеиерархичности, многоступенчатостиуровней гнозиса подтверждаетсяклинической практикой. В зависимостиот степени поражения коркового отделаанализатора варьирует выраженностьгностических расстройств — от полнойагнозии (агнозия — нарушение гнозиса)до частичной утраты способностираспознавания.

Чащевсего расстройства гнозиса затрагиваюткакую-либо одну анализаторную системупри сохранности остальных. Различаютзрительные, слуховые, обонятельные,вкусовые, тактильные агнозии (см. главу6).

Любоесложное целенаправленное действиетребует для своего осуществленияпредварительной информации.

Этаинформация может представлять собойусловнорефлекторный раздражитель,запускающий уже сформированную реакциюили цепь таких реакций в виде динамическогостереотипа.

В более сложных случаяхпоступающая информация подвергаетсятонкому анализу на уровне третичныхзон височно-теменно-затылочной области.На основе такого анализа вырабатываютсядвигательная задача и двигательнаяпрограмма (“что сделать?” и “каксделать?”).

Формулированиедвигательной задачи (“что сделать?”)— результат интегральной деятельностимозга, учитывающей текущие потребностии личный опыт. Сама по себе эта задачаможет представлять собой комплекс изсерии последовательных заданий, ведущихпоэтапно к достижению конечной цели.

Вчастности, намерение позвонить потелефону разворачивается в виде планадействий (снять трубку, набрать номер,дождаться ответа). Даже этот простойпример показывает, что конечная цельдействия должна прочно удерживаться впамяти, чтобы управлять всейпоследовательностью манипуляции.

Стойкость намерений имеет огромноезначение и для разработки двигательныхпрограмм (“как сделать?”).

Важнейшаяособенность поведения, основанного навысшей нервной деятельности, заключаетсяв том, что одна и та же цель можетдостигаться различными способами.

Так,намереваясь позвонить по телефону, мыможем держать трубку правой или левойрукой, вращать диск указательным илидругим пальцем, разговаривать стоя,сидя, лежа.

Только стойко фиксированнаязадача способна организовыватьразнообразные двигательные акты впланомерное действие.

Двигательныеакты нередко представляют собой сложныеавтоматизированные шаблоны, врожденныеили закрепленные в процессе обучения.Все та же процедура телефонного звонкасостоит из подобных автоматизмов.Подойдя к аппарату, мы не задумываемся,с чего начать, а поднимаем трубку,подносим ее к уху и ждем гудка.

Затемнабираем номер, вращая диск положенноечисло раз. Кажется нелепым, поднявтрубку, думать о том, а что же делатьдальше, или бесконечно вращать диск.

Следовательно, существуют особыемеханизмы, обеспечивающие не толькоправильный подбор необходимыхавтоматизмов, но и их своевременнуюсмену по мере приближения к цели. Этотслитный набор сменяющих друг другаавтоматизмов обозначается иногда как“кинетическая мелодия” (“кинезис” —движение).

Любой двигательный акт, дажесамый простой, не может быть точновыполнен без постоянного афферентногоконтроля. Неврологической основойтакого контроля является системаглубокой чувствительности, информирующаядвигательные центры о степени напряжениясухожилий, мышц, о положении конечностейпространстве.

Ведущую роль афферентного,кинестетического (кинестезия — буквально:ощущение движения) контроля в регуляциидвижений убедительно раскрыли выдающиесясоветские физиологи Н.А.Бернштейн иП.К.Анохин.

Благодарякинестетической системе междуисполнительным органом и команднымцентром образуется звено так называемойобратной связи. По каналу обратной связипостоянно поступает информация о ходевыполнения двигательных команд и темсамым создается возможность систематическойкоррекции выполняемого движения.

Болеетого, без кинестетической системыневозможна предварительная настройкадвигательного аппарата для совершениякакого-либо движения. Иными словами,речь идет о принятии изначальной позы— о соответствующем перераспределениитонуса мышцы.

Например, для того чтобысогнуть руку в локтевом суставе,необходимо предварительно расслабитьразгибатели предплечья.

Такимобразом, механизм целенаправленногодействия представляет собой сложнейшуюфункциональную систему.

Важнейшимипроцессами в этой системе являютсяпредварительный афферентный синтездля формирования двигательной задачи,обеспечение стойкости двигательнойзадачи, выбор необходимых двигательныхавтоматизмов, обеспечение “кинетическоймелодии” — своевременного переключенияавтоматизмов, постоянный кинестетическийконтроль. Сложный механизм совершенияцеленаправленного действия называетсяпраксисом.

Нарушениелюбого из перечисленных процессовприводит к расстройствам целенаправленногодействия — апраксии. Характер апраксиизависит от того, какие отделы двигательнойфункциональной системы поражены. Этиотделы имеют определенную мозговуюлокализацию.

Предварительныйафферентный анализ и синтез осуществляютсяв височно-теменно-затылочной области,где формируется так называемый центрпраксиса.

Стойкостьдвигательной задачи, выбор автоматизмови формирование “кинетической мелодии”регулируются лобными долями.

Кинестетическийконтроль осуществляется при помощикоркового отдела анализатора глубокойчувствительности (задняя центральнаяизвилина и вторичные зоны этогоанализатора).

Приобсуждении гностических и праксическихфункций неоднократно указывалось нароль памяти: на ее необходимость впроцессах распознавания, ее первостепеннуюважность в организации устойчивых целейдеятельности. Речь шла о так называемыхмодально-специфических формах памяти,т. е.

о процессах фиксирования и извлеченияиз хранилищ информации, связанной сопределенным анализатором. В психологиии педагогике издавна известны зрительнаяи слуховая память, случаи явногопреобладания одной из них.

Хранилищеавтоматизмов действия тоже представляетсобой модально-специфическую формупамяти, ибо оно связано прежде всего сдвигательным анализатором.

Нарядус механизмами модально-специфическойанализатор. ной памяти существуютсистемы, влияющие на общие характеристикипроцессов запоминания. Эти общиехарактеристики заключаются в следующем:скорость запоминания, объем памяти,быстрота воспроизведения зафиксированногоматериала (скорость вспоминания).

Любойраздражитель, чтобы быть зафиксированнымв памяти, должен на некоторое время“задержаться” в нервной системе.Различают поэтому кратковременную идолгосрочную память.

Кратковременнаяпамять рассчитана как раз на то, чтобыимелась возможность оценить поступающуюинформацию и решить, переводить ли еена долгосрочное хранение. “Решение”не всегда означает сознательное действие.

Во многих случаях “решить” означаетавтоматически сопоставить поступающуюинформацию с уже имеющейся и определитьее ценность.

Например, пришивающийпуговицу человек, если он вдруг уколетсяиголкой, тотчас же забывает об этомпроисшествии как не имеющем информативнойценности. “Иголка довольно часто колет”— это не мысль, а мгновенный результатоценки информации, моментально стирающийиз кратковременной памяти следраздражителя.

Какимобразом осуществляется сличение данногосигнала со всеми хранящимися в памяти,неизвестно. Во всяком случае, этопроисходит чрезвычайно быстро.

Допустим,в вашем владении находится библиотекав 2000 книг. Перечисляя все их названия,вы неизбежно что-то упустите. Но стоитспросить об определенной книге, как вытотчас же ответите, есть она у вас илинет.

Скоростьизвлечения информации, как и быстротаее фиксации, связана с модально-неспецифическиммеханизмом, роль которого играютвнутренние отделы височно-лобнойобласти. Наряду с модально-неспецифическойпамятью существуют механизмы иныхмнестических операций.

В частности,известно, что каждый человек способензапоминать произвольно и непроизвольно.Произвольное запоминание обусловленозаданием: нужно зафиксировать.Непроизвольное запоминание неподотчетноконтролю сознания (“просто запало впамять”).

В ряде исследований доказано,что непроизвольное запоминаниеобеспечивается в основном правополушарнымизонами, тогда как осмысленное, произвольноеосуществляется при участии левополушарныхцентров.

Наконец, существует организованнаямнестическая деятельность, заключающаясяв осмысленной фиксации материала ипланомерном извлечении его из хранилищпамяти. Что касается осмысленнойфиксации, то дается команда: “Это важно,это пригодится”.

Простота такой команды,конечно, вовсе не означает, что непроисходит никакого восприятияинформации, ее анализа, сравнения симеющимися данными и, наконец, заключения:“Необходимо запомнить”. Однакоизвлечение нужной информации из памятипредставляется гораздо более сложнойи гораздо менее понятной процедурой.

Например, на вопрос о дне рождениякакого-либо человека могут быть полученытри варианта ответов: “Никогда незнал!”, “Знал, но забыл!”, “Сейчасвспомню!” Спрашивается, каким образомчеловек сразу же определяет, что емуследует ответить в том или ином случае.Во всяком случае, в этих процессахактивного запоминания и вспоминанияпринимают непосредственное участиелобные доли. Именно их организующеевлияние определяет активность ирезультативность процессов памяти.

Припоражении лобных долей нарушаетсяпланомерная обработка, осмыслениематериала с целью его запоминания.Заметное влияние оказывает такженеустойчивость намерений.

Больной,собираясь зафиксировать в памятипредлагаемый ему материал, вскореотвлекается от поставленной задачи,его внимание начинают привлекатьвторостепенные детали. При попыткахвспомнить также обнаруживается дефектстойкости намерений.

Больной как бызабывает, что же он собирался вспомнить,и извлекает из памяти не относящуюся кделу информацию.

Источник: https://studfile.net/preview/6187381/page:40/

Исследование высших корковых функций: методы исследования высших корковых функций подробно описаны в

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ: Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в

Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в соответствующих курсах (психология, психопатология детского возраста).

Мы лишь укажем, что при исследовании невро-логического статуса исследуются гнозис, праксис, речь, память, мышление.

Нужную информацию о психическом состоянии детей получают во время наблюдения за их мимикой, манерой игры, поведением в новой обстановке и т.

п. Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов. Больному предъявляют предметы и просят их назвать, описать сравнить по величине и т.д. Кроме того, применяют набор цветных, однотонных и контурных картинок. Оценивают способность узнавать предметы, лица, сюжеты. Попутно проверяют и зрительную память: детям предъявляют несколько картинок, затем их перемешивают с несколькими новыми. После этого детей просят выбрать знакомые картинки. При этом учитывают время работы, настойчивость, утомляемость. При исследовании слухового гнозиса больного просят определить знакомые ему звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум пьющейся воды. Оценивают и восприятие направления звука. При определении тактильного гнозиса оценивают стереогноз — узнавание предмета на ощупь при закрытых глазах. Во время исследования праксиса больному предлагают выполнить ряд заданий (присесть, погрозить пальцем, причесаться и т.п.). Кроме того, больным дают задание действовать с воображаемыми предметами (просят показать, как едят суп, как звонят по телефону, как пилят дрова и др.). Оценивают способность подражать демонстрируемым действиям. Для исследования гнозиса и праксиса применяют также специальные психические методики. Среди них важное место занимает использование досок Сегена с углублениями разной формы, в которые нужно вложить соответствующие углублениям фигуры, методик Кооса (из кубиков разной окраски нужно сложить узор, соответствующий показанному на картинке), куба Линка (из окрашенных по-разному 27 кубиков предлагается сложить куб таким образом, чтобы все его стороны были одинакового цвета). При использовании всех этих методик большое значение имеет оценка того, как ребенок выполняет задание — действует ли он по методу проб и ошибок или по определенному плану. Отдельно анализируют особенности чтения, устной и письменной речи (методы исследования речи подробно освещаются в курсе логопедии). Для исследования памяти применяют ряд психологических методик. Одна из них заключается в запоминании 10 слов. Обследуемому зачитывают 10 слов и просят их повторить. Затем эти же слова предъявляют еще 5 раз. После каждого повторения отмечают количество воспроизведенных слов. Наконец, больного просят воспроизвести эти слова через 50 — 60 мин (без предварительного предъявления). На основании полученных данных можно составить кривую запоминания. Обычно после третьего повторения воепроизводится 9 или 10 слов из 10 и эта цифра сохраняется в четвертой и пятой пробах. Через 1 ч в памяти остается от 8 до 10 слов. При плохом запоминании количество воспроизводимых слов держится на низком уровне. Этот метод предназначен прежде всего для исследования механической памяти. При исследовании логического, ассоциативного запоминания применяют другую методику. Больного просят запомнить ряд слов Для наилучшего запоминания слов предлагается использовать соответствующую картинку. Например, во время запоминания слова “обед” можно использовать картинку с изображением хлеба После того как больной отберет картинки в ответ на называемые слова, их откладывают в сторону. Спустя 40 — 60 мин ему дают картинки и просят вспомнить соответствующие им слова. Важно не только количество воспроизведенных слов, существенны также и особенности используемых при этом ассоциаций — примитивные, сложные, вычурные. Для исследования мышления и его расстройств пользуются специальными психологическими методиками. Часто применяется методика вычисления коэффициента интеллектуальности (IQ). Для оценки интеллекта применяются разнообразные тесты. Важным моментом является проба на классификацию предметов. Обследуемый должен объединить картинки с изображением животных, растений, инструментов, предметов обихода в группы по принципу “подходящие к подходящему”. В процессе выполнения задачи можно судить о том, насколько глубоки или поверхностны суждения обследуемого, насколько он способен классифицировать и обобщать понятия. Другим тестом является проба на “исключение четвертого лишнего”. Перед обследуемым кладут четыре картинки. Одну из них он должен отложить (исключить) как не подходящую к остальным. Простейший набор может состоять из изображений елки, березы, дуба и ромашки, более сложный — из изображений ложки, вилки, тарелки и хлеба. В последнем случае испытуемый может сказать, что в наборе нет ничего лишнего, так как все это нужно для еды. На самом же деле, понятие “посуда” объединяет три предмета и позволяет исключить изображение хлеба. При оценке интеллекта у детей, особенно с задержками речевого развития, широко используют наглядные материалы, в частности доску Сегена. Ребенок должен вложить в каждое углубление предмет соответствующей конфигурации (круг, квадрат, крест и т.д.). При этом обращают внимание на то, действует ли обследуемый методом слепых проб или сразу “на глаз” соотносит форму фигурки и углубления.

На основе анализа гнозиса, праксиса, речи, памяти и мышления делают вывод о психическом складе, личностных особенностях и степени возрастной зрелости психики ребенка.

Источник: Л.О.Бадалян. Невропатология. 1987

Источник: https://med-books.info/nevrologiya-neyrohirurgiya_760/issledovanie-vyisshih-korkovyih.html

Обследование пациентов с неврологическим заболеванием. Исследование высших мозговых (корковых) функций

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ: Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в

Существует несколько руководств по исследованию нервной системы (Ross, Glick, Bickerstaff и Spillane, руководство, составленное врачами из клиники Мауо), в которых подробно описывается множество диагностических цриемов, однако здесь упоминаются только относительно простые и наиболее значимые из них. Некоторые специфические диагностические приемы рассматриваются в главах, посвященных нарушениям сознания, мышления, функций черепных нервов, чувствительности, двигательных, вегетативных и сфинктерных функций.

Исследование высших мозговых (корковых) функций

В процессе сбора анамнеза отмечаются эмоциональное состояние и поведение пациента, особенности его личности, речь и ясность мышления, а также внимание, скорость реакции, способность запоминать события.

Затем проводится систематический опрос пациента с целью оценки его ориентации, эмоциональных реакций (аффекта), памяти и других когнитивных функций и волевой сферы (импульсивность, способность к совершению волевых актов) с учетом уровня образования и интеллекта пациента.

Диагностические приемы, применяемые у постели больного, включают повторение последовательности однозначных чисел в прямом и обратном порядке, последовательное вычитание по 7 от 100 и по 3 от 30, повторение коротких рассказов или определенной последовательности слов через 5 мин после предъявления, вспоминание имен четырех последних президентов страны, проверку памяти на отдаленные события и факты с учетом возраста больного. Если создается впечатление о нарушении речи, обращают внимание на артикуляцию, выбор слов при разговоре, способность правильно называть различные предметы и части предмета (например, браслет или головка ручных часов), повторять произнесенные предложения, выполнять двух- и трехступенчатые команды, писать и читать.

Для исследования праксиса пациента просят имитировать выполнение сложных действий, например зажечь воображаемую сигарету или отдать честь.

Для оценки зрительно-пространственных и зрительно-моторных функций применяются такие диагностические приемы, как деление линий пополам, рисование циферблата часов, копирование фигур.

Выполнение простых арифметических действий помогает выявить как нарушение концентрации внимания, так и счета. В процессе проведения исследования врач отмечает наличие или отсутствие апатии, депрессии, невнимательности и рассеянности.

Более полное исследование высших корковых функций представлено на далее. Сокращенные, но систематизированные методики (например, краткое исследование психического статуса по Folsfein) также могут с успехом применяться для быстрой оценки когнитивных функций.

Исследование черепных нервов и специальных видов чувствительности

Исследование обоняния проводится, если пациент жалуется на нарушение обоняния или вкуса, либо у него подозревается поражение в области передней черепной ямки.

При исследования обоняния определяют способность пациента узнавать знакомые запахи (мыло, кофе, табак, ванилин) при вдыхании запаха поочередно каждой ноздрей.

Резкие запахи (такие, как нашатырный спирт) применять не следует, так как они воспринимаются в большей степени окончаниями тройничного нерва, чем обонятельного. Остроту зрения на каждый глаз можно оценить при чтений газетного текста или при помощи таблицы.

Поля зрения ориентировочно определяются путем их сопоставления у врача и пациента; если выявляются нарушения, они уточняются при компьютерной периметрии. Тщательно оцениваются размер зрачков, реакции зрачков на свет и аккомодацию, движения глаз, а также глазное дно (диски зрительных нервов, сетчатка и кровеносные сосуды).

При помощи уколов иголочкой и прикосновения ватой исследуют чувствительность на лице; затем проверяют наличие корнеальных рефлексов. Для оценки мышц лица пациента просят наморщить лоб, сильно зажмурить глаза, надуть щеки, показать зубы, поджать губы. Восприятие слуха определяется при помощи тестов с применением камертона и, более точно, при проведении аудиометрии.

Оценивается положение языка в полости рта и при высовывании, при этом также можно выявить изменение цвета языка, атрофию сосочков, фасцикуляции, тремор, а также атрофию и слабость мышц языка. Не следует пренебрегать исследованием нижнечелюстного, щечного и сосательного рефлексов, особенно если имеются признаки дизартрии, дисфагии или поражения корково-спинномозгового пути.

Методика исследования более подробно описана в соответствующих статьях.

– Читать далее “Исследование двигательной функции, чувствительности и рефлексов. Осмотр больных в коме.”

Оглавление темы “Введение в неврологию. Основы неврологии.”:
1. Клинические исследования в неврологии. Диагностика заболеваний нервной системы.
2. Сбор анамнеза у неврологического больного. Неврологический осмотр.
3. Обследование пациентов с неврологическим заболеванием. Исследование высших мозговых (корковых) функций.
4. Исследование двигательной функции, чувствительности и рефлексов. Осмотр больных в коме.
5. Клинический метод в неврологии. Инструментальные и лабораторные методы в неврологии.
6. КТ и МРТ в неврологии. Компьютерная и магнитно-резонансная томография в неврологии.
7. Ангиография в неврологии. УЗИ в неврологии.
8. Миелография в неврологии. Электроэнцефалография в неврологии.
9. Паралич в неврологии. Анатомия и физиология паралича.
10. Двигательная зона коры. Поражение корково-спинномозговых нервов.

Источник: https://medicalplanet.su/neurology/13.html

Medic-studio
Добавить комментарий